Крупнейшее месторождение угля в юар. Полезные ископаемые африки

Юг Африки - один из наиболее богатых полезными ископаемыми регионов планеты. Не только по разнообразию, но и по запасам целого ряда минералов ЮАР занимает первое или одно из ведущих мест в мире. Согласно официальным данным, ее доля в мировых запасах составляет: по марганцу - 82%, металлам платиновой группы -69%, хромитам - 56%, золоту - 40%, алюминоглюкатам - 37%, ванадию - 33%, цирконию - 26%. Удельный вес ЮАР в мировых запасах многих других важных минералов также весьма высок.

Большая часть южноафриканских месторождений уникальна по условиям и масштабам залегания ресурсов. Поэтому начавшая свою историю с разработок залежей алмазов и золота еще в конце XIX в., горнодобывающая промышленность здесь и поныне сохраняет свое значение для экономического роста страны. Причем, с одной стороны, экспорт минерально-сырьевой продукции обеспечивает более чем пятидесятипроцентный приток валютных поступлений в государственный бюджет, с другой - минеральные богатства послужили основой создания крупномасштабной черной и цветной металлургии.

Горнодобывающая промышленность ЮАР

В настоящее время в стране действует около тысячи горнопромышленных предприятий -рудников, шахт и карьеров, на которых трудится свыше 600 тысяч рабочих. Перечень полезных ископаемых, добыча которых в ЮАР ведется с той или иной степенью интенсивности, кроме тех, что уже были названы, включает уголь, железную руду, асбест, алмазы, никель, сурьму, свинец, уран, фосфаты, титан и др.

Пожалуй, единственным слабым местом минерально-сырьевой базы ЮАР является отсутствие промышленных запасов нефти. Пока что усиленные поиски нефти в районах морского шельфа, которые ведутся уже в течение ряда лет, привели к обнаружению небольших запасов этого сырья, а также источников газа и конденсата в прибрежной полосе к югу от города Моссел-Бэй. В этой ситуации уголь остается основой получения электроэнергии, а также сырья для выработки жидкого топлива.

ЗОЛОТО

Месторождения золота, обнаруженные в Южной Африке в середине 80-х годов прошлого века, до сих пор остаются крупнейшими в мире. Их открытие не только вызвало "золотую лихорадку" и послужило причиной основания и быстрого роста самого многонаселенного в наши дни города ЮАР - Йоханнесбурга, но и в корне изменило всю хозяйственную жизнь страны. Рост добычи этого благородного металла сопровождался строительством автомагистралей и железных дорог, электростанций и металлургических предприятий... С тех пор в течение многих десятилетий золотодобыча являлась, а в значительной мере и сейчас продолжает оставаться основой экономики страны.

АЛМАЗЫ

ЮАР входит в число крупнейших в мире производителей и экспортеров алмазов. Запасы алмазов составляют 365 млн. каратов, из которых более трети (125 млн.) приходится на ювелирные. В Южной Африке добывается свыше 20% африканских алмазов и более 10% - мировых.

Коренные месторождения, связанные с кимбер-литовыми трубками, находятся преимущественно близ Кимберли, в древних речных отложениях вдоль рек Оранжевая и Вааль и около г. Лихтенбурга, а россыпи распространены вдоль Атлантического побережья - в Намакваленде.

Максимальный объем добычи алмазов был достигнут в 1993 г. - 10,6 млн. каратов.

ПЛАТИНА

В течение многих лет Южная Африка занимает лидирующее положение в мире по запасам и объемам добычи металлов платиновой группы (МПГ - платина, палладий, осмий, иридий, родий и рутений). Согласно официальным источникам, запасы МПГ, имеющиеся в ЮАР, при современном уровне добычи не иссякнут на протяжении жизни нескольких поколений. Основной спрос на платину предъявляют предприятия нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной и химической промышленности, а также такие отрасли, как радио- и электротехника, электроника и приборостроение.

В отличие от большинства других стран, где платина и иные металлы МПГ производятся как побочный продукт, в ЮАР они добываются на специальных рудниках. Основной район добычи находится в центральной части провинции Хотенг к западу от Претории.

ЖЕЛЕЗНЫЕ РУДЫ

Крупнейший перспективный железорудный бассейн не только в ЮАР, но и всего Африканского континента расположен в Северном Кейпе и простирается от г.Сайшена на Севере до г. Постмасбурга на Юге. Его общие запасы составляют около 5,5 млрд. т высококачественных руд с содержанием 66-70% железа. На западе Северной провинции, в 120 км от г. Рустенбурга, находится другое крупное месторождение - Табазимби, в течение долгих лет служившее основным сырьевым источником для местных металлургических предприятий и экспортных поставок. Весьма перспективным участком добычи сырья для черной металлургии становится восточная часть провинции Северный Кейп.

МАРГАНЦЕВАЯ РУДА

На территории ЮАР расположены многочисленные месторождения марганцевого сырья (содержание в руде - 38-50,5%), в геологическом отношении объединенные в рудные поля. Основная часть резервов сосредоточена в Северном Кейпе (около 75%). Рудное поле Калахари представляет собой крупнейшее в мире скопление марганцевых руд. Его протяженность с севера на юг достигает 33 км, а ширина - 10. Среди наиболее крупных месторождений района - Маматван, Миддел-плаатс, Весселз. Южнее находится Постмас-бургское поле, где рудопроявления расположены также в меридиональном направлении вдоль восточного склона горного массива Лангеберге.

Около 1/4 добываемой в стране марганцевой руды перерабатывается на местных заводах по производству сплавов и металлического марганца для последующего экспорта, остальное вывозится в виде руды.

ТИТАН

ЮАР располагает значительными его запасами: около 40 млн.т в пересчете на диоксид титана, или 12,4% подтвержденных мировых запасов. Крупнейшее в мире россыпное месторождение протяженностью 180 км расположено вдоль восточного побережья страны на участке от г. Ричардс-Бэй до г. Дурбана.

По объему ежегодного производства титановых концентратов ЮАР занимает второе место в мире (после Австралии): 670-680 тыс.т (в пересчете на диоксид титана).

НИКЕЛЬ

В Южной Африке имеются также немалые запасы никеля с невысоким содержанием (менее 0,2%) полезного компонента в рудах. Известно 14 месторождений этого вида сырья, из которых 9 эксплуатируются. Многие из них имеют комплексный характер, т.е. никель залегает с цветными металлами и металлами платиновой группы, что способствует снижению себестоимости его извлечения.

По рудничному производству никеля ЮАР занимает пятое место в мире (около 30 тыс.т в год), по выплавке металлического никеля - седьмое-восьмое (28 тыс.т).

УРАН

На ЮАР приходится 12% всех разведанных мировых запасов урана, а по объему его добычи страна уступает только США и Канаде. Вместе с тем содержание металла в ураносодержащих породах является довольно бедным и составляет лишь 0,02-0,03% окиси урана. Производство этого минерала остается экономически оправданным только благодаря тому, что уран здесь добывается как побочный продукт золотодобычи. В свою очередь побочное производство урана становится в ряде случаев важным условием продления сроков эксплуатации золотодобывающих рудников.

Добыча урана в ЮАР получила быстрое развитие в условиях повышенного спроса на него в ситуации "холодной войны" и усиленной гонки вооружений. К концу 50-х годов в стране действовало 17 урановых заводов, перерабатывающих руду с двух десятков рудников в урановые концентраты.

