Вторая пятилетка 1933 1937. Комментарии

(1928-1932)

Вторая пятилетка (1933-1937) Третья пятилетка (1938-1942) Четвёртая пятилетка (1946-1950) Пятая пятилетка (1951-1955) Шестая пятилетка (1956-1960) Седьмая пятилетка (1959-1965) Восьмая пятилетка (1966-1970) Девятая пятилетка (1971-1975) Десятая пятилетка (1976-1980) Одиннадцатая пятилетка (1981-1985) Двенадцатая пятилетка (1986-1990) Тринадцатая пятилетка (1991-1995) См. также Госплан СССР Экономика СССР Плановое хозяйство Индустриализация СССР Великие стройки коммунизма

Вторая пятилетка - второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР . Утвержден XVII съездом ВКП(б) в 1934, на пятилетний период с 1933 по 1937 годы.

Основные задачи пятилетнего плана

исправить ошибку

В 1934 40% принятых в ВУЗы составляли выпускники рабфаков.

Ссылки

Главные задачи пятилетки. В 1932 г. началась подготовка к составлению плана второй пятилетки. XVII Всесоюзная партийная конференция (1932 г.) утвердила дирек-тивы к составлению второго пятилетнего плана на 1933-1937 гг. Главной политической задачей второй пятилетки была поставлена задача окончательной ликвидации капитали-стических элементов в народном хозяйстве, а главной экономической задачей стало за-вершение технической реконструкции всего народного хозяйства.

Второй пятилетний план был утвержден XVII съездом ВКП(б) в начале 1934 г. Решающим условием выполнения задачи завершения технической реконструкции на-родного хозяйства, как указал съезд, должно было стать освоение новой техники и новых производств. Главный лозунг второй пятилетки: «Кадры решают все!»

Пятилетний план предусматривал дальнейшие сдвиги в размещении производи-тельных сил и намечал особенно интенсивное развитие районов Востока (Урал, Сибирь, Казахстан, среднеазиатские республики, Башкирия, Дальний Восток), куда направлялось более трети всех капиталовложений в народное хозяйство и почти половина капитало-вложений в угольную промышленность и черную металлургию, а в цветную металлур-гию – свыше 70 %.

Промышленное строительство. Было продолжено строительство заводов и фаб-рик (4,5 тыс. промышленных предприятий). Среди них Кузнецкий металлургический комбинат, Саратовский и Ростовский заводы сельхозмашиностроения и др. Была создана энергетическая база (Днепрогэс). Резко увеличился объем выплавки чугуна, стали, про-ката. Возникли новые индустриальные центры и новые отрасли промышленности: хими-ческая, авиационная, тракторостроительная. Показателем преодоления научно-технической отсталости стали успехи в области химии полимеров – в СССР получена первая партия синтетического каучука. Промышленная база стала перемещаться на Восток.

Значительны были успехи в развитии транспорта. Проложен был Беломорско-Балтийский канал (соединил Белое море с Онежским озером, открыт в 1935 г.) и канал Москва-Волга (соединил р. Москву с р. Волгой, открыт в 1937 г.), началась электрифи-кация железных дорог в Закавказье. Возник авиационный транспорт, сыгравший решаю-щую роль в освоении Севера. Для регулярной навигации открылся Северный морской путь через моря Ледовитого океана (в 1932 г. создано Главное управление Северного морского пути – Главсевморпуть).

В стране развернулась борьба за повышение производительности труда. Забойшик шахты "Центральная-Ирмино" (Донбасс) А.Г.Стаханов в августе 1935 установил рекорд по добывче угля.

В ночь на 31 августа 1935 г. молодой забойщик Алексей Стаханов на шахте ″Центральная-Ирмино″ Кадиевского р-на, спустившись в шахту, вырубил отбойным мо-лотком за смену 102 т угля, превысив норму в 14 раз. Через три дня, 3 сент., парторг уча-стка, на к-ром работал Стаханов, Мирон Дюканов дал за смену 115 т. Вслед за Дюкано-вым забойщик комсомолец Митрофан Концедалов выработал за смену 125 т угля, а 8 сен-тября Стаханов сам перекрыл свой первый рекорд, вырубив за смену 175 т. В последую-щие дни донбасский шахтер Никита Изотов дал за смену 240 т.

