Этапы подготовки публичных выступлений. Как подготовиться к публичному выступлению: лучшая методика

Подготовка к выступлению.

Выполненная научная работа должна быть в необходимых случаях соответствующим образом представлена в виде доклада (защита курсовой, дипломной работы, диссертации, выступление на конференции, участие в дискуссии и т.д.).

Выступление с докладом – ответственное научное поручение. Доклад обеспечивает возможность апробирования результатов научного исследования в мнениях других лиц, проверить сделанные выводы через оценки различных специалистов, преодолеть сомнения и разногласия. Особенно полезны в данном смысле выступления слушателœей и научные дискуссии. Публичные выступления с докладами воспитывают привычку не бояться аудитории, умение быстро концентрировать внимание при ответах на вопросы, вести научную дискуссию.

Перед выступлением с докладом следует подготовить краткий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко назвать основные вопросы, которые будут изложены. Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное (это придает чувство уверенности, обеспечивает ясность и даже краткость в изложении материала). При этом записи не должны быть чересчур подробными, так как это затрудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей – карточка, в которой легко найти то, что нужно.

В случае если есть крайне важно сть пользоваться доской, следует обратить внимание на внешний вид выписываемого материала – текста͵ чертежей, схем и т.д. Οʜᴎ должны быть четкими, разборчивыми. В случае если рисунки сложны, то лучше пользоваться заранее подготовленными плакатами, слайдами или, в крайнем случае, цветным мелом.

В процессе доклада держаться следует свободно, не концентрировать своего внимания на отдельном слушателœе, а обращаться ко всœей аудитории. При подготовке доклада крайне важно предварительно его несколько раз прочесть вслух. Перед докладом следует подготовить тезисы - ϶ᴛᴏ сжатые, кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения и т.д. Οʜᴎ включают изложение базовых положений всœей научной работы от начала до конца, а не только собственно исследовательской части.

Тезисы представляют из себяразвернутые выводы, с вводной поясняющей и обосновывающей частью, а также заключением. В тезисах в краткой форме (одна-две фразы) обосновывается тема, характеризуется история вопроса, излагается методика и указываются результаты исследования. Тезисы бывают краткими или развернутыми, но они всœегда отличаются от полного текста доклада, сообщения тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Отдельные тезисы должны быть связаны между собой.

Выступление - ϶ᴛᴏ самопроверка и самоконтроль своих знаний. По этой причине нужно учиться готовить выступления. Схема подготовки устного выступления должна быть следующей:

♦ О чем говорить? Нужно сформулировать основной тезис, а это значит раскрыть тему и определить, о чем говорить.

♦ Зачем говорить? Необходимо осознавать цель своей речи. Цель речи должна соответствовать цели дискуссии.

♦ Сколько говорить? Время публичной речи всœегда строго ограничено. Принцип простой – лучше меньше, да лучше.

♦ Кому говорить? Выбирать тактику выступления крайне важно, оценив слушателœей (узнав, какая аудитория).

♦ Где говорить? Новая обстановка и новая аудитория влияют на характер выступления.

В процессе подготовки к выступлению крайне важно продумать следующие моменты:

♦ Какой самый интересный и короткий путь к намеченной цели?

♦ Будет ли изложение простым и доступным?

♦ Увлекут ли ваши рассуждения аудиторию?

Выступление должно строиться с исключительно конкретной целью и ясным представлением конечного результата речевого воздействия. Выступление должно быть убедительным, а убедить - ϶ᴛᴏ значит довести до понимания идею (тезис), так, чтобы аудитория не сомневалась в достоверности вывода, не испытывала неуверенности в том, что излагается в выступлении. Можно выделить четыре способа убеждения (воздействия), используемые в выступлении:

♦ воздействие на разум (логический);

♦ воздействие на рассудок (риторический). Риторика - сфера научных знаний о красноречии;

♦ воздействие на веру (подражательный). Верить – значит подражать в чем-либо;

♦ воздействие на чувства (психоэмоциональный).

Следовательно, к выступлению предъявляются следующие требования:

♦ быть понятным для аудитории;

♦ быть лаконичным;

♦ быть законченным.

Выступление должно строиться по плану (следует разработать план выступления), который предусматривает перечень базовых элементов речи согласно традиционной композиции. Композиция - ϶ᴛᴏ расположение материала в разрезе трех блоков: вступление; главная часть; заключение.

