Развитая инфраструктура за городом: реальность или миф? Развитие инфраструктуры.

Что это такое?

Инфраструктура - это комплекс основных сооружений, которые поддерживают повседневную жизнь и экономическое активность в общине. Включает в себя дороги, системы электро- и водоснабжение, телекоммуникационные системы, а также общественный транспорт.

Многие из тех вещей, которые мы воспринимаем как должное, например радио, Интернет, метро, чистая вода, являются частью инфраструктуры. Без них жизнь была бы совершенно иной и, вероятно, не такой комфортной.

Однако инфраструктура важна не только для обеспечения повседневного комфорта. Она играет ключевую роль в снижении уровня нищеты. Инфраструктура повышает производительность и улучшает качество жизни в общине. По дорогам люди могут добраться до рынка, школы или медицинского учреждения. Чистая вода необходима для жизни и здоровья. Надежные системы электроснабжения позволяют предприятиям и потребителям экономить на инвестировании в резервные или более дорогостоящие альтернативные системы, а также освобождают женщин и детей из сельских районов от трудоемкого сбора дров. Широкое распространение доступного телекоммуникационного и транспортного обслуживания позволяет создавать новые рабочие места и ускорять экономический рост.

Вот только несколько примеров того влияния, которое оказывает развитие инфраструктуры на общину:

  • В Индии строительство дорог позволило повысить общий объем продукции, выпускаемой в сельских регионах, на 7%.
  • В Коста-Рике осуществление проекта по электрификации сельских районов имело своим результатом увеличение количества основных предприятий с 15 до 86.
  • В Марокко благодаря недавно осуществленному проекту по строительству дорог в сельской местности удалось не только обеспечить рост объема сельскохозяйственного производства, но и в три раза увеличить число девочек в начальных школах. Кроме того, вдвое больше людей получили доступ к медицинским учреждениям.

Почему это касается меня?

Преимуществами пользуются не все

В последние годы можно было наблюдать огромные позитивные сдвиги в инфраструктуре во всех частях мира. Можно сказать, что сегодня мы связаны лучше, чем когда-либо: увеличилось количество дорог, улучшились транспортные системы, появились возможности высокоскоростного выхода в Интернет, а также поразительная технологии мобильной связи. Для многих людей электричество и безопасная питьевая вода являются не роскошью, а обычными элементами жизни.

Однако эти изменения затронули не всех. Огромное количество людей во всем мире продолжают жить без надежной инфраструктуры, что является основным препятствием на пути сокращения масштабов нищеты и нередко представляет собой источник серьезной угрозы для здоровья.

  • Около двух миллиардов человек совершенно не имеют доступа к электричеству.
  • 1.1 миллиарда человек, что примерно составляет одну шестую населения планеты, не имеют доступа к безопасной воде. 2,4 миллиарда человек или 40% населения Земли не имеют доступа к адекватному санитарно-гигиеническому обслуживанию.
  • От грязной воды и болезней, связанных с плохими санитарно-гигиеническими условиями, включая различные виды расстройства кишечника, ежегодно погибает 1.6 миллиона детей.
  • В странах с высоким уровнем дохода на душу населения в среднем затрачивается в десять раз больше электроэнергии, чем в странах с низким уровнем дохода.
  • В странах Европы и Центральной Азии показатели использования мобильных телефонов удваивались каждый год в период с 1995 по 2001 год. Однако в некоторых странах миллионы людей все еще ждут подключения к телефонной сети.

Экологический ущерб

Хотя развитые инфраструктуры значительно повышают качество жизни, важно обеспечить, чтобы развитие было устойчивым с точки зрения экологии, ибо в противном случае его цена будет слишком высокой. К сожалению, строительство дорог, городов и транспортных систем наносит ущерб окружающей среде. Возросли излучение энергии, увеличилась перенаселенность городов, повысились уровень загрязнения воздуха и количество транспортных заторов.

Что делает международное сообщество?

