Отраслью международной специализации японии является. Промышленность в японии

Информация о стране (страновая панель)

Бразилия – самое большое по площади и населению государство в Южной Америке, одна из ведущих развивающихся держав мира с высокими политическими амбициями.

/

Богатства страны – изобилие пресной воды, продовольствия и энергоресурсов, биологическое разнообразие. Бразилия крайне богата природными ресурсами, особенно цветными и редкоземельными металлами.

Геополитические показатели данной страны, выделяют Бразилию среди других стран Южной Америки. Бразилия является самой большой страной в регионе Латинской Америки и Карибского региона и по населению, занимает почти половину материка и пятая по величине страна мира (после России, Канады, Китая и США).

  • Государственное устройство: президентская республика
  • Население: 202,6 млн. чел. (2014 г.)
  • Площадь: 8,5 млн. кв.км (2012 г.), в т.ч. 26,3% площади – охраняемые заповедники.
  • Крупнейшие города: Бразилиа (столица), Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Салвадор, Белу-Оризонти, Форталеза.
  • Язык – португальский (с 1500 года и до 1822 г. Бразилия была колонией Португалии, поэтому и сейчас она единственная португалоязычная на американских континентах).
  • Вероисповедание: католицизм (страна с самым большим католическим населением в мире: 65% бразильцев – католики).
  • Вода: 1-е место в мире по запасам пресной воды

Бразилия — седьмая мировая держава по объему ВВП, обладает достаточно высоким уровнем научно-технического развития и хорошо оснащенными вооруженными силами.

Бразилия является членом ряда международных экономических организаций: входит в состав ВТО, МЕРКОСУР, УНАСУР, G8 +5, G20 и Кернской группы, а также играет активную роль в работе неформализованных международных групп БРИКС и Форум диалога ИБAC (Индия, Бразилия, ЮАР).

В настоящее время, в соответствии с классификацией ООН, Бразилия отнесена к группе «новых индустриальных стран». Её также относят к числу стран с «формирующимися» рынками.

На долю Бразилии приходится до 2/3 промышленного потенциала стран региона и свыше половины их научно-технического потенциала.

Границы . Бразилия очень миролюбива: она почти 150 лет живёт в мире со своими десятью соседями, а границы утверждала путём переговоров. Граничит со всеми государствами Южной Америки, кроме Чили и Эквадора: Колумбия, Перу, Боливия, Парагвай, Аргентина, Уругвай, Французская Гвиана, Суринам, Гайана, Венесуэла. Последний раз вступала в войну лишь в 1942-м после прямой агрессии нацистского подводного флота в Южной Атлантике.

Административное устройство :

  • 26 штатов и 1 федеральный (столичный) округ или
  • 5 регионов (Северный, Северо-восточный, Центрально-западный, Юго-восточный, Южный).

Культура Бразилии сформировалась под влиянием трёх этнокультурных пластов: европейского (прежде всего португальского), африканского и индейского. Бразильский карнавал возник ещё в XVI веке. Босанова, самба тоже характеризуют страну.

Население

Быстрое снижение темпов рождаемости с 1960-х годов до 0,8% в 2014 году (137-е место в мире, Россия на 200-м месте). Высокий уровень бедности. Бразилия традиционно считается страной с чистым притоком иммигрантов. 84,5% — городское население. Грамотность – 90,4% (невысокая). Воинская обязанность – 9-12 месяцев.

Транспорт

  • Аэропорты: 2-е место в мире (после США) по числу аэропортов/аэродромов (4093 шт. в 2013 г., для сравнения: в России – 1218 шт.).
  • Железные дороги: 28,5 тыс. км, 10-е место в мире.
  • Автодороги: 1,58 млн. км – 4-е место в мире.
  • Водные пути: 5 тыс. км – 3-е место в мире,
  • Водный флот: 109 (48-е место в мире).

Энергетика

  • По количеству потребляемой энергии Бразилия занимает 10-е место в мире (и 1-е в Латинской Америке).
  • Не так давно в стране обнаружили огромнейшие запасы нефти и нефтегазовая промышленность переживает бум.
  • Большая часть энергии в стране производится из возобновляемых источников – из этанола (на основе сахарного тростника): это большая статья эспорта – 2 млрд. л этанола в 2005 фин.году из произведенных 16,6 млрд. л). Однако промышленное производство этанола из рапса и сахарного тростника наносит непоправимый ущерб природе страны.

