Что признается объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога. Совмещение разных систем налогообложения

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) стал хорошей альтернативой основной системе налогообложения (ОСНО). Его поддержали большинство предпринимателей, так как он освобождал от уплаты НДС, НДФЛ и налога на имущество. Преимущества системы очевидны, но есть и оборотная сторона перехода ИП на ЕСХН.

Что такое ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог был введен в России в 2004 году. Законодатели посчитали, что использование простой и понятной схемы снизит нагрузку на агробизнес.

Объектом налогообложения ЕСХН является разница между доходами и расходами. Процентная ставка составляет 6%. Формула расчета выглядит следующим образом: сумма налога = (выручка – расходы) × ставка налога.

Воспользоваться правом перехода на ЕСХН могут только те предприниматели, которые 70% выручки получили от сельхозпроизводства (ст. 26.1 НК РФ).

Виды деятельности, при которых можно применять ЕСХН:

  1. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства (лесного хозяйства).
  2. Продукция животноводства.
  3. Выращивание и доращивание рыбы.
  4. Рыболовство.
  5. Последующая за производством первичная и промышленная переработка продукции сельского хозяйства.

Как перейти на ЕСХН

Применять единый сельскохозяйственный налог можно . Также на него можно перейти с другой системы.

Если вы регистрируете ИП, то в течение 30 дней вы должны подать в налоговую уведомление (ст. 346.3.НК РФ). Если же вы уже ведете деятельность и решили сменить налоговую систему, то пользоваться ЕСХН вы можете начать только со следующего года (ст. 346.3. НК РФ), сообщить об этом в налоговую нужно до 31 декабря. Значит, чтобы перейти на ЕСХН в 2019 году, вам нужно отправить документ до конца 2018 года.

В январе 2018 года ситуация изменилась. Организации и ИП не будут платить налог на имущество только по объектам, используемым при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей промышленной переработке и продаже этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями. Вся остальная собственность плательщиков ЕСХН будет облагаться налогом.

Изменения в 2019 году

Организации и ИП, которые платят ЕСХН, с января 2019 года будут признаны плательщиками НДС. Пункт 8 статьи 346.1 НК РФ действовать перестанет. Делать вычеты и восстанавливать налог на добавленную стоимость плательщики ЕСХН будут как все. С того же времени перестанет действовать подпункт 8 п. 2 статьи 346.5 НК РФ, в котором прописано, что «входной» НДС относится к расходам.

Организации и ИП, которые платят ЕСХН, с января 2019 года будут признаны плательщиками НДС.

Но зато в 2019 году те, кто платит ЕСХН, получат право на освобождение от НДС в рамках статьи НК РФ. Правда здесь есть некоторые оговорки. ИП или организация должны заявить о своем праве работать без НДС в том же году, когда подал заявление о желании платить ЕСХН. Есть и альтернативное условие: в предшествующем налоговом периоде доход от видов деятельности, связанных с сельским хозяйством (без учета единого налога), не должен превышать установленного лимита: 100 млн рублей за 2018 год, 90 млн рублей за 2019 год, 80 млн рублей за 2020 год и т.д.

Кому это выгодно

Сельхозпроизводители (ИП и ООО) в последние несколько лет неохотно используют ЕСХН. Разберемся, почему это происходит.

Во-первых, ЕСХН освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, по статистике, большая часть контрагентов фермерских хозяйств – крупные компании, использующие ОСНО. Сделки между плательщиками и неплательщиками НДС становятся неудобными из-за сложной отчетности и невозможности сделать возврат НДС.

Во-вторых, ставка НДС на сельхозпродукцию сейчас составляет всего 10%. А возместить этот налог можно по общей ставке 18%. Например, фермер продает пшеницу с НДС 10% и покупает трактор с НДС 18%. Выгода использования ОСНО в этом случае очевидна.

В-третьих, налог на имущество весьма невелик, а с 2013 года действует еще одна льгота – нулевая ставка на движимое имущество. Поэтому выгода при использовании ОСНО в некоторых случаях перевешивает ее недостатки.

Конечно, использовать ЕСХН или остаться на ОСНО, решать вам, но не забудьте учесть особенности вашего бизнеса. Простота ЕСХН может показаться вам отличным бонусом, но стоит учитывать систему налогообложения ваших партнеров. Подойдите ответственно к своему делу, и бизнес пойдет в гору.

Фото Андрея Овсиенко, Кублог

Объект налогообложения и ставка налога

Объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов определен ст. 346.5 Налогового кодекса РФ.

Из понятия объекта налогообложения вытекает налоговая база. Под ней понимается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно ст. 346.8 Налогового кодекса РФ налоговая ставка установлена в размере 6%.

При применении ЕСХН не нужно уплачивать (п. 3 ст. 346.1 НК РФ):

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (как с балансовой стоимости ОС, так и с кадастровой стоимости недвижимости).

Совмещение разных систем налогообложения

Возможности совмещения разных систем налогообложения представлены в таблице.

Порядок определения и признания доходов и расходов

Классификация доходов и расходов, а также порядок их признания устанавливаются гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

В целях налогообложения ЕСХН и в соответствии с п. 6 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ единственным методом признания доходов и расходов признается кассовый метод.

Доходы

Статья 346.5 Налогового кодекса РФ обязывает организации учитывать:

  • доходы от реализации товаров, работ и услуг, а также имущества и имущественных прав в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в порядке, предусмотренном ст. 250 Налогового кодекса РФ.
Доходы, полученные в натуральной форме, должны быть учтены по сложившимся рыночным ценам.

Доходы, полученные налогоплательщиком в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату получения дохода. В полученной сумме принимаются к учету.

В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы, не относящиеся к категории доходов от реализации товаров (работ, услуг), являются внереализационными доходами. Сюда можно отнести, например, доходы:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  • от сдачи имущества в аренду (субаренду);
  • в виде %, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, и другие доходы. Полностью они перечислены в ст. 250 Налогового кодекса РФ. Но при этом перечень таких доходов не является исчерпывающим.
Отдельные доходы могут не учитываться для целей налогообложения единым сельскохозяйственным налогом. В частности, это доходы:
  • в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;
  • в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;
  • в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.
Статьей 251 Налогового кодекса РФ установлен полный перечень таких доходов.

Расходы

Перечень расходов в отличие от доходов устанавливается в самой гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

Однако не все расходы, указанные в данном перечне, могут учитываться налогоплательщиком при исчислении ЕСХН.

В данном случае применяется порядок признания расходов, аналогичный порядку, установленному гл. 25 Налогового кодекса РФ для организаций — плательщиков налога на прибыль. То есть расходами признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важным моментом является то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 7 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ возможность признания затрат налогоплательщиков в качестве расходов для целей налогообложения ЕСХН наступает только после их фактической оплаты.

Большинство расходов налогоплательщика принимаются применительно к порядку, используемому для исчисления налога на прибыль организаций.

Статьи гл. 25 Налогового кодекса РФ дают подробные перечни расходов. В частности, в ст. 254 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения материальных расходов, вопросы расходов на оплату труда рассмотрены в ст. 255 Налогового кодекса РФ. Особенности определения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества установлены ст. 263 Налогового кодекса РФ и т. д.

