Полис для махинаций. Цб пригрозил страховщикам отдать сегмент осаго госкомпании

Впервые после нашумевшей истории с отзывом и возвратом Росгосстраху лицензии на оформление полисов ОСАГО в регионах вновь фиксируют случаи нарушения прав автовладельцев и навязывания им дополнительных услуг.

Штраф за двойной полис

Центробанк России по обращению прокурора Костромской области оштрафовал директора регионального филиала страховой компании "Согласие" за навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Поводом для скандала стало обращение в надзорное ведомство жителя Шарьинского района, у которого возникли сложности с приобретением полиса.

Проверкой установлено, что заявитель обратился в ООО "Страховая компания "Согласие" с намерением заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Мужчине отказали, обязывая заключить также договор страхования жизни или жилья, - сообщили в прокуратуре.

В ведомстве посчитали, что действия страховщиков являются навязыванием дополнительных услуг и противоречат требованиям законодательства. По результатам проверки прокурор возбудил в отношении директора филиала компании дело об административном правонарушении за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг.

Решение шарьинского прокурора поддержал замруководителя Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ. По результатам рассмотрения дела руководителя страховой компании оштрафовали на 50 тысяч рублей. Правда, пока это решение в законную силу не вступило, поскольку оспаривается в апелляционном порядке. Об этом "РГ" сообщил директор предприятия Олег Горбачев. По его словам, за 2015-2016 годы в филиал не поступило ни одной жалобы от автовладельцев, в связи с чем "у компании не имелось оснований для принятия каких-либо мер реагирования". Следовательно, с решением прокуратуры и Центробанка о привлечении его к административной ответственности за навязывание дополнительных услуг в филиале не согласны.

Показательная порка

Напомним, в мае 2015 года за аналогичные нарушения Центробанк ограничил действие лицензии на выдачу полисов ОСАГО для крупнейшей на российском рынке компании "Росгосстрах". В результате она лишилась права заключать новые договоры и вносить изменения в действующие. При этом ее обязали обслуживать убытки по страховым случаям и исполнять ранее взятые обязательства.

Частичный отзыв лицензии у Росгосстраха вызвал панику на страховом рынке. Компания представила документы о том, что приняла "комплекс мер по изменению порядка заключения и обслуживания договоров ОСАГО, в том числе в части полного информирования потребителей об их правах при покупке полиса". Менее чем через две недели действие лицензии компании было восстановлено в полном объеме. При этом в Центробанке заявили, что "будут осуществлять мониторинг использования страховой организацией нового порядка на практике".

Кроме этого, в ЦБ предложили Российскому союзу автостраховщиков (РСА) внести изменения в правила профессиональной деятельности, направленные на "повышение качества предоставления услуг по ОСАГО" и уровня удовлетворенности потребителей, а также на снижение напряженности в сегменте в целом.

Корреспонденту "РГ" в качестве автовладельца довелось попасть в офис Росгосстраха вскоре после возврата лицензии. Продлить страховку тогда удалось без всяких проблем и без навязывания дополнительных договоров. Правда, стоимость полиса, несмотря на отсутствие страховых случаев, оказалась вдвое выше, чем двумя годами ранее, когда на ОСАГО действовали более умеренные тарифы.

Уже через несколько месяцев после "показательной порки" выяснилось, что решить проблему навязывания дополнительных услуг не удалось

Тем не менее уже через несколько месяцев после "показательной порки" выяснилось, что испуг оказался недолгим, и полностью решить проблему навязывания дополнительных услуг при оформлении полисов в России не удалось.

Амнезия федерального масштаба

Из ряда регионов продолжили поступать жалобы автовладельцев на то, что, несмотря на серьезное повышение тарифов, они до сих пор сталкиваются с фактами навязывания дополнительных услуг по страхованию жизни и имущества при попытке приобрести полис ОСАГО. Некоторые компании искусственно снижают пропускную способность офисов и число операционистов, занимающихся оформлением документов. В результате попытка приобрести полис без "довеска" оборачивается для граждан многочасовой потерей времени в очередях.

В феврале 2016 года по многочисленным жалобам водителей администрация Костромской области провела мониторинг оказания услуг по оформлению полисов ОСАГО в страховых компаниях региональной столицы. Результаты оказались неутешительными.

В ходе проверок выявлены факты ненадлежащего оказания услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В компании "Росгосстрах" и отдельных офисах компании "Согласие" полисы ОСАГО предоставлялись при условии страхования жизни и здоровья автовладельцев. В пунктах продаж СК "Согласие" на момент посещения имелись большие очереди. В компании "Согаз" процедура оформления одного полиса занимала 45 минут на одного клиента, а в ЖАСО - более часа. СК "Уралсиб" предоставляла услугу только по предварительной записи более чем за неделю. В ВСК запись на осмотр автомобиля осуществлялась только по пятницам в течение одного часа, - сообщили в обладминистрации.

