Если спрос на деньги и предложение денег будут расти то. Спрос и предложение денег

Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

В структуре денежной массы выделяются активная часть , к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть , включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые «квазиденьги» (от лат. «quasi» - как будто, почти), т.е. денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитах, сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства.

Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в Центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги Центрального банка. Их называют монетарной, или денежной, базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.

Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т.е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.

Под предложением денег обычно понимают часть денежной массы, находящейся в обращении. Таким образом, деньги - это совокупность платежных средств, обращающихся в государстве в каждый данный период времени.

Для характеристики денежного предложения применяются обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты.

Агрегат M l («деньги для сделок») - это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.

Агрегаты М 2 и М З включают, кроме M l , денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - они позволяют осуществлять накопление денег.

Агрегаты денежного предложения - L и D. L наряду с М З включает прочие ликвидные (легкореализумые) активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.


Агрегаты М З, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М 2: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат M l , так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения.

Деньги эмитируются (выпускаются) в обращение тремя типами учреждений: коммерческими банками, государственным казначейством и эмиссионным банком.

Предложение денег исчисляется с помощью денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор - это часть избыточного резерва, которую система коммерческих банков может использовать для увеличения массы денег в обращении, а также суммы бессрочных вкладов, которые эмитируются путем предоставления новых займов (или скупки ценных бумаг). Он равен единице, деленной на обязательную норму резерва. Денежный мультипликатор показывает, во сколько раз изменится объем денежной массы в случае изменения денежной базы (денег Центрального банка). Денежный мультипликатор используется для прогнозирования предложения денег и регулирования денежной массы. Главную роль в этом процессе играет Центральный банк.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определят покупательную способность денег. Покупательная способность денег определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При увеличении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Вторым компонентом денежного рынка является спрос на деньги . Он вытекает из функций денег как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трансакционный спрос), во втором - о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций). Трансакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номиналу ВНП. Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. Эта зависимость отражается кривой спроса на деньги D m .

Кривая общего спроса на деньги D m обозначает общее количество денег, которое население и фирмы хотят иметь для сделок, приобретения акций и облигаций при каждой возможной величине процентной ставки.

Спрос и предложение на денежном рынке предполагают их количественные определения. В зависимости от сложившейся рыночной конъюнктуры величина денежной массы варьирует в определенных пределах. Так, в 1997-1998 гг. в России денежная масса колебалась в пределах 11-15% от величины ВВП. В США этот показатель превышает 50%. Сжатие денежной массы в российской экономике привело к появлению квазиденег: бартера, взаимозачетов, векселей, увеличения массы долларового обращения и т.д. Это обусловило задержку выплат заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, что порождало социальную напряженность и неустойчивость.

Количественное определение объема денежной массы представлено различными экономическими школами. Широкую известность получил монетаризм, изложенный в 50-х гг. XX в. Г. Фишером.

В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяется в соответствии с уравнением Фишера:

где М- количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Q - количество проданных товаров; Р - средняя цена товаров и услуг. Преобразуя уравнение, получим

где MD - величина спроса на деньги.

Если предположить, что сделки учитываются в ВНП, To PQ равно номинальному ВНП.

Дальнейшее развитие это направление получило в работах чикагской школы, прежде всего М. Фридмена.

Современная теория денег М. Фридмена учитывает спрос на деньги не только общества в целом, но и отдельных лиц, который ограничен суммой имеющихся у этих лиц портфеля ресурсов, т.е. денег и других активов:

MD= Pf (Rb, Re, p, h, y, u), где MD - величина спроса на деньги;

Pf - абсолютный уровень цен;

Rb - номинальная норма процента по облигациям;

Re - рыночная стоимость дохода по акциям;

р - темп изменения уровня в процентах;

h - отношение между человеческим богатством (труд) и всеми другими формами богатства;

у - общий объем богатства;

u - величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений.

Современная теория спроса на деньги отличается следующими особенностями. Она рассматривает более широкий диапазон активов помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигаций. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средствами на сберегательных и срочных счетах, краткосрочными ценными бумагами, облигациями и акциями корпораций и т.п. Указанная теория отвергает разделение спроса на деньги на основании транзакционных, спекулятивных мотивов и мотивов предосторожности, а также учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

17.3. Равновесие денежного рынка

Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цен» денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

На денежном рынке деньги «не продаются» и «не покупаются» подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.

