Национальная инновационная система. Инновационные системы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Национальная инновационная система

1.2 Роль государства в НИС

1.3. Университеты в НИС

Заключение

Список литературы

инновационный система технологический университет

Введение

В настоящее время инновации являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества. Невозможно представить современный мир без как уже осуществившихся инноваций и ставших привычными, так и без будущих, способствующих дальнейшей эволюции. Большинство ученых сходятся во мнении, что инновации превратились в основную движущую силу экономического и социального развития. Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития.

Понятие «инновации» используется практически повсеместно, является темой бесед как на бытовом, так и на профессиональном уровне, в т.ч. на уровне глав государств, международных организаций и т.д. Под инновацией можно понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Актуальность темы исследования:

В современных общемировых реалиях многие прогрессивные страны стремятся так или иначе объединить и создать общую межнациональную инновационную систему, которая ускорит глобальный технологический рост. Так как РФ в плане технологий отстает от запада, то подобный инновационный союз поспособствует сокращению "разрыва" между РФ и лидерами в технологическом развитии, а так же поможет наладить внешние отношения.

Выявить основные условия формирования межнациональной инновационной системы(МнИС)

1. Выяснить какую работу проводит РФ в данном направлении

2. Показать ключевые моменты становления межнациональной инновационной системы в Европе.

Объект: Межнациональные инновационные системы

Предмет: Предпосылки становления МнИС

1. Понятие национальной инновационной системы

1.1 Национальная инновационная система

Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.

Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

НИС включает следующие компоненты:

1. Нормативно-правовая база ИД

2. Субъекты ИД

3. Инфраструктура НИС.

Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта.

Изучение проблем технического прогресса и инновационной деятельности во второй половине ХХ в. стало одним из наиболее важных и обширных направлений исследований в зарубежной экономической литературе. Наиболее важные приоритеты научно-технологического развития при этом все более связываются не с грандиозными, дорогостоящими проектами прорывного демонстрационного характера, а с непрерывной повседневной работой по формированию национальных инновационных систем (НИС) и их звеньев.

Наиболее полно всю эту систему со всеми взаимодействиями показывает и объясняет теория тройной спирали, которая призвана ускорить процесс интеграции инновационных систем, а так же объясняет как именно происходит этот процесс. Теория тройной спирали (TripleHelix) создана в Англии и Голландии в начале XXI века профессором университета Ньюкастла Генри Ицковицем (Henry Etzkowitz) и профессором амстердамского университета Лойетом Лейдесдорфом (Loet Leydesdorff). Тройная спираль символизирует союз между властью, бизнесом и университетом, которые являются ключевыми элементами инновационной системы любой страны.

Рис. 1.1 Взаимодействие трех составляющих инновационной системы в тройной спирали

Модель тройной спирали показывает включение во взаимодействие определённых институтов на каждом этапе создания инновационного продукта. На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат выводится совместно властью и бизнесом.

Роль университета в модели тройной спирали неоспорима. Большинство стран сегодня переходит к экономике знаний, когда ключевым фактором конкурентоспособности государства становятся новые знания и технологии. Именно университеты, ведущие исследования и разработки, становятся в такой ситуации важнейшим ресурсом для наукоёмкого производства.

Основоположниками теории формирования НИС можно по праву считать К. Фримэна (Институт исследования научной политики Сассекского университета, Великобритания), Б.-А. Лундвалла (университет г. Упсала, Швеция) и Р. Нельсона (Колумбийский университет, США), проанализировавших развитие инновационной деятельности в различных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом в основу исследования были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером (теория экономической динамики), Ф. Хайеком (концепция рассеянного знания), Д. Нортом (институциональная теория), Р. Солоу (роль НТП в экономическом росте), П. Ромером и Р. Лукасом (новая теория роста).

Теория тройной спирали рассматривает национальные инновационные системы как центральный объект изучения. Научное, практическое и политическое значение этой проблематики трудно переоценить. Фактически она заменила собой парадигму «экономики благосостояния», идеологическая значимость которой была исчерпана в 1970-е гг. В этой связи весьма полезным и ценным представляется углубленное изучение, а главное, практическое применение опыта стран, наиболее продвинувшихся на пути использования инновационной активности как главного фактора экономического роста. Следует особо подчеркнуть значимость изучения опыта стран Европейского союза в решении задачи создания эффективно функционирующей национальной инновационной системы по следующим причинам:

Общность факторов, препятствующих инновациям, и изменение характера протекания инновационного процесса;

Необходимость формирования механизмов наднационального регулирования инновационного развития в рамках государства;

Общность территориальных границ, внешнеторговая деятельность, наличие совместных проектов и межгосударственных соглашений с европейскими странами;

Возможность заимствования европейского опыта функционирования многоуровневой инновационной системы.

При формировании и функционировании национальных инновационных систем развитых стран наблюдаются следующие закономерности:

Государство играет активную роль при формировании и функционировании НИС, при этом по мере становления инновационной экономики осуществляется переход от прямого управления к индикативному;

Увеличение объема новых знаний, развитие технологий, прежде всего, информационных и телекоммуникационных сетей, миниатюризация производства способствуют созданию сетевых структур, в основу управления которыми положены принципы самоорганизации (синергетические принципы);

Повышается роль регионов в развитии инновационных процессов, при этом инновационная система рассматривается как один из инструментов территориального развития;

По мере развития национальных инновационных систем происходит их интеграция в наднациональные инновационные системы.

Тройная спираль, как модель любой национальной инновационной системы состоит из главных трёх состовляющих:

1. Университеты.

2. Государство

3. Предпринимательство

1.2 Роль государства в НИС

Следует выделить наиболее важные функции инновационного государства:

1. Государство выступает гарантом для бизнеса, в том, что его вложения застрахованы от различных рисков, таким образом, государство стимулирует активность бизнеса и увеличивает объемы новых инвестиций.

2. Государство регулирует налоговую систему и предоставляет льготы для предприятий, работающих в инновационном секторе экономики, тем самым активизируя высокотехнологичные предприятия.

3. Государство организует агентства по выдаче патентов как временную форму монополии над знанием, тем самым оно дает возможность другим участникам инновационного процесса развивать технологии с доступных для всех участников начальных точек отсчета.

4. Государство формирует условия для фундаментальных исследований, которые впоследствии будут перенесены в специализированные отрасли производства.

В результате можно сделать вывод о том, что государство в рамках модели «тройной спирали» должно способствовать развитию бизнеса путем минимизации его рисков и под сильным влиянием науки. Более того, государство в инновационной экономике осознает наибольшую значимость проведения инновационной политики по сравнению с простой раздачей собственных директив.

НИС европейских стран существенно отличаются друг от друга, в том числе в плане постановки целей и задач. Так, например, Франция видит основную задачу НИС в создании дополнительных рабочих мест, а Германия -- в развитии прогрессивных технологий. При этом, по оценкам европейских экспертов, общая эффективность обеих НИС примерно одинакова.

В части регулирования развития НИС государства принимают на себя:

Установление рамочных условий развития инновационного бизнеса;

Разработку стратегии инновационного развития экономики;

Проведение прогноза технологического развития и определение на этой базе научно-технологических приоритетов;

Поддержку развития инновационной инфраструктуры;

Разработку и реализацию мер по косвенному и прямому стимулированию инновационной деятельности, однако, эти меры, как правило, не направлены на прямое финансирование выпуска продукции;

Участие в развитии сферы исследования и разработок (ИР-сферы), при этом безусловный приоритет отдается фундаментальной науке.

Кроме того, НИС рассматривается как один из основных инструментов регионального развития.

Таким образом, в каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативно-правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда.

1.3 Университеты в НИС

Университеты - самая важная и значительная часть данной системы взаимодействия и интеграции национальных инновационных систем, именно из-за правильной работы университетов со временем появляется предпринимательская инновационная составляющая тройной спирали.

В формировании национальной инновационной системы значительная роль возложена на высшее учебные заведения, целью которых является обучение студентов и проведение научных исследований и инновационной деятельности. Однако в последнее время наблюдается низкий уровень исследовательской деятельности в вузах. В настоящее время около 80% организаций высшего профессионального образования РФ ни как не связаны с научным организациями, более 82% профессорско-преподовательского состава государственных вузов не проявляют интерес к научным исследованиям. Разделение процессов обучения и исследований привело к разрыву важных творческих связей между способными и полными новых идей студентами и умудрёными опытом исследователями. Как свидетельствует опыт СШП, появление многих наиболее известных инновационных компаний связано с тем, что их основатели именно со студенческих лет, занимались научно-исследовательской деятельности, развивали свои оригинальные идеи. Без погружения в иследования и коммерческую культуру в стенах университетов, останователи этих компаний вряд ли смогли совершить то, что им удалось.

