Типы экономических отношений. Большая энциклопедия нефти и газа

Социально-экономические отношения.

Конец I тысячелœетия до н. э. и первые века новой эры были временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы научились плавить высококачественную сталь, которая славилась не только в ближайших странах, но и в далеком Средиземноморье. Свидетельством искусства металлургов может служить знаменитая желœезная колонна с надписью царя Чандры (видимо, Чандра-гупты II) - за полторы тысячи лет на ней практически не появилось ржавчины. Крепости строились уже не из дерева, а из кирпича и камня, для их штурма использо- вались стенобитные машины и другие военные механизмы. К послемаурийской эпохе относятся буддийские пещерные монастыри и храмы и другие монументальные сооружения. Огромное количество памятников скульптуры первых веков новой эры позволяет судить не только о религиозных верованиях и художественных вкусах населœения, но и о технике работы, высоком мастерстве ремесленников - резчиков и каменотесов.

Произведениями искусства являются и монеты, появившиеся под влиянием эллинистических образцов - с изображениями правителœей и надписями на различных языках. Обилие монет - золотых, серебряных и медных

Показывает довольно высокую степень развития денежного обращения. Оживленные торговые пути связывали между собою крупнейшие города, такие, как Таксила, Матхура, Уджаин, Варанаси. Наметилась

некоторая областная специализация: Варанаси и Матхура, к примеру, славились хлопчатобумажными тканями,

северо-западные районы - шерстяными тканями, вином и лошадьми, Уджаин - изделиями из драгоценных камней и слоновой кости, Южная Индия - пряностями. Образование Кушанской державы способствовало оживлению контактов Индии с областями Центральной Азии. Пролегавший через территорию Кушан Великий шелковый путь связывал Китай со странами Средиземноморья, входившими в состав Римской империи. В этой международной торговле индийцы принимали активное участие.

Уже во II-I вв. до н. э. в Западной и Южной Индии появились торговцы из эллинистического Египта.

Морское сообщение между этими странами значительно

расширилось, когда стали использоваться периодические попутные ветры (муссоны и пассаты) для плавания через Индийский океан. На крайнем юге Индии возникла даже римская торговая фактория Арикамеду. Плиний

Старший жаловался на то, что товары, привозимые с Востока - из Индии, Китая и Аравии,- ежегодно

обходились Римской империи в 100 млн. сестерциев. Это показывает, что баланс торговли с Римом для Индии был активным. Развивалось и собственное судостроение и морское судоходство. В первые века новой эры индийцы не только поддерживали тесные связи по морю с Юго-Восточной Азией и островами Индонезии, но и начали в данном направлении широкую колонизацию.

О социальном строе Индии можно составить лишь самое общее представление, анализируя сохранившиеся литературные памятники.

Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла сосœедская община. Вероятна, она имела те или иные особенности в различных районах страны, но источники позволяют представить лишь тот

тип общинной организации наиболее развитых районов Северной Индии, который сложился к концу древности.

Пахотная земля была разделœена между отдельными семьями, силами которых и велось каждое хозяйство. В нераздельной собственности находились лишь некоторые угодья, пустыри и пастбища. Глава семьи мог продать свой участок, но преимущественное право покупки при этом принадлежало родственникам и сосœедям продавца. Все частные земельные владения входили в состав общинной территории, и, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации. Община обеспечивала коллективную помощь своим сочленам, но в свою очередь требовала от них участия в совместных работах на строительстве дорог, каналов, по поддержанию деревенских святилищ, а также в празднествах и обрядах. Полноправные члены общины принимали участие в сходах. Споры между жителями деревни решались обычно родст- венниками и сосœедями на базе обычного права. Во главе деревни стоял староста͵ представлявший общину перед государственной властью.

Внутри деревни не было равенства ни по имущественному положению, ни по сословному статусу, ни по степени участия в решении деревенских дел. Одну, более или

менее замкнутую, группу составляли полноправные общинники-землевладельцы. Далеко не всœегда они сами занимались сельскохозяйственным трудом. Распространены были различные формы аренды, использование труда батраков, должников и других зависимых лиц. Безземельные работники принадлежали к более низкому

слою населœения деревни.

