Государственный бюджет расходы и налоги. Государственный бюджет и его структура

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выпол-няя специфическое общественное назначение - по удовлетворе-нию потребностей общества и его государственно-территориаль-ных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самос-тоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений.

К числу основных особенностей относятся следующие:

1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособ-лением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований.

2. С помощью бюджета происходит перераспределение нацио-нального дохода, реже - национального богатства между отрас-лями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности.

3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задача-ми, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

4. Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.


Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Структура государственного бюджета представлена в табл. 5.

Таблица 5

Структура государственного бюджета

Продолжение табл. 5

5. Налог на доходы физических лиц 6. Промышленность, энергетика, строительство
6. Налог на совокупный доход 7. Сельское хозяйство и рыболовство
7. Платежи за пользование природными ресурсами 8. Охрана окружающей среды
8. Прочие налоговые доходы 9. Образование
II. Неналоговые доходы: 10. Культура, искусство, СМИ
1. Доходы от гос. имущества или от деятельности 11. Здравоохранение, физическая культура
2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 12. Социальная политика
3. Прочие неналоговые доходы 13. Обслуживание государственного долга
III. Доходы целевых бюджетных фондов 14. Финансовая помощь бюджетам других уровней
15. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
16. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
17. Пополнение гос. запасов и резервов
18. Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам
19. Мобилизационная подготовка экономики
20. Исследование и использование космического пространства
21. Прочие
22. Расходы целевых бюджетных фондов

В таблице представлена функциональная классификация расходов государственного бюджета, в которой выделены три группы расходов:

1) текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процен-тов, субсидии и текущие трансферты);

2) капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);

3) предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам, либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или долевого участия в акционерном капитале).

В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и Правительства.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств.

Бюджетный дефицит - неравновесие доходов и расходов, возникающее в связи с превышением расходной части над доходной.

Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита:

1. Сокращение бюджетных расходов . Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой и самый болезненный, т.к. государство обычно финансирует те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.

2. Изыскание источников дополнительных доходов . С ростом инфляции быстро растут абсолютные суммы доходов фирм и граждан, а значит, и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.

3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов . Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете - эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству нетрудно напечатать дополнительные деньги и выплатить ими повышенную зарплату. Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией.

4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных орга-низаций, других государств и иностранных финансовых организаций . Подобно гражданину или хозяйственной организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка, но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государст-венный долг. Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственный долг в условиях развитой рыночной экономики включает задолженность центрального правительства (основная часть долга); местных органов власти; государственных предприятий и некоторые другие долги. В общей сумме государственного долга в современных условиях значительную долю составляет внешняя задолженность центральных правительств по займам и кредитам, привлекаемым ими из-за рубежа.

На современном этапе во всех странах размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи с хронической дефицитностью бюджетов государств, ростом военных расходов.

Бюджетный профицит - превышение доходов бюджета над его расходами. Профицит может использоваться на: сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества; направление средств на погашение дополнительных обязательств; увеличение расходов, в т.ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней; уменьшение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство.

Рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция - все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом - общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.

Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает лишь одну “справедливость”: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. С этой точки зрения, например, совершенно справедливым будет низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик. И также справедливым будет высокий доход брокера, сумевшего предугадать динамику цен. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

Тем не менее уже в первой половине ХХ в. в промышленно развитых странах все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. Особую популярность приобретают теория и практика “социального рыночного хозяйства”, означающие широкие социальные мероприятия, проводимые государством. Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Социальная политика государства - направление его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества, которое заключается в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль .

Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач :

1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые может направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения . Понятие “доход” представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Экономическая литература использует понятие “доход” как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на производство, а также долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, т.к. определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Можно выделить три главных источника денежных доходов : заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.).

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми; медицинское обслуживание: малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).

Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Однако при общих принципах формирования доходов “заработанных” и полученных по каналам правительственных программ сохраняются условия неравенства получаемых доходов, а значит, и уровней жизни различных слоев и групп населения.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации .

К ним относятся:

Социальное страхование;

Социальная защита работников;

Политика в области заработной платы;

Социальные меры на рынке труда;

Жилищная политика.

Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существуют две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования - как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты.

Система социального страхования строится на определенных принципах . Во-первых, оно имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.

Практика определила несколько форм социального страхования . Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции “динамической пенсии”: приведение пенсий в соответствие с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесцениванию (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником путем регулярных отчислений.

В обязанности государства входит обеспечение функционально-способной системы институтов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в случае заболевания почти для 90% граждан ФРГ гарантируется путем установленной законом системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.

Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

Социальная защита работников как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда.

Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле-продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

Социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;

Социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранение здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

Всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономичес-кого развития общества;

Минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;

Государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

Заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

Солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

Экономическая и социальная свобода работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

Личнуая ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;

Многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узко направленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

Многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;

Многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

Социальная политика на рынке труда

Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно к рынку связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Жилищная политика

Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами.

Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

Сегодня, абсолютно все страны являются политико-правовыми структурами, управляемые посредством сложного и многогранного механизма. Все государственные процессы должны быть подвластны единому центру, дабы не допустить кризиса в том или ином секторе жизнедеятельности общества. Важным сегментом любой страны является финансовая отрасль. На сегодняшний день государство - это самый крупный участник мирового рынка. Чтобы представлять на нем свои интересы необходимо обеспечить экономическую стабильность внутри «госмеханизма». Для этого разрабатываются всевозможные финансовые планы и стратегии экономической деятельности. Все эти категории представлены в виде специального экономико-правового акта, который издается законодательными органами и называется «бюджетом страны». Понятие имеет множество трактовок, а также внутренних особенностей, которые автор попытается разобрать в данной статье.

Что такое государственный бюджет?

Многие люди неоднократно слышали термин «государственный бюджет» в СМИ, но мало кто понимает суть этого понятия. Особенность в том, что в термине сосредоточено сразу несколько аспектов: правовые и экономические. Однако существует наиболее общая трактовка, включающая в себя данную особенность. Согласно ей, государственный бюджет - это финансовый нормативно-правовой акт страны, в котором соединены финансовые схемы по обеспечению грамотной экономической политике, а также юридическая основа деятельности финансовой системы страны в целом. Также в бюджете дается перечень государственных потребностей, удовлетворение которых происходит исключительно за счет казны, и ожидаемый прирост денежных средств в будущем. Проще говоря, государственный бюджет - это регулятор финансовой деятельности внутри страны. Без этого нормативного акта невозможно было бы создать экономическую стабильность, а финансовая структура не сформировалась.

Бюджетный процесс

Государственный бюджет в финансовой системе отыгрывает первостепенную роль, а, точнее, является её основным регулятором. Тем не менее бюджет не появляется из ниоткуда. Он разрабатывается и принимается высшими органами государственной власти. Таким образом, бюджетный процесс - это совокупность действий по подготовке, принятию и реализации закона о государственном бюджете. Следует помнить, что казна страны, будет функционировать должным образом лишь в том случае, если она грамотно подготовлена. Во всех странах бюджетный процесс отличается, так как мы должны учитывать, прежде всего, правовой характер этой деятельности. Наиболее классическая структура бюджетного процесса включает в себя стадию подготовки на уровне высшего органа исполнительной власти и принятия парламентом.

Из чего состоит государственный бюджет?

Государственный бюджет и бюджетная политика связаны между собой, так как при помощи последней, происходит привлечение средств в казну и мобилизация денежных фондов для осуществления тех или иных государственных функций. Однако следует помнить о системности этой экономико-правовой категории. Государственный бюджет и его структура очень часто становятся предметом многих споров среди ученых как правовой, так и финансовой сферы. Проблема в том, что бюджетная структура постоянно пополняется новыми элементами. Тем не менее её можно рассматривать в территориальном и финансовом полисе. Что касательно первого аспекта, то согласно ему казна состоит из бюджетов территориальных единиц и муниципалитетов. Если рассматривать категорию в финансовом полисе, то структурными элементами является расходная и доходная часть государственного бюджета.

