Максимально персональное расстояние общения составляет. Дистанция общения с китайцами

Тема занятия: Невербальные средства коммуникации

Цель занятия : сформировать представление об невербальных средствах коммуникации.

Учебно-целевые вопросы занятия:

  1. Параметры невербального поведения. расстояние между собеседниками, взаимное расположение собеседников, жесты, позы, мимика, сигналы глаз и т.д.
  1. Невербальные вокальные феномены.

Параметры невербального поведения

Невербальное поведение человека условно можно разделить на две группы.

К первой группе невербальных сигналов относят собственно невербальное поведение : расстояние между собеседниками, взаимное расположение собеседников, жесты, позы, мимика, сигналы глаз и т.д.

Ко второй группе относят, так называемые, невербальные вокальные феномены (т.е. паралингвистические компоненты (громкость, тембр, ритм, высота звука т.п.) и экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель и пр.)).

Расстояние между собеседниками

В ситуации межличностного общения существует некоторая граница между собеседниками, которую трудно переступить. Каждый человек неосознанно регулирует свое персональное пространство – дистанцию между собой и другими участниками общения, свое положение относительно них и свою ориентацию в пространстве. Расстояние между собеседниками зависит от ряда факторов.

Во-первых, оно зависит от степени эмоциональной близости между партнерами по общению. Чем более холодные, формальные отношения между людьми, тем больше расстояние между ними в ситуации общения. Чем отношения ближе, тем меньше дистанция.

Во-вторых, расстояние между собеседниками увеличивается с повышением социального статуса одного из них. Как правило, человек держится подальше от тех, кого уважает, почтительно обходит высоких начальников.

И, наконец, расстояние между людьми зависит от психического состояния собеседников . Персональное пространство у каждого имеет свои размеры в зависимости от самочувствия, настроения, состояния. Уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе. Беспокойные, нервные люди стараются держаться подальше, особенно от лиц противоположного пола. Люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные и уживчивые. У интравертов персональная дистанция больше, чем у экстравертов.

Э.Холл и Дж.Трейджер выделяют четыре межличностных расстояния:

Интимное расстояние от 15 до 45 см. Это расстояние общения близких, хорошо знакомых людей, находящихся в тесном эмоциональном контакте, это дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона (от 0 до 15 см.), в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх- интимная зона.


Личная дистанция (от 46 до 120 см.) это расстояние, на котором происходит общение хорошо знакомых людей, большая часть разговоров происходит именно на этой дистанции, еще она называется дистанцией эмоционального общения.

Социальная дистанция (от 1,2 до 3,6 метров), это расстояние, которое разделяет посторонних людей, улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в общественных местах. Такая дистанция позволяет каждому заниматься своим делом.

Публичная дистанция (более 3,6 метра). Общение формальное, обычно с несколькими людьми одновременно, например, преподаватель и студенты. На таком расстоянии детали лица, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательнее подбираются и старательно выговариваются.

Важный момент в обустройстве, выстраивании ситуации - это приемлемая для собеседника и соответствующая вашим задачам дистанции в общении. Сорок сантиметров между вами или метр сорок - иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора.

Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощущает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему человеком холодным или недружественно к нему настроенным. Напротив того, слишком короткая дистанция создает ему ощущение, что на него давят, а вы - человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить, это «слишком далеко» или «слишком близко»?

В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы. Дистанция официальных переговоров - от 3,6 м. Дистанция делового разговора: 1,2 м - 3,6 м. Дистанция личной беседы: 45 см - 1,2 м.

В российской культуре, где деловые отношения всегда перемешиваются с личными, дистанция делового общения обычно короче, нередко ничем не отличается от дистанции личной беседы.

Если вы протянули друг другу руки, поздоровались, беседуете и переходите на разговор совсем личного свойства, то учтите, что дистанция интимного сообщения: 15 - 45 см: от «на ушко» до длины доверительного локтя.

А как вы ответите на вопрос: где будет между собеседниками большее расстояние — в маленькой комнатке или в большом помещении? В углу помещения или в центре помещения? Правильный ответ здесь1…

То, как на дистанцию в общении влияет симпатия, вы знаете: мы готовы оказаться на меньшей дистанции с теми, кто нам нравится и кого мы воспринимаем как имеющего сходные интересы и ценности.

Отсюда следует важный практический вывод: если вы хотите продемонстрировать расположенность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию между вами, но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно, если вы практикуете подстройки.

При этом, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению дистанцию сократить, не делайте преждевременных выводов: не очевидно, что он мало расположен именно к вам, это может быть его общее отношение к людям.

Дистанция в общении связана и со статусом: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.

В кабинете самого высокого руководства подчеркивать величественность его Хозяина будет самых солидных размеров стол, который непременно окажется между вами.

