Порядок списания денежных средств со счета. Очередность списания денежных средств со счета

В случае нехватки финансов на клиентском счете, а также при приостановке операций возникает очередность (последовательность) списания средств. Рассмотрим подробнее особенности указанных параметров.

Что представляет собой очередность списания средств

Опираясь на закон, в первую очередь на п.1 ст.855 ГК РФ, если финансы присутствуют в объеме, достаточном для полной оплаты предоставленных документов, очередность платежей с расчетного счета не актуальна. Важно понимать, что в любом входящем банковском документе поле 21 (цифровой показатель очередности) не должно пустовать и его следует заполнять в любой ситуации.

При нехватке финансов для реализации оплат, относительно которых существуют распоряжения на перевод средств и оплату, возникает законодательно сформированная очередность. Но если платежные документы поступают в банк одномоментно, имеет место приоритетность перевода финансов со счета. При этом никакого значения не имеет вид документа.

Основываясь на п.2 ст.855 ГК, календарная дата очередности поступления документов является определяющей последовательность.

Очередность платежей, порядок их проведения

Согласно ст.855 ГК РФ, существует две очередности списания финансовых средств со счета, имеющих свои правила осуществления:

  • Календарная очередность платежей в банке - актуальна при достаточном объеме денег на клиентском счете, способного покрыть имеющиеся расходы по исходящим оплатам, осуществляющимся по счету (клиентские оплаты, банковская комиссия);
  • Законодательно зафиксированная очередность - применяется определенная последовательность перечислений при нехватке финансов для оформления поступивших оплат, удовлетворяющих требования ведения счета.

Вне зависимости от последовательности проведения платежей, поле с реквизитом 21 обязательно должно быть заполнено.

Законодательно установленная очередность платежей

Как рассматривалось ранее, при нехватке финансов у клиента, очередность списания денежных средств со счета клиента устанавливается законодательно. Рассмотрим детально каждый из пунктов.

  1. Очередь №1. Отдана для распределения финансовых средств по исполнительным требованиям для выдачи или перевода финансов на компенсацию ущерба, доставленного здоровью или жизни, истребование алиментов;

К примеру, при недостатке финансов на счете клиента исполнительные условия, полученные на основании судебного решения, должны обрабатываться первоочередным способом.

  1. Очередь №2. Актуальна для перечислений по исполнительной документации для выдачи или переводов финансов по расчетам оплаты труда лиц, сотрудничающих на основании трудового соглашения, выходных пособий, вознаграждений за интеллектуальный труд;
  2. Очередь №3. Предусматривается для платежей по перечислению или выдаче финансовых средств работникам, сотрудничающим на контрактной основе, оплаты бюджетных налогов и сборов, долговых обязательств по налогам, списания страховых взносов;

На практике с рассмотренными выше видами оплат возникают трудности. В случае появления разногласий рекомендовано руководствоваться положениями Верховного Суда. Так, последовательность перечислений налогов в бюджет зависит от того, в каком порядке они взимаются: принудительным (на основании решения налоговых органов) присваивается третья очередность, добровольным (по платежкам, составленным налогоплательщиком) - пятая.

  1. Очередь №4. Предназначена для оплаты документов, предполагающих исполнение иных финансовых требований;
  2. Очередь №5. Необходима для проведения финансовых операций по иным платежным документам, исполняется в порядке календарной последовательности. Но вот разница между двумя последними очередностями заключается в том, что четвертая указывается только в исполнительных документах, а пятая - во всех остальных.

Когда документы, предназначенные для осуществления платежа, относящиеся к одной очереди, поступают в банк, их исполнение происходит строго в календарной последовательности с момента начала поступления.

Если на клиентском счете недостаточно финансов для проведения поступивших платежек, ему предоставляется ограниченная возможность регулирования оплаты поступивших в течение одного дня распоряжений, оказавшихся в одной очереди.

Поле 21 (очередность платежа) в поручении на проведение оплаты со счета должно быть заполнено обязательно, несмотря на:

  • Присутствие средств на клиентском счете, требуемое для осуществления всех платежей;
  • Осуществление проводок пятой очереди;
  • Прохождение платежа в момент нехватки финансов.

Важно! С 2013 года 345-Фз были внесены изменения в ст.855 ГК РФ, согласно которой сократилась очередь платежей с 6 до 5.