Доходная часть бюджета

Государственный бюджет включает в себя совокупность поступающих средств в безвозмездном, безвозвратном порядку. Эти денежные фонды представляют собой сектор доходов. Во всех государствах перечень и виды доходов абсолютно разные. Все зависит от финансовой, социальной, военной и другого вида политики. Привлечение денежных средств в казну - это одна из основных задач действующей в стране власти, поэтому в погоне за ней представители государства идут на самые различные изощрения и политические уловки. В большей части современных государств бюджет формируют следующие источники:

  • налогов, которые взимаются центральными и местными органами государственной власти;
  • доходов неналоговой сферы, которые складываются в процессе внешнеэкономической, промышленной деятельности и т.п. (таможенные пошлины, прибыль от доли экспорта, импорта и др.);
  • большую роль в процессе наполнения отыгрывают целевые денежные фонды, которые очень часто создаются с целью финансовой страховки на случай глубокого кризиса;

Бюджет некоторых стран во многом зависит от общей политической линии. Например, казна Китая постоянно пополняется за счет колоссального процента экспорта. Помимо этого, государственный бюджет и внебюджетные фонды взаимодействуют между собой. Последние облагаются налогом, и в процессе своего развития приносят немалую прибыль. Внебюджетные фонды отражают реальное положение негосударственного сектора в стране, а также его влияние и конкурентоспособность.

Расходная часть государственного бюджета

Расходы — это не такая приятная, но все же достаточно весомая бюджетная часть государственного казны. В общем виде, можно выделить следующие, наиболее часто встречаемые виды «трат» средств из казны:

  • военные (бюджет США , а, точнее, его бюджетная политика по большей части основывается на затратах оборонного (военного) характера, что делает эту страну, одной из самых сильных и боеспособных);
  • экономические расходы государства;
  • расходы на социальные нужды и содержание аппарата управления (в некоторых странах затраты на управленческий аппарат активно используются для теневого регулирования государственными финансами);
  • расходы на международную деятельность государства;

Конечно, представленный перечень можно дополнить, учитывая специфику того или иного государства. Вышеупомянутые виды расходов являются часто встречаемыми.

Государственный бюджет его дефицит и профицит

Следует заметить, что бюджет государства, - это динамическая часть системе страны. На неё повсеместно влияют социальные и политические изменения. Существуют такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Для большей части людей они являются абсолютно одинаковыми, что в действительности совершенно не так. Эти два термина характеризуют процессы, которые периодически происходят с бюджетом из-за каких-либо факторов. К тому же бюджетная политика во многом зависит от этих двух показателей. Дабы точнее понять суть дефицита и профицита, понятия нужно рассмотреть в отдельности.

Дефицит государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета - это состояние казны, при котором объем предусмотренных расходов больше, чем количество ожидаемой прибыли. По сути, наличие подобного показателя означает «отсутствие здоровья» бюджета государства. Усугубление дефицита может в будущем привести к глубокому экономическому кризису в стране. Чтобы этого не допустить, используются следующие методы для организации бюджетного баланса, а именно:

  • выпуск дополнительных денежных средств (денежной массы);
  • финансирование иностранных государств;
  • выпуск облигаций займа государства;
  • усиление контроля процесса расхода бюджетных средств;
  • реорганизация налоговой и льготной системы и т.п.

На сегодняшний день дефицит государственного бюджета встречается во многих странах мира. Лишь несколько государств могут похвастаться отсутствие этого негативного фактора и наличием противоположной категории.

