Ежегодный налог на землю. Понижение земельного сбора

Ставки по земельному налогу в 2019 году в Московской области устанавливаются действующим законодательством, поскольку столица имеет федеральное значение. Формирование налоговой суммы зависит от множества факторов, которые оказывают большое влияние на эксплуатационную нагрузку дорожной системы страны.

Местное самоуправление должно принять соответствующий нормативный акт, который определяет порядок и сроки, а также величину выплат по налоговому сбору. Если этого не сделать, налогоплательщики не будут выплачивать .

Следует отметить, что Москва и Санкт-Петербург, являясь субъектами Российской Федерации, отдают собранные налоговые средства не в муниципальный, а региональный бюджет.

Земельный налог обязаны платить юридические и физические лица, если они:

  • владеют земельным участком;
  • обладают правом, позволяющим использовать землю на постоянной основе;
  • являются обладателями права на наследование земли, которая считается объектом налогообложения.
При этом налоговые службы отмечают, что арендаторы данный государственный сбор не выплачивают по понятным причинам.

Существуют исключения, которые формируют особую группу земельных участков, не входящих в категорию объектов, облагающихся налогом. Среди них можно отметить:

  • участки, входящие в лесной фонд РФ;
  • земельные территории, использующиеся для обеспечения различных государственных нужд;
  • земельные участки с объектами, которые представляют собой историческую, культурную и археологическую ценность.

Формирование суммы налога напрямую зависит от кадастровой стоимости участка. Так как она обновляется каждый код, следует отметить, что существует два вида оценки, влияющего на показатель – общая и индивидуальная.

Первый вариант предусматривает присуждение конкретной стоимости каждой из существующих земельных групп. Это означает, что земельным участкам, относящимся к одной упомянутой группе, будет начислена одна и та же стоимость. Подобное решение не является объективным и не может считаться актуальным, поскольку каждая территория обладает своими индивидуальными особенностями.

Индивидуальная оценка отличается тем, что производится при помощи независимых экспертов Федерального кадастра, целью которых является полный анализ предоставленного участка с учетом многих факторов.

Необходимо заметить, что и рыночная стоимость – это разные вещи, несмотря на схожую формулу расчета. Последний показатель считается более объективным и актуальным, так как учитывает состояние рынка недвижимости, платежеспособность населения, баланс спроса и предложения, а также внешние экономические факторы, оказывающие влияние на положение в стране.

Ставки по области

Существуют две налоговые ставки, которые определяют, каким именно будет процент при расчете суммы налога:

  • 0,3% — для земли сельскохозяйственного назначения, с постройками коммунальной категории, жилыми домами и различными подсобными хозяйствами;
  • 0,17% — для земельных участков, купленных под постройку личного жилого дома или ведения собственного хозяйства;
  • 1,5% — для иных земельных категорий, не включающих в себя вышеупомянутые участки.
Данные налоговые ставки являются стандартными, то есть базовыми. Поскольку законом устанавливаются только нормы, в пределах которых осуществляется региональное начисление процентной ставки, можно говорить о том, что её величина зависит от области регистрации земельного участка.

Льготные категории

Льготные категории разработаны специально для тех социальных групп, которые не имеют возможности осуществлять выплаты в полном размере (социально незащищенные слои населения) или для тех физических и юридических лиц, которые соблюдают определенные условия и, следовательно, имеют право на получение финансового послабления.

  • ветеранов войны;
  • участников боевых действий на территории СССР и РФ;
  • ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС;
  • вдов и родителей военнослужащих, погибших при исполнении;
  • инвалидов первой и второй групп, инвалиды детства.

В Московской области предусмотрена возможность получения государственной скидки. Возрастная группа граждан получает финансовое послабление, если:

  • суммарный доход семьи не превышает двух минимумов, которые предусмотрены по области;
  • в семье есть более трех детей, а среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;
  • пенсионер проживает в одиночестве или речь идет о семье, и при этом доход не достигает прожиточного минимума, который установлен для граждан данной категории.
Следует помнить, что льготные скидки не выдаются государством автоматически. Для их получения необходимо обратиться в налоговое отделение по месту жительства с соответствующим заявлением и документами, которые являются свидетельством права на получение финансового послабления.

Заключение

Земельный налог в 2019 году для Московской области формируется при помощи множества региональных факторов, влияющих не только на ставку, но и на величину кадастровой стоимости, являющейся основополагающей суммой в данном случае.

Существует три группы стандартных ставок, которые применяются повсеместно для области и установлены действующим законодательством на федеральном уровне.

Молодая семья имеет право на получение земельного участка бесплатно. Какие условия при этом необходимо выполнить, читайте в .

