Мировая экономика. Какое место по размеру экономики россия занимает в мире

В список крупнейших экономик мира, по данным различных финансовых организаций, на данный момент входят США, Китай, Германия (которая считается сильнейшим по экономическим показателям в Европе), Франция и Великобритания. «Известия» изучили ключевые индикаторы экономики - ВВП, объем международных резервов, внешний государственный долг и потребительские цены - этих и других стран, чтобы сравнить их с показателями Российской Федерации.

Ключевой индикатор экономики

Величина валового внутреннего продукта (ВВП) является одним из важнейших экономических показателей для любой страны. Именно по нему в первую очередь эксперты определяют крупнейшие экономики. Однако из-за того что каждая национальная экономика обладает собственными уникальными особенностями, сравнивать величины ВВП в чистом виде практически невозможно. Чаще всего при составлении международных рейтингов используется ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС) - в этом случае в расчет принимается уровень цен в стране, а также покупательная способность национальной валюты.

В рейтинге стран по размерам ВВП, рассчитанном с учетом ППС, Россия уступает нескольким крупнейших экономик мира, но незначительно. Причем и по данным Международного валютного фонда, и по данным Всемирного банка, РФ в 2016 году занимала шестую строчку в рейтинге. При этом МВФ оценил ВВП страны в конце 2015 года в $3,7 трлн, а Всемирный банк - в $3,6 трлн. Впрочем, в обоих списках самым успешным с 2013 года для России признан 2014-й - тогда ВВП страны достиг максимальных результатов.

Возглавляют список крупнейших экономик по данным за прошлый год КНР ($19,7 трлн), США ($18,3 трлн) и Индия ($7,9 трлн). В пятерку также входят Япония ($4,8 трлн) и Германия ($3,8 трлн). Великобритания и Франция уступают РФ, занимая девятую и десятую строчки рейтинга соответственно.

Впрочем, ВВП не всегда напрямую влияет на уровень жизни в стране. Так, весной 2016 года издание составило список из 25 самых богатых стран мира, основываясь на данных МВФ и Всемирного банка. США в нем заняли девятую строчку, Германия - 18-ю, Франция - последнюю, 25-ю. Китай, уже тогда считавшийся одной из сильнейших экономик мира, в список не вошел.

Внешний госдолг: когда последние строчки рейтинга - к лучшему

Показатель ВВП в том числе используется для сравнения внешнего государственного долга в разных странах. Для максимально объективного сравнения чаще всего используется не сама сумма государственного долга, а процент, который госдолг составляет от всего ВВП страны.

Россия при этом входит в число стран с наименьшим внешним государственным долгом. Так, в 2015 году, по данным МВФ, наша страна находилась на 171-й строчке рейтинга, включавшего в себя 186 стран. Общая сумма государственного долга РФ оценивалась в 17%. Япония, входящая в «большую семерку», лидировала в этом рейтинге с показателем в 248% (в тройку лидеров также входили Греция - 178,4% и Ливан - 139,1%), США занимали 12-ю строчку ­­с показателем 105,8%, Германия - 44-ю с показателем 71%.

Президент Владимир Путин дал указание Минэкономразвития представить к маю 2017 года комплексный план социально-экономического развития России до 2025 года. Особое место в этом плане, на наш взгляд, должна занять социальная сфера.

Это связано прежде всего с двумя обстоятельствами.

Во-первых, в период стагнации и рецессии 2013–2016 годов социальные показатели сократились в 2–3 раза сильнее экономических показателей: если валовый внутренний продукт снизился в годы рецессии на 3,2%, а промышленность - на 3%, то розничный товарооборот сократился почти на 15%, реальные доходы - на 10%, реальная заработная плата - на 9%, а конечное потребление домашних хозяйств - на 13%. Поэтому стоит первоочередная задача - восстановление этих и других социальных показателей.

Во-вторых, важнейшим источником экономического роста, который нам необходим, является развитие человеческого капитала, а значит, его главной составляющей части - «экономики знаний» (НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение). Так что развитие образования и здравоохранения - главных здесь отраслей - является первоочередной задачей.

Вывод: мы должны перейти к экономическому росту с приоритетным развитием социальной сферы. Это важно сделать и потому, что по международным рейтингам по социальным показателям (кроме образования) Россия отстает от других стран больше, чем по экономическим показателям.

Из 150 стран мира по уровню экономического развития - показатель ВВП по паритету покупательной способности на душу населения - Россия занимает 43-е место, по сопоставимому уровню реальных доходов и реальной заработной платы - 50–55-е место, по индексу социального развития ООН - 65-е место, по уровню жизни пенсионеров - 78-е место, по обеспечению комфортным жильем - примерно 80-е место, по ожидаемой продолжительности жизни - 90-е место, по качеству здравоохранения - 119-е место. И только по качеству и уровню образования у России 30-е место в мире.

Заметим, что в прошлом по многим социальным показателя Россия занимала более высокие места в мировом рейтинге.

По образованию в конце 50-х - начале 60-х годов Россия вышла на 3-е место в мире и с того времени постепенно «пятилась назад».

По ожидаемой продолжительности жизни в 1964–1965 годах Россия достигла 70 лет и входила в число самых развитых стран по этому показателю. Затем этот показатель снизился и вновь достиг 70 лет только в 2012 году, в то время как ведущие страны Европы достигли ожидаемой продолжительности жизни 81–83 года.

По жилью. Средняя обеспеченность на душу населения России составляет около 24 кв. м, что близко к 30-метровому рубежу ряда стран Европы. Вместе с тем 23% жилья в России не имеет канализации, 19% - водопровода, 31% - ни ванны, ни душа и 32% - горячей воды. Так что обеспеченность комфортным жильем в среднем составляет только 16 кв. м в сравнении с 30–40 кв. м в странах ЕС.

Финансирование образования и здравоохранения. Доля образования и здравоохранения в ВВП составляет менее 5% и по одной, и по другой сфере, причем расходы государства, включая социальные страхования, - менее 4%. В развитых странах, где ВВП на душу населения в 2–3 раза выше, чем в России, эта доля составляет по образованию - около 8%, а по здравоохранению - более 10%. По рейтингу стран мира по финансированию образования и здравоохранения Россия занимает 80–90-е места.

Столь низкая доля образования и здравоохранения во многом привела к тому, что удельный вес всей сферы «экономики знаний» в ВВП составляет 13%, в то время как в ЕС - около 30%, а в США - даже 40%. Заметим, что в советской России эта доля составляла около 20% и тогда мало отличалась от показателей развитых стран. Недостаточное развитие «экономики знаний» сильно тормозит наш экономический рост.

