Необходимость модернизации экономики страны в современных условиях. Фундаментальные исследования

В этом выпуске экспертной колонке мы публикуем отрывки из главы 7 «Модернизация экономики и устойчивое развитие» Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г.

Подобные Доклады издаются по инициативе Программы развития ООН (ПРООН) во многих странах мира. Доклады готовятся группами независимых экспертов. Основная цель Доклада 2011 года – рассмотреть задачи модернизации России в контексте человеческого развития, показать необходимость модернизации экономики и социальной сферы, совершенствования многих институтов общества.

Глава 7
7.1 Модернизация и экологизация экономики
Суть и направления модернизации (при всей важности задачи обеспечения технологического прогресса и конкурентоспособности) определяются ее конечной целью, которой – при всей важности экономического роста – является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений. Эта задача обычно определяется как обеспечение устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию тесно связан с процессами модернизации и экологизации экономики. В документах ООН рост благосостояния на планете тесно связан с реализацией Цели 7 Целей развития тысячелетия «Обеспечение экологической устойчивости».
Все нарастающие природные и социальные аномалии есть следствие неверного поведения человечества, ответ на недооценку важности экологических приоритетов. В связи с финансово-экономическим кризисом, обострением глобальных проблем, необходимостью формирования нового типа экономики в мире оживленно обсуждается необходимость выработки «зеленого» экономического курса. Для постиндустриальных стран «позеленение» экономики из желательного, но вторичного эффекта превращается в основную цель. Для обозначения процесса экологизации в мире все чаще используют понятия «зеленая экономика» (green economy) и «зеленый рост» (green growth). Начиная с 2009 г. эти термины все более активно входят в основные документы и терминологию международных организаций. В качестве ключевых терминов для дальнейшего развития человечества и отдельных стран особенно комплексно они рассматриваются в документах структур ООН и ОЭСР.

Зеленая экономика определяется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее деградации. Важными чертами такой экономики являются:
низкие углеродные выбросы,
эффективное использование природных ресурсов;
сохранение, увеличение и восстановление
природного капитала;
предотвращение утраты биоразнообразия и экосистемных услуг;
рост доходов и занятости.

Зеленая экономика часто рассматривается в контексте борьбы с глобальным изменением климата (рис. 7.1) и перспективного направления преодоления глобального экономического кризиса. Приоритетной чертой ее роста является радикальное повышение энергоэффективности. В дальнейшем предлагается мобилизовать и перестроить глобальную экономику в направлении увеличения инвестиций в чистые технологии и «природную» инфраструктуру, стимулировать экологизацию экономики, вернуть рынки к нормальному функционированию и избежать катастрофических последствий глобального изменения климата.

Реализация нового зеленого курса предполагает минимизацию использования невозобновимых полезных ископаемых для производства электроэнергии за счет инвестиций в возобновляемые энергоносители, а также обязательность энергосбережения. Все эти мероприятия позволят снизить спрос и затраты на энергию, а также ее стоимость. По оценкам ЮНЕП, достаточно 2% мирового ВВП в «озеленение» 10 секторов для изменения характера мирового развития, снижения выбросов парниковых газов и эффективного использования ресурсов.

Можно долго обсуждать, идут ли климатические изменения, но в ближайшие десятилетия развитые страны будут иметь экономику с новой инновационной и технологической основой, важнейшей характеристикой которой будет минимальное воздействие на окружающую среду. Многие страны уже вложили десятки и сотни миллиардов долларов в переход к новой экономике (особенно это заметно в США, Германии, Японии, Южной Корее, Китае и др.), используя для этого также антикризисные программы. Ключевым определением для передовых экономик мира станет «низкоуглеродная экономика» с ее высокой энергоэффективностью и минимальным воздействием на климатическую систему.
А реализация энергетических и климатических приоритетов автоматически означает резкое снижение экологического давления в силу тесной корреляции величин энергопотребления, использования природных ресурсов, выбросов парниковых газов и объемов загрязнений. Кому из развитых стран через два-три десятилетия будут нужны в больших объемах нефть и газ?
Ответ на этот вопрос является чрезвычайно важным для России в связи с необходимостью колоссальных инвестиций в новые сложные и малорентабельные месторождения.
Важным результатом модернизации и критерием перехода к устойчивому развитию является эффект дикаплинга, отражающий рассогласование трендов роста экономики, с одной стороны, и потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, с другой, – экономические результаты должны расти быстрее, чем потребление и экологическое воздействие. В лексиконе ученых и политиков термин «дикаплинг» стал в последнее время общеупотребимым. Эффект дикаплинга особенно желателен для актуальной в мире ситуации в энергопотреблении и макроэкономических трендах – он отражается в опережении темпов роста ВВП над темпами потребления энергетических ресурсов. Этот важный эффект достигнут практически во всех развитых странах. Например, Дания за последние три десятилетия смогла удвоить ВВП при сохранении объемов потребления энергоресурсов.
Для реализации идей устойчивого развития необходим переход от гуманитарных призывов к экономической заинтересованности, поддержке экологической направленности модернизации.
Это должно войти в «правила игры» для бизнеса, что обеспечит развитие экономики в верном направлении. При определившейся значимости приоритета повышения ценности природы движение в этом направлении должно быть выгодно (что обеспечивается экономическими рычагами) и престижно (что определяется уровнем культуры).

Намеченный сейчас магистральный путь, нацеленный на снижение природоемкости и повышение энергоэффективности экономического роста, есть реализация приоритета повышения ценности природы. В решении этой задачи объединяются экологические и экономические интересы. Разная мотивация обеспечивает главное – повышение ценности природы как условие устойчивого развития.
Общая тенденция повышения ценности природы в развитии человечества не вызывает сомнений и не имеет отношения к кратковременным флуктуациям рыночных цен на определенные природные ресурсы. Становится все более очевидным, что такое повышение становится важнейшим приоритетом для мировой экономики. Фактически усилия человечества за последние два десятилетия были направлены на его реализацию. Особенно ярко это проявилось в развитых странах. Глобальная модернизация технологий, направленная на уменьшение использования традиционных природных ресурсов и загрязнений, радикальное увеличение конечного выхода товаров и услуг из единицы сырья, зеленый рост и экологизация экономики, повышение внимания к ценности климатической системы, энергоэффективность и возобновимые источники энергии, расширение спектра экономических и правовых инструментов для перехода к экологически устойчивому развитию и многое другое – все это звенья цепи, с помощью которой человечество пытается вытянуть общество и экономику к новому типу развития.
Россия, желая стать членом ОЭСР и активно участвовать в деятельности ООН (в частности, глобальной конференции ООН Рио+20), в любом случае будет обязана использовать концептуальный аппарат ведущих международных организаций и развитых стран. Внимание к экологическим проблемам в стране за последние два года возросло. В выступлениях Президента РФ, премьер-министра РФ отмечается «запущенность» этих проблем, необходимость экологизации экономики и «зеленого» роста.
Новые возможности для страны дает начавшийся в мире процесс "Рио+20" к Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию в 2012 году, через 20 лет после встречи в Рио-де-Жанейро. Россия сегодня среди стран, для которых это особенно актуально. На то есть ряд оснований. Это и экономический рост, и богатые природные ресурсы, и постановка вопроса о поисках оптимального пути развития. Приоритеты страны в инновационной политике, в энергоэффективности, в модернизации экономики в соответствии с современными требованиями естественным образом определяют движение в направлении устойчивого развития. Россия, совместно с другими странами БРИК (включая Бразилию, Индию и Китай), могла бы выступить в качестве лидера движения в направлении устойчивого развития.
Лидировать в этом процессе должен тот, для кого это особенно актуально. Это предполагает осознание необходимости такого пути развития и определенные экономические возможности для его реализации. Ряд развитых стран активно включились в процесс после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Так, появились новые стратегии развития – «Устойчивая Америка», «Устойчивые Нидерланды» и другие. Сейчас они ставят более конкретные задачи, связанные с зеленым ростом, предотвращением изменений климата. Многие другие страны, всецело сконцентрированные на обеспечении экономического роста для решения крайне острых социальных проблем, не смогли полноценно откликнуться на этот призыв мирового сообщества. При всей актуальности идей устойчивого развития для любой страны и необходимости совместных усилий всего мирового сообщества всерьез продвижение в этом направлении могут обеспечить лишь страны с достаточно развитой экономикой. Подключение других стран возможно по мере их роста и при поддержке со стороны развитых стран.
Успех в распространении идей устойчивого развития и обеспечении активного участия в процессе предполагает их адаптацию с учетом специфики каждой страны. Сами представления об устойчивом развитии и путях его достижения различны у разных стран и, несомненно, будут меняться и дальше. На международном уровне это предполагает, в дополнение к официальному сотрудничеству мирового сообщества по линии ООН, неформальное партнерство представителей разных стран.
В России необходима оценка успехов и проблем на пути обеспечения устойчивого развития, разработка и принятие национальной Стратегии устойчивого развития. Большое значение имеет обобщение богатого регионального опыта.

