Налогообложение - важнейший стимул рационального природопользования. Налоги за природопользование в рф Налоги и сборы в системе природопользования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Псковский государственный университет

Кафедра экономики и финансов

Курсовая работа

По дисциплине «Налоги и налогообложение»

На тему «Налогообложение природопользования в РФ»

Студент: Соколовская Екатерина Юрьевна

Группа 0193-04

Преподаватель: Гусарова В.Н.

Псков 2014г.

Введение

Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по землеобеспеченности и площади пашни на одного жителя. Однако состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, но современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин также не гарантирует требуемого качества питьевой воды. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального и топливно-энергетического сырья: разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 13-36% общемировых; железных и никелевых руд -- 30% мировых запасов. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается. Леса России составляют 22% лесных ресурсов планеты. Лесные массивы занимают 69% территории страны. Ценные хвойные породы составляют 72% лесного фонда. Однако много древесины теряется при лесопользовании. Большие потери лесных ресурсов обусловлены низкой технической оснащенностью службы охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы лесовосстановительных работ.

В настоящее время практически во всём мире с каждым годом наблюдается постепенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды.

Актуальность работы заключается в том, что платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов. Вопросы налогообложения использования природных ресурсов волнуют многих налогоплательщиков. В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ресурсы являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны выполнять роль регулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредного воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.

Предметом работы является - налогообложение природных ресурсов.

Объектом исследования выступают - налоговые системы государств.

Таким образом, целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов налогообложения природных ресурсов в России и за рубежом.

Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:

Изучить теоретическую и нормативно-правовую базу;

Дать характеристику мирового опыта налогообложения природных ресурсов;

Раскрыть роль налогов на природные ресурсы в налоговых системах государств;

Исследовать совершенствование налогообложения природных ресурсов в России и за рубежом.

Структура данной работы состоит из введения, трех частей, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения природопользования

1.1 Природные ресурсы и природопользование как объект налогообложения

Природными ресурсами являются те элементы природы, у которых на основании их изучения выявлены полезные свойства и подготовлены материальные условия для вовлечения их в производство, как составной части экономики. Другая часть природы остается за пределами экономики, обеспечивая внешние условия ее функционирования. К природным условиям относится все, что не охвачено системой экономических отношений, прежде всего отношениями собственности, и что характеризует природу как экологический потенциал. Эти условия воспроизводятся самой природой.

Таким образом, природные ресурсы - совокупность природных благ, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и духовных ценностей.

Природные ресурсы подразделяются на реальные, т. е разведанные и используемые, и потенциальные, т.е. прогнозируемые, но точно не установленные. Реальные природные ресурсы непосредственно влияют на величину национального богатства, уровень жизни населения, эффективность функционирования экономики страны, тогда как потенциальные ресурсы не включаются в состав национального богатства и лишь создают перспективные возможности успешного производства в будущем. Классифицируя природные ресурсы по другому признаку, их можно подразделить на возобновляемые и невозобновляемые.

Возобновляемые природные ресурсы - ресурсы, которые по мере расходования воспроизводятся под действием природных процессов или сознательных действий человека. Это объекты являющиеся источниками биологических ресурсов, все живые компоненты экосистем: продуценты (растительные ресурсы), консументы (ресурсы животного мира) и редуценты с заключенным в них генетическим материалом. С этими ресурсами связано существование таких отраслей, как сельское, лесное, рыбное хозяйства, охота, промыслы, фармацевтическая промышленность.

Невозобновляемые природные ресурсы - ресурсы, которые после полного их исчерпания восстановить невозможно. К невозобновляемым природным ресурсам относят различные виды полезных ископаемых, становящихся предметами труда отдельных отраслей добывающей промышленности: топливные ресурсы биогенного характера, металлические и неметаллические руды и т.д. Их воспроизводство связано с разведкой новых залежей и их подготовкой к эксплуатации. Возможность необнаружения новых залежей полезных ископаемых обусловила деление такого рода природных ресурсов на истощимые и неистощимые.

К разряду истощимых можно отнести запасы бакситов, олова, молибдена, алмазов, барита, апатита, фосфатов, асбеста, калийных солей, прирост запасов которых, на основании геологической разведки, в РФ в последние годы уже не компенсирует их добычу. Минерально-сырьевые ресурсы относятся к разряду истощимых, хотя сроки истощения некоторых из них велики. Геологические запасы угля в нашей стране 10 трлн. т., нефти - 250-375 трлн. т., газа - 250-270 трлн. т. Сроки истощения их варьируются от 400 лет для угля и 150 лет для газа .

В России выявлены, разведены и предварительно оценены крупные запасы полезных ископаемых, потенциальная денежная ценность которых в текущих мировых ценах составляет около 30 трлн. долл. . Из них 32,2% приходится на долю газа, 23,3% на уголь и горючие сланцы, 15,7% - на нефть, 14,7% - на нерудное сырье, 6.8% - на черные металлы, 6,3% - на цветные и редкие металлы и 1,0% - на золото, платину, серебро и алмазы. Значительно выше (140,2 трлн. долл.) оценивают прогнозный потенциал России. В его структуре полностью доминирует твердое топливо (79,5%), далее следует газ (6,9%) и нефть (6,5%). На долю всех остальных видов полезных ископаемых приходится в совокупности 7,1%. Такое отличие от структуры балансовых запасов обусловлено в первую очередь колоссальными, несопоставимыми с другими полезными ископаемыми по величине геологическими запасами угля на территории РФ.

Богатые запасы черных, цветных и редких металлов также способны обеспечить потребности страны на длительный период. России принадлежит один из крупнейших в мире железорудных бассейнов - Курская магнитная.

Россия богата ресурсами практически всех видов нерудного минерального сырья. Наибольшее значение среди них имеют крупные месторождения высококачественных апатитов Кольского полуострова, Верхнекамское месторождение калийных солей, месторождения плавикового штата (Читинская обл., Бурятия, Приморье), мусковита и флогопита (Кольский полуостров, Восточная Сибирь), хризотил-асбеста (Урал, Тыва, Бурятия).

Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием. Оно может быть рациональным (разумным) и нерациональным. В более широком смысле природопользование -- это использование природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их воспроизводство и охрана.

В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования выделяют общее и специальное природопользование.

Общее природопользование осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т.п. Реализация права общего природопользования, как правило, не нуждается в каком-либо юридическом оформлении. Исключение составляет, например, любительская ловля рыбы в водоемах, требующая в отдельных случаях от граждан приобретения лицензии (права на ее вылов в определенных объемах).

Специальное природопользование осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских целей и нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлении иных правоустанавливающих документов. Право специального природопользования связано с потребностью обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от загрязнения и иных вредных воздействий.

Рыночная экономика требует рационального использования и охраны природных ресурсов как объекта хозяйствования и среды обитания людей. Государство в качестве собственника большинства природных ресурсов должно получать доходы от их использования посредством взимания соответствующей платы, которая базируется на их экономической оценке. Различие подходов к экономической оценке последних определяет различный уровень платы за пользование природными ресурсами. На виды и размеры таких платежей влияют вид ресурса, его качественные свойства, цели использования. В современной России плата за пользование природными ресурсами осуществляется преимущественно в форме налогов. Действующим российским законодательством в целом сформирована правовая основа для функционирования налогов и платежей за пользование недрами, лесом, водой, землей и другими природными ресурсами .

