Ставки водного налога устанавливаются кем. За что конкретно оплачивают водный налог

). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство - это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

Сроки уплаты водного налога

Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ - 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

КБК водного налога в 2018 году - 182 1 07 03000 01 1000 110. Этот КБК водного налога актуален как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Сроки сдачи декларации по водному налогу в 2018 году

Как указано в Налоговом кодексе, декларации по водному налогу налогоплательщики должны представлять в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). То есть сроки сдачи отчетности определены такие же, как и для перечисления налоговых платежей в бюджет. Они приведены в предыдущем разделе.

Водный налог — это федеральный сбор, который вступил в силу в 2005 году и был значительно изменён по сравнению с предыдущим вариантом. Помимо всего прочего, был расширен круг лиц, которые обязаны уплачивать налог, увеличены ставки и многое другое.

Его особенности

Сущность этого налога заключается в том, что он направлен на эффективное и рациональное использование водных объектов Российской Федерации, поскольку именно этот ресурс является крайне важным и ограниченным. Это вполне оправданно, ведь по некоторым данным лишь 20% питьевой воды в стране соответствует стандартам качества, а остальная часть обладает повышенным уровнем вредных веществ и примесей.

В рамках внедрения водного налога был разработан специальный механизм, который позволяет взимать плату за использование ресурсов для различных целей.

Отличительной особенностью этого сбора является то, что он даёт право пользоваться определённым объектом, но при этом не является платежом за сами водные ресурсы . Его распределение происходит следующим образом:

  • 2/5 направляется в бюджет федерального уровня;
  • 3/5 направляется в бюджет того субъекта, на чьей территории осуществляется использование источника.

Подробную информацию об этом налоге можно почерпнуть из следующего видео:

Объекты и субъекты налогообложения

Уплата налога за использование водных ресурсов обязательна в таких случаях:

  • Если используется вода из объекта для производства электроэнергии;
  • Если осуществляется забор воды из определенных объектов;
  • Если используется акватория моря, речки или озера (исключением является лесосплав в кошелях и плотах);
  • Если используется водное пространство с целью сплава древесины в кошелях и плотах.

Существует также целый ряд случаев, когда обложение не осуществляется. Всего выделяют 15 типов деятельности, которые не считаются объектами для удержания налоговых платежей:

  • Использование водных ресурсов для экологических и санитарных попусков;
  • Работы, связанные с использование путей для судоходства и сооружения гидротехнических строений (например, углубления дна и прочее);
  • Использование воды для борьбы с пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;
  • Использование водного объекта для сооружения строений и коммуникаций, предназначенных для охраны вод и биологических ресурсов;
  • Использование водного пространства для отслеживания состояния объектов и природных ресурсов, а также для осуществления топографических, поисковых и других работ.

Полный список можно найти в НК РФ. Что касается определения субъектов, которые должны уплачивать сбор или освобождаться от него, то здесь все зависит от вида использования водных ресурсов. Если объект, который находится в их пользовании, является объектом для налогообложения, то соответственно придется внести платежи в бюджет. В противном случае происходит освобождение от его уплаты.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Ставки

Установление ставок налога зависит от области, экономического района, вида деятельности, типа объекта и других факторов. Ставки отображаются в Налоговом кодексе в российской денежной единице – в рублях за одну меру налоговой базы.

Стандартные ставки применяются в тех случаях, когда использование воды находится в указанных рамках. Если же объемы забранной воды превышают верхнюю границу, то все ставки умножаются на 5.

Вода, которая используется для бытового применения населением, облагается налогом, в 2019 году это 122 рубля, для примера за 2017 год было 107 руб., за 2018 – 122 руб. за 1 тыс. м 3 воды . Ставки длительностью в 1 год действуют тогда, когда используется акватория поверхности воды. Что касается конкретного периода уплаты налогов (квартала), то их размер рассчитывается как определенный процент от годовой суммы.

Налоговая база

При определении налоговой базы производится индивидуальный расчет для всех объектов, при этом учитываются особенности их использования. В случае, когда водный объект облагается специальной налоговой ставкой, то она также принимается во внимание при определении базы.

Налоговая база – это количество воды, которое было выкачано из определенного объекта за какой-то промежуток времени . При этом объем определяется следующим образом:

  • При наличии счетчиков – по его показаниям, которые фиксируются в специальных документах;
  • При отсутствии счетчиков – исходя из особенностей оборудования, времени их применения и производительности.

Если предыдущие способы невозможно применить, то расчет объема воды осуществляется исходя из расчета потребностей и норм потребления.

В случае, когда используется акватория, налоговая база будет определяться иным путем, а именно площадью используемого водного объекта. Она в свою очередь указана в соответствующих документах, которые регламентируют использование конкретного пространства. Для электростанций, которые используют воду в производстве, база налога – объем выработанной электроэнергии.

Последние изменения

Уровень ставок водного сбора был установлен еще в прошлом десятилетии, а в 2015 году было запланировано их изменение. Налоговый кодекс РФ говорит о том, что с этого и вплоть до 2025 года будет проводиться поэтапное их увеличение.

Для различных категорий населения, а также видов деятельности изменения ставок будут осуществляться по-разному. В целом, на сегодняшний день запланировано поднятие налога в 1,15 раз. Помимо этого будут введены специальные индексы:

  • 10-кратное увеличение для тех, кто добывает подземную воду, а также занимается ее обработкой и продажей. Сюда не относятся работы с минеральной и водой промышленного использования.
  • Повышение в 1,1 раз для населения, у которых в домах не установлены счетчики.

Срок уплаты и подачи декларации

Декларация по водному налогу подается ежеквартально , то есть именно квартал является налоговым периодом для сдачи отчетов и осуществления платежей в налоговые органы. Заплатить все необходимые суммы необходимо до 20-го числа того месяца, который идет после предыдущего квартала.

Подавать декларацию необходимо в то учреждение, которое обслуживает территорию нахождения водного объекта. При этом обязательно соблюдать такие сроки:

  • І квартал – не позднее 20-го апреля;
  • ІІ квартал – не позднее 20-го июля;
  • ІІІ квартал – не позднее 20-го октября;
  • IV квартал – не позднее 20-го января.

В особых случаях к налоговой декларации необходимо прикреплять и другие документы. Например, если используется особый режим водопользования для иностранцев или физических лиц Российской Федерации, то дополнительно нужно предоставить отчет налогового инспектора, который выдавал лицензию на право выполнения соответственных работ.

Подавать декларацию можно посетив налоговый орган, отправив заказное письмо или заполнив необходимую форму на сайте:

  • Если выбирается первый вариант, то плательщик приносит с собой документы в двойном экземпляре, так как один из них остается у инспектора, а другой с соответствующей пометкой возвращается обратно.
  • Заказное письмо подразумевает четкую опись всех отправленных документов.
  • Если же предпочтение отдается электронному варианту, то необходимо ввести всю информацию на специальном онлайн ресурсе, либо обратиться к посредникам, которые сделают это за вас. Последний вариант, к слову, наиболее удобный и быстрый по времени.

Заполнение декларации

Декларация имеет определённую структуру, состоит из нескольких разделов и подразделов, причём заполнять необходимо не все из них. Обязательно нужно ввести информацию в каждую строчку первого и второго раздела, а также заполнить титульную страницу. Эти части включают в себя данные о плательщике, его банковские реквизиты, информацию об объекте использования, налоговой базе, ставке и общей сумме платежей.

Что касается дополнительных частей декларации, то их необходимо заполнять лишь некоторым категориям плательщиков, которые занимаются определёнными видами деятельности. Например, если осуществляется использование акватории водного пространства (моря, озера, речки), забор воды, производство электроэнергии и прочее. То есть в тех случаях, когда требуется более детальная и глубокая информация для налоговых органов, поскольку начисление суммы к уплате будет несколько иным, чем в обычном случае.

Также необходимо помнить, что заполнять декларацию позволяется лишь синей, черной или фиолетовой ручкой. Если будет использоваться другой вариант, то документ не обретет никакой юридической силы.

Ни в коем случае не допускается применение корректоров или других средств изменения надписи. Если допускается какая-либо ошибка, то ее необходимо зачеркнуть и внести исправление рядом. При этом обязательным условием является подтверждение таких изменений росписью плательщика налогов.

При введении чисел необходимо указывать суммы в рублях целыми числами. Если какая-то графа остается пустой – на ее место нужно поставить прочерк. Все слова прописываются большими печатными буквами. Не допускается склеивать или скреплять листы бумаги, если это может привести к любым повреждениям документа.

Расчет налога

Рассчитать водный сбор – это довольно сложный и трудоемкий процесс. Объясняется это тем, что субъект хозяйствования должен делать это самостоятельно, учитывая количество и сумму платежей по каждому отдельному объекту. Как уже было сказано выше, каждый вид деятельности, а также различные водные пространства облагаются налогом по определенным ставкам, которые можно найти в Налоговом кодексе РФ. При этом важно разобраться не только в ставках, но и в лимитах пользования, которые определяются на один год. Если расчет осуществлен неправильно, то могут возникнуть проблемы.

Для правильного расчета необходимо иметь знания в области как налогового, так и водного законодательства. Если плательщик использует несколько объектов одновременно, то осуществлять платежи все равно необходимо одной суммой . Это также может стать трудностью при том, что по каждому отдельному участку нужно указать отдельную сумму налога.

Необходимо помнить, что расчет осуществляется с учетом тех лимитов, которые установлены в НК РФ. В некоторых случаях они могут быть установлены индивидуально для отдельных плательщиков. Что касается льгот, то на сегодняшний день таковых не предусмотрено.

Следует отметить, что есть некоторые схемы, которые позволяют значительно уменьшать налоговые отчисления. Например, если оформить договор аренды на определенный водный объект, то платить налог на него нет необходимости. Уже более пяти лет действует эта норма, и она позволяет уменьшать нагрузку на плательщика.

Многие эксперты советуют обращаться к специальным компаниям, которые помогут разобраться в правильном расчете водного сбора, а это в свою очередь сэкономит вам время и избавит от возможных проблем. Более того, если подсчеты осуществляются впервые, то сторонняя помощь может оказаться просто необходимой.

Основы налогообложения плательщиков водного налога заложены в главе 25.2 НК РФ. Разнообразие ставок этого налога обусловлено экономическим районированием. Ещё в законодательстве оговорено применение повышающих коэффициентов, которые будут увеличивать сумму налога год от года.

В качестве плательщиков водного налога могут выступать как , так и отдельные частные организации, занимающиеся специальным или особым пользованием . Имеет значение также, на основе чего осуществляется данная деятельность: по договору или по лицензии, с какого года ведётся водопользование, поскольку не только налоговое законодательство регулирует эту сферу экономики, но и Водный Кодекс РФ. Далее попробуем разобраться, какие существуют ставки водного налога, и какой КБК указывать в на 2017 год. А также на примере попробуем применить основные правила и формулу расчёта ВН.

Ставки по водному налогу

При расчёте водного налога ставки имеют неоднозначный характер. Они измеряются в рублях, но выбор конкретного значения зависит от ряда особенностей. Среди них:

  • зависимость от расположения бассейна водного ресурса в данном экономическом районе;
  • зависимость от типа использования воды;
  • зависимость забора вод от поверхностных или подземных источников;
  • зависимость от количества забора вод (в пределах установленных лимитов или выше).

Единицей измерения налоговой базы водного налога является объём в 1 тысячу кубических метров для забора вод. Именно для этого объёма установлены ставки, перечисленные в ст. 333.12 НК РФ.

По каждому экономическому району и по каждому названию реки или озера установлены свои ставки в рублях. Аналогичное распределение ставок установлено также по каждому из морей.

Отдельно выделены ставки ВН при использовании акватории различных экономических районов и внутренних морских вод, использование ресурсов воды для гидроэлектростанций, не занимающихся забором вод, а также для организаций, использующих водные объекты для сплава древесины. В этих случаях налоговая ставка будет измеряться в единице объёма сплавляемой древесины на определённый отрезок расстояния сплава, а для гидроэлектростанций – в тысячах кВт*ч выработанной электроэнергии.

В 2017 году при расчёте налога на воду налогоплательщики обязательно должны увеличивать ставку на повышающий коэффициент, равный 1,52. С каждым годом этот коэффициент будет возрастать. Его значения определены вплоть до 2026 года, далее расчёт будет вестись исходя из потребительских цен и прочих статистических данных.

Повышающий показатель 1,1 к ставке по ВН установлен для налогоплательщиков, не применяющих специальные измерительные приборы для вычисления объёма водопотребления. Также существует повышающий коэффициент, равный 10, для тех лиц, которые добывают подземные воды для их последующей переработки и реализации потребителю.

КБК

Правильный КБК, указанный налогоплательщиком в отчётности, направляет платёж по назначению. Указание ошибочного или устаревшего кода грозит тем, что платёж зависнет в категории невыясненных поступлений. Значения КБК по водному налогу на 2017 год указаны в таблице:

Расчёт и уплата

В соответствии с существующим порядком расчёт и формирование отчётности по ВН лица проводят самостоятельно. Уплату налога за пользование водными ресурсами налогоплательщики производят по ОКТМО, соответствующему месту расположения водных объектов. Рассмотрим особенности расчёта этого налога.

Расчёт и уплата такого налога описаны в этом видео:

Формула и правила

Как и в других системах налогообложения, формула расчёта налога на воду проста, и выглядит как произведение: ВН = НБхС, где, НБ и С означают налоговую базу и соответствующую ей ставку.

Однако при расчёте должны соблюдаться правила, которые могут вносить в формулу различные корректировки в виде повышающих коэффициентов. Правила расчёта ВН гласят:

  1. Каждый вид водопользования считается по отдельности, а общий налог представляет собой их суммарное значение.
  2. База для расчёта налога определяется в соответствии со ставкой, так как они могут различаться даже по одному водному объекту.
  3. Налоговый периодом ВН считается 1 квартал, поэтому квартальные нормы потребления вод, выше которых применяются ставки в пятикратном превышении, вычисляются как четверть установленных годовых лимитов.
  4. Вычисление налоговой базы проводится в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов. Проверка исчисления базы делается с помощью журналов учёта водопотребления.
  5. При отсутствии водоизмерительных приборов, объём забора вод может определяться либо с учётом продолжительности работы технических средств и их производительности в течение налогового периода, либо в соответствии с установленными нормами.

Налогоплательщикам даётся в 20 дней после окончания каждого квартала, чтобы произвести оплату рассчитанной суммы ВН.

Пример

Предприятие занимается по забору вод для производственной деятельности. Скважина расположена в бассейне р. Волга в Волго-Вятском экономическом районе. Предприятие оснащено водоизмерительными системами, а лимит потребления воды на один квартал равен 300000 м3. В течение первого квартала 2017 года водопотребление превысило норму на 20000 м3. Какую сумму ВН должно уплатить предприятие за 1 квартал 2017 года?

  1. Расчёт в пределах норм потребления:
    • 300х429=128700 рубля, где
    • 429 = (282х1,52) с округлением,
    • 282 рубля – налоговая ставка за 1000 кубометров;
    • 1,52 – повышающий коэффициент в 2017 году.
  2. Расчёт для сверхлимитного водопользования:
    • 20х2143=42860 рубля, где
    • 2143 = (282х1,52х5) с округлением
    • 5 – повышающий коэффициент для водопотребления сверх нормы.
  3. Итог: Сумма ВН = 42860+128700=132980 рублей.

Важная информация

Для каждого вида использования вод рассчитываются свои поквартальные или годовые лимиты забора. Законодательство устанавливает применение повышающих коэффициентов и налоговых ставок с коэффициентом 5 для расчёта налога на превышенное использование водных ресурсов.

Компании, отбирающие воду для поставки населению, в 2017 году должны использовать ставку 107 рублей за тысячу кубометров. В следующем году она возрастёт до 122 рублей.

Результат произведения ставки водного налога на различные коэффициенты должен округляться до целого значения. Таким образом, ставка не может быть дробным числом.

О сроках уплаты водного налога расскажет это видео:

Водный налог является одним из самых запутанных и сложных для понимания бюджетных обязательств. Он заменил сбор, существовавший до 2005 года, и распространяется на коммерческие структуры и физлица, добывающие воду из недр, действующие по лицензии, полученной до 2007 года. «Подспорье», которое поможет освоить расчет водного налога в 2017 году – пример из практики по формированию бухгалтерских проводок и исчислению суммы фискального обязательства.

Согласно положениям фискального законодательства, водный налог – это прямой федеральный сбор, который уплачивают физлица, компании и частные предприниматели, использующие в деятельности водные ресурсы.

У обязательства есть две категории плательщиков:

  • лица, действующие по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной по сей день;
  • лица, добывающие водные ресурсы из недр.

Для структур, использующих наземные ресурсы, но не имеющих актуальной лицензии, водный налог не предусмотрен. Они заключают договоры аренды с органами власти или получают разрешения и перечисляют арендные платежи.

Формула по расчету суммы обязательства

Особенность водного налога заключается в том, что для него отсутствует единая ставка и база. Их определение зависит от особенностей деятельности коммерческой структуры, места ее расположения, типа используемого водоема и иных факторов.

Существует четыре алгоритма по определению налоговой базы:

  1. Для компаний, занятых забором воды, базой признается 1 тыс. кубометров полученной жидкости. Точный показатель устанавливается на основе данных измерительных приборов организации или, при отсутствии последних, исходя из действующих норм водопотребления.
  2. Для гидроэнергетических организаций базой признается единица произведенной энергии (1 тыс. кВт).
  3. Для компаний, берущих воду из акватории природных объектов, базой считается площадь акватории, указанная в лицензии.
  4. Для организаций, сплавляющих лес по воде, база исчисляется как 1 000 кубометров леса на 100 км сплава.

Определившись с базой, налогоплательщик должен выбрать ставку. Она зависит от следующих объективных факторов:

  • типа водопользования;
  • вида используемого природного объекта;
  • места деятельности налогоплательщика;
  • способа извлечения воды: надземный или подземный.

Полный перечень ставок, используемых при расчете бюджетных обязательств, приведен в ст. 333.12 Налогового Кодекса. Они устанавливаются в рублевом эквиваленте на единицу базы.

Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.

Список используемых коэффициентов определяется законодательно. Например, действующие значения:

  • 5-кратный коэффициент для налогоплательщиков, превысивших годовые или квартальные лимиты по своему виду водопользования;
  • 10-кратный коэффициент для тех, кто забирает воду в целях дальнейшей перепродажи;
  • коэффициент 1,1 для компаний и ИП, не располагающих собственными средствами измерения.

Для каждой ставки существует свой поправочный коэффициент на уровень инфляции. Например, в 2017 году он равен 1,52, в 2018 увеличится до 1,75, к 2025 возрастет до 4,65. Эти значения устанавливаются федеральными органами власти на долгосрочную перспективу.

Расчет водного налога: пример

Компания «Альфа» располагается в Северном экономическом районе и, действуя на основе лицензии, извлекает подземным образом воду из реки Невы.

В течение IV квартала 2016 года организация пользовалась следующими объемами водных ресурсов:

  • октябрь – 13 тыс. кубометров;
  • ноябрь – 10 тыс. кубометров;
  • декабрь – 12 тыс. кубометров.

Данные определены при помощи собственных измерительных приборов «Альфы».

Совокупный объем потребленных водных ресурсов за IV квартал равен:

13 + 10 + 12 = 35 тыс. кубометров.

Для Северного района и реки Невы ставка установлена на уровне 348 рублей, фискальной базой является объем забранной воды – тысяча кубометров. На основании этих данных вычислим налог, подлежащий перечислению в госказну:

Налог = 35* 348 = 12 180 руб.

Образовавшееся число – неокончательная величина. Ее необходимо помножить на поправочный коэффициент 1,15. Получим:

Налог = 12 180* 1,15 = 14 007 руб.

Именно эту сумму необходимо перечислить в бюджет по итогам четвертого квартала.

Расчет был произведен с тем допущением, что компания оставалась в рамках лимитов водопользования. В реальной жизни возможно их нарушение. Тогда вычисления будут выглядеть иначе.

Например, лимит был равен 32 тыс. кубометров за квартал. «Альфа» превысила этот порог на 5 тыс. кубометров. Эта дельта должна быть перемножена на коэффициент 5.

Формула расчета будет выглядеть так:

Налог = (32* 348 + 3* 348* 5)* 1,15 = 18 809,4 руб.

