Знание валютного контроля. Валютный контроль в банке: что это

С целью контроля роста уровня инфляции, а также для развития экономики внутри нашего государства осуществляется Валютный контроль. Закон о валютном контроле был принят еще в 1992 году, этот самый контроль осуществляют органы государственной власти, основная цель данной в мероприятии заключается в том, чтобы контролировать отток национальной валюты за пределы РФ. За нарушение законодательства предусмотрено наказание как для физических, так и для юридических лиц. Рассмотрим более детально, что такое валютный контроль и как он осуществляется на текущий момент.

Что такое валютный контроль

Итак, основная цель валютного контроля – это обеспечение соблюдения действующего законодательства, в том числе закона о валютном регулировании и валютном контроле. Его положения мы рассмотрим позже, для начала стоит разобрать, какие основные функции выполняет валютный контроль, к ним относится:

  • отслеживание расчетов, проведенных не в отечественной валюте и проверять все сопровождающие документы;
  • регулировать внутренний валютный рынок и отслеживать движение денежных средств, чтобы не допустить обвала отечественного рубля;
  • проверка транзакций, осуществленных в иностранной валюте, и их правомерность;
  • проверка учета операций в иностранной валюте.

Обратите внимание, что все вышеперечисленные функции выполняют органы валютного контроля и агенты.

Что касается органов валютного контроля, то к ним можно отнести:

  1. ЦБ РФ. Именно Центральный банк уполномочен контролировать оборот иностранной валюты, выдавать лицензию на проведение операций, проверять учет, а также издавать нормативные акты, касающиеся данных операций.
  2. Минфин РФ.
  3. ВЭК (валютно-экспортный контроль) данная Федеральная служба осуществляет контроль над проведением операций в иностранной валюте с зарубежными партнерами, а также исполнение обязательств в иностранной валюте.
  4. Таможенная служба, которая контролирует ввоз и вывоз отечественной и иностранной валюты за пределы РФ.
  5. Правоохранительные органы – МВД.
  6. Федеральная налоговая служба, ведущая контроль в области налогообложения по сделкам, расчет по которым осуществляется в иностранной валюте.

Другой вопрос, кто такие валютные агенты. На самом деле агентами валютного контроля являются иные коммерческие организации, являющиеся подотчетные всем вышеперечисленным государственным структурам. К таким организациям относятся коммерческие банки и небанковские кредитные организации, имеющие разрешение Центрального банка России на осуществление операций в иностранной валюте.

Органы валютного контроля

Итак, выше мы разобрали, какие государственные органы имеют отношение к осуществлению валютного контроля на территории нашей страны. Вместе с тем они обязаны исполнять некоторые обязательства:

  1. Составлять нормы и правила для всех резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
  2. Контролировать все операции, производящиеся в иностранной валюте гражданами нашей страны, например, предпринимателями, которые импортируют товары и принимают оплату в иностранной валюте.
  3. Проводят надзор всех субъектов проводящих оплату в иностранной валюте, проверяют договора и отчетные документы.

Если говорить то же самое простыми словами, то все граждане нашей страны, а также граждане других государств, которые ввозят или вывозят валюту должны подчиняться надзорным органам и предоставлять им все необходимые документы для осуществления полноценного контроля. То есть, по первому требованию всех должностных лиц нужно предоставлять разрешение на совершение валютных операций, договора по которым осуществлялись транзакции и отчеты, в том числе, о выплате налога. Кстати, здесь есть один существенный нюанс, заключающийся в том, что при выявлении нарушений закона об обороте иностранной валюты в России могут лишиться лицензии как резиденты РФ, так и нерезидента.

Закон о валютном контроле

Все вышеперечисленные действия осуществляются на основании 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Если говорить коротко о положении данного закона то он определяет:

  • порядок осуществления операций в иностранной валюте;
  • полномочия органов контроля за осуществлением операции в иностранной валюте;
  • права и обязанности лиц, которые хранят и передают иностранную валюту на территории государства;
  • ответственность, предусмотренная за нарушение законодательства.

