Виды и формы социального обеспечения. Виды социального обеспечения

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут

расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они были созданы. В соответствии

со ст. 13 БК государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального

бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В связи с введением в действие части второй НК и установлением единого социального налога (взноса) изменился

порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.

К данным фондам относятся: Фонд социального страхования РФ; Пенсионный фонд РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационно-правовой формой социального обеспечения является прямое ассигнование (пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

Кроме того, в последнее время наряду с централизованными формами широкое распространение получает и негосударственное социальное обеспечение.

1. Муниципальное социальное обслуживание. Правительство Москвы осуществляет социальную политику, направленную на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. Действия Правительства Москвы направлены в первую очередь на защиту пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения. Так, согласно постановлению Правительства Москвы от 16.01.2001 № 31-ПП была утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 г., согласно которой предусматривались:

Ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих,

погибшим в мирное время;

Увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;

Надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и др.

Выплаты.

2. Негосударственные пенсионные фонды. Они осуществляют деятельность на основании Федерального закона от

07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Это - особая организационно-правовая форма

некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании соответствующих договоров населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование

пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закона г. Москвы от 05.07.1995 № 11-46 «О благотворительной деятельности».

Благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, а также других обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.

4. Льготы и компенсации, предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников.

К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и социальные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); услуги в области социального обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования; и др. 2.

Еще по теме Организационно-правовые формы социального обеспечения.:

  1. § 3. Организационно-правовые формы обеспечения единства федерального и регионального избирательного законодательства
  2. 3.2. Организационные формы управления здравоохранением и социальным развитием.
  3. § 2. Организационные формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению реализации политических прав и свобод граждан в России

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Г.Г. ПАШКОВА

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебное пособие

УДК 349.3(075.8)

Рецензенты:

В.С. Аракчеев, кандидат юридических наук, доцент

Р.Р. Назметдинов, кандидат юридических наук, доцент

Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения (учебное пособие). Томск; Изд-во Том.университета. 2017. 100 с.

Учебное пособие по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» подготовлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» и учебной программы дисциплины.

Издание содержит теоретический и практический разделы: планы семинарских занятий, задачи, и другие методические материалы. Материалы учебного пособия основаны на действующем законодательстве о социальном обеспечении с учетом всех его изменений и предназначеныдля студентов всех форм обучения, преподавателей, практических работников и граждан, интересующихся состоянием правового регулирования социального обеспечения населения в Российской Федерации.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Тема 1. Предмет, метод, система, функции и принципы права

социального обеспечения

Тема 2. Принципы, источники права социального обеспечения

Тема 3. Правоотношения в праве социального обеспечения

Тема 4. Стаж в праве социального обеспечения

Тема 5. Пенсионное право

Тема 6. Пособия

Тема 7. Социальное обслуживание

Тема 8. Медицинское обслуживание населения

Тема 9. Льготы в праве социального обеспечения

Словарь терминов по дисциплине

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.2. Планы семинарских занятий

2.3. Нормативный и вспомогательный материал

2.4.. Примерные темы для написания курсовых работ

2.5.. Перечень вопросов для подготовки к зачету

Теоретический раздел

Тема 1. Предмет, метод, система, функции и принципы права

Социального обеспечения

Понятие и сущность социального обеспечения

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств существования по не зависящим от человека обстоятельствам. Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь со стороны общества. Таким образом, забота о праве на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и находит свое правовое закрепление в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина.

Из текста статьи 39 Конституции Российской Федерации прямо следует, что государство осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в целях удовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан.

Чтобы полностью уяснить, что же такое социальное обеспечение, необходимо ответить на следующие основные вопросы: кто, что, в каком объеме и за чей счет получает средства к существованию? Социальное обеспечение под этим углом зрения – это предоставления, направляемые в адрес нуждающихся граждан в виде содержания или оказания помощи для удовлетворения их алиментарных потребностей.

Граждане могут претендовать на соцобеспечение в связи с различными обстоятельствами, признаваемыми государством юридически значимыми (нетрудоспособность, безработица, потеря кормильца, и т.п.) - обобщенная категория –нуждаемость (т.е. тот уровень потребности, при наличии которого гражданин получает право на ее удовлетворение за счет общественных фондов).

