В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. Экономические циклы

Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. В целом все подходы тяготеют к двум направлениям регулирования:

1) Неокейнсианскому.

2) Неоконсервативному, основанному на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса, а второе - на регулирование совокупного предложения. В приведенной ниже таблице дана их сводная характеристика.

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей.

Например, сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:

1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);

2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.

Несмотря на различия указанных двух направлений регулирования экономики, есть общее понимание, что,

во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания и,

во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом политика государства, направленная на сглаживание амплитуды циклических колебаний.

Государственное регулирование в фазе спада

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

1) снижение ставок налога;

2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;

3) проведение политики ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.

На рисунке 3 представлена графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос.

Рис. 3.

Здесь рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня N1 до N2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс - увеличение национального дохода.

Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Ее цель- оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.

Государственное регулирование в фазе подъема

Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.4).


Рис. 4.

Из рисунка видно, что снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.

В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики - стремится сдерживать деловую активность (рис. 5).


Рис. 5. Воздействие государства: - политика экспансии; - политика сдерживания.

График на рис. 5, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию - снижением расходов и повышением налогов в период подъема.

Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений.

Антициклическая политика государства

Негативные последствия неравномерности развития, особенно отрицательное, часто разрушительное, воздействие экономических кризисов, вынуждаю правительства проводить мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

Главной задачей антициклического регулирования является уменьшение разрушительною воздействия кризисов, сглаживание глубины экономического цикла.

Антициклическая политика государства – это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в целях сглаживания колебаний экономической активности и направленных на борьбу как с кризисными состояниями экономики, так и бума.

Государство воздействует на экономическую систему в противоположном направлении относительно данной фазы цикла. Если производство падает, государство проводит стимулирующую политику, если назревает «перегрев» конъюнктуры, то государство проводит сдерживающую политику.

Для этого у государства имеются средства и инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

В период подъема, чтобы не допустить «перегрева» экономики, правительство с определенного момента начинает препятствовать высоким темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и нормы обязательных банковских резервов делают деньги дороже и уменьшают поток инвестиций в экономику. Сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос и снижает деловую активность. Этому служат, также, увеличение размеров налогов, отмена налоговых льгот на инвестиции и ускоренную амортизацию. В некоторых случаях, чтобы избежать глубокого кризиса, правительство может спровоцировать его наступление раньше времени. Такой «искусственный» кризис бывает, обычно, менее глубоким и менее продолжительным.

В период кризиса или депрессии для того, чтобы стимулировать производство, государство увеличивает свои расходы, снижает налоги и предоставляет фирмам налоговые льготы, принимает меры, направленные на удешевление кредитов и на сокращение резервных отчислений. В некоторых случаях государство прибегает к политике протекционизма, стимулируя национальных производителей и защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов с помощью таможенных пошлин и ограничений на импорт товаров. Стимулирующую роль играет также изменение валютных курсов, повышающее эффективность экспорта и ограничивающее импорт.

Следует также отметить, что в применении инструментов макроэкономической политики правительство имеет определенные ограничения. Они связаны, главным образом, с тем, что предотвращение спада промышленного производства и увеличения безработицы может в качестве ответной реакции иметь рост инфляции в экономике, что не отвечает целям проводимой политики.

Следствием антициклической политики государства может стать деформация цикла: учащение кризисов при сокращении их продолжительности и глубины падения производства; удлинение фазы подъема; выпадение или значительное сокращение продолжительности фазы депрессии; происходит синхронизация цикла в разных странах, что затрудняет выход экономик из кризисного состояния за счет расширения экспорта.

Мероприятия антициклической политики государства представлены ниже:

Наряду с циклическими кризисами в современных условиях появился новый вид кризисов – трансформационный кризис, связанный с изменением, реформированием экономической системы, переходом от плановой к рыночной (смешанной) экономике. Проблеме трансформационных кризисов посвящена следующая тема.

Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных — , и др. Эти колебания неблагоприятно влияют прежде всего на население страны, которое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику . Ее суть заключается в том, чтобы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику на стадии спада и не давать ей "упасть" слишком глубоко.

Основными инструментами стабилизационной программы являются^

  • денежно-кредитная (или )
  • и бюджетно-налоговая (или фискальная) политики.

