Какие проводки составляет налоговый агент по ндс. Налоговый агент по НДС: кто должен платить «чужие» налоги

НДС представляет собой налог федерального значения системы налогового контроля России. Напрямую плательщиками данного бюджетного платежа он не уплачивается, так как считается налогом косвенным.

При выборе системы налогообложения необходимость перечислять государству НДС зачастую играет ключевую роль, вследствие чего многие компании выбирают для своей деятельности специальные налоговые системы.

Однако в том случае, если деятельность по своим характеристикам все же подстроить под УСН или ЕНВД нельзя, налогоплательщики вынуждены работать на ОСНО.

НДС по праву считается самым сложным для понимания налогом. Учет операций по НДС ведется с использованием активного счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и активно-пассивного счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Объекты налогообложения и размер ставок

Какие же виды операций подлежат обложению этим налогом? В первую очередь, это реализации товаров. Под реализацией понимается передача товара покупателю с целью получения денежного дохода. Посредством внедрения такого налогового сбора, как НДС, в российскую практику, государство регулирует цены на жизненно важные продукты. Ведь чем больше будет заявленная продавцом цена, тем больший налог, подлежит уплате в федеральный бюджет.

Таким образом, объектом обложения этим налогом является добавленная стоимость при передаче товаров конечному потребителю.

Налоговые ставки в зависимости от объекта дифференцируются и представлены в трех вариантах: 0%, 10% и 18%.

  1. Ставка 0% является экспортной ставкой и распространяется на операции, связанные с передачей товаров за пределы территории России. Правомерное применение этой ставки необходимо подтвердить в органах фискального контроля в течение 180 дней со дня оформления таможенных деклараций, представив полный пакет документов.
  2. Ставка 10% применяется при продаже продуктов питания, товаров для детей и медицинских учреждений, за исключением предметов роскоши.
  3. Ставка 18% является основной расчетной ставкой и применяется во всех случаях не указанных выше.

Отчитываться по НДС следует по истечении каждого квартала до 25 числа следующего месяца.

Налоговый агент по НДС

На практике очень часто возникают ситуации, когда компания, не являющаяся плательщиком НДС, обязана его уплатить, выступая в роли налогового агента.

Компания принимает на себя функции налогового агента по налогу в следующих случаях:

  • Приобретения объектов недвижимости в собственность или в аренду у органов муниципального самоуправления;
  • Продажа имущества, принадлежащего государству (например, конфискованный товар);
  • Приобретение товаров у организаций, не зарегистрированных в России;
  • Если компания выступает в роли посредника между зарубежными компаниями при реализации, которые не зарегистрированы в РФ.

В случае возникновения любого случая из указанного выше списка компания автоматически становится налоговым агентом по НДС.

Права и обязанности

По закону российской Федерации агенты имеют те же права, что и компании, которым вменено уплачивать налог в связи с применением основного налогового режима. Помимо обязанностей по перечислению налога и составлению налоговой декларации в обязанности агента входит:

  • В письменной форме уведомлять налоговые органы о невозможности уплаты перечисления налога в федеральный бюджет;
  • Хранить документы на протяжении четырех лет;
  • Вести учет доходов, как начисленных, так и уплаченных.

Приобретение товаров у иностранных компаний

Самым распространенным случаем возникновения обязанности уплатить НДС за своего контрагента является приобретение товаров у зарубежной организации, не имеющей регистрации в России. Вы станете налоговым агентом, если товар был приобретен на территории нашей страны и этот товар по российским законам облагается НДС.

Если отечественная организация сотрудничает с иностранной компанией, не являющейся резидентом, ей следует определить, кто будет перечислять в бюджет налог. В случае, когда у иностранной компании открыто на территории России постоянное представительство и все расчеты осуществляются с ним, платить НДС за контрагента не нужно. А если же средства перечисляются в головную организацию, расположенную за рубежом, обязанность уплатить налог ложится на российскую компанию.

Как же эта схема реализована на практике? Приобретая товары или услуги у компании-нерезидента, налоговый агент по налогу должен удержать сумму налога к уплате из доходов иностранного контрагента и перечислить его в бюджет. После уплаты налога агент получает право на налоговый вычет по НДС.

Перечислить налог в федеральный бюджет необходимо одновременно с уплатой денег иностранной компании, так как банк не примет к исполнению платежное поручение на перечисление средств компании-нерезиденту, если не предоставлено поручение на уплату налога государству.

В связи с тем, что расчеты с иностранными фирмами осуществляются в валюте другого государства, а НДС необходимо перечислить в рублях, налоговому агенту необходимо произвести пересчет суммы налога в рубли по курсу на дату осуществления платежа.

Посредник в расчетах с иностранной компанией

Имеет место быть и другая ситуация с участием иностранной компании, не имеющей регистрации в России. Когда российская компания является комиссионером и выполняет поручение по приобретению товаров или услуг у компании-нерезидента от имени другой компании, то она выступает налоговым агентом по данному налогу и должна уплатить налог за иностранного партнера. Налог в этом случае рассчитывается с применением расчетной ставки 18/118%. Расчетная ставка соответствует ставке налога 18%, однако определяется она как отношение ставки налога к расчетной базе, принятой за сто процентов. После перечисления налога компания, являющаяся комитентом, может принять налог к вычету. Только в этом случае отечественная фирма – комиссионер должна выставить ей счет-фактуру от своего имени, но, указав, что этот НДС уплачен за иностранную компанию. Этот документ комиссионер отражает в книге продаж.