Разница по сравнению с предыдущим примером оказалась весомой – 4 802,4 руб.

Сумму налога, рассчитанную по законодательно установленным правилам, компания должна в государственный бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В нашем случае рассчитаться по обязательствам нужно до 20.01.2017 г.

Водный налог: проводки

В бухгалтерском учете для отражения водного налога используется 68 счет. Для удобства аналитики на нем открывается специальный субсчет для конкретного бюджетного обязательства, например, 68.5. Если у компании имеется в пользовании несколько водных объектов, она может отражать фискальные обязательства в разрезе каждого по отдельности. Для этого открываются субсчета третьего порядка: 68.51, 68.52 и т.д.

Затраты, связанные с перечислением фискальных платежей, относят к обычным видам деятельности и отражают по счетам 20, 21,23 или 25 в зависимости от учетной политики на предприятии.

Важно! Сумма водного налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно за установленный период – квартал. Льготы по данному обязательству не предусмотрены законодательством.

Начисление налога отражается на последний день квартала. Бухгалтер делает проводку:

Д 20 (21, 23 и т.д.) – К 68.5.

Если учет ведется в разрезе нескольких объектов, проводки выглядят так:

  • Д 20 – К 68.51 – начисление по объекту «А»;
  • Д 20 – К 68.52 – начисление по объекту «Б».

Подтверждающий документ для операции начисления – бухгалтерская справка-расчет.

Перечисление рассчитанной суммы обязательства в бюджет отражается проводкой:

Д 68 – К 51.

Подтверждающий документ – банковская выписка.

Водный налог в налоговом учете

Отражение водных обязательств в налоговом учете зависит от выбранного компанией режима налогообложения. Рассмотрим две ситуации:

1. Общий налоговый режим

Ст. 264 НК РФ позволяет включить водные обязательства в состав прочих расходов, связанных с изготовлением и реализацией продукции. В бухгалтерском учете они списываются на счет 91.2. При определении налоговой базы их можно принимать к вычету полностью.

Момент учета затрат по уплате водного налога зависит от выбранного компанией метода признания расходов:

  • Кассовый – начисленные суммы признаются расходом в день фактической уплаты денежных средств в государственную казну.
  • Метод начислений – расходы признаются в последний день соответствующего квартала. Например, обязательства за 2 квартал уменьшают налоговую базу именно во втором квартале.

Суммы бюджетных перечислений по водным обязательствам отражаются в декларации по налогу на прибыль.

2. УСН

Специальный налоговый режим не освобождает компанию от обязанности перечислять водный налог. Если коммерческая структура работает по объекту «Доходы», суммы «водных» перечислений в бюджет не влияют на размер «упрощенных» обязательств.

Если компания или ИП выбрала объект «Доходы, уменьшенные на расходы», «водные» перечисления необходимо включить в состав последних. Они уменьшат налоговую базу при расчете «упрощенного» налога.

Примеры отражения операций в бухгалтерском учете

Пример №1

ООО «Омега» ведет деятельность на ОСНО, связанную с забором воды из реки. Оно было создано до 2007 года и получило лицензию, актуальную до 2020 года. Для признания доходов и расходов компании используется метод начислений. За 3 квартал 2016 года в декларации были отражены обязательства по водному налогу в сумме 24 000 рублей. Организация уплатила эти средства в государственную казну 24 октября.

Бухгалтер «Омеги» должен сделать следующие проводки в учетной программе:

Д 20 – К 68 на сумму 24 тыс. руб. – начисление налога. Эта операция делается в последний день квартала – 30 сентября.

Д 68 – К 51 на сумму 24 тыс. руб. – перечисление денег в бюджет. Эта проводка делается 24-м октября на основании полученной из банка выписки.

Деньги, направленные на погашение водных обязательств, учитываются в составе прочих производственных расходов и уменьшают налог на прибыль. Их нужно отразить в декларации, сдаваемой по итогам девяти месяцев.

Пример №2

ИП Иванов Д.Д. занимается лесосплавом и работает по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной ныне. Он трудится на ОСНО и использует кассовый метод для отражения расходов и доходов. По итогам 1 квартала 2017 года предприниматель рассчитал водный налог в размере 10 000 руб. и уплатил его в казну 12 апреля. Какие проводки ему необходимо сделать?