По итогам проверок губернатор Сергей Ситников поручил создать рабочую группу, в которую пригласил представителей региональных департаментов экономики и финансов, Центробанка, а также страховщиков, перевозчиков и автовладельцев.

Посмотрите, как идут возмещения по страховым случаям. Если необходима законодательная инициатива по наделению дополнительными полномочиями регионального представительства Центробанка - мы готовы оказать поддержку. Наша задача - чтобы люди получали качественные страховые услуги, а компании были под региональным надзором, - обратился он к участникам рабочей группы.

Комментируя ситуацию с продажей полисов ОСАГО, представители ряда страховых компаний заявили, что существенный рост тарифов оказался недостаточным и страхование обязательной автогражданской ответственности продолжает оставаться невыгодным. Это толкает их на различные ухищрения и попытки искусственно снизить объемы продажи полисов. При этом правила дорожного движения запрещают езду без ОСАГО. Согласно КоАП РФ, размер штрафа за отсутствие полиса составляет 800 рублей. Именно такую сумму, как правило, и требуют с автовладельцев страховые компании за дополнительные услуги, отказываясь продавать ОСАГО без них.

Их в дверь, они - в окно

Некоторые водители, не сумевшие вовремя продлить полисы из-за искусственных ограничений, продолжают ездить без страховки на свой страх и риск. Есть и те, кто перешел к не вполне законным "крайним мерам", начав приобретать поддельные документы. В феврале представители Российского союза автостраховщиков заявили о том, что на рынке появились фальшивые полисы ОСАГО, которые можно купить через Интернет всего за 300 рублей вместо 5-6 тысяч. При этом эксперты отметили, что внешне эти бумаги мало отличимы от настоящих.

Количество поддельных полисов в России достигло миллиона единиц. Причем внешне они мало отличимы от настоящих

Количество "липовых" страховых документов в России, по оценкам страховщиков, достигло уже миллиона единиц. Таким образом, сегодня каждый сороковой договор страхования автогражданской ответственности может оказаться фальшивкой. За минувший год по жалобам страховщиков в стране было закрыто 128 сайтов, предоставлявших столь сомнительные услуги. В то же время, по данным регионального УМВД по Костромской области, несмотря на проблемы с оформлением полисов ОСАГО, жители региона в большинстве своем законопослушны. Во всяком случае, во время рейдов ГИБДД на местных дорогах пока не удалось поймать ни одного водителя с поддельными документами.

В управлении по обеспечению деятельности мировых судей региона также отметили, что судебные процессы, связанные с ОСАГО, касаются не предъявления к оплате поддельных полисов, а споров о недополученных страховых возмещениях. При этом в 2015 году число таких дел возросло. По мнению судей, внесенные в законодательство поправки, которые ужесточат ответственность страховщиков, станут для них "действенным стимулом и позволят снизить количество обращений граждан".

Одной из мер по борьбе с навязыванием дополнительных услуг при продаже ОСАГО специалисты считают введение электронной продажи документов через Интернет, минуя операционные офисы компаний. Оплатив полис банковской картой, клиент может распечатать его на принтере и спокойно выезжать на дорогу. Впрочем, пока сделать это получается не везде и не всегда. Так, при попытке обновить полис ОСАГО через сайт компании "Росгосстрах" корреспондент "РГ" получила отказ в предоставлении услуги. После ввода требуемой информации на экране монитора появилось разъяснение, что электронная продажа нового документа невозможна, если до истечения действия старого остается более двух месяцев.

Тем временем, по данным председателя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, в эту общественную организацию продолжают поступать жалобы водителей на отказы в продаже полисов ОСАГО в офисах страховых компаний.

