Налоговый учет и способы его организации. Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период

50. Налоговая документация, ее состав. Сроки хранения налоговой документации. Налоговая тайна.

НАЛОГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - совокупность документов установленной формы, используемых в процессе налогообложения, где фиксируется последовательность начисления налога, сумма налога, а также размер налогового обязательства. К Н.д. относятся четыре разновидности документов: отчетно-расчетная Н.д.; сопутствующая Н.д.; учетно-налоговые регистры; извещения. Особенность Н.д. в отсутствии специальных первичных налоговых документов: основанием для ведения Н.д. являются, как правило, первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Отчетно-расчетная документация (налоговые расчеты и декларации) - документация, в которой фиксируется сумма налогового

обязательства. Документация подписывается руководителем и главным бухгалтером (декларация о совокупном годовом доходе - физическим лицом) и сдается в налоговую инспекцию поместу нахождения (или жительства) налогоплательщика. За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган расчетных документов предусмотрен штраф. Сопутствующая документация - документы, содержащие не основные данные, необходимые для исчисления налога, которые обосновывают и расшифровывают данные налоговых расчетов За некоторыми исключениями ответственность за непредставление сопутствующих документов налоговым законодательством не предусматривается. Учетно-налоговые регистры представляют собой сводные формы Н.д. на предприятии. Информация, содержащаяся в первичных документах бухгалтерского учета и необходимая для отражения в Н.д., должна накапливаться и систематизироваться в регистрах Н.д., разрабатываемых и утверждаемых МНС РФ, затем она обобщается за определенный налоговый период и переносится в налоговые расчеты. Примером налогового регистра может служить налоговая карточка физического лица, которую ведут в организациях в соответствии с Приложением № 7 к Инструкции МНС РФ № 35 от 29.06.95 г. по применению закона о подоходном налоге с физических лиц; книга доходов и расходов, которую ведут субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Извещения налоговых органов (требования об уплате налога, уведомление) - документы, вручаемые (высылаемые) налоговыми органами налогоплательщикам и содержащие сведения о сроке и размере налога, который необходимо уплатить. Как правило, такие извещения направляются физическим лица. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет. К ним относятся данные бухгалтерского и налогового учета, а также документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов и уплату (удержание) налогов. Аналогичное требование установлено для налоговых агентов (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Налоговая тайна — право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС, органами государственных внебюджетных фондов и ГТК. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Что понимается под налоговым учетом в организации, какова его сущность и в чем состоят его функции, мы рассказывали в . О порядке ведения налогового учета расскажем в этом материале.

Ведение налогового учета

Мы отмечали, что в основном своем значении под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Именно в этом смысле термин «налоговый учет» используется в НК РФ. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. Так, организации ведут налоговый учет, к примеру, по НДС и УСН, ЕНВД и НДФЛ.

При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

Конкретные варианты ведения налогового учета устанавливаются организацией в том случае, когда отдельные вопросы не урегулированы на должном уровне либо действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность. Выбранные правила организации учета по налогам и сборам утверждаются в налоговой Учетной политике, которая может быть как частью общей Учетной политики организации, так и отдельным документом - Учетной политикой для целей налогообложения.

Поскольку налоговый учет и налоговое планирование в организации находятся в тесной взаимосвязи, анализ применяемых способов и правил налогового учета может вести к их пересмотру и утверждению новых. Однако необходимо учитывать ограничения, которые накладывает налоговое законодательство на изменение применяемых организацией способов и правил в налоговом учете. Так, к примеру, переход с нелинейного метода начисления амортизации основных средств на линейный метод допускается не чаще 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Налоговый учет в организации на примере

Когда конкретные способы и формы ведения налогового учета не предусмотрены, организация вправе выбирать самостоятельно наиболее удобные для нее с учетом специфики деятельности и особенностей функционирования. При этом, к примеру, для целей ведения налогового учета по налогу на прибыль организация может воспользоваться Рекомендациями МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Примеры того, чтобы надо закрепить в налоговой Учетной политике, можно найти в нашем .

