Экономические потребности, блага, интересы. Экономические потребности и интересы

Экономические потребности и интересы, их роль в развитии экономики

Для раскрытия сущности производства необходимо рассмотреть понятия:

Потребности;

Ограниченность ресурсов;

Проблема выбора;

Потребности – это то, что нужно человеку для поддержания жизнедеятельности. Они являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Широко известна группировка потребностей американского ученого А.Маслоу (пирамида Маслоу – психологическая классификация). В экономической теории различают потенциальные и платежеспособные потребности.

Материальные потребности – желание потребителей приобрести и использовать те товары и услуги, которые приносят им пользу. Их число практически бесконечно.

Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага.

Платежеспособные потребности – те потенциальные потребности, которые обеспечены реальными денежными средствами и перерастают в спрос.

Согласно пирамиде А.Маслоу потребности располагаются в восходящем порядке, от «низших» к «высшим» рис. 2.1.

Рисунок 2.1 – Пирамида А.Маслоу

Закон возвышения потребностей показывает, что в ходе экономического и технического развития общества круг потребностей меняется количественно и качественно.

Потребности общества безграничны, полностью неутолимы.

С течением времени потребности возрастают и имеют безграничный характер. Средства, при помощи которых удовлетворяются потребности, называются благами . Они бывают свободные, экономические, материальные, нематериальные, потребительские и производственные, общественные.

Ни одно общество, ни один человек не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства, вещи, пригодные для удовлетворения потребностей, называются благами.

Благо –это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Такое понимание блага характеризует расширительную его трактовку как воплощенную полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и данные природой не только предмет, но и явления, не только что-то материальное, но и духовное и т.д.

Свободные блага (неэкономические) – представляются природой в почти непрерывном объеме (воздух, вода).

Экономические блага – являются объектом или результатом экономической деятельности людей, их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями (товары и услуги).

К экономическим относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить. Возьмем себе на заметку, что в связи с экономическим благом возникает проблема редкости благ, что обусловливает соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ;

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе "свободно", в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

Экономические потребности –это потребности в экономических благах.

Удовлетворение экономических потребностей выступает внутренним побудительным мотивом производства, распределения, обмена и потребления в рамках определенной системы социально-экономических отношений.

Экономические потребности являются структурной подсистемой всего комплекса потребностей общества. Поэтому уровень их развития и степень удовлетворения зависят от развития других подсистем, культурных, духовных, моральных потребностей общества.

Носителями экономических благ являются разнообразнейшие вещественные товары и услуги.

Экономическая теория, как общественная наука, изучает экономическую, производственную деятельность человеческого общества, исходя при этом из двух взаимосвязанных предпосылок:

1 Человеческие потребности безграничны.

2 Возможности их удовлетворения ограниченны.

Экономическая теория имеет дело с экономическими (материальными) потребностями.

Экономические потребности представляют собой внутренние мотивы, побуждающие к экономической (производственной) деятельности. Они делятся на первичные (жизненно важные) и вторичные (все остальные). В качестве примеров первичных потребностей можно привести потребности в пище, одежде, жилище и т.д. К вторичным потребностям можно отнести потребности досуга (занятия спортом, искусством, развлечения и т.д.) Конечно, это деление условно, но в целом к первичным можно отнести потребности, которые не могут быть заменены одна другой, вторичные же потребности – могут.

Средствами удовлетворения потребностей являютсяблага (goods). Одни из них имеются в неограниченном количестве (атмосферный воздух), другие – количественно ограниченны (вещи, услуги). Именно ограниченные (экономические) блага изучает экономическая теория.

Экономические блага делятся на долговременные и недолговременные блага. Долговременные блага предназначены для многоразового использования (автомобиль, книга, электроприборы и т.д.). Недолговременные – исчезают в процессе разового потребления (хлеб, мясо, фрукты, спички и т.п.).

Среди экономических благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные ) блага. Примерами субститутов являются следующие пары благ: мясо – рыба, маргарин – масло, чай – кофе и др. К комплементарным благам относятся: стол – стул, компьютер – принтер, автомобиль – бензин, фотоаппарат – фотопленка и т.д.

Материальные блага - это дары природы и продукты производства.

Нематериальные блага – здравоохранение, искусство, театр, духовная культура, образование.

Общественные блага – национальная оборона, охрана общественного порядка, уличное освещение.

Для создания блага необходимы ресурсы, которые выступают как материальная основа производства.

Экономические ресурсы – факторы, условия необходимые для производства благ. Они бывают природные, материальные, финансовые, трудовые.

Ограниченность ресурсов заключается в их недостаточном количестве по отношению к растущим потребностям. Она бывает относительная и абсолютная.

Перед обществом в условиях ограниченности ресурсов возникает проблема выбора. С этой проблемой сталкиваются все экономические системы, и она имеет всеобщий характер.



Таким образом, основная проблема в экономики определяется так: как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить растущие потребности людей, т.е. экономика – наука об управлении ресурсами.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Политическая экономия

Тема: Экономические потребности и интересы - главная движущая сила социально-экономического прогресса

Сдала:

студентка 2-го курса

211 группы

Шурлачакова С.В.

Симферополь,2009

Введение

Сущность потребностей и особенности их развития

Закон возрастания потребностей и социально-экономическая эффективность производства

Взаимосвязь потребностей, производства и спроса

Экономические интересы - движущая сила социально-экономического развития

Заключение

Список литературы

Введение

Представим рынок с большим количеством людей: кто-то покупает продукты питания, кто-то одежду, кто-то покупает вещь за 10грн., а кто-то ту же, но за 100. От чего это зависит? Как это изучить? Как описать? По каким законам действуют люди? Именно на такие вопросы отвечает этот реферат.

Сущность потребностей и особенности их развития

Выдающиеся мыслители, политологи, экономисты прошлого и современности - Дж. Гобсон, К. А. Гельвеций, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, Ф. Хайек и другие видели в потребностях выражение природы человека, относили их к ключевым экономическим категориям.

Потребности - это категория, отражающая отношение людей к условиям их жизнедеятельности. В структуре потребностей общества можно выделить несколько типов отношений, характеризующих связь людей с условиями жизнедеятельности: отношение к природе (потребности в общении с природой, в охране природы); к существующим средствам жизни (потребности в средствах производства и предметах потребления); к себе и другим людям (потребность в самовыражении, саморазвитии, в социальном статусе, общении); к труду и досугу (потребность в интересном, творческом труде, в отдыхе и др.).

Сущность потребностей можно проиллюстрировать на примере становления новых потребностей, всегда возникающих из такого отношения людей к условиям жизнедеятельности, которое характеризуется желанием иметь эти условия. Например, потребность в повышении скорости передвижения, возникающая как желание изменить существующие способы передвижения. Материальные средства реализации этого желания еще отсутствуют, поэтому оно воплощается в сказочных коврах-самолетах. Между тем потребность уже возникла, и она побуждает человечество к поискам реальных путей ее удовлетворения - к изобретению автомобиля, поезда, самолета.

На основе общего определения можно конкретизировать представление о потребностях как предмете исследования экономической теории.

Экономические потребности - это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение. Таким образом, потребности имеют объективно-субъективный характер. "Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)..." - отмечал Ф. Энгельс.

Разнообразные потребности можно определенным образом классифицировать, прежде всего по субъектам и объектам.

По субъектам потребности подразделяются на:

а) индивидуальные, коллективные и общественные. К индивидуальным потребностям можно отнести потребности в еде, одежде, жилье, которые у каждого человека имеют свои качественные и количественные особенности, удовлетворяются специфическим набором товаров и услуг. Примером коллективных потребностей могут быть потребности определенного трудового коллектива в квалифицированном руководстве, благоприятном психологическом климате, соответствующих условиях труда. Общественные - это потребности в снижении уровня инфляции и безработицы, в обеспечении конвертируемости национальной валюты, экономическом подъеме и др.

б) потребности домохозяйств, предприятий и государства как особых субъектов экономики. Как собственники экономических ресурсов домохозяйства имеют потребность в том, чтобы наиболее выгодно ими распорядиться (продать, сдать в аренду или использовать самостоятельно), как потребители они имеют определенные потребности в материальных и нематериальных благах и услугах. Предприниматели имеют потребность в повышении конкурентоспособности своей продукции, снижении издержек производства, увеличении прибылей. К потребностям государства можно отнести потребности в увеличении поступлений в государственный бюджет, в неприкосновенности государственных границ, сохранении государства как единого целого и др.

