На основе чего ведется налоговый учет. Способы организации налогового учета

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Принципы организации налогового учета:

Имущественной обособленности предприятия - Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские и иностранные организации (ст.246).

Периодичности - Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (ст.285).

Денежного измерителя - Налоговая база по налогу на прибыль представляет собой денежное выражение прибыли (п.1 ст.274).

После-довательности применения - Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313).

Непрерывности - Объекты учета отражаются в налоговом регистре непрерывно в хронологическом порядке (ст. 314).

Начислений (временной определенности фактов хозяйственной деятельности) - Для большинства налогоплательщиков, занимающихся производственной деятельностью (ст.ст.271, 272), доходы (расходы) признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактической оплаты.

Соотнесения доходов и расходов - Если связь между доходами и расходами не может быть определена четко, доходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (п.2 ст.271). Расходы признаются в том периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (п.1 ст.272).

Документального подтверждения - Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, регистры аналитического учета и расчет налоговой базы (абз.9 ст.313).

Модели организации налогового учета.

В первой модели предусмотрено использование бухгалтерской информационной системы без каких-либо корректировок. Ее примером применительно к налоговой системе РФ служит порядок исчисления налога на имущество юридических лиц. Вторая модель - смешанный налоговый учет - предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских показателей. К этой модели взаимодействия налогового и бухгалтерского учета относился с 1995 г. по 01.01.02 порядок исчисления налога на прибыль. Третья модель - специальный налоговый учет - предполагает расчет налоговой базы без участия показателей бухгалтерского учета и имеет следующие объективные основания: отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета у налогоплательщика вообще либо отсутствие необходимости ведения бухгалтерского учета для целей исчисления конкретного налога, т.е. используется исключительно в случаях, когда бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов, подлежащих взносу в бюджет.

Способы ведения налогового учета.

Ведение налогового учета возможно двумя способами:

1. Создание автономной системы налогового учета, не связанной с бухгалтерским. При этом каждая хозяйственная операция отражается в соответствии регистра налогового учета. Использование такой системы приводит к значительному увеличению расходов на ведение учета, поскольку одни и те же операции будут финансироваться дважды в налоговом и бухгалтерском учете.

2. Создание системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета. Этот способ ведения налогового учета менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он полностью согласован с принципами ведения налогового учета и в тех случаях, когда правила бухгалтерского и налогового учета совпадают. Исчисление налоговой базы можно проводить на основе данных бухгалтерского учета. Для разработки такой системы необходимо:

а) определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета совпадают с правилами налогового учета, по которым правила бухгалтерского учета различны, выделив объекты налогового учета;

б) разработать порядок использования данных бухгалтерского учета для целей налогового учета;

в) разработать формы аналитических регистров налогового учета, выделенных объектов налогового учета;

г) определить объекты раздельного налогового учета для налогоплательщика, применение специального налогового режима и в других случаях.

Каждое предприятие обязано вести бухгалтерский и налоговый учет. Такое требование обуславливается введенной с 1 января 2002 г. главой 25 НК. Рассмотрим далее, как осуществляется налоговый учет в организации.

Классификация

Согласно законодательству, действующему сегодня, налоговый учет в организации может вестись:

  1. Автономно.
  2. Интегрированно.

Первый способ предполагает необходимость формирования специальной службы. На нее возлагается выполнение всех задач, касающихся налогообложения. К ним в том числе относят вопросы по определению финансовой политики и взаимодействию с контрольными инстанциями. Специалисты этой службы координируют все денежные операции предприятия. Поскольку в их функции входит налоговый учет, основное требование к служащим этого отдела состоит в наличии соответствующего опыта и знаний. При этом они могут не разбираться в тонкостях ПБУ, отражения информации на счетах, не знать правил двойной записи и пр.

Сотрудники службы должны знать, что собой представляют регистры налогового учета, как они формируются. Для обеспечения реализации возложенных на них задач на предприятии должны присутствовать дополнительные экземпляры первичной документации. Автономный вариант ведения отчетности также предполагает установление взаимосвязи между налоговым и бухгалтерским учетом, внутреннего контроля тождественности сведений, отраженных в них. Это, в свою очередь, потребует дополнительных расходов. Второй вариант предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета. Этот способ ведения финансовых дел используется большинством предприятий. При этом варианте формирование регистров налогового учета осуществляется сотрудниками бухгалтерии.

Проблема выбора

Рассматривая тот или иной вариант ведения учета, руководство организации должно принимать во внимание финансовые возможности предприятия. Однако значение будут иметь не только они, но и прочие существенные факторы. К ним, например, относят:

  1. Отраслевую принадлежность.
  2. Организационную структуру компании.
  3. Наличие внешних и внутренних пользователей информации.
  4. Специфику работы предприятия.
  5. Уровень автоматизации и объем потоков информации между подразделениями.
  6. Состояние системы бухучета, внешнего и внутреннего контроля.

