Экономические элементы налога их определение и характеристика. Элементы налогообложения, их характеристика

Все многообразие налогов организационно объединяет наличие у каждого из них общих структурных элементов или элементов налогообложения. Элементы налогообложения – это установленные в налоговом законодательстве органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления основы построения и организации взимания налогов.

Элементы налогообложения в налоговом законодательстве должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налоговый плательщик точно знал, как исчислить установленные налоги и сборы, в каком объеме, порядке и когда он должен их платить. По каждому налогу и сбору элементы налогообложения конкретизируются соответствующей главой второй части Налогового кодекса РФ и налоговым законодательством регионального и местного уровня (по региональным и местным налогам).

Элементы налогообложения делятся на основные (обязательные) и факультативные (избирательные).

К основным элементам налогообложения относятся : 1) налогоплательщики; 2) объект налогообложения; 3) налоговая база; 4) налоговый период; 5) налоговая ставка; 6) порядок исчисления налога; 7) порядок и сроки уплаты налога. Это и есть основные элементы налогообложения. Основные потому, что не установление или нечеткая формулировка хотя бы одного из них делает невозможным или затрудняет исполнение налогового обязательства налогоплательщиками и осуществление налогового контроля налоговым органом. Перечень приведенных выше элементов налогообложения является обязательным, то есть каждый установленный Кодексом налог должен в обязательном порядке определен по всем основным его элементам.

При установлении сборов также определяются их плательщики и элементы обложения. Однако для этих налоговых платежей ряд обязательных элементов может отсутствовать.

Кроме того, существуют еще и факультативные элементы налогообложения , которые носят не всеобщий, а избирательный характер. Они устанавливаются не для всех, а лишь для отдельных налогов и на отдельные периоды времени. К наиболее распространенным факультативным элементам налогообложения можно отнести : 1) налоговые льготы, 2)налоговый оклад, 3) источник уплаты налога, 4) порядок возврата неправильно удержанных сумм налога, 5) ответственность за налоговые нарушения и др. Эти элементы, по мере необходимости в них, определяются в законодательных (иногда нормативных) актах, регламентирующих порядок исчисления и уплаты конкретного вида налога.

Следует иметь в виду, что налогоплательщики (плательщики сборов) одновременно выступают и как субъекты налоговых отношений, и как основной элементы налогообложения . Неопределенность конкретных налогоплательщиков в налоговом законодательстве вообще делает налог и все остальные его элементы бессмысленными. К сожалению, в Кодексе налогоплательщики представлены только в качестве одного из субъектов налоговых отношений.

Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения (это положение не распространяется на сборы), который может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Согласно НК РФ, объектом налогообложения может являться имущество, прибыль, доход, расход, реализация товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые налоговые платежи.

Налоговые ставки представляют собой важнейший элемент налогообложения и инструмент налогового регулирования. В соответствии с Налоговым кодексом, налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет(внебюджетный фонд) определяется, как правило, путем произведения исчисленной налоговой базы на установленную налоговую ставку. В случае применения разных ставок общая сумма налога определяется сложением налоговых сумм, исчисленных по каждой ставке в отдельности.

Налог, причитающийся к уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно , если иное не предусмотрено законодательством. По некоторым налогам (налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог, взимаемые с физических лиц), а также в случаях нежелания налогоплательщика исполнять налоговое обязательство, отсутствия у него учета объекта налогообложения, доходов и расходов и в других случаях суммы налоговых платежей, подлежащих взносу в бюджет (внебюджетный фонд), исчисляются налоговым органом. Налогоплательщик в таком случае получит от налогового органа налоговое уведомление, согласно которому он обязан заплатить причитающуюся сумму налога в указанный срок.

Отдельные налоги, например государственная пошлина, исчисляются и включаются в цену услуг органом, уполномоченным совершать юридически значимые и иные действия в пользу другого лица.

В соответствии с налоговым законодательством часть налогов взимается по методу «у источника выплаты» доходов налогоплательщику (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль в части дивидендов и др.). В таких случаях налог исчисляется, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет налоговым агентом.