Арест счета: очередность списания средств

В целях обеспечения исполнительного производства, в полномочиях судебных приставов - наложение ареста на клиентский счет. Вынужденная ситуация запрещает владельцу счета распоряжаться имуществом до момента полного исполнения обязательств, он не сможет самостоятельно оплатить приоритетные счета. В таком случае очередность списания средств выглядит следующим образом:

  1. Начисление зарплаты сотрудникам. Для ее реализации потребуется образование комиссии по трудовым спорам. Платежному документу в данном случае присваивается вторая очередность;
  2. Оплата налогов. Невозможна в приоритетном порядке в случае временного прекращения осуществления операций по счету. Реализуется лишь по инициативе налоговиков. Документу в этом случае присваивается третья очередность.

Важно! Приостановление операций по счету выше очередности 3 предполагает невозможность реализации оплат только по четвертой и пятой очередям.

Особенности списания средств в зависимости от ситуации

Недостаточность средств для оплаты и проведения платежей на расчетном счете - ситуация достаточно распространенная. Она может иметь несколько причин:

  • Временная нехватка финансов на счете у клиента - при указанной ситуации календарная очередность и номер последовательности поступления документов в оплату будут определять последовательность списания финансов;
  • Приостановка операций, осуществляемых на счетах должника налоговыми службами - связана с несвоевременной оплатой налогов и сборов в бюджет, а также прочими санкциями. Решение относительно приостановки операций содержит сведения о причине и сумме полной задолженности, в пределах которой владелец счета будет ограничен при использовании средств на счете. Указанное ограничение уменьшает объем финансовых средств, доступный для расходования должником, что в конечном итоге является причиной недостаточности общей суммы денег.

У ограничения по клиентским счетам имеются особенности:

  1. Действует лишь в пределах суммы выставленного ограничения;
  2. Не имеет отношения к бюджетным платежам.

Заключение

В случае нехватки средств на клиентском счете в момент их списания, а также в ситуациях наложения арестов со стороны налоговиков, приобретает значение очередность платежа. В статье рассмотрены варианты очередности проведения платежей в случае возникновения различных ситуаций.

Достаточно средств, то эти средства списываются со счета в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание. Такое списание именуется календарной очередностью, а пункт 1 статьи 855 ГК РФ, в котором прописан указанный порядок, проблем не создавал и не менялся с 1996 года.

Проблемным считается пункт 2 статьи 855 ГК РФ, в котором очередность списания со счета в ситуации их дефицита (недостаточности).

В первоначальной редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ было установлено, что в первую и вторую очередь списываются деньги по исполнительным документам, предусматривающим возмещение вреда, выплату выходных пособий и расчеты по оплате труда, по вознаграждениям по авторскому договору. А в третью очередь предусматривалось списание по документам с платежами в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производилось списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

И только в пятую очередь значилось списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Поскольку к другим платежным документам в равной мере относятся "платежки" как на выдачу заработной платы, так и на оплату счетов поставщиков, то до выплаты заработной платы дело могло доходить в последнюю очередь.

Однако в стране в конце 90-х годов была сложная экономическая ситуация, имелась массовая многомесячная задолженность по заработной плате. И с учетом напряженной обстановки законодатель пошел навстречу населению, изменив очередность таким образом, что при недостаточности денежных средств на расчетном счете списание денежных средств для расчетов по оплате труда (третья очередь) формально получило приоритет перед списанием денежных средств по платежам в бюджет (четвертая очередь).

Эта конструкция сохранялась вплоть до внесения последних поправок Федеральным законом от 02.12.13 № 345-ФЗ в пункт 2 статьи 855 ГК РФ в конце 2013 года.

Правда, в 1997 году против нее выступил Конституционный Суд РФ и в постановлении от 23.12.97 № 21-П положения о третьей очереди были признаны неконституционными, поскольку они, по мнению суда, могли приводить к нарушению конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

Но мнение судей не устроило население, поскольку под предлогом исполнения налоговых обязательств предприятия опять стали задерживать зарплату. В Госдуму пошел шквал жалоб от граждан, трудовых коллективов, профсоюзов (постановление Госдумы РФ от 23.01.98№ 2140-II ГД).

И тогда у парламента родилось некое "Соломоново решение": впредь до внесения изменений в пункт 2 статьи 855 ГК при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных к первой и второй очереди.

Терминология

Прежде чем рассматривать поправки, определимся с понятийным аппаратом, используемым в пункте 2 статьи 855 ГК РФ.

