Ипц на год минэкономразвития. Инфляция в России: сколько, от чего зависит? Как изменятся значения коэффициентов-дефляторов

В российской бизнес-среде стабильным интересом пользуется один очень интересный и, на самом деле, чрезвычайно емкий показатель – индекс-дефлятор.

Его пользу переоценить поистине сложно, ведь с его помощью легко «прикинуть» в какую сторону повернулся флюгер государственной ценовой политики, чтобы, соответственно, знать, чего ждать от экономической ситуации в ее динамике, прослеживать закономерности поведения властей в плане управления ею.

Именно на основании этой характеристики у нас рассчитывают индексации социальных выплат и различных тарифов, корректировку реальных цен закупок и продаж, а также делают прогнозы, как вести себя в дальнейшем на валютном рынке.

В 2018 году Правительство ожидает существенного снижения уровня инфляции, говоря о том, что экономика входит в свою закономерную полосу стабильности. Правда, одновременно, ряд скептиков утверждает, что на данный момент показатели в 4-5% — это совершенно искусственно сдерживаемые тенденции, истинная природа которых рано или поздно даст о себе знать.

И, по совсем пессимистичным прогнозам, это случится не позднее 2019 года. Что ж, попробуем разобраться в том, что по этому поводу думает Минэкономразвития, а также попытаемся оценить, насколько его прогнозы приближены к действительности.

Курс на стабильность!

В конкретных цифрах, Минэкономразвития установил индекс-дефлятор на 2019 год на уровне в 103,4%. Это при том, что в 2018-м, по его же мнению, объективно стоит ждать не меньше 109%.

Еще через год – в 2020-м – все будет еще красивее: 101,7%. Словом, министерство считает, что буквально в три года стране удастся практически полностью победить инфляцию, как таковую, цены расти перестанут, и вообще все будет в ажуре.

Как известно, валютный рынок России чрезвычайно завязан, как, впрочем, и вся ее экономика, на котировки рынка нефтяного – именно «черное золото» обеспечивает стабильность отечественных денег.

Власти считают, что этот природный актив взял четкий курс на повышение своей стоимости, следовательно, ждут, что вот-вот наступит возвращение к аналогичной тучным начальным двухтысячным ситуации.

Правда, Минэкономразвития, как обычно, не комментирует вариант, когда произойдут параллельно какие-то еще перемены, которые снова обвалят рубль, видимо уже позабыв, к чему совсем недавно привела подобная непоколебимая вера в стабильность нефтяных доходов. А ведь, как показала практика, его зависимость от политических решений не просто сильна – критична.

Верить или нет?

Если брать конкретный текущий момент, ситуация действительно выглядит довольно обнадеживающе: по сравнению с предыдущими периодами, цены и правда замедлили свой рост, причем, что характерно, не только в потребительской корзине, но и в отраслевом, и в макроэкономическом поле. Что уже, само по себе, конечно же, приятно.

Правда, учитывая суть индекса-дефлятора – сравнение стоимостных оценок различных периодов всех основных направлений торговли, производства, сферы услуг и всех видов внешнеэкономической деятельности, не совсем понятно, как Минэкономразвития может опираться на им же придуманные сценарии развития событий, если известно, насколько это заангажированная и подневольная настроениям властей структура.

Объективности здесь, бесспорно, ждать сложно – в условиях-то современной парадигмы завышения показателей и замалчивания, напротив, проблемных мест.

В то же время и полностью отвергать вероятность тенденций снижения индекса-дефлятора уже в самое ближайшее время, не стоит – просто, пожалуй, лучше остановиться на более осторожных прогнозах, при желании оценить, что дальше будет происходить в действительности.

При этом, конечно же, не стоит забывать, что опубликованные министерством данные – это именно то, на что придется опираться в реальном исчислении цен и построении поведенческой стратегии на рынке. Тут уж, как говорится, никуда не денешься.

И если в следующем году рост ВВП, как и предполагают в Минэкономразвития, таки составит 2-3%, а не снизится до пессимистичных 1,5-1,75%, озвученных ВБ и МВФ, то, не исключено, что пусть и не 103,4%, а нечто немногим большее, мы и увидим в действительности в 2019 году.

А что говорят эксперты?