Пока мы являемся индустриальной страной, где промышленность производит около 30% ВВП, а «экономика знаний» - втрое меньше. Развитые страны перешли к постиндустриальному развитию, где «экономика знаний» является главной сферой экономики, создавая 30–40% ВВП, в то время как промышленность - около 20%.

Поэтому в развитых странах на 60–70% экономический рост связан с приоритетным развитием «экономики знаний» и только на 30–40% - с инвестициями в основной капитал. В России, напротив, основным источником роста экономики пока являются инвестиции в основной капитал. И, если мы хотим добиться этого роста, надо поднять долю инвестиций в ВВП с 17% в 2016 году до хотя бы 22% в 2020 году и 27% в 2025 году. Соответственно, долю «экономики знаний» в ВВП предстоит повысить с 13% в 2016 году до 17% в 2020 году и 25% в 2025 году. Это нам обеспечит экономический рост в размере 3–3,5% в 2020 году и до 5% в среднем в год к 2025 году.

Главной социальной задачей на период до 2025 года является преодоление бедности. 10% бедных семей имеют среднедушевой доход около 6 тыс. рублей в месяц, в то время как прожиточный минимум приближается к 10 тыс. руб., а уровень минимальной заработной платы установлен в размере 7,5 тыс. руб. У 10% богатых семей душевой доход в месяц составляет около 90 тыс. руб. в месяц. Разница с бедными семьями - около 15 раз.

К 2025 году надо поставить задачу, чтобы в России не было семей, душевой доход которых будет менее 15 тыс. руб. При этом среднедушевой доход с 30 тыс. увеличится к тому времени до 40–45 тыс. руб. (в ценах 2016 года).

Чтобы столь сильно подтянуть уровень жизни малообеспеченных семей, предстоит минимум зарплаты повысить до 20–25 тыс. руб. при увеличении средней зарплаты (без учета обязательного самофинансирования пенсий, страховки по здравоохранению, перехода на рыночные цены по ЖКХ и введения нормального налога на недвижимость в размере 1% ее рыночной цены) с 35 тыс. до 50–55 тыс. руб. А с учетом перехода к самофинансированию - до 70–80 тыс. руб.

Одновременно должны быть повышены пенсии с 35 до 50% к уровню средней зарплаты, введены более высокие пособия для детей и вдвое умножен размер материнского капитала. При этом существующая система социальной помощи за счет государства должна быть переориентирована прежде всего для оказания помощи малообеспеченным семьям, в то время как сегодня основные средства достаются средне- и высокообеспеченным гражданам.

При увеличении ожидаемой продолжительности жизни и размера пенсии возраст выхода на пенсию может быть повышен примерно на пять лет. В связи с этим численность трудоспособного населения страны увеличится на 10 млн чел., что компенсирует предстоящее сокращение этой численности в связи с возрастными сдвигами.

Финансирование образования и здравоохранения в сопоставимых ценах предлагается увеличить в 2–2,5 раза. Это позволит нам увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 72 лет в 2016 году до 79 лет в 2025 году, сократить смертность с 1,9 до 1,5 млн чел., в том числе трудоспособного населения - с 470 до 230 тыс. чел., и младенческую смертность с 6 на 1000 родившихся живыми до 3,5.

Заметим, что примерно такой же рывок мы сделали в последние 10 лет, сократив смертность населения с 2005 года на 400 тыс. человек, в том числе в трудоспособном возрасте - на 270 тыс. чел., увеличив продолжительность жизни с 65,3 до 72 лет и преодолев депопуляцию населения, которая в 2005 году составляла более 800 тыс. человек.

Нам коренным образом предстоит также улучшить качество образования - и школьного, и университетского. Но больше всего должно улучшиться профессиональное обучение, где ставку надо сделать не только на приобретение знаний, но главное - на навыки и умение, которые являются самой отсталой частью квалификации наших работников.

В течение следующих 10 лет следовало бы, на наш взгляд, существенно преобразовать нашу социальную систему, которая отстала от экономического развития нашей страны, не соответствует ему по уровню и является неэффективной для рыночной страны. Надо, ориентируюсь на опыт передовых стран, ввести обязательные страховые взносы на пенсии самих трудящихся - в размере до 10% дохода. Целесообразно перейти также к оплате трудящимися обязательной страховки на здравоохранение - в размере 6–7%, остальную часть страховки на пенсии и здравоохранение будет платить предприятие.

Введение взносов трудящихся на пенсионное обеспечение, страховку на здравоохранение, на компенсацию возможного повышения цен на ЖКХ в связи с переводом этой сферы на частную собственность и введением рыночных цен, на компенсацию нового налога на недвижимость - должно быть проведено таким образом, чтобы у 95% трудящихся (кроме самой богатой части населения) реальные доходы не снизились. Это можно сделать путем индексирования зарплаты и других доходов при указанных нововведениях

Следовало бы при налоговой реформе 2018 года ввести ступенчатую шкалу налогообложения, полностью освободив от налога малообеспеченные семьи и установив повышенные ставки налога с доходов, вдвое-втрое-вчетверо превышающих средний доход в размере 20–30–40% с верхней части дохода.

Комплекс всех этих мероприятий позволит сократить разницу в доходах бедных и богатых семей с 15 раз до 8–10 раз - до уровня стран Западной Европы.

Устинова Ольга Олеговна

Россия в мировой экономике.

Российская Федерация – крупнейшая экономика в мире. По размеру ВВП Россия входит в десятку крупнейших промышленно-развитых стран мира. Кроме того, РФ крупнейший экспортер в мире (экспорт в 2003 г. – более 1333 млрд. долл.). Но не смотря на достаточную дифференциацию промышленности хозяйственная направленность экспорта составляет по большей части продажей и вывозом сырья. По местному выражению известного публициста и телеведущего М. Леонтьева: «Россия – сырьевая супердержава». Это положение было закреплено за нашим государством многими веками. Но все же нашей промышленности удается изготовлять конкурентную продукцию в высокотехнологическом секторе. В первую очередь это касается оружия, экспорт осуществляется в 55 стран мира и составляет более 5 млрд. долл. Затем в России налажено производство очень качественного энергетического оборудования, востребованного во многих государствах зарубежья. Наконец, в РФ существует одни из самых развитых, атомная промышленность и космическая. В целом многие эксперты предрекают бурное развитие оффшорного программирования и лесопромышленного комплекса. Основные торговые партнеры РФ (внешнеторговый оборот в 2003 г. по данным ГТК РФ) : страны СНГ - 34,1 млрд. долл., Германия – 18,5 млрд. долл., Китай – 11,7 млрд. долл., Италия – 10,9 млрд. долл., Нидерланды – 10 млрд. долл., США – 7,1 млрд. долл., Польша – 6,3 млрд. долл., Швейцария – 6,3 млрд. долл., Великобритания – 6,3 млрд. долл., Финляндия – 6,2 млрд. долл., Франция – 5,8 млрд. долл., Турция – 5,7 млрд. долл.. В 2003 г. внешнеторговый оборот России достиг 9-летнего максимума. По сравнению с 2002 г. он увеличился на 25 % - 191,1 млрд. долл.. При этом вырос и экспорт – до 133,7 млрд. долл. (на 25,3%), импорт – до 57,4 млрд. долл. (на 24,3%). Все эти цифры говорят о том, что доля РФ в мировом торговом обороте неуклонно растет. Кроме того, государству удается на протяжении уже нескольких лет торговать с огромным профицитом – более 50 млрд. долл.

