Основные элементы национальной инновационной системы. Современные проблемы науки и образования

Понятие «инновационная система» стало ак-

тивно использоваться во многом благодаря активности Организации экономического сотрудничества и развития, а также других международных организаций, в частности Мирового Банка. Под их эгидой было выполнено множество аналитических исследований, посвященных проблемам трансформации национальных экономик из традиционных в современные или индустриальных в постиндустриальные, основанные на знаниях.

Национальной инновационной системой называется совокупность институтов, производящих новые знания, а также правовых, финансовых, социальных институтов, общественных норм и этических ценностей, участвующих в создании новых знаний, их хранении, распространении, трансформации в новые технологии, продукты и услуги, потребляемые обществом. Все эти компоненты системы совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, которая служит государству для формирования и реализации политики, определяющей инновационный процесс. В их задачи входит обеспечение развития и роста качества жизни путем генерирования, инвестирования и практического применения результатов инновационной деятельности. В инновационной экономике знания трансформируются в непрерывный поток нововведений, отвечающих динамично меняющимся потребностям, а часто формирующих эти потребности.

Понятия национальной инновационной системы и инновационного процесса в экономике различны по своей сути. Так, инновационный процесс, или деятельность по созданию и внедрению новой технологии либо продукта, услуги, начинается с фундаментальных исследований. Их результаты генерируют прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, служат основой для первых образцов. В свою очередь на их основе создаются продукты, продвигаемые на рынок.

Концепция национальной инновационной системы отходит от чисто технологического подхода к инновационному процессу как к однонаправленной цепочке последовательных действий по продвижению новшества от фундаментальных исследований до прикладных разработок и опытного производства. В ней учитываются мотивация отдельных экономических субъектов и в то же время их совместная деятельность на всех уровнях и стадиях инновационного процесса.

Важную роль в инновационном процессе играют отношения, связи между его отдельными субъектами как внутри страны, так и на мировом уровне, а также институциональные факторы, прежде всего правовые нормы и законы, регулирующие эти отношения, политические правила игры, моральные и этические установки, национальный менталитет.

Другими словами, эффективность инновационных процессов зависит от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами (ценности, нормы, право). Действующее в данный момент национальное законодательство (формальное и неформальное, определяемое ментальными и моральными установками общества) во многом определяет национальный характер инновационной системы. Это приобретает особую важность при рассмотрении российского менталитета, так как именно в России отношения очень часто регулируются не формальными законами (имеющими много «белых пятен»), а их неформальными субститутами.

Огромное значение при формировании инновационной системы имеет полноценный инновационный климат, т.е. сформировавшаяся окружающая среда (представляемая в виде комплекса материальных, социальных, политических, духовных ориентиров), в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным к творческой работе. Это то, что можно назвать инновационной культурой.

Место страны в общемировом процессе развития определяется такими факторами, как восприимчивость общества к нововведениям, способность генерировать высокую инновационную активность, потенциал информационного пространства, развитие ключевых научно-производственных систем нового технологического уклада. Из этого можно сделать вывод, что инновационная культура общества характеризует восприимчивость людей к новым идеям, в частности их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.

Очевидно, что концепция национальной инновационной системы значительно шире линейной модели инновационной деятельности. В ней новое знание - перманентный элемент (рождающийся не только в начале цикла, но в любой его точке), а не просто начальный этап инновационного цикла. Знание превращается в элемент нелинейной постиндустриальной модели развития. Сегодня корпорации используют системно-интегрированные сетевые модели инновационного прогресса, означающие возможность получения знаний точно в срок.

Это означает, что в принципе новое знание может быть эффективно использовано для получения инновационной премии (ренты) на каждом этапе и различными способами. Например, эффект от инновации в маркетинговой политике, рекламной кампании, управлении торговой маркой или в отношениях с потребителями может существенно превысить первоначально ожидаемое значение инновационной ренты, созданной разработкой нового товара (технологии, услуги).

Таким образом, линейная модель движения нового знания в инновационном цикле преобразуется в более сложную сетевую модель, в которой новое знание может генерироваться каждым субъектом на любом этапе цикла. Более того, здесь должен появиться новый блок управления, который проводит анализ, организацию, оптимизацию процесса извлечения инновационной ренты на разных этапах жизненного цикла. При этом анализируются и сравниваются экономические эффекты от использования новшеств на каждой стадии жизненного цикла и принимаются решения о перераспределении ресурсов. Создается система сквозного управления всей цепочкой стой-мости добавленной инновационной ренты для повышения эффективности функционирования экономических субъектов, их альянсов и консорциумов.

Инновационное развитие включает инновационный потенциал, т.е. возможный динамизм системы факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного развития.

Другими словами, инновационный потенциал представляет собой органическую составную часть каждой конкретной организации. Это подтверждается тем, что в сетевой модели движения нового знания инновационный потенциал - это ядро общего потенциала организации, составными элементами которого являются производственно-технологическая, научно-техническая, финансово-экономическая, кадровая, организационно-управленческая службы с их потенциалами.

В действительности рост инновационного потенциала организации возможен только в том случае, если «инновационная деятельность организована как одна из функций каждого подразделения организации и на каждом уровне управления» . П. Друкер видит возможность выбора ключевых направлений инновационной деятельности и эффективной реализации инноваций в использовании собственных достижений и превращении их в фундамент последующей деятельности.

Главные сущностные характеристики национальной инновационной системы в огромной степени определяются базовыми свойствами экономической и политической системы, в которой она сформировалась. С этой точки зрения неправомерно говорить, что сейчас в России впервые формируется национальная инновационная система. Поскольку процесс создания инноваций протекает уже не одно столетие, постольку можно утверждать, что в СССР существовала своя национальная инновационная система. Но советская инновационная система существенно отличалась от систем, характерных для рыночных экономик. Если мы считаем, что национальная инновационная система как подсистема общественного хозяйства определяется принятой экономической парадигмой, то можно говорить о

двух различных концепциях национальной инновационной системы - административно-командной и рыночной.