Важным направлением повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы является формирование новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности на основе реализации программ развития национальных исследовательских университетов(НИУ). В основе данного направления лежат целевые программы, направленные на усиление исследовательской деятельности в вузах. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. подчеркивается необходимость активизации участия студентов и преподавателей вузов в исследовательской деятельности. Формирование и функционирование национальных исследовательских университетов в России направлено на кадровое и научное обеспечение национальной инновационной системы на основе осуществления качественной модернизации научной и образовательной деятельности, удовлетворения запросов высокотехнологичного сектора российской экономики, повышение конкурентоспособности российской системы образования, вывода на мировой уровень наших университетов.

Первым же важнейшим условием развития межнациональной инновационной системы является интернационализация образования. Что прежде всего подразумевает под собой свободное перемещение студентов и преподавателей между вузами и прочими образовательными и научными учреждениями различных стран. Это способствует расширению информационного потока, обмену различного опыта, недоступного в одном государстве, но являющимся обыкновенной практикой в другом. Так же это может способствовать созданию международных предприятий или предприятий находящихся в разных странах, но тесно сотрудничающих между собой.

Циркуляция информации - информационные коммуникации являются основой сотрудничества любого уровня, от локального до международного, и прежде всего международного. Некоторые информационные сети должны информировать о политике государств и источниках финансирования, передовых научных исследованиях университетов. Следует отметить, что обмен знаниями и технологиями между университетами-предпринимателями является одним из важнейших шагов к интеграции. Тесная работа различных университетов помогает в ускорении исследований, и косвенно влияет на создании инновационной инфраструктуры в будущем. Взаимодействие с предприятиями в подготовке и переподготовке кадров для высокотехнологичного производство. При этом производится как переподготовка тех работников, которые уже работают на предприятии в том числе и менеджеров.

1.4 История развития НИС в Европе

Первый этап формирования НИС в европейских государствах начался после окончания Второй мировой войны, что было обусловлено необходимостью послевоенного восстановления экономик. Активизация инновационных процессов обеспечила ускоренный выпуск новой продукции на базе современных достижений науки и техники, позволила Германии, Англии и Франции выйти в лидеры мировой экономики, создать к концу ХХ в. реальные предпосылки для построения постиндустриального общества.

Завершение «холодной войны» и ликвидация военного противостояния Запад--Восток дали новый импульс развитию европейских национальных экономик по инновационному пути. В последнюю четверть ХХ в. инновационные процессы получили широкое развитие не только в общепризнанных странах-лидерах, но и в государствах, ранее не имевших больших достижений в наукоемких отраслях промышленности. Наиболее показателен здесь пример Финляндии. В конце 1970-х гг. Финским национальным фондом исследования и развития «Sitra» был подготовлен доклад «Оценка технологий», который положил начало дискуссии о научно-технической политике в стране. Ее итогом стало принятие в 1982 г. ряда правительственных решений, направленных на построение национальной инновационной системы, прежде всего, увеличение ассигнований на НИОКР с 1,2 % ВВП в 1982 г. до 2,2 % ВВП к 1992 г. К 2000 г. расходы на эти цели достигли 3,37 % ВВП при среднем значении по странам ЕС 1,88 %.

Следующим принципиальным решением было создание системы государственного регулирования. Для управления инновационными процессами был создан правительственный Совет по научной и технологической политике. При этом основным направлением инновационно-технологического развития были выбраны информационные технологии и телекоммуникационные системы.

В результате целенаправленной государственной политики и реализации выбранных приоритетов в стране на базе наукоемкой промышленности была создана динамично развивающаяся экономика. Так, в 1996--2000 гг. рост ВВП Финляндии составлял в среднем 5,1 % в год, в то время как в США -- 4,3 %, Японии -- 1,3 %, ЕС -- 2,6 %.

2. Интеграция инновационных систем в ЕС

Новый этап развития европейских НИС, заключающийся в их объединении в единую гипер-систему, начался в марте 2000 г., когда на заседании Европейского совета в Лиссабоне была предложена программа создания инфраструктуры знаний, активизации инноваций и экономических реформ, модернизации систем социальной поддержки и реформы образования. Цель данной программы была определена как построение наиболее компетентной и динамичной экономики, основанной на знаниях, обеспечивающей ЕС мировое лидерство.

Одновременно с этим с целью объединения усилий ученых различных стран была провозглашена концепция создания единого исследовательского пространства в Европе и определены конкретные шаги по решению этой проблемы. При этом особо подчеркивалась необходимость решения двух основных задач:

Получение максимума инновационных преимуществ за счет национальных и общеевропейских усилий в поддержке исследований;

Создание дружелюбной окружающей среды для начала и развития инновационного бизнеса.

В последние годы ярко обозначилась тенденция к созданию межгосударственных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимает Европейская бизнес-сеть. Европейская сеть бизнес- и инновационных центров является международной некоммерческой организацией. Она была создана в 1984 г. Ее учредителями являются Европейское сообщество и группа промышленников. Бизнес-сеть состоит из национальных сетей и является одним из важнейших элементов интегрированной европейской инновационной системы. К 2000 г. в состав сети входило более 200 организаций, включая 150 бизнес-инновационных центров, расположенных в 21 стране Европы и дальнего зарубежья (Турция, Китай, США, Южная Америка и др.).

При этом в рамках одной страны бизнес-инновационные центры объединяются в национальные бизнес-сети, в работе которых принимают участие:

Инкубаторы и бизнес-парки,

Торговые ассоциации,

Региональные и местные руководители,

Частные компании,

Агентства регионального развития,

Европейская комиссия и другие европейские организации,

Промышленные ассоциации,

Торгово-промышленные палаты,

Финансовые структуры,

Научные и технологические парки,

Университеты и исследовательские центры,

Другие международные сети.

Основной задачей таких центров является поддержка бизнесменов, работающих в сфере инноваций, и развивающихся инновационных фирм. При этом ставится цель вырастить новые инновационные фирмы или перенастроить уже имеющиеся таким образом, чтобы они уже рассматривались как часть процесса промышленного планирования. Эти фирмы начинают взаимодействовать с публичными или частными структурами на основе соглашений, предусматривающих их участие в региональном и местном развитии. Широкая сфера охвата дает возможность оказывать различные услуги по развитию фирм и наладить кооперацию со специализированными сервисными службами.

Особую роль бизнес- и инновационные центры играют в регионах, не имеющих развитого научно-технического или инновационного потенциала, явных преимуществ, позволяющих им интенсивно развиваться и не обладающих высокой инновационной активностью. Учитывая результаты работ, ЕС рекомендовало, чтобы региональные программы включали в себя подобные структуры в тех регионах, которым требуется помощь, и более интенсивно использовали уже имеющиеся центры в целях регионального развития. Таким образом, обеспечивается участие инновационной системы в инновационном развитии территорий, прежде всего, не имеющих развитого научно-технологического или промышленного потенциала.

Формирование внутрирегиональных инновационных сетей предполагает наличие: разнообразных и взаимодополняющих видов деятельности, а также стимулов к установлению внутрирегиональных кооперационных связей, переводу инновационного процесса с внутрифирменного на межфирменный уровень.

Одним из важнейших элементов инфраструктуры финансирования инновационных разработок являются венчурные фонды. Однако при всей своей привлекательности они не являются универсальным механизмом, обеспечивающим полное финансирование создания инновационного продукта, а нацелены в основном на завершающие стадии разработки, начиная с создания опытного образца продукции. Хотя в настоящее время получило развитие венчурное финансирование малых инновационных фирм на стартовой фазе их развития, но в большинстве случаев начальные стадии разработки инновационной продукции финансируются из собственных средств организации либо с привлечением грантов, а также при помощи других механизмов поддержки инновационной деятельности (например, «кредит чести»). Собственно стадия производства финансируется путем привлечения обычных банковских кредитов, формирования финансовых пулов и т. д. В отсутствие промышленности, способной воспринимать современные разработки, устойчивой и гибкой кредитно-денежной системы венчурный механизм финансирования вряд ли даст положительный эффект, поскольку в этом случае предприятия, воспользовавшиеся услугами венчурных капиталов, просто будут не в состоянии обеспечить возврат инвестированных средств.

Ведущей европейской финансовой структурой, осуществляющей поддержку развития малого и среднего предпринимательства, является Европейский инвестиционный фонд, созданный в 1994 г. Основными механизмами работы фонда являются венчурное финансирование фирм и предоставление финансовых гарантий. При этом фонд напрямую не финансирует разработки, а прибегает к услугам финансовых посредников.

Поддержка научных исследований на европейском уровне осуществляется через Европейский научный фонд, учредителями которого являются 67 организаций, проводящих научные исследования, представляющие 24 европейских страны. От имени своих учредителей фонд занимается вопросами поддержания сотрудничества и кооперации исследований; формирует и реализует специальные научно-исследовательские программы, выполняемые коллективами ученых из различных стран. В среднем в реализации каждого проекта программы участвуют представители 10 стран. Фонд также финансирует проведение семинаров и европейских научно-исследовательских конференций для обсуждения на высоком уровне важнейших научных проблем.