Профицит государственного бюджета

Профицитом называется состояние средств казны, при котором доходы превышают расходы. Таким образом, вследствие профицита государственный долг полностью поглощается доходами. Подобная особенность встречается крайне редко, потому мало государств имеют всецело стабильную экономико-финансовую систему. В целом профицит является позитивным фактором, однако, некоторые государства закрепляют на законодательном уровне способы, при помощи которых его можно избежать. Например, в 88 статье Бюджетного кодекса упомянуты методы избежание профицита, а именно:

  • сократить часть привлеченных доходов от продаж собственности страны;
  • увеличить число бюджетных расходов и т.п.

По мнению многих ученых, дефицит и профицит государственного бюджета означает отклонение от нормы, поэтому эти категории не могут существовать. Бюджетные средства должны находиться в постоянном балансе доходов и расходов.

Итак, в статье мы рассмотрели суть понятия бюджет, а также основные процессы, периодически происходящие с этой категорией. Из всего перечисленного выше нужно отметить, что статьи государственного бюджета и он сам, существенно влияют на социальную жизнь общества, поэтому данная экономико-правовая категория должна всегда находиться во внутреннем балансе.

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Госбюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия), республик (Россия).

В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.

Средства местных бюджетов предназначены для решения задач, отнесенных к компетенции местных органов власти. Значительная доля их, как правило, направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры региона.

Важнейшим принципом построения бюджета является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все государственные расходы и доходы. В последнее время от этого принципа все чаще отказываются, что проявляется в создании государственных внебюджетных фондов, формировании в некоторых случаях внутри госбюджета особого, чрезвычайного бюджета. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет следующие функции:

  • распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода)
  • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать)
  • регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику)

Обычно бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США - с 1 октября.

Расходы и доходы бюджета.

Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:

  • финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления
  • расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга

Каждая группа состоит из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Так, первая группа включает затраты на государственные капитальные вложения, дотации и т.д. До недавнего времени расходы на финансирование народного хозяйства были наиболее значимыми. Однако по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшается и на первый план выдвигаются затраты, связанные с финансированием социально-культурных мероприятий. В составе расходов на социально-культурные мероприятия выделяют затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и т.д. Классификация расходов по целевому назначению помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:

  • поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.)
  • национальная оборона
  • образование и здравоохранение
  • выплата процентов по государственному долгу
  • и т.д.

Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях - во внебюджетные фонды.

Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.

Бюджет - категория финансов. Финансы представляют собой совокупность
стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных
ресурсов. Финансовую систему можно определить как совокупность всех взаи-
мосвязанных финансовых структурных элементов:

Совокупность бюджетов всех уровней;

Внебюджетные фонды;

Валютные резервы государства;

Денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему можно определить и как взаимосвязь других эле-
ментов:

Государственные финансы;

Финансы хозяйственных субъектов;

Финансы населения.

Государственные финансы состоят из государственного бюджета и вне-
бюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значи-
тельная часть валового внутреннего продукта (ВВП) различных стран: от 1/3 до
1/2 Больше всего в Швеции - около 2/3. В России этот показатель составляет
примерно 1/2 ВВП.

Государственный бюджет - основное звено государственных финансов,
включает в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В го-
сударственном бюджете обосабливается часть национального дохода, используе-
мого в общественных целях, в первую очередь для расширенного воспроиз-
водства.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства), которые
создаются и используются для вполне определенных нужд: выплаты пенсий, ме-
дицинского страхования и т.п. Эти фонды расширяют возможности вмешательст-
ва государства в экономику.


Формирование и использование бюджетов образуют бюджетные отноше-
ния
между различными хозяйствующими субъектами. Они создают финансовые
связи между секторами, сферами и отраслями хозяйства, территориями страны,
центральными и местными органами государства и т.д. Вокруг бюджетных ресур-
сов в обществе разворачивается политическая борьба между различными соци-
альными группами и партиями. В итоге складывается компромисс между интере-
сами этих групп и партий.

Структура государственного бюджета. Государственный бюджет пред-
ставляет собой финансовый план образования и использования централизованно-
го фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления.
Бюджет содержит в себе расходы и доходы, образующие баланс.