1.2 Виды налогов на природные ресурсы

В настоящее время система налогов и сборов, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации включает в себя следующие виды природоресурсных платежей :

Налог на добычу полезных ископаемых (федеральный налог),

Водный налог (федеральный налог),

Земельный налог (местный налог).

Федеральными сборами являются сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Предусмотрен также специальный налоговый режим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в соответствии с которым инвестор уплачивает только часть налогов и сборов. Перечисленные налоги и сборы регламентируются НК РФ в отличие от ряда других платежей за природные ресурсы, регулируемых законодательными актами, направленными на регламентацию природных ресурсов.

Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе. По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование должны выполнять фискальную функцию налоговой системы .

Современная система платежей за пользование природными ресурсами состоит из следующих элементов. Платы за пользование природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т. е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации .

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, является прямым и общим.

Налог на добычу полезных ископаемых - это платеж в пользу государства, за который плательщик не получает какого-либо эквивалента в прямом виде. Но в случае использования недр такой эквивалент присутствует, причем в весомой материальной форме - в виде добываемого сырья, включая углеводородное, или топлива.

Здесь уместно говорить не о налоговых отношениях, а о хозяйственной сделке между собственником недр - государством и их разработчиком - хозяйствующим субъектом (горнодобывающим предприятием).

В последние годы возникла необходимость построения оптимального механизма взыскания этого налога.

Таким образом, при взимании налога на добычу полезных ископаемых государство должно стремиться к тому, чтобы налоговая система отвечала вышеприведенным требованиям посредством, в частности, установления дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых считается в настоящее время базовым для российской экономики, так как вносит основной вклад в формирование доходов государственного бюджета и активного сальдо торгового баланса страны. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет построение эффективной налоговой системы для данного сектора экономики.

Водный налог является федеральным и полностью зачисляется в федеральный бюджет.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:

Поверхностные водные объекты;

Внутренние морские воды;

Территориальное море Российской Федерации;

Подземные водные объекты.

Некоторые эксперты в области водного хозяйства, а именно: Видимкина Е., Семенова О.В. выступают за введение водной ренты, представляющей собой альтернативу водного налога или неналогового водного платежа. Как известно из экономической теории, рента представляет собой любой регулярный доход (в частности, от недвижимости), не требующий от его получателя (собственника) предпринимательской деятельности. Рента за использование природных ресурсов (земля, леса, недра) получается собственником этих ресурсов. Применительно к водному хозяйству плательщиком ренты являются хозяйствующие субъекты - физические или юридические лица (в том числе предприниматели), а получателем рентного дохода - государство-собственник водного фонда.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю выступают :

Земельный налог;

Арендная плата;

Нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Земельный налог включен законодательством в состав платы за землю и взимается с собственников земельных участков наряду с арендной платой за землю и нормативной ценой земли.

Земельный налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования, облагаемого налогом имущества.

Таким образом, только перечисленные виды природоресурсных платежей являются по правовой природе налогами.

1.3 Ответственность за нарушение налогового законодательства по платежам за природные ресурсы

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, -- это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения: никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей. Плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Поэтому ответственность за неуплату налогов и сборов будет выполняться в соответствии с НК РФ.

В Налоговом Кодексе РФ за неуплату налогов предусмотрена разная степень ответственности, как административная, так и уголовная, вплоть до лишения свободы сроком от нескольких месяцев до нескольких лет.

При этом в случае неуплаты налогов презумпция невиновности не действует - налоговые службы не занимаются расследованием, предприниматель сам должен доказывать свою невиновность и разбираться с банком, если по какой-то причине осуществленные в счет уплаты налогов платежи не дошли или дошли с задержкой.

Наименее суровым видом ответственности за неуплату налогов является штраф, который исчисляется в процентах от суммы неуплаченного налога. При этом штрафы взимаются не только при неуплате налогов.

За непредоставление в налоговую инспекцию налоговой декларации взимается штраф в размере 5% от суммы, указанной в декларации.

Предпринимателю также придется заплатить штраф за непредоставление сведений, необходимых для налогового контроля.

Штраф в размере 20% неуплаченных средств предусмотрен и при занижении предпринимателем налоговой базы.

Согласно Налоговому кодексу, при неуплате налогов налоговый орган в праве приостановить операции по банковским счетам должника, одновременно уведомив его об этом.

В случае если средств на банковских счетах должника не хватает для погашения налоговой задолженности, руководитель налогового органа в праве вынести постановление о взыскании налоговой задолженности и пени за счет имущество должника.

Административный арест и реализация имущества предприятия-должника осуществляется службой судебных приставов.

При этом за счет средств, вырученных от принудительной продажи имущества должника, производится оплата не только долговой задолженности, но и пени, штрафы, а также исполнительного сбора и расходов в ходе исполнительных действий. Уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до 7 лет предусмотрена за неуплату налогов в крупных (от 1000 МРОТ) и особо крупных (от 5000 МРОТ) размерах.

При этом зачастую правоохранительные службы зачастую способствуют ужесточению наказания, добавляя к обвинению в неуплате налогов обвинения в отмывании денег и хищении бюджетных средств.

Глава 2. Налогообложение природных ресурсов в развитых странах

2.1 Мировой опыт налогообложения природных ресурсов

Природоресурсная политика в развитых странах, следуя международному подходу, базируется на принципах, см. рис. 2.1.1

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 2.1.1 Схема принципов природоресурсной политика в развитых странах

Принцип стоимости упущенных возможностей состоит в разнице прибылей, получаемых при использовании природных ресурсов как приемника и вместилища отходов и использовании тех же ресурсов в хозяйственных целях.

Принцип "загрязнитель платит" - цена товара или услуги должна полностью отражать стоимость их производства и стоимость использованных ресурсов, включая экологические ресурсы (воздух, вода, почва, в том числе использованные для выбросов, ликвидации, хранения и переработки отходов).

По принципу долгосрочной перспективы - подразумевается, что полный ущерб, нанесенный природным ресурсам, может выявиться не сразу, т.к. загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, а также то, что стоимость охраны природных ресурсов должна рассматриваться перспективно, т.к. действие многих природоохранных мероприятий проявляется также с течением времени.

Принцип взаимозависимости подразумевается, что экологическая политика должна учитывать взаимосвязь между природными средами, технологиями производства, загрязнения и его сокращения, между самими загрязняющими веществами.

Принцип "пользователь платит" - является применением принципа «загрязнитель платит» в отношении ресурсопользования. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.

Принцип устойчивого развития - развитие человечества в согласии с законами развития биосферы. Как правило, за рубежом в сфере природопользования уплачиваются следующие платежи, см. таблицу 2.1.1

Таблица 2.1.1

Платежи в сфере природопользования за рубежом

Наименование

Особенности

бонусы (bonus)

Разовый платеж, уплачиваемый при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата и установленных в соответствии с условиями соглашения.

ренталсы (rentals)

Ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ, установленных за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска.