В Высшей школе экономики прогнозы Минэкономразвития откровенно высмеивают, опираясь на то, что и на 2018 год ранее индекс-дефлятор ведомство ставило на уровне 103,8%, а затем, в начале текущего года, после объективной переоценки ситуации, вдруг резко поправилось до 109%.

И пока никаких предпосылок к тому, чтобы эта цифра капитально снизилась почти на целых 6%, нет. В то же время по индексу инфляции, похоже на то, что его все же Центробанку удастся удержать на уровне 4% достаточно длительное время (не исключено, что если все будет идти так, как идет сейчас, то и в 2019 году эта тенденция сохранится).

Но, здесь, настаивают эксперты, существует одна скрытая угроза, на которую немногие обращают внимание, вдохновляясь красивыми цифрами: низкая доходность государства в целом, постепенное вытеснение страны с ключевых внешних рынков, переформатирование экономик, опиравшихся ранее на поставки российских энергоресурсов, критическое снижение инвестиционной активности и усиливающееся авторитарное давление центра служат очень тревожными звоночками, которые в комплексе рано или поздно вызовут настоящую бурю.

Экономика не может быть «полурыночной» — это положение никак не назовешь уравновешенным, и она все время будет стремиться либо противиться регуляторным механизмам, изобретая собственные форматы противодействия, либо, напротив, отвергать принятые в цивилизованном мире модели, все больше увеличивая разрыв между собой и остальными странами. И последнее, к чему так упорно с недавних пор движемся, конечно, ни в коем случае не может вести к стимулированию и росту.

Чрезвычайное технологическое отставание, зависимость от поставок решений и продукции извне, нехватка собственных активов, а также узкая ориентированность внешнеэкономической деятельности, рано или поздно поставит страну на колени, уверены в ВШЭ.

Но, власти этого почему-то упорно не хотят замечать, плодя разной степени оптимистичности прогнозы. Видимо, там увлеклись идеей, что мысли материальны, и считают, что если годами повторять слово «сахар», во рту действительно станет слаще…

Видео

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/

[ Временно определенные показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года ]

[ Временно определенные показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года,

об индексах цен и индексах-дефляторах для прогнозирования цен на продукцию военного назначения ]

Кому: Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации

Федеральные органы исполнительной власти (по списку)

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16 апреля 2008 г. №104 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу» (в ред. приказа Минэкономразвития России от 26 июля 2010 г. № 333, далее – Порядок) Минэкономразвития России направляет таблицу индексов цен производителей, индексов-дефляторов по видам экономической деятельности и иных показателей темпов роста на очередной 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

Также для использования в работе направляются временно определенные показатели прогноза ценовых индексов и инфляции на период 2015 – 2030 годов. В случае отсутствия в перечне требуемого показателя с целью применения п.З, п.5 и п.6 Порядка рекомендуется использовать следующие значения показателей: на период до 2020 года включительно – 103,5, с 2021 года – 102,5.

Приложения: 1. Таблица индексов на очередной 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов: в 1 экз.

2. Временно определенные показатели прогноза ценовых индексов и инфляции до 2030 года: в 1 экз.

Министерство Экономического Развития Российской Федерации П и с ь м о Временно определенные показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года
е-Смета.ру – Сметный портал, индексы СМР инфляции, строительство, составление смет, осметить

Источник: www.e-smeta.ru

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г. № 36144-АВ/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Прогноз), одобренного на заседании Правительства Российской Федераций 13 октября 2016 года (протокол № 33, часть I) и размещенного на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ).

Применение данных показателей Прогноза следует осуществлять в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2015 г. № 37 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (далее – приказ № 37).

Показатели Прогноза, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую ГОЗ, содержатся в следующих таблицах в составе Прогноза (прилагаются):

– инфляция (индекс потребительских цен – ИПЦ) – в таблице «Прогноз показателей инфляции и системы цен до 2019 г.»;

– индексы цен производителей и индексы-дефляторы – в таблице «Прогноз индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2019 г. (по полному кругу предприятий), в % г/г»;

– индекс изменения реальной заработной платы – в таблице «Основные показатели прогноза социально-экономического развития до 2019 года»;

– индексы изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора – в таблице «Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора до 2019 года (в %, в среднем за год к предыдущему году)».