Исторический опыт позволяет проанализировать качественные различия этих систем, их достоинства и недостатки. Например, важнейшие экономические, социальные, организационные характеристики инновационной системы в административно-командной экономике СССР диктовались фундаментальными принципами принятой тогда парадигмы: полное огосударствление создаваемой в общественном производстве собственности, включая интеллектуальную; закрытость и опора на собственные силы; мобилизационный тип развития и сверхмилитаризация народного хозяйства; идеологизация всех видов деятельности, в том числе научно-технического сектора.

Безусловно, парадигма, в рамках которой реализовывалась инновационная стратегия, определяла ее уникальные особенности. Она позволяла:

о концентрировать огромные, наиболее значимые интеллектуальные и материальные ресурсы для решения задач военно-промышленного комплекса, милитаризации страны; о создать весьма благоприятные экономические и социальные условия для развития фундаментальных и поисковых исследований, необходимых государству; о решать очень сложные задачи весьма скромными средствами за счет дешевых, а то и абсолютно бесплатных интеллектуальных ресурсов.

Но с течением времени, а именно в 1970-х гг., стали проявляться некоторые негативные особенности, в частности: о закрытость, непрозрачность, следствием чего стало отсутствие реальной связи между общественными потребностями и приоритетами научно-технической политики; о сверхцентрализация управления, очень низкая мобильность и негибкость системы, предельно низкая эффективность использования ресурсов;

о отсутствие рыночных рычагов, из-за чего невозможно уловить сигналы спроса, предложения, оптимального использования ресурсов.

По мнению некоторых ученых, комплекс этих особенностей привел к нарастающему отставанию СССР в современных направлениях науки, технологии и высокотехнологичных производств и в конце концов к проигрышу в технологической гонке, а в начале 1990-х гг. - к коллапсу самой системы (каждая дополнительная единица затрат стала давать все меньшие приросты конечного выпуска, которые подошли к отрицательным значениям). При подобных обстоятельствах экономика не могла нормально функционировать.

Принципиально отличная экономическая парадигма характеризует деятельность современной национальной инновационной системы рыночного типа. В практическом смысле это означает:

о открытость национальной экономики, ее интеграцию в глобальное мировое хозяйство;

  • 0 законодательно закрепленное право частной собственности, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности;
  • 0 равноправие хозяйственных субъектов, включая государство, в экономической деятельности;

о законодательное обеспечение конкурентной среды, что ориентирует производителей на интересы потребителей и стимулирует непрерывное создание инноваций.

На первый взгляд состав субъектов, включенных в инновационный цикл рыночной экономики, мало отличается от их состава в административно-командной системе, однако есть важное отличие рыночной инновационной системы, которое следует из принципиально иной экономической парадигмы, - независимость и равноправие хозяйствующих субъектов, в свою очередь вытекающее из законодательно закрепленного права частной собственности на средства производства.

Рассмотрим характеристики малых инновационных организаций на разных этапах развития.

На этапе, когда определенная бизнес-идея продвигается командой разработчиков, юридически не оформленной либо организованной в новое юридическое лицо, такие объединения принято называть «посевные» (seed).

Компании, которые еще не имеют рыночной истории и крупных активов, но уже в состоянии продемонстрировать образцы готового продукта, предназначенные для рынка, называют только возникшими инновационными компаниями (start-up companies). Таким компаниям нередко предоставляют

финансирование так называемые бизнес-ангелы - состоятельные частные инвесторы, вкладывающие деньги в рисковые инновационные проекты или компании, еще не оформленные в отдельное юридическое лицо. В России сегодня деятельность «ангелов» развита очень слабо, нередко носит благотворительный характер и основана на психологии богатых людей, готовых помочь в развитии рискового высокотехнологичного бизнеса.

Следующий этап развития малой компании - инновационная компания ранней стадии (early stage). Такие компании, как правило, имеют рыночный продукт, способны производить его в небольших количествах, но им не хватает своей прибыли для организации масштабного производства, инвестиций в оборудование, рекламу и т.д. Иногда им требуются ресурсы для продолжения научных исследований и опытно-конструкторских работ с целью окончательной доводки рыночных образцов. Важным этапом развития компании является расширение (expansion), когда компания жизнеспособна и ее продукт пользуется спросом.

В рыночной системе сообщество инновационных предпринимателей выступает в роли разработчиков наиболее рисковых бизнес-проектов, основанных на уникальных, ранее не апробированных научно-технических, управленческих, социальных и других новшествах. Здесь именно реальные нужды потребителя, т.е. конечный спрос, формируют структуру актуальных инноваций. Под эту структуру спроса подстраиваются производители новшеств. Сравнение инновационных процессов в разных экономических системах показывает, что их мотивационные стимулы совершенно различны. Так, в административно-командной системе у субъектов хозяйствования, ориентирующихся на количественные показатели объемов производства и использование дешевой либо абсолютно бесплатной рабочей силы, отсутствуют стимулы к эффективному использованию ресурсов, ориентации на спрос, следовательно, к инновациям, обновлению. В рыночной экономике именно конечный спрос активно продвигает в жизнь самые востребованные и ценные инновации. В Советском Союзе была создана мощная инновационная система, ориентирующаяся почти исключительно на военную сферу, экстенсивное использование ресурсов, не имеющая механизмов повышения эффективности затрат, поглощающая преобладающую долю государственного бюджета. К началу 1930-х гг. в СССР существовала разветвленная система научно-технической деятельности, охватывающая все направления науки. К 1943 г. СССР имел лучшие образцы военной техники, открытия в области радиолокации, физики ядра и т.д. В 1946-1951 гг. наука бурно развивалась. Темпы роста ассигнований на науку составляли 12 % в год при росте научно-исследовательских кадров 7-8 % в год. Середина 1950-х - начало 1970-х гг. отмечены значительным рывком в области освоения атома, космоса, кибернетики. В 1975-1985 гг. был сделан ряд шагов по укреплению научно-технической базы страны, сформирован единый научно-технический комплекс.