Основой точного роста торговли являются сырьевые отрасли Российской промышленности. Прежде всего это нефтяные сектора, цветная и черная металлургия. Эти «киты» отечественной индустрии в совокупности дают до 70% валютной выручки страны. Их доля на мировом сырьевом рынке постоянно увеличивается. Причем рост и продажи идут в жесткой конкурентной борьбе. Российская нефтяная промышленность конкурирует со странами ОПЕК.

Добыча нефти выросла в 1998 по 2003 г. с 303 млн. тонн до почти 400 млн. тонн. При этом основным отечественным компаниям удалось победить главное конкурентное преимущество стран ОПЕК, затраты на производство 1- ого барреля нефти сравнялись с арабскими (с 6 долл. до 2-3долл. за бочку). Кроме того, государство расширяет транспортные возможности индустрии, например, введение в строй балтийской трубопроводной системы позволит расширить экспорт до 35 млн. тонн. Также отечественная добывающая отрасль становится одной из самых инвестиционно привлекательных. Английская транснациональная корпорация ВР выкупила 50% акций ТНК (тюменская нефтяная компания) и теперь наращивает инвестиции в российские месторождения (по данным журнала «Профиль» англичане распродают бизнес в юго – восточных странах Азии, чтобы на вырученные средства активнее работать в России). Также о планах освоения российских недр объявили Schell, Exson-Mobil. Даже крупнейшая норвежская госкомпания StartOil объявила о переводе значительной части бизнеса в Россию, т. к. нефть в Норвегии (основной поставщик углерода в ЕС) истощается (данные «Известия» февраль 2004 г.)

Газовая промышленность. На РФ приходится более 35% месторождений природного газа. Основную добычу «голубого топлива» контролирует российский монополист «Газпром». В Европе на газ из России приходится до 70% потребления. По мнению экспертов потребление этого энергоносителя будет только расти, а государство и бюджет получают дополнительные прибыли.

Черная металлургия России явилась основной «наследницей» этой отрасли Советского Союза. В 1990 г. на ее долю приходилось 45% общесоюзной железной руды, 54% производства стали, 57% проката черных металлов и 61% стальных труб, выпускаемых отечественной промышленностью. В 1988 г. эта важнейшая часть индустрии вступила в кризис. Спад был преодолен в 1995 г., а в последнее время черная металлургия переживает форменный бум. Россия занимает четвертое место в мире по производству стали и чугуна (после Китая, Японии и США). На экспорт уходит около половины металла, в последнее время рост потребления отмечен и в России. Всего эта отрасль производит более 60 млн. тонн стали, 40 млн. тонн чугуна и 5 млн. тонн труб. Российская сталь является самой конкурентно способной продукцией в мире, как в цене, так и по качеству. Отечественные стальные компании являются одними из самых прибыльных (Новолипецкий металлургический комбинат с прибылью более 600 млн. долл., занял второе место после южнокорейского металлургического комбината).

Цветная металлургия. Выплавка алюминия – одного из важнейших, стратегического значения металлов – отличается высокой концентрацией производства в немногих государствах мира. Сейчас десять стран дают более ¾ алюминия в мире. По сравнению с периодом 1950-1980 гг. четко обозначился сдвиг получения этого металла в наиболее обеспеченные энергетическими ресурсами страны, особенно широко использующие дешевую электрическую энергию ГЭС.

Алюминий в последнее десятилетие стал важным экспортным товаром: на экспорт идет более половины металла, выплавляемого во многих странах мира. Крупнейшим экспортером этого металла стала Россия из-за резкого падения его потребления внутри страны. В среднем из страны вывозится около 80% произведенного алюминия, а ее доля на мировом рынке первичного алюминия достигла 22%. Эта важнейшая отрасль контролируется двумя российскими олигополистами: «Русский алюминий» и СУАЛ. В целом производство этой продукции растет, если в 1995 г. было произведено 2774 млн. тонн, то в 2003 г. около 3,2 млн. тонн.

Медная промышленность удерживает второе место по объему выплавки в цветной металлургии после алюминия. Концентрация выплавки этого металла по регионам очень велика: на Северную и Южную Америку приходится 45% ее получения в мире. Специализация этих регионов на медной промышленности устойчива: с 1950 по 2000 гг. их доля составляла 45-50%. Европа и Азия суммарно производят около 40%. Россия по выплавке меди занимает 2-ое место в мире. Всего в мире производится около 12 млн. т. меди, из них на РФ приходится более 600 тыс. тонн. Доля нашей страны будет расширена за счет ввода крупнейшего в мире медного месторождения в Читинской области, чьи запасы оцениваются в более 30 млн. т. Основные производители и экспортеры этого металла в России: «Норильский никель» и УГМК.

РФ обладает крупнейшими запасами платины и палладия (в общемировом производстве - 15% и 75%). Также на Россию приходится 40% мировой добычи никеля. Также в нашей стране производится около 9% золота в мире. Также Россия обладает 2-ой по значимости в мире алмазной индустрией (оборот этой отрасли около 3 млрд. долл. в год).

Стратегия сырьевых отраслей отечественной индустрии заключается в расширении географии поставок, постоянном снижении издержек и повышении качества продукции. Например, «Русскому алюминию» удалось стать ключевым поставщиком алюминия (ключевого металла для авиационной промышленности), как для «Boing», так и для его конкурента «Airbus».

Между тем развитие ключевых отечественных сырьевых компаний происходит в основном за счет собственных средств и прибыли, из-за низкого инвестиционного рейтинга российским корпорациям отказывают в получении кредитов под низкие проценты и на длинные сроки. Безусловно, экспортноориентированные компании приносят России основную прибыль. От этих отраслей импульс к развитию получает российское машиностроение, развивается сфера услуг. Но зависимость отечественной экономики от цен на сырье (прежде всего на нефть и газ) выглядит слишком явно, в государстве нет альтернативных источников развития российского хозяйства.

