Мис ван дер роэ - пророк технической эры. Нйу чбо дет тпь мадчйз

Людвига Миса ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) называют самым влиятельным архитектором ХХ века. Его проекты и общее мировоззрение определило то, как выглядят современные города сегодня.

Людвиг Мис (27.03.1886, Ахен - 17.09.1969, Чикаго) - модернист и основоположник интернационального стиля. Общие принципы, которые он использовал в своих постройках: свободный план, каркасная структура, облегченные конструкции, модульная система, новые материалы, простая геометрия.

1. Здание как решение проблемы В молодости, работая в мастерской немецкого архитектора Петера Беренса, Мис ван дер Роэ выработал универсальный подход к проектированию зданий. Он называл себя ярым противником идеи о том, что специфика зданий должна иметь индивидуальный характер: характер постройки должен определяться общей проблемой, решаемой с помощью архитектуры.

2. «Меньше - значит больше» - принцип, сформулированный Мисом ван дер Роэ, надолго овладел умами всех архитекторов, исповедовавших предельный функционализм. Как и God is in the details, выражение Less is more стало афоризмом и слоганом современной архитектуры.

Романтики не любят мои здания. Для них они холодные и строгие. Но мы не строим для удовольствия. Мы строим ради определенной цели.

3. Свободная планировка «Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу, но это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, как и традиционный план», - писал Мис ван дер Роэ в 1953 году. Концепция свободной планировки впервые была реализована в проекте трехэтажного жилого дома поселка Вайсенхоф, построенного в пригороде Штутгарта для выставки «Жилье».

4. Ясная конструкция Архитектора интересовала ясность и понятность конструкции. «Если вы станете сначала разрабатывать план и внутренние пространства, все застопорится и будет невозможно создать ясную конструкцию. Конструкция - это становой хребет здания, благодаря ей и возможен свободный план. Без этого станового хребта план был бы не свободным, а хаотическим и потому затрудняющим использование здания», - писал Людвиг в 1953 году.

Кресла Barcelona, 1929. Knoll.

5. Кресло Barcelona В 1929 году Мис ван дер Роэ спроектировал павильон Германии для Международной выставки в Барселоне. Шедевр из стали, оникса, травертина и стекла. Архитектор отказался от декора, а интерьер объединил с окружающим ландшафом. Зная, что павильон посетит король Испании Альфонсо XII с супругой, Мис ван дер Роэ разработал вариант модернистских тронов - так появились кресла Barcelona, которые потом стала выпускать американская компания Knoll.

6. Просто Мис С 1912 по 1930 год сын ремесленника Людвиг работает как независимый архитектор в Берлине и меняет свою фамилию на более претенциозную, объединив с помощью аристократического сочетания «ван дер» унаследованную от отца фамилию Мис с материнской Роэ.

7. Директор Баухауса Мис ван дер Роэ стал третьим и последним директором немецкого Баухауса. В 1930 году основатель школы Вальтер Гропиус попросил Миса ван дер Роэ занять этот пост. Второй директор, возглавлявший школу с 1928 по 1930, Ханнес Мейер, который был марксистом, передав бразды правления Мису ван дер Роэ, уехал с несколькими учениками в СССР - строить города при крупных заводах и проектировать город Биробиджан.

Людвиг Мис ван дер Роэ, 1934. Баухаус. Фото: Werner Rohde.

8. Петербург Людвиг Мис ван дер Роэ строил в Санкт-Петербурге. Незадолго до Первой мировой войны в 1911-1912 году он руководил строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади, которое возводилось по проекту его шефа Петера Беренса.

9. Бекман, Кандинский и Клее В 1938 году Мис ван дер Роэ уехал в США, бежав от нацистов, и стал натурализированным американцем. «Я несколько лет жил в гостинице в Чикаго, - вспоминал архитектор. - У меня было только три потребности - мартини, сигары Dunhill и дорогая одежда. При себе я имел три ценности - работу Макса Бекмана, Василия Кандинского и Пауля Клее».

Фарнсуорт-хауc. 1946-1951.