При этом следует располагать материал выступления согласно следующим принципам:

♦ последовательности (каждая мысль (фраза) должна вытекать из предшествующей, "мысли не должны перескакивать");

♦ усиления (крайне важно наращивать воздействие от начала речи к концу. Это достигается расположением материала по возрастанию значимости);

♦ органического единства (крайне важно обеспечить соответствие основной мысли (тезиса) теме выступления);

♦ экономии (краткость, точность, ясность, отсутствие излишеств, минимальное количество аргументов, примеров и т.д.).

Для того чтобы выступление было воспринято и понято слушателями, крайне важно соблюдать следующее:

♦ контролировать время выступления (не выпрашивать лишних минут и не затягивать выступление);

♦ иметь подробный план текста выступления, но не читать его (или по крайней мере делать вид, что не читаешь. Но можно и читать);

♦ использовать визуальный материал (доска, плакаты, слайды, раздача материалов);

♦ в целях контроля внимания аудитории варьировать формами подачи материала;

♦ выступление не должно превращаться в развлекательное шоу;

♦ выступающий не обязан отвечать на всœе заданные вопросы, тем более делать это немедленно после постановки вопроса.

К наиболее часто встречающимся недостаткам в выступлениях относятся следующие:

♦ отсутствие зачина (вступления), резкое вхождение в тему и тоскливое однообразие изложения;

♦ неясность и нечеткость переходов от мысли к мысли, от вопроса к вопросу, что лишает изложение плавности и текучести;

♦ нарушение пропорций между частями (затянутое вступление, множество базовых вопросов, чересчур короткое заключение или вообще пренебрежение им);

♦ однообразие вариантов изложения вопросов;

♦ преобладание теоретических рассуждений и отсутствие эмоциональных разрядок;

♦ отсутствие связки конца с началом в заключении;

♦ хаос в рассуждениях, когда не выдержана логика развития мысли.

Подготовка к выступлению. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Подготовка к выступлению." 2017, 2018.

Рано или поздно перед каждым из нас возникает вопрос: перед живой аудиторией.

Человек, развивающийся и шагающий по пути личностного роста, непременно приходит к тому, что умение выступать публично – одна из ступенек в его движении вперед и вверх.

Как подготовиться к выступлению Типичные ошибки

Тут-то и необходимо выяснить: , какой использовать и как обойти типичные ошибки.

Главные ошибки.

1. Отсутствие подготовки.

Если человек много знает в своей области, является профессионалом и даже экспертом в своем деле, честь и хвала ему! Но публичное выступление – особое искусство, навык, который требует внимания, усилий, опыта.

Глубоко зная материал, человек не всегда может интересно и легко его преподнести аудитории. Это умение имеет свои нюансы и подводные камни. Подготовка даст понимание недостатков и как от них избавиться.

2. Отсутствие цели выступления.

Если выступление делается только ради того, чтобы выступить, покрасоваться на публике или человек выступает, лишь потому, что его пригласили – это не , а пустая трата времени своего и слушателей.

Перед выступлением определитесь с целью. Что вы хотите? Развлечь. Подтолкнуть к размышлениям. Привлечь внимание к проблеме. Внедрить идею. Донести информацию. Чему-то научить. Продать свой товар, информационный продукт.

3. Отсутствие плана выступления.

Выступление без плана похоже на движение без маршрута или на дрейф шлюпки без весел, куда ветер дунул, туда и плывем. План необходим и обязателен.

Вы можете его подготовить в виде тезисов, интеллект-карт, презентации, оформить в виде знаковой системы или рисунков (пиктограмм).

Главное, чтобы план был на выступлении. Можно даже им не пользоваться и не заглядывать в него. Это тыл, уверенность, шпаргалка, которая позволяет лучше владеть собой, подготовленным текстом и аудиторией.

4. Неграмотное оформление презентации.

Большое количество текста. Замените его на одну кратко изложенную мысль.

Стандартные шаблоны. Экспериментируйте, выдумывайте, изменяйте!

Неподходящая цветовая гамма – слишком кричащая или наоборот блеклая, незапоминающаяся.

Трудный шрифт, неверный его размер.

Избыток слайдов. Здесь работает правило: "лучше меньше, да лучше". :-)

5. Выступающий не репетировал свою речь.

Из-за этого он не всегда укладывается в отведенное . Его выступление прерывается незапланированными паузами. Страдает качество речи, так как не все, что красиво написано на бумаге, так же воспринимается на слух.

6. Отсутствие контакта со слушателями.