Кроме того, многие компании, получая огромную прибыль просто не могут вложить их на родине, где просто отсутствует достойные внимания проекты. Среди машиностроительного комплекса лучше всего себя чувствуют ВПК и производители энергетического оборудования.

Поставки отечественного энергетического оборудования осуществляется во многие страны

Российские компании, производящие оружие, занимают на мировом оружейном рынке долю в 10-15%, уступая лишь США. Продажи отечественных вооружений постоянно растут, если в 2001 г. было продано на 3,71 млрд. долл., то в 2002 г. – 4,8 млрд. долл., в 2003 г.- 5,00 млрд. долл., т. о. каждый год рост отмечается в 35-40%. Также в России подымается оборонный заказ, в 2004 г. он должен составить 5,2 млрд. долл., т. е. ничуть не уступать экспортным поставкам. Российский портфель заказов на продажи вооружений за рубеж составляет около 14 млрд. долл., которые будут осваиваться в течение нескольких лет.

Основные покупатели русского оружия, Индия и Китай, заявляют, что планируют покупать в ближайшие 20 лет на сумму не менее 1 млрд. долл. каждой из стран. По заявлению экспертов, отечественная индустрия может поставлять новейшие вооружения еще несколько десятков лет. У наших компаний появляются новые партнеры в Иране, Малайзии, Кувейте, ОАЭ, Алжире и Вьетнаме.

Поставки отечественного энергетического оборудования осуществляется во многие страны мира. Российские компании занимают долю на этом мировом рынке более чем в 5%. Недавно, в России произошло объединение активов основных промышленных гигантов этой отрасли «Силовые машины» и «Уралмаш – Ижора», чей совокупный оборот в 2004 г. должен превышать более 1 млрд. долл. Безусловно, консолидированный холдинг увеличит свое присутствие в этом секторе высокотехнологического оборудования.

Химическая промышленность. Эта отрасль индустрии пережила в 90-е гг. тяжелейший спад, в итоге оборот этого сектора сжала до размеров одного химического немецкого концерна «BASF» - не более 10 млрд. долл. в год. Но все таки одной из самых привлекательных линий этого направления остается производство удобрений.

Сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира

Начиная с 1968 г. ООН осуществляет Проект международных сопоставлений (ПМС), по которому сравниваются объемы ВВП разных стран мира по паритетам покупательной способности (ППС) валют. Советский Союз в течение долгих лет отказывался принимать участие в этой программе, не признавая «буржуазные показатели» ВВП и ВНП и ведя собственные завышенные международные сопоставимые оценки национального дохода и ряда других показателей. Лишь в 1990 г. СССР принял участие в этой программе, но вскоре развалился.

В (Таблице 1) приводятся данные по результатам международных сопоставлений ВВП России и главных стран мира за 2008 г. по данным США.

Таблица 1.

Место Страна ВВП (ППС) $млн.
- Земля 70,650,000
- Европейский союз 14,960,000
1 США 14,580,000
2 Китай 7,800,000
3 Япония 4,487,000
4 Индия 3,319,000
5 Германия 2,863,000
6 Великобритания 2,281,000
7 Россия 2,225,000
8 Франция 2,097,000
9 Бразилия 2,030,000
10 Италия 1,801,000
11 Мексика 1,578,000
12 Испания 1,378,000
13 Канада 1,336,000
14 Республика Корея 1,312,000
15 Индонезия 932,100
16 Турция 930,000
17 Иран 859,700
18 Австралия 824,900
19 Тайвань 757,200
20 Нидерланды 687,500
21 Польша 684,500
22 Саудовская Аравия 600,400
23 Аргентина 585,000
24 Таиланд 570,100
25 ЮАР 506,100
26 Пакистан 454,200
27 Египет 452,500
28 Колумбия 407,200
29 Бельгия 398,700
30 Малайзия 397,500
31 Венесуэла 368,600
32 Украина 359,900
33 Швеция 358,400
34 Греция 351,300
35 Нигерия 328,100
36 Филиппины 327,200
37 Австрия 325,000
- Гонконг 318,200
38 Швейцария 309,900
39 Румыния 278,400
40 Чехия 273,700
41 Норвегия 267,000
42 Чили 252,900
43 Перу 249,500
44 Вьетнам 246,600
45 Португалия 245,000
46 Сингапур 244,000
47 Алжир 240,200
48 Бангладеш 228,400
49 Дания 213,600
50 Израиль 205,700
51 Венгрия 203,900
52 Ирландия 198,500
53 Финляндия 185,500
54 Казахстан 167,600
55 ОАЭ 167,300
56 Кувейт 130,100
57 Куба 125,500
58 Марокко 125,300
59 Новая Зеландия 111,700
60 Словакия 109,600
61 Белоруссия 105,200
62 Ирак 102,300
63 Эквадор 98,790
64 Ангола 91,290
65 Мьянма 91,130
66 Сирия 87,090
67 Болгария 86,320
68 Шри-Ланка 81,290
69 Судан 80,710
- Пуэрто-Рико 77,410
70 Сербия 77,280
71 Тунис 77,000
72 Ливия 74,750
73 Хорватия 68,980
74 Азербайджан 65,410
75 Узбекистан 64,150
76 Гватемала 62,530
77 Эфиопия 62,190
78 Доминиканская Республика 61,790
79 Оман 61,610
80 Литва 59,640
81 Кения 58,880
82 Катар 57,690
83 Словения 54,670
84 Йемен 52,050
85 Танзания 48,940
86 Коста-Рика 45,770
87 Ливан 42,270
88 Сальвадор 41,650
89 КНДР 40,000
90 Латвия 39,730
91 Боливия 39,440
92 Камерун 39,370
93 Люксембург 38,560
94 Уругвай 37,190
95 Кипр 36,530
96 Афганистан 35,000
97 Панама 34,510
98 Кот-д’Ивуар 32,180
99 Гана 31,330
100 Гондурас 30,650
101 Эстония 29,350
102 Непал 29,040
103 Уганда 29,040
104 Иордания 27,990
105 Босния и Герцеговина 27,730
106 Парагвай 27,080
107 Туркмения 26,730
108 Камбоджа 25,900
109 Ботсвана 25,680
110 Бахрейн 24,500
111 Тринидад и Тобаго 23,790
112 Мальта 21,890
113 Ямайка 20,670
114 Сенегал 20,600
115 Грузия 20,500
116 Габон 20,180
117 Албания 19,920
118 Бруней 19,640
119 ДР Конго 18,840
120 Мадагаскар 18,120
121 Македония 17,350
122 Буркина Фасо 17,200
123 Армения 17,150
124 Мозамбик 17,020
125 Замбия 15,920
126 Чад 15,900
127 Никарагуа 15,840
128 Экваториальная Гвинея 15,540
129 Маврикий 14,060
130 Мали 13,470
131 Республика Конго 13,230
132 Лаос 12,650
- Аомынь 12,500
133 Исландия 12,140
134 Бенин 12,100
135 Папуа - Новая Гвинея 11,940
136 Таджикистан 11,820
137 Гаити 11,140
138 Намибия 10,720
139 Гвинея 10,690
140 Малави 10,510
141 Киргизия 10,380
142 Молдавия 9,821
143 Нигер 8,902
144 Руанда 8,440
145 Монголия 8,420
146 Багамы 8,332
147 Мавритания 5,947
148 Черногория 5,918
149 Свазиленд 5,626
150 Сомали 5,575
151 Барбадос 5,317
152 Того 5,208
- Джерси 5,100
153 Фиджи 5,079
- Сектор Газа 5,034
- Западный Берег реки Иордан 5,034
- Французская Полинезия 4,580
- Бермуды 4,500
154 Суринам 4,073
- Косово 4,000
155 Сьерра-Леоне 3,971
156 Эритрея 3,619
157 Бутан 3,359
- Новая Каледония 3,158
158 ЦАР 3,099
159 Лесото 3,092
160 Гайана 2,920
161 Бурунди 2,896
- Нидерландские Антильские острова 2,800
162 Андорра 2,770
- Гернси 2,742
- Остров Мэн 2,719
163 Восточный Тимор 2,608
- Гуам 2,500
164 Белиз 2,444
- Аруба 2,258
165 Зимбабве 2,211
166 Гамбия 2,106
- Каймановы острова 1,939
167 Сент-Люсия 1,794
168 Лихтенштейн 1,786
169 Джибути 1,738
170 Кабо-Верде 1,603
171 Мальдивы 1,586
- Американские Виргинские острова 1,577
172 Антигуа и Барбуда 1,526
173 Сейшельские Острова 1,378
174 Либерия 1,340
175 Коморские Острова 1,262
176 Гренада 1,108
- Гренландия 1,100
- Гибралтар 1,066
177 Сент-Винсент и Гренадины 1,042
178 Самоа 1,029
- Фарерские острова 1,000
179 Монако 976
- Майотта 954
180 Соломоновы Острова 948
- Северные Марианские острова 900
181 Вануату 897
- Британские Виргинские острова 853
182 Сан-Марино 850
183 Гвинея-Бисау 808
184 Сент-Киттс и Невис 721
185 Доминика 648
186 Тонга 526
- Американское Самоа 510
187 Кирибати 348
188 Федеративные Штаты Микронезии 277
189 Сан-Томе и Принсипи 256
- Тёркс и Кайкос 216
- Острова Кука 183
190 Палау 125
191 Маршалловы Острова 115
- Ангилья 109
- Фолклендские острова 75
192 Науру 60
- Уоллис и Футуна 60
- Сен-Пьер и Микелон 48
- Монтсеррат 29
- Остров Святой Елены 18
193 Тувалу 15
- Ниуэ 8
- Токелау 2

