Политическая экономика. Эволюция экономической науки

Эк. теория оформляется в самостоятельную науку в 16 - 17 вв. - в период становления и упрочения капитализма.

В последней трети 15 - сер. 16 вв. возникает первая школа политической экономии - меркантилизм. Merkante - торговец, купец. Меркантильный - жадный.

Деятельность меркантилистов совпала с периодом первоначального накопления капитала и выражала интересы купечества. Главным источником богатства считали внешнюю торговлю, которая через неэквивалентный обмен позволяла обеспечить активный торговый баланс, и в связи с этим, меркантилисты выступили за необходимость гос. регулирования внешней торговли. В развитии М. два этапа: ранний и поздний. Ранний М (посл. треть15 - сер. 16 в.). выступил с монетарной системой (монетаризм). В основе - идея "денежного баланса". Для достижения положительного сальдо во внешней торговле считали целесообразным: - запрет вывоза золота и серебра (с ними отождествлялось денежное богатство), - установление высоких таможенных пошлин; - установление максимально высоких цен на экспортную продукцию; - ограничение ввоза импортных товаров; - надзор за иностранными купцами.

Представитель Стаффорд (англ.). Говорил, что отток денег ведет к вздорожанию товаров и оскудению народных масс.

Поздний меркантилизм (2-я половина 16 - 2-я половина 17 вв.) В основе идея активного "торгового баланса". Главный принцип - продавать дороже, покупать дешевле. Политика заключалась в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении отечественной промышленности, особенно мануфактурной.

Ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления, а поздние - функцию средства обращения.

Представители ПМ: Томас Мэн ("если стоимость вывоза Англии будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, то денежный фонд страны будет увеличиваться"). Антуан Монкретьен ввел в оборот название "политэкономия" и определил ее предмет как свод практических правил хоз. деятельности (опубликовал "Трактат политической экономии").

В целом экономическая концепция М. была реальной и отмечалась большим практицизмом, ориентировалась на развитие мануфактуры. Ошибка: в качестве источника богатства рассматривали только внешнюю торговлю.

Физиократы (2-я пол. 18 в.) - представители классической школы.- Франсуа Кенэ и Жак Тюрго. Заслугой Ф. было перенесение вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу материального производства (считали: богатство создается в земледелии, а не в торговле), - положили начало анализу воспроизводства и распределения общ. продукта, - "чистый продукт" создается только с/х трудом, - делили общество на классы, - выступали против меркантилизма, - сторонники свободной торговли.

Ошибка Ф. такая же, как и у М. - рассматривали только с/х. а не всю экономику в комплексе.

Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце 17- начале 18 в. С возникновением КШ эк. теория приобретает статус научной дисциплины и называется ПЭ. Представители: Пети, Смит, Риккардо (Великобритания), Буагильбер, Тюрго, Кенэ (Франция), Сисмонди (Швейцария). В основе: - процессы производства определяются объективными эк. законами. Исследовали: - механизм воспроизводства, -денежное обращение и кредит, - гос. финансы, - разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за эк. свободу, ограничение вмешательства гос-ва в экономику.

Предпосылкой маржинальной революции в эк. науке является объективное развитие рыночной экономики, где свободная конкуренция достигла высшего уровня. Требовались новые формы и методы теоретического анализа экономических явлений. Marginal - в англо-франц. переводе - предел, граница. В эк. литературе - это "последнее добавление к однородной совокупности".

Маржинализм (в отличие от КПЭ) базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях (авторы КПЭ довольствовались лишь характеристикой сущности эк. явления (категории). Например, в КШ в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда. У маржиналистов по теории предельной полезности цена увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.

Еще одно отличие. "Классики" считали сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа. Маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хоз. благами, т.е. материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.

М. теория широко применяет математические методы, в т.ч. дифференциальные ур-я.

Благодаря предпочтению каузальному (причинно- следственному) подходу функционального эк. теория превратилась в точную науку. Это позволило снять вопрос о первичности и вторичности эк. категорий, считавшийся важным у "классиков".

В этот период термин политическая экономия вытесняется новым названием - экономикс (после выхода в 1890г. книги главы "кембриджской школы" Альфреда Маршалла "Принципы эк. науки"). На основе маржинализма возникла неоклассическая школа.

Представители неоклассического направления: Менгер, Визер, Беем-Баверк (австрийская школа), Джевонс, Вальрас (матем. школа), Маршалл, Пигу (Кембриджская школа).

Исследуют поведение экономического человека (потребителя, предпринимателя, наемного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Экономисты неоклассического направления разработали: - теорию предельной полезности, - теорию предельной производительности, - теорию общего равновесия (механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование эк. ресурсов), - эк. теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории гос. финансов.

Кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920 - годов, вылились в грандиозный по своим масштабам мировой эк кризис ("Великую депрессию") 1929 - 1933гг. на авансцену эк. мысли поднимается новое направление научного анализа - кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

Кейнсианство - теория гос. регулирования эк-ки. Исследует - практические пути стабилизации эк-ки, - количественные связи макроэкономических величин (нац. дохода, капиталовложений, занятости, потребления+). Решающая сфера воспроизводства - рынок. Основные цели - поддержание "эффективного спроса" и "полной занятости". Эк. программа включает: - всемерное увеличение расходов гос. бюджета, - расширение общественных работ, - абс. или относительное увеличение количества денег в обращении, - регулирование занятости др.

Кейнсианский подход к механизму функционирования эк-ки имел большой успех с конца 1940-х и до 1960 гг., когда он стал подвергаться критике со стороны монетаристов. Монетаризм возник в США в 1950-х годах как антипод кейнсиансива. Монетаризм представляет собой такое течение эк. мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении нац. хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно- денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления гос. регулирования эк-ки. Задача гос-ва в обл. управления эк-ой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированности госбюджета, установлению высокого кредитного банковского процента для борьбы с инфляцией.

В современном виде концепция монетаризма наиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского ун-та Милтона Фридмена. "Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец"

3.Потребности, ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов.

Потребности – осознанные запросы или нужды в чем-либо.

Классификация потр-тей:

1 в зав-ти от роли в воспроизв раб. силы:

Физич. (еда, жилье), - интеллектуальные, - соц., (дружба, любовь)

2 в зав-ти от ур-ня развития: - элементарные, - высшие

3 в зав-ти от соц. стр-ры общества:

Потр-ти общ-ва в целом; - потр-ти класса; - потр-ти отдельных людей

4 - первичные; - вторичные

5 – экономич.- для удовл-я необходимо производство.