С этого момента зародилось массовое движение новаторов и передовиков произ-водства в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование тех-ники. По имени его зачинателя оно получило название стахановского.

Вскоре имена ″стахановцев″, последователей Стаханова, Дюканова, Концедалова, Изотова – кузнеца Горьковского автозавода Александра Бусыгина (в 1935 г. установил мировой рекорд ковки коленчатых валов), донбасского машиниста Петра Кривоноса (в 1935 г. выступил инициатором повышения вдвое технической скорости грузовых поез-дов) и многих других стали известны всей стране. Зачинателями массового движения новаторов в сельском хозяйстве были украинские колхозницы звеньевая Мария Демчен-ко (в 1935 г. выступила инициатором массового движения ″пятисотниц″ за получение урожая сахарной свёклы не менее 500 ц с 1 га) и свекловод Марина Гнатенко (одна из инициаторов движения пятисотниц), трактористки Прасковья Ангелина (организатор первой жен. тракторной бригады в СССР в 1933 г.) и Прасковья Ковардак, комбайнеры Семен Полагутин, Федор Колесов, Константин Борин (в 1935 г. первым применил ноч-ную уборку, выгрузку зерна и заправку горюцим комбайна на ходу) и др. Ударников на-граждали орденами, о них снимали кинофильмы.

Итоги второй пятилетки в области промышленности. В результате выполне-ния второй пятилетки СССР стал крупнейшей индустриальной державой. По объему промышленного производства наша страна в конце 30-х годов вышла на первое место в Европе (опередив Германию, Англию, Францию) и на второе место в мире (после США). Зависимость от импорта была преодолена. Обороноспособность страны была обеспечена необходимым техническим оборудованием.

Промышленная продукция

К США

К Англии

К Франции

К Германии

Электроэнергия

Добыча основных видов топлива (в пересчете на усл. топливо)

Чугун

Сталь

Главной задачей второй пятилетки (1933 - 1937 гг.) стало достижение максимальной эффективности труда на вновь построенных предприятиях.


Вторая пятилетка 1933 – 1937 гг.

Данная задача, как и задачи первой пятилетки, решалась путем применения в комплексе и материальных, и нематериальных методов стимулирования с преобладанием последних. Был выдвинут лозунг «Кадры решают все!».

К 1937 г. СССР полностью преодолел свою технико-экономическую отсталость по сравнению со странами Запада и стал полностью экономически независим. В годы второй пятилетки СССР, по существу, прекратил ввоз сельскохозяйственных машин и тракторов (хотя следует признать, что не все оборудование, выпускаемое в СССР, было высококачественным). Перестали импортировать хлопок . Затраты на приобретение черных металлов с 1,4 млрд. руб. в годы первой пятилетки сократились до 88 млн. руб. (1937 г.). В 1936 г. удельный вес импортной продукции в общем потреблении страны снизился до 1-0,7 %. Торговый баланс СССР в 1937 г. стал активным и принес прибыль.

Таким образом, в годы второй пятилетки – к 1937 г. СССР превратился из страны, ввозящей машины и оборудование, в государство, которое самостоятельно вырабатывало все необходимое для строительства социалистического общества и сохраняло полную экономическую независимость по отношению к окружающим капиталистическим странам.

Дискуссии в период НЭПа

Из выступления Сталина на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г.

Индустриализация и культурная революция

Истоки первой – сталинской индустриализации, планы индустриального развития страны Царя-мученика Николая II

Коллективизация – индустриализация сельского хозяйства

Курс на индустриализацию

Мобилизационная экономика или на какие средства проводилась индустриализация?