УГОЛЬ

Из-за того, что в ЮАР не обнаружено промышленных запасов нефти, основную роль в энергетике страны играет уголь, за счет которого покрывается приблизительно 80% потребностей в энергоресурсах. Общие запасы угля в Южной Африке оцениваются примерно в 115 млрд.т.

Главными угледобывающими районами ЮАР являются север провинции Свободное Государство (около г. Феринихинга) и провинция Мпумаланга (бассейны Спрингс-Хейделберг, Эрмело-Брейтен и Витбанк-Мидделбург). Бассейн Витбанк-Мидделбург наиболее хорошо разведан, имеет высокое качество углей; на него приходится около 40% всей добычи в стране. Большинство угольных месторождений расположено достаточно удобно - в непосредственной близости от промышленных районов, железных дорог, электростанций и других потребителей.

Условия залегания угля - небольшая глубина и значительная толщина пластов - по большей части очень благоприятны для разработок. Это обстоятельство является причиной того, что стоимость добычи угля в ЮАР - среди самых низких в мире.

В последние десятилетия ЮАР сделалась крупным экспортером угля. Как статья экспорта, используемая для пополнения валютных резервов, уголь уступает только золоту.

Обрабатывающая промышленность ЮАР

Южно-Африканская Республика обладает наиболее развитой обрабатывающей промышленностью на континенте. Эта отрасль создает 25% ВВП и в ней занято около 1,5 млн. человек (11,5% экономически активного населения). Наиболее важными составляющими этой отрасли являются металлургическая, металлообрабатывающая, машиностроительная, химическая, целлюлозно-бумажная, пищевкусовая, текстильная, швейная промышленность.

Статистические показатели ЮАР
(по состоянию на 2012 год)

В ЮАР производится очень широкий спектр промышленной продукции, и качество всех товаров, как правило, очень высокое. Вместе с тем хозяйство страны в значительной степени зависит от импорта станков, механизмов, узлов, комплектующих деталей и некоторых полуфабрикатов.

Предприятия отрасли сосредоточены преимущественно в нескольких промышленных зонах. Прежде всего это - провинции Хотенг (города Претория, Йоханнесбург и Феринихинг) и Западный Кейп с промышленными центрами Кейптауном, Белвиллем, Саймон-стауном, Вустером, а также города Дурбан и Порт-Элизабет. В результате проводимой уже с конца 60-х годов политики децентрализации промышленности и привлечения предпринимателей в приграничные зоны бантустанов путем предоставления налоговых льгот, займов, снижения железнодорожных тарифов образовалось несколько новых промышленных районов: Росслинг (к северо-западу от Претории), Хаммарсдал (вблизи Дурбана) и г. Питермарицбург.

МЕТАЛЛУРГИЯ

ЮАР входит в число двадцати крупнейших мировых производителей черных металлов, лидируя среди стран Африканского континента. В последние годы Южная Африка заняла важные позиции в качестве поставщика некоторых из них на мировой рынок. Кроме того, в 90-е годы ЮАР вышла на одно из ведущих мест в мире по производству полуфабрикатов из марганцевых руд и хромитов.

Ежегодно в стране выплавляется около 10 млн.т стали. Около 90% этого объема приходится на Корпорацию по производству чугуна и стали -"Саут Эфрикэн Айрон энд Стал Корпорейшн" (ИСКОР, South African Iron and Steel Corporation-ISCOR), приватизированную в начале 90-х годов.

ИСКОР принадлежит четыре металлургических комбината полного цикла. Крупнейший из них - завод в г. Фандербейлпарке на юге провинции Хотенг - после серьезной реконструкции в 1985 г. выпускает около 4,5 млн.т стальной продукции. На предприятиях корпорации около четверти объема стали выплавляют в электропечах. При этом в установках по непрерывной разливке получают 60% металла.

Кроме того, в стране имеется несколько металлургических мини-заводов общей мощностью около 1 млн.т стального проката и заготовок в год. Несмотря на относительно небольшие масштабы, эти предприятия соответствуют самым современным технологическим требованиям. Как правило, они производят продукцию узкого сортимента (катанка, арматурная сталь, прутки, уголки и т.д.), но высокого качества при довольно низких капитальных затратах и низкой себестоимости. ЮАР удовлетворяет свои потребности в основных видах продукции отрасли, импортируя сравнительно небольшие объемы качественных сталей и некоторые виды проката. Страна вывозит около 2,5 млн.т стали в государства Западной Европы, а в последние годы и в африканские страны.

Южно-Африканской Республике принадлежит одно из ведущих мест в мире по производству сплавов марганца - 11-13% мирового производства ферромарганца (4,5-5,0 млн.т в год) и около 30% (примерно 300 тыс.т) силикомарганца. Марганцевые сплавы выпускают четыре завода. Переработка марганцевых руд производится в основном компаниями, связанными с добычей этого вида сырья, что значительно упрощает решение проблемы сырьевого обеспечения металлургических предприятий.

Дальнейшее развитие производства сплавов с содержанием марганца планируется в основном путем расширения мощностей действующих предприятий. Основная часть выплавляемых в стране сплавов предназначена для экспорта (около 30% мирового экспорта). Большая его часть поступает в страны Западной Европы и США. В начале 90-х годов ЮАР удовлетворяла потребности ЕЭС в ферромарганце почти на 40% и в силикомарганце - более чем на 25%. (25 тыс.т).

Ресурсная база цветной металлургии не столь богата и разнообразна. Наибольшее развитие получило производство меди и алюминия, Медеплавильная промышленность ЮАР работает в основном на местных рудах, в то время как алюминиевая - на импортном сырье.

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Это крупнейшая отрасль южноафриканской обрабатывающей промышленности. Здесь производятся двигатели, турбины, сельскохозяйственные машины и орудия, автомобили и автобусы, морские и речные суда и самолеты, специальное оборудование и т.д. Предприятия тяжелого машиностроения в Фандербейлпарке, Рудепорте, Джермистоне и некоторых других городах специализируются на выпуске горнопромышленного оборудования, технологических установок для химических и нефтеперерабатывающих заводов, прокатных станов, а также обогатительного оборудования и оборудования для электростанций. Часть продукции идет на экспорт.

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

В ЮАР действует около 20 предприятий по сборке автомобилей и производству запчастей и различных компонентов. Правда, своей марки автомобиля здесь пока нет, зато ежегодно собираются сотни тысяч "фордов", "фольксвагенов", "мерседесов", "тойот"... С конвейеров заводов, принадлежащих ведущим автомобильным корпорациям США, Японии, Западной Европы, сходят также автобусы, грузовики, прицепы и полуприцепы, а также запчасти к ним, общим числом более 200 наименований, 159 из которых выпускает компания НААКАМ (NAACAM). Комплектующие детали поступают не только на сборочные заводы страны, но и на рынки США, Южной Америки, Европы, Дальнего Востока и Африки.

Центрами автомобилестроения ЮАР являются города Порт-Элизабет, Эйтенхах, Кейптаун, Ист-Лондон, Дурбан, Йоханнесбург и Претория. На расположенных здесь заводах собирается более 40 моделей автомобилей и около 150 их модификаций. Благодаря развитию отрасли ЮАР ныне располагает самым большим числом автомашин на континенте и входит в двадцатку стран мира по количеству автомобилей на душу населения. Здесь эта пропорция составляет: 1 машина на 12 человек. И тем не менее местное производство до сих пор не удовлетворяет потребностей южноафриканцев в "личных транспортных средствах". Поэтому часть их импортируется из ФРГ, Японии, Англии, Франции, Италии.На южноафриканских машиностроительных предприятиях производятся железнодорожные вагоны и локомотивы, шпалы, оси, парные колеса и рельсовое оборудование. ЮАР не только полностью обеспечивает себя подвижным составом и железнодорожным оборудованием всех видов, но и экспортирует часть этой продукции. Заводы этой отрасли контролируются компанией "Дорбил Лтд" (Dorbyl Ltd). Они расположены в пригородах Йоханнесбурга, а также в городах Рудепорт, Маребург, Джермистон, Боксбург, Бенони и Порт-Элизабет.

СУДОСТРОЕНИЕ

Южная Африка в основном специализируется на производстве малотоннажных судов различного предназначения: буксиров, траулеров, плавучих кранов, барж, каботажных судов, а также судов для обслуживания морских буровых платформ. Кроме того, южноафриканские судостроители -известные специалисты по созданию яхт различных классов. Главный центр судостроения - г.Дурбан.

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

Это самые молодые отрасли промышленности ЮАР. Тем не менее они держат первенство по числу занятых в них местных и иностранных компаний, которое уже достигло 200. Среди наиболее крупных можно назвать "Гринэйкер Групп" (Grinaker Group), "Барлоу Ранд Лтд" (Barlow Rand Ltd) с филиалом "Реюнерт" (Reunert), "Саут Эфрикэн Микроэлектроник Системе" (САМЕС, South African Microelectronic Systems, SAMES), "Сименс" (Siemens), "Браун Бувери Текнолоджис СА" (Broun Bowery Technologies SA), "Флитлайн Энтерпрайзиз" (Fleetline Enterprises), "Три Секьюрити" (Three Security). С 1993 года активную деятельность в ЮАР развернули американская компания Ай-Би-Эм и южнокорейская "Самсунг"; последняя собирается вложить в развитие отрасли 150 млн. рандов.

В последние годы в ЮАР расширяется производство аудио- и видеотехники, оргтехники, лазерной техники, теле- и радио-коммуникационного оборудования, полупроводниковых приборов. А по лицензии Ай-Би-Эм налажена сборка персональных компьютеров. Ее осуществляют отдельные частные фирмы. В начале 90-х годов выпуск компьютеров в ЮАР вышел на новый уровень создания программно-совместимых универсальных систем.

На южноафриканских предприятиях подготовлена база и для производства высокоточной электронной аппаратуры. Основные центры электроники и электротехники - города Претория, Йоханнесбург, Феринихинг, Боксбург, Порт-Элизабет.

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Это одна из ведущих отраслей экономики ЮАР. На основе местных сырьевых ресурсов здесь выпускается широкий ассортимент продукции, по большей части пользующейся спросом на внешнем рынке. Производство взрывчатых веществ для горнодобывающей промышленности - среди старейших в химической индустрии. Эта сфера в значительной степени монополизирована компанией "Эфрикэн Эксплозивз энд Кемикл Индастриз" (АЭКИ, African Explosives and Chemical Industries), заводы которой расположены в городах Моддер-фонтейн, Сомерсет-Уэст, Умбогитвини и Сасолбург.

ЮАР - единственная страна в мире, производящая жидкое топливо из угля; это осуществляется на заводах компании "Саут Эфрикэн Коул Ойл энд Гэс Корпорейшн" (САСОЛ - South African Coal Oil & Gas Corporation - SASOL), размещенных в городах Сасолбург и Секунда в Восточном Трансваале. Эти предприятия обеспечивают 40% потребностей страны в жидком топливе. К настоящему времени завершено строительство уже четвертого завода подобного типа.

Часть синтетического бензина экспортируется. В частности, контракт на его поставку в Бразилию (300 тыс.куб.м) - среди крупнейших экспортных операций ЮАР. Подобные контракты - на экспорт химического топлива - заключены с Японией и рядом стран Юго-Восточной Азии.

Производство синтетического топлива в Сасолбурге послужило основой для создания нефтехимического комплекса, выпускающего более 100 видов продукции, в том числе аммиак, парафин, синтетические смолы, пластмассы. синтетический каучук и т.д.

ЮАР - крупнейший в Африке производитель фармацевтической продукции. В этой области действуют филиалы таких международных корпораций, как "Байер" (Вауег) и "Хёхст" (Hoechst). Южная Африка производит и экспортирует также фосфорную и полифосфорную кислоты, окись и гидроокись ванадия, силикон, окись титана, йодистый калий, фосфат кальция, ферроуран, ацетон, бутанон, фурфуриловый и тетрагидрофурфуриловый спирт и др.

ПИЩЕВКУСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В пищевкусовой промышленности (производство продовольствия, напитков, табачных изделий) занято 223 тыс. человек. Из 27 крупнейших южноафриканских корпораций в данной отрасли действует шесть, в их числе: "СГ Смит Шугар" (CG Smith Sugar) с капиталом в 419 млн. рандов, владеющая пятью сахарными заводами в Квазулу-Натале и одним в провинции Мпумаланга; "Тонгаат-Хьюлетт Групп" (Tongaat Hewlett Group), с капиталом 73 млн. рандов, занимающаяся переработкой сахарного тросника; "Саут Эфрикэн Брюевериз" (South African Breweries), осуществляющая производство пива, натуральных фруктовых соков, безалкогольных напитков; "Империал Колд Сторидж энд Саплай" (Imperial Cold Storage & Supply), производящая мясные и молочные продукты, мороженую рыбу и мороженые овощи, "Премьер Групп" (Premier Group), владеющую мукомольными заводами, хлебозаводами, маслобойнями, и "Ирвин энд Джонсон" (Irvin & Johnson), занимающаяся обработкой и экспортом рыбы, мороженых овощей, кондитерских изделий.

Предприятия, специализирующиеся на консервировании овощей и фруктов, расположены преимущественно в четырех зонах: в провинциях Западный Кейп (переработка цитрусовых и яблок), Восточный Кейп и Квазулу-Наталь (консервирование ананасов), а также в районе Витват-терсранда (переработка фруктов и овощей). Около 40% этой продукции вывозится примерно в 70 стран мира, среди которых Великобритания является ее главным потребителем.

По объему переработки мяса, производству сгущенного молока и сливок ЮАР занимает первое место в Африке и одно из первых в мире. Молочные и мясные консервы потребляются в основном внутри страны, зато рыбные экспортируются. Но вот чем по-настоящему славится пищевая промышленность ЮАР, так это вином и пивом. Южноафриканские вина отличаются высоким качеством и разнообразием, винодельческие предприятия расположены на юге Западного Кейпа, а самый крупный покупатель этой продукции - Великобритания.

Широко известен южноафриканский чай "Ройбос", выпускаемый на фабриках одноименной компании в районе г. Кейптауна. Часть чайной продукции закупается Японией (1 тыс.т в год), Германией и Швейцарией (по 240 т в год). ЮАР занимает первое место в Африке и одно из ведущих в мире по производству тростникового сахара. Главный центр сахароварения - провинция Квазулу-Наталь.

ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Текстильная промышленность представлена в основном производством хлопчатобумажных, шерстяных, синтетических и смесовых тканей, а также пряжи, одеял, ковров и трикотажа. ЮАР входит в пятерку крупнейших в мире производителей мохера. В отрасли насчитывается более 1000 фабрик, на которых работает около 125 тыс. человек. Большая часть предприятий расположена в районе городов Ист-Лондон, Порт-Элизабет, Кейптаун, Претория, Йоханнесбург, а также Стандертон, Хэррисмит, Дурбан, Ледисмит и Чарлстаун.

Ведущей корпорацией ЮАР, производящей одежду и текстиль, является "Консолидейтед Текстайл Милз" (Consolidated Textiles Mills).

Внутренние потребности в текстиле удовлетворяются местной промышленностью примерно на 60%. Набивная ткань компании "Хоум Фэбрикс" (Home Fabrics), расположенной в г.Мидранде, используемая для обивки мебели, экспортируется в Сингапур, Японию, Австралию, Новую Зеландию. США. Южная Африка известна на мировом рынке как поставщик выделанных кож, пользующихся большим спросом на заводах Италии, Испании, Португалии, Японии, Гонконга, Израиля.

ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Военная промышленность, переживающая в настоящее время период конверсии, вносит заметный вклад в экономику ЮАР.

Вклад собственно военной промышленности в ВВП достигает 3 млрд. рандов в год, в ней занято около 70 тыс. человек. По лицензиям, приобретенным у американских, европейских, израильских и других фирм, а также по отечественным разработкам в ЮАР производятся самолеты, вертолеты, ракеты, бронеавтомобили, танки, стрелковое вооружение и военное снаряжение.

Как и в случае с финансами, распределение золота не является равномерным, и некоторые страны имеют значительно больше ресурсов, чем другие. Начиная с относительно неизвестного Узбекистана и заканчивая одним из крупнейших золотодобытчиков в мире ЮАР, добыча десятков и даже сотен тонн в год не является выдумкой, особенно если речь идет о странах, указанных в этом списке. Пришло время ознакомиться с рейтингом стран, которые добывают наибольшее количество золота в год.

Узбекистан - 90 тонн

Узбекистан - это одна из двух стран, не имеющих выхода к морю и граничащих с теми странами, которые также не имеют выхода к морю, в мире, однако это не значит, что здесь нет важных природных ресурсов (хотя здесь определенно имеются проблемы с их экспортом). Эта страна заняла десятое место в рейтинге наиболее золотодобывающих государств, так как здесь добывается около 90 тонн золота в год. Большая часть золота, которое здесь добывается, затем национализируется, при этом оно принадлежит Навоийскому горно-металлургическому комбинату.

Индонезия - 100 тонн

В то время как в Узбекистане вы можете найти крупнейший открытый золотой карьер в мире, рекорд самого большого золотого рудника принадлежит Индонезии. Речь идет о руднике Грасберг, где работает 19 тысяч человек. К сожалению, он также считается одним из самых токсичных мест в мире. Каждый год этот рудник выпускает в атмосферу около тысячи тонн ртути в дополнение к тому, что здесь добывается 100 тонн золота ежегодно. Люди, которые живут неподалеку от этого рудника, употребляют в пищу рыбу, в которой содержится в два раза больше рекомендуемого количества ртути, а это означает, что добыча золота является крайне вредным процессом для работников рудника и тех людей, которые живут неподалеку.

Гана - 100 тонн

Гана однажды была известна как Золотое побережье за обилие металлов. На 2011 год здесь добывалось 100 тонн золота, однако постепенно запас золота уменьшается, и на сегодняшний день золотой запас Ганы оценивается только в 1400 тонн. Золотодобывающая промышленность составляет около пяти процентов ВВП страны, а добываемые минералы составляют 37 процентов экспорта страны. Гана находится на втором месте по добыче золота в Африке, уступая только ЮАР.

Канада - 110 тонн

Ах, Канада, земля снега, нефти и драгоценных металлов. Большая часть канадского золота приходит из Онтарио, в частности из рудника Ред-Лейк. Канада является настолько патриотичной по отношению к собственному золоту, что вы можете приобрести канадскую золотую монету всего за несколько сотен долларов. Однако вам нужно поторопиться, потому что золотые прииски этой страны являются одними из самых маленьких среди стран, попавших в этот список.

Перу - 150 тонн

Перу - это самая крупная по добыче золота страна в Латинской Америке и всего лишь вторая во всей Америке после Соединенных Штатов. Хотя страна получает определенную денежную прибыль от добычи золота, этот процесс оказывает негативное воздействие на окружающую среду. За последнее десятилетие золотодобыча в этой стране возросла на 400 процентов, и это крайне негативно сказалось на Перуанской Амазонке. Проблема перуанских золотых приисков заключается в том, что в большинстве своем они расположены на вершинах гор, поэтому сами горы и окружающие их земли подвергаются негативному воздействию.

ЮАР - 190 тонн

Страна, которая добывает больше всего золота на Африканском континенте, - это ЮАР, получающая около 190 тонн золота в год. Наиболее поразительным фактом о золотодобыче в ЮАР является то, что у страны имеется еще около шести тысяч тонн золота в резерве. Кроме того, до 2006 года эта страна считалась крупнейшим добытчиком золота в мире, и хотя по-прежнему она остается на высокой позиции, эффективность работы не является наивысшей. Золотодобыча является одним из ключевых ведущих факторов, позволяющих ЮАР принимать активное участие в мировой экономике.

Россия - 200 тонн

Нет ничего удивительного в том, что России досталось немало золота, ведь она занимает примерно одну шестую территории всего мира. Более пяти тысяч тонн все еще находятся в резерве, в большей части их еще даже не начали разрабатывать, в частности, на востоке Сибири, однако Россия при этом уже начала импортировать золото, чтобы утолить свою жажду этого блестящего металла. Например, в 2012 году страна импортировала примерно пять процентов золота, чтобы пополнить свой банковый резерв, который составляет около 900 тонн. Независимо от того, находится этот металл - в банке, или под землей, - Россия определенно любит золото.

США - 237 тонн

Россию обошел ее противник со времен холодной войны, Соединенные Штаты Америки, которые на данный момент занимают третье место по добыче золота в мире. Хотя золотые прииски сосредоточены в большинстве своем в Неваде (неподалеку от Лас-Вегаса) и в Монтане, большая часть золота находится в хранилищах под Нью-Йорком, Форт-Нокс и в других местах. Более восьми тысяч тонн золота находится в этих хранилищах, принадлежащих Федеральная резервной системе и Министерству финансов. В сумме США располагают примерно таким количеством золота, которое соответствует 75 процентам золотых резервов всего мира.

Австралия - 270 тонн

Шахтеры этой страны уже долгое время постоянно работают в бесплодной почве, чтобы получать внушительное количество золота и занимать второе место в этом рейтинге. Добыча золота в Австралии каждый год составляет около 270 тонн. Две трети этого количества поступают из Западной Австралии, из приисков, расположенных вокруг Перта. Крупнейший открытый карьер на континенте, носящий название «Золотая Миля», поставляет наибольшее количество золота для экспорта, который приносит Австралии около 14 миллиардов долларов в год.

Китай - 355 тонн

Китай занимает первое место в этом рейтинге, собственно, как он делает и во многих других рейтингах. В этой стране добывают примерно на треть больше, чем у ближайших преследователей из Австралии. Однако в дополнение к тому, что здесь добывается больше всего золота, Китай также является и главным потребителем золота в мире, что вполне подходит для страны, которой удалось вытянуть сотни миллионов человек из нищеты. Большая часть золотых приисков расположена в провинции Шандунь, расположенной между Пекином и Шанхаем.

Горнодобывающая промышленность является одной из ведущих отраслей народного хозяйства Южно-Африканской Республики (в 2007 г. ее доля в ВВП составила 7,5%). Страна лидирует в мире по разведанным запасам золота, марганцевой и хромовой руды, ванадия, а также металлов платиновой группы. ЮАР также занимает одно из ведущих мест в мировой добыче ряда видов минерального сырья (данные за 2006 г. приведены ниже; тыс. т., если не указано иное):

Золото. Важнейшим продуктом горнодобывающей промышленности ЮАР является золото, по добыче которого страна в течение нескольких десятилетий сохраняла статус мирового лидера. Динамика добычи и экспорта золота ЮАР в 1996 - 2006 гг. приведена ниже:

Снижение добычи золота в ЮАР, начавшееся в 2000 г., объясняется как ростом издержек производства, так и снижением производительности труда. Кроме того, ухудшились условия добычи, были исчерпаны ресурсы на ряде богатых месторождений, увеличилось число праздничных дней и др. В 2007 - 2008 гг. к этим негативным факторам добавился энергетический кризис.

В 2007 г. в ЮАР было добыто около 275 т, а в Китае - 270 т (в I полугодии 2008 г. в КНР добыто 129 т). В связи с тем, что во II полугодии текущего года в КНР будут сданы в эксплуатацию несколько новых рудников, добыча золота в этой стране, видимо, возрастет и в 2008-2009гг. Китай может стать мировым лидером золотодобычи.

По прогнозу экспертов, в перспективе может проявиться понижательная тенденция цен на золото (в последние 10 лет оно дорожало в основном из-за сокращения добычи), в том числе в результате насыщения рынка вследствие реализации крупных рудных проектов в ряде стран и стабилизации спроса промышленности на золото.

Ведущий производитель золота и урана в Африке - компания "AngloGold Ashanti", занимающая третье место в мире по добыче золота, в I полугодии 2008 г. снизила его добычу по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 8,4%. На долю этой компании приходится наибольшая часть производства золота в ЮАР. Среди золотодобывающих компаний "AngloGold Ashanti" имеет наибольшее число форвардных контрактов, которые предполагают продажу драгметал-ла по ценам ниже мировых. Данная компания намерена в течение ближайших 5 лет добывать в среднем 155 т металла в год (в 2007 г. -124 т).

Металлы платиновой группы (платина, палладий, родий, иридий, рутений, осмий). Платина и другие металлы платиновой группы добываются в районе Бушвельдского комплекса. В отличие от других стран-производителей, которые извлекают металлы данной группы как побочный продукт, в ЮАР добыча ведется на платиноидных рудниках.

Динамика производства и экспорта металлов платиновой группы в стране характеризуется следующими данными:

Алмазы. Пояс алмазных месторождений, протяженностью около 500 км, проходит через провинции Лимпопо, Свободное Государство, Мпумаланга, Западный, Северный и Восточный Кейп. Увеличение производства алмазного сырья объясняется ростом добычи на руднике "Venetia", принадлежащем концерну "De Beers" и находящемся в пров. Лимпопо - ведущем алмазодобывающем регионе страны.

В ЮАР добыча алмазов ведется по лицензиям, выдаваемым на разведку и разработку месторождений. Удельный вес добычи на коренных месторождениях (кимберлитовые трубки) достигает 90% суммарного производства, а на аллювиальных месторождениях - 9%. Объем морской добычи незначителен и постоянно снижается. Доля компании "De Beers Consolidated Mines" ("DBCM") в общей добыче южноафриканских алмазов в последние годы превышала 90%.

В 2005 г. в ЮАР были подготовлены поправки к "Алмазному акту" от 1986 г. На основе нового законодательства корпорация "De Beers" в 2007 г. подписала соглашение с Департаментом горного дела и энергетики ЮАР, предусматривающее продажу 10% добываемых ею алмазов Государственному алмазному трейдеру ("State Diamond Trader"). Эта структура должна содействовать перераспределению сырых алмазов между местными предпринимателями-"бенефикаторами". Правительство ЮАР намерено распространить "политику бенефикации" и на другие виды полезных ископаемых. Эта стратегия должна касаться всех видов минеральных ресурсов, но для отдельных секторов доля сырья, перерабатываемого в стране, будет устанавливаться индивидуально.

Правительство ЮАР проводит политику, направленную на повышение роли африканского бизнеса в стране. В связи с этим "De Beers" в рамках политики "Black Economic Enpowerment" была вынуждена в 2006 г. продать 26%-ную долю акций своего южноафриканского алмазодобывающего предприятия "DBCM" компании, принадлежащей представителям коренного населения страны.

По данным "Kimberley Process Certification Scheme", стоимость совокупной мировой добычи алмазов в 2007 г. составила 12,1 млрд. долл. ЮАР находилась на 4-м месте в мировой алмазодобыче по стоимости (1,4 млрд. долл.), а в натуральном выражении занимала б-е место (15,2 млн. карат).

Хром. В настоящее время ЮАР является крупнейшим в мире производителем хромовой руды. По оценкам экспертов, запасы хрома в ЮАР позволяют удовлетворять потребности фирм - производителей стали в мире в течение нескольких столетий. В настоящее время в ЮАР ведутся работы по расширению действующих мощностей по добыче хромитов с целью увеличения экспорта (особенно в США, страны ЕС и Китай).

Динамика производства и экспорта хромовой руды в 1996 - 2006 гг. характеризуется следующими данными:

Марганцевая руда. Большая часть всех запасов высокосортных марганцевых руд находится в пров. Северный Кейп в пустыне Калахари, причем около 95% запасов сосредоточено в уникальной марганцево-железорудной зоне Куруман. Наиболее крупными месторождениями являются Маматван (среднее содержание марганца - 38%), Весселе (47%) и Миддельплаатц (36%). Около 25% добываемого сырья перерабатывается на местных предприятиях, выпускающих марганцевые сплавы и металлический марганец для отгрузки на экспорт. Остальное сырье вывозится в необработанном виде. Ведущее место среди компаний - производителей марганцевой руды принадлежит фирмам "Samancor Ltd." и "Assmang Ltd.".

В настоящее время многие крупные российские компании проявляют интерес к реализации инвестиционных проектов в ряде секторов экономики ЮАР. Например, в области добычи и переработки минеральных ресурсов группа компаний "Ренова" совместно с южноафриканскими компаниями участвует в проекте "Марганец Калахари" по разведке, добыче и переработке марганцевых руд бассейна Калахари. В феврале 2008 г. получена лицензия на проведение очередного этапа освоения месторождения в рамках данного проекта. Стороны намерены приступить к строительству рудника, а в дальнейшем организовать добычу руды в промышленных масштабах.

Уголь. Большая часть угля в ЮАР добывается открытым способом. Ведущими угольными компаниями являются "AngloCoal" (23%), "Еххаго" (19%), "ВНР Billiton" (17%), "Sasol Coal" (14%), "Xstrata" (10%). Более 93% электроэнергии в ЮАР вырабатывается на электростанциях, работающих на угле. Кроме того, он является сырьем предприятия "Sasol", производящего синтетическое жидкое топливо. Значительная часть добываемого в ЮАР угля экспортируется в страны Европы (более 60%).

Железная руда. По добыче железной руды ЮАР занимает 7-е место в мире, причем из стран Африки промышленная добыча железорудного сырья ведется только в ЮАР. В стране действуют две крупные железорудные компании - "Kumba Iron Ore Ltd" (собственник - "AngloAmerican") и "Assmang", принадлежащая южноафриканским фирмам "African Rainbow Minerals" и "Assore" (обе расположены в пров. Северный Кейп). Компания "Assmang" добывает и экспортирует около 7 млн. т руды в год, "Kumba" добывает 31 млн. т и экспортирует 24 млн. Кроме того, "Rio Tinto" совместно с "Anglo-American" расширяет предприятие "Palabora Mining", годовое производство на котором составляет 2 млн. т.

Добыча железной руды компанией "Kumba" (в 2000 г. выделилась из сталелитейной группы "Iscor" - ныне "ArcelorMittal South Africa") сосредоточена на руднике "Sishen Mine", втором по величине в мире железорудном предприятии, где добывается около 30 млн. т руды в год. Компания также контролирует рудник "Thabazimbi", запасы которого почти выработаны, а также перспективное месторождение качественной руды "Sishen South" и месторождение низкосортного железняка "Phoenix" в пров. Лимпопо.

На внутреннем рынке основным покупателем продукции "Kumba" является компания "ArcelorMittal South Africa". Согласно долгосрочному соглашению рудная компания обязана ежегодно отгружать сталелитейной 6,25 млн. т руды по ценовой формуле: "себестоимость + 3% на накладные расходы" (большая часть руды экспортируется).

В настоящее время в Африке добывается больше железной руды, чем необходимо для производства чугуна и стали странам континента. В 2006 г. и 2007 г. добыча железной руды составила 57 млн. и около 60 млн. т в год соответственно, а выплавка стали оценивалась в 18 млн. На ЮАР приходится более 70% объема добычи и Мавританию - 25%.

В последнее время определены стратегические интересы ЮАР в области горнодобывающей промышленности. Страна намерена сохранить лидирующие позиции на мировых рынках золота, алмазов, металлов платиновой группы, а также редких минералов и активно воздействовать на процессы ценообразования на соответствующих рынках. В связи с необходимостью привлечения дополнительных финансовых ресурсов и новейших технологий, а также квалифицированных специалистов возрастает значение взаимодействия с иностранными компаниями (прежде всего транснациональными).

Сотрудничество между Россией и ЮАР в разработке месторождений твердых полезных ископаемых развивается в основном на уровне крупных компаний. На состоявшемся в мае 2008 г. седьмом заседании Смешанного межправительственного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству между Россией и ЮАР стороны выразили удовлетворение развитием отношений в этой сфере. Они подтвердили заинтересованность в подготовке и выполнении проектов в области добычи и переработки металлов платиновой группы на территории ЮАР путем создания совместных предприятий. Стороны также подтвердили заинтересованность в осуществлении программ обмена технологиями и выработке согласованной стратегии с целью создания условий для добычи алмазного сырья глубинного залегания и технологий обработки драгоценных металлов.

В частности, руководство АК "Алроса" полагает, что созданы условия для активизации сотрудничества алмазно-бриллиантовых комплексов двух стран. Это касается обмена информацией, а также изучения опыта в области геологоразведки, добычи и обогащения алмазов, применения новых технологий, создания совместных предприятий по разработке алмазоносных месторождений на территории ЮАР, поставок оборудования для добычи и обогащения алмазов и др. Российская сторона считает успешным сотрудничество ОАО "Норильский никель", ОАО "СУАЛ-холдинг", а также группы компаний "Ренова" и ряда других компаний РФ с южноафриканскими партнерами.

В 2008 г. горнодобывающая промышленность ЮАР развивалась крайне неравномерно, в народном хозяйстве обострились проблемы, негативно влияющие на процесс реализации промышленной политики, выработанной правительством ЮАР. В первую очередь к ним относится вопрос модернизации южноафриканской энергетики, ситуация в которой обострилась в конце 2007 г. - начале 2008 г. В результате веерных отключений электроэнергии много компаний, особенно в секторе добычи и переработки полезных ископаемых, понесли потери на фоне благоприятной конъюнктуры мирового рынка минерального сырья. При этом государство лишилось значительных налоговых поступлений.

В январе 2008 г. из-за энергетического кризиса в ЮАР большинство горнодобывающих компаний, работающих в стране, были вынуждены полностью или частично приостановить производство. В последние месяцы объем поставок электроэнергии обеспечивал потребности компаний не более чем на 90%. Например, из-за энергетического кризиса компания "Impala Platinum" в начале 2008 г. снизила производство платины на 6%. Другой ведущий производитель платины - южноафриканская "Anglo Platinum" объявила, что выпуск металла в текущем году снизится.

Следует отметить, что по итогам II квартала 2008 г. ВВП ЮАР возрос на 4,9% (в I квартале - на 2,1%), а объем производства в горнодобывающей промышленности во II квартале увеличился на 15,6% (в I квартале - снизился на 22%).

Согласно данным статистики, добыча платины в ЮАР в июле 2008 г. значительно снизилась (по сравнению с июлем прошлого года - на 12,6%). В I полугодии 2008 г. производство драгоценных металлов по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. сократилось на 6,6% (добыча золота - на 16,4%).

Снижение производства платины в ЮАР было частично компенсировано ростом добычи золота на 2,2%, а также незначительным увеличением добычи некоторых минералов. Согласно прогнозам, падение цены на золото ниже отметки 750 долл. может оказаться неприемлемым для ряда южноафриканских компаний, так как издержки производства превысят доходы от реализации металла. Эксперты также прогнозируют снижение производства золота в ЮАР в 2008 г. до 218 т, что на 14% меньше, чем в 2007 г.

Любомира Ремажевская

Проблема с дефицитом угля, возникшая в середине уходящего года, нова для Украины. Компании "Укринтерэнерго" пришлось взять на себя роль пионера и начать проект по диверсификации импорта энергетического угля в страну. Впрочем, дело это оказалось наказуемым

Скандал вокруг импорта угля из ЮАР несколько утих в СМИ, но в профессиональной среде споры вокруг качества поставленного "Центрэнерго" сырья продолжаются. В том числе и в суде. Бывший директор компании "Укринтерэнерго" Владимир Зиневич, находящийся сейчас под следствием по делу о южноафриканском угле, рассказал Delo.UA о подробностях контракта с компанией Steel Mont Trading, из-за которого его обвинили в растрате средств в особо крупных размерах, а государство оказалось на грани погружения во тьму. Правда, под запись отвечать на вопрос, за что же его теперь преследуют, Зиневич отказался. Но, исходя из истории ниже, причина точно не в качестве угля.

Владимир Олегович, каким образом "Укринтерэнерго" вышло на компанию Steel Mont Trading?

С этой компанией мы начали проводить переговоры еще в конце весны 2014 года, когда были намерены выйти на экспортный рынок антрацита из-за профицита данного вида угля в Украине на тот момент. К сожалению, позже ситуация, как мы знаем, изменилась, и эта марка угля для Украины стала дефицитом. И когда начиналась кампания по поиску партнеров в импорте угля, Steel Mont Trading был одной из десятка компаний, которые сделали нам свое предложение.

Вы обнародовали ранее предложения других компаний, и только эта согласилась на самые оптимальные параметры. Почему?

Не очень корректно задавать мне вопрос, почему поставщик пошел на такие условия, но с моей точки зрения, для относительно небольшой компании, такой как Steel Mont Trading, иметь такой контракт — это всегда возможность заявиться на новом рынке. Тем более, учитывая, что Украина впервые собиралась импортировать сырье и открывала серьезные возможности для компании-поставщика.

Нам было очень сложно обеспечить выполнение контракта при дефиците финансовых ресурсов в столь короткий промежуток времени. Антрацитовые угли — очень дефицитный продукт, и обычно компании, которые занимаются поставками этого сырья, заключают долгосрочные контракты на фиксированные объемы на год вперед. Только в этом случае добывающая компания имеет четкую перспективу и может планировать свою деятельность.

Наша ситуация оказалась крайне сложной — нам понадобилось приобрести большой объем антрацита именно в середине года и в достаточно короткий промежуток времени обеспечить поставку одного миллиона тонн. Нужно понимать, что миллион тонн — это очень много, особенно для бизнеса перевозки морскими судами. Для сравнения скажу, что ЮАР экспортирует всего 3 млн тонн антрацита в год.

Какие задачи стояли перед "Укринтерэнерго" в тот момент?

Нам необходимо было решить три основные задачи: найти уголь надлежащего качества по приемлемой цене, структурировать сделку с точки зрения финансирования и найти опытного партнера, который смог бы нас провести через все "подводные камни" в бизнес-составляющей импорта угля. Ведь мы были украинскими пионерами в поставках энергетических марок угля в страну.

Steel Mont Trading, работающий на мировом рынке более 10 лет и имеющий годовой оборот $400 млн (при уставном капитале $2 млн), помог ответить на все вопросы, в которых у Украины не было опыта. Они пошли на уступки и познакомили нашу компанию с теми южноафриканскими поставщиками, которые добывают ресурс, подходящий нам по качеству.

Я лично ездил встречаться с руководителями ЮАРовских шахт и обсуждал вопросы качества и логистики. Мне нужно было самому разобраться во всех нюансах и деталях. Наши поставщики — публичные компании, которые торгуют на южноафриканской бирже и не допустят собственных репутационных рисков.

Как решался вопрос с обеспечением оплаты грузов?

Денег, чтобы иметь двухмесячный оборот (с момента погрузки угля в порту до момента его разгрузки в Украине), у "Укринтерэнерго" не было, и банки не могли обеспечить нас достаточным объемом финансовых ресурсов. Государство (я имею в виду бюджет) тоже не готово было нам помочь с кредитованием.

У нас был очень узкий коридор — кредит в банке, собственные средства либо капитал, который готов предоставить трейдер. Мы использовали все возможные варианты. "Укринтерэнерго" имело кредитную линию в Укргазбанке, которую мы задействовали для этого проекта — на 200 млн гривень, но этого было недостаточно для обеспечения сделки. Объем оборотного капитала должен был составлять не менее $50 млн.

В таком случае как "образовалась" предоплата в 20%?

Мы оценили свои финансовые ресурсы и возможности по предоплате своими средствами для обеспечения логистики, и в буквальном смысле уговорили контрагентов выйти на сумму в 20%. А 80% они должны были профинансировать за счет собственных ресурсов.

Некоторые эксперты обвиняют Steel Mont Trading в использовании неспециализированного терминала в порту Richards Bay. Мол, именно это привело к проблемам с качеством угля.

Это неправда! Так могут рассуждать люди, которые не понимают, о чем говорят, и никогда не были в порту Richards Bay. Единственная возможность осуществлять отгрузки антрацитовых марок углей в порту Richards Bay был Dry Bulk Terminal. Другой высокотехнологичный угольный терминал, который действует в этом порту — это почти частный клуб. Им оперируют 4 крупнейших мировых компании в сфере добычи и торговли полезными ископаемыми — Glencore Xtrata, BHP Billiton, Rio Tinto и Mercury. Однако там хранятся угли газовой группы, а смешение углей антрацитовой и газовой групп на складах весьма нежелательно.

Кроме того, использование этого терминала было расписано уже на год вперед. А антрацитовые угли отгружаются исключительно из Dry Bulk Terminal. Использование другого порта, Durban, было экономически нецелесообразно по причине невозможности погрузки крупнотоннажных судов.

Сам южноафриканский уголь не столь дорогой, особенно в той качественной категории, которую в итоге закупила Украина. Откуда стоимость в $86?

На шахтах в ЮАР уголь стоит $25-30. Транспортировка его осуществляется в основном автотранспортом — железнодорожная инфраструктура в ЮАР слабо развита и потому очень дорогая. Перевозка с шахты до порта стоит $20-22, перевалка в порту — $12. При этом для номинации судна в порту RBDBT 80% твоего груза уже должно находится на складах в порту, и только в этом случае у вас есть возможность заказать дату подхода судна не менее чем через 2 недели.

Порт — это бутылочное горлышко всего процесса. В месяц порт может выпустить всего 12-15 судов, из которых 3 были нашими. Можете представить, какой объем грузоперевалки в порту Украина забирала на себя? Это был очень серьезный контракт для ЮАР, и посол ЮАР Кристиан Бассон в Украине оказывал нам личное содействие в реализации этого контракта.

Кроме того, фрахт — также очень сложный и специфический бизнес. Новичкам практически нереально оказаться в нем. Если вам нужно получить судно прямо сейчас, вы получите его дорого, а вот через 3 месяца — пожалуйста, держите скидку. Все друг друга знают, и договариваться порой очень тяжело. Если бы это была не пожарная ситуация, возможно, фрахт был бы дешевле. Кроме того, на каждом судне у нас получался недогруз около 10 тысяч тонн по причине ограничения, выставляемого украинскими портами на осадку судов. Первое судно дешевле чем за $24 на тонне никто не хотел давать, потому что в тот момент в Украине велись активные боевые действия и стоял вопрос, будет ли Мариуполь украинским городом. "Везти в Украину? Куда? Там же война, мы туда не пойдем!". Все мировые страховые компании сняли страховку на заход судов в акваторию нашей страны, и владельцу груза приходилось докупать страховку самому.

А в Украине логистические проблемы были? Помнится, у вас незаконченный тендер по транспортировке был…

У нас логистика оказалось значительно проще. У нас не было никаких проблем ни с ТИСом, ни с Ильичевском, если не считать ограничений с максимально допустимой осадкой судов. Мы планировали пускать суда в эти порты "по шахматке" (одно судно в один порт, следующее — в другой), и все получилось.

Проблема была в железной дороге. У "Укрзализныци" не хватало вагонов. Это понятно — у них есть свои планы по перевозке грузов. Уже после третьего судна, когда более-менее наладилась система, эта проблема начала исчезать. Я уверен, что в случае продолжения работы она исчезла бы и вовсе.

С какими проблемами вам довелось столкнуться в течение оформления контракта?

В ЮАР не понимали, зачем нам нужен настолько низколетучий уголь. Такого угля, как нам нужен, в ЮАР очень мало. Нам пришлось отсеять тех производителей, у которых подходят все остальные параметры кроме выхода летучих веществ. Среди тех, что остались, нам надо было найти производителей, уголь которых имел температуру плавления золы (AFT) наиболее приближенную к требованию украинских электростанций.

Стоит отметить, что уголь в ЮАР более тугоплавкий, и найти ископаемые, полностью соответствующие замене украинских антрацитов, невозможно. У Украины не было просто опыта использования углей с другими показателями, ведь многие станции строились с учетом поставок угля с близлежащей шахты, соответственно и "затачивались" под параметры производимого ею угля. А морфология полезных ископаемых в каждом регионе разная.

Главная идея — найти альтернативу и диверсифицировать поставки угля в страну в условиях ненадежности поставок из России. Даже если вы привезете высококачественные угли из Австралии, оборудование наших ТЭС потребует его смешивания с более бедным углем в какой-то пропорции. Смешивание — это норма для угольного бизнеса, в частности и для энергетики в целом, ведь только при помощи шихтования можно получить необходимые параметры угольной смеси. Самое главное, чтобы этот продукт был топливом для котла, и из него можно было произвести киловатт-час.

При этом нельзя сравнивать цену и качество российского угля и любого другого угля из других стран. Российская логистика дешевле. Оказалось же, что мы можем вести торг только в части стоимости угля на шахте. Грубо говоря, $25 и $27 стоимости — это не $2, а 10% разницы для шахтеров. И такие скидки могли быть выделены только под долгосрочные контракты не менее одного года. У нас не было годового контракта, и мы не были готовы его заключать.

Была ли возможность найти другого поставщика?

Я считаю, что сделка была структурирована и проведена идеально — с учетом исходных условий на тот момент. Если бы у нас был миллиард долларов и полгода времени, можно было бы выкручивать руки любому поставщику.

Дешевле предложений на рынке по углю не было, и Украина на тот момент была драйвером спроса. Это рынок! Спрос рождает предложение. Если бы было лучше, кто-то бы уже привез этот уголь. В Перу нам, например, предложили покупать уголь по $234 за тонну.

Есть информация, что "Укринтерэнерго" не смогло выкупить четвертое судно из-за ранее появившихся проблем с валютой.

Мы не могли купить валюту, это правда. Мы покупали по $50 тысяч в день. Это — капля в море при тех суммах, которые нам были нужны.

Некоторые эксперты намекают на нечистоплотность выбранной компании-инспектора — Incolab.

Incolab — датская компания, у нее есть офисы по всему миру. У нас не было никаких оснований не доверять репутации международных независимых инспекторов. Один сертификат эта компания дает в порту погрузки, другой — в порту разгрузки. Эта два документа должны в итоге иметь не более 2% отклонений. Сертификаты качества угля, пришедшего в Украину, находятся в пределах погрешности.

Если у вас сделка связана с международной морской торговлей судовыми партиями, то международный стандарт ИСО предусматривает оценку качества угля по транспортному средству в целом, в данном случае — судну. Уголь грузится неоднородно; в течение погрузки берется 10 промежуточных лотов (замеров), и в результате получается один сертификат в среднем по судну. Образцы угля можно отбирать только из движущегося потока в порту, но не из стационарно лежащей кучи. Вопрос отбора проб — ключевой. Инспекционные компании отбирают арбитражные пробы, запечатывают их в колбы и используют в случае спорных вопросах между покупателем и продавцом. На этом рынке работает не так много компаний — все международные, имеющие соответствующие аккредитации и репутацию.

В то же время по украинским ГОСТам транспортным средством является железнодорожный вагон, а не все судно. А теперь представьте — уголь идет в судне, потом лежит в порту, потом попадает в вагоны и идет на электростанцию. Он за это время слеживается и набирает влагу. И результаты могут отличатся от тех, которые взяты в порту при погрузке и на электростанции. Это абсолютно нормально!

Что касается международных сертификатов, то грузовладелец получает их только на 7-10-й день пути судна и определяет, соответствует ли груз заданным в контракте параметрам. Подмешать что-либо в этот уголь нет возможности ни у покупателя, ни у портовиков, ни у трейдера. Лабораторные пробы берутся возле судна для того, чтобы потом не было возможности предъявить претензии сторонам. Мы в данной ситуации руководствуемся морским правом, а не местными правилами.

Иногда эксперты отмечают, что контракт со Steel Mont плох низкой калорийностью угля, которую закупило "Укринтерэнерго". Почему рассматривались именно заданные параметры, а не более высокоэнергетическое сырье?

Если бы мы покупали уголь с более высокой калорийностью, мы бы получили около $20 в плюс к нынешней цене. Эта тысяча килокалорий стоит этих денег? Не уверен. У нас идет российский высококалорийный уголь, плюс есть еще некоторые украинские угли — можно шихтовать для достижения необходимых показателей и получается нормальное топливо. И это было доказано в процессе его использования.

Были ли проблемы со сжиганием угля на Трипольской и Змиевской станции? Говорят, приходилось поливать уголь мазутом, чтобы он горел. Это из-за его плохого качества?

Никаких проблем со сжиганием топлива не было. Мы специально нанимали институт, который разработал технологию сжигания южноафриканского угля и подобрал наиболее эффективные режимы его использования. В самом начале — на пилотной стадии эксплуатации данного угля, на станциях его сжигали в смеси с более высококалорийным российским углем.

Понятно, что это новый продукт, поэтому его сжигали сначала в пропорции 1:2, потом — 1:1, а впоследствии перешли на 100% использование угля из ЮАР без каких-либо сторонних добавок, и все было нормально. Думаю, лучшим показателем в данном случае являются склады электростанций — сейчас они пусты, что свидетельствует, что этот уголь сгорел без проблем.

Есть разные типы сделок — торгуют по золе и влаге, либо же по калорийности. Для нас калорийность — важный фактор, но выход летучих веществ для нас был более важен. Мы же покупали не концентрат, а рядовой уголь, необогащенный продукт.

Почему?

В ЮАР не так много обогатительных фабрик. После обогащения мы бы получили из 250 тыс. тонн около 60-70 тыс. тонн, потому что на обогащении мы бы получили уголь калорийностью в 6000+ ккал, но вот незадача: 5500 или 5200 ккал нам тоже подойдет для сжигания, с учетом российского угля. Процесс обогащения при этом стоит $12 на тонне без учета логистики.

Сейчас Украина может получить нового поставщика — Казахстан. Чем будет отличаться сырье из этой страны от углей из ЮАР?

Я не понимаю, зачем обсуждать вопрос импорта угля из Казахстана, если они смогут поставлять нам угли марки "СС" — слабоспекающиеся, а не антрацит? Содержание летучих веществ там в два раза превышает необходимые нам показатели. То же касается и Польши — их угли украинским станциям не подходят. В объемах, которые нам необходимы, мы можем покупать уголь в РФ, США, Австралии, Китае, ЮАР. Вьетнам — возможно, но у него действует 30% пошлина на экспорт угля, да и сейчас они нетто-импортер угля. Кроме того, поставка возможна только судами по 30-40 тысяч тонн из-за отсутствия глубоководных портов, что значительно удорожает фрахт и, как следствие, конечную цену продукта.

Однако по международным индексам сырье, которое вы закупали, стоит дешевле.

Украинский уголь традиционно стоил без дотаций $100 за тонну. Почему год назад никто не смотрел на международные индексы?

Контракт был подписан, диверсификация обеспечена. Если бы поставки продолжались, думаю, многих веерных отключений удалось бы избежать. Говорят — уголь плохой, не горит, не с чем его смешвать. Добавьте тогда немного газа — все равно это экономнее, чем переводить станции полностью на газ. Перевод на газ приведет к значительному удорожанию электроэнергии. А говорить, что смешивание для углей — это из-за плохого угля, то же самое, что говорить, что коктейль делают из-за того, что плохой ликер.

Поможет ли Украине импорт электроэнергии из РФ?

Отчасти это снимет проблему дефицита электроэнергии в системе, но не даст возможности избежать веерных отключений полностью. Учитывая дефицит мощности в энергосистеме Украины в 6 ГВт, импорт электроэнергии может снизить его до 4,5 ГВт. России интересно обеспечить экспорт для стабильности поставок в Крым. Так что политики в этом вопросе куда больше. Нам нужно покупать низколетучие антрациты где только возможно, чтобы обеспечить баланс электроэнергии в системе и пережить столько трудный для страны период.