Неэкономич- могут быть удовл. без наличия произ-ва(воздух, земля)

Ресурсы = блага

Блага- ср-ва пригодные для удовл. потр-тей. Классиф. Благ:

1 – эконом. блага- те блага, кот. явл. объектом или результатом экон. деятельности людей. - неэкон. блага – не явл. предметом производ. деят. людей, не обмениваются на др. блага.

2 – материальные (земля, воздух, вода, дары природы, продукты с/х, здания, приборы) - нематериал. (проф. мастерство ч-ка, деловые способности ч-ка, способность получать удовольствие, деловая репутация)

3 – долговременные – исп. для удовл-я одной и той же потр-ти несколько раз (здания, машины) - недолговрем.- удовл. потр-ти лишь один раз и полностью потребляются

4 – предметы первой необходимости (пища, жилье) - предметы не первой необх.

Ресурсы произ-ва каждый данный момент времени ограничены по отн. к потр-тям. Эта ограниченность бывает абсолютной (ресурсы вообще не возможно увеличить) и относительной (ресурсы можно увеличить, но в меньшей мере по сравнению с ростом потребностей)

Экономика как наука формировалась и развивалась, начиная с античного периода в истории человечества. С XV века научные знания были уже достаточными для формирования отдельных научных теорий и научных школ.

Античный этап. В Древней Греции и Риме в рамках общефилософских знаний появились первые социально-экономические письменные научно-исследовательские работы. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт, Платон (V - IV в. до н.э.) и особенно ученик Платона - Аристотель (IV в. до н.э.) считаются первыми учеными-экономистами. Ксенофонт занимался проблемой разделения труда, при этом выделял труд руководителей и исполнителей. Платон создал идеальную модель государственного устройства, в которой управлять страной должны были философы. Аристотель первым установил два свойства товара - потребительскую и меновую стоимость, говорил о функции денег и превращении их в капитал. Аристотель делил богатство на два вида: натуральное и денежное. Натуральное богатство он считал истинным, утверждал, что как совокупность потребительных стоимостей оно имеет свои границы, так как потребление не безгранично, доказывал, что денежное богатство таких границ не имеет. Науку, занимающуюся натуральным богатством, Аристотель назвал «экономией» (от греческих слов «ойкос» - хозяйство и «номос» - закон), а науку, рассматривающую денежное богатство, - «хрематистикой» (от греческого слова «хрема» - владение, состояние). К объекту хрематистики Аристотель относился отрицательно.

Меркантилизм (от итал. mercante - торговец, купец) - одна из наиболее ранних целостных экономических теорий, относящаяся к XV - XVII вв., исходящая из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах. Это экономическое учение и созданная на его основе экономическая политика отражали интересы торговой буржуазии в периоды разложения феодализма и становления капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что источником богатства является сфера обращения, богатство же отождествляли с денежным капиталом. Они считали, что благосостояние государства зависит от возможно большего скопления в стране денег (золота и серебра), что общая сумма национального богатства может возрасти только благодаря развитию внешней торговли, преобладанию экспорта над импортом. Экономическая политика той эпохи (первоначального накопления капитала) выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, в активном протекционизме, в поощрении развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной.

Представители меркантилизма: У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия), Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). В 1615 г. в «Трактате политической экономии» французским учёным Антуаном де Монкретьеном введён в научный оборот термин «политическая экономия».

Во второй половине XVIII в. сформировалось направление экономической мысли, именуемое физиократией (от греч. physis - природа и kratos - сила, власть, господство). Физиократия - направление экономической мысли, представители которого основывались в своих убеждениях на определяющей роли земли и сельскохозяйственного производства в экономике, заложили основы для научного анализа капиталистической системы производства, перенеся исследования из сферы обращения, которую изучали меркантилисты, в сферу производства. Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, но рассматривали ее очень ограниченно: они относили к ней только те отрасли, которые непосредственно связаны с природой, т.е. сельское хозяйство и горно-добывающее производство. Наиболее известные представители школы физиократов: Франсуа Кенэ (1694 -1774), Жак Тюрго (1729 - 1781). Физиократы отвергали идею государственного регулирования экономических процессов, являлись основоположниками экономического либерализма.

Английская классическая политическая экономия - школа в экономической науке, получившая распространение в Англии и ряде др. стран Европы, в рамках которой были заложены основы теории трудовой стоимости (У. Петти), определение личного интереса (направляемого «невидимой рукой» рынка к общему благу), как главной движущей силы в хозяйстве, обоснование свободной конкуренции как главного принципа в экономической политике; поиск причинно-следственных зависимостей между производством и обменом товаров и доходами различных классов общества (А. Смит, Д. Рикардо). Генезис классической политической экономии относится к мануфактурному периоду капитализма (вторая половина XVII в.) и завершает свой путь переходом к машинной индустрии (середина XIX в.). Представителями этого этапа был разработан и применён новый метод политической экономии - исследование сущности экономических явлений путём научной абстракции, впервые была выдвинута идея объективности экономических законов.

В XIX-XX вв. возникло ещё одно направление в развитии экономической науки. Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. Их идеи в той или иной степени были дополнены и несколько переработаны В.И. Лениным (1870 - 1924), а затем рассматривались русскими и советскими экономистами вплоть до 80-х гг. XX в. Марксизм - учение немецкого экономиста, философа, социолога К. Маркса, основанное на положениях о классовой борьбе в связи с присвоением капиталистами прибыли и эксплуатацией ими пролетариата. Марксизм как теория научного социализма (коммунизма) представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая полная занятость, ведение хозяйства по единому плану.

Крайне высокая степень политизированности марксизма стимулировала развитие альтернативных экономических теорий. Во второй половине Х1Х в. была сформулирована теория маржинализма, основными представителями которой явились Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Беем-Баверк, Уильям Стенли Джевонс. Маржинализм - экономическая теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин или состояний, широко использующая экономико-математические методы и опирающаяся на количественный анализ. Маржиналисты рассматривали экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняли экономические процессы и явления, исходя из новой идеи - использования предельных величин, крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Главные категории маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки. На базе субъективных оценок теория объясняет издержки производства, спрос, предложение, цену.

Соединение ценных идей классической школы и школы маржинализма нашло своё отражение в неоклассическом направлении. Неоклассицизм - современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, оперирующее категориями спроса, предложения, полезности, маргинальности, всеобщего равновесия. Предметом исследования неоклассического направления явилась так называемая «чистая экономика» независимо от общественной формы её организации. Единичным объектом исследования стали не общехозяйственные категории, связанные с поведением общественных групп, классов, а поведение и субъективные мотивы так называемого «экономического человека» (homo economicus), который руководствуется «принципом гедонизма», то есть исходит из разумного стремления к своему правильно понятому интересу. К разновидностям неоклассики относят монетаризм (Милтон Фридмен), концепцию экономики предложения (Артур Лаффер), концепцию рациональных ожиданий (Роберт Лукас), неолиберализм (Фридрих фон Хайек, Людвиг Эрхард). Сторонники этого направления рассматривают себя в качестве продолжателей определённых традиций классической школы, они защищают тезис об устойчивости капиталистического хозяйства и о возможности саморегулирования рыночной системы.

Монетаризм - экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, согласно которой определяющую роль в экономических процессах, в хозяйствовании играет количество денег в обращении и связь между денежной массой и товарной. Монетаристы рассматривают в качестве главных способов воздействия на экономику регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Неолиберализм - направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе соединение принципа саморегулирования экономики и ограниченным государственным регулированием. В неолиберализме государственное регулирование в большей мере, чем в кейнсианстве сочетается с естественным рыночным механизмом. Уделяют первостепенное внимание поведению отдельного человека, фирмы, решениям, принимаемым на микроуровне. В понимании общественного развития стоят на позициях эволюционизма.

Периодически возникающие экономические кризисы (в особенности Великая депрессия) вызывали массу критики в отношении либеральных экономических учений, опирающихся на саморегулирование экономики. На этой почве сформировалось направление в экономической науке, названное (по имени его автора) кейнсианством. Кейнсианство - макроэкономическая теория, автором которой является всемирно известный учёный-экономист Дж. М. Кейнс, основывается на следующих положениях: а) уровень занятости определяется объёмом производства; б) общий спрос не всегда устанавливается на уровне, соответствующем объёму платёжных средств, так как часть этих средств откладывается в виде сбережений; в) объём производства фактически определяется предпринимательскими ожиданиями уровня эффективного спроса в предстоящий период, которые содействуют инвестированию капитала; г) при равенстве между инвестициями и сбережениями, свидетельствующем о сравнимости банковской процентной ставки и процентной эффективности капиталовложений, акт инвестирования и акт сбережений становятся практически независимыми. Кейнсианский подход основан на необходимости государственного регулирования экономики. В рамках кейнсианской теории разработаны макроэкономические методы исследования экономики; обоснована необходимость и определены рычаги государственного регулирования рыночной экономики как во время кризиса, так и на длительную перспективу. Циклическое развитие экономики объясняли не объективными законами, а психологией людей, их стремлением по мере роста дохода больше сберегать, результатом чего становится уменьшение «эффективного спроса», которое приводит к замедлению темпов роста производства и занятости.

Несмотря на огромный накопленный инструментарий макро- и микроэкономического анализа, многие процессы и проблемы нельзя было описать, объяснить и разрешить с помощью имеющегося арсенала методов и моделей. Далеко не всегда хозяйствующие субъекты опираются на принципы экономической целесообразности при принятии решений, большую роль в хозяйственной практике играют сложившиеся бизнес-правила и традиции. Это вызвало необходимость пересмотра методологической базы экономической науки и формирование еще одного экономического учения - институционализма. Институционализм - экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества. Институционализм как направление экономической науки возник на рубеже XIX-XX вв. в США и сформировался к 1920-1930-м годам. Сам термин «институционализм» ввёл в научный оборот Уилтон Гамильтон в 1918 г. Он определил институт как «распространенный способ мышления или действия, запечатлённый в привычках групп и обычаях народа». Сегодня понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы.

В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений, каждое из которых представлено одним из трех названий: политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Для создания систематической экономической науки в докапиталистическую эпоху еще не было предпосылок. Лишь становление рыночного хозяйства создало условия для научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей. Поэтому политическая экономия возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма.

По мере развития капитализма развивалась и политическая экономия, менялись взгляды на ее предмет, задачи и метод исследования. Не случайно Р. Люксембург заметила: «Политическая экономия – удивительная наука, трудности и разногласия начинаются уже с первых шагов… с самого элементарного вопроса: каков, собственно, предмет этой науки»

Меркантилисты основное внимание уделяли сфере обращения. Политическая экономия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, предусматривавшем превышение вывоза товаров над их ввозом. Физиократы главный предмет политической экономии видели в создании «чистого продукта» (прибавочной стоимости) в сельском хозяйстве. Представители классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) считали ее наукой о богатстве, об условиях его производства и накопления.

Мелкобуржуазные критики капитализма (Сисмонди, Прудон) основное назначение политической экономии видели не в исследовании источника богатства, а в поисках путей его справедливого распределения. Представители «исторической школы» (В. Рошер, Зомбарт, М. Вебер и др.) определяли ее как науку о народном хозяйстве. Они отстаивали приоритет национальных начал в науке, отрицали саму возможность наличия общей для всех стран экономической науки. Предметом исследования экономической теории они считали хозяйственную эволюцию и национальные особенности каждой отдельной страны, ее народное хозяйство.

Предметом исследования марксистской политэкономии являлись производственные отношения и экономические законы, регулирующие общественное производство, распределение, обмен и потребление. Основным объектом изучения Маркса был современный ему капиталистический способ производства, который под тяжестью своих внутренних противоречий, по мысли Маркса, должен уйти с исторической сцены и погибнуть.

Ограничение предмета политэкономии изучением только капиталистического способа производства подверглось критике со стороны B. И. Ленина. Поэтому начиная с 30 -х гг. XX в. в советской экономической литературе стал обсуждаться вопрос не о конце политической экономии, а о ее понимании в узком и широком смыслах слова. Узкое толкование предмета означало изучение производственных отношений лишь одного способа производства – капиталистического. Политэкономия в широком смысле трактовалась как наука, изучающая различные типы отношений, имевших место в истории развития общества.

Итак, в течение трех столетий (XVII–XIX вв.) экономическая наука развивалась как «политическая экономия» . Термин «политическая» действительно выражал социальную (политическую) сущность подхода к общественному производству. К. Маркс, исследовавший капитализм в форме противоречий труда и капитала, окончательно утвердил политическую экономию как «политическую» , внедрив приоритет классового подхода.

Экономикс Конец XIX – начало XX в. обозначил новую развилку в экономической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующими терминологическими изменениями. Наряду с термином «политическая экономия» стало широко использоваться понятие «экономикс» . Сто лет назад, в 1902 г. , А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кембриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Джона Стюарда Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение.

А. Маршалл определил предмет экономикса как: «Исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия» . Самуэльсон приводит шесть определений, среди которых выделяет следующее: «Экономикс – это наука о путях использования редких производственных ресурсов, избираемых людьми» . Макконелл К. Ф. и Брю С. Л. пишут: «Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей» .