Бюджетные расходы. В экономической теории под государственными
расходами понимают затраты государства на приобретение материальных благ и
услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей.

Государственные расходы могут быть разделены на четыре категории.
1. Потребление в государственном секторе, включающее в себя зарплату работ-
никам госсектора, а также его платежи за товары, закупаемые для текущего по-
требления. 2. Государственные инвестиции, т.е. разнообразные капитальные
расходы (затраты на строительство дорог, портов и т.д.). 3. Трансферты частно-
му сектору: пенсии, страхование по безработице, льготы ветеранам и др. 4. Про-
центы
по государственным долгам.


Финансовые расходы делятся иногда только на две группы: текущие рас-
ходы
(платежи по зарплате и закупки товаров и услуг, оплата процентов и транс-
ферты) и капиталовложения, или инвестиции,

В странах с рыночной экономикой подавляющая доля приходится на теку-
щие расходы (85-95%), в то время как инвестиции составляют небольшую часть
расходов (15-10, а в высокоразвитых странах - около 5%).

В текущих расходах на зарплату приходится в среднем 15-18%, на покупку
товаров и услуг - 16-20%, субсидии и трансферты составляют в развитых странах
50-65%, обслуживание долга - 5-15% в развитых странах и 30-50% в разви-
вающихся.

В XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем ми-
ре увеличивались. Во многих промышленно развитых странах по сравнению с
1938 г. произошло удвоение доли государственных расходов в ВВП. В США эта
доля равна 34%, в России - около 30%.

Увеличение доли государственных расходов в ВВП получило название
"закона Вагнера". Объяснением его является то, что государственные услуги ста-
ли "высококачественным благом", т.е. эластичность спроса на государственные
расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы Другими слова-
ми, каждый процент увеличения в домашних хозяйствах ведет к большему, чем
1%, увеличению спроса домашних хозяйств на G. Поэтому при увеличении дохо-
да на душу населения доля G в Y также имеет тенденцию к росту.

Бюджетные доходы. Под государственными доходами нужно понимать
текущие денежные и имущественные переводы (трансферт) от частного сектора
государству.


Существуют следующие источники государственных доходов:

Частные домашние хозяйства и предприятия;

Административно-территориальные единицы (территориальные корпо-
рации);

Прочие общественные институты;

Заграничные источники.

Существуют различные формы и методы аккумуляции государственных
доходов. В самом общем виде их можно разделить на налоговые, дающие основ-
ную часть бюджетных поступлений (до 85%), и неналоговые. Кроме того, разли-
чают обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные) доходы. Во втором
случае речь идет о кредитах, получаемых государством.

С учетом экономических сфер создания доходов различают два вида посту-
пления в бюджет:

1) от частного сектора,

2) от государственного сектора.

Первый вид доходов обусловлен прямым и косвенным участием государст-
ва в рыночных процессах. Прямое участие связано с получением доходов от про-*
дажи услуг, производимых государственными предприятиями (транспортных,
электроэнергетических и др.) или от сдачи в аренду объектов государственной
собственности. Косвенное участие в рыночных процессах государства принесш-
ему доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штрафов и т.д.

Второй вид доходов делится на средства, получаемые от национального го-
сударства; средства, поступающие из-за рубежа (помощь, кредиты, репарации);
поступления на основе обменных операций (проценты за кредит); доходы от при-
ватизации государственной собственности.

Проблема сбалансированности госбюджета. Идеальное исполнение гос-
бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка
средств, т.е. превышение доходов над расходами.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного де-
фицита,
который покрывается государственными займами - внутренними и
внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг,
займов у внебюджетных фондов, получения кредитов у банков.

В критических ситуациях правительство осуществляет покрытие бюджет-
ного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Последствия такой эмиссии
весьма опасны для экономики - развивается неконтролируемая инфляция, подры-
ваются стимулы для долгосрочных инвестиций, падают объемы производства и
воспроизводится бюджетный дефицит.