Сроки уплаты налоговых платежей устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годом, кварталом, месяцем, днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки . Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается по каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Несмотря на факультативный характер налоговых льгот как элемента налогообложения, различные виды налогового льготирования присутствуют в механизме взимания большей части налоговых платежей. Кроме того, налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Отсюда – особая значимость этого элемента налогообложения.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Ответ: Элементы налогообложения являются важной составляющей налогового законодательства любого государства. В разных странах структура и число действующих налогов являются особо специфичными и могут отличаться от существующих в других государствах. Несмотря на все эти обстоятельства, совокупность элементов налога имеет универсальный характер для любого вида налога, то есть внутренняя структура любого налога состоит из определенного набора элементов.

Элементами налога являются:

субъект налога;

объект налога;

ставка налога;

налоговые льготы;

способы и порядок уплаты налога;

налоговый период.

Субъект налога - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить сумму налога в размере, порядке и сроках, предусмотренных его налоговым обязательством.

Субъектами налога в Республике Казахстан являются юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, а также нерезиденты.

При определении субъекта налога используют два различных принципа: принцип территориального закона или принцип личного закона.

В соответствии с принципом личного закона к уплате налогов привлекаются лишь национальные юридические лица, а также подданные государства. Иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории страны налогообложения, а также иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в этой стране, к уплате налогов не привлекаются, т.е. пользуются так называемым «налоговым иммунитетом».

В нашей стране применяется принцип территориального закона, по которому определяющим для налогообложения выступают не столько свойства лица, сколько объект налога - к его уплате привлекаются все лица, независимо от своей государственной

принадлежности, имеющие объект, облагаемый налогом в соответствии с законодательством страны налогообложения.

Объект налога - предмет, действие или явление (доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, товарно-материальные ценности), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

Объекты налогообложения можно разделить на следующие

деятельность и ее результаты.

Права, в свою очередь, делятся на имущественные (транспорт, земля) и неимущественные.

Деятельность и ее результаты, соответственно, можно разделить на две части: 1) действия (государственная регистрация залога); 2) результаты (доход).

Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения. Умножение ставки налога на количество единиц налогообложения определит сумму налогового платежа, которая именуется «налоговым окладом».

Налоговые ставки делятся на следующие виды:

равные ставки - для каждого налогоплательщика

устанавливается равная сумма налога (госпошлины);

твердые ставки - на каждую единицу налогообложения

устанавливается зафиксированный размер налога (земельный

процентные ставки.

В зависимости от степени изменяемости различают следующие

виды процентных ставок:

пропорциональные - устанавливаются в виде единого процента независимо от размера объекта налога (корпоративный подоходный налог);

прогрессивные - в виде шкалы, по которой процент изъятия растет по мере роста дохода и имущества (налог на сверхприбыль недропользователей, налог на имущество физических лиц);

регрессивные - снижаются по мере увеличения объекта обложения (социальный налог).

Налоговые льготы- используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа.

Налоговые льготы подразделяют на три вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты. >

Изъятия - это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных объектов налогообложения (налогообложение по КПН организаций образования).

>> Скидки - это льготы, направленные на сокращение налогооблагаемой базы. Скидки могут быть общими и специальными. >

Налоговые кредиты - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада (корректировка по земельному налогу для оздоровительных детских учреждений (коэфф.0,1).

Способы уплаты налога подразделяются: >

декларационный, предусматривающий подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, налоговых льготах и порядке исчисления окладаналога; >

у источника образования объекта, предполагающий исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемый бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает доход; >

кадастровый, предполагающий использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые используются при исчислении соответствующего налога.

Налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства, налоговым периодом является календарный год, по акцизу - календарный ме.сяц и т.д.

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.

    Элементы налога – это внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют налог. Установление данных элементов в законе и порождает обязанность уплачивать налоги. Они имеют большое значение, т.к. при отсутствии хотя бы одного обязательного элемента налог не будет считаться установленным. Что касается необязательных налоговых элементов, то их не установление так же может привести к коллизиям, поэтому они тоже имеют значение в определенных случаях. Согласно российскому законодательству налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие, обязательные элементы налогообложения.

    Субъект налогообложения;

    Объект налогообложения;

    Налоговая база;

    Налоговая ставка;

    Порядок исчисления налога (субъект и метод исчисления);

    Порядок уплаты налога (вид, основание, метод, форма уплаты);

    Сроки уплаты налога.

    Эти основные (обязательные) элементы налога составляют всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства. В противном случае налог не будет считаться введенным.

    Факультативные элементы – это элементы налогообложения, которые являются не обязательными, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К таким элементам налога относятся следующие:

    Налоговые льготы – возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его не в полном объеме;

    Порядок зачета или переплаты налога;

    Порядок принудительного взыскания недоимки;

    Порядок взыскания налоговых санкций.