Промышленность

Бразилия является мировым лидером по добыче железной руды (20 %) и монополистом по добыче ниобия (95 %). Страна занимает второе место в мире по производству марганца (13 %) и тантала (16 %), входит в первую пятерку государств по добыче бокситов, олова, лития, магния и находится на шестом месте по запасам урана.

Наука

Бразилия — признанный лидер по уровню развития науки и технологий в Южной Америке. В области разработки технологий производства биотоплива, сельскохозяйственных исследований, технологий глубоководной добычи нефти, а также дистанционного зондирования Земли Бразилия по праву занимает лидирующие позиции в мире.

Сельское хозяйство

  • 4-е место в мире по производству зерна (после Китая, США и Индии), 1-е – по производству сахара и по выращиванию апельсинов.
  • Основная продукция: кофе, соя, пшеница, рис, кукуруза, сахарный тростник, какао, цитрусовые, говядина.

Экономика

Бразилия – наиболее развитое в экономическом плане государство Латинской Америки.

Экономика современной Бразилии характеризуется хорошо развитыми сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, сферой услуг. После сильного роста в период 2003-2007 гг. мировой финансовый кризис 2008 года ударил и по Бразилии.

Тем не менее, Бразилия одной из первых в мире относительно безболезненно стала выходить из кризиса и перешла к возобновлению роста своей экономики. Антикризисная политика базировалась на крупных инвестициях в развитие внутренних инфраструктурных проектов, развитии внутреннего спроса за счет расширения и упрощения норм кредитования физических и юридических лиц, снижении налоговой нагрузки на национальное производство экспортной продукции и бытовых приборов.

За счет собственного производства в стране обеспечивается до 90% внутреннего спроса на промышленные товары. На машины и оборудование спрос удовлетворяется более чем на 80%. Целый ряд конкурентоспособных бразильских товаров (воздушные суда, автобусы, автомобили, грузовики, тракторы и дорожно-строительные машины, энергетическое оборудование, электробытовая и электронная техника и др.) поставляется на мировой рынок.

Основные показатели развития экономики Бразилии (источники: CIA, IBGE):

ВВП по ППС $ 2416 млрд. (2013 г.)
ВВП $ 1482 млрд. (2012 г.)
Темп роста ВВП 2,3% в 2013 г. (2,7% в 2011 г., 0,9% в 2012 г.)
ВВП на душу населения (ППС) $ 12 100 (2013 г.)
Структура ВВП по секторам происхождения 5,5% — сельское хозяйство,
26,4% — промышленность,
68,1% — услуги (2013 г.).
Рост промышленного производства 3% (2013 г.), спад с 10,5% (2010), 0,4% (2011), -2,7% (2012)
Уровень безработицы 5,7% в 2013 г.
Население ниже черты бедности 21,4%
Средняя реальная зарплата В 2012 году: 1793,96 реалов (около 896 долл. США) (минимальная зарплата 622,00 реалов)Различия в уровнях зарплат женщин и мужчин (1489,01 реалов против 2048,34 реалов) и у работников с белым и черным цветом кожи (1255,92 реалов против 2237,14 реалов).В госсекторе 4001,60 реалов против 2181,00 реалов в частном секторе.
Покупательная способность средней заработной платы Рост на 27% за период 2003-2012 гг.
Распределение семейного бюджета – индекс Джини 51,9% в 2012 г. (16-е место в мире)
Госдолг 59,2% от ВВП в 2013 г. (низкий)
Профицит бюджета 1,6% от ВВП в 2013 г.
Уровень инфляции 6,2% в 2013 г. (180-е место в мире),
5,4% в 2012 г.
Рост оборота розничной торговли 8,4% в 2012 г.
Бюджет $ 851,1 млрд. – доходы в 2013 г.,
$ 815,6 млрд. – расходы.
$ 475,9 млрд. (к 31.12.13),
рост с $ 242,5 млрд. (2000 г.)
Резервы иностранной валюты и золота 378,3 млрд. (31.13.13)
Рейтинг Doing Business 2014 116

Динамика ВВП Бразилии

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
ВВП 6,1 5,2 -0,3 7,5 2,7 0,9 2,3

