Комиссия по разрешению споров о кадастровой стоимости. Как оспорить кадастровую стоимость

Совместная горячая телефонная линия управления Росреестра по Московской области (управление) и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (филиал) состоялась 23 августа, сообщает пресс-служба Росреестра Прдмосковья.

На вопросы граждан отвечали: и. о. заместителя руководителя управления Артур Салгереев, начальник отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости управления Елена Аносова, начальник отдела организации, мониторинга и контроля управления Инна Мжачих, заместитель начальника отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости управления Екатерина Шувалова, а также ведущий инженер отдела определения кадастровой стоимости филиала Елена Малюкова.

В горячей телефонной линии приняли участие помощник заместителя председателя Московской областной думы Валентин Мартьянов и главный редактор газеты «Опора России» в Подмосковье Анна Косицына.

Последовательность действий, перечень необходимых документов и особенности обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении (комиссия) были разъяснены каждому обратившемуся по телефону горячей линии. Также даны ответы на вопросы, на основании каких нормативных документов определялась кадастровая стоимость.

Для оспаривания кадастровой стоимости в комиссии необходимо представить пакет документов, установленный статьей 24.18 федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (закон об оценочной деятельности), в том числе отчет о рыночной оценке, который подготавливается профессиональными оценщиками.

В соответствии со статьей 24.20 закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной по решению комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Обращаем внимание, что Росреестр не проводит кадастровую оценку, но помогает гражданам и бизнесу скорректировать ее, если на то есть законные основания. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также утверждение результатов государственной кадастровой оценки относятся к компетенции региональных и местных властей. Управление рекомендует перед тем, как начинать процедуру оспаривания кадастровой стоимости в комиссии или суде, обращаться в Министерство имущественных отношений Московской области (Минимущество).

В случае выявления ошибки при определении кадастровой стоимости в период действия гарантийных обязательств по государственному контракту Минимущество вправе внести изменения в распоряжение, которым утверждалась кадастровая стоимость объекта недвижимости в Московской области. Владелец недвижимости при этом никаких расходов не понесет.

Направить заявление в Минимущество можно посредством почтового отправления по адресу: 143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1, по электронной почте: , а также через , который создан правительством Московском области для фиксирования и оперативного рассмотрения обращений граждан, раздел «Сообщить о высокой кадастровой стоимости участка».

Оспорить кадастровую стоимость может любой гражданин, чьи права и обязанности Это может быть владелец недвижимости с правом собственности (участник долевой собственности - независимо от согласия других владельцев), с правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, если кадастровая стоимость влияет на его права и обязанности (например, по уплате налогов).

Бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, если результаты кадастровой оценки затрагивают его права и обязанности как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подается заявление.

Также с требованием пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости может выступить арендатор недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо арендатор недвижимости у физического или юридического лица, если кадастровая стоимость влияет на формирование арендной платы. В последнем случае согласие собственника на такой пересмотр должно быть выражено в письменной форме.

">затрагивают результаты такой оценки.

2. В каких случаях и как можно оспорить кадастровую стоимость?

Оспорить можно только ту кадастровую стоимость недвижимости, которая установлена на момент обращения. Вы можете потребовать пересмотра кадастровой стоимости только в сторону уменьшения.

Пересмотреть кадастровую стоимость можно по двум основаниям:

  • при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости были о нем (например, при оценке были использованы неверные данные о площади объекта недвижимости либо о материале стен дома и тому подобное);
  • кадастровая стоимость объекта недвижимости этого объекта (на момент установления кадастровой стоимости).

В первом случае при положительном решении кадастровая оценка проводится заново, во втором случае кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной. В обоих случаях нужно собирать доказательства.

Оспорить кадастровую стоимость можно двумя способами - в по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Росреестра либо в . При этом физические лица при обращении в суд предварительно обращаться в комиссию не обязаны.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости в комиссии Росреестра считается более простой и быстрой. К тому же, если она завершится неудачей и комиссия откажет в пересмотре кадастровой стоимости, вы также сможете обратиться в суд и оспорить решение комиссии. Если в пересмотре кадастровой стоимости откажет суд, обратиться в комиссию вы уже не сможете.

3. Как узнать, какие сведения использовались для проведения кадастровой оценки?

Сведения о том, как, когда, кем и по чьему заказу была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости вместе с отчетами о проведении кадастровой оценки хранятся в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Получить их можно онлайн , на сайте Росреестра.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам необходимо знать Узнать кадастровый номер объекта недвижимости можно с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» либо, если вас интересует кадастровый номер земельного участка, здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, с помощью публичной кадастровой карты .

">кадастровый номер объекта недвижимости.

С запросом о предоставлении сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, вы также можете обратиться лично:

  • если кадастровая стоимость была определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки - к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (в отношении московской недвижимости в роли заказчика обычно выступает , но уточнить эту информацию вы можете в Управлении Росреестра по Москве);
  • если кадастровая стоимость была определена при постановке объекта на кадастровый учет (или в результате внесения изменений в него) - в отделение Росреестра по месту расположения объекта недвижимости.