Нуждаемость порождается различными причинами:

1) материально-бытовыми факторами, к которым относятся, в частности, нетрудоспособность, малообеспеченность, безработица, смерть кормильца, вынужденная миграция, неспособность к самообеспечению вследствие возраста, сиротства, отсутствие определенного места жительства;

2) физиологическими факторами(инвалидность);

3)порождаемая природными факторами: стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации (утрата жилья, нетрудоспособность);

4) порождаемая антропогенными факторами (т.е. обусловлены результатом участия человека в преобразовании природной среды в виде создания производственных объектов или процессов, управление и контроль над которыми были утрачены) – техногенные аварии и катастрофы – Чернобыль, р. Теча, Семипалатинский полигон;

5) порождаемая иными обстоятельствами, специально предусмотренными законодательством – обеспечение граждан, имеющих особые заслуги перед государством и обществом (здесь нуждаемость обусловлена потребностью лица в признании его заслуг перед обществом и государством); меры по поддержке материнства и детства (пособия в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности) – забота о здоровье женщины, влияние на демографическую ситуацию.

Социальное обеспечение преследует две цели:

1. Оказание нуждающимся социально-обеспечительной помощи (временно утрачен источник средств к существованию; средств недостаточно для удовлетворения алиментарных потребностей. Эта помощь всегда ограничена размером или временными рамками.

2. Предоставление нуждающимся социально-обеспечительного содержания (на постоянной основе) – пенсии. Т.е. тем, кто еще (инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети-сироты) либо уже (возраст, смерть кормильца) не в состоянии себя обеспечивать.

Формы социального обеспечения: денежная (пенсии, пособия) и натуральная (лекарства, социальное обслуживание). Гос-во гарантирует удовлетворение лишь таких потребностей, которые именуются в юридической литературеалиментарными . Алименты – это в основном денежное содержание нетрудоспособных членов семьи. В социальном обеспечении нуждающимся предоставляются не только средства (деньги, товары), но и создаются условия для жизнесуществования (обеспечение жильем, услуги).

Социальное обеспечение является алиментарным не столько потому, что предоставляется за счет государства, а потому, что нуждающимся предоставляются средства, необходимые для удовлетворения и реализации основополагающих потребностей человека, т.е. то, без чего его существование невозможно или затруднено. Потребности, превышающие алиментарный уровень, могут и должны удовлетворяться за счет личных доходов и сбережений, семейного бюджета и иных законных источников.

При ответе на вопрос о том, за чей счет осуществляется социальное обеспечение, из каких источников производятся выплаты пенсий, пособий и т.п., следует учитывать, что эти средства являются общественными . Общество, организованное на уровне государства, передает эти средства ему во владение и распоряжение. Государство становится обязанным использовать эти средства целенаправленно и рационально для содержания и поддержки нуждающихся граждан. Кроме того, часть средств социально-обеспечительного бюджета формируется за счет страховых отчислений во внебюджетные государственные фонды в виде страховых взносов. Эти средства являются собственностью тех граждан, которые, либо за которых, они выплачивались. Они являются возвратными средствами, посколькуэти граждане обеспечиваются затем за счет этих средств, которые становятся обобществленными. Происходит временное отчуждение страховых взносов от собственника и переход их в распоряжение государственной структуры, наделенной правомочием по их распоряжению.

Таким образом, социальное обеспечение осуществляется за счет общественных и (или) обобществленных средств.

Социальное обеспечение – система отношений алиментарного характера по оказанию помощи и (или) содержания нуждающихся по закрепленным законодательством нормативам, осуществляемая государством в рамках его организационно-финансовой деятельности за счет общественных и (или) обобществленных средств.

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Организационно-правовая форма социального обеспечения – это система способов аккумулирования и распределения средств специальных фондов, а также управления этими средствами в рамках подсистем бюджетного (государственного) социального обеспечения и обязательного социального страхования.

Специфические признаки организационно-правовых форм социального обеспечения:

1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых оно предоставляется;

2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4) система органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Выделяют (по степени централизации) следующие формы социального обеспечения: 1) централизованные; 2) региональные; 3) местные (локальные).

Централизованные в свою очередь подразделяются на:

1) обеспечение за счет бюджетных средств (налоги – невозвратные средства);

2) за счет обязательного социального страхования (пенсионное, социальное, медицинское) – страховые взносы (возвратные средства – при наступлении страховых случаев они возвращаются застрахованному лицу в виде страхового предоставления);

3) смешанная форма.

Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями (трудовое, гражданское, административное, финансовое).

