Кому будет повышение зарплаты в. Бюджетникам станет жить легче

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Бюджетники — это лица, работающие в организациях, которые финансируются за счет федерального и местных бюджетов. Речь идет про:

  • сотрудников государственных медицинских учреждений;
  • представителей системы образования (детские сады, школы, профессионально — технические и высшие учебные заведения);
  • сотрудников правоохранительных органов;
  • лиц, которые работают в коммунальных предприятиях (бытовое обслуживание, транспорт и другие сферы);
  • государственные служащие — лица, которые выполняют функции государства (органы федеральной и местной власти, сотрудники налоговой службы и т.д.).

Поднятие зарплаты бюджетникам в 2018 обусловлено несколькими факторами:

  • увеличение уровня инфляции (см. );
  • падение уровня реальных доходов населения на протяжении нескольких лет;
  • необходимость выполнения «майских» указов Президента РФ от 2012 года.

В 2018 году рост зарплат охватит достаточно широкий спектр должностей работников бюджетной сферы.

Итак, поднятие зарплаты бюджетникам в 2018 году коснется:

  • сотрудники детских садов (в частности, получат больше няни и воспитатели);
  • представители кадровых и бухгалтерских служб государственных и коммунальных предприятий, организаций;
  • уборщицы;
  • сантехники;
  • инженеры;
  • электрики;
  • программисты (см. );
  • психологи;
  • специалисты по социальной работе;
  • микро — и гидробиологи;
  • школьные учителя;
  • среднеспециальных и высших учебных заведений;
  • представители государственных медицинских учреждений.

На сколько повысят зарплату бюджетникам в 2018 году? Этот вопрос волнует сегодня очень многих, но правительство до сих пор не дало четкого ответа на него. Прогнозы есть разные. Например, в Министерстве финансов РФ уверяют, что зарплата бюджетников в 2018 году вырастет в среднем на 23%. Безусловно, такой расчет делался без учета влияния последствий инфляционных процессов, которые не останавливаются в нашей стране. Если допустить, что действительно удастся добиться такого повышения заработной платы номинально, то рост реального оклада (доходов граждан, которые работают в бюджетной сфере) повысится примерно на 6 -10%.

Многие сотрудники бюджетных организаций, кроме оклада, получают премии и надбавки, размер которых зависит от установленной человеку ставки. Если вырастет гарантированная законом ставка, то дополнительные выплаты также станут больше. Исходя из этого, можно предположить, что общее поднятие зарплаты бюджетникам в 2018 году составит примерно 13 — 15%.

Индексация зарплаты бюджетникам в 2018 году

Увеличить уровень дохода сотрудникам государственного сектора позволит в основном индексация зарплаты бюджетникам в 2018 году. Некоторые специалисты утверждают, что такой перерасчет последние годы вообще не проводился, поэтому необходимо будет проиндексировать все инфляционные потери граждан.

В дальнейшем капитализация заработной платы будет проходить на постоянной основе, поэтому резкое падение доходов людей прекратиться. Повышение зарплаты гос. служащим в 2018 году также произойдет и будет гарантией высокого статуса данной категории работников в государстве.

  • Начиная с 2018 года, зарплата врача должна равняться минимум 2 средним окладам по конкретному региону, где работает врач.
  • Медицинские сестры не должны получать зарплату меньше, чем размер среднего дохода граждан в других отраслях.
  • В Алтайском крае запланирован значительный рост окладов школьных учителей.

С января 2019 г. бюджетники будут получать на 6% больше. Увеличатся зарплаты педагогов, медиков, научных и социальных работников – всех, о ком шла речь в президентских майских указах. С 2012 г. зарплаты бюджетников регулярно повышались, но даже в 2019 г. они не достигнут плановых показателей в 100 и 200% от среднего дохода в регионах.

Объем дополнительных расходов реального экономического сектора составит 13.7 миллиард рублей. Зарплата бюджетников вырастет одновременно с повышением МРОТ.

МРОТ вырастет, а бюджетники станут зарабатывать больше

Российским правительством предложено с 1 января 2019 года повысить величину МРОТ. Так, в следующем году «минималка» будет составлять 11 280 рублей, что являет собой 100% ПМ для трудоспособной категории населения по итогам II квартала 2018 года.