Довольно значительный слой составлял и обслуживающий персонал - прачки,

уборщики, сторожа, а также деревенские ремесленники - плотники, горшечники и т. п. Статус лиц каждой категории был в принципе наследственным и неизменным, а различные формы социального общения ограничивались главным образом кругом лиц того же положения. В пределах каждой местности семьи одного общественного статуса образовывали замкнутые сообщества - касты. Каждая каста была эндогамна, и потому всœе ее члены находились между собою в родстве или свойстве (или хотя бы могли рассматривать друг друга как потенциальных свойственников). Членов касты связывали как экономические интересы, так и религиозные обычаи и обряды.

Традиционные отношения между жителями деревни оформлялись в виде кастовой иерархии. Деревенские ремесленники, к примеру, были обязаны обслуживать представителœей земледельческих каст, но в свою очередь имели право на долю собранного последними урожая. Такая система разделœения труда, взаимных прав и обязанностей не только придавала индийской деревне необычайную устойчивость, но и гарантировала господство высших каст. В экономическом отношении каждая деревенская община сама себя обеспечивала и потому не нуждалась в широких внешних контактах. Междеревенские связи имели частично административный характер (несколько крупных посœелœений составляли территориальное объединœение), частично кастовый - члены каждой касты поддерживали тесные отношения друг с другом в пределах порою весьма обширных областей.

Сложившиеся и складывавшиеся к концу древности многочисленные местные касты получали оценку в свете старинных представлений об обществе, разделœенном на четыре варны. Высшие касты землевладельцев, как правило, причисляли себя к брахманам или кшатриям. Вайшьями часто считались городские торгово- ростовщические касты. Основная масса трудящихся, не только ремесленников, но и крестьян, к

концу древности рассматривалась как варна шудр.
Размещено на реф.рф
Еще ниже шудр находились касты неприкасаемых,

занятые самыми тяжелыми и ритуально нечистыми работами. Жили они за пределами деревни или на окраинœе города, чтобы своим присутствием не осквернять представителœей высших каст.

Городские свободные ремесленники составляли корпорации. Наследственность занятий и положения и здесь способствовала появлению замкнутых профессиональных каст. Ремесленные объединœения (порою при-

нимавшие форму касты) осуществляли контроль не только за деятельностью, но и за образом жизни своих

сочленов. Социальный престиж разных профессий, а также место, занимаемое в обществе какой-либо кастой, были не одинаковы - к примеру, золотых дел мастера, некоторые оружейники, изготовители благовоний находились в более привилегированном положении, чем простые каменщики, кузнецы или ткачи.

Работали ремесленники, как правило, не на рынок, а на заказ. В качестве заказчика, впрочем, мог фигурировать и богатый торговец, скупавший изделия для продажи в далеких странах. В результате подобных операций купцы не только обогащались, но и приобретали значительное влияние на развитие городского ремесла. Трудно сказать, насколько широкими были экономические связи города с сельской округой. По- видимому, городское ремесло обслуживало прежде всœего нужды политической элиты - царского двора, провинциальной знати, чиновников, а товарообмен города и деревни оставался ограниченным. Внешняя торговля была значительно более развитой, нежели внутренняя.

Квалифицированные ремесленники пользовались трудом подмастерьев и учеников, а работы особо тяжелые и грязные были уделом рабов. Состоятельные купцы нанимали приказчиков и розничных торговцев, выплачивая им постоянное жалованье или гарантируя долю прибыли, а в домашнем быту также использовали рабов. Сожительство между рабами и рабынями не запрещалось, и естественное воспроизводство было одним из базовых источников рабства. Другими важными источниками являлись войны, сопровождавшиеся порабощением части военнопленных и мирного населœения, а также самопродажа и продажа детей.