По объектам потребности классифицируют на:

а) порожденные существованием человека как биологического существа (физиологические потребности в еде, одежде, жилье) и порожденные существованием человека как социального (общественного) существа (социальные потребности - в общении, в общественном признании и статусе, информации, образовании и т. п.). Физиологические потребности предусматривают реализацию объективных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Их элементарность определяется непосредственной связью с биологическими функциями организма человека. В то же время даже элементарные потребности не могут рассматриваться как чисто биологические, поскольку реальный способ их удовлетворения (способ выживания) имеет социальный характер, а следовательно, сказывается на формировании социальных потребностей. Если парной категорией социальным потребностям индивидуума
являются физиологические (биологические) потребности, то социальным потребностям общества - потребности экономические. Поэтому иногда потребности классифицируют на экономические и социальные. Первые отражают отношение к труду как к вынужденной деятельности и проявляются как необходимость экономии труда, что является критерием развития экономики общества. Вторые - это потребности в развитии его социальной сферы - образования, науки, культуры, искусства. В механизме воспроизводства экономические и социальные потребности взаимосвязаны и равнозначны. Их равнозначность состоит в том, что образование, здравоохранение, воспитание детей, культура, удовлетворение от работы постоянно реализуются в экономии труда;

б) материальные - потребности в материальных благах и услугах и духовные - потребности в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании, вере;

в) первоочередные - потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья), и непервоочередные - потребности, удовлетворяемые предметами роскоши (парфюмерия, меха, яхты).

Эта классификация достаточно условна: то, что считается предметом роскоши при одном уровне развития производства и благосостояния общества, становится предметом первой необходимости при более высоком уровне развития экономики; то, что является предметом роскоши для одного человека, считается предметом первой необходимости для человека с другим уровнем достатка.

Западные ученые большое значение уделяют градации потребностей по степени их неотложности. Так, А. Маслоу предложил иерархию потребностей в соответствии с их весомостью (рис. 8).

Рис. 8. Иерархия потребностей

Человек стремится удовлетворить прежде всего самые неотложные свои потребности. Если они удовлетворены, то на определенное время эти потребности перестают быть движущим мотивом для человека. У него возникает желание удовлетворить следующие по весомости потребности. Последние задают программу деятельности, а деятельность обеспечивает возможность их удовлетворения. Потребности определяют содержание будущей деятельности и необходимый уровень ее эффективности: деятельность должна удовлетворять потребности на приемлемом уровне.

По степени реализации потребности можно классифицировать на абсолютные, действительные и платежеспособные.

Абсолютные потребности порождены современным уровнем развития мировой экономики. Действительные потребности отвечают уровню развития экономики определенной страны. Платежеспособные - потребности, которые человек может удовлетворить в соответствии с собственными доходами и уровнем цен (т. е. они определяются соотношением цен на предметы потребления и денежные доходы населения). Потреблять, удовлетворяя таким образом потребности, можно лишь то, что уже произведено, и лишь то, что можно оплатить. В зависимости от этих двух факторов структура платежеспособного спроса может отвечать действительным потребностям или не отвечать им. Тем самым противоречие между потребностями и производством приобретает форму несбалансированного спроса и предложения на товары и услуги.

Закон возрастания потребностей и социально-экономическая эффективность производства

Одно из фундаментальных положений экономической теории состоит в том, что материальные потребности общества являются безграничными, а экономические ресурсы, необходимые для удовлетворения этих потребностей, ограничены.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов порождают действие двух законов общественного развития - закона возрастания потребностей и закона экономии труда. Эти законы взаимосвязаны и отражают две стороны общеэкономического закона роста социально-экономической эффективности. На уровне общества действие этого закона выражается в том, что в условиях безграничности потребностей общество, стремящееся обеспечить их наиболее полное удовлетворение, т. е. максимально приблизится к цели, должно стремиться к всесторонней экономии труда (как живого, так и овеществленного), т. е. к эффективному использованию экономических ресурсов, их рациональному соединению и распределению между производством различных благ и на этой основе - созданию условий для удовлетворения одних потребностей и продвижения к другим потребностям более высокого уровня, удовлетворение которых, в свою очередь, создает условия для продвижения к потребностям еще более высокого уровня и т. д.

На индивидуальном уровне действие закона проявляется в том, что каждый человек, с одной стороны, заинтересован в максимальном удовлетворении потребностей, всегда старается сохранить свой труд - рационально распределить его между различными видами деятельности, облегчить, сделать более эффективным с помощью разных средств труда, экономично использовать предметы труда, а с другой - обеспечить рациональное ограничение потребностей, жесткую очередность их удовлетворения, поиск наиболее эффективных комбинаций.

Закон возрастания потребностей является законом общественного прогресса. Он характеризует не рост, т. е. появление все новых и новых потребностей, а изменение их структуры, что отражает продвижение как человека, так и общества в целом от биологического (физиологического) к все более и более разносторонней, богатой жизни.

На примере экономически развитых стран в XX в. можно выделить три этапа развития потребностей.

Первый этап - до середины 50-х годов, когда доминировали материально-вещественные потребности. Однако, например, в США уже в первой трети XX в. наблюдается значительный прирост свободного времени. В 20-е годы рабочая неделя была законодательно ограничена 40 часами.

Второй этап начался с середины 50-х годов с переходом к "экономике потребления", когда формируются такие социальные потребности, как бытовое обслуживание, образование, медицина, спорт, отдых, развлечения и др. На примере США можно проследить переход к типу потребления, где господствуют услуги. Уже в 20-е годы в структуре личного потребления 40 процентов составляли расходы на услуги, более 12 процентов - на товары долгосрочного потребления. Доля расходов на питание в США составляла 15 процентов (в Западной Европе - 20 процентов, Японии - 27 процентов).

Действие закона возрастания потребностей на протяжении XX в. подтверждает динамика стоимости рабочей силы. В 1970 г. по сравнению с 1910 г. реальное содержание заработной платы в США и ФРГ выросло более чем в 8 раз, в Великобритании и Франции - в 3 - 4 раза, существенно опережая рост стоимости постоянного капитала, приходящегося на одного работника.

Третий этап развития потребностей начал формироваться в 80-е годы. Он завершит фундаментальные сдвиги в сторону гуманитарных потребностей, связанных с творчеством, духовным развитием личности. Интенсивное развитие этих потребностей требует как изменения характера труда, так и роста продолжительности свободного времени.

По данным опроса, 3/4 американцев согласны отказаться от покупки большинства товаров в пользу удовлетворения потребностей нематериального характера. От 14 до 42 процентов всех рабочих и служащих высказываются за увеличение свободного времени даже за счет уменьшения заработков.

В структуре потребностей происходят такие принципиальные изменения: переход от доминирования экономических потребностей к доминированию социальных; от удовлетворения элементарных потребностей - к удовлетворению потребностей на основе индивидуализированного производства; от вещественной структуры потребления - к преобладанию в ней услуг, в том числе и услуг гуманитарного характера, направленных на развитие личности.

Каждый шаг в развитии общества - это одновременно удовлетворение потребностей на новом, более высоком уровне. Общество всегда жестко ограничено экономическими ресурсами, поэтому на каждом этапе своего развития оно выдвигает как двуединую цель удовлетворение одинаково приоритетных социальных и экономических потребностей, выделяя для этого необходимые части совокупного фонда рабочего времени.

Экономические цели реализуются за счет нового дополнительного труда, создаваемого ростом эффективности производства; социальные цели обусловлены расширением потребительских благ, свободного времени, развития человеческой личности. Двойной результат можно представить в виде формулы:

где Э - социально-экономическая эффективность; U - соответственно социальный и экономический эффект; Т - общественное рабочее время.

Социально-экономическая эффективность представляет собой соотношение результата и затрат, но результатом является не продукт, а достигнутый уровень удовлетворения социальных и экономических потребностей. На удовлетворение этих потребностей (включая труд в семье, домашнем хозяйстве) расходуют все время, которое является по сути общественным рабочим временем.

Рост эффективности проявляется в максимизации социального и экономического эффекта и минимизации рабочего времени. Социальный результат находит выражение в обеспечении лучших условий жизни. Экономический эффект, достигнутый в определенном цикле, состоит в том, что сокращение времени для удовлетворения одних потребностей дает обществу экономический выигрыш и возможность удовлетворять другие, более высокие потребности, включая потребность в свободном времени. Таким образом, создаются предпосылки для будущего развития.

Высокая эффективность производства дает возможность удовлетворять социальные потребности при постоянно снижающихся затратах рабочего времени. Примером эффективного соотношения дихотомии "возрастание потребностей - экономия труда" в экономически развитых странах является пропорция фондов накопления и потребления (в США - приблизительно 1:4).

Механизм социально-экономической эффективности является основой развития, перехода от простых к сложным потребностям, от материальных к духовным, от экономических к политическим, следовательно, к всесторонне развитой индивидуальности. При этом высшие потребности должны рассматриваться как главное богатство общества, главный фактор его экономического и социального прогресса. Противоречие между неограниченным ростом социальных и экономических потребностей и ограниченными ресурсами дополнительного времени, которое может быть направлено для удовлетворения их в каждый определенный момент, выступает движущей силой социально-экономического развития.