Кривая предложения S m имеет форму вертикальной прямой при допущении, что Центральный банк, контролирующий денежное предложение, стремится поддерживать его на фиксированном уровне независимо от изменений номинальной процентной ставки. Как и на любом рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Из анализа графика видно, что население и фирмы будут держать на руках только 150 млрд руб. лишь при процентной ставке, равной 7 %. При более низкой норме процента они будут стараться увеличить количество денег в своих портфелях, тем самым снижая цены на ценные бумаги и повышая норму процента, достигая таким
образом равновесия, и наоборот.

Попробуем оценить влияние изменений, возникающих в предложении или спросе на деньги. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение денежного предложения. Допустим, предложение денег увеличилось со 150 до 200 млрд руб. Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшение ставки процента с 8 до 5%. Почему? При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд руб. Излишек предложения в 50 млрд руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. (Например, по долгосрочной облигации выплачивается процент в 300 руб. в год. Если цена облигации равна 3000 руб., то норма процента равна 10%. Если цена облигации 4000 руб., то норма процента составит лишь 7,5%.)

По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов. При ставке, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос и предложение денег будут равны 200 млрд руб. Что произойдет при уменьшении денежного предложения? При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается, и денежный рынок возвращается к равновесию.

Проанализируем последствия изменения в спросе на деньги. Первоначально рынок находится в равновесии в точке Е 1 при номинальной ставке, равной 7 %. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение D m 2 .

При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд руб., несмотря на то, что банковская система может предложить лишь 150 млрд руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12 %, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм, согласно их желаниям. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.


Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций на денежном рынке, а именно равновесие между спросом на деньги (МD) и предложением денег (МS), с одной стороны, между размерами денежной массы (LМ) и размерами товарной массы, выраженными в соотношении между инвестициями и сбережениями (IS), с другой стороны.
Спрос на деньги (МD) – это величина денежных средств, которую хотели бы приобрести все агрегированные субъекты (население, бизнес, государство, нерезиденты) для осуществления хозяйственных операций при определенных параметрах ВВП. Спрос на деньги имеет следующие разновидности:
спрос на деньги для совершения сделок купли - продажи;
спрос на деньги как на финансовый актив;
общий спрос на деньги.
Спрос на деньги для сделок определяется величиной номинального ВВП. Чем больше номинальный ВВП, тем, следовательно, больше денежная оценка находящихся на рынке в процессе обмена товаров и услуг. А так как номинальный ВВП, в свою очередь, зависит от количества созданных товаров и услуг (Q) и сложившегося уровня цен на эти товары и услуги (Р), то, следовательно, чем выше уровень цен и чем больше произведено товаров и услуг, предназначенных для покупателей, тем больше при прочих равных условиях спрос на деньги для совершения сделок купли – продажи в рамках национальной экономики.
Следует иметь ввиду, что одна и та же денежная единица в течение года несколько раз перейдет от одного субъекта к другому (в том числе с одного счета в кредитном учреждении на другой) и обслужит несколько сделок купли – продажи. Поэтому количество денег, необходимых для обращения в рамках календарного года для обслуживания движения номинального ВВП, должно быть скоординировано с учетом скорости обращения денежной единицы.
Скорость обращения денег (V) показывает количество оборотов, которое совершает каждая денежная единица в течение года. Следовательно, чем выше скорость обращения денег, тем меньше необходимо денег для обслуживания движения номинального ВВП в течение года, и наоборот. Таким образом, количество денег, необходимых для сделок, находится в прямой зависимости от номинального ВВП и в обратной зависимости от скорости обращения денег.
Y – номинальный ВВП (валовые доходы)
P – уровень цен
Q – количество товаров и услуг
M – это количество денег
Y = Р х Q
М х V = Y
М х V = Р х Q
Последняя формула называется уравнением обмена, ибо она показывает правило обмена товарной массы на денежную для уравновешивания товарного и денежного рынков. Это уравнение предложил и проанализировал американский экономист Ирвинг Фишер. Поэтому его называют уравнением Фишера.
Спрос на деньги как на финансовый актив зависит от величины процентной ставки. Чем больше величина процентной ставки, тем дороже кредит, и, следовательно, тем меньше спрос на деньги как на финансовый актив. Чем меньше величина процентной ставки, тем выгоднее при прочих равных условиях занимать деньги и, следовательно, тем больше спрос на деньги как на финансовый актив. Причем предельная полезность денег убывает по мере роста количества денег. При прочих равных условиях, при увеличении денег на руках у субъектов и в обращении, каждую дополнительную единицу денежных средств субъекты готовы занимать только при более низкой процентной ставке.
Общий спрос на деньги будет зависеть, во – первых, от величины номинального ВВП, а, во – вторых, от величины процентной ставки. Графически кривая спроса на деньги (рис.2.) будет иметь отрицательный наклон, то есть показывать обратный характер зависимости между величиной процентной ставки и количеством денежных средств, на которые предъявлен спрос при определенных параметрах номинального ВВП, а следовательно, и при определенных параметрах валовых доходов.