7.2. Политика «двойного выигрыша» – и экономика, и экология
В отличие от сложившихся тенденций в мировой экономике, в России после кризиса сохраняются и закрепляются антиустойчивые тенденции. Россия попала в сырьевую ловушку, связанную с формированием в стране экспортно-сырьевой модели экономики. Сейчас более половины экономики составляют сектора с большим воздействием на окружающую среду – энергетика и металлургия. К сожалению, во время кризиса правительство было вынуждено спасать крупных "экспортных" игроков, которые взяли большие кредиты за рубежом, тогда как в мире многие правительства использовали это время для модернизации и экологизации экономики. В перспективе в стране ожидается наращивание производства углеводородов (Северный и Южный потоки, шельфы, Ямал). Все эти тенденции могут сделать экономику страны еще более высокоуглеродной и неустойчивой.
Обеспечение экономического роста в стране сегодня связано с ростом загрязнения и деградации среды, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, изменением климата, что ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития. Это означает, что решение крайне важной задачи повышения благосостояния населения не обеспечивает необходимого качества жизни.
Все это и определяет важнейшую черту модернизации как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды для развития человеческого потенциала (экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и существования человека).
Глобальный кризис и борьба с ним продемонстрировали наличие ряда серьезных рисков устойчивости экономического и социального развития на предстоящий период. В частности, в современной российской ситуации доминирующим настроением остается рентоориентированное поведение, стремление к посткризисному статус-кво, что означает ожидание восстановления цен на товары российского экспорта (топливно-энергетические ресурсы и металлы), финансовых потоков предыдущего десятилетия и возврата к докризисной экспортно-сырьевой модели роста. Политические риски современной ресурсной зависимости очень велики, поскольку ее результатом становится деградация основных общественных институтов. Это принципиально новое явление.
Необходима поддержка модернизации экономики на пути реализации политики так называемого двойного выигрыша, связанной с обеспечением как экономической эффективности, так и с обеспечением неистощительного использования природных ресурсов, сокращением вредных выбросов. В связи с этим реализация экологических приоритетов должна сочетаться с экономическими задачами страны: экономические мероприятия должны давать как экономические, так и экологические выгоды. В России огромные резервы получения экологических эффектов («снятия экологических сливок») – в виде сэкономленных природных ресурсов и снижения загрязнений – за счет стандартных и сравнительно недорогих экономических мероприятий (в том числе внедрения многих энергоэффективных и экологически чистых технологий). Таких экологических резервов лишены развитые страны, так как эти резервы уже использованы, и получение новых экологических эффектов очень дорого (например, борьба с климатическими изменениями и реализация Киотского протокола).
В России направления перехода к инновационной социально-ориентированной экономике и к экологически устойчивому развитию в ближайшие годы фактически совпадают. Достаточно привести только пример необходимости радикального повышения энергоэффективности (на 40% к 2020 г.), что даст огромный экологический эффект. Такая тесная связь между энергетической и экологической эффективностью отмечена в Указе Президента РФ (2008).
Таким образом, в ближайшие 10-20 лет важным принципом социально-экономической политики и основой экологической политики должна стать политика «двойного выигрыша».
Необходимо стимулировать создание, распространение и использование инноваций для обеспечения роста результатов в природно-продуктовых цепочках, связывающих первичное сырье с конечными товарами и услугами, и «подавления» видов деятельности, истощающих природный капитал и загрязняющих окружающую среду. На этом направлении в мире накоплен обширный экономический инструментарий, позволяющий реализовывать подобного рода инновации, снизить давление на окружающую среду при росте конечных результатов, т.е. обеспечить дикаплинг. Многие из действующих экономических инструментов уже показали свою эколого-экономическую эффективность в развитых странах. Здесь можно отметить роль налоговой системы, которая должна ограничивать развитие природоэксплуатирующих и загрязняющих отраслей и стимулировать рост обрабатывающих отраслей и инфраструктуры, обеспечивающих эффективное использование природного сырья и высокую добавленную стоимость товаров и услуг, получаемых на его основе.
Мировой и российский опыт модернизации экономики на основе политики двойного выигрыша показывает не только улучшение экономических показателей, но и существенное улучшение условий жизни людей (положительный опыт Томской и Кемеровской областей по утилизации попутного газа при добыче нефти, угля, производстве кокса). Необходима поддержка и распространение такого опыта. Это является центральной задачей современного инновационного развития. А для этого необходимы как строгие экологические требования, так и экономическая заинтересованность, включая все возможные механизмы –помимо осознания важности, – экономические стимулы – модернизация должна быть выгодна.
Такая выгодность должна быть поддержана государством через систему налогов, кредитов, льгот, субсидий, тарифов, пошлин, страхования, инвестиционного климата.
Это предполагает в перспективе переход на политику ресурсосберегающих (наилучших доступных) технологий, а уже сегодня – законы о платежах и штрафах за загрязнение окружающей среды, обеспечение мониторинга, устранение практики временных согласованных разрешений на выбросы, устранение прошлого экологического ущерба, закон о зонах экологического неблагополучия. В частности, одной из достаточно простых, малозатратных и показавших свою эффективность в мире мерой, способствующей решению проблемы отходов и развитию необходимого для этого производства, было бы принятие закона о залоговой стоимости тары.
Необходимость модернизации обусловлена и развитием антиустойчивых тенденций, которые во многом связаны с природоемкой реструктуризацией экономики в 1990-е гг. в пользу сырьевых и загрязняющих окружающую среду секторов, происходившей на фоне деградации ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств. ≪Утяжелению≫ структуры российской экономики способствовали и высокие цены на энергоносители, огромный рост цен на нефть в 2000-е гг. После 1990 г. удельный вес энергетики и металлургии, т.е. секторов, оказывающих наибольшее среди промышленных отраслей воздействие на окружающую среду, значительно вырос. За этот же период существенно снизилась доля отраслей, оказывающих небольшое воздействие на окружающую среду, в частности, машиностроения. В целом в экономике произошел значительный сдвиг в пользу природоемких отраслей. Российская экономика становится все больше сырьевой экономикой. По оценкам Минэкономразвития, она становится также все более уязвимой и все сильнее зависит от мировых цен на энергоносители в период после 1998 года.

В связи с этим главной экологической опасностью посткризисного периода представляется дальнейшее закрепление сложившейся экспортно-сырьевой модели развития, которая себя исчерпала. В экономике может произойти дальнейшее уменьшение удельного веса технологичных отраслей (машиностроение, различные виды обрабатывающей промышленности и т.д.). Все это может привести к дальнейшему загрязнению окружающей среды и увеличению объемов нерационального использования природных ресурсов. В этих экономических условиях любая экологическая политика будет малоэффективна, затратна и фактически лишь пытаться смягчить последствия техногенного и антиустойчивого развития.