4. Как доказать, что кадастровую стоимость определили по недостоверным сведениям?

При кадастровой оценке объекта недвижимости кадастровый инженер должен опираться на множество факторов, таких как размер объекта недвижимости, местоположение, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории, целевое назначение и другие. В случае если оценивается помещение, здание или постройка, также учитывается материал стен, износ здания, аварийное состояние объекта и так далее.

Если хотя бы один из этих факторов не учтен либо учтен неверно (имела место, например, техническая ошибка), вы можете настоять на пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В качестве доказательств факта ошибки для суда вы можете использовать ранее внесенные в Единый государственный реестр недвижимости , документы технического учета () и другие документы.

5. Как доказать, что кадастровая стоимость выше рыночной?

Вам нужно оценить недвижимость, установив ее рыночную стоимость. Юридическую силу имеет только оценка недвижимости, проведенная профессиональными оценщиками. Это могут быть как частнопрактикующие лица, так и оценщики, работающие на основании трудового договора с юридическими организациями. Но в любом из этих случаев оценщик должен быть членом саморегулируемой организации оценщиков , застраховавшим свою ответственность.

Оценка недвижимости должна быть проведена с соблюдением всех федеральных стандартов, а также с учетом норм и требований саморегулируемой организации оценщиков.

Для проведения оценки обязательно заключается Что должен содержать договор

Для проведения оценки обязательно заключается договор. Он может быть составлен в простой письменной форме, но должен содержать:

  • цель оценки;
  • описание объекта или объектов оценки, позволяющее осуществить их идентификацию;
  • вид определяемой стоимости объекта оценки;
  • размер денежного вознаграждения за проведение оценки;
  • сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;
  • наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;
  • указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;
  • сведения о договоре страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение требований договора на проведение оценки и договора страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц;
  • сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика;
  • сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилию, имя, отчество оценщика или оценщиков.
">договор . По результатам ее проведения составляется Что должен содержать отчет об оценке объекта недвижимости

По результатам проведения оценки составляется отчет. Он должен содержать:

  • дату составления и порядковый номер отчета;
  • основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
  • сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилию, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
  • сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, либо частнопрактикующего оценщика;
  • цель оценки;
  • точное описание объекта оценки;
  • стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;
  • последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговую величину, ограничения и пределы применения полученного результата;
  • дату определения стоимости объекта оценки;
  • перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
">отчет об оценке
объекта недвижимости. Услуга платная.

Также вам может понадобиться экспертиза отчета об оценке. Это не повторная оценка, а проверка экспертом саморегулируемой организации оценщиков правомерности действий оценщика и соответствия оценки всем стандартам. При обращении в суд экспертиза обязательна, в комиссию Росреестра - только если рыночная стоимость отличается от кадастровой более чем на 30%.

6. Как оспорить кадастровую стоимость в комиссии Росреестра?

Для того чтобы пересмотреть кадастровую стоимость вашего объекта недвижимости, вам понадобятся документы:

  • заявление (заполняется во время личного визита);
  • о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если вы считаете, что при определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения).

Подавать документы нужно в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости. Заявление должно быть рассмотрено комиссией в течение месяца со дня его регистрации в Росреестре. Извещение о том, когда именно заявление будет рассматриваться, должен прислать секретарь комиссии в течение 7 рабочих дней с момента регистрации заявления, но не позже чем за 5 рабочих дней до заседания комиссии.

Каждое заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов комиссии. Голосование по всем вопросам проводится открыто. Мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Воздерживаться от голосования или передавать свои голоса членам комиссии запрещено. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения. Заявитель вправе присутствовать на заседании комиссии.

По результатам заседания комиссия может отказать в пересмотре кадастровой стоимости либо установить кадастровую стоимость в размере рыночной / обязать орган исполнительной власти, отвечающий за установление кадастровой стоимости (в Москве это Департамент городского имущества), провести новую государственную оценку имущества.

Решение комиссии направляется заявителю в течение 2 рабочих дней после проведения заседания.

7. Как оспорить кадастровую стоимость через суд?

Прежде чем подать иск о пересмотре кадастровой стоимости соберите документы:

  • Административное исковое заявление должно содержать следующие сведения:
    • наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
    • фамилию, имя, отчество, адрес места жительства или пребывания, дату и место рождения, контактные данные истца;
    • наименование или фамилию, имя, отчество представителя истца, сведения о его высшем юридическом образовании и контактные данные, если административное исковое заявление подается представителем;
    • наименование административного ответчика, место его нахождения и контактные данные (по делам об установлении кадастровой стоимости административным ответчиком является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и, в случае если кадастровая стоимость была установлена в результате государственной кадастровой оценки, государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости);
    • сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
    • содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
    • перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов;
    • другие сведения.

    Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

    ">исковое заявление
    ;
  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
  • отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, и экспертизу отчета о рыночной оценке объекта недвижимости (если вы хотите оспорить кадастровую стоимость, опираясь на рыночную);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если вы считаете, что при определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения);
  • доверенность или другие документы, удостоверяющие полномочия вашего представителя в суде, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если иск вы будете подавать через представителя);
  • сведения об уплате госпошлины (подача административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными);
  • иные документы и материалы, подтверждающие ваши требования.

Дела о пересмотре кадастровой стоимости рассматривает в качестве суда первой инстанции Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа. Таким образом, в отношении недвижимости, расположенной в Москве, вам необходимо Копии искового заявления и приложенных к нему документов вы можете направить другим лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением. По делам об установлении кадастровой стоимости административными ответчиком является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и, в случае если кадастровая стоимость была установлена в результате государственной кадастровой оценки, государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости (в отношении недвижимости, расположенной в Москве, это чаще всего Департамент городского имущества). В этом случае в суд вы также направляете уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение направленных копий искового заявления и приложенных к нему документов.

Но так как исковое заявление вы будете подавать как физическое лицо, вы имеете право просто направить в суд три комплекта документов (оригиналы для суда и копии для административных ответчиков). В таком случае уведомления о вручении не нужны.

">направить иск в Московский городской суд.

Подать административный иск вы можете лично либо онлайн на сайте Мосгорсуда (для этого требуется быть зарегистрированным пользователем портала gosuslugi.ru). Также с помощью сервиса вы можете отслеживать движение поданных вами обращений и получить результаты их рассмотрения.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным судом РФ в течение 3 месяцев, всеми остальными - в течение 2 месяцев. По сложным делам председатель суда может продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на месяц. Таким образом, если вы будете требовать пересмотра кадастровой стоимости недвижимости, расположенной в Москве, Мосгорсуд будет рассматривать дело в течение 2, максимум 3 месяцев.

О дате и времени судебного заседания всех участников извещает суд. Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Некоторое время назад налоговые платежи на недвижимость компаний и частных лиц устанавливались на основе остаточной стоимости объекта. С 2014 года законом были внесены изменения в базы расчета и его порядок. По новым правилам налог устанавливается на основе стоимости объекта по кадастру. По данной процедуре возникает много претензий. Решить проблемы поможет комиссия по оспариванию кадастровой стоимости, о которой пойдет речь в статье.

Суть

Почему появляются разногласия по расчету кадастровой стоимости объектов имущества? Земельные участки оценивают по методу «массового порядка» - определение средней цены во всех кадастровых кварталах, при этом не учитываются особенности отдельных участков: места расположения, качество грунта, степень оснащенности инфраструктурой.

Не учитываются и остальные факторы, из-за чего возникают существенные различия между рыночной стоимостью и кадастровой ценой. Такие вопросы появляются и во время ознакомления с установленной кадастровой стоимостью зданий и сооружений.

Причиной недовольства в оценочной деятельности была недостоверность применяемой информации о конкретных объектах. При несогласии с итогами массовой оценки имущества законодатели позволяют обжаловать их, обратившись в специальную комиссию.

Зачем требуется кадастровая стоимость?

Есть несколько ситуаций, для чего может потребоваться данная информация. Этот показатель необходим для определения размера налога на жилье. Именно он рассчитывается автоматизированной службой кадастра. Расчет выполняется на основе данных о недвижимости, которые были зафиксированы в кадастре.

А ведь раньше все операции по недвижимости осуществлялись по рыночной и инвентаризационной стоимости. Первая формировалась без государственных органов, а вторая - не была верной. Именно поэтому стали использовать кадастровую стоимость.

На основе данного показателя устанавливается сумма сборов и налогов, связанных с отчуждением помещения и с его использованием. Кадастровая стоимость требуется и в случае перехода недвижимости в наследство, при оформлении ипотеки, определении платежей для сделки по обмену или дарению. Эта величина непостоянная, обычно она постепенно увеличивается. Если обнаружены какие-то неточности, обращаются в Росреестр Москвы или другого города.

Расчет

Во время расчета этого показателя учитываются:

  1. Средняя стоимость за 1 кв. м.
  2. Год возведения объекта.

Учитываются и региональные коэффициенты. Поскольку цены на недвижимость отличаются в одном регионе, важно расположение объекта. Узнать более точную информацию по данному показателю можно в Росреестре Москвы или другого города. Стоимость 1 кв. м в столице России может составлять около 0,5 млн рублей, а в небольших городах - 20-25 тыс. рублей.

При решении о продаже недвижимости или оформлении кредита под залог объекта следует знать настоящую цену жилья. Поэтому многие обращаются к независимым оценщикам. Поскольку кадастровая стоимость хоть и должна быть реальной ценой, но на практике она не всегда такая. Оценщиком будет определена рыночная стоимость и выдано заключение, которое и надо представлять в банк или покупателю объекта. Но такая работа платная.

Размер налога

Ставка налога по кадастровой стоимости зависит от суммы:

  • До 10 млн рублей - 0,1 %.
  • 10-20 млн - 0,15 %.
  • 20-50 млн - 0,2 %.
  • 50-300 млн - 0,3 %.
  • От 300 млн - 2 %.
  • Гаражи - 0,1 %.
  • Незавершенные постройки - 0,3 %.
  • Остальная недвижимость - 0,5 %.

