Бензин опять подорожал июнь. Бензин опять дорожает

Причины кроются вовсе не в стоимости нефти.

На российских автозаправках снова подорожало топливо. Как объясняют шутники, когда нефть дорожает, цены на бензин растут, а когда дешевеет, то повышаются. «ЭВ» решил разобраться в причинах этого феномена, а заодно выяснить, чего стоит ожидать от цен на топливо.

Слово против факта

В конце прошлого года на топливном рынке разразился конфликт между президентом крупнейшей частной нефтяной компании Вагитом Алекперовым и руководителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Глава компании заявил в ряде СМИ о росте цен на бензин и дизельное топливо в 2017 году на 8–12% из-за повышения акцизов. Публичный прогноз очень не понравился руководителям ФАС. По мнению замглавы ведомства Анатолия Голомолзина, подобные заявления могут привести к дисбалансу спроса и предложения на внутреннем рынке. К тому же, как считает чиновник, прогнозы - удел независимых экспертов, а не президента крупной компании. В 2017 году ФАС ожидала рост цен на АЗС не выше инфляции, т.е. на уровне 4%.

Однако в январе 2017‑го, по данным Росстата, цены производителей на автомобильный бензин в России выросли в среднем на 2,4%. Причем в ряде субъектов Федерации бензин подорожал еще больше. Например, в Астраханской области - аж на 8,3%.

Потребительские цены на топливо выросли не так сильно, в разных регионах был отмечен рост от 2,6% в Брянской и Ульяновской областях до снижения цен на 0,8% в Чечне. В Москве с начала года бензин подорожал в среднем на 2%.

По отношению к январю 2016 года средние цены на топливо в РФ увеличились более чем на 5%. Причем за указанный период самое резкое увеличение произошло именно в январе текущего года. В феврале и первой половине марта темпы роста несколько замедлились, но все равно почти в два раза опережали ожидаемые уровни. И это притом что начало года для автовладельцев всегда было временем стабилизации или падения цен на бензин.

Причины роста цен

По Интернету уже давно ходит шутка: когда нефть дорожает, цены на бензин растут, а когда дешевеет, то повышаются. Если серьезно, то цены на нефть оказывают слабое влияние на стоимость топлива. Причины подорожания бензина кроются совсем в других факторах. «Нефть составляет небольшую часть стоимости бензина. Большую часть составляют налоги, акцизы и расходы переработчиков. К тому же инфляцию и рост тарифов никто не отменял», - пояснил эксперт по макроэкономике, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов.

С ним согласен старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов: «Причины текущего подорожания следует искать в политике налогообложения нефтеперерабатывающей отрасли. Не секрет, что в РФ доля налогов в цене литра 95‑го бензина составляет около 60%. И неуклонное увеличение налоговой нагрузки год от года лишь увеличивает этот процент. При этом назвать политику налогообложения ошибочной нельзя. Наши исследования однозначно показали, что цена на бензин в мире формируется исключительно государственной политикой налогообложения и слабо зависит от факта наличия и добычи нефти и от мощностей нефтепереработки».

Однако не все, что хорошо и правильно для государственного бюджета, так же хорошо и правильно для автовладельцев. По мнению ряда экспертов, рост цен на бензин стал следствием перехода на новый этап налогового маневра в топливной сфере. Из-за повышения налоговых отчислений на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пониженных таможенных пошлин для нефтяных компаний выгоднее экспортировать нефть, чем производить и продавать бензин на внутреннем рынке.

По оценке аналитиков Vygon Consulting, в 2014 году маржа НПЗ в России при цене нефти $97,6 была на уровне 6,3%, в 2015 году она упала до 1,8%, а в 2017‑м сократилась до нулевого уровня при цене на нефть около $50 за баррель. Эту оценку косвенно подтверждает статистика Минэнерго, по которой производство топлива в России падает, а экспорт растет. Не случайно некоторые крупные отечественные компании под благовидными предлогами осторожно предлагают законсервировать производство на своих российских НПЗ. При этом программа модернизации отечественных НПЗ далека от завершения. И ее выполнение в нынешних экономических реалиях превратилось для отечественных компаний в большую головную боль.