Рис.2. Общий спрос на деньги
Если размер номинального ВВП, а, следовательно, и размер валовых доходов в стране будет возрастать, то, при прочих равных условиях, кривая общего спроса на деньги сместится в право и вверх до положения МD1. Если размер номинального ВВП и валовых доходов сократится, то кривая общего спроса на деньги сместится влево и вниз до положения МD2. Все совокупности (варианты) общего спроса на деньги соответствуют определенному уровню номинального ВВП и валовых доходов, а перемещение точки вдоль кривой будет показывать изменение конкретной величины спроса на деньги при изменении лишь процентной ставки.
Таким образом, спрос на деньги в самом общем виде можно выразить как функцию от дохода Y и номинальной ставки процента r. Если предпочтение ликвидности обозначить буквой L, то можно представить следующие выражение зависимости.
MD (L) = f (r,Y)
Предложение денег (МS) – это общее количество денег, которое все агрегированные субъекты рыночной экономики готовы предложить на денежном рынке другим субъектам и направить в каналы денежного обращения при определенных параметрах ВВП (валовых доходов).
Вертикальная прямая линия графика МS (рис.3.) означает фиксированный характер предложения денег, определенный центральным банком страны в краткосрочном периоде, в условиях неизменности уровня цен при определенных параметрах ВВП и валовых доходов. Если под воздействием тех или иных факторов, в том числе, при изменении валовых доходов или под воздействием политики центрального банка изменится предложение денег в стране, то график МS будет смещаться либо вправо до положения МS1 (отражая увеличение денежного предложения), либо влево до положения МS2 (отражая уменьшение денежного предложения).

Рис.3. Предложение денег
На денежном рынке МD и MS находятся в определенном соотношении (либо МD > MS, либо MS > МD) и равновесие между ними может установиться при определенной процентной ставке, которая будет называться равновесной процентной ставкой (re). Равновесная процентная ставка может изменяться, так как на МD и MS влияют различные факторы. Если возрастает спрос на деньги, а предложение денег остается неизменным, то процентная ставка будет возрастать до уровня re1 (рис.4.). Если спрос на деньги уменьшится, то равновесная процентная ставка понизится до re2.

Рис.4. Равновесие при изменении общего спроса на деньги

Если спрос на деньги не изменяется (не изменяются валовые доходы), а предложение денег увеличивается, то равновесная процентная ставка уменьшается (re1); и наоборот, если предложение денег уменьшается, то равновесная процентная ставка увеличивается (re2) (рис.5.).

Рис.5. Равновесие при изменении предложении денег
Если изменяется и спрос на деньги, и предложение денег, то изменение равновесной процентной ставки будет происходить в определенном направлении в зависимости от действия тех или иных факторов, которые определяют масштабы либо расширения, либо уменьшения МD и MS.
Одной из важнейших проблем макроэкономики является равновесие товарного (реального) и денежного рынков.
На рынке денег равновесное состояние предполагает, что спрос на деньги МD (или предпочтение ликвидности L) равен их предложению MS (или М). Данное состояние отражает линия LM (рис.6.).
Линия LM будет являться графическим отражением связи между ставкой процента r и совокупным доходом Y при равновесии на рынке денег. Положительный наклон линии LM показывает, что равновесие на денежном рынке будет поддерживаться в том случае, если увеличению реального дохода Y будет соответствовать более высокая ставка процента r.