Взаимосвязь потребностей, производства и спроса

Взаимосвязь потребностей и производства характеризуется прежде всего влиянием производства на потребности, состоящем в том, что, во-первых, производство вместе с фантазией создает новые потребности, превращает их из единичных (свойственных отдельным людям) в массовые, т. е. обеспечивает расширенное воспроизводство потребностей; во-вторых, производство создает потребительские блага, следовательно, обеспечивает удовлетворение потребностей.

Влияние потребностей на производство состоит в том, что, во-первых, удовлетворение потребностей характеризует естественную направленность производства в любом обществе; во-вторых, потребности стимулируют развитие производства. Именно появление новых потребностей приводит к появлению новых отраслей, строительству новых предприятий, реконструкции существующих; в-третьих, уровень развития потребностей их богатство, разнообразие и место тех или иных потребностей в структуре человеческих ценностей характеризуют уровень развития общества в целом (его богатство, степень цивилизованности) и каждого отдельного человека (развитый человек имеет богатые, разнообразные потребности).

Гуманизация производства, свойственная постиндустриальному обществу, обусловливает усиление взаимовлияния потребностей и производства, ведь она предусматривает непосредственное подчинение потребностям человека как процесса труда, так и его результата.

Это означает, с одной стороны, что процесс труда должен обеспечивать удовлетворение потребностей в творческом труде, интеллектуальной, ответственной, содержательной деятельности. Удовлетворение таких потребностей требует адекватного изменения содержания и характера труда, а достижение соответствия результата (продукта) труда потребностям человека - определения потребностей еще до начала процесса труда и обеспечения производства лишь той продукции, которая этим потребностям соответствует.

С другой стороны, развитие содержания и характера труда и производства обусловливает развитие, обогащение потребностей, создает человека, способного работать по-новому и воспринимать новые продукты производства. Этот процесс представлен на рис. 9.

Как уже отмечалось, потребности являются безграничными по своей сути. Безграничность их имеет различные формы проявления. Она состоит, во-первых, в том, что потребности постоянно воспроизводятся (нельзя, поев, удовлетворить потребность в еде раз и навсегда); во-вторых, развитие общества и производства порождает все новые и новые потребности; в-третьих, не имеет границ процесс совершенствования структуры потребностей их облагораживания, как не имеет границ и процесс совершенствования человеческой личности.

Безграничность потребностей обусловлена как безграничностью фантазии, продуктом которой они являются, так и развитием производства, которое в условиях конкуренции постоянно совершенствуется, создает новые потребительские блага, а следовательно, и новые потребности. Широкому распространению потребностей способствуют и современные коммуникации, развитая реклама, пытающаяся нас уверить в том, что нам необходимо бесконечное количество предметов, которые без этой рекламы мы бы не покупали.

Рис. 9. Взаимосвязь изменений содержания труда и потребностей

Таким образом, если рассматривать систему потребностей в целом, исследовать изменения, которые в ней происходят на протяжении длительного времени, т. е. исследовать развитие системы потребностей, то последние предстают перед нами, во-первых, как безграничные и, во-вторых, как подчиненные действию общего закона возрастания потребностей. Если же рассматривать потребность в конкретном потребительском благе, то в каждый определенный момент по мере ее удовлетворения, которое происходит в процессе потребления этого блага, потребность насыщается. Поэтому каждая дополнительная единица этого потребительского блага приносит человеку меньше удовлетворения, следовательно, имеет меньшую дополнительную (предельную) полезность, чем предыдущая. Это означает подчинение процесса насыщения конкретной потребности в каждый определенный момент времени действию закона убывающей предельной полезности. Значение этого закона состоит в том, что он влияет на спрос, следовательно, на поведение потребителя.

Анализ взаимодействия потребностей и спроса осуществили представители теоретического течения, которое имеет название маржинализм { marginal - предельный). Зародилось оно во второй половине XIX в. и оставило глубокий след в мировой экономической науке (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк, А. Маршалл, В. Парето, Д. Хикс).

Маржиналисты разработали теорию потребительского поведения, сущность которой состоит в следующем: в условиях стабильной экономики каждый человек стремиться вести себя рационально, т. е. оптимизировать свое благосостояние - максимально удовлетворить личные потребности.

Чтобы достичь этой цели, покупатель исключительно субъективно оценивает неотложность той или иной потребности, ее интенсивность. В соответствии с этими оценками он распределяет свой доход между различными потребительскими благами. Чем выше интенсивность потребностей, тем выше субъективные оценки, а поэтому и более высокий спрос на это благо.

Для определения субъективных оценок используется явление убывающей предельной полезности потребительского блага, т. е. субъективная оценка покупаемого блага формируется на уровне его предельной полезности.

Правило, по которому можно оптимизировать удовлетворение потребностей, состоит в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний, например, доллар, потраченный на приобретение каждого вида продукта, приносил бы одинаковую дополнительную (предельную) полезность (закон Госсена), или:

=

Проиллюстрировать его действие можно с помощью такого абстрактного примера. Потребитель с ограниченным доходом (5 ден. ед.) приходит в магазин, чтобы купить молоко и хлеб. Разумеется, каждая дополнительная бутылка молока и буханка хлеба имеют для него меньшую предельную полезность, чем предыдущие, исходя из его дохода (табл. 1).

Таблица 1 . Динамика предельной полезности платежеспособных потребностей

Поэтому потребитель приобретает первую бутылку молока, что имеет для него наибольшую предельную полезность, а также вторую бутылку молока и буханку хлеба, которые имеют одинаковую предельную полезность. При этом он потратил весь свой доход и оптимизировал благосостояние в соответствии с доходом.

Таким образом, через выведение закона убывающей предельной полезности пытаются объяснить, почему потребители покупают одни и не покупают другие товары, почему разные товары они покупают в разном количестве. При этом действительно важным является то, что на основе связи между субъективной оценкой определенного потребительского блага и степенью удовлетворения потребности в нем можно предусмотреть момент насыщения рынка определенным потребительским благом и прогнозировать переключение спроса на другие потребительские блага.

В чем же состоит действительное практическое значение изучения потребностей?

Глубокое исследование потребностей, определение их иерархии широко используется в менеджменте, при разработке теорий мотивации. В соответствии с этими теориями, менеджер должен изучать потребности различных категорий работников и применять такие стимулы к труду, которые отвечают наиболее насущным потребностям каждой категории: работник А будет хорошо трудится, если ему повысить заработную плату (потому что на первом плане у него физиологические потребности); Б - если ему предложить более высокую должность (у него на первом плане потребность в признании, уважении); В - если ему предложить более ответственную творческую работу, где он мог бы развить свои способности.

Изучение потребностей приобретает большое значение в современной маркетинговой деятельности, ведь концепция маркетинга предусматривает определение потребностей как предпосылки производственного процесса. В соответствии с ней производить следует лишь такие товары, которые необходимы потребителям, тогда не нужно прилагать большие усилия для реализации их.

3. Потребности являются исходным пунктом разработки национальной экономической, социальной и научно-технической политики развитых стран. Так, общественные потребности являются основой для принятия решений в важнейшей для развития производства структурно-инвестиционной сфере. В США 3/4 коммерческих нововведений были внедрены уже в 70-х годах по результатам изучения потребностей рынка и только 1/4 - порождены стихийным инновационным процессом. Крупные фирмы учитывают перспективные потребности и ориентируются на технические и продуктовые изменения, доступные и выгодные потребителю. В арсенале фирм США имеется приблизительно 20 базовых методов моделирования технических процессов с ориентацией на потребителя. В странах с развитой рыночной экономикой существует система социальных технологий и определения общественной оценки новых потребностей. Начиная с 60-х годов промышленное производство в США ориентируется на широкую индивидуализацию потребностей. Таким образом, в условиях современного рыночного хозяйства потребность является и исходным пунктом, и конечной целью производства.

Производство в условиях командно-административной системы основывалось на плане и было направлено на выполнение плана (ведь главным было не то, удовлетворяет или не удовлетворяет произведенная продукция потребности людей, а то, выполнило или не выполнило предприятие план). Хотя формально планирование должно было основываться на определении потребностей, фактически оно осуществлялось методом от достигнутого, поскольку рыночный механизм определения потребностей отсутствовал (вследствие государственного ценообразования). Непосредственно же определить всю гамму общественных потребностей в рамках единого центра на определенном этапе экономического развития становиться практически невозможным.

В конечном итоге производство в условиях командно-административной системы удовлетворяло общественные потребности, однако оно удовлетворяло: 1) лишь узкий круг потребностей; вследствие хронического дефицита, свойственного этой системе, значительная часть потребностей вообще не удовлетворялась; 2) лишь унифицированные потребности, ведь только последние, рассчитанные на обеспечение необходимых потребностей среднего человека, могут быть заложены в централизованный директивный план.