Новый налог

В этом году правительство планирует начать переход на новую схему налогообложения нефтяной отрасли. Вместо НДПИ будет постепенно вводиться налог на дополнительный доход (НДД), начисляемый на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу, а не на всю выручку компаний. Однако, по оценке специалистов, подобная схема не окажет позитивного влияния на стоимость топлива. «Учитывая, что переход на НДД планируется постепенный, вероятно, что будет какой-то период, во время которого стоимость топлива может колебаться разнонаправленно. Однако затем не исключено возобновление роста цен», - полагает заместитель гендиректора ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

С этой оценкой согласен Сергей Хестанов. По его мнению, в результате введения НДД автомобильное топливо незначительно подорожает.

Наиболее благосклонно относится к переменам Иван Капитонов: «Из-за низкой доли нефти в стоимости бензина переход на НДД, скорее всего, на стоимости бензина никак не отразится. Значительное положительное влияние может оказать предлагаемый замглавой ФАС Голомолзиным гибкий акциз на топливо. Утверждение этой инициативы позволило бы стабилизировать и даже несколько снизить цены на светлые нефтепродукты».

Прогнозы экспертов

За первые два с половиной месяца текущего года рост потребительских цен составил около 1,5–2%. А впереди плановые ремонты НПЗ в разных регионах, а также дачный сезон, когда спрос на бензин традиционно растет. Таким образом, ожидать стабилизации цен на автомобильное топливо в ближайшем будущем, к сожалению, не приходится.

Большинство экспертов сходится на том, что рост ценников на АЗС все же «обгонит» инфляцию. «На текущий момент ожидается сезонное повышение цен, а в целом за год, скорее всего, темпы роста цен могут превысить инфляцию. Причем, скорее всего, в первую очередь это будет происходить на несетевых АЗС, т.к. их сложнее контролировать. В то время как крупные ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании. - С.Т.) имеют более широкие возможности для получения прибыли», - считает Иван Капитонов.

Сергей Хестанов также предрек рост цен немного выше инфляции. Более осторожно высказался Ярослав Кабаков: «Вероятнее всего, в текущем году цены продолжат расти. Вместе с тем не исключены периоды, когда стоимость топлива будет стабилизироваться как по отдельным видам топлива, так и в некоторых регионах».

В конце января на заправках в ряде регионов зафиксирован резкий рост цен на бензин. В Ульяновске, например, только за одну ночь топливо подорожало на 60–70 копеек, что обеспокоило главу региона. Серьезные скачки цен зафиксировали также в Челябинске, Чите, Костроме. Ситуация заинтересовала Федеральную антимонопольную службу. Почему бензин снова дорожает, и какие цены на топливо ждать этой зимой?

На этой неделе губернатор Ульяновской области Сергей Морозов поручил тарифному комитету разобраться с ценами на бензин. По его наблюдениям, практически на всех заправках региона цены на топливо буквально за ночь выросли на 60–70 копеек. В то же время в УФАС по Челябинской области отметили скачки цен. На одних заправках АИ-95 подешевел на 50 копеек, а на других за то же время подорожал на 70. В свою очередь камчатские нефтяники попросили ФАС проверить ряд заправок в регионе. По их мнению, там цены более чем на 4% превышают розничные цены на АЗС вертикально-интегрированных компаний. А это противоречит условиям соглашения, заключённого между правительством и нефтяниками. Похожие ситуации постоянно фиксируются и в других регионах.

- Рост цен вызван увеличением спроса на топливо в связи с усилением морозов, - считает заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Кокорева. - Это сезонный фактор. Обычно в самый холодный период года цены на топливо всегда растут. Вряд ли это связано с какими-либо другими факторами. Как только морозы спадут, цена стабилизируется.

Эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов считает иначе. По его мнению, рост цен на топливо связан со многими факторами. Во-первых, с начала года до 20% вырос НДС. Во-вторых, мировой рост цен на нефть создаёт предпосылки для того, что отечественным нефтяным компаниям выгодно увеличивать поставки на экспорт, но при этом снижать их на внутреннем рынке.

- Здесь надо понимать, что увеличение НДС на 2% - это не увеличение конечной стоимости продукта на 2%, а целая цепочка расчётов, - говорит ведущий экономист компании «Финист» Денис Лисицын. - Например, компания переработала нефть, получила бензин - прибавили НДС, после - поставили оптовикам, оптовики сделали надбавку в стоимости + начислили НДС, далее бензин поставили на АЗС - сделали надбавку к стоимости и опять начислили НДС. Даже если учесть все взаимовычеты по налогу, то цена увеличивается в определённой прогрессии и может увеличить конечную стоимость продукта на 6–10% как минимум.

