Основные проблемы российской экономики. Актуальные проблемы современной экономики в россии

Проблемы экономики - это глобальные нарушения в развитии и ведении хозяйственной деятельности отдельных стран или всего мира. Как правило, к глобальным проблемам экономики относится разделение сообщества на полюса развития, глубокое истощение ресурсов планеты (в том числе и водных), проблемы с продовольствием, бедность, слабый научно-технический прогресс и так далее.

Глобальные проблемы экономики в мире

К глобальным можно отнести целую совокупность проблем, которые ставят под вопрос не только развитие планеты и каждого отдельно взятого государства в экономическом смысле, но существование человечества в целом. Здесь затрагиваются наиболее важные вопросы, которые требует срочного решения и полноценных мер со стороны мирового сообщества. Так, к наиболее важным проблемам экономики стоит отнести:

1. Проблема разных «полюсов» экономического развития, появление «Севера» и «Юга». Суть - глубокое разделение (в первую очередь в экономическом плане) между теми странами, которые уже развиты и теми, которые относятся к категории развивающихся. Последние нуждаются в помощи более «сильных коллег», снисхождения, более гибких условий. К примеру, развитые страны могут открыть доступ товарам из развивающихся стран без каких-либо серьезных условий, обеспечить стабильный приток инвестиционного капитала, реструктуризировать большую часть долгов и так далее.

Отсталость большинства стран опасна не только на внутреннем уровне, но и для экономики планеты в целом. Более отсталый «ЮГ» - это составная часть экономического пространства, поэтому его проблемы неизбежно становятся общими. К примеру, каждый год наблюдается все более активное перемещение людей из менее развитых стран в государства с высоким уровнем развития. В итоге возможен перенос ряда заболеваний, увеличение нагрузки на экономику, появление проблем с социальным обеспечением и так далее.

С 60-х годов в мире работает новая концепция, суть которой - активная помощь развивающимся странам с нестабильной экономикой. Основные идеи такой концепции следующие:

Создание льготного режима для стран, которые только идут по пути развития. Особенно это важно при формировании международных отношений;
- оказание реальное помощи на стабильной основе для решения, как социальных, так и экономических проблем. Все это позволяет снизить долговое бремя и помочь разобраться с текущими проблемами.


Уже к середине 80-х годов можно было видеть реальные результаты труда, которые позволили развивающимся странам продвинуться в своем развитии - укрепить суверенитет, добиться мирового признания, открыть международный рынок для своих товаров, увеличить объемы финансовой помощи и так далее. Но уже к завершению 80-х годов что-то произошло. Экономическая поддержка перестала быть эффективной. По сути, развитые страны вынуждены были признать поражение. Причины были две:

Снижение уровня единства развивающихся стран, которое было вызвано сильной разницей в развитии. На фоне других государств все больше стали выделяться мощные страны-экспортеры природных ресурсов (в первую очередь нефти), а также вновь образованные индустриальные страны;
- уровень диалога между странами развитыми и развивающимися заметно снизился, что привело к приостановке положительного процесса.

2. Проблема бедности - это, по сути, уже следствие явных «пробелов» в экономике и неспособности (или нежелании) правительства обеспечить свой народ. В такой ситуации появляется огромная пропасть между людьми, которые имеют неплохие средства для существования, и другой категорией жителей, находящихся за чертой бедности.

На сегодня выделяется два основных критерия этой проблемы - национальный и международный. В первом случае речь идет о населении, которое относится к наиболее бедному. Такие группы есть во многих странах мира и Россия не является исключением. Формулировка «за чертой бедности» подразумевает доход ниже прожиточного минимума. То есть человек не способен себе купить минимальный набор продуктов для полноценного питания. В развитых странах к бедным людям относят тех, кто имеет около 40-50% от средней зарплаты в стране.

При этом существуют международные критерии бедности, которые составляют около двух долларов на день (по ВВП ППС). Наиболее низкий уровень бедности (чрезвычайный) признается в том случае, когда доход опускается ниже отметки одного доллара в день.

В 80-х годах за чертой бедности проживало более двухсот миллионов людей. С начала 90-х годов прошлого века люди стали беднеть в странах постсоциалистического пространства. К примеру, только Молдавии было больше 60% бедных людей, а в Монголии эта цифра достигала 75%. Что касается России, то здесь процент населения с заработком менее доллара в сутки составляет около двух процентов.