Источник: Центральный Банк Бразилии

Приоритетные отрасли

В принятой в январе 2007 года правительством Бразилии «Программе ускорения роста» (Programa de Aceleração do Crescimento — PAC) предусматривалось направление в экономику страны в период 2007-2010 гг. инвестиций в размере около 301 млрд. долл. США. В качестве приоритетных направлений PAC определены: строительство автомобильных, водных и железнодорожных транспортных путей сообщения, строительство и реконструкция портов и аэропортов, санитарно-очистных сооружений, а также гидроэлектростанций.По завершении, в основном, сооружения проектов РАС, в 2010 году в Бразилии был принят новый этап данной программы — PAC-2. На цели программы в течение 2010-2012 гг. инвестиции в проекты программы составили около 236 млрд. долл. США.

К приоритетным отраслям бразильское правительство также относит гражданское строительство, инвестиции в которое в соответствии с программой «Мой дом, моя жизнь» (Minha Casa, Minha Vida) — строительство жилья для средних и малоимущих слоев населения — составили в указанный период 188,1 млрд. реалов (около 94 млрд. долл. США).

Помимо указанных отраслей, за счет крупных государственных и частных инвестиций, а также адресных налоговых льгот, в стране продолжали активно развиваться автомобилестроение, химическая промышленность, горнодобывающая промышленность, медицина, авиастроение и программы использования космического пространства в мирных целях, добыча углеводородов, информатика, телекоммуникации, агропромышленный комплекс и производство вооружений. Успешнее других в последние годы развивается сектор услуг. Современным оборудованием оснащены предприятия транснациональных компаний в пищевой промышленности, выпускающие продукцию на уровне мировых стандартов. Уделяется внимание традиционным отраслям с экспортным потенциалом – обувной, текстильной, швейной промышленности, туризму.

Основные товарные рынки

Основными товарными рынками Бразилии являются рынки промышленной продукции. Крупнейшими из них являются рынки автомобилей, электробытовых приборов, строительных материалов, цемента, коммуникационного оборудования, металла, транспортных средств, готовой одежды и обуви.

Традиционно важными для страны являются рынки сельскохозяйственной продукции, наиболее крупными из которых являются рынки мяса и мясных продуктов, этанола, сахара, сои, кукурузы, молока, риса, удобрений, кожи.

Обладая высокоразвитым сельским хозяйством, Бразилия является крупнейшим мировым производителем и экспортером сахара, кофе и апельсинового сока и занимает второе место в мире по объему производства этанола, говядины, табака, сои, кожи и шкур животных; третье место — по производству куриного мяса, обуви, добыче железной руды. Страна располагает самым большим в мире коммерческим стадом крупного рогатого скота. Доля Бразилии в мировой торговле сельскохозяйственными товарами составляет около 7%. Бразилия является третьим по объему мировым экспортером сельскохозяйственной продукции. Страна занимает четвертое место в мире по экспорту самолетов.

Электронная коммерция – стремительный рост:

  • 20-25% — ежегодный рост,
  • 88,5 млн. человек – число интернет-пользователей в 2013 г. (в России – 68 млн. чел.),
  • 45% — уровень проникновения интернета в 2012 г.,
  • $20 млрд. — оборот e-commerce (прогноз к 2015 г.).

Внешняя торговля

Динамика внешней торговли Бразилии в 2008-2012 годах, млрд. долл. США

Экспорт
Импорт
Сальдо

По данным ООН, Бразилия относится к группе новых индустриальных стран. По объему ВВП — 375 млрд. долл. Бразилия занимает 10-е место в мире. На долю промышленности в ВВП приходится 43%, а на сельское хозяйство — 10%. Индустриальный рост, особенно интенсивный в 70-80-е гг. XX ст., стал скачком . Ее развитию способствовали: иммиграция, давшая квалифицированную рабочую силу; кофейный бум, создавший условия для первоначального накопления капитала; освоение гидроресурсов, ставших энергетической основой индустриализации; политика «открытых дверей» для международных монополий; льготы, предоставленные предпринимателям, прямые иностранные инвестиции и займы, в экономику Бразилии составили в 1998 г.

Немецкая компания

Американские компании

Итальянская

Японско-шведские

компании

Германской компании принадлежит 10 заводов

В Бразилии нет сегодня ни одной отрасли экономики, где бы иностранный капитал не пустил свои корни. Более 5000 иностранных фирм, 3/4 всех инвестиций ТНК вложили в обрабатывающую , т.е. с каждого вложенного в экономику доллара иностранные компании извлекают три доллара прибыли.