В перспективе предполагается создание нового механизма деятельности фонда, позволяющего проводить прогнозные исследования в сфере науки и технологий, разработку научно-технологической политики, и тем самым обеспечивать условия для реализации перспективных междисциплинарных исследований.

Европейское патентное ведомство образовано на основании коллективного политического решения европейских стран о создании постоянно действующей патентной системы в Европе. Оно было создано в соответствии с Европейской патентной конвенцией, подписанной в Мюнхене в 1973 г., и является на сегодняшний день моделью успешного сотрудничества в Европе. Порядок выдачи европейских патентов регламентируется Договором о патентном сотрудничестве.

Одновременно с выдачей европейских патентов Европейское патентное ведомство в соответствии с договором со Всемирной организацией интеллектуальной собственности осуществляет международный поиск и международную предварительную экспертизу проектов.

Организация и координация информационной деятельности Европейского патентного ведомства осуществляется посредством единой Европейской системы патентной информации и документации, которая также обеспечивает реализацию учебных программ по проблемам организации патентной деятельности. В странах ЕС размещено 136 региональных патентных информационных центров, объединенных в единую сеть, обеспечивающих их взаимодействие.

Информационное обеспечение патентной деятельности осуществляется специальной службой через сеть Интернет. Деятельность службы ставит своей целью обеспечение информации на региональном и государственном уровне и ориентирована, в первую очередь, на малый и средний бизнес. При этом пользователю бесплатно предоставляется необходимая информация о патентных заявках за последние два года.

Большой интерес представляет также система патентной информации и обслуживания, хорошо развитая, например, в Германии, где наряду с патентными библиотеками в Мюнхене и Берлине функционирует сеть 25 региональных и местных центров патентной информации, которые имеют фонды на разных носителях, включая твердые электронные носители, полные тексты описаний изобретений и полезных моделей ЕПВ, а в некоторых -- РСТ и патентные документы США, Швейцарии, Австрии, Великобритании, СССР/Российской Федерации.

В Германии для оказания практической помощи представителям малых и средних предприятий, которые играют все более важную роль не только в традиционных для них сферах механики и электротехники, но также в области химии, медицины, биотехнологии и переработки информации, в Земле Северный Рейн-Вестфалия, наиболее густонаселенной и развитой в промышленном и научном отношениях, три из четырех патентно-информационных центра объединены в локальную сеть для облегчения доступа к объединенным патентно-информационным ресурсам с целью эффективного патентно-информационного обслуживания, особенно, эффективного поиска по запросам и оперативной выдачи найденных документов.

В рамках проектов Министерством образования, науки, исследований и технологий Германии оказывается поддержка малым и средним предприятиям, впервые приступающим к защите прав промышленной собственности на результаты своих исследований и разработок (патентование, защита зарегистрированных промышленных образцов). Им предоставляется разовая безвозвратная ссуда в порядке оплаты 50 % расходов, связанных с прохождением всех этапов процесса патентования. Остальные 50 % расходов несет сам получатель ссуды.

В целом проект представляет собой комплекс мероприятий данного министерства, направленных на поддержку инновационных процессов в экономике Германии преимущественно через научно-техническую информацию. Такая помощь оказывается, как правило, через региональные центры патентной информации, которые, благодаря имеющейся у них современной информационной базе, лучше ориентируются в местных условиях, способны интегрировать потоки патентной и другой технической информации, а также распространять результаты мониторинга среди всех заинтересованных организаций.

В вышеназванном проекте участвуют в основном частные фирмы в области изобретений и патентования -- патентные поверенные, региональные центры патентной информации, региональные центры поддержки изобретательства, агентства трансфера технологий, органы трансфера технологий в вузах и научных учреждениях. Участником проекта является и государственная организация регионального уровня -- Центр продуктивности и технологии Саара. Головная организация всей системы -- Институт германской экономики в Кельне. В результате такой деятельности сформировалась распространенная по всей Германии сеть региональных организаций по коммерческой реализации изобретений и новых технических решений. Например, выполняющий такие функции Гамбургский патентно-инновационный центр заключает соответствующие соглашения с располагающимися в регионе научными учреждениями и выступает в качестве брокера в интересах малого и среднего бизнеса.

Другим примером может служить работа центра патентной информации, созданного на базе исследовательского центра химической промышленности Восточной Германии. Этот центр обслуживает большую часть не только малых и средних предприятий, но и индивидуальных изобретателей, патентных поверенных, правительственные учреждения и др. Центр также сотрудничает с другими центрами патентной информации, библиотеками и консультационными пунктами страны в части передачи технологий и принимает участие в федеральном проекте по повышению эффективности использования патентной информации как для разработки и выпуска новой продукции, так и для создания благоприятных условий для изобретателей.

Вместе с тем, рассмотренная выше схема работы патентного ведомства с регионами не во всех странах оказывается эффективной. Например, в Швеции разработана модель, основанная на прямом доступе к центральным информационным ресурсам, призванная заменить региональные центры патентной информации. Данная модель позволяет устанавливать тесные контакты с находящимися в выявленных пунктах малыми и средними предприятиями, исследовательскими центрами, университетами, библиотеками, а также дополнительно проводить техническое оснащение центральной информационной службы.

Информационное сопровождение развития инновационной деятельности обеспечивается несколькими информационными ресурсами свободного доступа, финансируемыми из средств ЕС. Основным информационным ресурсом является система CORDIS, которая поддерживается программой Европейской комиссии по инновациям, малому и среднему бизнесу. CORDIS предоставляет доступ к информации о научных исследованиях и разработках, реализуемых в странах ЕС, в том числе в соответствии с рамочными программами. При этом наряду с предоставлением общей информации задачами системы являются содействие поиску источников финансирования для проведения исследований и разработок, поиск партнеров, трансфер технологий.

В системе CORDIS предусмотрена также поддержка вопросов, касающихся проблем интеллектуальной собственности. При этом информационная служба позволяет устанавливать контакты с патентными офисами, ассоциациями патентных юристов, другими организациями, обеспечивающими защиту интеллектуальной собственности в странах -- членах ЕС. Особое внимание уделяется объектам интеллектуальной собственности, созданной в результате выполнения проектов в рамках программ, финансируемых ЕС. В этом случае система оказывает разработчикам услуги по дальнейшему продвижению на рынок полученных результатов, их регистрации, защите и использовании.

Специальная информационная система LIFT предназначена для оказания услуг по подготовке проектов. Система поддерживается программой по инновациям и предоставляет пользователям свои услуги бесплатно. Помимо чисто информационной части, содержащей данные о состоянии финансовых рынков, в системе предусмотрены специальные инструментальные средства, позволяющие провести оценку предприятия, подготовку технологического и финансового бизнес-плана. Кроме того, система обеспечивает проведение семинарских занятий в Европе по вопросам финансирования инноваций, проведения бизнес-презентаций и другим вопросам, связанным с организацией инновационной деятельности.

Следует отметить, что для большинства информационных ресурсов характерны два недостатка -- неудовлетворительная систематизация представляемой информации и отсутствие взаимодействия между ними.

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы.

1. Основной вектор современной глобальной конкуренции располагается в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технических достижениях и инновациях. Опыт наиболее развитых стран показывает, что конкурентоспособность обеспечивается целым рядом институциональных условий, главным из которых является формирование и функционирование национальной инновационной системы.

2. В настоящее время в Европе происходит интеграция национальных инновационных систем стран -- членов ЕС в единое научно-технологическое и инновационное пространство. При этом главной целью создания единого исследовательского пространства в Европе является построение наиболее компетентной и динамичной экономики, основанной на знаниях, обеспечивающей ЕС мировое лидерство.

3. Основными направлениями создания инфраструктуры знаний являются: а) создание межгосударственных сетей инновационной деятельности; б) формирование европейской финансовой структуры, осуществляющей поддержку развития малого и среднего предпринимательства; в) организация информационного обеспечения патентной деятельности, поддержки инновационных процессов на европейском уровне.

3. Интеграция инновационных систем в СНГ

В современных условиях достижения науки и технологий стали определять динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности государств, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику. Развитые страны уже перешли к качественно новой стадии социально-экономического развития, основным содержанием которой является создание экономики, основанной на новых знаниях и базирующейся на высокоэффективных национальных инновационных системах. В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в этих странах получена за счет новых знаний, воплощенных в технологиях и оборудовании, организации производства, системах, услугах, кадрах.