Исключения составляют виды расходов, для принятия которых не требуется специального порядка, установленного гл. 25 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

  • расходы на приобретение материалов, включая семена, рассаду, саженцы, удобрения, корма, ветеринарные препараты (пп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Причем факт передачи в производство для признания затрат значения не имеет — учесть их можно сразу после фактической оплаты. Подтверждением сумм расходов являются первичные учетные документы об оплате сырья и материалов, а также об их поступлении (Письмо Минфина России от 12.11.2010 № 03-11-06 /1/25 и др.);
  • расходы на приобретение основных средств. При покупке основного средства всю его стоимость сразу включают в расходы, как только актив вводят в эксплуатацию. При этом расходы учитывают только по тем основным средствам, которые используются в предпринимательской деятельности (пп. 1 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
  • расходы на приобретение нематериальных активов;
  • расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
  • арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
  • суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);
  • расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
  • суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ, т. е. на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам);
  • расходы на информационно-консультативные услуги;
  • расходы на повышение квалификации кадров;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • расходы на обязательное и добровольное страхование (пп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • расходы на оплату труда (пп. 6 п. 2 ст. 346.5 НК РФ), включая стимулирующие начисления и надбавки, компенсации, связанные с режимом работы или условиями труда, и т. п. (ст. 255 НК РФ). Расходы на оплату труда включают в себя и все удержания из зарплаты. В частности, НДФЛ, суммы алиментов, штрафов и иных удержаний. Такие суммы учитывают в составе начисленных сумм оплаты труда;
  • выплату социальных пособий (больничных, ежемесячной компенсационной выплаты при уходе за ребенком до трех лет);
  • обучение сотрудников (пп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). При этом, если договором на обучение предусмотрено, что работник должен возместить стоимость обучения агропредприятию, и такая сумма от него поступит, ее надо учесть как внереализационный доход (Письма Минфина России от 25.03.2011 № 03-03-06 /1/177, ФНС России от 11.04.2011 № КЕ-4-3 /5722@);
  • расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.
В составе расходов плательщика ЕСХН может быть также учтена сумма процентов и иных выплат по кредитному договору (пп. 9 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). На какие цели выдан кредит — на покупку сырья и материалов, основных средств или пополнение оборотных средств — для налогового учета расходов значения не имеет. Если сельхозорганизация взяла кредит на покупку основных средств, проценты в состав расходов на приобретение имущества не входят, а учитываются отдельно.

Декларация по ЕСХН

Приказом ФНС России от 01.02.2016 № ММВ-7-3 /51@ внесены изменения в декларацию по ЕСХН и в Порядок ее заполнения. В частности, в новой редакции был изложен разд. 1 «Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» декларации, а также разд. 2 «Расчет единого сельскохозяйственного налога». Приказ вступил в силу 12 марта 2016 г.

Порядок исчисления и срок уплаты ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется налогоплательщиками самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и уплачивается по итогам налогового периода до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В качестве отчетного периода выступает полугодие, по итогам которого уплачиваются соответственно единый сельскохозяйственный налог и авансовый платеж по нему.

Сумма авансового платежа по налогу уплачивается в бюджет не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля, в соответствии с п. 2 ст. 346.9 Налогового кодекса РФ. Просрочка уплаты авансового платежа влечет за собой начисление налоговыми органами пеней.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогам года, рассчитывается налогоплательщиком как разница между начисленным налогом и величиной авансового платежа по налогу.

Эта разница и является единым сельскохозяйственным налогом, подлежащим уплате по истечении налогового периода.

Он уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период на основании п. 2 ст. 346.10 Налогового кодекса РФ, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следует иметь в виду, что в случае если сумма единого налога (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, меньше суммы платежа по налогу, исчисленного по итогам предыдущего отчетного периода, у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате налога.

Организации уплачивают ЕСХН по своему местонахождению, то есть там, где они проходили государственную регистрацию. А индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства, где они постоянно или преимущественно проживают, как того требует п. 4 ст. 346.9 Налогового кодекса РФ.

Пример

У индивидуального предпринимателя по итогам первого полугодия налоговая база по ЕСХН составила 200 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за год составила 300 000 руб.

ЕСХН по итогам отчетного периода составил к уплате 12 000 руб. (200 000 руб. x 6%).

ЕСХН за год составил 18 000 руб. (300 000 руб. x 6%).

Итого сумма ЕСХН, подлежащая к уплате в бюджет по итогам налогового периода, составила 6000 руб. (18 000 руб. — 12 000 руб.).

Перенос убытка

Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов, в соответствии с п. 5 ст. 346.6 Налогового кодекса РФ. Под убытком понимается превышение расходов над доходами.

При этом необходимо обратить внимание на следующее:

Налогоплательщик, получивший убыток при применении ЕСХН, имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по ЕСХН в следующем налоговом периоде.

Если же сумма убытка значительна, то она может быть перенесена на следующие налоговые периоды в пределах 10 лет.

Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

При этом следует иметь в виду, что перенос убытка возможен только в случае, если организация или индивидуальный предприниматель продолжают применять систему налогообложения в виде ЕСХН.

Важнейшим аспектом в данном случае является то, что налогоплательщики обязаны документально подтвердить размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, и сохранять такие документы в течение всего времени подобного уменьшения налоговой базы.

Пример

Организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, получила по итогам 2013 г. доходы в сумме 680 000 руб. и осуществил расходы в сумме 910 000 руб.

Таким образом, по итогам налогового периода за 2013 г. получен убыток в сумме 230 000 руб. (680 000 руб. — 910 000 руб.).

По итогам налогового периода 2014 г. Организация получила доходы в сумме 1 100 000 руб., расходы составили 920 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за 2014 г. составила 180 000 руб. (1 100 000 руб. — 920 000 руб.).

Сумма убытка, на которую Организация имеет право уменьшить налоговую базу за 2014 г., составляет 180 000 руб., что меньше, чем 230 000 руб. (сумма убытка за 2013 г.).

Таким образом, сумма ЕСХН, подлежащая уплате за 2014 г., составит 0 руб.

Оставшаяся часть убытка составляет 50 000 руб. (230 000 руб. — 180 000 руб.). Организация может учитывать эту сумму при исчислении налоговой базы за следующие налоговые периоды.

Предположим, что по итогам 2015 г. Организация получила доходы в сумме 1 630 000 руб. и осуществил расходы в сумме 1 230 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за 2015 г. составляет 400 000 руб. (1 630 000 руб. — 1 230 000 руб.).

Таким образом, в 2015 г. Организация сможет полностью учесть сумму убытка, образовавшегося в 2013 г. Сумма налога составит:
(400 000 руб. — 50 000 руб.) x 6% = 21 000 руб.

Арбитражная практика и актуальные вопросы

Рассмотрим случаи из арбитражной практики по вопросам, связанным с исчислением ЕСХН и актуальные вопросы.

Арендная плата за земельные участки в случае, если оплата производится в натуральной форме

По общему правилу расходами плательщика ЕСХН признаются затраты после их фактической оплаты (пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). В этой же норме сказано, что в целях расчета ЕСХН оплатой услуг считается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя указанных услуг перед продавцом, которое непосредственно связано с оказанием услуг. При этом расходы на оплату услуг третьих лиц учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.

Следовательно, расходы на аренду земельных участков, произведенные в форме натуральной оплаты, могут быть учтены при определении налоговой базы по ЕСХН. При этом натуроплата должна быть переведена в рубли с учетом рыночных цен на продукцию, передаваемую в порядке натуроплаты.

Командировочные расходы

Компания на ЕСХН собирается направить одного из работников в другой регион. Можно ли признать командировочные расходы на дату выдачи денег под отчет?

Нет, нельзя. Расходы необходимо подтвердить документально (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ). А сделать это можно только с помощью авансового отчета работника, утвержденного руководителем компании.

Получается, командировочные расходы следует списывать только на дату утверждения авансового отчета. И не ранее.

Расходы на строительство объекта основных средств

Может ли плательщик ЕСХН, строящий ангар для хранения зерна и оборудования как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков, учесть расходы на строительство до его завершения?

Нет, до тех пор пока объект основных средств не будет построен, расходы на его строительство при определении налоговой базы по ЕСХН не учитываются. После ввода объекта ОС в эксплуатацию расходы на его строительство учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, установленном п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ.

Расходы на приобретение дорогостоящего легкового автомобиля

Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства купил дорогостоящий легковой автомобиль. Можно ли расходы на приобретение такого транспортного средства учесть при расчете ЕСХН?

В п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, учесть затраты на дорогой автомобиль при расчете ЕСХН можно. Но только при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Затраты на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного для вылова краба судна, которое не вышло в море по независящим от налогоплательщика обстоятельствам, могут быть учтены для целей ЕСХН

Рыболовецкая компания — плательщик единого сельскохозяйственного налога приобрела бывшее в эксплуатации судно для вылова краба. После получения в администрации морского порта свидетельства на право собственности судно было поставлено на учет как основное средство. Однако в море оно так и не вышло. Причиной тому стал мораторий на вылов краба камчатского в прибрежной зоне, введенный Правительством РФ в 2010 г. и действующий по настоящее время.

Тем не менее компания несла расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт судна, которые учитывала для целей ЕСХН. Это обстоятельство вызвало претензии со стороны налогового органа. Инспекторы посчитали соответствующие расходы необоснованными.

Судьи трех инстанций приняли сторону компании, отменив фискальное решение на следующих основаниях (см. Постановление АС Северо-Западного округа от 06.03.2015 по делу № А42-7806 /2013).

В соответствии со ст. 346.4 НК РФ объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов установлен ст. 346.5 НК РФ.

Для целей ЕСХН учитываются перечисленные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ расходы, включая расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, на ремонт основных средств (в том числе арендованных) и др. Обязательное условие — такие расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Арбитры пришли к выводу, что спорные расходы соответствуют вышеупомянутым критериям. Судно было приобретено с целью использования его в производственной деятельности, для осуществления вылова и переработки краба на основании заключения между Федеральным агентством по рыболовству и налогоплательщиком договоров на закрепление доли в общем объеме промышленных квот на вылов. Эксплуатировать судно не представлялось возможным ввиду моратория на вылов краба.

Кроме того, в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности. Такова позиция КС РФ, выраженная в Определениях от 04.06.2007 № № 320-О-П, 366-О-П.

Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов (Постановление КС РФ от 24.02.2004 № 3-П).

Таким образом, компания правомерно включила затраты, понесенные на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного судна, в состав расходов для определения налоговой базы по сельхозналогу. У инспекции отсутствовали правовые основания для исключения спорных расходов.

Суммы авансового платежа по сельхозналогу не учитываются в расходах при формировании налоговой базы по ЕСХН

Фискалы в ходе выездной проверки организации — плательщика ЕСХН пришли к выводу о неправомерном учете налогоплательщиком в составе расходов суммы авансового платежа по сельхозналогу. Организация не согласилась с выводами проверяющих и обратилась в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Областное УФНС решение инспекции оставило без изменения. Дело дошло до суда.

Арбитры трех инстанций приняли сторону налоговиков, и вот почему (см. (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2015 № Ф03-6049 /2014).

Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые в силу п. 3 ст. 346.5 НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (ст. 346.4 НК РФ).

Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, содержится в ст. 270 НК РФ. Пунктом 4 данной нормы предусмотрено, что расходы в виде суммы налога не учитываются в целях налогообложения, то есть не уменьшают налогооблагаемую базу.

На основании изложенного судьи указали на отсутствие у организации правовых оснований для учета в расходах при формировании налогооблагаемой базы по ЕСХН суммы авансового платежа по данному налогу, уплачиваемому по итогам отчетного периода.

Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода (п. 3 ст. 346.9 НК РФ).

Организация не учла, что гл. 26.1, а также ст. 252 НК РФ не содержат норм, устанавливающих возможность учета при формировании налогооблагаемой базы по конкретному налогу за конкретный налоговый период суммы налога, исчисленной за этот же период (в том числе и авансовых платежей).

Выручка от разовой сделки по продаже имущества, а также от сдачи имущества в аренду не учитывается в общем доходе от реализации для целей ЕСХН

Компания осуществляла деятельность по выращиванию зерновых и прочих сельскохозяйственных культур. Полагая, что соблюдает условия, предусмотренные п. 2 ст. 346.2 НК РФ, она применяла ЕСХН.

Фискалы в ходе налоговой проверки пришли к выводу, что доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе налогоплательщика от реализации за налоговый период составила менее 70%.

По мнению контролеров, сельхозпроизводитель необоснованно не учел для определения указанного соотношения выручку от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду.

Данные обстоятельства послужили основанием для доначисления налогов по общей системе.

Не согласившись с решением инспекции, компания оспорила его в арбитражном порядке и выиграла спор в трех инстанциях на следующих основаниях (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2014 № Ф09-7705 /14).

ЕСХН вправе применять сельскохозяйственные товаропроизводители — организации и предприниматели, производящие сельхозпродукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации доля дохода от реализации такой сельхозпродукции составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

В случае если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае компания не осуществляла продажу имущества на систематической основе, реализация носила разовый характер, в связи с чем полученные налогоплательщиком денежные средства от реализации стеновых панелей, сеялки и жатки не должны были учитываться в общем доходе при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Таким образом, реализация спорного имущества не могла рассматриваться как самостоятельный вид деятельности, и поэтому доходы от продажи указанных объектов не могли учитываться в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Кроме того, арбитры установили, что представленная компанией книга учета доходов и расходов свидетельствовала о том, что кроме единичной реализации спорного имущества налогоплательщик осуществлял в основном реализацию выращенной им сельхозпродукции.

Также суды признали правомерность отражения суммы выручки от сдачи имущества в аренду в составе внереализационных доходов, поскольку в силу п. 4 ст. 250 НК РФ таковыми признаются, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.