Важным аргументом модернизации является необходимость радикального технологического обновления всей материальной базы экономики страны. Старое оборудование не способно обеспечить эффективное использование природных ресурсов и приводит к росту загрязнения окружающей среды. Необходимость скорейшей модернизации хорошо видна на примере физической и моральной деградации основных фондов (машины, оборудования, здания, сооружения, инфраструктура и т.д.) (рис. 7.2). В России фактически половина основных фондов промышленности физически изношена.
Массовое старение производственных фондов приводит к негативному влиянию на природопользование, росту загрязнения окружающей среды, увеличению числа экологических аварий и катастроф. Старое оборудование слабо заменяется новым из-за недостаточного инвестирования. Коэффициент обновления составляет около 4%, что означает необходимость десятков лет для обновления основных фондов (рис. 7.2). Речь не идет о простой необходимости замены фондов –она неизбежна в силу их физической изношенности, – необходимо обеспечить технологическое качество такой замены. Для радикального изменения сложившейся ситуации с деградацией физического капитала необходимы значительные инвестиции и бы-
строе распространение прогрессивных ресурсосберегающих технологий.
Колоссальный потенциал модернизации в переходе к экологически и экономически устойчивому развитию заключен в структурно-технологической перестройке экономики, позволяющей осуществить эффективное ресурсосбережение, снизить загрязнение окружающей среды.
Здесь модернизация играет особую роль. Внедрение инноваций, развитие научно-технического прогресса, информационные технологии, новые материалы, продукты и технологии и пр. способны снизить затраты природных ресурсов и объемы загрязнений на единицу выпускаемой продукции и услуг в несколько раз. Технологическая рационализация экономики и ее структуры может позволить высвободить 30-50% всего объема используемых сейчас неэффективно и теряемых природных ресурсов при увеличении конечных результатов, существенном снижении уровня загрязнения. В стране можно стабилизировать добычу и площади разработок энергетических ресурсов, полезных ископаемых, территории обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, вырубку леса и т.д. и за счет улучшения использования и углубления переработки природных и сырьевых ресурсов значительно повысить уровень благосостояния населения. Так, в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. на основе распространения достаточно простых энергосберегающих технологий можно сберечь почти половину потребляемой сейчас энергии.
Другими словами, при уже достигнутом в стране уровне добычи и использования природных ресурсов за счет модернизационных структурно-технологических сдвигов, позволяющих вовлечь в экономику и/или экспортировать сэкономленные гигантские объемы сырья, можно увеличить ВВП в 2– раза, значительно повысить благосостояние, социальное и экологическое качество жизни населения.
В контексте модернизации и теории технологических укладов, сформулированных С. Ю. Глазьевым, для России важно отметить, что в процессе замещения старых укладов отстающие страны могут получить определенное преимущество, поскольку они не обременены перенакоплением капитала в рамках устаревших технологических структур экономики. И при формировании нового уклада могут ориентироваться на уже накопленный инвестиционно-технологический опыт развитых стран в области инноваций и их распространения.
Инвестируя ресурсосберегающую структурную перестройку экономики, радикально меняя ее технологический базис, добиваясь ее экологизации, устойчивости и сокращения природоемкости, тем самым минимизируются затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития в будущем.
Возможности огромной экономии природных ресурсов делают необходимой разработку и проведение эффективной модернизационной и инновационной политики в экономике, что должно проявляться в практической реализации достижений научно-технического прогресса в области технологий, продуктов и услуг. Все новые технологии, которые внедряются и распространяются в экономике, должны соответствовать необходимым экологическим стандартам и нормативам, быть экономически выгодными. Государство должно стимулировать такую технологическую модернизацию и предоставлять государственную поддержку всем
спектром накопленных в стране и мире экономических и правовых инструментов.
С широким распространением ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и соответствующих экологически благоприятных технологических сдвигов в экономике тесно связано значительное уменьшение затрат природных ресурсов и производимых загрязнений на единицу конечного результата (на макроуровне –на единицу ВВП), выражающееся в уменьшении показателей природоемкости (в частности энергоемкости) и интенсивности загрязнений. В настоящее время в России затраты природных ресурсов и загрязнения на единицу ВВП превышают показатели развитых стран. Вместе с тем нельзя и идеализировать новые технологии. Они способны усилить экологическое воздействие и деградацию окружающей среды. Потенциальные опасности новых технологий хорошо видны на примере ядерных катастроф в Чернобыле (1986) и Фукусиме (2010), аварии нефтяной платформы в Мексиканском заливе (2010). В целом значительная часть достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, инновационная активность человечества часто приводят к необратимым последствиям воздействия экономики на окружающую среду.
Для России является перспективным подход к технологической модернизации на основе широко распространенной в мире концепции «наилучшей доступной/существующей технологии», задающей высокие научно-технические стандарты для используемого оборудования, в том числе в области ограничений на потребление природных ресурсов и производимых загрязнений. В России эта концепция была законодательно введена в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ ≪Об охране окружающей среды≫. С точки зрения экономических методов регулирования охраны окружающей среды, важным положением Закона является отмеченная в нем необходимость предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, возобновимых (нетрадиционных) видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов и т.д. (статья 14). К сожалению, это конструктивное экономическое положение остается декларативным, так как стимулы и льготы за внедрение экологически приемлемых технологий фактически отсутствуют.

7.7 Устойчивое развитие и общество
Важнейшую роль в модернизации и обеспечении устойчивого развития должно сыграть гражданское общество. Это и распространение идей, и обеспечение поддержки и активного участия в их реализации, и, в конечном счете, делегирование власти обеспечения продвижения страны в этом направлении. Гражданское общество могло бы выступить в качестве инициатора процесса, который после проведения необходимых оценок и определения приоритетов действий мог бы продемонстрировать заинтересованность населения и делегировать власти обеспечение активного участия страны в продвижении мирового сообщества в направлении устойчивого развития. Прежде всего, это предполагает широкую просветительскую деятельность по распространению идей устойчивого развития. Сегодня не только широкие слои населения, но и многие лица, принимающие решения, имеют весьма смутные представления о том, что такое устойчивое развитие и почему его обеспечение является приоритетом мирового сообщества.
Успех реализации идей модернизации экономики, энергоэффективности, устойчивого развития зависит от активной позиции и личной заинтересованности каждого. Это определяет необходимость образовательной и просветительской деятельности, целенаправленной работы СМИ и работников культуры, социальной рекламы. Государство должно содействовать обеспечению повышения эколого-экономической культуры населения для реализации задачи повышения энергоэффективности и экоэффективности (включая практические меры сбережения воды, газа, электричества, обеспечения экологических требований при использовании личного транспорта, продовольствия, утилизации отходов и пр.). Необходимо незамедлительное обеспечение экологических знаний – предмет в школе и просвещение, обязательность освещения тематики в СМИ и определение обязательных лимитов для социальной рекламы. Большую роль здесь должны сыграть структуры гражданского общества, включая как массовые общественные организации, молодежные движения, так и профессиональные институты устойчивого развития (как институты общественной политики, работающие в контакте с общественными палатами). Развитие таких институтов как в центре, так и в регионах способствовало бы консолидации усилий экспертного сообщества и вовлечению гражданского общества для определения путей и реализации конкретных задач модернизации экономики для обеспечения устойчивого развития.

7.8 Выводы и рекомендации
Процесс модернизации должен позволить заложить основы для экологически устойчивого инновационного развития страны. Среди первоочередных мер, которые должны быть реализованы:
Разработать и принять Стратегию устойчивого развития страны.
Экономическая поддержка экологизации экономики и ≪зеленого роста≫, включая страхование, налоги, кредиты, субсидии, тарифы, пошлины и пр.
Использовать в качестве показателей развития не только ВВП/ВРП, а и показатели, учитывающие «цену» экономического роста для природы и человека. Это индикаторы устойчивого развития – показатели, отражающие истощение природных ресурсов и ущерб от загрязнения окружающей среды.
Поддержка бизнеса со стороны государства в посткризисных условиях должна сопровождаться обязательным соблюдением экологических требований, развитием «зеленого» производства и инноваций.
Следует отказаться от высокозатратных мегапроектов по использованию природных ресурсов с непредсказуемыми последствиями для природы и человека, форсирования разработки сложных новых месторождений.
Обеспечить радикальное улучшение использования природного сырья, повышение отдачи действующих месторождений, обновление оборудования, использование инноваций, «наилучших доступных технологий».
Обеспечить энергосбережение и использование возобновляемых источников энергии, углубление переработки сырья, в том числе и для экспорта.
Поддержка локальных инициатив устойчивого природопользования (инвестиционные проекты): устойчивое лесопользование (включая недревесные ресурсы леса), высокопродуктивное ≪экологически чистое≫ сельское хозяйство, традиционное природопользование, развитие экотуризма и др.
Необходима разносторонняя оценка природных ресурсов и услуг, развитие механизмов платежей за экосистемные услуги.
Широко использовать возможности взаимовыгодного сотрудничества с международным сообществом для повышения энергоэффективности, сокращения выбросов, перевоору жения производства и сохранения природного богатства.

Исследование экономической модернизации в научной литературе представлено на трех исторических уровнях: первые исследования были проведены в западной науке, отражающие специфику процесса, характеризующего динамику развития государства; последующие исследования связаны с работой Центра исследований модернизации Китайской академии наук, ученые которого, обобщив положительный опыт Запада, сформировали собственное видение экономической модернизации, воплощающееся в развитие Китая; третий уровень отражает степень развития исследований российской наукой, которая, анализируя китайскую экономическую модернизацию, делает попытку обосновать ее российский вариант.