Российская Федерация была включена в ПМС ООН за 1993 г. и впоследствии стала постоянной участницей этой программы, предоставляя все необходимые базовые данные. Для расчета ППС за 1999 г. в рамках ОЭСР – Евростат Россия предоставила данные о ценах почти 3000 товаров и услуг, сформировав тем самым «корзину» для сравнения своего ВВП в долларах. Подобные же расчеты были произведены за 1996 г.

Эти расчеты показывают, что Россия по общему объему своего ВВП в конце XX в. занимала 10-е место в мире, отставая от США примерно в 10 раз, от ЕС – в 9,8, от Китая – в 5, от Японии – примерно в 3,6, от Индии – в 2,7, от Франции – в 1,6, Великобритании и Италии – в 1,6, от Бразилии – в 1,3 раза. По ВВП в расчете на душу населения Россия отставала от США в 1999 г. в 5,5 раза, от ЕС – в 3,8, от Японии – более чем в 4, от Германии – в 4, от Великобритании, Франции и Италии – примерно в 3,8 раза, от Бразилии – на 10%. Зато опережала Китай в 1,6 раза и Индию – в 2,6 раза. Данные, конечно, неутешительные, но объективные.

Согласно данным исследования за прошлый год Великобритания произвела промышленной продукции на 227 млрд долларов, опередив в рейтинге Южную Корею (214 млрд долларов), Россию (207 млрд долларов) и Бразилию (205 млрд долларов). Однако Франция по объему промышленного производства в прошлом году опередила Британию на 26 млрд, что позволило французам обогнать британцев с итоговым результатом в 253 млрд долларов.

В минувшем году на долю Британии приходилось 2,6% мирового промышленного производства. Три года назад это показатель составлял 3,6%, а в 1980 – 5,4%.

«В последние десятилетия экономика Британии в значительный степени опиралась на сектор финансовых услуг, однако сегодня эта сфера переживает не лучшие времена, – отмечает главный аналитик финансового рынка IHS Global Insight Марк Киллион. – Это означает, что сейчас необходимо уделить внимание производственному сектору».

Что касается России, то, согласно последним данным Росстата, рост промышленного производства в стране в мае 2010 года относительно мая 2009 года составил 12,6%.

В январе-мае 2010 года по сравнению с январем-маем 2009 года рост промпроизводства составил 10,3%, в мае по сравнению с апрелем 2010 года -1,2%.

Рост промышленного производства в апреле составил 10,4% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года.

В начале XXI в. ситуация в соотношении сил между Россией и другими крупными в экономическом отношении странами мира по показателю ВВП стала меняться в пользу России. Так, по примерным оценкам, в 2006 г. ВВП России составил 1160,5 млрд. долл. против 10 800 млрд. долл. в США, т.е. почти 11% уровня США, или в 9 раз меньше.

Приведенные в табл. 2 данные свидетельствуют о том, что с 1999 по 2006 г. Россия укрепила свои позиции в мировой экономике. Ее ВВП приблизился к уровню США, т.е. отставание сократилось. Теперь ВВП России вплотную приблизился к уровню Бразилии, и не исключено, что в ближайшие годы мы превзойдем эту страну по объему производимого ВВП. Но главное – Россия по объему своего ВВП заметно приблизилась к уровню Франции, Великобритании и Италии, отставая от них в пределах всего лишь 30%.