Основным видом транспорта в Бразилии является автомобильный. Главной магистралью страны является Трансамазонское шоссе. Длина автодорог — 1,7 млн. км, а железных дорог — 30 тыс. км. Длина судоходных рек — 31 тыс. км. Наиболее удобные водные пути удалены от основных хозяйственных центров. Внешние экономические связи осуществляет морской транспорт. Развит воздушный транспорт. В стране насчитывается 1,5 тыс. внутренних аэропортов, в том числе 21 — международного класса. Ежегодно посещает 1 млн. туристов. Экспорт дает 15% национального дохода. Главными торговыми партнерами являются Япония, и . Внешняя задолженность составляет 35 млрд. долл. США.

Горнодобывающая промышленность, несмотря на богатство и разнообразие ресурсной базы занимает скоромное место в промышленном производстве. Развита добыча железных руд (первое место в мире), марганцевых руд, бокситов, руд других металлов и алмазов, золота, асбеста (четвертое место в мире) и бериллия (третье место в мире). В Бразилии возросла добыча радиоактивных минералов, содержащих уран, торий.

Черная металлургия работает на собственной высококачественной железной руде. Угль Бразилия импортирует, потому что практически в стране нет угля. Бразилия вошла в десятку лидером мира по производству стали. По производству алюминия страна вошла в пятерку крупнейших мировых стран производителей. Главными металлургическими центрами являются Сан-Паулу, Минас-Жерайс, Волта-Редонта, Рио-де-Жанейро.

Машиностроение и металлообработка - ведущие отрасли обрабатывающей промышленности, на доли которых приходится 1/3 промышленного производства страны. Бразилия выделяется среди стран Южной Америки по объему продукции станкостроения. Бразилия стала одним из крупнейших в мире экспортером оружия. В стране выделяется транспортное машиностроение. Бразилия производит более 3 млн. автотранспортных средств и занимает по этому показателю шестое место в мире. 3 млн легковых автомобилей Бразилия производит в год, и заняла пятое место в мире. Машиностроение контролируется за счет иностранных капиталов (например, Дженерал Моторс, Форд, Фольксваген - Бразил и многие другие).

Бразилия в последние годы стала одной из ведущих стран по судостроению. Они контролируются фирмами из Японии. Бразилия стала первой в Латинской Америке экспортером судов. Быстро развиваются электроника, авиационная и оборонная промышленность. Главными машиностроительными центрами являются Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Динамично развивается химическая промышленность, особенно производство кислот и минеральных удобрений, нефтехимия, производство этилового спирта (используемого в качестве автомобильного топлива), химия органического синтеза и полимеров. Важнейшими центрами химической промышленности являются Сан-Паулу, Кубатан, Рио-де-Жанейро, Порту - Аллегри, Салвадор и другие.

В Бразилии традиционно развиты лесная (Манаус), легкая, особенно хлопчатобумажная и обувная (Сан-Паулу), а также пищевая промышленность, среди которой важное значение имеют сахарная, мясная, маслобойная и табачная отрасли.

В качестве энергетике Бразилия использует нефть, газ, дрова, гидроэнергия, уголь. В 1980 годы при интенсивном поиске нефти привело к тому, что страна заняла одно из первых мест, поэтому резко сократила импорт. В Бразилии в последнее время успешно используют альтернативные источники энергии. Таки как ветряные электростанции, тепловые электростанции на биологической массе на основании сахарного тростника. Огромную часть электроэнергии в стране производится на гидроэлектростанциях (более 90 %). Они построены на реке Парана, например «Итайпу» - одна из крупнейших ГЭС в мире. В Бразилии развивается и атомная энергетика. В стране работает единственная двухблочная АЭС «Ангра». Бразилия планирует построить еще несколько атомных станций.

Крупнейшим государством в Южной Америке является Бразилия. Характеристика страны включает в себя описание природы, населения, государственного устройства, экономики и главных проблем развития. Прочитайте нашу статью, и вы узнаете много нового и интересного об этой далекой стране.

Бразилия: характеристика государства (общие сведения)

Республика Бразилия находится в первой пятерке Она занимает весь восток и центр южноамериканского континента.

