Реализация лома и отходов цветных металлов. О ндс при реализации металла

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №  834 (далее - Положение № 834).

Согласно пп. «д» , «е» п. 4 Положения №  834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения №  834 ).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №  834 ).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з» , «и» п. 4 Положения №  834 ).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 №  957 , которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 №  956 .

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции №  157н ).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона №  7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона №  174-ФЗ ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ );
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ , п. 8 ст. 2 Федерального закона №  174-ФЗ , Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 №  02-04-10/1305 ).
При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1  303  05  000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1  210  02  440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.
Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 №  03-03-05/27903 .

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная сзаготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 .

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20 . В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ , если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 №  42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

С 1 января 2018 года пп. 25 п. 2 ст 149 НК РФ утратил силу. Это значит, что реализация лома, отходов черных и цветных металлов больше не подлежит освобождению от налога на добавленную стоимость. Изменения связаны с вступлением в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ.

В чем суть изменений

При приобретении лома и отходов черных/цветных металлов покупатель становится налоговым агентом по НДС. При этом не важно, является ли он плательщиком данного налога или нет. Обязанность по расчету и уплате НДС теперь лежит не нем. Изменения в законодательстве не распространяются на физических лиц, у которых отсутствует регистрация в ИФНС в качестве индивидуальных предпринимателей.

Как покупателю избежать уплаты НДС

С 2018 года ст. 161 НК РФ будет дополнена новым восьмым пунктом, в соответствии с которым перечень налоговых агентов будет расширен.
Избежать уплаты НДС в качестве налоговых агентов покупатели металлолома могут при условии, что приобретают его у неплательщиков НДС или лиц, освобожденных от уплаты налога, так как согласно п. 8 ст. 161 НК РФ обязанность налогового агента возникает лишь по отношению к плательщикам налога на добавленную стоимость.

Пример 1
Физическое лицо продает пункту приема вторсырья металлолом. Покупатель не уплачивает НДС в качестве налогового агента, так как физическое лицо не является плательщиком НДС.

Пример 2
Индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения продает лом металла в компанию. Покупатель не начисляет и не уплачивает НДС в бюджет.

НДС у покупателя

Налоговая база для исчисления суммы налога определяется исходя из стоимости покупки товаров, то есть исходя из договорной стоимости с учетом налога. В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ ставка 18/118 применяется к налоговой базе, которая содержит в себе НДС. Это значит, что при стоимости товара 118 руб., 18 руб. – это НДС.

Если в договоре поставщик указал стоимость 100 000 руб. (без НДС), то налоговая база будет равняться 118 000 руб., включая НДС, который составляет 18 000 руб.

Налоговый агент удерживает налог на добавленную стоимость из денежных средств, перечисляемых поставщику в счет предстоящих поставок, даже если это предоплата.

Для налоговых агентов момент определения налоговой базы производится на одну из наиболее ранних дат:

  • деть отгрузки
  • день оплаты/частичной оплаты

В настоящее время порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, не закреплен в Налоговом кодексе РФ. В связи с этим можно лишь предположить, что он будет идентичен порядку, установленному для налоговых агентов, указанных в п. 5 ст. 161 НК РФ.

Таким образом, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты/частичной оплаты предстоящих поставок, то на день отгрузки в счет оплаты/частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

Рассмотрим на примере.

Налоговый агент перечисляет аванс поставщику металлолома и начисляет НДС на сумму предоплаты. На дату отгрузки налоговый агент повторно производит расчет НДС, но уже со стоимости отгруженного лома. НДС с аванса заявляет к вычету.

В случае отсутствия предоплаты, момент определения налоговой базы по НДС возникает только на дату отгрузки.

Если покупатель использует металлом в деятельности, облагаемой НДС, то налог, уплачиваемый в качестве налогового агента, можно заявить к вычету. При изменении цены или количества приобретенного металлолома сумма НДС подлежит корректировке.