По мнению Т. Мэнкью: «Экономикс – это наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами» . Экономикс создавался усилиями многих поколений экономистов Западной Европы и США. Он имеет собственный предмет изучения и оперирует особым понятийным аппаратом. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас. Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности. Экономикс как учебная дисциплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Современный экономикс – характерное неклассическое знание. Он не ставит перед собой задачи проникновения в сущностный мир, а довольствуется внешним. Экономикс, не являясь наукой сущностной, не интересуется стоимостью. Он базируется на анализе цены. Почему цены, а не стоимости? Дело в том, что экономикс – теория рыночной организации общественного производства. А на рынке господствует цена, понижение или повышение которой определяет судьбу как продавцов, так и покупателей. Цена – главное «божество» и «боль» экономикса, ее «основной» вопрос. Все вырастает из цены, к ней сводится и ей подчиняется. Вот почему в центре логической системы экономикса находится не стоимость (как в политэкономии), а цена.

Цена в экономиксе определяется полезностью вещи, а не затратами труда. В этом главное различие между политэкономией и экономиксом. Отвергнув сущностный подход, экономикс представляет экономику в виде графиков, формул, предельных величин и т. п. Но графическое описание предмета – это его показ, а не раскрытие, это только первый этап познания, т. е. лишь констатация причинноследственных зависимостей в экономике. За ним должен последовать сущностный анализ, за который экономикс не берется.

Суммируя различия двух ветвей экономической науки, можно сделать следующие обобщающие выводы: – политэкономия изучает глубинные причинноследственные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. - экономикс изучает поверхностные отношения и описывает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономикса ключевой категорией является цена;

– политэкономия большое внимание уделяет социально-классовым отношениям, ее интересует, как распределяется собственность и складываются в обществе экономические отношения между индивидами, группами и классами. Экономикс – социально нейтральная дисциплина. Ее основная проблема – экономический выбор агентов производства (продавцов и покупателей) в мире редких и ограниченных ресурсов. Поэтому главная задача экономикса – поиски равновесия между спросом и предложением; – политэкономические исследования основаны на воспроизведенном принципе, который отражает движение общественного продукта по стадиям: производство, распределение, обмен и потребление. В учебниках экономикса объект исследования сосредоточен в основном на двух уровнях – микро– и макроэкономики.

Предмет экономической теории Экономическая теория как учебная дисциплина является интегральным курсом, включающим в себя политическую экономию и экономикс. Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной, т. е. новой, экономики.

Назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом: Экономическая теория изучает законы ведения хозяйства и рациональное поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях. Ее объектом является смешанная социально ориентированная экономика. Существенные, объективные, типичные, устойчивые причинно-следственные связи и зависимости, определяющие магистральное направление развития той или иной сферы экономической жизни, принято называть экономическими законами.

Назначение экономической теории состоит, вовторых, в том, что она изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов. Рациональное поведение – это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях. Это значит, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, предприятия – прибыль, тогда как государство должно максимизировать общественное благосостояние. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики.

Методы экономического анализа Методы изучения хозяйственной жизни могут быть разделены на общенаучные и частные. Общенаучные методы – это диалектикоматериалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых. Согласно этим методам, все экономические процессы противоречивы и находятся в постоянном движении. При изучении этих процессов используется сочетание исторического и логического подходов. Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в какой они возникли, развивались и сменяли друга.

Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение, от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие или экономическая категория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции, философскосущностным методом.

К частным методам научного познания относятся: наблюдения, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукция и дедукция, конструирование системы законов и категорий, их проверка, проведение экспериментов, конструирование моделей, их математическая формализация и т. п. Изучение любого явления начинается с наблюдения и сбора фактов. Эту задачу называют описательной, или эмпирической. Обработка фактов может осуществляться методом индукции или дедукции.

Под дедукцией (от лат. deduktio – выведение) понимается умозаключение от общих суждений к частным выводам. Непроверенный, предварительный вывод называется гипотезой. Доскональному изучению фактов помогает мысленное расчленение категории на составные части. Такой прием называется анализом. Например, изучая категорию «товар» , экономист выделяет в ней «потребительскую стоимость» и «стоимость» . Метод, обратный анализу, когда предмет изучается в единстве составляющих его частей, называется синтезом.

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Однако увлечение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели. Центральным звеном в частных методах научного познания является конструирование системы законов.

Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики. В основе экономической политики лежит экономическая стратегия государства, т. е. искусство управлять экономикой для достижения своих экономических целей.

Между политикой и экономикой существует тесное взаимодействие. Экономика проявляется в политике, что позволило В. И. Ленину заметить: «Политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах… Полн. собр. соч. , т. 42. С. 278– 279).

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических целей как на макро-, так и на микроуровне. Содержанием экономической политики (достижения целей) правительства на макроуровне являются: стремление к полной занятости населения (борьба с безработицей); обеспечение стабильности цен (борьба с инфляцией); достижение экономического роста и равновесия платежного баланса; проведение разумной фискальной политики (изменение налоговых ставок и государственных расходов); обеспечение оптимальной кредитно-денежной политики (контроль над денежной массой и процентными ставками); управление валютным курсом.

На более конкретном уровне к ним добавляются мероприятия, направленные на стимулирование инвестиций в промышленность, в исследования и разработку, поощрение предпринимательства и защиту интересов потребителей. Содержанием экономической политики правительства на микроуровне является эффективное использование ограниченных ресурсов.

Ценностные суждения (vudgement) – это суждения о том, что желательно или нежелательно, что правильно или справедливо и что неправильно или несправедливо. Это касается таких, например, вопросов, как распределение доходов между людьми, когда разные правительства выражают желание помочь одним группам населения за счет других. Кроме того, правительства придерживаются различных оценочных суждений относительно приоритетов, которые они отдают национальной обороне, безопасности и охране порядка, защите окружающей среды и многим другим неэкономическим вопросам. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы страны.

Экономические интересы. Что? Как? Для кого? Экономическая политика правительства определяется его экономическими интересами. В политэкономии интересы рассматриваются в качестве категории, в которой проявляются производственные отношения между отдельными участниками общественного производства (индивидами, их группами, классовыми общностями). Интересы подразделяются на всеобщие, коллективные и личные.

Необходимость реализации экономических интересов является стимулом к труду, двигателем экономической жизни, что отражено в известном положении Гегеля: «Интересы двигают жизнью народов» . Чтобы интересы были удовлетворены, хозяйственная деятельность людей должна протекать в соответствии с экономическими законами и выражаться в следующей причинно-следственной связи: экономические законы – экономические потребности – экономические интересы – хозяйственная деятельность. Как все звенья данной цепи, экономические интересы – объективные явления.