Обращает на себя внимание усиление позиций Китая и ослабление позиций Японии. ВВП Китая подходит к уровню 60% ВВП США, а ВВП Японии снизился по отношению к уровню США почти на 4 процентных пункта. Ослабли позиции и Западной Европы по отношению к уровню США. Обратимся теперь к данным о промышленном производстве (к сожалению, Госкомстат РФ не дает в своих публикациях международных сопоставлений по промышленному производству в долларах). Наиболее надежным источником для этого служат разработки по ППС Института мировой экономики и международных отношений РАН на базе всей последней международной статистики и мировой экономической литературы (автор этих разработок – Б.М. Болотин). Основные результаты таких сопоставлений представлены в (Таблице 3). Данные в ней свидетельствуют, что место России в мире по объему промышленного производства заметно выше, чем по показателю ВВП. По объему промышленного производства мы занимаем 6-е место в мире и составляем немногим более 20% уровня США. При этом следует обратить внимание на то, что в Европе Россия занимает 2-е место после Германии, превосходя по этому показателю Францию, Великобританию и Италию. Сказывается наличие у нас мощной добывающей промышленности и ВПК.

Канаду Россия превосходит по объему промышленного производства практически вдвое.

Международные сопоставления по уровню производительности труда в народном хозяйстве и оценки места России в мировой экономике по этому важнейшему показателю эффективности производства, также проведены ИМЭМО РАН (Таблица 4)

Эти данные показывают, что Россия отстает от США по производительности труда в народном хозяйстве практически в 5 раз, от Канады – в 4, от Западной Европы – в 3,5 раза, но вдвое превосходит Китай, в 4 раза – Индию, на 16% – Бразилию и отстает от Мексики на 18%. От главных стран Западной Европы и Японии мы отстаем по народно-хозяйственной производительности труда примерно в 3,5 раза.

В течение ряда лет в Институте Европы РАН проводились весьма детальные, а главное, прямые двусторонние сопоставления уровней производительности труда в промышленности России, США, Германии, Франции и Великобритании за 1992 и 1998 гг.

В результате спада производства в России в 1998 г. соотношение ее уровней производительности труда в промышленности и соответствующих уровней главных капиталистических стран заметно ухудшилось. Лишь после 1999 г. начался процесс улучшения этих соотношений. За 1998–2006 гг. производительность труда в промышленности Российской Федерации увеличилась практически более чем на треть.

Такова статистика, чисто количественная характеристика места России в мировой экономике в конце XX – начале XXI в. Она, естественно, не включает анализа качественных сторон состояния российской экономики и общества. Последнее представляет собой особую проблему, которая рассматривается нами лишь в аспекте сравнения этого состояния с основными ведущими тенденциями в мировой экономике.

Следует отметить, что соотношения объемов производства в промышленности более благоприятны для России, чем ее соотношения с рассматриваемыми западными странами по ВВП. Так, по оценкам Всемирного банка, ВВП России в 1992 г. составлял лишь 12% ВВП США, 49% ВВП Германии, 68% ВВП Франции и 75% ВВП Великобритании.

Сравним эти соотношения за 1992 год с соотношениями за прошлые времена. По оценке известного российского статистика и экономиста С. Прокоповича, объем национального дохода России (ближайшего по своему охвату показателя к показателю ВВП) в 1913 г. составлял 25% от уровня США. В 1987 г., по нашей оценке, национальный доход СССР был равен примерно 30% от уровня США. Значит, соотношения ВВП России и главных западных стран в 1992 г. были намного ниже, чем в 1913 и 1987 гг. (в 1987 г. ВВП СССР составлял порядка 30% от ВВП США, а ВВП России был равен 61% ВВП СССР).

Обратимся теперь к сопоставлениям производительности труда в промышленности. Расчеты показали, что уровень производительности труда в России в 1992 г. составлял 17% от уровня США, 26 – Германии, 21 – Франции и 32% – Великобритании. Это намного ниже, чем в СССР в 1987 г. (24% к уровню США). По оценке С. Струмилина, производительность труда в цензовой промышленности России (в расчете на рабочего) в 1914 г. составляла порядка 20% американского уровня. Иными словами, соотношения производительности труда в промышленности России и главных стран Запада в 1992 г. были ниже, чем в 1987 г., и почти такими же, как в 1913 г. А за 1998 г. соответствующие соотношения России и четырех западных стран становятся еще ниже. Сейчас они составляют к США 12%, к Германии – 18%, к Франции – 16 и к Великобритании – 23%.

Из-за отсутствия соответствующих показателей отечественной статистики возьмем данные западных специалистов.

Национальный доход России, подсчитанный известными американскими советологами П. Грегори и Р. Стюартом для 1913 г., составил 21% от уровня США, 97 – от уровня Великобритании, 172 – от уровня Франции и 83% – от уровня Германии. По национальному доходу в расчете на душу населения, по оценке этих советологов, соответствующие соотношения были равны: 12, 21, 40 и 32%.

По расчетам тех же авторов, темпы роста промышленного производства России в конце ХIХ и начале ХХ вв. были выше, чем у большинства стран Запада, составляя не менее 5% в среднегодовом исчислении. За период с 1860-го по 1900 г. его объем в России утроился, и в 1913 г. Россия занимала пятое место в мире по производству промышленной продукции, уступая лишь США, Великобритании, Германии и Франции. В расчете на душу населения она была по этому показателю на уровне Испании, Италии и Австро-Венгрии.

Теперь вернемся к нашим расчетам и экстраполируем полученные нами соотношения за 1992 г. на 1998 г. по имеющимся официальным индексам темпов роста. В результате оказалось, что объем промышленного производства в России в 1998 г. составил всего 8,2% от уровня США, 36 – Германии, 61 – Франции и 73% – Великобритании. Соответствующие соотношения по ВВП оказались равными для этого года 7,5% к уровню США, 32,5 – Германии, 44,5 – Франции и 47,5 – Великобритании.

Все эти соотношения за 1998 год намного ниже, чем в СССР в 1987 г. и в России в 1913 г. Они заметно ниже даже, чем в 1992 г. из-за последующего снижения производства в России.

По современной оценке международных экономических организаций, доля России в ВВП мира в 1997 г. составила 1,7%, в мировом промышленном производстве – 1,8%. ВВП России сегодня уступает не только ВВП рассматриваемых нами стран, но Японии, Китая и Индии, и даже Канады, Бразилии, Ю. Кореи, занимая 15-е место в мире.