Чтение, не отрываясь от текста, взгляд по верх голов или на заднюю стенку зала.

Эта ошибка – путь к тому, что речь воспринимается, как сухая, лишенная жизни, эмоций, оторванная от насущных задач и вопросов, волнующих аудиторию.

Необходим зрительный контакт со слушателями, вопросы в зал, интересные случаи, шутки, примеры из жизни и, конечно же, улыбка.

7. Техническая неподготовленность.

Выступающие очень часто ощущают себя «не в своей тарелке», если заранее не познакомились с местом выступления. Лучше всего провести мини-репетицию в зале, где ожидается выступление, прочувствовать акустику, пройтись по сцене, взглянуть в зал.

Обязательно уточните наличие микрофона и необходимых для презентации технических средств сопровождения. Без должной технической подготовки, любая отлично подготовленная речь может провалиться. Позаботьтесь об этом заранее.

Сегодня вы узнали или повторили заново, и избежать типичных ошибок. Желаю вам успехов и благодарных слушателей! Поделитесь своим опытом публичных выступлений в комментариях. Думаю, для многих будет интересно.

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Для удобства поиска статей воспользуйтесь .

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

Подготовка к публичному выступлению должна начинаться намного раньше, чем предстоит выступить. Известный психолог Д. Карнеги написал книгу с рекомендациями подготовки публичных выступлений. Основную ее фабулу можно сформулировать так: «Нужно знать, что хочешь сказать, и что хотят услышать слушатели. Только основываясь на этом знании возможно правильно донести информацию и убедить поверить себе ».

Существует несколько этапов подготовки к публичному выступлению, и не освоив их, заставить слушать себя невозможно.

Оценка собственных сил

Для начала следует проанализировать собственные силы и понять, какого плана будет речь.

Выступления делятся на следующие виды:

  • Экспромт. Готовиться к нему практически не нужно. Оратор выходит на трибуну, рассказывает свое виденье ситуации, легко парирует реплики с мест и отвечает на вопросы. Под силу только гениальным ораторам, мастерам своего дела.Такими ораторами был Троцкий, Ленин – в некоторой степени, Мечников;
  • Заранее готовят конспект и план выступления. Каждый пункт прорабатывается заранее. Возможные вопросы продумываю, кратко записывают ответы;
  • Текст пишется заранее и затем зачитывается. Ответы на возможные вопросы также перечисляют по пунктам. Результат такой речи часто приходится наблюдать после выступления многих политических деятелей. Их спрашивают про одно – отвечают они совершенно про другое. Им написали иной текст;
  • Выступление наизусть. Текст сначала составляется, потом заучивается. После подобного выступления вопросов не предусматривается.

Особо ценятся ораторы, умеющие перестраиваться и улавливающие настроение публики.

Умение работать с конспектом

Составить конспект не так просто. С тезисами нужно научиться работать. Сначала составляют перечень сведений, которые более полно освещают данную тему.

Затем вычленяют наиболее важное, убирая второстепенную информацию:

  • При подготовке к публичному выступлению обязательно кратко сформулировать основные тезисы;
  • Каждый тезис обязательно должен быть подкреплен реальными фактами, а лучше не одним;
  • На первых порах лучше записывать полные предложения, чтобы не пришлось потом подбирать слова;
  • Утверждения, являющиеся аксиомами, следует сформулировать заранее.

Необязательно читать речь, уткнувшись носом в подготовленный конспект. Можно иногда заглядывать в записи, сверяясь с ними, отступая от написанного текста. Тот, кто уверен в себе, записи из карманов и не достает. Но даже опытный оратор должен прорепетировать свое выступление.

Репетиция будущей речи

В этапы освоения выступлений на публике входит репетиция. Можно завести разговор с друзьями, и кратко обсудить интересующую проблему, потренироваться в кругу домашних, произносить доклад наедине с собой.

Некоторые ораторы не советуют использовать в качестве собеседника зеркало, и приводят аргумент, что оно отвлекает. Другие – не менее опытные – советуют перед зеркалом тренировать характерную жестикуляцию, которая будет использована во время речи.

Умение разговаривать


Подготовка и проведение публичного выступления включает такой этап, как умение донести свои мысли до окружающих. Важно не только то, что говорят, но и как говорят.

Ораторское искусство заключается в умение заставить себя слушать, не замолкать на половине фразы, для того, чтобы найти нужное слово.

Есть те, кто умеет произносить речи от рождения, но большинству приходится этому обучатся. Начинать «учиться говорить » нужно с увеличения лексикона. Есть интересная методика, позволяющая расширить словарный запас.