Аренда и приобретение в собственность государственного имущества

Еще один распространенный случай уплаты налога агентом возникает, когда компания арендует или приобретает в собственность муниципальное имущество. В случае аренды имущества арендатор должен в течение пяти дней после перечисления арендной платы выставить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж. Сроки перечисления НДС налоговым агентом при получении в аренду муниципального имущества такие же, как и для остальных налогоплательщиков до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

В том случае, если налоговый агент сам осуществляет деятельность облагаемую налогом на добавленную стоимость, то он вправе принять уплаченный НДС к вычету. Для этого необходимо чтобы арендованное имущество использовать в облагаемой налогом деятельности, аренда имущества отражена в бухгалтерском учете, а также правильно оформлен счет-фактура и есть документ подтверждающий перечисление налога в бюджет. Принять к вычету НДС можно в том налоговом периоде, когда было произведено перечисление налога в бюджет.

Реализация государственного имущества

Обязанность по уплате НДС налоговым агентом возникает в случае продажи государственного имущества. К этой категории собственности относится конфискованный товар, имущество, подлежащее реализации в соответствие с решением суда, материальные ценности, перешедшие в собственность государству. Если Российской Федерации нужна помощь в реализации такого имущества, привлекаются компании и организации. Для этого Российским фондом федерального имущества проводится конкурс, принять участие в котором могут все желающие. Деятельность компаний, которые прошли конкурсный отбор, регулируется договором поручением на реализацию имущества.

ВАЖНО: Все организации, занимающиеся продажей госимущества, получают особый статус и выполнят функцию налоговых агентов по НДС.

На основе данных о стоимости реализуемого имущества определяется налоговая расчетная база по этому налогу. Если товар является подакцизным, то в стоимость также включается величина акциза.

При продаже имущества нашей страны ставка по налогу установлена в размере 18%. Величина налога к уплате определяется как произведение расчетной базы по налогу и утвержденной налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в полном объеме удерживается из доходов, полученных от реализации государственного имущества. Сроки перечисления налога и представления налоговой декларации такие же, как и для других категорий плательщиков НДС, то есть до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

Налоговый агент, ни при каких обстоятельствах, не может принять к вычету уплаченный налог. В его обязанности входит только перечисление налога и составление декларации.

Налоговая декларация для агента

Утвержденная форма декларации по НДС разработана для всех категорий плательщиков этого налога. Пустой бланк налоговой декларации по НДС и образец её заполнения можно скачать по ссылке ниже.

При составлении декларации по НДС компания, являющаяся налоговым агентом по НДС, обязательно заполняет титульный лист документа и раздел №2, который называется «Сумма на­ло­га, под­ле­жа­щая упла­те в бюд­жет, по дан­ным на­логово­го аген­та».

ВАЖНО: В зависимости от того, по каким операциям компания становится налоговым агентом, налоговая декларация отдельно заполняется по каждой иностранной компании или каждому органу муниципального самоуправления.

Помимо раздела №2 налогоплательщик в случае необходимо заполняет и другие разделы декларации. Например, в том случае, если агент сам обязан уплачивать НДС, ему следует оформить раздел №1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета) по данным налогоплательщика».

При заполнении налоговой декларации по НДС сумму налога следует указывать в полных рублях, то есть округлять по правилам округления.

Способы передачи налоговой декларации

Представлять отчет по налогу, если компания признается налоговым агентом по этому налогу, следует по месту регистрации своей организации.

В соответствие с законом России представлять налоговую декларацию по НДС необходимо только в электронном виде.

Однако в том случае, если выполняются следующие условия, плательщики налога могут самостоятельно определить, как им передать в инспекции декларацию: электронно или на бумаге:

  • Налоговый агент не входит в число крупнейших налогоплательщиков;
  • Среднесписочная численность персонала в год не превышает ста человек;
  • Налоговый агент не выступает в роли посредника и не действует в интересах других компаний;
  • Налоговый агент не является плательщиком данного налога или освобожден от его уплаты.

Организации, в отношении которых эти условия не удовлетворяются, обязаны передать декларацию по НДС в электронном виде.

Ответственность

По закону, если компания не исполнила обязанность налогового агента и не перечислила налог в бюджет Российской Федерации в указанные сроки, для нее предусмотрен штраф в сумме 20% от суммы не перечисленного НДС. Однако штраф может быть наложен только в том случае, если возможность исполнить предписание закона у агента существовала, но не была реализована.

Функции налогового агента имеют свои тонкости, поэтому перед совершением того или иного действия нужно досконально изучить налоговое законодательство, регламентирующее деятельность налоговых агентов.

При исполнении обязанности агентов по НДС при сотрудничестве с иностранными фирмами, компании должны обратить внимание на то, что расчетная база в этом случае определяется не за квартал, а отдельно по каждой сделке в момент получения дохода.

НДС является важным фискальным инструментом государства. Для тех компаний, которые не могут самостоятельно уплачивать данный налог, но осуществляют на территории нашей страны операции, облагаемые НДС, государство разработало систему, позволяющую эту проблему решить. В процессе выполнения роли налоговых агентов компании могут опираться на статью 161 Налогового кодекса России.