3. Проблемы экономики и продовольственный кризис также плотно взаимосвязаны. Развивающиеся страны не способны обеспечить население жизненно важными продуктами питания. Это парадоксально, ведь природные ресурсы развивающихся государств весьма богаты, а сама экономика имеет большие перспективы.

Но проблема нехватки продовольствия все-таки существует и требует оперативного решения. В последние 50 лет удалось существенно снизить количество голодающих людей (почти на 50%). Но, несмотря на это, почти 800 миллионов человек все еще недоедает, а 4-5 миллионов детей умирают каждый год по причине последствий голодания.

Проблема голода перестала быть актуальной только для развитых стран, которым удалось полностью покрыть потребности своего населения. Но в целом на земном шаре наблюдается существенный разбег в продуктовом обеспечении. При этом планету можно разбить на четыре основные зоны по продовольственным проблемам:

1) Индустриальные государства, такие как Северная и Западная Европа, Австралия и Северная Америка. Такие регионы сегодня почти не знаю слова голод - продовольствия у них хватает.

2) Районы Средней Азии и южная часть Европы, страны Магриба и Латинской Америки, АСЕАН и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на должном уровне и приближается к минимальным нормам ВОЗ ООН.

3) Страны СНГ, Восточная часть Европы, Индонезия, Египет, Индия и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на минимальном уровне, но еще входит в норму отклонения по ВОЗ ООН.

4) Развивающиеся страны - это большая часть населения планеты (почти 80%). Вот здесь как раз и присутствуют наибольшие проблемы с продовольствием.

В 2007 году проблема с продовольствием выглядела следующим образом, но на сегодня она не сильно изменилась.

4. Энергетические проблемы неизбежно сказываются на экономическом развитии стран со слабой экономикой. При этом глобальная проблема с энергоресурсами проявилась наиболее остро в 70-х годах прошлого века, когда в мире разразился мощный энергетический кризис. В тот период стоимость нефти возросла почти в 15 раз. Все это создало огромные проблемы для экономик многих стран мира. Некоторым государствам удалось выйти из энергетической зависимости, но мировая экономика все равно испытывает острый дефицит ресурсов.

Основная причина энергетической проблемы - резкое увеличение потребления ресурсов. Особенно это актуально с начала 20-го века. С одной стороны открывались крупные месторождения на Аляске, в Западной Сибири, на шельфе Северного моря и так далее. С другой - с каждым годом увеличивался автомобильный парк, увеличивались потребности в экономической сфере.


Одновременно с этим человечество занялось разработкой новых месторождений. К примеру, в начале 80-х годов прошлого века запасы нефти исчислялись 1,2 триллионами тонн, а к началу 2000 годов они возросли почти до 1,8 триллионов тонн. Еще 30 лет назад казалось, что нефти хватит только на 20-30 лет, но с нынешним уровнем природных ресурсов эти опасения оказались напрасными.

Кроме перечисленных выше проблем экономики можно выделить проблему освоения Мирового океана, демографическую проблему, ухудшение экологии, острое истощение животного и растительного мира, глобальное потепление, угроза ядерной катастрофы на фоне гонки вооружений и так далее.

Решение глобальных проблем экономики

У каждой проблемы существуют свои пути решения. Вопрос лишь в том, насколько правительства развивающихся и развитых стран заинтересованы в сотрудничестве и восстановлении паритета. Проблемы, в свою очередь, могут быть решены следующим образом:

1. Проблема «Севера и Юга» имеет три основных пути решения:

- либеральный. Здесь бытует мнение, что основная проблема развивающихся стран - невозможность перейти на рыночный механизм экономики. Это значит, что для достижения цели основная задача развивающихся стран - четко придерживаться имеющегося курса и переходить на рыночную экономическую структуру, то есть делать упор на приватизацию государственных владений, либерализацию экономической отрасли и так далее;

- антиглобальный. В данной теории упор делается на том, что экономические отношения в большей степени неравноправны. При этом мировая экономика находится под контролем ряда монополий. Итогом становится эксплуатация Юга Севером. Есть мнение, что развитым странам много выгоднее загонять развивающиеся государства в «ловушку» или оставлять их на низком уровне развития с целью снижения цен на сырьевую продукцию. Следовательно, решением может быть только пересмотр системы мирового порядка и изменения сути взаимоотношений между Севером и Югом;