Увы, повышение МРОТ будет несущественным - всего 117 рублей (+1.048%). Но это в центральном и южном районах. Для Чукотского АО повышение составит 351 рублей. Чтобы зарплата бюджетников выросла, потребуется выделить из бюджета не менее 5 миллиард рублей.

В рамках заседания 3-сторонней комиссии Татьяной Голиковой было замечено: с начала следующего года пособие по безработице составит максимум 8 000 рублей, минимум - 1 900 рублей. Сейчас безработные получают помощь в размере минимум 850 рублей или максимум 4 900 рублей.

Выделенные 5 миллиарда рублей поделят:

  1. 1.4 миллиарда рублей предусмотрены для повышения зарплат работникам федеральных госучреждений;
  2. 3.6 миллиарда рублей предусмотрена для повышения зарплат работников госучреждений российских регионов и муниципалитетов.

Последние новости на 14 октября: правительством внесен проект бюджета на 2019 - 2021 гг. Так, в следующем году объем доходов и расходов составит 19 969 триллион рублей и 18 037 триллион рублей соответственно. Размер профицита будет 1 932 триллиона рублей (1.8% ВВП).

Зарплаты бюджетников планируют довести от средних региональных трудовых доходов до:

100% - школьных учителей, людей, которые работают в сфере культуры, социальных работников, среднего медицинского персонала;

200% - врачей, научных сотрудников, преподавателей в университетах.

У врачей и учителей заработные платы увеличатся на:

  1. 6% - в следующем году;
  2. 5.4% - еще через год;
  3. 6.6% - в 2021 году.

Таблица 1. Уровень зарплаты бюджетников по отношению к средней з/п, 2013-2017 гг.

Специальность 2013 2014 2015 2016 2017 2018
План, % 100 100 100 100 100 100
Факт, % 94,9 94,3 94,4 94,4 94,6
План, % 100 100 100 100 100 100
Факт, % 96,9 96,7 106,3 102,2 101,0
План, % 75 80 85 90 95 100
Факт, % 73,5 80,6 83,4 85,1 94,1
План, % 75 80 85 90 95 100
Факт, % 83,9 84,9 93,5 85,1 93,2
Средний медицинский персонал План, % 75,6 76,2 79,3 86,3 100 100
Факт, % 80,4 80,7 88 86,3 87,5
Младший медицинский персонал План, % 50,1 51 52,4 70,5 100 100
Факт, % 47,8 49,5 54,8 56,5 61,9
Социальные работники План, % 47,5 58 68,5 79 89,5 100
Факт, % 49,3 56,1 64,4 66,2 74,2
План, % 53 59 65 74 85 100
Факт, % 70,3 73,2 83,0 83,0 93,9
План, % 47,5 58 68,5 79 89,5 100
Факт, % 80,7 87,7 96,9 92,0 98,0
План, % 129,7 130,7 137 159,6 200 200
Факт, % 141 141,8 156 155,3 163,3
Педагоги вузов План, % 110 125 133 150 175 200
Факт, % 134,9 144,7 165,2 168,6 184,6
Научные сотрудники План, % 128 134 143 158 179 200
Факт, % 138,9 147,8 168,7 165,0 183,5

Источник: Росстат

Сроки повышения

Зарплата бюджетников станет больше с 1 января 2019 г. Распространяемые новости в сети о переносе сроков на октябрь не соответствуют действительности. Традиционно в октябре пересчитывают оклады полицейским, следователям, военным, государственным служащим, которых привычно причисляют к бюджетникам. Но это положение не распространяется на медицинских работников, преподавателей, социальных и научных сотрудников. Их оклады вырастут с начала года.

Кроме этого, в течение года могут проводиться и дополнительные повышения, приуроченные к профессиональным праздникам, началу учебного года и пр. Но решение о таких надбавках принимается на муниципальном уровне, поэтому может коснуться не всех бюджетников.

Какая будет средняя зарплата бюджетников

Учитывая различный уровень средней зарплаты в регионах, сказать, на сколько поднимется заработная плата в бюджетной сфере, сложно.

На фактические цифры повлияют и прочие факторы, от которых зависит размер заработной платы: стаж, квалификация, тарифная ставка, специальность и пр. надбавки.