Благодаря внедрению НДС в жизнь российского предпринимательства, у государства появилась возможность регулировать поступление налоговых сумм в федеральный бюджет, как от отечественных компаний, так и от нерезидентов, которые осуществляют на территории России торговую и производственную деятельность.

Налоговый кодекс РФ возлагает на организации и индивидуальных предпринимателей обязанность начислять и уплачивать в бюджет НДС при реализации товаров, работ, услуг не только за себя, но и «за того парня», т.е. выполнять функции налогового агента при реализации товаров, работ, услуг другими налогоплательщиками. При этом, не имеет значения, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС. Налоговыми агентами могут быть и те организации (предприниматели), которые применяют специальные налоговые режимы в виде ЕСХН, УСН, ЕНВД или патентную систему налогообложения.

За неправомерное неудержание и (или) неперечисление налоговым агентом сумм налога предусмотрена налоговая санкция - штраф в размере 20% от суммы налога. Чтобы избежать налоговых санкций, проверьте своих контрагентов и сделки с ними.

Ниже - схема, которая поможет разобраться с тем, кто считается налоговым агентом по НДС.

В статье 161 НК РФ описаны ситуации, когда за плательщика НДС исчисляет и уплачивает в бюджет налоговый агент. Рассмотрим две самые популярные ситуации.

Ситуация 1. Реализация иностранными организациями товаров, работ, услуг на территории России

Если у иностранной организации есть представительство в России, то такая организация сама рассчитает НДС, уплатит его в бюджет и выставит вам счет-фактуру. Если же представительства в РФ нет, то покупателю товаров, работ, услуг придется исчислить НДС и удержать его из выплачиваемой иностранному продавцу суммы. Поэтому при заключении договора с иностранной организацией нужно обязательно проверить наличие представительства или филиала иностранной организации в России.

Для подтверждения того, что у вас нет обязанностей налогового агента, лучше всего запросить копию свидетельства о постановке на налоговый учет (с указанием ИНН и КПП) представительства иностранной организации на территории России.

Вместе с тем, если покупатель заключает контракт с головным офисом иностранной компании (зарегистрированный в РФ филиал не принимает участия в сделке), то покупатель должен исполнить обязанности налогового агента, не смотря на наличие регистрации представительства на территории РФ (письмо Минфина России от 12.11.2014 г. № 03-07-08/57178).

Если иностранная организация осуществляет реализацию товаров, работ, услуг, которая не признается объектом обложения НДС на территории России, то покупателю не нужно рассчитывать и удерживать НДС.

Налог к удержанию из выплаты иностранной организации рассчитывается по формуле:

Пример . Иностранная организация оказывает информационные услуги российской организации. В соответствии со ст. 148 НК РФ территорией оказания услуг признается Российская Федерация. Иностранные партнеры не представили свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в РФ. Стоимость услуги составляет 100 000 руб. Российская организация обязана удержать НДС при оплате услуг. Сумма НДС составит 100 000*18/118 = 15 254,24 руб. «На руки» исполнитель по договору получит 84 745,76 руб.

Зачастую иностранные контрагенты в договорах указывают, что желают получить определенную фиксированную сумму денежных средств за свои товары, работы, услуги, а все суммы налогов, подлежащих уплате в России, покупатель должен начислить сверх указанной суммы и уплатить за счет собственных средства.

Такие формулировки в договорах не влияют на порядок исполнения налоговым агентом своих функций и не препятствуют получению вычета относительно НДС, уплаченному в бюджет по такому договору.

В ряде случаев российские организации обязаны удерживать из выплат иностранным компаниям не только НДС, но и налог на доходы (ст. 309 НК РФ). Если организация является одновременно налоговым агентом и по НДС, и по налогу на доходы, то налоги исчисляются следующим образом: сначала следует рассчитать и удержать НДС, а затем - налог на доходы, исключив из налоговой базы сумму НДС.

Например, российская компания оплачивает иностранной компании стоимость имущественных прав на использование разработанного сайта 100 000 евро. НДС = 100 000 *18/118 = 15 254,24 евро. Налог на доходы = (100 000 -15 254,24) * 20% = 16 949,15 евро. Суммы налогов пересчитываются в рубли по курсу на дату перечисления в бюджет (ст.45 НК РФ). Обратите внимание, что налоговая ставка на доходы иностранной организации зависит от международного соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и страной, резидентом которой является иностранный контрагент. Соглашением может быть предусмотрено освобождение доходов иностранной организации от налогообложения на территории РФ или обложение по пониженной налоговой ставке. Если же такого соглашения между государствами нет, то следует применять ставку 20%.

Согласно статье 312 НК РФ для применения освобождения от налогообложения доходов иностранной компании на территории РФ или применения пониженных ставок налога требуется документальное подтверждение:

Резидентства в стране, с которой Россия заключила международное соглашение об избежании двойного налогообложения;

Фактического права распоряжаться доходами, получаемыми по договору (в частности, подтверждение того, что контрагент не является посредником).

Подтверждающие документы должны быть предоставлены иностранной организацией налоговому агенту до даты выплаты дохода.

Ситуация 2. Предоставление органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального, муниципального имущества, имущества субъектов РФ

При заключении договора аренды государственного или муниципального имущества необходимо обратить внимание на то, кто является арендодателем по договору. Возможны следующие варианты заключения договоров аренды:

1) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган (двусторонний договор). В этом случае арендатор признается налоговым агентом.

2) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган, балансодержатель - унитарное учреждение (трехсторонний договор). В этом случае арендатор также признается налоговым агентом.

3) Арендодатель - муниципальное или федеральное унитарное учреждение (школа, больница, автовокзал и т.д.). Такие учреждения являются самостоятельными налогоплательщиками. Арендатор не является налоговым агентом.

4) Арендодатель - казенное учреждение. Услуги таких учреждений НДС не облагаются. Арендатор не является налоговым агентом.

Если арендатор является налоговым агентом, то он обязан рассчитать НДС в момент уплаты арендной платы. Сумма налога определяется следующим образом:

Сроки уплаты НДС в бюджет

При приобретении работ, услуг у иностранного партнера уплата налога в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой денежных средств иностранному партнеру. Банки не примут платеж иностранцу без платежного поручения на уплату НДС в бюджет (ст. 174 НК РФ). При покупке же у иностранных организаций товаров налог подлежит перечислению в бюджет равными частями не позднее каждого 25-го числа в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором начислен налог.

Такие же сроки установлены для перечисления в бюджет НДС, начисленного в отношении арендной платы за пользование государственным / муниципальным имуществом.

На практике налоговому агенту удобнее при осуществлении любой покупки перечислять НДС в бюджет в момент оплаты по договору с иностранцем или государственным органом / муниципалитетом. Это позволит избежать технических ошибок, а значит избежать начисления пени и штрафов за несвоевременное перечисление налога в бюджет. Кроме того, период оплаты влияет на период принятия к вычету суммы НДС, уплаченной в бюджет налоговым агентом.

Счета-фактуры

Налоговый агент оформляет счет-фактуру не позднее 5 календарных дней после оплаты товаров, работ, услуг (реализация которых признается объектом обложения НДС на территории РФ) в двух экземплярах. Один экземпляр регистрируется в книге продаж, второй - в момент возникновения права на вычет в книге покупок.

В строках 2, 2а, 2б счета-фактуры налоговый агент указывает реквизиты продавца / арендодателя. В строке 2б (ИНН и КПП) счета-фактуры проставляются прочерки, если продавец - иностранная организация. В строке 5 счета-фактуры в случае приобретения работ, услуг у иностранной организации налоговый агент должен указать номер и дату платежного поручения, которым перечислен НДС в бюджет.

Вычеты

Лица, которое признаются налоговыми агентами в описанных выше ситуациях, обязаны представлять в налоговые органы декларации по НДС независимо от того, являются они сами налогоплательщиками НДС или нет. При этом, налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, могут принять уплаченный НДС к вычету. Агенты, не являющиеся плательщиками НДС, к вычету НДС предъявить не могут, но вправе включить сумму уплаченного НДС в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг.

Обязательные условия для принятия НДС к вычету:

1) есть платежные документы, подтверждающие уплату НДС в бюджет;

2) товары (работы, услуги) для их использования в деятельности, облагаемой НДС;

3) есть счет-фактура, выписанный вами (налоговым агентом);

4) приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету. НДС к вычету можно принять в том же периоде, в котором НДС уплачен в бюджет при соблюдении прочих обязательных условий.

Пример: организация арендует помещение у муниципалитета для размещения офиса за 300 000 руб. в месяц. Сумма НДС составляет 300 000 * 18/118 = 45 762,71 руб. Доля облагаемых НДС операций составляет 5% в общем объеме выручки (п.4 ст. 170 НК РФ). 30 марта организация перечисляет в бюджет 254 237,29 руб. в счет арендной платы за март и 45 762,71 руб. в счет уплаты НДС. В бухгалтерском учете произведены соответствующие начисления арендной платы. При формировании декларации за 1 квартал организация отразит: - начисление налога к уплате в качестве налогового агента 45 762,71 руб., - сумму НДС к вычету 2 288,14 руб. (45762,71 *5%). Разница между уплаченным НДС в бюджет и НДС, принятым к вычету (43 474,57 руб.), будет учтена организацией при расчете налога на прибыль в составе расходов на аренду помещения.

Таким образом, заключая договор с иностранной организацией или органом власти (муниципалитетом) организация (предприниматель) принимает на себя дополнительные функции и обязанности. В целях планирования налоговых последствий перед подписанием договора с «необычным» контрагентом следует предварительно исследовать его статус, оценить, как повлияет его статус на расчет налогов, и запастись необходимыми документами и подтверждениями.

Положения ст.161 НК РФ дают полное описание ситуаций, когда налогоплательщик не сам оплачивает начисленный НДС, а за него это делает налоговый агент. Институт посредников по исчислению и уплате обязательных бюджетных сборов предусматривается в ситуации, когда сам субъект предпринимательства не может выполнять свои обязанности по отношению к государству.

Момент возникновения обязанностей налогового агента

Передача обязанностей по уплате и начислению НДС от реального налогоплательщика к посреднику возникает в следующих случаях:

  • при покупке у иностранной компании продукции/услуг на российской территории;
  • при временном пользовании имуществом, находящимся в муниципальной или государственной собственности;
  • при продаже конфиската, бесхозного имущества или кладов.

Важно: функции налогового агента могут возникать у любой организации, в том числе и не являющейся плательщиком налога по причине использования спецрежимов (ЕНВД, УСН, патент).