Чтобы максимально точно понять, что регламентирует закон о валютных операциях на территории нашей страны стоит разобраться, какие именно операции подходят под выполнение данного закона. К таким операциям относится иностранная валюта, как платежные средства. То есть, здесь определяется порядок расчета между сторонами договора в иностранной валюте, зачастую, такие договоры имеют место быть при взаимоотношениях между партнерами из разных стран, например, при экспорте товаров. Отсюда следует, что закон определяет необходимость контроля за движением иностранной валюты внутри нашего государства. Кроме всего прочего, контролирующие органы должны отслеживать все движения между счетами в иностранной валюте, как резидентов и нерезидентов в нашей страны. В первую очередь все вышеперечисленные меры необходимы для того, чтобы укрепить позиции отечественной валюты на территории нашей страны.

Какие функции выполняют органы контроля

Итак, мы выяснили, что контроль за валютными операциями в нашей стране могут осуществлять как уполномоченные государственные органы, так и агенты. Для начала разберем, какие функции непосредственно выполняют государственные органы. Ведь к ним относится непосредственно только государственные структуры в лице Центробанка, Министерства финансов, ВЭК и таможенной службы. Кстати, к таким контролирующим органам также можно перечислить налоговую службу постольку, поскольку именно она отвечает за налогообложение по всем операциям и сделкам.

Так, в качестве органа контроля Центробанк должен в первую очередь следить за любыми в движении денежных средств в иностранной валюте, а также с помощью законодательства четко определять порядок обращения с иностранными денежными знаками. В связи с этим в его полномочия входит установление порядка расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами Российской Федерации. Кроме всего прочего, Центральный Банк России определяет требования к договорам, порядок осуществления транзакции и другое. Говоря простыми словами, Центробанк в данном случае является главным органом, который регламентирует необходимые документы, порядок открытия и ведения счетов, а также может установить лимиты на расчеты между сторонами договора.

Кстати, выше также говорилось, что агентами валютного контроля являются банки и небанковские кредитные организации. Они также имеют полное право открывать счета в иностранной валюте и осуществлять движение средств по ним. Но дело в том, что для осуществления данных операций должно быть выдано разрешение от Центрального банка или, иными словами, лицензия. При отсутствии такой лицензии осуществлять операции в иностранной валюте строго запрещено.

Федеральная налоговая служба

Налоговики имеют непосредственное отношение к валютным операциям, между сторонами договора, которыми могут быть как резиденты, так и нерезидент Российской Федерации. Ведь при экспорте и импорте товаров все обязаны уплачивать налог в федеральный бюджет, здесь налоговая служба имеет право осуществлять надзор в следующих случаях:

Полномочия ФНС ограничены только сферой налогообложения, соответственно, налоговики имеют право проверять договора и отчетные документы, связанные с ними, а также требовать исполнения налогового законодательства.
Налоговая служба имеет право проверять лицензию и разрешение на проведение операции в иностранной валюте.
Налоговая служба обязана уведомлять контролирующие органы о проведении счетов в иностранной валюте, например, при проверке учетных документов, было обнаружено проведение транзакций, в данном случае нужно проверить все сопровождающие сделку документы и уведомить о возможных нарушениях ЦБ и правоохранительные органы.

Обратите внимание, что налоговая инспекция не может применять какие-либо санкции в отношении лиц, нарушивших действующее законодательство, их задача непосредственно осуществляет налоговый контроль, взимать обязательные выплаты в добровольном или принудительном порядке, и вместе с тем они могут лишь передавать информацию в иные контролирующие органы при выявлении каких-либо нарушений.

Федеральная таможенная служба

Таможенники имеют непосредственное отношение к валютному контролю, ведь именно они могут контролировать ввоз и вывоз за пределы РФ отечественной валюты и иностранной. Их полномочия закреплены в постановлении правительства № 809. Итак, какие полномочия имеет таможенная служба РФ в области валютного контроля:

  • контролируют ввоз и вывоз продукции через границу, и способы расчета между сторонами договора;
  • проверяют разрешения за совершение расчетов в иностранной валюте.

Кстати, при рассмотрении роли таможенной службы при осуществлении валютного контроля, нельзя не затронуть тему Таможенного союза. Если говорить простыми словами, то таможенный союз – это договоренность между некоторыми странами (Киргизия, Армения, Беларусь, Россия, Казахстан) по импорту и экспорту товаров без уплаты таможенной пошлины. То есть, страны-участники союза освобождаются лишь от уплаты пошлины и имеют некоторые иные послабления, но вместе с тем они также обязаны соблюдать закон о валютном регулировании и валютном контроле.