Рис.6. Равновесие денежного рынка
Точки ниже и выше линии LM показывают неравновесное состояние денежного рынка. Во всех точках ниже линии LM (точка D) спрос на деньги больше предложения денег (МD > MS); во всех точках выше линии LM (точка В) предложение денег больше спроса на деньги (MS > MD).
График IS – LM показывает равновесие между товарным (IS) и денежным рынком (LM) (рис.7.)

Рис.7. Равновесие денежного и товарного рынков
Точки А и С характеризуют равновесие на денежном рынке, но неравновесие на товарном рынке. Точки В и D отражают равновесие на товарном рынке, но неравновесие на денежном рынке. Высокая ставка процента r1 определяет недостаток инвестиционных вложений в экономику, а, следовательно, сдерживает экономический рост и препятствует деловой активности в стране и приводит к уменьшению ВВП и валовых доходов Y1. Точка Е – это точка экономического равновесия. Она отражает (фиксирует) такое состояние процентной ставки rе и уровня дохода Yе, при котором достигается равновесие как на товарном (реальном) так и на денежном рынке. А, следовательно, при таком соотношении ставки процента и дохода нет ни излишка, ни дефицита как на товарном, так и на денежном рынке, а совокупный спрос будет являться эффективным спросом.
Модель IS – LM в экономической теории называют моделью Хикса – Хансена. Эти два экономиста являлись последователями идей Кейнса и дали характеристику взаимодействия товарного и денежного рынков. Они также проанализировали, что сдвиги линий IS и LM отражают возможные направления экономической политики государства. (Далее будет показано, что к сдвигу линии IS приводят меры бюджетно-налоговой политики, то есть изменения в государственных расходах и налогах; в свою очередь, к сдвигу линии LM будят приводить меры денежно – кредитной политики).

Деньги необходимо рассматривать как товар , который продается и покупается на рынке.

Спрос на деньги существует потому, что люди хотят приобретать определенные блага (товары). Эти товары надо купить за деньги.

Количественное выражение спроса опирается на уравнение денежного обращения , которое сформулировал американский экономист И. Фишер:

M x V = P x Q,

где М - масса денег в обращении; V - скорость оборота денег; Р - средняя цена товаров и услуг; Q - количество проданных товаров или услуг.

В уравнении показано, что количество денег, необходимое для обращения, умноженное на число их оборотов в год равно объему ВНП.

Преобразуя уравнение И. Фишера, получим:

V = (P x Q) / M,

M / PQ = 1 / V.

Полученное уравнение показывает, что отношение количества денег, находящихся в обращении, к номинальному доходу есть величина обратная скорости обращения денег. Умножив обе части уравнения на PQ, получим:

M = PQ / V.

Количество денег в обращении равно отношению номинального дохода (ВНП) к скорости обращения денег.

Если мы М заменим на MB - величину спроса на деньги, то количестве денег, которое требуется экономическим агентам (фирмам, частным лицам), будет равно:

MD = PQ / V.

Следовательно, величина спроса на деньги зависит от:

а) абсолютного уровня цен. Чем выше цены, тем больше требуется денег в обращении;

б) от уровня реального объема производства. По мере роста объема производства растут реальные доходы, что подразумевают и рост спроса на деньги;

в) от скорости оборота денег в обращении. Все параметры, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.

Теория спроса на деньги развивалась в трудах видных экономистов XX в. Серьезный вклад в денежную теорию внес Д.М. Кейнс.

Он разделил спрос на деньги на два вида: спрос на деньги для сделок (торговых операций) и спрос на деньги как финансовый актив, который приносит доход.

Д.М. Кейнс считал норму процента (цена капитального ресурса) как определяющий фактор спроса на деньги. Рассматривая деньги как одну из форм богатства, он утверждал, что часть активов, которую хозяйствующие субъекты хотят сохранить в форме денег, зависит от степени их ликвидности.

Согласно этой теории, существует обратная связь между величиной спроса на деньги и нормой процента. Хозяйственные агенты держат часть богатства в ликвидной форме, если они считают, что иная форма богатства может быть сопряжена со значительным риском или может принести потери.