Большая нагрузка будет на собственников элитной недвижимости. Показатели для владельцев объектов среднего класса и эконом умеренные.

Состав комиссии

По закону комиссии по оспариванию кадастровой стоимости создаются Росреестром. Организация и работа данного аппарата устанавливаются по Приказу Минэкономразвития РФ № 263 от 04.05.2012. Он действует во всех субъектах РФ постоянно.

Решение о создании комиссии по оспариванию кадастровой стоимости публикуют в интернет-ресурсах администрации регионов. Там же собственников оповещают о правилах приема заявлений и их рассмотрения. Обычно специалисты управлений перед приемом заявлений рассказывают о нюансах расчета цены по кадастру и работе комиссии по пересмотру.

В состав комиссий по оспариванию кадастровой стоимости входят сотрудники:

  1. Органов исполнительной власти.
  2. Управлений Росреестра.
  3. Департамента по управлению гос. имуществом.
  4. СРО оценщиков.

Процедура выполняется с участием председателя комиссии по оспариванию кадастровой стоимости. Присутствие всех нужных специалистов позволит определить точный показатель.

Кто может обращаться?

Обратиться в комиссию Росреестра по оспариванию кадастровой стоимости могут частные лица и представители учреждений, если итоги расчетов цены по кадастру заметно разнятся с ожидаемыми и ведут к завышению налогов на имущество.

К ним относят собственников и заинтересованных лиц, к примеру, арендаторов или владельцев помещений с неоформленным на дату оценки правом пользования землей. А так как сумма кадастровой стоимости определяет стоимость участка, то интерес заявителя оправдан. Законодательством введены сроки обращения. Это возможно лишь в течение полугода с даты внесения итогов оценки в гос. кадастр.

Причиной обращаться в комиссию Росреестра по оспариванию кадастровой стоимости, помимо неправильного расчета, выполненного по недостоверной информации о техническом состоянии и характеристиках объекта, будет и установка рыночной стоимости объекта на дату установки кадастровой. Сумма налога на недвижимость определяется оценочной стоимостью.

Документы

Чтобы спор был рассмотрен, необходимо подготовить следующую документацию:

  1. Кадастровый паспорт, в котором есть информация о предмете спора.
  2. Бумага на право владения объектом недвижимости (копия, удостоверенная нотариусом).
  3. Документы, служащие подтверждением неточности или недостоверности сведений, применяемых в расчете. Обычно это техническая документация, где фиксируются характеристики объекта.
  4. Независимый отчет о рыночной стоимости.
  5. Заключение эксперта. Документ требуется в том случае, когда разница в сумме рыночной и кадастровой цены больше 30 %.

Оформленные в электронной форме отчет и заключение эксперта учитываются комиссией по оспариванию кадастровой стоимости в Москве или другом городе в том случае, если все заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью, ведь это гарантирует неизменность данных после подписания документа.

Если в заявлении нет приложений, его не принимают. В каждом регионе обозначенный список документации дополняется. К примеру, чтобы установить основания, которые привели к спору, заявитель может подать запрос о предоставлении сведений об объекте. Через 7 дней после запроса должен поступить ответ, который и может использоваться как приложение к заявлению.

Как подавать документы?

Где происходит оспаривание кадастровой стоимости земельного участка и зданий, необходимо узнавать на сайте администрации субъекта. Там же есть информация о функционировании данного органа. Подать документы можно лично по адресу или отправить почтой.

В некоторых регионах комиссия только формируется. Но ее отсутствие не является основанием для отказа в пересмотра цены объекта. В данном случае надо обратиться в Управление Росреестра округов. Заявление по оспариванию кадастровой стоимости земельного участка или объекта рассматривается в течение месяца с даты поступления. Данная процедура бесплатная.

За 7 дней с регистрации заявления комиссия оповещает заявителя и владельца (если это разные лица) о поступлении заявления и его принятии с датой. Уведомление направляется и в орган местного самоуправления того субъекта, где находится спорный объект.

Проведение заседания

Выполнение процедуры установлено по приказу № 263. Регламент состоит из:

  1. Обязательного оповещения о дате, месте и времени проведения за 5 рабочих дней.
  2. ФИО заявителя, СНИЛС (от частного лица), наименования компании, регистрационного номера, адреса.
  3. Места нахождения и кадастрового номера объекта.
  4. Аргументированных оснований, которые привели к спору.
  5. Информативных сведений об СРО оценщиков.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости предполагает, что в конце выносится решение, если в мероприятии участвует 50 % заявленных представителей. Его выносят после открытого голосования, где мнение выражают лишь «за» или «против».

Некоторые эксперты полагают, что именно из-за такого принятия решения происходит злоупотребление участниками комиссии своими правами, так как в их интересах пополнение бюджета, а не уменьшение стоимости объектов. Но сейчас законным является только такой метод рассмотрения споров и принятия решений.