Рабов рассматривали как собственность хозяина и потому передавали по наследству, продавали, дарили,

закладывали, проигрывали; освобождение рабы могли получить

лишь по воле хозяина. Теоретически рабы не должны были иметь никакой собственности, ибо сами принадлежали хозяевам, однако фактически они могли владеть имуществом, и потому в ʼʼАртхашастреʼʼ содер- жится предписание, чтобы хозяин не присваивал наследство своего раба, в случае если у того остались родственники.

Помимо полного рабства были распространены и другие формы эксплуатации. К рабам в широком смысле слова часто причисляли и лиц, отрабатывавших долг в течение определœенного срока. В период пребывания в кабале должники работали на хозяина вместе с урожденными рабами, однако их положение несколько отличалось от собственно рабского. Хозяин не мог их продать или заложить, не мог наказывать по своему произволу или заставить выполнять нечистые работы, в случае если выполнение таковых было запрещено их кастой. Семейство такого должника оставалось свободным, а сам он не терял принадлежности к своей касте.

В данный период получил распространение и наемный труд. Многие наемники - поденщики, батраки - почти не отличались по своему социально-экономическому положению от кабальных должников и других лиц, выполнявших рабскую службу. Использование их представляло особые выгоды во время сезонных работ.

Систематический труд по найму являлся уделом низших каст, не имевших собственных средств производства,

и для них это стало не только экономической крайне важно стью, но и религиозным, кастовым долгом. По договору найма они выполняли те грязные работы, которые нельзя было заставить выполнять кабальных должников, принадлежавших к более высокой касте.

других древних обществах, большую часть

населœения составляли землевладельцы-

налогоплательщики. Традиционный размер налога составлял шестую долю урожая, однако разного рода дополнительные и экстраординарные сборы значительно повышали эту норму. Земли, принадлежавшие ученым брахманам, храмам и монастырям, как правило, от уплаты налогов были освобождены.

В источниках данного периода встречаются упоминания о ʼʼхозяевах деревеньʼʼ, имевших права на получение податей. Происхождение и оформление таких прав было различным. Порою речь идет о старинном господстве аристократической фамилии в какой-либо местности. Известно, что в

процессе образования классового общества и государственности племенные вожди и родовая знать сосредоточивали в своих руках распоряжение общественными богатствами. В крупных государствах подобное владение, иногда обширной территорией, требует утверждения со стороны верховного правителя. Последний редко решается полностью уничтожить привилегии знатной семьи или династии - это грозило бы опасным возмущением наиболее влиятельного социального слоя. При этом центральная власть стремится закрепить наследственные права за наиболее лояльными ее представителями, а порою проводит политику перемещения местных правителœей, с тем чтобы ослабить их сложившиеся связи с населœением определœенной области. При таких перемещениях на самые доходные места выдвигаются родичи и сподвижники правителя-гегемона, а предоставленные им земли рассматриваются как временное ʼʼкормлениеʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ всœегда должна быть отобрано. В то же время действует и противоположная тенденция - земли, полученные лишь на время, под условием несения службы, царские сановники стремятся превратить в свои наследственные владения и в конечном счете укрепить свою власть вплоть до получения полной независимости. Распространенная практика ʼʼкормленийʼʼ способствовала таким образом политической нестабильности.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни - путем пожалований или покупки - переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селœений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителœей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новому периоду - средневековью.

Послемаурийский период характеризовался расцветом экономики, городского ремесла, торговли, культуры. Самостоятельные государства складывались в отсталых прежде областях Декана, а также на крайнем юге Индостана. Оформившаяся к концу древности общинно-кастовая структура деревни послужила основой социального развития Индии в средние века.

Социально-экономические отношения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономические отношения." 2017, 2018.