- структуральный. Последователи этой теории сходятся во мнении на том, что международные отношения в принципе не способствуют экономическому подъему развивающихся стран. Они также убеждены, что для достижения результатов подходы в экономики нужно менять в сторону рыночных отношений. С другой стороны должна быть реформирована и система международных отношений. Сторонники такой теории решения проблем настаивают, что торговые послабления со стороны развитых стран должны быть более серьезными.


2. Главное решение проблемы бедности - это экономический рост страны, повышение ВВП и, как следствие, рост фонда потребления. Но известны случаи, когда рост ВВП не способствовал снижению уровня бедности. К примеру, в Нигерии за 13 лет с 1990 по 2003 году удалось ежегодно увеличивать ВВП на 2-3%, но это не способствовало повышению занятости населения.

Второе решение проблемы - это международная и государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Подобный подход может помочь справиться с бедой, преодолеть ее общими усилиями. Хуже всего, когда со временем проявляется застойная бедность. Ее суть в том, что трудоспособное население привыкает жить на «шее» у государства и уже отказывается работать.

Сегодня проблеме бедности уделяется много внимания со стороны международного сообщества. Создается ряд организаций, готовых работать на общее благо и снижение общего уровня бедности и роста экономики развивающихся стран. Все это дает свои плоды, но только комплексное решение может помочь в решении проблемы.

3. Лучшее решение для борьбы с голодом - повышение урожайности в развивающихся странах, увеличение обрабатываемых наделов, поголовья скота и так далее. При этом особое внимание нужно уделить повышению уровня развития сельского хозяйства, усовершенствованию технологий, улучшению обработки почвы, засеву площадей высокоурожайными сортами растений и так далее. При этом большинство проблем сложно решить внутри страны - с ними нужно бороться коллегиально.


Большие надежды возлагаются на так называемую зеленую революцию, которая позволяет активно внедрять новую технику в сельскохозяйственной отрасли, использовать только высококачественные и высокоурожайные зерновые культуры, лучшие удобрения и так далее. Главное - участие страны в развитии данной отрасли, дополнительные вложения, как внутри страны, так и привлечение инвестиций извне. С помощью «зеленой революции» с проблемой голода было покончено во многих странах мира, в частности, в Филиппинах, Индии, Мексики и прочих.

4. Нехватка энергоресурсов. Главный путь в решении проблемы - это увеличение объемов разработки и добычи полезных ресурсов. Работа не должна останавливать даже в тот период, когда запасов кажется более чем достаточно. Мировое потребление нефти и газа с каждым годом растет. Только с 1995 по 2005 году уровень энергопотребления вырос на четыре миллиарда тонн условного топлива. В последнее время достиг своего предела добычи Китай, постепенно сокращает производство и Великобритания. В такой ситуации важно экономней расходовать энергоресурсы.


Второй важный вопрос - это перестройка экономики и снижение доли энергоемкого производства. К примеру, машиностроение требует почти в 10 раз меньше энергоресурсов, чем металлургия или топливно-энергетический комплекс. При этом качественная перестройка позволяет сэкономить до 20-25% энергии на долю ВВП.

Но большинство стран, к сожалению, не берет на вооружение упомянутые выше рекомендации. К примеру, в том же Китае, Индии, России и Украине доля цветной и черной металлургии, а также химической промышленности только растет. Хуже всего, что в процессе производства используется уже устаревшая техника. Таким образом, общее решение проблемы нехватки энергоресурсов еще долго будет

зависеть от траты энергии на единицу ВВП.

К прочим путям выхода из сложной ситуации можно отнести:

Отказ от гонки вооружений и от оружия, способного уничтожить планету. В первую очередь должно быть ликвидировано ядерное оружие;
- преодоление кризиса, связанного с неравноправным взаимодействием человека и природы. Особое внимание должно быть уделено вопросам защиты окружающей среды, осознанию факта истощения природных ресурсов и их защиты. При этом главная задача мирового сообщества - экономия мировых ресурсов, а также борьба с загрязнениями воды, почвы и воздуха;
- борьба с перенаселением в различных странах планеты, а также решение вопроса с демографическим кризисом в развитых странах;
- защита от негативных последствий НТР;
- решение проблем с алкоголизмом, онкологическим заболеваниями, наркоманией, СПИДом и так далее.