На дистанцию в общении в определенной степени влияет жизненный опыт, личные и национальные особенности. Известно, что южане естественным для себя образом общаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы. Что касается возраста, то дети-дошкольники обнаруживают предпочтения и вариации в дистанции личного пространства уже в 2-летнем возрасте. У детей школьного возраста межличностная дистанция увеличивается примерно до 12 лет, когда она достигает дистанции взрослых людей.

А самый главное, чем более развит человек, тем в меньше степени ему важна эта самая дистанция в общении, и одновременно с этим он все в большей степени внимателен к тому, какая дистанция подходит его собеседника и просто нужна для дела.

Не человек служит дистанции, а дистанция — человеку!

В каждой культуре, например, существует тип «идеальной сферы» вокруг отдельного человека. Эта сфера является как бы «территорией» или областью вокруг индивида, которая не может быть нарушена, если другой участник коммуникационного процесса не находится с индивидом в отношениях интимного характера. Примерами такого нарушения «территории» могут быть близкое стояние во время разговора или разговор в углу, прикосновение к индивиду и т. п. Так, замечено, что у европейцев эта «дистанция» больше, чем у людей, выросших в азиатской культуре.

Фиксированные дистанции: есть внутренний психологический эталон этих дистанций.

1. 0 –50 см интимная: в эту зону человек впускает тех, кому он доверяет; на этой дистанции обсуждается ограниченный ряд тем.

2. 50 см – 1,5 м личная: зона общения хороших знакомых; на этой дистанции общаются равные.

3. 1,5 – 3,5 м социальная: зона делового общения, общения людей, занимающих разное социальное положение.

4. 3,5 м и более общественная: дистанция общения с аудиторией.

Американский исследователь Эдвард Холл в очерке "Наш безмолвный язык", опираясь на свои наблюдения особенностей общения у разных народов, анализирует важный фактор, мимо которого часто проходят психологи, но который в процессе общения проявляется и может влиять на восприятие собеседниками друг друга, на возникающие при этом эмоциональные переживания и представления о качествах личности собеседника. Речь идет об обычаях устанавливать и поддерживать контакты (деловые, дружеские и иные), принятых у данного народа и усваиваемых каждым новым поколением. В статье, в частности, говорится о том, что у каждого народа существует свое представление о дистанции, которая должна разделять собеседников. По утверждению автора, типичная дистанция для янки, разговаривающего с другим взрослым мужчиной на деловую тему и в деловой обстановке, равняется приблизительно двум футам. Для взрослых жителей латиноамериканских стран это расстояние кажется непомерно большим, так как они усвоили принятую в их странах привычку во время разговора подходить к собеседнику почти вплотную. Холл "сталкивал" в деловом разговоре до этого незнакомых коренных граждан своей стра­ны и типичных представителей стран Латинской Америки, и разница в привычных дистанциях немедленно сказывалась: один во время беседы, иногда не осознавая этого, стремился приблизиться к собеседнику, а второй все время отодвигался от него. И во многих случаях, разбираясь в своем первом впечат­лении о новом знакомом, североамериканец думал о латиноамериканце: какой он назойливый... претендует на установле­ние близких отношений, а представитель латиноамериканских стран также искренне полагал, что янки высокомерен, холоден, слишком официален. А все дело было в несхожести привычных расстояний для ведения разговора.

Прикосновение у представителей разных культур имеет разное значение. Оно является неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, на Среднем Востоке и в большинстве стран с латинской культурой. Один наблюдатель подсчитал, что пара, сидящая за столиком ресторана в Париже, за один час соверша­ет в среднем 110 взаимных прикосновений, в Лондоне - ни одно­го, а в Джексонвилле /США/ - около восьми. Похоже, что в США прикосновение имеет особое значение: одна женщина, выпрашивавшая у прохожих монетки в 25 центов, набрала их гораздо больше, когда дотрагивалась при этом до их руки, нежели в том случае, когда выражала свою просьбу только словами.

Относительно позы как способа невербального сигнала известно, что при входе руководителя в контору подчиненные стараются немедленно принять более «рабочую» осанку. Важны также позы, которые используют участники заседания. Они могут свидетельствовать о внимании или безразличии к обсуждаемому вопросу.

Лачинов: выразительные движения изредка складываются из жестов, часто из мимики, всегда из поз.

1) все отрицательные эмоции съеживают фигуру человека, положительные – разворачивают.

2) любые изменения позы всегда изменяют и внутреннее состояние.

Изменение позы – сигнал того, что внутреннее состояние изменилось.

На формирующееся у нас впечатление о человеке может повлиять принятая человеком поза . Так, в одном эксперименте людей, выступающих в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговора с теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус впе­ред, а в других случаях отклонять его, наоборот, назад. Оказалось, что в первом случае люди и мужчины, и женщины - нравились больше воспринимавшим их лицам, чем во втором. Кроме того, женщины нравились им сильнее, если они сидели в спокойной позе и с не перекрещенными руками и ногами.

