Лицевые счета бюджетных учреждений в казначействе. Как открыть счет в казначействе: пошаговая инструкция

ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ

В соответствии с «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса РД 2.2.755-99», утвержденными Госкомсанэпиднадзором России 23 апреля 1994 г., вредными и опасными могут быть физические, химические, биологические факторы производственной среды и факторы трудового процесса.

Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Источниками опасных и вредных факторов на производстве являются:

    предметы труда;

    средства труда (машины, инструмент, сооружения, здания, земля, дороги и т.д.);

    энергия (электроток, сжатый воздух, тепло, вода и т.д.);

    продукты труда, технологии, операции или действия;

    природно-климатические условия (солнечная активность, физические параметры атмосферы, грозы, наводнения и т.д.);

    флора, фауна, организация труда, информация и люди.

Выделения опасных и вредных факторов в отдельные группы не производят. Один и тот же фактор в зависимости от величины может быть опасным или вредным (например, шум, вибрация, токсичные примеси в воздухе).

К определяющим признакам опасных и вредных факторов относятся:

    возможность непосредственного отрицательного воздействия на организм человека;

    затруднение нормального функционирования органов человека;

    возможность нарушения нормального состояния элементов производственного процесса, в результате которого могут возникать травмы, аварии, взрывы, пожары.

Наличие хотя бы одного из указанных признаков является достаточным условием для отнесения факторов к разряду опасных или вредных.

Представленная классификация вредных и опасных факторов соответствует ГОСТ 12.0.003-80 Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

К факторам ф изической группы (их всего около 50) относятся:

1) движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, материалы; разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы;

2) повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

3) повышенная или пониженная температура поверхности оборудования, материалов;

Пример: пониженная температура как фактор проявляется

при разливе криогенных жидкостей, т.е. жидкостей с темпе-

ратурой кипения меньше –129 0 С, таких как сжиженные этилен,

этан, кислород, азот, метан, природный газ.

При контакте с телом человека они вызывают «холодные

ожоги», более болезненные, чем тепловые, т.к. не вызывают

отмирания нервных окончаний на кожных покровах.

При отстуствии специальной обуви – серьезная травма ноги.

При падении в разлитую криогенную жидкость – летальный

исход. Вдыхание холодных паров над разлитием – поражение

дыхательных путей и легких.

4) повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

5) повышенный уровень:

а) шума на рабочем месте;

б) вибрации;

в) инфразвуковых колебаний;

г) ультразвука;

6) повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;

7) повышенная или пониженная:

а) влажность воздуха;

б) подвижность воздуха;

в) ионизация воздуха;

8) повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;

9) повышенное значение напряжения в электроцепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

10) повышенный уровень:

а) статического электричества;

б) электромагнитных излучений;

11) повышенная напряженность:

а) электрического поля;

б) магнитного поля;

12) отсутствие или недостаток естественного света;

13) недостаток освещенности рабочей зоны;

14) повышенная яркость света;

15) пониженная контрастность;

17) повышенная пульсация светового потока;

18) повышенный уровень:

а) ультрафиолетовой радиации;

б) инфракрасной радиации;

19) острые кромки, заусенцы, шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

20) расположение рабочего места на значительной высоте относи-

тельно поверхности земли (пола);

21) невесомость.

Химическая группа включает около 100 тыс. веществ. Например:

1) общетоксические , действующие на центральную нервную систему, кровь и кроветворные органы – это сероводород Н 2 S, СО и др.;

2) раздражающие , действующие на слизистые оболочки глаз, носа,

гортани и кожный покров – это пары кислот и щелочей, оксиды азота, аммиак, серный и сернистый ангидрид;

3) сенсибилизирующие , вызывающие (после относительно непродолжительного воздействия на организм человека) кожные заболевания, астматические явления, болезнь крови – это ртуть, альдегиды и др. (сенсибилизация – повышение чувствительности организма к воздействию каких-либо химических раздражителей; лежит в основе ряда аллергических заболеваний);

4) канцерогенные , приводящие к развитию злокачественных опухолей.

8 июня 1995 г. Госкомсанэпиднадзором России утверждены гигиенические нормативы ГН 1.1.029-95 «Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека». Согласно этому документу, доказана канцерогенность, например:

    асбеста (при ингаляционном поступлении в организм);

    бензола (при ингаляционном и накожном поступлении);

    бенз(а)пирена (при ингаляционном и накожном поступлении);

    винилхлорида (при ингаляционном поступлении);

    мышьяка (при ингаляционном, пероральном и накожном поступлении);

    бытовых саж (при ингаляционном и накожном поступлении);

    никеля и его соединений (при ингаляционном поступлении).

К производственным процессам, представляющим опасность развития злокачественных новообразований у рабочих, отнесены, например:

    деревообрабатывающее и мебельное производство с использованием фенол-формальдегидных и карбамид-формальдегидных смол в закрытых помещениях;

    медеплавильное производство;

    производство резины и резиновых изделий;

    производство чугуна и стали и литья из них.

Из природных и бытовых факторов в списки нормативов вошли:

    алкогольные напитки;

  • солнечная радиация;

    табачный дым;

    табачные продукты бездымные.

5) мутагенные, вызывающие нарушение наследственного аппарата человека – это соединения свинца, ртути, оксид этилена;

6) влияющие на репродуктивную функцию – это ртуть, свинец, стирол, радиоактивные вещества.

Биологическая группа факторов включает около 200 биологических объектов.

Условия труда при наличии биологических факторов подразделяются на классы вредности следующим образом:

1 класс – оптимальные условия труда;

2 класс – допустимые условия труда;

3 класс – вредные условия труда с подклассами 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4;

4 класс – опасные (экстремальные) условия труда.

В структуре биологических факторов выделяют 3 группы факторов:

1 группа патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний. Их наличие допускается только при работе специализированных учреждений. Условия труда при этом относятся к 3 или 4 классу вредности за потенциальную опасность ; к подклассу 3.4 относят работу с возбудителями обычных инфекционных заболеваний; к классу 4 относят работу с возбудителями особо опасных инфекционных заболеваний (чума, оспа).

2 группа микроорганизмы-продуценты, а также препараты, содержащие клетки и споры микроорганизмов. Оценка класса условий труда проводится путем замеров содержания этих микроорганизмов и сравнения с ПДК по ГОСТу 12.1.005-88 и перечню ПДК № 4617-88 с дополнениями.

3 группа белковые препараты. Почти все они – аллергены. Чаще всего это БВК (кормовые дрожжи, кормовые белки и т.д.). Условия труда как правило относят к подклассу 3.2.