Таким образом, производство в условиях командно-административной системы тормозило развитие широкого спектра потребностей, обусловливало их ограниченность и унификацию. В свою очередь, недостаточно развитые потребности сдерживали развитие производства, отрицательно влияли на возможности экономического роста: обесценивали труд; низкая стоимость рабочей силы ограничивала возможности для накопления национального богатства, хотя и обеспечивала необходимые минимальные потребности.

Следствием низкого уровня потребностей было также воспроизводство нецивилизованного способа потребления (чрезмерное употребление алкогольных напитков в ряде регионов и среди определенных слоев общества), что стало большой социальной проблемой общества. Низкие потребности опустошают быт, сводят к минимуму добровольный труд в семье, семейный досуг. Таким образом, неразвитые потребности являются результатом и причиной торможения общественного развития с учетом существующей платежеспособности.

Структура экономики Украины на современном этапе в значительной мере сориентирована на низкие платежеспособные потребности подавляющего большинства населения и чрезмерные в существующих условиях у ничтожно малой его части. Существенно влияет на потребности глубокий экономический кризис, который продолжается в Украине. Низкий уровень потребления большинства населения в этих условиях не обеспечивает воспроизводства потребностей, которые уже были сформированы раньше. Например, уже сформировалась потребность в творческом самостоятельном труде, а существующий уровень потребления является низким. Тем самым деформируется, не воспроизводится на должном уровне и потребность в труде такого содержания.

5. Экономические интересы - движущая сила социально-экономического развития

Экономический интерес - это реальный, обусловленный отношениями собственности и принципом экономической выгоды мотивов и стимул социальных действий по удовлетворению динамичных систем индивидуальных потребностей. Он является порождением и социальным проявлением потребности. Интерес возникает, когда удовлетворение потребности осознается как конкретная цель (максимизация прибыли, присвоение товара, пользование или владение определенным товаром и т. п.). Следовательно, экономические интересы - это осознание потребности существования различных субъектов хозяйствования. Генезис интереса состоит в отборе сознанием наиболее важных потребностей для удовлетворения и их реализации.

Экономические интересы не тождественны потребностям, их удовлетворению. Во-первых, экономические интересы находят свое выражение в поставленных целях и действиях, направленных на удовлетворение потребностей. Потребности и способы их удовлетворения отражают причину и формы проявления экономических интересов. Во-вторых, экономический интерес всегда выражает соответствующий уровень и динамику удовлетворения потребностей. Например, не может, кроме специфических случаев (схимники и др.), быть интересом субъекта снижение уровня удовлетворения потребностей.

Экономические интересы - это причина и условие взаимодействия и саморазвития экономических субъектов. Каждое отдельное экономическое отношение существует сначала потенциально, в форме ожиданий и еще неудовлетворенных домогательств человека. Экономические отношения реализуются как действительные, когда приобретают форму взаимной связи. Потребности-интересы не только отражают существующие отношения, но и сами являются первым "кирпичом" в структуре социально-экономических отношений.

В каждом экономическом отношении - между предпринимателями и производителями, между производителями и потребителями, государством и негосударственным сектором экономики (бизнесом), партнерами, в отношениях между индивидуумами - имеют место элементы борьбы и сотрудничества. Взаимодействие интересов выступает движущей силой социально-экономического развития. "Ближайший взгляд на историю, - писал Г.В.Ф. Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей возникают из их потребностей, пристрастий, их интересов..."

Экономические интересы имеют такие особенности: а) они являются объективными, поскольку объективны сами экономические отношения; б) они являются материальными.

Экономические интересы можно классифицировать прежде всего по субъектам их реализации как государственные, групповые и личные. В структуре интересов выделяют производственные (связанные с организацией производства) и непроизводственные (связанные с удовлетворением личных потребностей производителя и его потребностей как члена общества).

Государственный интерес имеет такие составляющие своего проявления:

а) общественно-экономические интересы - часть интересов государства и других субъектов хозяйствования совпадают (налогообложение в разумных пределах, выделение государственных инвестиций и субвенций, тарифное стимулирование экспорта и др.);

б) интересы государственной бюрократии - интересы саморазвития государственной системы, что является корпоративным придатком к интересам государства;

в) интересы самоконтроля и оптимизации гражданского общества - государство не может быть выразителем интересов одного класса или прослойки, в демократическом обществе оно чаще выступает как институт консенсуса.

Групповой интерес - это сумма однородных институциированных частных интересов, носителями которых могут быть потребители, акционеры, фондовая биржа и т. п. Формы проявления группового интереса разнообразны: корпоративный интерес бюрократии, предприятий, ассоциаций субъектов хозяйственной деятельности, трудовых коллективов. При этом интерес трудового коллектива зависит от формы собственности: на государственных, акционерных и частных предприятиях он имеет разное содержание. В условиях рыночных отношений групповой интерес может быть представлен и через теневую экономику в виде мафиозно-криминальных структур.

Личный интерес охватывает потребности, связанные с реализацией частной собственности, прав владения и пользования, управления, получения доходов.

Каждый человек одновременно является носителем различных интересов, поскольку он выступает в разных ипостасях: во-первых, как индивидуум; во-вторых, как представитель определенного слоя общества; в-третьих, как член определенного трудового коллектива. Общественный и коллективный интересы персонифицируются только в индивидууме.

Следовательно, имеет место сложное переплетение, взаимодействие экономических интересов. В значительной мере интересы выступают как социальные противоположности.

Взаимодействие интересов можно проследить на примере их проявления в сферах производства и обмена. В сфере производства предприниматели и наемные работники являются противоположными сторонами экономических отношений, вместе с тем они имеют общие интересы в отношении рынка, выступая как производители или потребители. Не удовлетворив интересы потребителя, производитель не может обеспечить и собственные интересы. Взаимозависимость этих групп объективно обусловливает их сотрудничество.

Механизм согласования интересов определяется прежде всего сущностью существующей экономической системы. Государственная политика в сфере экономических интересов должна исходить из того, что, во-первых, в разных условиях общественного развития на первый план могут выдвигаться те или иные интересы. Если своевременно не сделать в экономической политике акцент на определенную группу интересов, то результатом будет отсутствие согласованности интересов, что тормозит социально-экономическое развитие. При этом важно достичь как можно более полной внутренней согласованности интересов.

Во-вторых, государственная политика также может иметь разные способы влияния на интересы людей: а) неэкономическое принуждение; б) экономическое принуждение; в) моральный и социальный мотивы трудовой деятельности. В последнем случае имеет место подмена влияния на интересы побудительными мотивами к труду.

Реализация экономических интересов осуществляется путем достижения их субъектами конкретных экономических целей. Так, реализация индивидуальных интересов обеспечивается ростом индивидуальных доходов. Средством реализации коллективных интересов является максимизация прибыли и фонда заработной платы (например, для предприятий государственного сектора, находящихся на коммерческих началах хозяйствования). Наконец, средство реализации общественного интереса - максимизация национального дохода и минимизация фонда возмещения создаваемого общественного продукта. Таким образом, проблема сочетания интересов находит свое выражение в формировании определенных пропорций в разделении доходов. Механизм реализации корпоративных интересов состоит во взаимодействии с политическими институтами. Инструментом реализации этого интереса является ведомственно-номенклатурный симбиоз с участием законодательной власти.

Одним из аспектов классификации экономических интересов является выделение интересов собственника, предпринимателя и работника.

Интерес собственника состоит в росте собственности и в получении от нее гарантированного дохода. Реализация этого интереса предусматривает выбор правильной рыночной стратегии, обеспечение конкурентоспособности, а при необходимости - перемещение капитала в другие объекты собственности, где он может принести более высокий доход. Интерес собственника предусматривает также эффективное текущее использование капитала с целью получения удовлетворительной нормы прибыли в каждый определенный момент. Главное, что характеризует собственника, - его забота о перспективе, ведь именно этого требует рост собственности. Он может согласится даже на сокращение текущих доходов, например, реконструкции, если это необходимо для роста доходов в будущем.

Интересы менеджера состоят, прежде всего, в обеспечении текущей эффективности использования капитала, максимизации дохода в каждый определенный момент. В то же время менеджеры высокого класса способны обеспечить высокую эффективность и на перспективу. В этом отношении интересы менеджера совпадают с интересами собственника. Однако профессиональная деятельность менеджера связана с конкретным объектом собственности, поэтому он заинтересован в стабилизации своего положения и ориентируется на укрепление конкретного предприятия. Вследствие этого его интерес потенциально может противоречить интересу собственника, который заинтересован в своевременном переливе капитала в более эффективные сферы.

Еще более незаинтересованными в переливе капитала оказываются наемные работники, интересы которых связаны с конкретным предприятием как источником дохода и местом работы. Интересы наемных работников направлены на максимизацию доходов, поэтому на предприятиях, где наемные работники являются собственниками, а также привлекаются к принятию стратегических решений, наблюдается "проедание" прибылей вместо их направления на развитие производства. В США на предприятиях с собственностью работников предусмотрены механизмы, стимулирующие трудовую профессиональную активность, но ограничивающие полноту и свободу в реализации функций собственников. Самоуправление осуществляется в таких формах, когда стратегические проблемы решаются профессиональными менеджерами, а не работниками.

