Что не может быть источником инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия

За последние двадцать лет, в течение которых проводились радикальные социально-экономические и политические реформы, существенным изменениям подверглись основы государственного строя России. В историю ушла советская модель Российской государственности с характерными для нее идеологией, конституционным строем, одной из основ которого была власть советов, политической системой, формой правления и институтами власти. На смену советско-социалистической государственности пришла принципиально новая форма российского государства, процесс становления и развития которого продолжается и в настоящее время. Но, несмотря на это можно констатировать, что форма российского государства к настоящему времени уже обрела свои вполне определенные и устойчивые черты.

За прошедшие годы в процессе реализации Конституции РФ 1993 года появились отличающиеся принципиальной новизной теоретические исследования, авторы которых стали включать в содержание государственного устройства не только отдельные элементы внутренней и внешней территориальной организации государства, но и проблемы использования автономии как формы государственного устройства, вопросы компетенции РФ и её субъектов, конституционные основы национальной политики и другие компоненты. Закрепление в Конституции положения о том, что Россия - правовое демократическое, светское, социальное и федеративное государство с республиканской формой правления и рыночной экономикой, следует рассматривать как цель, задачу, направленную на построение такого государства. Рассмотрим, какой в реальности, после 20 лет непрерывных политических и экономических реформ, стала форма современного Российского государства и насколько она соответствует вышеупомянутым конституционным положениям.

Как было раскрыто выше, форма государства включает в себя три структурных элемента: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Форма правления в Российской Федерации устанавливается в ст. 1 Конституции РФ и определяется как республиканская. Главные признаки республики - выборность и периодическая сменяемость главы государства.

Республиканская форма правления в Российской Федерации выглядит следующим образом: главой государства является Президент РФ; законодательную власть осуществляет Парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

При этом, Конституция России не закрепляет непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, смешанная). Анализ конституционного статуса главы государства, его взаимодействия со всеми ветвями власти, прежде всего с парламентом, позволяет сделать вывод о наличии в нашей стране смешанной республики - президентско-парламентской. Это выражается в том, что Государственная Дума: во-первых, дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству РФ, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности. К ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента РФ от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент РФ может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Можно смело сказать, что в РФ президентско-парламентская форма правления, с сильной президентской властью. Такой вывод основывается на следующих позициях:

  • 1) Президент избирается не парламентским путем, а всеобщим голосованием.
  • 2) Президент не является главой исполнительной власти, наряду с Президентом действует Председатель Правительства, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
  • 3) Правительство осуществляет исполнительную власть, и лишь в незначительной мере ответственно перед парламентом, у него неизмеримо больше ответственности перед Президентом, который назначает главу Правительства после согласования с Государственной Думой.
  • 4) Президент может принять решение об отставке Правительства РФ без какого-либо согласования с кем-либо, назначить и уволить всех вице-премьеров и министров, он по своему усмотрению напрямую подчиняет себе значительное число министерств и ведомств и т.п.
  • 5) Президент обладает собственными конституционными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и парламента.

«Гибридный» характер нынешней формы правления в РФ обусловлен спецификой исторической эволюции как высшей власти в целом, так и института главы российского государства в частности, а также политическими и социально-экономическими условиями проведения реформ в стране. Сочетая черты президентской и парламентской республики, форма правления в РФ включает большинство компонентов дуалистического режима, но все же с доминированием президента в системе органов государственной власти.

Здесь следует отметить, что на начальном этапе становления и развития постсоветской республиканской формы правления в РФ, да и на нынешнем этапе развития российской государственности, доминирование президента в системе органов государственной власти отчасти оправдано. Но в дальнейшем, для нормального развития российского государства и укрепления в нем основ подлинного народовластия и федерализма необходим поэтапный переход к парламентской республике с характерной для нее ролью президента в системе органов государственной власти.

Следующей общей составляющей формы российского государства является государственно-территориальное устройство РФ, т.е. способ территориальной организации (территориального деления) страны. Содержание государственного устройства проявляется во взаимодействии многообразных составных элементов, которые отражают своеобразие и специфику этого феномена. Современная Россия унаследовала территорию от РСФСР. В 1992 году регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий. В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов, с 1 марта 2008 года, после объединения регионов их количество уменьшилось до 83, а с 18 марта 2014 года, в результате присоединения Республики Крым и города Севастополя к России субъектов в Российской Федерации стало - 85, а именно: из 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения (такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), 1 автономной области, 4 автономных округов. Раньше РСФСР состояла из национальных республик и автономных образований, которые считались ее субъектами, а сами принципы федеративного устройства были в основном направлены на решение проблем национально-государственного строительства. Теперь же в состав РФ входят все территориальные образования, включая края и области, а принципы федерализма направлены на решение как государственно-территориальных, так и национально-государственных проблем. В настоящее время виды субъектов:

  • 1) Республика - это государство в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.
  • 2) Края, области, города федерального значения - это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.
  • 3) Автономная область, автономные округа - это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти.