Откуда деньги на индустриализацию?

О коллективизации

Первая – сталинская индустриализация: первая пятилетка

Первая – сталинская индустриализация: вторая пятилетка

Результаты коллективизации

Результаты индустриального развития СССР в послевоенные годы

Роли индустриализации в победе в войне

Сталинский план преобразования природы

Цитаты И.В. Сталина о кадрах индустриализации

Цитаты И.В. Сталина о коллективизации, о необходимости коллективизации

Цитаты И.В. Сталина о колхозном строительстве

Цитаты И.В. Сталина об индустриализации

Цитаты И.В. Сталина об итогах коллективизации

Что было бы, если бы СССР – Советская Россия вступила в ВТО в 1932 г.?

  • Материально-техническая база социализма.

Обеспечила нужды страны в продовольствии по твёрдым ценам.

Основные задачи пятилетнего плана

На XVII съезде ВКП(б) были определены следующие задачи второго пятилетнего плана развития народного хозяйства:

  1. Ликвидация капиталистических элементов и классов вообще, окончательную ликвидацию, на основе полного завершения коллективизации крестьянских хозяйств и кооперирования всех кустарей, частной собственности на средства производства ; ликвидацию многоукладности экономики Советского Союза и установление социалистического способа производства как единственного способа производства, с превращением всего трудящегося населения страны в активных и сознательных строителей социалистического общества;
  2. Завершение технической реконструкции всего народного хозяйства СССР на базе, созданной в период первой пятилетки и идущей по пути дальнейшего быстрого подъёма промышленности, производящей средства производства (тяжёлой промышленности);
  3. Более быстрый подъём благосостояния рабочих и крестьянских масс и при этом решительное улучшение всего жилищного и коммунального дела в СССР;
  4. Укрепление экономических и политических позиций пролетарской диктатуры на основе союза рабочего класса с крестьянством для окончательной ликвидации капиталистических элементов и классов вообще;
  5. Дальнейшее укрепление обороноспособности страны.

Также по результатам съезда была утверждена Резолюция «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР», с целевыми показателями развития народного хозяйства СССР включая:

  • контрольные цифры по объёму продукции, грузообороту по основным видам транспорта;
  • общий объём капитальных вложений в размере 133,4 млрд руб. (в ценах 1933 г.) против 50,5 млрд за первую пятилетку;
  • объем вводимых в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий общей стоимостью в 132 млрд руб. против 38,6 млрд руб. в первой пятилетке;
  • направления осуществления технической реконструкции народного хозяйства и программы подготовки кадров;
  • направления размещения производительных сил (в том числе создание новых опорных баз индустриализации в восточных районах СССР (Урал , Западная и Восточная Сибирь , Башкортостан , ДВК, Казахстан и Средняя Азия).

Результаты

Рост физического объёма валовой продукции промышленности СССР в годы 1-й и 2-й пятилеток (1928-1937 гг.)
Продукция 1932 г. 1937 1932 к 1928 (%)
1-я пятилетка
1937 к 1928 (%)
1 и 2-я пятилетки
Чугун, млн. т. 6,2 14,5 188 % 439 %
Сталь, млн. т. 5,9 17,7 137 % 412 %
Прокат чёрных металлов, млн. т. 4,4 13 129 % 382 %
Уголь, млн. т. 64,4 128 181 % 361 %
Нефть, млн. т. 21,4 28,5 184 % 246%
Электроэнергия, млрд кВт·ч 13,5 36,2 270 % 724 %
Бумага, тыс. т. 471 832 166 % 293 %
Цемент, млн. т. 3,5 5,5 194 % 306 %
Сахарный песок, тыс. т. 1828 2421 142 % 189 %
Станки металлорежущие, тыс. шт. 19,7 48,5 985 % 2425 %
Автомобили, тыс. шт. 23,9 200 2988 % 25000%
Обувь кожаная, млн. пар 86,9 183 150 % 316%

В результате выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР было введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. Часть продукции промышленности в общем объёме сельского хозяйства повысилась с 70,2% в 1932 до 77,4% в 1937. 80% всей промышленной продукции было получено на предприятиях, вновь построенных или полностью реконструированных за годы 1-й и 2-й пятилеток.

Для поддержки роста промышленного и сельскохозяйственного производства, а также в связи с развитием новых индустриальных районов была реализована масштабная программа железнодорожного строительства, введены в действие крупные сооружения водного транспорта. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился за пятилетие более чем в 2 раза. Производительность труда в промышленности выросла на 90%, что явилось результатом повышения технического уровня и освоения новой техники.

Документы второго съезда колхозников-ударников (февраль 1935 г.), утверждённые затем правительством в качестве закона, давали определенную гарантию на ведение и расширение личных подсобных хозяйств. Как отмечает историк Олег Хлевнюк , приусадебные хозяйства колхозников, благодаря этому, развивались в годы второй пятилетки особенно быстрыми темпами, что способствовало некоторому подъему сельскохозяйственного производства и улучшению продовольственного положения страны. В 1937 г. в общем объеме валовой продукции колхозного сектора удельный вес приусадебных хозяйств составлял по картофелю и овощам 52,1, по плодовым культурам - 56,6, по молоку - 71,4, по мясу - 70,9 процентов .

Крупнейшие предприятия

  • Ташкентский текстильный комбинат;
  • Барнаульский хлопчатобумажный комбинат и многие др. предприятия.

Транспортная инфраструктура

  • В 1935 введена в эксплуатацию первая очередь Московского метрополитена .
  • Начато строительство первых советских автомагистралей Москва-Минск и Москва-Киев с асфальтобетонным покрытием и расчетной скоростью движения 120 км/ч.

В течение второй пятилетки в стране было построено 210 тысяч километров дорог, в том числе 600 км асфальтобетонных, 5400 км чёрных шоссе, 10 тыс. км щебёночных шоссе, 6500 км булыжных мостовых, 7500 км гравийных шоссе, 157 600 км улучшенных грунтовых дорог. Доля простых грунтовых дорог сократилась с 88,8% до 75% . Тем не менее дороги с твердым покрытием строились с отставанием на 15% .. В 1936 году все дороги в стране были переданы в ведение Главного управления шоссейных дорог (Гушосдор) НКВД СССР .

Капиталовложения в дорожную отрасль увеличились в 2.5 раза, до 4 миллиардов 457 млн. рублей. Среднегодовой объем инвестиций уже в первые два года вырос до 432,5 млн рублей против 268 млн рублей в годы первой пятилетки.

Для освоения Колымы

Созданный на Колыме в 1931 году «Дальстрой » начал интенсивное строительство сети дорог, связывающих золотоносные прииски и месторождения полезных ископаемых с перевалочными базами на морском побережье, и, в первую очередь, с бухтой Нагаева . Вплоть до 1936 года это было главным центральным направлением его деятельности.

Уже в декабре 1933 года порт в бухте Нагаева начал использоваться для обслуживания прибывающих пароходов, для чего была построена единая причальная линия длиной 50 м, состоявшая из деревянно-каменных ряжей. Одновременно рядом с портом строился посёлок Магадан, ставший позднее административным центром территории деятельности «Дальстроя». В июне 1936 года порт Нагаево был включен в списки портов СССР .

40% всех работающих в «Дальстрое» в 1933-34 годах трудились на строительстве Колымской трассы (739 км), которая в своей основной части (600 км) была построена за 4 года через непроходимую тайгу, практически вручную, без дорожно-строительной техники.

1937 год. В СССР при крупных заводах и предприятиях для детей их работников начали организовываться ведомственные детские сады. Многие из них финансировались и обеспечивались лучше, чем государственные детские учреждения . В то же время появляется форма раннего ухода за детьми -- ясли , куда принимали младенцев начиная с 2 месяцев, то есть по окончании декретного отпуска матери. Для продолжения грудного вскармливания матерям предоставлялись специальные перерывы в течение рабочего дня.

Культура и искусство

Кино

В 1934 году на базе ленинградской кинофабрики "Союзфильм" начинает работать "Ленфильм", в 1936 году на базе "Москинокомбината" -- кинофабрика "Мосфильм " и на базе "Межрабпомфильма" -- студия детского и юношеского кино "Союздетфильм ".

В 1934 году на экраны вышел музыкальный фильм Григория Александрова «Весёлые ребята» с Л. Утёсовым и Л. Орловой в главных ролях, с которого начался «звёздный» путь актрисы

Вторая пятилетка (1933-1937)

В ходе работы над планом второй пятилетки, который охватывал уже 120 отраслей промышленности против 50 отраслей в 1928-1932 гг., выяснилось, что отнюдь не все его составители реально представляют себе действительные трудности дальнейшего роста советской экономики и те обстоятельства, от которых во многом зависит их успешное преодоление. Выдвигалось требование продолжать форсированное развитие тяжелой индустрии, причем темпами более высокими, чем в период первой пятилетки. съезд ВКП(б), проходивший в начале 1934 г., специально рассмотрел проект новой пятилетки и внес полную ясность в понимание сущности и специфики индустриального развития СССР в 1933-1937 гг. Нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе выступил с критикой тех, кто предлагал еще более расширить размах капитального строительства и выпуск важнейших средств производства. Г.К. Орджоникидзе внес поправку в проект резолюции съезда, которая получила единодушную поддержку: среднегодовые темпы прироста промышленной продукции на вторую пятилетку были определены в 16,5% против 18,9 по наметкам Госплана.

Принципиально по-новому съезд поставил вопрос о соотношении темпов роста промышленного производства, средств производства и предметов потребления. Ускоренное развитие тяжелой индустрии в предыдущие годы позволило в короткий срок создать фундамент для технической реконструкции всех отраслей народного хозяйства. Теперь предстояло завершить строительство материально - технической базы социализма и обеспечить существенный подъем народного благосостояния. Среднегодовой темп роста средств производства определялся в 14,5%.

Заложив к началу второй пятилетки основы тяжелой индустрии и добившись заметного преобладания объема промышленной продукции над валовой продукцией сельского хозяйства. Коммунистическая партия не сочла задачу индустриализации СССР полностью решенной. На XVII съезде в соответствии с материалами январского (1933 г.) объединенного Пленума и ЦК ВКП(б) подчеркивался сам факт перевода страны на рельсы индустриализации и прямо говорилось о продолжении политики индустриализации в годы второй пятилетки. В отличие же от предыдущего периода, когда главенствовал курс на создание основ тяжелой промышленности, теперь центр тяжести перемещался в плоскость борьбы за завершение технической реконструкции всего народного хозяйства, за упрочение импортной независимости первого и тогда все еще единственного в мире пролетарского государства.

Принципиальная особенность индустриализации СССР в годы второй пятилетки заключалась и в том, что вся грандиозная программа нового строительства, завершения технической реконструкции в целом должна была быть выполнена при относительно невысоком увеличении численности рабочих и служащих. В рамках всего народного хозяйства намечался прирост на 26%, в том числе по крупной промышленности - на 29%. Одновременно съезд утвердил задание поднять производительность труда в промышленности на 63% против 41 в первой пятилетке. Тем самым была принята установка на то, чтобы производительность труда «стала решающим фактором выполнения намеченной программы увеличения продукции во втором пятилетии».

За годы второй пятилетки были сооружены 4.5 тыс. крупных промышленных предприятий. Из них: Уральский машиностроительный, челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие заводы. Десятки доменных печей, шахт, электростанций. В Москве была проложена первая линия метрополитена. Ускоренными темпами развивалась индустрия союзных республик. Орджоникидзе, ставший в 1930 г., председателем ВСНХ призывал реализму, выступал за уменьшение ряда заданий. Именно тогда в середине 30-х годов, в наш обиход вошел лозунг «Кадры решают все». Начальное (4-х классное) обучение было введено, как обязательное лишь в 1930 г. Даже в 1939 г. каждый 5-ый человек старше 10 лет еще не умел читать и писать.

