Инвестирование представляет собой неотъемлемый экономический процесс в развитии страны. Качество деятельности государства в сфере инвестирования определяет темп его процветания.
Инвестиционная деятельность считается довольно сложной и многогранной, а также требующей постоянного учёта. Каждая инвестиционная операция сопровождается корректно составленной документацией, причём на каждом этапе её реализации.
Документы могут создаваться не только для отдельного объекта инвестирования, но и административно-территориальной единицы, находящейся в пределах государства. Таким документом является инвестиционный паспорт.
Инвестиционный паспорт в широком понимании означает источник необходимой информации для инвестора, заинтересовавшегося в особенностях деловой среды конкретного региона. В узком понимании инвестиционный паспорт представляет собой аналитическую базу для формирования у потенциального инвестора правильного представления об инвестиционной привлекательности региона, в который он намерен вкладывать денежный капитал.
Качество и корректность составления данного документа напрямую влияет на формирование окончательного решения инвестора о целесообразности осуществления операции. Если паспорт представляет неполную или сомнительную информацию об особенностях деловой среды региона, это повышает вероятность отказа в сотрудничестве со стороны инвестора.
Инвестиционный паспорт создаётся в форме инвестиционного бюллетеня. Составление этого документа требует особого внимания, ведь необходимо зафиксировать все сильные и слабые стороны деятельности каждой отрасли экономики, представленной в регионе. Показатели развития необходимо анализировать в динамике. Такой подход позволит сформировать объективную оценку деловой среды региона.
Качественный инвестиционный паспорт является не только источником информации об инвестиционной привлекательности, но и своеобразным агитационным материалом. Поэтому в составлении этого документа имеет место маркетинговая составляющая.
Составление
Привлекательный с точки зрения инвестора инвестиционный паспорт муниципального образования формируется следующим образом:
- Необходимо регулярно собирать, обрабатывать и анализировать статистические данные о деятельности экономических объектов на территории конкретного региона.
- Дать оценку долгосрочной инвестиционной политике, реализующейся в регионе.
- Определить привлекательные с точки зрения инвесторов предприятия.
- Дать оценку финансовым выгодам и расходам, возникшим при возможной реализации проекта.
- Дать оценку влияние органов исполнительной власти региона на бизнес-процессы.
- Собрать информацию о сильных сторонах инвестиционного климата региона и её презентовать её потенциальным инвесторам.
Разработка инвестиционного паспорта включает в себя такие этапы:
- Учёт особенностей законодательной базы в сфере инвестирования.
- Подготовку распорядительной документации для формирования кадастровой оценки участков земли и промышленных объектов недвижимости.
- Поддержку приоритетных проектов со стороны муниципальных органов.
Среди задач, которые решает результат создания инвестиционного паспорта, выделяют:
- Ознакомление потенциальных инвесторов с особенностями делового климата региона.
- Способствование быстрому принятию окончательного решения со стороны инвестора, касающегося целесообразности финансирования экономических объектов.
- Способствование улучшению распространению информации о привлекательности инвестиций в экономические объекты региона.
- Оптимизация сотрудничества региональных органов исполнительной власти и инвесторов, как резидентов, так и нерезидентов.
Инвестиционный паспорт должен существовать в двух вариантах: бумажном и в электронном виде.
Перед тем, как приступить к составлению инвестиционного паспорта, нужно в первую очередь проанализировать качество и уровень осуществления программ местного экономического и социального развития. Также необходимо дать оценку качеству региональной законодательной базы в сфере инвестирования.
Далее необходимо собрать, обработать и систематизировать данные о результатах деятельности предприятий региона. Следующий этап составления документа заключается в анализе состояния делового климата в регионе на текущий момент. На этом этапе нужно очертить проблемные аспекты инвестиционной среды территории. Далее паспорт нужно создать в бумажном виде, после чего продублировать его в электронной версии.
Структура
Составляя инвестиционный паспорт муниципального образования, нужно чётко следовать требованиям, касающимся его структуры. Первый раздел документа представляет собой обращение лица, возглавляющего муниципальное образование. Здесь нужно презентовать информацию об особенностях географического положения образования и его экономических особенностях. В этом разделе внимание акцентируется на уникальности территории с точки зрения её истории.