Кстати, разница для участников ТС лишь в том, что для них действует упрощенная процедура ввоза товаров в РФ. Обязательным документов при экспорте является паспорт сделки. Этот документ должен отражать совершенные транзакции в иностранной валюте. Документ выдает уполномоченный банк. Кстати, паспорт сделки отменен с 1 января 2018.

Роль банков в валютном регулировании

Постольку, поскольку валютный контроль в РФ осуществляется не только государственными органами, но и агентами, роль банков в данном случае довольно важная. При этом банки – это непосредственно те агенты, которые владеют всей информацией о счетах юридических лиц, индивидуальных предпринимателях и физических лиц. Отсюда следует, что кредитно-финансовые организации и небанковские кредитные организации обязаны отслеживать движение валютных операций между резидентами и нерезидентами РФ.

Так нужно максимально подробно рассмотреть обязанности банковских и небанковских кредитных организаций:

  • отслеживание ввоза и вывоза иностранной валюты или иностранных ценных бумаг;
  • контроль за межнациональными переводами в рублях или иностранной валюте;
  • переводы между счетами нерезидентов Российской Федерации в пределах нашей страны.

Все вышеперечисленные операции можно условно объяснить следующим образом: банки по поручению своих клиентов, которыми могут являться как резиденты, так и нерезиденты нашей страны. Переводят денежные средства со счёта на счёт при этом денежные средства могут переходить как внутри банка, так и в другие банки, в том числе зарегистрированные за границей. Именно за всеми вышеперечисленными операциями обязан следить агент валютного контроля.

Обратите внимание, что банки уполномоченные осуществлять операции в иностранной валюте только в том случае, если имеют на то соответствующую лицензию от Центрального банка России.

Какие документы нужны в банк для осуществления валютных операций

На самом деле список документов зависит от нескольких факторов, попробуем разобраться в вопросе, какие именно документы нужны для переводов денежных средств в иностранной валюте. В первую очередь нужны документы: паспорт физического лица или свидетельство, подтверждающее статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме всего прочего, обязательно требуется лицензия на осуществление расчетов и переводов в иностранной валюте, данную лицензию должно предоставить лицо, осуществляющее переводы в иностранной валюте.

Далее, список документов будет выглядеть следующим образом: клиент должен предоставить паспорт сделки, банковские и таможенные декларации. Кроме того, нужны документы, подтверждающие основания для осуществления переводов, например, договора.

Права и обязанности субъектов

Итак, из всего вышесказанного можно прийти к такому выводу, что каждый государственный орган, а также агент валютного контроля, выполняет свои функции, которые в общем итоге позволяют эффективно отслеживать движение иностранной и отечественной валюты. При этом каждый участник данного процесса имеет некоторые права и обязанности:

  1. В полномочия контролирующих органов входит проверка документов, с целью выявления нарушений в отношении действующего законодательства.
  2. Задача контролирующих органов проверить подлинность документов и оценить достоверность и всесторонность проведенных операций.
  3. Обязательство контролирующих органов заключается в том, чтобы проверить все документы и договора на соответствие действующим законодательным актам.

Обратите внимание, что за нарушение закона о валютном контроле предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Задача агентов валютного контроля состоит в следующем:

  • следить за счетами и операциями, проводимыми по ним в иностранной валюте, как резидентами, так и нерезидентами РФ;
  • передавать информацию в вышестоящие уполномоченные органы при обнаружении действующего законодательства;

Как осуществляется Валютный контроль

Итак, если подвести итог всего вышесказанного, то начать стоит с того, что основная задача валютного контроля состоит в том, чтобы выявить нарушения при проведении операций в иностранной валюте, а также предотвратить отток отечественной валюты за пределы нашей страны. Чтобы работа по валютному контролю была эффективной, к ней привлекаются некоторые государственные структуры, а также коммерческие банковские и небанковские организации. Общей целью данных мероприятий выступает:

  1. Определить насколько проводимые операции между счетами резидентов и нерезидентов Российской Федерации соответствует действующему законодательству.
  2. Проверить исполнение действующего законодательства и исполнение своих обязательств перед нашим государством.
  3. Проверить, насколько целесообразно проводить платежи в иностранной валюте в той или иной ситуации.
  4. Проверить учет операций, проводимых в иностранной валюте.