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США* сообщаем значения на 2017-2019 гг. (базовый вариант):

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г
Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г. № 36144-АВ/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования

Источник: www.garant.ru

Расчет коэффициента к Сборнику цен ОНЗТ

Расчет коэффициента к Сборнику цен (ОНЗТ- 96) на 2018 год

Европейской части Российской Федерации

Западной и Восточной Сибири

районах Дальнего Востока

районах Крайнего Севера

Приказ Росземкадастра от 10.01.2003 г. № НК/25

(этот приказ изменен от 18.11.2015 г. N 854)

До 2007 года коэффициенты-дефляторы перемножались, а в 2008 году и далее последующие коэффициенты умножаются на коэффициент 2007 года (письма Минфина от 27 ноября 2009 г. N 03-11-11/216 и далее от 11 февраля 2011 г. N 03-11-09/6).

К сожалению, вынуждены констатировать, что инфляция была и есть, а нормативного документа, который бы установил коэффициент инфляции к ОНЗТ- 96 на 2016 и 2017 годы, нет.

Об исходных данных, стоимости услуги и контактные данные – смотреть

Программа "Смета Гео+Кадастр"

При расчете сметы на кадастровые и землеустроительные работы с использованием программу "Смета Гео+Кадастр" (поставляется во все регионы Российской Федерации) используются повышающие коэффициенты к ценам "Сборника цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель", введенному Роскомземом с 1 января 1996 года и коэффициенты дефляторы , которые утверждаются приказами Минэкономразвития России. Расчет коэффициента к Сборнику цен ОНЗТ смотрите далее в конце этой страницы.

тел.: 8-906-500-80-61 или 8-483-230-71-20

Росземкадастр 2003

Письмо Росземкадастра от 10.01 2003 НК 25 Территориальным органам Росземкадастра

(ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель» (М., Роскомзем, 1996)»

Первый заместитель руководителя Н.В. Комов

Коэффициент дефлятор в сметах

В 2004 году применялся коэффициент – дефлятор установленный приказом Минэкономразвития РФ:

Об установлении коэффициента – дефлятора

Для расчета индекса к Сборнику цен на землеустроительные и кадастровые работы используются следующие нормативные документы:

Сборник цен Роскомзема 1996 г. (Приказ 70 от 28.12.95 г.), информационный бюллетень №1 1997 г., приложения 1, 2.; приказ Росземкадастра от 10.01.03 г. №НК / 25. Приказ Минэкономразвития от 11.11.03 г. №337, от 09.11.04 г. N 298, от 03.11.05 г. N 284, от 3 ноября 2006 г. N 359, от 19 ноября 2007 г. N 401, от 12 ноября 2008 г. N 392, от 13 ноября 2009 г. N 465, от 27 октября 2010 г. N 519, от 1 ноября 2011 г. N 612, от 31 октября 2012 г. №707, от 7 ноября 2013 г. N 652, от 29 октября 2014 г. N 685, от 20 октября 2015 г. N 772, от 3 ноября 2016 г. № 698, от 30 октября 2017 г. N 579.

Индексы изменения сметной стоимости геодезических работ – смотреть

Коэффициенты к ценам на кадастровые работы
Коэффициенты к ценам на кадастровые работы Расчет коэффициента к Сборнику цен ОНЗТ Из содержания приказа следует, что конкретно землеустроительные и кадастровые работы не упоминаются

Источник: kladik.3dn.ru

Индекс-дефлятор на 2017-2019 год Минэкономразвития

В Минэкономразвития рассчитывают на дальнейшее замедление инфляции, что отражается на прогнозе индексов-дефляторов на 2017-2019 годы. Восстановление экономического роста и стабилизация отечественной валюты обеспечат умеренный рост цен, что соответствует целям Центробанка. Эксперты отмечают уязвимость российской экономики перед новыми внешними вызовами.

Индекс-дефлятор переходит к снижению: прогнозы Минэкономразвития на 2017-2019 годы

Российская экономика преодолела негативные последствия кризиса, что отражается на стабилизации цен. После роста до 13%, темпы инфляции замедлились до 4%, что соответствует целевому уровню Центробанка. В дальнейшем власти рассчитывают закрепить рост цен на данном уровне, что станет основой макроэкономической стабильности.