В системе экономических интересов можно выделить основной интерес общества, который должен отвечать таким критериям: а) отражать сущность экономической системы, наиболее характерные ее черты; б) быть движущей силой экономического развития определенной системы.

В соответствии с этими критериями основным интересом современной рыночной экономики является личный интерес, а именно личный интерес потребителя. Он характеризует наиболее важную особенность современной рыночной экономики - ее направленность на удовлетворение потребительских потребностей в соответствии с платежеспособным спросом, которое происходит на основе немассового, а все более индивидуализированного производства, что позволяет удовлетворить именно индивидуальные потребности; особое положение потребителя, определяющего, что производить, и тем самым ограничивающего свободу выбора производителя. Интерес потребителя побуждает производителя к определенным действиям - производству необходимой продукции надлежащего качества и с приемлемой ценой. Чтобы удовлетворить этот интерес, производитель вынужден внедрять новые технологии, средства производства, нанимать квалифицированную рабочую силу, искать пути сокращения затрат и т. п. Это обеспечивает реализацию не только личного интереса потребителя, но и личного интереса производителя (максимизация прибыли) и общественного интереса в целом (развитие производительных сил общества). Таким образом, интерес потребителя является движущей силой экономического развития в современной рыночной экономике.

Основным интересом плановой формы экономики является общественный интерес, или интерес общества как ассоциации собственников средств производства и ассоциации работников. Этот интерес отражает такие существенные черты социализированной экономической системы, как общественная собственность на средства производства и сотрудничество. Трансформация общественной собственности в государственную в условиях командно-административной системы обусловливает превращение государственного интереса в основной интерес. Именно реализация государственного интереса как основного обеспечивает воспроизводство этой системы.

В командно-административной экономике существует жесткая иерархия интересов: интересы государства имеют приоритет над региональными, региональные - над коллективными, коллективные - над личными. Средством обеспечения субординации интересов явилось централизованное директивное планирование экономики.

Подчинение личных интересов коллективным и государственным внедрялось в массовом сознании пропагандой, провозглашавшей, что человек должен прежде всего заботится об обществе и своих товарищах, т. е. коллективе, в котором работает. Чем лучше все будут работать один на другого и общество в целом, тем большим будет общественный продукт, а следовательно, и доля каждого в нем, тем полнее можно будет реализовать личный интерес.

Тем не менее в действительности абсолютизация общественного интереса привела к абсолютизации государственного интереса. Отсюда, во-первых, подчиненное, второстепенное значение личного интереса в командно-административной экономике привело к серьезным сбоям в ней и стало тормозом ее развития:

1) лишило человека экономических стимулов к труду;

2) породило психологию иждивенчества;

3) обусловило игнорирование личных интересов работающих, их экономическую зависимость от государства;

4) привело к деформации представлений о путях реализации личного интереса - значительная часть членов общества усматривала их не в личном эффективном труде, а в перераспределении общественного продукта.

Во-вторых, процесс отождествления общественного интереса с государственным, а последнего - с групповым интересом правящей элиты - партийно-государственной бюрократии создал условия для первоочередного удовлетворения именно последнего интереса. Фактическое же подчинение личных интересов работающих интересами партийно-государственной бюрократии обусловило специфическую эксплуатацию последней большинства членов общества.

Примат интересов партийно-государственной бюрократии обнаружился и во время перестроечных процессов в Украине. Именно бывшая номенклатура, стремясь разрешить противоречие между фактическим присвоением ею общественных средств производства и формально (юридически) государственной собственностью на них, первой включилась в процессы разгосударствления и приватизации, наиболее выиграв при этом. Произошло ее сращивание с возникающими мафиозно-клановыми структурами криминального типа. На плечи большинства членов общества она переложила груз инфляции, безработицы и обнищания.

С одной стороны, становление рыночной экономики в Украине создает определенные условия для активизации экономических интересов личности. Вместе с тем такие интересы далеко не всегда совпадают с интересами развития общества. Экономический " монополизм, несовершенство законодательства, игнорирование уже действующих законов создают условия для удовлетворения личных интересов незначительной части общества методами, противоречащими интересам большинства. Прежде всего, это хищение государственного имущества, привлечение к незаконным видам бизнеса (рэкета, торговли наркотиками, сутенерства), монопольное повышение цен в сочетании с сокращением объемов производства.

С другой стороны, государство прежде всего благодаря чрезмерному налогообложению сдерживает развитие личного интереса, превращения его в главный стимул экономической деятельности. Вследствие этого, а также погони торгово-финансового компрадорского капитала, который накапливается, за сверхприбылями личные интересы часто реализуются в сфере теневой экономики.

В системе экономических интересов на каждом конкретном историческом этапе экономического развития, кроме основного, можно выделить главный интерес, имеющий такие особенности:

а) отражает специфику и экономические проблемы определенного этапа;

б) является квинтэссенцией реальных личных интересов и общественного интереса в целом;

в) трансформируется в определенную экономическую политику, побуждая к деятельности, направленной на решение проблем, свойственных определенному этапу экономического развития.

Например, в Украине главный социально-экономический интерес общества состоит в осуществлении рыночных реформ, что является предпосылкой дальнейшего экономического и социального прогресса общества. В условиях возобновления украинской государственности общим главным интересом становится также национальный интерес. Проведение рыночных реформ и трансформация общества как главный интерес свойственны в целом не только всем странам бывшей командно-административной системы, но и рыночной экономики. Так, для США и Великобритании в 80-е годы главный интерес состоял в трансформации экономики в соответствии с современным этапом технологической революции, что нашло свое проявление в политике "рейганомики" и "тэтчеризма".

Таковы общие теоретические основы рассмотрения экономических потребностей и интересов как главной движущей силы социально-экономического прогресса.


Заключение

Таким образом, можно сделать вывод: потребность – это нужда человека или общества в определенных благах и услугах, необходимых для поддержания своей жизнедеятельности, социального и духовного развития.

Каждый человек имеет потребности и у каждого они разные. На это влияют различные факторы:

1) возраст человека;

2) место жительства;

3) пол человека;

4) состояние здоровья;

5) профессия;

6) национальность;

7) уровень дохода и многое другое.

Удовлетворение потребностей населения зависит не только от уровня дохода, но и от равновесия на рынке, т.е. от спроса и предложения. Ведь в зависимости от этих факторов может возникать избыток и дефицит товаров, что, соответственно, влияет на степень удовлетворения потребностей населения.

Важным элементом в данном понятии выступает экономический интерес. Ведь если у человека нет желания купить себе какую-либо вещь, то он может не стараться найти себе лучшую работу или увеличить производительность труда. Экономические интересы - движущая сила социально-экономического развития.

Список литературы

1. Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288 с.

2. Базилевич В.Д. Політекономія. – К.: Знання-Пресс, 2007. – 719 с.

3. Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006. – 187 с.

4. Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н. Тарасевича. – К.: Центр навчальної літератури, 2006.

5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.

6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання,2003.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Политическая экономия

Тема: Экономические потребности и интересы - главная движущая сила социально-экономического прогресса

Сдала:

студентка 2-го курса

211 группы

Шурлачакова С.В.

Симферополь,2009

Введение

Сущность потребностей и особенности их развития

Закон возрастания потребностей и социально-экономическая эффективность производства

Взаимосвязь потребностей, производства и спроса

Экономические интересы - движущая сила социально-экономического развития

Заключение

Список литературы

Введение

Представим рынок с большим количеством людей: кто-то покупает продукты питания, кто-то одежду, кто-то покупает вещь за 10грн., а кто-то ту же, но за 100. От чего это зависит? Как это изучить? Как описать? По каким законам действуют люди? Именно на такие вопросы отвечает этот реферат.

Сущность потребностей и особенности их развития

Выдающиеся мыслители, политологи, экономисты прошлого и современности - Дж. Гобсон, К. А. Гельвеций, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, Ф. Хайек и другие видели в потребностях выражение природы человека, относили их к ключевым экономическим категориям.

Потребности - это категория, отражающая отношение людей к условиям их жизнедеятельности. В структуре потребностей общества можно выделить несколько типов отношений, характеризующих связь людей с условиями жизнедеятельности: отношение к природе (потребности в общении с природой, в охране природы); к существующим средствам жизни (потребности в средствах производства и предметах потребления); к себе и другим людям (потребность в самовыражении, саморазвитии, в социальном статусе, общении); к труду и досугу (потребность в интересном, творческом труде, в отдыхе и др.).