Второй раздел паспорта посвящён экономическому потенциалу. Здесь должна быть освещена информация о:
- природно-ресурсном потенциале;
- функционировании ключевых отраслей народного хозяйства и дальнейших их перспектив;
- промышленной инфраструктуре;
- демографическом ресурсе;
- деятельности финансово-кредитных учреждений и фискальных органов.
Третий раздел полностью посвящён инвестициям, в частности реализуемым на территории региона проектам и инвестиционным площадкам. Данный раздел должен сопровождаться статистическими и аналитическими таблицами, схемами и рисунками, которые дают чёткое представление инвесторам об инвестиционной деятельности муниципального образования.
В четвёртом разделе необходимо указать корректные контактные данные муниципального образования.
Все таблицы, диаграммы, рисунки оформляются в отдельный раздел «Приложения». Статистические данные должны подаваться в динамике.
Качественный инвестиционный паспорт муниципального образования позволяет стать фактором, способствующий привлечению внимания со стороны потенциальных инвесторов. Благодаря данному документу формируется объективный взгляд на перспективы развития муниципального образования и его преимущества и недостатки. Особое внимание должно уделяться сведениям об инвестиционных проектах и инвестиционных площадках, существующих в регионе. Данные о площадках, прекративших своё существование, также должны быть отображены в инвестиционном паспорте муниципального образования.
При составлении инвестиционного паспорта нередко не учитываются негативные аспекты развития территории с целью их сокрытия от инвестора. Но это считается грубой ошибкой, ведь недостаток информации является помехой в формировании объективной оценки деловой среды.
Инвестиционный паспорт муниципального образования призван играть важную роль в формировании благоприятной инвестиционной среды региона.
28 февраля 2019 , О господдержке промышленных предприятий, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности Постановление от 23 февраля 2019 года №191. В целях увеличения объёма экспорта конкурентоспособной промышленной продукции в рамках реализации федерального проекта «Промышленный экспорт» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» определён порядок формирования и утверждения единого списка организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, являющихся производителями федерального и регионального значения. Также установлен порядок заключения соглашений о реализации корпоративных программ. Предприятия, заключившие соглашения о реализации корпоративных программ, смогут получить доступ к финансированию экспортных проектов, включая страхование соответствующих экспортных кредитов, и возможность использовать широкую линейку банковских инструментов.
27 февраля 2019 , Регулирование в сфере торговли. Защита прав потребителей Об установлении дополнительного реквизита кассового чека для товаров, подлежащих обязательной маркировке Постановление от 21 февраля 2019 года №174. В реквизите «код товара» кассового чека и бланка строгой отчётности для товаров, в отношении которых принято решение об обязательной маркировке, будет указываться код идентификации, позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры. Установление дополнительного реквизита направлено на прослеживаемость и формирование прозрачной среды при обороте таких товаров.
26 февраля 2019 , Об изменениях в порядке использования иностранных спутниковых сетей связи на территории России Постановление от 21 февраля 2019 года №175. На российских операторов связи, использующих любую иностранную спутниковую систему, распространены требования об обязательности формирования российского сегмента иностранной спутниковой системы в составе станции сопряжения с сетями связи общего пользования и пропуска всего трафика, формирующегося абонентскими станциями на территории России, через такую станцию сопряжения.
26 февраля 2019 , Противодействие наркомании О совершенствовании контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ Постановление от 22 февраля 2019 года №182. Устанавливается контроль за легальным оборотом ряда веществ, используемых при незаконном изготовлении фентанила, находящихся в свободном обороте на территории России и не включённых в список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю.
26 февраля 2019 , Старшее поколение О распределении межбюджетных трансфертов на создание системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами Распоряжение от 23 февраля 2019 года №277-р. В рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» предусмотрено создание системы долговременного ухода за людьми пожилого возраста и инвалидами. Средства в размере 295 млн рублей распределены между 11 субъектами Федерации на реализацию пилотного проекта по созданию системы ухода.