Город Бразилиа (удивительная созвучность с названием страны!) является столицей государства Бразилия. Характеристика этого населенного пункта может быть следующей: столица, построенная "с нуля". Город действительно был основан лишь в 1960 году и строился как раз под столичные потребности.

Конфигурация Бразилии на удивление компактная: с севера на юг страна простирается на 4320 км, с запада на восток - на 4330 км. Общая протяженность всех границ просто поражает: почти 16000 километров. С десятью странами граничит Бразилия.

Характеристика государства невозможна без углубления в её историю. Изначально Бразилия была португальской колонией (именно португалец Педру Кабрала был первым европейцем, который высадился на её берегах в 1500 году). В 1822 году страна объявила о своей независимости, а в конце того же 19-го столетия она стала полноценной республикой с двухпалатным парламентом. Тем не менее, Португалия оказала значительное влияние на развитие южноамериканского государства: население Бразилии говорит на португальском языке и исповедует (в большинстве своем) католицизм.

Бразилия: характеристика природных условий и ресурсов

Рельеф страны очень разнообразный: на севере - низменная долина реки Амазонки, на юге и в центре - Бразильское плоскогорье, круто обрывающееся к морю скалистыми уступами. Гора Бандейра (2890 метров) является наивысшей точкой государства Бразилия.

Характеристика страны невозможна и без описания климатических условий. Климат Бразилии в целом жаркий. Средние температуры, в зависимости от региона, находятся в диапазоне от +15 до +29 градусов. Заморозки бывают лишь на отдельных территориях. Количество осадков колеблется от 1200 мм в центре страны до 2500-3000 мм в Амазонии.

Гидрографическая сеть страны отличается очень высокой густотой. Большая часть территории занята самой крупной в мире речной системой Амазонки. Летние паводки, пороги и водопады - обычное явление для бразильских рек. Многие из них также имеют значительные запасы гидроэнергии.

Недра Бразилии очень богаты различными полезными ископаемыми. Здесь добывают железные, марганцевые и бокситы, графит и драгоценные камни (в частности, алмазы).

Население Бразилии

В республике проживает 202 миллиона человек (это пятое место в мире по численности населения). Для Бразилии характерен хоть и небольшой, но все же положительный ежегодный природный прирост. Около 85% жителей страны проживает в городах.

Официальным и самым распространенным языком в Бразилии является португальский. Кроме него, населением используются и другие: английский, испанский, французский, итальянский. Грамотность населения составляет почти 90%.

Большая часть бразильцев (65%) считают себя католиками, еще 22% - протестантами. Распространены в стране также спиритизм, буддизм, ислам, различные афробразильские культы.

Экономический потенциал страны

Полноценная характеристика Бразилии невозможна без описания её народного хозяйства. Страна обладает колоссальным По уровню ВВП это первая экономика в Латинской Америке.

В достаточно развит как горнодобывающий, так и производственный сектор. Страна производит практически весь спектр продукции - от простых потребительских товаров до компьютеров и самолетов. Очень развито и сельское хозяйство.

Главные экспортные товары Бразилии: автомобили, кофе, соя, сталь, обувь и текстиль. В последнее время правительство страны прилагает максимум усилий, чтобы расширить свое присутствие на мировых рынках.

Главные проблемы развития страны

Понять главные проблемы страны поможет сравнительная характеристика Бразилии и её основных статистических показателей с другими государствами. Республика входит в первую десятку мировых экономик по номинальному размеру ВВП (7-е место). В рейтинге по Бразилия находится на 79-й строчке. В рейтинге стран по уровню коррупции страна занимает 69-ю позицию, что также говорит о наличии серьезных проблем в этой сфере.

Комплексная характеристика Бразилии показывает, что для этой страны характерен целый ряд хронических проблем. Среди них - высокие темпы инфляции, большой внешний долг государства, безработица, коррупция и бедность.

Еще одна серьезная проблема Бразилии - это неравномерность в развитии разных регионов страны. Почти вся промышленность сконцентрирована в её южной и юго-восточной части (один только штат Сан-Паулу производит до 65% всего ВВП страны). А вот северо-восточные регионы Бразилии - это сплошная бедность, неграмотность и отсутствие инфраструктуры.

В заключение

В данной статье представлена комплексная характеристика Бразилии как государства. Страна является крупнейшей в Латинской Америке, а также входит в первую десятку мировых экономик (по номинальному размеру ВВП). Главные отрасли экономики: электроэнергетика, машиностроение (в том числе, авиа-) и сельское хозяйство.

Экономика и социальная сфера Бразилии все еще имеют целый ряд серьезных проблем, однако правительство пытается их решать при помощи реформ.

Промышленность, явившаяся «локомотивом» развития японской экономики, сохраняет свое экономическое значение, хотя ее доля снижается ввиду перехода на стадию постиндустриального развития, сопровождающегося расширением нематериального сектора. По стоимости промышленной продукции Япония уступает только США.

В структуре японской промышленности превалируют наукоемкие, высокотехнологичные производства. Она лидирует по производству роботов, станков с ЧПУ, продукции «чистой керамики», сверхбольших интегральных схем, отдельных видов микропроцессоров, а также по практическому применению прогрессивных видов оборудования, включая и гибкие производственные системы. Кроме того, она сохраняет ведущие позиции в мировом автомобилестроении, производстве электроники и электротехники, выплавке стали, производству химической продукции.

В структуре собственности японской промышленности, либерализованной после войны, снова возросла роль крупнейших многоотраслевых концернов, таких как «Мицубиси», «Тоёта», «Мацусита», представляющих интересы ведущих финансово-промышленных групп.

Отличительной чертой японской промышленности является в то же время большая роль мелких и средних предприятий: на них приходится 99% общего числа промышленных предприятий в стране, 74% занятых и около 52% стоимости произведенной продукции.

  • автомобилестроение
Автомобили - это один из самых известных видов продукции Японии.

Почти половина производимых в Японии легковых автомобилей идет на экспорт. Автомобили, изготовленные японскими компаниями, собираются и эксплуатируются по всему миру. Многие теперь производятся на заводах, размещаемых за границей. К тому же легковые автомобили не единственный вид транспорта, экспортируемый Японией. Япония делает также автобусы, грузовые автомобили, корабли и другие транспортные средства.

Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства. По оценкам зарубежных специалистов, это лидерство заметно, например, на организации управления складскими запасами. Если бы «Дженерал моторз» смогла управлять своими запасами также эффективно, как «Тойота», то она смогла бы высвободить несколько миллиардов долларов, которые у нее заморожены на складах и в цехах в форме незавершенного производства, сырья и комплектующих. Работая по системе «поставки точно в срок», японские компании создают значительные резервы для борьбы в ценовой конкуренции на внешних рынках.

В отличие от крупных американских компаний, которые пытались снизить издержки производства, наращивая число машин в серии, японские компании основную ставку начали делать на внедрение гибких производственных систем, которые позволяют на одном конвейере выпускать небольшие серии моделей, с учетом персональных запросов покупателей.

Объем производства автомобилей в Японии в авг. 2009г. снизился на 199 тыс. 702 единицы, т.е. на 25,9% в годовом исчислении. По итогам месяца показатель составил 571 тыс. 787 ед. против 771 тыс. 489 ед. за аналогичный месяц годом ранее. Такие данные опубликовала Японская ассоциация автопроизводителей (JAMA).

При этом производство легковых автомобилей в авг. 2009г. в годовом исчислении уменьшилось на 24,6% - до 493 тыс. 661 единицы, объем производства грузовых автомобилей снизился на 32,9% - до 71 тыс. 698 ед., а объем производства автобусов на 31,9% - до 6 тыс. 428 ед.

Объем экспорта легковых автомобилей из Японии в авг. с. г. снизился на 43,3% - до 244 тыс. 27 автомобилей, экспорт грузовиков уменьшился на 55,5% - до 24 тыс. 181 единицы, а объем экспорта автобусов упал на 40,3% - до 6 тыс. 978 ед.

Тройка крупнейших автопроизводителей страны - Toyota Motor, Honda Motor и Nissan Motor - в июне продолжила снижение объемов выпуска продукции. Производство Toyota упало на 24% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), до 565 541 автомобиля, Nissan - на 22%, до 240 827 единиц, Honda - на 20%, до 257 852 единиц. Основной причиной стало снижение продаж на главном экспортном рынке - США. «В мировом масштабе продажи автомобилей достигли дна, - полагает управляющий директор Intelligence Automotive Asia Эшвин Чотай. - В среднесрочной перспективе продажи в США не смогут достичь уровня 2005 и 2006 годов, поэтому трудно ожидать значительного восстановления объема продаж японских компаний».