Вместе с тем, наличные деньги не приносят того дохода, который хозяйственные агенты получают от хранения богатства в виде банковских депозитов или облигаций, приносящих проценты.

Так как ставка процента становится в данном случае альтернативными издержками хранения богатства в виде наличных денег , более высокая ставка процента понижает спрос на деньги, а низкая ставка процента - повышает.

Функция спроса на деньги предстает в виде:

(М/Р) d = L (r, Y),

где r — ставка процента; Y— доход.

Величина спроса на деньги прямо пропорциональна доходу и обратно пропорциональна ставке процента.

В графическом отображении этой функции кривая спроса на деньги будет иметь отрицательный наклон , причем наклон будет возрастать по мере уменьшения ставки процента при заданном уровне дохода. При увеличении дохода кривая спроса на деньги сдвинется вправо-вверх, а при уменьшении — соответственно влево-вниз.

Итак, спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем денежного, или номинального, ВНП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики.

С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента, и тогда график спроса на деньги для сделок будет выглядеть следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Операционный спрос на деньги

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку, как подчеркивалось ранее, при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг.

Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации, зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги (ниже спекулятивный спрос), и наоборот (рис. 2).

Итак, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП.

Рис. 2. Спрос на деньги как на активы

График общего спроса на деньги будет выглядеть следующим образом.


Рис. 3. Общий спрос на деньги

На рис. 3 номинальная процентная ставка — на вертикальной оси, общий спрос на деньги — на горизонтальной оси. Функциональная зависимость этих параметров даст совокупность кривых, каждая из которых соответствует определенному уровню номинального ВНП.

Перемещения вдоль кривой показывают изменения процентной ставки. Причем при высоких процентных ставках кривая становится почти вертикальной, поскольку все сбережения вкладываются, в этой ситуации, в ценные бумаги, а спрос на деньги ограничивается операционным спросом и уже не снижается при дальнейшем росте процента.

Серьезный вклад в развитие современной денежной теории внесли представители монетаристского направления (М. Фридмэн, Д. Патинкин, Э. Фелпс).

В отличие от Д. Кейнса монетаристы рассматривали деньги в более широком ассортименте активов. Они отвергали разделение спроса на деньги для сделок и для активов, предлагали оценивать спрос с учетом адаптивных ожиданий и наличия инфляции.

М. Фридмэн предложил новую интерпретацию уравнения денежного обращения:

М. V = P . Y,

где Y- величина (норма) дохода от активов.

В этой связи функцию спроса на деньги можно выразить:

MD = f (у, r, h),

где у - номинальный доход от активов; r - ожидаемая реальная ставка процента; h - ожидаемый темп инфляции.

Предложение денег - это фактический объем денежной массы, обращающейся на рынке. Для обеспечения экономической стабильности важен постоянный контроль за количеством денег, пущенных в обращение.

Как известно, государство в лице центрального банка является эмитентом денежной массы. Казалось, контроль за объемом выпускаемых денег наладить относительно несложно. Но это только на первый взгляд. Ведь к банкнотам (наличная масса) мы должны прибавить безналичную массу денег (деньги на банковских счетах, счетов до востребования, чеки и карточки и т. д., а также ценные бумаги государства, акции и облигации компаний и фирм).

Все это заставляет нас рассматривать деньги в широком смысле как совокупность их отдельных форм или денежных агрегатов.

Под «денежным агрегатом » понимается любая из нескольких денежных форм (активов) служащих конкретным выражением денежной массы. Денежные агрегаты классифицируются в зависимости от степени ликвидности денежных активов.

Кроме данной категории, существует также понятие «денежной базы».

Главным элементом рыночной экономики являются деньги , которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов . Денежная масса (money stock) представляет собой совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент.

Ликвидность — способность быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками).

Деньги (монеты и бумажные деньги) являются наиболее ликвидными активами. Банковские депозиты до востребования также являются высоколиквидными активами, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию. Виды денег, включаемые в агрегат М1 , — наиболее ликвидные акты в экономике.

Денежный агрегат М3 является наиболее крупным. Он включает агрегат М2 плюс крупные срочные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с обратным выкупом по обусловленной цене, депозитные сертификаты банков, государственные (казначейские) облигации, коммерческие бумаги и др. В данный агрегат включаются государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).

В некоторых зарубежных странах (например, в США) в качестве наиболее крупного денежного агрегата используется агрегат L .

Компоненты денежной массы отражаются в пассиве консолидированного баланса банковской системы, которая состоит из Центрального банка и сети коммерческих банков. Динамика денежных агрегатов сильно зависит от динамики процентной ставки. При повышении процентной ставки агрегаты М2 и М3 , включающие активы, приносящие доход в виде процента, будут расти быстрее агрегата М1 .

Для финансовой стабильности в стране наиболее предпочтительными являются стабильность процентной ставки и равномерная динамика денежной массы, адекватная реальным потребностям экономики.

Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег

Если применяется 100%-е банковское резервирование, то коммерческие банки создавать деньги не могут и банковская система не оказывает влияния на предложение денег.

Введем следующие обозначения:

M s — предложение денег; H — денежная база; C — наличность; D — чековые (бессрочные) депозиты; K — кредиты коммерческих банков; R — банковские резервы; m — денежный мультипликатор; d — депозитный мультипликатор; k - кредитный мультипликатор.

Между ними существуют следующие зависимости:

m = M s / H , откуда M s = m x H .

Денежный мультипликатор — это отношение предложения денег к денежной массе. Он показывает, насколько возрастет предложение денег (количество денег в стране) при увеличении денежной базы на единицу. Предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора:

Депозитный мультипликатор показывает, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу:

Кредитный мультипликатор показывает, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег. Покупательная способность денег — это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Спрос на деньги не тождествен спросу на денежный доход . Он показывает, какую часть своего дохода экономические субъекты предпочитают хранить в наиболее ликвидной форме — наличных денег (денежной кассы). Спрос на деньги представляет собой спрос на запас денег, измеренный в определенный момент. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики.

Держание денежной кассы на руках связан с альтернативными затратами и лишает ее владельца доходов, которые он мог бы получить, если бы купил на них иные виды имущества. В экономической литературе можно выделить две основные концепции спроса на деньги: классическую (монетаристскую) и кейнсианскую.

Неоклассическая школа . В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением И.Фишера:

(1)

Где M — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Q — реальный объем производства; P — уровень цен.

Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг. Заменим количество денег в обращении M на величину спроса на деньги M d и преобразуем формулу (1).

Получим: M d = (Р х Q) / V .

Из уравнения следует, что величина спроса на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости денежного обращения.

Центральный банк может заинтересовывать коммерческие банки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Центрального банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связанные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками получения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дисконтных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки откажутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, связанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке.

Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег. На практике, как правило. Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке. Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становятся ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

Изменение нормы обязательных резервов . Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения.

Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит через мультипликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.

Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.

Политика дешевых и дорогих денег . Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы . Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредиТ, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.

В качестве инструментов прямого регулирования также выступают установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредитно-денежной политики.

Специфика денежно-кредитной политики в России обусловлена особенностями ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время основной целью кредитно-денежной политики в стране является обеспечение условий для финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.

Денежная масса - совокупность всех денежных средств находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах обеспечивающих обращение то варов и услуг в народном хозяйстве.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые «квазиденьги» (от латинского quasi» как будто почти), т. е. денежные средства на срочных счетах сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства.
Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют монетарной или денежной базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве. Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операции обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т. е. стремления учреждении небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.
Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Однако, ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и не денежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше. Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие.
1) Агрегат M-1 - («деньги для сделок») - это показатель, предназначенный
для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги
(банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.
2) Агрегаты М-2 и М-3 включают кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи наденьги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - они позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».
3) Наиболее полные агрегаты денежного предложения - L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.
Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-I: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1

Спрос на деньги вытекает из двух функции денег - как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трансакционный спрос), во втором - о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигации и акции). Трансакционныи спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номиналу ВНП.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СПРОСА НА ДЕНЬГИ

1. Спрос на деньги и количественная теория Современная трактовка количественной теории основана на понятии скорости обращения денег в движении доходов, которая определяется как: M x V= P x Y ,где V - скорость обращения денег Р - абсолютный уровень цен; Y - реальный объем производства; М - количество денег в обращении.