роялти (royalty)

Регулярный платеж, установленных в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемых инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.

С точки зрения срока уплаты платежи могут быть единовременными (бонусы, включая сборы, плату за использование геологической информации) или регулярными (ренталс, роялти), размер которых меняется в зависимости от стадии разработки месторождения.

Бонусы являются разовыми платежами при наступлении определенных событий, зафиксированных государством в production sharing agreement (соглашения с добывающей компанией), и могут быть приурочены к различным этапам реализации проекта разработки месторождения: начало добычи полезных ископаемых, выход на определенный уровень их добычи и т.п. В ряде стран выплата бонусов закреплена в законодательном порядке, но чаще количество и размер бонусов являются предметом переговоров между государством и инвестором.

Ренталс представляет собой платеж, носящий концессионный характер, не зависящий от наличия добычи или прибыльности производства, дающий государству возможность получать систематический доход с момента заключения соглашения. Размер ренталс может быть установлен как за всю территорию разработки месторождения, так и за единицу ее площади. Могут устанавливаться прогрессивные ставки ренталс, увеличивающиеся с течением времени, с размером этой территории, или смешанного типа.

Роялти следует определить как обязательный платеж, рассчитываемый как фиксированная доля стоимости произведенной продукции и взимаемый государством-собственником природных ресурсов за право разработки их запасов. Этот платеж обеспечивает ранний и гарантированный доход государству. В нефтяной промышленности величина роялти колеблется от 0 до 50%. Роялти может иметь как твердую, так и прогрессивную ставку. Исчисление роялти по скользящей шкале зависит от определенных факторов, например уровня добычи. Расчет роялти по скользящей шкале фактически служит для изъятия у производителя части ресурсной ренты. С другой стороны, изменением ставки роялти государство создает для компаний финансовые стимулы для работы в нужном для государства направлении. Так, зависимость ставки роялти от уровня добычи в определенной степени может регулировать деятельность компании по разработке месторождения, зависимость ставки от качества полезных ископаемых стимулирует освоение месторождений трудноизвлекаемых полезных ископаемых и месторождений пониженного качества и т.д.

К примеру, в США добывающие компании в связи с предоставлением права пользования недрами уплачивают бонусы, арендную плату, роялти. В Норвегии налогообложение предприятий в нефтегазовой отрасли включает в себя стандартный налог на компании в 28%, специальный налог в 50% и роялти на месторождениях.

При налогообложении в сфере недропользования применяются как обычный налог на прибыль корпораций или доходы физических лиц, так и специальные виды налогов, в частности рентный налог на природные ресурсы. Ставки обычного налога на прибыль компаний колеблются от 0 до 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, - от 50 до 85%. Более высокие налоги на прибыль в нефтяном секторе служат инструментом изъятия получаемой нефтедобывающими компаниями сверхприбыли и ее перераспределения внутри общества.

Существующая зависимость основных налоговых платежей в добывающей промышленности от цены продукции стимулирует производителей к ее занижению с целью минимизации своих налоговых обязательств (трансфертное ценообразование). В связи с этим в большинстве стран при налогообложении добывающей промышленности для определения налоговой базы используются специальные справочные (рыночные) цены, определяемые тем или иным способом. В развивающихся нефтедобывающих странах в этих целях часто используют цены на нефть, сложившиеся на мировом рынке. В большинстве развитых стран при налогообложении добычи нефти применяются цены сделок, совершаемых на принципах отсутствия взаимозависимости между продавцом и покупателем и отсутствия взаимосвязи между продажей продукции и другими сделками .

Достаточно широкое распространение в мировой практике получили соглашения о разделе произведенной продукции, полученной при добыче полезных ископаемых (production sharing agreement). Произведенные затраты в таких контрактах компенсируются компании частью добытой нефти. Доля компенсационной продукции в добыче оговаривается в соглашении. Оставшаяся часть продукции подлежит разделу между государством и компанией. Раздел производится в пропорциях, отраженных в соглашении. При этом пропорции раздела с ростом добычи могут изменяться в пользу государства. Принадлежащая компании доля распределяемой продукции, как правило, является объектом налогообложения. Кроме того, во многих соглашениях о разделе продукции также включаются обязательства по уплате роялти. В одной и той же стране компании могут работать на совершенно разных условиях, обусловленных различиями фискальных систем: одновременно могут применяться и лицензионные соглашения, и соглашения о разделе продукции.

Практика предоставления льгот по уплате платежей за пользование природными ресурсами распространена и в зарубежных нефтедобывающих странах (США, Канада, Норвегия и др.). К примеру, предоставляемые льготы в США включают в себя :

1) целевые налоговые скидки на повышение извлекаемости нефти;

2) меры по сокращению налогооблагаемой базы (скидка на истощение недр) и отсрочке налоговых платежей в начальный период освоения месторождений. Компании предоставляется право выбрать в качестве скидки сумму производственных затрат по некоторым статьям (сумма бонуса и затрат на геологические и геофизические исследования) или процентную скидку на истощение недр. Процентная скидка составляет меньшую из двух величин: 22% валового дохода или 50% налогооблагаемого дохода;

3) ускоренное амортизационное списание оборудования;

4) налоговые кредиты на исследование и бурение;

5) вычеты между суммой, уплаченной за акции, и их "реальной" стоимостью.

Налоговые льготы могут также предоставляться не только в отношении платежей за пользование недрами, но и по налогу на прибыль. В частности, в Великобритании компании при уплате налога на прибыль имеют право на налоговую скидку на амортизационные отчисления. В США производители нефти и газа могут осуществить амортизационное списание по некоторой части капитальных затрат, связанных с освоением месторождения не постепенно, а единовременно. Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, и система земельного налогообложения, сложившаяся к настоящему времени в большинстве стран мира, несколько отличается от российской системы .

Необходимо отметить следующие тенденции развития зарубежного налогового законодательства .

В современных экономически развитых государствах значительной трансформации подвергается система налогообложения в сфере недропользования, где вопреки общей концепции наметился переход к системе неналоговых платежей. Так, интересен опыт США в сфере налогообложения нефтяной отрасли, использующей три основных вида платежей, применение которых возможно и в Российской Федерации: роялти, акциз на оптовые продажи и акциз на розничных продавцов.

Роялти устанавливается властями штатов и направляется целиком в бюджет штата. Однако существует два исключения. Если добыча нефти осуществляется на частных землях, то роялти устанавливает и получает владелец земли. Для совершенствования института взимания роялти за разработку недр на частной территории США были созданы ассоциации частных лиц - владельцев роялти, исполняющие консультационные и посреднические функции. Если добыча нефти ведется на территории, принадлежащей традиционной индейской общине, то роялти устанавливает и получает она. Плательщиком роялти выступает добывающая компания.

Активно развивается система "экологических налогов" и штрафных санкций за загрязнение окружающей среды. Например, в Нидерландах, ФРГ, Франции законодательно введена система налогообложения всех загрязняющих производств. Установление подробной системы в Великобритании привело к тому, что расходы на очистные сооружения составляют в отдельных случаях до 50% производственных затрат.