Взаимоотношения отечественной науки с казной в последние годы напоминают скатывание по крутой лестнице. В советское время ее государственное финансирование составляло 5-7% ВВП, в 1991г. - 1.03%, 1992г. - 0.57%, 1993г. - 0.52%, 1994г. - 0.47%, в 1995г. - 0.41%. В 1995г. на науку было выделено (в сопоставимых ценах) в 15-18 раз меньше, чем в 1985г. А в 1996г. среди стран Западной Европы скупее к науке была только Португалия, в странах СНГ Украина и Белоруссия тратили на нее большую, чем Россия, часть ВВП.

Причины тому многообразны. Это и хроническая пустота казны, и функциональный кризис советской науки, заключающийся в том, что ее главные функции - подпитка оборонного комплекса и укрепление коммунистической идеологии - сейчас не востребованы. И отсутствие ученых, которые в отличии от нефтяников и шахтеров, похоже, совершенно не умеют сплачиваться и отстаивать свои коллективные интересы. А без этого в нашем обществе, где лучше тому, кто сильнее давит на правительство, прожить не возможно. И поведение ученых, проникших в органы власти, где они не отстаивают интересы своих бывших коллег.

В результате российская наука оказалась на голодном государственном пайке, что означает для нее неминуемую смерть, поскольку она до сих пор более чем на 90% финансируется из бюджета. Это отличает ее от других стран, где представители частного сектора охотно тратят деньги на науку, так что доля государства в расходах на нее в США, Великобритании и Франции составляет около 50%, в Германии - 40%, в Японии - 20%.

В будущем положение российской науки может только ухудшиться, поскольку казна, традиционно наполнявшаяся за счет продажи сырья за рубеж, будет пуста в условиях, когда наиболее прибыльные месторождения приватизированы и не пополняют государственный бюджет.

В нашем обществе утвердилось мнение, что наука ему вообще не нужна, поскольку отечественные ученые сформировались в советских традициях и не способны изобрести что-либо практически полезное и т.д.

Вопреки этому мифу есть не мало свидетельств тому, что наука нашему обществу - даже в его нынешнем состоянии - остро необходима. Более того, сформировался широкий круг потенциальных потребителей, ориентированных на отечественную наукоемкую продукцию. Например, имеющееся у наших больниц, школ, заводов и т.д. оборудование физически изношено или морально устарело, и работающим там необходима новая наукоемкая продукция - технологии, приборы, учебные программы.

Менее очевидны причины ориентации многих потенциальных потребителей на отечественную продукцию. Одной из главных слагаемых ее конкурентоспособности является низкая цена. Отечественное оборудование для большинства отраслей промышленности примерно в три раза дешевле западного, причем, по мнению потребителей, разница в качестве не настолько велика, чтобы оправдать подобное различие в цене. Вследствие обесцененности интеллектуального, да и вообще квалифицированного труда в нашей стране отечественная продукция продается дешевле, чем она реально стоит.

К тому же отечественная наукоемкая продукция обладает довольно приличным качеством, хотя, конечно, качество достигается и благодаря использованию зарубежных комплектующих. Это выглядит удивительным на фоне развала российской науки, но у нас есть традиция сложное делать лучше простого.

Но наиболее весомы социально-психологические препятствия в менеджменте. Как показывает мировая, да и наша собственная практика, для коммерческой реализации любой, даже самой перспективной идеи нужен менеджер. Многие российский ученые сетуют на то, что в их лабораториях скопилось множество идей, которые можно с успехом коммерциализировать, но делать это некому: ведь продавать надо уметь, а не всякий ученый на это способен. То есть, нужны молодые, энергичные, предприимчивые люди, но они предпочитают продавать не идеи, а зарабатывать деньги более легким путем.

Российская наука при всех ее недостатках обладает незаурядным рыночным потенциалом, что проявляется в тех случаях, когда она соприкасается с нормальным, цивилизованным рынком. А ее неспособность адаптироваться к отечественному рынку объясняется лишь его не цивилизованностью, склонностью к примитивным торгово-финансовым операциям и отсутствием в его структуре нормального рынка наукоемкой продукции.

Чтобы наука могла адаптироваться к рынку, необходим развитый отечественный рынок наукоемкой продукции. Для его создания нужны радикальное расширение производства, пресечение разворовывания сырья и другие меры, которые идут в разрез с утвердившейся недавно траекторией развития нашего общества. В качестве одной из основных стадий развития российской науки является создание научных парков и налаживание тесного сотрудничества со странами СНГ в плане взаимовыгодной помощи в развитии наукоёмкого сектора экономики.

Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что современное развитие всех наукоемких и технически сложных отраслей характеризуется высоким уровнем глобализации, быстрым распространением технологических новинок по каналам мировой торговли, через глобальные производственные и сбытовые сети транснациональных корпораций. Организация наукоемких производств сначала для экспорта, а затем для внутреннего рынка стала главным фактором ускорения экономического роста быстро развивающихся странх.

Межгосударственная политика в области развития новейших отраслей экономики (инновационная политика) в государствах-членах ЕврАзЭС должна быть адаптирована к современным мировым инвестиционным процессам, международным нормам и правилам. Она является мощным рычагом, с помощью которого можно преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Экономические успехи стран ЕврАзЭС во многом зависят от того, какое место в мировом разделении труда, в мировых технологических цепочках им удается себе обеспечить. Развитие национальных инновационных систем (далее - НИС) в странах ЕврАзЭС нацелено на такую интеграцию в мировую инновационную систему, при которой они смогут играть активную роль в генерации, распространении и использовании знаний, а не только платить соответствующую (технологическую) ренту другим странам.

Реализация межгосударственной инновационной политики основывается на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный, технологический и производственный потенциал государств-членов ЕврАзЭС.

Решение указанных проблем возможно только путем создания Евразийской инновационной системы в рамках единого межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем и придающего устойчивый и, главное, системный характер инновационному развитию, что будет способствовать эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от места их происхождения. Создание единого межгосударственного инновационного пространства в рамках Евразийского экономического сообщества должно стать общепризнанной объединяющей идеей государств - участников ЕврАзЭС на ближайшее 10-летие.

Инструментом достижения указанной цели должна стать разработка и реализация Межгосударственной целевой комплексной Программы создания Евразийской инновационной системы, ориентированной на:

Создание институциональных условий для развития инновационного предпринимательства;

Разработку на реализацию приоритетных направлений развития науки и технологий, реализуемых в рамках комплексных совместных инновационных мегапроектах, формируемых с учетом национальных приоритетов инновационной политики государств ЕврАзЭС, направленной на обеспечение повышения конкурентоспособности и устойчивое развитие экономики, национальной безопасности и социально-экономического развития государств-участников ЕврАзЭС в рамках единого инновационного пространства;

Создание организационной основы координации научно-технологического развития государств ЕврАзЭС, опирающейся возможности интеграции национальных инновационных систем и создание интегрированной инфраструктуры Евразийской инновационной системы.

Создание Евразийской инновационной системы предполагает развитие институтов и институциональных отношений, обеспечивающих полный цикл инновационной деятельности от проведения исследований и разработок в области высоких технологий, создание условий для их внедрения в сфере конкурентоспособного производства, обеспечивающего высокую добавленную стоимость. В этой ситуации возникает необходимость интеграции национальных инновационных систем государств-членов ЕврАзЭС, ориентированную на создание единого инновационного пространства, обеспечивающего концентрацию интеллектуального потенциала и имеющихся ресурсов на их максимально эффективное использование.

Сейчас в России создается проект межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества стран СНГ, где Российская федерация станет во главе. Данное мероприятие запланировано на 2020 год.

Задумано повышение конкурентоспособности экономик входящих в СНГ стран и «формирование эффективного использования национальных инновационных систем». Документ будет обсуждаться на ближайшей встрече глав правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге, а его окончательное утверждение ожидается весной 2014 года. Разработку программы курирует и координирует Россотрудничество во главе с Фаритом Мухаметшиным. Работа над документом ведется его ведомством с мая 2010 года при участии специалистов ГУ-ВШЭ.

Среди главных задач программы также значатся «создание межгосударственного пространства, объединяющего возможности национальных инновационных систем», «интеграция стран СНГ в глобальное научно-техническое, инновационное и образовательное пространство», «устранение правовых и административных барьеров и постепенная гармонизация национальных систем правового регулирования инновационной деятельности», «развитие инфраструктуры инновационной деятельности» и «подготовка кадров».

Основной акцент предполагается сделать на инновациях в сферах нано- и биотехнологий, альтернативных источников энергии, а также в ракетно-космической промышленности и лазерных технологиях. Совокупный объем финансирования программы оценивается в 100-180 миллиардов долларов. Общий вклад национальных бюджетов в ее реализацию предположительно составит 5-10 процентов от «совокупных внутренних затрат на исследования и разработки в государствах-участниках». На период до 2020 года это выразится в 20-50 миллиардах долларов. В Россотрудничестве сообщили, что средства на проекты могут поступать как из госбюджетов стран-членов СНГ, так и из внебюджетных источников.