Как узнать налоговую ставку на землю

Любой налогоплательщик обладает правом знать конкретную налоговую ставку, применяемую к его участку земли.

Если вдруг эта ставка не соответствует той, по которой гражданин или юрлицо платили земельный налог, они вправе предъявить претензию о нарушении установленных правил.

Для того чтобы уточнить имеющуюся налоговую ставку, можно прибегнуть к нескольким способам:

  • лично посетить отдел местной администрации, отвечающий за решение земельных вопросов;
  • заглянуть на официальный сайт отделения ФНС и найти сведения там;
  • изучить уведомление, присланное ИФНС для уплаты налога за землю.

После выяснения налоговой ставки, лучше уточнить категорию земельного участка.

Такие сведения можно узнать из:

  • официальной из ЕГРН, которую можно заказать в отделении Росреестра;
  • официального сайта Росреестра;
  • кадастрового паспорта либо свидетельства, подтверждающего право собственности.

Уточнение налоговой ставки всегда важно для любого налогоплательщика, поскольку от этой величины напрямую зависит размер уплачиваемого налога за землю.

Не обошли стороной изменения в законодательстве налог на землю в 2018 году (гл. 31 НК РФ). В том числе и форму отчётной декларации по нему. Даём обзор всех новшеств.

Новый порядок расчёта при смене категории земли

Существенные поправки по земельному налогу в 2018 году внёс в Налоговый кодекс РФ Закон от 30 сентября 2017 года № 286-ФЗ.

С 1 января 2018 года при расчете налога за землю берут кадастровая стоимость, которая определена на дату регистрации её изменения в ЕГРН – едином государственном реестре недвижимости, который ведёт Росреестр. Данное новое правило касается тех участков земли, у которых в течение года поменялась:

  • категория;
  • вид разрешенного использования.

С учётом нового порядка величину налога определяют согласно коэффициенту владения (Кв). Он представляет собой:

Вообще базу по земельному налогу определяют по каждому участку по его кадастровой стоимости именно на 1 января года. Её изменение в течение года не берут во внимание при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 391 НК РФ). Но это общее правило.

Но на практике текущая кадастровая оценка может меняться по причине изменения вида разрешенного использования земельного участка и/или его перевода из одной категории земель в другую. Теперь этот важный фактор учитывают при расчёте налога со дня внесения в ЕГРН обновлённых сведений о стоимости земли.

Отметим, что до 2018 года отсутствие данного исключения приводило к тому, что изменение стоимости по кадастру можно было учитывать только со следующего налогового периода по земельному налогу (письмо Минфина России от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593). Очевидно, что это был несправедливый подход по отношению и к плательщикам, и к казне.

Какой будет ставка земельного налога на 2018 год, решают местные органы власти. Поэтому нужно смотреть изменения в соответствующем законе муниципальной территории.

Новый порядок подтверждения права на льготу

Также изменения по земельному налогу с 2018 года затронули порядок заявления права на льготу (Закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ с изменениями в НК РФ).

Можно говорить о том, что теперь для получения льготы сдавать в ИФНС подтверждающие документы совсем необязательно. Дело в том, что с 01.01.2018 начинает действовать приказ ФНС России от 14 ноября 2017 года № ММВ-7-21/897, который утвердил новый бланк заявления о предоставлении льготы по трём налогам на имущество физлиц. В том числе земельному налогу:

С 2018 года форма этого заявления больше похожа на налоговую декларацию. Во всяком случае, структура и принцип заполнения стали схожи.

В связи с новой формой заявления плательщик земельного налога с 2018 года может выбирать из двух вариантов:

1. Сдать в ИФНС документы, обосновывающие право на льготу.

2. Только указать реквизиты этих документов.

Во втором случае налоговики сами сделают запрос в те органы/организации, которые выдали указанные в заявлении документы-основания на льготу. А потом физлицо получит решение о земельном налоге на 2018 год – дали льготу или нет. Если такие данные ИФНС не получит, плательщику сообщат о необходимости всё же самому сдать подтверждающие документы.

Таким образом, с 2018 года плательщик вправе выбирать – подавать документы в ИФНС на льготу по земле или нет.

Все сведения по рассмотрению заявки на льготу плательщик получит через личный кабинет на сайте ФНС России . Если таковой не подключён, можно выбрать способ информирования:

  • в налоговой инспекции;
  • МФЦ («Мои документы»), через который подано заявление;
  • по почте.

Подать заявление на льготу по земельному налогу можно в любую ИФНС, а также через личный кабинет физлица на сайте ФНС России.