В настоящее время в США внесены новые законодательные инициативы по совершенствованию системы экологических налогов. Однако налогообложение компаний уже было усилено за счет введения нового энергетического налога - налога на британскую тепловую единицу (British Thermal Unit) и акцизного налога на уголь, который добывается в американских шахтах, на сырую нефть из нефтеочистительных заводов и на импортные нефтепродукты.

Рассмотрим платежи в зарубежных странах на примере пользования недрами.

Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего бывают в форме прямых или косвенных налогов, либо особых целевых платежей. Профессор Б.Д. Клюкин, классифицируя систему платежей в зарубежных странах по основным критериям, выделяет три их основных вида:

а) налог на собственность (собственника), обычно представленную в виде месторождения полезного ископаемого и горное имущество в стоимостном выражении, определяемом в ценах, установленных в соответствии с законодательством или рыночными ценами (ad valorem tax);

б) налог на единицу добытого полезного ископаемого (production tax);

в) подоходный налог (income tax), уплачиваемый в тех случаях, когда недропользователь получает прибыль и оказывает влияние на стоимость добываемого полезного ископаемого.

Например, во Франции система налогообложения разведочной и добычной деятельности включает три налога (налог на прибыль, налог на минеральные ресурсы, представляющий собой прогрессивный налог на годовой оборот компании, взимаемый центральным правительством, налог на добычную деятельность в пользу местных органов власти). Ставки и база налогообложения устанавливаются ежегодно парламентом, включая и местный налог. По отзывам специалистов, французская система налогообложения в области недропользования считается наиболее эффективной в мире.

В Германии установлена специальная система платежей за пользование недрами: налог на рудное поле, налог на горные разработки. В особую систему выделена плата за пользование недрами для добычи углеводородов. Следует отметить, что в последние годы в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах также введены специальные налоги на добычу углеводородов.

В США в области недропользования действуют три основных налога: налог на недвижимость (горные предприятия, оцениваемые по рыночной стоимости), налог на добытую продукцию и подоходный налог.

Платежи недропользователей в форме арендной платы учитывают как арендную плату за землю, так и аренду участка недр.

Таким образом, плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования.

В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Кроме того, доходы от эксплуатации природных ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе продукции и другими способами.

Опыт многих государств показывает, что механизмы взимания налогов достаточно разнообразны. С учетом специфических особенностей России нами могут быть заимствованы различные элементы налоговых систем, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой, или неналоговые методы изъятия рентных доходов (например, договора о разделе продукции), используемые в странах с формирующимися рыночными отношениями.

Анализ зарубежных налоговых инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения (изъятия) ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта.

Во-вторых, платежи, направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю за эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат (всевозможые лицензионные сборы и т.п.). Дополнительные платежи взимаются за услуги, связанные с оценкой природных ресурсов (лабораторный анализ, геологические и топографические исследования территорий, регистрация и сертификация документов и т.д.). Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг. Как уже отмечалось, при перераспределении ренты в зарубежной практике предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с пользователей природных ресурсов, то есть прямым способом. Однако существуют и косвенные налоги, посредством которых изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты с потребителей природного сырья. К наиболее важным прямым налогам на природные ресурсы относятся следующие. Арендная плата (или земельная рента), налог на доступ к природному ресурсу, налог на добычу и разведку и т.п. - это плата за право пользования природными ресурсами. Она рассчитывается на единицу арендованной территории. Подобный налог стимулирует геологоразведочные и эксплуатационные работы. Однако понятно, что цель налога - предотвращение спекуляций и сверхинтенсивной эксплуатации природных ресурсов, а не сбор средств в государственную казну. Это достигается путем получения дифференциальной ренты или налога с доходов. Арендная плата устанавливается на номинальном уровне па первые годы эксплуатации природного ресурса, но затем постепенно увеличивается с тем, чтобы побудить арендатора развивать свое производство. Роялти - это платеж государству за право использовать истощаемый природный ресурс. Он рассчитывается исходя из валовой выручки производителя, а не его чистой прибыли.

Система платежей за природные ресурсы может обеспечивать либо изъятие доходов рентного происхождения с целью передачи их от пользователя к собственнику, либо так называемую административную плату, то есть покрытие расходов на контроль за использованием природных ресурсов, оформление их передачи собственнику и т.д. В первом случае речь идет о налогах на природные ресурсы, а во втором, о плате за предоставление лицензии или налоге на недвижимость.

Наряду с налоговыми на практике используются и неналоговые методы изъятия доходов. Прежде всего это договор о разделе продукции между государством в лице государственной компании и заинтересованной компанией-подрядчиком использования минерально-сырьевых ресурсов.

2.2 Налоги за природопользование в РФ

В РФ система обязательных платежей за природопользование установлена нормами Налогового кодекса РФ и некоторых других федеральных законов, а также постановлениями Правительства РФ. Таким образом, она включает как налоговые, так и неналоговые платежи. В чисто налоговые платежи входят сборы за пользование объектам животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, а также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

1. Сбор за пользование объектами животного мира взимается при выдаче соответствующего разрешения (лицензии). Плательщиками сбора являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица осуществляющие пользование объектами животного мира. Под пользованием объектами животного мира понимается изъятие их из среды обитания. Ставка сбора устанавливается в твердой сумме и колеблется от 20 рублей до 15000 рублей за одно животное. При изъятии молодняка диких копытных животных в возрасте до одного года ставка сбора снижается в два раза. От сбора освобождается добыча животных в пределах лимитов для личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также добыча животных лицами, не относящимся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающим в местах их традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Лимиты добычи животных для личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ. От сбора освобождается также добыча животных в целях охраны здоровья населения и сельскохозяйственных животных (предотвращение эпидемий), в целях регулирования видового состава объектов животного мира, для изучения запасов. Изъятие животных из среды обитания без взимания сбора допускается также для воспроизводства объектов животного мира в соответствии с разрешением органа исполнительной власти и в научных целях. По истечении срока действия лицензии на пользование объектами животного мира плательщик сбора имеет право на возврат суммы сбора по нереализованным лицензиям.

Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов установлены отдельно для морских млекопитающих и для прочих объектов водных биологических ресурсов. Пониженные ставки в размере 15% от общих устанавливаются для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций при добыче в объеме установленных для них промышленных квот. Сбор уплачивается в виде разового вноса при выдаче лицензии и регулярных взносов. Размер разового взноса составляет 10% от общей суммы сбора. Регулярные взносы уплачиваются равными долями в течение срока действия лицензии. Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.

2. Водный налог уплачивают организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование. Налогом облагаются такие виды водопользования, как забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов, использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики и сплава древесины. Налог рассчитывается в зависимости от объема воды, забранной из водного объекта за квартал. Объем воды измеряется на основании показаний водоизмерительных приборов, а при их отсутствии - исходя из времени работы и производительности технических средств. Ставки налога устанавливаются в твердых размерах за 1 тыс. кубометров забранной воды по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. При использовании акватории водных объектов налог рассчитывается как площадь предоставленного водного пространства. При использовании воды в целях гидроэнергетики налогом облагается количество произведенной за налоговый период электроэнергии. На забор воды устанавливаются квартальные и годовые лимиты, при превышении которых ставка налога в пять раз в части объема превышения. От водного налога освобождаются некоторые виды водопользования, перечень которых установлен в статье 333.9 НК РФ. К ним относится, например, использование акватории для строительства гидротехнических сооружений, для рыболовства и охоты.