В России в 1992-1994 гг. дефицит федерального бюджета вырос
с 1 трлн руб. до 65 трлн руб., покрывался он преимущественно денежной эмисси-
ей. В 1995-1996 гг он увеличился до 74 трлн руб., но покрывался уже за счет про-
даж государственных обязательств и внешних кредитов, что позволило остано-
вить и снизить инфляцию в стране.

Однако бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о чрезвычай-
ном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необхо-
димостью осуществления крупных государственных вложений в развитие эконо-


мики, что приведет к экономическому росту. Временно возникший бюджетный
дефицит не опасен для хозяйства, но когда он глубок и долговременен, отражает
кризисные явления в экономике, тогда это явление наносит огромный ущерб об-
ществу и необходимо принимать кардинальные меры для устранения дефицита.
Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, то-
гда как дефицит более 20% - критическим В России дефицит бюджета в 1996 г.
составил более 27%.

Задолженность правительства накапливается и превращается в государст-
венный долг.
Его приходится выплачивать с процентами. Это грозит обществу
повышением налогов. Рост государственного долга сокращает запас капитала в
экономике, так как домохозяйства вместо инвестирования своих сбережений в
экономику посредством покупки акций деловых фирм или кредитования приобре-
тают облигации, финансируя государство. Снижение инвестиций вызовет сниже-
ние уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на
краткосрочный (до I года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный
(свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. Государст-
венные органы стараются превратить краткосрочную и среднесрочную задолжен-
ность в долгосрочные долги, отложив на длительное время выплату основной
суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процента.

Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на раз-
витие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хо-
зяйства, на активизацию предпринимательства, а значит, и рост поступлений до-
ходов в бюджет.

Другой путь - сокращение нерациональных расходов бюджетных средств.
сокращение избыточных военных затрат, сокращение субсидий нерентабельным
производствам, уменьшение финансовых льгот, пресечение бюджетных хищений,
снижение затрат на работу государственного аппарата и т.д.

В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного сни-
жения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расхо-
дов.
Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение
расходов на 5, 10, 15% и т.д. Правда, секвестру не подлежат так называемые за-
щищенные статьи: расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты и т.д.

А сейчас хочу рассмотреть ее главный финансовый документ – государственный бюджет . Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое бюджет государства, как и зачем он формируется, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета и много другой полезной информации на эту тему. Обо всем этом далее по порядку.

Суть государственного бюджета.

У государства, как и у любого субъекта хозяйствования, есть свой бюджет. Причем, ввиду масштабов его деятельности, бюджет государства тоже можно назвать наиболее серьезным и масштабным финансовым документом.

Государственный бюджет – это финансовый план доходов и расходов страны на последующий период (как правило – календарный год), который принимается на законодательном уровне, а в дальнейшем исполняется, но может подлежать корректировкам.

В каждой стране перед началом нового календарного года принимают бюджет на следующий год, который подробно расписывается в Законе о бюджете. Этот Закон, как и другие нормативные акты страны, является обязательным для исполнения, но при невозможности его исполнить к Закону о бюджете принимают разного рода дополнения (поправки).

В государстве могут сосуществовать бюджеты разных уровней, например, бюджет страны, бюджеты областей/регионов, бюджеты городов и т.д.

Функции государственного бюджета.

Рассмотрим основные функции государственного бюджета, то есть, для чего вообще его принимают.

  1. Планирование доходов и расходов на предстоящий год;
  2. Регулирование финансовых потоков в государстве;
  3. Информирование населения и субъектов хозяйствования об экономической политике на предстоящий год.

Фактически, государственный бюджет является показателем осуществления государством своих функций: именно при помощи бюджета решаются вопросы макроэкономического регулирования в стране. Благодаря бюджету, формируются доходы и расходы хозяйствующих субъектов в государстве, включая население, регулируются объемы производства и торговли, формируются различные резервные фонды. Государственный бюджет самым прямым образом влияет на формирование важнейших страны.