Приобретение продукции у зарубежного партнера

Наиболее частый вариант налогового агентирования – приобретение на российской территории товаров или услуг у иностранного юридического лица. Для того чтобы обязанность по исчислению и уплате НДС перешла к покупателю, необходимо одновременное исполнение трех условий:

  • зарубежный партнер-продавец не зарегистрирован в российской налоговой службе;
  • реализованный товар/услуга не входят в перечень продукции, освобожденной от НДС;
  • факт продажи происходит на территории РФ.

При совпадении перечисленных критериев покупатель обязан исчислить НДС и уплатить его в бюджет.

Налоговая база, с которой производится , определяется с полной суммы дохода иностранного продавца за реализованные товары или услуги, включающей налог. Для исчисления НДС используется ставка 18/118 или 10/110.

Если оплата за иностранные поставки происходит в несколько траншей, и в контракте указана сумма без НДС, то для начисления налога следует применить ставку 10% или 18%.

Имейте в виду: налоговый агент должен уплатить НДС в тот момент, когда произошел перевод денежных средств продавцу. В течение пяти дней должен быть выписан и зарегистрирован счет-фактура в адрес покупателя от имени иностранного партнера.

Для выписки счета-фактуры используются данные зарубежного продавца, указанные в договоре. В полях, предназначенных для обозначения ИНН/КПП, проставляется прочерк.

В счете-фактуре необходимо перечислить номера платежных поручений в оплату продукции или услуг. При этом в случае приобретения товаров надо указать номера тех «платежек», которыми непосредственно оплачена договорная сумма. Если же контракт предполагает оплату за выполненные иностранным исполнителем работы или услуги, то в счете-фактуре надо указать номера и даты платежных документов на уплату НДС.

Аренда имущества муниципальных или государственных структур

При пользовании федеральным или муниципальным имуществом арендатор обязан уплатить арендодателю доход, за минусом исчисленного НДС, который следует перевести на счет казначейства.

Важным обстоятельством, которое принципиально определяет обязанность арендатора уплачивать НДС, является заключение договора аренды непосредственно с федеральным или муниципальным органом власти (комитетом по управлению имуществом). Возможно заключение тройственного договора, где, помимо арендатора, выступает орган власти и тот хозяйственный субъект, на балансе которого содержатся , передаваемые в аренду.

В случаях аренды недвижимости или оборудования у лица, которое распоряжается государственным имуществом на правах хозяйственного владения (управления) арендатор не является налоговым агентом, рассчитывать и платить НДС он не обязан.

Следует знать: при аренде федерального/муниципального имущества налоговым агентом может быть как юридическое, так и физическое лицо.

НДС при аренде госимущества должен рассчитываться с величины договорной платы, включающей налог, по ставке 18%/118%.

В соответствии с общими требованиями НК РФ, в течение 5 дней с момента осуществления оплаты аренды, арендатор составляет счет-фактуру. В полях, предназначенных для указания продавца, прописываются данные органа власти, указанного в договоре.

При пользовании федеральными или муниципальными активами (или их приобретении) арендатор/покупатель обязан предоставить в налоговую инспекцию декларацию по НДС с заполнением раздела 2. Срок ее составления – 25 число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Реализация конфискованных активов

Предприятия и ИП, которых государство уполномочило реализовывать конфискованное, бесхозное и унаследованное федеральной казной имущество, выступают в роли налоговых агентов. Главная организация, занимающаяся этой процедурой, Росфонд федерального имущества, проводит конкурсы, на которых отбираются реализаторы кладов, бесхозных активов и конфиската.

Налоговая база по такому виду реализации определяется по стоимости аналогичных активов на рынке. Если продаже подлежат товары, облагаемые акцизами, то в налоговой базе должна учитываться величина этого сбора.

Уплатить в бюджет исчисленный с продажи НДС необходимо в день отгрузки продукции либо в дату получения предоплаты – в зависимости от того, какое из событий наступит раньше.

Особенности заполнения декларации по НДС для налоговых агентов

Все налогоплательщики, обязанные отчитываться по НДС, должны использовать только электронный вариант передачи документации в налоговую службу. Исключение составляют лишь хозяйствующие субъекты, для которых законом предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость, но отдельные операции подпадают под обязанность налогового агентирования.

Из всех листов Декларации НДС налоговым агентам предстоит заполнить:

  • головной (титульный ) лист;
  • раздел 1 , где указывается сумма, подлежащая оплате в бюджет;
  • раздел 2 , в котором отражаются суммы НДС, обязательные к уплате по деятельности, подлежащей налоговому агентированию;
  • раздел 12 , в котором содержатся сведения из счетов-фактур, составленных налогоплательщиками, освобожденным от уплаты НДС по своей деятельности, но выполняющими операции налогового агента.

Имейте в виду: в Разделе 2 налоговый агент отражает сведения по каждому контрагенту, с которым проводились налогооблагаемые операции (покупка товаров/услуг у иностранного продавца, аренда муниципального или федерального имущества). Если по одному контрагенту проведено несколько сделок на протяжении квартала, то допускается заполнение одного листа Раздела 2.

Для каждой операции, отраженной в Разделе 2 указывается свой бюджетный код (). Если компания перечислила в налоговом периоде авансовые платежи по контракту с иностранным продавцом либо по аренде имущества у государственных органов, то в следующем квартале эти суммы должны быть исключены из общей суммы сделки. Такое правило действует во избежание двойного налогообложения.