    35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.

    Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. К задачам налогового контроля относятся: неотвратимое наказание правонарушителей; обеспечение правильного, своевременного и полного исчисления и внесения налогов в бюджет; предупреждение нарушения законодательства о налогах и сборах, а так же возмещение вреда.

    Форма налогового контроля – это способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Принято выделять три формы налогового контроля: надзор, ревизия и проверка.

    Надзор – предполагает осуществление систематического наблюдения за деятельностью налогообязанных субъектов на предмет соблюдения последними положений законодательства о налогах и сборах.

    Ревизия – охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта, поэтому предполагает проведение комплекса контрольных мероприятий.

    Проверка – проводится по определенному кругу вопросов посредством исследования отдельных аспектов деятельности налогообязанных лиц. Для этого, например, может проводиться инвентаризация – мероприятие, проводимое с целью выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

    Налоговый контроль можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от времени проведения: предварительный, текущий, последующий. По объекту: комплексный, тематический. По методу: сплошной (проверяются все документы); выборочный (только первичные).

    Согласно принципу определенности налогообложения, сформулированному А. Смитом, налог, который лицо обязано платить, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно для плательщика и для другого лица.

    Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность и родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах государства о налогах.

    Принцип определения элементов налога в российском законодательстве закреплен п. 6 ст. 3 НК РФ: «При установлении налогов должны быть определены все его элементы. Акты о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

    Таким образом, в законе о каждом конкретном налоге должен содержаться исчерпывающий перечень информации: лицо, обязанное платить налог; размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

    Совокупность элементов налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Это положение закреплено в п. 1 ст. 17 НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога».

    Элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называютсущественными элементами налога (табл. 1.2).

    Следует отметить, что в Налоговом кодексе некоторые элементы налога укрупнены. Например, налоговую базу невозможно рассчитать без определения предмета и масштаба налога, а также единицы налогообложения.

    Предмет налога обозначает признаки фактического характера, которые обосновывают взимание конкретного налога. Так, объектом транспортного налога является право собственности на транспортное средство, а не само транспортное средство, например легковой автомобиль. Сам по себе автомобиль не порождает налоговых последствий. Обязанность по уплате налога возникает при определенном состоянии субъекта по отношению к предмету налога, в данном случае – собственность.

    Таблица 1.2

    Существенные элементы налога

    Элемент налога

    Определение

    В соответствии с НК РФ

    Субъект налога

    Лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств

    Организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налога (ст. 19 НК РФ)

    Объект налога

    Юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог

    Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38.1 НК РФ)

    Налоговая база

    Количественное выражение предмета налогообложения,основа налога, к которой применяется ставка налога

    Стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения (ст. 53.1 НК РФ)

    Налоговая ставка

    Размер налога, установленный на единицу налогообложения

    Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53.1 НК РФ)

    Налоговый период

    Время, определяющее период исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, т. е. оклада налога

    Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ)

    Порядок исчисления налога

    Определяет лицо, обязанное исчислить налог (налогоплательщик, налоговый орган или налоговый агент), а также метод исчисления налога (некумулятивный или кумулятивный, т. е. нарастающим итогом)

    Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ)

    Срок уплаты налога

    Календарная дата, истечение вре­мени со дня события или конкретное событие, которые обусловливают обязанность уплатить налог

    Срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет (ст. 57 НК РФ)

    Порядок уплаты налога

    Технические приемы и способы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд)

    Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу

    Масштаб налога – единица измерения предмета налога, принятая за основу для его исчисления.

    Единица налогообложения – единица масштаба налога, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

    Например, масштабом транспортного налога является мощность двигателя автомобиля, которая может быть определена в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица мощности и будет являться единицей налогообложения.

    Кроме указанных элементов, существуют факультативные элементы налога, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:

    Данные элементы не обязательно присутствуют в каждом законе о конкретном налоге. В РФ вопросы взимания недоимок и возврата налогов, вопросы ответственности применительно ко всем налогам решены в части первой НК РФ.

    В соответствии с п. 2 ст. 17 НК РФ «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком». В этой связи к факультативным элементам можно отнести налоговые льготы – преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

      Классификация налогов. Федеральные, региональные и местные налоги. Права органов государственной власти субъектов РФ и органов власти муниципальных образований по введению соответствующих налогов.