Пошаговая процедура

Оспаривание кадастровой стоимости недвижимости выполняется по следующей инструкции:

  1. Необходимо подать заявление. К нему прилагаются документы. Для этого следует узнать, где располагается комиссия.
  2. Затем необходимо узнать дату заседания. С приемом документов представляется расписка о принятии. Там же фиксируется телефон для отслеживания заявки и назначения даты заседания. Рассматривается заявление в течение месяца.
  3. Потом нужно подготовиться к заседанию комиссии. Для этого следует определить, кто будет заниматься защитой прав. Можно прийти самостоятельно, но другим вариантом будет приглашение оценщика или юриста. Даже если будет выбран 2 или 3 вариант, следует сходить на заседание, хотя это необязательное условие, если специалист будет работать по доверенности.
  4. День заседания обычно проходит одинаково везде. В коридоре собирается 20-30 заявителей по подобному вопросу. Выносится список участников. Заявителей приглашают по очереди в зал. Во время заседания обсуждается отчет об оценке характеристик недвижимости, юридических тонкостей. После обсуждения озвучивается решение.
  5. Решение может быть положительным или отрицательным. В первом случае результат формируют письменно и в течение недели передают в кадастровую палату. Потом спустя 3-4 недели создается кадастровый паспорт с новой ценой. При отказе следует устранить замечания, предъявленные председателем, и подать документацию вторично. Возможно и обжалование решения в суде.

Такая процедура выполняется во всех случаях, какого бы объекта недвижимости ни касалось дело. Специалисты принимают решение на основе проверки документации, законодательных норм.

Решение

Если заявление по пересмотру аргументировано неправильностью, недостоверностью или неточностью используемой информации при расчете, то следует ожидать одного из решений:

  1. Отклонение заявления и использование в оценке проверенных сведений.
  2. Пересмотр кадастровой цены при подтверждении использования неточных данных.

При подаче заявки по пересмотру размера кадастровой стоимости по сведениям альтернативного отчета СРО о рыночной цене комиссией выносится решение об установке стоимости объекта на основе кадастра, равной ее рыночному показателю. О решении заявителя оповещают в течение 5 рабочих дней.

Что делать дальше?

Следует учитывать, что подача юридическими лицами такого заявления в суд без обращения в комиссию невозможна. Спорные моменты о кадастровой стоимости можно оспорить в судебной инстанции только после отказа комиссии или если она не провела мероприятие в установленный срок.

Если заявитель не согласен с решением, то может подать иск в суд. При обжаловании не рассматривается решение комиссии, причины отказа. Процедура досудебного оспаривания оценки недвижимости объектов по кадастру считается положительным моментом, так как использование способа «массового порядка» приводит к разногласиям, а при прямом обращении в суд усложняет их работу.

Александр Колов

Проведение государственной кадастровой оценки будет происходить по «новому» в некоторых субъектах РФ уже в 2017 г.

По «новому» - актуальный вопрос. Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» регулирует не только государственную кадастровую оценку (ГКО) по «новому», но и оспаривание кадастровой стоимости по «новому», определенной по нормам вышеуказанного ФЗ. Указанный ФЗ вступает в силу с 01.01.2017. Ожидать проведения ГКО по «новому» в некоторых субъектах РФ следует уже в 2017 г. «Заморозка» кадастровой стоимости до 01.01.2020, определенной по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ», будет только стимулировать субъекты РФ провести ГКО по «новому» в ближайшие сроки. «Заморозка» введена ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который введен в действие с 15.07.2016.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т.е. либо по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 или ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016. См. ч.7 ст.24 ФЗ №237-ФЗ. по нормам ФЗ №237-ФЗ будет происходить в порядке, схожем с порядком по нормам №135-ФЗ. Можно выделить следующие основные особенности оспаривания кадастровой стоимости по «новому».

По нормам ФЗ №135-ФЗ существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по нормам ФЗ №237-ФЗ такого порядка нет, в т.ч. для юридических лиц. По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. По нормам ФЗ №237-ФЗ аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ. Следовательно, некоторые время с большой долей вероятности в некоторых субъектах будут действовать одновременно две комиссии: одна для рассмотрения споров по нормам ФЗ №237-ФЗ, другая по нормам №135-ФЗ.

Лица, занимающие государственные должности, должности в муниципальной службе должны составлять не более половины членов комиссии, рассматривающей споры по нормам ФЗ №237-ФЗ. В состав комиссии может включаться представитель Совета муниципальных образований (некоммерческой организации), который не занимает муниципальную должность. С учетом данного представителя может обеспечиваться большинство в принятии решений. Кроме того, видимо, Минэкономразвития РФ введет правило о том, что при равенстве голосов голос председательствующего будет решающим. Председательствующего, вероятно, будут назначать представителя госоргана субъекта РФ.

Нет в ФЗ №237-ФЗ четких указаний о необходимости создания комиссий к определенному сроку. Ст.22 ФЗ №237-ФЗ можно толковать так, что создание комиссии - это право госоргана субъекта РФ, а не обязанность. Поэтому велика вероятность того, что в ряде субъектов РФ комиссии по рассмотрению споров по нормам ФЗ №237-ФЗ не будут созданы к 2020 г.

