Субъекты национальной экономики и их взаимосвязь. Субъекты национальной экономики и их отношения

Национальная экономика – это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта. Основными субъектами национальной экономики являются юридические, физические лица и государства, объектами – товарные потоки и услуги. Национальная экономика имеет сложную структуру,которая может быть рассмотрена с позиции следующих критериев:

1. Воспроизводственная структура . Критерий ее выделения – особенности хозяйствования и функции субъектовмакроэкономики (домашних хозяйств, бизнеса и государства). Они и являются элементами воспроизводственной структуры.

2. Социальная структура . Здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий.

3. Отраслевая структура . Она выделяется по критерию однородности выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и других результатов.

4. Территориальная структура . Она выделяется по критерию размещения производительных сил.

5. Инфраструктура . Выделяется по критерию особенности обслуживания того или иного производства.

6. Структура внешнеэкономических связей . Она выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.

Основными целями макроэкономической политики являются следующие:

1. экономический рост . Чем больше товаров и услуг будет произведено в экономике, тем выше уровень жизни населения.

2. Экономическая эффективность . Учитывая, что ресурсы любой национальной экономики ограничены, их следует использовать эффективно. Эффективное производство развивается с минимальными затратами и потерями.

3. Обеспечение высокого уровня занятости . Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.

4. Стабильный уровень цен , означающий отсутствие резких скачков в его динамике.

5. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса (баланс между экспортом и импортом). Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.

6. Экономическая свобода , которую определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Экономическая свобода не означает, что у нее нет границ, хотя они и подвижны.

7. Справедливое распределение доходов . Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете. Важно избежать при этом как чрезмерной дифференциации уровня жизни, так уравниловки в распределении доходов.

8. поддержание равновесия взаимодействия с окружающей средой . Производство должно развиваться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем.

9. Увеличение свободного времени как основа гармоничного развития личности. Свободное время – один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей.

В экономической литературе существует несколько подходов к определению понятия «экономическая система» :

1) экономическая система понимается как совокупность экономических субъектов;

2) экономическая система как упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ или как взаимосвязь и взаимозависимость отдельных видов труда на основе критерия экономии времени;

3) экономическая система как система производства, распределения, обмена и потребления;

4) экономическая система как совокупность экономических процессов, связанных с распределением ограниченных ресурсов (неоклассическая школа).

Рассмотрение данных групп определений показывает, что первая группа определяет экономическую систему через состав, упуская связи; вторая, наоборот, абстрагируется от состава; а четвертая группа связывает экономическую систему лишь с процессами распределения.

По нашему мнению, экономическую систему можно определить как совокупность ресурсов и экономических субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления, образующих единое целое.

«Национальная экономическая система» указывает на целостный, системный характер национальной экономики, а также выражает ее теоретический облик (система научных категорий).

«Национальная модель экономики» – это национальная спецификация стандартной экономической системы.

Национальной экономике присущ ряд как общесистемных, так и особенных свойств.

К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения отдельных экономических субъектов. Экономика пронизана кооперативными связями на всех уровнях, в их основе лежит разделение труда, порожденное различием потребностей и интересов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка – мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность национальной экономики означает обладание свойствами, отсутствующими у отдельных компонентов. Поэтому перенесение на национальную экономику свойств единичного хозяйства означает отрицание ее социального характера.

Особенные, или специфические, свойства национальной экономики возникают в процессе кооперации ее подсистем. К ним можно отнести:

· подсистемы имеют нечеткие границы: один и тот же экономический субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики одновременно;

· самоорганизация национальной экономики возникает из кооперации экономических субъектов низшего уровня друг с другом, с экономическими институтами, а также кооперации институтов между собой;

· структура национальной экономики нередко скрыта за отношениями административной подчиненности;

· национальная экономика является динамической системой;

· национальная экономика – стохастическая система, не поддающаяся точному и детальному прогнозу;

· национальная экономика может быть как открытой, так и закрытой системой.

Исследование природы национальной экономики и закономерностей ее развития требует выделения ее подсистем (табл. 2.1).