Начисление налога отражается операцией Д 23 – К 68 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается на дату фактической уплаты – на 12 апреля.

Перечисление денег отражается как: Д 68 – К 51 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается также 12-м апреля и подтверждается банковской выпиской.

Расходы, связанные с уплатой налога, будут учтены в третьем квартале, т.е. тогда, когда они были фактически понесены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ставки водного налога на 2019 год зависят от их базовых величин, приведенных в НК РФ, и коэффициентов, предусмотренных как непосредственно для этого конкретного года, так и для некоторых определенных ситуаций, обязывающих к использованию коэффициента. Рассмотрим, как формируется величина ставки-2019 для налога на воду.

Виды облагаемого налогом водопользования

Обязанность платить водный налог определяется не только наличием лицензии на использование водного объекта или самим фактом пользования, но и видом водопользования. Об облагаемых видах речь идет при:

  • заборе воды из объекта;
  • использовании его акватории (но не для лесосплава);
  • лесосплаве;
  • использовании водных ресурсов в целях гидроэнергетики.

Однако в ряде случаев перечисленные виды водопользования не будут являться облагаемыми налогом.

Подробнее об особенностях отнесения объектов к облагаемым или не облагаемым водным налогом читайте в статье «Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки» .

Применительно к указанным видам водопользования, детализируя их по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам, НК РФ (п. 1 ст. 333.12) устанавливает величину применяемых ставок. Оцениваются ставки по-разному.

Варианты ставок водного налога

Ставки, относящиеся к забору воды, установлены для разрешенных объемов отбора и дифференцированы по:

  • виду объектов (поверхностные, подземные и морские);
  • экономическому району (для поверхностных и подземных);
  • принадлежности к конкретным крупным объектам (морю, реке, озеру).

Выражаются они в количестве рублей, соответствующих объему 1 000 куб. м воды, забранной из соответствующего водного источника.

Особое место среди ставок, связанных с забором воды, занимает ставка, установленная для отбора с целью водоснабжения населения. Она имеет то же выражение (число рублей за 1 000 куб. м отобранной воды), но не зависит от вида объекта и принадлежности к определенному региону или бассейну.

Ставки, применяемые при использовании акватории водного объекта (но не для лесосплава), разделены по принадлежности к видам этих объектов: поверхностным или морским. Для первых имеет место дополнительная детализация по экономическим районам, а для вторых — по конкретным объектам. Эти ставки выражены в тысячах рублей, причитающихся за использование в течение года 1 кв. км акватории.

Ставки, действующие при использовании для гидроэнергетики или лесосплава, дифференцированы по принадлежности к бассейну определенного водного объекта. Выражаются они в одинаковой оценке (в количестве рублей), но применительно к различным оцениваемым единицам:

  • для первого вида использования — за 1 000 кВт/ч выработанной электроэнергии;
  • для второго — за 1 000 куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Однако приведенные в таблицах ст. 333.12 НК РФ значения ставок следует относить к числу базовых, поскольку их требуется корректировать на коэффициенты, относящиеся к нескольким разным типам.

Величину базовых ставок смотрите .

Коэффициенты, применяемые к ставкам

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015-2025 установлена в определенном значении. Для 2019 года он равен 2,01.

Значения коэффициентов, относящихся к каждому году, входящему в период 2015-2025 годов, приведены в этом материале .

Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015-2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2019 года действует ставка 141 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.

С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.

Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:

  • превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
  • отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
  • добытая вода перепродается — он равен 10.

Применение 3 последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.

Итоги

Ставки, применяемые при расчете водного налога, дифференцируются по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам. Они всегда выражены в рублях, но применяются к разным оцениваемым единицам в зависимости от вида подлежащего обложению налогом водопользования. К приведенным в таблицах п. 1 ст. 333.12 НК РФ значениям ставок с 2015 года обязательно применение повышающего коэффициента, величина которого ежегодно изменяется. Кроме того, действуют коэффициенты, необходимость использования которых зависит от определенных ситуаций, возникающих в процессе ведения деятельности.