В ряде субъектов РФ налогоплательщикам и арендаторам государственных земельных участков установить кадастровую стоимость в размере рыночной через комиссию при управлении Росреестра существенно проще, чем в суде. Это обуславливается сроками рассмотрения (1 мес.) и полномочиями комиссии (отсутствием право назначать экспертизу и т.д.). За такой короткий срок заинтересованные лица, в т.ч. органы местного самоуправления, не успевают подготовить ни замечания на отчет оценщика, ни самостоятельно заказать отчет независимого оценщика. При отсутствии указанных документов проверка отчета осуществляется формально. Кроме того, как правило, комиссии не располагают достаточным количеством сотрудников, обладающих специальными познаниями в области оценки, для того, чтобы надлежащим образом проверять отчеты в массовом порядке. В некоторых комиссиях господствует подход: все заявления удовлетворять, если не выявлены существенные замечания к отчету. Поэтому вышеуказанное новшество может затруднить оспаривание кадастровой стоимости в ряде субъектов.

ФЗ №237-ФЗ правообладателям объектов недвижимости предоставлено право на стадии подготовки к проведению ГКО подавать декларацию о своей недвижимости после публикации решения о проведения ГКО (ст.12). Данная норма направлена на уточнение данных, необходимых для более точного определения стоимости, каких конкретно - пока непонятно. Определенность появится после утверждения Минэкономразвития Формы декларации. Вероятно, речь идет об уточнении таких данных как: год постройки ОКС, процент физического износа ОКС, процент технических помещений от общей площади административно-делового или торгового центра, разрешенное использование земельного участка, предельные параметры застройки согласно ГПЗУ или градостроительного регламента и т.д. По нормам ФЗ №135-ФЗ у правообладателей ОКС и земельных участков право на подачу деклараций отсутствует при проведении ГКО. По ФЗ №237-ФЗ все заинтересованные лица вправе сделать замечания на промежуточных отчетных материалов ГКО в течение 60 дней с момента публикации. Схожая норма есть и ФЗ №135-ФЗ, однако срок для замечаний – 20 рабочих дней (вступила в действие с 01.04.2015 в силу ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ). Вышеуказанные изменения направлены на уменьшение количества споров об оспаривании кадастровой стоимости. ФЗ №237 ФЗ не предусматривает возможность оспаривать ошибки в определении кадастровой стоимости в комиссии. Если такая возможность не будет прописана Минэкономразвития в Порядке работы комиссий, то следует констатировать, что такая возможность отсутствует.

По нормам ФЗ №237-ФЗ бюджетное учреждение, созданное госорганом субъекта РФ, по решению последнего будет проводить ГКО и подписывать отчет, а также давать разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок, в т.ч. технических, методологических, допущенные при ГКО. Она вправе исправлять ошибки только в сторону понижения. Если бюджетная учреждение исправляет ошибки, допущенные им в отчете о ГКО, то оно передает данные госоргану субъекта РФ для внесения исправлений в акт об утверждении результатов ГКО.

Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд решение вышеуказанного бюджетного учреждения в суде по нормам гл. 22 КАС РФ. Также они вправе предъявить административный иск об оспаривании кадастровой стоимости. При рассмотрении требований в порядке гл. 22 КАС РФ об отмене решения бюджетного учреждения об отказе исправить ошибку, видимо, суды не будут устанавливать кадастровую стоимость, а будут предписывать повторно рассмотреть заявление заинтересованного лица. Заинтересованным лицам очень трудно доказать ошибку, особенно методологическую, и в рамках искового производства. Поэтому им рекомендуется идти проторенной дорогой: обращаться с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Пока нормативные акты не предусматривают необходимости представлять заключение СРОО (саморегулируемой организации оценщиков) на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ, в отличие от оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ. Статья 246 КАС РФ закрепляет обязанность представления заключения СРОО, если это установлено Минэкономразвития РФ. Последний это предусматривает только для оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ при снижении кадастровой стоимости более чем на 30%, если заявитель желает получить положительное решение. См. Приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 №263. ФЗ №237-ФЗ не предусматривает обязанность предоставления заключения СРОО в комиссию. ФЗ №135-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.06.2016 N 172-ФЗ) декларирует то, что заключение СРОО подготавливается на добровольной основе, он исключил заключение СРОО из перечня документов, которые необходимо представлять в комиссию. Логичным в таком случае выглядит решение о внесении изменений в Порядок, утвержденный Приказом №263. Однако Минэкономразвития пока с таким решением не торопится. Вышеуказанные новшества могут привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

При подаче заявления в комиссию об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ подаются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), которая должна содержать сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
  • Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • Отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном и электронном носителе.
Сейчас по нормам ФЗ №135-ФЗ подаются практически аналогичные документы. Однако вместо выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости подается кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ подается в форме нотариальной копии. Кроме того, подается заключение СРОО на отчет оценщика, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от кадастровой более чем на 30%. Это требование не закона, а Порядка Минэкономразвития, утв. Приказом №263.