Каждый из хозяйствующих субъектов стремится делать то, что ему выгодно. Предприниматель ставит своей целью максимизировать прибыль или – как вариант – минимизировать убытки, владелец материальных ресурсов пытается установить на них высокую цену, владелец своей рабочей силы хочет получить за нее высокую заработную плату. В свою очередь, потребители стремятся приобрести товары по самой низкой цене. Следовательно, мотив личного интереса придает направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной.

Интересы общества (public interest) рассматриваются как своего рода точка отсчета, чтобы определить, является ли политика, проводимая всеми участниками хозяйственной деятельности, «плохой» или «хорошей» в плане воздействия на экономическую эффективность и на потребителя. В современной экономической теории внимание акцентируется не на том, что производить, а на том, что потреблять.

Модель человека в экономической теории В современной экономической науке большое внимание уделяется человеку. Задачей экономической теории является анализ соотношения целей хозяйствующих индивидов и целей экономической системы, в рамках которой развертывается эта деятельность. Интерес к роли человека проявлял уже Аристотель. Он полагал, что «экономический человек» – это человек, стремящийся к удовлетворению своих разумных потребностей.

С развитием рыночного хозяйства внимание экономической науки к человеку постоянно возрастает. Среди многочисленных направлений «моделирования» человека, разработанных экономической наукой, можно выделить четыре. Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Главным в моделях, разработанных в рамках этого направления, становится эгоистический материальный (денежный) интерес, являющийся основным стимулом деятельности «экономического человека» (homo economics). Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economics» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека в условиях ограниченности ресурсов. Для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора.

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека здесь более сложные, они включают в себя не только стремление к денежным благам, но и определенные моменты психологического характера: милосердие, преодоление «экономического эгоизма» и т. д. Третье направление было разработано К. Марксом. В его концепции человек предстает как персонификация объективных экономических категорий: капиталиста как олицетворения капитала и рабочего – как персонифицированного наемного труда.

Четвертое направление представлено принципиально новой моделью. Для нее характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Особого внимания заслуживает концепция человека В. И. Вернадского, согласно которой человек – планетарное явление. Инициатива и активность требуют культурного и мыслящего человека. Только в этом случае возможны самоорганизация и саморазвитие личности. Все модели человека в экономической теории имеют абстрактный характер, однако отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственном процессе.

Практикум План семинара Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Философские основы экономической теории, ее предмет и метод. Определение предмета экономической теории представителями разных школ. Экономическая политика и экономические цели, экономические интересы. «Что? Как? Для кого? »

Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад В чем кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории? Какую смысловую нагрузку несет термин «политическая» в названии науки (от Монкретьена до Маркса)? Когда и кем впервые был прочитан курс политической экономии в России и вышел первый учебник на русском языке? Чем объясняется (теоретически и экономически) появление экономикса?

Кем, где и когда был впервые прочитан курс экономикса? Как вы понимаете выражение «сущностный анализ» ? Что означает выражение «функциональные зависимости в экономике» ? Назовите кардинальные различия в методе анализа, которым пользуются политическая экономия и экономикс. Как вы понимаете утверждение о том, что «началом» политической экономии является стоимость, а «началом» экономикса – цена?

Изучали ли вы экономическую теорию в школе (гимназии, лицее)? Если да, то сформулируйте свое понимание ее предмета. Случалось ли применять полученные знания в жизни? Где, когда, при каких обстоятельствах? Расскажите. Каково соотношение между экономикой и политикой? Приведите примеры из жизни общества современной России. Что такое «ценностные суждения» правительства? Могут ли они определять вектор экономической жизни страны?

Как сместились акценты в решении трех вопросов экономической науки: что производить, как производить, для кого производить в современной экономической теории? Какая роль отводится потреблению? Прокомментируйте слова Г. Мюрдаля: «Беспристрастная общественная наука никогда не существовала и логически не может существовать» . О какой функции экономической теории они свидетельствуют? Объясните, какова взаимосвязь между экономикой и политикой. Растолкуйте тезис В. И. Ленина: «Политика есть концентрированное выражение экономики» .

Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе Обратитесь к статистике Экономисты для наглядности часто пользуются таблицами и графиками. Ответьте на вопросы: а) Что такое таблица и как грамотно ее составить? б) Что такое график и как его построить? в) Придумайте пример, характеризующий функциональную зависимость двух переменных; оформите эту зависимость графически и покажите в таблице.

Напишите реферат на выбранную тему Роль экономической науки в развитии общества. Философия – основа политической экономии. Математический анализ – кредо экономикса. Начало начал: Аристотель. Золотой фетиш и научный анализ: меркантилисты. Становление классической школы политической экономии: физиократы. Шотландский мудрец: Адам Смит. Гений из Сити: Давид Рикардо. Сочините экономическое эссе (фр. очерк) на любую из тем «Обрати взор к прошлому, если хочешь создать что-то необычное» (исландский поэт Эйнор Бенедиктссон). «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Бернард Шоу).

Дополнительное задание Переведите по своему выбору либо статью, либо главу (параграф) монографии иностранного автора и дайте свой комментарий.

Политическая экономика – это направление в развитии политического мышления нового времени. Развитие политической экономики припало еще на конец XVIII века и тридцатые годы XIX века. Авторами теории политической экономики являются такие известные теоретики, как Адам Смит, Дэвид Рикардо и другие. Особой чертой пропагандистов данной теории был политический либерализм. В то же время теоретиками был сформулирован базисный фундамент теории трудовой стоимости.

Процесс развития теории политической экономики

Данную теорию основал Адам Смит. В последствии и его учения возникло течение смитианство, которое продолжили его последователи. Среди них можно назвать имена таких теоретиков, как Т. Тук, Дж. Андерсон, Э. Уэст и другие. Смитом были заложены основы схемы, исходя из которой товарно – денежных отношений функционировал в зависимости от протекаемых процессов внутри страны, а не внешних факторов влияния. Кроме того, рассматривались как взаимосвязанные элементы.

и политики

Еще одно имя ученого, который продолжил изучение развития рыночных отношений, – Дэвид Рикардо. Им была сформулирована концепция стоимости, а так же теории ренты на землю и международных торговых отношений. За Дэвидом Рикардо продолжилось формирование школы этого направления, представителями которой были Т. де Куинси, Г. Мартино и другие ученые – экономисты.