26 февраля 2019 , Арктическая деятельность Об ассигнованиях на научные исследования «Трансарктика-2019» Распоряжение от 23 февраля 2019 года №276-р. Из резервного фонда Правительства выделяются 868,75 млн рублей для организации и проведения комплексных научных исследований и государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды Арктики с использованием четырёх научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов Росгидромета. Исследования «Трансарктика-2019» проводятся в контексте восстановления комплексных научных исследований Арктического региона, включая высокоширотную Арктику. Цель исследований – совершенствование системы гидрометеорологической безопасности морской деятельности России в Арктике для реализации научных и практических интересов государства.
26 февраля 2019 , Миграционная политика Об утверждении плана реализации первого этапа Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы Распоряжение от 22 февраля 2019 года №265-р. Планом, в частности, предусматриваются разработка проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, направленных на решение задач государственной миграционной политики, анализ и подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию миграционного законодательства, оптимизация порядка предоставления государственных услуг и выполнения административных процедур.
25 февраля 2019 , Гуманитарные связи с зарубежными странами (кроме СНГ). Соотечественники Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Соглашения между правительствами России и Индонезии об упрощении визового режима взаимных поездок граждан Распоряжение от 22 февраля 2019 года №264-р. Цель Соглашения - упрощение процедуры выдачи краткосрочных виз для граждан двух стран на взаимной основе. Предусматривается возможность выдачи гражданам России и Индонезии многократных туристических виз сроком до шести месяцев.
25 февраля 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок О порядке разработки и реализации комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла Постановление от 19 февраля 2019 года №162. В целях формирования современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок планом реализации Стратегии научно-технологического развития России предусмотрена реализация комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла. Подписанным постановлением установлен порядок разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения таких программ и проектов.
25 февраля 2019 , Литература и книгоиздание. Библиотеки Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» Постановление от 20 февраля 2019 года №169. Предусмотрено включение в НЭБ электронных копий 100% российских изданий на правах обязательного экземпляра. Доступ к документам НЭБ будет предоставляться пользователям только при наличии лицензионного договора с автором или другим правообладателем, с учётом решения экспертных советов, а также в соответствии с действующим законодательством.
23 февраля 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан О выпуске и распределении в 2019 году государственных жилищных сертификатов Распоряжение от 20 февраля 2019 года №252-р. В рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В 2019 году планируется выдать 7151 государственный жилищный сертификат на общую сумму 16,24 млрд рублей.
22 февраля 2019 , Телекоммуникации. Электросвязь О создании Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования Постановление от 13 февраля 2019 года №136. Основная цель создания Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования – обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности сети связи общего пользования в связи с наличием потенциальных угроз информационной безопасности, которые могут оказать влияние на работу сетей связи операторов связи, сети связи общего пользования в целом, а также российского сегмента интернета.
22 февраля 2019 , Общие вопросы промышленной политики О запрете на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для оказания услуг финансового лизинга Постановление от 19 февраля 2019 года №159. Установленный ранее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, распространён на оказание услуг финансовой аренды (лизинга). Это позволит защитить внутренний рынок, поддержать развитие национальной экономики, российских товаропроизводителей, будет способствовать стабилизации финансовой ситуации, дополнительной загрузке производственных мощностей предприятий, сохранению на них рабочих мест, в том числе в смежных отраслях.
22 февраля 2019 , Пенсионное обеспечение Об изменениях в порядке подсчёта страхового стажа для установления страховых пенсий Постановление от 19 февраля 2019 года №160. В целях обеспечения прав самозанятых граждан, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», на пенсионное обеспечение Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий дополнены новыми положениями, которыми предусматривается включение в страховой стаж периодов уплаты ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и определяются особенности зачёта этих периодов в страховой стаж.
22 февраля 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация О полномочиях органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения Постановление от 21 февраля 2019 года №179. Предусматривается, что местные власти должны будут информировать жителей о сроках, порядке, условиях подключения к газораспределительным сетям, о прогнозной стоимости газа, расчёте максимальной потребности населённого пункта в газе, выделении земельных участков для размещения объектов газоснабжения. Органы исполнительной власти субъектов Федерации должны будут размещать проекты программ газификации на своих официальных сайтах для проведения публичных обсуждений.
21 февраля 2019 , Миграционная политика О критериях отнесения субъектов Федерации к регионам для приоритетного привлечения трудовых ресурсов Постановление от 19 февраля 2019 года №161. Направлено на формирование единого подхода при рассмотрении вопроса включения субъектов Федерации в список регионов, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
1