  • электротехническая промышленность
Япония широко славится отличным качеством электрического оборудования и высокими мощностями электронной промышленности. В число популярных видов продукции входят стереосистемы, радиоприёмники, телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и компьютеры. Другой важной статьёй японского экспорта является точное электронное оборудование, используемое при производстве во многих странах мира. Япония является также мировым лидером в системах связи. В Токио есть район Акихабара, который известен как "Город электроники", где повсюду, куда ни глянешь, обязательно наткнёшься на магазины по продаже электронного оборудования.

Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой.

Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры.

Подведение ведущими японскими продуцентами бытовой электронной техники итогов их деятельности в 2008/9г., завершившемся 31 марта текущего года, выявило у некоторых из них наличие крупных убытков. Наиболее уязвимыми в условиях мирового экономического кризиса оказались Panasonic, Sony и Pioneer, вынужденные принимать неотложные меры по реструктуризации.

Руководство Panasonic (ссылаясь прежде всего на резкое сокращение спроса в нише автомобилестроения и невыгодный курс иены) объявило о возникновении у группы в истекшем отчетном году чистого убытка в сумме, эквивалентной 2,9 млрд. евро при обороте 60 млрд. евро (-14% по сравнению с 2007/8г.).

В начале 2008/9г. Panasonic рассчитывала на чистую прибыль в 2,4 млрд. евро, однако в последующем ситуация настолько ухудшилась, что в феврале 2009г. появилось заявление о закрытии ею 27 заводов и ликвидации 15 тыс. рабочих мест.

Sony, объявляя о собственном убытке в 2008/09г. (760 млн.долл.), отметила, что у нее он первый за последние 14 лет, и готовить «адекватный ответ» с целью адаптации к новым экономическим реалиям стала заранее. В конце предыдущего года было принято решение о сокращении 16 тыс. рабочих мест и закрытии 14 из всех 57 ее производственных центров.

Что касается группы Pioneer, специализирующейся сейчас в основном на аудиотехнике для автомобилей, телевизионных декодерах, DVD-проигрывателях и некоторых видах профессиональной техники, то ее убыток в 2008/9г. был эквивалентен 1 млрд. евро при обороте 4,2 млрд. (-27,8% по сравнению с предыдущим отчетным годом).

Чистый убыток всемирно известного японского производителя бытовой техники и электроники Panasonic Corporation по итогам I кв. 2009/10 фин.г. (апр.-июнь 2009г.) составил 52,98 млрд. иен (555,75 млн.долл.) против 73,03 млрд. иен (766,13 млн.долл.) чистой прибыли за соответствующий период 2008/09 фингода, говорится в опубликованном в понедельник финансовом отчете компании.

Согласно заявлению представителей компании, убытки связаны «в основном с эффектом от резкого падения объема продаж и снижения уровня цен». Компания, основанная в 1918г., 1 окт. 2008г. сменила название с Matsushita Electric Industrial Co. на более известное мировому потребителю Panasonic Corporation.

  • химическая промышленность
Японская химическая промышленность занимает по объему производства второе место в мире после США и первое в Азии. В данном секторе экономики насчитывается 5224 предприятий с числом работающих 388 тыс.чел. Крупнейшими производителями химических изделий в Японии являются: "Асахи Кэмикл", "Мицубиси Кэмикл", "Асахи Глас", "Фудзи Фото Филм", "Сэкисуй Кэмикл", "Кэй-Эй-Оу", "Сумитомо Кэмикл", "Торэй Индастриз", "Мицуи Кэмиклз".

Среди продуктов японского химэкспорта: органические соединения (34,1%), пластики (27,9%), краски и красители (7,5%), фармацевтические изделия (6,5%), неорганические соединения (5,7%), очищенная нефть и ароматические углеводороды (3,2%).

Химпром занимает 10-е место в структуре национальной индустрии, уступая металлургии, машиностроению, пищевой промышленности и ряду других отраслей.

Ряд экспертов высказывают мнение, что большинство развитых стран уже вступило в т. н. "эру экономической глобализации", характеризующуюся сращиванием международных капиталов и созданием ТНК. Япония же на сегодняшний день все более и более остается в стороне от этого процесса. Японские производители химической продукции несут большие убытки, будучи не в силах конкурировать с объединенными евро-американскими монополиями. Характерным примером может служить активное вытеснение японских компаний с их традиционных рынков торгово-промышленными объединениями "Хёхст" и "Рон-Пуленк". Создание таких ТНК в химическом секторе рынка становится стандартом. Оно позволяет реализовать дальнейшую модернизацию производства, обеспечить снижение себестоимости, реорганизовать финансовые портфели, и в конечном итоге - повысить конкурентоспособность и увеличить прибыль. Отставание Японии в процессе экономической глобализации, в том числе в химической отрасли, рассматривается сегодня как одна из основных причин углубляющегося экономического кризиса. Проблема сырьевой зависимости и проблема колебания цен на химическое сырье могут в нынешних условиях эффективно решаться только в рамках транснациональных торгово-промышленных объединений.

Ожидается, что "благодаря" тяжелому экономическому кризису азиатский рынок химтоваров резко изменится к началу 21 столетия. Японским компаниям придется доказывать свою конкурентоспособность не только в США и Европе, но теперь уже и в Азии. Глобализация и скорость станут важнейшими критериями развития.

Современное химическое производство в Японии специализируется главным образом на нефтехимии, в стране развито производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. В последние годы значительное внимание уделяется «тонкой химии» и биохимии.

  • металлургия
Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля - США, Австралия; в меньшей степени - Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

Черная металлургия - единственная в комплексе энерго- и материалоемких отраслей, в основном сохраняющая свой высокий производственный и экспортный потенциал. Японские металлургические заводы, созданные в послевоенные годы на основе самой передовой технологии, после кризиса середины 70-х годов пережили значительную реконструкцию. Старые мощности частично скрапировались (причем не только домны и мартены, но и мощности по выплавке электростали), частично модернизировались. «Нижние», ресурсоемкие и экологически вредные «этажи» металлургического производства были в значительной степени вынесены за границу, в Японии сосредоточились передельные производства, более чистые и экономически рентабельные. По объему выплавки стали (110,5 млн т в 2003 г.) она занимает 2-е место в мире после КНР. Экспортная квота отрасли исчисляется в 24%, доля Японии на мировом рынке черных металлов - примерно 25%. Общее количество предприятий отрасли в Японии исчисляется сотнями, но важнейшее значение имеют металлургические заводы, расположенные вблизи Осака и Токио, ориентированные на крупные центры потребления металла. Сохраняет свою роль самый старый японский металлургический район на севере Кюсю (г. Китакюсю), зародившийся на базе использования местных углей. Вне промышленного пояса размещен комбинат «Муроран» на Хоккайдо, также построенный еще в довоенный период с ориентацией на местные железорудные месторождения. Крупнейший не только в Японии, но и в мире комбинат «Фукуяма» компании «Ниппон кокан» мощностью 16 млн т стали в год расположен в одноименном городе на юго-восточном побережье Хонсю. Еще четыре комбината полного цикла (в Мидзусима, Кавасаки, Касима, Кими-цу) имеют мощности по стали свыше 10 млн т каждый. Черная металлургия Японии практически полностью работает на привозном сырье и топливе, поэтому подавляющее большинство крупных заводов размещается в зонах крупных портов.

Цветная металлургия, практически все производства которой материало- и энергоемки, а также экологически опасны, оказалась в наибольшей степени подвержена в Японии реорганизации. Очень сильно сократилась первичная выплавка цветных металлов. Происходит скрапирование производственных агрегатов, вынос производства в другие страны. Передельные заводы располагаются практически во всех ведущих центрах промышленного пояса, некоторые крупные предприятия размещаются в старинных центрах цветной металлургии, возникших на основе переработки местных руд - Ниихама (на Сикоку), Хитати и Асио (в северной части Хонсю).

Как информирует Japanmetalbulletin, пять крупнейших японских стальных компаний планируют увеличить производство стали во II кв. (июль-сент.) 2009г. Производство стали будет в среднем увеличено на 30% или до 18.3 млн.т. Такое решение компании приняли после того, как внутренний рынок и спрос на сталь показали восстановление. Производство стали в Японии было сокращено на 40% в I кв. 2009г. из-за финансового кризиса.

  • горнодобывающая промышленность
Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется в небольшом объеме добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых. Однако этого недостаточно для развития черной и цветной металлургии, энергетики, химической и других отраслей промышленности, которые работают в основном на привозном сырье.