Скажите, когда же закончится произвол с этим навязанным нам оброком в виде зеленой бумажки? Застраховать автомобиль невозможно без дополнительных платных услуг, и это после отзыва у "Росгосстраха" лицензии. У нас в поселке единственная страховая - это "Росгосстрах". Раньше страховался в "Цюрихе". Сейчас офис закрылся, ближайший в городе Шуе (40 километров) или Иванове (80), но из Шуи отправляют в Иваново. В Иванове прием по полисам с 9 до 13 часов. В "Росгосстрахе" в Иванове очередь занимают с двух часов ночи. Каждый день кататься в город, чтобы тупо постоять в очереди, у меня нет желания, а главное - возможности. Я не могу отпрашиваться с работы постоянно, тем более у нас с вакансиями вообще беда. Место потерял - в лучшем случае найдешь тысяч за пять в месяц. Но и без машины у нас никуда. До больницы - 40 километров. У меня трое детей. Ближайший детсад - в трех километрах. Общественного транспорта нет, для такси на каждый день зарплаты не хватит. Единственный выход - плюнуть на этот полис и ездить без него. В прокуратуру я ходил, но мне там сказали: "Давай аудио- или видеозапись, только тогда мы будем что-то делать". Этому ОСАГО минимум 10 лет, а с каждым годом проблем все больше и больше, - рассказал корреспонденту "РГ" житель поселка Савино Ивановской области Александр Котков.

Страховые компании на всех уровнях кричат, что подобных проблем больше нет. Придется опять начинать выездные проверки, сбор доказательств. Видимо, отзыв лицензии ничему не учит, - прокомментировал ситуацию Сергей Канаев.

Компетентно

Игорь Юргенс, глава Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков:

В настоящее время продажи электронных полисов в стране вышли на уровень порядка 10 тысяч штук в неделю. Общее число проданных полисов с момента старта проекта составило около 120 тысяч. РСА не видит никаких проблем в технологическом смысле относительно реализации проекта всеми компаниями, которые работают на этом рынке, с точки зрения готовности системы АИС РСА. Тем не менее мы понимаем, что этот процесс сложный, поэтому у ряда игроков на рынке могут быть некоторые сложности по переходу на этот проект. РСА ведет консультационную работу с ГИБДД по проверке электронных полисов ОСАГО на дороге, в настоящее время нам не известно о жалобах со стороны их владельцев, у которых бы возникали сложности с проверкой действительности. Ранее Банк России сообщил, что предлагает обязать всех страховщиков, работающих на рынке ОСАГО, заключать договоры в электронном виде на всей территории России с 1 января 2017 года. Но пока это является правом, а не обязанностью страховой компании. В настоящий момент электронные полисы предлагают 15 страховых компаний из 81, имеющей лицензию на ОСАГО.

Купить бланк договора ОСАГО должен каждый собственник автомобиля и только после садиться за руль. Однако не все так просто, поскольку существуют различные проблемы с ОСАГО. Чтобы избежать проблем каждый водитель должен знать, как правильно покупать защиту и фиксировать страховой случай.

К сожалению, не все так просто и водители сталкиваются с различными проблемами, как во время получения продукта, так и при выплате. Основные проблемы:

Навязанные услуги Страховщики активно навязывают дополнительные страховки, стоимость которых может достигать нескольких тысяч рублей.

Решение проблемы:

  • жаловаться в РСА и Центральный банк
  • покупать ОСАГО через официальный сайт или брокера Сравни. ру
  • подавать документы заранее, за 30 дней
Фальшивые полисы Во всемирной паутине много мошенников предлагают сначала оплатить договор, который они потом доставят или скинут на адрес электронной почты.

Решение проблемы: покупать ОСАГО на сайте Сравни.ру, который является официальным представителем страховщиков

Отказ в выплате После страхового случая можно получить отказ. Однако не стоит опускать руки и самостоятельно оплачивать ремонт.

Решение проблемы: изучать правила, обращаться в суд

Проблемы при покупке полиса

Самая распространенная проблема при покупке – это конечно навязанные услуги. Купить бланк обязательной защиты порой без «допника» совершенно невозможно. Страховые агенты и представители готовы придумать различные отговорки, чтобы не оформлять только бланк договора.

Как правило, страховщики дополнительно обязывают купить страхование:

  • жизни и здоровья
  • имущества

Необходимо знать, что согласно закону каждый клиент сам принимает решение, какие дополнительные продукты оформлять. Если страховщик навязывает, необходимо:

  • записать разговор на диктофон или камеру
  • получить ОСАГО с дополнительной услугой
  • обратиться с жалобой в РСА и Центральный банк
  • потребовать возврата страховой премии по допнику

Конечно, есть еще один способ оформления, согласно которому клиенту потребуется:

  • написать заявление (шаблон можно скачать в интернете и на сайте РСА)
  • приложить копии документов
  • предоставить заявление и документы страховщику за месяц до оформления
  • получить подтверждение того, что все документы приняты

Согласно закону страховщики обязаны выдать ОСАГО в течение 30 дней после принятия полного пакета документов. В противном случае можно обращаться с жалобой в Центральный банк и РСА. Будьте уверены, что страховая организация сама пригласит в офис и оформит все согласно общим требованиям.