В 1997 г. было провозглашено на государственном уровне создание национальной инновационной системы России нового типа в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы - государственные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, венчурный инновационный фонд И Т.П., но вне связи друг с другом и другими секторами экономики, прежде всего промышленностью и сферой образования. При этом заимствование зарубежного опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов и потому не приводило к ожидаемым результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт ряда инициатив, в области инновационного развития экономики прорыва не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу, в создание нововведений, так и их коммерциализацию.

Острота проблемы заключается в том, что мы должны формировать инновационную систему рыночного типа, в то время как сами рыночные преобразования в стране недостаточно эффективны. За период рыночных реформ с 1991 г. произошли резкое снижение и деградация научно-технического потенциала страны. Если в 1991 г. на 10 тыс. рабочих приходилось 258 научных работников, то в 1998 г. - 150, а в 2002 г. - 130.

Происходит отток научных работников за рубеж и в сферу коммерции внутри страны.

В результате массовой и сверхбыстрой приватизации в большинстве отраслей промышленности на месте крупных научно-производственных объединений (НПО), часто обеспечивающих основную часть научно-производственного цикла изготовления изделий, возникло множество самостоятельных производственных предприятий, оторванных от научно-исследовательских структур и поставщиков комплектующих, не способных обеспечивать эффективную кооперацию по изготовлению конкурентоспособных технически сложных видов продукции. Ранее эффективные НПО оказались нежизнеспособными в условиях международной конкуренции. Не удивительно, что вопреки ожиданиям массовая приватизация предприятий не привела к сколько-нибудь заметному повышению эффективности производства.

Обобщающим показателем результативности инновационной деятельности инновационно-активных предприятий служит доля объема инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. В настоящее время инновационная продукция предприятий, активно занимающихся нововведениями, составляет около 20 %. В общем объеме отгруженной продукции доля инновационной продукции незначительна - около 2 %. Однако в России еще сохраняется ряд отраслей экономики, конкурентоспособных на мировом рынке, - топливно-сырьевой комплекс, черная и цветная металлургия, химическая, деревообрабатывающая промышленность, авиационная и аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение, отдельные подотрасли оборонно-промышленного комплекса. Россия имеет лидирующие позиции в разработке ряда фундаментальных проблем в области физики, математики, информатики, химии, физиологии, медицины, в прикладных разработках лазерной и криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники, средств связи и телекоммуникаций. В России сохраняется значительный научно-технологический потенциал, который может стать импульсом к формированию и реализации национальной технологической стратегии в ходе структурной перестройки промышленности.

С начала рыночных реформ быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели к существенным изменениям в состоянии производственного аппарата: большая его часть достигла возраста, когда неизбежно его быстрое выбытие. Производственно-техническая база находится в критическом состоянии. Износ оборудования за год составляет примерно 5 %, что приводит к двоякому результату. С одной стороны, это является одной из причин снижения объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень промышленности, а с другой - в условиях полного износа фондов легче проводить реструктуризацию промышленности (нет альтернативы), которая открывает неисчерпаемые возможности и механизмы замены выбывающих изношенных фондов новейшими, наукоемкими образцами и технологиями. Но вопрос в том, что пока задача мобилизации этих возможностей не решена.

Очень тяжело складывается ситуация в тех областях, где по разным причинам сформировалось огромное отставание российских разработок от мирового уровня. В первую очередь это относится к информационным и телекоммуникативным технологиям, отдельным направлениям машиностроения, биотехнологии и др. Открытие российского рынка для зарубежных товаров привело к падению спроса на отечественную наукоемкую продукцию и ее вытеснению с внутреннего рынка. В ряде отраслей отставание приобретает необратимый характер. Затраты, необходимые для освоения и поддержания современного технологического уровня, настолько велики, что становится выгоднее импортировать готовую продукцию из-за рубежа. Типичными примерами такого рода могут служить производство современных лекарств или отдельных элементов компьютерной техники (дисплеи, процессоры, оперативная память И др.).

В России практически не начиналась структурная перестройка промышленности, уменьшается спрос на инновационную продукцию. Организации сокращают объемы производства наукоемкой продукции, отдавая приоритет производству технически более простой и дешевой. Снижаются объемы производства продукции пятого технологического уклада, технологическим ядром которого являются электронная промышленность, компьютерная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение. Вместо них расширяется производство изделий четвертого технологического уклада, стержнем которого выступают автомобилестроение, тракторостроение, цветная металлургия, синтетические материалы, органическая химия, добыча и переработка нефти.

Выход из создавшегося положения, преодоление технологической отсталости производства возможны только при переводе экономики на инновационный путь развития, освоении промышленностью современных технологий, выпуске новых машин и оборудования. Конечно, выбор и реализацию инновационных приоритетов необходимо осуществлять с учетом развития рыночной среды, с помощью рыночных механизмов, посредством формирования и выполнения комплексных межгосударственных, федеральных и межрегиональных инновационных программ и проектов, создания и развития инновационной инфраструктуры, стимулирования освоения конкурентоспособных технологий и при этом модернизировать функционирующие смежные производства, сформированные в период централизованного планирования.

Одновременно должны быть созданы условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, в том числе государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры, подготовка кадров высокой квалификации, создание необходимой информационной инфраструктуры, а также системы охраны и вовлечения результатов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

Задачи повышения инновационной активности и методы их решения должны обеспечиваться стратегиями развития инноваций. При формировании инновационной политики в целях реструктуризации и повышения конкурентоспособности промышленности большое значение приобретают не только выработка четкой стратегии, ее нацеленность на формирование прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и кос-

венного государственного регулирования для инвестирования в инновационную деятельность.