Арбитры установили, что сдача имущества в аренду не являлась основным видом деятельности компании. Данных о том, что налогоплательщик такие доходы учитывал в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, налоговый орган не представил.

При таких обстоятельствах, исходя из положений п. 1 ст. 346.5, п. 1 ст. 39, п. п. 3 — 5 ст. 38 НК РФ, сумма дохода от сдачи имущества в аренду не должна участвовать в расчете доли, указанной в п. 4 ст. 346.3 НК РФ, поскольку учету подлежит сумма дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации.

Соответственно, суммы доходов от сдачи имущества в аренду не должны включаться в доход от реализации товаров, работ, услуг, не отнесенных к сельхозпродукции при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Поскольку доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации, в который не мог быть включен доход от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду, составила более 70%, компания правомерно считала себя плательщиком ЕСХН и применяла указанный спецрежим.

Сельхозпродукция, произведенная на давальческих началах третьими лицами, не признается сельхозпродукцией собственного производства для целей ЕСХН

Фискалы провели выездную проверку рыболовецкой организации — плательщика ЕСХН, пришли к выводу о ее несоответствии понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и доначислили налоги по общей системе налогообложения. Причиной тому послужили следующие обстоятельства.

Рыбу, выловленную на основании разрешений на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, организация отдавала на переработку на рыбоперерабатывающие суда сторонних компаний. Переработка рыбы-сырца осуществлялась указанными переработчиками, а оплата за услуги переработки производилась готовой продукцией (50% готовой продукции передавались переработчику). Свою долю готовой продукции организация реализовывала самостоятельно либо через комиссионера.

Инспекторы указали, что доход, полученный от реализации сельхозпродукции, произведенной на давальческих началах третьими лицами, не мог быть учтен для целей гл. 26.1 НК РФ, поскольку он не являлся доходом от реализации продукции, произведенной собственными силами. Дело дошло до суда.

Арбитры первой инстанции приняли сторону налогового органа, указав, что под производством продукции собственными силами понимается производство продукции тем же лицом, которое осуществляло улов водных биологических ресурсов.

Апелляция, однако, с коллегами не согласилась. Судьи аргументировали свое решение тем, что в рамках исполнения спорных договоров организация производила переработку собственных уловов, что позволяло готовую продукцию считать продукцией, произведенной собственными силами.

Точку в споре поставили арбитры ФАС (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2013 по делу № А38-4480 /2012). Окончательный вердикт, к сожалению, был не в пользу налогоплательщика. Приведем логику кассационной инстанции.

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ (п. 1 ст. 346.2 НК РФ), а также рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели (пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ). Для этого последними должны быть соблюдены определенные условия, а именно:

  • средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих таким организациям или индивидуальным предпринимателям на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  • Для трудоустройства срочно!

    education.eicpa.ru

    Для прохождения тестирования на соответствие квалификации при трудоустройстве: Главный бухгалтер; Финансовый директор; Эксперт, Финансовый менеджер

    Реальная экономия и защита бизнеса: более 60 законных схем. Все изменения 2019 г. в налоговом планировании и контроле (28-29 марта 2019 г.)

Предприятия, занимающиеся производством и обработкой сельскохозяйственной продукции, имеют право применять специальный режим налогообложения.

Переход на специальный режим ЕСХН осуществляется при открытии компании или перед началом календарного года. Система имеет ограничения по видам деятельности и размеру выручки от произведенной и переработанной сельхозпродукции в общей сумме полученного дохода.

Система характеризуется минимальным количеством налогов и форм отчетности, представляемых в органы контроля.

Предприятие на ЕСХН ведет упрощенную форму учета. Порядок ведения учета аналогичен документообороту по при условии участия в производстве и обработке сельхозпродукции.

В рамках применения режима к сельскохозяйственной сфере относятся :

  • Растениеводство.
  • Сельское хозяйство.
  • Лесное хозяйство.
  • Животноводство.
  • Рыбный промысел, включающее и отлов рыб.

Порядок применения системы определен в ст. 346.2 НК РФ, устанавливающей также ограниченный список лиц, имеющих право на применение системы налогообложения.

Кто и когда может его применять

Применять систему имеют право предприятия, доля выручки от реализации сельхозпродукции в которой составляет не менее 70% общей величины дохода. В общей доле выручке не учитываются поступления в виде , полученных от государства. Например, одним из видов государственных компенсаций, выдаваемых сельхозпредприятиям, являются суммы, получаемые предприятиями при возникновении аномальных погодных условий – засухи или проливных дождей.

Ограничений по организационной форме компаний не предусмотрено. В случае отсутствия дохода в применении системы может быть отказано. Для вновь созданных предприятий доля выручки определяется по последнему отчетному периоду.

Применять систему может организация или соответствующего профиля.

Систему могут использовать :

  • Кооперативы и товарищества сельскохозяйственного профиля. Среди видов учреждений встречаются садоводческие товарищества, сбытовые и перерабатывающие кооперативы и иные образования, выручка которых получена от реализации продукции собственного производства.
  • Предприятия, занимающиеся выращиванием и переработкой продукции сельскохозяйственного и животноводческого назначения.
  • Компании, занимающиеся выловом и переработкой рыб.

Особое значение в законодательстве уделяется промыслу рыб. Градообразующие предприятия (рыбные артели и кооперативы) должны иметь в штате численность, составляющую не менее числа жителей поселка. Компании, ведущие деятельность на промысловых судах, должны иметь численность, превышающую 300 человек.

Определение права на применение системы основано на производстве продукции сельского хозяйства.

Предприятие, занимающееся только переработкой, не может перейти на уплату ЕСХН. Также не имеют права применять режим компании:

  • Являющиеся производителем или продавцом подакцизной продукции.
  • Занимающиеся игорным бизнесом.
  • Бюджетные, казенные предприятия.

С 2016 года отменено ограничение в применении системы ЕСХН, установленное ранее для предприятий, имеющих филиалы.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Преимущества и недостатки такой системы налогообложения

Система имеет значительное число преимуществ. К положительным условиям режима относятся:

  • Упрощенный учет доходов, расходов и обязательств, не требующих наличия значительного счетных работников.
  • Минимальное число налогов, уплачиваемых в бюджет.
  • Наличие льготной ставки налогообложения по сравнению с величиной , уплачиваемого при ведении ОСН.
  • Отсутствие необходимости уплаты минимально налога при получении убытков, что ставит пользователей режима в более выгодное положение по сравнению с предприятиями, применяющими УСН.
  • Возможность списания убытков в составе расходов в течение 10 лет с момента возникновения события.

К недостаткам системы налогообложения относят:

  • Наличие ограничений, связанных со спецификой деятельности – необходимости придерживаться 70% предела доли дохода, полученного от переработки продукции, самостоятельно выращенной или произведенной.
  • Существование предельной величины численности предприятия рыболовецкого промысла.
  • Отсутствие возможности включения суммы , уплаченной поставщику, в продукции или понесенные затраты. Требование налогового законодательства применяется с 2016 года.
  • НДС, безосновательно выделенный в , подлежит уплате в бюджет и обложению единым налогом.

Система является льготной формой налогообложения. Минусы учета незначительны и относятся в основном к условиям возможности применения режима.