Под методологией налогового учета понимается совокупность специальных приемов и способов (категориальные, содержательные, формально-технические), которые применяются в процессе налогового учета.
Методы налогового учета - это методы оценки, способы списания активов, порядок классификации отдельных видов доходов и расходов, варианты раздельного учета объектов налогообложения и соответствующих им хозяйственных операций, порядок распределения доходов и расходов, налогового учета отдельных хозяйственных операций и т. д.
При выборе конкретного метода налогового учета следует исходить из того, что:
. предполагается их прямо предусмотренная вариантность;
. предполагается их вариантность, связанная с противоречиями в различных положениях (статьях) НК РФ;
. не все способы учета предусмотрены налоговым законодательством;
. существуют способы и правила, обусловленные отраслевой принадлежностью, структурой и размером организации.
Хотя налоговый учет регулируется общими для всех организаций законодательными нормами, у каждой организации могут быть свои цели и задачи, а также разные критерии оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности. В связи с этим актуально рассмотрение различных подходов к оптимизации налогообложения организации, основу которой должны составлять выбранные ею методы налогового учета.
Практика применения налогового учета позволяет выделить ряд наиболее часто используемых методов.
1. Введение специальных учетно-налоговых показателей и понятий, которые основаны на данных бухгалтерского учета и используются исключительно для целей налогообложения. Речь идет о выработке в налоговом учете своего категориально-понятийного аппарата, посредством которого он реализуется как самостоятельная отрасль финансовых отношений.
Например, такой учетно-налоговый показатель, как налоговая база, формируется с использованием показателей бухгалтерского учета по НДС, по налогу на имущество организаций, акцизам и другим налогам. По налогу на прибыль в основу формирования налоговой базы положены данные первичных учетных документов бухгалтерского учета.
2. Установление специальных правил формирования учетно- налоговых показателей, отличных от бухгалтерских учетно-финансовых правил и методик. Так, формирование учетной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения не совпадает. Аналогично не совпадает порядок формирования первоначальной стоимости материально-производственных запасов и других показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.
До принятия Минфином России приказа №115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год» (утратил силу) в основе определения налогооблагаемой базы лежал принцип бухгалтерского учета. После принятия указанного приказа и других последующих приказов порядок формирования налогооблагаемой базы по ряду налогов стал учитывать налогово-учетные показатели. С этого момента все финансовые показатели, напрямую зависящие от даты возникновения выручки от реализации, стали формироваться в финансовой отчетности по моменту отгрузки продукции (выполнения работ) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.07.1995 г. №661 (утратил силу) были установлены два основных метода налогового учетаоблагаемой базы: кассовый метод; метод начисления.
3. Интерпретация и толкование некоторых общепринятых положений исключительно для целей налогообложения.
Указанный метод в чистом виде реализует фискальную функцию налогового учета и в своей основе служит для специального обозначения некоторых явлений из других отраслей (права, экономики, бухгалтерского учета и т. д.).
Суть этого метода заключается в том, что для целей налогообложения институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяют в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Это означает, что налоговое законодательство дает собственное толкование какому-либо определению, которое по своему содержанию не совпадает с общепринятым.
4. Установление налогового дисконта (фиктивного дохода для целей налогообложения).
Налоговым дисконтом признается поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои полученные доходы. Так, в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ в случаях отклонения применяемых сторонами сделки цен в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Объект налогообложения (выручка от реализации) и налоговая база здесь понятия не тождественные. Расчетное доначисление выручки от реализации продукции (налоговый дисконт) по рыночным ценам самим объектом налогообложения (выручкой от реализации) не является, так как это расчетное доначисление никак не связано со стоимостью реализуемой продукции. Кроме того, указанное расчетное доначисление выручки является чисто арифметической операцией, возникает только в специальном расчете и отражается только в налоговом учете.
Рассматриваемый способ налогового учета является характерным и может применяться при начислении иных налоговых платежей, в том числе:
. при расчете налоговой базы по НДС;
. по налогу на прибыль;
. по акцизам и др.
5. Определение для каждого вида налогов своего налогового периода.
Налоговый период (период обложения) - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства. Необходимость этого учетно- налогового элемента определяется тем, что многим объектам налогообложения (прибыли, доходу, выручке и т. п.) свойственна протяженность во времени, повторяемость. Налоговый период не увязывается с периодом формирования объекта налогообложения, а призван обеспечить необходимую периодичность налоговых поступлений в бюджет на основе реальной налоговой базы, исчисляемой налогоплательщиком по результатам фактической деятельности в истекшем периоде. Для каждого налога может быть установлен свой налоговый период.
6. Установление специальных налоговых регистров и иной налоговой документации.
Ведение специальной налоговой документации является формально- техническим приемом методологии налогового учета. Налоговая документация состоит из следующих разновидностей документов: налоговые расчеты; налоговые регистры.
Налоговые расчеты представляют собой специализированные типовые формы, в которых налогоплательщик отражает основные налогово- расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства (декларации, специальные расчеты по некоторым платежам).
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговые регистры представляют собой сводные систематизации данных налогового учета за налоговый (отчетный) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. К ним относятся счета-фактуры, книга покупок и книга продаж, карточки учета налога на доходы физических лиц, регистры, рекомендации Минфина России для налогового учета налога на прибыль и др.