С 01.01.2017 вводится в действие ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает объединение ГКН (государственного кадастра недвижимости) и ЕГРП (Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним). Поэтому выписка из ЕГРН будет, как правило, одновременно являться документом, подтверждающим права на оспариваемый объект и оспариваемую кадастровую стоимость. «Справка о кадастровой стоимости» с 01.01.2017 выдаваться не будет. Внесены изменения и в ФЗ №135-ФЗ, которые вступают в силу с 01.01.2017.

По нормам и ФЗ №135-ФЗ, и ФЗ №237-ФЗ органы местного самоуправления и органы государственной власти – бюджетополучатели соответствующий налогов на недвижимость - вправе оспорить решение комиссии о существенном понижении кадастровой стоимости. Данный вывод основывается на Пост. Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 №15-П.

Основные выводы.

Производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т.е. либо по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 или ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016 «О государственной кадастровой оценке».
- По нормам ФЗ №135-ФЗ существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, по нормам ФЗ №237-ФЗ такого порядка нет, в т.ч. для юридических лиц.
- По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. По нормам ФЗ №237-ФЗ аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ. ФЗ №237-ФЗ можно толковать так, что создание комиссии – это право госоргана субъекта РФ, а не обязанность.
- По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам ФЗ №237-ФЗ, видимо, комиссии будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они вправе исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.
- По нормам и ФЗ №135-ФЗ, и ФЗ №237-ФЗ органы местного самоуправления и органы государственной власти – бюджетополучатели соответствующий налогов на недвижимость - вправе оспорить решение комиссии о существенном понижении кадастровой стоимости.
- Пока нормативные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ, в отличие от оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ.

Новая кадастровая стоимость города Москва и области установлена с 01.01.2019 года , определена по состоянию на 01.01.2018. Данная оценка будет применяться в столице и области для налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях с 01.01.2019 по 31.12.2020.

На что влияет кадастровая стоимость недвижимости и что с ней делать?

Большинство землепользователей (неважно на правах аренды или собственности) столкнулись с увеличением налоговых и арендных платежей за свой объект недвижимости. Естественно, для многих это стало неожиданностью. Однако, все не так плохо. Снизить эти платежи возможно на законных основаниях путем прохождения процедуры оспаривания кадастровой стоимости (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). Нашими специалистами наработан огромный опыт снижения кадастровой стоимости в Москве и Московской области. Обратившись к нам по телефону, Вы получите бесплатную и развернутую консультацию.

Размер кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости в центре Москвы.

Кадастровая стоимость недвижимости после последней переоценки, особенно в центральной части города, является настолько высокой, что тяжело представить эти цифры обычному обывателю. К примеру, кадастровая стоимость земельного участка в пределах Садового кольца может достигать 190000 рублей за 1 кв.м. Это значит, что участок в 1 Га может стоить более 1,9 миллиарда рублей, при этом рыночная цена составляет порядка 70000 – 90000 за 1 кв.м.

С объектами капитального строительства ситуация обстоит еще напряженнее. К примеру, рыночная стоимость всем известного помещения ресторана «Турандот» на Тверском бульваре выросла в 13 раз после переоценки до 4,573 миллиарда рублей, что, конечно, на много превосходит его рыночную стоимость. У объектов капитального строительства в районе Патриарших прудов - кадастровая стоимость была завышена до 223 000 рублей, при рыночной стоимости в 110 000 рублей за 1 кв.м. На Новом Арбате, рядом с Правительством Москвы, дела обстоят аналогично: при рыночной стоимости в 150000 рублей за 1 кв.м, кадастровая стоимость была завышена до 280 000 рублей за 1 кв.м.

Если брать относительные цифры, то завышение составляет не более 2 раз, однако, в абсолютном выражении, разница достигает сотни миллионов рублей – а это десятки миллионов переплаты налоговых и арендных платежей.

Размер кадастровой и рыночной стоимости между Садовым и Третьим транспортным кольцом.

На территории, ограниченной Cадовым кольцом и ТТК, средняя рыночная стоимость составляет 50 000 -70 000 рублей за квадратный метр земельного участка. Кадастровая стоимость приблизительно, как и по всей Москве, завышена в 2 раза до 95 000-115 000. При этом стоит отметить, что некоторые земельные участки могут выходить за границы приведенных диапазонов в зависимости от расположения на “красной линии” или нахождения около Арбата, Москва-Сити и т.п.

Размер кадастровой и рыночной стоимости между ТТК и МКАД.

На этом участке цена заметно ниже и рыночная стоимость не превышает 60 000 рублей и в среднем составляет 20 000 – 30 000 рублей за квадратный метр земельного участка. Кадастровая стоимость при этом тоже завышена не более чем в два раза и в среднем составляет 40 000 – 50 000 рублей за квадратный метр земли.

Размер кадастровой и рыночной стоимости за пределами МКАД (Московская область).