Заключение

На данном этапе создание межнациональной инновационной системы в рамках СНГ проходит недостаточно успешно. Причиной этому могут быть как недостаточная заинтересованность стран участниц в данном предприятии, так и обострившаяся политическая обстановка, которая отнюдь не благоприятно сказывается на международных отношениях Российской Федерации. Также проблемой является коррупция, по которой Россия набрала 28 баллов по индексу CPI и соответственно 41 место из 177 возможных, так как множество денежных средств, выделяемых на развитие инновационных отраслей экономики перенаправляется в другие сферы.

Условиями формирования МНИС являются лояльная политика государства по отношению к университетам и высокотехнологичному бизнесу, выгодность такой политики можно проследить на примере США и Японии, высокая активность молодых предпринимателей и доступность информации по научным разработкам и регистрации изобретений, упрощение процедуры перемещения кадров из государства в государство или введение безвизового режима, положительные стороны подобных решений видны на примере Германии, которая является страной с самыми мобильными студентами и преподавателями в мире.

Для того, чтобы построить межнациональную инновационную систему, России стоит обратить внимание на опыт западных стран на этом поприще, но не переносить его в наши реалии "вслепую", а адаптировать основные положения теории тройной спирали и опыта ЕС в наших условиях.

Список литературы

1. Иншакова, А. О. Реализация эффективной конкурентной политики ЕС в сфере инноваций посредством общего интеллектуального права. 2013. № 2. С. 19-23.

2. Дабагов, А. Инновационный бизнес в России: недекларируемая реальность / А. Дабагов // Российское предпринимательство. 2012. № 2. С. 88-91.

3. Голов, Р. С. Инновационно-синергетическое развитие промышленных организаций: теория и методология / Р. С. Голов, А. В. Мыльник. М.: Дашков и К°, 2011. 419 с.

4. Ожиганов, Э. Н. Политика инновационного развития: глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России / Э. Н. Ожиганов. Изд. 2-е.М. : URSS: ЛИБРОКОМ, 2012. 176 с.

5. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. М.: ИНФРА-М, 2013. 176 c.

...

Подобные документы

    Классификация, характеристика видов и раскрытие сущности инновации как социологической категории. Основные положения и особенности формирования Национальной инновационной системы Республики Беларусь. Необходимость инновации в образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2011

    Инновационная стратегия Республики Башкортостан. Отраслевые приоритеты инновационного развития. Формирование благоприятных условий инновационной деятельности. Повышение инновационной активности населения. Инвестиционная поддержка инновационных проектов.

    реферат , добавлен 06.05.2011

    Механизм формирования инновационной политики государства. особенности формирования государственной инновационной политики в зарубежных странах: Западная Европа, США, Япония. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2013

    Сущность и понятие инновационной политики, как части социально-экономической политики государства. Трансформация инновационной сферы. Эффективная интеграция образования и науки, как одно из необходимых условий перехода России к инновационному развитию.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем. Инструменты государственной инновационной политики и целевые программы в этой сфере. Создание национальной инновационной системы.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2007

    Инновационная стратегия предприятий в условиях конкуренции. Формы и методы разработки стратегии инновационного развития. Реализация механизма формирования инновационной стратегии на примере ООО "РН-Юганскнефтегаз", система управления проектами.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Понятие и сущность инновационной деятельности и ее роли в управлении предприятием. Основные этапы инновационного процесса и система внутрифирменного планирования инноваций. Технологические параметры инновационной деятельности отечественных предприятий.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2009

    Раскрытие социально-экономической сущности инновационной деятельности. Изучение организационной структуры инновационной фирмы и характеристика основных видов инновационной деятельности организации. Анализ рисков инновационных проектов ЗАО "СпикФон".

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Основные понятия, сущность и признаки инновационной деятельности. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. Роль инноваций в экономическом развитии государства, правовые основы их регулирования.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2015

    Задачи инновационной деятельности предприятия. Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт–Петербурге, особенности создания инновационной инфраструктуры. Изучение перспективы развития инновационной деятельности на предприятиях.

В 1980-е годы стало очевидным, что уровень развития и динамизм инновационной сферы - науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний - обеспечивают основу устойчивого экономического роста, определяют водораздел между богатыми и бедными странами. Научно-технический прогресс меняет масштабы и структуру производства, оказывает существенное влияние на состояние всей мировой экономики. В 1990-е годы, возросшие темпы научно-технических изменений, бурное развитие наукоемких производств и услуг дали новый импульс ускорению экономического роста в развитых странах. В мировом хозяйстве формируется новая парадигма роста на базе использования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов.

Для России в 1990-е голы были характерны иные тенденции - сокращение масштабов научно-технической сферы, углубляющийся экономический кризис. Экономический рост, начавшийся в 1999-2000 гг., был достигнут в основном на базе процессов импортозамещения и наращивания экспорта нефти, газа, металлов и другого сырья в условиях повышения мировых цен на эти виды ресурсов. Инновационная активность в технологически передовых отраслях и направлениях остается в стране на низком уровне.

Одна из причин этого заключается в том, что преобразования последнего десятилетия, радикально изменившие экономические условия хозяйствования, почти не затронули принципиальных основ той институциональной модели, которая была характерна для советской научно-технической сферы (на нее все еще ориентируются многие ученые и инженеры, а также государственные ведомства, ответственные за экономическую и промышленную политику). Назовем в их числе: отрыв науки от хозяйственной практики; отсутствие механизмов оценки эффективности государственных научно-технических программ; преимущественное финансирование организаций, а не приоритетных направлений научной деятельности. Накопленный научно-технический потенциал страны может быть задействован только при условии углубления и интенсификации процессов его адаптации к новым реалиям. Главные задачи сегодня - формулирование стратегических целей развития национальной инновационной системы России. Преобразование ее институциональной структуры, изменение механизмов взаимодействия научных и инновационных организаций с потребителями их продукции, как в предпринимательском, так и в государственном секторах экономики.

За последние 50 лет экономическая теория прошла сложный путь - от описания предпринимателя. Фирмы и государства в качестве отдельных элементов инновационного процесса к их рассмотрению как взаимосвязанных звеньев сложной системы, работа которой обеспечивается определенным набором институциональных факторов. В то же время ширилось осознание того, что наука как главный источник нововведений не является замкнутой, ограниченной стенами университетов и научных центров системой, а органически встроена в экономические процессы, происходящие в рамках национальных государств, в отраслях хозяйства, крупных корпорациях и мелких компаниях.

Концепция национальных инновационных систем (НИС) разрабатывалась в 1980-е годы практически одновременно большой группой авторов. Лидерами этого направления стали Б. Лундвалл (профессор Университета г. Упсала, Швеция), К. Фримен, (профессор, создатель Центра изучения научной политики при Сассекском университете, Великобритания), Р. Нельсон (профессор Колумбийского университета, США). Они придерживались общих методологических принципов:

следование идеям П. Шумпетера о конкуренции на основе инноваций и научных разработок в корпорациях как главных факторов экономической динамики;

признание особой роли знания в экономическом развитии;

рассмотрение институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру.

Первым экономистом, признавшим ограниченность статической теории общего равновесия, был И. Шумпетер. Он привлек внимание к глубинным причинам и механизмам развития экономики. Во-первых, это конкуренция, основанная на инновациях, главным источником которых становится научно-исследовательская деятельность крупных корпораций. Именно она приводит к последующему "созидательному разрушению" сложившихся отраслей и рынков. Во-вторых, творчество человека, новатора-предпринимателя, способного воплотить новые идеи в эффективные экономические решения. Шумпетер также широко использовал эволюционный подход, развивая идеи Н. Кондратьева о длительных экономических циклах.

Для современной теории инновационной деятельности исключительно важны идеи другого великого экономиста XX в. - Ф. Хайека, в частности, его концепция "рассеянного знания": представление о конкурентном рынке как об особом информационном устройстве, которое выявляет. Использует и координирует разнообразные знания миллионов независимых друг от друга людей, а также постановка вопроса о принципиальной ограниченности многих механизмов целенаправленного регулирования в этой области. Одним из первых он проанализировал специфические особенности экономического развития - неопределенность, ограниченность информации, несовершенство знания, то есть условия, составляющие основу инновационного процесса. Эти положения, сформулированные Хайеком вне прямой связи с анализом инновационной деятельности, представляются принципиальными для понимания таких феноменов, как экономика, базирующаяся на знаниях, и, что еще важнее, обучающаяся экономика (learning economy), обучающаяся, или креативная корпорация (creative corporation).