Другие исследования еще в большей степени подтвердили значение характерной позы человека для формирования впечатления о нем. Вместе с тем они дополнительно раскрыли роль позы по сравнению с ролью лица в передаче истинного состояния, переживаемого человеком. Воспитывающиеся в условиях современного общества люди, как показали исследования, приучаются обычно лучше владеть своим лицом при выражении чувств и хуже - телом. Поэтому очень часто не лицо, а именно поза выдает настоящие переживания людей, их действительное отношение к нам.

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действитель­ных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Она во многом определяет то, как слова будут интерпретированы. Невербальной информацией трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Предположим, что руководителем проводится оценочное интервьюирование хорошего работника, но к которому первый испытывает личную неприязнь, и другой случай, когда аналогичное интервьюирование проводится по отношению к плохому работнику, но являющемуся личным другом руководителя. В этих случаях умение контролировать невербальную часть коммуникации будет способствовать приданию посланию более объективного значения с точки зрения оценки уровня работы подчиненного.

Особенности оформления внешности человека в первое время оказывают заметное воздействие на складывающееся у нас, об этом человеке впечатление. Проведенные эксперименты показали, что когда человек появлялся перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме - или в обычном штатском, или в тренировочном, или в рабочем комбинезоне, или в духовном одеянии, или в военной форме, - то испытуемые помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также те качества, указывать на которые их явно заставлял костюм, в который был одет оцениваемый ими человек. Например, когда человек был в военной форме, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплиниро­ванность, аккуратность, настойчивость; когда в обычном штатском - внутренняя раскованность, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств.

В этой связи полезно проанализировать особенности своего собственного образа. Не исключено, что какие-то межличностные проблемы порождены мелкими деталями внешности, которые легко изменить.

Казалось бы, нет ничего проще, чем определить рост человека . Однако австралийский психолог Пауль Р. Уилсон доказал, что рост человека в глазах посторонних не всегда равен фактическому. Уилсон представил пяти различным группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов на глаз определить его рост. Результаты оказались поразительными. Когда человек был представлен как студент, рост незнакомца достигал в среднем 171 сантиметра, но стоило назвать его ассистентом кафедры психологии, как рост его поднялся до 178 сантиметров. При звании "старший лектор" рост перевалил за 180 сантиметров. Наконец, рост "профессора" равнялся 184 сантиметрам.


Тема 11: Принятие и реализация управленческого решения.

Понятие управленческого решения. Типы решений. Целевая ориентация управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Анализ альтернатив действий. Факторы, влияющие на принятие решений. Модели принятия решения. Методы принятия решения. Методы организации выполнения решения.

Процесс управления и управленческие решения. Одно из определений управления формулируется как сбор информации, разработка решений и организация выполнения , что подчеркивает высокую значимость решений в управл. деятельности. Деятельность любого руководителя связана с выполнением управл. функций, в том числе по планированию, организации, мотивации, координации и контролю процессов в Q. УР выступают связующим процессом, обеспечивая выполнение управл. функций. Реализация каждой из управл. функций являет собой цепь решений, связанных друг с другом и призванных раскрыть механизм действия каждой функции.

УР рассматривают как результат деятельности руководителя (менеджера). Встречаются два определения принятия реше­ний: расширенное и узкое. В расширенном определении принятие решение отож­дествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.

Место и значение управленческих решений в процессе управления. Разумеется, каждый человек так или иначе занят принятием каких-то решений: поступить или нет на работу в данную организацию, выполнить тем или иным способом трудовую операцию и пр. Это индивидуальные решения, касающиеся лишь одного человека и им же принимаемые. Другой пример. Технолог, экономист по характеру своей работы решают различные производственные вопросы, касающиеся содержания труда нескольких или многих людей на предприятии. При этом сами они часто не имеют ни одного административно подчиненногоим лица. Это тип инженерных решений, сущность которых состоит в «решении задачи». А управленческое решение представляет собой формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого, помимо субъекта решения, участвуют и другие члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства-подчинения, т. е. принимаемый «за других» и выступающий как фактор власти в организации . Принятие такого решения означает определение необходимости и цели предполагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленческого решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели.

УР характеризуется обязательным наличием субъекта и объекта управления. Для РУР и субъект и объект –люди, только субъект - это руководитель или лицо принимающее УР, а объект -работники организации, сотрудники …

Области решения в Q. УР-результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит соц. характер. Даже если руководитель 1 разрабатывает УР, коллектив неявно влияет на него. Области решений: УР может приниматься в 3-х основных системах: 1. технич. - станки (где есть инструкция по использованию)- набор альтернатив ограничен, УР носит формализованный характер, выполняется в опред. порядке; 2. биологическая система – человек, Q,-набор альтернатив ограничен. Последствия УР часто носят непредсказуемый характер, как правило, невозможно ответить на вопрос «что будет, если…». 3. социальная система-множество вариантов УР, самый высокий уровень неопределенности, зависимость содержания решения от ситуативных проблем.