Финансовая политика

Она необходима каждому предприятию. Учетная политика представляет собой комплекс способов ведения учета хозяйственных операций, имущества, расходов и доходов. Она необходима для формирования достоверных сведений о прибыли предприятия в декларации. Финансовая политика должна отражать подходы компании к решению таких вопросов, как:


Ключевые аспекты

Чтобы вести налоговый учет налогов, необходимо установить и обосновать методические и технические направления этой деятельности. В частности, должны предусматриваться следующие аспекты:

  1. Порядок организации учета.
  2. Принципы и правила отчетности по всем видам деятельности, которые осуществляет хозяйствующий субъект.
  3. Формы регистров.
  4. Технология обработки данных.
  5. Методы ведения учета.

Разъяснения

К финансовой политике прилагаются аналитические регистры, имеющие определенную форму. В них в обязательном порядке указываются такие реквизиты, как:

  1. Название.
  2. Период, за который составляется документ.
  3. Измерители операции.
  4. Название действия.
  5. Подпись ответственного за оформление документа лица.

Разработанная и принятая финансовая политика предприятия утверждается приказом директора. Налоговый учет налогов должен вестись только теми способами, которые выбрало предприятие. Они используются последовательно от одного периода к другому. В финансовую политику могут вноситься корректировки, если имели место изменения:


Доходы и затраты

С 1 января 2002 г. предприятия должны аккумулировать информацию о поступлениях от продажи продукции, реализации работ/услуг, имущественных прав и материальных ценностей, а также внереализационной прибыли. Аналогично обобщаются и расходы в налоговом учете. Согласно положениям гл. 25 НК, предприятие может самостоятельно классифицировать поступления и траты от:

  1. Сдачи в аренду/субаренду имущества.
  2. Предоставления прав на продукты интеллектуальной деятельности в пользование.

Налоговый учет относит эти поступления и затраты к внереализационным. При предоставлении интеллектуальной собственности и имущества во владение на время или постоянное пользование за плату, они включаются в реализационные доходы и издержки.

Признание убытков

По ст. 283 НК, хозяйствующий субъект может вести налоговый учет потерь не только в текущем, но и в будущих периодах. Это позволяет сгладить ряд противоречий в отчетной документации. Данное положение особенно актуально для тех предприятий, которые в соответствии с налоговой отчетностью понесли убыток, а по бухгалтерским документам – прибыль.

Перенос потерь

Он осуществляется при соблюдении следующих условий:

  1. Сумма убытка не должна быть выше 30% от базы по налогу на доход.
  2. Переносить убыток допускается в течение не больше 10 л.

Предприятие, которое несет потери более чем в одном периоде, относит их на будущее по очередности получения, то есть после покрытия соответствующих затрат.

Амортизационные начисления

Они осуществляются линейным либо нелинейным методом. Предприятие выбирает наиболее подходящий вариант начисления и закрепляет его в учетной политике. При расчете амортизации по основным средствам могут использоваться коэффициенты – понижающие либо повышающие. Последние устанавливаются в отношении ОС:

  1. Эксплуатируемых в условиях повышенной сменности или в агрессивной среде.
  2. Выступающих в качестве предмета соглашения финансового лизинга.

Понижающие коэффициенты могут применяться к любому амортизируемому имуществу, перечень которого утвержден руководством компании.

Создание резервов

Налоговый учет предполагает равномерное включение будущих издержек в затраты предприятия. Для этого формируются резервы по:

  1. Сомнительной задолженности.
  2. Гарантийному ремонту и обслуживанию.

Сомнительной признается дебиторская задолженность, непогашенная в срок, установленный в договоре, и не обеспеченная гарантией банка, залогом, поручительством. В процессе принятия решения о формировании резерва, следует четко понимать различия между правилами, по которым предприятие ведет налоговый учет, и ПБУ. В случае возникновения сомнительного долга меньше чем за 45 дн. до завершения предыдущего периода, запас не формируется. Суммы отчислений, осуществляемых в резервы, входят во внереализационные расходы только у тех предприятий, которые используют метод начисления. Запас формируется по каждому долгу в соответствии с результатами инвентаризации. Размер отчислений должен равняться:


Резервы, использованные предприятием не полностью, могут переноситься на следующий период. Сумма вновь сформированных запасов должна корректироваться на величину остатка следующим образом:

  1. Положительная разница, образовавшаяся между остатком предыдущего резерва и новым запасом включается во внереализационные доходы прошлого периода.
  2. Отрицательная разница относится равномерно на внереализационные расходы.

Списание товаров и материалов

Величина расходов может устанавливаться путем оценки:

  1. Себестоимости 1 ед. запасов.
  2. Средней начальной цены.
  3. Затрат на первые по времени приобретенные объекты (метод ФИФО).
  4. Себестоимости последних купленных товаров/материалов (метод ЛИФО).

Периодичность выплаты отчислений с прибыли

Общая сумма налога устанавливается по завершении календарного года. На протяжении этого периода в бюджет вносятся авансовые платежи. Периодичность отчисления устанавливается предприятием и фиксируется в учетной политике. Ст. 286 НК предусматривает два способа внесения платежей:

  1. Поквартально.
  2. Ежемесячно.