Контрольные вопросы и темы для обсуждения

1. В чем преимущества и недостатки различных моделей налогового учета?
2. Чем следует руководствоваться при выборе конкретного метода налогового учета?
3. Тождественны ли понятия «объект налогообложения» и «налоговая база»?
4. Что такое налоговый дисконт?

  • 7.Налоговый контроль: виды, цель проведения, сущность.
  • 8. Налоговая система рф, ее структура.
  • 9. Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, ответственность за налоговые правонарушения.
  • 10. Налоговая декларация, ее сущность и область применения.
  • 11. Налог на прибыль организации: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период.
  • 12. Доходы учитываемые при налогообложении прибыли, их классификация и порядок определения.
  • 13. Внереализационные расходы и доходы: состав и содержание.
  • 14. Расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, их группировка.
  • 15. Материальные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли
  • 16. Порядок учета расходов на оплату труда при определении налогооблагаемой прибыли.
  • 17. Особенности учета амортизации при исчислении налогооблагаемой прибыли.
  • 18. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
  • 19. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе
  • 20. Порядок признания доходов и расходов методом начисления.
  • 21. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей. Перенос убытков на будущее.
  • 22. Организация налогового учета, способы его ведения
  • 23. Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период.
  • 24. Порядок определения места реализации товаров, работ, услуг.
  • 25. Налоговые ставки ндс и порядок их применения.
  • 26. Освобождение от уплаты ндс. Операции, не подлежащие налогообложению.
  • 27. Порядок исчисления и сроки уплаты ндс. Налоговые вычеты по ндс и условия их применения.
  • 28. Акцизы: состав подакцизных товаров, плательщики акциза, налоговый период.
  • 29. Объект налогообложения акцизами и налоговая база. Виды налоговых ставок.
  • 30. Порядок исчисления акциза, подлежащего уплате в бюджет. Налоговый вычет по акцизам.
  • 31. Сроки и порядок уплаты акцизов в бюджет.
  • 32. Особенности исчисления и уплаты ндс и акцизов при ввозе товаров на территорию рф.
  • 33. Налог на доходы физических лиц: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период.
  • 34. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц: виды и порядок их получения.
  • 35. Исчисление налога с дохода, получаемого в виде материальной выгоды.
  • 36. Налоговые ставки и порядок исчисления налога на доходы физических лиц.
  • 37. Единый социальный налог: плательщики налога, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период.
  • 38. Ставки есн для организаций - работодателей. Льготы по есн.
  • 39. Налог на добычу полезных ископаемых
  • 40. Водный налог.
  • 41. Государственная пошлина.
  • 42. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  • 43. Налог на игорный бизнес
  • 44. Транспортный налог: плательщики, объект налогообложения, принцип исчисления, порядок уплаты.
  • 45. Налог на имущество организаций.
  • 46. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  • 47. Упрощенная система налогообложения.
  • 48. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  • 49. Налогообложение имущества физических лиц.
  • 50. Земельный налог: плательщики, объект налогообложения, налоговая база порядок ее расчета.
  • 22. Организация налогового учета, способы его ведения

    Порядок ведения налогового учета в каждом конкретном случае во многом определяется способом организации самого процесса налогового учета. Можно выделить два основных варианта ведения учета: 1) налоговый и бухгалтерский учет ведутся в рамках одного подразделения (бухгалтерской службы); 2) налоговый и бухгалтерский учет ведутся параллельно (практически независимо) различными службами. Первый вариант ведения налогового учета предполагает максимальное использование для целей исчисления налоговой базы данных бухгалтерского учета. Ведение отдельных регистров налогового учета в этом случае необходимо только там, где налоговым законодательством предусмотрены иные, по сравнению с бухгалтерским законодательством, правила учета доходов, расходов и финансовых результатов. При втором варианте ведения налогового учета организуется отдельное подразделение, занимающееся исключительно вопросами налогового учета. В этом случае налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского исключительно на основании первичных документов (включая справки бухгалтера). Этот вариант ведения налогового учета могут себе позволить только крупные предприятия, поскольку организация обособленного подразделения для ведения налогового учета требует существенных финансовых вложений. Ведение налогового учета в этом случае осуществляется с использованием средств вычислительной техники на базе специально созданного для целей ведения налогового учета программного обеспечения.