Согласно, ФКЗ от 17 декабря 2001 года №6-ФКЗ расширение Российской Федерации возможно путем присоединения к ней как субъектов федерации иностранных государств, или их частей в соответствии со свободным волеизъявлением народов, который проживает на данных территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами. Последним присоединенным субъектом является Автономная республика Крым.

Важен вопрос о правовой основе российского федерализма. Суть таких отношений определяется разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Такое разграничение в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ осуществляется: Конституцией, Федеративным договором, иными договорами. Практика заключения двусторонних договоров по этим вопросам между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов получила широкое распространение.

Разграничение предметов ведения и полномочий между центром и регионами - важное условие эффективного функционирования российской государственности, глубокого взаимодействия федерации и составляющих ее частей. При этом важно избегать как чрезмерной централизации, так и безграничной децентрализации государственной власти. В едином государстве, каким является РФ, нельзя допускать положения, при котором ее субъекты берут столько суверенитета и полномочий, сколько захотят, ибо это может привести к разрушению целостного государственного организма.

Принципы российского федерализма закрепляет Конституция РФ (ст. 5): государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вопросы российского федерализма, закрепленные в основах конституционного строя, конкретизируются в гл. 3 Конституции РФ.

Политический режим - наиболее подвижная, динамичная часть формы государства, которая характеризует методы осуществления власти, в том числе государственной. Хотя Конституция РФ не определяет конкретно вид государственного режима в нашей стране, однако анализ конституционных норм позволяет говорить о демократическом государственном режиме. Суть такого режима выражается:

  • - в конституционном закреплении демократического, правового, социального характера государства;
  • - в принципе разделения властей;
  • - в выборности и периодической сменяемости органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • - в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их соблюдение и защиту - обязанностью государства;
  • - в идеологическом и политическом многообразии;
  • - в установлении верховенства Конституции и федеральных законов как основы законности и правопорядка.

Говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое - не кануло окончательно в Лету. Но идеал политического развития заявлен: это - демократизм и правовое государство.

Таким образом, в соответствии с указанной выше классификацией элементов государства РФ в соответствии с Конституцией является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Политический режим современной России

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов.

1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют свою специфику. В этой связи принципиальным является тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превраще­ния всей массы населения в наемных рабочих государства и то­тальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэкс­плуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого воспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

Вместе с тем в современной России поставлена задача преодоле­ния наследия тоталитаризма. Наивная надежда на чудодействен­ность частной собственности или рыночных механизмов быстро развеялась. Национально-государственная идеология опира­ется лишь на фантомы политического характера. Исполнительная власть заполняет вакуум событиями текущей политики, сменой кадров и обещаниями. Законодательная власть и оппозиция кри­тикуют исполнительную власть, а политические программы и предвыборные обещания превратились в официозную политиче­скую «риторику», о которой после выборов никто не вспоминает.

Как это увязать с преодолением тоталитаризма? Сле­дует учитывать, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России воспринима­ет тоталитарную власть как норму. Вместе с тем в России появилось множество свидетельств отличия нынешней политики от тоталитарной. Нет единой, навязывае­мой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность.

В то же время власть еще больше отделилась от народа, неже­ли при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоратив­ные проблемы за счет общества. Неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.

2. С другой стороны, налицо черты де­мократии : строятся основы правовой государственности и созда­ются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует систе­ма разделения властей в государстве (хотя существует опреде­ленный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдает­ся, особенно на местах); в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов – финансово-промышленных групп, финансовой олигар­хии, «естественных монополий», что, безусловно, подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью); при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями».

В результате складывающийся демо­кратический политический режим несет на себе четкие отпечат­ки экономической и политической олигархизации, что свидетель­ствует об усилении авторитарных тенденций в государстве.

Является ли Россия демократическим государством?

С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конститу­ции, является демократическим федеративным правовым госу­дарством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъ­являет свою волю.

По Конституции Российская Федерация – со­циальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз­витие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечива­ется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которы­ми удовлетворилась бы любая развитая демократия.

Однако в России до сих пор практически все процессы, начи­ная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельно­сти властных структур. Преодолеть патерналистский характер государства в России пока не удается. Таким образом, государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а дистрибутивного, перераспределительного характера. Поэтому реальная деятельность государства в России значительно отличается от той законодательной осно­вы, которая существует как норма. Это приводит к тому, что мно­гие демократические понятия, на которые опираются конститу­ционные нормы, являются символами и метафорами и в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами полити­ческого процесса в своих корпоративных интересах.

В Конституции записано, что Россия – социальное государст­во, стремящееся к обеспечению достойной жизни и устанавливающее гарантированный минимальный размер оплаты труда. Однако в настоящее время минимальный размер оплаты труда является чистым символом, распределительным фанто­мом, который никакого отношения к реалиям не имеет. Минимальная заработная плата в условиях рынка должна гарантировать работнику и членам его семьи хотя бы возможность приобретения товаров из очень скромной потребительской корзины и оплаты коммунальных услуг. Однако тот уровень минимальной оплаты труда, который сегодня установило российское госу­дарство, не дает таких возможностей даже одинокому работающему человеку.

Практическое состояние дел свидетельствует о том, что демо­кратия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии. Так будет продолжаться до тех пор, пока в России не возникнет гражданское общество, являющееся гарантом демократии.

В современной России переход к демократическому политическому режиму происходит в сложных условиях, которые создают основу для усиления тенденций к формированию авторитарной модели построения политической системы. Этому способствует кризис в экономике, радикализация оппозиции, которая дестабилизирует политическую обстановку. Проблема демократизации в нашем обществе затруднена в связи с многонациональным характером государства, движениями за установление суверенных национальных единиц. Значительная опасность для демократии в России представлена людьми, находящимися в оппозиции к прошлому тоталитарному режиму, но не являющимися сторонниками демократии. Идеалом этих людей является авторитаризм. Поэтому, анализируя современную обстановку в России, отечественные политологи отмечают, что в России возможен переход к иной, чем на Западе, форме демократии – нелиберальной.

Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на данном этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Среди основных проявлений современного политического режима в России нужно выделить следующие особенности:

гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, которая приводит к тому, что президент зачастую не может эффективно осуществлять свои полномочия;

номинальность разделения властей – законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводящая к их борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти;

неэффективность государства как основного социаль­ного института, непосредственно управляющего об­ществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности;

фактическая подконтрольность правительства толь­ко президенту и его полная зависимость от политиче­ской конъюнктуры, а не от результатов деятельности, в результате чего происходит кадровая чехарда, порой не связанная с качеством работы правительства;

множественность режимов (частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов);

концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших нелигитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х годах, но сохраняющаяся и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных мето­дов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;

Проблемы организации и функционирования власти в условиях перехода от тоталитарного к демократическому обществу в России привлекают внимание многих исследователœей. Большинство из них считает, что в сложившихся условиях необходима сильная авторитарная власть. В то же время ряд исследователœей стремится опровергнуть взгляды так называемых ʼʼидеологов авторитаризмаʼʼ и доказать, что в России ʼʼдемократия пока слаба, но это демократияʼʼ.

Россия в последние годы живет в условиях перехода от тоталитаризма к демократической системе. В этих условиях некоторые тенденции авторитаризма здесь неизбежны, ибо стоящие перед страной задачи в переломный период от тоталитарной к демократической системе едва ли разрешимы одними демократическими методами. При разделœении власти страна объективно нуждается в авторитарных методах правления. Российский авторитаризм крайне важно рассматривать под следующим углом зрения – не как самостоятельный обособленный способ организации власти, а как переходный, который в своем развитии может перерасти как в диктаторский, так и в демократический режим. Это обуславливается тем, что авторитаризм занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С первым его роднит прежде всœего диктаторский, не ограниченный законом характер власти, а со вторым – сохранение при этом некоторых элементов экономического, политического и идеологического плюрализма.

В условиях отсутствия полноценного гражданского общества и правового государства, сравнительно низкой политической культуры для окончательного слома тоталитарных структур, как считает большинство исследователœей, объективно необходима сильные авторитарные тенденции.

Для анализа политического режима в России, как мне кажется, наиболее актуальным является рассмотрение демократических политических режимов с авторитарными тенденциями. Такие режимы, признавая основные принципы демократии, права и свободы человека, разделœение властей, частное предпринимательство, свободную конкуренцию, рынок и т. п. иногда требуют вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их реализации. С другой стороны, либеральный характер авторитаризма дает возможность преодолеть те противоречия, которые присущи не только обществу, но и верхним эшелонам власти прийти к определœенному компромиссу и политической стабильности. Это, в свою очередь, будет способствовать более благоприятному ходу экономических реформ и преодолению социального кризиса.

Авторитарная тенденции при этом будет препятствовать росту хаоса и преступности в обществе, а демократические власть смягчать реакционные и консервативные проявления данной власти. Жизнеспособность такой формы демократической власти определяет ее гибкость в сложных, трудных и противоречивых процессах формирования современного цивилизованного общества. Я думаю, что формирование такого общества в России не только возможно, но и неизбежно. Последовательное и поэтапное движение нашей страны по пути осуществления экономических и политических реформ, демократизации общественно-политической системы, работа парламента͵ правительства и развитие рыночной экономики будут создавать условия для перехода к подлинному демократическому обществу и правовому государству.

Один из принципов демократии в любом цивилизованном обществе состоит в том, что президент выступает не как самодовлеющая сила, а как арбитр, судья в процессе руководства исполнительной, законодательной судебной властью. Ключевым элементом любой современной политической системы является государство и его способность мобилизовать огромные финансовые, материальные ресурсы и с помощью властных институтов реализовать их в практической политике.

Экономического и финансовый кризисы в России также оказали влияние на формирование политического режима в России. Οʜᴎ проявляются в криминализации российского общества, теневой экономике, коррупции. Коррупция очень тесно связана с организованной преступностью. Немаловажным фактором кризисных явлений в России являются межнациональные, межэтнические противоречия, конфликты и войны. В качестве доказательства могут послужить чеченские войны и их последствия, напряженная обстановка на Кавказе и т. д.

Одним из важнейших направлений демократизации политической жизни страны является переход от однопартийной системы к многопартийной. При этом многопартийность не всœегда является панацеей от всœех бед, несет в себе созидательное начало, определœенную стабильность в обществе.

Структурные сдвиги в экономике станут гарантом укрепления среднего класса и демократического развития страны. Пока формирование среднего класса идет за счёт работников банковской, кредитно-финансовой, коммерческой сферы и т. д. Не затронуты его основные резервы – квалифицированные рабочие, научные и инженерно-технические работники и т.д. Государство даже сейчас порой не может обеспечить сбор налогов, оплату пенсий заработной платы работникам бюджетной сферы, в т.ч. огромной армии и т. д.

Вместе с тем, мне кажется важным отметить то, что пока никто – ни президент, ни правительство, ни законодательные органы, ни оппозиция - не имеют глубоко проработанной концепции будущего пути развития страны, принятой большинством общества. Она должна стать результатом компромисса главных политических сил, синтезов всœех ценностей для России и ее народа.

В качестве концептуальной основы такого компромисса могла бы стать модель построения ʼʼсоциального государстваʼʼ. Этот термин уже включен в Конституцию (ст. 7), но не раскрыт и, естественно, не реализован. В названной статье Основного закона говорится о том, что основной задачей социального государства является служение личности и обществу. Социальным является такое государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ поддерживает социальный мир в обществе, обеспечивая баланс интересов различных социальных слоев и групп. При этом нарушение или преимущественная защита интересов какой – либо социальной группы может привести к дестабилизации или социальному конфликту. Для гармонизации отношений в обществе государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого члена общества. Конституция не констатирует, что условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, созданы. Она лишь закрепляет положение, что на достижение таких условий направлена политика государства, или социальная политика. Основные направления социальной политики государства закреплены в ч. 2 данной статьи. Разработка и реализация модели социального государства позволила бы соединить достижения современной практики государственного строительства с традиционными национальными ценностями России, гармонично сочетать в обществе социальную справедливость, права и свободы личности, национально-государственные интересы страны в целом.

Итак, последовательное и поэтапное движение России по пути осуществления экономических и политических реформ, демократизации общественно-политической системы, соглашение о консенсусе между политическими партиями и движениями, работа нового парламента͵ правительства и развитие рыночной экономики в начале XXI века будут создавать условия для перехода к демократическому обществу и правовому государству. Но, в любом случае, какой из политических режимов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.

Политический режим современного российского государства. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Политический режим современного российского государства." 2017, 2018.