Какие налоги заменяет ЕСХН

При уплате единого налога, исчисленного в связи с применением системы ЕСХН, налогоплательщик освобождается от обязанностей платежа ряда налогов . Перечень исключенных налогов зависит от организационной формы.

Не уплачиваются :

  • Юридическими лицами налоги, связанные с ведением общей системы – налог на прибыль, НДС.
  • Индивидуальными предпринимателями – , НДС.

При утере права на применение системы налогоплательщик должен рассчитать все налоги по ОСН (для и ) с начала календарного года.

Правила перехода на ЕСХН и совмещение с другими системами

Применяется уведомительный способ перехода на режим. Принятие решения о применении системы не требует одобрения налоговых органов, за исключение случаев несоответствия предприятия требований НК РФ, установленных для применения системы.

Заявить право на применение режима ЕСХН налогоплательщик должен по месту постановки на налоговый учет. Уведомление составляется в 2-х экземплярах по форме, утвержденной законодательством.

Законодательством установлены сроки для перехода на ЕСХН . Начало применения (подачи уведомления) возможно:

  • В течение 30 дней с даты внесения предприятия в государственный реестр. Пропуск срока означает автоматический переход на общеустановленную систему, при которой уплачивается большее число налогов.
  • Не позднее последнего числа года, предшествующего переходу.

Отказаться от применения налогового режима в течение календарного года нельзя. Исключение составляют предприятия, утратившие право на ведение ЕСХН в течение налогового периода и принудительно переведенные на общий режим.

Предприятия, ведущие ЕСХН, могут совмещать режим с другими формами:

  • Юридические лица – с .
  • Индивидуальные предприниматели – с ЕНВД и .

При дополнительно применяемом режиме ЕНВД его не используют для ведения деятельности по реализации продукции собственного производства через сети розничной торговли.

Особенность совмещения режимов:

  • Предприятия должны вести раздельный учет доходов и расходов, отсутствие которого не позволяет совмещать режимы.
  • Подсчет доли участия в выручке дохода, полученного от реализации профильного сельскохозяйственного товара в размере 70%, производится по всем суммам, вырученным предприятием.

Не допускается объединение учета с общей или упрощенной системами налогообложения.

Превышение налогоплательщиком ограничений, установленных для системы, обязывает организацию или ИП подать уведомление в ИФНС не позднее 15 дней от даты возникновения обстоятельств. Налогоплательщик, при утере права на применение системы, должен подать декларацию до 25 числа месяца, следующего за периодом утери права.

Утрата права на применение ЕСХН автоматически ведет к переходу предприятия на общий режим налогообложения. Налогоплательщик обязан пересчитать активы, доходы, расходы в соответствии с ОСН и уплатить налоги, начисленные в течение года.

Потребуется :

  • Привести учет в соответствие с общей системой налогообложения. Особая сложность возникает при наличии в организации имущества, попадающего под число амортизируемых . С начала календарного года предприятие должно составить учет по , установленных бухгалтерским учетом при его полном ведении.
  • Уплатить налоги, применяемые ОСН. Суммы авансовых платежей по ЕСХН могут быть зачтены в счет платежей соответствующего бюджета.

Если предприятие желает добровольно перейти на другую систему налогообложения, также в ИФНС подается уведомление со сроком представления до 31 декабря года, предшествующего переходу. Вновь применить систему можно не ранее чем через год после отказа или утери права использования.

Размер ставки при ЕСХН. Правила расчета налога

Законодательством установлен размер ставки налога – 6% от рассчитанной налогоплательщиком базы.

Особенности определения базы :

  • Сумма рассчитывается нарастающим итогом с начала календарного года или дня регистрации для вновь созданных компаний.
  • Величина определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами.
  • Предприятия, получившие убытки в предшествующем налоговом периоде, имеют право на снижение базы на их полный размер или их часть. Перенос убытков на будущие периоды может осуществляться в течение 10 последующих лет.

Для подтверждения убытков, полученных предприятием, инспекторам ИФНС при проверке необходимо предъявить документы, подтверждающие факт. Если убытки были получены в течение нескольких периодов, списание осуществляется в порядке их возникновения. Учитываются только убытки, полученные от ведения сельскохозяйственной деятельности. Расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданы.

Налогоплательщики, применяющие ЕСХН, обязаны вести учет доходов и расходов. Особенности документального подтверждения налоговой базы:

  • Учет ведется с применением (КУДиР).
  • Показатели формируются по . В расходах учитываются суммы, оплаченные поставщику по фактически полученным товарам, услугам и работам. Доход принимается в состав выручки после получения фактической оплаты на расчетный счет или в кассу предприятия.
  • Данные формируются нарастающим итогом в течение налогового периода – календарного года.

Предприятия должны вести обязательного документооборота.

Правила расчета и уплаты ЕСХН рассмотрены в следующем видео уроке:

Порядок и сроки оплаты

Законодательством установлены отчетный и налоговый периоды для ведения системы. По результатам полугодового отчетного периода уплачивается часть единого налога. По окончании годового календарного периода производится окончательный расчет обязательств с учетом сумм авансового платежа. Сумма налога, уплаченного в бюджет, не снижает величину годовой налоговой базы.

Установлены сроки для внесения сумм в бюджет:

  • До 25 июля текущего периода для платежей авансового характера.
  • До 31 марта года, следующего после завершения налогового периода.

При попадании даты платежа на выходной день, срок уплаты переносится на следующий рабочий день.

Процедура подачи отчетности

Налоговая декларация является основной отчетностью предприятий, уплачивающих ЕСХН. Порядок заполнения декларации установлен приложением №2 к Приказу Минфина от 22.06.2009 № 57н.

Документ определяет :

  • Состав декларации. Документ состоит из титульного листа, раздела, содержащего сумму к уплате, раздел с расчетом и лист, показывающий сумму убытка, полученного в предыдущих периодах.
  • Порядок подачи документа.
  • Определение даты, при наступлении которой декларация считается поданной.
  • Общие правила заполнения формы – отсутствие помарок, ошибок, скрепление документа, нумерация.
  • Порядок заполнения данных титула и всех разделов декларации.

Сроки подачи налоговой декларации совпадают с датами уплаты налогов. Начиная с 2016 года, используется новая форма декларации, утвержденная приказом ФНС РФ от 1 февраля 2016 года № ММВ- 7-3/51@. Нововведение коснулось расчета налога. В разделе 2 внесена строка относительно льготного налогообложения полуострова Крыма и г.Севастополя.

О порядке сдачи отчетности смотрите в следующем видео ролике:

Ответственность за нарушения

Налогоплательщики, допустившие налоговые нарушения, наказываются аналогично лицам, применяющие другие налоговые режимы. За несвоевременное представление декларации штраф налагается в размере от 5 до 30% суммы, указанной к уплате. Штраф не может иметь величину, меньшую 1000 рублей. Неуплата налога влечет наложение штрафа от 20 до 40% суммы обязательства перед бюджетом.