Сущность потребностей можно проиллюстрировать на примере становления новых потребностей, всегда возникающих из такого отношения людей к условиям жизнедеятельности, которое характеризуется желанием иметь эти условия. Например, потребность в повышении скорости передвижения, возникающая как желание изменить существующие способы передвижения. Материальные средства реализации этого желания еще отсутствуют, поэтому оно воплощается в сказочных коврах-самолетах. Между тем потребность уже возникла, и она побуждает человечество к поискам реальных путей ее удовлетворения - к изобретению автомобиля, поезда, самолета.

На основе общего определения можно конкретизировать представление о потребностях как предмете исследования экономической теории.

Экономические потребности - это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение. Таким образом, потребности имеют объективно-субъективный характер. "Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)..." - отмечал Ф. Энгельс.

Разнообразные потребности можно определенным образом классифицировать, прежде всего по субъектам и объектам.

По субъектам потребности подразделяются на:

а) индивидуальные, коллективные и общественные. К индивидуальным потребностям можно отнести потребности в еде, одежде, жилье, которые у каждого человека имеют свои качественные и количественные особенности, удовлетворяются специфическим набором товаров и услуг. Примером коллективных потребностей могут быть потребности определенного трудового коллектива в квалифицированном руководстве, благоприятном психологическом климате, соответствующих условиях труда. Общественные - это потребности в снижении уровня инфляции и безработицы, в обеспечении конвертируемости национальной валюты, экономическом подъеме и др.

б) потребности домохозяйств, предприятий и государства как особых субъектов экономики. Как собственники экономических ресурсов домохозяйства имеют потребность в том, чтобы наиболее выгодно ими распорядиться (продать, сдать в аренду или использовать самостоятельно), как потребители они имеют определенные потребности в материальных и нематериальных благах и услугах. Предприниматели имеют потребность в повышении конкурентоспособности своей продукции, снижении издержек производства, увеличении прибылей. К потребностям государства можно отнести потребности в увеличении поступлений в государственный бюджет, в неприкосновенности государственных границ, сохранении государства как единого целого и др.

По объектам потребности классифицируют на:

а) порожденные существованием человека как биологического существа (физиологические потребности в еде, одежде, жилье) и порожденные существованием человека как социального (общественного) существа (социальные потребности - в общении, в общественном признании и статусе, информации, образовании и т. п.). Физиологические потребности предусматривают реализацию объективных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Их элементарность определяется непосредственной связью с биологическими функциями организма человека. В то же время даже элементарные потребности не могут рассматриваться как чисто биологические, поскольку реальный способ их удовлетворения (способ выживания) имеет социальный характер, а следовательно, сказывается на формировании социальных потребностей. Если парной категорией социальным потребностям индивидуума
являются физиологические (биологические) потребности, то социальным потребностям общества - потребности экономические. Поэтому иногда потребности классифицируют на экономические и социальные. Первые отражают отношение к труду как к вынужденной деятельности и проявляются как необходимость экономии труда, что является критерием развития экономики общества. Вторые - это потребности в развитии его социальной сферы - образования, науки, культуры, искусства. В механизме воспроизводства экономические и социальные потребности взаимосвязаны и равнозначны. Их равнозначность состоит в том, что образование, здравоохранение, воспитание детей, культура, удовлетворение от работы постоянно реализуются в экономии труда;

б) материальные - потребности в материальных благах и услугах и духовные - потребности в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании, вере;

в) первоочередные - потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья), и непервоочередные - потребности, удовлетворяемые предметами роскоши (парфюмерия, меха, яхты).

Эта классификация достаточно условна: то, что считается предметом роскоши при одном уровне развития производства и благосостояния общества, становится предметом первой необходимости при более высоком уровне развития экономики; то, что является предметом роскоши для одного человека, считается предметом первой необходимости для человека с другим уровнем достатка.

Западные ученые большое значение уделяют градации потребностей по степени их неотложности. Так, А. Маслоу предложил иерархию потребностей в соответствии с их весомостью (рис. 8).

Рис. 8. Иерархия потребностей

Человек стремится удовлетворить прежде всего самые неотложные свои потребности. Если они удовлетворены, то на определенное время эти потребности перестают быть движущим мотивом для человека. У него возникает желание удовлетворить следующие по весомости потребности. Последние задают программу деятельности, а деятельность обеспечивает возможность их удовлетворения. Потребности определяют содержание будущей деятельности и необходимый уровень ее эффективности: деятельность должна удовлетворять потребности на приемлемом уровне.

По степени реализации потребности можно классифицировать на абсолютные, действительные и платежеспособные.

Абсолютные потребности порождены современным уровнем развития мировой экономики. Действительные потребности отвечают уровню развития экономики определенной страны. Платежеспособные - потребности, которые человек может удовлетворить в соответствии с собственными доходами и уровнем цен (т. е. они определяются соотношением цен на предметы потребления и денежные доходы населения). Потреблять, удовлетворяя таким образом потребности, можно лишь то, что уже произведено, и лишь то, что можно оплатить. В зависимости от этих двух факторов структура платежеспособного спроса может отвечать действительным потребностям или не отвечать им. Тем самым противоречие между потребностями и производством приобретает форму несбалансированного спроса и предложения на товары и услуги.

3.1. Потребности и экономические интересы

Побудительными мотивами и движущей силой производственной деятельности людей выступают потребности. Под потребностями в экономической теории понимают состояние неудовлетворенности либо удовлетворенности, испытываемое отдельными людьми или обществом в целом.
Потребности предопределяют производство как целесообразную деятельность людей с целью создания материальных и духовных благ. Потребности многообразны и охватывают весь непрерывный процесс воспроизводства как кругооборот предметов и средств труда, природных ресурсов, предметов потребления, населения (рис. 1.5).
Классификация потребностей осуществляется с учетом формирования спроса и его удовлетворения. Исходя из этой взаимосвязи, различают потребности абсолютные (перспективные), действительные, подлежащие удовлетворению и фактически удовлетворяемые.
Абсолютные потребности характеризуются максимально возможным объемом производимых благ на основе развития науки и техники.
Действительные - это потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью средств труда, имеющихся на действующих предприятиях. Соотношение абсолютных и действительных

потребностей показывает степень удовлетворения обществом своих потребностей в данный период. Подлежащие удовлетворению потребности показывают достигаемое удовлетворение при фактическом состоянии воспроизводства по сравнению с оптимальным. Подлежащие удовлетворению потребности соответствуют платежеспособному спросу, т. е. совокупности денежных доходов и ресурсов на рынке.
Исходя из роли в воспроизводстве способностей человека (рабочей силы), потребности подразделяются на материальные (элементарные - физические, связанные с удовлетворением в пище, одежде, жилище и т. п.), социальные (общение), духовные (интеллектуальные). Духовные потребности раскрываются в экономике интеллектуальными достижениями людей, созданными в отраслях общественного производства.
По очередности удовлетворения потребности подразделяются на первичные (необходимые либо насущные для каждого человека) и вторичные, выражающие преимущественно духовную, интеллектуальную деятельность людей. Первичные потребности нельзя заменить, так как они удовлетворяются каждая в отдельности. Вторичные потребности можно заменять одну другой, а от некоторых даже можно временно отказаться. В связи с этим потребности подразделяют на эластичные и неэластичные. Эластичные могут легко сменяться по мере появления новых средств, необходимых для их удовлетворения. Неэластичные потребности изменяются медленнее, так как это в основном первичные потребности, к которым люди обращаются повседневно.
Различают также экономические и неэкономические потребности. Экономические потребности удовлетворяются путем организации различных производств. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены и без осуществления общественного производства, например, потребность в воздухе, водоемах.
Экономические потребности изменяются с развитием производительных сил. Они органически связаны и с условиями существования общества, семьи, социальных групп и отдельных людей.
Экономические потребности подвижны и изменяются в процессе общественного развития. Это явление носит устойчивый характер и называется законом возвышения потребностей, в соответствии с которым происходит их постоянный и качественный рост.
Экономические интересы. Потребности в реальной жизни проявляются через разнообразные интересы.
Интересы представляют собой возбуждаемый мотив деятельности человека, осознанные потребности. Каждый человек стремится реализовать их в своих действиях и поступках.
Экономические интересы как экономическая категория есть отношения людей по поводу организации производства и присвоения материальных и духовных благ и услуг. Экономические интересы выражают направление разнообразных видов хозяйственной деятельности людей.
Многообразие потребностей предопределяет и различные интересы. По своему содержанию интересы различают реальные и идеальные, материальные и духовные, экономические и социальные. По своим носителям интересы подразделяются на личные, семейные, групповые, коллективные, классовые, национальные, общественные, интернациональные. Интересы также могут быть определены по профессиональной принадлежности людей. Следовательно, выделяют интересы мужчин и женщин, старшего поколения, детей и подростков, предпринимателей и наемных работников.
С переходом к рыночной экономике происходит развитие системы экономических интересов. Основной предпосылкой формирования современного типа экономических интересов выступает разнообразие форм собственности, пробуждение частной предпринимательской инициативы.