3. Налог на добычу полезных ископаемых уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр, то есть получившие в установленном порядке лицензию на разработку месторождений полезных ископаемых. Налогом облагаются добытые из недр полезные ископаемые: уголь, торф, углеводородное сырье (нефть, газ, газовый конденсат), руды металлов, горнорудное неметаллическое сырье, алмазы, сырье радиоактивных металлов. Налог исчисляется исходя из стоимости добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. При использовании прямого метода количество добытого полезного ископаемого уменьшается на сумму фактических потерь. Для оценки добытых полезных ископаемых при исчислении налога используется цена их реализации. Если налогоплательщик не реализует полезные ископаемые, налог исчисляют по их расчетной стоимости, которую подсчитывают как себестоимость их добычи. От налога освобождаются полезные ископаемые в части технологически обусловленных фактических потерь (в пределах нормативов, определяемом Правительством Российской Федерации), попутный газ, промышленные воды, минеральные воды, используемые налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях, подземные воды, используемые налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях. Освобождается от налога добыча полезных ископаемых из некондиционных или ранее списанных запасов. Снижение ставки налога в 0,7 раз применяется для налогоплательщиков, за счет собственных средств осуществивших поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений, либо возместивших все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества полезных ископаемых.

4. Заключение соглашения о разделе продукции создает налоговые преимущества для пользователя недр. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции предусматривает возможность освобождения пользователей недр от некоторых видов налогов и сборов, в частности, от налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога, налога на имущество организаций и транспортного налога (в части имущества и транспортных средств, используемых для целей соглашения). А также, при исполнении соглашения о разделе продукции применяются другие правила исчисления НДС и налога на прибыль организаций. При этом, часть добытых полезных ископаемых пользователь недр обязан передать в собственность государству.

5. Земельный налог взимается с земельных участков, принадлежащим гражданам и организациям. Плательщиками налога являются субъекты права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками. Налог исчисляется исходя из площади земельного участка и кадастровой стоимости земли, которая зависит от качества земли и ее назначения. От налога освобождаются земли, используемые религиозными и благотворительными организациями, организациями инвалидов, организациями уголовно-исполнительной системы, законсервированные земли, а также земли, используемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Ставки налога устанавливаются местными органами власти и не могут превышать 0,3% в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель жилищного фонда и 1,5% в отношении прочих земельных участков .

налог природный ресурс законодательство

Глава 3. Проблемы налогообложения природных ресурсов

В настоящее время кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения не позволяет учитывать в полной мере земельную ренту при установлении платы за землю, что в конечном итоге, негативно отражается на заинтересованности сельскохозяйственных производителей в развитии аграрного производства, рациональном использовании земельных ресурсов. При расчете земельного налога не учитывается рыночная стоимость участка.

Именно поэтому уже длительный период не утихают споры о переходе на налогообложение недвижимости. В данном случае земельный налог станет его составной частью. Еще одним из направлений реформы может быть сокращение числа льгот. Для граждан также можно понизить ставку налога (например, установив ее в пределах 0,1-0,5 %), так как в основу расчета налога будет положена рыночная стоимость земельного участка. По нашему мнению, все это должно привести к рациональному использованию земельных ресурсов.

В экономической литературе поднимаются вопросы, связанные с проблемой установления ставок по водному налогу. Так, ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2007 № А66-8862/2006 суд указал, что гл. 25.2 НК РФ не предусмотрена уплата налога по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ, в тех случаях, когда налогоплательщик без лицензии осуществляет водопользование из водных объектов для водоснабжения населения. Нормами гл. 25.2 НК РФ ставки водного налога устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, а также в зависимости от целевого использования воды (п. п. 1 и 3 ст. 333.12 НК РФ).

Однако Минфин России в Письме от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 отмечал, что в случае осуществления организациями и физическими лицами специального и (или) особого водопользования, требующего лицензирования, без лицензии водный налог уплачивается по ставкам, установленным ст. 333.12 НК РФ для данного вида водопользования. За безлицензионное водопользование эти организации могут привлечь к административной ответственности на основании ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законом.

Осуществление организациями и физическими лицами водопользования без лицензии (разрешения) в период переоформления лицензии на водопользование (при условии направления соответствующих документов на переоформление до истечения срока действия предыдущей лицензии (разрешения)) подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, не является нарушением правил водопользования и не влечет наложения административного взыскания .

Кроме того, уже неоднократно поднимался вопрос об увеличение предельного размера ставок. Ставки водного налога были установлены более 5 лет назад, и на сегодняшний день поступления от данного налога обеспечивают лишь 30 % от суммы затрат необходимых для содержания и развития водохозяйственного комплекса. Поэтому учитывая изменения в экономической ситуации нашей страны возможно проведение индексации ставок водного налога. По нашему мнению это будет способствовать обеспечению покрытия большей части расходов.

Налог на добычу полезных ископаемых по сравнению с ранее действующими налогами имеет ряд преимуществ, одним из которых является простота администрирования, как для налогоплательщиков, так и для сотрудников налоговых органов. Однако, следует отметить ряд недостатков.

Во-первых, вызывает нарекания привязка ставки налога и мировых цен на нефть. При этом на налог возлагается не свойственная ему функция изъятия ценовой ренты, возникающей вследствие высоких цен на энергоносители на мировых рынках. Кроме того, привязка НДПИ к мировым ценам ставит налогоплательщиков в неравные экономические условия: чем меньше доля экспорта в общем объеме поставок нефти налогоплательщика, тем больше доля налогов в полученных им доходах. При этом с ростом мировых цен на нефть налоговая нагрузка на таких налогоплательщиков увеличивается. Таким образом, НДПИ стал «экспортным» налогом, который обязаны уплачивать даже те нефтедобывающие компании, которые не осуществляют экспорта нефти.

Другой недостаток НДПИ, о котором неоднократно говорилось, - наличие плоской шкалы, не учитывающей в должной мере горно-геологических, экономико-географических, инфраструктурных и других особенностей и условий разработки месторождений, а также структуру запасов, их качество и т. д. Таким образом, дополнительные преимущества получают налогоплательщики, располагающие лучшими участками недр, выгодной становится добыча полезных ископаемых исключительно из относительно легко извлекаемых запасов. В результате увеличение объемов добычи нефти в стране происходит не за счет освоения новых месторождений или бурения дополнительных скважин, а за счет более интенсивной эксплуатации высокопродуктивных скважин.

Подобные документы

    Роль налоговой политики в системе природопользования. Виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами, действующее в Российской Федерации. Основные проблемы системы налогообложения природопользования и предложения по ее совершенствованию.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2016

    Участники налоговых правоотношений. Способы обеспечения обязанностей по уплате налога. Налоговая декларация и контроль. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Виды налогов и сборов в РФ. Государственная пошлина и ее плательщики.