Замедление инфляции связано с влиянием нескольких факторов. Восстановление роста нефтяных котировок привело к существенному укреплению отечественной валюты. В результате произошло снижение цен на импортные товары. Кроме того, российская экономика восстанавливает положительные темпы роста.

Снижение темпов инфляции отражается на дефляторах, уровень которых определяют представители Минэкономразвития. Данные коэффициенты отражаются на сравнении цен в разных периодах, что позволяет спрогнозировать дальнейшие темпы развития экономики. Кроме того, дефляторы используются для индексации некоторых тарифов, социальных выплат и т.д.

В отличие от индекса потребительских цен, при расчете дефляторов используется полный набор существующих товаров и услуг. Еще одно отличие от ИПЦ — данный показатель отражает заниженные темпы инфляции.

Прогнозные значения индексов-дефляторов на 2017-2019 годы основаны на сценариях развития экономики РФ, разработанных экспертами Минэкономразвития.

Оживление экономики продолжается

Отечественная экономика сохранит положительные темпы роста в среднесрочной перспективе, уверены в МЭР. Несмотря на сохранение режима санкций и период низких цен на энергоресурсы, рост ВВП достигнет 2-3%. При этом мировая экономика будет прирастать на 3,6%.

Ключевым фактором для российской экономики останется динамика нефтяного рынка. Прогноз МЭР предполагает среднюю стоимость барреля на уровне 40 долларов. Если нефтяные котировки будут превышать данный уровень, то правительство сможет восстановить запасы Резервного фонда, которые значительно сократились за время кризиса.

Для устойчивого роста отечественной экономики необходимо стимулировать развитие несырьевого экспорта, подчеркивают представители МЭР. В таком случае будет снижена зависимость от колебаний цен на энергоресурсы, которая является причиной циклических кризисов.

Улучшение макроэкономической динамики приведет к наращиванию инвестиций и восстановлению роста реальных доходов населения. Кроме того, власти не прогнозируют существенного ослабления отечественной валюты.

В таких условиях рост цен замедлится до 3,8-4%, подчеркивают чиновники. Данная динамика отражается на прогнозах дефляторов на следующий год.

Прогнозы на 2018 год: чиновники против экспертов

Учитывая динамику развития экономической ситуации, представители Минэкономразвития подготовили прогнозы основных ценовых коэффициентов на 2018 год:

  • индекс ИПЦ – 104,3;
  • индекс цен на промышленные товары – 103,8.

В Центробанке также рассчитывают удержать инфляцию в пределах 4%. Замедление инфляции позволит регулятору продолжить снижение ключевой ставки, что обеспечит удешевление кредитных ресурсов. В результате экономика получит дополнительный импульс для развития.

Эксперты не уверены в стабильности цен в ближайшей перспективе, что связано с влиянием нескольких факторов. Перед выборами власти будут увеличивать расходы федерального бюджета, направляя средства на повышение социальных выплат. Избыточная рублевая ликвидность приведет к ускорению инфляции.

Кроме того, под вопросом остается устойчивость российской валюты в ближайшие годы. Рубль сохраняет зависимость от тенденций нефтяного рынка, что создает угрозы для стабильности валютного рынка. Также эксперты отмечают существенный отток капитала, что отражается на динамике валютных котировок. Спекулянты реагируют на рост геополитических рисков и снижение ставки Центробанка, сокращая инвестиции в российские активы.

Обвал цен на нефть спровоцирует новый этап кризиса для российской экономики. В отличие от 2014 года, у правительства нет значительных финансовых резервов, которые помогли бы стабилизировать ситуацию. При этом отечественный бюджет лишится существенных поступлений, что приведет к росту дефицита. В таких условиях произойдет девальвация российской валюты, что приведет к соответствующему повышению цен.

Возобновление роста экономики позволяет экспертам Минэкономразвития снизить прогнозы по индексам-дефляторам на ближайшие годы. Инфляция в 2018-2019 гг. сократится до 4%, что соответствует прогнозному уровню Центробанка.

Замедление роста цен приведет к повышению реальных доходов населения. Также Центробанк сможет уменьшить ключевую ставку, что приведет к снижению стоимости заемных ресурсов.

Снижение инфляции может оказаться под угрозой, если возобновится падение цен на нефть. Кроме того, в следующем году правительство будет увеличивать бюджетные расходы, что отразится на динамике цен.