Понятие «экономическая модернизация» представлено в научной литературе с учетом национальной особенности, т.к. каждое направление (западное, китайское, российское) вкладывает в его интерпретацию субъективное восприятие, отражающее реальный процесс в конкретном государстве.

Анализ феномена экономической модернизации представлен в научной литературе с точки зрения двух позиций. Первую можно объяснить как «внутреннюю», так как ученые анализируют природу и сущность экономической модернизации в своем государстве. Они представляют характеристику данного феномена, объясняя его с учетом национальных особенностей, социального своеобразия протекания экономической модернизации в собственной стране. В этом случае, можно предположить, речь может идти о модернизации экономики, которая предполагает (с учетом признаков) экономическую модернизацию страны.

Вторая позиция – «внешняя», которая ориентирована на анализ экономических преобразований (модернизация экономики, экономическая модернизация) в других странах. В этом случае авторы предлагают не только анализ феномена, но и его интерпретацию с учетом собственного (национального) отношения к процессу модернизации.

Анализируя понятие «экономическая модернизация», мы учитываем, что модернизация представляет собой процесс изменения свойств объекта в ходе его совершенствования. Модернизация вызвана необходимостью изменения объекта в соответствии с новыми социальными, политическими, экономическими, культурными условиями. В ее реализации заинтересовано, прежде всего, государство, поэтому субъектами модернизации выступают государство, общество, бизнес.

Если проанализировать ситуацию исследований модернизации и экономической модернизации в западной, китайской и российской науке, то мы получим следующие данные:

– конструирование западными авторами понятийного аппарата не является задачей их исследования. Поэтому основные положения при характеристике феномена, которые используют западные ученые, будут интерпретироваться в ходе нашей работы как составляющие элементы понятия «экономическая модернизация»;

– в китайской научной мысли исследованиями модернизации в целом и экономической в частности, занимается Центр исследований модернизации Китайской академии наук. Понятие «экономическая модернизация» в китайской научной литературе имеет свои жесткие основания, которые определены в «Обзорном докладе о модернизации в мире и в Китае»;

– в российской научной мысли становление данного понятия еще не завершено, что обуславливает различные интерпретации его смысла и содержания.

Таким образом, определенные позиции по данному разделу предполагают следующую логику его изложения. За «точку отсчета» мы берем трактовку «экономической модернизации» западными учеными, так как они начали данные исследования. Вторыми мы анализируем работы китайских ученых, так как они обобщили опыт своих предшественников, в заключении мы обращаемся к работам отечественных ученых, которые осмысливают и интерпретируют данный феномен не только с учетом научно-теоретической мировой базы, но и российского, китайского и западного опыта по модернизации экономики.

Более 30 лет исследования модернизации, экономической модернизации проводятся в рамках программы подготовки PhD в политическом центре университета Нью-Йорка (Political Science of the City University of New York), результаты которых представлены в журнале Политическая компаративистика. Стоит заметить, что данный центр занимается аналогичными исследования и непосредственно по Китаю. К ним можно отнести работы Джеймса Т. Майерса и Гордона Бенетта.

Работы Аны Мари Еванс, Зехры Ф.Арат посвященные экономической модернизации, раскрывают природу теории модернизации.

Аны Мари Еванс исходит из того, что теория модернизации направлена на прогрессивные общества, которые ориентированы на успех. Поэтому менее развитые страны, которые находятся на стадии традиционного общества, еще только должны будут пройти путь государственного строительства.

Следовательно, модернизация как понятие – это трансформация и переход от традиционного общества к прогрессивному.

Зехра Ф. Арат поддерживается позиции, что модернизация экономики невозможна без демократизации общества.

Ана Мари Еванс, Зехра Ф.Арат придерживаются мнения, что теория модернизации является порождением процесса глобализации. Благодаря эпохе высоких потреблений (как характеризуется глобализация) международные связи и отношения находят консенсус, который необходим для развития системы модернизации. При этом они замечают, что Китай «выбился» из данной теории, так как он не строит либерально-демократическое общество. Китай равняется на западную модель в экономическом плане, но не модернизируется на политическом и социальном уровне.

Таким образом, в работах Аны Мари Еванс, Зехры Ф.Арат определены следующие позиции, которые, по их мнению, раскрывают суть экономической модернизации:

Экономическая модернизация возможна в прогрессивных обществах,

Экономическая модернизация возможна в демократических обществах,

Экономическая модернизация протекает в условиях глобализации.

В исследовании европейских ученых Адама Прзеворски и Фернандо Папатерра Лимонди Нето отмечено, что европейские государства уже показали уровень развития экономики, который зависит от демократических режимов. Они отмечают, что политические режимы находятся в тесной взаимосвязи с уровнем экономического развития и демократическими процессами. Авторы проанализировали 135 стран в период между 1950 и 1990 гг. и доказали, что уровень экономического развития не повлиял на вероятность перехода к демократии, но богатство страны делает демократические режимы более стабильными. Это позволило авторам заключить в статье, что экономической модернизации не обязательно стремиться к демократизации общества, но процесс демократизации позволяет странам встать на путь модернизации.

Таким образом, Адам Прзеворски и Фернандо Папатерра Лимонди Нето для обоснования понятия «экономическая модернизация» вводят следующий тезис: демократические процессы способствуют экономической модернизации.

В публикации Джулиан Вучерпфенниг, Франциска Деутш представлено соотношение между социально-экономическим развитием и политической демократией. Авторы придерживаются концепции Липсета, основоположника теории модернизации, который утверждал еще в конце 50-х гг., что экономическая модернизация и политическая демократия взаимосвязаны между собой. Но в отличие от предшествующих авторов Джулиан Вучерпфенниг, Франциска Деутш считают, что именно для продвижения демократии необходима экономическая модернизация.

В Британской энциклопедии в отношении экономической модернизации сказано следующее. Экономический рост определяется следующими показателями: технологические изменения, создание рынка труда, концентрация рабочих в одной системе, появление нового социального типа – предпринимателя, которому отводится ключевая роль.

Опираясь на вышесказанное, мы отмечаем, что в западной научной мысли понимание экономической модернизации обусловлено следующими показателями: прогрессивное развитие демократического общества в условиях глобализации, сопровождающееся технологическими изменениями, созданием рынка труда, концентрацией рабочих в одной системе, появлением нового социального типа – предпринимателя, которому отводится ключевая роль.

Таким образом, понятие «экономическая модернизация» в западной научной мысли можно определить следующим образом.

Экономическая модернизация – это взаимообусловленность экономических и демократических процессов в обществе, способствующих совершенствованию технологических изменений, рынка труда, появлению новых социальных типов в системе государственного производства, ориентированного на глобализационное развитие.

Проблемы осмысления экономической модернизации являются одним из предметов исследований Центра исследования модернизации Китайской Академии наук. Результаты исследований ученых Центра были обобщены и представлены в ежегодных докладах, которые известны в России как «Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае».

С учетом национального мировосприятия в китайской научной мысли модернизация представлена как исторический процесс, в котором на смену традиционной экономики приходит современная экономика, традиционному обществу – современное общество, традиционной политике – современная политика, традиционной цивилизации – современная цивилизация и так далее.

На сайте Центра можно отметить, что сегодня китайские ученые занимаются исследованием следующего круга проблем, к которым относятся: теория модернизации, динамика модернизации, оценка вопроса модернизации, экономическое развитие, социальные изменения и политика, региональное развитие, модели модернизации, стратегия модернизации и др.

Ученые Центра определяют, что исследованиями экономической модернизации на всех уровнях занимаются следующие мировые специалисты:

На первом уровне ученые Америки (Ростоу, Кузнец, Сигел Шен, Келонг, Чинер), Европы (Гуннарссон, Шмитц), Азии (Ким Ён Хо, Чжан Хао, Хан Ян Янглонг, Чжан Шоу-Ронг, Чэнь Женгринг);

На втором уровне американские ученые (Дали);

На третьем ученые США (Махлуп, Порат) и Азии (сообщество Тайцзи-цюань, Ли Джингвен, Го Цян , Ван Джапинг , Чианджи т.д.).

Эта информация дает возможность понять, что исследования экономической модернизации находится в мире на начальном уровне.

В Китае исследования экономической модернизации связаны с обобщением исследований, представленных в Докладе 2005 г. «Экономическая модернизация».

Китайские ученые Центра исследования модернизации, анализируя, обобщая и комментируя результаты мировых исследований, отмечают, что экономическую модернизацию необходимо рассматривать как важный компонент, как опору модернизации в целом. Это обусловлено тем, что экономическая модернизация представлена как глобальная революция.