Проясним правовую суть случившихся изменений. Некоторые категории физлиц (в т. ч. ИП) могут уменьшать облагаемую базу по земельному налогу на вычет в 10 000 рублей. Это касается земли в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (п. 5 ст. 391 НК РФ). До 2018 года п. 6 ст. 391 НК РФ устанавливал, что уменьшение облагаемой базы возможно на основании подтверждающих документов, которые сдают в ИФНС. Но с 01 января 2018 года это правило исключено из НК РФ, поскольку в новой редакции изложено в п. 10 ст. 396 НК РФ. Причём новый порядок распространен на все льготы по налогу на землю физлицам, а не только в виде уменьшения облагаемой базы.

Новые запреты на освобождение от налога

Новый пункт 2 ст. 395 НК РФ, который введен Законом от 27 ноября 2017 года № 353-ФЗ, регламентирует ситуацию, когда при разделе или объединении земельных участков к возникшим объектам освобождение от налога неприменимо. Это касается только следующих категорий плательщиков:

  • резиденты особой экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 5 лет);
  • судостроительные предприятия – резиденты промышленно-производственной ОЭЗ (не будет освобождения от налога на первые 10 лет);
  • участники свободной экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 3 года).

Действует новый бланк декларации

Новшество по земельному налогу для юридических лиц с 2018 года касается сдачи декларации за период 2017 года по новой форме, формату. Они, а также порядок заполнения закреплены теперь приказом ФНС от 10 мая 2017 года № ММВ-7-21/347.

Раздел декларации Новая форма декларации Прежняя форма декларации (утв. приказом ФНС от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696)
Титульный лист Убрали поле для кодов ОКВЭД Было поле для кода ОКВЭД
Раздел 2 Строку 050 дополнили показателем «Нормативная цена земли» (заполняют по участкам в Крыму и Севастополе) В строке 050 предусмотрен только показатель «Кадастровая стоимость земельного участка» (нет возможности указывать нормативную цену земли)
Общее количество строк – 25. Не стало следующих строк:
  • 090 – код льготы в виде необлагаемой налогом суммы;
  • 100 – необлагаемая налогом сумма (п. 5 ст. 391 НК РФ);
  • 270 – сумма налоговой льготы (п. 2 ст. 387 НК РФ)
Общее количество строк – 28

Проверить правильность заполнения земельной декларации в 2018 году можно с помощь специальных контрольных соотношений для неё. Они закреплены письмом ФНС России от 13 июля 2017 года № БС-4-21/13656.

Ставка земельного налога – это размер выплат, которые должен осуществлять собственник земельной территории в местную казну. Сумма определяется с учетом характеристик земли, а также ее кадастровой цены. Рассмотрим основные аспекты этого вопроса более детально.

Общие положения

По 31 главе Налогового Кодекса и региональным правовыми документам, устанавливается определенный налог на землю, который вносится в местный бюджет. Выплачивать его обязаны должны юридические и физические лица, обладающие имуществом, которое причисляется к объектам налогообложения.

Законодательная база подразумевает под ними любые участки, которые географически размещены в муниципальных регионах, где действует внутренний налог (жители Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга оплачивают налоги по законам, работающим на их территории).

Налогообложению не подвергаются такие типы объектов:

  • территория, приписанная к домам жилого фонда;
  • земля лесничества;
  • участки, изъятые из оборота по законам РФ;
  • территория с размещенными на ней культурными ценностями, заповедниками и т.д.

Какие факторы влияют на размер налога?

Величина ставки налога на землю не зависит от доходности имущества, плодородности, а определяется исключительно по статическим характеристикам – размер, тип участка, его местоположение и т.д. В качестве налоговой базы, определяющей величину ставки, всегда принимается кадастровая цена, указанная в Реестре.

Конечная сумма рассчитывается с учетом следующих факторов:

  • кадастровая цена земли;
  • ставка, установленная в регионе местными регулирующими органами;
  • наличие или отсутствие льгот у плательщика.

Уточнить кадастровую цену, а также границы своего участка можно, обратившись в ФНС.


Более подробно о кадастровой цене и том, как она влияет на сумму налога на землю, можно узнать из видео:

Кто определяет ставки земельного налога?

Закон федерального уровня № 131-ФЗ устанавливает, что отмена, введение, изменение и сбор налогов входит в компетенцию представительных органов региональных образований. По Налоговому Кодексу, относящийся к местным, регулируется непосредственно НК РФ и законодательными учреждениями муниципального образования.

Соответственно, определение налоговых ставок на земельные участки является обязанностью муниципальных органов. Если говорить о городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), там ставка устанавливается государственными властями.