Индекс-дефлятор на 2017-2019 год Минэкономразвития
Ознакомиться с индексом-дефлятором на период с 2017 по 2019 года от Минэкономразвития можно, прочитав нашу статью.

Темп роста ВВП ко второму кварталу 2019 года может опуститься ниже 1 % к аналогичному периоду 2018 года. В целом на следующий год экономический рост ожидается на уровне 1,4% против 1,9% в 2018 году.

Такие выводы содержатся в обновленном макропрогнозе , направленном в правительство на этой неделе. Министерство обновило прогноз с учетом целей, поставленных президентом - говорится в сообщении ведомства. При этом в базовый сценарий прогноза (он используется для расчета бюджета) «в настоящий момент заложены предпосылки полной реализации разработанного правительством комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации».

Отметим, что пока этот комплексный план известен лишь в общих чертах. В понедельник одобрила предложенное правительством повышение с 2019 года НДС с 18% до 20%. Также парламентом утверждены поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие создание Фонда развития инфраструктурных проектов объемом в 3,5 трлн руб. и усложняющий инвестиционный процесс механизмом «обоснования инвестиций». Так же в парламент внесены предложения об увеличении пенсионного возраста.

Тем временем Минэкономразвития объясняет замедление экономического роста в 2019 году прежде всего замедлением в следующем году реальных темпов роста заработных плат. Дело в том, следует из прогноза, что в 2018 году зарплаты росли слишком быстро и в следующем году этот рост замедлится. В 2018 году правительством были проиндексированы до целевого уровня оплата труда работников соцсферы, а также МРОТ был поднят до прожиточного минимума. Кроме того, в 2019 году индексация другим категориям работников бюджетной сферы будет проведена не с 1 января, а с 1 октября. «Отсутствие значимого давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных зарплат в частном секторе с темпом роста производительности труда». - прогнозируют в Минэкономразвития.

В результате темп роста реальных зарплат снизится с ожидаемых 6,3 % в 2018 году до менее 1 % в 2019 году.

Одновременно сократится и конечное конечное потребление домашних хозяйств с 3,5% до 2,6 % год к году в 2019 году.

«С другой стороны, на реальных темпах роста заработной платы, также как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции», - говорится в прогнозе. Причина роста инфляции - увеличение ставок НДС и она временная.

По данным Минэкономразвития «доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине, оставляет 76 %. Соответственно, «счетный» вклад в инфляцию от увеличения базовой ставки НДС с 18 % до 20% оценивается в 1,3 п.п.».

В министерстве считают, что в следующем году будут происходить сразу два противоположных по направлению «вторичных эффекта»: «рост инфляционных ожиданий и частичная абсорбция эффекта повышения НДС за счет маржи производителей и продавцов, которые будут сопоставимы по масштабу».

Также вероятным эффектом роста инфляционных ожиданий уже в 2018 году станет «потребление впрок» товаров длительного пользования, на которые население будет ожидать роста цен. Минэкономразвития прогнозирует, что инфляция с текущих уровней ускорится до 3,1 % год к году уже в декабре 2018 года. Сдерживать инфляцию предлагается мерами денежно-кредитной политики ЦБ. И тогда инфляция на конец 2019 года составит 4,3 %, «что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира 4 %».

В макропрогнозе сделан вывод о том, что «по мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция, вероятно, опустится ниже 4 %». На конец 2020 года прогноз по инфляции составляет уже 3,8%. Далее, с 2021 по 2024 годы Минэкономразвития считает рост цен стабильным на уровне 4%.

А вот восстановление роста реальных зарплат не такое оптимистичное. В 2020 году рост возможен на уровне 1,5%. В 2021 году - 2,3%. А с 2022 по 2024 годы реальный рост зарплат ожидается на уровне 2,8% в год. То есть никаких явных индексаций оплаты труда правительственный пакет комплекса мер не предполагает.

Зато из макропрогноза Минэкономразвития следует, что для восстановления экономического роста «ключевым условием является перераспределение структуры расходов в пользу инвестиционных». На решение этой задачи будет направлен комплекс мер экономической политики, включающий как перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных и реализацию проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов.

Предполагается и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора. «Это будет достигаться с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса» — говорится в макропрогнозе.