Активная группа включает факторы, оказывающие воздействие на человека посредством заключенных в них энергетических ресурсов. По виду энергии эти факторы подразделяются на подгруппы:

1) механические факторы, характеризующиеся кинетической и потенциальной энергией и механическим влиянием на человека. Это кинетическая энергия движущихся и вращающихся элементов, потенциальная энергия тел (в том числе людей, находящихся на высоте), шум, инфра- и ультразвук, вибрации (общие и локальные), ускорения, гравитационная тяжесть, невесомость, статическая нагрузка, дым, туман, примеси нетоксичной пыли в воздухе, ударная волна и т.п.;

2) термические факторы, характеризующиеся тепловой энергией и аномальной температурой. Это температура нагретых и охлажденных предметов и поверхностей, температура открытого огня, пожара, химических реакций и других источников; влажность, температура и подвижность воздуха, приводящие к нарушению терморегуляции организма;

3) электрические факторы - электроток, статическое электричество, ионизирующие излучения, электрополе, аномальная ионизация воздуха;

4) электромагнитные факторы - освещенность, ультрафиолетовая и инфракрасная радиация, электромагнитные излучения, магнитное поле;

5) химические факторы - едкие, ядовитые, огне- и взрывоопасные

вещества, нарушение естественного газового состава воздуха, наличие вредных примесей в воздухе (токсичная пыль и газы);

6) биологические факторы - опасные свойства микро- и макроорга-

низмов, продукты жизнедеятельности биообъектов;

7) психологические факторы - утомление, стресс и т.д.

Пассивно-активная группа включает факторы, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является человек или оборудование. К ней относят:

1) острые (колющие и режущие) неподвижные элементы,

2) незначительное трение между соприкасающимися поверхностями (малый коэффициент трения),

3) неровности поверхности, по которым перемещаются машины и человек,

4) уклоны и подъемы.

Пассивная группа включает факторы, проявляющиеся опосредованно. К ней относят опасные свойства, связанные с коррозией материалов, накипью, недостаточной прочностью конструкций, повышенными нагрузками на машину или механизм и т.п. Эти опасные свойства вызывают разрушения, взрывы и другие виды аварий.

Помимо рассмотренной классификации по возможному характеру действия на человека факторы делятся на

а) непосредственные (шум, вибрация, освещенность и т.д.) и

б) косвенные (коррозия, накипь, неровности поверхности).

По вызываемому ущербу различают факторы:

а) приносящие социальный ущерб (ущерб здоровью человека, снижение продолжительности его жизни и т.п.) и

б) приносящие экономический ущерб (снижение производительности труда, невыход на работу и т.п.).

Каждый фактор характеризуется :

1 - потенциалом,

2 - качеством,

3 - временем существования или воздействия на человека,

4 - вероятностью появления,

5 - размерами зоны действия.

Потенциал определяет фактор с количественной стороны, например, уровень шума, запыленность воздуха, напряжение электрического тока.

Качество фактора отражает его специфические особенности, влияющие на организм человека, например, частотный состав шума, дисперсный состав пыли, род электрического тока.

Зона действия фактора или, более точно, опасная зона – это пространство, в котором постоянно действуют или периодически возникают опасные и вредные производственные факторы.

По временным характеристикам различают постоянные и временные опасные зоны. Они характеризуются геометрическими размерами, а временные – еще и вероятностью возникновения.

По пространственным характеристикам опасные зоны могут быть локальными и развернутыми. Локальной называется зона, величина которой соразмерима с размерами человека, развернутой – зона, существенно превышающая размерами человека.

В результате воздействия неблагоприятных факторов производственной среды могут иметь место несчастные случаи и профессиональные заболевания.

Производственная травма (по ГОСТ 12.0.002-80) - это травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда. К травмам относят ушибы, переломы, ранения, ожоги, поражения электрическим током и т.д. Следствием производственной травмы может быть временная или постоянная потеря трудоспособности (возможен смертельный исход).

Совокупность производственных травм называют производственным травматизмом .

Профессиональное отравление - это нарушение здоровья, вызванное ядовитыми веществами при их проникновении в организм человека в условиях производства. Профессиональные отравления могут быть острыми или хроническими .

Профессиональное заболевание (по ГОСТ 12.0.002-80) - заболевание, вызванное действием на работающего вредных условий труда.

Опасные зоны на строительной площадке

При организации строительной площадки, размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, переходов для людей устанавливаются опасные зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

К зонам постоянно действующих

    полоса шириной до 2 м по периметру от неогражденных перепадов по высоте на 1,3 м и более;

    места перемещения машин и оборудования или их рабочих органов и открытых движущихся или вращающихся частей;

    места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами;

    пространство вблизи открытых неизолированных токоведущих частей электроустановок и линий электропередач (ЛЭП);

    места, где уровни шума, вибрации или загрязнение воздуха превышают гигиенические нормы.

Зоны постоянно действующих опасных производственных факторов во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены. Производство строительно-монтажных работ в этих зонах, как правило, не допускается.

К зонам потенциально действующих опасных производственных факторов относятся:

    монтажные зоны, участки территории вблизи строящегося здания или сооружения;

    этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования.

Зоны потенциально действующих опасных производственных факторов выделяются сигнальными ограждениями . При производстве строительно-монтажных работ в этих зонах осуществляются организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих.

Границы опасных зон определяются с использованием данных СниП III-4-80, а также справочника Г.Г.Орлова «Инженерные решения по охране труда в строительстве» (М., Стройиздат, 1985).

Источниками негативных воздействий на производстве являются не только технические устройства. На уровень травматизма оказывают влияние психофизическое состояние и действия работающих. На рисунке показаны статистические данные о травматизме у строителей в зависимости от их трудового стажа.

Характер изменения травматизма в начале трудовой деятельности I обусловлен отсутствием достаточных знаний и навыков безопасной работы в первые трудовые дни и последующим приобретением этих навыков. Рост уровня травматизма при стаже 2...7 лет (II) объясняется во многом небрежностью, халатностью и сознательным нарушением требований безопасности этой категорией работающих. При стаже 7...21 г. динамика травматизма (III) определяется приобретением профессиональных навыков, осмотрительностью, правильным отношением работающих к требованиям безопасности. Для зоны II характерно некоторое повышение травматизма, как правило, обусловленное ухудшением психофизического состояния работающих.

Статистическая кривая динамики травматизма строителей

Общая характеристика условий труда, виды травм и профессиональных заболеваний представлены в таблицах 1 и 2.