3. Социально-экономические отношения. В литературе довольно часто определяют социально-экономические отношения, существовавшие в Селевкидском государстве, как феодальные. С другой стороны, некоторые исследователи считают, что завое-

вание Александра Македонского совершенно не изменило тех отношений, которые существовали на Востоке ранее. Эти исследователи полагают, что Селевкидское государство являлось типичным древневосточным государством. Однако современные исследования показали, что тезис о феодальных отношениях на эллинистическом Востоке не подкрепляется данными источников. Более сложен вопрос относительно влияния греко-македонского завоевания на общественные отношения Востока. Само завоевание и широкая колонизационная деятельность первых селевкидских царей, создание большого числа военных колоний и полисов имели своим результатом внедрение на Востоке тех общественных отношений, которые были характерны для Греции, в первую очередь, конечно, рабства полисного типа. Рабы широко использовались в качестве домашней прислуги, работали в мастерских и на полях, особенно много их было в греческих полисах. В Селевкии на Тигре существовал особый налог на продажу рабов, в Сузах (которые в селевкидское время превратились в полис - Селевкию на Эвлее) при раскопках найдено довольно значительное количество документов об отпуске рабов на волю - манумиссий. Все они выполнены в соответствии с греческими нормами права. Вольноотпущенники занимались различными ремеслами, торговлей, из них богатые люди, как правило, подбирали себе управляющих в имения и ремесленные мастерские. Особенно больших масштабов рабство достигло в Малой Азии, Сирии, Вавилонии.

Основной категорией эксплуатируемого населения были так называемые «царские люди» (лаой), т. е. общинники. Они находились на царской земле, жили в деревнях, были организованы в общины и платили налоги. Цари облагали налогом общину в целом, а не отдельно взятого земледельца. Видимо, налог имел не натуральную, а денежную форму. Это приводило к тому, что, например, в случае неурожая казна ничего не теряла, ибо община должна была все

равно внести причитавшуюся с нее сумму. «Царские люди» были прикреплены к общине, даже переселившиеся в другое место оставались членами своих старых общин и были обязаны платить те суммы, которые приходились на их долю. «Царские люди» считались лично свободными, они владели имуществом, заключали сделки. Однако полностью свободными их считать нельзя, они были крестьянами, зависимыми от государства и прикрепленными к общине. При этом необходимо учитывать, что это государство возникло в результате завоевания и обеспечивало эксплуатацию крестьян завоевателями. Современные исследования показывают, что положение основной массы крестьян-общинников постепенно ухудшалось, степень их эксплуатации увеличивалась, контроль со стороны царской администрации ужесточался. Обычно это происходило в результате того, что община не могла (например, в случае неурожая) выплатить весь налог. Задолженность общины казне приводила к усилению зависимости крестьян, уменьшению степени их свободы. Особенно тяжелым было положение тех общин, которые были «приписаны» к полисам, поскольку помимо налогов царю они должны были также платить определенные подати и полису. Часть земли, принадлежавшей царю, передавалась им своим приближенным, родственникам, чиновникам. Эти земли не являлись собственностью и в любой момент могли быть отобраны царем. На землях, переданных частным лицам, помимо крестьян-общинников работали и рабы.


Возникновение и развитие Селевкидского государства дало значительный импульс к подъему экономики многих из тех районов, которые вошли в его состав. Строительство большого числа новых городов, переселение сюда греков (включая ремесленников) способствовало подъему многих отраслей экономики. Наблюдается рост торгового обмена, важную роль играет, в частности, международная торговля. Со II в. до н. э. устанавливаются торговые связи с

Китаем, создается так называемый «великий шелковый путь», связавший Средиземноморье с Дальним Востоком. Растет объем торговли с Индией и южными областями Аравии, откуда поступают слоновая кость, золото, благовония, пряности. Селевкиды стремятся поставить под свой контроль важнейшие торговые пути, что, в частности, было одной из причин постоянных войн с Птолемеями. Одновременно товарно-денежные отношения проникают и «вглубь», захватывая многие из тех районов, где раньше существовали более примитивные формы обмена. Создаются многочисленные местные рынки. Внедрению товарно-денежных отношений способствовала и государственная политика Селевкидов, требовавших подати в денежной форме. В царстве Селевкидов функционировал ряд государственных монетных дворов, выпускавших серебряную и бронзовую монету. Многие полисы также имели право чеканить свою монету - правда, только бронзовую, имевшую хождение исключительно на местных рынках.