Среди специальных налоговых режимов в РФ есть один несправедливо недооцененный – единый сельхозналог. Несмотря на очевидные преимущества ЕСХН, работающие в аграрном секторе предприниматели и организации довольно редко переходят на эту систему, предпочитая упрощенную или даже общую, что приводит к значительной налоговой переплате. В этой статье речь пойдет об особенностях сельхозналога: мы расскажем, как производится расчет ЕСХН, кто может его применять и в каком виде предоставляется отчетность в инспекцию.

Единый сельскохозяйственный налог – особый режим, предназначенный для использования исключительно предприятиями, работающими в аграрном секторе. Причем главным видом бизнеса (составляющим 70% выручки и больше) у них должно быть производство сельхозпродукции. Порядок применения ЕСХН и расчет налоговых выплат регламентируется ст. 346 НК .

Помимо ЕСХН кодекс предлагает целый ряд режимов, подходящих для налогообложения описанных выше предприятий. Однако именно специализированный сельхозналог является для них наиболее выгодным в финансовом плане:

Система налогообложения Ставка налога Налоговая база
ОСНО (общая) 20% Прибыль
УСН (упрощенная) доходы 6% Доход
УСН доходы минус расходы 5-15% (в зависимости от региона) Доходы минус расходы
ЕСХН (сельхозналог) 6% Доходы минус расходы

Что заменяет единый сельхозналог

Как можно понять, по размеру выплат сельхозналог «выигрывает» у любого режима, в котором учитываются расходы, даже у весьма популярной среди предпринимателей «упрощенки». При этом плательщики ЕСХН освобождены от некоторых других видов налогов, например, НДС.

ЕСХН – это режим налогообложения, который подходит как ИП, так и организациям других форм собственности – единственным требованием является соблюдение требований к виду деятельности предприятия. Это льготная система, которая подразумевает освобождение налогоплательщика от обязанности выплачивать некоторые взносы в бюджет.

Так, ИП на ЕСХН не уплачивают :

  • НДС (кроме импорта);
  • налог на имущество;
  • НДФЛ.

Для ООО предполагается освобождение от :

  • налога на имущество;
  • НДС (также кроме импорта);
  • налога на .

При этом плательщики ЕСХН обязаны уплачивать страховые взносы за сотрудников – система их в себя не включает.

Преимущества ЕСХН

Изначально сельхозналог задумывался как система, которая призвана сделать бухучет и уплату взносов для сельхозпроизводителей простой и удобной. Поэтому для ЕСХН НК РФ предполагает ряд условий, который делают этот режим максимально щадящим:

  • ставка налога (6% от базы – «Доходы за минусом расходов») – наиболее низкая среди других режимов, даже льготных;
  • ЕСХН замещает целый ряд налогов – НДС, НДФЛ, налог на прибыль, а также на имущество;
  • применяется для организаций любой формы собственности (ИП, ООО, КФХ);
  • не имеет ограничений по уровню дохода и численности сотрудников (кроме рыболовецких предприятий);
  • возможно совмещение режима ЕСХН с , ЕНВД;
  • предпринимателям не требуется ведение полноценного учета, достаточно сдачи декларации, заполнения книги учета (КУДиР) и архивации первичной документации (организациям на ЕСХН вести бухучет все же необходимо, но отчетность в налоговую не сдается).

При всех этих очевидных преимуществах недостаток у системы ЕСХН только один – жесткие требования, предъявляемые к сфере деятельности предприятия.

Кто может применять сельхозналог

Итак, какие предприятия имеют право перейти на использование сельхозналога? Налоговый кодекс в ст. 346.2 четко определяет этот перечень:

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Согласно НК, переход на ЕСХН могут произвести только предприятия, которые самостоятельно производят сельхозпродукцию и получают доход от ее реализации (не менее 70% от всей выручки), а именно:

  • предприниматели, кооперативы, и организации, более 70% дохода у которых занимает выручка от продажи собственной сельхозпродукции. Это могут быть огороднические, животноводческие, садоводческие предприятия и т.д.;
  • рыболовецкие предприятия со среднесписочной численностью работников менее 300;
  • поселко- и градообразующие рыболовецкие предприятия, если на них работает не менее 1/2 от всех жителей населенного пункта.

При этом все описанные предприятия могут как реализовать сельхозсырье (выловленную рыбу, выращенные растения, плоды, скот), так и производить переработку собственной продукции на имеющихся производственных мощностях с целью последующей продажи.

Не имеют права на применение сельхозналога:

  • предприятия, по другим видам деятельности ведущие учет на УСН, ОСНО;
  • казенные, бюджетные и государственные предприятия;
  • организации и предприниматели аграрного сектора, основным видом деятельности которых является переработка закупленной у других производителей продукции;
  • предприятия, которые организуют и проводят азартные игры;
  • организации, которые занимаются производством подакцизных товаров (табака, алкоголя).

Если вы имеете право на уплату ЕСН, специалисты рекомендуют переходить на эту систему – она приносит налогоплательщикам реальную экономию и другие выгоды, при этом ведение учета максимально упрощено.

Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу – порядок сдачи

Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу

Как уже говорилось выше, основная форма отчетности для обсуждаемого режима – налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу. Официальная форма этого документа утверждена Приказом ФНС ММВ-7-3/384 .

Налоговым периодом по законодательству является год, а это значит, что сдавать декларацию ЕСХН нужно до 31 марта следующего года . Если же организация прекратила свою деятельность, то не позже 25 числа следующего месяца нужно сдать итоговую декларацию.

При этом стоит помнить – в отличие от сдачи декларации оплата по ЕСХН проходит не в один, а в два этапа:

  1. Авансовый платеж вносится не позже 25 июля текущего года. Он рассчитывается по книге учета (6% от базы – разницы доходов и расходов).
  2. Окончательный расчет производится, как и сдача декларации, до 31 марта следующего года. Чтобы подсчитать вторую сумму к оплате, нужно определить сумму налога за весь год, а затем вычесть уже оплаченную.

Взносы можно производить как платежным поручением, так и в банк-клиенте. Просрочки в оплате налогов приводят к начислению штрафов и пеней, а также к отмене данного режима.

Книга учета доходов и расходов ЕСХН – нужно ли вести и как заполнять


Книга учета доходов и расходов есхн

Так как базой для расчета при уплате сельхозналога является разница между доходами и расходами, то налоговой инспекции необходим доступ к отчетности клиента – именно так можно перепроверить отраженные в декларации данные и рассчитать сумму налога к оплате. Такой доступ дает ведение:

  • предпринимателем – КУДиР (книги учета доходов и расходов);
  • организацией – полноценного бухучета.

При этом сдача этих документов в инспекцию не требуется – достаточно налоговой декларации. Но ведение необходимой отчетности (а также соблюдение кассовой дисциплины и работа с ККТ) определены НК РФ и обязательны для исполнения. В ином случае сельхозпроизводителя ждут штрафы.