К исполнительным документам относятся, в частности: исполнительные листы, выдаваемые судами; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам (КТС); акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов о полном или частичном неисполнении требований указанных органов; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (ст.12 Федерального закона от 02.10.07 N 229-Ф"Об исполнительном производстве").

Расчетными (платежными) документами являются инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера.

Долгожданные поправки

В старой редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ было шесть очередей списания денежных средств с расчетного счета при дефиците этих средств. В новой редакции этого пункта осталось пять очередей.

В первую очередь по-прежнему производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

Во вторую очередь списания по-прежнему включено списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда. Однако по новым правилам к получателям этих средств отнесены не только лица, работающие (в настоящее время), но и лица, работавшие (ранее) по трудовому договору, в том числе Аналогичная очередность по-прежнему применяется при списании денежных средств по исполнительным документам для расчетов по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Третья очередь, пожалуй, самая интересная, ее максимально затронули поправки.

По-прежнему речь идет о платежных документах, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту). Это, в частности платежные поручения на выплату заработной платы и прочих вознаграждений в рамках трудовых отношений.

Вместо ранее упоминаемых в третьей очереди расчетов по поручениям, связанным с отчислениями самого клиента в ПФР, РФ и ФОМС теперь в третьей очереди списания фигурирует списание по поручениям:

1) налоговых органов на списание и перечисление задолженности по и в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (пени и штрафы не упомянуты);

2) органов контроля за уплатой взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов (пени и штрафы не упомянуты).

В четвертой очереди раньше упоминались платежные поручения клиента банка об отчислениях в бюджет и внебюджетные фонды, которые не предусмотрены в третьей очереди, и выполнялись в четвертую очередь.

Теперь в четвертую очередь списываются деньги по исполнительным документам, отличным от тех, по которым деньги списываются в первую или вторую очередь. Раньше они оплачивали в пятую очередь.

И наконец, в пятую очередь по новым правилам производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности, которое раньше производилось в шестую очередь.

В пункте 2 статьи 855 ГК РФ сохранилось важное правило: списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Заполняем поле «Очередность платежа»

Теперь в "платежках" на выплату заработной платы следует, как и раньше, указывать очередность платежа "3".

При платежах по исполнительным документам, не вошедшим в первую и вторую очередь, необходимо указывать очередность платежа "4".

Все остальные платежи клиента банка по его платежным документам (в том числе, налоги и сборы в бюджет, включая государственную пошлину, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, оплата поставщикам и иным получателям) сопровождаются кодом очередности "5" и будут выполняться банком в порядке календарной очередности поступления документов пятой очереди.

Обратите внимание: в любую очередь могут "вклиниться" комиссионные вознаграждения банка, которые непременно следует учитывать при расчете сумм своих платежей с оскудевшего расчетного счета. При этом недоплатить банку и провести платеж не получится.

Блокировка расчетного счета и инкассо от контролеров

Порядок приостановления операций по счетам в банках, организаций и а также порядок приостановления переводов электронных денежных средств этих лиц (далее - блокировка расчетных счетов) установлен статьей 76 НК РФ.

Основные причины блокировки расчетных (валютных) счетов налогоплательщиков следующие:

1) неисполнение требования налогового органа об уплате налога, сбора, пени и штрафа. Блокируются переводы в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о блокировке, которая, в свою очередь, равна сумме, отраженной в неоплаченном налогоплательщиком требовании (п. 1, 2 ст.76 НК РФ);

2) подозрения налоговой инспекции, что налогоплательщик уведет деньги из банка и не заплатит доначисленное по результатам налоговой проверки. Сначала налагается запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества нарушителя, а если его недостаточно, то на сумму разницы блокируется расчетный счет (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ);

3) просрочка подачи увеличенная на 10 дней после установленного срока ее представления (п. 3 ст.76 НК РФ).

Для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов инспекция может блокировать счета в банке инвестиционного товарищества и всех его участников (п. 2.1 ст. 76 НК РФ). Также налоговый орган может наложить арест на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей (п. 3.1 ст. 77 НК РФ).

В настоящее время органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР и ФСС РФ) пока не обладают полномочиями приостанавливать операции по банковским счетам страхователей.

Пунктом 1 статьи 76 НК РФ установлено, что блокировка расчетного счета не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Как и прежде, этой норме соответствуют первая и вторая очереди списания денежных средств, определенные обновленным пунктом 2 статьи 855 ГК РФ.