Сумма НДС к уплате определяется налоговым агентом по итогам каждого налогового периода.
Налоговые агенты должны представить налоговую декларацию по месту своего учета не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки сдачи декларации налоговыми агентами в 2018 году


НДС у продавца

Продажа лома, отходов черных и цветных металлов до нововведений, освобождалась от НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ при условии, что у продавца есть в наличии лицензия, и реализация производится на территории РФ.

Если продавец металлолома является неплательщиком НДС или освобожден от уплаты данного налога, то в договоре купли-продажи необходимо это указать. Цена металлолома указывается с отметкой «Без налога (НДС)». Первичная документация также должна дублировать это.

Продавец металлолома должен выставлять счета-фактуры. Как было сказано выше, выделять НДС не нужно, а вот поставить штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» следует.

Образец заполнения счет-фактуры

Законодательство РФ предусматривает четыре случая, когда начислять и уплачивать НДС будет продавец металлолома.

Во-первых, если он обманул покупателя (указал в первичных документах и договоре об отсутствии НДС, в то время как оснований на это не было). В таком случае платить в бюджет должен именно продавец (абз. 7 п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 1 января 2018 года).

Во-вторых, при реализации металлолома физическим лицам.

В-третьих, при продаже металлолома на экспорт.

В-четвертых, если продавец потерял право на применение специального налогового режима или освобождения от НДС.

На Ваши вопросы дает ответ Эльвира Митюкова, к.э.н., управляющего партнер аудиторской компании ООО «Академия Успешного Бизнеса», аттестованный аудитор.

Мы расскажем все налоговые и юридические риски, трудовые и денежные затраты, которые повлекут за собой налогосберегающие схемы.

Ближайшие семинары:

С нового года в России начали действовать поправки в Налоговый кодекс о пересмотре списка освобождаемых от НДС операций. Согласно закону, покупатели металлолома стали налоговыми агентами. Это новый способ борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконным возмещением НДС на рынке, который на протяжении многих лет был опутан серыми и откровенно незаконными финансовыми схемами. К обсуждению документа были привлечены все заинтересованные стороны, при этом позиция его критиков остается не вполне понятной.

Для наведения порядка на рынке металлолома предпринимались самые разные шаги. Десять лет назад операции по заготовке и реализации лома цветных и черных металлов были освобождены от налогообложения: налогоплательщики вправе были не платить НДС при наличии у них соответствующих лицензий. Предполагалось, что это позволит прекратить хищения НДС, и короткое время мера действительно работала. Однако сравнительно быстро некоторые участники рынка нашли новые пути для незаконного обогащения – НДС стали воровать на этапе переработки лома и реализации полученной продукции. Пресечь эту практику не смогло даже внедрение автоматизированной системы контроля за уплатой налога.

Поправки в Налоговый кодекс, принятые в конце прошлого года и заработавшие с 1 января, предусматривают, что покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, а также вторичного алюминия и сплавов из него становятся налоговыми агентами. По сути, закон лишь исключил возможность уклонения от уплаты НДС при производстве и реализации продукции из лома. Причем эта мера разработана с учетом европейской налоговой практики: директивой ЕС тоже предусмотрена возможность введения так называемой «реверсивной уплаты» при внутренних поставках товаров и услуг, чувствительных к мошенничествам с НДС. Например, в Германии в 2014 году налоговое агентирование распространили почти на всю металлопродукцию.

Поправки активно обсуждались с участниками рынка с весны 2017 года и с учетом конструктивных предложений и замечаний были успешно приняты – в том числе потому, что критика законопроекта, особенно активно зазвучавшая к концу прошлого года, была очевидно неубедительной. Между тем некоторые ее тезисы повторяются до сих пор. Например, противники нововведений не раз заявляли, что предлагаемые меры могут привести одновременно и к росту цен на продукцию металлургов, и к падению цен на лом как раз на размер НДС – 18%. На волатильность цен обращают внимание и сейчас. Но цены на металлопродукцию регулируются рынком, и никакого влияния на себестоимость производства на металлургических заводах введение налогового агентирования оказать просто не способно. На деятельность физических лиц по сдаче принадлежащего им лома цветных и черных металлов нововведения также принципиально не могут оказать никакого влияния – это в законе зафиксировано отдельно: при приобретении лома у физического лица покупателю не надо будет ни удерживать НДС, ни исчислять его.