  • 2 Физические критерии и принципы установления норм (нормирование) овпф
  • 3 Оптимальные и допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений в зависимости от категории работ
  • 4 Ионизирующие излучения. Характер воздействия, критерии оценки.
  • 5. Вредные вещества, их классификация и биологическое действия
  • 1 Виды прогнозов загрязнения окружающей среды. Особенности построения краткосрочных и долгосрочных прогнозов.
  • 2. Принципы организации системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Виды постов по контролю.
  • 3. Организация системы мониторинга загрязнения поверхностных вод. Принципы размещения пунктов наблюдения.
  • 4. Принципы организации системы мониторинга загрязнения почв с/х районов и городских территорий
  • 5. Методы и средства контроля среды обитания (контактные, дистанционные, биологические).
  • 1. Влияние отраслей экономики на состояние окружающей среды
  • 2. Воздействие негативных факторов на человека и техносферу
  • 4. Характеристика основных загрязняющих веществ и механизм их образования.
  • 5. Характеристика промышленного техногенеза в одной из отраслей промышленности
  • 2. Структура, органы управления и режимы функционирования Российской системы по чс (рсчс).
  • 3. Инженерная защита населения.
  • 4. Общие понятия устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время.
  • 6. Психологическая подготовка населения к действиям в чс.
  • 1. Классификация впф.
  • 3. Меры профилактики профессиональных заболеваний, отравлений.
  • 4. Основные принципы гигиенической классификации условий труда по степени вредности, тяжести и напряженности трудового процесса.
  • 5. Гигиенические требования к организации рабочих мест пользователей пэвм.
  • 6.Производственная вентиляция. Классификация. Очистка воздуха от пыли и вредных веществ.
  • 1. Правовые и нормативные основы государственной экспертизы условий труда в рф
  • 2. Органы надзора и контроля в области условий и охраны труда, промышленной безопасности. Задачи и функции
  • 3. Система сертификации работ по охране труда в организациях (ссот) Основная цель, задачи, функции.
  • 4. Объекты сертификации в Системе сертификации работ по охране труда в организациях (ссот). Организационная структура ссот. Функции органов по сертификации (ос) и испытательных лабораторий (ил).
  • 5. Порядок проведения сертификации работ по охране труда в организациях.
  • 6.Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий
  • 1.Физико-химические основы горения.
  • 2. Теория горения: тепловая, диффузионная, цепная.
  • 3. Условия возникновения и развития процессов горения.
  • 1. Основные понятия в области безопасности труда (опасность, безопасность, безопасность труда, риск, приемлемый риск, эргономика).
  • 4. Взрывы: типы взрывов, классификация.
  • 3. Структура, основные функции и права Ростехнадзора.
  • 4. Общие требования безопасности при выполнении работ повышенной опасности.
  • 5. Обеспечение электробезопасности на предприятии.
  • 6. Организация пожарной безопасности на предприятии.
  • 7. Сертификация работ по охране труда в организации (порядок сертификации, знак безопасности).
  • 8. Обеспечение безопасности при выполнении работ на высоте и верхолазных работ.
  • 9. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
  • 10. Общие требования безопасности при эксплуатации паровых и водогрейных котлов, сосудов, находящихся под давлением.
  • 1. Диаграммы причинно-следственных связей, как модели процессов в системе
  • 2. Основные этапы системного анализа
  • 1.Цели, задачи и принципы экологической экспертизы.
  • 2.Экологические требования при размещении, проектировании строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.
  • 1.Законодательство и нормативно – технические основы безопасности жизнедеятельности
  • 2. Государственные требования в области охраны труда.
  • 3. Федеральный закон «о техническом регулировании».
  • 4. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
  • 5.Порядок расследования профессиональных заболеваний.
  • 6. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 7. Порядок возмещения вреда, причиненного здоровью работника на производстве.
  • 8. Система управления от на предприятии.
  • 9. Инструкция по от в организации.
  • 10. Государственный надзор и контроль в области от.
  • 11. Государственная система управления охраной труда и деятельностью в чс
  • 12. Инструктирование и обучение работников организации по от.
  • 13. Аттестация рабочих мест по условиям труда, Льготы и компенсация за особые условия труда.
  • 1. Классификация аварий и катастроф. Статистика арий и катастроф
  • 2. Прогнозирование аварий и катастроф
  • 3. Основы теории риска. Анализ риска. Управление риска.
  • 1. Принципы и методы менеджмента. Социально-психологические основы менеджмента.
  • 2. Государственная система управления охраной окружающей среды
  • 3.Экономическая оценка эффективности природоохранных мероприятий. Сущность и процесс принятия экологических решений
  • 4. Оценка экономической эффективности внедрения средств обеспечения безопасности
  • 1. Классификация и основные применения экобиозащитной техники и технологий
  • 2. Химические методы очистки воздуха
  • 3. Системы очистки сточных вод
  • 4. Принципы и методы защиты от шума жилых зданий, территорий жилой постройки
  • 1 Классификация опасных и вредных производственных факторов

    – производственный фактор, воздействие которого на работающего, в определённых условиях, приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

    – производственный фактор, воздействие которого на работающего, в определённых условиях, приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

    Вредный производственный фактор, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, может стать опасным.

    ПДК (предельно-допустимая концентрация) – установленный безопасный уровень вещества в воздухе рабочей зоне (возможно в почве, воде, снеге) соблюдение которого позволяет сохранить здоровье работника в течение рабочей смены, нормального производственного стажа и по выходу на пенсию. Не передаётся негативное последствие на последующие поколения.

    ПДУ (предельно-допустимый уровень) – характеристика, применяемая к физическим опасным и вредным производственным факторам. Смысл отражён в понятии ПДК.

    Вредные условия труда – это условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

    Согласно “ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация”, опасные и вредные производственные факторы (ОВПФ) подразделяются на:

    1) физические - электрический ток, повышенный шум, повышенная вибрация, пониженная (повышенная) температура и др.;

    2) химические - вредные для человека вещества, подразделяющиеся по характеру воздействия (токсические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и др.) и пути проникновения в организм человека (органы дыхания, кожные покровы и слизистые оболочки, желудочно-кишечный тракт);

    3) биологические – патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности;

    4) психофизиологические - физические и эмоциональные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда и др.

    По характеру воздействия на человека ОВПФ могут быть связанными с трудовым процессом или с воздействием окружающей среды.

    Воздействие опасных и вредных производственных факторов на человека можно ослабить или исключить нормальной организацией рабочих мест, совершенствованием технологических процессов, применением коллективных и (или) индивидуальных средств защиты и др.

    2 Физические критерии и принципы установления норм (нормирование) овпф

    Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным (ГОСТ 12.0.002-80). Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (ГОСТ 12.0.002-80).

    В соответствии с ГОСТ 12.1.003-74 все опасные и вредные производственные факторы подразделяются на 4 большие группы:

      физические,

      химические,

      биологические

      психофизиологические.

    1. К группе физических факторов относятся: электрический ток; подвижные части производственного оборудования; острые кромки, заусенцы на оборудовании, инструменте; неблагоприятные микроклиматические условия (пониженная или повышенная температура, влажность, подвижность воздуха); повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвука; недостаточная освещённость; повышенная запылённость воздуха; повышенные уровни различных излучений (тепловые, неионизирующие электромагнитные, ионизирующие и др.) и т.д.

    2. К химическим факторам относятся многочисленные вредные пары, газы и аэрозоли, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа.

    3. Биологические факторы - это биологические объекты, воздействие которых на работника вызывают заболевания (патогенные микроорганизмы, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, микроорганизмы - продуценты).

    4. К психофизиологическим факторам относятся: физические перегрузки (статические и динамические), нервно- психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов – слуха, зрения и других органов и систем, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

    При несоблюдении санитарно-гигиенических и санитарно-технических требований, правил охраны труда опасные и вредные производственные факторы могут воздействовать на организм работающих, вызывая профессиональные заболевания и отравления, производственные травмы.