Проблемы экономики России и пути их решения

Мировая экономика складывается из множества экономик различных стран мира. При этом у каждой страны есть свои проблемы, которые требуют срочных решений от своего правительства. Не исключением является и Россия, в экономике которой можно выделить целый «ворох» проблем:

Чрезмерный упор на продажу сырьевой продукции. Это с одной стороны подавляет развитие других отраслей хозяйства, а другой не обеспечивает доступными энергоресурсами своих граждан, ведь большая часть топлива уходит за границу;

Монополизированный рынок, который приводит к повышению цен во всех отраслях экономики. Жизнь под «диктовку» монополий неизбежно приводит к снижению качества услуги и высокому уровню инфляции;
- централизация экономики РФ. В этом случае одни зарабатывают капитал, а другие его перераспределяют. Таким образом, предприниматели не заинтересованы в повышении качества продукции и росте производства;
- недостаточные темпы развития и слабая защита денежно-расчетной системы страны. Особенно страдает бюджетная сфера, касающаяся облуживания физических лиц;
- отсутствие стабильности в законодательной сфере, возможность двоякой трактовки многих законов;
- чрезмерный отток капитала за границу, который производится под самыми различными предлогами;


- недостаточное влияние экономического сектора на развитие страны;
- высокий уровень коррумпированности чиновников, а также регулярные правонарушения во всех отраслях деятельности (в том числе и на высшем уровне);
- смешивание коммерческой и государственной экономики;
- проблемы с трудоустройством молодых специалистов и людей после 50 лет;
- нерациональное использование средств бизнесменами и коммерческими структурами;
- низкий уровень подготовки специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов;
- недостаточный уровень развития здравоохранения в стране;
- низкий контроль со стороны государства за работой или бездеятельностью государственных служащих (в том числе крупных чиновников).

Решение проблем экономики России лежит исключительно в реформах, которые должны проходить в трех направлениях:

- экономическом. Особое внимание должно уделяться выравниванию условий конкуренции, определению порядка лицензирования, упрощению проверок и так далее;
- административном. Налаживание работы «верхушки» в управленческой сфере, борьба с коррупцией;

- социальном. Реформы в сфере здравоохранения, образования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Рассматривая проблемы российской экономики можно утверждать, что экономика сама по себе проблема. Понятно, что речь идёт о современной экономике, со всеми её характеристиками и атрибутами. Само собой разумеется, что и система мирового хозяйственного механизма, его структура и связи, и их взаимодействие, определяются экономической и финансовой стратификацией участников организованного экономического пространства. Проще говоря, ведущие страны устанавливают порядок в мировой экономике.

Любое сегодняшнее исследование российской экономики сводится к анализу экономического и финансового кризиса, по мнению одних экспертов уже угасающего, по мнению других, только разгорающегося.

Примем, что для рассмотрения сегодняшнего состояния, очевидны причины его возникновения и следствия. В той связи приведём собственные оценки и обобщения:

  • - Воздействие кризиса на экономику колеблется в диапазоне “от слабого до катастрофического”.
  • - Помимо общих характеристик и причин определились новые источники кризиса.
  • - Выявилась необходимость совместного решения и оказания помощи.

Воздействие экономического кризиса доказало прочность и в то же время хрупкость российской экономики; показало умение лидеров государственного и корпоративного руководства решать задачи управления в чрезвычайных ситуациях и, наконец, обнажило, слабые звенья хозяйственного механизма.

Почему Россия доля, которой в мировой экономики чрезвычайно мала, испытывает наибольший экономический урон в сравнении со странами Европы и со странами БРИКС - экономическому объединению развивающихся стран, куда её условно относят. Действительно ВВП в России за период кризиса сократился на 7,9% , тогда как в Европе на 2.6%, а в развивающихся странах был отмечен рост ВВП на 2%.