10. Стеклянные стены Дом, спроектированный для чикагского хирурга Эдит Фарнсуорт, - стеклянный каркасный параллелепипед, поднятый на опорах, стал самой копируемой и цитируемой жилой постройкой архитектора. Дом как будто парит в пространстве. Стены отделены от несущих опор, подчеркивая эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, раскрытой в окружающий ландшафт. «Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фарнсуорт-хауcа, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания».

Публикаций: 88

22.02.2017

Мис ван дер Роэ - пророк технической эры

В начале февраля стало известно, что в США снимут фильм о Мисе ван дер Роэ, великом архитекторе XX века. Основа сюжета - история строительства знаменитой виллы Фарнсворт и предполагаемый роман архитектора с заказчицей, хирургом Эдит Фарнсворт.

В ожидании фильма ЕСТП Блог публикует творческую биографию мастера, изобретателя новой грамматики архитектуры.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) - великий архитектор XX века. Его творчество предопределило развитие градостроительства, архитектуры и дизайна на десятилетия вперед, а его имя стало синонимом модернизма

Будущий "пророк технической эры" родился в Ахене - немецком городе, расположенном в нескольких километрах от Голландии и Бельгии. Готические шпили Ахена восхищали мальчика - это было его первое знакомство с архитектурой. Позже Мис добавит к фамилии отца фамилию матери (Роэ) вместе с промежуточной нидерландской приставкой "ван дер" в качестве напоминания о родных краях.

В мастерской отца-каменотеса Мис получает первые знания о материалах и их свойствах. Эти навыки архитектор блестяще использует в 1929 году при работе над проектом павильона Германии на Международной выставке в Барселоне: стены, одетые в травертин, мрамор и оникс, в сочетании со строгостью хромированной стали и стекла произвели колоссальное впечатление на современников.

Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929 год. Единственный экспонат - скульптура Георга Кольбе "Утро"

В 1908-м Мис поступает в мастерскую Петера Беренса, знаменитого архитектора своего времени, у которого проходили подготовку Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье. Через несколько лет Мис открывает в Берлине собственное бюро. В эти годы происходит стремительное накопление знаний и знакомство Миса с передовыми направлениями в искусстве и их идейными вдохновителями, среди которых были художники Тео ван Дусбург, Ханс Рихтер и Эль Лисицкий, философ Алоиз Риль, архитектор и теоретик Хендрик Петрюс Берлаге и многие другие.

Концепция застройки квартала Вайсенхоф. Она положила начало новому направлению в архитектуре под названием "интернациональный стиль"

В Германии Мис ван дер Роэ работает над проектами частных домов, а в 1927-м году возглавляет разработку генплана квартала Вайсенхоф. В 1930-м в Брно строит виллу Тугендхат, которая сегодня входит в список культурного наследия ЮНЕСКО. Характерное "мисовское" здание иллюстрирует его любимый слоган: "Бог - в деталях". Мис проектировал не только каркас, но и мебель, дверные ручки и даже пепельницы. Его стул MP, коллекции Barcelona и Brno считаются важной вехой в истории дизайна и выпускаются и по сей день: эксклюзивные права на производство принадлежат бренду Knoll.

Стул Barcelona - икона дизайна XX века, воплощение принципа Миса ван дер Роэ "Меньше значит больше" (Less is more). 1929. Knoll

Вилла Тугендхат, Брно, Чехия, 1930

Стулья из коллекции Brno, спроектированные для виллы Тугендхат. Образцы мебели из стальных труб появились в творчестве Миса ван дер Роэ одновременно с Марселем Брёйером, другим видным представителем Баухауза. 1930. Knoll

После эмиграции в США Мис ван дер Роэ создает свои самые знаменитые здания, вошедшие во все учебники по архитектуре. Выдающийся небоскреб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке критики сравнили с "черным кристаллом". Его масштаб не подавляет пешеходов, поскольку структура отодвинута от дороги на 30 метров, что позволяет считывать объем на расстоянии.