В связи с этим необходимо осуществлять такие конкретные меры, как:

о концентрация организационных и инвестиционных ресурсов на тех направлениях инновационной деятельности, которые позволяют реализовывать конкурентные преимущества России;

о эффективная государственная инвестиционная политика и эффективный менеджмент в инновационной сфере;

о государственная поддержка «точек роста» на базе исследовательских и промышленных звеньев в гражданской сфере и оборонно-промышленном комплексе, конкурентоспособных на мировом рынке, ориентированных на экспорт и импортозаме-щение;

О стимулирование современных технологий, взаимного конверсионного обмена технологиями между гражданской сферой и сферой оборонно-промышленного комплекса;

о поощрение экспорта отечественной инновационной продукции с целью повышения восприимчивости промышленного производства к научно-техническим достижениям;

О мобилизация косвенных рычагов, стимулирующих заинтересованность предприятий в инновациях и освоении прогрессивных технологий.

Но для того чтобы Россия смогла реализовать все предложенные меры, встать на инновационный путь развития, необходимо взять курс на всестороннее развитие человека в качестве стратегического ресурса и носителя общественного прогресса, создать инновационный климат в России, поддерживающий дух творчества, привлечь к процессу развития все население страны. Это главный приоритет.

Мир вступил в эпоху знаний, становления нового технологического уклада, нового качества жизни населения. Во многом это обусловлено особенностями происходящей информационно-технологической революции, формирующей новую экономику. В результате интеллект, информация, знания становятся важнейшим активом экономики. С их помощью удается преодолевать демографические, трудовые, сырьевые, пространственные и временные, экологические и иные огра-

ничения, обеспечивать эффективные структурные сдвиги в экономике. Важнейшим критерием развития становится способность общества к эффективным преобразованиям - технологическим, экономическим, социальным, социокультурным.

Пока российское общество, особенность которого заключается в присущем ему традиционализме, демонстрирует низкую инновационную культуру, а российская экономика - невосприимчивость к инновационному пути развития. Такой путь развития отнюдь не способствует переходу к непрерывному инновационному процессу. В сложившихся условиях необходимо изменить отношение общества и государства к внедрению наукоемких технологий, прежде всего информационно-коммуникативных как эффективного инструмента развития человека.

  • Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке: учеб, пособие; пер. с англ. М. : Вильямс, 2002.

Различные мета-структурные изменения на уровне как отдельной организации, так и союза, ассоциации, совместного предприятия и пр. могут рассматриваться как очень важный и перспективный источник инновационного развития. Однако во многих случаях эти изменения могут оказывать негативное влияние на способность предприятия воспринимать новые идеи, решения и предложения, а также осуществлять их внедрение. Одной из причин этого может быть чрезмерное расходование интеллектуального, личностного и временного ресурса его сотрудников на совладание с трудностями мета-структурных изменений, а также на оптимизацию организационного построения вновь создаваемых структур в ущерб их активности по поиску и внедрению новых идей и технологий.

Для того, чтобы избежать возможных негативных последствий при формировании альянсов и объединений в контексте их инновационной деятельности проводятся многочисленные исследования закономерностей функционирования таких систем.

Концепт инновационных систем тесно связан с понятием технологических систем, которые понимаются как сети различных активных звеньев, взаимодействующих в определённой экономической или производственной области, включённых в определённую организационную структуру и участвующих в процессах продуцирования, распространения и утилизации различных технологий .

Основная идея, стоящая в основе понятия "инновационная система", заключается в том, что сами инновации, а также процесс их распространения, являются одновременно и индивидуальным, и коллективным актом. Таким образом, принято считать, что инновационная система состоит из сетей индивидов и организаций, которые порождают, развивают, распространяют и используют инновации . Системы инноваций построены таким образом, что обеспечивают реализацию следующих процессов:
продуцирования идей;
развития, распространения и тестирования идей на их пригодность и практичность;
трансформации и превращения идей в "ноу-хау", знания и технологии;
превращения идей, информации и знаний в востребованные продукты на коммерческом, экономическом, социальном и пр. уровнях.

В контексте исследования инновационных систем отдельное внимание должно быть уделено инновационной инфраструктуре, "...представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые, обучающие фирмы и инвесторы" [Основы инновационного менеджмента, 2000, с. 40].

Выделяется ряд функций инновационных систем, реализация которых позволяет такой системе устойчиво и эффективно функционировать . Ниже рассмотрим их более подробно.

Функция 1. Предпринимательская активность. Активная деятельность звеньев инновационной системы является важнейшим фактором, обуславливающим успешность её функционирования. Роль предпринимательской инициативы с наибольшей силой проявляется в трансформации новых знаний и идей в конкретные перспективные коммерческие перспективы и планы. В этой связи предприниматель является ключевым звеном в процессе рождения и внедрения инноваций. Без его активной деятельности их появление становится невозможным.

Функция 2. Совершенствование знаний (обучение). В связи с тем, что в настоящее время экономика постепенно приобретает черты экономики знаний, и эти знания приобретают важнейшее значение в контексте социально-экономического развития, образование в его фундаментальных и прикладных формах превращается в один из наиболее мощных факторов, обуславливающих это развитие. Знания и обучение становятся источником инноваций, а также силой, способной поддерживать и расширять глобальный инновационный процесс. Выделяются несколько видов обучения в контексте функционирования инновационной системы, наиболее важными из которых являются "обучение через наблюдение" и "обучение через действие".

Функция 3. Распространение знаний через сети. Если распространение инноваций внутри отдельной организации может осуществляться традиционными методами, включающими в себя директивные указания и распоряжения, а также действия участников инновационного процесса в соответствии с их должностными инструкциями, то в инновационной системе такие методы могут оказаться неэффективными. Прежде всего это связано с тем, что распоряжения со стороны руководства одной организации совсем не являются обязательными для исполнения сотрудниками другой. Кроме этого, различия в параметрах организационной культуры и принципах профессиональной деятельности в различных звеньях одной и той же инновационной системы могут приводить к расхождениям в понимании смысла и цели тех либо иных процессов, происходящих в рамках одного инновационного проекта.