Фондовый рынок России обвалился вдвое в сравнении с фондовыми рынками развитых стран. Доходы Федерального бюджета сократились почти на 5трл. руб., с 9,3трл. до 4,4трл. Перечень можно продолжить. И причины известны: зависимость от экспорта, слабость банковской системы и малоизвестный - внешнеэкономический корпоративный долг, свыше 540,0 млрд. USD, который необходимо было обслужить в эти годы и т.п. Россиян может успокоить лишь одно: и США и Евросоюз тоже оказались не готовы к кризису. До последних дней перед началом кризиса раздавались бодрые уверения о благополучии в экономике и о радужных перспективах.

Бедствие? Но не для всех. Только за один 2009г. число миллиардеров в России увеличилось в два раза. Может быть, в этом и заключается “особенность” российского капитализма, “собственный путь” российской экономики. Справедливости ради нужно отметить, что российское правительство сберегло все социальные позиции, и не только сберегло, но и в ряде случаев улучшило. Правда не в той мере, на которую рассчитывали, малообеспеченные и беднейшие слои населения.

Особый интерес представляет то, что экономическая наука не заметила наступления кризиса. Зато после кризиса, о его причинах, последствиях и грядущих волнах экономического спада, рассуждают многие и экономисты, и аналитики, и политики. Говорят правильно и аргументировано, но поздно. Другое дело, что их выводы могут быть учтены и использованы при последующих, экономических кризисах различного происхождения.

Общеизвестно, что экономический кризис - явление не новое. Это принципиальная характеристика капиталистического производства. Капитализм создаёт и совершенствует индустрии, создаёт новые технологии, организует виртуальные финансовые системы, определяет роли субъектов в управлении мировым хозяйственном механизме.

И в то же время капиталистическое предпринимательство рождает источники и причины экономических провалов и катастроф локального, регионального, и, в последнее время, глобального характера.

Рассматривая эволюцию российской экономики, её обновление на инновационной базе, следует обратить внимание на общеизвестные в настоящее время факты, с позиций, коренившихся в них негативных и противоречивых начал.

Итак, во-первых, необходимо признать, что в целом наша экономика сегодня является экономикой бедной и слаборазвитой страны.

При этом необходимо оговориться: особенности исторического пути России обусловили своеобразие нашей бедности - при низком уровне жизни основной массы населения и в целом отсталой экономике в некоторых ее секторах были созданы серьезные заделы для производства более высокого уровня, чем уровень экономики в целом.

Огромен разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области создания современной инфраструктуры. В стране практически нет современных автодорог, а пропускная способность железных дорог низка и в последнее время практически не растет. Более половины населения не имеют домашнего телефона, около 85% никогда в жизни не пользовались компьютером.

Производственная, транспортная и (особенно) жилищно-коммунальная инфраструктуры находятся на низком техническом уровне и сильно изношены физически; условием их обновления и модернизации являются крупные единовременные вложения, несопоставимые с размерами бюджета государства. Сильно пострадал и научно-технический потенциал страны, невостребованность которого в последние десять-пятнадцать лет привела к его дезорганизации и заметной деградации.

Во-вторых, налицо доминирующая роль сырьедобывающего сектора в экономике России.

Хотя непосредственно доля сырьевых отраслей в формировании российского ВВП сравнительно невелика, именно на него приходится основная часть финансовых ресурсов, которыми располагают российские компании, денежных потоков и производственных инвестиций. В промышленности на электроэнергетику и экспортноориентированные топливно-сырьевые отрасли приходится почти 80% всех капиталовложений, а доля инвестиций в перерабатывающих отраслях (машиностроении, легкой и пищевой промышленности) не превышает 15%. В экспорте доля продукции топливно-сырьевых отраслей (включая промышленную продукцию неглубокой переработки) составляет 70% и имеет тенденцию к повышению. При этом более половины всего объема экспорта приходится на сырую нефть и природный газ. Именно благодаря этим отраслям в последние годы поддерживается и активное внешнеторговое сальдо, без которого было бы невозможно обслуживание крупного внешнего долга, накопленного за последние десятилетия. Сырьевой сектор является крупнейшим генератором денежных доходов населения. Более того, именно вокруг сырьевых компаний и на их базе окончательно консолидируется современная российская олигархия: компании сырьевого профиля начинают прямо или косвенно управлять все более значительной частью совокупных финансовых потоков в российской экономике. В сферу, так или иначе подконтрольную этим компаниям, попадают уже не только потоки, непосредственно связанные с добычей и экспортом природных ресурсов, но и задействованные в смежных или обслуживающих их секторах, а то и просто в производствах с повышенной рентабельностью, технологически никак не связанных с основным профилем деятельности этих компаний.