В Подмосковье рыночные цены сопоставимы с ценами городов миллионников, таких как Уфа, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара и не превышает 10 000 рублей за квадратный метр. В основном это 5000-7000 рублей. Кадастровая стоимость в этом регионе местами превышает рыночную в 3 раза, например, в Щербинке разница составляет 2,9 раз. Разброс цен в Подмосковье намного больше, это в первую очередь связано с неравномерным охватом ветками метро, наличие которых сильно удорожает стоимость недвижимости.

Как снизить государственную кадастровую оценку в Москве?

Если Вы решили оспаривать кадастровую стоимость земельного участка или здания, имейте в виду, что это весьма трудоемкий и длительный процесс, который держится на трех китах: оценка рыночной стоимости объекта, рассмотрение заявления в комиссии Росреестра и этап судебного разбирательства.

От качества исполнения каждого из этих этапов зависит конечный результат. Конечно, такой непростой вопрос лучше доверить профессионалам, а не заниматься самодеятельностью, ведь ошибка на любом из этих этапов может в итоге дать отрицательный результат, в том числе и с утратой возможности изменения кадастровой стоимости до следующей общей переоценки.

Заказывать услугу по снижению кадастровой стоимости лучше в одной организации, а не работать с разными исполнителями, так как координация их работы в конечном итоге ляжет на Вас, а ответственность каждого подрядчика за конечный результат будет минимальна.

Этапы оспаривания кадастровой стоимости более подробно:

  1. Отчет об оценке недвижимости – это самая важная часть, от которой зависит 75% успеха. Оценка рыночной стоимости недвижимости в целях оспаривания кадастровой стоимости сильно отличается от обычной оценки (для ипотеки, залога и т.д.), потому что требует более детального и качественного подхода к ней. Оценщики компании «Первое бюро оценки и экспертизы» имеют опыт в оценке более 10 лет, а в целях уменьшения кадастровой стоимости более 4 лет, что подтверждается положительным результатом в комиссии Росреестра по делам об оспаривании кадастровой стоимости. Качественный отчет об оценке увеличивает шансы оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости именно в Комиссии Росреестра, в таком случае этап судебного разбирательства может и не понадобиться, что сократит Ваши расходы и даст более быстрый результат.
  2. Работа в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Москвы – это второй этап. Многие заказчики и исполнители пренебрегают им, утверждая, что пройти Комиссию сложно или даже невозможно. Это не так, просто такие компании выбирают более легкий путь для себя и более сложный и затратный для клиента, ведь именно в Комиссии Росреестра можно оспорить кадастровую стоимость в короткие сроки. Конечно, это возможно только при наличии в штате оценщиков высокой квалификации. Компания «Первое бюро оценки и экспертизы» 80% дел по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости решает именно в комиссии Росреестра.
  3. И, наконец, третий этап, который может и не понадобиться, - это юридическое сопровождение в Суде. На данном этапе даже те дела, которые, в силу разных обстоятельств, не были оспорены в Комиссии, будут решены. Правильный подход в ведении оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости в Суде гарантирует 100% положительный результат. А вот некачественное исполнение работы, например, неправильный пакет документов, недостаточная квалификация юриста, отсутствие опыта в ведении аналогичных дел, может привести к отказу Суда в пересмотре кадастровой стоимости, что лишает клиента возможности отстоять свои права вплоть до следующей общей переоценки.
    Практика юристов Компании Первое бюро оценки и экспертизы в ведении Судебных дел об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости только положительная.
    Из минусов судебного разбирательства для клиента стоит выделить: 1) время – плюс 2-3 месяца на рассмотрение дела; 2) необходимость судебной экспертизы по определению рыночной стоимости – это дополнительные финансовые издержки для Заказчика и потеря контроля над окончательной стоимостью оспариваемого объекта, так как в этом случае Суд, будет учитывать именно стоимость объекта, установленную сторонней оценочной организацией.

Размер налога от кадастровой стоимости в Москве и Московской области.

Налоговая ставка будет составлять 2% от кадастровой стоимости на имущество организаций и физических лиц, на основании НК РФ ст.378.2. Ставка будет действовать как минимум в 2019-2020 гг.

Прайс на оспаривание кадастровой стоимости в Москве и Московской области

Услуги по оспариванию кадастровой стоимости Единица измерения Стоимость за единицу, руб.
коммерческая недвижимости (нежилые здания и помещения) 1 объект от 150000
до 100 кв. м. 1 объект от 150000
до 500 кв. м. 1 объект от 150000
до 1 000 кв. м. 1 объект от 150000
до 5 000 кв. м. 1 объект от 150000
до 10 000 кв. м. 1 объект от 150000
свыше 10 000 кв. м. 1 объект от 150000
Земельные участки
производственного назначения 1 объект от 150000
коммерческого назначения 1 объект от 150000
Оценка недвижимости для оспаривания кадастровой стоимости
по РФ(кроме г. Москва и Московская область) 1 объект до 30000
г. Москва и Московская область 1 объект от 50 000
Юридическое сопровождение договорная.

Компания «Первое бюро оценки и экспертизы» окажет Вам качественные услуги по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости «под ключ» и гарантирует 100% положительный результат