Во многих случаях информационный обмен оказывается особенно важным в контексте согласованной работы государственных и коммерческих структур, а также в процессе анализа ранка и выработки единой маркетинговой стратегии всеми участниками инновационной системы.

Обмен знаниями и информацией подразумевает согласование самых разных параметров на этапах формирования стратегической линии развития такой системы. Так, объектами согласования могут быть общие стандарты деятельности различных звеньев системы, формулирование долгосрочных планов, целей и пр. Эти параметры должны разрабатываться с учётом новейших технологических и научных достижений. Таким образом, активность звеньев инновационной системы в условиях обмена информацией и знаниями может рассматриваться как "обучение через взаимодействие" или в случае включения в анализ провайдера информационного обмена как "обучения через применение" .

Функция 4. Поиск направлений дальнейшего развития. В инновационной системе декларируются стратегические цели развития, которые определяют основное направление деятельности её элементов и участников. Так, к примеру, ориентация на экономию ресурсов в такой системе может приводить к появлению сберегающих технологий. Критериями эффективности такой поисковой активности могут являться успех в конкурентной борьбе, достижение поставленных целей социального развития, согласованная работа компонентов инновационной системы и пр.

Функция 5. Формирование рынка. Развитие и внедрение новых технологий зачастую сдерживается доминированием старых, устоявшихся и отживших свой век методов и подходов. Таким образом, необходимо "расчищать место" для развития перспективных проектов. На уровне организации, например, это может быть осуществлено с помощью специальных регламентирующих процедур или методами вознаграждения, а на уровне целого государства - с помощью налогового регулирования.

Функция 6. Мобилизация ресурсов. Для успешного функционирования инновационных систем необходима мобилизация финансовых, человеческих и пр. ресурсов. В условиях устойчивого и ритмичного развития эти ресурсы в большинстве случаев равномерно распределены между агентами этого развития. В случае же инициации инновационного процесса зачастую необходима резкая мобилизация этих ресурсов для того, чтобы обеспечить стартовый импульс этому процессу. В наибольшей степени сказанное относится к инновационным скачкам, которые будут подробно рассмотрены в разд. 4.2.

Функция 7. Создание сил, противодействующих инновациям. Эта функция инновационных систем является во многом парадоксальной. Парадоксальность обуславливается тем, что для успешного протекания инновационного процесса необходимо наличие сдерживающих сил или той традиционной среды, в которой будущая инновация должна вызреть и консерватизм и сопротивление которой она должна преодолеть прежде, чем окажется по достоинству оцененной и внедрённой в практику. В этом случае она может выступить "могильщиком" старой системы, одновременно являясь её "кровью и плотью".

В деятельности инновационной системы отдельно встаёт проблема её эндогенной (внутренней) и экзогенной (внешней) гармонизации [Основы инновационного менеджмента, 2000]. Эндогенная гармонизация подразумевает увязывание деятельности её различных подструктур и звеньев в единый процесс, направленный на достижение стратегических целей. Для этого необходимо решение следующих основных задач:
разработки конкретных проектов и программ;
формирования ориентированной на инновации организационной структуры и методов её коррекции (в случае необходимости);
обеспечения кооперации в процессе реализации инновационных программ и проектов;
проектирования производственных процессов;
разработки планов продвижения и реализации инновационной продукции;
подбора и обучения персонала для реализации инновационных программ;
формирования и развития системы распределения функций;
разработки системы поддержки и стимулирования творческой и инновационной инициативы;
формирования творческой психологической атмосферы.

Экзогенная гармонизация предполагает согласование инновационной системы с внешней средой. В процессе этого согласования должны быть решены следующие задачи:
выработка планов долговременного развития;
разработка процедур формирования средне- и краткосрочных планов на основе принятой стратегии развития;
проведение маркетинговых исследований;
увязывание планов развития системы с социально-политическими, юридическими экономическими, экологическими и пр. нормами, правилами и традициями;
изучение и использование передовых технологий и прогрессивного опыта у конкурентов;
увязывание планов инновационного развития системы с реалиями научно-технического прогресса.

В процессе анализа инноваций на организационном уровне могут быть выделены и изучены преимущественно структурные составляющие инновационного процесса. Для исследования социально-психологических условий рождения и практической реализации инноваций необходимо осуществление анализа также на групповом уровне.

Концепция национальных инновационных систем (НИС) активно разрабатывается в мире начиная с 1990-х гг. Она опирается на ряд следующих новейших подходов в экономической теории:

  • Новая теория роста , которая позволяет сделать вывод, что инвестиции в НИОКР или человеческий капитал являются необходимым, но недостаточным условием технологического развития и быстрого экономического роста. Важен также эффективный обмен знаниями и технологиями между академическими институтами и предприятиями.
  • Эволюционная теория , изучающая закономерности и историческую преемственность в технологической динамике.
  • Неоинституциональная теория , анализирующая вопросы, связанные с развитием и координацией институтов, взаимосвязями между рыночными и нерыночными институтами, институциональной динамикой.

Понятие НИС было впервые использовано в 1987 г. К. Фрименом в книге «Технологическая политика и экономическое превосходство: уроки Японии» , представлявшей собой попытку понять природу стремительного технологического и экономического развития Японии в послевоенные годы. По мнению Фримена, национальная инновационная система – это сеть институтов в государственном и частном секторах экономики, деятельность и взаимоотношения которых приводят к появлению, импорту, усовершенствованию и распространению новых технологий. Дальнейшее развитие концепция НИС получила в трудах Р. Нельсона, который осуществил в конце 1980-х гг. анализ инновационных систем 14 стран и впоследствии обобщил их . Однако единого подхода к пониманию сущности НИС в этих работах еще не было. Основоположником концепции национальных инновационных систем считается Б. – А. Лундвалл, который в своей работе отметил, что:

  • понятие НИС воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса;
  • это понятие отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последние десятилетия;
  • исследования, основанные на концепции НИС, создают плодотворную основу для разработки технологической и промышленной политики.