Кроме того, не блокируются операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Однако блокировка счета не всегда совпадает по сроку с передачей в банк инкассового поручения налоговой инспекции или органов контроля за уплатой страховых взносов. Кстати, блокировка счета по причине просрочки подачи декларации вовсе не сопровождается инкассовым поручением контролеров.

Если раньше официальные органы настаивали на том, что при блокировке счета с него обычным поручением клиента или с помощью банковского чека снять деньги на зарплату не получится, то в последнее время эта позиция смягчилась.

В письме от 11.07.13 № 03-02-07/1/26857 рассматривает блокировку счета на основании пункта 3 статьи 76 НК РФ (за просрочку подачи налоговой декларации. В этом случае блокируемая сумма не ограничена). В письме указано, что при отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджетную систему РФ банк вправе исполнить расчетные документы (чеки) клиента банка по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

В письме Минфина России от 11.07.13 № 03-02-07/1/26955 сказано, что при наличии у банка решения налогового органа о блокировке расчетного счета налогоплательщика (в письме не уточняется основание блокировки) и отсутствии поручений налогового органа на перечисление налогов (соответствующих пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ, а также платежных документов на списание денежных средств в счет уплаты платежей, относящихся к первой и второй очереди, банк вправе исполнить расчетные документы клиента банка по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

В письме от 27.02.13 № АС-4-2/3225 указывает, что банк обязан исполнять платежные документы на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, клиента, операции по счету которого приостановлены на основании решения налогового органа, если такие расчетные документы поступили раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, или расчетные документы, предусматривающие платежи в эти бюджеты вообще не предъявлялись.

Приведенные нами разъяснения даны с учетом старой редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ. Однако, поскольку согласно новой его редакции оплата труда по платежным документам клиента банка состоит в одной (третьей) очереди с поручениями то получается, что оснований для изменения позиции официальных органов не имеется.

Лазейка для выплаты зарплаты осталась

В исполнительных документах следует обратить внимание на удостоверения, выдаваемые КТС работнику на основании статьи 389 Трудового кодекса РФ. Они относятся ко второй очереди списания денежных средств и предшествуют инкассо от контролеров. Этих документов блокировка не касается.

КТС выдает работнику удостоверение в случае неисполнения работодателем решения КТС (например, решения о выдаче зарплаты) в течение трех дней после истечения десяти дней, отведенных сторонам спора на обжалование решения. Это удостоверение можно в течение 30 дней предъявить судебным приставам для исполнения, которому блокировка счета не препятствует (письмо Минфина России от 01.08.11 № 03-02-07/1-270).

Также работник, выступая в качестве взыскателя, вправе самостоятельно или через направить свое удостоверение КТС непосредственно в банк.

Валентина Полозкова,

эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Гражданский кодекс России предусматривает, что при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

При недостаточности денежных средств, их списание осуществляется в очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855 ГК РФ.

Комментарий

Гражданское законодательство допускает списание денежных средств с банковского счета не только по распоряжению самого клиента, но и по решению суда, а также в других случаях, предусмотренных законом. Если денежных средств достаточно для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, то списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность). Но если средств на счете не достаточно, то списание денежных средств осуществляется в порядке очередности, указанной в п. 2 ст. 855 ГК РФ.

Всего предусмотрено 5 очередей. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Требования следующей очереди удовлетворяются только после погашения требований предыдущих очередей. Например, Задолженность по налогам и сборам, а также перед государственными внебюджетными фондами погашается в третью очередь.

- в первую очередь

- во вторую очередь

- в третью очередь

- в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

- в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Статьей 856 ГК РФ устанавливается ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету. В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 ГК РФ.

Определения из нормативных актов

Статья 855 "Очередность списания денежных средств со счета" ГК РФ

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Очередность списания денежных средств с расчетного счета важна при недостатке денег на счете и в случае приостановки операций по счетам. Рассмотрим особенности этих ситуаций.

Что означает очередность списания денежных средств со счета?

Очередность списания денежных средств со счета не важна, если деньги на этом счете имеются в достаточном количестве (п. 1 ст. 855 ГК РФ), но ее цифровой показатель в обязательном порядке приводится в поле 21 каждого поступающего в банк документа (приложения № 1 и № 8 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 № 383-П).

Очередность приобретает значение при недостатке денег для осуществления всех платежей, в отношении которых в банке имеются соответствующие документы на списание, устанавливая приоритет одних платежей над другими в случае одновременного поступления документов по ним (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Вид документа при этом значения не имеет.