Первый вариант должны использовать:

Ежемесячные авансы рассчитываются в соответствии со ставками налога и величины дохода, полученного с начала месяца до его завершения, с учетом ранее начисленных сумм.

Постановка на учет в налоговом органе

Она является обязательной для всех хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность. При этом не имеет значения наличие обстоятельств, с которыми законодательство связывает возникновение обязательства вести налоговый учет и отчислять обязательные платежи в бюджет. Регистрация плательщиков производится:

  1. По адресу нахождения предприятия или обособленных подразделений.
  2. По месту проживания физлица.
  3. По адресу расположения транспортных средств или имущества, являющихся объектами обложения и принадлежащих гражданам или юрлицам.

Важный момент

Постановка на налоговый учет предприятия, в составе которого присутствуют обособленные подразделения, находящиеся в пределах РФ, а также имеющего недвижимые объекты, подлежащие обложению, осуществляется как в ФНС по адресу своего расположения, нахождения своих филиалов и принадлежащего ему имущества.

Документы

Учет налогов в налоговых органах производится только в отношении лиц, сведения о которых внесены в Единый реестр. Для этого субъекту необходимо предоставить:

  1. Св-во о госрегистрации.
  2. Учредительные и прочие документы, которые необходимы для регистрации.
  3. Бумаг, подтверждающие формирование представительств и филиалов.
  4. Заявление.

Контрольная инстанция обязана поставить субъекта на учет в пятидневный срок. В этот же период ИФНС выдает соответствующее уведомление.

«Налоги» – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.

А ведь первоначально налоги называли «auxilia» (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось всё больше и больше денег, и налоги, из временного, превратились в постоянный источник государственных доходов.

И вот, со времени появления налогов, проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнёт был минимальным и не губил интереса к предпринимательству.

Один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов является налог на прибыль. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

Поэтому цель работы заключается в исследовании по налогообложению прибыли.


Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по определенному налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в установленном порядке.

В организациях должна быть установлена единая система ведения налогового учета. Ее целью является установление единых принципов и подходов к организации системы налогового учета в организации с целью правильного и точного исчисления налогов, сборов, других обязательных платежей, их удержание и внесение в установленные законодательством сроки в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

Основными задачами системы организации налогового учета являются:

определение общих принципов разделения полномочий и ответственности налоговых и учетных служб на каждом уровне управления (по вертикали) и внутри каждого уровня управления (по горизонтали);

создание единой системы внутрифирменных документов, регламентирующих деятельность налоговых и учетных служб в системе ведения налогового учета организации.

Такими документами могут являться:

Положения о налоговых и учетных службах;

учетная политика в целях налогообложения;

различного рода внутренние инструкции и положения, составленные на основании действующего налогового законодательства, но с учетом специфики деятельности предприятия.

Следует отметить, что система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Это означает, что данная система должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. При этом порядок ведения налогового учета устанавливается организациями торговли и общепита в своей учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Изменение порядка налогового учета отдельных хозяйственных операций или объектов может осуществляться предприятием как в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета, так и по своему желанию (в установленных налоговым законодательством пределах). Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Изменения учетной политики для целей налогообложения также следует утвердить приказом (или распоряжением) руководителя организации.

Структура учетной политики в целях налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения может быть сформирована как в виде отдельно утвержденного документа, так и в виде раздела общей учетной политики предприятия, принимаемой и для бухгалтерского учета, и в целях налогообложения. Поскольку обязательность принятия отдельного положения налоговым законодательством не регламентирована, организации торговли и общепита могут самостоятельно выбирать порядок ее утверждения.

В части построения учетной политики для целей налогообложения каких-либо рекомендаций налоговых или иных органов не существует. Есть только отдельные положения налогового законодательства (касающиеся налога на прибыль и НДС), подлежащие отражению в этом документе.

Ниже предлагается примерная форма построения такой учетной политики, включающая в себя три основных раздела:

1) организационные моменты налогового учета в организации;

2) методы и способы налогообложения;

3) налоговые учетные регистры.

Рассмотрим особенности формирования каждого из указанных разделов.

Организационные моменты налогового учета

Этот раздел целесообразно начать с общих принципов построения налогового учета в организациях торговли или общественного питания.

Поскольку такой учет осуществляется на всех уровнях управления предприятием, то ведение такой работы может быть возложено либо на бухгалтерию организации (в частности, ее отдел, отвечающий за процесс налогообложения данного предприятия), либо на специально созданное в организации налоговое управление (отдел, службу), входящее в структуру организации в качестве отдельного подразделения. Данный момент должен быть обязательно отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Также возможно отражение в учетной политике отраслевых особенностей предприятия, которые могут оказать влияние на построение налогового учета.

Если организация имеет территориально обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства), которые наделены функциями расчета и уплаты налогов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, необходимо определить сроки представления данных расчетов налоговым органам по месту нахождения филиала (представительства), а также головному подразделению для ведения налогового учета в целом по предприятию.