Сформированная Рикардо и Смитом теория трудовой стоимости спровоцировала появление целой группы последующих ученых этого направления, которые поддержали и развили это учение. Среди излагаемых экономистами постулатов появился новый, гласивший о том, что необходимо расширять и поощрять труд рабочего класса, то есть того слоя населения, который является определяющим на производственном рынке, выполняя всю техническую работу. Появилось новое течение, которое называлось «социал – рикардинство», среди представителей которого были такие известные ученые, как Чарльз Холл, Джон Фрэнсис Брэй и другие.

Параллельно с этой школой существовало и развивалось еще одно широко известное в Западной Европе направление, которое называли классической экономичной школой. Особенно высокого уровня развития учение этой школы достигло в таких странах, как Германия, где оно было представлено Ф. фон Германом, Швейцария, где вопросы исследования развития экономических тенденций изучал Ж. Симон де Милля и Франции, где представителем данного направления считался Ж. Б. Сэй.

Окончательное формирование постулатов привычной нам современной классической экономической школы принадлежит заслугам Дж. С. Милля, которым были сформированы окончательные принципи, на которых функционировала классическая школа экономичной теории.

Исходя из способностей и свойств экономики за классической теорией, данная категория имеет свойство к саморегулированию своей деятельности и самостоятельному использованию собственных имеющихся в наличие ресурсных запасов. Исходя из этого, производственный процесс детерминирует процесс потребления, то есть не производство подгоняется под рамки потребительства, а наоборот.

Факторы, спровоцировавшие возникновения современной экономической теории, и классическая политическая экономика

До того, как в мировой экономической науке проявились тенденции развития школы классической экономики, было распространено мнение том, что вмешательство государства во все аспекты рыночных отношений просто необходимо. Именно за счет вмешательства государства, следуя мысли того времени, происходит единственно правильно и целесообразное распределение финансовых мировых и государственных ресурсов, и если государство не будет вникать в экономические вопросы, то самостоятельно экономическая система не сможет развязать ряд поставленных перед ней необходимых заданий. Государственный аппарат управления рассматривался как единственно правильный механизм регулирования всех товарно – денежных процессов.

Но, начиная с конца семнадцатого века, в высших научных кругах зарождается мысль о том, что вмешательство государства в протекание экономических процессов не должно тормозить и приостанавливать развитие всей экономической системы. На первый план начали выносить частные интересы общества, а не государственной машины.

Со временем принцип невмешательства представителей государственного управления во все сферы функционирования и жизнедеятельности экономической системы страны развили многие ученые, которые были представителями стран западной Европы и Америки. Данная тенденция переросла в принцип экономического либерализма, которого принято придерживаться в современном обществе.

Современную модель взаимодействия государственного управления и экономики следует рассматривать с учетом того аспекта, что роль государства в системе экономического регулирования страны не сведена полностью к минимуму, а лишь упрощена и предполагает частичный, часто поверхностный контроль сферы производства внутреннего рынка.

Роль политической экономики

В конце восемнадцатого – в начале девятнадцатого века в Западной Европе начался процесс зарождения экономической школы, которая продуцировала абсолютно новые экономические мысли и теории, обоснованные на либеральном подходе к процессу функционирования государственной экономики.

Именно в этот период в развитых странах Западной Европы, а именно в Англии начались процессы зарождения новых форм хозяйствования, среди которых основным было зарождение мануфактуры. Мануфактурное производство предполагало разделение производственного процесса изготовления того или иного вида товаров на несколько операций. Эти операции должны были выполнять разные люди. Даже самый простой товар, который поставлялся на рынок, проходил несколько этапов обработки и подготовки. Введение мануфактурного производства было качественно новым этапом во всей мировой экономике, который спровоцировал другой взгляд на производственный процесс во всех странах. Увеличился уровень трудовой занятости населения и повысилось качество подготовки специалистов. Как раз в этот период зарождается узко профильное производство. Вместе с тем повысилась и цена на изготавливаемую продукцию, что в скором времени привело к революции цен. Сложившаяся в Европе обстановка стала широким полем для деятельности ведущих мировых экономистов и теоретиков. Из-за налаживания промышленного производства и наращиванием его масштабов в мире наступила качественно новая эра в развитии системы экономических отношений.

Среди теоретиков, занимавшихся изучением экономических процессов, появилось мнение, что с наступлением новых условий производства необходимо менять предмет и методы исследования данной сферы. На первый план в качестве предмета изучения предлагалось выдвинуть всю производственную сферу с её разветвленными системами и подсистемами, сложными социальными и экономическими отношениями.

Появился новый интерес к изучению производственных тенденций и прогнозированию развития производственных отношений в Европе и в мире. Еще одним существенным изменением было то, что процесс домашнего производства продукции был вознесен на государственный уровень со всеми вытекающими последствиями. При всех этих процессах в отдельную самостоятельную науку экономика была сформирована в конце XIX века.

Периоды формирования экономики как целостной науки. Политические

В экономических научных кругах за точку отсчета функционирования политической экономии принято считать конец XVII – начало XVIII когда основные принципы деятельности этой научной отрасли были сформированы и представлены трудами таких исследователей, как У. Петти, П. Буагильбера.

Но возникают споры относительно периода, на который приходится окончательное формирование её как науки. В этом вопросе имеет влияние экономика политических режимов, и мнения разделяются на две группы, точнее выделяются несколько этапов окончательного формирования.

1) Первый этап – это период с пятидесятых годов XVII - начала XVIII века. В этот период произошло расширение товарно – денежных отношений и рыночных сфер производства, приходит в упадок теория меркантелизма, общественно признается её неспособность удовлетворять современные экономические запросы общества. Представителями данного периода считаются двое ученых, чьи имена упомянуты выше – У. Петти и П. Буагильбер.

2) Второй этап окончания формирования основ целостной науки припадает на середину XVIII века, когда в экономических кругах возникло понятие физиократизма. Именно физиократы дали существенный толчок развитию этой науки и поспособствовали формированию её принципов. Этот период характерен появлением фундаментальных трудов А. Смита, таких как «Братство народов».

3) Следующий этап - половина XIX века, который знаменателен окончанием европейских революций, установлением новых режимов правления и стабилизацией политической обстановки в мире.

4) И еще одним этапом была вторая половина XIX в., когда были отсеяны все псевдо – теории, а в арсенале постулатов классической экономической школы остались только лучшие достижения теоретиков.

Фундаментальную основу всех проявлений теоретических исследований в этой сфере составляет теория трудовой стоимости, которая анализировала доходы всех слоев населения и, исходя из этого, давала характеристику работоспособности каждого слоя. Учитывались все доходы и расходы, такие, как на землю, на производство, . На этой теории основана современная политическая экономика, и в частности российская политическая экономика.