Проблемы при наступлении страхового случая

При наступлении страхового случая необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы зафиксировать аварийный случай. Однако в результате последних изменений водители сами могут зафиксировать страховой случай и обратиться за выплатой. Самая распространенная проблема с ОСАГО при наступлении страхового случая – это не правильное заполнение европротокола. Если вы решили не вызывать ГИБДД и фиксировать все самостоятельно, стоит учитывать, что:

  • все разделы европротокола должны быть корректно заполнены
  • нельзя исправлять данные
  • заполнять разделы необходимо обычной шариковой ручкой, печатными буквами
  • на документе должна стоять оригинальная подпись, как виновной стороны, так и потерпевшей

Помимо документа необходимо:

  • сделать качественные фотографии с места ДТП
  • в течение 5 рабочих дней обратиться в офис страховщика

Если будут допущены ошибки – страховая компания может отказать на законном основании. Если вы сомневаетесь, то опытные эксперты советуют вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, который за небольшую плату не только зафиксирует аварию, но и поможет подготовить документы и быстро получить выплату.

Проблемы при выплате возмещения

Казалось бы, все документы поданы, и компания обязана произвести выплату. Однако не все так просто и во время выплаты возникают проблемы.

Основные проблемы:

Мошенничество с полисами ОСАГО

К сожалению, многие мошенники пытаются продать фальшивые бланки ОСАГО через интернет. Как правило, мошенники публикуют объявление в интернете, обещая не только доставку, но и привлекательные скидки. Также есть мошенники, которые сначала просят оплатить услугу и пропадают. Необходимо учитывать два правила:

  • стоимость ОСАГО во всех компаниях едина и никакие дополнительные скидки по договору за покупку в интернете не предусмотрены
  • заказывать договор необходимо только на сайте Сравни.ру, который предлагает зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте страховщика

Где купить ОСАГО — проверенные страховые компании

Покупать ОСАГО нужно только в проверенных компаниях. Лучше всего отправлять заявку на оформление через портал , который сотрудничает с такими страховщиками, как:

  • Ингосстрах
  • Ренессанс
  • Тинькофф
  • Согласие
  • Альфастрахование
  • Liberty

Для оформления договора вам необходимо:

  • внести данные транспортного средства в калькулятор
  • указать персональные данные
  • получить расчет страховой премии
  • оплатить договор и получить электронный бланк договора

Дистанционный способ оформления через сайт проверенного брокера поможет сэкономить личное время и выбрать надежного страховщика, который гарантированно выплатит средства при аварии.

Калькулятор ОСАГО онлайн

Узнать стоимость договора и оформить защиту поможет специальный калькулятор. Для получения расчета необходимо указать:

  • марку и модель
  • количество лошадиных сил
  • срок страхования
  • данные водителей и собственника

В течение нескольких минут калькулятор обработает информацию, и вы узнаете стоимость договора в каждой крупной компании, которая представлена на рынке. Калькулятор не только работает круглосуточно, но и совершенно бесплатно.

Офисы страховых компаний на карте

Через интернет теоретически возможно с 1 июля 2015 г. Пока закон не обязывает страховщиков заключать «виртуальные договоры», а лишь предоставляет такую возможность. Но президент России Владимир Путин уже подписал закон о внесении изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии с которым с 1 января 2017 года страховщики будут обязаны предоставлять услугу оформления электронных полисов или должны будут покинуть рынок автострахования.

В Нижегородской области снова начались проблемы с оформлением , подтверждает Сергей Кузин, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам»:

- Очередь у дверей страховых компаний автовладельцы занимают с четырех часов утра. Люди жалуются, что отделений страховых компаний, работающих в районах Нижегородской области, становится все меньше. Особенно сложно оформить ОСАГО жителям малых городов, районных центров, поселков и деревень.

Страховые компании обязаны иметь представительства во всех 85 регионах страны: в Нижнем Новгороде офис имеется, формально законодательная база не нарушена, а представительств по области крайне мало, реально оформить услугу для жителей очень сложно.

Да и целый ряд дополнительных услуг, навязываемых страховщиками - , имущества - тоже не радует и весьма облегчает кошелек добросовестных автолюбителей. Еще пару лет назад это было актуально лишь для нескольких регионов РФ. Сегодня, по словам президента РСА Игоря Юргенса , ситуация развивается лавинообразно. В ЦБ говорят, что она охватывает уже 65 регионов, или две трети страны.

Официальной причиной сегодняшней ситуации на рынке автострахования представляется то, что с июля 2016 г. разрешено продавать только полисы нового образца, которые в достаточном количестве в регион еще не поступили.