Естественно, необходимо также предусмотреть правила утверждения самой учетной политики в целях налогообложения (кто утверждает, сроки принятия учетной политики на отчетный год, каким образом данный документ формируется: в составе общей учетной политики предприятия или отдельным положением и т.п.), порядок внесения в нее изменений.

Если организация относится к субъектам малого предпринимательства либо перешла на упрощенную систему налогообложения, то данный факт также следует отразить в учетной политике для целей налогообложения, так как для таких предприятий существуют некоторые особенности налогового учета и налогообложения.

Правила и способы налогообложения

В данном разделе отражаются правила и способы (методы) ведения налогового учета.

Правила ведения налогового учета касаются случаев, когда законодательными или нормативными документами не предусматривается вариантность ведения учета, но допускается детализация и конкретизация порядка учета самой организацией. Соответственно в учетной политике отражаются только такие моменты (правила), которые имеют некоторые специфические особенности налогового учета (налогообложения).

Под способами ведения налогового учета подразумевается тот факт, что законодательными или нормативными документами предусмотрена вариантность применения отдельных принципов налогообложения. В этом случае организация самостоятельно выбирает один из возможных вариантов (способов, методов).

Ниже приводится примерный перечень позиций, который следует отразить в учетной политике организаций торговли и общественного питания для целей налогообложения в разрезе отдельных налогов.

1.1 Исходные данные

1.1 Выписка из Устава организации

1. ЗАО «Домино» зарегистрировано 20.04.2002 г. Учредителями организации являются ООО «Кедр» и ЗАО «Климат».

2. Величина Уставного капитала составляет 10 000 р. и формируется путем размещения обыкновенных акций Общества номинальной стоимостью 10 р.

3. Доля ООО «Кедр» в Уставном капитале Общества составляет 90%, ему принадлежат 900 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ООО «Кедр» составляет 900 р.

Доля ЗАО «Климат» составляет 10%, ему принадлежат 100 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ЗАО «Климат» в Уставном капитале Общества составляет 1000 р.

4. Общество создано с целью получения прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

– строительно-ремонтные работы;

– торговля строительными материалами;

– предоставление консалтинговых услуг по строительству;

– маркетинг рынка недвижимости;

– внешеэкономическая деятельность и пр.

1.2 Выписка из учетной политики организации

1. Объекты сроком службы более одного года являются объектами основных средств.

2. Износ по объектам основных средств начисляется ежеквартально, исходя из установленных норм амортизации.

3. Объекты сроком службы менее 1 года и стоимостью менее J0 000 р. относятся к категории хозяйственного инвентаря и оборудования.

4. Стоимость хозяйственного инвентаря и оборудования относится на расходы единовременно при передаче в эксплуатацию.

5. Доход от реализации и внереализационных операций определяется кассовым методом.

6. Все объекты налогообложения считаются существующими после фактического поступления денежных средств.

1.3 Журнал хозяйственных операций организации за первое полугодие

1. Затраты на банковское обслуживание за весь отчетный период составили 3000 р., в том числе расчетно-кассовое обслуживание, оплата междугородних платежей, информационные услуги банка. Налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) не облагается.

Налоговым кодексом РФ установлено, что организации должны вести налоговый учет операций, которые оказывают влияние на формирование налога га прибыль. Такое требование обусловлено тем, что не все операции, отраженные в бухгалтерском учете, относятся в том же размере и в том же периоде на цели налогообложения. Поэтому ведение налогового учета является обязательным участком в бухгалтерии любого предприятия – плательщика налога на прибыль.

Поскольку пользователем данных налогового учета обычно являются только органы налогового контроля необходимо построить этот участок учета так, чтобы свести к минимуму все возможные вопросы. Прежде всего, необходимо определить, как вести налоговый учет в своей организации. Обычно используется один из двух методов. Сущность первого заключается в ведении налогового учета на основе бухгалтерского. Его недостаток заключается в том, что необходимо четко идентифицировать сходства и различия правил бухгалтерского и налогового учета для осуществления соответствующих учетных операций, однако даже это не всегда позволяет полностью разграничить два способа. Однако такой метод позволяет вести налоговый учет только по тем объектам, в которых есть различия с бухгалтерским. Кроме того, он дает возможность использовать учетные регистры бухгалтерского учета.

Второй метод предполагает ведение налогового учета обособленно от бухгалтерского. Этот подход дает возможность точно определять необходимые показатели, однако для этого необходимо вести учет по всем операциям, в том числе дублировать уже отраженные в регистрах бухгалтерского учета.

Информацию о том, каким методом пользуется организация, она отражает в учетной политике для целей налогообложения.

Так же учетная политика организации предполагает определение учетных регистров, которые организация планирует использовать для отражения данных налогового учета. В первую очередь – это первичная документация, касающаяся определения базы по налогу на прибыль. Для определения налоговой базы данные первичной документации систематизируются в аналитических регистрах налогового учета. Вся информация заносится в них нарастающим итогом с начала года. Кроме того, необходимо производить расчет налоговой базы, для чего следует ввести соответствующий регистр. Для удобства отражения и систематизации учетного процесса организации могут создавать так же другие регистра налогового учета.