    Гигиеническое нормирование (ПДК, ПДУ, ОБУВ)

    С целью предупреждения неблагоприятного воздействия на организм работающих вредные производственные факторы нормируются: для вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливаются предельно-допустимые концентрации (ПДК) либо ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ), для физических вредных факторов – предельно –допустимые уровни (ПДУ).

    Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – это уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования, в процессе работы или в отдалённые сроки жизни настоящего и последующего поколений (Руководство Р2.2.2006-05).

    Принципы установления гиг. нормативов:

    1.ГН носят гос. Характер и обязательны для соблюдения всеми органами, организациями и отд. Лицами.

    2. Необходимо соблюдать опережение обоснования норматива по сравнению с появлением ОВПФ. Т.е. ГН должны быть разработаны еще до того момента, когда человек войдет в контакт с потенциально вр. Фактором. Необходимо разумное сочетание экспереминтльных методов ГН-ия с клинико-гигиеническими и эпидемиологическими методами.При обосновании ГН приоритет отдается медико-биологическим. А не экономическим или технологическим критериям, реальной технич. Достижимости рекомендуемых ГН в данный момент.

    3. Принцип безвредности. При установлении норматива принимаются во внимание только особенности его действия на организм человека и санитарно-гигиенические условия его жизни. Никакие доводы об отсутствии эффект мер по снижению действующих концентраций, способов очистки атмосферных выбросов или сточных вод, мер индивидуальной защиты не могут послужить условием для установления норматива на более высокий уровень.

    4. Принцип дифференциации биологических ответов ГН содержания хим в-в в объектах ОС устанавливаются с дистанцией на наиболее чувствит группы населения на уровне защитно-приспособительных реакций. При установлений ГН для производственных условий учит-ся. Что воздействию подвергаются лица трудоспособного возраста (8 ч).

    5. Принцип разделения объектов санитарной охраны воздуха производ. Помещений, атмосферы населенных мест, питьевой воды и др.

    6. Принцип учета всех возможных неблагоприятных воздействий.По каждому показателю вредности определяют мин-но действующую концентрацию, а из мин-ных действующих выбирают наименьшую, которая и будет показателем для нормирования.

    7. Принцип пороговости. Порог вредного воздействия – такая мин-я концентрация в-ва, при воздействия которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических приспособит реакций или скрытая патология.

    8. Принцип зависимости эффекта от концентрации (дозы) и времени. Этот принцип неразрывно связан с принципом нулевого учета пороговости. Величина дозы и продолжительность воздействия не только определяют время появления биологического эффекта, но и нередко влияют на качеств характеристики.

    9. Принцип комплексного ГН-ия

    10. Принцип относительности норматива (возможны изменения нормативов)

    ДОБАВИТЬ ПРИМЕР

    "Советник бухгалтера в здравоохранении", 2006, N 3

    Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 215) в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возложена организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

    Казначейское исполнение - это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают свои счета на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета. Счета, открытые бюджетным учреждениям, называются лицевыми счетами.

    В настоящее время существуют различные виды лицевых счетов. Инструкции Министерства финансов Российской Федерации, в соответствии с которыми открываются и ведутся эти счета, также различны.

    В данной статье мы постараемся обобщить информацию обо всех возможных видах лицевых казначейских счетов, что, на наш взгляд, будет полезным работникам финансовых служб.

    Структура лицевого счета

    Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов лицевых счетов, напомним, что номер любого лицевого счета бюджетного учреждения состоит из 11 разрядов.

    разрядов

    где 1-й и 2-й разряды - код лицевого счета;

    с 3-го по 10-й разряд - учетный номер клиента, из них:

    с 3-го по 5-й разряд - код главы главного распорядителя средств, в ведении которого находятся распорядитель, получатель, иной получатель средств, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;

    с 6-го по 10-й разряд - код распорядителя или получателя средств, иного получателя средств в Реестре получателей средств федерального бюджета <*>;

    11-й разряд - резервный разряд.

    <*> См. статьи Король Е.А. "Реестр бюджетополучателей: что нужно знать?" // "Советник бухгалтера социальной сферы". 2005. N 5. С. 8 - 14 // и "Новый порядок ведения реестра бюджетополучателей" // "Советник бухгалтера социальной сферы". 2005. N 10. С. 12 - 22.

    В соответствии с действующими в настоящий момент Инструкциями Министерства финансов Российской Федерации в органах Федерального казначейства открываются следующие виды лицевых казначейских счетов, имеющие указанные ниже коды.

    Вид лицевого счета

    лицевого

    Балансовый счет органа

    Федерального казначейства,

    к которому открыт

    лицевой счет

    Лицевой счет главного

    распорядителя

    (распорядителя) средств

    40105 "Средства

    федерального бюджета"

    Лицевой счет

    получателя средств

    40105 "Средства

    федерального бюджета"

    Лицевой счет для учета

    операций со средствами

    во временном распоряжении

    40302 "Средства, поступающие

    во временное распоряжение

    бюджетных учреждений"

    Лицевой счет для учета

    операций со средствами,

    полученными от

    предпринимательской

    и иной приносящей

    доход деятельности

    40503 "Счета предприятий,

    находящихся в федеральной

    собственности.

    Некоммерческие организации"

    Отдельный лицевой счет

    для учета операций

    со средствами, полученными

    от предпринимательской

    и иной приносящей доход

    деятельности (для учета

    средств на

    оперативно-розыскную

    деятельность)

    40503 "Счета предприятий,

    находящихся в федеральной

    собственности.

    Некоммерческие организации"

    Лицевой счет иного

    получателя средств

    40105 "Средства федерального

    Лицевой счет по

    дополнительному

    бюджетному финансированию

    за счет арендных платежей

    40105 "Средства федерального

    Остановимся более подробно на некоторых видах лицевых счетов.

    Лицевой счет распорядителя средств

    Главный распорядитель средств - это орган государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов по направлениям, установленным этим федеральным законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении.

    Распорядитель средств - это орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя средств, получающая ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов от главного (вышестоящего) распорядителя средств федерального бюджета для их распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, находящимися в его ведении.

    Лицевой счет распорядителя средств предназначен для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а именно доведенных главному распорядителю (распорядителю) средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, и по распределению их по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении.

    Основанием для открытия распорядителю средств лицевого счета распорядителя средств является представленный им в орган Федерального казначейства правоустанавливающий учредительный документ или письменное разрешение вышестоящего распорядителя средств, в соответствии с которыми данному распорядителю средств предоставлены полномочия по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении. Иначе говоря, если в учредительном документе не содержится положение о том, что данная организация является распорядителем средств, необходимо письмо вышестоящей организации.

    Для открытия лицевого счета распорядителя средств в орган Федерального казначейства распорядитель средств представляет следующие документы:

    Документ

    Требование к документу

    Заявление

    на открытие

    лицевого счета

    к Инструкции N 142н

    Копия учредительного

    документа

    Карточка образцов

    подписей

    к Инструкции N 142н.

    организации или нотариально

    Перечень иных

    получателей средств,

    находящихся в

    ведении распорядителя

    к Инструкции N 142н.