При этом следует отметить, что бланки старого формата имеют право выдавать еще до октября 2016 г. Однако как-то так получается, что старых «уже нет», а новых полисов «еще нет».

В рамках складывающейся ситуации услуга «электронный полис» была бы очень кстати.

С 30 августа по 4 сентября 2016 года Центр помощи автомобилистам проводил опрос о том, как жители области оформляют ОСАГО и востребован ли сервис е-полисов сегодня. Сотрудниками центра на автозаправочных станциях области, на парковках Нижнего Новгорода, а также в соцсетях было опрошено 676 автолюбителей. Из них 346 (51%) – население областного центра, остальные - жители районов области.

Как оказалось, более половины (54%) опрошенных не знают ничего о том, что ОСАГО можно оформить на сайте страховой компании.

Оставшаяся часть автолюбителей осведомлена об этой услуге. Пытались воспользоваться данной услугой только 65 опрошенных, из них 44 автолюбителя - жители районных центров. Но в целом, это менее 10% от всех респондентов. И в итоге, получилось это сделать лишь у трех автолюбителей.

Респонденты пояснили, что основной причиной не возможности оформить полис стал нерабочий сервис у ряда компаний: на сайте имеется раздел «Электронный полис», но после долгого заполнения автовладельцем специальной формы, состоящей из множества граф, предлагается подождать, после чего сайт зависает, приходится его перезагружать и заполнять снова, после чего все повторяется…

В итоге опрошенные нижегородцы потратили более часа времени, и после им все же пришлось посетить страховую компанию лично. А у нескольких компаний, которые являются наиболее востребованными в нашем регионе, таковая услуга и вовсе отсутствует.

Страховые компании очень неохотно переходят на электронные полисы ОСАГО.

При продаже электронных полисов страховщик не может осмотреть автомобиль, зафиксировать уже имеющиеся на момент страхования повреждения и проверить оригиналы документов. В результате электронный полис может стать дополнительным инструментом в руках мошенников.

Ежегодно стоимость ОСАГО для автолюбителя возрастает, но при этом автострахование по-прежнему является убыточным для страховщиков. И связано это с большой долей мошенничеств в данной сфере.

Абсолютное большинство страховых компаний России пытается либо минимизировать количество продаваемых полисов ОСАГО, воспринимая это как обязанность, либо совсем уйти с рынка автострахования.

На сегодняшний день мы сделали вывод о том, что ни правоохранительные органы, ни службы безопасности страховых компанийне хотят объективно рассмотреть и признать проблему и начать предпринимать реальные шаги для борьбы с мошенниками. И только при объединении усилий администраций, правоохранительных органов, введения четкого регламента оформления ДТП возможно улучшение ситуации в данной сфере.

Электронное ОСАГО не в состоянии решить всех проблем «автогражданки», но помогает страховому рынку войти в цифровую эру

Фото: Fotolia/allvision

Банки.ру и НРА 21 марта провели круглый стол на тему «е-ОСАГО: панацея или проклятье?». Участники обсудили насущные проблемы электронных продаж, которые явно не спасают рынок от убыточности, а также многострадальную реформу ОСАГО, которая предположительно начнется в мае 2017 года.

«Могут быть компании, у которых ноль продаж»

На сегодняшний день все страховые компании, у которых есть лицензия на ОСАГО, являются членами Российского союза автостраховщиков (РСА), подключены к АИС РСА и продают ОСАГО в электронном виде - по крайней мере, формально. «Могут быть компании, у которых ноль продаж, но это связано с тем, что к ним просто никто не обращался за электронным полисом», - пояснил консультант отдела методологического обеспечения обязательного страхования и противодействия страховому мошенничеству ЦБ РФ Всеволод Журавлев. По его словам, Банк России не знает примеров, когда кто-нибудь из страховщиков с лицензией ОСАГО отказывался бы вводить e-ОСАГО.

Президент НРА Виктор Четвериков, открывая дискуссию, напомнил, что электронное ОСАГО - не продукт этого года, но с 1 января 2017-го он стал обязательным. За это время уже проявилось и хорошее, и проблемы электронного полиса. «Все продукты финансового рынка так или иначе уходят в Интернет, в электронные продажи. В какой-то степени это существенно упрощает взаимодействие и покупку таких продуктов, - отметил Четвериков. - С другой стороны, есть некоторые регионы, куда это тяжело приходит, хотя, казалось бы, Интернет трансграничен, он присутствует везде».