Законодательство довольно четко устанавливает, какие данные должны содержаться в документах, предоставляемых в налоговые органы. Прежде всего, это информация о порядке и методике формирования доходов и расходов, в том числе для целей определения налоговой базы отчетного периода, данные о расходах, имевших место в отчетном периоде, но относимых для целей налогообложения на будущие периоды, порядок создания резервов предприятия, а так же текущий остаток задолженности по налогу на прибыль


7 Аналитические регистры налогового учета

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.
Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения.
Аналитические регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме или любых машинных носителях.
Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике для целей налогообложения.
Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.


8 Организация налогового учета по налогу на прибыль
Организации-налогоплательщики наряду с бухгалтерским ведут налоговый учет. Базируясь на информации бухгалтерско го учета, налоговый учет имеет специфические особенности, а его результаты могут существенно отличаться от результатов учета бухгалтерского.
Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточ но информации для определения налоговой базы, плательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бух галтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных пер вичных документов. Целями налогового учета являются:
формирование полной и достоверной информации о поряд ке учета для целей налогообложения хозяйственных операций плательщика в течение отчетного (налогового) периода;

обеспечение информацией внутренних и внешних пользова телей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Плательщики исчисляют налогооблагаемую прибыль по итогам отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.
Порядок ведения налогового учета устанавливается приказом об учетной политике организации для целей налогообложения. Принятый порядок применяется последовательно от одного на логового периода к другому в течение длительного времени. Изменение порядка налогового учета допускается в случаях: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если организация приступила к новым видам деятельности. В любом случае решения об изменениях должны отражаться в приказе об учетной политике и применяться лишь с начала но вого налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законодательства.
Данные налогового учета должны быть документально под-тверждены и отражать:
порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Документальным подтверждением этих данных являются:
первичные учетные документы (включая справку бухгал тера) ;
аналитические регистры налогового учета;
расчет налоговой базы.
Документами налогового учета являются формы аналитиче ских регистров налогового учета для определения налоговой базы, обязательные реквизиты которых:
наименование регистра;
период (дата) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись лица, ответственного за составление указанных регистров.
Данные налогового учета отражаются непрерывно в хроноло гическом порядке. Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учет ных документов разрабатываются плательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для платель щиков обязательные формы документов налогового учета.
Расчет налоговой базы производится плательщиком самосто ятельно нарастающим итогом с начала года и содержит следу ющие данные:
Период, за который определяется налоговая база (с нача ла налогового периода нарастающим итогом).
Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:
выручка от реализации товаров, работ, услуг собственно го производства, а также выручка от реализации имуще ства, имущественных прав, за исключением выручки, ука занной в пп. 2.2-2.7;
выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
выручка от реализации покупных товаров;
выручка от реализации основных средств;
выручка от реализации товаров, работ, услуг обслужива ющих производств и хозяйств.
Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
расходы на производство и реализацию товаров, работ, услуг собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за ис ключением расходов, указанных в пп. 3.2-3.6 ;
расходы при реализации ценных бумаг, не обращающих ся на организованном рынке;

расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
расходы при реализации покупных товаров;
расходы по реализации основных средств;
расходы обслуживающих производств и хозяйств при реа лизации ими товаров, работ, услуг.
Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
прибыль от реализации товаров, работ, услуг собственно го производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав, за исключением прибыли (убытка), указанной в пп. 4.2, 4.3, 4.4 и 4.5;
прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обра щающихся на организованном рынке;
прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обраща ющихся на организованном рынке;
прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
прибыль (убыток) от реализации основных средств;
прибыль (убыток) от реализации обслуживающих произ водств и хозяйств.
Сумма внереализационных доходов, в том числе:
доходы по операциям с финансовыми инструментами сроч ных сделок, обращающимися на организованном рынке;
доходы по операциям с финансовыми инструментами сроч ных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
Сумма внереализационных расходов, в частности:
расходы по операциям с финансовыми инструментами сроч ных сделок, обращающимися на организованном рынке;
расходы по операциям с финансовыми инструментами сроч ных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период. Налоговый учет доходов от реализации предусматривает, что
они определяются по видам деятельности, если:
для этой деятельности определен особый порядок обложения; применяется иная ставка;
предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от этой деятельности.
Сумма выручки определяется на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным методом признания дохо-
дов и расходов. Если цена выражена в иностранной валюте, вы ручка от реализации пересчитывается в рубли на дату реализа-ции. Аналогичный порядок предусмотрен для случаев, если цена выражена в условных единицах. При проведении расчетов по та ким обязательствам плательщик производит корректировку их сумм, выраженных в условных единицах, в соответствии с дого вором. Полученные после корректировки суммы включаются в состав внереализационных доходов (расходов).

Если реализация производится через комиссионера, то пла-тельщик-комитент определяет сумму выручки на дату реали зации на основании извещения комиссионера о реализации, которое комиссионер обязан предъявить комитенту в течение трех дней с окончания отчетного периода, в котором произошла реализация.
Выручка от реализации, произведенной на условиях предо ставления товарного кредита, определяется на дату реализации и включает в себя сумму процентов, за период от момента от грузки до момента перехода права собственности на товары. Проценты, начисленные за пользование товарным кредитом с момента перехода права собственности до момента полного рас чета, включаются во внереализационные доходы.
Налоговый учет внереализационных доходов в виде штрафов, пе ней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба плательщики осу ществляют по оценкам в соответствии с договором. Этот поря док применяют лишь плательщики, определяющие доходы по методу начисления. При взыскании же долга по суду обязанность по начислению этого дохода у плательщика возникает на осно вании решения суда, вступившего в законную силу.
Налоговый учет расходов на производство и реализацию осущест вляется в следующем порядке (если плательщик применяет метод начисления). Эти расходы подразделяются на прямые и косвен ные. К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
материальные затраты на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, ока зании услуг);
расходы на оплату труда, а также суммы единого социально го налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы;
суммы начисленной амортизации по основным средствам, ис-пользуемым при производстве товаров, работ, услуг.

Плательщик самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Косвенные расходы - все иные суммы расходов, за исклю чением внереализационных, осуществляемые плательщиком в отчетном (налоговом) периоде. Они полностью относятся к рас ходам текущего отчетного (налогового) периода.
В аналогичном порядке включаются в расходы текущего пе риода внереализационные расходы.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.
Плательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) пе-риоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного периода без распределения на остатки не завершенного производства.
Если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей об ложения, то база для исчисления предельной суммы таких рас-ходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам плательщика, связанным с доб ровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учи-тывается срок действия договора в налоговом периоде начиная с даты вступления такого договора в силу.
Налоговый учет амортизируемого имущества. По основным средствам, введенным в эксплуатацию до вступления в силу гла вы 25 НК РФ, полезный срок их использования устанавливается плательщиком самостоятельно по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом классификации основных средств, определяемых Пра вительством РФ, и сроков полезного использования по аморти зационным группам.
Вне зависимости от выбранного плательщиком метода начис ления амортизации по имуществу, введенного до вступления в силу главы 25, начисление амортизации производится исходя из остаточной стоимости этого имущества.
Сумма начисленной за один месяц амортизации по указан ному имуществу определяется как:
1) произведение остаточной стоимости и нормы амортиза ции (исчисленной исходя из оставшегося срока использо вания), установленной плательщиком для указанного иму-
щества, - при применении нелинейного метода начисле ния амортизации; 2) произведение остаточной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2002 г., и нормы амортизации (ис численной исходя из оставшегося срока использования), установленной плательщиком для этого имущества, - при применении линейного метода. Основные средства, фактический срок использования кото рых (срок фактической амортизации) больше, чем срок полез ного использования указанных амортизируемых основных средств, установленный статьей 258 НК РФ, на 1 января 2002 г. выделяются в отдельную амортизационную группу в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях обложения равномерно в течение срока, опре деленного плательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления главы 25 НК РФ в силу.
Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом ведет ся пообъектно на дату признания дохода (расхода). Аналитиче ский учет должен содержать информацию:
о первоначальной стоимости амортизируемого имущества, реализованного (выбывшего) в отчетном (налоговом) периоде;
изменениях первоначальной стоимости основных средств при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликви дации;
принятых организацией сроках полезного использования основных средств;
способах начисления и сумме начисленной амортизации за период с начала начисления амортизации до конца месяца реа лизации (выбытия) имущества;
цене реализации имущества по договору купли-продажи; дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества; дате передачи имущества в эксплуатацию, дате исключения из состава амортизируемого имущества, дате расконсервации имущества, дате окончания договора безвозмездного пользо вания, дате завершения работ по реконструкции, дате модерни зации;
понесенных плательщиком расходах, связанных с реализаци ей (выбытием) амортизируемого имущества, а также расходах по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного (выбывшего) имущества.
На дату совершения операции плательщик определяет при быль (убыток) от реализации амортизируемого имущества.

В аналитическом учете на дату реализации имущества фиксиру ется сумма прибыли (убытка) по операции, которая в целях определения налоговой базы учитывается в следующем порядке.
Прибыль, полученная плательщиком, подлежит включению в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. Убыток отражается в ана-литическом учете как прочие расходы.
Аналитический учет должен содержать информацию: о наименовании объектов, в отношении которых имеются суммы таких расходов;
количестве месяцев, в течение которых такие расходы могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производ ством и реализацией;
сумме расходов, приходящейся на каждый месяц. Налоговый учет доходов (расходов) в виде процентов по догово рам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а так же процентов по ценным бумагам и другим долговым обязатель ствам ведется в следующем порядке. Плательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку названных доходов и расходов.
Плательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расхо дов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями до говоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии) процентов отдельно по каждому виду долгового обя зательства. Сумма дохода (расхода) учитывается исходя из уста новленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном пе риоде на дату признания доходов (расходов).

Проценты, уплачиваемые банком по договору банковского счета, включаются плательщиком в налоговую базу на основа нии выписки по банковскому счету. Если договором банковского счета не предусмотрено осуществление расчетов по оплате услуг банка при проведении каждой расчетно-кассовой опера ции, то датой получения дохода для плательщика, перешедшего на признание, учет, определение доходов (расходов) по методу начисления, признается последний день отчетного месяца.
Проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам (включая ценные бу маги) учитываются на дату признания дохода (расхода).

Проценты, полученные (подлежащие получению) плательщи ком за предоставление в пользование денежных средств, учиты ваются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу, на основании выписки по банковскому счету.
Плательщик, определяющий доходы (расходы) по методу на числения, определяет сумму дохода (расхода), полученного (вы плаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с договором, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доход ности и срока действия такого долгового обязательства в отчет ном периоде. Плательщик обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.
При досрочном погашении долгового обязательства процен ты определяются исходя из предусмотренной договором процент ной ставки и фактического времени пользования заемными средствами.
Рассмотренный порядок признания доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам любого вида применяет ся и организациями, для которых такие операции признаются операциями реализации в соответствии с уставной деятельностью.
По государственным и муниципальным ценным бумагам до ход в виде процентов может быть признан на дату их реализа ции на основании договора купли-продажи, либо на дату вы платы процентов на основании выписки банка, либо на послед-нюю дату отчетного периода.
Если плательщик использует кассовый метод, то проценты признаются полученными на дату поступления денежных средств, если метод начисления - то на дату реализации ценной бумаги, либо на дату выплаты таких процентов (погашения ку пона) в соответствии с условиями эмиссии, либо на последнюю дату отчетного периода.
Если в цену реализации таких ценных бумаг включается на-копленный купонный доход, то плательщик самостоятельно на дату реализации бумаг определяет сумму дохода в виде процен тов на основании договора купли-продажи.
При осуществлении операций с названными бумагами, при реализации которых в цену сделки включается накопленный ку понный доход (доход в виде процентов), плательщик, перешед ший на кассовый метод, доход в виде процентов исчисляет как разницу суммы накопленного купонного дохода, полученной от покупателя, и суммы накопленного купонного дохода, уплачен-
ной продавцу. Если между датой реализации бумаги и датой ее приобретения в соответствии с условиями выпуска эмитентом были осуществлены выплаты в виде процентов, то датой полу чения дохода признается дата выплаты процентов при погаше нии купона. При этом доход определяется как разница между суммой выплаченных при погашении купона процентов и сум мой накопленного купонного дохода, уплаченного продавцу. При продаже бумаги, по которой в течение срока нахождения ее у плательщика эмитентом был выплачен процентный доход, ко-торый был включен в состав дохода, процентным доходом при знается сумма, полученная от покупателя такой бумаги.
Плательщик, использующий метод начисления, осуществля ющий операции с государственными и муниципальными ценны ми бумагами, при реализации которых в цену сделки включает ся накопленный процентный (купонный) доход, доходы в виде процентов определяет с учетом следующих положений. Если до истечения отчетного (налогового) периода ценная бумага не ре ализована, то плательщик обязан на последний день отчетного (налогового) периода определить сумму процентного дохода, причитающегося по начислению за этот период. Доходом этого периода признается разница между суммой накопленного про центного (купонного) дохода, исчисленной на конец периода в соответствии с условиями эмиссии, и суммой накопленного про центного (купонного) дохода, исчисленной на конец предыду щего налогового периода, если после окончания предыдущего периода не осуществлялось выплат процентов (погашений купо на) эмитентом.
Если же в текущем периоде выплаты процентов (погашения купона) эмитентом осуществлялись, то в дополнение к доходу в виде процентов, исчисленному и учтенному при таких выплатах (погашениях), доход в виде процентов принимается равным сум ме накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленной на конец указанного отчетного (налогового) периода.
При первой выплате процентов (погашении купона) в отчет ном (налоговом) периоде доход в виде процентов исчисляется как разница между суммой выплачиваемых процентов (погаша емого купона) и суммой накопленного процентного (купонно го) дохода, исчисленной на конец предыдущего налогового периода. При последующих в отчетном (налоговом) периоде выплатах (погашениях) доход в виде процентов принима-ется равным сумме выплачиваемых процентов (погашаемого ку пона).
Если указанная ценная бумага приобретена в текущем нало говом периоде, то исчисление дохода в виде процентов осущест вляется в соответствии с изложенным ранее порядком, но сум ма накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленная на конец предыдущего налогового периода, заменяется при вы числениях на сумму накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченного плательщиком продавцу ценной бумаги.
При реализации указанной бумаги доход в виде процентов ис-числяется в соответствии с изложенным ранее порядком, но сум ма накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленная на конец отчетного (налогового) периода, заменяется при вычис лениях на сумму накопленного процентного (купонного) дохо да, исчисленную на дату реализации.
Налоговый учет при реализации ценных бумаг исходит из того, что доходом по операциям с ценными бумагами признается вы ручка от их продажи в соответствии с договором реализации.
Доходы и расходы по операциям с ценными бумагами при знаются в зависимости от применяемого плательщиком поряд ка признания доходов и расходов.
При реализации ценных бумаг расходом признается цена при обретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом установленного плательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы).
Если в цену реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, вклю чается часть накопленного купонного дохода, то доходы и рас ходы по ним исчисляются без такого дохода.
Налоговый учет прибылей (убытков) от реализации ценных бумаг ведется раздельно по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке и не обращающимся на нем.
Процентный доход по государственным и муниципальным ценным бумагам, по которым предусмотрено исключение из цены сделки части накопленного процентного дохода, определяется на дату реализации на основании договора купли-продажи.


По КЭА

1. Определение резерва снижения себестоимости продукции.

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р С) являются:

1) увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р ВП );

2) сокращение затрат на ее производство (Р З) а счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Величина резервов может быть определена по формуле:

гдеСв, Сф - соответственно возможный и фактический уровень себестоимости изделия; Зд дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции.


2Анализ ликвидности и платежеспособности организации.

Ликвидность - (от английского слова Liquidity) – это способность материальных ценностей быстро и без проблем превращаться в денежные средства, денежные активы для погашения долгов, проведения оплаты, сделок или для собственных нужд.

При этом ликвидные материальные ценности сохраняют свой номинал стоимости.

То есть под понятием ликвидность стоит понимать товар, обладающий высочайшими качествами при сбыте или обмене на денежную единицу.

Примером ликвидности может служить золото. Золото ценилось, ценится и будет цениться в будущем. Золотые активы можно быстро и легко превратить в реальные деньги в любой стране.

Платежеспособность - это возможность предприятия рас­плачиваться по своим обязательствам. При хорошем финан­совом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно; при плохом - периодически или постоянно неплатежеспособ­но. Самый лучший вариант, когда у предприятия всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для пога­шения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кредиторами.

Предприниматель, как и обычный гражданин, является налогоплательщиком и на собственном производстве должен самостоятельно формировать порядок ведения налогового учета.

Вся суть заключается в правильном следовании нормам и правилам законодательства. Важно, к тому же, соблюдать периоды во избежание просрочки по сдаче отчетности и выплатам.

Налоговый учет необходим для:

  • Поддержания в надлежащем порядке документации, содержащей достоверные данные о доходах и расходах;
  • Доступ к информации как внешних (государственные органы), так и внутренних (руководство) пользователей;
  • Доступ внутренних пользователей к необходимой информации, позволяющей обезопасить по налогу.

Структура налогового учета

Согласно законодательству РФ, порядок ведения налогового учета должен утверждаться на базе учетной политики компании. Весь процесс необходимо подкрепить приказом руководителя организации. Учетная политика может быть преобразована только в случае внесения изменений в законодательство страны, перехода предприятия на иной вид деятельности и пр.

Данные должны включать в себя:

  • Порядок формирования данных о доходах и расходах;
  • Определение объема доходов, облагаемых налогом в данном отчетном периоде;
  • Объем убытков, которые будут включены в статью расходов на следующий отчетный период;
  • Система формирования финансов для создания резервов;
  • Задолженности по налогу.

Способы ведения налогового учета

Все процессы напрямую зависят от выбранного режима и способов налогообложения. Например ведение ИП на УСН подразумевает только подачу декларации и ведение доходно-расходной книги, а на ОСН всё несколько серьезней.

  1. Самостоятельный.

    Лучше всего подходит для крупных предприятий, у которых есть возможность содержать специализированный отдел.

  2. На базе бухучета.

    Комплексный подход, в результате которого ведение специальных регистров производится только в случае применения иных правил.

  3. С помощью корректировки бухучета.

    В случае возникновения отклонений при совместном ведении учетов разница отображается в особых регистрах.

  4. Совместно с налоговым планом счетов.

    Прекрасно подходит для небольших организаций, включает в себя создание и сопровождение счетов налогового учета, дополняющих рабочий план.

  5. Если не уделить должного внимания учетной политике, то может значительно повыситься сама сумма налога. Но в наше время больше не нужно совершать финансовые ошибки и самостоятельно пытаться настроить документооборот своего бизнеса. Для этого существуют специализированные компании.

    «Бухгалтерия ПРОФ» — компания с многолетним опытом

    Сервис «Бухгалтерия ПРОФ» предлагает услуги по ведению налогового учета, которые сэкономят вам деньги, время и силы. Вместе одного бухгалтера, занимающего целый кабинет, у вас есть возможность воспользоваться помощью целого штата высококвалифицированных специалистов с огромным опытом в финансовой сфере.

    Документооборот вашей компании будет в надежных руках. Весь процесс будет в полной безопасности, а риски максимально снизятся. Приятная стоимость и различные варианты сотрудничества будут удобны представителям бизнеса любого объема. Звоните нашим операторам для ответа на все интересующие вас вопросы.