Национальная инновационная система представляет собой следующее.

Совокупность взаимосвязанных организаций (структур), осуществляющих производство и коммерциализацию научных знаний и технологий в пределах национальных границ. К таким структурам относятся:

  • предприятия и образуемые ими сети (альянсы);
  • система научно-исследовательских организаций;
  • другие исследовательские учреждения (например, лаборатории высших учебных заведений);
  • элементы инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, агентства технологического трансфера, фонды и т.п.).

Комплекс финансовых, правовых и социальных институтов, обеспечивающих происходящие внутри страны процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [Иванова, 2001]. Эти институты оказывают существенное влияние на инновационный процесс. К ним относятся:

  • экономическая среда, создаваемая макроэкономической политикой и другими формами государственного регулирования;
  • система образования и профессиональной подготовки;
  • особенности финансирования инноваций;
  • коммуникации;
  • особенности рынков: товарного, факторов производства, труда и т. д.

Развивающаяся система социально-экономических отношений между структурами и институтами, обеспечивающих хозяйственное развитие и рост качества жизни на базе нововведений и заключающихся в обмене деятельностью, связанной с генерированием, распространением и практическим применением инноваций [Васин, 2002].

Инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов – размеров страны, наличия природных и трудовых ресурсов, особенностей исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Кроме того, для каждой НИС характерны определенная структура и некоторая степень упорядоченности, предполагающие достаточную стабильность институционального взаимодействия (при этом в каждой стране складывается своя конфигурация национальных элементов). Национальная инновационная система представлена на рисунке.

В рамках общей модели, показанной на рисунке, формируются национальные особенности инновационной системы: соотношение государства и частного бизнеса в осуществлении и финансировании инновационной деятельности; роль крупных и малых предприятий в инновационном процессе; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности.

Отставание России от развитых и новых индустриальных стран в технологическом развитии во многом обусловлено особенностями ее НИС, перечисленными ниже.

  1. Распространение новых знаний и передача технологий, а также финансовое стимулирование предприятий и организаций, разрабатывающих и внедряющих новшества, осуществлялось в основном директивно, через соответствующие министерства и ведомства. Вследствие этого российские предприятия оказались лишены многих присущих рыночной экономике функций, а также опыта инновационного менеджмента.
  2. Вплоть до начала 1990-х гг. значительная часть расходов на НИОКР в нашей стране (до 70–75 %) приходилась на военно-промышленный комплекс. Снижение государственного оборонного заказа и, соответственно, финансирования со стороны государства привело к сокращению платежеспособного спроса со стороны предприятий, «утечке мозгов», снижению научно-технического потенциала государства.
  3. В российской экономике малые предприятия, если и присутствовали, то, в основном, не в отраслях, определявших научно-технический прогресс. Это приводило к отсутствию в национальной инновационной системе очень важного звена. Ведь именно малые предприятия, в силу своей гибкости, мобильности, заинтересованности их создателей в успехе, обладают высокой инновационной активностью и играют существенную роль в создании и распространении нововведений.

Рис. Национальная инновационная система

В настоящее время на долю семи высокоразвитых стран (примерно из 150 стран с экономикой рыночного типа) приходится около 80–90 % наукоемкой продукции и весь ее экспорт. Доля России составляет только 0,3 %. Страны «большой семерки» обладают 46 из 50 макротехнологий, которыми владеет мир, включающими совокупность технологических процессов (НИОКР, подготовка производства, само производство и сервисная поддержка проекта) по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами. Из этих технологий 22 контролируются США, 8-10 – Германией, 7 – Японией, по 3–5 – Великобританией и Францией и по одной приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию. Другие страны контролируют лишь 3–4 такие технологии [Ливанов, 2009].

В последнее время формирование эффективной инновационной политики и соответствующее ей реформирование НИС становятся объектом пристального внимания со стороны государства. Только в 2008 г. были приняты такие важные для развития инновационной сферы законы, как «О патентных поверенных», «О передаче прав на единые технологии». Под эгидой Российской венчурной компании было сформировано шесть венчурных фондов общим объемом 16 млрд. руб. Два из них начали работу. Были запущены программы создания региональных венчурных фондов и технопарков. Однако формирование инфраструктуры не позволяет решить одну из ключевых проблем российской НИС – отсутствие эффективных механизмов коммерциализации результатов НИОКР-технологий. Это заставляет нас обратить внимание на изучение технологической составляющей инновационного потенциала страны и механизмов технологического развития.

Освоение новых знаний, приобщение к опыту предыдущих поколений приводили к изобретениям и открытиям, распространению более совершенных методов освоения природных богатств, механизации и автоматизации труда, замены ручного труда машинным, внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым инновации легли в основу как научно-технического прогресса, так и проведения курса на рациональное использование ресурсов, получение максимального в данных условиях результата. Постепенно в мире сложилась экономическая философия, опирающаяся на принцип применения научных новшеств, их внедрения в конкретную практику в качестве инструмента улучшения условий и повышения качества жизни, роста производительности труда и ресурсоотдачи. Приложение такой философии к производственной экономике фактически послужило выработке укоренившегося курса на инновационную экономику.

В настоящее время на рынке ежедневно появляются все новые и новые товары и услуги. Расширение спектра инструментов фондового и валютного рынков исчисляется десятками и даже сотнями. Происходит постоянное совершенствование существующих и появление новых продуктов потребления. Ассортиментный ряд расширяется быстротечно. Вот, например, одно из описаний последней новинки в линии пылесосов Electrolux Oxygen: «Все пылесосы серии оснащены гипоаллергенной системой, герметичным корпусом, антибактериальным мешком-пылесборником, дистанционным управлением с инфракрасным индикатором, а также индикатором контроля за наполнением пылесборника». Даже сегодня такое описание кажется новаторским. Другое новаторство -- это всемирная компьютерная сеть. По оценкам специалистов, в ближайшее десятилетие объемы электронной купли-продажи через Интернет достигнут в развитых странах до 10% всего объема розничной торговли. В целом в ХХ веке наиболее значимыми научно-техническими достижениями человечество признало появление банков крови и центрального отопления, изобретение персонального компьютера и ксерокса, открытие антибиотиков и пищевых ароматизаторов. Традиционные методы управления и регулирования экономики больше не действуют. И так как замедлять развитие НТП неразумно, а устранить его влияние на изменение привычного экономического климата невозможно, то объективно неизбежно возникает необходимость выработки новых методов управления. Развитие новых технологий и рынков привело к тому, что сегодня во всем мире экономический рост хозяйствующих субъектов определяется той долей продукции и оборудования, которые содержат прогрессивные знания и современные решения. Сегодня, характеризуя переход мировой экономики на инновационный путь развития, исследователи говорят о формировании «экономики инноваций», «экономики знаний» и др. Но вне зависимости от терминологии и оценок причин перехода, большинство признаёт, что изменился тип производства. Его основной чертой выступает формирование национальных инновационных систем (НИС).

Впервые понятие инновационной системы было использовано в 1987 году К. Фриманом в его исследовании технологической политики в Японии. Фриман описал важнейшие элементы японской инновационной системы, которые обеспечили экономический успех этой страны в послевоенный период. Однако первым серьезным материалом, посвященным инновационной системы, считается книга «Национальная система инноваций» под редакцией Б. Лундвалла, вышедшая в 1992 году. Подход к изучению технологического развития в отдельных странах, исходящий из данного понятия, оказался крайне привлекательным, поскольку:

  • 1) понятие инновационной системы воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса;
  • 2) это понятие отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последнее десятилетие;
  • 3) исследования, основанные на понятии инновационной системы, создают плодотворную основу для разработки технологической и промышленной политики.

НИС, как правило, характеризуют как совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. О ней говорят как об обеспечивающей инновационные процессы системе экономических механизмов и видов деятельности. Под НИС также понимают совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ.

Другая часть НИС - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.

НИС, таким образом, - это совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции или услуг и осуществляющих свою инновационную деятельность на основе соответствующей нормативной правовой базы в рамках проводимой государством политики.

Большинство исследователей проблем перехода экономики на инновационный путь развития выделяют следующие особенности.

Возрастающая интеграция науки, образования, производства и рынка . В условиях рыночных отношений она периодически нарушается, но постоянно стремится к количественной, и особенно качественной, согласованности этих сфер, что приводит к росту комплексности хозяйственных организмов, увеличению объемов и интенсивности внутренних взаимосвязей и взаимодействия между подсистемами и элементами. Данная тенденция проявляется в формировании корпоративного каркаса экономики и образовании инновационных корпораций, в развитии макротехнологических систем, различных межотраслевых и межрегиональных научно-производственно-финансовых структур.

Усиление инновационной ориентированности инвестиций . Под влиянием закона цикличности развития указанная инновационная ориентированность имеет периодические спады, но в длительной перспективе четко просматривается в практике транснациональных корпораций, экономке большинства развитых стран. Она проявляется не только в росте удельного веса инвестируемых средств, вкладываемых в инновационное развитие, но и в появлении в структуре инвестиций их разновидности с четкой преимущественной направленностью на инновационное воспроизводство. Речь идет об использовании в инновационном инвестировании венчурного капитала, производственного лизинга, различных видов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.

Рост согласованной интеллектуализации всех видов труда : физического, управленческого, предпринимательского, посреднического и прочего. Здесь имеют значение особенности прогресса современных производительных сил, усложнения технико-технологической вооруженности труда.

Возрастающая взаимосвязь преимущественного типа развития хозяйственных систем разного уровня в макроэкономике . Тип развития хозяйственной системы, особенно на региональном и корпоративном уровнях, не может отличаться от типа развития большинства входящих в неё подсистем, хотя отдельные различия могут быть. Например, региональная экономика не может быть инновационно ориентированной, если большинство предприятий на территории развиваются преимущественно по экстенсивному пути. Подобная взаимосвязь проявляется при усложнении организационной модели корпораций, переходящих на инновационный тип за счет формирования в их составе особой хозяйственной зоны из числа малых и средних научных фирм, а также развития длительных связей с научными учреждениями межотраслевого и межрегионального характера.

Составными частями НИС являются следующие элементы: нормативно-правовая база, субъекты инновационной деятельности и инновационная инфраструктура.

При осуществлении инновационной деятельности возникает комплекс правоотношений. Этот комплекс регулируется нормативно-правовой базой, в которой на законодательном уровне устанавливается:

  • - основные элементы инновационной системы страны; критерии отнесения и формы осуществления инновационной деятельности (включая инфраструктуру); принципы государственной инновационной политики, направления государственной поддержки инновационной деятельности и формы государственного участия; разграничение полномочий государственных органов различных уровней по реализации такой политики;
  • - механизмы стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических результатов (передача прав на результаты научно-технической деятельности непосредственному исполнителю за исключением случаев, когда такие результаты используются для целей обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны, а также; соблюдение условий, при которых объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в режиме коммерческой тайны, учитываются наравне с другими охраняемыми результатами научно-технической деятельности);
  • - самостоятельность фондов в определении способов финансирования НИОКР и инновационных проектов при обязательном обеспечении независимой экспертизы заявок;
  • - правовое обеспечение интеграции науки, образования, промышленности и бизнеса предусматривающее создание и функционирование оправдавших себя на практике таких структур интеграции: базовая лаборатория, научно-образовательные центры, академические университеты, центры коллективного пользования, а также создание научно-образовательно-промышленных комплексов. Меры государственной поддержки интеграции науки, образования и промышленности, а также механизм их реализации. Предоставление научным организациям права осуществления образовательной деятельности.

К субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность, относятся исследовательские институты (отраслевые и академические), вузы, проводящие научные исследования, промышленные предприятия (малые и средние), занимающиеся разработкой новой продукции и выпуском небольших ее партий, крупные предприятия, которые в идеале должны осуществлять масштабное производство инновационной продукции. Для полноты следует упомянуть также предпринимателей и изобретателей, занимающихся изобретательской и исследовательской деятельностью в частном порядке.

Субъектный состав инновационной деятельности в общем виде подразделяется на три категории: государство, негосударственные корпоративные и индивидуальные субъекты.

Государство играет определяющую роль в функционировании НИС. Оно выполняет в инновационном процессе как функции нормативно-правового регулирования, так и собственно инновационные (в лице различных государственных предприятий и организаций) и инвестиционные функции через финансирование инновационной деятельности из средств государственного бюджета - вне зависимости от категории субъекта этой деятельности.

Негосударственные корпоративные субъекты инновационной деятельности выполняют на рынке инновационных объектов как инвестиционные функции, так и функции по производству самих инновационных объектов. При этом капиталовложения могут быть двоякими - в развитие собственного производства или для финансирования производства, развиваемого иными субъектами хозяйствования.

Индивидуальные субъекты инновационной деятельности - это физические лица, осуществляющие индивидуальную инновационную деятельность (научные исследования, опытно-конструкторские разработки, изобретения) и реализующие на рынке её результаты или инвестирующие в эту сферу временно свободные средства.

Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что эффективное функционирование высоко конкурентных национальных инновационных систем возможно только на основе государственного регулирования и поддержки, основным направлением которой является формирование инфраструктуры национальной инновационной системы для поддержки развития различных форм инновационно-технологического предпринимательства, в том числе малых инновационных предприятий.

Основными элементами инновационной инфраструктуры являются:

  • 1) Технологическая инфраструктура (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы).
  • 2) Консалтинговая инфраструктура (центры трансферта технологий)
  • 3) Инфраструктура подготовки кадров (система высшего профессионального образования и переподготовки кадров)
  • 4) Информационная инфраструктура
  • 5) Финансовая инфраструктура
  • 6) Сбытовая инфраструктура

Каждый из этих элементов играет важную роль в формировании как инновационной инфраструктуры, так и национальной инновационной системы. Развитие именно всех элементов инновационной инфраструктуры позволяет создать комплексную систему, отвечающую современным условиям и реалиям.

Современная НИС формируется, исходя из общей государственной макроэкономической политики и нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию данной политики. Основными элементами инновационной системы являются следующие подсистемы (рис. 1): генерации знаний, образования и профессиональной подготовки, производство продукции и услуг, инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение. Учитывая, что функционирование НИС строится исходя из условий рыночной экономики, сам по себе рынок науко- емкой продукции и услуг может рассматриваться как одна из подсистем НИС. Основу НИС составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность организаций, выполняющих фундаментальные исследования разработки, а также прикладные исследования. Исторически в различных странах сложились различные структуры как государственные, так и общественные, проводящие научные исследования и разработки. Так, в Германии это, прежде всего Общество Макса Планка и Общество Фраунгофера, в Нидерландах - Организация прикладных научных исследований (TNO), Организация научных исследований (NWO), Королевская академия искусств и наук (KNAW) и т.д. Кроме того, значительный объем исследований и разработок выполняется в университетах.

Основными элементами подсистемы инновационной инфраструктуры являются бизнес- инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры и др. В последние годы ярко обозначилась тенденция к созданию глобальных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимают Европейская бизнес сеть (European business network - EBN) и сеть инновационных центров (Innovation Relay Centers - IRC).

В рамках исследований инновационной системы центральное место занимают определение основных элементов инновационной системы и анализ форм циркуляции знаний внутри инновационной системы.

Тем не менее, обобщая проведенные за последние годы исследования, можно назвать те элементы, которым уделяется основное внимание большинством авторов, в том числе Эдквист, Лундвалл.

Во-первых, это комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании знаний: фирмы и образуемые ими сети; научная система; другие исследовательские учреждения; элементы экономической инфраструктуры.

Во-вторых, это все остальные элементы, влияющие на инновационный процесс: контекст, создаваемый макроэкономической политикой и другими формами государственного регулирования, система образования и профессиональной подготовки, особенности товарных рынков, рынков факторов производства и рынка труда, система финансирования инноваций, коммуникации.

Практически во всех работах, посвященных инновационной системе, акцентируется внимание на том, что потоки технологий и информации между людьми, предприятиями и институтами играют ключевую роль в инновационном процессе. Технологическое развитие является результатом сложного комплекса взаимосвязей между участниками системы - предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. Поэтому в исследованиях по инновационной системе важное место занимают измерение и оценка потоков знаний и информации. Можно выделить четыре типа таких потоков.

1. Взаимодействие между предприятиями, прежде всего совместная исследовательская деятельность и другое техническое сотрудничество. Основными методами здесь являются обследования фирм и обследования на основе литературных источников.

2. Взаимодействие между предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. В материалах по инновационной системе подчеркивается, что качество научных исследований, финансируемых государством, и взаимодействие научных учреждений с промышленностью может быть одним из наиболее важных национальных активов при продвижении инноваций. Финансируемые государством исследовательские учреждения являются для промышленности источником не только фундаментальных знаний, но и новых методов, инструментов и полезных навыков.

3. Распространение технологий. Наиболее традиционным типом потока знаний в инновационной системе является распространение технологии в форме новых машин и оборудования. Знания о технологиях могут быть получены от потребителей и поставщиков, а также от конкурентов и государственных учреждений.

4. Мобильность рабочей силы. Движение людей и знаний, носителями которых они являются («неявные знания») - это один из ключевых потоков внутри инновационной системы. Большинство исследований по передаче технологий показывают, что навыки и коммуникационные возможности персонала играют критически важную роль при внедрении новых технологий. Инвестиции в продвинутые технологии должны сопровождаться развитием этой «способности к внедрению», которая в значительной степени определяется квалификацией, навыками и мобильностью рабочей силы.