Если для ведения бухучета организации обычно привлекаются специалисты, то заполнение КУДиР не вызывают сложностей и предприниматели осуществляют его самостоятельно. Книга учета доходов и расходов на ЕСХН ведется следующим образом:

  • отражение операций разрешается производить как в бумажном виде, так и в специальной программе — например, в ;
  • на каждый год заводится новая КУДиР;
  • по окончании года электронная книга распечатывается;
  • бумажная книга (распечатка) должна быть прошита, пронумерована и заверена печатью;
  • каждая доходная или расходная операция в книге отражается отдельной строкой;
  • все отраженные в КУДиР операции при ЕСХН должны подтверждаться соответствующим документом;
  • если у предпринимателя несколько режимов налогообложения, КУДиР по ЕСХН ведется отдельно;
  • незаполненные разделы и «нулевые» книги распечатываются и сшиваются в общем порядке.

Таким образом, любой предприниматель на ЕСХН обязан иметь актуальную КУДиР в любом виде, подтверждающую операции первичную документацию, а также архив из КУДиР в «бумажном» формате за предыдущие налоговые периоды.

Как рассчитать ЕСХН – теория и практические примеры

Переходящих на ЕСХН предпринимателей в первую очередь интересует вопрос – как рассчитать ЕСХН? Важность этого очевидна – ведь оплата налога производится до сдачи и проверки инспекцией налоговой декларации. Значит, для сельхозпроизводителя играет большую роль, насколько верно он подсчитает необходимую сумму.

Так как оплата происходит в два этапа, определим этапы расчета по каждому из них.

Расчет авансового платежа

  • Определить сумму дохода с 1 января по 30 июня (вся выручка по КУДиР).
  • Рассчитать сумму расходов по КУДиР. Заметим – если какие-то расходы (например, зарплата директора) распространяются на несколько применяемых режимов, то они включаются в декларацию не полностью, а пропорционально доле дохода по ЕСХН в общей выручке.
  • Вычислить налоговую базу (вычесть расходы из доходов).
  • Определить авансовую сумму налога (6% от базы).
  • Оплатить аванс не позже 15 июля (без предоставления декларации и другой документации).

Второй этап уплаты (окончательный)

  • определить размер выручки и расходов за весь год;
  • вычислить налоговую базу – то есть вычесть расходы из доходов;
  • учесть убытки за прошедшие годы (при наличии) – уменьшить на них базу;
  • рассчитать общую сумму налога за весь прошедший год (6% от базы);
  • вычесть из полученного значения размер аванса;
  • перечислить окончательную сумму в налоговую до 31 марта;
  • сдать в инспекцию декларацию ЕСХН, подтверждающую рассчитанные значения.

Практический пример . ИП Иванов выращивает на собственном участке овощи и реализует их на ярмарках и находится на режиме ЕСХН. За 2015 году у него образовались убытки в размере 15 тысяч рублей. Общий доход за 2016 год согласно КУДиР составил 480 тысяч, расходы – 212 тысяч, за 1 полугодие соответственно 165 и 132 тысяч рублей.

Исходя из этих данных, за 1 полугодие 2016 года ИП Иванов обязан уплатить (165-132)*6%=1,98 тысячи рублей, которые нужно перечислить не позднее 1 июля. Второй (итоговый) платеж рассчитывается следующим образом:

  • Расходы минус доходы: 480-212=268 тысяч;
  • Уменьшение на сумму убытков за 2015 год: 268-15=253 тысячи;
  • Расчет суммы налога: 253*6%=15,18 тысяч;
  • Учет авансового платежа: 15,18-1,98=13,2 тысячи рублей.

Таким образом, налог в сумме 13200 ИП Иванову необходимо оплатить до 31 марта 2017 г, в тот же срок предоставляется декларация ЕСХН за 2016 г.

Единый сельхозналог – весьма выгодный и довольно удобный для производителей аграрного сектора режим. Перейти на него имеют возможность любые предприятия, реализующие самостоятельно произведенные товары и сырье в сфере растениеводства, животноводства, рыболовства, охоты и т.д.

Налоговый период в этой системе составляет 1 год, по истечении которого предприятия обязаны уплатить взносы и сдать декларацию. Отчетный период – 6 месяцев, то есть требуется внесение авансового платежа по итогам полугодия.

Мы надеемся, что информация, представленная на нашем сайте, полезна нашим читателям. Если вам понравилась эта статья, советуйте нас друзьям, оставляйте свои комментарии!

Кроме стандартных видов налогообложения, НК РФ предлагает ряд необходимых режимов, направленных на упрощение отчетных документов и вычисление налоговых обязательств по каждому из направлений деятельности. Для стимуляции производителей хозяйственного сектора может применяться схема ЕСХН, то есть единого сельскохозяйственного налога, которая отличается пониженной ставкой и прочими преимуществами.

Рассмотрим ЕСХН, что это такое простыми словами.

Что такое ЕСХН?

Сельское хозяйство - одна из самых рискованных областей деятельности, так как на общие показатели убытков и прибыли могут влиять как экономические цифры, так и непредсказуемые факторы, к примеру, катастрофические погодные условия. Использование сельскохозяйственного налога дает возможность не только снижать сумму денежных обязательств, но и применять убытки от совершенной деятельности для понижения налоговых ставок на предстоящие временные отрезки.

Частные особенности

Стратегия уплаты ЕСХН наделяет субъекты возможностью заменять перечень самостоятельных типов денежных переводов единым налогом. В особенности, оплатой сельскохозяйственного налога упраздняется необходимость налога на имущество учреждений, прибыль, а также НДС.

Подобное право появляется лишь в случаях соблюдения специальных условий, так как стратегия ЕСХН может быть применена далеко не для каждого учреждения, работающего в области сельского хозяйства. Важно понимать, что это такое ЕСХН простыми словами.

Согласно статье 346 Налогового кодекса страны возможность совершить переход на переведение платы по ЕСХН появляется при грамотном выполнении следующих требований:

  • Налогоплательщик обязан выполнять производство сельхозпродукции, например, растениеводства, животноводства и так далее. Законодательство допускает возможность использования такого режима субъектами, которые добывают водные биологические ресурсы.
  • Возможность перехода на режим ЕСХН появляется исключительно в случае, когда доля объемов дохода от сельскохозяйственного производства составляет не менее семидесяти процентов от общего размера полученной предприятием выручки.
  • Применение схемы ЕСХН происходит не автоматически, а после отправки уведомления в инспекцию Федеральной налоговой службы.

Необходимо заострить внимание на том, что помимо сельскохозяйственных производителей, зачастую схема ЕСХН может быть использована учреждением, оказывающим необходимые услуги для субъектов аграрного сектора экономики. Но деятельность по переработке продуктов сельского хозяйства не может подпадать под льготную структуру ЕСХН.

По завершении перехода на этот вид налогообложения у производителя сельхозпродукции остается обязанность по оплате страховых взносов за наемных сотрудников предприятия. Вот что это такое - ЕСХН простыми словами.

Нормативно-правовое регулирование

Законодательный контроль режима ЕСХН действует в рамках, прописанных в главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Этот раздел трактует правила по применению этой схемы, особенности по ведению учета расходов и доходов, а также порядок проведения оплаты авансовых платежей и финальной суммы налога.