    Заверяется подписями руководителя и

    главного бухгалтера распорядителя

    средств (иного должностного лица,

    уполномоченного руководителем)

    Лицевой счет получателя средств

    Порядок открытия и ведения органами Федерального казначейства указанного вида лицевого счета содержится в Инструкции Минфина России от 31.01.2002 N 142н.

    Под получателем средств понимаются орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств, имеющие право на получение бюджетных ассигнований и принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета.

    Для открытия лицевого счета получателя средств получателем средств (за исключением обособленного подразделения) в орган Федерального казначейства представляются следующие документы:

    Документ

    Требование к документу

    Заявление на открытие

    лицевого счета

    По форме, указанной в Приложении N 1

    к Инструкции N 142н

    Копия учредительного

    документа

    Заверяется учредителем или нотариально

    Копия документа о

    государственной

    регистрации

    Заверяется учредителем или нотариально

    либо органом, осуществившим

    государственную регистрацию

    Карточка образцов

    подписей

    По форме, указанной в Приложении N 2

    к Инструкции N 142н.

    Заверяется подписью руководителя (его

    заместителя) вышестоящей организации

    и оттиском гербовой печати вышестоящей

    организации или нотариально

    Копия свидетельства

    налогового органа о

    постановке на учет

    Заверяется нотариально либо выдавшим

    его налоговым органом

    Лицевой счет получателя средств предназначен для учета операций по отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, принятых денежных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета.

    Лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования отражаются на лицевом счете получателя средств на основании поступивших в адрес получателя средств расходных расписаний, подготовленных вышестоящим распорядителем средств.

    Процедура осуществления кассового расхода за счет средств федерального бюджета состоит в передаче органом Федерального казначейства в учреждение банка, в котором органу Федерального казначейства открыт счет для учета операций со средствами федерального бюджета (далее - счет органа Федерального казначейства), расчетных и кассовых документов, оформленных органом Федерального казначейства на основании представленных в надлежащем порядке получателями средств платежных документов, и списании учреждением банка сумм платежей со счета органа Федерального казначейства с отражением операций на лицевом счете соответствующего получателя средств в соответствии с показателями бюджетной классификации Российской Федерации.

    При этом Инструкцией N 142н предусмотрено, что получатель бюджетных средств может уточнить учетные записи по операциям, произведенным на его лицевом счете получателя средств. Но возможно это только в пределах финансового года.

    Исправительные записи в регистрах бюджетного учета производятся органом Федерального казначейства и получателем средств в порядке, установленном п. 4 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

    Как разъяснено в Письме Казначейства России от 21.10.2005 N 42-7.1-01/5.1-289, внесение изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации РФ по произведенным кассовым расходам возможно только в следующих случаях:

    • в соответствии с указаниями Минфина России при внесении изменений в установленный порядок отнесения расходов федерального бюджета на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов РФ;
    • при ошибочном указании получателем средств в платежном документе кода бюджетной классификации РФ, на основании которого органом Федерального казначейства был отражен кассовый расход на лицевом счете получателя средств.

    Лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении

    Порядок открытия и ведения органами Федерального казначейства указанного вида лицевого счета утвержден Приказом Казначейства России от 07.09.2005 N 17н.

    Лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении открывается клиенту в органе Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя средств федерального бюджета. Если на момент открытия лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении клиенту не открыт лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, орган Федерального казначейства открывает клиенту в установленном порядке вначале лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.

    Для открытия лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении клиент представляет в орган Федерального казначейства следующие документы:

    Документ

    Требование к документу

    Заявление на открытие

    лицевого счета

    По форме, указанной в Приложении N 1

    к Инструкции N 142н

    Карточка образцов

    подписей

    По форме, указанной в Приложении N 2

    к Инструкции N 142н.

    Заверяется подписью руководителя (его

    заместителя) вышестоящей организации

    и оттиском гербовой печати вышестоящей

    организации или нотариально

    Копия учредительного

    документа

    Заверяется учредителем или нотариально

    (при наличии в юридическом деле

    клиента - не представляется)

    Копии законодательных

    и иных нормативных

    правовых актов

    Российской Федерации,

    являющихся основанием

    для осуществления

    операции со

    средствами,

    поступающими

    во временное

    распоряжение клиента

    На лицевом счете для учета операций со средствами во временном распоряжении подлежат отражению:

    • остаток средств, поступивших во временное распоряжение на начало текущего финансового года;
    • объем средств, поступивших во временное распоряжение в течение текущего финансового года;
    • объем перечисленных в текущем году средств, поступивших во временное распоряжение;
    • остаток средств, поступивших во временное распоряжение на отчетную дату.

    Приказом N 17н предусмотрено, что каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении.

    Ранее на эти счета зачислялись денежные средства в рублях, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, и залоговые суммы, вносимые обвиняемыми (подозреваемыми) с санкции прокурора. В большинстве случаев лицевой счет данного вида открывается подразделениям органов внутренних дел и службы судебных приставов.

    В настоящее время открытие указанных лицевых счетов подразделениям службы судебных приставов затруднено тем, что они не являются получателями бюджетных средств и, соответственно, не включены в Реестр бюджетополучателей. Поэтому Казначейство России в Письме от 23.12.2005 N 42-5.2-10/441 предложило Федеральной службе судебных приставов проработать с Министерством финансов Российской Федерации вопрос о возможном включении в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов либо изменить их организационно-правовой статус на статус юридического лица.

    Также на лицевом счете указанного вида подлежат учету денежные средства, направленные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

    При этом законодательным актом Российской Федерации, являющимся основанием для открытия указанного лицевого счета, является Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

    Данное положение разъяснено Казначейством России в Письме от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51 "Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

    Лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

    Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - это средства, полученные бюджетными учреждениями из внебюджетных источников, образование и расходование которых установлено законодательными актами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства РФ.

    Лицевой счет для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открывается в соответствии с требованиями, указанными в Приказе Минфина России от 21.06.2001 N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов".

    Лицевые счета по учету внебюджетных средств открываются клиентам в органах Федерального казначейства по месту открытия им лицевых счетов получателей средств для учета операций со средствами федерального бюджета. Если на момент открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиенту не открыт лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, орган Федерального казначейства открывает клиенту в установленном порядке вначале лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.

    Для оформления открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиент представляет в орган Федерального казначейства следующие документы:

    Документ

    Требование к документу

    Заявление на открытие

    лицевого счета

    По форме, указанной в Приложении

    N 1 к Инструкции N 142н.

    В реквизите "Вид лицевого счета"

    указывается "По учету средств,

    полученных от предпринимательской

    и иной приносящей доход

    деятельности"

    Подлинник разрешения на

    открытие лицевого счета по

    учету средств, полученных

    от предпринимательской

    и иной приносящей доход

    деятельности, в

    территориальном органе

    Федерального казначейства

    Карточку образцов подписей

    По форме, указанной в Приложении

    N 2 к Инструкции N 142н.