«Дальше - только радио»

Начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов обозначил круг проблем, которые выявились за неполные три месяца обязательности электронных продаж ОСАГО. «2016 год был самый трудный. Дальше некуда, дальше, как говорят на одном телеканале, - только радио», - так охарактеризовал ситуацию с обязательным страхованием автогражданской ответственности представитель Российского союза автостраховщиков. По его словам, уровень выплат в 2017 году «зашкаливает», а те страховщики, которые продают электронные полисы в так называемых токсичных регионах по системе единого агента, получили неконтролируемую убыточность.

«Бесконечно держать систему единого агента невозможно - рынок этого не выдержит», - подчеркнул Порватов. Спикер рассказал, что РСА мониторит ситуацию и анализирует динамику по проблемным регионам. Сегодня уже можно сравнить данные за 2016 год в целом с данными по трем кварталам и сделать выводы, как меняется ситуация.

В качестве позитивного момента e-ОСАГО спикер отметил повышение доступности продаж - именно регионы с худшей доступностью стали лидерами продаж электронного ОСАГО.

«Мы сейчас в тупике, но это промежуточная ситуация»

Среди наиболее острых моментов на сегодняшний день Михаил Порватов назвал проработку идеи возможности заполнения страхователем заявления не на сайте страховой компании, а на сайте РСА. «Мы сейчас в тупике, но это промежуточная ситуация, - отметил представитель РСА, - все упирается в проблему создания личного кабинета и оплаты через сайт». Порватов заверил, что работа в этом направлении продолжится.

Большие проблемы на сегодняшний день создает отмена бумажных паспортов транспортных средств (ПТС) - с 1 июня новые ПТС будут только в электронном виде. Порватов считает, что разрешение принимать документы в электронном виде, без бумажной копии, создает возможности для злоупотреблений со стороны страхователя.

«Боюсь, что сразу появится много жителей Крыма, где территориальный коэффициент - 0,6 (самый низкий среди российских регионов. - Прим. Банки.ру). В Москве этот коэффициент - 2», - предположил спикер. Эта ветка развития кажется довольно опасной, так как потом страховым придется платить, отметил Порватов. Участники дискуссии поддержали представителя РСА и поделились собственным опытом. Рассказали о попытках подделывать сканы документов, например, занижать мощность автомобиля, чтобы снизить стоимость полиса.

Электронные ПТС создают огромную проблему для страхователя новых автомобилей - он не может купить полис, так как в базе РСА нет данных по еще не зарегистрированному автомобилю. А зарегистрировать автомобиль невозможно без полиса. Более того, РСА не указан в числе организаций, которые должны быть включены в обмен этой информацией. Так что непонятно, как страховщики будут получать информацию об автомобилях. По новым правилам, в ПТС не указываются сведения о владельце, что только усугубляет ситуацию. РСА около года пытался донести до ЦБ, какие последствия будет иметь это новшество, рассказал Порватов. В итоге удалось добиться того, что регулятор прислушался к союзу в этом вопросе.

Михаил Порватов также предупредил, что на повестке дня вопрос о замене оборудования и программного обеспечения для АИС РСА, так как она создана в 2012 году и сейчас работает на пределе. Многие страховщики ранее объясняли перебои с оформлением электронных полисов ОСАГО проблемами в работе базы данных союза, к которой обращается любой сайт страховой компании при проверке данных страхователя.

«Мы заметили неестественный рост»

Вице-президент, руководитель департамента развития прямых продаж страховой компании «Росгосстрах» Ренат Конурбаев отметил рост продаж электронных полисов ОСАГО (с момента, когда такие продажи стали обязательными, продано более 600 тыс. страховок) и большую степень консолидации этого рынка. На долю восьми компаний, продающих электронную «автогражданку», приходится около 90% рынка, причем два лидера (РГС и «РЕСО-Гарантия») обеспечивают продажи 50% всех полисов e-ОСАГО.

Электронные продажи сейчас составляют около 9% от всех продаж ОСАГО, отметили участники дискуссии. Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров обратил внимание коллег на то, что продажи ОСАГО растут сейчас не только в сегменте онлайн-продаж, но и в целом по рынку. Эксперт объясняет такую положительную динамику перспективами введения натурального возмещения. Поправки в закон об ОСАГО могут вступить в силу уже в мае 2017 года, и по новым договорам будет установлен приоритет восстановительного ремонта перед денежным возмещением. Но по договорам, заключенным до этого момента, страхователь до конца срока действия полиса будет вправе выбрать - деньги или ремонт.