Смирнов: УР- это решение, принятое в социальной системе и направленное на:

1. стратегическое планирование,

2. управление управленческой деятельностью,

3. управление ЧРесурсами,

4. управление производственной и обслуживающей деятельностью,

5. формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм),

6. управленческое консультирование,

7. коммуникация с внешней средой.

Сущность УР. Каждое УР затрагивает экономические, Q-ные, социальные, правовые и технологические интересы компании.

Экон. сущность УР - на РУР и его реализацию требуются фин., материал. и другие затраты. Поэтому каждое УР имеет реальную стоимость. Q-ная сущность УР – к РУР привлекается персонал компании. Нужно сформировать хороший коллектив. Соц. сущность УР заложена в механизме управления персоналом, рычаги воздействия на человека. Цели УР должны быть ориентированы в первую очередь на создание комфортных условий для сотрудников. Правовая сущность УР –точное соблюдение законодательства РФ, правовых актов, международных обязательств компании и т.д. Технологическая сущность УР – возможность обеспечения персонала необходимой технич., информационными ресурсами для РУР.

Понятие «альтернативы». Виды альтернатив. Формирование оценочной системы.

Структура оценочной системы включает в себя: 1. перечень критериев, характеризующих объект принятия решения, 2- шкалы для оценок по критериям. Критерий - это показатель привлекательности / непривлекательности альтернатив для субъекта решения. Альтернатива - это вариант деятельности, он должен обязательно присутствовать в процессе принятия УР. Альтернатива может быть независимой (действия с которой не влияют на качество других альтернатив) или зависимой (оценки которой могут оказать влияние на качество других). Альтернатива также может быть доминируемой (по которой оценка лучше по одному критерию) или несравнимой (не уступающей другим по каким-либо критериям).

Задачи принятия решений существенно различаются также в зависимости от наличия альтернатив на момент выработки политики и принятия решений . Встречаются задачи, когда все альтернативы уже заданы, уже определены, и необходимо лишь выбрать лучшие из этого множества. Например, мы можем искать наиболее эффективную фирму из уже имеющихся, определять лучший университет, лучшую из построенных яхт и т.д. Особенностью этих задач является замкнутое множество альтернатив . Но существует множество задач другого типа, где все альтернативы или их значительная часть появляются после принятия основных решений. Например, необходимо разработать правило открытия кредитов в банке для организаций или частных лиц. Здесь альтернативы (конкретные организации или лица) принципиально появляются лишь после выработки и оглашения правил - расширяющееся множество альтернатив.

Когда альтернатив много, внимание ЛПР не может сосредоточиться на каждой из них. В таких ситуациях возрастает необходимость в четких правилах выбора, в процедурах использования экспертов, в разработке совокупности правил, позволяющих проводить в жизнь непротиворечивую и последовательную политику => разработка оценочной системы

Критерии м.б. зависимыми и независимыми . Зависимые - те критерии, при которых оценка альтернатив по одному критерию определяет оценку по другому критерию. Зависимость му критериями позволяет укрупнить альтернативы и создавать целостный взгляд на проблему. Требования к формированию перечня критерия:

1-полнота совокупности критерия (совокупность считается полной, если всесторонне характеризует цель УР),

2-удобство для практического использования,

3- измеримость критерия.

Шкала оценок по критериям - это специально созданная классификация, последовательность чисел для количественной или объемной оценки критериев альтернатив при выработке управленческого решения. Одной из самых популярных является шкала порядка - оценки упорядочены по возрастанию или убыванию качества альтернативы. Примером может служить шкала экологической чистоты района около места жительства: очень чистый район; вполне удовлетворительный по чистоте; экологическое загрязнение велико.

Участники процесса РУР.

1.- ЛПР –руководитель или менеджер,

2. Владелец проблемы : несет ответственность за ПУР.

3. Руководитель или участник активной группы , имеющий общие проблемы и стремящийся оказать влияние на результат (учет мыслей группы, чтобы не столкнуться с противодействиями).

Активная группа - источник новых вариантов решения проблемы.

4. Член группы, принимающей УР . Группа, принимающая УР – малая группа, все члены которой имеют равные права. Главная трудность здесь - общее, единое мнение.

5. Эксперты - (вносят новое в содержание) или консультант (разумная Q процедуры выбора).

6. окружение ЛПР – сотрудники Q, от имени которой принимается УР.

В процессе принятия решений люди могут играть разные роли. Будем называть человека, фактически осуществляющего выбор наилучшего варианта действий, лицом, принимающим решения (ЛПР).