Третья часть концепции национальных инновационных систем - проблемы институционального контекста инновационной деятельности - наиболее последовательно разработана в трудах Л. Норта. Отличительная черта его анализа - особое внимание к взаимодействию институциональных структур и технологий, их совместной роли в экономическом и социальном развитии. Главная идея заключается в том, что институты прямо и косвенно влияют и на знания, и на технологии. Норт показывает, что в ходе эволюции институциональных систем в развитых странах созданы разветвленные формальные отношения и механизмы, обеспечивающие более высокую эффективность рынков и относительно более низкие трансакционные издержки, чем в странах "третьего мира". Именно это и содействует конкуренции, опирающейся на новые знания и технологии, а не на поиск разнообразных рент пли путей перераспределения национального богатства.

Национальная инновационная система - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, гослаборатории, технопарки и инкубаторы). В то же время НИС - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.

Инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, включая ее размеры, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности. Кроме того, каждая НИС характеризуется определенной структурой и некоторой степенью упорядоченности, предполагающими достаточную стабильность институционального взаимодействия. При этом в каждой стране складывается национальная конфигурация институциональных элементов.

Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, показывает, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций. Роль государства в содействии производству фундаментального знания (в университетах) и комплекса технологий стратегического (военного) характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний. В рамках этой общей модели формируются национальные особенности НИС: большая или меньшая роль государства и частного сектора в выполнении указанных функций; относительное значение крупного и мелкого бизнеса; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок (ИР); динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности.

В настоящее время развитие наукоемких и технически сложных отраслей характеризуется высоким уровнем глобализации, быстрым распространением технологических новинок по каналам мировой торговли, через глобальные производственные и сбытовые сети транснациональных корпораций. Организация наукоемких производств сначала для экспорта, а затем для внутреннего рынка стала главным фактором ускорения экономического роста многих стран.

Государственная политика в области развития новейших отраслей в России должна быть адаптирована к современным мировым инвестиционным процессам и тенденциям, международным нормам и правилам с тем, чтобы страна не оказалась в технологической изоляции. Одновременно должны предусматриваться и меры по ослаблению негативных последствий глобализации мировой экономики и рынков технологий.

В современных условиях, когда знания становятся экономическим ресурсом, а информационные технологии полностью изменили характер мирового хозяйства, концепция инновационных систем помогает лучше понять основы инновационного развития.

В России формирование инновационной системы нового типа только начинается. Постепенно складываются современные инновационные структуры, способные разрабатывать коммерчески привлекательные инновационные проекты, к финансированию которых подключаются экономически успешные компании.

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОСТОЯННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Внедрение достижений науки и техники, новых технологий коренным образом изменило современную структуру мирового хозяйства, дало возможность развитым странам обеспечить себе технологический отрыв от сдачи национальных экономик. Невозможность национальной экономики обеспечить быструю структурную перестройку на началах нового технологического уклада не просто тормозит ее развитие, а и спричинює ее производственно-технологическую деградацию и пребывание на периферии мирового экономического процесса.

Построение постиндустриального общества невозможная без широкого внедрения инноваций. Термин «инновация» определяется как знания, воплощенные в новую комбинацию экономических ресурсов, которые могут повысить эффективность экономической деятельности. Инновации разделяют на три большие группы: базовые инновации, усовершенствованные инновации, псевдоинновации. Каждая из них характеризуется мерой изменений, которые происходят в усовершенствованном объекте. Базовые инновации предусматривают создание принципиально нового, который не имеет аналогов, продукта или технологии. В процессе адаптивной дифференциации базовой инновации возникают усовершенствованные инновации, для которых характерным есть качественное усовершенствование уже существующих продуктов или технологий. Возникновение псевдоінновацій трактуется как несуществующие изменения продуктов и технологий (например, меняются лишь дизайнерские параметры, а не сам продукт или технология) или как диффузии инновации (инновации для себя - освоение предприятием новых видов продукции, которые уже представлены на рынке).

Широкое внедрение инноваций является условием становления национальной инновационной системы.

Опыт развитых стран свидетельствует, что структурная перестройка экономики постиндустриального общества, повышение ее конкурентоспособности возможные лишь при условии широкого внедрения инноваций, то есть активизации инновационной деятельности, которая будет основываться на максимальном использовании инновационного потенциала регионов.

Инновационный потенциал региона - совокупность всех имеющихся в регионе видов ресурсов, включая интеллектуальные, материальные, финансовые, информационные и прочие, необходимых для обеспечения инновационного процесса на всех стадиях от продуцирования новых знаний к распространению и реализации инновационной продукции, а также способности субъектов хозяйствования к восприятию инноваций и их инновационной активности.

Лишь такой потенциал может обеспечить создание и реализацию принципиально технологически новой продукции, которая способная усилить конкурентные преимущества товаропроизводителей. Массовая инновационная деятельность товаропроизводителей возможная лишь при условии эффективного функционирования национальной инновационной системы, которая присущий индивидуально каждой стране и формируется из разных подсистем и элементов.



Концепцию национальной инновационной системы, сосредоточенной на индивидуальных особенностях организации инновационного процесса в разных странах, функциях отдельных общественных и частных учреждений и их формах взаимодействия, разработано в конце XX ст. шведским ученым Б. Лундвуллом, английским К. Фрімом, американским Р. Нельсонсом.

Научно-методические принципы формирования и функционирование национальной инновационной системы базируются на идеях Й. Шумпетера (инновации - основной фактор экономической динамики); Ф. Хайєка (особая роль знаний в экономическом развитии); Д. Норта (институционная среда как основная фактор, который оказывает непосредственное влияние на содержание и структуру инновационной деятельности). Факторы формирования и особенности развития национальной инновационной системы изучали отечественные ученые (Л. Федулов, М. Пашутий, М. Шарко, О. Волкова, Г. Денисенко).

Национальная инновационная система (НИС) - комплексная система институтов правового, финансового и социального характера, деятельность которых состоит в создании, распространении и внедрении разных инновационных продуктов, в т. ч. с целью коммерческой прибыли и повышения конкурентоспособности.

Структуру НИС формируют такие подсистемы: продуцирование научных знаний и инноваций; образования и профессиональной подготовки кадров; коммерциализации научных знаний и инноваций; использование (производство конкурентоспособной продукции и услуг) инноваций; инновационной инфраструктуры; учреждений управления и регулирование и правового, социального, финансового характера. Объектами НИС есть непосредственно инновации в физической или другой форме, которые созданы для коммерциализации или получения другого эффекта. Субъектами НИС могут быть субъекты хозяйствования всех форм собственности или их структурные элементы, которые способны производить, распространять и использовать инновации (научные организации, производства, предприятия, учреждения инновационной инфраструктуры), а также органы государственного управления и контроля за инновационным процессом.

Целью развития НИС является такая организация экономики Украины, по которой роль основного источника постоянного экономического роста будут отыгрывать новые знания и их технологическое применение.

Как система взаимосвязанных учреждений НИС объединяет общество (в т.ч. членов правительства, законодателей, предпринимателей, научных работников, просвещенцев, инвесторов и др.) для осуществления согласованных мер, которые будут ускорять развитие инвестиций.

Законодательные принципы развития НИС в Украине до сих пор не определены, не конкретизированная ее структура, а лишь отдельные сегменты (формирование институционного устройства инновационной экономики, определение технологических приоритетов инновационного развития производственной сферы экономики, финансирование научно-технической и инновационной деятельности). Инновационное предпринимательство и рынок объектов права промышленной собственности развиваются фрагментарно.

Для переходных экономик наряду с подсистемой управления и регулирования инновационных процессов особого значения приобретает инновационная инфраструктура - весь необходимый спектр государственных и частных структур, которые обеспечивают развитие и поддержку всех стадий инновационного цикла. Она охватывает:

Производственно-технологические структуры (инновационные кластеры, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические та инжиниринговые фирмы, фирмы, которые изготовляют импортозамещающую продукцию);

Объекты информационной системы (аналитические и статистические центры, информационные базы и сети);

Организации из подготовки и переподготовки кадров в области технологического менеджмента (появление новой категории специалистов по коммерциализации результатов НДВКР);

Финансовые структуры (бюджетные, внебюджетные, венчурные, страховые фонды, кредитно-гарантийные организации небанковского сектора, банки, финансово-промышленные группы, ориентированные на технологически-инновационную деятельность);

Системы экспертизы (центры могут предоставлять экспертные выводы для производителей, инвесторов, страховых служб и т.д.);

Системы патентования, лицензирование и консалтинга по вопросам охраны, защиты, оценки и использования интеллектуальной собственности, оценки коммерциализации научных результатов;

Системы сертификации, стандартизации и аккредитации;

Формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает:

Формирование инновационно-активных территорий (научных городков, технополисов и т.п.);

Развитие систем региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;

Формирование системы информационной поддержки, включая предоставления консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационного процесса;

Содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий;

Формирование систем подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности и продуцирования знаний и ноу-хау.

Базовыми элементами инфраструктуры национальной инновационной системы служат: научно-производственная и технологическая инфраструктура; финансовая инфраструктура; консалтинговая инфраструктура; информационная инфраструктура; система подготовки кадров и т.п.