За последнее десятилетие было отмечено значительное сокращение объемов инвестиций в инфраструктуру развивающихся стран. Правительства этих стран вкладывают слишком мало средств в развитие инфраструктуры, а частный сектор не может восполнить нехватку средств, хотя по-прежнему вносит большой вклад в развитие инфраструктуры во всем мире. В действительности в развивающихся странах на частный сектор приходится около 20% от годового объема инвестиций в развитие инфраструктуры.

Осознавая значимость инфраструктуры для достижения экономического прогресса, Всемирный банк в 2003 году инициировал осуществление , чтобы вновь привлечь внимание к инвестированию в инфраструктуру для достижения своих целей в области развития. В 2005 году Банк в общей сложности выделил на развитие инфраструктуры 7.4 миллиарда долларов (33% от всей суммы кредитов Банка).

Международные организации по вопросам развития могут оказать более эффективное влияние в тех случаях, когда они взаимодействуют, и примеры такого сотрудничества демонстрируют Всемирный банк, региональные банки развития, доноры и другими образования, в частности ЕС. Это особенно актуально в случае реализации региональных проектов развития инфраструктуры, которые требуют тесного сотрудничества ввиду их сложности и масштабности. На данный момент Всемирный банк сотрудничает с Азиатским банком развития в энергетическом секторе Бангладеш и с Африканским банком развития в рамках экспериментального сотрудничества в секторе водоснабжения. Банк сотрудничает также с Межамериканским банком развития в области проектирования и финансирования строительства сельских дрог, управления эксплуатацией дорог, а также осуществления программ развития городского общественного транспорта в Перу.

Дополнительная информация о деятельности международных организаций по развитию инфраструктуры во всем мире имеется на следующих сайтах:

Что могу сделать я?

Изучите фактологическую информацию. Посетите вышеперечисленные сайты и ознакомьтесь с мировыми проблемами, связанными с инфраструктурой. Напишите об этом в свою местную молодежную газету и обратитесь к другим молодым людям с призывом проявить интерес к этим проблемам.

Берегите воду и электроэнергию. Во многих частях мира они являются ценными ресурсами, и вы можете помочь сохранить эти ресурсы, не допуская их чрезмерного использования.

Дополнительные ресурсы

Дополнительная информация на веб-сайте Всемирного банка

Некоторые из покупателей обычных квартир и уровня «бизнес-класс» предпочтут подождать пару лет и вселиться в дом, расположенный в развитом квартале, чем осваивать новый район, пусть даже с более комфортным жильем. Близость торговых центров, остановок транспорта, школ и социальных учреждений для них приоритетна.

А кое-кто из покупателей элитного жилья смотрят на это иначе: личное авто у каждого взрослого члена семьи легко решает подобные проблемы. Но если для вас развитая инфраструктура важна, - имеет смысл узнать в подробностях перспективу развития выбранного района.

Кстати, эта информация может пригодиться и в более серьезном случае: если ваш будущий дом планируют окружить аналогичными постройками, то красивая перспектива, которой вы планировали наслаждаться из окна, может быть банально закрыта соседними зданиями.

Развитость инфраструктуры дома

В наше время нередко обсуждают развитость инфраструктуры самого дома, и именно по ней определяют уровень «элитности». Но профессионалы считают, что это очень неоднозначная характеристика. Пожалуй, только отгороженная территория дома, охрана и удобные подъездные пути – объединяющие черты всех элитных домов. На придомовой территории, как минимум, размещаются клумбы или газоны, а также детская площадка, площадь определяется размерами дома. Нередко устанавливается видеонаблюдение. Все остальное – очень индивидуально.

Риэлторы разделяют 3 типа престижных жилых зданий, для каждого из которых характерна своя собственная грамотная инфраструктура. Кое-что зависит от объективных причин, по поводу другого - решения принимает застройщик после обсуждения с жильцами

Высотные элитные дома точечной застройки в историческом центре города или в живописном, почти заповедном районе.