Фото: © L!FE / Владимир Суворов

Главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков считает, что дальнейший рост цен можно ожидать во втором квартале или немного раньше. Тогда в стоимость бензина начнут закладывать общий рост инфляции, а это ещё примерно 3–5%. Таким образом, по его мнению, высока вероятность, что по итогам первого полугодия цены на бензин вырастут на 5–7% по сравнению с концом 2018 года. В свою очередь аналитик Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов считает, что в начале января причиной для повышения стал НДС, но сейчас никаких объективных факторов для роста цен на топливо нет. Скачки цифр на ценниках он связывает с тем, что многие заправки почувствовали собственную безнаказанность и стали экспериментировать с ценообразованием.

- Что касается независимых АЗС, то многие подобные заправки производят закупки топлива через посредников, и никаких договоренностей с правительством они не имеют, что позволяет им диктовать цены на бензин и дизельное топливо так, как им заблагорассудится, - отмечает Гайдар Гасанов. - Стоит также помнить, что цены на топливо в России занижены по сравнению с европейскими. И, исходя из совокупности действующих факторов, цены будут стремиться к европейским. Фактическая инфляция приравнивается к 10% и как минимум на такую величину придётся ориентироваться, когда речь заходит о ценах на топливо в стране. При мировых ценах на нефть в диапазоне от 65–75 долларов за баррель топливо может стоить от 55 рублей за литр. На независимых АЗС цена может варьироваться от 56–67 рублей за литр до конца текущего года.

На прошлой неделе оптовые цены на бензин и дизельное топливо в России достигли рекордных значений, с 7 по 13 ноября подскочив сразу на 2%. Примечательно, что подорожание бензина второй год подряд происходит вопреки сезонным факторам: в эти месяцы потребление моторного топлива традиционно снижается в связи с приходом холодов, оказывая давление на котировки.

Одной из причин необычной ценовой динамики нефтепродуктов в этом году называют ремонт установки каталитического крекинга на Московском нефтеперерабатывающем заводе «Газпромнефти». В отличие от профилактических работ на ряде других крупных НПЗ, которые планово приходятся на осень, ситуация с «Газпромнефтью» стала для рынка неожиданностью — отгрузка бензина сократилась примерно на 50 тысяч тонн бензина в неделю, что вызвало локальный дефицит. Вскоре установка должна быть вновь введена в эксплуатацию, однако удержать цены на бензин это уже не поможет.

В Федеральной антимонопольной службе объясняют скачки стоимости горючего действиями спекулянтов и нервозностью трейдеров, но очевидно, что у этих процессов есть и более важные структурные предпосылки. Подорожание бензина вызвано решением правительства о дополнительной индексации акцизов в следующем году — как писала ранее «Новая», вырученные деньги хотят направить на финансирование инфраструктурных проектов в Крыму, Калининграде и на Дальнем Востоке. Внезапно возникшие потребности бюджета уже сегодня определяют ценообразование бензина не в меньшей степени, чем сдающие нервы участников рынка, поскольку АЗС вынуждены формировать запасы в преддверии грядущей волны роста цен.

В новом году ставки акцизов повысятся в два этапа: на 10,7% с 1 января и на 6% с 1 июля (на 12,7% и на 8% вырастут акцизы на дизельное топливо). Это значительно больше, чем изначально закрепленное в Налоговом кодексе пороговое значение, запрещающее индексировать акциз выше уровня инфляции. Впрочем, из-за того, что транспортные издержки в разной степени входят в стоимость любого потребительского товара и услуги, общий уровень цен в экономике потянется вверх вслед за бензином. Дополнительные 40 млрд рублей топливного акциза вместе с автовладельцами заплатят и все остальные россияне.

Еще одна причина подорожания бензина — повышение привлекательности экспортной альтернативы при дорогой нефти и относительно слабом рубле (на прошлой неделе стоимость барреля доходила до двухлетнего максимума в $64, а рубль, наоборот, падал). Высокие цены на энергоносители приводят к тому, что крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям выгодно перенаправлять нефтепродукты на экспорт, сокращая поставки на российские НПЗ. В этой ситуации ФАС может лишь оказывать на нефтяные компании неформальное давление, рекомендуя им увеличить внутренние поставки, но устойчивого эффекта на цены такого рода вербальные интервенции произвести не могут. В то же время более жесткие ограничительные меры в отношении экспорта вызвали бы на рынке панику и настоящий дефицит.

Неспособность регулятора остановить подорожание бензина объясняется еще и тем, что стоимость горючего на 60-80% формируется под влиянием налоговых платежей: налога на добычу полезных ископаемых, акциза на топливо и НДС. Поэтому российские цены на бензин растут при любой рыночной конъюнктуре, догнав в этом году американские и приближаясь к европейским. Естественной реакцией на постоянное повышение налоговой нагрузки на отрасль в последние годы стало массовое распространение контрафактного бензина низкого качества, из-за которого бюджет недополучает несколько десятков миллиардов рублей каждый год. Но бороться с суррогатом правительство предпочитает с помощью фискального давления, загоняя компании еще глубже в тень и облагая потребителей новыми платежами.

В результате индексации акцизов и совпадения ряда других отраслевых факторов в следующем году, по прогнозам экспертов, стоимость бензина АИ-95 может достичь 55 рублей за литр, цены на АИ-92 — перевалить за 50-51 рубль за литр. Это означает рост на 35-40% относительно средних цен, зафиксированных Росстатом в середине ноября, то есть в 10 раз быстрее прогнозируемых темпов инфляции. Но радикальный рост цен, вероятно, будет отложен до весны, иначе жизнеутверждающая повестка президентских выборов может быть омрачена реальными проблемами населения.

Изменения на рынке автобензина влияют как на отношение населения к власти, так и на развитие экономики. Поэтому во всем мире эта сфера находится под постоянным надзором со стороны властей и средств массовой информации. Главные показатели, которые волнуют общество в России, - это цена на автобензин и его качество. Многие хотят знать, почему дорожает бензин и как долго может продолжаться рост цен. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Каждый раз, когда в России возникает экономический кризис, правительство страны переходит на ручное управление экономикой. В том числе вводятся административные ограничения максимального роста цен на автобензин и дизельное топливо. В острую фазу кризиса это необходимо, но потом наше правительство «забывает» восстановить рыночные механизмы, что приводит к возникновению кризиса уже на рынке автобензина. Так было в 1996, 2000 и 2008 годах, так происходит и сейчас.

В конце 2014 года, после резкого падения цен на нефть и введения санкций со стороны США и их сателлитов, в России начался очередной экономический кризис. Курс рубля по отношению к евро и доллару резко упал. В январе 2014 года курс был равен 33,8 рубля/доллар и 46,1 рубля/евро, а в декабре 2014 года он достиг значений 55,8 рубля/доллар и 68,8 рубля/евро, то есть евро подорожал на 49%. При этом розничная цена на бензин, например, АИ-92 выросла с 29,4 рубля за литр в январе 2014 года до 32,6 рубля за литр в декабре 2014 года, то есть на 11%.

Благодаря административному давлению правительства России и гражданской позиции таких компаний, как «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», удалось избежать катастрофического скачка цен на бензин, который привел бы к росту цен на все товары. При этом в евро цена на бензин АИ-92 в России снизилась с €0,64 за литр в январе 2014 года до €0,47 за литр в декабре 2014 года. Бензин в России стал самым дешевым в Европе.

В острую фазу экономического кризиса, которая пришлась на первую половину 2015 года, дешевый бензин был спасением. Однако административные ограничения цен на бензин действуют и по сей день, что приводит к развитию негативных тенденций на рынке. Во-первых, полностью прекратились поставки бензина в Россию из Белоруссии, Финляндии, государств Юго-Восточной Азии и других стран. Во-вторых, многие нефтяные компании стали сокращать производство бензина как нерентабельное. В-третьих, прекратились инвестиции в реконструкцию части нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, следовательно, стала деградировать технология производства автобензинов.

Обычно в результате административного регулирования на рынке постепенно нарастает дефицит бензина, что приводит к неконтролируемому скачку цен. В 1996, 2000 и 2008 годах в некоторых регионах за сутки цены поднимались в два раза. Сейчас мы вновь готовимся повторить эту ошибку. Пока ситуацию спасает «Роснефть», которая стала мощным регулятором рынка бензина в России, так как производит более 35% автобензинов в стране.

Ведущая нефтяная компания не допускает появления дефицита, однако следует признать, что уже появились отчетливые признаки деградации рынка бензина. В 2005 году на бензин перерабатывалось 98,2% нефти, поставляемой на НПЗ страны, в 2017 году - только 80,8%. В 2016 году выход автобензинов достиг рекордного для нашей страны уровня - 17,7%, а в 2017 году он впервые с начала кризиса сократился. В результате в 2017 году производство автобензинов упало на 2%. Многие нефтяники перестали делать ставку на этот бизнес.