Итак, если сделать общий вывод, то валютный контроль необходим в нашей стране для того, чтобы органы власти смогли определить, какое место занимает иностранная валюта среди предпринимателей, насколько необходимо проводить платежи непосредственно в иностранной валюте, а также и предотвратить отток капитала за рубеж. А если быть точнее, то необходимость контроля за проводимыми операциями имеет несколько основных причин, в частности, контроль позволяет предотвратить сокрытие реальных доходов предпринимателей и хранение денежных средств на счетах в иностранных банках. Помимо всего прочего, контроль нужен для того, чтобы контролировать выплаты в бюджет в виде налогов, то есть в данном случае меры необходимы для того, чтобы предприниматели оплачивали свои обязательства в полном объеме и не укрывались от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством.

Обратите внимание, еще одной целью валютного контроля является укрепление позиций отечественной валюты по отношению к иностранной, чем меньше операции будет проводиться в иностранной валюте тем, меньше угроза долларизация отечественной экономики.

Итак, если подвести итог, то валютный контроль – это отслеживание операций, производимых в иностранной валюте на территории нашего государства, причем к данному мероприятию имеют отношения многие государственные органы, чья деятельность в той или иной степени связана с финансами. Основная цель валютного контроля – защитить и укрепить отечественную валюту на российском рынке, выявить недобросовестных предпринимателей.

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Чаще всего это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Большинство сделок на территории РФ заключаются с использованием российских рублей. Однако возникают ситуации, когда хозяйствующим субъектам приходится задействовать денежные знаки других стран. На такие операции распространяется валютный контроль 2017 – отлаженная система, цель которой – обеспечить соблюдение действующего законодательства. За нарушение положений НПА предусмотрены немалые штрафы, поэтому фирмы и ИП заинтересованы следовать установленным «правилам игры».

Валютным контролем называется упорядоченная совокупность мер, правил и норм, регулирующих сделки в иностранной валюте. Это обработка операций, представляющих особый интерес для властей страны, с целью недопущения нарушений и злоупотреблений.

Ключевой документ, описывающий направления регулирования и устанавливающий «правила игры», – ФЗ-173, действующий с 2003 года. Он провозглашает такие принципы валютного контроля:

  • приоритет экономического воздействия перед установлением жестких директив;
  • защита интересов всех субъектов, заключающих сделки, вне зависимости от страновой принадлежности;
  • отказ от бесконтрольного вмешательства госорганов в экономическую жизнь;
  • единообразие валютной политики, реализуемой внутри страны и вовне.

В вопросах валютного регулирования главенствующую позицию занимают международные нормативные акты. Если они расходятся с внутренним законодательством, нужно ориентироваться на них. Любые двусмысленности и сомнения, не урегулированные отечественным и зарубежным правом, трактуются в пользу участников сделок (ст. 4 173-ФЗ).

Система валютного контроля: смысл и предназначение

Главное предназначение системы – не допустить нарушения положений действующих НПА, проведения заведомо незаконных операций, злоупотреблений, вывода капитала из страны. Задача властей – найти баланс между указанными целями и недопустимостью вторжения в нормальное функционирование российских и иностранных субъектов бизнеса.

Ключевые задачи валютного контроля – это:

  • анализ проводимых сделок на соответствие положениям действующих НПА, определение необходимости в дополнительных лицензиях;
  • надзор над фактом соблюдения бизнес-субъектами своих обязанностей, вытекающих из положений НПА;
  • недопущение вывода капиталов за рубеж путем проверки реальности и обоснованности сделок, по которым платится валюта;
  • контроль учета и отчетности на предмет полноты, адекватности и соответствия реальному положению дел.

Для выполнения перечисленных задач участники системы вправе применять различные меры валютного контроля: требовать представления документации, проверять и анализировать договоры, акты, отчетность, выдавать предписания о необходимости устранения выявленных нарушений, использовать карательные меры по отношению к бизнес-субъектам, не соблюдающим положения действующих НПА, включая денежные штрафы.

Кто выполняет функции контролеров-регуляторов в РФ?