Подземный гараж – самое первое, что очевидно должно здесь быть в наличии. Максимальный уровень транспортного комфорта – подземная стоянка с расчетом на автомобили гостей.

Кроме того, в доме может располагаться разновариантный набор источников несложного сервиса: продовольственный бутик с адекватными названию ценами, небольшой тренажерный зал, детская комната, химчистка. Более обширный сервис располагать здесь просто невыгодно.

Высотные комплексы – кварталы с единой социальной структурой жильцов. Как правило, они сооружаются на расстоянии 1.5-3 км от исторического центра или в развитых престижных, но более отдаленных районах города.

Инфраструктура квартала может напоминать «маленький город»: мини-парк, спортивные клубы и рестораны, спа-центры и салоны красоты, супермаркет с респектабельной репутацией, частные школы и детские сады, филиал скорой помощи и ветеринарная клиника. Кроме подземного паркинга, нередко оборудуется и надземная автостоянка.

Набор различных видов сервисных и досуговых служб, как правило, определяется застройщиком в союзе с управляющей компанией еще на этапе строительства комплекса.

Клубные дома закрытого типа – малоэтажные здания, чаще всего рассчитанные на 10-12 квартир. Некоторые риэлторы считают, что это – самая настоящая эксклюзивность, принадлежность к определенному кругу, войти в который не так-то просто.

Чтобы приобрести квартиру в элитном клубном доме, мало обладать достаточными средствами, - надо, как минимум, получить «инвайс» (приглашение-рекомендацию), но обычно круг жильцов формируется уже на этапе проекта. Это как раз тот самый, редкий случай в наше время, когда всех соседей «знают в лицо».

В клубных домах уровень комфорта может потрясать воображение: кроме высокотехнологичных инженерных систем, здесь нередко предусмотрены уникальные условия для отдыха – зимний сад и бассейн, бар и солярий, тренажерный зал и массажный кабинет. В отличие от всех прочих типов элитных домов, пользоваться этими благами цивилизации могут только жильцы дома и их гости.

Еще один несомненный плюс клубных домов – их несложно найти в историческом центре, один из довольно распространенных вариантов – полностью отреставрированный старинный особняк. Единственное неудобство – отсутствие подземного паркинга, но эта проблема всегда решается зонированием придомовой территории.

Инженерные системы и планировка

Нет сомнений, что инженерные системы в элитном доме должны быть оборудованы по высшему классу. Кроме того, вы должны получить гарантию на все установленные приборы и акты скрытых работ, проверяемые вашим технадзором.

В зависимости от степени элитности, дом может иметь автономные системы жизнеобеспечения (или, как минимум, собственную котельную), мощные фильтры для воды и оборудование для создания микроклимата, бесшумные лифты, спутниковое телевидение и оптико-волоконные системы связи.

Планировка действительно элитной квартиры должна предоставлять владельцу возможность реализации любых желаний, именно поэтому ее нередко делают максимально свободной. Большие окна, высокие потолки, а также высокое качество черновых и отделочных материалов даже не обсуждаются – это совершенно очевидно. А вот размеры квартир – дело весьма индивидуальное.

Понятие инфраструктуры достаточно широкое. К инфраструктуре принято относить совокупность отраслей, организаций и предприятий, входящих в эти отрасли, деятельность которых носит направленный характер. Все они призваны создавать условия для эффективного функционирования производства или товарооборота, а также нормальной жизнедеятельности людей. Что такое инфраструктура можно понять, рассматривая ее в зависимости от сферы деятельности. Инфраструктура бывает производственной и социальной. В инфраструктуру включают дороги, транспорт, связь, складское хозяйство, водоснабжение, внешнее энергоснабжение, спортивные сооружения, обслуживающие предприятия и озеленение. Иногда к инфраструктуре относят здравоохранение, науку, образование. Капитальное строительство обслуживает социальную и производственную инфраструктуры.

Производственная инфраструктура .