Нынешняя Россия в сравнении с США по своей экономической мощи и уровню экономического развития представляет собой удивительный парадокс: отставая от США по размерам ВВП примерно в 13 раз, мы имеем равную с ними численность вооруженных сил (1,7 млн. чел.), равную численность научных сотрудников (1 млн. чел.). При этом в расчете на душу населения наш ВВП и личное потребление населения сегодня находятся в таком же примерно соотношении с США, как и в 1913 г.

После финансового дефолта, случившегося в августе 1998 г., и резкой девальвации рубля в России начался рост производства. Этот рост связан, несомненно, с исчерпанием, так сказать, ресурса долговременного падения производства в России, которое фактически, как уже говорилось, продолжалось примерно 20 лет – с конца 70-х – начала 80-х годов XX в. Когда говорят, что падение производства началось в России в 1992 г., с началом рыночных реформ и трансформацией всей российской экономики по схеме МВФ, – это абсолютная неправда.

Даже по официальным советским данным, ВВП СССР в 1990 г. сократился на 2,3%, ВВП России в 1991 г. – на 5%. Начавшийся в 1999 г. рост производства в России является результатом действия трех причин:

1 Сокращения импорта подорожавших иностранных товаров, вызвавшего импортозамещающий рост отечественного производства (прежде всего в пищевой промышленности);

2 Повышения мировых цен на нефть и газ, давшего дополнительную экспортную выручку;

3 Скрытой денежной эмиссии, временно стимулировавшей спрос.

Конечно, рост производства – это принципиально важный вопрос. Но возникает другой вопрос: а производство, собственно, какой продукции стало расти? Достаточно ли современна, конкурентоспособна эта продукция, удовлетворяет ли ее качество и новизна высоким современным требованиям мирового рынка? К сожалению, приходится признать, что экономический рост носит экстенсивный характер и идет прежде всего за счет традиционной, обычной, неконкурентоспособной продукции, спрос на которую заметно возрос внутри страны вследствие резкого сокращения импорта после девальвации рубля. Россия почти не производит современной электронной техники потребительского назначения, ее автомобили не выдерживают сравнения с западными, а экспорт военной техники сократился.

В отличие от новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия или Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок и завоевать собственные надежные ниши на нем по поставкам не сырьевой, а готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции (о высоко технологичной продукции, за исключением военной, речь не идет).

Не менее серьезной проблемой является фактическое прекращение после 1998 г. начатых в 1992 г. рыночных реформ, в ходе которых хотя и было допущено много ошибок, но движение в сторону развития рыночных отношений, предпринимательства, конкуренции и вхождения в мировую экономику в общем было правильным. В отдельные годы в 1999–2003 гг., похоже, терялось даже само направление этих реформ. В течение многих лет, начиная с 1992 г. парламент в своем противостоянии президентской власти сознательно тормозил формирование рыночных отношений, напрямую мешал проведению реформ, активно вел работу по дискредитации и реформаторов, и президента.

В связи с этим встал вопрос о государственном стимулировании подъема российской экономики, повышении ее эффективности и реструктуризации с помощью современной промышленной политики и политики в отношении предприятий и ускорения НТП. Идея тотального ухода государства из экономики на практике никогда не возникала. Речь не идет и о вхождении сильного государства во все поры нашей экономической жизни, как это было в советские времена. Речь идет о нормальном и объективно обусловленном регулировании хозяйственных процессов в стране, стимулировании их эффективности, предпринимательской активности, конкурентоспособности, государственном стимулировании самого хода реформ. Все это имеет место в странах со зрелой рыночной экономикой, формирование которой без государственной поддержки невозможно.

В еще большей степени это имеет место сегодня в странах ЦВЕ, ставших полноправными членами ЕС. В качестве важной причины большинства неудач в сфере российской экономики и ее реформирования следует назвать слабость институтов власти, отсутствие необходимой политической воли к формированию истинно эффективной рыночной экономики и демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж в их исполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской сферой – все это обычное дело в системе нынешнего управления в России и не может не сказаться самым негативным образом на характере развития российской экономики.

Однако главной причиной неудач, о которых идет речь, является неясность, неопределенность общественного сознания в нашей стране, то, что на Западе часто называют «российской ментальной инвалидностью». Последняя порождена тем, что общество не полностью отошло от прежнего, советского идеологизированного мышления, не подвело черту под своим коммунистическим прошлым в виде общественного суда над преступлениями большевиков, раскаяния или покаяния за допущенные беззакония и трагедии в течение советского периода российской истории. Такое положение принципиально отличает Россию, например, от Германии, где перестройка общественного сознания была проведена еще при Аденауэре, и сегодня немецкая нация предстает перед всем миром вполне обновленной, современной, органически вписанной в процесс мировой цивилизации, заслуживающей международного доверия.

Другой сдерживающий фактор экономического роста в России – ее государственный внешний долг, составляющий в настоящее время порядка 130 млрд. долл. В течение ближайших 10 лет ежегодные выплаты только на погашение долгов международным финансовым организациям и процентные выплаты инвесторам, купившим российские еврооблигации, составят от 3,5 до 5,0 млрд. долл. Трудности страны, связанные с погашением внешнего долга, еще более обостряются по причине массового оттока капиталов из России. Ежегодно из страны вывозится до 14 млрд. долл., что обусловлено недостаточной стабильностью внутриполитической и социально-экономической жизни в стране, прекращением рыночных реформ, неясностью отношений между государством и бизнесом, слабостью финансово-банковской системы, разгулом криминалитета, отсутствием необходимого таможенного и валютного контроля, т.е. слабостью не только политической власти в стране, но и ее экономических и правовых институтов, включающих законодательство, адекватное современной эффективной рыночной системе.

Объективно необходимы жесткие меры по предотвращению нежелательного оттока капитала из России и по борьбе с коррупцией, а полученные средства целесообразно направить на инвестиции и развитие науки в России. Нет смысла в огромном импорте потребительских товаров, так как это пагубно сказывается на отечественном производстве. Но нужна твердая политическая воля, реальное государственное стимулирование частных и иных капиталовложений, экономического роста и научно-технического прогресса в стране. Прежде всего, необходимо укрепление банковской системы, прекращение оттока российских капиталов за границу. Государство должно поставить надежный заслон криминальным и теневым структурам в финансовой и производственной сферах, сосредоточиться на стимулировании роста производства и платежеспособного спроса, на новом рынке в реформировании и модернизации российской экономики и общества, а во внешней торговле ориентироваться на правовую систему ВТО.

Источники, используемые при подготовке статьи:

1. Долгов С. Глобализация экономики. М., 1998. Европа: вчера, сегодня, завтра. М., 2002.

2. Заключение по итогам дискуссии о стратегии экономического развития России. // РЭЖ. №7. 2000.

4. Илларионов А. Природа российской инфляции // Вопросы экономики. 2005. №3.