Берешь дома любой бытовой предмет и пытаешься в течение 3-5 минут перечислить его охарактеризовать:

  • для чего используется;
  • основные качества;
  • почему нужен.

Очень важно уметь разговаривать в нужном темпе. Слишком быстрая речь не воспринимается, медленная – нагоняет сон. Следует найти золотую середину, научиться правильно подбирать интонацию, акцентировать внимание на важных моментах.

Умение подчинить аудиторию

Карнеги сформулировал основные правила подготовки публичного выступления. Придерживаясь их, можно научиться влиять на людей и завоевывать единомышленников.

Вот несколько правил, которые помогут вам выступить красиво и эффектно и победить в дебатах:

  1. Если в момент выступления понимаешь, что ошибаешься, решительно и быстро – чтобы не успели это сделать оппоненты – признаешь это;
  2. Нужно стараться придерживаться дружелюбного тона;
  3. Во время обсуждений нужно дать понять, что к правильному выводу пришли под воздействием аргументов аудитории;
  4. Постоянно нужно подчеркивать благородные мотивы действий;
  5. Свои идеи стоит подавать, добавляя трагичности. Если бросить вызов публике, равнодушной она не останется.

Речь должна завершаться красиво. Невнятное: «Вот что хотелось сказать, на этом закончим », сводит эффект от выступления к нулю. Даже опытные ораторы, умеющие легко парировать в процессе беседы, заранее продумывают окончание спичей.

Нюансы подготовительных мероприятий

В методике для подготовки публичного выступления не только объясняется, каким образом подготавливать тексты, правильно строить общение со слушателями, на что обращать внимания во время прений.


Необходимо настроиться и на место выступления, заранее подготовиться показаться перед аудиторией в выгодном свете.

«Страх сцены » знаком многим людям и оставаться спокойным, находясь в центре, на возвышении, под силу далеко не всем. Может быть, удастся найти место, с которого взгляд в зал не будет заставлять волноваться?

Если предстоит выступление с трибуны, нужно заранее сопоставить свой рост с ее высотой. «Говорящая голова » выглядит комично, вряд ли речь даже очень умного человека будут слушать внимательно, если виден только его нос. Оратор должен быть виден публике хотя бы по грудь.

Говорить придется сидя. Нужно проверить, удобно ли сидеть. Во время выступления не следует:

  • сутулиться;
  • выкладывать на стол локти рук;
  • вцепляться в подлокотники кресла – это свидетельствует о неуверенности;
  • чесаться;
  • сидеть развалясь;
  • забрасывать ногу на ногу.

Позу нужно принять следующую: сесть прямо, чуть наклониться вперед, ноги отодвинуть назад, прижав пятки к полу. В каком бы положении ни выступал оратор, он должен смотреть в глаза оппонентам и следить за их эмоциями, быстро улавливая перемену в настроении.

Заранее стоит позаботиться об одежде. Фасон одежды не должен отвлекать ни самого оратора, ни публику от произносимой речи. Нужно дать слушателям возможность сконцентрироваться на словах, а не спровоцировать обсуждение аляповатого галстука или сверхкороткой мини-юбки выступающих.

Обувь и туфли у женщин должны быть нейтральных, совпадающих цветов. Рукава закрывать хотя бы плечи. Ярких и массивных украшений также следует избегать. На официальные мероприятия мужчины традиционно надевают костюмы. Если на пиджаке 3 пуговицы – застегивают среднюю, когда только 2 – верхнюю.

Секреты успеха


  • Уже заходя в аудиторию, следует держаться уверенно. Не стоит ускорять или замедлять походку, семенить и оглядываться. Если представлены, легкой полуулыбкой стоит попытаться установить контакт с аудиторией, только выходя на подиум;
  • Перед началом речи нужно сделать паузу. Это поможет настроиться на выступление и сконцентрировать на себе внимание публики;
  • Не следует прятать от зала глаза. Наоборот, стоит несколько раз его уверенно оглядеть, выбрать определенных людей, зафиксировать на них «якорь », и только потом начинать высказывать свою точку зрения. Обезличенная речь труднее воспринимается;
  • Следить требуется не только за руками, но и за позой. Динамичный и энергичный оратор покорит зал, статичный – заставит собравшихся скучать;
  • При общении с аудиторией нельзя показывать свое превосходство, требуется избегать неуместного сарказма и злых насмешек;
  • Неформальные ситуации – споткнулся о порожек, не включился микрофон – желательно уметь обыгрывать с юмором.