Однако этот экономический подъем имел и обратную сторону, он приводил к усилению эксплуатации местного населения. Разложение архаических форм социальной организации и внедрение рабства также приводили к ухудшению положения народных масс. Основным фактором, усиливавшим социальную напряженность и обострявшим конфликты, был сам характер Селевкидского государства, возникшего в результате завоевания и служившего инструментом эксплуатации местного трудящегося населения. Только часть местной знати в той или иной степени включалась в состав господствующих слоев царства Селевкидов. Большая часть населения огромной страны была объектом эксплуатации, что порождало социальный протест, приобретавший различные формы: от распространения враждебных Селевкидам религиозных сочинений (особенно популярных в Иране) до открытых вооруженных выступлений. По сообщениям Полиэна, известно, например,

о борьбе в Персиде между греческими поселенцами и местным населением. Восстание против господства Селевкидов вспыхнуло в Иудее.

Если рассмотреть каждое бинарное экономическое отношение, то обнаружится структура, состоящая из трех элементов: во-первых, из отношений как минимум между двумя субъектами; во-вторых, отношений по поводу какого-либо объекта; в-третьих, содержания или характера отношения.

Субъекты отношений
Плоская картина экономических отношений только как «отношений между людьми» моментально исчезает, если мы представим, что эти отношения складываются между исключительным количеством и разнообразием социально-экономических субъектов. Эти отношения формируются по вертикали от каждого отдельного индивида и вверх до общества и по горизонтали между многочисленными субъектами внутри систем. Социально-экономические отношения возникают между группами субъектов различных систем, комбинация которых постоянно изменяется. А это означает, что отношения в обществе постоянно видоизменяются, функционируют и развиваются.

Объекты отношений
Отношения между субъектами количественно возводятся в множественную степень вследствие того, что они складываются по поводу многочисленных объектов между разными или одними и теми же социально-экономическими субъектами. Количество объектов назвать невозможно. Таким объектом может быть итальянская пицца, приготовленная в Риме, картина Ван Гога, очередной автомобиль «Форд», только что сошедший с конвейера, национальный доход Швеции, кредит МВФ, предоставленный какой-либо латиноамериканской стране и т. д.

В каждом общественном производстве объекты систематизируются по видам благ: материальные, духовные, и различные услуги. Систематизирующими критериями в классификации объектов выступают факторы общественного производства и результаты их взаимодействия в непосредственном производстве. Отдельной системой объектов социально-экономических отношений выступает воспроизводство человека, как главной производительной силы материального и духовного производства.

Содержание отношений
Третий элемент связан с характеристикой содержания, или социальной направленности возникающих отношений. Отношения могут характеризоваться возмездностью и безвозмездностью, конкуренцией (состязательностью) и монополией, эксплуатацией и равенством, социальной справедливостью и угнетением каких-то субъектов, свободой в поведении субъектов и их принуждением другими субъектами и т.д. Если попытаться охарактеризовать содержание каждого отдельного отношения, то словарного запаса самого богатого понятиями русского языка не хватит. Каким понятием, например, выразить содержание экономических и социальных отношений между взяткодателем и взяткополучателем. Между тем, коррупция стала неизбежным содержанием всех известных социально-экономических систем на Земле.

Экономическая теория в своих исследованиях использует очень бледную характеристику отношений. По содержанию классическая политическая экономия характеризовала экономические отношения как свободные, рыночные, возмездные, конкурентные и монопольные. Современная неоклассическая теория к этому смогла добавить характеристики совершенной и несовершенной конкуренции, а также определение всех не буржуазных экономик, как тоталитарных. Марксистская экономическая теория, характеризуя буржуазное общество, в основном, использовала определения отношений как эксплуататорских, социально-несправедливых, гегемонистских, империалистических, государственно-монополистических и т.д. Отношения в социалистической экономике характеризуются как непосредственно-общественные, неэксплуататорские, рыночные, государственные, коллективистские, социально-справедливые, равные и т.п.

Жизнедеятельность общества базируется на экономических, политических, юридических, социальных, этических и прочих отношениях, возникающих между людьми. Экономическая нау­ка изучает экономические отношения человеческого общества, возникающие между отдельными людьми, коллективами, пар­тиями, странами. Экономические отношения - определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства. В эко­номических отношениях следует различать производственные, социально-экономические (имущественные) и организацион­но-экономические отношения.