Что такое инфраструктура производственная? предприятия, которая состоит из подразделений, не связанных непосредственно с выработкой продукции.

Эти подразделения предназначены для технического обслуживания основных производственных процессов. К ним относят вспомогательные и обслуживающие хозяйства и цеха, которые решают вопросы перемещения предметов труда; обеспечения производства топливом и сырьем, обслуживания и ремонта оборудования и остальных средств труда; хранения материальных ценностей; сбыта и доставки готовой продукции и нормальной работы других процессов, предназначенных для создания условий для эффективного ведения производства.

Социальная инфраструктура .

Что такое инфраструктура социальная? Понятие инфраструктуры социальной объясняется как совокупность таких подразделений предприятия, которые обеспечивают удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей служащих и работников предприятия, в том числе, членов семей работающих на предприятии.

К социальной инфраструктуре относятся подразделения (кафе, столовые, буфеты), подразделения охраны здоровья (поликлиники, больницы, медпункты). Это и дошкольные учреждения для детей (сады, ясли), заведения образования (ПТУ, школы), коммунальные хозяйства (жилые дома), заведения бытового обслуживания, организации отдыха и культуры (клубы, библиотеки, пансионаты, лагеря для отдыха школьников, спортивно-развлекательные) и другие подразделения.

Что такое инфраструктура ИТ?

Существует еще такое понятие как ИТ-инфраструктура. Это вся совокупность имеющихся в организации систем и программных и технических средств, автоматизированных процессов и баз данных.

ИТ-инфраструктура - это комплекс взаимосвязанных между собой частей одного процесса, который обеспечивается несколькими автоматизированными информационными системами, которые обмениваются данными друг с другом. Системы низкого уровня являются механизмами реализации задач, которые выполняют системы высокого уровня.

Следовательно, ИТ-инфраструктура не является простым набором ИТ-решений, которые собраны в одном месте случайным образом. Это - крупная интегрированная система, полностью обеспечивающая всю деятельность организации. Как и любая система, она должна быть целенаправленно спроектирована, чтобы правильно эксплуатироваться. В настоящее время трудно представить себе развитие бизнеса без использования информационных технологий (ИТ). Успешность бизнеса невозможна без эффективного функционирования ИТ-инфраструктуры, надежности и качества ИТ-услуг, стабильности ИТ-инфраструктуры и ее полного соответствия поставленной задаче.

Ни одно выступление политика последнего времени не обходится без призыва к тому, что необходимо развивать инфраструктуру, реализовывать крупные инфраструктурные проекты и тому подобное. Соответственно, под эти проекты выделяются огромные средства, а результаты видны не всегда, точнее редко. Между тем, для многих граждан страны остается непонятным, что подразумевается под понятием инфраструктуры. До сих пор оно остается чем-то абстрактным и не имеющим отношения к реальной действительности. На самом деле, это не так. Потому я бы хотел дать понимание этого термина и на примерах объяснить, почему инфраструктура, действительно, важна, а также почему от ее наличия и качества будет зависеть развитие страны. Само собой разумеется, что речь будет идти в статье об экономической инфраструктуре.

Экономическая инфраструктура представляет собой необходимое обеспечение (в том числе в виде конкретных объектов и структур) для осуществления воспроизводственного процесса в экономике. Хозяйственная деятельность в экономике состоит из четырех этапов: производство, распределение, обмен и потребление. Для того, чтобы экономические субъекты (государство, граждане, и также финансовые учреждения и фирмы (организации)) могли беспрепятственно, с наименьшими издержками взаимодействовать между собой на каждом из этих этапов, их деятельность должна базироваться на определенной структуре экономики, являющейся для них основой. Эта базисная структура и является инфраструктурой. Если инфраструктура не развита, взаимодействие, конечно, осуществляется, но оно затруднено. Издержки, которые по этой причине возникают, имеют вполне конкретное выражение, измеримы в конкретных суммах. И каждый из нас прямо или косвенно вынужден оплачивать несовершенство инфраструктуры, пусть даже не замечая этого. Общество в целом несет потери.

Почему разговоры об инфраструктуре появляются в ключе возможности осуществить рывок в экономике, появляются в период спада в экономике? Да потому, что в условиях, когда на другие виды издержек влиять невозможно, то их снижение за счет развития инфраструктуры вполне осуществимо. Кроме того, это приводит к перестроению всей структуры экономики экономической системы. А если кризис носит структурный характер, как сейчас, то развитие инфраструктуры необходимо вдвойне. Кроме того, вложения в инфраструктуру – вложения долгосрочные. Не каждый частный инвестор готов инвестировать в надежде получить отдачу только через десятилетия. По этой причине, разговоры, осуществляемые на уровне государства, должны поддерживаться и доводиться до конкретных действий. Развитие инфраструктуры имеет выраженный положительный эффект для всего общества на протяжении очень длительного периода времени.

Теперь рассмотрим примеры . Тут следует оговориться, что ряд предприятий, участвующих в создании соответствующей инфраструктуры, одновременно относятся к той или иной отрасли, например, предприятия, производящие асфальт, относятся к строительной отрасли.

Итак, первый блок – это транспортная инфраструктура . Первое, конечно, это дороги. Здесь много аспектов. Дороги – это, прежде всего, улучшение транспортной доступности, а значит, развитие рынков сбыта для каждого отдельного предприятия, т.е. при прочих равных условиях это означает увеличение объемов продаж со всеми положительными последствиями для предприятия и его сотрудников. Дороги – это увеличение мобильности трудовых ресурсов. Работник будет готов работать дальше от места проживания при наличии возможности добраться до места работы и домой быстрее. У предприятия при этом появляется возможность выбирать сотрудников не только из «местных» жителей, но и граждан других регионов. Если мы говорим о развитии дорог внутри региона или города, то это мотивирует людей к переезду. Хороший пример – поэтапный запуск ЗСД – Западного скоростного диаметра - дороги вокруг Санкт-Петербурга. Добраться из южной части города в северную и назад теперь можно быстрее. Еще один пример – Федеральная трасса М4. Тот факт, что она проходит через Ростов-на-Дону, дает мощный импульс развитию самого города, а также всей области. Особенно больной вопрос – это дороги областного значения – между деревнями и селами. Ни для кого не секрет, что многих дорог попросту нет, хотя есть острая необходимость в их наличии. Дороги в данном случае – это стимул развития сельского хозяйства. Еще один момент – это качество дорожного полотна. Здесь обратная зависимость между количеством поломок транспорта и качеством дорог. Плохие дороги – это бОльшие расходы на ремонт. Конечно, есть микроэкономический положительный эффект – множество автосервисов, шиномонтажных мастерских, но эффект на макроуровне, эффект для всего общества все равно в регионе с плохими дорогами отрицательный. Плохие дороги и их отсутствие – это еще и имидж региона, а также показатель качества государственного управления, о чем многие и не догадываются. Инвестор, принимая решение, будет это обязательно учитывать при принятии решения об осуществлении инвестиций. Я бы еще отнес к транспортной инфраструктуре предприятия, обслуживающие дороги (например, создание ливневой канализации, своевременный ремонт), а также такие объекты, как вокзалы, мосты, тоннели, виадуки. Простой пример: в Волгограде есть два железнодорожных переезда, разделяющих город на две части (т.н. район Тулака). Многие проводят на них по 2-3 часа в день в пробках. Отсюда нарушается нормальный режим труда и отдыха. Приходится уезжать на работу рано, приезжать поздно. Следствие – низкая эффективность каждого отдельного работника, низкая продуктивность. При этом, увязать это именно с наличием переезда (а не тоннеля (моста)) представляется достаточно сложным. Думаю, житель каждого города, сможет привести подобные примеры.

Следующий большой блок – это социальная инфраструктура . К ней относятся школы, детские сады, больницы, поликлиники. Второй подблок этого блока – это библиотеки театры музеи, столовые, рестораны. Отчасти, к социальной инфраструктуре можно отнести и некоторые магазины. Из названия все понятно: к такого рода инфраструктуре относятся предприятия и организации, обеспечивающие нормальное функционирование и восстановление человеческого капитала, то есть нас с вами. Почему я говорю «человеческого капитала»? Потому что с позиций экономики мы представляем из себя человеческий капитал, то есть ресурс, участвующий в процессе производства товаров и услуг. Медицинские предприятия – это своевременное лечение и профилактика заболеваний, образовательные предприятия – это повышение профессионального уровня работников, рост квалификации, развитие необходимых навыков и умений. Подвергать сомнению важность этих объектов, думаю, никто не будет. Что касается второго подблока: музеи, библиотеки и т.д. Эти учреждения обеспечивают досуг жителей. Я убежден, что основная причина приобщения граждан, начиная с подросткового возраста к алкоголю и наркотикам, и связанному с этим деструктивным подведением является скука и невозможность найти себе применения. Как это связано с инфраструктурой? В ее отсутствие действительно заняться нечем, разве что «пивка попить». Последствия те же: деградация человека. Он становится неспособным к труду, его эффективность падает. И это опять же общественная проблема, проблема общегосударственная. Учреждения социальной инфраструктуры обеспечивают Развитие с большой буквы человека, а не его существование. Если в регионе ситуация с социальной инфраструктурой обстоит хорошо, это притягивает квалифицированные кадры, инвесторов, готовых платить «хорошие» деньги за ценные кадры.

Третий блок: инженерная инфраструктура . Предприятия данного вида инфраструктуры обеспечивают технические условия существования общества. К ним можно отнести гидроэлектростанции, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), водоканал, ЖЭУ и ЖЭК, предприятия, обслуживающие лифтовое хозяйство и прочие. Технические условия работы предприятий – важнейший фактор при принятии решения об открытии бизнеса. Инженерная инфраструктура, ее развитость, коррупциогенность связаны и с такой отраслью, как строительство. Инвестор – Застройщик вряд ли придет в регион, где существуют огромные сложности не только с выделением земельного участка под строительство, но и с подключением коммуникаций, осуществлением всех необходимых согласований, на которые могут уйти месяцы, а то и годы. Все это сказывается на стоимости квадратного метра и влияет уже опосредованно на качество социальной инфраструктуры – обеспеченность жильем жителей. При этом нужно не забывать, что строительство – это такая отрасль, которая дает огромную занятость на предприятиях смежных отраслей. Поэтому от того, как организован процесс развития инженерной инфраструктуры, поддержания ее работоспособности будет зависеть состояние всей экономики. И здесь не бывает мелочей. Если у кого-то прорвало трубу и невозможно дозвониться до аварийной службы, то о чем можно говорить? Как построена работа? Износ труб водоснабжения, перебои с электричеством, отсутствие газоснабжения – это недополучение бизнесом дохода, более высокие издержки, потери дохода из-за простоя, связанного, например, с ремонтом

И еще один блок: информационная инфраструктура . К ней я отношу СМИ: телевидение, радио, газеты, интернет-провайдеров. Предприятия этого блока создают и поддерживают некий информационный фон, облегчают и обеспечивают доступ граждан к новой и нужной информации. Простой пример: нет, наверное, в стране ни одного телевизора, который бы не принимал Первый канал. В деревнях и селах, в большинстве, там, где нет соответствующей инфраструктуры, это единственный канал получения информации. Вы представляете, как можно влиять на сознание, когда нет альтернативы? В каком информационном вакууме находятся жители, какая информационная политика формируется? За счет неразвитости информационной инфраструктуры становится невозможным критически воспринимать получаемую информацию, за счет отсутствия альтернативы. Такое общество становится более управляемым, движимое чьими-либо интересами. Такому обществу проще навязать выгодную кому-то точку зрения. Такое общество не в состоянии сравнивать и анализировать. Конечно, пример с Первым каналом несколько утрированный, но все равно имеет место. Развитие информационной инфраструктуры также обеспечивает дистанционное развитие человека, обмениваться опытом, если правильно использовать соответствующие инструменты. Сюда также можно добавить возможность работать дистанционно (по «удаленкке»), а также искать клиентов, а по сути, расширять рынки сбыта. Информационная инфраструктура обеспечивает выход бизнеса на новый уровень – в сеть Интернет. А развитие каждого отдельного человека – это мультипликационный эффект для всего общества.

Наверняка, прочитав статью, Вы сделали вывод о том, основная масса предприятий различных объектов инфраструктуры формирует положительных эффект на уровне государства, всего общества. При этом с точки зрения каждого отдельного предприятия целесообразность наличия того или иного предприятия может ставиться под сомнение. Это приводит к тому, что предпринимателю/бизнесмену может быть просто не выгодно заниматься такими видами деятельности.

Другими словами, для некоторых предприятий инфраструктуры их эффективность как организации не стыкуется с их эффективностью для общества. Из этого следует вывод, что основную часть работы по обеспечению и созданию инфраструктуры берет на себя государство, а именно в тех многих случаях, когда предприниматель не будет браться за такой вид бизнеса, который не принесет ему ощутимой прибыли в ближайшей перспективе и при таких масштабах функционирования.

Инфраструктура предприятия - это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива. Соответственно различают производственную и непроизводственную инфраструктуру предприятия.

Производственная инфраструктура имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия.

Службы материально-технического снабжения и сбыта продукции играют важную роль не только в нормальном функционировании производственного процесса. Они оказывают существенное влияние на величину издержек производства путем создания и поддержания оптимального запаса при минимуме затрат, обеспечивая при этом надлежащее складирование, хранение и учет материальных ресурсов и готовой продукции.

Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта. От уровня организации инструментального хозяйства и качества инструмента зависят интенсивность использования оборудования, технологические параметры его работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы предприятия.

Основной задачей ремонтного хозяйства является обеспечение бесперебойной работы всего парка машин и оборудования за счет проведения планового ремонта и текущего обслуживания. Для предупреждения нерациональных потерь в производстве и сокращения затрат на ремонт служит система планово-предупредительного ремонта, которая включает различного вида работы по техническому уходу и ремонту оборудования по заранее составленному плану с целью обеспечения эффективной эксплуатации оборудования.

Кроме того, ремонтное хозяйство выполняет текущий ремонт и обслуживание зданий, сооружений, производственных и служебных помещений. Капитальный ремонт зданий, как правило, осуществляется с помощью специализированной ремонтной организации.

Основной задачей транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт. Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Энергетическое хозяйство обеспечивает потребности предприятия в электро- и теплоэнергии, технологическом паре, сжатом воздухе, техническом кислороде, природном газе. Однако целесообразнее по возможности заключить длительный договор на обслуживание с крупными производителями на поставку энергоносителей.

Непроизводственная инфраструктура предприятия создается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает жилищно-коммунальные структуры, детские сады, ясли, медицинские пункты, поликлиники, больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, оздоровительные комплексы, столовые, буфеты, учебные заведения и другие необходимые службы.

Непроизводственная инфраструктура является важной составляющей общей структуры предприятия, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность коллектива. Наличие важнейших элементов непроизводственной инфраструктуры на предприятии создает возможность и дает уверенность его работникам удовлетворять жизненно необходимые социальные потребности, тем самым создавая предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива.

В последние годы в силу сложного финансового состояния российских предприятий, значительная часть которых просто убыточна, прекращают деятельность некоторые службы непроизводственной инфраструктуры или передают их в ведение муниципальных органов власти. Такое развитие событий, как правило, ухудшает социальное обслуживание работников предприятий.

B. Гpибoв, B. Гpyзинoв