Последовательность списания и, соответственно, номер очередности зависят от назначения платежа. В порядке убывания значимости порядок очередности выглядит таким образом:

  1. Исполнительные документы с требованиями о возмещении вреда жизни или здоровью, а также по уплате алиментов.
  2. Исполнительные документы, связанные с выплатой зарплаты и выходных пособий лицам, оформлявшимся на работу по трудовому соглашению, а также авторских вознаграждений.
  3. Списания по требованиям налоговых органов и внебюджетных фондов.
  4. Исполнительные документы по другим требованиям, не включенным в 1-ю и 2-ю очереди.
  5. Прочие платежные документы, к числу которых, в частности, относятся платежные поручения по обычным перечислениям платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Внутри каждой из выделенных групп порядок очереди определяется календарной последовательностью поступления документов (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Особенности списания средств в зависимости от ситуации

Вариантами недостатка денежных средств на счете могут быть ситуации, связанные с:

  • Временным отсутствием денег — в этом случае определять последовательность списания будут номер очередности и календарная последовательность поступления документов каждой из очередностей.
  • Приостановкой операций по счетам, осуществляемой налоговыми органами в связи с необходимостью взыскания задолженности по платежам и связанным с ними санкциям (п. 1 ст. 76 НК РФ). Решение о приостановке содержит указание на сумму задолженности перед бюджетом, в пределах которой налогоплательщика ограничивают в возможности использования принадлежащих ему средств. Это ограничение соответствующим образом уменьшает сумму, доступную для расходования налогоплательщиком по собственному усмотрению, из-за чего общее количество средств, предназначенных для такого использования, может оказаться недостаточным.

Ограничение по использованию средств при приостановке операций имеет следующие особенности:

  • оно не относится к платежам с более срочной очередностью и не касается платежей в бюджет и внебюджетные фонды (п. 1 ст. 76 НК РФ);
  • оно действительно только в пределах суммы ограничения, указанной в решении о приостановке операций (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Итоги

Очередность платежа при списании средств имеет значение в ситуациях недостаточности денег на расчетном счете — при простом их отсутствии или при приостановке операций по счету налоговыми органами. Во втором случае для порядка применения очередности есть ряд особенностей.


1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарии к статье 855 ГК РФ

1. Очередность платежей - определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Статья 855 устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа при акцептной форме расчетов). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлено для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. абзац последний п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 ст. 855 устанавливает 6 групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очереди платежей определяются абз. 2 и 3 п. 2 ст. 855.

Абзац 4 (третья очередь платежей) признан не соответствующим Конституции (ч. 1 ст. 19) Постановлением КС РФ от 23.12.97 N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, N 52, ст. 5930). Следовательно, эта норма не должна применяться. Следует помнить, что Конституционный Суд РФ исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК РФ изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, отсутствие третьей очереди ежегодно восполняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2005 г. она установлена ст. 26 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год". Соответственно, при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с комментируемой статьей ГК РФ в первую и во вторую очереди. Таким образом, указанные выше платежи подлежат перечислению в третью очередь.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу - об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом - шесть.

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько "усеченном" виде. Учитывая редакцию ст. 26 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды "переведены" в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 ст. 855 позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше "вычитания" из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не подпадают в третью очередь, - платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 ст. 855 без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. К первой, второй и пятой очередям отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 7 Закона об исполнительном производстве). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

4. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", N 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации", N 90904 "Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций" (Положение ЦБР от 05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"). По традиции их называют "картотеками N 2", хотя такого термина законодательство уже не содержит. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБР от 31.07.96 N 011-31-5318-96). На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБР пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 ч. I Положения о безналичных расчетах.

5. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855, применяется по каждому счету в отдельности.

6. Очередность платежей, установленная ст. 855, является общим правилом. Специальные нормы установлены законодательством.

В случае признания юридического лица банкротом платежи с его счета осуществляются в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ, ст. ст. 134, 211 Закона о банкротстве.

Бюджетный кодекс установил специальные правила об очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255). Однако применение ст. 255 Бюджетного кодекса в настоящее время затруднено. Принцип целевого использования средств федерального бюджета не позволяет говорить о возможности списания с лицевого счета получателя бюджетных средств даже при наличии на нем достаточного остатка для удовлетворения предъявленных требований.

7. Правило комментируемой статьи об очередности платежей применяется только при осуществлении безналичных расчетов, в т.ч. при обращении взыскания на безналичные денежные средства должника, которое осуществляется через банк. При обращении взыскания на имущество должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная ст. 78 Закона об исполнительном производстве.