Монетарная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Следует отметить, что монетарная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос, поскольку она оказывает влияние на решения индивидов о потреблении и сбережении и на решения фирм об инвестициях. Как указывалось в главе 2, изменение совокупного спроса влечет за собой изменение объема производства и уровня цен. Рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции. И наоборот, сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию.

Для уменьшения циклических колебаний следует сокращать денежную массу в период подъема (снижая совокупный спрос) и увеличивать ее в период спада (стимулируя совокупный спрос).

Фискальная политика

Фискальная политика предполагает воздействие на фазы с помощью изменения государственных расходов и налогов. Изменение государственных расходов также влияет на сдвиг кривой , изменение же налогов воздействует на . В фазе подъема следует проводить сдерживающую политику — сокращать государственные расходы и увеличивать налоги, в фазе спада стимулирующую — увеличивать госрасходы и снижать налоги.

Недостатками фискальной и монетарной политики является то, что их действие проявляется не мгновенно, а через некоторый период времени, называемый лагом . Временной лаг возникает из-за того, что для проведения стабилизационной политики необходимо определить фазу цикла, что не всегда легко, принять (четко сформулировать и законодательно оформить) соответствующее решение и найти средства для проведения решения. Например, если государство решит снизить налоги, то в законодательном органе необходимо утвердить новые налоговые ставки и найти источник денежных средств, который компенсирует сокращение доходов государства, вызванных уменьшением налогов.

Существование лагов может привести к тому, что проводимая государством стабилизационная политика только усилит колебания. Так, если правительство решит проводить сдерживающую политику, сократив госрасходы, повысив налоги или уменьшив денежную массу, то пока решение будет выполнено, экономическая ситуация может измениться и ограничительные меры наложатся на фазу спада, углубляя ее.

До сих пор под стабилизационной политикой предполагались активные меры государства, воздействующие на национальное производство, недостатками которых являлись временные лаги. Пассивная экономическая политика лишена этих недостатков.

Под пассивной политикой понимают наличие встроенных стабилизаторов в экономике. Они предполагают автоматическое изменение какого-либо элемента при изменении макроэкономической ситуации. К ним относятся и налог на прибыль (в фазе подъема налоговые поступления увеличиваются, что сдерживает рост, в фазе спада — сокращаются); пособия по безработице и другие социальные выплаты (увеличиваются в фазе спада); субсидии отдельным отраслям экономики (также возрастают в фазе спада).

Более детально инструменты монетарной и фискальной политики будут рассмотрены в соответствующих разделах курса.

А достичь этого можно, как правило, за счет применения новой техники и новых технологий, прогрессивной организации труда и т.п. Фаза оживления начинается с некоторого роста производства и соответствующего сокращения безработицы. Начинают расти доходы домашних хозяйств и прибыли предпринимателей. Увеличивается спрос на товары народного потребления и на ресурсы, а вместе с этим растут и цены. Постепенно уменьшается безработица. Фаза подъема начинается тогда, когда производство уже достигло докризисного уровня. На этом этапе развития быстро наращиваются производственные мощности, растут масштабы производства, резко уменьшается безработица. Доходы населения и прибыли предпринимателей заметно растут. Растет совокупный спрос, который создает на будущее предпосылки следующего цикла, если состоится заметное сокращение совокупного спроса.

Мероприятия, которые государство осуществляет в фазе спада экономики

В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики – стремится сдерживать деловую активность (рис. 5). Рис. 5. Воздействие государства: – политика экспансии; – политика сдерживания.

Важно

График на рис. 5, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию – снижением расходов и повышением налогов в период подъема. Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений.


3. Методы государственного воздействия на рынок 3.1. Государственные расходы Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики.

Экономические циклы

Выявленные Н.Д. Кондратьевым закономерности длинных волн: (*ответ*) повышательная волна сопровождается значительными политическими и социальными потрясениями (*ответ*) понижательная фаза сопровождается длительной депрессией сельского хозяйства (*ответ*) перед началом повышательной волны наблюдается значительное изменение в общемировых условиях хозяйственной жизни обычные циклы на понижательной фазе отличаются слабой остротой кризисов и короткой депрессией материальной основой больших циклов является обновление оборотных средствГеометрическое место точек, показывающие совокупность наборов двух товаров, обладающих равной полезностью, называется кривой _ (*ответ*) безразличияГлавная черта модели воспроизводства Ф.

Voud makro

Внимание

Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики Скачать 123478 15 22 … предпринимателями). Перейдем к непосредственному рассмотрению проблемы безработицы.


2.3. Безработица и её виды. Определение безработицы Безработица – одно из проявлений экономической нестабильности и цикличности развития рыночной экономики. В командой экономике безработицы не может существовать по определению, так как все ресурсы, в том числе и трудовые распределяются центральным плановым …

Инфо

Рыночная экономика Скачать 50322 1 0 … основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интен­сивному развитию экономики. С ним кончается предыдущий период развития и начинается следующий.


Кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Но переход к расширению производства и к его обновлению не может произойти в один момент.

Экономические шоки: *резкое непредвиденное увеличение предложения денег *резкие изменения совокупного спроса и предложения *резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов Эффект от увеличения государственных расходов больше, чем от снижения налогов на такую же величину, что объясняется следующим: *прирост дохода при росте государственных расходов больше прироста дохода при уменьшении налоговых ставок *величина налогового мультипликатора меньше мультипликатора государственных расходов *при снижении налогов только часть высвободившихся денег поступает в экономику, другая часть сберегается ⇐ Предыдущая12 ©2015-2018 poisk-ru.ruВсе права принадлежать их авторам.

Государственное регулирование в фазе спада

Читайте также:

  1. A) одновременно с возникновением государства
  2. D) иностранцы, являются гражданами иностранного государства, а лица без гражданства не являются гражданами никакого государства
  3. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  4. I.

    Истоки, развитие и расцвет Акаданского Джайхата, государства, предшествующего Абиссланду

  5. II Национальные акты, определяющие режим допуска и осуществления инвестиций на территории данного государства.
  6. II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ГЛАВА ГОСУДАРСТВА.
  7. III.

    Внутрисоюзная политика Делосской симмахии. Политика по отношению к нейтральным государствам. Борьба политических сил внутри Афин

  8. III. ДВА ТИПА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
  9. III.

    Порядок проведения мероприятия.

  10. III. Финансовый контроль государства.

Государственное антициклическое регулирование

Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.4). Рис. 4. Воздействие государства насовокупный спрос (политика сдерживания деловой активности) Из рисунка видно, что снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.
В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.
В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе спада экономики

AD приводит к: +Увеличению объема производства и уровня цен +Росту издержек на единицу продукции +Увеличению уровня занятости и уровня цен Меры Центрального банка при проведении сдерживаемой денежно – кредитной политики: +Повышение учетной ставки процента +Повышение нормы обязательных резервов +Продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке Модель IS – LM основана на предположении, что: +Объем инвестиций является функцией от процентной ставки +Спрос на деньги является функцией от дохода и процентной ставки +Уровень цен в экономике не меняется Модель малой открытой экономики характеризуется: +Незначительной долей мирового рынка +Незначительным влиянием национальной экономики на международные процессы заимствования и кредитования +Тем, что национальная ставка процента не влияет на мировую процентную ставку Модель равновесия на рынке товаров и услуг предполагает.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе подъема экономики

Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления.
Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления. 3.2.Налогообложение Налоги — основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы.

В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. ТЕМА. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ Инфляция (inflation — надувание, вздутие) — обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно; устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен.

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен Инфляция измеряется с помощью индекса цен. ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ Во-первых,из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег.

Во-вторых,бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции.
Налогово-бюджетная политика Оценка роли государства Поощрение Ограничение В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей. Например, сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют: 1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства); 2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.
Оглавление:

  • Какое из перечисленных ниже мероприятий государство осуществляет в фазе спада
  • Кейнсианский крест» иллюстрирует: Модель AD-AS для целей краткосрочного макроэкономического анализа - Равновесие на рынке товаров и услуг - Равновесие, зависящее от располагаемого дохода
  • Экономическая теория

Какое из перечисленных ниже мероприятий государство осуществляет в фазе спада 3.Уровень безработицы составил в текущем году 5,5%. Естественный уровень безработицы был равен 5%. Тренд. Детерминистические теории циклов. Стохастические циклы: механизм «импульс - распространение». Длинные волны Кондратьева. Циклы Китчина. Циклы Жугляра.

Депрессия. Оживление. Подъем. Кризис. Эффект акселератора- мультипликатора. Проциклические индикаторы. Антициклическая политика.