История осаго по номеру водительского удостоверения. Как узнать свой кбм по осаго по базе рса? что такое кбм

Узнайте, сколько будет стоить электронный полис ОСАГО для вас и в каких страховых компаниях его можно купить в вашем регионе:

Коэффициент «Бонус – малус», называемый КБМ, представляет собой важный элемент формирования стоимости ОСАГО, позволяя автовладельцам претендовать на серьезную скидку или, наоборот, получить повышенную стоимость полиса. Данный коэффициент обновляется ежегодно, и в случае отсутствия аварий за отчетный период увеличивает величину скидки на будущий год.

2 клика и вы узнаете

Проверка КБМ онлайн:

Таблица КБМ на 2019 год

На период до конца 2019-го года в России действует шкала (таблица КБМ), предусматривающая варьирование данного коэффициента в интервале от 0,5 до 2,45 для злостных нарушителей, несколько раз становившихся за год виновниками автопроисшествий. Познакомиться с данными таблицы можно в таблице ниже.

Система КБМ предусматривает, что изначально при первом страховании клиент страховой компании получает базовый уровень третьего класса, при котором коэффициент равен 1. Соответствующая информация вносится в базу РСА. После истечение срока действия полиса происходит изменение класса водителя в ту или иную сторону. При отсутствии аварий коэффициент становится 0,95. Если аварии были, то коэффициент увеличивается в зависимости от числа совершенных ДТП с одновременным понижением класса водителя.

Проверить КБМ перед покупкой ОСАГО целесообразно, с целью выяснить величину скидки, на которую можно претендовать в страховой конторе.

Расчет по таблице

Использовать таблицу КБМ для определения цены ОСАГО довольно просто. Действовать требуется последовательно.

  • Начинается расчет со строчки с коэффициентом 1.
  • За безаварийный год необходимо спуститься в таблице на одну строчку вниз;
  • При наличии аварий требуется подняться вверх на количество строк, равное количеству аварийных ситуаций;
  • Пропуск одного года присутствия в страховом полисе автоматически отправляет водителя на базовый уровень с коэффициентом 1;
  • В случае, если страховка делается неограниченной, изменение коэффициента идет исключительно для владельца транспортного средства.

Стоит отметить, что таким образом можно получить только расчетные данные. По факту величина скидки может оказаться меньше, например, за счет того, что страховщики не внесли в базу РСА соответствующие сведения о безаварийной езде клиента. В результате проверить КБМ можно исключительно на официальном сайте Союза страховщиков, причем сделать это в режиме онлайн.

Практика показывает, что страховщики к подобным случаям прибегают на регулярной основе. Отдельному клиенту может показаться, что это не больше чем случайность, но на самом деле это полноценная система, позволяющая страховщикам экономить существенные суммы.

Проверить КБМ в базе РСА

Необходимо отметить, что еще пару лет назад каждая страховая компания использовала собственные архивы КБМ, что позволяло автовладельцам при наличии аварийных ситуаций просто переходить в другую контору, получая вместо повышенного коэффициента базовый уровень.

Сегодня подобная уловка невозможна, так как все сведения заносятся в единую базу данных для всех страховщиков, доступ к которой имеется через официальный сайт объединения российских представителей страхового рынка.

При этом доступ к системе является открытым, что позволяет в режиме онлайн проверить КБМ в течение нескольких минут любому автомобилисту. Официальный сайт РСА для проверки КБМ — https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm

При заполнении запроса необходимо указать ФИО водителя, для которого осуществляется проверка, а также номер его водительских прав (буквы серии вводятся латинские). Далее остается только выбрать расчетную дату на момент которой требуется определить коэффициент, после чего активировать работу системы нажатием кнопки «Поиск».

Полученный результат стоит сравнить со своими теоретическими расчетами. Если расхождений нет, то и проблем нет. Если в базе РСА более скромный коэффициент, то придется идти в страховую компанию с целью восстановления справедливости, причем потратить на это потребуется определенное время.

Восстановление коэффициента в базе РСА

После того, как удалось проверить КБМ и выявить расхождения, необходимо приступить к поиску ошибки. Для этого потребуется проанализировать все предыдущие страховые полисы ОСАГО. С учетом того, что сам коэффициент в документе не указывается, потребуется самостоятельно рассчитывать стоимость страховки, вычисляя величину коэффициента.

Стоит признать, что найти ошибку не просто. Значительно удобнее ежегодно осуществлять проверку стоимости, чтобы выявить отклонения уже в первый год, а не накапливать проблему в течение нескольких лет, смешивая ошибочные данные с правильно рассчитанными периодами.

Как только ошибку удалось выявить, необходимо отправиться в офис страховщика. Решить этот вопрос онлайн через официальный сайт компании не получится, поэтому потребуется посетить одно из ближайших отделений.