Традиционный импорт бензина в Ленинградскую область из Финляндии, в ЦФО из Белоруссии и на Дальний Восток из стран ЮВА полностью прекратился из-за низких цен на бензин в России. Например, 20 апреля 2018 года розничные цены на бензин на Украине были выше в 1,62 раза, чем в России, в Польше - в 2,07 раза, в Латвии - в 2,21 раза, в Швеции - в 2,64 раза. В Норвегии, которая является крупнейшим европейским экспортером нефти, бензин АИ-95 в три раза дороже, чем в России.

Потребление бензина после провала 2014 года понемногу растет и в 2017 году по сравнению с 2014 годом выросло на 3,2%. Сегодня рынок бензина нашей страны можем обеспечить только мы сами, однако частные компании сокращают темпы производства. Единственная возможность обеспечения внутреннего рынка - это снижение экспорта. Экспорт как минимум должен сокращаться настолько, насколько растет потребление. Однако следует понимать, что экспорт составляет всего 10% от производства бензина, а значит, и это не панацея.

И, кстати, еще большой вопрос, удастся ли и в дальнейшем удерживать такие показатели. Ведь экспорт бензина контролируется у нас с помощью административных мер, через ФАС. Таможенная пошлина на вывоз бензина из России в марте 2018 года составляла $35,8 за тонну, тогда как в январе 2014 года она превышала $360 за тонну. То есть при нехватке бензина на внутреннем рынке фактически снят таможенный барьер.

Потребление бензина на душу населения у нас в три раза ниже, чем в Канаде и Норвегии, то есть в странах с таким же климатом и большими расстояниями перевозок. Если мы хотим, чтобы наша экономика развивалась, то необходимо сделать бензин более доступным для россиян. Для этого надо или повысить доходы населения, или снизить цену бензина. Одновременно необходимо вернуться к рыночным механизмам ценообразования.

Снизить цену бензина можно только за счет сокращения налогов, так как доля нефтяников в ценообразовании - менее 2%. При этом доля налогов в розничной цене бензина достигла уже 70%, а еще пять лет назад она составляла 65%. С 1 января 2018 года на 10,7% вырос акциз на бензин пятого класса (или «Евро-5»). Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года вырос на 23%. Для справки: акциз и НДПИ составляют вместе 75% всех налогов, входящих в розничную цену бензина, или половину розничной цены. Вы понимаете теперь, почему растут цены на бензин?

Чтобы вернуться к рыночным механизмам ценообразования на бензин, необходимо снизить налоги. Следовательно, правительству надо действовать против собственных интересов. Найти баланс между интересами госбюджета и населения России - сложная государственная задача, и будем надеяться, что новое правительство сможет с ней справиться.

О том, что ситуация на рынке нефтепродуктов стабилизирована, а цены на топливо заморожены, в понедельник президенту Владимиру Путину отчитался зампред правительства РФ Дмитрий Козак. По его словам, с учётом инфляции и повышения НДС стоимость топлива останется неизменной до конца марта 2019 года. Это результат договоренности с крупными нефтяными компаниями, которые две недели назад пообещали правительству зафиксировать мелкооптовые цены на уровне июня.

Пересматривать условия договоренности из-за снижения мировых цен в правительстве не планируют, хотя ранее именно изменением мировой конъюнктуры объяснялось подорожание на отечественных АЗС: нефтяным компаниям было выгоднее экспортировать топливо, но внутри страны возник дефицит, и цены пошли вверх. Однако за последние два дня баррель марки Brent подешевел с 70,12 до 65,47 доллара.

«Она не подешевела еще до такой степени, чтобы на внутреннем рынке по действующим ценам стало выгоднее продавать», - заявил в интервью телеканалу «Россия 24» 14 ноября вице-премьер Дмитрий Козак.

Участники рынка пока не только не видят оснований для снижения цен, но и не исключают дальнейшего подорожания. Читатели «Фонтанки» уже обратили внимание, что стоимость АИ-95 на некоторых АЗС Neste подросла на прошлой неделе до 47,2 рубля за литр, а дизельное топливо на ряде станций «Лукойла» – до 46,2 рубля за литр. Для сравнения: по данным Нефтяного клуба Петербурга на конец октября, в среднем по Петербургу АИ-95 стоил у Neste 46,34 рубля за литр, а дизель у «Лукойла» – 44,9 рубля за литр.