Если преобразовать формулу этого уровня: , мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отношению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр Dm - величину спроса на деньги то получим: . Из этого уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:

Абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги и наоборот;

Уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются реальные доходы населения, а значит, людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;

Скорости обращения денег. Соответственно все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.

2. Спрос на деньги в кейнсианской модели
Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 являются ликвидными активами. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Как считал Дж. Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:
1) использование денег в качестве средства платежа (трансакционныи мотив хранения денег);
2) обеспечение в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
3) спекулятивный мотив - хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызванных хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.
Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.
3. Современная теория спроса на деньги
Современная теория спроса на деньги отличается от теоретической модели Дж. Кейнса следующими особенностями. Она:
1) рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигации. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент формами денег, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средства на сберегательных и срочных счетах ценные краткосрочные бумаги, облигации и акции корпорации и т. п.;

2) отвергает разделение спроса на деньги на основании транзакционных, спекулятивных мотивов и мотива предосторожности. Процентная ставка влияет на спрос на деньги, но лишь вследствие того, что норма процента представляет собой альтернативную стоимость хранения денег;

3) рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги;

4) включает и другие условия, влияющие на желание населения и фирм предпочесть ликвидный актив, например, изменения в ожиданиях при пессимистическом прогнозе на будущую конъюнктуру величина спроса на деньги будет расти, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет;

5) учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

15. Кредитно-денежная политика: сущность, методы и виды. (внимание на стрелки)

Это политика по стабилизации объема производства, занятости и уровня цен с помощью изменения денежного предложения.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Различают «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.

Выделяют два вида денежно-кредитной политики – политику «дешевых» и «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег характеризуется снижением ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов. Также в целях стимуляции центральный банк покупает ценные бумаги у хозяйствующих субъектов. Это – стимулирующая политика, направленная на высвобождение денежных средств в экономике. Ее противоположностью является политика «дорогих» денег. Ее признаками являются повышение нормы обязательного резервирования и учетной ставки, а также скупка центробанком ценных бумаг.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Среди целей проведения кредитно-денежной политики можно выделить:

Укрепление денежной единицы;

Стабилизация цен;

Высокий уровень занятости населения

Стабилизация экономического роста.

Кредитно–денежная политика осуществляется ЦБ страны.

На первом этапе ЦБ воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей

Цели денежно-кредитной политики :

1. Первичные цели (конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде)

Первичные цели сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника:

Стабилизация уровня цен (процент инфляции);

Достижение полной занятости (процент безработицы);

Равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);

Внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны.

2. Тактические цели (-способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры)

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры

3. Промежуточные цели (-основные показатели, которыми руководствуется ЦБ в своей повседневной деятельности)

Промежуточная цель денежно-кредитной политики – это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.

Промежуточная цель должна удовлетворять следующим условиям:

Согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики.

Измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить.

Своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно.

Контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги.

Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране:

1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции.

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название гибкой. Целевым ориентиром денежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.

3. Денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целью поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.

Методы денежно-кредитной политики

В рамках денежно-кредитной политики государства применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связано с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние не денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условия резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В теории и практике денежно-кредитного регулирования используются административные и экономические методы.

При использовании административных методов можно выделить след. направления:

Лицензирование деятельности коммерческих банков

Временное управление

Запрещение деятельности

Квотирование

Лимитирование

Контингентирование

Экономические методы бывают; 1) селективные - оказывают влияние на конкретные вид кредитов или на кредитование отдельных отраслей, фирм и т.д. 2) общие (классические) оказывают влияние на рынок заемных капиталов в целом;

Общие включают:

Установление и изменение величины минимальных резервов

Регулирование учетной ставки

Операции на рынке ценных бумаг

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов кредитно–денежного регулирования . Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:

1) изменение учетной ставки;

2) изменение нормы обязательного резервирования;

3) операции на открытом рынке

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк:

1) снижает учетную ставку

2) сокращает резервную норму

3) покупает государственные ценные бумаги

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (D м), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (S м) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в ЦБ коммерческим банком, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму , то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и, следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить , Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дорогих денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу