Постановление о повышающих коэффициентах на воду. Повышающие коэффициенты к тарифам на коммунальные услуги

Величина коэффициента

1,5 (или 50% к нормативу) — с 1 января 2017 года (применяется только к коммунальным услугам по ГВС, ХВС и Электроснабжению)

Когда это работает

1. Если не установлены приборы учета при наличии технической возможности.
2. Если в течение 3 месяцев не восстановлен вышедший из строя прибор учета.
3. Если срок эксплуатации прибора учета истек более 3 месяцев назад.
4. По истечении 3 расчетных периодов при недопуске 2 и более раз исполнителя коммунальной услуги для проверки приборов учета.

Когда повышающий коэффициент не применяется

При установленных приборах учета и своевременной передаче показаний, повышающий коэффициент не применяется. Начисления производятся по показаниям приборов учета и установленным тарифам.

Подробно о повышающем коэффициенте на размер платы

Принятые Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации " и Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" имеют непосредственное отношение к развитию продаж нашей компании.

Владимир Илясов, руководитель департамента по управлению сбытовой деятельностью объясняет, в чем заключаются основные изменения, которые произойдут в отношениях с нашими клиентами в связи с данным документом.

Основные изменения связаны с наличием или отсутствием приборов учета у потребителей тепла, электроэнергии, горячей и холодной воды.

С 1 июля 2016 г. повышающий коэффициент утвержден Правительством РФ, что не требует подтверждения на местах. С 1 июля 2016 г. РСО (ресурсоснабжающая организация) и исполнители коммунальных услуг обязаны применять повышающий коэффициент при расчете платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению (С 1 января 2017 г. исключена коммунальная услуга по отоплению). С 1 января 2017 г. величина повышающего коэффициента установлена на уровне 1,5. То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50 процентов!

С 1 января 2017г. по отоплению повышающий коэффициент будет применяться в отношении коммунального ресурса, поставляемого только в УК, ТСЖ, ЖСК, в размере 1,1. Таким образом, оплата увеличивается на 10 процентов!

Данная норма применима в отношении тех, кто не имеет индивидуальных приборов учета в своей квартире, фиксирующих потребление электричества, холодной и горячей воды.

Для потребителей, не имеющих технической возможности установки приборов учета, что должно быть подтверждено соответствующим актом, ничего не меняется — они оплачивают потребление из расчета базовых нормативов потребления, без повышающих коэффициентов.

Главный вопрос, которым сейчас задались наши клиенты: как избежать увеличения оплаты за электро-, теплоэнергию, ХВС и ГВС? Мы можем на него ответить.

В Постановлении сказано, что при наличии технической возможности собственник в квартире обязан иметь квартирные приборы учета электроэнергии, ХВС и ГВС. Также Постановлением определено, что при наличии технической возможности многоквартирный дом обязан иметь общедомовой коллективный прибор учета (устанавливается РСО при наличии договора с УК/ТСЖ), который измеряет потребленную тепловую энергию на отопление.

При выполнении данных условий плательщик освобождается от применения к нему повышающего коэффициента, так как расчет производится не по нормативу, а по фактическим показаниям приборов учета.

В число главных инструментов, стимулирующих потребителей КУ, входят повышающие коэффициенты, которые используются при расчете размера оплаты. В статье мы расскажем, в каких ситуациях и как правильно применять повышающие коэффициенты, чтобы повысить прибыль УО.

Раньше главной задачей коммунальщиков было стимулирование граждан к более экономному потреблению энергетических ресурсов. В настоящее время список решаемых таким методом задач значительно расширился. Перечень ситуаций, в которых происходит применение повышающих коэффициентов, стал намного больше. Их полных список приводится в новых правилах, утвержденных ПП № 354 от 6 мая 2011 года.

Стандартная величина повышающего коэффициента на коммунальные услуги в 2018 году составляет 1,5. Однако бывают ситуации, когда он достигает 10.

Мы детально разобрались со всеми этими вопросами, которые , в статье кратко расскажем о следующих моментах:

  • как применяются ПК, и каких видов ЖКУ это может коснуться;
  • для каких субъектов могут использоваться ПК;
  • в каких ситуациях следует применять ПК.

Виды коммунальных услуг, к которым могут применяться повышающие коэффициенты

Субъекты, к которым применяются ПК

Изменения коснулись круга лиц, для которых расценки на ЖКУ могут рассчитываться с использованием повышающих коэффициентов. По старым правилам производить такие расчеты можно было только для владельцев жилых помещений. Теперь же ПК работают также в отношении тех, кто владеет нежилой недвижимостью и машино-местами.

В определенных случаях коэффициенты могут использоваться при подсчете размера оплаты за услугу теплоснабжения для тех, у кого в собственности есть нежилые помещения. Это закрепляется в пунктах 7 и 43 правил, установленных постановлением 354.

В отношении владельцев машиномест действует увеличенный размер оплаты за электричество и оба вида воды. Этот случай применения повышающих коэффициентов описывается в пункте 43 из 354 постановления.

Случаи, допускающие использование ПК

Правила, закрепленные в ПП 354, определяют все ситуации, при которых расчеты платы за КУ ведутся с применением ПК. Укажем ниже эти случаи.

С начала 2017 года управляющие организации могут при проверке квартирных приборов учета ставить на них контрольные пломбы, а также индикаторы, срабатывающие при применении потребителем распространившихся в последние годы магнитов. Все эти устройства решают единственную задачу – позволяют достоверно фиксировать факт того, что жильцы несанкционированно вмешиваются в работу счетчиков. Если такое вмешательство подтверждается, то составляется соответствующий акт. На основе него и происходит доначисление оплаты за коммунальные услуги.

Ниже мы приведем таблицу, в которой обобщим сведения об основаниях для применения ПК и их размере.

Изначальная цель введения в законе повышающего коэффициента к нормативам заключалась в том, чтобы стимулировать владельцев помещений в многоэтажках экономить ресурсы. Она была сохранена. Подталкивание потребителя к оснащению помещений счетчиками можно считать одним из способов экономии. При появлении в квартире или на нежилом объекте ИПУ расходование воды, электричества и прочего практически всегда становится ниже.

Нужно отметить небольшой пробел в нормативных актах, касающийся счетчиков и передачи их показаний. На владельцев действительно накладывается обязательство по установке квартирных счетчиков. Однако в то же время закон не обязывает их производить передачу показаний. Эта процедура, на которой во многом и строятся расчеты оплаты за КУ, по сути, остается добровольной, хотя большинством потребителей она вполне добросовестно исполняется.

Смотрите фрагмент вебинара о порядке расчетов за КУ. Спикер - Елена Шерешовец, завкафедрой Государственной Академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса при Министерстве строительства и ЖКХ РФ; член Экспертного Совета при Комитете по жилищной политике.

Если же жильцы пренебрегают передачей показаний с приборов учета , то это не дает УО повода использовать ПК. В постановлении о повышающем коэффициенте говорится о том, что он работает при отсутствии прибора учета. Если счетчики есть, и они исправно работают, то формального повода использовать ПК нет. В то же время УК нужно понимать, сколько квартира расходует ресурсов. Для этого раз в несколько месяцев могут проводиться обходы с фиксацией показаний квартирных счетчиков. На основе полученных данных придется регулярно производить перерасчеты.

Описанная ситуация работает, когда жильцы не препятствуют сотрудникам УК, желающим осмотреть счетчики. Некоторые потребители по тем или иным причинам коммунальщиков в квартиру не пускают. В таком случае даже при наличии счетчиков начисление платы за электроэнергию и другие ресурсы, потребление которых не удается сверить, будет производиться с использованием повышающих коэффициентов.

Если представитель управляющей компании не может попасть в квартиру, то он составляет акт о его недопуске в жилое помещение. Эта бумага очень важна – именно на ее основании можно увеличить плату за КУ в размере ПК. Перерасчет с использованием повышающего коэффициента производится с начала того месяца, в котором не удалось попасть в квартиру. Здесь используется стандартное значение ПК, составляющее 1,5.

Повышающие коэффициенты помимо стимулирования к оборудованию помещений ИПУ в 2018 году решают и другие задачи. Одна их них – выработка у владельцев помещений добросовестного отношения к своим обязательствам. Так, использование в расчетах ПК, равного 10 в случае вмешательства в работу квартирных счетчиков является серьезным денежным наказанием. Оно перекрывает возможную экономию от махинаций с приборами учета, поэтому помогает в предотвращении подобных случаев.


ПК к водоотведению с июня 2016-го по текущий 2018-й год не применяется, согласно постановлению Правительства РФ №603. Таким образом, дополнительная плата может начисляться только на воду, горячую и холодную. Как платят за воду с повышающим коэффициентом, можно понять самостоятельно. К сожалению, порой обывателю приходится перепроверять правильность расчетов УК. ⇒ Тариф на воду без счетчика - полезная информация в следующей статье. ХВС Плата за водоснабжение рассчитывается следующим образом: количество зарегистрированных жильцов умножается на норматив потребления холодной воды, ПК (1,5) и региональный тариф. Такой метод расчета актуален для ХВС. ГВС Как рассчитать оплату ГВС, зависит от способа, который применяет управляющая компания или РСО для тарификации потребления горячей воды – в кубических метрах или по двухкомпонентному тарифу – за холодную воду и тепловую энергию.

Применение повышающего коэффициента при отсутствии приборов учета

Во-первых, этот коэффициент применяется для расчетов с собственниками помещений, не установившими индивидуальные приборы учета при наличии технической возможности их установки. Можно ли нанимателям выставлять повышающий коэффициент к нормативу Достаточно часто на наших семинарах слушатели спрашивают можно ли выставлять повышающий к нормативу потребления нанимателям помещений. Ну что, давайте разбираться в вопросе. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г.


№ 19506-00/04 О применении коэффициентов при оплате стоимости тепловой энергии Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета

Внимание

Почему вода и свет без счетчика обходятся в 1, 5 раза дороже? Девять фактов о «повышающем коэффициенте» Почему вода и свет без счетчика обходятся в 1,5 раза дороже? Девять фактов о «повышающем коэффициенте» С января 2017 года хозяева квартир, не оборудованные счетчиками воды и электроэнергии вынужденные оплачивать коммунальные услуги с применением коэффицента 1,5. На чем основываются требования коммунальщиков и каким образом можно сократить расходы на электро- и водосноснабжение? Публикуем разъяснения специалистов нижегородской компании «Волгаэнергосбыт » по этой теме. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г.

Повышающий коэффициент на воду по нормативу

Когда все началось Сама идея ввода повышающего коэффициента на воду и другие ресурсы появилась достаточно давно — с 2011 года. Несколько позже (а именно в 2013 году) применение его было официально закреплено в принятом Постановлении правительства России номер 344. Кроме него, существуют Правила 306, где прописан регламент норм потребления каждой из коммунальных услуг.


Именно данный документ сыграл руководящую роль в расчёте региональными властями размеров повышающего коэффициента на воду, тепло, электричество и утверждении стандартов потребления ресурсов коммунального характера. Следует еще раз подчеркнуть, что речь идёт о жильцах тех домов, в которых имеется техническая возможность установки приборов учета, в случае их сознательного отказа. Там же, где условия не позволяют устанавливать счётчики, приняты другие нормативы.

Правомерно ли применение повышающего коэффициента по оплате потребления воды?

Связано это с порядком использования средств, которыми теперь предприятие, оказывающее коммунальные услуги, вправе распоряжаться самостоятельно. В 2018-м году коэффициент сохраняется в размере 1,1. Коэффициент применяется только к собственникам квартир и юридическим лицам в случае проживания или использования помещения для социальных нужд.

Инфо

Несмотря на то, что постановление начало свое действие лишь в марте, ресурсоснабжающие компании (РСО) обязаны сделать перерасчет с января текущего года всем, кому был начислен ПК. Подробнее о том, как рассчитывается плата за отопление. ⇐ Повышающий коэффициент на воду При отсутствии приборов учета потребления воды, если есть техническая возможность их установки, снабжающие компании вправе взимать повышающий коэффициент. Общедомовое потребление воды оплачивается согласно нормативам потребления.

Консалтинг жкх/тсж/управление жилой недвижимостью

При этом в 2018 году поднимать коэффициент не планируется. В платежном документе коэффициент РСО должна указать в отдельной строчке, а рядом обязательно указан базовый норматив. Повышающий коэффициент на отопление Вам требуется помощь? Проконсультируйтесь с нашем юристом бесплатно! Законы в нашей стране меняются очень часто! Получите самую актуальную информацию по телефону! Просто позвоните по телефону из любого региона России:Или обратитесь к нашему онлайн-консультанту! Помимо внутриквартирных приборов измерения, управляющая компания обязана устанавливать на многоквартирные дома общие приборы, измеряющие потребление тепла.


При наличии учитывающего оборудования, жильцы оплачивают тепловую энергию не по нормативу, а по факту потребления. В конце февраля 2017 года ПК на отопление был снижен с размера 1,5 до 1,1.
Путем несложных расчетов (переводим в литры и делим на 30 дней) получаем свыше 380 л в день на каждого. Для сравнения: наполненная ванна содержит около 250 литров. То есть подразумевается, что все без исключения члены семьи ежедневно принимают ванну (чего на самом деле нет) и пользуются, кроме того, водой для бытовых нужд в объеме не менее 130 литров. Согласно проведенным исследованиям, в среднем люди потребляют около двух кубов горячей и трех — холодной воды. То есть без счетчика мы переплачиваем примерно за 6 кубов каждый месяц. И сумма в квитанции завышена по сравнению с реальной примерно вдвое. Экономим со счетчиком Чтобы развеять оставшиеся сомнения на тему целесообразности установки счётчика, следует учесть тот факт, что обязанность платить за воду каждый месяц не исчезает даже в ситуации реального отсутствия людей в квартире (отъезда жильцов).
Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов» (повышающих коэффициентов) направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта “у(1)” пункта 31 Правил и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом. При этом следует отметить, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.И.о.
О применении повышающих при оплате стоимости тепловой энергии Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов и в рамках своей компетенции сообщает следующее. Размер повышающего коэффициента при отсутствии прибора учета 2018 Можно ли нанимателям выставлять повышающий коэффициент к нормативу Достаточно часто на наших семинарах слушатели спрашивают можно ли выставлять повышающий к нормативу потребления нанимателям помещений. Ну что, давайте разбираться в вопросе. В каких случаях при расчете за электричество применяется повышающий коэффициент? В каких случаях при расчете за электричество применяется повышающий? – Наталья Юрьевна, в каком случае применяют повышающий коэффициент? С 1 января этого года повышающий коэффициент равен 1,5.

Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов. В случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей повышающих коэффициентов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса.
Что изменилось Но согласно статье номер 13 Закона «Об энергосбережении…» (номер 261) с 2015 года каждый гражданин РФ обязан обзавестись приборами учета воды, тепла и электрической энергии. С самого начала действия данного акта предусмотрен штраф за неустановленные агрегаты учета для управляющих компаний. Очевидно, со временем подобные санкции могут быть применимы к обычным жильцам.
Нормативный срок, отпущенный рядовым владельцам квартир для установки агрегата, — три с половиной года с даты выхода закона. В первые два с половиной из них разрешалось поставить прибор на средства водоканала. То есть счётчик воды обходился владельцу фактически бесплатно. Последний же год данного срока плата за установку возлагалась на самого жильца. Казалось бы, выгода от быстрого и своевременного приобретения счётчика лежит на поверхности. Но лишь 60% всего населения пошло на это.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом данная обязанность не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

По какой формуле рассчитывается норматив и сверхнорматив по ОДН за электричество? Где установлен повышающий коэффициент. Может ли повышающий коэффициент относиться к тарифу. Или только к нормативу. если нет технической возможности установить ОД, применяется ли повышающий коэффициент

Ответ

Плата за ОДН рассчитывается по нормативу. Специальной формулы расчета нет. Тарифы утверждаются региональными властями. Для определения размера платы надо тариф умножить на норматив, который также определяется региональными властями. Данные правила действуют, если в доме выбрана управляющая организация.

В остальных случаях плата за ОДН считается в соответствии по п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Нормативы ОДН определяются также на региональном уровне.

Повышающие коэффициенты не применяются к случаю, когда плата за ОДН входит в состав платы за содержание общего имущества.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Управление МКД» .

«С 1 января 2017 года применяются положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату:

  • холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, а также
  • отведения сточных вод в целях содержания такого имущества.

Эти положения закреплены в пункте 2 части 1, пункте 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ.

Для реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения Правительство РФ утвердило постановление от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 1498).

Это постановление изменило:

  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491);
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354);
  • Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее - Правила № 124);
  • Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила № 306).

Внесенные изменения предусматривают:

  • случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД (далее - коммунальные ресурсы на СОИ);
  • случаи и порядок начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (далее - ОДН);
  • новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО) коммунальных ресурсов, используемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК для содержания общего имущества.

В чем отличие коммунальных ресурсов на СОИ от коммунальных услуг на ОДН

С 1 января 2017 года холодная вода, горячая вода, электрическая энергия и отведение сточных вод, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, - это:

  • либо коммунальные ресурсы на СОИ;
  • либо коммунальные услуги на ОДН.

Все зависит от способа управления МКД.

Если домом управляет УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, то речь идет о коммунальных ресурсах на СОИ. Дело в том, что с 1 января плата за перечисленные выше ресурсы по общему правилу входит в плату за содержание жилого помещения. Это предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ и пунктами 29, 33 Правил № 491. Однако перечисленные ресурсы относятся к коммунальным услугам на ОДН, если собственники помещений:

  • не выбрали способ управления;

В каждом из этих трех случаев плата за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, включается в плату за коммунальные услуги. Это установлено частью 5статьи 154 Жилищного кодекса РФ и пунктом 40 Правил № 354. В то же время отопление всегда считается коммунальной услугой. Независимо от выбранного способа управления МКД ее нужно оплачивать совокупно без разделения на плату за потребление в жилом или нежилом помещении и потребление в целях содержания общего имущества в МКД. Это закреплено в абзаце 2 пункта 40 Правил № 354.

Потребители должны оплачивать коммунальные ресурсы на СОИ в рамках платы за содержание жилого помещения. Это установлено пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.

Первоначально при включении расходов на оплату этих коммунальных ресурсов в плату за содержание жилого помещения их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на ОДН, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Для первого включения принимать решение на общем собрании собственников помещений не требуется. Это закреплено в части 10 статьи 12 Закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 176-ФЗ).

После первого включения размер расходов на оплату коммунальных ресурсов на СОИ нужно определять исходя из нормативов их потребления. Это определено абзацем 4 пункта 29 Правил № 491.

Нормативы потребления должны утвердить уполномоченные органы субъекта РФ в порядке, который предусматривают региональные нормативные акты. Это установлено пунктом 3Правил № 306.

Срок для утверждения - до 1 июня 2017 года. До того как нормативы утвердят, нужно применять нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН, которые установлены субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. Это предусматривают пункты 2-3 Постановления № 1498.

Нормативы должны утвердить исходя из объема коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня работ и услуг, услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее - Минимальный перечень). Это следует из пункта 2 Правил № 306. Если перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД превышает Минимальный перечень, то собственники помещений вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение коммунальных ресурсов сверх установленного норматива. Это закреплено в абзаце 4 пункта 29 Правил № 491.

Внимание: после первоначального включения расходов на коммунальные ресурсы на СОИ для изменения их размера требуется решение собственников помещений. Если субъект РФ утвердил норматив потребления коммунальных ресурсов на СОИ, но собственники не приняли указанное выше решение, то расходы на эти ресурсы нужно учитывать:

  • в составе платы за содержание жилого помещения;
  • в размере норматива, действующего на дату выставления платы;
  • без изменения размера платы за содержание общего имущества.

А значит, в результате изменится доля расходов на содержание общего имущества в МКД.

Такая позиция изложена в пункте 3 письма Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения».

Порядок расчетов с РСО определен в пункте 21 Правил № 124.

Если МКД оборудован ОДПУ, то объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, нужно определять по показаниям этого ОДПУ за вычетом объема, потребленного в нежилых помещениях по прямым договорам с РСО. Если МКД не оборудован ОДПУ, то такой объем необходимо определять по формуле, приведенной в подпункте «в» пункта 21 Правил № 124, исходя из норматива потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества. Если исполнитель не обязан оплачивать коммунальный ресурс в полном объеме, то он должен оплатить коммунальный ресурс на СОИ:

  • в объеме норматива потребления при отсутствии ОДПУ или
  • в объеме разницы показаний ОДПУ и всего объема, который должны оплатить потребители.

Это предусмотрено пунктом 21(1) Правил № 124.

Такие ситуации возможны, например, в случаях, если:

  • собственники решили сохранить прежний порядок предоставления и расчетов за коммунальные услуги при смене непосредственного управления (ч. 18 ст. 12 Закона № 176-ФЗ);
  • РСО воспользовалось правом на односторонний отказ от договора с исполнителем (п. 30 Правил № 124).

Если МКД управляет УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, то потребитель вносит плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении. Коммунальные услуги на ОДН не начисляются. Коммунальный ресурс на СОИ нужно оплачивать в рамках платы за содержание жилого помещения.

Потребители оплачивают коммунальные услуги на ОДН отдельно от коммунальных услуг, потребленных в жилых или нежилых помещениях, в случаях, если собственники:

  • выбрали непосредственное управление МКД;
  • не выбрали способ управления;
  • не реализовали выбранный способ управления.

Это предусмотрено пунктом 40 Правил № 354 и частью 5 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.

Порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, за исключением отопления, закреплен в пункте 42 Правил № 354.

Плату за коммунальные услуги, потребленные на ОДН, нужно определять в порядке, который установлен пунктами 44-46 Правил № 354.

Плату за отопление необходимо рассчитывать без разделения на потребление внутри помещения или на ОДН в порядке, установленном пунктами 42(1) и 42(2) Правил № 354. Начисление зависит от установленного субъектом РФ способа оплаты:

  • в течение отопительного периода;
  • равномерно в течение календарного года.

Потребителям в нежилых помещениях исполнитель начисляет плату за отопление в порядке, определенном пунктом 43 Правил № 354*.»

Предоставление ЖКУ

РСО не права, если применяет повышающий коэффициент без согласования с вами

ТЕКСТ: Гульназ Никитина , эксперт справочной системы «Управление многоквартирным домом»

Сверьте счета, которые вы получаете от РСО, с условиями договора ресурсоснабжения. Договором предусмотрено применение повышающего коэффициента? Нет? И дополнительное соглашение вы не подписывали? Тогда РСО не имеет права увеличивать сумму платежа, и вот почему.

На что ссылаются РСО

С 2017 года во взаимоотношениях между РСО и организациями, управляющими МКД, появился новый инструмент - повышающий коэффициент (далее - ПК).

Соответствующие изменения внесены в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила заключения договоров).

О чем РСО могут умолчать

Нельзя по умолчанию начать применять ПК в расчетах за коммунальные ресурсы по договорам, заключенным ранее 2017 года. Так определено ст. 422 ГК РФ. Это означает, что правило о применении ПК в отношениях между вами и РСО не имеет обратной силы. Условие о применении ПК в расчетах можно включить в договор ресурсоснабжения только по соглашению сторон.

Таким образом, если договор между вами и РСО заключен до 1 января 2017 года, то РСО может предложить вам заключить дополнительное соглашение к договору или изложить отдельные пункты договора в новой редакции. Подписав изменения к договору, вы согласитесь с использованием ПК в расчетах.

Когда начнется применение ПК, если вы не подпишете изменения к договору с РСО

Если вы не подписывали дополнительное соглашение, РСО внесет в договор необходимые правки в части применения ПК при его пролонгации. В вашем договоре ресурсоснабжения определен срок его действия, и при его перезаключении порядок расчетов изменится. Это законный порядок, ведь перезаключать договор вы будете уже в период действия новых положений Правил заключения договоров .

ВОПРОС

РСО сделала перерасчет с 1 января и включила в формулу повышающий коэффициент. Это законно?

Ответ зависит от того, какие дополнения к договору вы оформили.

Изменения в Правила заключения договоров внесены постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 . В постановлении есть такая формулировка: «Изменения подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года». Это означает, что в расчеты по договорам, заключенным до 1 января этого года, ПК не включается по умолчанию. При этом во все договоры ресурсоснабжения, заключаемые после 1 января, условие о применении ПК должно быть включено в обязательном порядке.

Перерасчет с 1 января 2017 года РСО может сделать в случае, если вы заключили договор уже после указанной даты, но по каким‑то причинам ПК не был включен в порядок расчетов. Такая ситуация могла возникнуть, например, по договорам, заключенным в период с 1 января по 27 февраля.

Если договор ресурсоснабжения у вас бессрочный, то РСО, скорее всего, будет прилагать максимум усилий к тому, чтобы подписать дополнительное соглашение. Обоснование будет предложено следующее: «в целях приведения условий договора в соответствие с действующим законодательством». Ваше согласие позволит РСО применять в расчетах ПК.

ВАЖНО!

В расчете платы за отопление и коммунальные ресурсы на содержание общего имущества вы не можете применять повышающий коэффициент. Соответственно, разница между суммой, начисленной РСО (при применении ПК), и суммой, начисленной к оплате потребителям, - это ваш убыток как исполнителя коммунальных услуг.

К каким коммунальным ресурсам и какой ПК может применять РСО

Расчеты за коммунальные ресурсы, в которых РСО может применить ПК, делятся на два вида. Рассмотрим их подробнее.

1. Расчеты за тепловую энергию.

Плата за тепловую энергию рассчитывается исходя из норматива потребления коммунального ресурса по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в МКД с применением ПК. Величина ПК равна 1,1.

2. Расчеты за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества МКД. К таким коммунальным ресурсам относятся:

  • холодная вода;
  • горячая вода;
  • электроэнергия.

В расчетах стоимости коммунальных ресурсов на содержание общего имущества участвуют нормативы потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов и ПК в размере 1,5.

В каких случаях РСО может применять ПК

РСО может использовать ПК в нескольких случаях. Вся информация о том, в каком порядке РСО имеет право применить ПК, сведена в таблицу. Порядок определен подп. «е» , «ж»

В случае, когда МКД не оборудован ОДПУ, есть нюансы. РСО вправе использовать ПК в расчетах при условии, что в МКД есть техническая возможность установки ОДПУ, но он не установлен по каким‑то другим причинам. Если вы не хотите получать счета с увеличенными суммами, то зафиксируйте в акте обследования технические причины, по которым ОДПУ не может быть установлен. Порядок установления наличия технической возможности определен и оформляется в соответствии с приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».

Это положение подп. «е» п. 22 Правил заключения договоров.

6 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Предоставление ЖКУ

Проверьте себя: перерасчет платы за отопление с 1 января 2017 года

ТЕКСТ: Любовь Чеснокова , главный редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Во всех федеральных СМИ прозвучала информация: отменен повышающий коэффициент за тепло. Граждане стали активно жаловаться в организации, управляющие МКД, слать гневные письма и требовать вернуть деньги.

В этом материале мы разберемся, в каких случаях необходим перерасчет платы по статье расходов «отопление» и как на самом деле нужно его произвести.

С чего все началось. Из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), исключена норма о праве исполнителя КУ применять повышающий коэффициент, если в МКД нет ОДПУ.

Напомним, что до 14 марта 2017 года вы как исполнители КУ в МКД имели право применять повышающий коэффициент, если одновременно выполнялись три условия:

  • в МКД отсутствует ОДПУ тепловой энергии;
  • потребители были обязаны его установить;
  • есть техническая возможность установки прибора учета.

Такое право предусматривал абз. 3 п. 42 ( Правил № 354.

Изменения внесены постановлением Правительства РФ от 27.02.2014 № 232.

В чем главный нюанс. Изменения в Правила № 354 внесены в марте, но новый порядок расчетов введен с 1 января 2017 года. В таких случаях юристы говорят, что изменения получили обратную силу.

Как сделать перерасчет. Определите сумму переплаты и вычтите ее из платежа потребителя.

Для расчета платы за отопление в жилом или нежилом помещении вы брали одну из формул (рисунки 1, 2).

Полученный результат умножали на 1,5. Условно назовем то, что получилось, «СУММА 1». Теперь на эти же 1,5 разделите. После деления получается сумма платежа без применения повышающего коэффициента - «СУММА 2». Теперь из СУММЫ 1 вычтите СУММУ 2, и получится излишек, который вы должны вернуть потребителю (рисунок 3).

Предложенные формулы расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению приведены в пп. и (1) приложения 2 к Правилам № 354.

ПРИМЕР

Перерасчет за отопление после отмены применения повышающего коэффициента

В регионе КУ «отопление» оплачивается только в отопительный период.

В январе и феврале УО «Ромашка» начисляла потребителям плату за КУ «отопление» с применением повышающего коэффициента 1,5, т. к. МКД не оборудован ОДПУ. В марте вступили в силу изменения, и излишне начисленные за счет применения повышающего коэффициента суммы за январь и февраль нужно вернуть. Экономист УО разработала алгоритм действий на примере одного потребителя.

Платеж за отопление для Сергеева Д. И. в январе составил 6156,56 руб. с учетом повышающего коэффициента 1,5.

Если разделить 6156,56 руб. на 1,5, получается 4104,37 руб. - это платеж без учета повышающего коэффициента.

6156,56 минус 4104,37 равно 2052,19 руб. Именно эту сумму нужно вернуть потребителю Сергееву Д. И. за январь.

В феврале платеж за отопление составил 6712,50 руб. с учетом повышающего коэффициента 1,5.

Делим 6712,50 на 1,5 и получаем 4475,00 руб. - это платеж без учета повышающего коэффициента.

6712,50 минус 4475,00 равно 2237,50 руб. Эту сумму нужно вернуть потребителю Сергееву Д. И. за февраль.

В дальнейшем при расчете платы за КУ «отопление» повышающий коэффициент уже не применяли.

Складываем излишне начисленные суммы за январь и февраль: 2052,19 плюс 2237,50 получается 4289,69 руб.

Потребитель Сергеев Д. И. оплачивал ЖКУ полностью и своевременно.

На совещании в УО принято решение возвращать деньги путем зачета излишне уплаченной суммы при оплате будущих периодов. Продолжение примера - в разделе «Как вернуть переплату задним числом».

Перерасчет сделайте за все периоды с начала года, если применяли повышающий коэффициент. Напомним: расчетный период равен календарному месяцу.

К СВЕДЕНИЮ

Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрен возврат излишне начисленной суммы в наличной или безналичной форме непосредственно потребителю. Зачислите «излишки» на лицевой счет потребителя по статье расходов «отопление» и учитывайте их в дальнейших расчетах.

Как вернуть переплату задним числом. Вернуть излишне уплаченное можно двумя путями:

  • снижать размер платы за отопление;
  • уменьшать сумму долга потребителя перед вами.

Если переплату нельзя зачесть сразу, то остаток пойдет в счет будущих платежей. Назовем такой порядок возврата средств за КУ «общим» - особый порядок для рассматриваемого случая Правилами № 354 не определен. Общий порядок возврата излишне начисленной платы за КУ заложен в пп. , , , ( Правил № 354.

ПРИМЕР

Зачет при оплате будущих периодов

Вернемся к УО «Ромашка» и потребителю Сергееву Д. И.

Его переплата за январь и февраль составила 4289,69 руб. Счет за март к моменту перерасчета уже выставлен, и потребитель его оплатил. Это значит, что зачесть излишне уплаченную сумму в плату за март не успели чисто технически. В апреле плата за КУ «отопление» составила 2304,60 руб.

УО списывает выставленный за апрель платеж за счет переплаты: 4289,69 минус 2304,60 получается 1985,09 руб.

Значит, за отопление в апреле Сергеев Д. И. платить не будет, а 1985,09 руб. остаются на его лицевом счете в графе «отопление» и дожидаются начала отопительного периода 2017/2018.

Срок возврата денежных средств в связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 27.02.2016 № 232 не установлен.

Как считать плату за отопление в будущем. Рассчитывайте плату по формулам, приведенным выше, и не умножайте то, что получилось, на повышающий коэффициент. Если ваш расчет автоматизирован, исключите из алгоритма действие «умножить на повышающий коэффициент» или «умножить на 1,5». 

9 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Предоставление ЖКУ

Как избавиться от переплаты за тепло

ТЕКСТ: Вениамин Гассуль , кандидат экономических наук, почетный строитель России (Санкт-Петербург)

Почему мы проветриваем помещения зимой? Потому что жарко и душно. И дома, и на работе. Кондиционер не включаем, чтобы не простудиться, поэтому выпускаем избыточное тепло через окно.

Крепкие морозы в средней полосе России держатся считаные дни, а остальное время - это серая слякоть. Когда закладывались нормативы тепла, ситуация с зимней погодой была иной. Глобальное потепление и нежелание ресурсоснабжающих организаций подстраиваться под новые условия усугубляют проблему с лишним теплом. А ведь это львиная доля платы за коммунальные услуги.

В этой статье мы разберемся, кто виноват в перетопе и как минимизировать его финансовые последствия.

Почему появляется

Общественное мнение уже назначило виноватых: люди уверены, что УО и жилищные объединения не регулируют параметры теплоносителя, поступающего в МКД.

В Санкт-Петербурге несколько лет назад даже требовали от организаций, управляющих МКД, вручную поджимать входные задвижки и угрожали мерами административного воздействия за перетоп. Надо отметить, что многие УО стремились найти и применить у себя различные инженерные решения, исключающие перетоп.

Инженерные способы регулировать тепло

Есть несколько видов оборудования, использование которого позволяет регулировать работу системы отопления в МКД. Рассмотрим поближе.

Регулируемое сопло элеватора. Оно не нарушает безопасность и общую надежность функционирования элеваторного узла и всей системы отопления. Единственный минус - неустойчивость работы.

Можно привести пример большой кропотливой и самостоятельной работы отдельных ТСЖ, которые устанавливали у себя автоматический регулятор температуры теплоносителя вместо элеватора. Такие приборы регулируют температуру теплоносителя, поступающего в систему отопления, и не допустят перетопа. Но они не регулируют давление теплоносителя на вводе в систему отопления. При высоких параметрах теплоносителя (перегретая вода под большим давлением), на которые рассчитан элеватор, регулятор температуры неминуемо приведет к аварии со вскипанием перегретой воды.

К СВЕДЕНИЮ

В подаче завышенного количества тепловой энергии в МКД виноваты теплоснабжающие организации, которые в силу различных причин не могут обеспечить подачу в дома теплоносителя с требуемыми температурным графиком параметрами. Оплачивать избыточное тепло приходится населению.

Регулятор перепада давления. Он обеспечит поступление в систему отопления теплоносителя с давлением, не превышающим допустимое. Использование регулятора перепада давления - это первый шаг к современному и безопасному автоматизированному узлу управления системой отопления.