«Потенциал естественного роста почти исчерпан, - считает Ренат Конурбаев. - Однако мы заметили «неестественный рост», за счет электронного посредничества». В марте, по данным «Росгосстраха», процент полисов, приобретенных через посредников, достиг 31%, средняя цена такого незаконного посредничества составляет 500-1 000 рублей, огромные суммы «уходят в серый кеш», что только усугубляет ситуацию с ОСАГО. По оценкам РГС, такого «серого кеша» - около 100 млн рублей.

Посреднические операции страховщики выявляют, анализируя, с какого IP-адреса оформляется полис, какой указывается телефон, с какой карты оплачивается премия.

Член правления, заместитель генерального директора по розничным продажам «Абсолют Страхования» Андрей Бурлак также подтвердил, что его компания сталкивается с незаконным посредничеством при продаже электронных полисов ОСАГО. В том числе есть случаи, когда посредник является страхователем - оформляет на себя несколько автомобилей. Автовладелец считает, что он застрахован, а посредник-страхователь расторгает договор, получает назад деньги. Страховая компания не может отказать в расторжении, отмечает Бурлак, а в итоге автовладелец остается без защиты.

Комментируя ситуацию с посредниками, консультант отдела методологического обеспечения обязательного страхования и противодействия страховому мошенничеству Банка России Всеволод Журавлев пояснил, что, согласно нормативным документам ЦБ РФ, страхователь должен сам заполнять анкету и сам за себя платить. Нельзя использовать для оплаты чужую банковскую карту. Наличие одного IP-адреса не говорит о нарушениях, добавил Журавлев, так как разные страхователи могут использовать одну точку входа, например в интернет-кафе. ЦБ РФ будет внимательно отслеживать подобные нарушения, заверил он и призвал страховщиков своевременно информировать регулятора о конкретных случаях нарушений.

Проблема, на которую обращали внимание многие участники круглого стола, касается взаимодействия с ГИБДД. Представитель «Росгосстраха» привел конкретные примеры штрафов, которые накладывают сотрудники службы дорожного движения на автовладельцев с электронными полисами. Представитель Центробанка Всеволод Журавлев призвал страховщиков информировать регулятора обо всех случаях подобных нарушений, чтобы этот вопрос можно было дальше прорабатывать с руководством ГИБДД. Комментируя проблему сайтов-клонов, которые собирают премии, «притворяясь» ведущими продавцами ОСАГО, Журавлев также призвал сообщать о подобных проблемах. По его мнению, подобные действия должны иметь более серьезные последствия, чем просто закрытие сайта-клона.

По словам вице-президента «Росгосстраха» Рената Конурбаева, пока поддельные полисы, проданные клонами, измеряются штуками в неделю, но их количество может увеличиваться, поскольку эти ресурсы активно продвигаются в Интернете и даже выходят на первые позиции. Конурбаев рассказал, что российские сайты-клоны в РГС уже научились быстро закрывать. Но теперь мошенники открывают подобные сайты уже не только в России. «Нужно усиливать эту работу вместе с коллегами и РСА», - подчеркнул представитель РГС.

«Проблема автоюристов перешла в электронную плоскость»

Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров обратил внимание участников круглого стола на то, что на дворе уже март, а страховщики все еще обсуждают проблемы с доступностью и бесперебойностью ОСАГО. «В ОСАГО проблема с «автоюризмом», - подчеркнул спикер. - И электронный договор нацелен на борьбу с автоюристами». Между тем, отметил он, у армии автоюристов все в порядке с бесперебойностью. Она уже подготовлена к новым условиям - электронным продажам и натуральному возмещению - и нацелена на то, чтобы «конвейер автоюризма не останавливался». А это напрямую связано с бесперебойностью ОСАГО.

Андрей Бурлак из «Абсолют Страхования» призвал присутствующих вспомнить, какими надеждами на электронные продажи страховых продуктов жил рынок. «Скоро стало понятно, что доля электронных продаж выше 2% в среднем по рынку так и не выросла. Потом была надежда на электронное ОСАГО, но практика показала: получили не то, что ожидали. Проблема «автоюристов» и убыточных регионов перешла в электронную плоскость», - посетовал Бурлак. Все усилия страховщиков по введению электронных продаж ОСАГО могут быть перечеркнуты негативом, который возникает. «Хотелось бы, чтобы сервис электронных продаж воспринимался как что-то хорошее», - отметил спикер.

«Верю, что мы увидим электронную экосистему»

Руководитель направления «Страхование» финансового супермаркета Банки.ру Дмитрий Жуков рассказал, что в форумах портала много обсуждений и жалоб на некорректную работу сервисов на сайтах страховщиков: не проходит оплата, не приходит уже приобретенный полис, потенциального страхователя перекидывает на сайт другой страховой компании, если есть перебои на сайте первого страховщика. «Надеемся, что проблемы носят технический характер и вскоре будут решены, - отметил Жуков. - Как агрегатор мы видим большой спрос на расчет стоимости электронного ОСАГО - более 10% пользователей интересуются электронным ОСАГО».