Основные элементы инфраструктуры инновационной системы с них составными приведено на рис. 4.1.

Согласно приоритетам государственной политики (Законы Украины « Об инновационной деятельности», « О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» и т.п.) в Украине также формируется инновационная инфраструктура: инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные центры, подразделы по вопросам интеллектуальной собственности, региональные центры научно-технической информации, общенациональная сеть региональных центров инновационного развития (Восточный центр - ум. Донецк, Юго-Западный центр - в г. Винница, Карпатский - в г. Ужгород, Северный - в г. Киев, Таврийский - в г. Симферополь, Северо-Восточный - в г. Харьков, Днепровский - в гм. Днепропетровск, Южный - в г.. Николаев). Субъекты хозяйствования, которые осуществляют инновационную деятельность, пользуются услугами консалтинговых фирм и небанковских финансовых учреждений.

Эффективно действуют технологические парки - комплексы, которые охватывают научные учреждения, ВУЗы и предприятия, созданные на территориях, близлежащих к большим университетам с целью взаимодействия научно-исследовательских и промышленных секторов. Они обеспечивают коммерциализацию научно- технической деятельности и ускоряют продвижение нововведений в сферу материального производства. Технопарки как самостоятельные хозяйственные фирмы превращают входные ресурсы на выходе в инновационные услуги и продукты. К входным ресурсам принадлежат: интеллектуальные ресурсы, инвестиции, земельные участки, здания, оборудование, инфраструктура. На выходе анализируют информационные, коммуникационные, маркетингу, учебные, консалтингу, лизингу, финансовые и научно-исследовательские услуги и инновационный продукт. Технопарк как интеграционная структура охватывает такие подструктуры: научно-исследовательскую, промышленную, инновационную, кредитно-финансовую, торговую и консультативную, информационно-коммуникативную подструктуру.

Место, где размещенные технопарки вместе с инфраструктурой и помещение работников называют технополисом. Инфраструктура технополиса охватывает транспорт, связь, центры торговли, складские помещения, центры аренды и проката, экономическую инфраструктуру (услуги фирмы, консультационные центры).

Технопарки содействуют экономическому развитию, обусловленному инновационными факторами. Их количество в развитых странах неустанно возрастает и в некоторых превышает сотню.

Немногочисленные украинские технопарки (лишь два десятка) работают в таких направлениях: производство современной компрессорной техники, разработка и внедрение наукоемких приборов, материалов и врачебных препаратов для здравоохранения, нано- и биотехнологии, электроника, радиационное приборостроение, энергосберегающие технологии, разработка новых материалов, охрана окружающей среды и др. Большинство из них все этапы производства - от разработки до выпуска конечного продукта - осуществляют в пределах Украины. Продукция, которая изготовляется, предназначенная не только для внутреннего рынка, а и есть експортоорієнтованою.

Различают инновационную деятельность и инновационный процесс субъектов хозяйствования. В Законе Украины « Об инновационной деятельности» инновационная деятельность рассматривается как такая, что направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований, разработок и обеспечивает выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг. Инновационный процесс - это комплекс многочисленных институциональных образований с многими прямыми и обратными связями, в пределах которых интенсивно взаимодействуют производители и потребители знаний. На настоящее время в национальной инновационной системе четко прослеживаются три группы участников инновационного процесса (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Участники инновационного процесса

Сдерживает инновационное развитие в Украине дефицит финансовых ресурсов, падение платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны государства и предпринимательского сектора, ухудшение качественных характеристик научных кадров и материально-технической базы исследований и другие не менее важные факторы. Неблагоприятный информационный климат, в частности, обозначается на показателях экспорта инновационной продукции.

Инновационная сфера нашей страны и до сих пор не привлекает отечественных и иностранных инвесторов. Это связано с ограниченными возможностями государства в направлении финансовых потоков на инновационное развитие экономики и недостаточным государственным стимулированием инновационной деятельности.

Будут содействовать инновационному развития:

Формирование инновационно-ориентированной структуры национальной экономики;

Улучшение организационно-финансовой инфраструктуры инновационной деятельности;

Целенаправленная подготовка кадров высокой квалификации для высокотехнологических областей, менеджеров инновационной деятельности;

Создание рынка инновационной продукции, на котором будет обеспечен надлежащий уровень защиты интеллектуальной собственности;

Применение во всех областях экономики и сферах общественной жизни информационно-коммуникационных технологий;

Усовершенствование системы государственной поддержки инновационной деятельности и ее регулирование;

Повышение инновационной культуры общества.

Высокоразвитые и эффективные экономики мира (США, Япония, страны ЕС) ввели пионерную стратегию инновационного развития, направленную на сохранение передовых позиций в мировой экономике путем создания и использования базовых инноваций. Такая стратегия дает возможность обеспечить существенные конкурентные преимущества национальным экономикам. Страны, которые реализуют указанную стратегию, называют странами-новаторами. Структуру модели НИС стран, которые генерируют инновации, формируют три разные функциональные оболочки: новаторы, имитаторы и пользователи инноваций. Новаторами есть национальная фундаментальная и прикладная наука, рискованные инновационные бизнесы-структуры. В инновационной системе блок новаторов выполняет такие функции:

Продуцирование новых фундаментальных знаний;

Восприятие знаний, открытых мировой фундаментальной наукой;

Преобразование новых фундаментальных знаний на базовую инновацию;

Практическое использование базовых инноваций на основе государственного и корпоративного секторов.

Блок новаторов требует и специфических ресурсов: особые требования относятся к качеству работы (эффективная система высшего образования и подготовки научных кадров, их привлечение из других стран); необходимый мощный высокорисковый капитал, в частности венчурный; высокие требования относятся к качеству управления, поскольку традиционные методы управления в творческой деятельности неэффективные.

Новыми знаниями, инновационными идеями, базовыми инновациями пользуются имитаторы, а также блоки новаторов и имитаторов глобальной инновационной системы.

Для национальной экономики актуальной есть стратегия «доганяючого развития», которая основывается на усовершенствовании инноваций и псевдоінноваціях, а также сформированных для них реализации блоках национальной инновационной системы. Принципа модели «доганяючого развития» и соответствующая ей модель национальной инновационной системы были заложены в экономике Японии, а потом в странах Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, Малайзія и др.). Стратегию «доганяючого развития» разделяют на стратегию «переноса» - быстрой ассимиляции национальными экономическими системами импортированных извне базовых инноваций и стратегию заимствования, которое предусматривает освоение продуктов и технологий, которые присутствующие или присутствовали на мировых товарных рынках. При этом в заимствованную идею вносятся незначительные изменения - создаются и используются псевдоінновації.

Роль стран, которые не реализуют активной стратегии инновационного развития, сводится к спросу на конечную продукцию инновационного процесса и предложения на мировом рынке сырьевых ресурсов. К этой группе принадлежат самые бедные страны мира, размещенные преимущественно в Африке, Азии и Латинской Америке.

Переход национальной экономики к инновационной модели развития зависит от имеющегося в стране инновационного потенциала: сети научных и научно-исследовательских организаций, насыщенности экономики научными кадрами и квалифицированными трудовыми ресурсами; объемов финансирования научной и научно-технической деятельности; уровня інновадійної активности промышленных предприятий и динамики производства инновационной продукции; наличия платежеспособного спроса на инновационную продукцию; развития инновационной инфраструктуры и формирования эффективного инновационного среды и т.п.

Ежегодно научные разработки и исследования в Украине выполняют почти 1,5 тыс. научных организаций. В региональном разрезе этот показатель варьирует от 8 организаций в Хмельницкой области до 364 в г. Киев. Больше половины научные организации сосредоточены в экономически развитых регионах: г. Киев, Харьковской, Днепропетровской, Львовской и Донецкой областях. До 60% научных организаций принадлежит к отраслевому сектору, к заводскому - 6%.

Доля академического и вузовского секторов, соответственно, и составляет 23 и 11%. Свыше половина организаций выполняет j исследование в области технических наук, почти 30% - естественных, сдача - гуманитарных и общественных. Большинство научных организаций оборудованная морально устаревшим и физически изношенным оборудованиям. Инновационная активность отечественных предприятий имеет тенденцию к снижению. За последние 10 лет количество предприятий, которая занимается инновационной деятельностью, очень быстро уменьшается.

Источниками финансовой поддержки инновационной деятельности есть: средства государственного бюджета Украины; средства местных бюджетов и бюджета АР Крым; собственные средства специализированных государственных и коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений; собственное или заимствованное средства субъектов инновационной деятельности и т.п.

Основными инструментами государственного стимулирования инновационной деятельности есть: государственный заказ, льготный кредитование, предоставления грантов, прямое инвестирование, предоставления финансовых гарантий, предоставления фискальных преференций, предоставления нефинансовых услуг и других видов нефинансовой поддержки.