Правовые основы валютного контроля, описанные в 173-ФЗ, подразумевают наличие следующих органов-регуляторов:

  • Кабинет Министров;
  • Центробанк;
  • иные исполнительные органы, назначаемые Кабмином (например, таможня и т.д.).

173-ФЗ (ст. 22) разделяет обязанности таким образом:

  • ЦБ РФ – контролирует сделки, в которых принимают участие кредитные организации и финансовые учреждения;
  • исполнительная власть – регулирует валютную деятельность бизнес-субъектов, не относимых к предыдущим двум категориям.

В рамках отведенных им компетенций структуры-регуляторы вправе издавать НПА, не противоречащие международному праву и федеральному законодательству.

Указанные органы – глобальные регуляторы, которые «свысока» проверяют исполнение «правил игры». Функции валютного контроля на местах выполняет отдельное звено системы – агенты. Это кредитные организации, действующие по лицензии, выданной ЦБ РФ и придерживающиеся его инструкций. Задача банков – обеспечить правильность проведения платежей и своевременно получать у обслуживающихся физических и юридических лиц сведения, раскрывающие суть валютной деятельности.

Основные направления валютного контроля

Понятие «валютная сделка» имеет более широкую и более узкую трактовку. Первая предполагает, что к указанной категории можно отнести любые операции, совершаемые представителями страны и иностранцами, включая покупку пачки спичек в магазине. Госорганы не могут «распыляться» на контроль всего происходящего в экономике, поэтому выделяют сделки, вызывающие у них повышенный интерес.

В ФЗ-173 указано три типа операций, на которые распространяется валютный контроль в РФ:

  • Сделки, заключаемые с нерезидентами (в денежных знаках любой страны мира). Глобализация экономики дает широкие возможности для околозаконных схем, отмывания капиталов. Задача контролеров – сделать невозможной нелегальную деятельность, распространение теневой экономики.
  • Операции с ценными бумагами РФ и других стран мира. Обязательно подлежат контролю финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте и эмитированные представителями других стран.
  • Сделки, совершаемые с иностранной валютой. В эту категорию входит обмен денежных знаков, расчеты резидентов между собой, с нерезидентами.

Целью валютного контроля является недопущение злоупотреблений (включая вывоз золотовалютных резервов из страны) и нарушений действующего законодательства. Чтобы соблюдать «правила игры», хозяйствующий субъект должен знать их суть и уметь проверять корректность собственных действий и работы агента – уполномоченного банка.

Виды валютного контроля

Форма валютного контроля – это конкретный механизм, набор действий, с помощью которых контролер выполняет свои законодательные обязанности. В современной экономике принято делить надзор на три вида в зависимости от временного интервала, когда он осуществляется.

Выделяются следующие формы контроля:

1.Предварительный

Это надзорные меры, осуществляемые до непосредственного совершения операций. Например, представители банка перед открытием паспорта сделки просят у фирмы набор документов, читают, обращают внимание на неточности и нестыковки. Если платеж проводится без ПС, они проверяют правильность составления заявления на перевод.

В рамках предварительного контроля банки-нерезиденты и резиденты запрашивают у клиента документы, анкеты со сведениями о компании перед открытием счета.

Формы и методы предварительного валютного контроля направлены на пресечение, недопущение нарушений впоследствии, усиление финансовой дисциплины. Возможно два результата проверки: положительный (банк проводит платеж, открывает счет клиенту) или отрицательный (указывает на имеющиеся в документах несоответствия).

2. Текущий

Это надзор «в моменте», происходящий одновременно с осуществлением операций. Например, в аэропорту таможенники требуют от пассажиров, проходящих по «красному коридору», заполнения декларации, сотрудник банка, обслуживающий расчеты клиента в валюте, изучает, корректно ли составлена СВО, СПД (если имеет место постоплата) и заявление на перевод.

Из понятия и сущности текущего валютного контроля следует, что он осуществляется в момент проведения хозяйственных операций. Принимая решения, агенты и органы руководствуются представленными им сведениями, первичными документами, данными бухучета. Их цель – не допустить нарушений действующего законодательства.

3. Постконтроль

Это система мероприятий, проводимых после того, как сделки завершены. Уполномоченные структуры повторно изучают их смысл и содержание, читают полученную от коммерческих структур документацию, анализируют, полно ли отражено произошедшее в отчетности.