Вот только самые ключевые моменты, на которые влияет бюджет государства:

  • Инвестиции (приток и отток капитала);
  • Реальные доходы граждан;
  • Уровень цен;
  • Уровень денежной массы в обращении;
  • Уровень инфляции;
  • Ставки по кредитам;
  • Валютный курс;
  • Объемы экспорта и импорта.

Дефицит и профицит государственного бюджета.

Доходы и расходы государственного бюджета всегда стараются планировать так, чтобы они совпадали. Если получается такое равенство, то это сбалансированный бюджет. Однако, на практике идеального равенства достичь практически не удается, поэтому бюджет может приниматься с дефицитом или профицитом.

Дефицит государственного бюджета – это превышение расходной части над доходной. Образовавшаяся разница и является размером дефицита.

Профицит государственного бюджета – это превышение доходной части над расходной. Образовавшаяся разница и является размером профицита.

Конечно, дефицит бюджета – это более негативное явление, чем профицит, ведь его надо за счет чего-то покрывать: это может быть дополнительная денежная эмиссия, внешние или внутренние займы, расходование средств резервных фондов и т.д. Но и слишком большая величина профицита бюджета тоже нежелательна – это будет свидетельствовать о неумении грамотно распределить поступившие доходы.

Теперь давайте вкратце рассмотрим структуру доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета.

Доходы госбюджета – это денежные средства, которые планируется получить в бюджет на протяжении планируемого периода.

Прежде всего, доходы государственного бюджета можно разделить на 3 категории:

  1. Налоговые поступления – все, предусмотренные законодательством налоговые платежи: налоги, сборы разных уровней, пени, штрафы.
  2. Неналоговые поступления – платежи, в бюджет, не связанные с налогами и сборами: арендная плата, доходы от приватизации госимущества, прибыль государственных предприятий, выручка от оказания платных услуг, перераспределение средств из бюджетов других уровней, финансовая помощь, проценты по вкладам, доходы от ценных бумаг и т.д.
  3. Доходы целевых бюджетных фондов .

Как правило, существенно преобладающей является первая категория.

Кроме того, доходы государственного бюджета можно разделить на:

  • Собственные – доходы, закрепленные именно за бюджетом государства;
  • Регулирующие – доходы, поступающие в бюджеты других уровней с обязательным перечислением части средств в общий бюджет страны.

Расходы государственного бюджета.

Расходы госбюджета – это денежные средства, которые планируется выплатить из бюджета на протяжении планируемого периода. Расходы оплачиваются за счет доходов.

Все расходы государственного бюджета можно разделить на 2 большие группы:

  1. Капитальные расходы – это фактически инвестиции – вложения средств в разные активы, проекты, с целью их развития и дальнейшего извлечения прибыли. В частности, в эту категорию затрат входят расходы на научную деятельность, инновации.
  2. Текущие расходы – расходы на текущую деятельность, обеспечение функционирования государственного аппарата, государственных и бюджетных учреждений разных уровней.

Чем выше доля первой категории в структуре бюджета государства, тем выше перспективы развития страны.

Также расходы государственного бюджета можно классифицировать по направлениям расходования средств:

  • Расходы на образование;
  • Расходы на здравоохранение;
  • Расходы на оборону;
  • Социальные расходы;
  • Расходы на погашение и обслуживание внутренних и внешних долгов;
  • Расходы на формирование государственных резервов;
  • Расходы на государственную поддержку отраслей народного хозяйства;
  • И т.д.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое бюджет государства, как он формируется, из чего состоит, какие функции обеспечивает. Думаю, что информация всегда будет полезной для более грамотного толкования экономических новостей и понимания сути многих процессов, происходящих в экономике государства.

На этом все. Увидимся в других публикациях на – сайте, где вы можете повысить свой уровень финансовой грамотности и узнать много интересной и полезной информации в области финансов и экономики.