Используют два пути коммерциализации объектов права интеллектуальной собственности и привлечение передовых технологий в производство:

1) получение лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки больших заграничных компаний. Преимуществами такого подхода является то, что предприятия получат технологии, которые испробованные в производстве и отвечают мировым стандартам, имеют большие маркетинговые преимущества, возможности для создания совместных предприятий, перспективы получения дополнительных кредитов на технологическое переоснащение;

2) привлечение (мобилизация) собственного научно-технического потенциала. Он есть перспективнішим с многих точек зрения, однако требует преодоления многих финансовых и организационно-управленческих барьеров.

Поскольку национальная экономика является совокупностью региональных, целесообразно рассмотреть и проанализировать региональную модель инновационной экономики.

Различные мета-структурные изменения на уровне как отдельной организации, так и союза, ассоциации, совместного предприятия и пр. могут рассматриваться как очень важный и перспективный источник инновационного развития. Однако во многих случаях эти изменения могут оказывать негативное влияние на способность предприятия воспринимать новые идеи, решения и предложения, а также осуществлять их внедрение. Одной из причин этого может быть чрезмерное расходование интеллектуального, личностного и временного ресурса его сотрудников на совладание с трудностями мета-структурных изменений, а также на оптимизацию организационного построения вновь создаваемых структур в ущерб их активности по поиску и внедрению новых идей и технологий.

Для того, чтобы избежать возможных негативных последствий при формировании альянсов и объединений в контексте их инновационной деятельности проводятся многочисленные исследования закономерностей функционирования таких систем.

Концепт инновационных систем тесно связан с понятием технологических систем, которые понимаются как сети различных активных звеньев, взаимодействующих в определённой экономической или производственной области, включённых в определённую организационную структуру и участвующих в процессах продуцирования, распространения и утилизации различных технологий .

Основная идея, стоящая в основе понятия "инновационная система", заключается в том, что сами инновации, а также процесс их распространения, являются одновременно и индивидуальным, и коллективным актом. Таким образом, принято считать, что инновационная система состоит из сетей индивидов и организаций, которые порождают, развивают, распространяют и используют инновации . Системы инноваций построены таким образом, что обеспечивают реализацию следующих процессов:
продуцирования идей;
развития, распространения и тестирования идей на их пригодность и практичность;
трансформации и превращения идей в "ноу-хау", знания и технологии;
превращения идей, информации и знаний в востребованные продукты на коммерческом, экономическом, социальном и пр. уровнях.

В контексте исследования инновационных систем отдельное внимание должно быть уделено инновационной инфраструктуре, "...представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые, обучающие фирмы и инвесторы" [Основы инновационного менеджмента, 2000, с. 40].

Выделяется ряд функций инновационных систем, реализация которых позволяет такой системе устойчиво и эффективно функционировать . Ниже рассмотрим их более подробно.

Функция 1. Предпринимательская активность. Активная деятельность звеньев инновационной системы является важнейшим фактором, обуславливающим успешность её функционирования. Роль предпринимательской инициативы с наибольшей силой проявляется в трансформации новых знаний и идей в конкретные перспективные коммерческие перспективы и планы. В этой связи предприниматель является ключевым звеном в процессе рождения и внедрения инноваций. Без его активной деятельности их появление становится невозможным.

Функция 2. Совершенствование знаний (обучение). В связи с тем, что в настоящее время экономика постепенно приобретает черты экономики знаний, и эти знания приобретают важнейшее значение в контексте социально-экономического развития, образование в его фундаментальных и прикладных формах превращается в один из наиболее мощных факторов, обуславливающих это развитие. Знания и обучение становятся источником инноваций, а также силой, способной поддерживать и расширять глобальный инновационный процесс. Выделяются несколько видов обучения в контексте функционирования инновационной системы, наиболее важными из которых являются "обучение через наблюдение" и "обучение через действие".

Функция 3. Распространение знаний через сети. Если распространение инноваций внутри отдельной организации может осуществляться традиционными методами, включающими в себя директивные указания и распоряжения, а также действия участников инновационного процесса в соответствии с их должностными инструкциями, то в инновационной системе такие методы могут оказаться неэффективными. Прежде всего это связано с тем, что распоряжения со стороны руководства одной организации совсем не являются обязательными для исполнения сотрудниками другой. Кроме этого, различия в параметрах организационной культуры и принципах профессиональной деятельности в различных звеньях одной и той же инновационной системы могут приводить к расхождениям в понимании смысла и цели тех либо иных процессов, происходящих в рамках одного инновационного проекта.

Во многих случаях информационный обмен оказывается особенно важным в контексте согласованной работы государственных и коммерческих структур, а также в процессе анализа ранка и выработки единой маркетинговой стратегии всеми участниками инновационной системы.

Обмен знаниями и информацией подразумевает согласование самых разных параметров на этапах формирования стратегической линии развития такой системы. Так, объектами согласования могут быть общие стандарты деятельности различных звеньев системы, формулирование долгосрочных планов, целей и пр. Эти параметры должны разрабатываться с учётом новейших технологических и научных достижений. Таким образом, активность звеньев инновационной системы в условиях обмена информацией и знаниями может рассматриваться как "обучение через взаимодействие" или в случае включения в анализ провайдера информационного обмена как "обучения через применение" .

Функция 4. Поиск направлений дальнейшего развития. В инновационной системе декларируются стратегические цели развития, которые определяют основное направление деятельности её элементов и участников. Так, к примеру, ориентация на экономию ресурсов в такой системе может приводить к появлению сберегающих технологий. Критериями эффективности такой поисковой активности могут являться успех в конкурентной борьбе, достижение поставленных целей социального развития, согласованная работа компонентов инновационной системы и пр.

Функция 5. Формирование рынка. Развитие и внедрение новых технологий зачастую сдерживается доминированием старых, устоявшихся и отживших свой век методов и подходов. Таким образом, необходимо "расчищать место" для развития перспективных проектов. На уровне организации, например, это может быть осуществлено с помощью специальных регламентирующих процедур или методами вознаграждения, а на уровне целого государства - с помощью налогового регулирования.

Функция 6. Мобилизация ресурсов. Для успешного функционирования инновационных систем необходима мобилизация финансовых, человеческих и пр. ресурсов. В условиях устойчивого и ритмичного развития эти ресурсы в большинстве случаев равномерно распределены между агентами этого развития. В случае же инициации инновационного процесса зачастую необходима резкая мобилизация этих ресурсов для того, чтобы обеспечить стартовый импульс этому процессу. В наибольшей степени сказанное относится к инновационным скачкам, которые будут подробно рассмотрены в разд. 4.2.

Функция 7. Создание сил, противодействующих инновациям. Эта функция инновационных систем является во многом парадоксальной. Парадоксальность обуславливается тем, что для успешного протекания инновационного процесса необходимо наличие сдерживающих сил или той традиционной среды, в которой будущая инновация должна вызреть и консерватизм и сопротивление которой она должна преодолеть прежде, чем окажется по достоинству оцененной и внедрённой в практику. В этом случае она может выступить "могильщиком" старой системы, одновременно являясь её "кровью и плотью".

В деятельности инновационной системы отдельно встаёт проблема её эндогенной (внутренней) и экзогенной (внешней) гармонизации [Основы инновационного менеджмента, 2000]. Эндогенная гармонизация подразумевает увязывание деятельности её различных подструктур и звеньев в единый процесс, направленный на достижение стратегических целей. Для этого необходимо решение следующих основных задач:
разработки конкретных проектов и программ;
формирования ориентированной на инновации организационной структуры и методов её коррекции (в случае необходимости);
обеспечения кооперации в процессе реализации инновационных программ и проектов;
проектирования производственных процессов;
разработки планов продвижения и реализации инновационной продукции;
подбора и обучения персонала для реализации инновационных программ;
формирования и развития системы распределения функций;
разработки системы поддержки и стимулирования творческой и инновационной инициативы;
формирования творческой психологической атмосферы.

Экзогенная гармонизация предполагает согласование инновационной системы с внешней средой. В процессе этого согласования должны быть решены следующие задачи:
выработка планов долговременного развития;
разработка процедур формирования средне- и краткосрочных планов на основе принятой стратегии развития;
проведение маркетинговых исследований;
увязывание планов развития системы с социально-политическими, юридическими экономическими, экологическими и пр. нормами, правилами и традициями;
изучение и использование передовых технологий и прогрессивного опыта у конкурентов;
увязывание планов инновационного развития системы с реалиями научно-технического прогресса.

В процессе анализа инноваций на организационном уровне могут быть выделены и изучены преимущественно структурные составляющие инновационного процесса. Для исследования социально-психологических условий рождения и практической реализации инноваций необходимо осуществление анализа также на групповом уровне.