Регулятор температуры (термостат). Термостат может быть статическим или программным. Программируемый термостат может изменять температуру в зависимости, например, от времени суток. Статический прибор постоянно поддерживает на одном уровне необходимую температуру. Термостат работает по принципу ограничения притока теплоносителя в определенный участок системы или изменения температуры теплоносителя.

Можно только приветствовать попытки УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК решить проблему перетопа в отдельно взятом МКД, но назначать их виновными в этом явлении несправедливо и неправомерно.

Как избежать

Главное, что следует сделать, - перевести на равноправные рыночные отношения поставщиков и потребителей тепловой энергии.

Именно такие отношения будут стимулировать поставщиков тепла к скорейшей реконструкции и ремонту теплосетей. По сути, только реконструкция сетей обеспечит подачу в МКД теплоносителя с параметрами, соответствующими графику.

Власть сделала первый шаг в этом направлении: был принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261‑ФЗ . В соответствии с ним во всех МКД должны быть установлены общедомовые приборы учета тепла. К чему это привело? Теперь жители домов на законных основаниях оплачивают все количество тепла, зафиксированное прибором учета, в т. ч. избыточно поступившее. Столь необходимый взаиморасчет, присущий рыночным отношениям, получился односторонним. Оказалось, что поставщик тепла не отвечает за поставку тепла именно в том объеме, который требовался по температурному графику.

Надо одновременно с определением фактически поступившего в МКД и зафиксированного прибором учета количества тепла определить потребное по проекту в этот же промежуток времени количество тепла.

Превышение количества поступившего тепла над проектным значением не должно оплачиваться потребителем, а за недопоставку требуемого по проекту тепла поставщик должен уплачивать штраф. Это совершенно нормальные экономические отношения.

Как делать?

Следует обратиться к паспорту системы отопления МКД, в котором указаны:

  • тепловая нагрузка здания при расчетной температуре наружного воздуха;
  • расчетная температура наружного воздуха;
  • расчетная температура воздуха в помещении.

По этим данным определяется количество тепла, необходимое МКД с учетом температуры наружного воздуха. Подобный расчет не представляет никакой сложности, может быть автоматизирован и сохраняет актуальность на долгие годы.

Например, следуя принятой методике, для одного из МКД было определено потребное по проекту количество тепла в определенные дни и тепло, фактически потребленное в эти же дни.

Результаты сведены в таблицу.


Из таблицы следует, что в отчетном периоде поставщик недопоставил 1,18 Гкал тепла, и логично было бы, чтобы он уплатил соответствующий штраф, а потребитель не оплачивал 2,54 Гкал избыточно поставленного тепла.

Обычные рыночные отношения двух субъектов, которые должен легализовать Минстрой России. Сделав первый шаг и обязав потребителей оплачивать тепло по показаниям приборов, он должен обязать поставщиков нести ответственность за поставку тепла в количестве, соответствующем рассчитанному по проекту.

Принципиальное решение вопроса, представленное выше, не требует никаких финансовых затрат и может быть в короткий срок реализовано в любом регионе хотя бы в качестве пилотного проекта для группы МКД, получающих тепло от одного поставщика.

Для этого необходимо на уровне главы региона или его заместителя согласовать с комитетами (жилищным и энергетики) и утвердить детально разработанный проект договора о поставке тепла, основанный на рыночных принципах взаимной ответственности, предложенных выше.

Выводы

Практика показывает, что в регионах с той или иной степенью интенсивности теплосети ремонтируют и налаживают их работу в соответствии с температурным графиком. Это создает хорошие предпосылки для перехода к оплате тепловой энергии с учетом ее расчетной (проектной) потребности.

1. В настоящее время на законодательном уровне решен вопрос определения потребленного МКД тепла по показаниям приборов его учета.

Необходимо на законодательном уровне закрепить определение количества тепла, необходимого для восполнения теплопотерь здания, расчетным путем на основе паспортных данных системы отопления. При этом все штрафные санкции могут быть определены в договоре между потребителем и поставщиком тепловой энергии.

Для решения этого вопроса организации, управляющие МКД, и их ассоциации должны настойчиво обращаться к руководству субъектов РФ.

2. Руководителям УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК рекомендуем:

  • при постоянном небольшом перетопе обратить внимание на сопло элеватора, диаметр которого вследствие износа при длительной эксплуатации может увеличиться, что потребует замены сопла;
  • в случае значительных перетопов в отдельные дни рассмотреть вопрос об установке безопасного регулятора температуры - например, элеватора с регулируемым диаметром сопла;
  • не устанавливать регулятор температуры теплоносителя без регулятора давления, так как в этом случае может возникнуть аварийная ситуация;
  • сопоставить затраты с эффектом и согласовать свое решение с теплосетью (поставщиком тепловой энергии);
  • не принимать заманчивые предложения установить вместо элеваторного узла автоматизированный узел управления с пластинчатыми теплообменниками, так как это заведомо экономически нецелесообразно. 

9 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Ремонт МКД

К чему приводят трещины на фасаде МКД и как их устранять

ТЕКСТ: Олег Лукинский , эксперт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член‑корреспондент ЖК Академии

Людей встречают по одежке. А впечатление о доме составляют по его внешнему виду. Первое, что бросается в глаза, - состояние фасада. От того, как выглядит фасад, в какой‑то степени зависит собираемость платежей за ЖКУ.

Рыжие потеки и трещины на стенах полносборных домов, выбоины, трещины и сколы на кирпичных домах выглядят не слишком эстетично (рисунок 1) . За трещины на фасаде платят неохотно.

В этой статье мы разберемся:

  • из‑за чего появляются трещины;
  • почему трещины разрастаются;
  • как с ними бороться.

Из-за чего появляются трещины

Попадающая даже в микрополости стен влага вызывает коррозию арматуры. Объем продуктов коррозии значительно превышает начальный объем этой арматуры, и возникает избыточное давление на стенки трещины, что ведет к ее раскрытию. Этот процесс не затухает и требует незамедлительного ремонта.