Отличие от других отраслей:

1) отсутствие, как правило, между сторонами правоотношений равенства, а также власти и подчинения;

2) доминирование императивных норм;

3) основания возникновения (как правило, нужен фактический состав при обязательном соблюдении установленных процедур);

4) специфика субъектного состава.

Виды социального обеспечения - это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Остановимся на анализе особенностей основных видов социального обеспечения в современных экономических условиях России.

Основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общей системы должна опираться на совершенное пенсионное законодательство, действенный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на общеэкономические пропорции, определяющие и задающие ее развитие. Именно уровень пенсионного обеспечения в значительной мере определяет образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, что накладывает особую ответственность государственных органов (в том числе и законодательных) за принимаемые решения.

По принятой терминологии пенсия (от лат. pension - платеж) - это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц) которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.



Основаниями для пенсионного обеспечения являются различные юридические факты: достижение соответствующего пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной деятельности - выслуга лет.

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российской Федерации, можно разделить (прежде всего - по источникам их выплаты и особенностям законодательного регулирования) на два основных вида:

Пенсии по обязательному социальному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в пенсионном фонде Российской Федерации);

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование которых производится из федерального бюджета).

Основными видами пенсии по обязательному социальному страхованию являются трудовые и профессиональные. К трудовым пенсиям, которые устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, относятся:

Пенсия по старости;

Пенсия по инвалидности;

Пенсия по случаю потери кормильца.

Важное значение в системе социального обеспечения и социальной защиты граждан придавалось пособиям и компенсационным выплатам.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам периодически (как правило, ежемесячно) или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличии от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).

Многочисленные пособия в системе социального обеспечения, как правило, классифицируются:

а) по целевому назначению:

Пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;

Пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;

б) по продолжительности выплаты пособия:

Единовременные;

Периодические (ежемесячные);

в) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:

Пособия по обязательному социальному страхованию;

Пособия по государственной социальной помощи;

г) по источнику выплаты пособия:

Из социальных внебюджетных фондов;

Из федерального бюджета и т.д.

Основные виды пособий, предусмотренные действующим законодательством:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособия гражданам, имеющим детей: пособия по беременности и родам; единовременное пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка;

Пособие по безработице;

Единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;

Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

Социальное пособие на погребение умерших;

Пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

Социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.

Следующий вид обеспечения - предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Рассмотрим виды социального обеспечения, существующие в настоящий момент в Российской Федерации. Необходимо отметить, что социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).

Обратимся к видам социального обеспечения, предоставляемым в натуральной форме:

Медицинская помощь,

Лекарственное обеспечение,

К видам социального обеспечения, предоставляемым в денежной форме можно отнести нижеследующее: пенсии, пособия и компенсационные выплаты.

Пенсии и пособия были рассмотрены ранее в работе, рассмотрим компенсационные выплаты.

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды компенсационных выплат:

Субсидии на выплату жилья и коммунальных услуг;

Единовременное пособие беженцам;

Единовременное пособие вынужденным переселенцам;

Компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных,

муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и

среднего профессионального образования;

Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и

попечительством в приемной семье;

Компенсационные выплаты супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

Компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдельных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

Компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

Компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, основными видами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Кроме этого имеют место и другие формы социального обеспечения, как государственные (бюджетные и внебюджетные), так и международные.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения работы цель и задачи достигнуты.

По результатам исследования приходим к выводу, что социальное обеспечение - это совокупность взаимосвязанных и взаимо­зависимых правовых, социально-экономических мер, направленных на возмещение и миними­зацию последствий, связанных с социальными рисками граждан и иных физических лиц.

В настоящее время в России выделяют следующие формы социального обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение;

Государственное (обязательное) социальное страхование;

Государственная социальная помощь.

Также в качестве форм социального обеспечения выделяют централизованные, региональные, муниципальные и локальные.

Система государственного пенсионного обеспечения может осуществлять в форме обязательного социального страхования, либо добровольного социального страхования или за счет прямых ассигнований из бюджета (военнослужащих, федеральным судьям и другим категориям граждан).

Видами социального обеспечения является способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности. Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Также социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).

К видам социального обеспечения, предоставляемым в натуральной форме, относятся:

Медицинская помощь,

Лекарственное обеспечение,

Санаторно-курортное лечение,

Социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания,

Специфические услуги, предоставляемые инвалидам (реабилитационные услуги, протезирование, профессиональное обучение, трудоустройство и т.д.).