Кроме того формально у нас - правовая рыночная экономика со всеми ее атрибутами и даже «архитектурными излишествами». Мы имеем своды законов, позволяющие экономическим субъектам свободно использовать ресурсы, конкурировать между собой и богатеть за счет более производительного и эффективного труда.

Правовая система регулирования административных отношений на практике не действует. Важнейшие вопросы деятельности властей решаются на основе личных решений и «консультаций», практически вне связи с существующими формальными нормативными актами. Права контроля над теми или иными прибыльными сферами, особенно на региональном уровне, открыто распределяются узким кругом лиц, обладающих фактической властью.

Государство фактически устранилось от функции гаранта исполнения контрактного права. Обеспечение выполнения партнерами обязательств по контрактам является в наших условиях заботой и проблемой самих заинтересованных хозяйствующих субъектов, которые вынуждены полагаться в этом только на собственную силу или силу своих покровителей, но не на силу закона и государства. Таким образом, и характер российской экономики, и особенности ее современной хозяйственной системы снижают возможности и значимость ставших традиционными для экономик стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, повышают роль и значение институциональных преобразований, а также мер полуадминистративного регулирования на отраслевом уровне, которые можно обозначить как «промышленная политика». Констатацию этого факта совершенно ошибочно считают у нас чуть ли не «коммунистической ересью» или по крайней мере оппозицией курсу на реформы. В реальности дело обстоит как раз наоборот - сведение реформ к отказу государства от ответственности за состояние экономики и к использованию им только узкого набора инструментов кредитно-денежного регулирования, эффективность которых в наших условиях более чем сомнительна, на деле означает отказ от подлинных рыночных реформ, так как обрекает страну на роль вечной отсталой периферии в целом динамично развивающегося мирового хозяйства.

В настоящее время можно выделить некоторые принципиальные положение прошедшего или текущего экономического кризиса.

Произошла территориальная локализация источников и причин кризиса, приведших или способных привести к кризису.

Определились страны, преодолевшие кризис и понесшие экономический урон.

Выявлены европейские страны, в которых кризис не прекратился. Спасение этих стран является актуальной задачей ЕС.

Следует отметить и такие характеристики глобальных экономических явлений, как:

  • - Фрагментарность или дифференциация общих, присущих кризису, показателей и параметров. Так в одной стране, это могут быть, высокие долговые государственные и/или корпоративные обязательства; в другой - неверно избранный экономический курс и финансовая политика; в третьей не конкурентоспособная экономика и т.д.
  • - Неравномерность преодоления кризиса различными странами в т.ч входящими в региональные экономические объединения.
  • - Социальная напряжённость и конфликтность в странах и в период кризиса и после кризиса. Практически нет ни одной страны, в т.ч. и удачно перенесших экономические потрясения, где бы не отмечались социальные волнения.

Естественно, что перечисленные факторы связаны, и как уже говорилось, причины их проявления разные - а последствия одинаковые. Социальная напряжённость является серьёзнейшей угрозой восстановлению экономики.

Принципиальным положением разрушительных потрясений в экономике следует считать капиталистическую сущность самой экономики.

Основной мотивацией производства является получение прибыли и потребительская модель существования общества. К положительным принципам капиталистического производства относятся постоянный поиск путей и решений, обеспечивающих увеличение доходов и сокращение расходов на базе совершенствования производительных сил, введения новых технологий, как в производстве, так и в организации и управления.

Как вечный двигатель, как вечный стимул, погоня за прибылью и жажда наживы управляют мировым хозяйственным механизмом. Естественно и общество организуется с целью гармонизации производительных сил и производственных отношений. В государствах нашедших нужный баланс взаимодействия и экономическая и социальная обстановка может считаться удовлетворительной. В противном случае мы наблюдаем, обнищание масс, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми, и социальные противоречия, доходящие порой до социальных взрывов.