Если в отношении понятия «экономическая модернизация» сделаны конкретные выводы, то в отношении понятия «модернизация» в «Докладе» даны различные подходы и точки зрения. Если в «Докладе» отмечено, что модернизация представляет собой понятие многофункциональное, которое наделяется различными смыслами в зависимости от социального и экономического состояния той или другой страны, то в разделе «Соотношение между человеческой цивилизацией и модернизацией» модернизация представлена как общемировая тенденция и один из видов изменения в человеческой цивилизации.

В статье Хэ Чуаньци эта мысль уточняется тем, что модернизация представлена уже как мировой тренд.

Стоит заметить то, что, как указано в «Докладе», только китайские ученые могут понять ее суть, так как они воспринимают модернизацию с учетом китайской идентичности. Это обусловлено также и тем, что для Китая осуществление экономической модернизации является главной целью их политики.

Можно предположить, что Центр исследования модернизации Китайской академии наук сегодня является самым крупным мировым научным органом, деятельность которого посвящена модернизации. Занимаясь многие годы этим вопросом, Центр предложил свою классификацию мировых исследований.

Все мировые исследования по данной проблеме могут быть распределены по нескольким уровням. Первый уровень – исследования классической теории модернизации. Второй – современная теория модернизации. Третий – вторая теория модернизации. Каждый уровень исследований внутренне структурируется на такие направления как: общая теория, политическая модернизация, экономическая модернизация, культурная модернизация, комплексное сравнительное исследование и др.

Опираясь на данные Центра, можно предположить, что анализ процесса и понятия «экономическая модернизация» в научной литературе, – явление новое, порожденное научными исследованиями глобализации.

Учитывая природу экономической модернизации, ученые Центра определяют ее через следующие показатели, вокруг которых построено все последующее описание в «Докладе» экономической модернизации:

Экономический рост,

Индустриализация и интенсификация знаний,

Изменение мировых экономических границ,

Перемены в расположении международных экономических разрывах.

Необходимо остановиться в исследованиях китайских ученых и на таком моменте как соотношение экономической модернизации и науки. Цзинь Цзин, специалист Центра исследования модернизации отмечает, что она опирается на научно-технический прогресс, и значительно стимулирует развитие науки и техники.

Таким образом, подводя итог китайских исследований, стоит отметить следующее. Теория экономической модернизации в работах китайских ученых является подтверждением базовых положений «Обзорного доклада». Поэтому, если выделить доминирующие позиции, которые определяют суть понятия «экономическая модернизация», то это следующие.

Экономическая модернизация – это глобальная революция, сопровождающаяся экономическим рывком в развитии государства, влекущим за собой коренные изменения в экономической жизни общества, в сфере технологий, научных знаний.

Российский опыт осмысления феномена и теории экономической модернизации связан с исследованиями процессов глобализации и модернизации. Как отмечает А.В. Виноградов, исследование модернизации как формы социально-исторического движения предполагает характеристику западной цивилизации, как начала этого процесса, и китайской цивилизации – как завершение процесса модернизации.

А.В. Виноградов отмечает, что модернизация позволяет увидеть влияние внешней среды на внутреннее развитие, так как измерения модернизации (социально-политические, социально-экономические, социокультурные и пр.) позволяют рассматривать ее как часть глобализации. Поэтому А.В. Виноградов объясняет модернизацию как тип исторического развития, который может быть свойственен глобализации.

Как отмечает Е.А. Васильева, в переводе с английского языка модернизация – это осовременивание, поэтому как процесс характеризуется следующими признаками:

Переход от традиционного к современному обществу;

Эталоном модернизации являются динамично развивающиеся страны Запада;

Технологические, социальные и культурные процессы стран «третьего мира», направленные на достижение западного уровня развития.

Данная позиция может быть рассмотрена как альтернатива трактовке модернизации А.В. Виноградова, который выделяет ее как особый тип развития. Ученый считает, что модернизация не имеет четких границ между революционным и эволюционным периодом развития, так как это не смена одного состояния другим, а единый процесс, направленный на становление ценностей современного общества.

В.Г. Кандалиев анализирует модернизацию через группы процессов (духовно-нравственной модернизации, государственно-политической модернизации, социально-экономической модернизации и т.д.), что позволяет ему объяснить не виды процессов, а модернизацию в целом (так как он не вычленяет процессы в самостоятельные предметы изучения, а рассматривает их как одно целое – в рамках модернизации). В его понимании модернизация – это реформирование внутри цивилизационного пространства с целью придания ему характеристик, которые не были свойственны прошлому, но которые необходимы для будущего развития цивилизации.

Представляет интерес и позиция В.В. Коврыжко, которая отмечает, что экономическая модернизация делает оценку качества человеческого капитала, который характеризуется не только профессионально-квалификационным уровнем населения, но и совершенным экономическим сознанием, что позволяет определить человека как homo informaticus.

В.В. Коврыжко отмечает, что экономическая модернизация не может быть безликой и вслед за китайскими учеными пишет, что необходимо учитывать национальные особенности, исторические традиции, а также и менталитет, культуру, которые должны не только дополнять, но и содействовать модернизационным процессам.

Учитывая основные сферы жизнедеятельности человека, которые подвержены трансформации, модернизация представлена в работах российских ученых как социальная, культурная, политическая и экономическая. С учетом цели и задач исследования нам необходимо остановиться на экономической модернизации.

Экономическая модернизация как процесс, предполагает следующее:

Интенсификацию процесса, когда происходит замена рабочей силы техническими средствами;

Использование новейших технологий, что способствует увеличению роли сектора обслуживания над промышленным сектором;

Создание системы кластеров, способствующей экономической специализации;

Увеличение роли производства товаров для потребителей, так как спрос определяет производство;

Изменение системы производства, которая подвержена не только индустриализации, но и информатизации.

Учитывая, что содержательный компонент экономической модернизации предполагает модернизацию экономики, то необходимо отметить следующее.

Процесс модернизации экономики обусловлен экономическим отставанием государства, поэтому он предполагает формирование новой экономической модели общества, инновационные преобразования, что порождают в последующем качественные преобразования в обществе. Таким образом, модернизация экономики, порождает экономическую модернизацию общества. Отмечено, что экономическая модернизация характеризуется интенсификацией процесса кономического воспроизводства и ростом дифференциации труда, способствует превращению науки в экономическую силу и нацеливает на систему рационального управления производством и т.д.

Об экономической модернизации как комплексном явлении, было заявлено на 10-м круглом столе, прошедшем в марте 2015 г.в г. Москве, посвященном дискуссии о модернизации экономики России, которая уже с 2009 г. проходит под руководством членов правления Российского союза промышленников и предпринимателей. В ходе дискуссии было определено, что экономическая модернизация как явление включает и общество, и политическую систему.

Вышесказанное дает нам возможность определить суть понятия «экономическая модернизация» в трактовке российских ученых.

Экономическая модернизация – это тип исторического развития, способствующий переходу от традиционного к современному типу общества, характеризующемуся высоким уровнем технологического развития, обеспечивающего качество человеческого капитала.

Как уже нами было замечено, экономическая цивилизация имеет свое «лицо», то есть – национальную предопределенность, что нашло отражение и в характеристике понятия «экономическая модернизация». При этом различные научные направления сходятся в одном – экономическая модернизация характеризуется высоким технологическим, информационным уровнем развития общества.

В заключение, полагаем значимым остановиться на Меморандуме, который был принят в Пекине, в августе 2013 г. на Первом Международном Форуме Модернизации: «Модернизация и глобальные изменения», на котором присутствовали ученые из 12 стран (европейские, азиатские государства, включая Россию и США).

В Меморандуме отмечено, что модернизация как глубокое изменение цивилизаций включает в себя трансформацию от традиционного общества к современной политике, экономике, культуре, к рациональной защите окружающей природной среды. Она обеспечивает стремление к высокому качеству жизни, возможность человеческого творчества, внедрение технологических и инновационных систем в образование и науку.

В ходе работы Форума было принято решение, что для изучения процесса модернизации необходимо основать Международную ассоциацию Модернизации (IMA), регулярно проводить Международный Форум модернизации (МВФ), создать журнал по модернизации науки для открытого доступа (JMS).