    курс лекций , добавлен 15.01.2012

    Налоговое правонарушение и его состав. Общее понятие, объект налогового правонарушения. Субъекты налоговых правонарушений. Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Ответственность за налоговые правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2007

    Сущность налогового законодательства, порядок начисления налогов. Понятие налогового бремени на макро- и микроуровне, основные направления его применения. Особенности ответственности за совершение налоговых правонарушений, характеристика форм вины.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2012

    Принципы налогообложения сформулированные Смитом. Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации. Нормативная база, определяющая порядок расчета налогов. Порядок исчисления и сроки уплаты федеральных налогов в бюджет, структура налоговых платежей.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2009

    Система и принципы налогового законодательства. Основы налоговой системы. Субъекты налогообложения. Объекты налогообложения. Ответственность налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства. Система налогов и сборов в РФ.

    реферат , добавлен 12.09.2006

    Система налогов в российской федерации. Субъекты налоговых отношений. Налоговое обязательство и его исполнение. Федеральная служба налоговой полиции и ее территориальные подразделения. Министерство финансов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2006

    Общие и отличительные черты налоговых систем стран. Перспективы развития налоговых систем Российской Федерации и Франции. Доминирующие налоги, местные поимущественные налоги. Федеральный, региональный и местный уровни российской налоговой системы.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2014

    Сущность налогов как финансово-экономической категории, их функции и принципы налогообложения. Понятие и характеристики налоговых систем. Система налогового законодательства Российской Федерации. Особенности налоговых систем США, Японии, Великобритании.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2010

    Акт выездной налоговой проверки. Решение по результатам рассмотрения материалов проверки. Привлечение к ответственности налогоплательщика. Дополнительные мероприятия контроля. Ответственность налоговых органов за нарушение налогового законодательства.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Минеральные и водные ресурсы являются базисом развития экономики и в большей степени определяют размещение и развитие производительных сил. Но с тех пор, как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход не возобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, реки мелеют и пересыхают, многообразие флоры и фауны сменяются порой неприглядными картинами.

Актуальность: важное значение приобретает формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов. Построение рациональной системы налогообложения, установление платности пользования природными ресурсами преследуют цели экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Однако в настоящее время доля платы за пользование природными ресурсами в доходной части Федерального бюджета составляет порядка 3%.. Цель работы: изучить налоговую систему природопользования и защиты окружающей среды, рассмотреть налоговую базу, ставку, а так же определить эффективность всей системы.

Задачи работы: выполняя работу следует более подробно разобраться в особенностях построения системы природопользования и защиты окружающей среды, рассмотреть каждый вид налоговых платежей и сборов и неналоговых платежей в зависимости от вида ресурса.

В России сложилась система платежей за природные ресурсы, которая включает в себя, во-первых, налоговые платежи и сборы порядок начисления и уплаты которых регулируется Налоговым кодексом РФ: сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов; налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог; во-вторых, ряд неналоговых платежей, регулируемых законами неналогового характера: платежи за пользования недрами.

Налоги в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Общие положения

Использование природных ресурсов осуществляется за соответствующую плату, в основу которой положена рентная составляющая. Разнообразие рентных составляющих определяет различный уровень платы за пользование природными ресурсами. Кроме того, на виды и размеры этих платежей влияют вид ресурса, его качественные свойства, цели использования. Обсуждение перспектив ресурсного налогообложения (1995-2005 гг.) носило характер жестких становлений сторонников и противников ресурсного налогообложения. Одни специалисты доказывают, что опора на рентную составляющую при формировании структурного состава налоговой системы России явится залогом развития экономики и препятствием неэкономического использования экспортного потенциала ресурсодобывающих отраслей.

Экспертами ВИЭМС были проведены фундаментальные расчеты, подтверждающие потери национальной экономики из-за несовершенства экономики и несоблюдения отечественного законодательства о недропользовании. Другая группа экспертов, напротив, считает, что в России не созданы необходимые условия для перехода - к ресурсному налогообложению. Следует полагать, что перспективным и важным направлением совершенствованием налоговых отношений в России является разработка принципов геофискальной политики и создание алгоритма их практической реализации.

Большинство ученых считает, что ресурсные налоги не создают налоговой нагрузки, затрудняющие экономический рост плательщика и страны в целом. В подтверждении важности рационального хозяйствования в сфере ресурсопользования уместно привести некоторые результаты фундаментальных исследований научного коллектива одного из сырьевых регионов России - Европейского Севера, возлагаемого профессором В. Лаженцевым. Обращают на себя внимание принципы, которые, по мнению В. Лаженцева, "пока недостаточно четко вписанных в технологию государственного управления". К важным принципам автор относит "соблюдение приоритета национальной безопасности над частными интересами, внутреннего рынка над внешним, стремление к пропорциональности между различными объектами развития хозяйственных систем".

В настоящее время в России действует система различных государственных платежей в бюджет, внебюджетные и другие фонды, дополнительные акцизы на углеродное сырье, газ. Основными платежами этого пользования недрами, отчисления на воспроизводство водохозяйственных темпов. Кроме того, в состав этой системы включены также экологические налоги. Ими обычно называют санкции, взимаемые за нарушение правил природопользования, уплата штрафных сумм за нарушение правил природопользования. Роль так называемых ресурсных налогов принято ориентировать по отношению к бюджетным потребностям козны государства и по отношению к реализации мер экологической защиты окружающей среды. Как налоговый источник бюджетов всех уровней ресурсные налоги играют несущественную роль. Экономическая роль ресурсных налогов с каждым годом повышается по мере осознания обществом опасности загрязнения окружающей среды.

Различают два направления, по которым можно определить эту роль ресурсных налогов. Одним является установление платежей санкционального свойства, например, за сверх нормативные выбросы в атмосферу вредных веществ, а в особых случаях взимается финансовый штраф или накладывается на виновных административное взыскание. Вторым направлением налогового регулирования сферы эксплуатации природных богатств является установление поощрительных мер, когда разрабатывается регрессивная шкала уплаты, например, налога на доход корпорации, ежеквартально (ежегодно) снижающей коэффициенты окружающей среды.

В российской практике в основном используются налоговые санкции, система специальных экологических налогов только создается. Вопрос о защите эколого-защитных мероприятий, реализуемых корпорациями, и их реальной налоговой нагрузки в 2000 году поставлен только концептуально. Разработка систем регрессивного налогообложения особенно в сфере ресурсных платежей, является проблемой, которую необходимо решить в ближайшее время.

Экономическое значение платежей за природные ресурсы

Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки, полученных бумаг и приносимого вреда в сферах использования земли, недр земли, воздушных и водных средств. Если приведенные методы экологической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи, например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов. Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по становлению и производству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы.

Существуют следующие методы оценки природных ресурсов: воспроизводственный метод позволяет определить стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;

результативный метод позволяет вести экономическую оценку только природных ресурсов, приносящих доход через разницу доходов и текущих затрат;

рентный и монопольно-ведомственный метод расчета исходит из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.

Система платежей за природные ресурсы включает:

Плату за право пользования природными ресурсами;

Плату за частичное восстановление;

Штрафные платежи за превышение минимального использования природных ресурсов.

Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетом. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:

Налог на пользование недрами;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Водный налог; лесной налог;

Экологический налог.

К местным налогам относится земельный налог.

В природе ничто не пропадает, кроме самой природы.

Андрей Крыжановский

Ключевые проблемы налогообложения природных ресурсов

На всякую ключевую проблему найдется своя отмычка. _Лешек Кумор

В условиях реформируемой российской экономики проблема сочетания фискальных аспектов с регулирующими в налогообложении природопользования уже почти как два десятилетия сохраняет статус чрезвычайной актуальности. К тому же она является одной из наиболее дискуссионных проблем в нашей стране, чрезвычайно богатой всеми видами природных ресурсов, а потому зачастую используемыми нерационально. В современных условиях резко возросла необходимость бережного потребления природных ресурсов, сложилась тенденция сокращения минерально-сырьевой базы и ухудшения экологической обстановки в стране, но вместе с тем сохранился неэффективный механизм изъятия, использования и распределения природной ренты.

Налоговые и обязательные платежи за пользование природными ресурсами играют немаловажную роль в экономической, финансовой и налоговой системе нашей страны. Россия - одна из самых богатых стран мира по запасам полезных ископаемых и наличию других природных ресурсов. Эффективное использование природно-ресурсного потенциала дает реальную возможность обеспечения высоких темпов роста ВВП и восстановления необходимого для развития страны индустриального и технологического уровня. Важнейшим фактором экономического роста может стать использование благоприятной конъюнктуры мирового рынка природного сырья, реализация на практике эффективных финансовых механизмов изъятия в бюджетную систему рентных доходов и их использования для ускоренного развития перерабатывающих отраслей экономики и социальной сферы.

Вместе с тем, несмотря на значительную стабилизацию экономики, природный фактор используется пока недостаточно эффективно для целей реализации политики устойчивого экономического роста. Природоэксплуатирующий сектор занимает одно из центральных мест в экономике России (25-30% ВВП). В то же время его доля в доходах консолидированного бюджета страны составляет лишь 15% (без экспортных таможенных пошлин).

Задание научного руководителя

Используя данные Росстата, ФНС России и материалы § 2.5, обоснуйте вывод о динамике фискальной значимости природоэксплуатирующего сектора российской экономики

Учитывая колоссальнейшие природные богатства России, ее природноресурсный потенциал, этот показатель чрезвычайно мал. Значительная часть природной ренты остается в руках природопользователей для удовлетворения их личных нужд, а изымаемая государством часть рентных доходов направляется в Фонд национального благосостояния и Резервный фонд и не работает на российскую экономику, оседая за рубежом в виде вкладов на счетах иностранных банков и в облигациях государственных займов других стран.

Оценивая структуру действующей структуры налоговых платежей за природные ресурсы, приходится констатировать, что уровень поступлений доходов от эксплуатации природных ресурсов, обеспечиваемый налоговой системой в целом и равный приблизительно 34%, в действительности более чем на 1/2 состоит из поступлений экспортных (вывозных) пошлин на нефть. Без учета экспортных пошлин удельный вес налогов и платежей за природные ресурсы в налоговых доходах составит всего лишь около 17%. Очевидно, что доля доходов от эксплуатации минерально-сырьевого сектора в доходной части бюджета должна быть увеличена, но для этого необходимо реформировать природно-ресурсные налоги.

Приходится констатировать, что современная российская налоговая система не настроена на изъятие природной ренты с природопользователей. Это стержневая проблема. Из чего следует, что приоритетным направлением повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала являются разработка и внедрение эффективного налогового механизма изъятия в бюджетную систему природной ренты.

Природная рента должна изыматься только через налоговую систему. Сторонники изъятия природной ренты в России считают, что рентные платежи - это налоги и поэтому их надо рассматривать в качестве основания для увеличения налоговой нагрузки на природоэксплуатирующий сектор .

Споры между сторонниками и противниками изъятия природной ренты через налоговую систему касаются лишь количественных оценок: сколько дополнительных денежных средств можно изъять в бюджет государства через налоговую систему.

Национальное богатство России оценивается специалистами на сегодняшний день следующим образом (минимально) :

  • основной капитал (фонды, средства) - 4 трлн долл.;
  • материальные активы - 0,6-0,7 трлн долл.;
  • домашнее имущество - около 2 трлн долл.;
  • лес - 63 трлн долл.;
  • минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база - 270 трлн долл.;
  • интеллектуальный потенциал - 10 трлн долл.;

Присутствуют и иные оценки. Может быть, все они и недостаточно точны, но важно другое. В любом случае получается, что минерально-сырьевая и топливно- энергетическая базы по стоимости превосходят остальные компоненты национального богатства не в разы, а на порядки.

Сейчас рентная оценка государством природного фактора, на который приходится основная масса общего рентного дохода в экономике, чрезвычайно занижена. Между тем газовая, нефтяная, лесная промышленность, черная и цветная металлургия получают на сегодняшний день большую часть сверхприбыли от использования природной ренты.

Сложившееся положение должно быть изменено. Этого требуют жизненно важные интересы страны, подавляющего большинства ее граждан. Без справедливого распределения сверхдоходов от использования природных ресурсов, принадлежащих всему обществу, и направления их на цели развития, преодоления бедности и роста благосостояния Россия обречена на зависимость от мировых финансово-промышленных и политических центров, на деградацию населения, природы и экономики. Возможности перемен связаны с принятием соответствующих поправок в природно-ресурсное, налоговое и бюджетное законодательство. Необходимо сместить акцент в действующей налоговой системе на налогообложение рентных доходов. Налоги за природные ресурсы должны играть гораздо большую роль в экономике, составлять более значимую долю в общей структуре налогов.

Ренту обязан платить тот, у кого она возникает, а не граждане России, оплачивающие в конечном счете товары и услуги, в цену которых включены налоги за природопользование. Например, недропользователи включают их в цену добытой нефти, перекладывают на производителей бензина и других нефтепродуктов, а они, в свою очередь, перекладывают налоги через цены на потребителей нефтепродуктов.

Рента же должна взиматься с прибыли производителей первых товарных продуктов, полученных из природного сырья, не удорожая стоимости товаров на последующих стадиях его переработки, или следует создать условия, ограничивающие возможности переложения рентных налогов (платежей) природопользователем на потребителей его продукции через цены.

При переходе на данную модель налогообложения природных ресурсов необходимо придерживаться следующих принципов:

  • более высокий платеж (налог) за лучший ресурс (по качеству, местоположению, потребительским свойствам);
  • достаточная весомость размера платежей за природные ресурсы с позиций возможности реального стимулирования снижения ресурсоемкости производства;
  • установление прямой зависимости между налогами рентного характера и прибылью природопользователей;
  • потенциальная оценка неиспользуемых природных ресурсов.

Реализация этих принципов позволит создать условия, стимулирующие повышение эффективности производства и обеспечивающие справедливое распределение благ, получаемых от использования природных ресурсов. Государству же предстоит выстроить механизм налогообложения природопользования таким образом, чтобы предприятия могли работать достаточно эффективно, обеспечивая в то же время поступление средств в бюджет на цели социально-экономического развития территорий. Участие территорий в системе рентных отношений в недропользовании дает возможность реализовать цепочку «природный ресурс - налоги - бюджет - социально-экономическое развитие территорий - стабильная экономика».