Табл. 2.1 позволяет четко выделить две сферы национальной экономики: сферу управления и реальную сферу. Сфера управления охватывает государство и территориальные образования, а реальная сфера – фирмы, неприбыльные организации, домашние хозяйства и человека как участника социально-экономических связей. Внутри каждой сферы и между ними циркулирует поток информации. Причем сфера управления и контроля предоставляет «идеальную» экономическую информацию в виде нормативов, приказов, а реальная сфера – «реальную» информацию в виде продуктов и услуг, цен на них.

Таблица 2.1

Компоненты национальной экономики и субъекты хозяйствования

Положение субъектов хозяйствования в национальной экономике и их роль определяются отношениями собственности. Взаимосвязь и взаимодействие компонентов возможно благодаря наличию противоречивой системы потребностей и интересов. Связь компонентов реальной сферы национальной экономики обеспечивает рынок. Рынок способен изменяться в зависимости от изменения природы экономических субъектов, рыночные связи оказывают воздействие на экономические субъекты.

Первичной хозяйственной ячейкой национальной экономики является не просто обособленное объединение ресурсов и экономического субъекта, а объединение их в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Спорным вопросом в экономической литературе является вопрос об основном хозяйствующем субъекте, или агенте национальной экономики. Наиболее часто в качестве основного субъекта национальной экономики называют либо семью или домашнее хозяйство, либо индивида.

Вторая точка зрения более предпочтительна. Во-первых, объединение ресурсов и субъекта, распоряжающегося ими в сфере производства, распределения, обмена и потребления, возможно не только для домашнего хозяйства, но и для индивида. Во-вторых, домашнее хозяйство является разложимым на компоненты, а не представляет собой предел членения. В-третьих, в основе домашнего хозяйства лежат социально-экономические отношения между его членами.

Таким образом, индивид во всей совокупности своих социальных связей и отношений удовлетворяет необходимым требованиям, предъявляемым к элементу национальной экономики.

Национальная экономика возникает в результате кооперативного взаимодействия всех ее компонентов. Чтобы понять закономерности функционирования и развития национальной экономики, необходимо системно исследовать ее компоненты и связи между ними.

Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

1. Внешняя экономическая среда – национальные экономики других стран.

2. Внешняя общественная среда – государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.

3. Внешняя природная среда – состояние природной среды других стран.

4. Государство данной страны (в той мере, в какой оно является не собственником или предпринимателем, а прибегает к административному регулированию, законодательному оформлению экономической жизни, воплощает принципы социальной справедливости, т. е. выступает как сила, действующая над экономическими субъектами, а не является одним из них).

5. Внутренняя социальная среда.

6. Внутренняя природная среда страны.

В процессе функционирования и развития экономики происходит интернализация и изменение ее среды, выходы системы превращаются в ее среду.

Связи экономики со средой зависят от типа среды и могут носить как непосредственный, так и опосредованный характер (см. табл. 2.2).

Внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты. Враждебное окружение может побудить увеличить долю военных расходов, снижая тем самым эффективность национальной экономики. Бедность природными ресурсами может стать серьезной проблемой, а природные катастрофы – вызвать отток ресурсов на преодоление их последствий. Государственная политика, если она проводится не в резонансе с национальной экономикой, может негативно повлиять на национальную экономику. Отсутствие надлежащих правовых и социальных норм, обычаев и культуры бизнеса может сделать проблематичным экономическое развитие.

Таблица 2.2

Связи национальной экономики со средой

№ п/п Носитель связи Входы национальной экономики Выходы национальной экономики Тип среды
Товар, капитал, рабочая сила, информация Импорт Экспорт Внешняя экономическая среда
Человек Потребности, интересы, ценности, социальные нормы, качество и уровень жизни Внешняя и внутренняя общественная среда
Вещество, энергия Природные ресурсы и условия Отходы производства, загрязнение окружающей среды и изменение ее состава Внешняя и внутренняя природная среда
Товары, человек, информация Социальные нормы, законодательство, регулирующие сигналы, дотации, пенсии, стипендии, пособия, кредиты Налоги, товары, услуги, кадры Государство

Среда может стать фактором порядка и приводить систему к самоорганизации. В последнем качестве среду общества подробно исследовал известный историк А. Тойнби, который считал, что вызов среды побуждает к росту. Флуктуации, порождаемые внешней средой общества, А. Тойнби называл стимулами развития и выделил несколько типов:

· стимул суровых стран (автор переоценил положительное воздействие данного стимула, поскольку он может не только стимулировать развитие, но и совершенно остановить его, «законсервировав» на столетия, примером чему могут служить эскимосы);

· освоение новых земель;

· стимул ударов: чем сильнее вызов со стороны среды, тем сильнее стимул;

· непрерывное внешнее давление;

· социальное ущемление: чем сильнее ущемляется какая-либо социальная группа или страна, тем сильнее будет ответ на вызов среды.

Конечно, все стимулы действуют неоднозначно и у каждого есть свой предел. В целом все типы сред национальной экономики оказывают сложное и многостороннее воздействие на ее состояние и развитие. Природные условия, например, не только определяют количество и качество ресурсов и тем самым издержки производства и место страны в международном разделении труда, но и отчасти господствующие формы собственности и организации бизнеса.

Но главным средством влияния среды на национальную экономику является ее функция. Функция задается любой системе ее средой и заключается в той роли, которую система играет в среде.

В качестве главных функций национальной экономики выступают:

· выполнение своей роли в системе международного разделения труда;

· удовлетворение материальных и иных потребностей индивидов;

· создание условий для расширенного воспроизводства и развития человека, способов удовлетворения его потребностей, проявления его «сущностных сил»;

· адаптация общества к изменениям природной и социальной среды.

Носителями цели национальной экономики, ее потребностей и интересов являются индивиды как элементы национальной экономики. Население может влиять на цели общества в основном опосредованно, через государственные структуры, и дискретно – в моменты выборов, референдумов, революций снизу.

Соответственно разнообразию потребностей и интересов населения страны, ее географического, политического, военного положения, уровню и стадии развития экономики и множества других факторов цели, стоящие перед национальной экономикой, могут быть столь же разнообразны. Перед одной национальной экономикой может быть поставлена цель – не допустить дальнейшего спада производства, перед другой – повысить темпы роста, перед третьей – стабилизировать их, перед четвертой – перестроить структуру экономики. Поэтому искать единственную, «универсальную» цель для всех национальных экономик – значит сознательно закрывать глаза на существующие различия в экономическом положении стран мира.

Национальная экономика Кошелев Антон Николаевич

18. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь

В национальной экономике существуют следующие основные виды хозяйствующих субъектов:

1) домашние хозяйства. Это хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства – зачастую это потребление. Они концентрируют в своей собственности значительную часть экономических ресурсов и факторов производства. Их экономическая деятельность направлена на предоставление экономических ресурсов и факторов производства, например рабочей силы, капитала, земли другим хозяйствующим субъектам;

2) предприятия (организации). Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена преимущественно на производство благ и инвестирование в этот процесс. В национальной экономике существует большое видовое разнообразие внутри этого хозяйствующего субъекта. Целью деятельности предприятий является исключительно извлечение прибыли из своей деятельности;

3) некоммерческие организации. Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена не на получение прибыли, а на реализацию специфических, общественно значимых функций. Смещение цели их хозяйственной деятельности от извлечения прибыли к удовлетворению потребностей общества делает их значимыми для функционирования национальной экономики;

4) государство. Оно является важнейшим субъектом хозяйственной деятельности, существенным образом определяющим характер функционирования национальной экономики. Несмотря на то что его деятельность больше направлена на реализацию административных и санкционирующих функций, оно оказывает большое влияние на характер большого количества протекающих экономических процессов.

Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности не могут существовать независимо. Для реализации своих целей им необходимо постоянно взаимодействовать. Это взаимодействие специфично для каждого отдельного хозяйствующего субъекта и непосредственно зависит от характеристики внешней среды. Распространенным экономическим интересом домашних хозяйств является увеличение предельной полезности благ при минимизации расходов, необходимых для их приобретения. Это возможно осуществить, например, с помощью расстановки приоритетов в потребностях и осуществления потребления только на основании имеющихся у них ресурсов.

Действия предприятий также неоднозначны: они могут быть направлены либо на извлечение и увеличение прибыли, либо на увеличение экономической власти, занимаемой ими доли рынка, объемов производства. Государство в своей экономической деятельности реализует интересы всего населения, активно воздействует на темпы и масштабы экономического роста и увеличение объемов национального богатства.

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

6.1. Формы некоммерческого хозяйствования Некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками.Организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

Из книги Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески автора СССР Внутренний Предиктор

Часть I ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЕ принципы хозяйствования уже давно высказаны 1. Глобализация как средство от глобализации «Антиглобалисты» - люди, по разным причинам выступающие против «глобализации». Однако в своём большинстве они не утруждают себя тем, чтобы понять, за

Из книги 1С: Бухгалтерия 8.2. Понятный самоучитель для начинающих автора Гладкий Алексей Анатольевич

Взаимосвязь Конфигуратора и прикладного решения Любой программный продукт семейства 1С может функционировать в двух основных режимах: «1С: Предприятие» (прикладное решение) и «Конфигуратор». Выбор требуемого режима осуществляется нажатием в окне запуска (рис. 1.4)

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

4. Взаимосвязь финансов с другими категориями Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.Чтобы процесс образования и распределения различных форм денежных доходов и накоплений

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

ЛЕКЦИЯ № 1. Рыночная система хозяйствования

Из книги Ускорение: Совершенствование методов хозяйствования автора Гвишиани Джермен Михайлович

Ускорение: совершенствование методов хозяйствования Коллектив авторов:Глава 1 - Гвишиани Д. М., академикГлава 2 - Хачатуров Т. С., академикГлава 3 - Кириченко В. Н., доктор экон. наукГлава 4 - Юнь О. М., канд. экон. наукГлава 5 - Лукинов И. И., академик, вице-президент АН

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

20.3. Либеральные концепции хозяйствования русского зарубежья Отвергая планово-централизованную систему и прогнозируя ее неминуемый крах, русские либералы противопоставили ей собственное видение того, каким должно быть эффективное хозяйствование.Среди трактовок,

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

18. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь В национальной экономике существуют следующие основные виды хозяйствующих субъектов:1) домашние хозяйства. Это хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства – зачастую

автора Ансофф Игорь

2.2.3. Выделение стратегических зон хозяйствования Опыт не раз доказывал, что сегментация окружения фирмы при определении СЗХ представляет собой трудную задачу для управляющих. Причины трудностей состоят, во-первых, в том, что многим людям бывает нелегко изменить угол

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.2.7. Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования В нестабильных условиях, когда длительность фаз жизненных циклов спроса и технологии становится короче, чем временной горизонт внутрифирменного планирования, перспективы СЗХ следует измерять по

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.2.13. Анализ набора стратегических зон хозяйствования Всесторонний, взвешенный анализ набора СЗХ, интересующих фирму, предполагает, что все зоны сравниваются друг с другом. Это возможно только в том случае, если все СЗХ фирмы будут подвергнуты оценке с точки зрения выбора

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.3.1. Балансирование набора стратегических зон хозяйствования с различными жизненными циклами Матрицы, описанные в предыдущей главе, предназначены для оптимизации деятельности фирмы в краткосрочной перспективе. Если тест на выяснение привлекательности покажет, что

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.3.5. Синергизм и внутренняя взаимосвязь На заре стратегического планирования управляющим предписывалось начинать процедуру разработки плана с установления взаимосвязи между СЗХ их фирмы в общих рамках известной целостной концепции «отрасли бизнеса, в которой

Из книги Неизвестное сельское хозяйство, или Зачем нужна корова? автора Нефедова Татьяна

5.6 Формы хозяйствования и земельные конфликты Как уже говорилось, подавляющая часть сельскохозяйственных земель остается у крупных предприятий и их востребованность населением в целом мала (см. раздел 3.1). Тем не менее руководители крупных предприятий, наследники

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

3.2. Особенности эволюции форм хозяйствования и структуры экономики в макромоделях феодализма В развитии феодализма у разных народов имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни, естественно-географической средой и

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

9.5. Естественная взаимосвязь лотов Основной смысл выставления на одновременный аукцион множества товаров заключается в их взаимосвязи. С точки зрения участника некоторые товары могут быть комплементами, а некоторые – субститутами (заменителями). В то же время между

хозяйственный ресурсный природный экономика

Экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов:

  • 1) социально-экономических определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • 2) форм организации деятельности хозяйствующих субъектов;
  • 3) форм и методологии государственного регулирования;
  • 4) экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности.

В мировой экономике существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.

Существуют следующие типы хозяйственных систем национальной экономики:

  • 1) система рыночной экономики со свободной конкуренцией;
  • 2) система современной рыночной экономики;
  • 3) система традиционной нерыночной экономики;
  • 4) система административно-командной экономики.

Система рыночной экономики со свободной конкуренцией существовала с XVII до начала XX вв. Ее функционирование имело специфические черты в зависимости от особенностей стран, в которых она использовалась.

Система рыночной экономики со свободной конкуренцией основана на следующих положениях:

  • 1) на признании права частной собственности на капитал - финансовый ресурс;
  • 2) на отсутствии регулирующего воздействия на экономику со стороны государства;
  • 3) на ориентации на способность свободного рынка к саморегуляции;
  • 4) на большом количестве независимых производителей и потребителей.

Ее основой является свобода деятельности всех хозяйствующих субъектов - производителя и потребителя. В результате свободы предпринимательской деятельности были достигнуты высокие темпы экономического роста, а трудовые ресурсы перешли в качественно иной статус. Наемный работники и производители стали равноправными участниками экономической деятельности. Это послужило предпосылкой формирования свободного передвижения рабочей силы, ее мобильности. Наемный работник стал полноправным субъектом хозяйственной деятельности, который продавал на рынке свой труд - специфический вид товара.

Регулятором функционирования экономической системы выступают свободный рынок и цены. Изменение цены отражает общественную потребность в определенном благе. Динамика рынка и цен служит основанием для выработки эффективной хозяйственной системы, в которой производится только то благо, в котором существует потребность, в результате чего решается задача эффективного распределения ресурсов в экономической системе. Стимулом развития экономической системы выступает естественное стремление производителя к увеличению прибыли при минимизации необходимых для этого ресурсов.

Система современной рыночной экономики сегодня является доминирующей по причине высокой эффективности и результативности. В ней стоимость блага устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения на него. Объем потребления находится в обратной пропорциональной зависимости от цены на благо, а снижение цены позволяет существенным образом увеличить объемы потребления блага. Эта система показала свою эффективность по причине своей гибкости, способности к трансформации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Под влиянием объективных факторов, к числу которых относится усложнение мировой экономики, система современной рыночной экономики трансформировалась в сторону увеличения степени государственного вмешательства в нее. Это привело к ее сущностным изменениям - трансформации экономических связей между хозяйствующим субъектами, форм хозяйственной деятельности. В нее были введены элементы плановости, так как было понятно, что исключительно рыночные механизмы не могут обеспечить одновременно активный и устойчивый экономический рост. Государственное регулирование экономики позволило трансформировать экономическую систему в зависимости от конкретных общественных потребностей.

Рациональное использование ресурсов хозяйствующих субъектов стало возможным в результате привлечения инструментария учета динамики отраслей экономики и стратегического планирования. Государство взяло на себя обязанности по перераспределению ресурсов на развитие приоритетных отраслей экономики посредством бюджетных ассигнований.

Для развития человеческого потенциала государство искусственно перераспределяет экономические ресурсы, что позволило существенным образом изменить его качественные характеристики. Около половины ВНП направляется на решение приоритетных проблем: борьбу с бедностью, здравоохранение, образование. Хозяйствующие субъекты вышли на новые отношения с наемными работниками - социальное партнерство, которое позволило существенным образом активизировать работу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени, повысить качество жизни наемных сотрудников.

Система традиционной нерыночной экономики существует в экономически отсталых странах и основана на использовании отсталых технологий производства, доминировании ручного труда. Отличительной ее особенностью является одновременное существование различных форм хозяйственной деятельности. В некоторых странах сохранился натурально-общинный уклад, предполагающий общинное или коллективное ведение экономической деятельности, с преобладанием мелкотоварного производства. Оно существует в виде большого числа небольших крестьянских ремесленных хозяйств.

Большое значение в функционировании и развитии этого типа экономики имеет иностранный капитал по причине слаборазвитой национальной хозяйственной деятельности. Трансформации в более эффективный тип экономической системы препятствует доминирование религиозных и культурных ценностей, деление общества на сословия.

В условиях низкой эффективности хозяйственной деятельности государство занимает доминирующую позицию и осуществляет искусственное перераспределение экономических ресурсов для поддержки беднейших слоев общества.

Система административно-командной экономики существовала в СССР до конца ХХ в., сегодня она используется только некоторыми странами, например Кубой.

Для системы административно-командной экономики характерно:

  • 1) жесткое, тотальное и централизованное планирование экономики;
  • 2) исключительно государственная собственность;
  • 3) тотальное государственное регулирование всех экономических процессов.

Она основана на непосредственном управлении всеми хозяйствующими субъектами, осуществляемом из единого центра. Государство берет на себя функции тотального контроля над производством и распределением благ, что исключает возможность свободных экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Отсутствие экономической мотивации деятельности хозяйствующих субъектов связано с тем, что для управления экономикой используются исключительно распорядительные и административные методы.

Централизация управления хозяйственной деятельностью негативным образом сказывается на развитии всей экономической системы в результате ее излишней бюрократизации. Структуру общественных потребностей определяли непосредственно центральные органы, которые не могли объективно их отразить. Отстранение субъектов хозяйственной деятельности от непосредственного распределения материальных благ, финансовых ресурсов существенным образом сказалось на снижении эффективности всего производственного процесса.

Причинами преобразования этой системы стала ее неспособность к развитию, негибкость, изолированность от влияния НТР. Поэтому страны, использовавшие ее, переходят к более эффективным системам, но выбор направления движения зависит от конкретных условий каждого государства.

Вместе с типами хозяйственных систем существуют определенные модели системы национальной экономики.

Основными моделями хозяйственных систем национальной экономики являются:

  • 1) американская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов;
  • 2) японская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения, которые имеются, например, в Японии;
  • 3) шведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики.
  • 4) немецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства.

Россия находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной, находящейся в стадии становления.

Экономическая система, как комплекс взаимосвязанных элементов, не может функционировать эффективно без ключевых составляющих механизма. Речь идет о ее субъектах.

На первый взгляд кажется, что сторон в сфере экономических отношений очень много, однако, это не совсем так. Будучи поделенными на три основные группы, субъекты экономики осуществляют весь основной перечень действий, на котором и базируется рыночный механизм в целом. Каждая из групп субъектов выполняет ряд функций, это может быть, как реализация товара или сырья, так и посредничество или же инвестирование. В связи с весьма обширным перечнем необходимых функций, которых с каждым годом становится все больше и больше, прекращение работы даже одного субъекта грозит повышенными сложностями для всей экономической системы. Взаимосвязанность элементов является основным преимуществом, и в то же время главным недостатком любой экономической системы, однако, сперва стоит рассмотреть основную классификацию субъектов экономики.

Упрощенная классификация субъектов экономической системы

Классификация являет собой деление всех субъектов на три масштабные группы: государство, домохозяйства и предприниматели. Такая классификация является наиболее простой, в то же время всеохватывающей, так как при детальном анализе любой субъект экономической системы, вне зависимости от масштабов деятельности, в конечном счете может быть отнесен к одной из «родительских» групп.