Кроме того, в окончательной редакции закона налогоплательщик – налоговый агент при покупке товара исчисляет налог к уплате в бюджет и в том же налоговом периоде принимает его к вычету. Другими словами, фактической уплаты налога нет, а значит, нет и увеличения платежей в бюджет для участников рынка.

«Замечания, которые высказываются отдельными представителями отрасли сейчас, создают впечатление, что эти критики не должным образом читали сам законопроект, потому что аргументы, которые ими приводятся, никак не следуют из текста закона», – отмечал директор некоммерческого партнерства «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии» Дмитрий Пузанов.

«За прошедшие два месяца 2018 года уже можно отметить явное оздоровление рынков алюминиевого лома и вторичного алюминия, – подчеркнул Дмитрий Пузанов. – Так, если в 2014–2016 годах все добросовестные производители вторичного алюминия в зимний период или останавливали производство, или вынуждены были работать с убытком из-за искусственно завышенных цен на лом, то в январе–феврале 2018 года удается заготовить сырье по ценам, позволяющим работать как минимум без убытка. И это несмотря на резкое сокращение объемов заготовки лома в связи с суровой и многоснежной зимой. Кроме того, можно отметить, что до начала 2018 года на рынке вторичного алюминия присутствовал товар, реализуемый по необоснованно заниженным ценам. Такой товар без существенных убытков могли поставлять только производители, использующие необоснованную налоговую выгоду. А в 2018 году цены на вторичный алюминий в России выровнялись, и у добросовестных производителей появилась возможность выигрывать тендеры на поставку продукции на автомобилестроительные заводы и предприятия черной металлургии. Эти примеры однозначно подтверждают эффективность вступивших в силу с 1 января 2018 года изменений в Налоговый кодекс, направленных на пресечение хищений НДС при реализации продукции, изготавливаемой из лома и отходов металлов».

Между тем добросовестные представители отрасли закон поддержали. Например, генеральный директор предприятия по производству медной катанки и проволоки ООО «ЭЛКАТ» Максим Третьяков отмечал в конце прошлого года, что освобождение реализации лома от НДС совершенно не выполняет задачи предотвращения хищений налога: на последней стадии обращения медного лома перед поставкой на металлургические заводы он весь превращается в продукцию, поставляемую с НДС. Аналогичную позицию заняли участники рынка алюминиевого лома и вторичного алюминия, который, по их оценкам, к концу прошлого года на две трети был охвачен хищениями НДС.

Конечно, как и к любым значимым нововведениям, отрасли нужно адаптироваться к новым правилам. Необходимо помнить о главной задаче закона – повышении прозрачности в ломозаготовительной отрасли и борьбе против формирования необоснованной налоговой выгоды, то есть тех самых хищений НДС, которые стали настоящим проклятием рынка металлолома в последние годы.

Организация (общая система налогообложения) занимается деятельностью по заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Приобретенные лом и отходы черных и цветных металлов учитываются на счете 41, их отгрузка покупателям отражается с использованием счета 45. Организация не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся ИП.
Изменится ли порядок ведения книги покупок и книги продаж, а также отражение операций в бухгалтерском учете с 01.01.2018?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На настоящее время нами не обнаружено информации о том, что в правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утвержденные Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, с 01.01.2018 будут внесены изменения. Если по состоянию на 01.01.2018 изменения в соответствующие правила не будут внесены и не вступят в силу, то нам представляется возможным руководствоваться общими положения правил с учетом изложенных ниже особенностей.
Бухгалтерские проводки с примерами изложены ниже.

Обоснование позиции:

Ведение книги покупок и книги продаж

В соответствии с НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ).
Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ ( НК РФ).
Формы и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утверждены Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137).
В настоящем нами не обнаружено информации о том, что в соответствующие правила, утвержденные N 1137, с 01.01.2018 в связи со вступлением в силу Закона N 335-ФЗ будут внесены изменения. Возможно, что соответствующие изменения будут внесены в ближайшее время. Если же по состоянию на 01.01.2018 изменения в соответствующие правила не будут внесены и не вступят в силу, то нам представляется возможным руководствоваться общими положениями правил с учетом следующих особенностей.
Поскольку счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с НК РФ, исчисленных сумм налога к вычету (абзац четвертый НК РФ), мы полагаем, что счета-фактуры, выставленные продавцами лома и отхода черных и цветных металлов, без учета сумм НДС (в указанных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом"), подлежат регистрации покупателем - налоговым агентом в книге продаж (для исчисления НДС) и в книге покупок (для применения налоговых вычетов).
При этом, поскольку полученные от продавцов счета-фактуры будут заполнены без НДС, покупателю (налоговому агенту) следует составить документ (например, бухгалтерскую справку-расчет), в котором будет представлен расчет суммы НДС. На основании этого документа покупатель - налоговый агент отразит в книге продаж и книге покупок сведения, которые не содержатся в полученных счетах-фактурах.
Отметим также, что при восстановлении в порядке, установленном НК РФ, сумм НДС, принятых к вычету налогоплательщиком в порядке, предусмотренном НК РФ (в частности, восстановление НДС с сумм предоплаты), счета-фактуры, на основании которых суммы налога приняты к вычету, подлежат регистрации в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных N 1137).
В ситуации, когда ваша организация будет реализовывать лом и отходы черных и цветных металлов, необходимо учитывать следующее.
При реализации вашей организацией лома и отходов черных и цветных металлов, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налоговым агентам (НДС вашей организацией не исчисляется) ваша организация будет обязана выставлять счета-фактуры без учета сумм НДС (в указанных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом"). Правила ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденные N 1137, прямо не обязывают регистрировать такие счета-фактуры в книге продаж.
Вместе с тем, поскольку в настоящее время налоговые органы производят сравнение данных книги покупок покупателя и книги продаж продавца, мы полагаем, что выставленные вашей организацией счета-фактуры без учета сумм НДС возможно зарегистрировать в книге продаж. Поскольку данные счета-фактуры составлены продавцом без учета сумм НДС, их регистрация в книге продаж не должна приводить к негативным последствия для продавца.
В рассматриваемой ситуации организация не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Для сведения отметим, что в таком случае счета-фактуры составляются продавцом и регистрируются в книге продаж и книге покупок в общем порядке.
Также организация может зарегистрировать в книге покупок счета-фактуры по общехозяйственным расходам.

Бухгалтерский учет

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее соответственно - План счетов и Инструкция), утвержденными Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах НДС по приобретенным ценностям, а также работам и услугам предназначен счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". На субсчете 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы НДС, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.
Полагаем, что суммы НДС, исчисленные на день отгрузки приобретенных товаров (если организация-покупатель признается налоговым агентом), возможно отражать с использованием счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Допускаем также использование счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
При этом суммы НДС, исчисленные при перечислении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих покупок (если организация-покупатель признается налоговым агентом), считаем возможным отражать с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", например, на субсчете "НДС с предварительной оплаты".
Согласно Плану счетов и Инструкции счет 45 "Товары отгруженные" предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. Принятые на учет по счету 45 "Товары отгруженные" суммы списываются в дебет счета 90 "Продажи" одновременно с признанием выручки от продажи продукции (товаров).
Следует иметь в виду, что обязанность по исчислению НДС возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором, под датой отгрузки в целях НДС признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (смотрите, например, Минфина России от 06.10.2015 N 03-07-15/57115, от 17.07.2015 N , от 26.03.2015 N ).
Для примера предположим, что организация приобретает лом и отходы черных и цветных металлов по цене 100 рублей (без учета НДС). В дальнейшем данный товар организация продает по цене 150 рублей (без учета НДС), фактическая себестоимость 100 рублей (мы не принимаем во внимание то, что фактическая себестоимость товара может формироваться не только из покупной стоимости, а также не учитываем коммерческие и управленческие расходы).
1. Приобретение лома и отходов черных и цветных металлов у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, у организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. В данных случаях организация-покупатель налоговым агентом не признается, НДС не исчисляется, счета-фактуры не выставляются:
Дебет 41 Кредит 60
Дебет 60 Кредит 51
- оплачены лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей).

- перечислена оплата в счет предстоящей покупки (100 рублей);
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
- зачтена ранее перечисленная предоплата.
2. Приобретение лома и отходов черных и цветных металлов у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками НДС. В данном случае организация-покупатель признается налоговым агентом НДС (продавец выставляет счета-фактуры без учета сумм НДС):
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 60 Кредит 51
- оплачены лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 19 Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
Дебет 68 Кредит 19
- НДС, исчисленный налоговым агентом, принят к вычету (18 рублей);
При перечислении оплаты в счет предстоящих покупок (в размере 100 рублей):
Дебет 60, субсчет "Предварительная оплата перечисленная" Кредит 51
- перечислена оплата в счет предстоящих покупок (100 рублей);
Дебет 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты" Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
- НДС, исчисленный налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок, принят к вычету на основании абзаца второго НК РФ (18 рублей);
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 60, Кредит 60, субсчет "Предварительная оплата перечисленная"
- зачтена ранее перечисленная предоплата;
Дебет 19 Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом при отгрузке (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
Дебет 68 Кредит 19
- НДС, исчисленный налоговым агентом при отгрузке, принят к вычету (18 рублей);
Кредит 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты" Кредит 68
- восстановлен НДС, принятый к вычету с перечисленной оплаты в счет предстоящих покупок (18 рублей);
Дебет 68 Кредит 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты"
- НДС, исчисленный налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок (ранее восстановленный), принят к вычету на основании НК РФ, с учетом НК РФ (18 рублей).
3. Реализация лома и отходов черных и цветных металлов организациям и индивидуальным предпринимателям, как являющимся налогоплательщиками НДС, так и применяющим специальные налоговые режимы. В данном случае покупатели будут являться налоговыми агентами, продавец НДС не исчисляет, но выставляет счета-фактуры без учета сумм НДС покупателям:
Дебет 45 Кредит 41
- отражена отгрузка лома и отходов черных и цветных металлов покупателю (100 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на отгрузку на сумму 150 рублей (без выделения сумм НДС, в указанном счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом" ( НК РФ);
Дебет 62 Кредит 90
Дебет 90 Кредит 45
Дебет 51 Кредит 62
- получена оплата от покупателя (150 рублей).
При получении оплаты в счет предстоящих отгрузок (например, в размере 150 рублей) продавец также не исчисляет НДС, но выставляет счета-фактуры на предварительную оплату:
Дебет 51 Кредит 62, субсчет "Предварительная оплата полученная"
- получена предварительная оплата (150 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на предварительную оплату, на сумму 150 рублей (без выделения сумм НДС ( НК РФ));
Дебет 45 Кредит 41
- отражена отгрузка лома и отходов черных и цветных металлов покупателю (100 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на отгрузку на сумму 150 рублей (без выделения НДС ( НК РФ));
Дебет 62 Кредит 90
- признана выручка от реализации товаров (150 рублей);
Дебет 90 Кредит 45
- списана стоимость реализованных товаров (100 рублей);
Дебет 62, субсчет "Предварительная оплата полученная" Кредит 62
- зачтена ранее полученная предоплата.
4. В рассматриваемой ситуации организации не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Поэтому пример бухгалтерских записей мы не приводим, но отмечаем, что реализация указанных товаров таким покупателем отражается организацией в общем порядке как обычным налогоплательщиком НДС.
5. Во всех перечисленных случаях организация вправе принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам:
Дебет 44 Кредит 60 (76)
- отражены (приняты к учету) общехозяйственные расходы;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- отражен НДС по общехозяйственным расходам;
Дебет 68 Кредит 19
- приняты к вычету суммы НДС по общехозяйственным расходам на основании соответствующих счетов-фактур.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.