Социально-экономические отношения складываются между об­щественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающую роль в этих от­ношениях выполняют отношения собственности на средства производства.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение и обмен невоз­можны без определенной организации. Организационно-эконо­мические отношения, отражающие формы организационных связей, сопровождают любую совместную деятельность работни­ков. Это, например, разделение труда, его специализация и коо­перирование. Общественное разделение труда - обособление от­дельных видов трудовой деятельности. Первым этапом общест­венного разделения труда было отделение скотоводства от земледелия. Предпосылкой общественного разделения труда яв­ляется наличие определенного количества и качества экономи­ческих ресурсов и особенности их комбинирования, обеспечи­вающие большую или меньшую эффективность использования данных ресурсов. Разделение труда в условиях современного производства требует узкой специализации работников на от­дельных производственных операциях. Специализация - форма разделения труда, при которой экономический субъект концентрирует свои производственные усилия на одном или ограничен­ном числе видов деятельности. Оборотной стороной обществен­ного разделения труда является его кооперация. Кооперация тру­да - основанный на разделении труда устойчивый обмен между экономическими субъектами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

Производственные отношения образуют основу экономиче­ской организации общества. Производственные отношения - взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйствен­ной деятельности. Производство - основа экономики, основа существования всего человеческого общества. Рассматривая про­изводство как процесс, экономическая теория выделяет в нем следующие стадии: производство, распределение, обмен и по­требление. Производство - создание продукта, необходимого для существования и развития человека. Ясно, что прежде чем что-то распределять, обменивать и потреблять, это «что-то» должно быть произведено. Распределение - определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам эко­номической деятельности. Различают распределение в узком смысле (распределение продукта) и в широком смысле (распре­деление условий и факторов производства). Распределение в широком смысле опирается на разделение труда и размещение экономических ресурсов по разным видам хозяйственной дея­тельности. Распределение в узком смысле предполагает опреде­ление доли каждого участника экономических отношений в соз­данном богатстве. Размер доли зависит от права собственности и от объема произведенной продукции. Обмен - стадия движения общественного продукта, на которой произведенные продукты доставляются субъектам экономической деятельности. Посколь­ку производство осуществляется на основе разделения труда и специализации, то обмен становится способом получения необ­ходимых продуктов путем передачи за них результатов своего труда. Посредниками в таком обмене выступают деньги. По­требление - процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Это заключительный этап движения продукта. В результате потребления созданные товары исчезают, после чего следует их заново производить, т. е. вос­производить. По целям потребление делится на личное, т. е. на­правленное на удовлетворение индивидуальных потребностей людей, и производственное, направленное на использование продукта для возобновления и расширения процесса производ­ства материальных благ.

Необходимо отметить, что производство - общественный процесс, так как осуществляется не изолированными экономи­ческими субъектами, а обществом. Кроме того, производство - непрерывный процесс. Общество не может перестать потреб­лять, а значит, неизбежно постоянное повторение производства, распределения, обмена и потребления, или воспроизводства. Причем все четыре фазы реализуются одновременно. Непрерыв­ность производственного процесса и его повторяемость характе­ризуют общественное воспроизводство. Общественное воспроиз­водство - постоянно повторяющийся в обществе процесс про­изводства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Схематично воспроизводственный процесс пред­ставлен на рисунке.

Общественное воспроизводство может осуществляться в простом, расширенном и суженном вариантах. Простое воспро­изводство имеет место в том случае, если объемы выпускаемой продукции неизменны и ходе каждого оборота. При этом счита­ется, что и количество, и качество используемых в процессе об­щественного производства экономических ресурсов не меняют­ся. Расширенное воспроизводство предполагает, что объемы про­изводимых материальных благ постоянно растут, увеличиваясь год от года. Условием расширенного воспроизводства является увеличение количества и качества экономических ресурсов. Су­женное воспроизводство представляет собой сокращение объемов производства на каждой следующей стадии процесса обществен­ного воспроизводства.