Нужно отметить, что завершение классического периода в формировании данной науки не есть окончательным, финальным заключением исследований в этой сфере. Это лишь знаменует начало качественно нового периода, который при помощи нагроможденных знаний принесет новые достижения. Так же продолжает исследоваться политическая .

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

  • 9. Структура и инфраструктура рынка. Программа развития рыночной инфраструктуры и ее роль в экономике рб
  • 4. Торговые дома 9. Аудиторские фирмы
  • 11.Характеристика рынков несовершенной конкуренции
  • 12. Антимонопольное регулирование экономики
  • 13.Спрос и пред-ние. Законы спроса и пред-ния. Неценовые детерминанты спроса и пред-ния.
  • 17.Предпринимательство как тип хозяйствования.
  • 18.Издержки производства фирмы.Кароткосрочный и долгосрочный периоды. Проблема минимализации издержек.
  • 21. Функции, формы и системы оплаты труда. Подходы к формированию систем оплаты труда на предприятиях рб.
  • 22. Понятие капитала, виды. Проблема обновления основного капитала на предприяьтиях рб
  • 23. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. Госпрограмма рб возрождения и развития села на 2005-2010годы.
  • 24. Ввп и его измерение. Уровень цен. Дефлятор ввп. Основные показатели соц-экономического развития рб на 2006-2010гг.
  • 25.Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы их определяющие. Неценовые детерминанты ad и as.
  • 26.Макроэкономическое равновесие в модели ad-as и причины его нарушения.
  • 27. Потребление, сбережения, инвестиции в масштабах нац. Экономики.
  • 28.Эконом. Цикл(эц) и его фазы. Антициклич. Политика гос-ва в усл. Мир. Эконом. Кризиса.
  • 29.Безработица (б.) и ее типы. Эк. Издержки б. Особенности рынка труда в рб.
  • 30. Сущность, причины, типы, виды инфляции (и). Антиинфляционная политика, особеннсти ее реализации в рб
  • 31. “Фиаско” р-ка и необход-сть гос. Регулир. Эконом. И его основные элементы. Приоритетные направлен. Гос. Регул. В рб.
  • 32. Доходы и уровень жизни. Соц. Политика гос-ва и особенности ее реализации в рб.
  • 3 Вида дохода на-ия:
  • 33. Происхождение и ф-ии денег.
  • 34. Спрос и предложение на денежном рынке. Равновесие денежного рынка и его нарушение.
  • 35. Кредитно-банковская система государства. Банк.Система рб.
  • 37. Госбюджет (гб), его формирование и использование. Дефицит гб, его причины и способы урегулирования. Гб рб и основ. Направления бюдж. Политики рб
  • 38. Государственный долг (гв) и его экономич. Последствия.
  • 39. Сущность, цели и виды фиск. Политики. Особенности реал. Фиск. Пол. В рб.
  • 40. Принципы и формы налогооблож. Основ. Тенденции и пути совер. Налог. Сис-мы в рб.
  • 41. Объективн. Основы возникн. Миров. Хозяйства. И его эволюция.
  • 42. Характерн. Черты современ. Мир. Хоз.
  • 43.Классификация стран в мировой экономике. Беларусь и ее место в
  • 44.Мрт: формы и современные особенности развития.
  • 45.Теории международной торговли
  • 1.Классическая теория международной торговли.
  • 2. Неоклассические теории международной торговли.
  • 3.Модель Хекшера - Олина.
  • 4.Парадокс Леонтьева.
  • 46. Цели и методы современного протекционизма. Деятельность гатт/вто
  • 51. Валютный курс, факторы, виды и сп-бы его регулирования
  • 52.Эволюция мир вал сис-мы. Современные вал проблемы.
  • 55.Становление и развитие интеграционных процессов в рамках европейского союза.
  • 1 - "Предмет, методы и функции Э.Т."

    Э.т.- наука об экономических отношениях и законах их развития, рациональном использовании редких ресурсов и развитии потребностей.

    Существует несколько подходов к определению предмета эк. теории:

    Суть 1-го (экономикс - западный подход) в том, что материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров ограничены. Результативность производства и экономики достигается путем рационального выбора. Выпуск одного вида продукции м.б, увеличен при сокращении другого. Т.е главным предметом э.т. является соотношение "потребности - ресурсы". Это теория предельной полезности, увеличивающихся потребностей, мотивационные теории (Маслоу, Макгрегера) Т.о., предметом западной э.т. являются именно потребности.

    Суть 2-го подхода (политэкономия) в том, что эффективность производства зависит от систем "производительные силы" и "производственные отношения". Изучаются не только внешние хозяйственные проявления, но и социальная сущность. Производительные силы - это средства производства, к которым относят предметы труда, средства труда. Предмет труда - заготовка, полуфабрикат. Средства труда - оборудование. Для того, чтобы соединить средства и предметы труда д.б. работник.

    Произв. отношения - это отношения, в которые вступают люди в процессе производства. Они зависят от отношений собственности. Кто владеет средствами пр-ва, тот и диктует правила.

    Суть 3-го подхода состоит в том, что предметом э.т. служит система общества, как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, методов эфф-го использования ресурсов и гос. регулирования экономики с целью достижения стабильного экономического роста.

    Объекты современной э.т.: ресурсы, оборудование, потребности и пр. силы, пр. отношения.

    Субъекты э.т.: предприятия, коммерческие фирмы, домашнее хозяйство, государство.

    Метод науки (методология) - это принципы, подходы, формы и способы познания.

    Общенаучными методами и методами э.т. являются: 1. системный подход, 2. м-д единства исторического и логического, 3. м-д научной абстракции. 4. м-д индукции и дедукции. 5. диалектический м-д.

    Исходной ступенью познания экономики является выделение экономических категорий. Задача э.т. - обосновать и дать трактовку всех экономических категорий, которую признают все экономисты.

    Предметом э.т. и высшей степенью познания э.т. явл-ся эк. законы. Эк. законы - это причинно-следственные взаимосвязи и взаимодействия пр. сил, пр. отношений (причина - большой спрос, а следствие - большое предложение итд).

    3 функции э.т. 1. познавательная ф-я состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях э.т. выражает самые существенные процессы общественного развития и обеспечивает познание сложностей э-ки. 2 практическая функция э.т. в том, что она приводит в систему всю массу процессов эк. жизни и она дает заинтересованность и возможность экономическим субъектам действовать в рамках нац. экономики. 3. мировоззренческая функция в том, что она дает представление не только об экономической, но и социальной направленности развития общества.