Практика показывает, что в общей сложности на исправление ошибки потребуется около двух – трех дней.

Если неточность при занесении данных в базу РСА была совершена, например, пять лет назад, идти потребуется именно в ту контору, которая совершила ошибку. С учетом давности потребуется поднимать архивы, что потребует определенного дополнительного времени.

Сразу необходимо отметить, что сам РСА никаких изменений в коэффициенты КБМ для расчета ОСАГО не вносит, поэтому обращения в организацию не имеют никакого практического смысла и не дадут результата.

Необходимо упомянуть и случай, когда выявленную ошибку устранить не представляется возможным. Случается в ситуации, когда компания, допустившая ошибочное внесение (не внесение) данных в базу РСА, на текущий момент по любым причинам прекратила свое существование. В такой ситуации никто другой не способен внести изменения, даже при условии, что ошибка «видна невооруженным глазом». Бесполезно в подобной ситуации обращаться и непосредственно на официальный сайт Союза страховщиков.

Как не потерять скидку

На сегодня КБМ выступает одним из немногих инструментов снижения стоимости ОСАГО для водителей. При этом даже одна аварийная ситуация оказывает самое серьезное воздействие на итоговый ценник страховки.

Необходимо учитывать, что после наличия страхового случая, в котором страхователь выступил виновной стороной, происходит снижение класса водителя и рост коэффициента «Бонус – малус». При этом оказывать воздействие на стоимость страховки данный случай будет не в течение одного года, а на протяжении последующих шести лет. Именно поэтому водителям целесообразно предпринять меры для сохранения имеющегося КБМ.

Проводимые расчеты показывают, что для водителей, обладающих десятилетним стажем безаварийной езды и коэффициентом КБМ на уровне 0,5 (минимально возможный) даже при управлении отечественной классикой с мощностью двигателя в 75 «лошадей» придется заплатить за полис на 2,7 тысячи рублей дороже, а за шесть лет величина переплаты составит около 9,5 тысяч рублей.

Если речь идет о более дорогостоящих автомобилях с двигателями повышенной мощности (больше 100 л.с.), то величина переплаты окажется еще более существенной. Самостоятельно подобные расчеты можно провести сразу по всем страховым компаниям на нашем сайте, используя для этого .

Как же избежать потери накопленных бонусов. Единственный способ – договориться на месте. Воспользоваться подобной возможностью целесообразно в случае мелкого ДТП, когда стоимость возмещения поцарапанного бампера или крыла составляет несколько тысяч рублей, а расходы на увеличенную стоимость страховки окажутся существенно выше. Если же повреждения автомобилей серьезные, то придется оформлять полноценный страховой случай, после чего изменения в базу РСА будут внесены в обязательном порядке.

Подводя итоги необходимо отметить, что для автовладельцев КБМ выступает практически единственной возможностью снизить стоимость ОСАГО, причем весьма существенно. С учетом того, что страховщики на регулярной основе не вносят данные в базу РСА, необходимо регулярно проверять КБМ на официальном сайте объединения отечественных страховщиков, защищая себя от возможных лишних трат при получении полиса.

По существующим законам каждый собственник автотранспортного средства обязан оформить страховой полис ОСАГО. Тарифы, используемые страховыми компаниями, утверждаются государством и не могут изменяться страховщиками самостоятельно.

При расчете стоимости страховки учитывается большое количество факторов: регион проживания собственника, технические характеристики транспортного средства, возраст и стаж водителей и так далее. Чтобы снизить стоимость полиса был введен коэффициент бонус-малус(КБМ).

Что это такое

Иными словами можно определить как скидка, предоставляемая водителю за безаварийную езду в предшествующем страховом периоде.

Рассматриваемый параметр был введен в действие в 2003 году, а активно использоваться страховщиками только с 2013 года.

Большинством страховых компаний применяются такие термины, как:

  • КМБ водителя, то есть коэффициент, закрепленный за конкретным водителем;
  • КМБ собственника. Такой коэффициент закреплен не за определенным водителем, а за собственником автотранспортного средства. Преимущественно используется для расчета стоимости ОСАГО на автомашины, принадлежащие юридическим лицам;
  • Расчетный КМБ – коэффициент, применяемый для окончательного расчета стоимости автогражданки.

Параметр может, как увеличить, так и уменьшить стоимость автогражданки. Минимальное значение коэффициента – 0,5, а максимальное – 2,45.