Специалистов с высшим образованием было около 1 млн. человек. Кадры росли быстрыми темпами. Молодежь занимала руководящие посты. Коммунисты и комсомольцы сплачивали коллектив, были ярким символом героизма времен индустриализации. (Магнитострой возглавлял 26-летний Яков Гугель). Люди верили в победу и чтобы не пострадало производство работали с энтузиазмом, порой без выходных и по 12-16 часов подряд.

Появилось строительство за Полярным кругом. Например, металлургический комбинат в Норильске, шахты в Воркуте, а также железные дороги. Не находилось нужного числа добровольцев на это строительство. И тогда появились в нужных местах десятки лагерей с сотнями тысяч заключенных. Их трудом строился «Беломорканал», железная дорога Котлас - Воркута. Их называли врагами народа, их превратили в такую рабочую силу, которая не требует никаких затрат, легко командуема и перебрасываема.

Стахановское движение стало примером новых тенденций, курса на освоение передовой техники. Массовое новаторство середины второй пятилетки подтверждало его перспективность. Подъем нарастал вплоть до 1937 г. Вот тогда и обнаружился двойной смысл лозунга «Кадры решают все». Сталинские репрессии на работников индустрии обрушились еще в конце 20-х годов. Калинин, Молотов, Каганович докладывали о массовом вредительстве чуть ли не на всех участках индустриализации. Начались аресты. Нарушение законности, репрессии, произвол превращали административно-командное управление в административно-карательное.

Предпринимались и другие меры:

Тяжелая промышленность переходила на хозрасчет; удалось свести к минимуму денежную эмиссию; страна почти прекратила ввоз сельхозмашин и тракторов; импорт хлопка, затраты на приобретение черных металлов с 1,4 млрд. руб. в первой пятилетке сократились в 1937 г. до 88 млн. руб. Экспорт дал прибыль.

Итоги второй пятилетки.

Народнохозяйственный план, намеченный на 1933-1937 гг., был выполнен досрочно - за четыре года и три месяца. Решающую роль в достижении столь высокого результата сыграл рабочий класс, в первую очередь те его отряды, которые были заняты в индустриальной сфере производства - в промышленности, строительстве, на транспорте.

За весь период второй пятилетки производительность труда в отраслях группы «А» увеличилась на 109,3%, то есть больше чем удвоилась, немного превысив плановые задания, которые также считались напряженными. Среди перевыполнивших задания были машиностроители и работники черной металлургии, последние даже превзошли успехи работников машиностроения: они добились самого высокого в промышленности прироста - 126,3%. Впечатляющими были и сдвиги в снижении себестоимости промышленной продукции отраслей группы «А».

Успехи легкой индустрии выглядели гораздо скромнее. В целом легкая индустрия с планом по росту производительности труда не справилась, хотя по отношению к первой пятилетке прогресс был значительный.

Принципиально важным результатом осуществления в 1933-1937 гг. политики индустриализации стало преодоление технико-экономической отсталости, полное завоевание экономической независимости СССР. За годы второй пятилетки наша страна, по существу, прекратила ввоз сельскохозяйственных машин и тракторов, покупка которых за рубежом в предыдущую пятилетку обошлась в 1150 млн. рублей. Столько же средств было тогда истрачено и на хлопок, теперь также снятый с импорта. Затраты на приобретение черных металлов сократились с 1,4 млрд. рублей в первую пятилетку до 88 млн. рублей в 1937 году. В 1936 г. удельный вес импортной продукции в общем, потреблении страны снизился до 1-0,7%. Торговый баланс СССР к исходу второй пятилетки стал активным и принес прибыль.