    Элементы налогообложения определяют важные составляющие для любого налога и сбора. Какие элементы налогообложения бывают, какие наиболее значимы для расчета налога или характерны строго для определенных видов налогов, рассмотрим в статье.

    Основные элементы налогообложения

    Ст. 17 НК РФ в рамках рассматриваемого в данной статье вопроса содержит такие понятия:

    • Объект налогообложения (ст. 38 НК РФ).
    • Налоговая база (ст. 53 НК РФ).
    • Налоговая ставка (ст. 53 НК РФ).
    • Налоговый период (ст. 55 НК РФ).
    • Порядок исчисления (ст. 52 НК РФ).
    • Порядок и сроки уплаты (ст. 57, 58 НК РФ).

    Это элементы налогообложения , которые присущи каждому налогу. В зависимости от типа налога значения того или иного элемента налогообложения различны. В случае отсутствия хотя бы одного из элементов невозможно произвести расчет и оплату налога.

    Обязательные элементы налогообложения и их характеристика

    1. Объектом налогообложения (далее ОН) служит показатель, возникновение которого связано с осуществлением операций предпринимательской или любой иной деятельности, последствия которой повлекли за собой необходимость оплаты налога.

      ОН можно выделить как самый важный элемент налогообложения , т.к. при его отсутствии нельзя говорить об обязанности исчисления налога.

      ОН любого из налогов не тождественны и имеют разное физическое выражение. Например, по налогу на прибыль ОН - прибыль, сформированная в результате хозяйственной деятельности (ст. 247 НК РФ), а по водному налогу - водные объекты (ст. 333.9 НК РФ). Кроме того, для некоторых налоговых режимов можно выбрать самостоятельно ОН, например, на упрощенке (ОН - «доходы» или «доходы минус расходы»).

      Пример 1.

      ООО произвело 730 л спирта этилового (крепость 96%). Произведенное сырье было распределено следующим образом:

      • 200 л реализовано парфюмерной фабрике для производства духов;
      • 150 л переданы в уставный капитал другого российского спиртзавода;
      • 480 л передано цеху для производства водки.

      В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ 200 л этилового спирта, реализованного парфюмерной фабрике для производства духов, является ОН. С учетом подп. 10 п. 1 ст. 182 НК РФ 150 л этилового спирта, переданного в уставный капитал другого российского спиртзавода, является ОН. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 183 НК РФ 480 л этилового спирта, переданного цеху по производству водки, не облагаются акцизом, т.е. в данном случае ОН нет.

      Пример 2.

      Компания, производящая спортивное оборудование,в течение 2015 г. реализовала свою продукцию на сумму 2 000 000 руб. (без НДС). Расходы организации на производство товаров в 2015 г. составили 1 500 000 руб., в том числе расходы на приобретение призов во время рекламной кампании - 100 000 руб.

      Доход от продажи продукции 2 000 000 руб. является доходом от реализации (ст. 249 НК РФ).

      В соответствии с п. 44 ст. 270 НК РФ приобретение призов в рамках рекламной кампании не подлежит налогообложению налогом на прибыль, т.е. расходы в сумме 100 тыс. руб. не включаются в ОН.

      Таким образом, ОН в целях исчисления налога на прибыль будут признаваться:

      • доходы в сумме 2 000 000 руб.;
      • расходы в сумме 1 400 000 руб. (1 500 000 руб. - 100 000 руб.).

    Об объекте налогообложения по НДС см. материал по НДС .

    1. Налоговая база (далее НБ) отражает стоимость объекта или его физические значения, а также прочие параметры объекта налогообложения. Данный показатель по одному и тому же налогу может иметь разное значение, например, по налогу на имущество по недвижимым объектам НБ - это среднегодовая стоимость имущества, а по некоторым объектам - кадастровая стоимость (ст. 375 НК РФ). Значение НБ в зависимости от объекта меняется и по транспортному налогу (ст. 359 НК РФ).

      Рассмотрим на примерах, как необходимо формировать НБ по налогам:

      Пример 1.

      Основным видом деятельности ООО на ЕНВД является реализация мотоциклов (мощностью до 150 л. с.) розничным покупателям. Площадь торгового зала в салоне - 110 кв. м. К2 =0,65.

      Исходя из площади торгового зала - 110 кв. м, базовой доходности - 1 800 руб./мес. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ), К1=1,798 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685), К2=0,65 (по условиям примера), налоговая база за квартал определяется следующим способом:

      НБ = 110 × 1 800 × 0,65 × 1,798 × 3 =694 208 руб.