Чтобы выяснить, почему на здании появляются трещины, и оценить их опасность, нужно обследовать здание и изучить характер распространения и раскрытия видимых трещин. В сборных стеновых конструкциях зданий трещины возникают в результате:

  • усадки бетона, недостаточного уплотнения бетонной смеси, нарушения ее термовлажностной обработки;
  • нарушения правил складирования, транспортирования и монтажа конструкций;
  • коррозии арматуры.

В кирпичных стенах зданий трещины появляются вследствие:

  • неравномерной осадки фундамента, особенно часто - при замочке лессовых просадочных грунтов;
  • агрессивности внешней среды - частого попеременного замораживания и оттаивания, увлажнения и высушивания, кислотно-щелочного и солевого воздействия;
  • низкого качества кладки - утолщенных растворных швов, несоблюдения перевязки и забутовки кирпичным боем;
  • низкой прочности кирпича и раствора - трещиноватости и криволинейности кирпича, повышенного водоцементного отношения в растворе;
  • разнородности по прочности кладочных материалов (красный кирпич и силикатный), включения шлакоблоков.

В кирпичных стенах трещины еще опаснее, так как в кладке нет скрепляющей арматуры и разрушение может произойти неожиданно и быстро.

Грибы и плесень в квартирах - это следствие трещин на фасаде

К тому же «безобидные» на вид трещинки не только вызывают разрушение стеновых конструкций, но и провоцируют сырость в помещениях и, как следствие, появление вредных для здоровья людей грибов и плесени.

Почему трещины разрастаются

При текущем ремонте дефекты стен обычно замазывают цементно-песчаным раствором. Такой косметический ремонт не имеет смысла и даже опасен. Создается видимость вместо сути.

Уложенный в полость трещины цементно-песчаный раствор дает усадку при твердении, и трещинку не видно глазом. Однако она провоцирует поступление влаги, и коррозия не затухает. Подобными подмазками коррозию не остановить! В результате конструкция потеряет несущую способность и могут внезапно произойти вывал бетона и обрушение. Это наглядно демонстрируют наши балконы и эркеры. Балконные плиты значительно тоньше стен, поэтому и разрушаются быстрее и заметнее. Если же в трещины и каверны в кирпичной стене попадает вода, то, замерзая, она увеличивается в объеме на 9–10% и рвет поверхностный слой кирпича, а затем и внутреннюю кладку.

Как «лечить» стены

Трещины на стенах типичны для всех населенных пунктов, но нормативы по их предотвращению и «лечению» никогда не разрабатывались. Более того, никогда не велась статистика или длительные наблюдения за раскрытием трещин на стеновых и выступающих фасадных конструкциях зданий. Их как бы не замечают ни жилищные инспекции, ни организации, управляющие МКД.

К сожалению, современных нормативов по ремонту дефектов стен МКД нет. Специалисты работают по устаревшим инструкциям и применяют в основном цементно-песчаные растворы.

Помимо цементно-песчаных растворов с добавкой поливинилацетатной эмульсии (ПВАЭ), некоторые организации рекомендуют использовать эпоксидные смолы и полимеррастворы на их основе. В ходе многолетних лабораторно-производственных исследований автор выявил недостатки таких составов:

  • адгезия к бетону низкая, так как отсутствует диффузионная проницаемость в поры и микротрещины при проявлении усадки;
  • сложно дозировать ингредиенты на строительной площадке, особенно при введении добавок, повышающих адгезию и способствующих увеличению объема при твердении.

Эти недостатки и определили потребность в составах, которые:

  • не требуют дозировки ингредиентов по массе;
  • проникают в поры и микротрещины;
  • адгезируют к влажному бетону и кирпичу.

Сноска 1

ТУ 2312-005-58275026-02.

Простой по технологии и надежный состав разработан автором совместно с ООО «Сэларон». Полимерраствор «Лукар-5» 1 поставляется в виде двух равных по объему компонентов - А (темно-коричневого цвета) и Б (светло- бежевого). Компоненты перемешивают перед употреблением, добавляя мелкозернистый наполнитель - цемент, отходы ТЭЦ. Такой полиизоцианатный полимерраствор адгезирует ко всем стройматериалам даже при повышенной до 15% влажности. При твердении он увеличивается в объеме на 3–6% и проникает в микротрещины и поры.

После смешивания компонентов и добавления наполнителя смесь жизнеспособна в течение 40–50 мин. при 20 °С. При повышении температуры до 35 °С время отверждения уменьшается до 25–30 мин. После отверждения поверхность полимерраствора можно окрашивать эмалевыми и обычными фасадными красками.

При ремонте наружных сколов и каверн полимерраствор наполняют либо кирпичным боем - для кирпичной стены, либо промытым песком - для бетонных блоков.

Для надежного уплотнения глубоких трещин в железобетонных конструкциях применяют простейшие пневмоустановки (рисунок 2).

Трещины в кирпичной кладке уплотняют только ручными инъекционными насосами, обеспечивающими избыточное давление до 4 кгс/кв. см (рисунки 3, 4).

Для инъектирования кирпичной кладки в качестве наполнителя в смесь добавляют известь-пушонку и цемент М300 в соотношении 2: 1.

Если на стене ржавые потеки, необходимо сначала тщательно расчистить скарпелью или отбойным молотком устье каверны и обработать участок проржавленной арматуры преобразователем ржавчины. Эти работы лучше выполнять в теплое время года: преобразователи ржавчины 9ЭВА-0112, ЭВА-01‑ГИСИ, МС-0152 используют при температуре наружного воздуха выше 10 °С (требования ГОСТ 9.402–80). Затем покрасить арматуру «Лукаром-5» без наполнителя и уплотнить полость полимерраствором.

Работы по инъектированию с использованием механизмов следует выполнять в соответствии с требованиями техники безопасности - они прилагаются к каждому агрегату.

Распечатать статью