Сигрэм Билдинг, Нью-Йорк. Строительство было завершено в 1958 г., когда архитектору исполнилось 72 года

Другие важные строения Миса ван дер Роэ за океаном - это и корпуса Иллинойского технологического института в Чикаго, и изысканная вилла Фарнсворт, и проекты в Канаде, и многое другое. Спроектированные Мисом сооружения и пространства выявляют новые свойства материалов, отличаются рассудочностью, лаконичностью и законченностью конструкций.

"Я стараюсь делать здания нейтральной рамкой, в которой люди и произведения искусства могут жить своей собственной жизнью ", - говорил Мис.

Вилла Фарнсворт в Плано, США, 1951

Краун-холл Иллинойского технологического института, Чикаго, 1956. Большинство зданий для кампуса института представляли собой прямоугольную сетку с ячейками, заполненными стеклом. Общий вес стекла - 22 тонны

Жилой комплекс на Лейк Шор Драйв 860-880, Чикаго, 1951 год

В своей книге "Возможность абсолютной архитектуры" критик Пьер Витторио Аурели включил здание Федерального центра Чикаго в число хрестоматийных примеров "абсолютной архитектуры" для города, представляющего собой "группу островов в море урбанизации"

Прямым последователем идей Миса ван дер Роэ считается американское бюро Skidmore, Owings and Merrill, спроектировавшее тысячи небоскребов по всему миру. В списке концептуальных учеников Миса - такие гиганты архитектуры, как Йо Мин Пей, автор пирамиды Лувра, Минору Ямасаки, спроектировавший Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, супруги Смитсон, основоположники направления «необрутализм», и Арне Якобсен, представитель датского функционализма. В 1983 году городской совет Барселоны учредил Фонд Миса ван дер Роэ. Его именем названа одна из самых престижных европейских премий в области архитектуры.

До мая в баварском Музее Георга Шефера будет работать выставка коллажей Миса ван дер Роэ из коллекции Музея современного искусства MoMA (Нью-Йорк) - графических работ, представляющих еще одну грань таланта выдающегося мастера.

Внимательнее рассмотреть здания архитектора и услышать его собственный голос можно в видеоролике:

Мис ван дер Роэ был одним из ярчайших представителей архитектуры модерна. Спроектированный им типовой образ высотного здания не утратил актуальности даже сегодня.

Его желание создать «новую грамматику архитектуры» повлияло не только на фасады зданий, но и на внимание к ландшафту застройки.

Мис родился 27 марта 1886 года в немецком городе Ахене. Большое влияние на него оказала профессия отца, который был каменщиком. Именно в его мастерской у будущего архитектора зародился интерес к простым материалам и строгим формам.

Самым известным проектом ван дер Роэ называют павильон Германии на международной выставке в Барселоне 1929 года. Действительно, именно в нем архитектор впервые смог выразить свою концепцию «бога в деталях». Божественное Мис видел в природе, а пространство павильона позволяет любому посетителю прикоснуться к его идее: природа не только является «обрамлением» постройки, она неотъемлемая ее часть. Рамки между природой и человеком стерты, взаимопроникновение достигает своего максимума.

Кстати, именно в павильоне впервые находит отражение другой популярный сегодня принцип ван дер Роэ – отсутствие зонирования пространства, свободная планировка.

Несмотря на ранний успех, на родине его попытки самореализации были обречены – становление пришлось на 30е годы и правление нацистов, которые запретили современное искусство и назвали его сооружения «не немецкими» и откровенно левыми. Деполитизировать архитектуру было невозможно, и в 1937 году ван дер Роэ переезжает в США. Его первым крупным заказом становится здание Чикагского технологического института (сейчас Иллинойский технологический институт). Позже он возглавит там архитектурную школу.

В этот период Мис все больше стремится к универсальности и сокращает количество материалов. Если для павильона в Барселоне использовались и дерево, и декоративный камень, то в Чикагском проекте правит бал только стекло и сталь, а также уже знакомые модульные планировки.

50-е годы сам Мис ван дер Роэ называл апогеем своей карьеры. Именно в этот период развитие технологий позволило ему осуществить свою главную мечту – построить небоскреб с панорамным остеклением. «Чтобы действительно понять, чем является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет», - писал он.