Компании также начали корректировать и стоимость горючего по корпоративным контрактам. Так, в распоряжении «Фонтанки» оказалось октябрьское предложение сети ПТК на поставки топлива с 1 ноября по 30 марта, согласно которым ретейлер готов отгружать АИ-95 за 60 рублей за литр, АИ-92 за 52 рубля за литр, а дизельное топливо за 61 рубль за литр. Это на 5 – 10 рублей дороже расценок АЗС компании в конце октября. Об ухудшении условий на АЗС «Лукойла», «Роснефти» и «Газпромнефти» еще на прошлой неделе сообщал «Коммерсантъ». В частности, сообщалось, что корпоративные клиенты последней заплатят за дизельное топливо на 5% больше «цены стелы» АЗС, за бензин – на 1%.

Участники рынка признают, что повышение, действительно, происходит. Однако никакого нарушения договоренностей с властями тут нет, утверждают они.

Так, остановить рост цен в рознице еще в июне пообещали правительству вертикально интегрированные компании. На независимые АЗС, на которые в Петербурге приходится примерно половина рынка, это требование не распространяется. Рост оптовых цен в начале осени привел к тому, что многие из них работали в минус. Теперь с помощью небольших корректировок компании стремятся улучшить рентабельность. По словам одного из участников петербургского рынка, сейчас АЗС забрасывают ФАС письмами, в которых обосновывают необходимость дальнейших повышений.

«Основным фактором, влияющим на розницу, являются оптовые цены, которые в течение осеннего периода значительно выросли для всех продуктов», – прокомментировал «Фонтанке» 14 ноября Арво Руотсалайнен, генеральный директор Neste в России. После подписания нефтяниками соглашения с правительством стоимость в опте, действительно, начала снижаться, отмечает топ-менеджер. Но для того, чтобы это отразилось на рознице, понадобятся «недели или месяцы».

При этом нефтяные компании склонны трактовать понятие мелкого опыта по-разному и иногда отказывают независимым игрокам в продаже горючего по замороженным ценам, ссылаясь на его дефицит. В этом случае компаниям приходится идти на биржу, где цена никак не зафиксирована. В итоге на прошлой неделе биржевая стоимость АИ-95 и АИ-92 в европейской части России превзошла внебиржевые расценки, хотя на этой неделе цены выровнялись.

А вот повышать цены на дизельное топливо вправе как независимые, так и вертикально интегрированные игроки. По словам главы Нефтяного клуба Петербурга Олега Ашихмина, в начале ноября традиционно происходит переход с летнего на зимний дизель. Из-за иного химического состава он считается отдельным видом горючего, а значит, соглашения о заморозке цен на него не распространяются. Поскольку в опте зимний дизель на 2 – 3 рубля дороже летнего, цены в рознице могут вырасти соответственно.

По словам участников рынка, на такое повышение в других регионах уже пошли «Газпромнефть», «Лукойл» и BP. В Петербурге такое развитие событий тоже вероятно, считает Олег Ашихмин. Но дорожать дизель, скорее всего, будет именно у вертикально интегрированных компаний, которые до этого сдерживали рост стоимости. А вот независимые АЗС, которые уже подняли цены на дизель , не станут увеличивать их дальше, чтобы не потерять клиентов.

В одной из нефтяных компаний, владеющей сетью АЗС в Петербурге, подтвердили, что повышение цен на 2 – 3 рубля из-за перехода на зимний дизель возможно. «Это сезонное повышение. Весной, при переходе на летнее топливо, будет аналогичное снижение», – сказал собеседник «Фонтанки». Впрочем, в 2018 году этого снижения не произошло из-за роста оптовых цен, признал он.

Ухудшения условий для корпоративных клиентов, по словам участников рынка, тоже не происходит. Так, «Газпромнефть» предложила считать дополнительные сборы не наценкой, а платой за информационные сервисы. Еще один участник рынка признал увеличение расценок по топливным картам по сравнению с нынешней стоимостью в рознице, но объяснил это необходимостью учесть все возможные риски. Так, с начала 2019 года вырастут акциз и НДС. Вот что будет с оптовыми ценами после 31 марта, когда истечет срок договора с правительством, предсказать тем более невозможно.

Галина Бояркова,