    23. Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период.

    Налог не добавленную стоимость - многоступенчатый косвенныйналог , которымоблагаются операции по продаже (поставке, передаче, сдаче в аренду) товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

    Объектом налогообложения признаются следующие операции:

    реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

    передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

    выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

    ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

    Плательщиками налога являются:

    организации

    индивидуальные предприниматели

    лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

    В рамках налогового периода (календарный месяц) для расчета налогового обязательства применяются три вида ставок: ноль процентов, 10 и 20 %.

    24. Порядок определения места реализации товаров, работ, услуг.

    Одновременно Кодексом введено определение места реализации товаров и услуг. Таковым признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

      товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется

      товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ

    Место реализации – ключевое понятие, используемое при исчислении НДС, поскольку объектом обложения НДС является реализация товаров только на территории России. На этом принципе базируется система косвенного налогообложения, т.е. товары должны облагаться налогом в месте их потребления.

    Поэтому местом реализации услуг по передаче неисключительного права на использование товарного знака, оказываемых иностранной организацией, осуществляющей деятельность за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, при приобретении у иностранного лица таких прав налог на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не уплачивается.

    Налоговый учет - это деятельность по обобщению информации из Группировка сведений осуществляется в соответствии с положениями НК. Плательщики самостоятельно разрабатывают систему, по которой будет вестись налоговый учет. Основное назначение деятельности - определение базы обязательных бюджетных отчислений.

    Группы пользователей

    Цель налогового учета определяют заинтересованные субъекты. Пользователи сведений подразделяются на 2 категории: внешние и внутренние. Последними выступает администрация предприятия. Для внутренних пользователей налоговый учет - это источник информации о непроизводственных затратах. Эти издержки, в соответствии с положениями НК, не принимаются в расчет при вычислении базы. к ним, в частности, относят затраты на различные виды вознаграждений, выплачиваемые работникам либо руководящим сотрудникам, кроме оплаты труда, установленной договором, а также суммы материальной помощи. Уменьшая расходы, в налоговом учете можно оптимизировать облагаемую прибыль. К внешним пользователям относят в первую очередь контрольные структуры и консультантов по вопросам применения положений НК. Налоговые органы оценивают правильность формирования базы, проведения расчетов, контролируют поступление вмененных платежей в бюджет. Консультанты дают рекомендации по минимизации отчислений, определяют направление финансовой политики компании.

    Функции

    Принимая во внимание интересы пользователей, следует отметить несколько задач, реализацию которых обеспечивает налоговый учет. Это:

    1. Формирование достоверной и полной информации о величине доходов и затрат плательщика, в соответствии с которой определяется база для обязательных отчислений в отчетном периоде.
    2. Обеспечение сведениями внешних и внутренних пользователей для осуществления ими контроля правильности, своевременности исчисления и выплаты сумм в бюджет.
    3. Получение администрацией предприятия информации, позволяющей оптимизировать платежи и минимизировать риски.

    Специфика обобщения данных

    В качестве средства реализации указанных выше задач выступает группировка сведений первичной документации. Бухгалтерский и налоговый учет тесно взаимодействуют друг с другом. Между тем эти системы реализуют разные задачи. В частности, налоговый учет в организации предполагает исключительно обобщение сведений. Сбор данных осуществляется Налоговый учет в организации должен отражать:

    1. Порядок, по которому формируются суммы доходов и затрат.
    2. Правила определения доли расходов, которые учитываются для налогообложения в текущем периоде.
    3. Величину остатка затрат, которые переносятся на следующий временной промежуток.
    4. Правила формирования суммы образуемых резервов.
    5. Величину задолженности по расчетам с бюджетом.

    Сведения налогового учета не показываются на счетах бухучета. Данное положение закрепляет 314 статья НК. Подтверждение сведений налогового учета осуществляется:

    1. Первичной документацией. В ее состав, в числе прочего, включается и справка бухгалтера.
    2. Аналитическими регистрами.
    3. Расчетом базы обложения.

    Объекты

    Налоговый учет - это обобщение и сопоставление информации о доходах и затратах предприятия для определения убытка и прибыли. В качестве последней, в соответствии с 247 статьей НК, выступают суммы поступивших средств, уменьшенные на величину издержек. Расходы в налоговом учете подразделяются на те, которые принимаются в расчет в текущем периоде, и те, которые переносятся на предстоящие. В качестве одной из ключевых задач выступает определение размера обязательных платежей и величины задолженности по отчислениям с прибыли на конкретную дату. Предметом учета является непроизводственная и производственная деятельность организации, при осуществлении которой у нее появляется обязанность по уплате налога.