Кроме этого, рядом дополнительных актов определяются требования к форме декларации ЕСХН и надлежащий порядок ее заполнения. В особенности, существующий на текущий момент образец декларации, который был утвержден Приказом Федеральной налоговой службы по номеру ММВ-7-3/384 с изменениями, вступившими в 2016 году.

Важные преимущества перед другими налоговыми схемами

Несмотря на то, что законодательный режим ЕСХН по некоторым параметрам идентичен различным схемам налогообложения, ему свойственны неоспоримые преимущества.

В особенности, расчеты по уплате ЕСХН производятся по ставке в шесть процентов от общей суммы прибыли, которая уменьшена на величину ежегодных расходов. Более схожую ситуацию предусматривает лишь режим Упрощенной системы налогообложения, хотя по ней шестипроцентная ставка используется без учета произведенных трат.

Помимо этого, отдельным достоинством режима ЕСХН признается возможность применения показателя убытков по результатам года для их переноса на предстоящие отчетные периоды. Когда в конкретном периоде производитель сельскохозяйственной продукции отработал себе в убыток, он имеет право снизить сумму обязательств по налогам в предстоящих годах. В таких целях объем убытков указывается в ежегодной декларации по единому сельскохозяйственному налогу.

Таким образом, при ЕСХН доходы и расходы обязательно учитываются.

Налоговая база и объекты

Для схемы ЕСХН налоговая база признает значение дохода по отчетному периоду, уменьшенного на объем всех расходов. Образование показателей прибыли и трат делается с учетом таких нюансов, как:

  • показатели доходных и расходных действий индивидуальных предпринимателей указываются растущим итогом в книге учета, а учреждения фиксируют прибыль и траты в соответствии с общими правилами налогового и бухгалтерского учета;
  • информация о прибыли и убытках по итогам первых шести месяцев года применяется для вычисления по авансовым платежам, а итоговые показатели служат основанием для заполнения ежегодной декларации по ЕСХН;
  • убытки предыдущих лет снижают объем налоговой базы сельхозпроизводителя при условии, что все эти данные будут внесены в годовую декларацию. Для этого ведется книга доходов и расходов при ЕСХН.

Выходит, что объектом по налогообложению выступает прибыль, полученная производителем сельскохозяйственной продукции, уменьшенная на объем понесенных расходов.

Субъекты схемы ЕСХН

К таковым приравниваются предприниматели и учреждения, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции. Для того, чтобы использовать преимущества режима ЕСХН, субъект обязан указывать осуществляемое им производство в рамках своего единственного либо дополнительного вида деятельности в ЕГРИП и ЕГРЮЛ. В какие сроки ЕСХН уплачивается? Об этом далее.

Какие требования предъявляются при переходе на ЕСХН?

Такой переход выполняется на основании добровольного желания производителя в области сельхозпродукции, которое должно быть зафиксировано в уведомлении, направленном в адрес налогового органа. Этапы перехода на ЕСХН подразумевают некоторые особенности, а именно:

  • применение режима ЕСХН выполняется в начале года;
  • сельхозпроизводитель направляет заявление в инспекцию Федеральной налоговой службы, что надо сделать не позднее, чем 31 декабря;
  • в том случае, если по итогам года размер доходов от сельскохозяйственного производства не будет превосходить семидесяти процентов от всей суммы прибыли, то тогда даже поданное заявление не даст право получить возможность пользования льготными условиями по ЕСХН.

Документ, подтверждающий переход на ЕСХН, оформляется в письменной форме либо с применением электронного сервиса Федеральной налоговой службы в личном кабинете налогоплательщика. В качестве подтверждения того, что заявление принято, и субъект переведен на выбранный им режим ЕСХН, налоговый орган направляет уведомление.

Как правильно осуществить при ЕСХН заполнение декларации. Разберемся.

Оплата и расчеты

Показатели вычисляются самостоятельно от лица производителя в сфере сельского хозяйства. При этом учитывается вся информация о расходных и доходных операциях календарного года. По результатам первых шести месяцев деятельности проводится расчет суммы авансового платежа, эта цифра должна быть перечислена в бюджет до 25 июля текущего года.

По результатам календарного года происходит заполнение декларации по ЕСХН, ее необходимо предъявить в инспекцию Федеральной налоговой службы не позже, чем 31 марта текущего года. В такой же срок производится оплата конечной суммы налога, в этих целях расчетная цифра по декларации должна быть уменьшена на общую сумму авансового платежа. В том случае, если в годовой декларации отражен убыток, то прежние перечисленные авансовые платежи обязательно будут учтены во время подсчета обязательств по налогу в предстоящих временных периодах.

Взносы по страхованию

Даже по завершении перехода на режим налогообложения ЕСХН у производителя сельскохозяйственной продукции остается обязанность рассчитывать и оплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по отношению к наемным сотрудникам, кроме того, он должен совершать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этих целях субъект сельскохозяйственного производства обязан состоять на учете в организации Пенсионного фонда на стандартных основаниях.

Налоговая декларация по ЕСХН должна быть подана в срок.

В рамках расчета и внесения платы по страховым взносам принимаются к сведению стандартные требования к отчетным периодам, например, к таким как год, квартал, девять месяцев и полугодие и в том числе к требуемым ставкам по страховым взносам. Льготы на снижение суммы страховых перечислений налоговым режимом ЕСХН не предоставляются.

В чем заключается выгода использования единого сельскохозяйственного налога ЕСХН?

Рассуждая о сложности налоговой нагрузки, можно смело заявить, что ЕСХН имеет преимущества как перед общей системой налогообложения, так и перед упрощенной. Если сравнить налоговую базу со ставкой системы, то можно увидеть, что хотя показатель по ЕСХН и УСН являются одинаковыми, налог по упрощенной схеме будет больше, потому что она не берет в расчет расходы по производству. Соотнести ЕСХН по налоговому обременению возможно лишь с упрощенной системой при том условии, что минимально возможная величина будет равна шести процентам, что применимо далеко не повсеместно. А проведение сравнения ЕСХН с общей системой налогообложения вообще того не стоит, так как налоговый показатель ОСНО при похожей налоговой базе оказывается более, чем в три раза выше, и это, еще не учитывая необходимость оплачивать НДС.

При ЕСХН учет доходов и расходов - важное условие.

Государственная поддержка

Давно не секрет, что государственная поддержка производителей в сфере сельского хозяйства выступает на данный момент одним из главных приоритетов, избранных для эффективного развития внутренней экономической политики нашей страны. Собственно говоря, можно считать ЕСХН одним из ключевых инструментов государственной стратегии. Подводя итог, следует заметить, что эта мера была разработана в качестве стимулирующей функции для развития как сельского хозяйства, так и внутренней экономики в целом.

На данный момент специальный налоговый режим ЕСХН не отличается значительной популярностью среди сельскохозяйственных производителей, но уже начинает набирать свои обороты.

Вывод

Таким образом, однозначный вывод напрашивается сам собой, ведь получается, что единая система хозяйственного налогообложения - режим более чем весьма для плательщика выгодный, но лишь в том случае, если он отвечает всем необходимым требованиям законодательства Российской Федерации.

Мы рассмотрели ЕСХН простыми словами. Что это такое, теперь понятно.