Сроки выплаты

Срок выплаты земельного налога может устанавливаться как местными, так и федеральными законами. Для физических лиц предусмотрено внесение всей суммы до 1 октября. То есть, если вы оплачиваете налог за 2016 год, то платеж должен поступить не позже, чем 01.10.2017. Расчет ставки физлицами не осуществляется, сумма указывается в уведомлениях, которые рассылаются ФНС на почту налогоплательщика.

Если говорить о юрлицах, то они обязаны сами рассчитывать авансовые платежи, ставку налога, а также составлять декларацию и подавать ее в ИФНС. Порядок уплаты земельного налога для организаций является следующим:

  • По истечению первого квартала организация должна внести первый залог, а также подать декларацию.
  • После второго и третьего квартала осуществляются отчисления в бюджет и подается отчетность.
  • По завершению отчетного года, но не позднее 1 февраля, юрлица обязаны оплатить всю установленную сумму и подать налоговую декларацию.

Ставка земельного налога для физических и юридических лиц

Ставка земельного налога как для юридических, так и физических лиц исчисляется по одному и тому же принципу. Величина уплачиваемого налога регулируется в соответствии со ст. 394 НК РФ.

Ставка составляет 0,3% для земель следующего назначения:

  • сельскохозяйственные участки;
  • участки жилых зданий и коммунальной инфраструктуры;
  • спецземли, которые ограничены в обороте;
  • участки, выделенные под огороды/сады.
Для любых других типов участков величина составляет 1,5%.

В законодательной базе предусмотрены дифференцированные налоговые ставки на земельные участки, которые могут определяться муниципальными органами. Например, в Ярославской области величина составляет от 1% до 1,5%. Подобные поправки, как правило, охватывают только объекты определенного типа и назначения.

Узнать о дифференциальных налоговых ставках можно в муниципальных органах. Для каждого региона их размер отличается.

Как определить ставку земельного налога, пример расчета

Владелец участка имеет возможность самостоятельно определить ставку земельного налога. Для этого используется формула:

Ставка ЗН = КС x Д x НС x КВ, где


КС – кадастровая цена участка, узнать которую можно в онлайн-режиме на сайте Росреестра;
Д – доля владения;
НС – налоговая ставка, которая определена в регионе;
КВ – коэффициент владения, который вводится в случае, если участок находится в использовании неполное количество лет.

Для лучшего понимания, как работает эта формула, рассмотрим пример. Имеется участок в Московской области, где налоговая ставка составляет 0,3%, с кадастровой стоимостью в 2,5 млн рублей. Приведем возможные случаи расчетов:

  • За полный год пользования участком . В данной ситуации никаких поправочных коэффициентов не вводится. Формула будет иметь вид:

    ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 = 7500 (ЗН = КС x НС)

  • За неполный год пользования участком . В такой ситуации в формулу вводится КВ. Предположим, что участок был в пользовании 4 месяца в году. Соответственно, КВ составит 4/12=0,33. Формула примет вид:

    ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 x 0,33 = 2475 (ЗН = КС x НС x КВ)

  • За долю пользования земельным участком . Предположим, что участок находится во владении лишь на 3/4. Соответственно, формула примет вид:

    ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 x 3/4 = 5625 (ЗН = КС x Д x НС)

Некоторым категориям граждан налоговая ставка на земельный участок начисляется с определенными льготами. В таком случае от полученной суммы необходимо отнимать размер субсидии. То есть, формула примет вид:

ЗН = КС x Д x НС x КВ – Л, где Л – льготы.

Льготы на налоговую земельную ставку

Ст. 395 НК РФ устанавливает, что некоторым физическим и юридическим лицам позволено осуществлять оплату налога по льготным тарифам. В соответствии с вышеуказанным документом, упрощения в системе налогообложения касаются следующих организаций:
  • религиозных учреждений;
  • автодоров;
  • тюрем;
  • некоторых общественных организаций и т.д.
Касательно физических лиц, на льготы имеют право:
  • инвалиды различных групп;
  • ветераны и инвалиды ВОВ;
  • лица, входящие в состав групп особого риска;
  • лица, перенесшие лучевую болезнь или получившие инвалидность после облучения.
На всей территории РФ действует единая льгота, которая составляет 10 тыс. рублей. То есть, при расчете налоговой ставки из конечной суммы вычитается эта величина.

В различных регионах страны могут действовать свои льготные программы, отличающиеся не только суммой, но и перечнем лиц, которые могут на них претендовать. Уточнить все нюансы и условия можно в местных представительствах ФНС.

Правильный расчет ставки на земельный налог является залогом того, что вы не будете переплачивать за пользование участком, а в некоторых случаях сможете даже уменьшить сумму налогообложения. За окончательным расчетом необходимо обратиться в местные органы управления.