Выступление получится только тогда, когда у выступающего с аудиторией возникнет визуальный контакт. Публичные выступления проходят успешно у ораторов, умеющих улавливать настроение слушателей.

На выходных утром встречался с клиентом, у которого вполне простая и понятная задача - надо быстро подготовиться к выступлению на форуме в другом городе, выглядеть компетентным и умным специалистом, донести тему и завести пару полезных знакомств.

Проблема в том, что времени на подготовку безумно мало, всего пара дней. Мы накидали структуру выступления, продумали слайды и на этом 80% работы было закончено.

После этой встречи у меня возникла мысль: вообще 2 дня на подготовку к речи, это не мало, а очень даже хорошо , а для некоторых людей - непозволительная роскошь.

Если вы впахиваете с утра до ночи в своем бизнесе или внутри компании на благо клиентов, вам не до презентаций и выступлений.

И если приходится выйти и рассказать о себе или своем продукте или о компании, то приходится делать все в последний день: рисовать слайды, придумывать буллет поинты. Спешка и стресс жутко мешают и влияют на результат - ваша презентация окажется не такой как вы хотели и нужное впечатление не будет произведено.

Поэтому я решил написать краткий гид для тех, кто вечно находится в ситуации: «У меня нет времени готовиться к выступлению и делать слайды,я занят текущими делами, звонками, встречами, лучше выйду и расскажу как получится».

Итак, первое, что вам нужно сделать - это найти 30 минут своей жизни, которые вы сможете уделить подготовке.

Нет 30 минут? Тогда выделите 1 минуту и подумайте о том, а зачем вообще вы выступаете, какая у вас цель? Если все пройдет хорошо, что должно измениться у вас или у ваших слушателей (коллег, сотрудников, клиентов) в жизни? Какой конкретный позитивный результат вы хотите получить? Как это должно повлиять на ваш бизнес или работу? Вашу репутацию? Если вы не знаете, какую цель преследуете своим выступлением, придумайте ее! Или откажитесь выступать, лучше сделайте пару звонков или встреч в рабочей обстановке - это даст больший результат.

Если вы можете шиковать и позволить себе 30 минут уделить подготовке речи, вот мои советы по этому поводу:

1. Найдите тихую комнату, закройте дверь, и поставьте телефон на беззвучный режим. Нет ничего хуже, чем когда вы сели поработать, а к вам врывается коллега с пламенной речью о том, как он провел выходные или какой другой отвлекающей ерундой.

Если пишете на компьютере, отключите e-mail-уведомления. Очень важно, чтобы вы могли полностью сосредоточиться на этих 30 минутах. А по возможности лучше вообще уйдите поработать в кафе поблизости в обеденный перерыв. Вдохните глубоко-два три раза и начните думать о своем выступлении.

2 . Задайте себе 3 вопроса: Кто ваша аудитория? В чем цель выступления? А что мне лично? Важно понимать, кто перед вами в зале, что вы хотите, чтобы они сделали после того, как вы выступите и почему вам важно добиться этой цели, что это даст лично вам. Такая мини-стратегическая сессия поможет вам четче сфокусироваться на подборе аргументов для вашего выступления, примеров и визуализации.

3. Найдите 1 самую важную мысль. В чем основной посыл вашего спича? В одном предложении. Это как у Джобса в презентации Айпода - «1000 песен в вашем кармане». Какие примеры, данные, истории вы можете использовать, чтобы проиллюстрировать основную мысль? Старайтесь включать в свое выступление как цифры, так и эмоции, чтобы максимально воздействовать на аудиторию.

4. Запишите 3 аргумента, подтвержающих вашу главную мысль . Пусть это будут просто буллет-поинты, не пишите подробно речь, на это нет времени.

5. Напишите первое и последнее. Начало и конец- самые важные части презентации, критические для впечатления, которое вы хотите произвести. Так что лучше тут не рисковать и заранее продумать как вы начнете и чем закончите речь.

6. Будьте проще. Когда времени мало, забудьте про слайды, это ненужная роскошь в условиях нехватки времени. Лучше сосредоточиться на контенте, чем на дизайне.

7. Распечатайте 1 главную мысль и аргументы к ней на листе бумаги крупным шрифтом. Это будет для вас подсказкой во время вашей речи. Оставьте листок на видном месте или положите на ваш стол, когда будете выступать, чтобы при необходимости освежить в памяти то, о чем хотите сказать.

Итак, первая часть подготовки и драфт речи завершены, сейчас мы начнем репетировать

1. Попробуйте проговорить свое выступление целиком . Начните с начала, которое вы записали, потом перейдите к главному пункту и аргументам, которые его подтверждают, и затем перейдите к эффектной концовке. Убедитесь, что вы звучите естественно, а не как робот, а также, что важно - проверьте, укладываетесь ли вы в тайминг. Обычно мы недооцениваем то количество времени, которое занимает наша речь, пока не прочтем ее вслух.

3. Закройте глаза. Представьте как вы выходите перед аудиторией, начинаете свою речь, проговариваете главную мысль, приводите аргументы, аккуратно жестикулируете, твердо стоите на ногах и уверенно заканчиваете. Представьте как люди благодарят вас за выступление, улыбаются и внимательно слушают вас, а не сидят в телефонах. Это даст вам нужный настрой перед выступлением и добавит уверенности перед выходом.

Обычно я советую потратить минимум неделю на подготовку речи, но реальность преподносит нам сюрпризы, поэтому вы во всеоружии должны встретить срочный дедлайн и уметь использовать 30 минут, которые у вас есть, с максимальной пользой.

Если у вас есть больше 30 минут, это только поможет вашей речи быть более убедительной, уверенной и оказывать нужное воздействие на аудиторию.

Спасибо, что прочитали эту статью. Я помогаю людям лучше презентовать свои услуги и харизматично выступать на публике в проекте propitch.ru .

Хотите сделать мощную презентацию своей компании или услуг? Скачайте бесплатную книгу: “Продающая презентация за 10 шагов” .

Если хотите больше статей, ставьте лайк и добавляйтесь в друзья на Medium.

Добавляйтесь в друзья

Знания, умения и навыки оратора

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникагощие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык - это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навы-кам оратора относятся следующие:

■ навык отбора литературы;

■навык изучения отобранной литературы;

■навык составления плана;

■навык написания текста речи;

■навык самообладания перед аудиторией;

■навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения ора­тора. Он должен уметь:

■самостоятельно подготовить выступление;

■доходчиво и убедительно излагать материал;

■отвечать на вопросы слушателей;

■устанавливать и поддерживать контакт с аудито­рией;

■ применять технические средства, наглядные пособияи т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и на-стоящего, учиться на лучших образцах ораторского искус­ства и стараться как можно чаще выступать.

Повседневная подготовка к выступлению. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению. Выбор темы и определение целевой установки. Поиск материалов для выступления. Разработка плана выступления. Виды планов. Композиция публичного выступления. Овладение материалом выступления.

Важное место в деятельности оратора занимает повсед­невная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывныи процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.



Что же представляет собой повседневная подготовка?

1.Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтения научной, публицистической, художественной литературы. Постоянное стремление к новым знаниям, расширение сферы своих интересов - вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры. Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги.

2.Создание собственного архива. Человеку, которому приходится часто публично общаться, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готов-ности, брать на заметку интересный материал. Следует задумываться, можно ли использовать всвоих выступле-ниях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интернет и телевидение. Сегодня есть возможность сделать запись ярких выступлений политических и о щественных деятелей государственного и местного масштаоа, хозяйственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. К онечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библиотеке, порыться в справочниках, по-читать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации ма­териала и активно создавать свой архив.

3.Овладение техникой речи. Основные элементы ре-
чевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос
(правильные навыки голосообразования) и дикция (сте-
пень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшкм образом донести до слушателей Содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

4. Повышение культуры устной и письменной речи.
Забота о правильности и чистоте речи должна быть обя-
зательной для человека, выступающего публично. Особо
следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно
и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и
эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т. д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

5. Критический анализ выступлений. Повышению ораторского мастерства способствует и критический анализ
выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях,
конференциях, публичных лекциях, слушая выступления
ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внима­
ние не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлений того или иного оратора, что вы-зывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступа­ющего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникаю-щих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

6. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методические знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовйться к встрече со слушателями, как
построить ораторскую речь, какие приемы управления
аудиторией можно использовать и т. д.

История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим выступлениям. Известно, что все мас­терство знаменитого Демосфена, вся его сила как оратора были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом. Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеолисания» рассказывает о том, как Де-мосфен поборол свои слабости, освободился от физических недостатков, мешавших ему произносить речи.

Таким образом, повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.