Применение КБМ обусловлено несколькими факторами:

  • в первую очередь это учет индивидуальных особенностей водителя. Чем больше у человека стаж безаварийной эксплуатации транспортного средства, тем большая скидка предоставляется страховой компанией;
  • снижение стоимости полиса увеличивает заинтересованность каждого водителя в аккуратной езде на дорогах;
  • снижение количества обращений водителей за получением страховой выплаты. Иными словами, лучше небольшой ремонт оплатить самостоятельно, чем испортить параметр, влияющий на величину автогражданки.

Учет КБМ осуществляется Российским союзом автостраховщиков в единой базе (АИС РСА). Любая страховая компания обязана своевременно предоставлять сведения в базу о застрахованных водителях.

Неверное внесение данных или полное игнорирование законного требования наказывается со стороны государственных надзорных органов вплоть до лишения лицензии на занятие определенным видом страховой деятельности.

Бонус-малус не учитывается в следующих случаях:

  • ОСАГО оформляется на прицеп;
  • автомашина зарегистрирована на территории другого государства. При эксплуатации автотранспорта на территории РФ оформляется временная регистрация и временный полис, но на стоимость страховки КМБ не влияет;
  • страховка оформляется на период следования автотранспорта к месту постановки на учет. Например, автомобиль приобретен в одном регионе РФ, а регистрация ТС планируется в регионе постоянного проживания собственника.

Транспортное средство без ОСАГО эксплуатировать нельзя. На время, требующееся для перегона авто, оформляется страховой полис с небольшим периодом действия, но без учета коэффициента бонус-малус.

Определение коэффициента полезно не только страховщикам, но и непосредственно водителям, так как это поможет самостоятельно рассчитать стоимость ОСАГО и не быть обманутым недобросовестными страховыми организациями.

Для чего нужен и от чего зависит

КБМ, как уже упоминалось ранее, используется для расчета стоимости страхового полиса ОСАГО. Чем больше у водителя стаж езды без участия в дорожных происшествиях, тем меньший параметр применяется.

Например, при получении прав впервые КБМ=1, а класс водителя — 3. Через 1 год, при условии отсутствия аварий коэффициент уменьшается на 5%, то есть становится равным 0,95, а класс водителя увеличивается до 4.

Через 2 года корректной эксплуатации автомашины КБМ=0,9 и так далее. Минимально возможное значение коэффициента – 0,5.

Если к управлению страхуемым автомобилем допускается несколько водителей, то для расчета стоимости полиса применяется меньший КБМ.

Например, у первого водителя коэффициент бонус-малус равен 0,90, а у второго водителя – 0,75. При расчете ОСАГО буде учитываться так называемый расчетный КБМ, который в данном случае равен 0,90.

Ранее коэффициент был привязан к страхуемому автомобилю, что вызывало множество негативных отзывов, так как при продаже транспортного средства КБМ обнулялся.

В настоящее время параметр закреплен за конкретным водителем, то есть при смене автомобиля коэффициент продолжает действовать на определенном ранее уровне.

То же правило действует и при смене страховой компании. Бонус-малус при замене страховщика должен оставаться неизменным.

Где можно посмотреть

Как проверить скидку по ОСАГО КБМ самостоятельно? Для этого требуется отправить запрос в единую базу РСА или подсчитать коэффициент самостоятельно по таблице.

Например, на начало действия страхового полиса водитель имеет класс 3 и КБМ=1. В течение года человек не попадает в аварии, следовательно, на конец периода страхования ему присваивается класс 4 и КБМ становится равным 0,95 (именно эти данные будут учитываться при продлении автогражданки).

В течение следующего года водитель становится виновником 2 дорожных аварий и дважды обращается за получением страховой выплаты. После окончания действия страхового полиса человеку присваивается 2 класс и бонус-малус увеличивается до 1,4.

Если автогражданка оформляется с условием допуска к вождению неограниченного количества человек (как правило, такая страховка требуется для транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу), то для определения коэффициента бонус-малус так же может быть применена указанная таблица.

Однако в этой ситуации КМБ закрепляется не за конкретным водителем, а за самим транспортным средством.

Случаются ситуации, когда предыдущая страховка оформлена на неограниченное число водителей и для расчета принимался КМБ собственника, а следующая ОСАГО приобретена на определенное количество людей, допущенных к управлению.

В этой ситуации КМБ собственника приравнивается к КМБ водителя, то есть при расчете новой стоимости полиса будет учитываться коэффициент, принадлежащий собственнику.

Проверка

Приведенная таблица является универсальной для всех случаев, однако, если человек длительное время использует автомобиль, то расчеты могут затянуться. Не исключено и возникновение ошибок.

Чтобы проверить в РСА коэффициент бонус-малус потребуются следующие данные:

  • ФИО водителя;
  • дату рождения проверяемого человека;
  • дату, на которую необходимо произвести проверку. Например, действие ОСАГО заканчивается 02.12.2015, следовательно, выяснять бонус-малус надо 03.12.2015, то есть на начало действия следующего полиса;
  • серию и номер водительских прав, принадлежащих проверяемой личности. Эта информация обязательна, так как людей с одинаковыми инициалами и датой рождения может быть несколько, а документ позволит конкретизировать личность гражданина.

На некоторых сайтах помимо данных водительского удостоверения требуется введение серии и номера действующего страхового полиса. Эта информация так же требуется для повышения достоверности выдаваемой информации.

Как проверить КБМ ОСАГО по правам

Стандартная форма для запроса в РСА выглядит следующим образом:

На обработку запроса онлайн требуется не более 1 минуты (как правило, 15 – 20 секунд).

В результате проверки можно получить следующие сообщения:

  • коэффициент не найден. Водителю присвоен 3 класс и КБМ=1. При получении такого сообщения рекомендуется внимательно проверить введенные данные. Велика вероятность, что при вводе возникла ошибка (опечатка). После проверки и исправления запрос можно отправить еще раз;

По полису

Если при проведении проверки дополнительно вводить реквизиты страхового полиса, то в дополнение к коэффициенту КБМ можно узнать действительность документа и иные важные факторы.

Результат проверки будет представлен двумя таблицами:

Данное сообщение означает, что:

  • водитель Андрей Александрович (фамилия скрыта в целях конфиденциальности информации) на 20.09.2015 имеет класс 13;
  • КБМ=0,55;
  • действующий полис ОСАГО (серия и номер документа) приобретен в компании Уралсиб;
  • срок окончания страхового полиса 17.08.2015 года;
  • на момент проверки убытков по страхованию нет.

Нередко случаются ситуации, что коэффициент, определенный по автоматической базе не соответствует действительности.

В этом случае необходимо предпринять следующие действия:

  • направить в региональное отделение РСА письменную жалобу, приложив к ней копии страховых полисов за прошлые периоды;
  • дождаться ответа, в котором подробно будет изложена правомерность указанного коэффициента или информация об ошибке;
  • если ошибка действительно обнаружена, то РСА самостоятельно устранит недочет в работе страховой компании;
  • переоформить ОСАГО по новому тарифу. При наличии письменного ответа от союза автостраховщиков и исправлении ошибки в базе проблем с переоформлением автогражданки не возникает.

Как посмотреть коэффициент юридическим лицам

Проверка коэффициента бонус-малус требуется не только физическим лицам, но и организациям. Для проведения онлайн исследования целесообразнее использовать сайт РСА.

Чтобы получить данные о коэффициенте необходимо ввести следующую информацию:

  • ИНН организации, являющейся собственником автотранспортного средства;
  • VIN номер автомашины;
  • регистрационный знак, выданный при постановке на учет;
  • дату начала действия страхового договора.

Результаты запроса будут аналогичны проверке, проводимой для физических лиц.

Коэффициент бонус-малус позволяет водителям и собственникам автомобилей получать существенную скидку при оформлении полиса обязательного страхования.

При этом страховые компании могут вести точную статистику по страховым случаям и обращениям граждан. За применением коэффициента в системе расчетов следят государственные органы.

Если страховщик не использует КМБ при определении стоимости страхового полиса, то компания может быть лишена лицензии на страховую деятельность в области обязательного страхования, что негативно отразится на прибыльности организации.

Видео: ОСАГО. Проверка КБМ. Расчет скидки за безубыточное вождение.

КБМ или коэффициент бонус-малус – система поощрений и штрафов, которую применяют страховые компании к клиентам (страхователям) с учетом рейтинга. Рейтинг определяется на основании истории страховых выплат. Фактически, он представляет собой скидку или повышающий коэффициент, который используется при определении стоимости страхового полиса. Для автомобилистов важнейшее значение имеет этот коэффициент при обязательном .

ОСАГО и КБМ.

Система бонус-малус работает при страховании ответственности владельцев и водителей автомобилей в большинстве развитых стран. Ее концепция подразумевает поощрение – бонус в виде снижения стоимости страхового полиса для тех, кто не допускает страховых случаев. Обратная сторона – штраф – малус для тех, кто такой случай допустил.

В России о применении такой системы было завялено одновременно с вступлением в силу с 1 июля 2003 года закона об ОСАГО (№ 40-ФЗ от 25.04.2002г). В полной мере автоматизированный учет рейтинга водителей и заработал только в 2011 году. До тех пор ведение истории страховых выплат, определение коэффициента бонус-малус и расчет с его использованием стоимости полиса входило в функции страховой компании.

С 1 января 2012 года заработала централизованная автоматизированная система учета, в которую были внесены сведения по договорам ОСАГО, заключенным в 2011 году. С начала 2013 года пополнение базы системы стало обязательным для работающих с этими договорами страховых компаний. Страховщики должны передавать данные страхователей и договоров. Доступ к содержащимся в системе сведениям был открыт для них с июля 2014 года, благодаря чему при определении стоимости полиса стало возможно использование сведений предыдущих страховых периодов.

Согласно новой редакции закона с изменениями от 23.06.2016 года доступ к данным автоматической системы для контроля актуальности и корректности хранящейся информации с 1 января 2017 года получили и страхователи – физические лица.

Таким образом, каждый гражданин, заключающий договор ОСАГО может, обратившись на сайт Российского Союза автостраховщиков (именно эта организация вдет единую базу), узнать, какие сведения о нем доступны страховщику, и получить текущее значение КБМ.

Как рассчитывается КБМ?

Самостоятельное определение коэффициента бонус-малус не представляет труда. При первом заключении договора ОСАГО водителю присваивается начальный 3 класс, который дает при расчетах значение КБМ, равное 1. За каждый год, прошедший без страховых случаев, водитель поощряется увеличением класса на 1. Каждое такое увеличение приносит скидку при страховании в 5%.

Если страхователь допускает страховой случай, класс понижается, цена плиса растет. Причем рост этот тем значительнее, чем ниже текущий класс и чем большее количество страховых случаев допущено. К примеру, для водителя 3 класса, ответственного за 1 выплату в течение года произойдет понижение в классе до 1, что равносильно росту стоимости полиса на 55%. Водитель, управлявший автомобилем без аварий 3 года, получит 6 класс и скидку в 15%, но, став виновником ДТП на четвертый год, опустится до 4 класса и сможет рассчитывать только на 5% бонуса.

Для быстрого расчета в источниках приводится таблица классов водителей и соответствующих им КБМ, отражающая также и его изменения. Максимальный бонус составляет 50% (10 лет безаварийной езды и более). Особо неаккуратные водители будут вынуждены переплачивать за полис ОСАГО в 2.45 раза.

Некоторые особые правила установлены при расчете КБМ, когда к управлению транспортным средством допущены несколько лиц. При ограниченном их числе, при расчете страховки учитывается минимальный коэффициент бонус-малус из всех (хотя индивидуальные коэффициенты для каждого из водителей и продолжают определяться по стандартным правилам). При неограниченном круге скидка при страховании зависит от КБМ собственника.

Обнуление КБМ.

Обнуление коэффициента бонус-малус в базах РСА происходит в одном случае – если после окончания последнего договора страхования до заключения нового прошло более 12 месяцев. В этом случае, вне зависимости от предыдущего класса и уровня скидок накапливать поощрительный коэффициент придется с 3 класса и нулевой скидки (100%-й стоимости полиса при страховании).

Во всех остальных случаях изменения коэффициента будут соответствовать таблице.

Существует вероятность того, что КБМ обнулится при изменении важных сведений страхователя – получении новых прав, изменении фамилии и т.д. Чтобы этого не произошло он сам или владелец авто должны подать в СК соответствующее заявление. Страховщик обязан отразить эти изменения в базе.

Проверить актуальность сведений можно на сайте РСА

Как узнать КБМ водителя по базе РСА — пошаговая инструкция.

  1. Зайти на сайт Российского Союза автостраховщиков по адресу www.autoins.ru .
  2. В меню сайта выбрать пункт ОСАГО.
  3. В открывшемся слева списке выбрать первый пункт – «Сведения для страхователей и потерпевших».

  1. Из перечня в центральной области выбрать третий пункт «Сведения для страхователей, необходимые для расчета КБМ».

  1. Появившееся текстовое сообщение предупреждает о необходимости вода некоторых личных данных. Без согласия на их обработку результат получить невозможно. Согласиться на нее можно, отметив поле рядом с запросом «Согласен на обработку персональных данных».

  1. Далее потребуется указать является собственником транспортного средства юридическое или физическое лицо, тип договора страхования (с ограничением или без ограничения числа допущенных к управлению), Ф.И,О. водителя и данные его удостоверения, дату заключения договора страхования.

После ввода проверочного кода по этим данным будет рассчитан официальный коэффициент бонус-малус, который обязателен для применения любой страховой компанией.

Расчет стоимости полиса ОСАГО.

Сайт позволяет не только узнать свой КБМ по ОСАГО. Есть здесь и удобный калькулятор стоимости полиса.

Воспользоваться им можно, выбрав в левом списке пункт «Расчет стоимости ОСАГО» или с других страниц, где доступна ссылка «Калькулятор ОСАГО».

После ввода сведений об автомобиле и водителях, будет рассчитана стоимость плиса с указанием вилки базового тарифа, и максимальной и минимальной сумм страхового взноса. Там же можно увидеть список всех коэффициентов, использующихся при расчете и их конкретные значения.

  • Полученная в базе РСА величина коэффициента бонус-малус – обязательна для применения всеми страховщиками. Поэтому для устранения разногласий, полученные на сайте результаты достаточно распечатать и предъявить в страховой компании при покупке ОСАГО.
  • Если сведения в базах РСА не соответствуют действительным, рассчитанным по фактическому стажу безаварийной езды, значит, один или несколько страховщиков не внесли сведения в информационную систему. Поправить положение можно, обратившись в РСА с претензией, подкрепленной документами (полисы желательно сохранять).
  • Неверное указание страховщиком КБМ – повод для разбирательства и возврата переплаченных средств. Для этого в страховую компанию подается претензия, указывается реальный коэффициент бонус-малус (обращение должно быть официально зарегистрировано – указан его номер при отправке в электронном виде, иметься квитанции об оплате почтового отправления или отметка СК на втором экземпляре). Если в течение установленного срока (закон отводит на это 10 дней), действий не предпринято, или в изменении КБМ и возврате средств отказано – следует обратиться с жалобой на страховщика в Банк России. Жалоба подкрепляется фактическим материалом. После рассмотрения и принятия положительного решения страховая компания вернет переплаченные средства.

Видео.

Производится путем увеличения базовой ставки на ряд коэффициентов, среди которых можно выделить КБМ или коэффициент бонус-малус.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это за параметр и как его определить самостоятельно, читайте далее.

Что это такое

КБМ – это индивидуальный параметр, который учитывается при расчете стоимости автогражданки. Коэффициент бонус-малус определяет размер скидки за безаварийную езду в течение страхового периода.

В настоящее время КБМ разделяется на несколько видов:

  • коэффициент водителя, то есть индивидуальный параметр для каждого человека, имеющего водительское удостоверение. Значение коэффициента меняется ежегодно при оформлении (продлении) автогражданки;
  • коэффициент собственника. Основное отличие от предыдущего вида заключается в том, что значение параметра присваивается не водителю, а конкретному автомобилю. При продаже (дарении, угоне, утилизации и так далее) транспортного средства значение коэффициента обнуляется;
  • расчетный коэффициент или параметр, который принимается для определения цены на полис обязательного автострахования.

Расчетный КБМ используется исключительно страховыми компаниями, при условии, что в конкретный страховой полис вписывается определенное количество водителей.

Расчетный КБМ равен максимальному значению индивидуального параметра водителей, допускаемых к управлению.

Например, автогражданка оформляется с учетом использования страхуемого автомобиля двумя водителями.

Первый водитель имеет индивидуальный КБМ = 0,7, а значение коэффициента для второго водителя равно 0,55. Расчетный коэффициент бонус-малус составит 0,7.

Значение КБМ изменяется ежегодно в зависимости от количества аварий, в которых водитель (собственник автомобиля) признан виновным, при этом одно ДТП является одним страховым случаем, не зависимо от количества пострадавших.

Если таких дорожных происшествий в страховом периоде нет, то скидка на следующий год составит 5%, то есть значение коэффициента снизится на 0,5.

Для ограничения потерь страховых компаний, специализирующихся на обязательном автостраховании введены понятия максимального и минимального коэффициента бонус-малус.

Коэффициент бонус-малус вводится Законом «Об ОСАГО». Здесь же регламентируются правила применения параметра.

Каждая страховая компания обязана вносить данные о КБМ и изменениях параметра в единую базу РСА (Союза Автостраховщиков России). За несоблюдение данного требования страховая организация может быть наказана.

Неразрывно с коэффициентом бонус-малус связано такое понятие, как «класс водителя». Каждому классу присваивается определенное значение параметра.

Самый высокий класс – 13 и КБМ в этой ситуации равен 0,5. Самый низкий класс М – это класс штрафников, постоянно нарушающих правила движения и становящихся виновниками дорожных аварий.

После получения водительского удостоверения, путем сдачи экзаменов в ГИБДД, водителю присваивается 3 класс (КБМ = 1). Далее определить значение параметра можно по таблице:

Например, водитель с 3 классом за страховой период становится виновником дорожного происшествия 1 раз.

На следующий год автострахования водителю будет присвоен 1 класс и соответственно КБМ = 1,55. То есть в рассмотренной ситуации стоимость автогражданки будет увеличена на 55%.

КБМ имеет свои особенности при оформлении автогражданки различных видов.

Если полис оформляется с ограниченным числом водителей, то:

  • коэффициент определяется для каждого водителя в отдельности;
  • для окончательного определения стоимости автостраховки применяется расчетный КБМ. Однако следует отметить, что индивидуальные показатели будут сохранены в базе данных;
  • индивидуальный коэффициент водителя не меняется при смене автомобиля или замене собственника, то есть после приобретения нового транспортного средства значение параметра сохранится на прежнем уровне.

При на неограниченный круг водителя:

  • для расчета будет применяться КБМ, присвоенный собственнику и страхуемому автомобилю;
  • при замене собственника или транспортного средства значение параметра обнуляется, то есть становится равным 1.

КБМ не учитывается (принимается равным 1), если:

  • автогражданка оформляется на транзитный автомобиль, следующий к месту постоянной регистрации;
  • транспортное средство принадлежит иностранному гражданину.

Если страховой договор расторгается по инициативе страхователя до наступления срока указанного в документе, то:

  • по расторгнутому соглашению не изменяется;
  • для оформления следующего страхового полиса будет применяться значение, указанное в предыдущем договоре.

Например, автовладелец, имеющий КБМ = 0,8 продал автомобиль за 4 месяца до истечения срока действия страхового полиса. В связи с этим договор на обязательное автострахование был расторгнут досрочно.

В страховом периоде не было ДТП по вине этого водителя, однако, при приобретении автогражданки на новый автомобиль КБМ будет равен значению, указанному в расторгнутом договоре, то есть 0,8. Скидка за безаварийную езду начислена не будет.

Для чего нужно знать

Коэффициент бонус-малус требуется для определения скидки за безаварийную езду и расчета стоимости обязательной автостраховки, именно поэтому перед оформлением рекомендуется самостоятельно определить значение параметра.

Многие недобросовестные страховые компании пренебрегают применением этого коэффициента для получения дополнительной прибыли.

Если собственник автомобиля будет знать значение собственного КБМ, то шанс стать жертвой мошенников значительно снижается.

Коэффициент так же может быть неумышленно утрачен в следующих ситуациях:

  • водитель одновременно вписан в несколько автостраховок, и в одном из документов применено неверное значение параметра;
  • в период действия автогражданки водитель поменял фамилию;
  • замена водительских прав;
  • страховая компания, с которой заключен договор, ликвидирована;
  • сотрудник страховой компании не внес информацию в базу данных.

При утрате КБМ необходимо подать письменное заявление в страховую компанию для восстановления значения параметра. Если страховщик прекратил свою работу, то заявление на восстановление КБМ можно подать в РСА.

По каким данным можно узнать

В настоящее время узнать значение КБМ можно:

  • на различных сайтах, предоставляющих форму для проверки значения индивидуальной скидки, например, Каскометр, однако, специалисты рекомендуют использовать официальный сайт РСА;
  • в страховой компании. Для этого необходимо лично обратиться к автостраховщику и подать письменное заявление на проверку параметра.

Страховая организация обязана дать ответ в течение 5 дней после получения заявления.

Физлицам

Чтобы определить значение КБМ по единой базе, предоставляемой РСА или любым иным способом, физическому лицу, оформляющему автогражданку на определенный круг водителей, потребуются следующие данные:

  • фамилия, имя и отчество водителя;
  • дата рождения;
  • реквизиты (серия и номер) водительских прав;

  • дата заключения страхового договора или дата, на которую необходимо произвести проверку значения коэффициента.
  • Если в автогражданке указывается несколько водителей, то проверка параметра производится по каждому человеку индивидуально.

    Для проведения проверки КБМ физическим лицом, при оформлении полиса с неограниченным кругом водителей потребуются следующие данные:

    • ФИО и дата рождения собственника автотранспортного средства;
    • реквизиты какого-либо документа, удостоверяющего личность автовладельца;

    Такими документами могут быть: гражданский паспорт, водительское удостоверение, заграничный паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца и так далее.

    • VIN автотранспорта. Требуемый номер указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации автомобиля. Так же индивидуальный номер можно узнать на кузове автомобиля;

    • государственный номер, выданные после постановки автомобиля на учет;
    • номер кузова и шасси автомобиля. Параметры также можно узнать из документов на транспортное средство;

    • дата проверки.
    • Юридическим лицам

      Если собственником автотранспорта является юридическое лицо, то для проведения проверки КБМ, присвоенного автомобилю, необходимо знать:

      • ИНН организации. Параметр указывается для автоматического определения автовладельца;
      • VIN номер транспортного средства;
      • регистрационный знак;
      • номера шасси и кузова.

      Проверка так же производится на определенную дату.

      Порядок определения КБМ ОСАГО по базе РСА онлайн

      Итак, как узнать КБМ ОСАГО по базе РСА онлайн по фамилии водителя (автовладельца)?

      Для этого необходимо:

  1. Зайти на официальный сайт организации (autoins ru/ru/index.wbp);
  2. Перейти на вкладку « »;

  3. Открыть страничку «Сведения для страхователей и потерпевших».

  4. Открыть форму для формирования и отправки запроса на определение КБМ (сведения для страхователей, необходимые для определения КБМ).

  5. Дать согласие на обработку полученных данных. Организация гарантирует, что введенные личные данные автовладельца или водителя будут использованы исключительно для обработки введенного запроса.

  6. Внимательно заполнить предложенную организацией форму для проведения проверки. Любая ошибка (опечатка и так далее) приведет к получению недостоверной информации.

    Проверка выполняется 20 – 60 секунд. В результате будет получено одно из следующих сообщений:

    • КБМ не найден. По какой-то причине в базе произошло обнуление параметра;

    • Если КБМ найден в базе РСА, то дополнительно к значению параметра будет выведена информация о действующем страховом полисе (серия и номер документа, дата выдачи, дата начала и окончания действия, наименование страховой компании, с которой заключен страховой договор), а так же значение КБМ в действующем полисе.

      Таким образом, КБМ – это единственный коэффициент, который может снизить стоимость полиса обязательного автострахования.

      С помощью формы на сайте Союза Автостраховщиков вы можете проверить ваш КБМ (коэффициент бонус-малус) по базе АИС РСА. Я рекомендую проверять именно по ней, а не по разным неофициальным доступам, потому что она даёт максимально полную информацию. В частности, эта проверка сообщает откуда взялось текущее значение Кбм – какая именно страховая и по какому номеру полиса насчитала такое значение (номеру полиса в свою очередь можно проверить ).

      Запрос происходит напрямую в базу данных Российского Союза Автостраховщиков на указанную дату (её можно выбрать). Это важно, т. к. во-первых при оформлении нового полиса в страховой КбМ будут смотреть на дату начала нового полиса, т.е. он меняется на следующий день после окончания текущего полиса. Во-вторых, если вы вписаны в несколько полисов ОСАГО, то при оформлении новой страховки смотрят коэффициент по последнему окончившемуся полису. Из-за этого в разные дни может быть разное значение, учтите это. .

      Как посчитать каким должен быть К бм?

      Информация в базе РСА иногда может быть неправильной, то есть коэффициент Кбм (он же – “скидка” за безаварийную езду) может быть больше, чем вам положен. Это происходит чаще всего тогда, когда ваша предыдущая страховая компания внесла неправильный Кбс в базу при оформлении вашего последнего полиса.

      “Класс” и “К бм ” водителя – это почти одно и тоже. То есть сейчас по классу можно однозначно определить К бм, и наоборот.

      Проверить свой Кбм можно по таблице ниже. Стартовый класс = 3.

      Таблица Кбм (скидка по ОСАГО):

      Класс на начало срока страхования Коэффициент (К БМ) Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев
      Проще говоря – при попадании в ДТП по вашей вине на следующий год ваш класс изменится на:
      0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 страховые выплаты
      М 2,45 0 М М М М
      0 2,3 1 М М М М
      1 1,55 2 М М М М
      2 1,4 3 1 М М М
      3 1 4 1 М М М
      4 0,95 5 2 1 М М
      5 0,9 6 3 1 М М
      6 0,85 7 4 2 М М
      7 0,8 8 4 2 М М
      8 0,75 9 5 2 М М
      9 0,7 10 5 2 1 М
      10 0,65 11 6 3 1 М
      11 0,6 12 6 3 1 М
      12 0,55 13 6 3 1 М
      13 0,5 13 7 3 1 М

      Пример (как посчитать свой Кбм по таблице):
      Допустим вы застраховались в прошлом году 10.11.2017. В течение этого года страхования у вас есть определенный класс и Кбм (он не меняется в период страхования и до 10.11.2018 будет показываться при проверке Кбм ОСАГО онлайн). Например, у вас сейчас – класс 7 и коэффициент 0,8. Вы хотите узнать какой будет Кбм на следующий год. Для этого:

      • Смотрим седьмую строчку (класс 7 и Кбм=0,8). Далее в зависимости от количества страховых случаев (последние пять колонок) в этом страховом году можно узнать свой класс на будущий год. В нашем примере (класс 7 текущий) это будет:
        • Не было страховых случаев – значит класс на следующий год – 8
        • Был 1 страховой случай – будет 4-й класс
        • Было 2 случая – 2
        • Три и более – низший класс M
      • Теперь снова смотрим первые две колонки и по новому классу определяем новый Кбм на будущий год!
      • Чтобы не смотреть каждый раз в таблицу, можно запомнить более просток правило. Если вы не попадаете в аварии по своей вине, то коэффициент каждый год уменьшается на 0,05.