Надо знать: переплата по НДС по основной деятельности налогоплательщика не может быть зачтена в счет уплаты суммы, необходимой для перечисления налоговым агентом.

По срокам сдачи декларации и уплаты НДС для налоговых агентов действуют такой же регламент, как и для прочих налогоплательщиков. Декларация должна сдаваться не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода, а уплатить налог надо до 20 числа этого же месяца. Отчет по НДС должен передаваться в тот налоговый орган, где зарегистрировано юридическое лицо. ИП предоставляют декларации в ФНС по месту своего проживания (регистрации).

По каждому иностранцу, который не состоит на учете налоговой службы, но предоставляет ему свои услуги, товары, работы (является продавцом) отдельно.

Налоговым агентом является арендатор муниципального, государственного и федерального (в том числе и субъектов федерации) имущества в случае, если органы власти и местного самоуправления предоставили его как такового.

Это также лицо, которое выплачивает денежные средства или другим лицам, состоящим на учёте в качестве налогоплательщиков, однако является реализатором операций, подлежащих обложению каким-либо налогом.

Яркий пример налогового агента – работодатель по отношению к зарплате, которая выплачивается работающим на предприятии.

Основные случаи уплаты налога налоговым агентом

Среди основных случаев обязательной уплаты НДС налоговым агентом:

  • реализация операций по продаже или услуги на российской территории иностранными лицами по факту отсутствия их на учете контролирующего налогового органа, в то время, как налоговый агент (организация и индивидуальный предприниматель) состоит на учёте и приобретает у иностранца;
  • при передаче в аренду государственного и муниципального имущества органами власти и местного самоуправления на российской территории. Исходя из этого, налоговым агентом стает арендатор имущества.

Декларация НДС для налогового агента

Список необходимой документации

При составлении декларации, контрагент обязан руководствоваться данными из , регистрами бухгалтерского учета. Нормы расчета налога предусмотрены ст. 161 Налогового Кодекса.

Руководство к заполнению

При заполнении декларации по налогу на добавленную стоимость всем отчитывающимся налоговым агентам обязательны к заполнению титульный лист, и декларации, согласно действующему федеральному законодательству. Неплательщики налога в качестве налоговых агентов, которые выставляют счета-фактуры, заполняют дополнительно .

Реквизиты по регистрации налогового агента прописываются на титульном листе. Декларация подписывается уполномоченным лицом организации. В случае передачи НДС-декларации доверенным лицом от лица плательщика налога прописываются на титульном листе данные доверенного лица (паспортные данные, рабочая должность, номер доверенности) и заверяется подписью.

Раздел 2 – основной раздел в декларации для налогового агента

Второй раздел декларации по НДС выводит сумму налога к уплате для налогового агента и оформляется отдельно по каждому предприятию, в отношении которого налогоплательщик признается налоговым агентом.

Контрагент заполняет 2 раздел декларации при наличии одного и больше договоров с одним налогоплательщиком (арендодателем).

Если работа с каждым лицом ведется больше чем по одному договору, в таком случае раздел подается на одном листе. Если имеет место факт реализации контрагентом конфискованного имущества, клада или вещей, не имеющих собственника, раздел также подается на одной странице.

Раздел 2 НДС-декларации может подаваться на нескольких страницах, если были осуществлены операции с более чем одним партнером.

При этом раздел 2 оформляется отдельно по каждому:

  • арендодателю (муниципальный или государственный орган, который предоставляет аренду или продажу некое имущество);
  • иностранному лицу, который признается неплательщиком налога по факту отсутствия его на учете контролирующего налогового органа в РФ и который является продавцом товара (услуги), а также по факту продажи товаров зарубежному предприятию по агентским/комиссионным договорам;
  • поставщику-продавцу товара, который реализует муниципальное или государственное имущество, не закрепленное за каким-либо соответствующим предприятием.

К заполнению обязательны строки 010-070.

  • Строка: 010 – КПП отделения организации иностранного лица, за которое предоставляется раздел и уплачивается НДС;
  • Строка: 020 – имя или название иностранного лица (арендодателя, продавца в соответствии с договором), чьим налоговым агентом представляется заполнитель;
  • Строка: 030 – ИНН лица, по операциям с которым признается заполнитель, если таковое имеется. В противном случае поставить прочерк;
  • Строка: 040 – КББ – двадцатизначный код, который используется для учета бюджетов (доходов и расходов);
  • Строка: 050 – код контрагента в ОКТМО;
  • Строка: 060 – сумма налога, которая подлежит окончательной уплате в бюджет;
  • Строка: 070 – семизначный код операции с иностранным лицом;
  • Строка: 080 – сумма налога по отгрузке услуг, работ и товаров, передачи имущественных прав;
  • Строка: 090 – сумма с оплаты (в том числе и частичной), полученной в налоговом периоде, в счет отгрузки товаров в предстоящем времени, услуг, работ и товаров, передачи имущественных прав;
  • Строка: 100 – сумма налога, которая исчисляется строками 080 и 090.

Другие разделы декларации

Вычеты по НДС налоговые агенты могут отразить после уплаты налога государству - по этим данным прописывается строка 180 в 3 разделе.

Позиция ФНС такова, что право на налоговый вычет может возникнуть только в следующем отчетном квартале после уплаты налога, однако, возможным представляется также заполнение сразу разделов 2 и 3, в случае, когда покупка товаров (к примеру, у иностранного лица) и перечисление налога в государство осуществляются в одном квартале, по усмотрению законодательства.