Последующий валютный контроль в российской федерации осуществляется коммерческими банками, ЦБ РФ. Его особенность в том, что он не способен повернуть время вспять и пресечь нарушение. Уполномоченная структура лишь констатирует факт и принимает решение на его основе: направляет требование об устранении недочетов, выписывает штраф фирме за нарушение, отказывает ей в открытии счета и т.д.

Нюанс постконтроля – отсутствие спешки, возможность глубоко вникнуть в суть происходивших операций, отыскать незаметные сразу «проколы». Это «лакмусовая бумажка», демонстрирующая результативность предварительных и текущих мер.

Механизм валютного контроля и используемые методы

Под методами валютного контроля понимают совокупность приемов, способов, средств, делающих возможным осуществление контрольных функций.

Правильное определение методов – важная задача органов и агентов. Эффективно выбранные средства помогают своевременно пресекать нарушения действующего законодательства, укреплять финансовую дисциплину, не нарушая при этом нормальное функционирование бизнес-структур.

Правовое регулирование валютного контроля дает контролерам «в руки» ограниченный набор методик. У них имеется два основных способа работы:

  1. Проверка

Это изучение деталей сделок и проводимых операций с целью выявления нарушений валютного законодательства. Задача уполномоченного органа – сопоставить имеющиеся данные (полученные из заявлений на перевод, СВО, СПД и т.д.) с информацией, почерпнутой из документов-источников.

  1. Запрос

Это требование к клиентам представить бумаги, объясняющие суть совершаемой сделки, подтверждающие правильность суммы платежа, раскрывающие направления работы хозяйствующего субъекта. Агенты обращаются за нужными сведениями к хозяйствующим субъектам, контрольные органы – к агентам.

Важно ! Согласно положениям 173-ФЗ, агенты при запросе документов у хозяйствующих субъектов не вправе устанавливать срок их представления менее 7-ми дней.

Для осуществления валютного контроля нельзя требовать любые бумаги, которые придут в голову сотруднику банка. Он вправе запросить документы, имеющие непосредственную связь с содержанием платежа. Подготовленная документация представляется агенту нарочно (оригиналы или прошитые, пронумерованные, подписанные руководством фирмы копии) или по системе Клиент-Банк.

Если компания не сможет представить запрошенные сведения, кредитная организация вправе отказать в проведении платежа.

Банки и иные финансовые институты собирают сведения о сделках, совершаемых фирмами и частными лицами, вносят их в свои базы, сохраняют в архиве. Впоследствии ЦБ РФ вправе затребовать у них отчетность для проверки и нужную ему информацию.

Валютный контроль в неторговом обороте

Сегодня под неторговым оборотом понимают перемещение валюты в виде наличных и дорожных чеков через российскую границу. В целях недопущения злоупотреблений и правонарушений налажен обмен информацией между таможенными органами и Центробанком. Согласно положениям 173-ФЗ, получение необходимых сведений этими структурами не считается нарушением банковской или коммерческой тайны.

Документы валютного контроля, включая 173-ФЗ, ограничивают максимальное количество наличной валюты, которую можно ввозить и вывозить с территории РФ. С 2012 года действуют следующие лимиты:

  • до 10 тыс. долл. включительно – вывозится без ограничений;
  • более 10 тыс. долл. – требуется заполнение таможенной декларации.

Если валютную наличность декларирует нерезидент, таможенники проверяют, чтобы вывозимая сумма оказалась не более ввезенной в РФ ранее.

Перечисленные ограничения не распространяются на владельцев пластиковых карт. Лимиты устанавливаются в расчете на одного человека.

Валютный контроль в неторговом обороте – задача таможенных органов. Долгое время это было основной их функцией, но сегодня имеется тенденция к расширению сферы их ведения, в частности, повышения участия в торговых операциях.

Как на практике банки осуществляют контрольные функции?

Если предприятие проводит сделки с нерезидентами или приобретает иностранную валюту, его действия становятся объектом валютного контроля. Если на счет фирмы поступили доллары, а из банка не пришло никаких уведомлений, радоваться не следует: рано или поздно придется представить подтверждающие документы, но за просрочку грозят штрафные санкции.

Валютный контроль ИП и компаний в отечественных банках – это цепочка последовательных событий:

  • Фирма или предприниматель собирает пакет документов, опосредующих конкретную сделку. Что войдет в этот набор – зависит от экономического смысла совершаемой операции.
  • Если сумма взаиморасчетов с нерезидентом превысит 50000 в долларовом эквиваленте, нужно открывать паспорт сделки. Это можно реализовать дистанционно, заполнив специальную форму в Клиент-банке и направив подписанный обеими сторонами договор специалистам кредитной организации.
  • Клиент выставляет в системе Клиент-Банк заявление на перевод и СВО, если расчеты проводятся в рамках паспорта сделки. Практика демонстрирует необходимость ведения валютного контроля в организации, когда специалист компании следит за действующими договорами, своевременностью представления СПД, организует документооборот.
  • Банк вносит информацию о проводимой операции в собственные базы и реестры.
  • Делается резервирование под операцию, платеж проводится, после чего резерв снимается.
  • Сделка закрывается, после чего кредитная организация включает информацию об операции в свою отчетность, составляемую в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

Из описанного выше следует, что понятие валютного контроля состоит из совокупности промежуточных звеньев и процедур, добавляемых к сделке, если она становится объектов государственных интересов с точки зрения соблюдения макроэкономической или валютной безопасности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

Органы валютного контроля

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
  • банки, не являющиеся уполномоченными;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • участники рынка ценных бумаг.

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

После изучения главы студент должен:

  • 1. Знать:
    • ? понятие валютного контроля, элементы механизма валютного контроля;
    • ? формы, виды и методы валютного контроля;
    • ? права и обязанности резидентов при проведении проверок органами и агентами валютного контроля;
    • ? основы внутреннего контроля в уполномоченных банках, аспекты взаимосвязи валютного контроля и ПОД/ФТ.
  • 2. Уметь:
    • ? анализировать полномочия органов и агентов валютного контроля;
    • ? характеризовать компетенцию органов и агентов валютного контроля;
    • ? работать с документами и информацией, используемыми в целях валютного контроля.
  • 3. Владеть:
    • ? понятийным аппаратом в сфере валютного контроля;
    • ? навыками консультирования по вопросам осуществления валютного контроля;
    • ? навыками заполнения паспортов сделок и форм учета по валютным операциям.

Валютный контроль: понятие и механизм. Формы, виды и методы валютного контроля

Цель валютного контроля, его принципы и основные направления. Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. Этот вид контроля получил название «валютный контроль». Валютный контроль - деятельность государства, направленная на получение информации о проводимых в стране валютных операциях и состоянии валютного рынка, а также приведение деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями.

Валютный контроль позволяет организовать наблюдение органов и агентов за проведением любых внешнеторговых операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. С помощью валютного контроля государство получает информацию, необходимую для введения (корректировки, отмены) мер регулирования и приведения деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями, а также для подготовки необходимой статистики.

На систему валютного регулирования и валютного контроля влияют международные договоры, в которых участвует Россия.

Согласно разд. 3 ст. VI Статей Соглашения Международного валютного фонда государства-члены могут применять меры, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитала. Однако ни одно государство МВФ не вправе применять такие меры таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим валютным операциям. В соответствии с разд. 2 (Ь) ст. VIII Статей исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций этого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно Статьям Соглашения МВФ, не может быть обеспечено на территории ни одного государства-члена.

В правовом обеспечении системы валютного контроля выделяют два направления:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

Валютный контроль может выступать в нескольких ипостасях:

  • 1) как механизм контроля со стороны государства за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) как административная мера, применяемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов;
  • 3) как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта.

Валютный контроль может быть рассмотрен в нескольких аспектах.

  • 1. Валютный контроль является одной из функций государственного управления.
  • 2. Валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства.
  • 3. Валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений.
  • 4. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Валютный контроль урегулирован нормами Закона № 173-ФЗ, а также нормами других нормативно-правовых актов. Данным Законом четко определена система субъектов валютного контроля, их полномочия, права и обязанности, а также процедуры осуществления ими данного вида контроля.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами (финансовыми инструментами) и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте.

Статья 3 Закона № 173-ФЗ перечисляет следующие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля:

  • 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В качестве специфических принципов валютного контроля можно выделить следующие.

  • 1. Принцип законности. Состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий.
  • 2. Принцип обязательности. Заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23).
  • 3. Принцип обеспечения коммерческой, банковской и служебной тайны. Закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
  • 4. Принцип институционалъности. Заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч. 9 ст. 23.
  • 5. Принцип разграничения компетенции. Проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разграничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22).

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них разрешений (лицензий);
  • б) проверка выполнения обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;
  • в) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями законодательства.

К ключевым требованиям правового обеспечения валютного контроля относятся:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области, установления взаимосвязей между данными структурами;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с субъектами валютного контроля, использование которых позволит осуществлять валютный контроль наиболее эффективно;
  • 3) установление мер ответственности за нарушение норм валютного законодательства.

Предметом валютного контроля выступают валютные операции. Объектом валютного контроля выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций.

Субъекты валютного контроля - это государственные органы, а в ряде случаев - негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства.

Формы, методы и виды валютного контроля. Виды, формы и методы валютного контроля постоянно эволюционируют в связи с трансформацией механизма валютного контроля.

Форма валютного контроля - специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополнительные.

Основные методы валютного контроля: наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля. В их числе: обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

К дополнительным методам валютного контроля относятся: запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Закона № 173-ФЗ можно выделить три основные организационно-правовые формы валютного контроля.

  • 1. Правительственная форма валютного контроля - осуществляется Правительством РФ по двум направлениям:
  • 1) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России;
  • 2) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля - наблюдение, результатом которого может стать издание подзаконного нормативного правового акта.

  • 2. Общая форма валютного контроля - осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ - Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля - проведение проверок.
  • 3. Специальная форма валютного контроля - осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно в рамках данной формы можно выделить:

банковский валютный контроль - осуществляется Банком России и уполномоченными банками. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютного контроля, т.е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа валютного контроля;
  • - обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;
  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, - проведение проверок, уполномоченными банками - наблюдение;

таможенный валютный контроль - осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля - наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр; другие (ст. НО ТК ТС);

налоговый валютный контроль - осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции (ст. 30-33 НК РФ, Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Основной метод налогового валютного контроля - проведение проверок;

валютный контроль на рынке цента бумаг - осуществляется не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными Банку России. Предметом валютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами - валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг - наблюдение.

Валютный контроль классифицируется на виды по следующим основаниям:

  • 1. По времени осуществления валютный контроль можно подразделить:
    • а) на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например при предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ (ст. 18 Закона № 173-ФЗ);
    • б) текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную границу ТС валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг);
    • в) последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например при представлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).
  • 2. В зависимости от особенностей компетенции субъектов валютного контроля:
    • а) непосредственный (осуществляется органами и агентами валютного контроля);
    • б) опосредованный (осуществляется Правительством РФ).
  • 3. В зависимости от организационно-правового статуса субъектов валютного контроля:
    • а) контроль органов валютного контроля;
    • б) контроль агентов валютного контроля.
  • 4. В зависимости от объекта валютного контроля:
    • а) валютный контроль за внешнеторговыми операциями;
    • б) валютный контроль за неторговыми операциями.
  • 5. По способу организации контрольных мероприятий:
    • а) дистанционный (документальный) контроль;
    • б) инспекционная проверка.

Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами периодической отчетности и документации по проводимым валютным операциям.

Основным способом контроля за работой уполномоченных банков являются инспекционные проверки на местах, которые проводятся территориальными учреждениями Банка России в соответствии с планом проверок, утвержденным руководителем территориального учреждения Банка России. Проверки соответствия проведения уполномоченными банками операций в иностранной валюте валютному законодательству проводятся с периодичностью один раз в два года. Основным подзаконным актом, регулирующим отношения между инспекционным подразделением и кредитными организациями, является Инструкция ЦБ РФ от 05.12.2013 № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)».

По результатам проверки составляется акт проверки валютных операций уполномоченного банка. Необходимо отметить, что в практике написания акта основным моментом является отражение нарушений и недостатков при соблюдении банками валютного законодательства, что оправдано в условиях жесткого валютного контроля и нестабильности на валютном рынке.