Если же говорить о средней зарплате по стране, то она составит у:

  • воспитателей – 34 700 руб.;
  • учителей – 44 760 руб.;
  • педагогов дополнительного образования –42 100 руб.;
  • преподавателей средних профессиональных заведений – 43 600 руб.;
  • педагогов, преподающих в вузах – 93 000 руб.;
  • врачей – 78 400 руб.;
  • медсестер – 39 000 руб.;
  • младшего медицинского персонала – 35 600 руб.;
  • социальных работников – 34 600 руб.;
  • сотрудников культурных учреждений – 40 500 руб.;
  • ученых – 102 000 руб.

Многие врачи, педагоги, сотрудники культурных учреждений переживают, что их доход останется на прежнем уровне, а прибавка к окладу только перекроет размеры бонусов, которых их лишат. Именно такое мнение часто распространяется в сети. Но цифры говорят об обратном, как и в случае с информацией о масштабных сокращениях бюджетников и передаче их обязанностей оставшимся трудиться коллегам.

Таблица 2. Динамика количества бюджетников в 2013–2018 гг.

Специальность 2013 2014 2015 2016 2017 2018 ( I полугодие)
Воспитатели и педагоги дошкольного образования 573 695 572 389 592 430 605 563 611 575 612 209
Учителя общеобразовательных школ 1 198 310 1 206 323 1 223 488 1 223 539 1 229 415 1 231 725
Педагоги дополнительного образования 257 533 250 372 255 257 252 970 242 470 229 345
Мастера и преподаватели профессионального образования 167 844 159 110 156 782 156 385 154 648 153 646
Педагоги вузов 268 068 251 558 238 471 222 946 208 531 200 516
Врачи и медики с высшим образованием 578 783 565 939 572 802 570 680 566 016 559 832
Средний медицинский персонал 1 442 157 1 401 660 1 401 460 1 383 466 1 353 193 1 324 004
Младший медицинский персонал 687 139 650 464 598 892 546 698 423 940 298 882
Социальные работники 175 499 165 980 152 752 143 544 127 243 121 411
Сотрудники организаций культуры 670 006 588 507 573 567 564 586 529 346 500 383
Научные сотрудники 107 663 81 219 81 724 80 211 77 437 70 741
Педагоги и медики, работающие с детьми-сиротами 54 434 61 348 52 600 48 068 36 138 37 565
Итого: 6 181 131 5 954 868 5 900 224 5 798 656 5 559 953 5 340 260

К сожалению, в нашей стране привычное сокращение «бюджетники» ассоциируется не с самой престижной профессией. Почему так происходит? Постоянные жалобы работников бюджетной сферы, низкая заработная плата и, в следствие, текучесть кадров, создают неблагоприятную атмосферу для работоспособности специалистов бюджетных организаций, а так же усугубляют общую картину жизни «бюджетников» в стране, особенно, в регионах.

Почему же вышеизложенные проблемы существуют уже несколько десятилетий, и какие обстоятельства препятствуют их решению, рассмотрим в данной статье. А так же выясним, как исполняются Указы Президента и Правительства по данному вопросу.

Бюджетники – это работники бюджетных организаций, которые получают заработную плату из государственного бюджета. То есть, фактически – это единственная категория работников, доходы которой напрямую зависят от экономической ситуации в стране и состояния государственной казны.

К бюджетникам относятся, в первую очередь, врачи, учителя, воспитатели государственных дошкольных учреждений, работники культуры и науки.

Ни одна «прямая линия» с Президентом не обходится без жалоб и вопросов о повышении окладов работникам бюджетных организаций. Их труд является бесценным и необходим стране как фундаментальная основа устойчивого развития молодых поколений и поддержание социальной обеспеченности граждан.

Всего в Российской Федерации насчитывается около 23% работников бюджетной сферы из всего трудоспособного населения. Для повышения престижа профессии социального работника Главой Российской Федерации было принято решение повысить средний уровень заработной платы данной категории граждан.

Главным образом это касается фундаментальной части оплаты труда, то есть, окладов и ставок. «Безусловно, в рамках будущих процедур должна быть увеличена доля заработной платы, которая направляется на окладную форму» , — выразил согласие Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. А так же он подчеркнул, что в процессе реализации проекта по увеличению зарплаты бюджетникам, необходимо выделить отдельное направление работ для разработки мер по стимулированию молодых специалистов.

Первые шаги к решению проблемы или «Ваши жалобы услышаны»

Вопрос о проблеме работников бюджетных организаций поднимался буквально каждый год, однако, ранее, размер их ежемесячной заработной платы был на уровне среднего ежемесячного дохода населения страны, поэтому, данный вопрос не стоял так остро.

Однако со временем доходы населения постепенно начали увеличиваться, средняя заработная плата по стране повысилась, но бюджетников это не коснулось. Учителя, воспитатели детских садов и врачи получали практически минимальный размер оплаты труда (МРОТ). А если задуматься, ведь это одни из самых важных профессий во всем мире.

Еще одной предпосылкой серьезного рассмотрения вопроса о повышении заработной платы бюджетникам стала массовая миграция научных деятелей и работников культуры и иных высококвалифицированных специалистов за границу.

На это нельзя было закрыть глаза и в 2012 году, первым делом, после вступление в должность Президента РФ, В.В. Путин издал 11 «майских Указов» , направленных на совершенствование социальной, экономической, государственной и оборонной политики страны. Данные Указы в совокупности содержали 218 поручений Правительству РФ, причем был поставлен четкий срок их исполнения, а именно, с 2012 по 2018 год.

В то время было принято решение кардинально изменить ситуацию в социальной и бюджетной сфере, чему послужил один из Указов Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» № 597 от 7 мая 2012 года . Основной целью изданного Указа Президент назвал улучшение качества жизни граждан – работников бюджетной сферы.

Главным образом в Указе говорилось об увеличении размера реальной заработной платы к 2018 году следующих категорий бюджетных работников:

  1. Работников медицинских организаци й, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги — до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  2. Социальных работников , включая среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала — до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  3. Врачей, научных сотрудников и преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования — до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Читайте также:

Электронная цифровая подпись. Как получить и применять физическому лицу?

2018 год являлся крайним сроком, к исходу которого все поручения Правительству должны были быть исполнены. В самом же Указе оговаривалось планомерное повышение оплаты труда бюджетникам:

  • первый этап: 2012 — 2014 год;
  • второй этап: 2015 — 2018 год.

Разделение осуществления проекта на 2 временного периода обуславливается масштабностью проекта, объектами которого являются почти ¼ часть всего работающего населения страны.

Немаловажной являлась и задача сохранения и преумножения кадрового потенциала, а так же повышение престижности профессий бюджетного сектора. Было поручено в скором времени увеличить число высоко¬квалифицированных специалистов: к 2020 году их численность должна быть равной не менее 1/3 всех работников бюджетной сферы. Одновременное увеличение окладной части заработной платы с повышением статуса бюджетника должно оказать положительное влияние на интерес молодых кадров и специалистов к трудоустройству в данную сферу, а так же стабилизировать работу занятых кадров.

Что мы имеем в 2018 году? Промежуточные результаты работы и анализ ближайших действий

В своем Послании Федеральному собранию в 2018 году Владимир Владимирович отметил, что «майские Указы» носили весьма амбициозный характер, и не полное их выполнение говорит о слишком высокой планке. Однако, в целом Президент доволен проведенной работой и промежуточным результатом, комментируя, что нельзя останавливаться на достигнутом, нужно идти в том же направлении.

В середине 2015 года Правительство РФ выступило с объявлением о том, что по состоянию на май месяц, невыполненными остались 80 поручений Президента. Причиной тому явился кризис 2014 года. Однако вскоре ситуация начала динамично меняться в лучшую сторону и за 2 года были осуществлены практически все поручения.

По итогам 2017 года была произведена колоссальная работа по увеличению оплаты труда бюджетникам. Особенно тяжко пришлось регионам, ведь выполнение «майских Указов Президента» значительно увеличило нагрузку на местные бюджеты. Ввиду объективных обстоятельств, Правительством РФ было принято решение продлить программу до конца 2018 года, а позже, — до конца 2020 года.

Удержание заработных плат на уже созданном уровне – одна из главных задач региональных бюджетов. А вот дальнейшее увеличение заработных плат и их индексация выйдет местным бюджетам «в копеечку». Уже сейчас аналитики подсчитали будущие расходы бюджетов, а старший аналитик группы региональных рейтингов АКРА Александр Шураков утверждает, что для выполнения Указаний, потребуется не менее 420 миллиардов рублей (до 2020 года). Шураков так же отметил, что совокупный резервный фонд целевого назначения в 2019-2020 годах должен быть увеличен минимум на 8% от предполагаемых ранее сумм.

В одном из телевизионных интервью каналу «Россия-24» , Министр финансов Антон Силуанов заверил, что в течение 2018 года заработная плата бюджетников в среднем будет увеличена на 20-23%. Однако выполнить данное обещание повсеместно будет не так просто. Ведь нужно учитывать и то, что с 1 мая 2018 года увеличился минимальный размер оплаты труда.

После анализа общей финансовой ситуации по стране, было принято решение об осуществлении поддержки в виде частичной компенсации дополнительных расходов, связанных с повышением заработной платы бюджетников. Это касается некоторых регионов, у которых возникли финансовые сложности с осуществлением «майских Указов Президента». В 2018 году регионам будет выделено около 81 млрд. рублей компенсаций.

Отягощающей для федерального бюджета новостью явился результат предварительного расчета необходимой суммы для обеспечения дотаций регионам. В 2018 году она вдвое превысит сумму предыдущего года. К слову, в 2017 году размер дотаций составлял 40 миллиардов рублей. А вот на следующие 2019-2020 года нужно будет закладывать уже по 100 миллиардов рублей.

К концу 2020 года майские Указы Президента должны быть выполнены уже на 100%. Заработную плату педагогам вузов, учителям и врачам доведут до уровня 200% от средней зарплаты по региону. Помимо этого, необходимо будет поддерживать конечный результат.

Чиновники так же не останутся в стороне. К концу 2018 году планируется увеличение оплаты их труда не менее чем в 2 раза. На эти цели в бюджете уже зарезервирована сумма в размере 460 миллиарда рублей.

Отчет Медведева о выполнении майских указов Президента РФ

Майский Указы Президента РФ от 2012 года находятся в эпицентре обсуждаемых тем уже шестой год. Правительство РФ регулярно отчитывается о проведенных работах и о возникающих трудностях. Путин держит ситуацию под контролем и поручил Правительству завершить все недоработанные направления по данному вопросу до окончания 2018 года.

Читайте также:

Гарантия лучшей цены – развод или действительно работает? Обзор и полезные советы по использованию

В целом ситуация выглядит неплохим образом: Правительству удалось выполнить более 90% предписаний о повышении заработной платы бюджетникам. Выступая перед Государственной Думой с отчетом о работе Правительства, Дмитрий Анатольевич Медведев подтвердил данный факт. А трудности, возникшие в процессе работы, он объяснил следующим образом: «Дело в том, что за выполнение данных Указов Правительство взялось в одной экономической ситуации, а потом эта ситуация изменилась». Сильное торможение в реализации проекта по увеличению заработных плат работникам бюджетной сферы оказал и кризис 2014 года.

Медведев осведомил Президента, что в данный момент по всей стране продолжается активная работа по созданию высокопроизводительных рабочих мест.

22 января 2018 года Премьер-Министр Российской Федерации Д.А. Медведев подписал распоряжение «О выделении в 2018 году ассигнований на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетных учреждений» № 62-р . В данном распоряжении указана сумма, которая будет выделена из бюджета на выполнение трех «майских Указов» Президента. Итак, сумма 15,4 миллиарда рублей будет зарезервирована в бюджете и в 2018-2020 годах будет направлена на обеспечение выполнения поручений согласно следующим Указам:

  1. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года №597;
  2. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 1 июня 2012 года №761;
  3. «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 декабря 2012 года №1688.

Данный документ был рассмотрен на заседании Правительства РФ и одобрен 18 января 2018 года. В Министерстве Финансов сообщили, что зарезервированный фонд будет распределен следующим образом:

В числовом выражении данное распределение средств на повышение заработных плат бюджетникам будет выглядеть так: в сферу образования будет направлено 7,2 млрд. рублей, в сферу науки — 3,4 млрд. рублей, в сферу здравоохранения — 3,4 млрд. рублей, в сферу культуры — 0,5 млрд. рублей, что в совокупности составит 14, 5 млрд. рублей.

Оставшуюся же часть резерва правительство распределит по своему усмотрению, учитывая итоги конечных показателей повышения заработных плат. А так же необходимо будет обратить внимание на темпы роста среднемесячного дохода населения.

Одними из главных получателей средств целевого использования (повышения заработных плат бюджетников) станут:

  1. Министерство образования и науки (около 4,7 млрд. рублей),
  2. Министерство здравоохранения (458,5 млн. рублей),
  3. Министерство сельского хозяйства и продовольствия (325,8 млн. рублей),
  4. Министерство обороны (250,7 млн. рублей).

Новые Указы Президента и Правительства РФ о повышении заработной платы бюджетникам в 2018-2020 годах

Беспокойство Правительства на счет низкой заработной платы работников бюджетной сферы и частые отклики недовольств бюджетников заставляют «держать руку на пульсе» Федеральные власти и региональное подчинение.

Для поддержания устойчивости внедренного проекта «майских Указов-2012» было принято решение о регулярном мониторинге текущих процессов, а так же о создании новых Указов для совершенствования системы.

Так, 6 декабря 2017 года Правительство Российской Федерации подписало Распоряжение № 2716-р о принятии мер по увеличению оплаты труда следующих работников бюджетной сферы:

  • работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
  • работников федеральных государственных органов;
  • гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Итак, согласно данному Распоряжению, с 1 января 2018 года будет проведена работа по увеличению зарплаты, выплачиваемой бюджетникам за счет средств федерального бюджета, на 4%. Распоряжение распространяется на все федеральные учреждения (автономные, казенные и бюджетные), в том числе:

  • учреждения социальной сферы и науки;
  • учреждения лесного хозяйства;
  • государственные учреждения ветеринарии;
  • государственной службы занятости населения и многие другие.

Буквально спустя неделю Президент РФ подписал Указ № 594 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы». В соответствии с частью 11 статьи № 50 Федерального Закона «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27.07.2004 года, В.В. Путин постановил с 1 января 2018 года повысить месячный оклад вышеуказанных работников в 1,04 раза. В Указе обозначено, что Правительству РФ необходимо осуществить полное финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Указа.

Среди основных гарантий государства по оплате труда ст. 130 ТК РФ называет меры, принимаемые для повышения уровня реальной зарплаты трудящихся граждан. Одной из таких мер, проводимой в связи с ростом цен на необходимые товары и услуги, является индексация зарплат. О том, кто из работодателей должен проводить индексацию зарплаты сотрудников, и в каком порядке, расскажем далее.

Основания для индексации зарплаты в 2018 году

Индексация – это повышение действующей зарплаты на определенный коэффициент, производимое для поддержания заработка работников на достойном уровне в условиях постоянного роста цен.

Основание для применения коэффициента индексации зарплаты – растущие индексы уровня инфляции и потребительских цен, которые рассчитываются органами Росстата и регулярно публикуются на его ]]> официальном сайте ]]> . Индексы потребительских цен определяются не только в целом по России, но и для каждого региона страны отдельно. При этом можно ориентироваться на показатель определенного периода (например, по окончании прошедшего года), или на ежемесячную его динамику.

Рост регионального прожиточного минимума и МРОТ тоже влияют на принятие работодателем решения о проведении индексации зарплаты в организации.

В связи с тем, что на уровне законодательства не определен порядок проведения индексации, бытует ошибочное мнение, что она касается только государственного сектора экономики, но это не так.

Положения Трудового кодекса (ст. 22, 130 и 134 ТК РФ) и Роструд обязывают всех работодателей проводить индексацию зарплаты по итогам года, если в стране фиксировался рост потребительских цен. В письме Роструда от 26.12.2017 № 14-3/В-1135 прямо указано, что непроведение индексации зарплаты влечет ее выплату не в полном объеме, а это есть нарушение норм трудового законодательства, а именно, положений ст. 22 и ст. 136 ТК РФ, за которое работодателю придется нести ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ: штраф для фирмы составит от 30 000 до 50 000 руб., а для ее руководителя – от 1000 до 5000 руб.

Работников, чьи законные требования о пересмотре их заработка нарушаются, Роструд призывает отстаивать свои права в судебных инстанциях.

Индексация зарплаты бюджетникам

Распоряжением Правительства РФ от 06.12.2017 № 2716-р, с 01.01.2018г. из федерального бюджета на 4% индексируются зарплаты всем работникам бюджетных, казенных и автономных учреждений, госорганов и прочих учреждений федерального подчинения, а также гражданскому персоналу воинских частей.

В 2018 г. завершился «мораторий» на индексацию зарплат госслужащим, перечисленным в ст. 4.3 закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ (военные, судьи, гражданские госслужащие и др.). В текущем году индексирование заработка всех бюджетников, упоминаемых в т.н. «майских указах» Президента 2012 года, предписывающих значительный рост их доходов к 2020 г. (например, указ от 07.05.2012 № 597), должно составить 4,1 %.

Проиндексируют и заработки тех работников бюджетной сферы, кого в «майских указах» не упомянули, об этом заявлял сам Президент Путин. Например, мэром Москвы в связи с этим принято постановление от 28.11.2017 № 917-ПП – по нему пройдет индексация зарплаты с 1 января 2018 г работникам московских госучреждений, не «попавшим» в президентские указы о росте бюджетных зарплат.

Индексация зарплат в коммерческих организациях 2018

Если вопрос индексации зарплат бюджетникам решается на государственном уровне, то в коммерческих фирмах индексация зарплаты сотрудникам устанавливается в коллективном договоре, соглашении, положении о зарплате, либо ином локальном нормативном акте, а также в трудовом договоре с работником.

Закон не позволяет работодателю-коммерсанту лишать работников гарантии и отказывать в индексации зарплат на основании того, что данная обязанность относится к работодателям бюджетной сферы. Обязательная индексация зарплаты – обязанность любого работодателя по отношению к работающим по трудовому договору, даже при отсутствии у него соответствующего внутреннего нормативного акта. Об этом неоднократно в своих определениях напоминал Конституционный Суд РФ (например, определения КС РФ от 17.06.2010 № 913-О-О; от 19.11.2015 № 2618-О), а Роструд в письме от 19.04.2010 № 1073-6-1 указал на то, что при отсутствии внутренних актов об индексации, работодатель должен разработать таковые или внести изменения в уже действующие положения.

Работодатель должен решить, в каком порядке будет производиться расчет индексации зарплаты на его предприятии. Следует определить показатель, на который нужно ориентироваться при повышении зарплат – уровень инфляции, прожиточный минимум, индекс потребительских цен и т.п., и период, за который он будет учитываться. Выбранные показатели и методика расчета коэффициента индексации отражаются в соответствующем внутреннем акте и в трудовых договорах.

Пример

Фирма приняла решение индексировать зарплаты, применяя индекс потребительских цен (И) – 102,5%. Расчет производится по формуле: Оклад х (И: 100).

То есть, оклад работника, например, равный 20 000 руб., после индексации составит:

20 000 руб. х (102,5% : 100) = 20 500 руб.

Проведение очередной индексации зарплат работников оформляется приказом по организации, с указанием:

  • основания индексации (рост цен, инфляция и т.п.),
  • показателя, который будет использован для расчета,
  • даты, с которой производится повышение зарплат.

Образец приказа об индексации зарплаты в 2018 г. в коммерческой организации:

Индексация зарплат в небюджетной сфере – что на практике

При отсутствии локальных актов о порядке индексации суд может, в лучшем случае, обязать работодателя установить в своей организации такой порядок, а в худшем – применить штраф по нормам ст. 5.27 КоАП РФ (например, определение СК Мособлсуда от 21.09.2015 по делу № 33-22551/2015, решение Мосгорсуда от 18.09.2015 № 7-9856/15).

Что касается требований работников о выплате им недоначисленной зарплаты, то здесь суды не всегда на стороне истцов – если в положении об индексации указаны условия, при которых она невозможна (например, у фирмы есть финансовые проблемы), суд, скорее всего, примет сторону работодателя. Нужно учитывать и мнение Верховного Суда РФ, который считает, что при обеспечении роста зарплат иными, кроме индексации, способами (повышение окладов, премии и т.п.), работодатель может ее не проводить (п. 10 Обзора судебной практики № 4 (2017) ВС РФ, утв. 15.11.2017).

Так вырастет ли у работников коммерческих фирм зарплата в 2018 году? Последние новости индексации пока не радуют: уже неоднократно депутаты пытались внести изменения в ст. 134 ТК РФ, более четко прописав обязанность коммерсантов ежегодно индексировать зарплаты своих сотрудников, исключая тех, чей доход превысил 10-кратный прожиточный минимум. Предлагалось также законодательно установить минимальный размер индексации зарплат по регионам – не ниже утвержденного минимального индекса потребительских цен (например, ]]> законопроект № 1119655-6 ]]> ). Пока все внесенные законопроекты Госдумой отклонены, но учитывая активную позицию и разъяснительную деятельность Роструда, думается, что эта тема не будет закрыта и ТК РФ пополнится, наконец, новыми положениями об индексации зарплат в коммерческой сфере.