Государство в качестве субъекта экономической системы

Государство как экономический субъект является той самой видимой рукой рынка, которая была описана Адамом Смитом в своих работах.

Законодательство и государственные учреждения выполняют роль регулирующего органа, однако, не вмешиваются напрямую в деятельность других элементов. Также государство, как экономический субъект, имеет ряд дополнительных функций:

  • Формирование спроса. Функция, которая тесно связана с политикой протекционизма. Государство в этом случае формирует спрос на некоторые виды продукции, тем самым поддерживает национальные предприятия.
  • Обеспечение социальными благами, создание условий для нормального функционирования индивидуумов в экономическом пространстве, что косвенно влияет на продуктивность труда остальных элементов.
  • Формирование юридических норм для регулирования экономической деятельности.
  • Ведение денежной политики. К этой же функции относится проведение монетарной политики, выпуск на , нормирование банковской деятельности.
  • Обеспечение ведения честной конкуренции на рынке.

Государство в качестве субъекта экономической системы выступает координатором (рыночной тип экономики) и управленцем (комодный тип экономики), что обеспечивает условия для ведения сотрудничества всех иных элементов. Ранее на государстве также лежала важная функция по исполнению роли посредника на международном рынке, однако, с появлением транснациональных компаний и финансовых организаций она была упразднена.

Характеристика домашних хозяйств как субъектов экономической системы

Домашние хозяйства – это, в первую очередь, носители первейших и важнейших факторов производства, труда, капитала и земли, то есть обычные индивидуумы, без которых, однако, функционирование предприятий невозможно.

Домашние хозяйства – наиболее масштабная группа экономических субъектов, функции которой заключаются в следующем:

  • Обеспечение денежного круговорота путем получения доходов с целью дальнейшей их траты.
  • Формирование львиной доли спроса на рынке.
  • Формирование трудовых ресурсов.

Также следует помнить о том, что эта группа субъектов экономической системы является носителями интеллектуального капитала – одного из важнейших факторов влияния на степень эффективности экономической системы как на локальном уровне (предприятия), так и на глобальном (государство).

Особенности классификационной группы «предприниматели»

Предприниматели являются, по сути, первичными элементами формирования экономических отношений в том виде, в котором оно существует на сегодняшний день. В качестве экономического субъекта эта группа оказывает непосредственное влияния на экономику в целом.

Впрочем, при командной экономике эта классификационная группа не существовала вовсе, а ее функции ложились на плечи государства. В первую очередь, предприниматели обеспечивают приток ресурсов, товаров и капиталов, остальные же их функции выглядят следующим образом:

  • Формирование спроса не на конечный продукт, а на ресурсы. Речь идет о сырье, первоначальном этапом жизненного цикла любого товара.
  • Формирование предложения на рынке для домашних хозяйств. Несомненно, государство тоже принимает участие в формировании рынка спроса, однако, в реалиях смешанного или рыночного типа экономики, именно предприниматели обеспечивают посредством конкуренции наиболее выгодные условия для потребителя.
  • . Предприниматели являются основными носителями капитала в сфере экономических отношений. В зависимости от целевого сектора их инвестирования, это может отобразиться на национальной экономике как позитивно, так и негативно.

Взаимодействие субъектов экономической системы

Рыночный тип экономики в первоначальном виде полностью исключал влияние государства на , который должен был регулироваться лишь «невидимой рукой», то есть конкуренцией. Однако опыт многочисленных экономических рецессий доказал, что эффективность экономической системы – это сотрудничество всех трех групп субъектов, в результате которого и появляется полезный эффект, как экономический, так и социальный. Цепочка взаимосвязи всех субъектов обязует домашние хозяйства обеспечивать предпринимателей и организаций факторами производства, которые, в свою очередь, реализуют основные виды деятельности, передавая государству право регулирования посредством фискальной и монетарной политики. Лишь при полном взаимовыгодном сотрудничестве становится возможным достижение экономикой пика своего развития.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш