Государственные социалистические предприятия в ссср. Построение социализма в ссср

Государство является одним их главных не только политических, но и социальных институтов общества. Именно благодаря государству предобщество из примитивного, естественного состояния переходит к упорядоченным способам и формам существования. Формально, будучи исторически более поздним, чем экономика, семья, религия, мораль, воспитание, образование, государство, тем не менее, стало центральным звеном всей общественной жизни и оказало решающее влияние на глубокую трансформацию всех без исключения социальных институтов, разумную организацию жизни людей. Оно выступило главным органом общественной солидарности, связало индивидов, различные этнические, религиозные и другие общности в одно целое, стало социальным фактом, определённым типом юридически регулируемого социального поведения людей. Пожалуй, нельзя сомневаться в том, что государство - гениальнейшее изобретение человеческого ума, ставшее важнейшим инструментом общественного прогресса. «Народ, не имеющий своего государства, не имеет своей истории», - утверждал в своё время Г. Гегель, и это в значительной степени правильно! Действительно, ни одно общество не возможно без государства. Если внимательно изучить историю различных обществ, то мы увидим, что, когда наступает кризис государственности, то и общество находится в глубочайшем кризисе, на гране развала. Так было не раз в российской истории и в истории других стран. Развал общества не обязателен, но в подобной ситуации перестают нормально функционировать другие социальные институты - суд, полиция, армия, образование, экономика, мораль и др. Соответственно, на общество обрушивается град неприятностей - обман, преступность, беззащитность индивида, развал экономики, кризис образования, внешние угрозы.

В главе «Общество» мы писали о том, что, в сущности, государственность возникает одновременно с формированием общества. Может быть даже чуть раньше. Сколько-нибудь усложнённое, масштабное общество без государства не может появиться. То, что называют примитивным, первобытным обществом в строгом смысле этого слова обществом не является. Оно есть предобщест- во, результат естественной эволюции человека. Общество же - результат целенаправленной социальной деятельности большой массы людей, во главе с государством. Можно даже сказать, что государство выступает субъектом, а общество объектом его власти. Так что, общество и государство возникают одновременно, параллельно в результате договорённости одних с другими, завоевания одних другими, постепенной интеграции, стечения различных обстоятельств.

Подтверждением этого являются события нашего времени, когда развалились старые общества и государства (СССР, Югославия, Чехословакия), то на их месте туг же появились одновременно новые общества и государства. Государства даже раньше, нежели оформились общества. Подобное даёт нам право утверждать, что возникновение общества и государства это не одноразовый, а многократный акт, имевший, имеющий и будущий иметь место в истории человеческой цивилизации. Причин же для данных процессов есть немало: интеграция небольших сообществ людей в более крупные, желание объединить ресурсы, войны, кризисы, желание обособиться и т.д.

В любом случае государство возникает (потому-то оно собственно и возникает) для благих целей. Как писал русский философ Владимир Соловьёв: «Государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не способствовать её окончательному превращению в ад». Как бы там ни было, но государство явление объективное, закономерное и общество без него существовать не может.

Так что же такое государство?

Очень непросто сформулировать четкое и точное его определение. В литературе за два с лишним тысячелетия даны сотни дефиниций того, что следует понимать под государством. Его определяли как умственное и нравственное сосредоточие интересов всех граждан (Аристотель) и как начало общей пользы, справедливости и правовых интересов (Цицерон), и как нравственное начало (Кант), и как обман большинства народа (Мор, Руссо), и как выражение интересов экономически господствующего класса (Маркс), и как институт для защиты благоденствия граждан и т.д. и т.п. Т. Гоббс, и того более, называл государство смертным Богом.

Большого преувеличения в этом нет. Государство, государственная власть в обществе действительно выступает чем-то вроде Бога. Вспомним слова Ф.М. Достоевского, говорившего о том, что если Бога нет, то всё позволено. Так вот, если даже Бога нет, или он не вмешивается в дела человеческие, то его заменяет государство, причём вполне успешно, если власть в нём нормальная, власть институциональная.

Итальянский мыслитель и революционер А. Грамши сравнил государство со рвом перед крепостными стенами и казематами гражданского общества. Проще говоря, с чем только не сравнивали государство. И надо сказать, что многовековой опыт в той или иной степени подтвердил правоту сказанного выше. Тем не менее, этот же опыт свидетельствует о том, что при всем многообразии подходов к пониманию государства в современной науке вырисовываются, по большому счету, две его трактовки.

1. Широкая, когда под государством понимаются объединенные в единое целое народы, проживающие на определенной территории, имеющие единые структуры управления и право.

В этом смысле государство фактически является синонимом общества. Такое представление о государстве бытовало в Античности (Платон, Аристотель, Цицерон). По большому счёту - это философский подход к пониманию государства.

2. Узкая трактовка, когда под государством понимаются собственно сами структуры власти (аппарат), которые наделены обществом правовыми полномочиями для решения важнейших (наиболее значимых) управленческих задач общественной жизни. В таком плане государство - это король, президент, законодательные, исполнительные, судебные органы. Здесь преимущественно проявляется социологический, политологический и юридический подходы.

На наш взгляд, наиболее приемлемым, можно сказать рабочим, является следующее определение государства.

Государство - это политическая, юридическая и территориальная организация граждан, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, придающая своим решениям обязательную силу для населения всей страны. Это высшая законная форма власти в обществе, которую оно признает и, разумеется, которой обязаны подчиняться все. Конечно, подобное определение далеко от совершенства и не может передать всю ту огромную палитру свойств, качеств, присущих государству.

Нельзя не заметить, что государство противоречивое явление. Оно содержит практически все стороны, аспекты и тенденции, имеющие место в человеческой жизни. Оно выражает и классовые и общенациональные, и общечеловеческие интересы. Государство бывает и бездушной машиной, и инструментом нравственного здоровья: оно созидает и разрушает, помогает и забирает, лечит и калечит, радует и огорчает. Будем откровенны, государство мало кто любил, но все или большинство понимали, что общественная жизнь без него невозможна. Многие реагировали на него как на костёр - держались на таком расстоянии, чтобы нельзя было замёрзнуть, но и чтобы не сгореть.

Как говорил когда-то автору в его студенческую бытность старый мудрый крестьянин: «Я от государства ничего хорошего не жду и ничего у него не прошу, кроме одного, чтобы оно оставило меня в покое. Но я прекрасно понимаю, что без меня государство может обойтись, а вот я без него - нет». Что ж, пожалуй, это правда. Без государства не может быть ни личности, ни общества, ни нормальной человеческой жизни.

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система. Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство и политическая система занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния политической системы и государства с тем, чтобы в критические моменты развития общества и государства иметь способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства также рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.В то же время следует иметь в виду, что функции государства не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы, в связи с чем вопрос о некоторых особенностях государства дополнительно рассматривается и в последнем разделе работы.

Государство в определении современных теоретиков государства и права - это один из способов территориально-политической организации общества. Государство определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения. Государство - это лишь одно из общественных явлений, (общественных институтов), то есть один элемент, одна сторона общественной жизни. Поэтому предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. К общим признакам государства относятся:По своей сути государство есть политическая организация общества, обеспечивающая решение его “общих дел”;Наличие публичной власти - специального слоя профессиональных управленцев;Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение населения по административно-территориальному принципу;Превращение индивидов в граждан (подданных);Введение налогов - экономической основы деятельности власти;Государство появляется вследствие замены кровнородственных связей рыночными (обменными). Следовательно, государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей, характерных для первобытно-общественного строя, обменными связями. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество - в цивилизацию. Все перечисленные свойства государства имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная публичная власть, налоги - это необходимые признаки всякого государства, то такие его свойства, как, например, откровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь определенным историческим формам государства (фашизму, государству диктатуры пролетариата) и потому в его общее определение включаться не должны._

Классовый подход в определение государства привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Государство, по их определению, есть результат борьбы классов, возникающих в результате общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей. “Самой чистой”, классической формой возникновения государства Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где государство появилось “непосредственно из классовых противоречий”. Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти - классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации. Основной функцией государства, в определении классиков марксизма, является закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда следует трактовка государства как машины для поддержания господства одного класса над другим. Следует признать, что классовая теория государства, не выдерживает испытания временем. Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.

Главный носитель политической власти в обществе – государство. Опираясь на право и закон, государство осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.

Признаки государства как социального института :

  • наличие власти в виде системы государственных органов, учреждении и организаций.
  • деятельность особых механизмов этой власти в ходе реализации социальных функций гос-ва.
  • сложившаяся система правовых норм и установлений, санкционированных политической властью.
  • наличие отграниченной территории, определенных пространственных рамок распространения власти.

Рассматривая государство как социальный институт, мы должны понимать его сложность и структурную расчлененность. В структуре государства действует целый ряд социальных институтов, с которыми люди постоянно соприкасаются в своей жизни: институты народного представительства, осуществляющие в стране публичную власть. В России это институты Государственной думы, президентства, муниципального самоуправления, глав администраций и др.

1. институты управления: правительство, администрация на местах, учреждения, представляющие правительство и администрацию.

2. институты юстиции и правосудия, связанные с правом, законом, которому все должны неукоснительно подчиняться.

3. институты, охватывающие вооруженные силы, государственную безопасность, органы охраны общественного порядка, карательные учреждения.

Социальные функции гос-ва:

  • Обеспечение стабильности, устойчивости и социального порядка в обществе (интегративная).
  • Регулятивно-распределительная функция. Располагая определенными ресурсами и ценностями, государство распределяет их в интересах различных социальных институтов, действующих в сферах экономики, политики, образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.
  • Функция социального контроля. Она предполагает как регулирование и регламентацию деятельности различных общественных структур, так и в особенности социальный контроль за отклоняющимся поведением.

Функции:

1. Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

2. Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

3. Правоохранительная функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

4. Национально-культурная функция : сохранение национального своеобразия, российской самобытности, независимости и суверенитета народов, населяющих его территорию, развитие системы образования, науки, культуры, просвещения).

5. Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса.

6. Экологическая функция . С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания, разрабатывает программы по охране окружающей среды, контроле над деятельностью хозяйствующих субъектов.

Внешние функции :

1. Развитие дипломатических отношений.

2. Ведение войн.