Также требуется заполнить 12 раздел в случае, если представитель декларации не уплачивает налог или признан освобожденным от его уплаты, но выставил налогоплательщикам счета-фактуры с отображением суммы НДС.

Подача декларации, строки и нарушения

Контрагенты подают отчетность с заполненным титульный листом, разделами 1 и 2. Также зачастую необходимо заполнить 2 раздела на дополнительных листах.

Налоговая декларация подается налоговым агентом в электронном формате.

Лица, признаны освобожденными от уплаты налога (либо неплательщики НДС), которые признаются налоговыми агентами, могут воспользоваться правом подачи отчетности лично инспектору, либо прибегнуть к услугам почтового отделения и отправить документ, представив опись вложения.

Условия сроков, нарушений и формы подачи декларации других налогоплательщиков не отличаются для налоговых агентов: ее следует представить до 25 числа месяца, который наступит после отчетного квартала, а в случае обнаружения ошибки налоговый инспектор потребует объяснений в той форме, в которой подавалась декларация.

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества ?

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС - в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором - организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Совет : подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы - налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы - арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12, от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529, от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации - уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету .

Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество? Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла.

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты - арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):

  • либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
  • либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42), Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.

Ситуация: нужно ли перечислять НДС в бюджет налоговому агенту, который списывает невостребованную кредиторскую задолженность по платежам за аренду государственного (муниципального) имущества?

Нет, не нужно.

Действительно, арендуя государственное (муниципальное) имущество, арендатор должен платить НДС как налоговый агент. То есть каждый раз, перечисляя арендную плату, в тот же день он должен удержать из ее суммы налог и самостоятельно направить в бюджет. Так же надо поступать в момент окончательного расчета с арендодателем. Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Однако в рассматриваемой ситуации таких расчетов арендатор с арендодателем не производил. Ни деньгами, ни имуществом, никаким другим способом он за аренду не расплачивался. Потому и возникла кредиторская задолженность. Не погасили ее и по истечении срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Выходит, что к моменту списания такого невостребованного долга арендодатель так и не получил доходов от сдачи имущества в аренду. И значит, налоговая база для начисления НДС отсутствует. А следовательно, и у арендатора не возникает обязанности налогового агента рассчитать и уплатить НДС со списанной суммы долга по аренде.

Такие выводы можно сделать из писем Минфина России от 18 мая 2012 г. № 03-07-11/146 и ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402. Об этом же свидетельствует и арбитражная практика (решение ВАС РФ от 12 сентября 2013 г. № 10992/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2). Аналогичную точку зрения специалисты Минфина России высказывают в частных разъяснениях.

Ситуация: должна ли организация исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества, если договор аренды официально не зарегистрирован?

Да, должна.

Если организация арендует государственное (муниципальное) имущество, она должна исполнять обязанности налогового агента независимо от того, зарегистрирован договор или нет. Налоговый кодекс РФ не соотносит порядок исчисления и уплаты НДС с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ.

Подтверждает данный вывод и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06-2/3857, от 4 мая 2006 г. № Ф03-А59/06-2/1048, и Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2005 г. № Ф08-5401/2005-2128А).

Вместе с тем, есть пример судебного решения, где судьи пришли к выводу, что обязанности налогового агента возникают у организации-арендатора только после государственной регистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2005 г. № А56-34788/2004).

Ситуация: должна ли организация-ссудополучатель исполнить обязанности налогового агента по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом ?

От исполнения обязанностей налоговых агентов по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом освобождаются только некоммерческие организации и унитарные предприятия.

Если ссудополучатель является некоммерческой организацией, он может не исполнять обязанности налогового агента при одновременном выполнении двух условий:

  • в безвозмездное пользование получено имущество казны;
  • имущество получено для ведения уставной деятельности.

Это объясняется тем, что при выполнении перечисленных условий передача имущества в безвозмездное пользование некоммерческим организациям не признается объектом обложения НДС. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Если ссудополучатель является унитарным предприятием, он может не исполнять обязанности налогового агента, если в безвозмездное пользование получены основные средства. Независимо от того, кто выступает в качестве ссудодателя и для каких целей имущество передается унитарному предприятию. В таких случаях объекта обложения НДС тоже не возникает. Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

В остальных случаях операции по предоставлению в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества признаются объектом обложения НДС. При этом к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды (ст. 689 ГК РФ).

Если передающей стороной выступает орган государственной власти (местного самоуправления), то, так же как и при сдаче государственного (муниципального) имущества в аренду, получающая сторона (ссудополучатель) признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ). В рассматриваемой ситуации организация должна рассчитать НДС, исходя из рыночной стоимости услуги с учетом налога, и перечислить его в бюджет за счет собственных средств.

Если передающей стороной выступает бюджетная организация (унитарное предприятие), за которой имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), плательщиком НДС будет организация-ссудодатель. Получающая сторона (ссудополучатель) перечислять НДС не должна.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 октября 2009 г. № 03-03-06/4/91, от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100, от 28 ноября 2008 г. № 03-07-11/371, от 24 октября 2007 г. № 03-07-11/520.

Совет : есть аргументы, позволяющие организациям, которые получают в безвозмездное пользование государственное (муниципальное) имущество, не исполнять обязанности налоговых агентов по НДС. Они заключаются в следующем.