Под этим подразумевается, что бизнесу будут предложены стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности и завершение реформы контроля и надзора.

Минэкономразвития также предполагает и снижение доли государства в экономике.

Кроме того, комплекс мер экономической политики будет включать мероприятия, направленные на создание источников долгосрочных сбережений в экономике. Это создание добровольной накопительной пенсионной системы и расширение линейки инструментов сбережения населения. Также ожидается переход от нейтрального банковского регулирования к стимулирующему.

«При успешной реализации всего комплекса мер экономической политики рост ВВП ускорится до уровня выше 3 % в период 2021-2024 годов», - говорится в прогнозе Минэкономразвития.

Отметим, такие показатели как нефть и курс доллара, на этот раз серьезного влияния изменение прогнозных показателей не оказывают. По расчетам Минэкономразвития в 2019 году курс доллара составит 63,2 руб\$, который подрастет к 2020 году только до 63,8 руб\$. Прогноз по курсу на 2021 - 64 руб\$ и на 2022 год - 64,7 руб\$. Только в 2024 году курс по ожидания вырастет до 68 руб\$.

Также спокойно в прогнозе оценивается и рынок нефти. В условиях достаточно уверенного роста мирового спроса странами-экспортерами нефти 23 июня было принято решение об увеличении добычи нефти до 1 млн. барр. в день.

В этих условиях прогнозируется, что объем добычи нефти в России составит 549 млн. тонн в текущем году в 2018 году, а в 2019 году увеличится до 555 млн. тонн и до 560 млн. тонн в 2020-2021 году. Снижать добычу Россия планирует только в 2024 году до 555 млн. тонн.

Тем не менее в базовый сценарий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития заложило снижение цен на нефть URALS до $63,4 в среднем за 2019 год.

В 2020 году цена ожидается на уровне $59,7 за баррель. А в 2024 году до $53,5.

Эти показатели в первую очередь повлияют на перераспределении бюджетных расходов, которые предварительно уже распределил между бюджетополучателями в конце июня.

Ежегодно в России, как и в других странах, отмечается рост цен. Дорожают продукты, жилищно-коммунальные тарифы, услуги, обучение одним словом – все. При этом уровень заработной платы остается неизменным или меняется столь незначительно, что становится несопоставим с ростом цен. Какой прогноз будущей инфляции на 2019 год обещает правительство?

Определение инфляции

Для начала следует определить, что же такое инфляция. Это обесценивание (девальвация) государственных денег обращающихся внутри страны из-за их чрезмерного количества. Т. е. наблюдается повышение цен на все виды товаров и услуг. А это значит, что за одну и ту же сумму денег вы покупаете товаров меньше, чем это было прежде. Деньги обесцениваются и покупательская способность граждан уменьшается.

Существуют специальные показатели с помощью которых рассчитывается инфляция. Один из них – это индекс инфляции, который еще называют индексом потребительских цен (ИПЦ). Он показывает изменение уровня цен на самые распространенные товары среди населения, т. е. потребительская корзина. Подсчитывают ИПЦ специалисты из Минэкономразвития и ЦБ (Центральный банк России).

Что будет влиять на рост инфляции в следующем году:

  • Повышение НДС (Налог на добавленную стоимость) с 1 января 2019.
  • Вероятность появления налога с продаж (дополнительно к НДС).
  • Рост цен на топливо и энергоносители.
  • Эмиссия (печать дополнительной денежной массы).
  • Отток денежных средств из страны.
  • Санкции.

Основным риском остается зависимость стоимости нефти от мировых рыночных цен, которые весьма нестабильны и подвержены резким колебаниям. Падение мировых котировок на нефть приведет к девальвации рубля по отношению к другим мировым валютам. А значит,приведет к росту цен на импортные товары, увеличению тарифов и налогов, эмиссии.

Что такое индексы дефляторы?

Дефлятор – коэффициент, который показывает изменение стоимости товаров как народного, так и производственного назначения. Проще говоря, он показывает соотношение бывшей цены к нынешней. Для пересчета используют два показателя:

  • ДВВП (Дефлятор валового внутреннего продукта).
  • ДВНП (Дефлятор валового национального продукта).

Показатели, полученные с помощью этих индексов, показывают изменения объёмов производства товаров и услуг в стране. Изучая эти изменения можно прогнозировать и планировать развитие экономики. Этими расчетами занимается Минэкономразвития России и публикует их на своем сайте.