      Пример 2.

      ООО применяет УСН. Объектом налогообложения выбраны доходы за вычетом расходов. По итогам 2015 г. учитываемые доходы составили 1 550 000 руб., расходы - 1 050 000 руб. Кроме того, в этом же периоде было получено транспортное средство рыночной стоимостью 400 000 руб. (на безвозмездной основе). Убыток по итогам деятельности в 2014 г. составил 100 000 руб.

      В соответствии со ст. 249 НК РФ сумма 1 550 000 руб. является доходом от реализации, 1 050 000 руб. - расход, связанный с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ).

      П. 8 ст. 250 НК РФ определено, что транспортное средство, полученное на безвозмездной основе, является внереализационным доходом, который равен 400 000 руб. В соответствии с п. 7 ст. 346.18 НК РФ организация вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка за 2014 г. - 100 000 руб.

      Определяем налоговую базу:

      НБ = (1 550 000+ 400 000) - (1 050 000 + 100 000) = 800 000 руб.

    О расчете НБ по земельному налогу см. материал .

    1. Налоговая ставка (далее НС) характеризуется абсолютным или процентным значением, соответствующим каждой единице объекта налогообложения. Например, по налогу на прибыль установлена НС в размере 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ), а по налогу на игорный бизнес - суммы в рублях по каждому объекту налогообложения (ст. 369 НК РФ).

      Также существуют расчетные НС - 10/110, 18/118 по НДС.

      Важно! По акцизам существуют смешанные НС (по сигаретам и папиросам). Смешанные НС предусматривают одновременное применение ставки с абсолютным значением и процентным.

      Пример. ООО «Табак» 15.03.2015 г. реализовал 5 000 шт. папирос. Максимальная розничная цена за 1 000 шт. - 1 500 руб. Ст. 193 НК РФ предусмотрена НС в сумме 960 руб. за 1000 штук +11% от максимальной розничной цены.

      Сумма акциза = 960 × 5 + 11% × 1 500 = 4 965 руб.

    О ставках по налогу на прибыль см. материал .

    1. Налоговый период (далее НП) - промежуток времени, по истечении которого у налогоплательщика возникает обязанность начислить налог и произвести его уплату в бюджет. Например, по акцизам НП - 1 месяц (ст. 192 НК РФ), по НДС - квартал (ст. 163 НК РФ), а по налогу на прибыль - год (ст. 285 НК РФ). Также верное указание НП играет важную роль при заполнении налоговой декларации и уплате налога.

    О заполнении данного реквизита в платежке см. материал .

    Об особенностях определения налогового периода по УСН см. материал .

    1. Порядок исчисления по каждому налогу уникален, при этом данную процедуру в зависимости от налога производит либо сам налогоплательщик, либо ИФНС.

      Расчет налогов в основном производится по одной и той же формуле: путем перемножения НБ и НС (с учетом применения всех вычетов и льгот). Более сложный расчет налога производится по налогу на прибыль при наличии обособленных подразделений, т.к. полученную сумму налога еще необходимо распределить по обособленным подразделениям с учетом доли прибыли каждого из них (ст. 288 НК РФ). Также расчет осложнен при применении раздельного учета по НДС (ст. 170 НК РФ) по причине того, что следует рассчитывать пропорцию облагаемых и необлагаемых НДС операций.

    Об особенностях расчета налога на прибыль при наличии обособленных подразделений см. материал .

    О раздельном учете см. материал .

      Рассмотрим примеры по исчислению некоторых налогов:

      Пример 1.

      У организации 6 игровых столов, из них 2 стола - с одним игровым полем, 3 - с 2 полями, 1 - с 3 полями. В соответствии со ст. 369 НК РФ ставка налога на игорный бизнес составит 25 000 руб.

      Сумма налога на игорный бизнес = 2 × 25 000 + 3 × 50 000 + 1 × 75 000 = 275 000 руб.

      Пример 2.

      Компания осуществляет забор поверхностных вод из реки Волги Волго-Вятского экономического района. Фактический объем воды, забранной во II квартале 2015 г., составил 1 000 000 куб. м, при этом он использовался для производства. Для организации установлен годовой лимит водопользования - 3 200 000 куб. м.

      В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога - 282 руб./тыс. куб. м.