Наряду с ЛПР следует выделить как отдельную личность владельца проблемы - человека, который, по мнению окружающих, должен ее решать и несет ответственность за принятые решения. Но это далеко не всегда означает, что владелец проблемы является также и ЛПР. Конечно, он может быть таковым, и история дает нам многочисленные примеры совмещения этих двух ролей. Но бывают ситуации, когда владелец проблемы является лишь одним из нескольких человек, принимающих участие в ее решении. Он может быть председателем коллективного органа, принимающего решения, вынужденным идти на компромиссы, чтобы достичь согласия.

Иногда личности ЛПР и владельца проблемы не совпадают. Когда некоторые руководители стремятся переложить на других принятие решений: глава фирмы полагается на своего заместителя, а президенты подписывают подготовленные другими распоряжения. Таким образом, владелец проблемы и ЛПР могут быть как одной, так и разными личностями.

Третьей ролью, которую может играть человек в процессе принятия решений, является роль руководителя или участника активной группы - группы людей, имеющих общие интересы и старающихся оказать влияние на процесс выбора и его результат. Так, пытаясь повлиять на экономическую политику страны, одни активные группы организуют забастовки, другие - шумную кампанию поддержки правительства в печати, третьи выделяют средства для поддержки правительства - дают займы.

Если решения принимаются малой группой, члены которой формально имеют равные права (жюри, комиссия), то человек является членом группы, принимающей решения . Главное в деятельности такой группы - достижение согласия при выработке совместных решений.

В процессе принятия решений человек может выступать в качестве эксперта, т. е. профессионала в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями люди, включенные в этот процесс. Так, при перестройке организации ЛПР обращается за советом к опытному администратору. Эксперты могут помочь бизнесмену в оценке экономической эффективности выпуска новой продукции и т.д.

При принятии сложных (обычно стратегических) решений в их подготовке иногда принимает участие консультант по принятию решений . Его роль сводится к разумной организации процесса принятия решений: помощи ЛПР и владельцу проблемы в правильной постановке задачи, выявлении позиций активных групп, организации работы с экспертами. Консультант (или аналитик) обычно не вносит свои предпочтения, оценки в принятие решений, он только помогает другим взвесить все «за» и «против» и выработать разумный компромисс.

Кроме того, в принятии решений неявно участвует окружение ЛПР, сотрудники той организации, от имени которой ЛПР принимает решения. Обычно эта группа людей имеет общие взгляды, общие ценностные установки. В связи с этим, хотя ЛПР принимает индивидуальные решения, он учитывает политику и предпочтения данной группы лиц. Также на ПРУР влияют и неформальные ценности - групповые нормы поведения сотрудников в организации, индивидуальные ценности руководителя.

Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений. В процессе подготовки и выбора решения необходимо учитывать две стороны: формализованную и поведенческую. Первая – нормативная, обусловлена математизацией процесса выполнения решения, вторая – особенностями поведения лиц, принимающих УР в конкр. обстановке. Это обстоятельство объясняется тем, что последнее слово в выборе окончательного решения принадлежит не «математике», и не «машине», а человеку, зависит от его индивидуальных особенностей: профессионализма, склонности к риску и пр.

В связи с этим в общей теории принятия решений выделяются нормативные модели принятия УР, ориентированные на расчет альтернатив и выбор оптимального варианты в условиях установленных критериев и ограничений. В этом случае абстрагируются от личностных особенностей ЛПР, нормативные модели предписывают как ЛПР должно принимать решение.

В дескриптивных моделях принятия УР поведенческий аспект руководителя является определяющим, в них раскрываются процессы и силы, объясняющие стратегию и тактику, применяемую ЛПР при разработке УР. В дескриптивных моделях учитываются как логическая схема процесса РУР, используемая ЛПР, так и психологические аспекты (ценностные ориентации ЛПР, темперамент, способности, эмоцион. и волевой уровень, характер мышления и пр.)

Требования к УР и условия их достижения: Успешное УР во многом зависит от организации его разработки, соблюдения ряда основополагающих принципов: 1. решение проблемы должно быть сориентировано на положительные конечные результаты; 2. РУР не должен ограничиваться одним вариантом; 3. технология РУР должна включать использование количественных и качественных методов; 4. учет вероятного характера наступления социально-экономических событий и риска, 5-применение современной компьютерной техники, 6- рациональное сочетание труда ЛПР и других сотрудников, 7- формулировка проблемы, РУР и реализация должны концентрироваться на том уровне иерархии, где для этого есть необходимая информация. 8- использование целевого, комплексного, системного подходов для РУР, 9- гибкое использование наиболее рациональных Q-ных форм РУР - индивидуальных, групповых, коллективных и т.д.

Требования к УР : 1. соответствие содержания УР действующему законодательству и установленных в организации правил, 2- наличие у руководителя соответствующих полномочий, 3. наличие в тексте УР четкой цели, 4. недопустимость в тексте УР противоречий, 5. возможность технической, Q-ной, социальной выполняемости УР. 6- параметры для контроля, 7- учет возможных отрицательных последствий.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Вводное занятие. Предмет и задачи курса теория управления. Управление как целенаправленный процесс

Тема управление как целенаправленный процесс.. деятельность человека потребность в управлении общее понятие об управлении..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Нас учат говорить с самого маленького возраста. Кто с первого года жизни, кто после первой нашей улыбки, а кто ещё до нашего рождения. После, нас учат, как общаться с другими людьми. Известно, что когда мы сидим в песочнице и у нас за спиной всего год жизни, мы не умеем общаться с другими детьми. Да, собственно, и нужды в этом нет. Главное, что есть мама или бабушка, а все остальные нас не волнуют.

Но общение, это не только передача информации. Это взаимодействие, без которого наша жизнь, была бы бессмысленной. Со временем мы начинаем общаться со своими сверстниками, а после вообще со всеми, кто это уже умеет. Мы занимаем какие-то социальные роли, складываем мнение о себе, благодаря реакции на нас окружающих и очерчиваем свои границы. Вот только чему нас не учат совершенно, так это пространственным позициям при общении. Конечно, в процессе развития мы и сами это начинаем понимать и улавливать, но на бессознательном уровне. А для некоторых профессий, ведение переговоров является основным видом деятельности. И не все люди могут осознать эти пространственные позиции. Поэтому, у некоторого числа людей возникают сложности, когда они пытаются вступить в словесный контакт.

Если отбросить все учёные фразы и мысли, можно просто сказать, для того чтобы успешно с кем-то поговорить, нужно знать, на каком расстоянии лучше всего от своего собеседника находиться. Расстояние это зависит лишь от ваших с ним отношений. А иногда бывает так, что человек своей позой, пытается нам что-то сообщить, но мы этого не понимаем. К примеру, вы пришли в гости к своей подруге, так сказать, нежданно-негадано. Плюхаетесь на диван, и начинаете тараторить о том, какой великолепный у вас новый бойфренд. Но подруга не садится рядом с вами, а по-прежнему топчется в коридоре или возле выхода из комнаты. И, вроде, утвердительно кивает головой и мило улыбается, но вы внутренне, ощущаете какое-то напряжение. Мы не всегда придаём этому значение, и продолжаем свой рассказ. После, оказывается, что к подруге должен прийти её бойфренд, или ещё лучше, ей срочно нужно куда-то уйти. Но она не может вам этого сказать, потому что вы так увлечены своим рассказом, что она не хочет вас обидеть.

Как понять, где в этой ситуации подруга всё-таки сообщила, что не может сейчас выслушивать душещипательную историю? А так. То, что она по-прежнему осталась стоять, когда вы сидите, и говорите о том, что человек не собирается затягивать беседу. Он находится в позиции, которая в любую минуту позволит ему уйти. Замечаете ли вы, когда кто-то стоит возле вас, хочется сказать ему: «Не стой над душой». Это потому, что человек, говоря научно - не вербально, сообщает вам о том, что «зря ты тут расселась». Более подробно об этой позиции дальше.

А вот ещё случай. Мы едем в плотно набитом общественном транспорте. Тут деваться особенно некуда, и вся наша территория заполнена другими людьми. Но если кто-то пытается заговорить с нами, буквально упёршись носом в наш лоб, мы не произвольно отворачиваем от него голову. При этом чувствуем некий дискомфорт. А когда наш любимый, шепчет нам слова страсти, находясь в том же положении, что и попутчик в транспорте, мы наоборот - разворачиваем к нему свой взор, и не только. Почему так? Потому что эта дистанция, на расстоянии приблизительно 30 см, называется интимной. Ну не будем же мы пускать в свою интимную дистанцию, кого попало. Вот теперь я думаю, стоит рассказать обо всех пространственных позициях, которые возникают у нас в течение всей жизни.

Интимная дистанция

Как уже говорилось выше, до 30 см действует интимная дистанция. В неё допускаются лишь избранные люди. И если кто-то полезет в неё без «приглашения», мы отвернёмся или сообщим, что собеседнику следует сделать шаг назад. Тоже самое следует учитывать и нам, когда мы пытаемся с кем-то поговорить. Если мы попытаемся штурмовать интимную зону нашего собеседника, во-первых, он может нас неверно понять, и рассмотреть это как заигрывание; а, во-вторых, если мы ему неприятны, или мы одного пола, то собеседник подумает что мы дурно воспитаны.

Дружеская дистанция

Приблизительно 50 см это дружеская дистанция. Сюда мы уже кое-как можем впустить попутчика по транспорту. Но, как правило, мы придерживаемся этой дистанции, когда беседуем с подругами и друзьями. Это удобно тем, что никто не вторгается в пространство интима, и при этом, наши лица находятся не очень далеко друг от друга. Что и позволяет протекать успешной и весёлой беседе.

Социальная дистанция

1,5 метра - социальная позиция. Она очень удобна для деловых переговоров или для товарищей, которые давно не виделись. Стол, за которым проводят переговоры бизнесмены, должен позволить выдержать это расстояние, не уменьшая и не увеличивая его. При таком расстоянии, идёт наиболее оптимальное усвоение информации, люди чувствуют себя комфортно, потому что никто не ограничивает их пространства и в тот же момент, их сообщение всегда доступно, не нужно кричать или очень громко говорить. Когда в деловой беседе, человек ощущает, что его пространство пытаются занять, он интуитивно хочет завершить такие переговоры. Объясняется это тем, что ограниченное пространство вызывает ощущение тесноты, в которой мозг не может думать плавно и постепенно. А мысли начинают течь сумбурно, вызывая суматоху.

Формальная дистанция

2,5 метра - формальная позиция. Удобна для невербального общения. Допустим, вы идёте по улице, а через дорогу шагает не очень приятная знакомая. Самым оптимальным вариантом остаётся соблюдение этой позиции. Вы поднимаете руку или киваете головой в знак приветствия, она отвечает тем же. Все остаются довольны. И человека не обидели, и себя не напрягли.

Сидящий собеседник

Случай, когда вам нравится стоять, возле сидящего собеседника, может поведать о том, что вы человек любящий доминировать. То есть, превосходить, держать власть. Ну и в случае, когда вы сидите, а ваш собеседник стоит над вами, может означать то, что он торопится или то, что он пытается вас подавить. И если вам удобно, когда вы сидите, а партнёр стоит, то это, возможно, значит что, вы любите, чтобы доминировали над вами.

Оба партнера стоят

Позиция, когда оба партнёра стоят, удобна для деловых переговоров и для коротких дружеских бесед. Хотя следует учитывать, что напряжение между собеседниками остаётся, и исход разговора не всегда будет верным. Поскольку оба человека, подсознательно либо хотят поскорее беседу завершить, либо присесть, и её продолжить. А скоропостижно законченный разговор не всегда будет таким, которого мы ждём. Или человек может не сдержать слова, данного в этой позиции. Поскольку он думал лишь о том, как бы быстрее уйти, и дал обещание, о котором тут же забыл.

Оба собеседника сидят

Оба собеседника сидят - как только принимается такая позиция, какого бы рода не был разговор, он становится более душевным. Партнёры расслабляются и физически и умственно, и в таком положении легче вести разговор. Может быть поэтому, придумали приглашать друг друга на кофе или ужин. Когда можно посидеть, поесть (что тоже укрепляет отношения), и, конечно же, поговорить. Если вам нужен положительный исход беседы, то этот ход является вашим козырем.

Спиной друг к другу

Спиной друг к другу. Такая позиция не удобна людям, которые плохо друг друга знают. Со своим близким товарищем, мы можем поговорить, находясь и в таком положении. Но вот с человеком малознакомым, нам нужен контакт глаз. По нему в первую очередь мы начинаем понимать, кто же это перед нами. И что даёт возможность предугадать его поведение.

Как удобно

При следующей своей беседе с кем-либо, обратите внимание, какую позу и расположение выберет ваш собеседник. Учитывая всё вышеперечисленное, вы сможете понять, что за человек перед вами, и если нужно от него получить что-то, то какую лучше позицию вам следует принять. Также не забывайте, что кто-то захочет повлиять и на вас. И тоже понаблюдайте, как люди возле вас располагаются.

Другие статьи


Для современного человека тема ухода за собой всегда актуальна. С ней связана не только забота о здоровье, но и желание быть привлекательным, приятным, успешным в карьере и личной жизни. Не секрет, что сегодня царит настоящий культ ухоженного тела. При этом ухаживать за собой стало легко и просто благодаря разнообразным косметическим продуктам. Главное – правильно составить базовый набор качественной косметики, который нравился бы всем членам семьи и отвечал основным принципам – бережному очищению, увлажнению и питанию кожи.

Следующий важный момент в обустройстве ситуации - это приемлемая для собеседника и соответствующая ва­шим задачам дистанция в общении. Сорок сантиметров между вами или метр сорок - иногда именно это оказы­вается критическим обстоятельством, определяющим ус­пех или неуспех разговора. Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощу­щает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему че­ловеком холодным или недружественно к нему настроен­ным. Напротив того, слишком короткая дистанция созда­ет ощущение, что на него давят, а вы - человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить это «слишком далеко» или «слишком близко»?

В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы. Дистанция официальных переговоров - от 3,6 м,

Ответственные сотрудники министерства вам уточнят, делового разговора: 1,2-3,6 м,

В российской культуре обычно короче, потому что у нас де­ловые отношения всегда перемешиваются с личными,

личной беседы: 45 см - 1,2 м.

Протянули друг другу руки, поздоровались, беседуем,

интимного сообщения: 15-45 см.

От «на ушко» до длины доверительного локтя.

Естественно, вносят свои поправки индивидуальные осо­бенности вашего партнера: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значи­тельной дистанции.

В кабинете самого высокого руководства подчеркивать ве­личественность его Хозяина будет стол самых солидных размеров, который непременно окажется между вами.

Прохладное отношение выражается в тенденции держать­ся на расстоянии, однако, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению сократить дистанцию, не делайте преждевре­менных выводов: не факт, что он мало расположен имен­но к вам. Это может быть его общее отношение к людям или, скажем, национальные особенности.

Известно, что южане естественным для себя образом об­щаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы.

Итого: если вы хотите продемонстрировать расположен­ность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию меж­ду вами. Но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно если вы практикуете подстройки.

С чего начинаются подстройки

Штирлиц вспомнил деда: старик умел разговаривать с птицами. Он садил­ся под деревом, под­манивал синицу и подолгу смотрел на пичугу, и глаза у него делались тоже птичьими - быст­рыми, черными бу­синками, и птицы совсем не боялись его.

«Пинь-пинь-тарарах!» - высвистывал дед.

И синицы отвечали ему- доверительно и весело.

Есть фундаментальная закономерность: «свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» - если не враг, то по край­ней мере внушающий опасения. А как люди узнают, кто рядом с ними: «свой» или «чужой»? Через сознание это решение проходит в малой степени, чаще оно складыва­ется из неясных ощущений, обычно непохожий на нас, непривычный, «другой» человек воспринимается как «чу­жой», а похожий, «как мы», кажется «своим». Отсюда сле­дует элементарный вывод: чем более вы сможете создать у собеседника ощущение сходства между вами и им, тем вероятнее, что между вами возникнут доверительные, свой­ские отношения.

Какие здесь есть разумные возможности?

Азы начинаются с соответствия в стиле одежды (джин­сы не смотрятся на фоне смокингов, шляпа «не катит» в бандановом окружении), мастерство проявляется в искус­стве подстроек. Подстройки - это такие тонкие изме­нения в поведении, которые бессознательно ощущаются собеседником как признаки вашей с ним похожести. Что­бы выполнить некоторые из подстроек, требуется доволь­но высокая квалификация. Самые простые и понятные - подстройки по телу, такие, как подстройка по позе, по жестам, дыханию и внутреннему ритму.

Довольно часто эти подстройки осуществляются между людьми автоматически, неосознанно. Так, например, когда несколько человек сидят на лавочке в ряд, положив ногу на ногу (и все в одну сторону), то, если один из них меняет ногу, вместе с ним почти сразу это делают и остальные. Просто так всем захотелось.

Итак, прямая подстройка по позе заключается в том, что­бы, внимательно присмотревшись и оценив положение тела партнера, принять максимально похожую позу.

Естественно, сделав это не нарочито, а потихоньку, чтобы не создать впечатление передразнивания.

Ничуть не хуже подстройка зеркальная, когда вы повто­ряете позу партнера ее симметричным отражением: глав­ное, чтобы сохранялся общий рисунок, если хотите - на­строение позы.

Если партнер во время разговора положил локоть на спин­ку дивана и кистью стал задумчиво поправлять свои во­лосы, то, если спустя минуту, не прерывая беседы, вы есте­ственным образом захотите сделать то же самое, партнер ничего не заметит, кроме того, что у вас с ним неплохое взаимопонимание.

Партнер наклонился к столу, рисует на листе схему про­екта - возможно, у вас достаточно хорошее зрение, что­бы рассмотреть рисунок издалека, но лучше придвинуть­ся к столу и наклониться так же, как это сделал партнер. А когда он от стола откинется - вы, все сразу поняв в проекте, сделаете то же самое.

Кроме подстройки прямой и зеркальной, прекрасно работает подстройка через дополнение.

Он начал фразу - вы ее закончили.

Она сделала паузу - вы ответили выразительным лицом.

Он достал сигарету - вы щелкнули зажигалкой.

И все в одном музыкальном ритме, на одном дыхании!

Или - вот вы подошли к другу и уютно обняли его за плечи. Или девушка уютно устроилась у него на плече. А вот к надутому мужу жена подошла сзади, положила руки на его напряженные плечи, сказала: «Ты хороший!», - аккуратно прижалась к нему и обтекла собой его сердитую спину.

Вот и попробуй после этого с ней поругаться!

Активный вариант подстройки через дополнение - под­стройка через организующую провокацию: прилег перед человеком так, что тому захотелось присесть и обнять, за­хотелось пристроиться самому. Если человек рядом си­дит с закрытым перекрестом, сядьте также, но с перекре­стом открытым. Правило право-лево: по возможности из­бегайте подстройки с правой стороны, если хотите личных отношений.