    Принципы

    Ведение учета основывается на следующих ключевых положениях:

    1. Денежное измерение.
    2. Имущественная обособленность.
    3. Непрерывность работы предприятия.
    4. Временная определенность фактов хозяйственной жизни.
    5. Последовательность применения правил и норм НК.
    6. Равномерность признания затрат и доходов.

    Денежное измерение

    В соответствии с 249 статьей НК выручка от продаж определяется по всем поступлениям, связанным с расчетами за реализованную продукцию либо имущественные права, которые выражены в натуральных или денежных формах. Из ст. 252 Кодекса следует, что в качестве обоснованных расходов выступают затраты, которые экономически оправданы. При этом их оценка должна быть представлена в денежном выражении. Поступления, стоимость которых рассчитывается в инвалюте, учитывается в комплексе с доходами, сумма которых отражается в рублях. При этом первые пересчитываются по курсу ЦБ.

    Имущественная обособленность

    Которые находятся в собственности предприятия, должны учитываться отдельно от объектов, принадлежащих иным лицам, но находящихся в данной организации. В НК данный принцип декларируется по отношению к амортизируемому имуществу. Им признаются материальные ценности, продукты интеллектуального труда и прочие объекты, находящиеся в собственности предприятия.

    Непрерывность деятельности

    Налоговый учет необходимо вести в течение всего времени существования предприятия с даты его регистрации до ликвидации/реорганизации. Данный принцип используется при установлении порядка расчета амортизации имущества. Начисление соответствующих сумм осуществляется исключительно в период работы предприятия и прекращается при завершении деятельности.

    Временная определенность фактов

    По ст. 271 НК доходы признаются только в том отчетном периоде, в котором они возникли. При этом не имеет значения фактическое поступление средств, имущественных прав, материальных ценностей. По 272 статье НК расходы, которые принимаются для целей обложения, будут признаны таковыми в том периоде, к которому они относятся. При этом не имеет значения время фактической выплаты средств либо осуществления оплаты в иной форме.

    Другие принципы

    Статья 313 НК содержит положение, в соответствии с которым плательщик обязан последовательно применять правила и нормы налогового законодательства от одного периода к другому. Данный принцип распространяется на все объекты, информация о которых обобщается для формирования базы обложения. Статьи 271 и 272 определяют необходимость равномерного признания затрат и поступлений. Этот принцип предполагает, что расходы отражаются в том же периоде, что и доходы, для извлечения которых они были осуществлены.

    Бухгалтерский и налоговый учет

    Формируя систему сбора и обобщения сведений для определения базы обложения, экономический субъект должен принимать во внимание ряд требований. Налоговый учет должен быть организован так, чтобы информация из первичной документации обеспечивала возможность:

    1. Непрерывно отражать факты хозяйственной жизни в хронологической последовательности.
    2. Систематизации событий.
    3. Формирования показателей декларации по отчислению с прибыли.

    В отличие от бухучета, ведение которого осуществляется строго по ПБУ и плану счетов, для налогового учета жесткие стандарты не предусматриваются. В связи с этим обобщение сведений для определения базы обложения осуществляется субъектом по системе, разработанной им самостоятельно. При этом налоговые органы не могут устанавливать обязательные для всех формы документации, используемой на предприятии.

    Способы ведения отчетности

    На предприятии может быть создана автономная система учета, не связанная с бухгалтерией. Каждая операция в этом случае будет отражаться в регистре. Второй способ - организация налогового учета с применением бухгалтерских сведений. Этот вариант отличается меньшей трудоемкостью и, соответственно, более целесообразен. Данный способ согласуется с положениями 313 статьи НК. В этой норме установлено, что расчет базы по завершению каждого отчетного периода осуществляется в соответствии с данными налогового учета, если в гл. 25 НК предусматривается порядок группировки и обобщения сведений об объектах и операциях для формирования базы обложения, отличающийся от схемы, установленной правилами бухучета. Если же положения совпадают, то расчет сумм обязательных отчислений в бюджет можно производить, используя информацию первичной документации. В этом случае необходимо в первую очередь определить объекты, при учете которых действуют одинаковые и различные правила налогового и бухучета. Затем следует разработать порядок применения информации первичной документации для формирования базы обложения. Кроме этого, необходимо создать формы регистров для выделения объектов, учитываемых для целей обложения.