    Заверяется подписью руководителя

    (его заместителя) вышестоящей

    организации и оттиском гербовой

    печати вышестоящей организации

    или нотариально

    На лицевом счете по учету внебюджетных средств подлежат отражению:

    • объем поступлений внебюджетных средств и направлений использования этих средств в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам нарастающим итогом с начала финансового года;
    • остаток внебюджетных средств на начало текущего финансового года;
    • суммы внебюджетных средств, поступившие в течение текущего финансового года в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, в том числе суммы средств без права расходования;
    • кассовые расходы, произведенные за счет внебюджетных средств в течение текущего финансового года в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;
    • восстановление кассовых расходов, произведенных за счет внебюджетных средств в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;
    • прочие платежи - платежи в уплату налогов и сборов в бюджеты различных уровней в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации и иные предусмотренные разрешением и не относящиеся к расходам перечисления;
    • остаток внебюджетных средств на отчетную дату.

    Лицевой счет по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей

    Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год установлено, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям федеральной почтовой связи Федерального агентства связи, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.

    Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных ст. 33 настоящего Федерального закона.

    Приказом Минфина России от 30.06.2004 N 57н утверждено Положение о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование.

    Основанием для открытия лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей являются представленные в органы Федерального казначейства копии договоров на передачу в аренду федерального имущества, заключенных арендодателем с арендаторами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Е.А.Король

    Советник государственной

    гражданской службы

    Российской Федерации 2 класса

    Движение денежных средств на лицевых счетах в органе федерального казначейства

    Виды лицевых счетов

    Особенности ведения денежных операций на лицевом счете

    Порядок отражения поступлений и расходов по бюджетной и внебюджетной деятельности

    Документы, необходимые для проведения денежных операций

    Бюджетные учреждения учитывают денежные средства на лицевых счетах, открытых в территориальном органе Федерального казначейства по месту обслуживания (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ; в ред. от 03.11.2015). Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден Приказом Казначейства России от 29.12.2012 № 24н (в ред. от 29.12.2014).

    Бюджетные организации не имеют права самостоятельно заключать договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования — денежные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно работают банки. Расчетные документы банк принимает от федерального казначейства, оно же получает от банка подтверждение расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

    Бюджетные организации наличные средства получают в банке по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства; неиспользованные средства федерального бюджета бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре Федерального казначейства, которой открыт счет. Порядок ведения кассовых операций и соблюдение лимита кассы контролируют органы Федерального казначейства. Доходы по предпринимательской деятельности, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, также учитываются на счетах в казначействе.

    Виды лицевых счетов

    В территориальном органе Федерального казначейства учреждению могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:

    20 — предназначен для учета операций со средствами бюджетных учреждений. На этом счете отражаются операции со средствами субсидий, полученных на выполнении государственного задания (за исключением субсидий на иные цели, капитальные вложения), средствами, полученными по предпринимательской деятельности, доходами от сдачи имущества в аренду, а также средствами, поступающими в обеспечение заявки на участие в закупках и исполнения контракта;

    21 — отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций с субсидиями на иные цели и капитальные вложения (ст. 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса РФ);

    22 — лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами ОМС.

    В Органе Федерального казначейства для осуществления операций учреждению здравоохранения ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировском районе» города Екатеринбурга открыт единый лицевой счет по поступлению и расходованию денежных средств, на который зачисляются:

    • субсидии на выполнении государственного задания (бюджетные ассигнования);
    • доходы, полученные от иной приносящей доход деятельности.

    Учреждение занимается в том числе предпринимательской деятельностью (оказание санитарно-эпидемиологических услуг на платной основе юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключив с ними договора).

    Для раздельного учета движения денежных средств за счет разных источников финансирования, отражения операций в бухгалтерском учете по видам деятельности применяется код вида финансового обеспечения (КФО).

    Порядок учета субсидий определен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 06.08.2015; далее — Инструкция № 157н). В соответствии с ним следует применять код вида финансового обеспечения деятельности 4 (КФО 4) «Субсидии на выполнение государственного задания»

    По предпринимательской деятельности применяется код вида финансового обеспечения деятельности 2 (КФО 2) «Доходы от оказания платных услуг».

    Особенности ведения денежных операций на лицевом счете в ОФК

    1. Первичный документ для осуществления безналичных расчетов по оплате денежных обязательств — заявка на кассовый расход.

    На получение наличных денег оформляется заявка на получение наличных денег.

    Бюджетные учреждения кассовые операции со средствами проводят в порядке, утвержденном Приказом Казначейства России от 19.07.2013 № 11н.

    2. В документах на списание денежных средств с лицевого счета в Органе Федерального казначейства при формировании заявки на кассовый расход указывается КФО. Задача учета кассовых расходов — проконтролировать целевое расходование средств.

    3. Субсидии на выполнение государственного задания (бюджетные ассигнования) и доходы по предпринимательской деятельности, прочие доходы зачисляются на один лицевой счет. Для раздельного аналитического учета движения денежных средств в бухгалтерском учете используются забалансовые счета 17 и 18, открытые к счету 0.201.11.000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

    4. Федеральное казначейство контролирует кассовые расходы в разрезе статей бюджетной классификации независимо от осуществляемой деятельности — бюджетной или иной приносящей доход.

    5. Списываются денежные средства строго по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по видам деятельности с распределением по статьям бюджетной классификации (КОСГУ).

    ФФБУЗ работает с органом федерального казначейства с использованием СУФД.

    С. С. Велижанская,
    заместитель главного бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

    Версия для печати

    Приложение № 1
    Утвержден
    Приказом Управления финансов
    от 24.11.2011 № 07-36од

    Порядок открытия и ведения лицевых счетов

    1. Общие положения

    1.1 Настоящий Порядок открытия и ведения лицевых счетов (далее - Порядок) разработан на основании статей 166.1 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 3.2 статьи 2 Федерального закона от 03 ноября 2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», частей 2 и 4 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов администрации города Байконур и устанавливает порядок открытия и ведения Управлением финансов администрации города Байконур (далее – Управление финансов) лицевых счетов получателей средств бюджета города Байконур, а также лицевых счетов для учета операций со средствами организаций - неучастников бюджетного процесса, находящихся в ведении администрации города Байконур (далее - клиенты).

    2. Виды лицевых счетов

    1.2 Управлением финансов открываются следующие виды лицевых счетов:
    1) лицевой счет получателя бюджетных средств, предназначенный для учета бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования, полученных получателем бюджетных средств; для отражения операций получателя бюджетных средств по распределению лимитов бюджетных обязательств по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих бюджетных полномочий у получателя бюджетных средств); для учета принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств, осуществления получателем бюджетных средств бюджетных операций за счет средств бюджета (в том числе в иностранной валюте);
    2) лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств, а также бюджетных (автономных) учреждений со средствами, поступающими в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, администрации города Байконур, во временное распоряжение;
    3) лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из бюджета города Байконур);
    4) отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из бюджета города Байконур в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций;
    5) лицевой счет автономного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами автономных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных автономным учреждениям из бюджета города Байконур;
    6) отдельный лицевой счет автономного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из бюджета города Байконур в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций;
    7) лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств либо бюджетного (автономного) учреждения, принявших бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств.

    2.2. При открытии лицевых счетов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, им присваиваются номера.

    Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов или шести полей:

    Номера
    разрядов
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

    где:
    1 и 2 разряды - код лицевого счета;
    3 и 4 разряды - нулевые разряды;
    5 разряд - код типа бюджета;
    с 6 по 10 разряд - учетный номер;
    11 разряд - контрольный разряд.

    Код лицевого счета указывается в соответствии со следующими видами лицевых счетов:
    03 - лицевой счет получателя бюджетных средств;
    05 - лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств;
    14 – лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств;
    20 - лицевой счет бюджетного учреждения;
    21 - отдельный лицевой счет бюджетного учреждения;
    30 - лицевой счет автономного учреждения;
    31 - отдельный лицевой счет автономного учреждения.

    Код типа бюджета указывается в соответствии со следующими значениями:
    3 - местный бюджет;
    6 – средства юридического лица, не являющегося в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателем средств бюджета, кассовое обслуживание которого осуществляется Управлением финансов.

    2.3. Разряды с 6 по 11 в номере лицевого счета соответствуют уникальному номеру клиента (далее - УНК). УНК должен быть строго индивидуален и не может повторяться. В случае открытия одному клиенту нескольких лицевых счетов его УНК остается неизменным.

    3. Порядок открытия лицевых счетов

    3.1. Для открытия лицевого счета клиентом представляются следующие документы:
    а) Заявление на открытие лицевого счета по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
    б) Карточка образцов подписей к лицевым счетам (далее - Карточка образцов подписей) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
    в) копия учредительного документа;
    г) копия документа о государственной регистрации юридического лица;
    д) копия Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

    3.2. Копии документов, указанных в подпунктах в), г) и д) пункта 3.1 настоящего Порядка заверяются распорядителем, в ведении которого находится клиент, либо учредителем, либо нотариально или органом, осуществившим государственную регистрацию. При наличии оригинала документа копии документов могут быть заверены уполномоченным сотрудником Управления финансов.

    Карточка с образцами подписей и оттиска печати заверяется подписью руководителя (заместителя) руководителя и оттиском гербовой печати распорядителя, либо учредителя или нотариально.

    3.3. При открытии клиенту лицевого счета другого типа повторное представление документов, указанных в подпунктах б), в), г) и д) пункта 3.1 Порядка не требуется. Заявление на открытие лицевого счета в таких случаях представляется по форме согласно приложению 1 к Порядку.

    3.4. При открытии лицевого счета Управление финансов заключает с клиентом Договор (Регламент) открытия и ведения соответствующего лицевого счета по форме, утвержденной в установленном порядке.

    3.5. Информационный обмен между Управлением финансов и клиентами осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи (далее ЭЦП) в соответствии с договором об электронном обмене документами, заключенным в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации согласно приложению №3.

    При отсутствии у клиента или Управления технической возможности информационного обмена в электронном виде, обмен информацией осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе (далее – бумажный носитель).

    3.6. При электронном документообороте с использованием ЭЦП между Управлением финансов и клиентами наличие образца подписи (подписей) уполномоченного лица (уполномоченных лиц), подписавшего (подписавших) ЭЦП электронный документ, в Карточке образцов подписей не требуется. Договор об электронном документообороте хранится в деле клиента.

    3.7. Карточка образцов подписей, заверенная в установленном порядке, представляется клиентами в Управление финансов в одном экземпляре.

    3.8. Карточка образцов подписей подписывается руководителем и главным бухгалтером клиента (уполномоченными руководителем лицами), которому открывается лицевой счет. Право первой подписи принадлежит руководителю клиента и (или) иным уполномоченным им лицам. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и лицам, уполномоченным руководителем клиента на ведение бухгалтерского учета.

    При смене руководителя или главного бухгалтера клиента представляется новая Карточка образцов подписей с образцами подписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи, заверенная в установленном порядке. Если в новой Карточке образцов подписей, представляемой в случае замены или дополнения подписей лиц, имеющих право первой и второй подписи, подписи руководителя и главного бухгалтера клиента остаются прежние, то дополнительного заверения такой Карточки образцов подписей не требуется.

    3.9. При временном предоставлении лицу права первой или второй подписи, а также при временной замене одного из лиц, подписавших Карточку образцов подписей, уполномоченных руководителем клиента, новая Карточка образцов подписей не составляется, а дополнительно представляется Карточка образцов подписей только с образцом подписи временно уполномоченного лица с указанием срока ее действия. Временная Карточка образцов подписей подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) клиента и дополнительного заверения не требует.

    3.10. Если клиенту в установленном порядке уже открыт лицевой счет, представление Карточки образцов подписей для открытия других лицевых счетов не требуется в случае, если лица, имеющие право подписывать документы, на основании которых осуществляются операции по вновь открываемым лицевым счетам, остаются прежними.

    3.11. Управление финансов не требует предъявления доверенностей и других документов, подтверждающих полномочия лиц, подписи которых включены в Карточку образцов подписей.

    3.12. Открытие клиенту лицевого счета осуществляется по разрешительной надписи руководителя Управления финансов (уполномоченных им лиц) и главного бухгалтера (лица, его замещающего) на заявлении на открытие лицевого счета после представления клиентом в Управление финансов документов, необходимых для открытия соответствующего вида лицевого счета, и их проверки на соответствие требованиям порядка.

    3.13. Наличие исправлений в представленных в Управление финансов Заявлении на открытие лицевого счета, Карточке образцов подписей и прилагаемых документах не допускается.

    3.14. Проверка представленных клиентом документов, необходимых для открытия лицевых счетов, осуществляется Управлением финансов в течение пяти рабочих дней после их представления. Пакет документов, не соответствующий установленным требованиям, возвращается не позднее срока, установленного для проведения проверки.

    3.15. Проверенные документы, соответствующие установленным требованиям, хранятся в деле клиента, которое открывается и ведется в установленном порядке (далее - дело клиента). Дело клиента оформляется единое по всем открытым данному клиенту лицевым счетам.

    3.16. Клиенты обязаны в пятидневный срок в письменной форме сообщать обо всех изменениях (дополнениях) в документах, представленных в Управление финансов для открытия лицевых счетов.

    3.17. Управление финансов производит регистрацию открываемых лицевых счетов клиентов в Журнале регистрации лицевых счетов клиентов, уведомляет об открытии лицевого счета клиента и в установленный срок после открытия лицевого счета налоговый орган, если представление такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.

    3.18. Журнал регистрации лицевых счетов ведется в соответствии с порядком документооборота, утвержденным приказом Управления финансов.

    4. Порядок переоформления и закрытия лицевых счетов

    4.1. Переоформление лицевых счетов клиентов производится по Заявлению на переоформление лицевых счетов по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, представленному клиентом на бумажном носителе в Управление финансов, в случае: а) изменения наименования клиента, не вызванного реорганизацией и не связанного с изменением подчиненности;
    б) изменения в установленном порядке структуры номеров лицевых счетов клиента;
    в) изменения наименования Управления финансов, не вызванного реорганизацией.

    Заявление на переоформление лицевых счетов может быть составлено единое по всем лицевым счетам, открытым данному клиенту Управлением финансов.

    К Заявлению на переоформление лицевых счетов, в случае изменения наименования клиента, не вызванного реорганизацией и не связанного с изменением подчиненности, прикладывается новая Карточка образцов подписей, оформленная и заверенная в соответствии с настоящим Порядком.

    4.2. Переоформление соответствующих лицевых счетов осуществляется на основании проверенных документов, соответствующих установленным требованиям. Лицевой счет является переоформленным с момента внесения уполномоченным работником Управления финансов в Журнал регистрации лицевых счетов.

    4.3. Лицевые счета клиентов закрываются Управлением финансов на основании Заявления на закрытие лицевого счета по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку, представленного клиентом на бумажном носителе в Управление финансов, в связи с:
    а) реорганизацией (ликвидацией) клиента;
    б) отменой бюджетных полномочий клиента для отражения операций, по выполнению которых открывался лицевой счет;
    в) изменением типа учреждения;
    г) в иных случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Заявление на закрытие лицевого счета хранится в деле клиента. Заявление составляется отдельно на закрытие каждого лицевого счета, открытого клиенту Управлением финансов. 4.4. При реорганизации (ликвидации) клиента в Управление финансов клиентом представляются копия документа о его реорганизации (ликвидации) и о назначении ликвидационной комиссии с указанием в нем срока действия ликвидационной комиссии и Карточка образцов подписей, оформленная ликвидационной комиссией.

    По завершении работы ликвидационной комиссии Заявление на закрытие лицевого счета оформляется ликвидационной комиссией.

    4.5. Сверка показателей, учтенных на лицевом счете, при его закрытии производится путем предоставления клиенту Отчета о состоянии соответствующего лицевого счета.

    Отчеты о состоянии лицевого счета формируются на дату закрытия лицевого счета, указанную в Заявлении на закрытие лицевых счетов.

    4.6. Лицевые счета клиентов закрываются при отсутствии на них учтенных показателей.

    При наличии на лицевом счете остатка денежных средств вместе с Заявлением на закрытие лицевого счета клиент представляет в Управление финансов Заявку на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) в установленном порядке, на перечисление остатка денежных средств по назначению.

    Денежные средства, поступившие на счет Управления финансов после закрытия лицевого счета клиента, перечисляются в соответствии с реквизитами, указанными в Заявлении на закрытие лицевого счета, а в случае их отсутствия - возвращаются отправителю.

    4.7. Управление финансов не позднее следующего рабочего дня после закрытия лицевого счета по Заявлению на закрытие лицевого счета, поступившего от клиента или ликвидационной комиссии, сообщает об этом клиенту или ликвидационной комиссии.

    Управление финансов в установленный законодательством срок после закрытия лицевого счета получателя бюджетных средств, лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, сообщает об этом налоговому органу, если представление такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.

    4.8. После закрытия лицевых счетов по месту ведения дела клиента документ, являющийся основанием для закрытия лицевых счетов, хранится в деле клиента.

    5. Порядок ведения лицевых счетов, открываемых в Управлении финансов. Порядок документооборота при ведении лицевых счетов

    5.1. Операции со средствами на лицевых счетах отражаются нарастающим итогом в пределах текущего финансового года. Показатели отражаются на лицевых счетах в структуре кодов бюджетной классификации. Операции отражаются на лицевых счетах в валюте Российской Федерации на основании документов клиента и иных документов, определенных в установленном порядке.

    5.2. На лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются следующие операции:
    а) доведение бюджетных данных:
    - бюджетных ассигнований на текущий финансовый год;
    - лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год;
    - предельных объемов финансирования;
    - распределение лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год;
    б) операции с бюджетными средствами:
    - постановка на учет бюджетных обязательств текущего финансового года;
    - выплаты, в том числе на счет получателя бюджетных средств, открытый в банке;
    - поступление средств, в том числе со счета получателя бюджетных средств, открытого в банке.

    5.3. На лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, отражаются следующие операции: а) поступление средств;
    б) выплаты.

    5.4. На лицевом счете бюджетного учреждения, отдельном лицевом счете бюджетного учреждения, лицевом счете автономного учреждения, отдельном лицевом счете автономного учреждения отражаются следующие операции: а) поступления средств;
    б) суммы выплат.

    5.5. На лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств отражаются операции по доведению бюджетных данных и операции с бюджетными средствами, аналогичные операциям, отражаемым на лицевом счет получателя бюджетных средств.

    5.6. Остаток средств, поступивших во временное распоряжение в отчетном финансовом году, подлежит учету в текущем финансовом году на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, как остаток на 1 января текущего финансового года.

    6. Документооборот при ведении лицевых счетов

    6.1. Управление финансов осуществляет сверку операций, учтенных на лицевых счетах с клиентами (далее - сверка). Сверка производится путем предоставления Управлением финансов клиенту на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с договором об обмене электронными документами, Выписки из лицевого счета (с копиями документов, служащих основанием для отражения операций на лицевом счете) и Приложения к Выписке из лицевого счета.

    6.2. Выписки из лицевых счетов формируются по всем видам лицевых счетов, открытым в Управлении финансов, в разрезе первичных документов по операциям за данный операционный день.

    Выписки из лицевых счетов предоставляются не позднее следующего операционного дня после совершения операции (подтверждения банком проведения банковской операции) с приложением документов, служащих основанием для отражения операций на лицевых счетах. При бумажном документообороте на Выписке из лицевого счета и на каждом приложенном к Выписке из лицевого счета документе ставится отметка с указанием даты, фамилии, инициалов и подписи уполномоченного работника (далее - отметка) об исполнении.

    При необходимости подтверждения операций, произведенных на лицевом счете при электронном документообороте с применением ЭЦП, указанная отметка проставляется Управлением финансов на копиях документов на бумажном носителе, представленных клиентом, после проверки указанной в них информации на ее соответствие данным, содержащимся в соответствующем электронном документе, хранящемся в информационной базе Управления финансов.

    6.3. Управление финансов не позднее третьего рабочего дня, следующего за отчетным месяцем, предоставляют клиентам Отчеты о состоянии лицевого счета.

    Отчеты о состоянии соответствующего лицевого счета формируются в разрезе кодов бюджетной классификации и (или) иных аналитических признаков нарастающим итогом на первое число месяца, следующего за отчетным, по всем видам лицевых счетов.

    6.4. В случае утери клиентом Выписки из соответствующего лицевого счета или Приложений к ней, а также Отчетов о состоянии соответствующего лицевого счета дубликаты выдаются клиенту по его письменному заявлению.

    6.5. Клиент письменно сообщает Управлению финансов не позднее чем через три рабочих дня после получения Выписки из соответствующего лицевого счета или Отчета о состоянии соответствующего лицевого счета о суммах, ошибочно отраженных в его лицевом счете. При непоступлении от клиента возражений в указанные сроки, совершенные операции по лицевому счету и остатки, отраженные на этих лицевых счетах, считаются подтвержденными.