Организация - ссудополучатель государственного (муниципального) имущества должна удерживать НДС из доходов, уплачиваемых ссудодателю в денежной форме (подп. 1 п. 3 ст. 24, абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). При безвозмездном использовании имущества организация освобождается от платы за пользование имуществом, поэтому источник для удержания НДС отсутствует. Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы налоговые агенты перечисляли в бюджет неудержанные суммы налогов за счет собственных средств. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации не возникают обязанности налогового агента. Поэтому платить НДС в бюджет она не должна (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вместе с тем, при проверке налоговая инспекция может доначислить ссудополучателю сумму НДС, исходя из рыночной стоимости услуг по аренде аналогичного имущества с учетом налога. В этом случае свою позицию организации придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые опровергают необходимость начисления НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2005 г. № А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1).

Ситуация: должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности?

Нет, не должна.

Исполнение обязанностей налогового агента подразумевает перечисление в бюджет налогов, удержанных из доходов налогоплательщиков (п. 1 ст. 24 НК РФ). То есть из доходов лиц, которые совершают налогооблагаемые операции, но по тем или иным причинам освобождены от обязанностей самостоятельно определять налоговую базу и платить налог в бюджет.

По общему правилу организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если государственное (муниципальное) имущество она арендует непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Однако арендная плата за право пользования природными ресурсами освобождается от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Земля является природным ресурсом (ст. 9 Конституции РФ). Значит, если организация арендует государственную (муниципальную) землю, обязанности удерживать и перечислять НДС в бюджет у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21.

Тем не менее включить сведения о такой операции в раздел 7 деклараций по НДС нужно: налоговые агенты должны заполнять этот раздел наряду с налогоплательщиками (п. 44 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Отдельный случай - когда организация арендует земельный участок, находящий в государственной собственности, у казенного учреждения. Эта услуга вообще не признается объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 26 января 2016 г. № 03-07-11/2939, от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713, ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605). Отражать такую операцию в декларации по НДС тоже не нужно. Дело в том, что в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ речь идет только об аренде государственного имущества у органов исполнительной власти и управления. Казенные учреждения там не указаны. А значит, организация не признается налоговым агентом в отношении этой операции. Казенное учреждение - арендодатель должно будет самостоятельно составить и сдать декларацию по НДС, отразив сумму арендной платы в разделе 7.

Пример отражения в декларации по НДС платы за аренду земельного участка, принадлежащего государству

ООО «Альфа» арендует два земельных участка, находящихся в муниципальной собственности:

  • в городе Мытищи у казенного учреждения. Месячная стоимость аренды - 100 000 руб.;
  • в городе Дмитрове непосредственно у городской администрации. Месячная стоимость аренды - 150 000 руб.

При заполнении декларации по НДС в разделе 7 бухгалтер «Альфы» указал:

По участку, находящемуся в городе Дмитрове:

  • код операции (графа 1) - 1010251;
  • стоимость приобретенных услуг, не облагаемых налогом (графа 3) - 450 000 руб. (150 000 руб. × 3 мес.).

В отношении земельного участка, арендованного у казенного учреждения в городе Мытищи, «Альфа» декларацию по НДС не заполняет.

Если земельный участок, арендованный у органов власти, был передан в субаренду, то в отношении платы, поступающей от субарендатора, организация-арендатор, применяющая общую систему налогообложения, признается плательщиком НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). С этих сумм организация должна начислять налог и платить его в бюджет на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-07-11/436 и ФНС России от 18 июня 2015 г. № ГД-3-3/2391.

Ситуация: нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту с платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции по договору с городской администрацией?

Нет, не нужно.

Перечень операций, при совершении которых российские организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, приведен в статье 161 Налогового кодекса РФ. Одной из таких операций является аренда государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Договор, предметом которого является предоставление права на установку и эксплуатацию собственной рекламной конструкции организации, нельзя квалифицировать как договор аренды. По такому договору организация не получает никакого имущества во временное владение или пользование. А именно это условие является основным признаком договора аренды (ст. 606 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации предоставление права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является услугой, которую городская администрация оказывает организации, а заключенный между ними договор следует квалифицировать как договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Услуги органов власти и управления освобождаются от обложения НДС при выполнении двух условий:

  • обязательность оказания таких услуг предусмотрена законодательством;
  • услуги оказаны в рамках исполнения исключительных полномочий, возложенных на органы власти и управления в той или иной сфере деятельности.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (либо с другим лицом, уполномоченным собственником). Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 19 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Из этой нормы следует, что возможность установки и эксплуатации рекламной конструкции может быть предоставлена ее собственнику не только органами власти и управления, но и другими лицами. А поскольку предоставление права установки и эксплуатации рекламной конструкции не относится к исключительным полномочиям городской администрации, оказание такой услуги облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Реализация услуг органами власти и управления не включена в состав операций, при совершении которых организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.

Поэтому в рассматриваемой ситуации организация, как заказчик услуг, оплачивает их исполнителю с учетом НДС, но перечислить сумму налога в бюджет городская администрация должна самостоятельно (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-07-11/178.

Ответственность

Внимание: если налоговый агент перечислит НДС в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить пени (ст. 75 НК РФ). Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент .

Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по статье 126, либо по статье 129.1 Налогового кодекса РФ.