5. Курс переходной экономики /Под ред. Абалкина Л.И.М., 2006. Раздел 1.1, 1.2, 5.2.

6. Кудров В. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №5.

7. Кудров В. Производительность труда и промышленности России, США, Германии, Франции и Великобритании // Вопросы экономики. 2006. №8.

8. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. М., 2003.

9. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствие) // Вопросы философии. 2005. №.3.

10. Нестеренко А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики. №6. 2006.

11. Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991. С. 7; Российский статистический ежегодник. М., 1997.

12. Ноув А. Какой должна быть экономическая теория переходного периода // Вопросы экономики. 2003. №11.

14. Радаев В.В. Концептуальные основы анализа переходной экономики. М., 1995.

16. Россия и страны мира. 2002. М., 2002. С. 91; Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. М., 2003.

17. Россия и страны–члены Европейского Союза. М., 2003.

20. Тоффлер О. Наука и мышление. Предисловие к книге И. Пригожина, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог с природой. М., 1986.

21. Шургалина И.Н. Формирование новой теоретической парадигмы и методологические проблемы изучения переходных процессов и социально-экономических трансформаций // Экономическая теория на пороге ХХI века. СПБ, 1996.

22. Экономика и жизнь. 1994. №32.

23. Яковец Ю. Выступление на 2 международном симпозиуме «Эволюционная экономика на пороге 21 века» 1996 г. // Вопросы экономики. 1997. №3.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет очного обучения

Кафедра Экономической теории

Письменная работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Национальная экономика»

«Место РФ в мировой экономике»

Направление подготовки: Экономика

Выполнила: студент Эб-321

Милушкова Анна Валентиновна

Научный руководитель:

Доцент, кандидат экономических наук

Чернышов Анатолий Николаевич

Г. Нижний Новгород

Введение

Россия является, бесспорно, крупнейшей по размерам и населению страной в мире и располагает национальным богатством на порядок выше мирового ВВП. Тем не менее, при всем этом она - далеко не самая высокоразвитая страна.

По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.

Целью моей работы является исследование места и роли России в мировой экономике. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

Найти информацию по данной теме;

Определение места России в системе международного разделения труда.

Место РФ в мировой экономике.

Начиная с 1968 г. ООН осуществляет Проект международных сопоставлений (ПМС), по которому сравниваются объемы ВВП разных стран мира по паритетам покупательной способности (ППС) валют. Советский Союз в течение долгих лет отказывался принимать участие в этой программе, не признавая «буржуазные показатели» ВВП и ВНП и ведя собственные завышенные международные сопоставимые оценки национального дохода и ряда других показателей. Лишь в 1990 г. СССР принял участие в этой программе, но вскоре развалился.

В (Таблице 1) приводятся данные по результатам международных сопоставлений ВВП России и главных стран мира за 2008 г. по данным США.

Таблица 1.

Любое существующее государство вносит свой вклад в мировую экономику, которая в свою очередь предоставляет возможности для экономического развития и улучшения благосостояния населения. Цель развития внешне - экономических связей РФ – равноправная ее интеграция в экономические отношения международного характера для использования выгод международного разделения труда. Место России в мировой экономике не соответствует долговременным интересам экономики и ее потенциальным возможностям. Необходимо развить механизм поддержки национальных производителей, снизить зависимость РФ от импорта продовольствия и экспорта сырья.



В конце 20 столетия место России в мировой экономике по общему объему развития ВВП было 10 в мире, и она отставала примерно в 10 раз от США. В 1999 г. РФ в расчете на душу населения по ВВП отставала от США в 5,5 раза.

С начала 21 столетия ситуация в экономическом отношении по показателю ВВП стала изменяться в пользу РФ. В 2006 г. ВВП РФ составлял около 1160,5 млрд. долларов а в США - 10 800 млрд. долларов, то есть примерно 11% уровня США. Имеется тенденция к укреплению позиции в мировой экономике. В настоящее время мы занимаем по объему промышленного производства 6-е место в мире, что несколько более 20% уровня США.

РФ является экспортером нефти, природного газа и в связи с этим место России в мировой экономике является достаточно высоким. Ряд стран стремятся снизить энергетическую зависимость от РФ и импортируют нефть и природный газ из других стран.

Результатом присоединения РФ к ВТО должно быть полноправное ее участие в мировой системе торговли, достижение наибольших преимуществ в международном разделении труда, улучшение экономического сотрудничества с иностранными государствами.

Место России в мировой экономике определяется также экспортом рабочей силы в экономическое мировое сообщество. Все граждане России имеют юридическое право на выезд для трудоустройства за рубеж. Положительными моментами экспорта рабочей силы являются: уменьшение безработицы, повышение культурного и профессионального уровня, финансовые поступления от лиц, выехавших за границу.

Правительство России в целях упорядочения миграции рабочей силы за рубеж заключило ряд межправительственных и межведомственных соглашений с Польшей, Германией, Финляндией, Швейцарией, Китаем, Словакией и СНГ. Основные страны, в которые происходит миграция граждан РФ: Польша, Германия, Англия, США и др.

Практически в каждом соглашении содержатся квоты, согласно которым этих государствах могут работать ежегодно не более 4 тысяч граждан РФ.

Высокая конкуренция со стороны стран-экспортеров рабочей силы осложняет выход РФ в международный рынок труда. Кроме политики квотирования, иностранные государство в отношении рабочей силы других стран ставят и другие барьеры. Однако, не смотря на имеющиеся сложности освоения международного рынка, РФ должна прилагать для освоения максимум усилий. Для эффективного и планомерного освоения необходима единая государственная концепция по экспорту рабочей силы. Выход РФ на международный рынок осложняется неблагоприятной конъектурой.

Заключение

На основании данной работы, в соответствии с ее целями и задачами, можно сделать следующие выводы:

1. С начала 21 столетия ситуация в экономическом отношении по показателю ВВП стала изменяться в пользу РФ. В 2006 г. ВВП РФ составлял около 1160,5 млрд. долларов а в США - 10 800 млрд. долларов, то есть примерно 11% уровня США. Имеется тенденция к укреплению позиции в мировой экономике. В настоящее время мы занимаем по объему промышленного производства 6-е место в мире, что несколько более 20% уровня США.

2. РФ является экспортером нефти, природного газа и в связи с этим место России в мировой экономике является достаточно высоким. Ряд стран стремятся снизить энергетическую зависимость от РФ и импортируют нефть и природный газ из других стран.

Для того, чтобы снизить зависимость РФ от импорта продовольствия и экспорта сырья, необходимо развить механизм поддержки национальных производителей.