Данные виды социального обеспечения предоставляются бесплатно или с частичной оплатой.

К видам социального обеспечения, предоставляемым в денежной форме можно отнести: пенсии, пособия, компенсационные выплаты

Рассматривая вопросы о формах социального обеспечения, также нужно отметить негосударственные формы: благотворительность и обеспечение из общественных фондов.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 29.12.2015) // "Российская газета" от 31 декабря 2013 г. № 6272. – Режим доступа: Консультант плюс.

3. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// Российская газета. - 17.08.1995. - № 159. – Режим доступа: Консультант плюс.

4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Российская газета. - 30.12.2013. - № 295. - Режим доступа: Консультант плюс.

5. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. - 06.12.2010. - № 275. - Режим доступа: Консультант плюс.

6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. - 20.12.2001. - № 247. - Режим доступа: Консультант плюс.

7. Волошин А.В. Критерии социально-обеспечительной помощи // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2014. - № 3 (13). - С. 104-111.

8. Дурденевский, В. Современные проблемы социального обеспечения в России / В. Дурневский // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2013. - № 1. - С. 33-39.

9. Казакова, В.В. Социальное обеспечение и его место в системе социальной защиты населения / В.В. Казакова, И.А. Кашпарова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2013. - № 17. - С. 94 -96.

10. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 575 с.

11. Панова, А.А. Ключевые виды социального обеспечения //
ScienceTime. - 2015. - № 1 (13). - С. 360-363.

12. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011. - 328с.

13. Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2014. - 365с.

14. Радонова, А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - C.202-204.

15. Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.: Дана. 2013. – 487с.

16. Салмина, А.А. Социальное обеспечение и социальная помощь: запросы среднего класса / А.А. Салмина // Социология. - 2010. - № 2. -С. 122 - 135.

17. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Москва: Юрайт. 2013. - 368с.

18. Филиппова, Э.М. О принципах в праве социального обеспечения / Э.М. Филиппова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. -2013. - Т. 13.- № 2. - С. 66–69.

19. Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые аспекты социального обеспечения населения / Л.Е. Шевнина, А.В. Баркевич // Ленинградский юридический журнал. - 2012.- № 1. - С. 176- 183.

20. Юрина, Е.А. О некоторых мерах социальной поддержки населения // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10.- № 1. - С. 105-110.


Казакова, В.В. Социальное обеспечение и его место в системе социальной защиты населения / В.В. Казакова, И.А. Кашпарова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2013. - № 17. - С. 94-96.

Дурденевский, В. Современные проблемы социального обеспечения в России / В. Дурневский // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2013. - № 1. - С. 33-39.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - с.45.

Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Москва: Юрайт. 2013. - с.88.

Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013г. – с.41.

Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2014. - с.14.

Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011. - 328с.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - с.85.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. –21.07.2014. – №11. – Режим доступа: Консультант плюс.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. –21.07.2014. – №11. – Режим доступа: Консультант плюс.

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// Российская газета. - 17.08.1995. - № 159. – Режим доступа: Консультант плюс.

Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // ScienceTime. - 2015. - № 1 (13). - С. 360-363.

Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - C.202-204.

Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013г. – с.89.

Салмина, А.А. Социальное обеспечение и социальная помощь: запросы среднего класса / А.А. Салмина // Социология. 2010. № 2. С. 122-135.

Осуществление конституционного права на социальное обес-печение может быть организовано в государственных и негосудар-ственных формах, которые принято разграничивать по таким при-знакам, как круг обеспечиваемых; источники и способы формиро-вания фондов для финансирования соответствующих мероприя-тий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в государственной системе со-циального обеспечения можно выделить следующие формы: госу-дарственное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государ-ственная социальная помощь.

Основной организационно-правовой формой выступает госу-дарственное социальное страхование. В настоящее время оно преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыноч-ным отношениям.

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых опреде-лен законом.

Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взно-сов заинтересованных сторон, из которого при наступлении стра-хового случая выплачивается страховая сумма.

Применительно к государственному социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (без-работица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом, если речь идет о государственном социальном страховании, или договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования. Но в любом варианте страховыми случаями признаются уже на-ступившие обстоятельства, тогда как риск сам по себе - это лишь вероятность, которая может осуществиться или не осуществиться.

При государственном социальном страховании социальным риском является возможность изменения материального положе-ния по объективным социально-значимым причинам: утрата или снижение заработка, возникновение дополни-тель-ных расходов, отсутствие прожиточного минимума. Суть государственного соци-ального страхования заключается в разложении ответственности за наступ-ление социального риска между работодателями, наем-ными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством.

Поте-ря заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и других обстоятельств. Допол-нительные расходы могут быть вызваны самыми разными причи-нами, которые признаются государством уважительными: наличи-ем иждивенцев, в том числе несовершенно-летних детей; инвалид-ностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихий-ными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.


Потеря заработка из-за безработицы зависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный работник сам выбирает профессию и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случае отсутствия спроса на него он должен нести свою долю от-ветственности в виде части материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь, работодатель, организуя произ-водство, торговлю или бытовое обслуживание, может разориться, в результате чего некоторые из его бывших работников пополнят ряды безработных.

Поэтому он должен компенсировать часть рас-ходов на выплату пособий по безработице. Государство также в определенной степени должно нести ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, т.к. оно разрабатывает стра-тегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее воп-лощение. Четко разграничить степень ответственности между на-званными участниками рыночных отношений невозможно, посколь-ку все их действия и решения слишком тесно взаимосвязаны и вза-имообусловлены. Но можно создать механизм распределения ма-териальных затрат между ними, т.е. механизм государственного социального страхования на случай безработицы.

По такой схеме можно рассмотреть и другие случаи, предусмотренные государственным социальным страхованием.

Следовательно, государственное социальное страхование яв-ляется формой организации осуществления застрахованными гражданами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вслед-ствие болезни, трудового увечья или профессионального заболе-вания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старо-сти, потери кормильца и других установленных законом обстоя-тельств, а также права на медицинскую помощь, санаторно-курор-тное лечение и другие услуги за счет средств государственных внебюджетных страховых фондов.

По мнению ученых, для рыночной экономики принцип личной ответствен-ности является одним из основных принципов построения национальных систем страхования социальных рисков усилиями в том числе самого работника. Именно при таком подходе можно вести речь и о паритетном участии социальных парт-неров в управлении фондами обязательного социального страхования. Сложив-шаяся в настоящее время система обязательного социального страхования является государственной не только в силу установленной законом его обяза-тель-ности.

Средства этих фондов признаются государственной собственностью. По порядку формирования источниковой базы этих фондов они также являются государст-венными в связи с заменой обязательных социально-страховых взносов единым социальным налогом. Более того, на внебюджетные государственные социально-страховые фонды были возложены дополнительные публичные обязанности, которые выходят за пределы системы обязательного социального страхования. Так, ПФР в настоящее время обязан вести федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (поддержки).

Закон о государственных пенсиях 1990 г. положил начало пенсионной рефор-ме в РФ. Он оценивался современниками как первый страховой закон, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения. Этот Закон был основан на распределительных страховых принципах. Однако в условиях инфляции, дефицита бюджета, в том числе и Пенсионного фонда, замораживание размеров пенсий при-вело к "уравнительности в нищете". На этом этапе пенсионная реформа "зашла в тупик", утратив страховые начала распределения пенсионных средств.

Следующий этап пенсионной реформы был связан с принятием пакета зако-нов: Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В соответствии с данным пенсионным законодательством пенсии по старости подразделялись на трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Первые имеют страховой характер, состоят из трех частей: базовой, страховой и накопительной и финансируются страховой пенсионной системой.

Вторые, государственные, пенсии выплачиваются определенным категориям лиц (государственные служащие, военнослужащие и др.) за счет средств бюджетной системы. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова в своем экспертном заключении к названным Законам отмечали, что пенсионная реформа была осуществлена в сжатые сроки, без тщательной переработки, экспериментальной и модельной проверки основных ее положений. Особо подчеркивались необоснованность отказа применительно к трудовым пенсиям от распределительной пенсионной системы и введение принудительной накопительной пенсионной системы.

Сегодня многие специалисты констатируют, что проведенная трансформация российской пенсионной системы не привела к достижению продекларированных реформаторами целей. В конечном счете создана пенсионная система, которую нельзя назвать страховой, так как она не обеспечивает в необходимом объеме увязку страховых взносов и пенсионных выплат. Базовая часть пенсии находится под угрозой дефицита ПФР. Более того, государство не гарантирует минимальный размер этой пенсии, хотя он должен быть не менее прожиточного минимума. Накопительная часть пенсии предназ-начена весьма незначительному кругу работающих (молодому поколению), но не гарантирована от обесценивания. Таким образом, сегодня вновь на повестке дня вопрос о формировании новой концепции пенсионного страхования.