    Экономика и политика действуют едино.

    Понятно, что функции, задачи, философские и экономические понятия неразрывно связаны. У каждого государства, у каждой нац. эк-ки есть конкретные задачи.

    Задачи современной ЭТ РБ:

    1.Формирование механизма хозяйствования, предполагающего различные системы и обоснования эк-ой. политики для смешанной эк-ки.

    Хозяйственный механизм- это переход от теории к конкретной практике, т.е. конкретные мероприятия по созданию системы налогообложения, кредитования, трудового законодательства, хозяйствования на предприятии.

    2. достижение стабильного экономического роста в стране.

    2. Эволюция экономических знаний.

    Эк. теория оформляется в самостоятельную науку в 16 - 17 вв. - в период становления и упрочения капитализма.

    В последней трети 15 - сер. 16 вв. возникает первая школа политической экономии - меркантилизм. Merkante - торговец, купец. Меркантильный - жадный.

    Деятельность меркантилистов совпала с периодом первоначального накопления капитала и выражала интересы купечества. Главным источником богатства считали внешнюю торговлю, которая через неэквивалентный обмен позволяла обеспечить активный торговый баланс, и в связи с этим, меркантилисты выступили за необходимость гос. регулирования внешней торговли. В развитии М. два этапа: ранний и поздний. Ранний М (посл. треть15 - сер. 16 в.). выступил с монетарной системой (монетаризм). В основе - идея "денежного баланса". Для достижения положительного сальдо во внешней торговле считали целесообразным: - запрет вывоза золота и серебра (с ними отождествлялось денежное богатство), - установление высоких таможенных пошлин; - установление максимально высоких цен на экспортную продукцию; - ограничение ввоза импортных товаров; - надзор за иностранными купцами.

    Представитель Стаффорд (англ.). Говорил, что отток денег ведет к вздорожанию товаров и оскудению народных масс.

    Поздний меркантилизм (2-я половина 16 - 2-я половина 17 вв.) В основе идея активного "торгового баланса". Главный принцип - продавать дороже, покупать дешевле. Политика заключалась в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении отечественной промышленности, особенно мануфактурной.

    Ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления, а поздние - функцию средства обращения.

    Представители ПМ: Томас Мэн ("если стоимость вывоза Англии будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, то денежный фонд страны будет увеличиваться"). Антуан Монкретьен ввел в оборот название "политэкономия" и определил ее предмет как свод практических правил хоз. деятельности (опубликовал "Трактат политической экономии").

    В целом экономическая концепция М. была реальной и отмечалась большим практицизмом, ориентировалась на развитие мануфактуры. Ошибка: в качестве источника богатства рассматривали только внешнюю торговлю.

    Физиократы (2-я пол. 18 в.) - представители классической школы.- Франсуа Кенэ и Жак Тюрго. Заслугой Ф. было перенесение вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу материального производства (считали: богатство создается в земледелии, а не в торговле), - положили начало анализу воспроизводства и распределения общ. продукта, - "чистый продукт" создается только с/х трудом, - делили общество на классы, - выступали против меркантилизма, - сторонники свободной торговли.

    Ошибка Ф. такая же, как и у М. - рассматривали только с/х. а не всю экономику в комплексе.

    Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце 17- начале 18 в. С возникновением КШ эк. теория приобретает статус научной дисциплины и называется ПЭ. Представители: Пети, Смит, Риккардо (Великобритания), Буагильбер, Тюрго, Кенэ (Франция), Сисмонди (Швейцария). В основе: - процессы производства определяются объективными эк. законами. Исследовали: - механизм воспроизводства, -денежное обращение и кредит, - гос. финансы, - разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за эк. свободу, ограничение вмешательства гос-ва в экономику.

    Предпосылкой маржинальной революции в эк. науке является объективное развитие рыночной экономики, где свободная конкуренция достигла высшего уровня. Требовались новые формы и методы теоретического анализа экономических явлений. Marginal - в англо-франц. переводе - предел, граница. В эк. литературе - это "последнее добавление к однородной совокупности".

    Маржинализм (в отличие от КПЭ) базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях (авторы КПЭ довольствовались лишь характеристикой сущности эк. явления (категории). Например, в КШ в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда. У маржиналистов по теории предельной полезности цена увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.

    Еще одно отличие. "Классики" считали сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа. Маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хоз. благами, т.е. материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.

    М. теория широко применяет математические методы, в т.ч. дифференциальные ур-я.

    Благодаря предпочтению каузальному (причинно- следственному) подходу функционального эк. теория превратилась в точную науку. Это позволило снять вопрос о первичности и вторичности эк. категорий, считавшийся важным у "классиков".

    В этот период термин политическая экономия вытесняется новым названием - экономикс (после выхода в 1890г. книги главы "кембриджской школы" Альфреда Маршалла "Принципы эк. науки"). На основе маржинализма возникла неоклассическая школа.

    Представители неоклассического направления: Менгер, Визер, Беем-Баверк (австрийская школа), Джевонс, Вальрас (матем. школа), Маршалл, Пигу (Кембриджская школа).

    Исследуют поведение экономического человека (потребителя, предпринимателя, наемного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Экономисты неоклассического направления разработали: - теорию предельной полезности, - теорию предельной производительности, - теорию общего равновесия (механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование эк. ресурсов), - эк. теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории гос. финансов.

    Кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920 - годов, вылились в грандиозный по своим масштабам мировой эк кризис ("Великую депрессию") 1929 - 1933гг. на авансцену эк. мысли поднимается новое направление научного анализа - кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

    Кейнсианство - теория гос. регулирования эк-ки. Исследует - практические пути стабилизации эк-ки, - количественные связи макроэкономических величин (нац. дохода, капиталовложений, занятости, потребления+). Решающая сфера воспроизводства - рынок. Основные цели - поддержание "эффективного спроса" и "полной занятости". Эк. программа включает: - всемерное увеличение расходов гос. бюджета, - расширение общественных работ, - абс. или относительное увеличение количества денег в обращении, - регулирование занятости др.

    Кейнсианский подход к механизму функционирования эк-ки имел большой успех с конца 1940-х и до 1960 гг., когда он стал подвергаться критике со стороны монетаристов. Монетаризм возник в США в 1950-х годах как антипод кейнсиансива. Монетаризм представляет собой такое течение эк. мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении нац. хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно- денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления гос. регулирования эк-ки. Задача гос-ва в обл. управления эк-ой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированности госбюджета, установлению высокого кредитного банковского процента для борьбы с инфляцией.

    В современном виде концепция монетаризма наиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского ун-та Милтона Фридмена. "Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец"