Как по другому называются государственные займы. Управление государственным кредитом в рф

Госкредит- это совокупность финансовых отношений между государством в лице его органов власти и управления и юридическими, а также физическими лицами, когда государство выступает в качестве заёмщика, кредитора и гаранта.

При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заёмщиком средств, а население и предприятия – кредиторами. В сфере международных отношений экономических отношений государств может выступать как заёмщиком, так и кредитором. В тех случаях, когда государство берёт на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими и физическими лицами по отношению к другим физическим лицам, оно является гарантом.

Госкредит может быть внешним и внутренним. Внешний – то кредит, когда, когда кредиторами данного государства выступают иностранные юридические лица или фонды. Внутренний является тогда, когда кредиторы - юридические или физические лица данного государства.

Госкредит, являясь сроком увеличения финансовых возможностей государства, выступает важным фактором ускорения экономического развития государства. Вместе с тем государство должно заботиться об эффективности госкредита, одним из важнейших назначений которого является покрытие бюджетного дефицита.

Госкредит выполняет следующие функции:

· Распределительную

· Регулирующую

· Контрольную

С помощью распределительной функции осуществляется формирование и использование централизованных денежных средств государства на принципах возвратности, срочности и платности. С её помощью обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.

Регулирующая функция госкредит выражается в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Госкредит регулирует денежное обращение, уровни процентных ставок, валютный курс и является инструментом финансовой политики государства. Он оказывает регулирующее воздействие на объем производства и занятость и проявляется:

1) В поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии;

2) В выдаче кредитов другим государствам с условием закупки у отечественных производителей производимой продукции;

3) Кредитование экспорта отечественных товаров.

Контрольная функция госкредита тесно связана с деятельностью государства и охватывает двустороннее движение стоимости, т.к. государственные кредитные операции совершаются на принципах возвратности и платности полученных средств.

Контроль за правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы.

  1. Отличия госкредита от финансового и банковского кредита

Все виды кредита отличаются от классической категории финансы. Если при финансовых отношениях происходит движение стоимости на условиях безвозвратности, то основой кредита является его возвратность и платность, т.е. через определённое время полученная сумм кредита возвращается с процентами.


Вместе с тем госкредит существенно отличается от других видов кредита, например, банковского. Эти отличия состоят в следующем:

1) Потребность государства в кредите возникает при его финансовых затруднениях, и госкредит, в основном, используется на покрытие дефицит бюджета. Банковский кредит получают хозяйствующие субъекты и используют его для поддержания беспрерывного процесса производства, его эффективности и расширения;

2) Если условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заёмщика, то при госкредите их экономические интересы обособлены, поэтому государству необходимо обеспечить экономическую заинтересованность кредиторов для добровольной передачи денежных средств в пользование заёмщика путём выплаты кредитором определённого дохода;

3) Банковский кредит имеет локальное значение и используется субъектами хозяйствования для обеспечения устойчивости или расширения своей финансово-хозяйственной деятельности, ресурсы же мобилизованные с помощью госкредита используются государством глобально и расходуются в соответствии с потребностями всего народного хозяйства страны;

4) При банковском кредите срок возврата кредита строго регламентирован, его нарушение влечёт за собой экономические санкции, в госкредите такой регламентации нет. Отношения между участниками теоретически строятся добровольно, экономические санкции государству - заёмщику практически применит невозможно;

5) С помощью банковского кредита создаются деньги, и поэтому при непродуманной политике банковский кредит может служить фактором появления избыточной денежной массы, т.е. инфляции денег. Госкредит всегда является сроком сокращения денег в обращении.

Любое государство участвует в экономических отношениях, достаточно часто именно оно является основой своей экономической системы. Но вот подробнее о том, как проходит этот процесс, большинство людей не знают, ограничиваясь определением налогов, которыми облагаются жители страны. А вот о сути такого государственного экономического инструмента, как государственный кредит, многие или не слышали, или плохо представляют, что это.

Государство – заемщик

Вообще государственный кредит существует по тем же принципам, что и любые другие кредитные отношения. В его основе лежат принципы:

  • возвратности (сумма займа должна быть возвращена на определенных условиях);
  • срочности (срок полного и поэтапного возврата средств оговаривается в тексте договора);
  • платности (операции проводятся наличными и имеют платный характер).

Государственный кредит – это определенные отношения между кредитором и заемщиком, когда одной из этих сторон является государство. Понятие государственного кредита подразумевает существование трех вероятностей:

  • государство выступает заемщиком относительно физических или юридических лиц, причем к числу последних могут относиться другие государства;
  • государство выступает кредитором в отношении физических или юридических лиц;
  • государство берет на себя функции гаранта в ходе заключения кредитного договора.

Чаще всего, говоря о государственном кредите, мы думаем о ситуациях, в которых государство выступает в роли заемщика. Как правило, государство берет займы, если ему необходимы средства для покрытия своих расходов. Такие ситуации случаются, если по ряду причин наличных средств в бюджете страны недостаточно, но государство не желает увеличивать количество выпускаемых в стране денег, чтобы не допустить ускорение темпов развития инфляции. К примеру, в условиях недавнего мирового финансового кризиса ряд стран воспользовались возможностью взять государственный кредит у других государств или у международных финансовых организаций.

При этом наличие у государства кредита не обязательно говорит о проблемах в экономической жизни страны. Государство может стать заемщиком для юридических и физических лиц в тех случаях, когда средства, которые они имеют по каким либо причина изъяты из экономики. Чтобы вернуть данные денежные ресурсы назад в экономическую систему и обеспечить развитие государственной экономики за счет активного развития социальных программ, государство может прибегнуть к государственному кредиту.

Особенности государственного кредита

Невзирая на то, что государственному кредиту свойственны все признаки обычного коммерческого кредитования, некоторые отличия все-таки имеются. Если к коммерческому кредиту приходится прибегать в случае неравномерного изменения стоимости товаров и услуг, то факт государственного кредита чаще всего определяет дефицит бюджета.

Банковский кредит является инструментом увеличения доли денежных средств в открытой экономической системе, а государственный кредит всегда служит идее их сокращения, определенная часть денежной массы по кредиту идет на обслуживание потребностей самого государства. Чаще всего банковское кредитование имеет целевую природу, одним из условий сделки в банке выступает определение предназначения кредита; если заемщиком является государство, в условиях сделки не указывается конкретная цель займа, государству дается полный карт-бланш на распоряжение полученных средств.

Функции государственного кредита

Будучи финансовой операцией, государственный кредит предназначен для выполнения двух функций:

  1. Фискальная функция. Государственный кредит является дополнительным источником формирования государственного денежного фонда (первый источник – налогообложение). Его используют для покрытия расходов государства.
  2. Регулирующая функция. Государственный кредит является эффективным инструментом регулирования движения денежных потоков в экономической системе. Занимая денежные средства у физических лиц, государство сокращает количество денег, которые находятся в прямом хождении, а выступая заемщиком у юридических лиц, оно способствует увеличению денежной массы. При помощи кредитов государство может оказывать влияние на стоимость кредитования: чем выше предъявляемый им спрос, тем выше уровень процентов по ссудам, а, следовательно, тем дороже для юридических лиц этот кредит.

Государство управляет государственным кредитом при помощи следующих механизмов:

  • возможность регулировать рынок государственного кредитования;
  • возможность государства изменять порядок, условия и формы предлагаемых кредитов;
  • обслуживанием и полным погашением государственного долга;
  • выпуск облигационных займов и их размещение на рынке;
  • наличие на рынке долговых обязательств.

Государственный займ - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение гос-вом от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, (осуществляется путем эмиссии и размещения ценных бумаг , получения кредитов у специализированных фин-кредитных институтов, иностранных гос-в). Т.е. при кредитных отношениях, где в качестве заемщика выступает гос-во, а кредиторами - правовые субъекты данной страны и других стран называется государственным займом.

Отсюда следует, что гос. займ - это основная форма проявления гос. кредита.

Государственный займ привелекается для:

1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью и задолженность по нему покрывается за счет налогов.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

3. Финансирование предприятий местных органов власти.

4. Регулирования денежного обращения страны.

При этом в экономической литературе государственный кредит - это экономические отношения, между государством и физическими и юридическими лицами, т.е. в которых заемщиком выступают физ. и юр. лица, а кредитором государство в лице его органов. Предметом гос. кредита выступают ср-ва бюджета.

Таким образом, отличие гос. кредита от гос. займа состоит в том, что государственные займы :

Ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит - позволяет со временем получить обратно и сумму долга и проценты по ней;

Гос. займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит - с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;

Гос. займ являясь составной частью гос. бюджета не явл-ся доходом бюджета.

Основными различиями между налогами и займами:

1. Займы носят возвратный характер. Налоги - это обязанность уплатить сумму безвозвратно гос-ву.

2. Заем в отличие от налога носит добровольный характер. Гос-во, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.

3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа гос-во выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.

4. Налог - это доход гос-ва. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам гос-ва.

5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы гос-ва.

Предоставление гос. кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:


Бюджетные учреждения;

Гос. и муниципальные унитарные предприятия;

Российские предприятия и организации

Органы исполнительной власти;

Нижестоящие бюджеты.

Способами обеспечения возвратности гос.кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов го-сударства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспе-чивает дополнительные средства для финансирования своих расхо-дов.

2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кре-дитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке Денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно исполь-зуя государственный кредит как инструмент регулирования экономи-ку государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Положительные стороны развития гос. займа :

Как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции .

Безэмиссионное пополнение доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хо-зяйственном обороте при дестабилизации экономики страны.

Используется и для регулирова-ния денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избы-точные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизо-ванные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.

Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения гос. займа:

Государство, осуществляя заимствования на финансовом рын-ке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства ресурсов, которые могли быть использованы в каче-стве производственных инвестиций .

Привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.

Использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Источники государственного займа - временно свободные средства, которые появляются у:

Предприятий;

Пенсионных фондов;

Страховых фондов;

Населения.

Государственный займ может быть внутренним и внешним.

Формы государственного кредита (внутренний):

1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.

2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.

В первые годы Советской власти гос. займа (Г.З) существовали в двух формах — денежной и натуральной (последняя была обусловлена недостаточно развитыми денежными отношениями и интересами охраны владельцев облигаций от обесценения денежных знаков). Первый советский З. г. был выпущен 20 мая 1922 на 10 млн. пудов ржи и на срок 8 мес. В 1923 были выпущены ещё два натуральных З. г. — хлебный и сахарный (беспроцентные).

Первый советский денежный заём выпущен 31 октября 1922 на 100 млн. руб. В золотом исчислении сроком на 10 лет.

За 1924-1928 было выпущено четыре гарантийных займа на общую сумму 900 млн. руб. золотом, размещавшихся на предприятиях и в организациях. В эти же годы выпускались и крестьянские выигрышные займы. Была применена новая форма размещения займа — проведение подписки на заём среди трудящихся с предоставлением им рассрочки платежей. Возрастанию роли советского З. г. способствовал рост доходов трудящихся. В широком масштабе проводилась подписка на заём индустриализации (1-3-й выпуски), заём «Пятилетка в 4 года», займы 3-й пятилетки (1-4-й выпуски) и др., которые послужили одним из источников средств для социалистической индустриализации и развития народного хозяйства в предвоенные годы.

Заём укрепления обороны (1937), займы военных лет (1-4-й выпуски) сыграли важную роль в финансировании военных расходов государства в период Великой Отечественной войны 1941-1945.

В послевоенные годы средства от размещения советских З. г. (5 выпусков займов восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946-1950 и займы развития народного хозяйства СССР 1951-1957) способствовали восстановлению и развитию советской экономики.

Поступления в государственный бюджет СССР от З. г. в годы довоенных пятилеток составили около 50 млрд. руб., в годы Великой Отечественной войны — 76 млрд. руб. и в период 1946-1958 — 260 млрд. руб. (в денежном масштабе до 1961). В целом удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета до Великой Отечественной войны составлял примерно 5%, в годы войны не более 10%, а в 1965, в связи с прекращением выпуска займов, размещаемых по подписке среди населения, снизился до 0,2%.

Как показывает практика увеличение гос. займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиц. деят-ть пром. предприятий , т.к. будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.

По эмитентам займы делятся на:

Федеральные (большая часть);

Региональные;

Муниципальные (местные).

По форме размещения:

Облигационный (оформляемый в форме ЦБ);

Безоблигационный (заключение кредитного договора государства с кредиторами; применяется в отношении крупных кредиторов).

По форме получения дохода:

Процентные (фиксированные и плавающие);

Выигрышные;

Дисконтные (со скидкой);

Вещевые (погашаются товарами);

Пожизненный (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты.

По срокам погашения:

Краткосрочные (до полугода);

Среднесрочные (от 1 до 5 лет);

Долгосрочные (свыше 5 лет).

По методам размещения:

Добровольные;

Принудительные.

Основной формой государственного кредита являются облигационные государст-венные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привле-каются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги , удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

В России (СССР) до 1990 г. использовались только государст-венные облигации внутреннего выигрышного займа, либо разме-щаемые по подписке среди населения (это означало практически принудительное их размещение), либо свободно обращающиеся за наличный расчет со сроком до 20 лет.

С 1990 г. среди населения СССР распространялись государст-венные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года. Погашение таких облигаций осуществлялось дефицитными товарами длительного пользования. Для покрытия дефицита бюджета 1990 г. был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг - государст-венные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем до-ходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сде-лана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятий, организаций). Данный опыт не принес желаемого результата по ряду причин.

Целевой товарный заем принес бюджету 4,1 млрд руб., но госу-дарство практически до сих пор не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Такой тип займа не имеет места в странах с раз-витой рыночной экономикой. С переходом России на новые эконо-мические отношения он не имеет перспективы и в нашей стране.

Экономические условия России обусловили появление ценных бумаг кратко-срочного характера. Так на рынке ценных бумаг появились государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ, облигации федерального займа с переменным купоном, облигации государст-венного сберегательного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ.

Высокая доходность краткосрочных облигаций была очень при-влекательной для инвесторов как резидентов, так и нерезидентов, поэтому рынок ГКО-ОФЗ стал крупным сегментом финансового рынка. Но нерациональная политика государства в области заимст-вований привела к кризису 17 августа 1998 г., когда государство ока-залось не способным выполнить свои обязательства перед кредито-рами. В составе государственного внутреннего долга РФ задолжен-ность по государственным краткосрочным обязательствам составила 480,0 млрд руб., или 63,95% к общей государственной задолженно-сти. После 17 августа выпуск краткосрочных облигаций и выплаты по ним были приостановлены.

Начиная с IV квартала 1998 г. Министерством финансов и Цен-тральным банком РФ проводится работа по разработке механизма реструктуризации государственных ценных бумаг, выпущенных до кризиса. Согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р, начиная с 1999 г. проводится новация государст-венных ценных бумаг. Эта операция включает переоформление цен-ных бумаг со значительной отсрочкой платежа, обмен краткосроч-ных государственных ценных бумаг на долгосрочные.

Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их клас-сификации по определенным признакам:

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не-рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свобод-но обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государст-ву, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения государственные ценные бу-маги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Выпущенные центральным правительством, они называются федеральными или, как в России, - государственными. От имени государства их выпус-кает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Мини-стерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномо-чить определенные инвестиционные институты или банки высту-пить официальными дилерами.

Ценные бумаги разделяются на наличные (докумен-тированные) и безналичные, в том числе существующие в виде за-писей на счетах; по способу выплаты доходов.

По способу выплаты дохо-дов по Государственным ценным бумагам различат установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов.

В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой ин-фляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.

Доля государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2004 года с 18,1% до 35,9%. Задолженность по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 43 млрд. долларов США.


Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах).
Таганрог: ЮФУ, 2007

4. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

4.1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ КРЕДИТА

Что такое государственный кредит?

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов. Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, не обязательно приводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат. Но чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков и приводят к расходованию средств централизованных денежных фондов.

Государственный кредит является одним из видов кредита, характеризуется срочностью, платностью и возвратностью. Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

1)наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2)дефицит государственного бюджета;

3)усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы , то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие - у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Цели и задачи государственного кредита.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит , он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга . Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ - это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит » бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.