Роль обязательного социального страхования в системе социальной защиты населения должна быть ключевой, основной. Для лиц, не охваченных системами обязательного социального страхования, последствия социальных рисков должны компенсироваться на началах либо государственного обеспечения, либо государст-венной социальной помощи. В период социально-экономических реформ приоб-ре-тает массовый общественный характер особый вид социального риска - нуждае-мость, бедность. В связи с "обнищанием населения" получает развитие во многом новое по своим концептуальным подходам законодательство о государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, всем тем, кто в силу объективных причин не может активно участвовать в процессе рыночных реформ наравне с другими (пенсионеры, инвалиды и т.д.).

Формируется система социальной защиты детей и семей, имею-щих детей (пособия, семьям, имеющим детей, социальное обслуживание детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в специальных учреждениях, подготовка их к труду и др.). Новое звучание приобретает и законодательство о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, ветеранов и лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (социальное обслуживание на дому, полустационарное и полное стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания, профессиональное обучение и трудоустройство инва-лидов и др.). Для всех этих "социально уязвимых" категорий

В рассматриваемый период формируется нормативная база государственного социального обеспечения отдельных категорий лиц. Перечень выплачиваемых по-со-бий пополнился также новыми пособиями беженцам, вынужденным переселен-цам, лицам, пострадавшим в связи с участием их в борьбе с терроризмом, медицин-ским работникам, заразившимся ВИЧ-инфекцией при выполнении своих обязан-ностей и др.

Наряду с социальными выплатами (пособия, пенсии), социальными услугами в социальной поддержке населения значительная роль отводилась социальным льго-там и компенсациям. В 90-е гг. в связи с экономической нестабильностью, дефицитом государственных финансов законодатель пошел по пути расширения сферы предоставления социальных льгот (скидки по оплате жилья, коммунальных услуг, льготы по предоставлению жилищных субсидий, бесплатному проезду на транспорте, бесплатная или с частичной оплатой выдача лекарств и др.). Если первоначально правом на такие льготы пользовались в основном ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, Герои Социа-листического Труда и др., то впоследствии их распространили на иные категории лиц, в том числе и пенсионеров.

Количество этих льгот насчитывало свыше 400, и они охватывали значительную часть населения. Льготы предусматривались не только законами, но и подзаконными актами. Закон "О государственной соци-альной помощи" (1999 г.) подразделил все социальные льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (военнослужащим и др.); льготы за особые заслуги перед государством (ветеранам войны, труда и др.) и льготы нуждающимся лицам (многодетным семьям, инвалидам и др.). Этот перечень льгот можно было бы дополнить льготами-компенсациями пострадавшим лицам от политических репрес-сий, подвергшимся воздействию радиации, и др. При этом реально социальные льготы предоставлялись получателям далеко не в полном объеме.

Кроме того, предоставление натуральных льгот в условиях действия рыночных механизмов оз-начало, что бюджет должен был в полном объеме и своевременно компенсировать организациям, оказывающим социальные услуги, соответствующие затраты. Но этого не происходило. В этих условиях неизбежно встал вопрос о реформировании системы льготного обеспечения, тем более что в последние годы в связи с благо-приятной коньюктурой мировых цен на нефть в доходной части государственного бюджета появились значительные денежные ресурсы. Финансовая устойчивость государственного бюджета во многом продиктовала проведение реформ в форме "монетизации льгот" и расширения "федеральных целевых программ".

Административная реформа по разграничению полномочий федеральных, региональных уровней государственной власти и уровня местного самоуправления сопровождалась принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и испол-нительных органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации", названного впоследствии "Законом о монетизации льгот".

Данным Законом все категории льготников были разделены по уровням бюджетной системы в зависимости от источника финансирования социальных льгот: "федеральные", "региональные" и "местные". Это положение сразу же вызвало критику, так как оно носит дискриминационный характер, явно нарушает принцип равенства и соци-альной справедливости, ставит основания и объем социальных льгот в зави-симость от категорий льготников и места жительства. Названным Законом также преду-сматривается возможность замены ряда социальных льгот денежной компенсацией их стоимости. При этом, как указано в рассматриваемом Законе, должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохра-нение и возможное по-вы-шение ранее достигнутого уровня социальной защиты населения.

Ограни-чен-ность средств бюджетов субъектов РФ, местных бюд-жетов, неадекватный объем субвенций из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных им полномочий с соци-альной сфере снижают уровень социальной за-щиты населения. Таким образом, в настоящее время явно наметилась тенденция к д-ецен-трализации законодательства о соци-аль-ном обеспечении. Если в советский период сложилась система общесоюзного (централизованного) законодательства о социальном обеспечении, то современное российское социально-обеспечительное законодательство отличает многоуров-не-вость правового регулирования. Однако, перераспределение полномочий "центра и мест" в социальной сфере до сих пор не обеспечено адекватным правовым механизмом защиты социальных прав граждан.

Государство вводит в практику организации социального обеспечения новые механизмы, которые находят выражение в государственных (федеральных) целевых программах. На основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" женщинам, родившим второго (третьего), ребенка после 1 января 2007 г., мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго (третьего) ребенка, предоставляются меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала, оформленного соответствующим государственным сертифи-катом, за счет средств федерального бюджета, переданных целевым назначением в бюджет ПФР. Материнский (семейный капитал) может быть направлен на улуч-шение жилищных условий, получение образования ребенком, формирование накопительной части трудовой пенсии женщины.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 была утверждена федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" и рекомендовано субъектам Федерации принять региональные целевые программы по социальной поддержке инвалидов. Другой федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 гг. устанавливались формы государственной финансовой поддержки обеспечения граж-дан жильем путем предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, удостоверенных государственным жилищным сертификатом. Довольно широкий перечень программ социальной поддержки отдельных кате-го-рий граждан (инвалидов, многодетных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, и др.) принимаются на уровне субъектов РФ и муниципальных образо-ваний за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, в настоящее время в основе законодательства о социальном обеспечении лежат рамочные федеральные законы (частичная кодификация), регулирующие отдельные формы и виды социального обеспечения: обязательное социальное страхование, социальное обслуживание, государственная социальная помощь, трудовые пенсии и т.д. Следующим этапом развития социально-обес-печительного законодательства являются разработка и принятие соответствующего кодекса. В науке права социального обеспечения Е.Е. Мачульской предлагалась примерная структура кодекса социального обеспечения, включающая разделы, посвященные государственному социальному страхованию и государственной социальной помощи.

Обеспечение особых субъектов (военнослужащих, госу-дарст-венных служащих и др.) за счет ассигнований из федерального бюджета в силу их особой специфики выносится за рамки кодекса. В нашей истории развития социально-обеспечительного законодательства подобного акта еще не принима-лось. Следовательно, о традициях и преемственности говорить не приходится. В этой связи весьма перспективным является предложение Ю.В. Васильевой о рецеп-ции международного опыта, взяв за ориентир Европейский кодекс социального обеспечения, его структуру.

Для финансирования государственного социального страхова-ния на федераль-ном и локальном уровнях созданы целевые де-нежные фонды, которые функцио-нируют как внебюджетные кре-дитно-финансовые системы. К федеральным фондам социально-го страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социально-го страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинс-кого страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, раз-личных групп занятого населения, определенных в зако-не, и дота-ций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собира-емости необхо-димых средств, но и в помещении их в государствен-ные проекты, ценные бумаги и в осуществлении других надежных инвестиций, гарантирующих получение прибы-ли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других выплат в связи с инфляцией.

Чтобы выплаты и иная помощь, предоставляемая за счет средств фондов, были достаточными для удовлетворения потреб-ностей застрахованного лица и членов его семьи, государство должно осуществлять постоянный контроль за неблагопри-ят-ными для здоровья населения производственными, экологическими, эпи-демио-ло-гическими и другими факторами, а также производить оценку результатов влияния социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальное поло-жение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан и учитывать эти обстоя-тельства при планировании расходов государственного бюджета и установ-лении размеров взносов на социальное страхование.

Например, если вредный производст-венный фактор вызывает профессиональ-ное заболевание, то для правильной оцен-ки вероятности его на-ступления необходимо знать частоту заболеваемости людей раз-ного возраста и пола, продолжительность их контакта с конкрет-ными вредными веществами и прочую информацию. Итогом оцен-ки является установление законо-мерности, выражаемой матема-тически. Очевидно, что чем меньше вероятность на-ступ-ления со-циального риска в связи с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можно организовать страхование от него. Компе-тентные государственные органы разрабатывают критерии и стан-дарты для оценки неблагоприятных для здо-ровья граждан факто-ров, качества рабочей силы, в том числе степени ее профес-сио-нальной подготовки и пригодности для выполнения необходимых трудовых фун-к-ций с учетом промышленного развития регионов, уровня жизни в различных климатических зонах страны и пр.

Другой организационной формой осуществления конституцион-ного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Эта форма ох-ватывает особых субъектов: государственных служащих, военнос-лужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внут-ренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом спе-цифического характера их деятельности. Средства на финансиро-вание социального обеспечения указанного контингента лиц пере-числяются в федеральные фонды социального страхования или выделяя-ются соответствующим министерствам (например, МЧС РФ) из бюджета РФ.

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обе-с-печения служит социальная помощь (поддерж-ка). Она еще не приобрела все-об-щего и универсального характе-ра и находится в стадии формирования. С точки зрения теории, субъектами социальной помощи следует признавать только нуж-дающихся граждан и членов их семей, а основанием для предоставления - сос-то-я-ние нуждаемости (бедности), т.е. такой уровень индивидуального или средне-душе-вого дохода членов семьи, кото-рый не достигает прожиточного минимума, опре-деленного для со-ответствующей природно-климатической зоны и возрастной груп-пы, по объективным социально-значимым причинам.

Право на со-циальную по-мощь не должно обусловливаться трудовой деятель-ностью или уплатой страховых взносов. Поэтому финансирование этой формы может производиться только за счет бюджетов раз-личных уровней, а также федерального и региональных фондов социальной поддержки, образуемых в основном за счет бюджет-ных отчислений. Денежные выплаты могут устанавливаться как в твердых размерах, так и в размерах, восполняющих доходы до уровня прожиточного минимума, а услуги - оказываться бесплат-но или с частичным возмещением их стоимости.

Однако четкие основания назначения социальной помощи пока законо-да-тель-ством не закреплены, отложено принятие закона о прожиточном мини-муме. В настоящее время введение конкретных видов социальной помощи, как правило, слу-жит экстренной мерой, предназначенной для смягчения крайне острых ситуа-ций, угрожа-ющих социальной стабильности общества. Поэтому такой отличи-тель-ный признак, как уровень доходов, не всегда является крите-рием для предо-став-ления выплат. Контингент получателей помо-щи, ее виды и размеры определяются органами социальной защи-ты субъектов РФ и отдельных территорий.

Финансирование социальной помощи осуществляется за счет Республи-кан-ского и территориальных фондов социальной поддер-жки населения, созданных по Указу Президента РФ от 26.12.91 № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке наибо-лее нуждающихся граждан», а также средств бюджетов различ-ных уровней.

Примерами социальной помощи являются социальные пенсии; едино-вре-мен-ные пособия беженцам и вынужденным» переселен-цам; бесплатное предостав-ле-ние предметов первой необходимо-сти (продуктов питания, одежды, обуви); дота-ции на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий; дотации на оп-лату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и инвалидам на дому; по-лу-стационарное и стационарное обслуживание инва-лидов и престарелых; прию-ты для детей, попавших в трудную жиз-ненную ситуацию; дома ночного про-жи-вания для бездомных граж-дан и пр. Как правило, пенсии, пособия и другие виды социаль-ной помощи назначаются в твердых размерах, соотносимых с мини-мальной оп-ла-той труда, а не с прожиточным минимумом.

С учетом изложенного социальную помощь можно определить как форму ор-га-низации осуществления права на социальное обеспечение особо нуждаю-щимися гражданами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

Большие сложности для разграничения форм социального обес-печения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансиро-вание ежемесячного пособия на ребенка, единовременных посо-бий при рождении ребенка или на погребение и других использу-ются средства как внебюджетных фондов социального страхова-ния, так и бюджетов различных уровней. Следовательно, в зави-симости от источника финансирования одноименные выплаты мо-гут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве социальной помощи.

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделя-емых по региональным и муниципальным социальным программам.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. Способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. Круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3. Виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4. Систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные.

Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

Обязательное социальное страхование;

Социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

Смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

Пенсионный Фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ;

Фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам социального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальных страховых рисков относят следующие:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временную нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание;


Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потерю кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи;

Находящихся на его иждивении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека. Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также органы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - третья централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую форму социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты. Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.