Подвел итоги обсуждения проблем e-ОСАГО управляющий партнер НРА Павел Самиев. Он отметил, что потенциал электронных продаж страховых продуктов в мире - 8-9% во всех видах страхования. В России в 2017 году эта цифра может превысить 1%, до сих пор уровень электронных продаж не превышал 0,7%. Для развития этого канала продаж нет ни технических, ни психологических ограничений, считает эксперт. «Проблема в другой плоскости. е-ОСАГО может быстро распространиться, в разы могут расти продажи, если не будет ограничений со стороны самих страховых компаний», - полагает Самиев.

Эксперт считает, что если снять вопрос непредсказуемой убыточности, то других существенных ограничений для этого рынка нет. «Верю, что мы увидим электронную экосистему, где страхователь будет жить в мобильных приложениях», - оптимистично заключил управляющий партнер НРА.

18.08.2016, 18:08

Проблему с доступностью полисов ОСАГО в Набережных Челнах обсудили на совещании в мэрии с приглашением представителя Национального банка и с участием страховых компаний и надзорных ведомств. Страховщики попытались объяснить прокурору города Александру Евргафову, что их бизнес не должен быть убыточным.

Проблемы с ОСАГО есть и в других городах республики, отметил заместитель управляющего татарстанским отделением Национального банка Марат Шарифуллин, но они там не так критичны, как в Челнах. Основные проблемы, которые озвучили в рамках совещания, - недостаток офисов, большие очереди и, конечно же, навязывание дополнительных услуг и якобы отсутствие бланков.

– У каждой страховой компании есть определенный лимит бланков. Мы проводили анализ по республике. В 2015 году было 1,8 млн полисов, продано при этом было 1,1 млн. То есть в целом по республике, как и по городам, дефицита полисов ОСАГО нет, – заверил Марат Шарифуллин. – Страховая компания обязана обеспечить наличие полисов во всех своих точках продаж.

Почему в Челнах создалась проблемная ситуация, когда люди вынуждены простаивать очереди за полисами, попытался объяснить представитель компании АСКО Андрей Павлов. Он отметил, что в их офисах продажи осуществляются в соответствии с квотой Российского союза автостраховщиков (РСА) – 5 тыс. бланков в месяц. Компания проанализировала последние данные по клиентской базе и выяснила, что 48,8% – клиенты страховой группы АСКО, а оставшиеся 51,2% – клиенты, пришедшие из других страховых компаний.

– То есть по плану у нас пять тысяч бланков, а желающих – в два раза больше, и в результате бланков не хватает, – пояснил он. – Анализ говорит о том, что наши «коллеги по цеху» сильно сокращают объемы в Набережных Челнах. А мы – региональная компания – не можем взять на себя всю ответственность по ОСАГО в городе. На рынке нужны другие игроки, причем федеральные компании.

Прокурор города Александр Евграфов отметил, что действительно, в последнее время заключение договоров ОСАГО прекратилось сразу в несколько офисах «Росгосстраха»: с 1 июля – в Комсомольском и Тукаевском дополнительных офисах, а с 15 августа в Автозаводском.

– Они пойдут к вам, – обратился Евграфов к Павлову.

Представитель Росгосстарха подтвердила, что в два офиса действительно прекратили заключение договоров – у них проблема кадрового характера. В третьем офисе заключение договоров возобновится.

Евграфов коснулся и проблемы навязывания дополнительных услуг.

– По поводу дополнительного страхования – я считаю, что здесь беда страховых компаний. Конечно, это незаконно, нельзя навязывать, и мы с этим жесточайшим образом будем бороться, – подчеркнул он.

– На самом деле проблема – в экономике ОСАГО как вида страхования. После изменения законодательства ответственность поднялась в четыре раза, а тариф вырос всего на треть, – попытался объяснить Андрей Павлов. – Это не секрет, что страховые компании – коммерческие, и линия бизнеса, в том числе и по ОСАГО, должна приносить прибыль. Если в этом виде страхования одни убытки и никакого просвета, естественно, рынок будет реагировать на это. Сейчас компании несут убытки, которые никем не будут возмещены.

– Но граждане от этого страдать не должны! – настоял прокурор.

Павлов предложил включить Набережные Челны как проблемный регион в системе РСА и пустить сюда единого агента по продажам полисов ОСАГО. Шарифуллин отметил, что такая возможность рассматривается.