Прогноз ЦБ и Минэкономразвития России

Каждый из нас задумывался, что ждет Россию в наступающем году. В какую сторону поменяется экономика страны, и как изменится благосостояние населения? Ответить на эти вопросы может Минэкономразвития и ЦБ, а также другие ведомства и структуры, занимающиеся расчетами и прогнозами уровня состояния экономики.

ЦБ России проводит мероприятия, направленные на стабилизацию и сдерживание цен, одним из которых является увеличение ключевой ставки. Но несмотря на это прогнозы на следующий год по ЦБ неутешительны и инфляция составитдо 5.5%.

По официальным данным Минэкономразвития прогнозируемая инфляция на 2019 год составит 4.3%. Исходя из этого показателя, правительством был сформирован бюджет страны на следующий год. Надо отметить, что такой показатель незначительно отличается от целевого ориентира правительства, составляющего 4%.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) формирует статистическую информацию об изменениях связанных с экономикой. Прогноз инфляции от Росстата в 2019 году будет составлять:

Год Мin. Базовый Мах.
2019 2.1% 3.5% 4.1%

Инфляция удержится в диапазоне 4-4.5% прогнозирует Минфин. Министерство финансов РФ считает, что прогнозы ЦБ на 2019 год в 5.5% – завышены и пессимистичны. Расхождение в цифрах говорит о том, что ЦБ строило прогнозы, исходя из предположений более низких цен на нефть и других показателей.

Непонятно кому верить, ведь ожидаемый процент инфляции на будущий 2019 год сильно отличается в разных ведомствах. Расхождения связаны с трудностями, а иногда и невозможностью, спрогнозировать те или иные события.

Прогнозы независимых экспертов на 2019 год

Если государственные институты и правительство предполагают уровень инфляции в следующем году в рамках приемлемых 3.5-4.5%, то мнения независимых экспертов не столь оптимистичны.

Аналитики из FxPro видят проблему в проведении правительством мероприятий, которые будут снижать темпы экономического роста и усиливать инфляционные явления:

  • Увеличение НДС.
  • Повышение пенсионного возраста (этот законопроект активно рассматривается).
  • Расход бюджета на различные мегастройки.
  • Нежелание перестраивать экономику (ее зависимость от цены на нефть).

Аналитики из Института им. Гайдара добавляют к этому списку санкции, низкие цены на нефтепродукты, нестабильность доллара и сложности в аграрном комплексе страны, вызванные непогодой. Все эти процессы приведут к тому, что инфляция составит 5%, а возможно, и выше.

Как же отразится экономическая ситуация в стране на рядовых гражданах? Для стабилизации экономики правительство может использовать следующие варианты:

  • Эмиссия (печатание новых денег).
  • Увеличение налогов.
  • Сокращение социальных выплат в различных сферах.
  • Возобновление мер по приватизации.

Понятно, что такие меры будут применяться в случае, если государство не сумеет адаптировать экономику к будущим рискам и найти выход из ситуации.

Существуют и другие прогнозы, более радужные. При стабильно высокой цене на нефть уровень инфляции постепенно снизится и покупательская способность населения снова начнет расти, благосостояние граждан улучшится.

В любом случае правительство старается сгладить негативные процессы и облегчить жизнь простым гражданам. Так, по предложению президента, были проведены изменения в пенсионном законодательстве РФ. Они позволят провести правительству меры индексации (увеличение) социальных выплат на 7% и не допустить инфляции пенсий в наступающем 2019 году. Даже несмотря на скачек цен, который специалисты предполагают на начало следующего года, будущие выплаты позволят пенсионерам чувствовать себя защищенными. Деньги на увеличение пенсий, заложены в Федеральный гос. бюджет, уровень доходов которого, превышают его расходы.

Прогноз чего-либо всегда имеет уточнения и не является постоянной величиной. Сейчас наметилась положительная динамика в перспективе развития экономики страны, если не изменится цена на нефть и не будут введены новые санкции. Любые из этих изменений сразу отразятся на инфляционном процессе. Размер прогнозируемой инфляции в России на 2019 год вызывает острые споры и разногласия среди экспертов. Кто из них был ближе к реалиям мы узнаем уже совсем скоро.