Жизнь человека, где бы он ни обитал и чем бы ни занимался, прежде всего определяется необходимостью удовлетворять свои потребности. Потребность – это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Можно дать и такое определение потребности: потребность – это состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить Потребности личности и общества многообразны, безграничны, полностью неутолимы. Это свойство потребностей находит свое отражение в законе возвышения потребностей. Суть его в том, что с возникновением новых потребностей появляются и новые объекты их удовлетворения, возбуждающие у личности интерес и любопытство. Современные условия действия данного закона позволяют судить о возникновении необходимости удовлетворения последних не столько с точки зрения количественного роста, сколько в качественном аспекте. Поскольку потребности разнообразны, их можно классифицировать. Так, с точки зрения уровня развития выделяют элементарные (физические) и высшие (социальные) потребности. В зависимости от социальной структуры общества различают потребности общества в целом, потребности отдельных социальных групп, потребности отдельных людей. В современной экономической литературе чаще всего встречается классификация потребностей на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). Первичные – это потребности в еде, питье, одежде и т. п. Это самые насущные потребности человека. Вторичные потребности связаны, главным образом, с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Это потребности в образовании, искусстве, развлечениях и т. п. Они удовлетворяются после первичных. Кроме того, различают потребности рациональные (потребности в образовании, укреплении здоровья) и нерациональные (потребности в курении, употреблении наркотиков или алкоголя. Определенный интерес представляет структура потребностей человека, предложенная известным американским социологом и психологом А. Маслоу Маслоу полагал, что человеческие потребности можно подразделить на пять категорий и расположил их в своей «пирамиде» в соответствии с их развитием от низшего к высшему следующим образом. Физиологические потребности необходимы для выживания. Это потребности в еде, воде, убежище, отдыхе, сексуальные потребности. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психических опасностей со стороны окружающего мира (необходимость страхования от несчастного случая, потребность в поиске надежной работы). Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включают необходимость чувствовать свою принадлежность к чему или кому-либо, чувствовать, что тебя понимают и принимают другие, ощущать социальное взаимодействие, привязанность и поддержку. Потребности в уважении включают потребности в уважении со стороны окружающих, признании. Потребности в самовыражении – это потребности в реализации своих потенциальных возможностей, в личных достижениях, в компетентности и росте как личности. Формой проявления потребностей в реальной жизни выступают интересы. Интерес представляет собой то, что побуждает человека действовать, мотив его деятельности. Следовательно, интересы – это осознанные потребности, которые человек стремится реализовать в своих действиях. Наиболее распространенной классификацией является деление интересов на личные, коллективные и общественные. Личные интересы связаны с удовлетворением материальных, духовных и социальных потребностей отдельного человека; коллективные – с необходимостью удовлетворения потребностей различных социальных групп; общественные – с необходимостью удовлетворения потребностей общества. То, что удовлетворяет конкретную потребность, называется благом. Блага подразделяются на неэкономические и экономические. Признаком неэкономических благ является их неограниченность, непосредственная общедоступность для каждого человека (солнечный свет, воздух). Признаком экономических благ является их редкость, опосредованная доступность для ограниченного числа людей. Люди преодолевают, т.е. уменьшают редкость экономических благ с помощью производства. Произведенные экономические блага обобщаются в понятие продукция. Формой проявления потребностей в реальной жизни выступают интересы. В том случае, когда человек осознал потребность у него появляется интерес. Следовательно, интересы – это осознанные потребности. Поэтому интересы и стоящие за ними потребности являются движущей силой деятельности человека. Интересы бывают индивидуальные, коллективные, общественные. 2.2. ПРОИЗВОДСТВО. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА Для удовлетворения своих потребностей люди осуществляют процесс производства материальный и нематериальных благ. Производство – это целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают все то, что служит удовлетворению их потребностей. Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех основных элементов: предмета труда, средств труда и человека. Рисунок 2.1 – Элементы процесса производства Предмет труда – это то, на что воздействует человек в процессе труда (например, зерно, которое в результате человеческого труда превращается в муку). Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда (например, молоток или станок). Совокупность предметов и средств труда называется средствами производства. Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение веществ и сил природы и приспособление их для удовлетворения его потребностей. Труд – это свойство человека, живой личности, рабочей силы. Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, которые пускаются им в ход каждый раз, когда начинается процесс труда. Производство невозможно прекратить, поскольку нельзя прекратить удовлетворения потребностей, которое оно обеспечивает. Следовательно, производство необходимо снова и снова возобновлять. Непрерывно возобновляемый процесс производства называется воспроизводством. Воспроизводство может осуществляться в различном масштабе, поэтому различают три его вида: · простое воспроизводство, когда производство возобновляется в прежнем объеме; · расширенное воспроизводство, когда производство возобновляясь, растет не только количественно, но и качественно; · убывающее воспроизводство, когда в последующем периоде объемы производства оказываются меньше предыдущих. Процесс воспроизводства включает четыре основные фазы: · производство – начальная фаза воспроизводства, представляющая процесс создания того, что необходимо для удовлетворения потребностей; · распределение – фаза воспроизводства, на которой совершается разделение изготовленного продукта между участниками производственного процесса в определенных пропорциях (по мере их участия в этом процессе); · обмен – это взаимообратный процесс, состоящий в передаче одним субъектом другому всего необходимого для удовлетворения потребностей; · потребление (производительное и личное)– заключительная фаза воспроизводства, процесс удовлетворения потребностей. Для осуществления процесса производства необходимы ресурсы (от фр, ressource – вспомогательное средство) - это все то, что может быть использовано для производства. Все ресурсы подразделяются на следующие большие группы: 1. Природные ресурсы – естественные, имеющиеся в природе компоненты (земля, вода, воздух, леса, ископаемые и т. д.). М.б. воспроизводимые и невоспроизводимые 2. Материальные ресурсы – все то, что созданно человеком средства производства, которые сами являются результатом производства и имеют материально-вещественную форму. 3. Трудовые ресурсы –население в трудоспособном возрасте. 4. Финансовые ресурсы – все денежные средства, которые выделяются обществом на организацию и ведение производства. 5. Информационные ресурсы – данные, которые используются для функционирования производства и управления им на основе компьютерных технологий. В современных условиях в качестве факторов производства также выделяют предпринимательство и информацию. Предпринимательство представляет собой инициативную новаторскую деятельность, заключающуюся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства. Что же касается информации, то она представляет собой комплекс сведений, необходимых для осуществления процесса производства и управления им. По мере развития производства люди выяснили, что ресурсы обладают особенностью быть ограниченными. Различают абсолютную ограниченность ресурсов, когда существует абсолютный недостаток или дефицит определенных ресурсов для удовлетворения всех имеющихся потребностей, и относительную ограниченность ресурсов, при которой определенное сужение потребностей делает ресурсы достаточными. Ресурсы объединяясь в процессе производства превращаются в факторы. Факторы производства – это уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Причем, ресурсы могут быть разрозненными, а факторы производства всегда существуют во взаимодействии. Экономической теорией выделяются три основных фактора производства: труд, земля, и капитал.Труд как фактор производства представляет собой процесс расходования рабочей силы человека. Земля рассматривается как используемые в производстве естественные, природные ресурсы. Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности средств, используемых для производства. Это необходимые в производстве финансовые и материальные ресурсы (деньги, оборудование, производственные помещения, транспорт, средства связи т. д.). Результатом производства является благо. Благо – это продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям и устремлениям людей. Блага делят на две большие группы в зависимости на экономические и неэкономические (рис.2.2).
Рисунок 2.2-Экономические и неэкономические блага Экономические блага подразделяются на потребительские (продукты питания, одежда, обувь и т. д.) и производственные (станки, инструмент и т. д.). В свою очередь, потребительские блага делятся на материальные, имеющие конкретную вещественную форму, и нематериальные (услуги), ощущаемые через оказываемое ими полезное действие. Неэкономические блага включают безграничные, существующие в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, солнечная энергия, земля), и ограниченные (полезные ископаемые, нефть, газ) блага. 2.3. ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ Обо­ротная сторона проблемы выбора - это проблема эффективности, т.к. она связана с рациональностью действий экономических субъектов, вы­бирающих из ограниченных ресурсов варианты, которые позволяют получить наилучшие результаты с минимально возможными затра­тами. На всех этапах социально-экономического развития общество интересовал вопрос: «Ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат?» Иначе говоря, должно иметь место обязательное соизмерение, соотнесение производственных результатов и понесенных в процессе производства затрат. Т.о. понятие эффективности является одним из основополагающих понятий экономической теории. Эффективность рассчитывается по формуле: «результат / затраты». При этом экономически целесообразным, эффективным считается производство, в котором максимум результата обеспечивается минимумом затрат производственных ресурсов. Следовательно, чем меньше в отношении знаменатель, тем больше результативность производства, тем оно эффективнее. Различают эффективность потребления, эффективность производства и эффективность распределения.
Рисунок 2.3 – Виды эффективности Эффективность потребления имеет место, если потребители распределили свои ограниченные доходы так, что могут макси­мально удовлетворить имеющиеся потребности. Эффективность производства (производственная эффектив­ность) отражает ситуацию, когда производство каждого товара осу­ществляется с минимальными издержками (ресурсы скомбиниро­ваны таким образом, что любое другое их сочетание увеличит за­траты фирмы или государства). Эффективность в распределении присутствует, когда разде­ление труда и специализация способствуют улучшению результа­тов при неизменных издержках. Этот вид эффективности называют аллокационной эффективностью. Остановимся более подробно на эффек­тивности производства. Производственная эффективность характеризует деятельность одной хозяйствующей единицы. Па этом уровне она охватывает проблему «затраты - выпуск», т.с выражает зависимость между объемом ресурсов, применяемых для производства какого-то продукта, и произведенным его количеством в натуральном или де­нежном выражении. Чем больше создано продукции при фиксиро­ванных затратах, тем выше эффективность работы данной хозяй­ствующей единицы. В хозяйственной практике эффективность деятельности пред­приятия (фирмы) оценивается системой показателей, которые на­зываются показателями эффективности. Производительность труда и трудоемкость характеризуют эффективность использования трудовых ресурсов. Показатель производительности пруда отражает количество продукции (в натуральном или стоимостном измерении), созданной работником в единицу времени, а трудоемкость - количество времени, необходимое для создания единицы продукции (рис. 2.4). Показатели эффективности использования
ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА прямые обратные
ТРУД Производительность труда = стоимость произведенной продукции/затраты труда Трудоемкость = затраты труда/стоимость произведенной продукции
СРЕДСТВА ТРУДА Фондоотдача = стоимость произведенной продукции/стоимость основных средств Фондоемкость = стоимость основных средств/стоимость произведенной продукции
ПРЕДМЕТЫ ТРУДА Материалоотдача = стоимость произведенной продукции/ стоимость сырья, материалов, Материалоемкость = стоимость сырья, материалов /стоимость произведенной продукции

ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ


Рисунок 2.3 –Показатели производственной эффективности

Об эффективности функционирования имеющегося на предприятии основного капитала свидетельствуют показатели фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдачарассчитывается в стоимостном выражении и показывает, сколько продукции, произведенной на предприятии за определенный период, приходится на единицу (рубль, например) функционирующего основного капитала. Фондоемкость - сколько основных фондов необходимо привлечь для создания единицы продукции.

Эффективность использования предметов труда определяется показателями материалоодачи и материалоемкости. Материалоотдача - выпуск продукции в расчете на единицу израсходованных предметов труда. Количество сырья, материалов в денежном выражении, соотнесенное с объемом выпущенной продукции, на­зывается материалоемкостью. Она показывает, сколько предме­тов труда в стоимостном выражении необходимо расходовать для производства единицы продукции

Уровень рентабельности показывает, сколько прибыли получа­ет предприятие на единицу затраченных средств в стоимостном вы­ражении.

Таким образом, все конкретные показатели производственной эф­фективности представляют собой относительные величины, иллюст­рирующие соизмерение «выгод» в виде произведенного объема про­дукции и «затрат» израсходованных при этом ресурсов. Вместе с тем по отдельности ни один аспект хозяйственной деятельности пред­приятия не может позиционироваться в роли обобщающего. Дли пол­ной оценки степени производственной эффективности требуется их комплексное рассмотренное.

Эффективность потребления, производства и распределения яв­ляется обязательным, но не достаточным условием достижения экономической эффективности. И эффективность должна показывать нам степень удовлетворения всех потребностей членов общества. Но мы знаем, что наряду с физическими потребностями есть потребности социальные. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей людей.

Социальная эффективность - показывает степень соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.Недопустимо увеличение масштабов производства за счет ухудшения условий труда, нанесения ущерба окружающей среде, снижения других показателей жизнедеятельности человека. Социальная эффективность показывает уровень жизни населения, содержание и условия труда, состоянием среды обитания человека, масштабы свободного времени.

Показатели социальной эффективности:

· повышение уровня жизни - рост оплаты труда, реальных доходов, обеспечение жильем, уровень медицинского обслуживания и пр. общеобразовательный и профессиональный уровень работников;

· масштабы свободного времени и рациональности его использования;

· условиями труда - сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения;

· состоянием экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране (регионе).

Она предполагает усиление социальной ориентации экономического роста.

При характеристике социально-экономической эффективности на уровне общества следует обратить внимание на широко используемое в западной экономической литературе понятие «Парето-эффективность». Итальянский экономист и социолог В. Парето определил эффективность как состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. На практике достичь такого состояния достаточно сложно, современ­ная экономика далеко не всегда соответствует критерию Парето-эффективности.Оптимум Парето-эффективности достигается тогда, когда изменения в производстве не вызывают ухудшения положения хотя бы одного человека, но улучшают положение всех членов общества.

Экономическая и социальная эффективность неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач.

Факторы и пути, влияющие на эффективность производства, довольно разнообразны. Установившейся точки зрения в отношении того, какие именно факторы и в какой степени воздействуют на эффективность, нет, тем не менее в экономической теории их принято группировать в следующие группы:

· научно-технические – ускорение научно-технического прогресса, автоматизация, применение ресурсосберегающих и высоких технологий безотходных технологий; использование новых материалов и вторичных ресурсов;

· организационно-экономические – снижение трудоемкости, устранение простоев, совершенствование управления и организации производства и труда; сокращение сроков ввода оборудования; сокращение транспортных расходов; соблюдение ГОСТов и системы качества продукции и т.п.;

· социально-психологические – материальная и моральная заинтересованность образовательный и профессиональный уровень подготовки кадров, формирование определенного стиля экономического мышления, создание благоприятного морально-психологического климата на предприятиях;

· внешнеэкономические – развитие внешней торговли, взаимосвязь и сотрудничество стран; свободные экономические зоны; организация совместных предприятий.

2.4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЫНКА. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА.

Поскольку ресурсы редки и ограниченны, то даже при полной их занятости и полном объеме производства невозможно обеспечить неограниченный выпуск всей необходимой продукции, что, в свою очередь, свидетельствует об ограниченности производственных возможностей общества. Таким образом, в каждый данный момент можно производить лишь определенное количество той или иной продукции и не более. Отсюда возникает необходимость решения следующей проблемы: какую продукцию следует производить, а от какой отказаться.

В экономической науке такая проблема носит название проблемы выбора, решая которую, общество стремится дать ответы на три фундаментальных вопроса:

ЧТО производить и СКОЛЬКО?;

КАК производить?;

ДЛЯ КОГО производить?

Вопрос «что производить?» предполагает возможность многофункционального использования ресурсов. Ответ на этот вопрос заключается в выборе состава производимой продукции и в выборе оптимальной структуры производства.

Проблему экономического выбора удобно рассматривать с помощью упрощенной модели, известной как кривая производственных возможностей (КПВ).

Рисунок 2.4 - Кривая производственных возможностей

Из рисунка видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. При этом предполагается, что все ресурсы экономики использовались полностью, а она функционировала на грани своих производственных возможностей и была эффективна.

В случае, когда ресурсы используются неудачно, экономика будет находиться не на КПВ, а под кривой – в точке Е. Это свидетельствует о неэффективности ее функционирования. Производство в точке К вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей, у общества нет необходимых для этого ресурсов. Таким образом, экономика работает эффективно, когда она находится на границе производственных возможностей, а не под ней или за ее пределами.

Производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой сокращение производства другого продукта. Из-за ограниченности ресурсов экономика должна жертвовать выпуском одних продуктов, чтобы добиться увеличения производства других.

Те издержки, или расходы ресурсов, на производство одного продукта, от которых следует отказаться ради производства другого, называют вмененными (альтернативными) издержками. Переключение ресурсов из одной сферы в другую обусловливает действие закона возрастающих вмененных (альтернативных) издержек, графическим изображением которого и является кривая производственных возможностей. Суть этого закона в следующем: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством другого продукта.

Вопрос «как производить?», с помощью каких технологий. Почти для любого товара и услуги существует несколько способов производства. Производственные способы, которые обеспечивают больший объем выпуска при эксплуатации наличных ресурсов, позволяют более полно удовлетворить человеческие потребности. При выборе таких способов необходимо руководствоваться понятием эффективности

Вопрос «для кого производить?» - или кто потребит произведенные блага или услуги решается в условиях рыночной системы голосованием доллара покупателя (по образному выражению П.Самуэльсона). Здесь заложен основной недостаток рыночного механизма, о котором позже мы будем говорить более детально.

В современное время к этим вопросам прибавился четвертый: когда будут потреблены произведенные блага и услуги? Сейчас или в будущем?

Следует отметить, что проблема выбора неоднозначно решается в различных экономических системах.