Главной характеристикой российской экономики становится неопределённость: и состояние её неопределённо и будущее непредсказуемо.

Сегодня, когда экономическая наука дискредитирована, когда не устранены многие причины, вызвавшие кризис управление хозяйственным механизмом может осуществляться только в режиме “ручного управления”, только на базе коллективных решений и в режиме “реального времени”. И такая практика укрепляется на наших глазах. Однако принесёт ли и такая экономическая политика положительные результаты в ближайшей перспективе, ответить затруднительно.

Доверять прогнозам тоже нет оснований. Дело в том, что реальные прогнозы строятся на статистической базе, многофакторном анализе и экспертных оценках. Но как реально оценить эгоистическую политику банков и транснациональных компаний, как предвидеть непродуманную политику руководства отдельных стран, как согласовать, порой противоположные, интересы участников открытого рынка, противоречивые позиции на валютном рынке?

Определённый ответ, обеспечивающем новое качество экономике, дать легко, но исполнить мероприятия такого масштаба невозможно.

Приведём по этому поводу пусть очевидные, пусть общеизвестные высказывания, но с ними нельзя не согласиться. “Крах крупных банков показал, что деньги исчезают, они ничто”. “Все вещи, кажущиеся реальными, фактически оказываются второстепенными”,

В заключение отметим: причины, приведшие к мировому экономическому кризису, не устранены. В одних странах они смягчены, в других обострились.

Будущее российской экономики зависит, прежде всего, от политической воли руководства страны, от мер и действий, определяемых этой волей.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса.

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

Как эти товары и услуги надо производить?

Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Что производить?

Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или другие товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые «слаборазвитые страны» настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства. Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличения объема производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства потребительских товаров на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления может поставить большое число людей на грань нищеты.

Как должны быть произведены товары и услуги?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие - государство (например школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

Для кого произведен продукт?

Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития

Еще по теме § 3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом:

  1. Тема 3. Основные проблемы экономической организации общества
  2. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  3. 3.1. Триада основных проблем экономического развития общества

Вынуждено функционировать с учетом ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей. На протяжении всей истории человечеству приходится выбирать наиболее эффективный вариант распределения имеющихся факторов производства. Все появляются как раз из-за неправильного ответа на вопрос о том, что, как и для кого производить. Давайте же ответим на него и мы.

Что производить

Обеспечить себя необходимыми благами страна может самыми различными путями: самостоятельно произвести их, обменять на другие товары, получить их как гуманитарную помощь. Но получить все и сразу вряд ли получится, поэтому всегда приходится ограничивать ту или иную потребность. Для того чтобы основные проблемы экономики не затронули развитие хозяйства данного конкретного государства, его правительство должно действовать слаженно в определении того, какие продукты нужно получить немедленно, с какими можно подождать, а от чего можно и вовсе отказаться. Иногда этот выбор может быть очень сложным. В развивающихся странах иногда не хватает денежных средств даже на то, чтобы накормить население. В силу этого наращение производства, как способ решить все основные проблемы экономики, может и не сработать, ведь рабочая сила и так полностью занята. В таком случае нужно модернизировать имеющееся оборудование, однако, для этого опять же нужны деньги, которых в государстве нет. Можно попробовать переключить производство на выпуск капитальных товаров, однако, это на время еще больше снизит жизненный уровень. Но кто обещал, что выбор будет легким?

Каким способом производить товары и услуги

Современные проблемы экономики связаны и с тем, что у развивающихся стран просто нет возможности использовать новейшие технологии, что значительно уменьшает набор выпущенных благ. В наше время существует множество проектов, по которым можно построить похожие здания, а одинаковые автомобили, если постараться, можно собрать и на конвейере, и вручную. Организовать производство тоже можно совершенно по-разному. В некоторых странах решение о начале строительства принимают только государственные органы, в других - частные фирмы.

Для кого производить продукты

Поскольку выпуск благ ограничен, то их распределение - это тоже экономическая проблема, которая требует решения. Правительству приходится определять, как использовать произведенные товары и услуги таким образом, чтобы извлечь максимальную полезность. На мировом уровне в наше время лидеры международного сообщества решают, как распределять их между бедными и богатыми с учетом гуманистических целей для того, чтобы ликвидировать основные проблемы экономики. Но вот честно ли это, ведь вклад первых и вторых в наращивание мирового богатства неравнозначен? И чему отдать приоритет при распространении - физическим или интеллектуальным усилиям?

Проблемы экономики России

Как мировая экономика и экономика любого государства, экономика России имеет множество проблем, которые мешают дальнейшему развитию народного хозяйства России. Прежде чем подробно остановиться на каждой из этих проблем и поговорить о возможных путях их решения, охарактеризуем общее состояние экономики России и наметим главные ее проблемы.

Почему хромает экономическое развитие России? Почему благосостояние россиян крайне слабо возрастает, за исключением небольшой ее кучки, открытых, полуоткрытых и скрытых «предпринимателей».

Что представляет сегодня из себя российская экономика – это:

1. крайне излишняя сырьевая направленность, которая с одной стороны подавляет развитие всех других отраслей народного хозяйства, а с другой, весьма мало дает пользы большей части граждан России от массовой продажи ресурсов за кордон;

2. достаточно сильная монополизация, способствующая необоснованному росту цен во всех сферах экономики, диктату условий оказания услуг и поставки товаров и, конечно же, инфляции;

3. крайне излишняя централизация экономики, при которой деньги зарабатывают одни, а распределяют и пользуются ими другие, что, разумеется, не способствует заинтересованности в ее развитии в регионах (кроме некоторых);

4. льготное отношение в сравнении с реальным производством к кредитно-банковской сфере в части контроля и налогов;

5. слабое развитие и защищенность расчетно-денежной системы, особенно в бюджетной сфере и сфере обслуживания физических лиц, и на международной арене (лучше создавать топливно-сырьевые запасы, нежели запасы держать в чужих бумажках);

6. постепенный уход государства от необходимых контрольных функций в экономике (качество продукции, единые правила для всех, антимонопольная деятельность и т.п.);

7. не стабильное законодательство в области экономики и смежных с ней сферах;

8. перекладывание финансовых проблем государства на плечи граждан (кап. ремонт, например, вычитать у тех, где кап. ремонт недавно прошел);

9. крайне излишний вывоз денежных средств из России под различными видами;

10. непонятное и разнобокое финансирование рабочих и служащих в государственной сфере, заработные платы, компенсации, премиальные и другие выплаты;

11. слабое развитие и влияние государственного сектора экономики на развитие страны;

12. сильная коррупция, казнокрадство и другие системные истемные правонарушений в области экономики;

13. недопустимое смешивание государственной и коммерческой экономики (это один из путей к развития коррупции);

14. плохая заинтересованность предпринимателей использовать труд молодых специалистов и людей в возрасте, особенно после 50 лет.

15. вымывание денежных средств из реального производства в банковскую, не создающую ни чего (ни продукта, ни реальных услуг, работ) – большой тормоз еще и в повышении уровня производительности труда, кроме всего прочего;

16. необоснованное использование бюджетных средств коммерческими банками и предпринимателями;

17. ограниченная и слабая общая и профессиональная подготовка специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов с высшим образованием, необходим глобальный пересмотр системы общего и специального образования;

18. слабая деятельность государства в улучшении здоровья своих граждан (страховая медицина, детский спорт в школах и секциях, проведение постоянных массовых соревнований по основным видам спорта в рабочих коллективах и т.д.)

19. плохая поддержка государства своих граждан в решении их постоянных проблем, плохое оказании государственных услуг, слабая законодательная и физическая защита граждан;

20. весьма плохой самоконтроль государства над деятельностью (бездеятельностью) своих чиновников даже в части исполнения ими своих прямых обязанностей (руководители различного уровня, суды, прокурорский, санитарный, технический надзор, полиция и т.д.);

21. навязывание правительством и законодателями своим гражданам непонятных (как правило не обдуманных) и не обязательных проблем, например, как изменение времени, платежи за будущий воздух (кап. ремонт в ЖКХ) и другие.

Это перечень лишь основных проблем, мешающих развитию нашей экономики и росту благосостояния наших граждан, которые в дальнейшим будут рассмотрены более подробно с возможными путями решения этих проблем.

Рассмотрение проблем, правда, будет не в той последовательности, как это изложено в данном перечне, а, скорее, по мере их срочности решения с точки зрения автора.