      П. 2 ст. 333.12 определяет квартальный лимит как 3 200 000/4 = 800 000 куб. м, что меньше забранного объема. Сумма облагаемого превышения составляет 1 000 000 - 800 000 = 200 000 куб. м, в отношении которой применяется повышенная ставка 282 × 5 = 1 410 руб./тыс. куб. м.

      Сумма водного налога = 800 × 282 + 200 × 1 410 = 225 600 + 282 000 = 507 600 руб. (ст. 333.12 НК РФ).

    1. Порядок и сроки уплаты налогов ограничивают временные рамки для оплаты налоговых издержек в бюджет. Они регламентируются НК РФ, но по региональным и местным налогам могут быть установлены свои сроки. Например, по транспортному налогу сроки уплаты должны быть регламентированы законами субъектов (ст. 363 НК РФ).

    О сроках уплаты налогов см. материал .

    Вышерассмотренные элементы налогообложения аккумулируют всю информацию о налоге, поэтому в случае, если один из элементов не будет учтен или будет интерпретирован неверно, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.

    Нарушения, связанные с неверным определением элементов налогообложения

    В гл. 15 ч. 1 НК РФ приведена ответственность за совершение налоговых правонарушений, при этом некоторые нормы предусматривают наказание в связи с неверным применением элементов налогообложения . Следует обратить внимание на следующие нормы: ст. 120, 122, 123, 129.2, 129.3, 129.5 НК РФ.

    Действие ст. 120, 123 и 129.2 НК РФ связано с неверным учетом объектов налогообложения, в частности по объектам игорного бизнеса, а также по операциям, связанным с выполнением обязанности налогового агента. Ст. 122, 129.3 и 129.5 НК РФ указывают на занижение налоговой базы, в т.ч. по контролируемым сделкам.

    Ответственность за налоговые правонарушения рассмотрена в материале .

    Необязательные элементы налогообложения

    Перечисленные выше элементы налогообложения обязательны для определения налога. Но НК РФ также содержит небольшое количество элементов налогообложения, неприменение или неверное применение которых не приведет к нарушению порядка налогообложения.

    К таким элементам относятся:

    • налоговая льгота;
    • отчетный период;
    • налоговые вычеты.

    Понятие «налоговая льгота» содержится в ст. 56 НК РФ и отражает право налогоплательщика получить полное или частичное освобождение от уплаты налога. Так как для налогоплательщика льгота - это право, то он самостоятельно должен определить для себя, хочет он воспользоваться ею или нет. В случае если компания, ИП или физлицо решат применить льготу, то необходимо будет собрать пакет документов, обосновывающих ее, и подать их вместе с заявлением на применение льготы в ИФНС. Также в процессе применения льготы от нее можно отказаться. В каждом субъекте РФ может быть установлен свой перечень налоговых льгот.

    Пример . В собственности у Иванова С. К. квартира площадью 40 кв. м в Москве (СЗАО). В августе 2015 г. ему назначена пенсия по старости. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ, начиная с августа, Иванов С. К. применяет освобождение от уплаты налога, следовательно, за 2015 г. он уплатит налог за 7 месяцев (с января по июль).

    Об особенностях определения элементов налогообложения субъектами РФ см. материал .

    Важно! Потенциальный льготник может воспользоваться льготой за предыдущие периоды путем подачи уточненной декларации или заявления (для физлиц) (постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57).

    Отчетный период (далее ОП) - временной промежуток, после завершения которого производится оплата налогов и/или их начисление, дробящий на части НП или соответствующий ему. Например, по налогу на прибыль для компаний или ИП, применяющих авансовую систему оплаты, ОП признается каждый из месяцев года (ст. 285 НК), а НП - год. А вот по налогу на добавленную стоимость ОП и НП идентичны и составляют квартал.

    Налоговые вычеты по аналогии с налоговой льготой позволяют уменьшить величину налога, но основным ее отличием является то, что льгота носит постоянный характер, связанный со спецификой деятельности компании или со статусом физлица, тогда как право на вычет возникает в результате совершения определенных операций. Данный элемент присущ только четырем налогам:

    О налоговых вычетах по НДС см. материал .

    • акцизы;
    • НДФЛ;
    • НДПИ.

    Итоги

    Приведенные в статье виды элементов налогообложения позволяют сформировать полноценную картину о том или ином налоге. При этом компаниям, ИП и физлицам необходимо правильно определять тот или иной элемент налогообложения, что поможет избежать вопросов со стороны ИФНС.