Внедрение эффективных механизмов изъятия ренты от использования природных ресурсов может обеспечить ежегодные дополнительные поступления в бюджет. Это позволит направить дополнительные доходы на стимулирование инвестиционной деятельности, выполнить социальные обязательства государства перед гражданами, профинансировать многие социальные программы, повысить пенсии, зарплату работникам бюджетных отраслей и пособия незащищенным слоям населения страны.

  • Оценки природной ренты и ее роль в экономике России / Рук. автор, кол. член-кор. РАНС.Ю. Глазьев. М., 2003. С. 9.
  • По материалам сайтов: http://www.politrussia.ru/life/50705.html; http://www.kprf.ru

Налогообложение - один из важнейших стимулов рационального природопользования на уровне предприятия. Основная идея введения особых, экологических налогов заключается в попытке установить зависимость между отчислениями с предприятий в доход бюджетов и степенью вреда, наносимого ими окружающей природной среде и природным ресурсам.

Среди экологических налогов выделяют следующие две группы:

  • 1) регулирующие налоги, направленные на непосредственное предотвращение действий, наносящих вред окружающей среде (например, платежи за загрязнение среды, за размещение отходов и др.). При определении ставок этих налогов учитываются показатели технической возможности и экономической рентабельности в рамках данного вида хозяйственной деятельности. Считается, что при большой дифференциации данного вида налогов расходы на предотвращение ущерба окружающей среде оказываются выгодными;
  • 2) финансирующие налоги, нацеленные на взимание денежных средств и аккумулирование их на особых счетах, в специальных (экологических и др.) фондах, используемых для финансирования различных природоохранных мероприятий (например, плата на восстановление и охрану водных объектов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п.).

При определении ставок этих налогов учитывают показатели прибыльности предприятия и непрерывности финансовых поступлений. В отличие от регулирующих налогов, финансирующие налоги не связаны напрямую с величиной отрицательного воздействия на среду и ресурсы.

Наряду с этим различают прямые и косвенные экологические налоги и платежи. Например, платежи за выбросы являются прямыми, так как представляют загрязнителю прямой стимул для снижения выбросов вредных веществ. Платежи за экологически грязную продукцию являются косвенными, поскольку поощряют снижение потребления такой продукции и лишь опосредованно приводят к снижению загрязнения среды.

Важной статьей доходов бюджетной системы Российской Федерации являются платежи за пользование природными ресурсами, значительную часть которых составляют поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Доходы от НДПИ в федеральный бюджет вследствие роста мировых цен на энергоносители имеют устойчивую тенденцию к росту с 2003 г. Поскольку ставка НДПИ непосредственным образом связана с уровнем мировой цены на нефть, улучшение мировой конъюнктуры рынка энергоносителей автоматически сказывалось на уровне налоговых поступлений по данному налогу.

Основную часть суммарных поступлений НДПИ составляют поступления от добычи нефти. В 2002-2007 гг. на их долю приходилось 85-90% всех поступлений. Соответственно, динамика общих поступлений НДПИ в решающей степени определяется факторами, формирующими налоговые поступления при добыче нефти. Основными из них являются объем добычи нефти и уровень мировых цен на нефть.

Налоговое стимулирование может быть как негативным (в виде дополнительного налогообложения экологически вредной продукции, производимой с использованием экологически опасных технологий), так и позитивным (льготное, частичное налогообложение или полное освобождение от уплаты налогов за экологически более безвредную деятельность, технологии, готовую продукцию, использование отходов и т.п.). Налоговые льготы применяются в качестве экономического механизма, компенсирующего относительно большие затраты на производство продукции, отвечающей экологическим требованиям.

Примеры налоговых льгот, закрепленных в законах России:

* По Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусмотрена льгота в виде налогового освобождения части облагаемой прибыли (до 30%), направляемой на природоохранные цели, но только применительно к иностранным юридическим лицам. В отношении российских предприятий данная льгота не применяется с 1996 года.

Она была отменена в связи с тем, что перекрывалась иной налоговой льготой - на капитальные вложения, а также по причине отсутствия прибыли у многих предприятий.

  • * По Закону РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» предоставляется отсрочка налогового платежа предприятию со среднесписочной численностью работающих не более 200 человек, при этом предоставляется право снизить сумму налогового платежа на 10% от цен закупленного и введенного в действие оборудования, используемого непосредственно и полностью для защиты окружающей среды от загрязнения отходами.
  • * По Закону РФ «О налоге на имущество предприятий» налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, в число которых включены заповедники, природные национальные и дендрологические парки, ботанические сады; кроме того, стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов, используемых для охраны природы. В целом, мировая практика движется по пути постепенного и целенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование. Платежи за загрязнение среды и вредные воздействия на природные условия и ресурсы (в более широком смысле - за любое отрицательное воздействие на природные ресурсы и окружающую среду) являются одним из основных экономических стимулов, заставляющих природопользователей, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, самих принимать меры по уменьшению отрицательного воздействия. Плата за загрязнение может выступать в двух формах: налоговой (в виде сборов в рамках государственной налоговой системы) и вненалоговой (сборы поступают во внебюджетные специализированные фонды). Считается, что в идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги.

Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования. В Водном кодексе под специальным водопользованием понимается ис­пользование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, техни­ческих средств или устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии ли­цензии на водопользование.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специ­альное и (или) особое водопользование по законодательству РФ. Наряду с организациями и индивиду­альными предпринимателями плательщиками водного налога являются и обычные граждане.

Объекты налогообложения - различные виды пользования водными объектами, а именно:

    забор воды из водных объектов;

    использование акватории водных объектов;

    использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Установлен закрытый перечень 15 видов, которые не признаются объектом налогообложения (например, забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности).

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база опреде­ляется применительно к каждой ставке. Например, налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, а при использовании акватории вод­ных объектов - как площадь предоставленного водного пространства.

Налоговым периодом является квартал.

Налоговые ставки установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида во­допользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

Порядок исчисления. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно в отношении всех видов водопользования. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется как произведе­ние налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объ­екта налогообложения. Срок уплаты - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим нало­говым периодом. Налоговая декларация представляется в налоговый орган в срок, установленный для уплаты налога.

Ставки водного налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых)лимитов водопользования

Экономический

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях за 1000 куб. м воды,

забранной из:

поверхностных водных объектов

подземных водных объектов

Северный

Северная Двина

Прочие реки и озера

Северо-Западный

Западная Двина

Прочие реки и озера

Центральный

Западная Двина

Прочие реки и озера

Волго-Вятский

Северная Двина

Прочие реки и озера

Центрально-

Черноземный

Прочие реки и озера

Поволжский

Прочие реки и озера

Северо-Кавказский

Прочие реки и озера

Уральский

Прочие реки и озера

Западно-Сибирский

Прочие реки и озера

Восточно-

Сибирский

Озеро Байкал и его бас­сейн

Прочие реки и озера

Дальневосточный

Прочие реки и озера

Калининградская

Прочие реки и озера