  • China Center for modernization research. Chintse Academy of Sciences (Китайский Центр исследований модернизации. Китайская академия наук) http://www . modernization.com.cn/Ccmr10.htm
  • James T. Myers. China: Modernization and “Unhealthy Tendencies” Comparative Politics Vol. 21, No. 2 (Jan., 1989), pp 193-213; Gordon Bennett. Economy, Polity, and Reform in China Comparative Politics Vol. 18, No. 1(Oct., 1985), pp. 85-100
  • Julian Wucherpfennig, Franziska Deutsch. Modernization and Democracy: Theories and Evidence Revisited / Living Reviews in Democracy, Vol 1 (2009), рр.67-75
  • Modernization. URL: http://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&u=http://www . britannica.com/EBchecked/topic/387301/modernization/12021/Economic-change&prev= search
  • Бирюков В. Круглый стол «Россия, кризис и… перспективы модернизации экономики “>URL: http://www.krugozormagazine.com/show/Russia.2538.html
  • Васильева Е.А. Китайская модель модернизации в работах отечественных исследователей / Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-3.- С. 26-27
  • Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. – М., 2008. – С.24-25
  • Виноградов А.В. Китайская модель модернизации: диалектика революционного развития и стабильности [Электрон.ресурс] URL: http://www.intelros.ru/pdf/ps/02/11/pdf
  • Кандалиев В.Г. Модернизация: исследование на основе модели цивилизационного развития (на примере Китая) // Восточная аналитика. 2011. №2. – С.15
  • Коврыжко В.В. Экономическая модернизация трансформирующихся экономик / Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики) . 2010. Выпуск № 1. Том 1.- С.30-46
  • Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / Хэ Чуаньци, главн. /Пер.с англ.под общей редакцией Н.И. Лапина /Предисл. Н.И. Лапин, Г.А. Тосунян. М.: Издательство «Весь Мир», 2011- 118-133
  • Первый Международный Форум Модернизации: «Модернизация и глобальные изменения http://iph.ras.ru/forum_1.htm
  • Федотова В.Г. Новые тенденции в понимании модернизации // Новые исследования Тувы. 2009. № 1-2. – С.19-20
  • Хэ Чуаньци. Человеческая цивилизация и мировая модернизация / «Цивилизация и модернизация». Российско-китайская конф. «Цивилизация и модернизация», 29–31 мая 2012 г. / РАН, Ин-т философии; Редкол.: Н.И.Лапин, Чуаньци Хэ и др. – М.: ИФРАН, 2013. – С. 8
  • Цзинь Цзин. Научно-технические достижения и модернизация / «Цивилизация и модернизация». Российско-китайская конф. «Цивилизация и модернизация», 29–31 мая 2012 г. / РАН, Ин-т философии; Редкол.: Н.И.Лапин, Чуаньци Хэ и др. – М.: ИФРАН, 2013. – С.83
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Федоров Кирилл 740851/05

    Модернизация экономики России

    Последние 20 лет российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает центральный вопрос: как развиваться российскому обществу, экономике дальше?

    Как провозгласил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития.

    Если речь идёт о развитии производств, обеспечивающих продукты на внутренний и внешний рынки с высокой добавленной стоимости, причём производств, создающих эти продукты на базе современных технологий, то необходимо понимать, что решение такой задачи в сложившихся социально-экономических условиях потребует не только и не столько инноваций, сколько воссоздания отдельных видов производств и секторов хозяйства. Например, нанотехнологии, современную фотоэлектронику и реэнергетику невозможно развивать без должным образом развитой микроэлектроники и специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т.д. Поскольку электронная промышленность за период 1990-2008 гг. практически деградировала, то у этого инновационного направления, а именно, «нанотехнологического», подорвана база для развития. В частности, потребуются заводы по производству чистого кремния определённо перспективной мощности, которые нужно строить. А это и есть создание отдельных секторов и видов деятельности почти с нуля, либо восстановление отдельных производств, которые возможно восстановить.

    Модернизация экономики и общества – это вне всяких сомнений системная модернизация. Ставя задачу именно так, безусловно, признаётся де-факто низкая системная эффективность российской общественной системы (если изменений требуют практически все общественные подсистемы одновременно, то в наличии системный кризис общества) и низкий уровень жизни населения, дисфункция системы управления. Однако внесистемная постановка и отсутствие уточнения содержания такой модернизации, как и отсутствие её плана, подрывают возможность достижения необходимых результатов, да и собственно подрывают правильность понимания содержания модернизации.

    Обобщая, необходимо отметить, что в России существует яркая проблема правильной постановки задачи модернизации. Причём аспект культуры и нравственности здесь не стоит сбрасывать со счетов. Актуальными становятся следующие вопросы:

    1. Возможна ли модернизация за счёт сырьевого комплекса страны, если учесть, что эффективность нефтегазовой отрасли постоянно снижается, а инфляция издержек становится всё более регламентирующей функционирование этой отрасли, в том числе по причине технологической отсталости и отсутствия необходимого капитала?

    2. Насколько возможно модернизировать экономику, сохраняя задачу удвоения ВВП, и какой должны быть глубина модернизации? Кроме того, насколько адекватно провозглашение задач модернизации в условиях недостатка ликвидности и финансово-экономического кризиса, является ли модернизация этапным планированием преодоления кризиса и инерционных посткризисных явлений, а затем уже изменением хозяйственных пропорций и каков её алгоритм?

    3. Возможно ли модернизировать экономику при неправильной постановке целей модернизации и отсутствия понимания её содержания? Например, если структура национального богатства стран Запада такова, что 65% приходится на человеческий капитал, 15% - на природно-ресурсный и 20% - на физический, а для России всё с точностью наоборот, то есть 65% - на природно-ресурсный, 20% – на физический и 15% - на человеческий, то следует ли под модернизацией понимать изменение данного соотношения?

    4. Почему модернизацию экономики не рассматривать как структурную задачу формирования соответствующих хозяйственных пропорций? Ведь это требуется для рассмотрения проектировочной задачи, использования методов планирования и подбора необходимого инструментария, воздействующего на компоненты этой и предполагаемой (желательной) структуры.

    Только продвинувшись в части ответов на поставленные вопросы и поняв причины кризиса внутри самой экономической науки, можно подойти к созданию новой модели современного общественного развития, модифицируя неэффективную и изжившую себя капиталистическую форму общественного воспроизводства и социо-культурного развития.

    Понятие «ремонт» включает не только устранение неисправностей, но и поддержание эксплуатационных показателей объекта. Иными словами, ремонтные работы направлены на восстановление полноценного исполнения объектом своих функций.

    Термин «реконструкция» применяется исключительно в отношении объектов капитального строительства. Следовательно, невозможно произвести реконструкцию автомобиля или персонального компьютера. Реконструироваться может только здание или сооружение. Реконструкция подразумевает изменение параметров объекта. К реконструкции также относится улучшение качества инженерно-технического обеспечения, однако содержание данных работ в нормативных документах не разъясняется.

    Термин «модернизация» предполагает замену узлов, причем эти узлы должны быть исправны. Если заменяется неисправный узел, то такие работы являются не модернизацией, а ремонтом. Если же никакие узлы не заменяются, то такие работы являются дооборудованием.

    Таким образом, для правильного применения термина «модернизация» следует четко понимать, что означает замена исправной части: часть должна быть исправной до замены, но не обязательно должна оставаться такой после демонтажа.

    Модернизация экономики – это вид экономической деятельности, главной целью которого является развитие российской экономики до уровня развития западных стран. По сути, модернизация заключается в стремлении экономики России побороть отставание путем усовершенствования всех сфер экономики внутри страны.

    Модернизация экономики – понятие довольно общее, в различных научных трудах можно встретить разную расшифровку этого определения. Например, часто понятие модернизация встречается не как процесс, а как сам проект.

    Цели модернизации экономики

    Как вид экономической деятельности, модернизация экономики может иметь цели. Основными целями являются:

    • Формирование современной российской экономики – главная цель модернизации.
    • Обновление всех технически устаревших аспектов производства, развитие материальной базы производства.
    • Сокращение некоторых отраслей экономики.
    • Мощное развитие и поддержка некоторых отраслей, которые являются катализаторами общего экономического развития страны.

    Главной целью модернизации все же считается формирование правильной и современной экономики, все остальные цели являются сопутствующими.

    Механизм модернизации экономики, его понятия

    Интересным определением является часто встречающийся «механизм модернизации». Он вызывает интерес и с теоретической точки зрения, и в контексте общенаучных категорий. Он также имеет несколько значений, основным из которых считается следующий: механизм – это совокупность движущихся тел, которые тесно связаны друг с другом и постоянно соприкасаются. Это понятие актуально для деталей машин и прочего. Проведя параллель между общим определением модернизации и механизма, можно прийти к выводу, что механизм модернизации – это совокупность действий, направленных на непрерывное формирование современной экономики России, которые связаны между собой различными сферами деятельности. То есть, можно сказать, что эти действия являются основополагающими в разрезе ресурсов экономической деятельности.

    Многие ученые считают, что механизм модернизации представляет собой не что иное, как регулирование всех сфер экономики, отслеживание результатов и выработка управляющих воздействий.

    А.Ю. Чаленко считает, что необходимо ввести определенные понятия, которые будут отличать тот самый механизм от других процессов. Поэтому отличительными особенностями механизма модернизации экономики России являются:

    • Данный механизм не может существовать без процесса, он является основополагающей всех процессных механизмов и является его составной частью.
    • Механизм не может сам регулировать свои процессы, так как направлен лишь на выполнение определенных функций, следуя указаниям, он находится в ожидании управления.
    • Соединенный с управлением механизм – содержание всего процесса.

    Есть и другие, более углубленные, формулировки понятия механизма, одна из таких формулировок полагает, что механизм – есть нечто среднее между тремя стадиями:

    1) Посылка субъектом в центр сообщений.

    2) Вычисление центром данных сообщений и построение логических выводов и результатов вычислений.

    3) Объявление центром имеющихся результатов.

    Но это понятие слишком общее для механизма модернизации.

    Модернизация российской экономики и ее механизм – сложное явление, тем самым она вызывает множество споров, критик и размышлений у великих умов человечества. Разносторонность понятий влияет на появление массы теорий, различных точек зрения и объяснений. Модернизация и заинтересовала не только представителей экономических сфер науки, но притянула других ученых из других отраслей. Львиную долю исследований и большую инициативу проявляют юристы. Их труды посвящены именно регулированию процессов механизма и влиянию их на развитие общеполитических понятий.

    Промежуточные выводы о модернизации как понятии

    Можно на этом этапе провести тонкую черту и подвести небольшой итог. Можно твердо утверждать, что:

    1) Разносторонность и многоаспектность механизма модернизации порождает массу теорий об определении данного понятия, среди которых выделяют общие:

    • Способ функционирования всей .
    • Совокупность регулирующих и воздействующих факторов на развитие экономики России.
    • Элемент экономического механизма.
    • Саморегулирование действующих субъектов экономической сферы и регулирование функций государства.

    2) При наличии такого спектра имеющихся определений, модернизация и развитие экономики не должны путаться с иными понятиями. Нельзя совмещать понятия технического характера или хозяйственного с развитием экономических функций государства.

    3) Модернизация российской экономики сравнивается с процессом игры. Данное сравнение крайне неудачное и не может объяснить всю суть выполняемых действий на пути к развитию экономики страны. Игра, точнее форма игры, - довольно абстрактное понятие, которое не может описать все цели и средства модернизации.

    4) Экономический механизм – есть способ функционирования экономической деятельностью. Данное понятие олицетворяет движение и выполнение различных функций. А.Ю. Чаленко правильно и корректно описывает определение механизма, ведь он не имеет собственного управления, а лишь является составной частью процесса. Он будто находится в «обездвиженном» состоянии и не может выполнять все свои задачи, контролирую весь процесс.

    5) Модернизация экономики России имеет множество видов механизмов, включая экономические, политические, социальные, юридические и другие. Но есть нюанс – все эти сферы необходимо разделять на две основные категории – базисные и надстроечные механизмы. Экономический механизм определенно является базисным. Правовые средства играют важнейшую роль в управлении процессом механизма, то есть являются его катализатором. Экономический механизм не может существовать без процесса, поэтому является внутренней системой, устройством, определяющим порядок функционирования экономической деятельности.

    Инновации и модернизация экономики

    Многие ученые предполагают, что можно сравнивать модернизацию экономической системы России с понятием «инновации». И.В.Макарова предполагает, что данное определение более схоже с понятие модернизации и является синонимом к нему.

    Такая интерпретация выглядит не достаточно убедительно, так как инновационные средства относятся больше к целям модернизации, а не к определению самого общего понятии. То есть инновации – это средства, позволяющие экономическим показателям расти, это необходимый базовый элемент для достижения главной общей цели – модернизации.

    Модернизация экономики России больше определяется как средство, поэтому можно сказать, что средство управления экономической сферой деятельности страны является инструментом, то есть способом экономического воздействия на отношения в сфере предпринимательства.

    Виды средств экономического механизма

    Все средства делятся на две группы: правовые и не правовые.

    К не правовым можно отнести экономические, политические и организационно-технологические средства. С правовыми следует разобраться более детально, так как они имеют несколько уровней определения и являются предметом оживленных дискуссий. Во-первых, можно утверждать, что правовые средства охватывают нормы права, индивидуальные правовые акты. Во-вторых, стадия реализации права. И, в-третьих, правовые средства выражаются во всех сферах деятельности, где присутствуют процессы взаимодействия норм права и из реализация. То есть, правовые средства являются общим, собирательным понятием, которое может определяться в зависимости от обстоятельств.

    Следует обратить внимание на роль определения «средство» во многих научных работах в сфере экономики. Оно имеет множество классификаций и объяснений, поэтому может иметь несколько определений. В общем межотраслевом экономико-правовом подходе определение «средство» нужно следить за целью использования данного понятия, так как оно является своеобразным инструментом унификации. Собирательное значение приводит к различным спорам и появлению новых определений, то есть усложнению процесса познания экономической отрасли. Модернизация экономики требует тщательного и подробного изучения.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Конец XX - начало XXI века ознаменовалось вступлением в фазу глобализации.

    Оказавшись в ситуации исторического выбора, Россия в очередной раз попыталась встать на пути догоняющей модернизации, перенести на российскую почву западные цивилизационно-культурные ценности и институты, выстроить экономику, рынок по либеральным классическим образцам.

    Россия нуждается в аутентичном (самотождественном) модернизационном проекте, который в сжатые исторические сроки сможет реализовать незавершенные цели обновления. Сложившаяся ситуация заставляет задуматься о выборе новых подходов к развитию экономики страны, регионов, компаний. Проект модернизации России - это не сугубо национальный проект развития одной отдельно взятой страны; это общезначимая модель, альтернатива развития, позволяющие России оставаться на уровне мировых процессов и мировой компетентности.

    Понятием «модернизация» экономики означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития.

    Речь идет, во-первых, об освоении производства продуктов современного технологического уровня в масштабах, позволяющих российским компаниям занять достойные позиции на мировых рынках.

    Во-вторых, это обновление производственного аппарата, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные.

    В-третьих, это органическое включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику, скорейшее использование всех важных нововведений, в том числе новинок в области организации и управления.

    В-четвертых, это переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение и перевоспитание людей, если хотите, усвоение иного образа мышления, соответствующего требованиям времени.

    В-пятых, это осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Это предполагает повышение в ВВП и экспорте доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов новой информационной экономики, уход от однобокой сырьевой ориентации экспорта.

    Анализируя степень изученности данной темы в литературе можно отметить работы А.С.Панарина, В.Г.Федотовой, В.И.Толстых, С.Е.Кургиняна, А.Дугина. Критика модели догоняющей модернизации слева осуществлена группой авторов, объединившихся вокруг журнала “Альтернативы” и реализовавших исследовательский проект под названием “Россия в конце ХХ века. Итоги и перспективы модернизации”, в котором проблемы модернизации российского общества рассмотрены и, в том числе, с точки зрения левых альтернатив развития. Однако, несмотря на более комплексную и углубленную проработку вопроса в очередном программном документе реформаторов, ряд принципиальных вопросов модернизационного проекта остается за кадром.

    Поэтому целью данной работы является рассмотрение сущности процесса модернизации экономики РФ, рассмотрение путей повышения и становление конкурентоспособных отраслей.

    Подводя итоги, можно сказать, что российская экономика находится в процессе сложных институциональных преобразований, затрагивающих экономические и социальные шлемы всех уровней. На макроуровне наметился подъем экономики, сопровождающийся улучшением основных социально-экономических показателей. Однако остаются нерешенными главные проблемы, в том числе перекос отраслевой структуры, ориентированной на производство низкотехнологичной и ресурсоемкой продукции, сырьевая направленность экспорта и возрастающая зависимость от импорта, неустойчивость финансовой системы, невостребованность человеческого капитала, существенное сокращение доли национальной экономики в мировом ВВП. Схожие проблемы наблюдаются на мезоуровне в регионах. Улучшение финансовых показателей большинства российских компаний, в первую очередь, повышение капитализации фондового рынка как индикатора финансовой эффективности, пока не свидетельствует о значительном повышении конкурентоспособности российской экономики.

    Модель экономического развития страны закладывает догоняющий тип модернизации и постоянное отставание структурной адаптации от требований глобальной модернизации. Поддерживается тенденция к усилению зависимого развития российской экономики. Но как свидетельствует анализ новейших процессов, протекающих в российской экономике в последние два года, особенно эволюция нерыночного сектора, показывает, что сегодня мы находимся в заметно более высокой степени готовности к модернизации, к приему масштабных инвестиций, чем всего два года назад. Во всяком случае, предприятия, научившиеся сводить концы с концами без бартера и денежных суррогатов, становятся более прозрачны и привлекательны для инвесторов. Это важнейший факт, заслуживающий общего внимания.

    Системные изъяны экономической модели сохраняются. Она поддерживает стагфляционный и устойчиво ресурсоемкий тип развития, не стимулирует сокращение ресурсоемкости. Существующий отрыв финансового хозяйства от реальной экономики и социальной сферы, привязка денежной системы к доллару, высокая ставка рефинансирования, дорогие кредит повышенная рентабельность финансовых операций, утечка капитала, отсутствие прозрачности акционерного капитала и многие другие элементы создают дефицит инвестиционных средств на инновационную деятельность и модернизацию промышленности. Экономические реформы, взятые в целом, демонстрируют явную незавершенность в двух направлениях: во-первых, сохраняется закрытость и непрозрачность внутреннего функционирования государства и предпринимательства в рыночной среде, а во-вторых, отсутствуют правила и нормы взаимодействия этих главных систем в конкурентной среде.

    Но модернизация как таковая находится в самом начале и во многом только определяет свои пути. Обычно выделяют два главных альтернативных пути модернизации:

    1) модернизация сверху;

    2) модернизация снизу.

    Следует отметить, что если модернизации сверху свойственно вызывать иллюзии относительно возможностей авторитарной власти преобразовать действительность в должном направлении, то модернизация снизу скорее вызывает сомнения, Особенно велики эти сомнения для российского привычно тоталитарного сознания. И в этом опасность: рефлексы раз за разом толкают власти и множество людей, которые их поддерживают, к «решительным» действиям, вольно или невольно подавляющим частную инициативу, возрождающим страх граждан перед государством.

    Еще одна особенность выбора пути модернизации - его однозначность: одно или другое. Среднего пути нет. Хотя, казалось бы, мудрость состоит в том, чтобы выбрать золотую середину, избежать крайностей, И в практической политике неизбежно применение смешанной стратегии. Решения должны выбираться из прагматических соображений, а не в угоду надуманным схемам. Но должно быть ясно и то, что добиться успеха позволит только принципиальная политика, ясная для всех.

    Ситуация сложилась таким образом, что здесь и сейчас, в России начала XXI века успешную модернизацию можно осуществить только снизу.

    Центральным вопросом для успешного завершения российским обществом переходного периода в сложнейших условиях современного мира является преодоление исторически неблагоприятной традиции в соотношении государство - реформы - общество. На современном этапе среди общих факторов роста экономических систем всех уровней особое значение приобретает человеческий капитал, повышение конкурентоспособности и инновационное развитие. Эти факторы развития со временем могут менять свою значимость, и возможно на каком-то этапе приоритетными окажутся экология и энергосбережение, однако их оптимальное сочетание можно определить только из согласованных целей развития. Однако критерии экономического роста не должны сводиться только к одному показателю - росту ВВП на душу населения, но и включать качество и удовлетворенность жизнью людей, а также состояние окружающей среды.

    Повышение конкурентоспособности большинства видов продукции предполагает масштабный перелив капитала с валютного и финансового рынков, из сферы торгово-посреднических операций в производственный сектор.

    Государство обязано честно и прозрачно сформулировать параметры конкурентной среды - рамочные условия для развития и работы бизнеса, обеспечить их стабильность и точную настройку (подразумеваются основные параметры налоговой, денежной, кредитной, контрактной, закупочной, трудовой, инновационной, инвестиционной политики и т.п.).

    Более эффективное включение России в систему мирохозяйственных связей возможно при условии ориентации макроэкономического регулирования на перестройку структуры и повышение конкурентоспособности отечественного производства, концентрации усилий в управлении предприятиями на выпуске продукции, которая была бы сопоставима с зарубежными аналогами по качеству, ценам и издержкам производства.

    Для обеспечения защиты и поддержки национальною производства следовало бы использовать весь спектр инструментов, распространенных в мировой практике и предусмотренных российским законодательством: импортный тариф и налогообложение импортных товаров, антидемпинговые и компенсационные пошлины, квотирование и лицензирование ввоза и вывоза, технические барьеры в торговле, валютные ограничения и целый ряд других.

    Ролевые функции государства в социальной и экономической сферах нельзя ослаблять. Государство, бесспорно, должно повышать свою эффективность, но и сокращение его функций и экономического потенциала не может осуществляться механически со ссылкой на мировой опыт, в котором просматриваются потери одних - слабых государств к выгоде других.

    Не утрачивая своей сущности, российское государство не может не выполнять, по крайней мере, следующие основные функции: утверждение единообразных основ законности на всей территории страны, поддержание гражданскою мира, обеспечение интеллектуального воспроизводства общества через соответствующую систему воспитания, образования, просвещения и научных исследований; создание рамочных условий для повышения благосостояния, экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности населения; повышение конкурентоспособности экономики и защита интересов в международных организациях, защита окружающей среды, обеспечение внешней безопасности и суверенитета.

    Россия может уверенно модернизировать свою - экономику. Для этого она располагает достаточными ресурсами, потенциалом и обширным внутренним рынком.

    Подобные документы

      Суть и составляющие процесса модернизации, его особенности и проблемы в России. Иностранный капитал - источник денег для страны. Идея специального фонда для привлечения зарубежных инвестиций. Инфраструктурные проекты. Модернизация человеческого капитала.

      курсовая работа , добавлен 26.04.2012

      Суть и составляющие процесса модернизации. Деньги для модернизации и роль государства в ней. Эндогенная, эндогенно-экзогенная и экзогенная модернизация. Структура российского экспорта и импорта. Участие банков в финансировании российской модернизации.

      курсовая работа , добавлен 27.04.2012

      Опыт зарубежных стран по модернизации экономического развития и его адаптация к России. Сущность понятия "модернизация экономики", основные стратегии развития инновационных процессов. Пути повышения конкурентоспособности экономической системы России.

      доклад , добавлен 02.02.2015

      Состояние и проблемы промышленного развития. Промышленность как одна из ведущих отраслей экономики, образующая фундамент научно-технической трансформации и развития, социального прогресса общества. Приоритетные направления модернизации промышленности.

      контрольная работа , добавлен 14.09.2010

      Теория модернизации экономики. Факторы, способствовавшие возникновению теории модернизации. Теория позднего модерна Э. Гидденса. Основные черты, определяющие характер современного общества по Гидденсу. Анализ авиастроительной отрасли, пути модернизации.

      реферат , добавлен 26.11.2010

      Сущность, этапы и история модернизации государственной жизни. Этапы трансформации экономики Российской Федерации, направления ее современного преобразования. Проект "Роснано" и центр Сколково как составляющие части российской инновационной политики.

      курсовая работа , добавлен 09.10.2013

      Основные стратегические направления и приоритеты индустриально-инновационной модернизации экономики Республики Казахстан. Принципы региональной политики. Характеристика внешнеэкономической деятельности предприятия: стратегия, сущность, роль и значение.

      курсовая работа , добавлен 09.02.2014

      Возможности и перспективы экономического роста в России, ее место в мировой экономике. Проблема качества развития, темпы и тенденции экономического роста, модернизация экономики как главный фактор роста, контуры и особенности стратегии развития.

      курсовая работа , добавлен 08.01.2011

      Исследование теорий модернизации экономики. Изучение современного состояния авиастроительной отрасли Российской Федерации. Цели государства по отношению к авиационной промышленности. Развитие продуктового ряда российского авиастроительного комплекса.

      реферат , добавлен 21.01.2015

      Понятие и сущность модернизации экономики. Потенциал и перспективы экономического развития СФО. Анализ и пути повышения инвестиционной привлекательности Сибирского Федерального Округа. Рекомендации по увеличению инвестиционной привлекательности регионов.