Проектирование становится «универсальным». Появляются знаковые высотки - Лейк-Шор-Драйв (1951 год), Коммонуэлс променад (1957) и офисное здание Сигрэм-билдинг (1958). Они практически ничем не отличаются друг от друга, архитектор экспериментирует только с цветом стекла.

Универсальность, свет, пространство, природа как главное украшение – вот ключевые понятия в архитектуре ван дер Роэ. Его влияние на последователей трудно не оценить – помимо того, что столпы его концепции в ходу и сегодня, его именем названа престижная европейская премия в области современной архитектуры.

Текст: Вероника Мейт

Дата смерти Место смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки

Биография

Ранние годы

Работа в Германии

В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в , где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).

В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне , представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента , в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов - полированного травертина , оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.

Работа в США

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий - и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго .

Последние годы жизни и творческое наследие

Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине , построенная в году. Архитектор умер 17 августа г. в Чикаго.

Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией , а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм .

Факты

Ссылки

  • Официальный сайт дома-музея Фарнсуорт (англ.)
  • Официальный сайт виллы Тугендхата (англ.) , (чешск.)

Литература

  • Могульский Г. К. Мис ван дер Роэ. Москва, 1969
  • Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва, 1973
  • А. В. Иконников. «Архитектура XX века. Утопии и реальность». Т1, Т2 М.: Прогресс-традиция, 2002.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Людвиг Мис ван дер Роэ" в других словарях:

    Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ … Википедия

    Мис ван дер Роэ, Людвиг Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ Годы жизни Граждан … Википедия

    Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ Годы жизни Гражданство Германская империя … Википедия

    - (Mice van der Rohe) Людвиг (1886 1969) Немецкий архитектор, ведущий представитель «интернационального стиля», сложившегося в результате формообразовательных экспериментов авангарда 1920 х годов. Основным его вкладом в архитектурную поэтику явился … Энциклопедия культурологии

    - (Mies van der Rohe, Ludwig) (1886 1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников интернационального стиля, для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние… … Энциклопедия Кольера

    - (Mies van der Rohe) (1886 1969), немецкий и американский архитектор. В 20 х гг. один из лидеров функционализма, в 1930 33 директор «Баухауза». С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания параллелепипеда со … Энциклопедический словарь

    - (Mies van der Rohe) (1886 1969), немецкий архитектор. Профессионального образования не получил. С 1905 работал в Берлине в различных архитектурных мастерских, в том числе у П. Беренса (1908 12). В 1910 х гг. строил в духе неоклассицизма;… … Художественная энциклопедия

Людвиг Мис ван дер Роэ был одним из основоположников рационалистической архитектуры в Германии, а после Второй мировой войны он стал одним из ведущих архитекторов США. Самая характерная черта его построек – строгие геометрические формы. Предельная простота – вот точка приложения архитектора. Однако простота для Миса ван дер Роэ – не упрощенчество, граничащее с беспомощностью перед поставленной задачей; это простота, основанная на полном овладении сложной проблемой, ставшей благодаря этому простой. Мариа Людвиг Михаэль Мис родился в Аахене 27 марта 1886 года. В 1920-е годы к фамилии, унаследованной от отца, он прибавил фамилию матери. Аахен – старейший центр немецкой культуры. Город расположен вблизи голландской границы, и многие его жители своим спокойным, флегматичным характером и своеобразной внутренней сосредоточенностью напоминают голландцев. Во всяком случае, эти качества были присущи Мису ван дер Роэ. Его творчество по своему характеру ближе к голландской архитектуре, чем к немецкой. Людвиг не получил профессионального образования в обычном понимании. Интерес к строительству привил ему отец, мастер-каменщик, владелец лавочки, торговавший пиленым камнем.

С пятнадцати лет он помогал местному архитектору, выполняя бесконечные чертежи штукатурных орнаментов. В 1905 году Мис уехал в Берлин, где работал сначала у Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, а с 1908 года – в мастерской Петера Беренса. Среди поручений, которые пришлось выполнять Мису, был надзор за строительством Германского посольства в Петербурге. Три года, проведенные в мастерской Беренса, заложили основу формирования Миса как архитектора, навсегда усвоившего и неоклассические идеи, и технико-промышленные аспекты творчества своего учителя. Мастерская Беренса была единственной в Германии, где молодое поколение могло найти то, в чем оно нуждалось. Определенное влияние на молодого архитектора оказали и работы Райта, которые он видел на выставке в 1910 году в Берлине. Получив заказ в Голландии, Мис в 1912 году уехал в Гаагу, где познакомился с работами Берлаге.

Спустя год он открыл в Берлине свое проектное бюро. Период ученичества завершила Первая мировая война. В 1919–1924 годах, времена социальных потрясений и экономической разрухи, когда строилось мало, Мис ван дер Роэ выступил с серией экспериментальных проектов.

Среди них покрытые налетом экспрессионизма проекты стеклянных небоскребов, в которых архитектор искал новый тип конструктивной структуры и вместе с тем форму, полнее всего выявляющую прозрачность и блескость стекла. После Первой мировой войны Мис ван дер Роэ организовывал выставки, издавал журнал G и активно сотрудничал с Ноябрьской группой, пропагандировавшей современное искусство. Выполненные Мисом проекты оказались слишком смелыми для того, чтобы быть реализованными; однако они часто публиковались и оказали воздействие на развитие современной архитектуры.

В течение следующих двенадцати лет архитектор был занят проектированием ряда выставочных интерьеров, а также создал свои знаменитые работы в области мебельного дизайна – стулья “Барселона”, “Тугендхат” и “Брно”. В 1926г. его избрали вицепрезидентом Немецкого Веркбунда, профессиональной ассоциации архитекторов и мастеров декоративного искусства и промышленного дизайна, а на следующий год назначили директором знаменитой выставки Веркбунда в Штутгарте.

Мису ван дер Роэ посчастливилось продемонстрировать свои архитектурные воззрения в чистом виде при строительстве немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне и дома Тугендхата в Брно (Чехословакия, 1930). Обе работы знаменуют высшую точку в развитии его творчества, воплотившего основные идеи новой архитектуры – функционализм и отточенность геометрической формы. Немецкий павильон в Барселоне. Вместо павильона для размещения экспонатов он возвел здание, которое по четкости форм и красоте примененных материалов (травертин, оникс и стекло различных оттенков) представляет собой одновременно выставочный павильон и выставочный экспонат. В нем получила выражение новая архитектурная концепция: расчлененное перетекающее пространство со свободно расположенными стенками. Отказ от чисто декоративной трактовки конструктивных элементов – один из важнейших принципов современной архитектуры. Проект этого павильона принес ван дер Роэ мировую известность. Жилой дом Тугендхата в Брно. То, что в Барселоне могло восприниматься как причудливая игра плоскостями и материалами, здесь превратилось в новую концепцию жилого дома. Вилла была построена в 1928–1930 годах для Фрица Тугендхата и его жены Греты.

В 2001 году ЮНЕСКО внесла ее в список Всемирного наследия. Вилла является примером функционализма. Мис ван дер Роэ использовал железный каркас, который позволил ему обойтись без поддерживающих стен и тем самым создать внутри здания ощущение объема и света. Он сам выполнил дизайн всей мебели в здании (при этом два типа кресел, спроектированных им, кресло “Тугендхат” и кресло “Брно”, стали выпускаться массово и производятся до сих пор). В вилле не было произведений живописи, и эффект декоративности создавался за счет материалов с природной текстурой, таких как оникс и некоторые виды древесины. Стена из оникса пропускает свет и меняет цвет во время заката. Вилла расположена на склоне холма, и архитектору удалось использовать открывающиеся виды как целостную часть интерьера.

Из-за нацистского режима в 1937 году Мис ван дер Роэ вынужден был эмигрировать в США. Там ему предложили возглавить архитектурную школу ИТИ – Иллинойсского технологического института в Чикаго. В 1946-1951 г. в местечке Плейно, Иллинойс, Мис построил “Стеклянный дом” (“Фарнсуорт-Хауз”) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщиныхирурга. Три гладкие железобетонные плиты – терраса, пол и покрытие – как бы плавают над землей, приподнятые на металлических опорах, расположенных снаружи и связанных с боковыми гранями плит. Внутреннее пространство, огражденное лишь стеклянными панелями, не расчленено и воспринимается как часть общего пространства сада. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж.

Единственным замкнутым объемом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, и сейчас в нем функционирует музей. В значительно более крупном масштабе тема открытого павильона была использована архитектором для здания “Краун-холла” – архитектурной школы ИТИ (1952). Именно здесь определилась главная архитектурная тема его построек американского периода – нерасчлененный параллелепипед с вынесенным наружу каркасом.

Отличающийся гармонией пропорций, скупостью средств и четкостью композиций Иллинойсский технологический институт стал вершиной всего его творчества. Та же архитектурная тема – нерасчлененный прямоугольный объем – положена в основу небоскребов Миса ван дер Роэ. Конструктивный каркас небоскребов скрыт за их внешней оболочкой. Самые известные небоскребы Миса ван дер Роэ – высотные жилые дома в Чикаго на Лейк-ШорДрайв (1951), “Коммонуэлс променад” (1957) – отличаются лишь деталями от конторского здания “Сигрэм-билдинг” в Нью-Йорке (1958). Последний выделяется особой утонченностью проработки деталей и роскошью отделочных материалов – бронзовый каркас, стены из сиреневого стекла со сплавом золота.

Кажущаяся простота этих зданий достигнута дорогой ценой – она потребовала сложных конструкций и определенных жертв в функциональной целесообразности сооружений. При строительстве многоэтажных жилых домов в Чикаго Мис ван дер Роэ вернулся к выдвинутой им еще в 1919 и 1921 годах идее высотного дома из стекла. То, что тогда представлялось мечтой, стало теперь реальностью. Стекло и сталь – единственные средства, примененные им для воплощения своего архитектурного замысла. Благодаря скупости использованных средств, выразительности ясной архитектурной формы его ведущая архитектурная идея “меньше значит больше” (less is more) получила четкое выражение. Та же простота видна и в решении планировки дома. Вокруг центрального ядра, в котором находятся помещения инженерного оборудования, расположены спальни и жилые комнаты отдельных квартир. Выбранные им промышленные материалы – сталь и стекло – требуют для их использования в архитектуре высокоразвитого художественного чутья.

При работе с этими материалами важно тщательно разработать все детали, учесть малейшие изменения пропорций. Поэтому мастерские Миса ван дер Роэ сначала изготовляли шаблоны деталей несущей части здания и их примыканий в масштабе 1:1, так как уменьшение масштаба могло исказить художественное впечатление. Здание фирмы “Бакарди” по изготовлению рома в Мехико, пожалуй, самое интересное в архитектурном отношении из творений Миса ван дер Роэ 1953 и 1964 годов. Обращает на себя внимание сознательное подчеркивание соотношения между горизонтальными плоскостями, что чаще встречается в более поздних работах мастера. Кристаллические формы творений Миса ван дер Роэ были “приняты на вооружение” крупными проектными фирмами США.На какое-то время они стали едва ли не обязательными и для новых административных и коммерческих зданий, строившихся в странах Западной Европы. Известный своими изречениями “Меньше значит больше” и “Бог в деталях”, Мис попытался создать умозрительные, нейтральные пространства через архитектуру, основанную на материальной честности и структурной целостности. Мис ван дер Роэ скончался 17 августа 1969 года в Чикаго. Один из его внуков, Дирк Лоан (Dirk Lohan), тоже стал архитектором. Лоан спроектировал могилу дедушки на кладбище Грейсланд в Чикаго.

Талантливый мистер де ла Рента

Знаменитый американский модельер Оскар де ла Рента одевал голливудских кинозвезд, политических и венценосных особ, арабских принцесс, европейских аристократок.