Фискальную функцию выполняют. Проблемы собираемости налогов возможности аккумулирования доходов от эксплуатации природных ресурсов

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов па развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

  • 1. фискальная;
  • 2. контрольная;
  • 3. распределительная.

Между собой эти функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.

  • 1) Фискальная функция (от слова «фиск» -- казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой -- не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.
  • 2) Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
  • 3) Регулирующая функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; склад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др.

Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые па накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции:

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через системы льгот, исключений, предпочтений, увязанных льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объектов обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Законом предусмотрены следующие виды льгот:

  • 1. необлагаемый минимум объекта налога;
  • 2. изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • 3. освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
  • 4. понижение налоговых ставок;
  • 5. целевые налоговые льготы;
  • 6. прочие налоговые льготы.

Предпочтения установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется договором между предприятием и соответствующим налоговым органом.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Перечисленные функции налога тесно связаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется и I степенью относительного равновесия налоговых функций. На практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

Понятие функций налогов претерпело значительную эволюцию. Надо сказать, что и сегодня взгляды на число этих функций и их содержание у разных ученых различаются самым серьезным образом. С момента возникновения налогов их основной функцией считается фискальная . Фиском в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились предназначенные к выдаче деньги. С конца I в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении специальных чиновников и наполнявшаяся доходами с провинции. С IV в. н.э. фиск – это единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, в том числе налоги и сборы, и откуда производились государственные расходы. Отсюда и пошло применение термина для обозначения государственной казны.

Фискальная функция носит всеобъемлющий характер и распространяется на всех физических и юридических лиц. Главное ее содержание – образование государственного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для материального обеспечения функций государства – обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и других задач. В начальные периоды развития налогообложения фискальная функция считалось главной и единственной функцией налога. Таково было мнение о налогах в Древнем Риме. Так думали в Средние века. Такова позиция меркантилистов, а также А. Смита, Д. Рикардо и других представителей классической школы политэкономии.

Некоторые специалисты считают эту функцию единственной, другие полагают, что существуют и иные функции, которые в каком-то смысле являются производными от фискальной. Это обосновывается тем, что именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, в том числе в процесс перераспределения валового внутреннего продукта.

Уже в Древнем Риме была замечена и другая очень важная функция налогов – регулирующая (стимулирующая и дестимулирующая) , которая выражалась в том, что переход на денежную форму уплаты налога серьезным образом стимулировал развитие товарного производства и рынка.

Практическая реализация этой функции осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и т.п. Немаловажное значение в ее реализации имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов, отраслей, одновременно сдерживая развитие остальных.

Налоги в существенной мере влияют на уровень и структуру совокупного спроса, который, в свою очередь, может содействовать как развитию производства, так и его сдерживанию. От уровня налогов во многом зависит соотношение между издержками производства и ценой продажи. Влияние налогов на совокупный спрос осуществляется также через налоговое регулирование оплаты труда.

Очень часто государство использует протекционистские мероприятия, направленные на поддержание отечественных производителей с помощью высоких импортных и низких экспортных таможенных пошлин.

На I этапе развития налоговой системы, а также на большей части II этапа для широкого использования налогов в других целях, кроме фискальной, не было необходимых условий. Однако уже в эпоху меркантилизма были сделаны определенные шаги для использования налогов в качестве регулирующего средства. В первую очередь это проявилось в проведении жесткой протекционистской политики и введении соответствующих таможенных пошлин.

Уже в XVII в. во Франции правительство Ж. Б. Кольбера широко практиковало использование налоговых привилегий для тех отраслей промышленности, развитием которых особенно дорожило, стимулировало увеличение вывоза промышленных товаров, при этом вводило усиленное обложение предметов роскоши. Для стимулирования роста народонаселения в XVII–XVIII вв. правительства ряда стран также использовали налоги. Так, в Англии в 1758 г. был введен налог с холостяков, по которому мужчины старше 25 лет, не состоящие в браке, и бездетные вдовцы того же возраста платили налог в размере 5 шиллингов, если их имущество достигало 100 фунтов стерлингов, и 20 шиллингов, если оно достигало 300 фунтов стерлингов, и т.д. . Использование налогов для стимулирования рождаемости наиболее четко просматривалось во французском и испанском законодательстве. Так, в Испании от налогов были полностью освобождены лица, имеющие шестерых и более детей, появившихся в законном браке. В целях привлечения иностранных ремесленников, купцов, землевладельцев в ряде стран, например, в Испании, Пруссии, России, иностранцам предоставлялись различные налоговые льготы.

Финансовая наука в лице меркантилистов впервые обратила внимание на стимулирующее влияние налогов на труд и сделала соответствующие выводы относительно роли налогов на потребление. В дальнейшем голландские и английские экономисты XVII–XVIII вв. поставили вопрос о влиянии налогов на производство. Так, Д. Мак-Куллох (1789–1864) в своих возражениях против доводов А. Смита о вредном влиянии вызванных войной налогов на благополучие страны формулирует положение о стимулирующем воздействии налогов на производство: "Постоянно возрастающее давление налогов во время войны, начиная с 1793 г., дало стимул прилежанию, предприимчивости, изобретательности и возбудило дух экономики... Если бы налоги были менее тягостны, они не имели бы такого эффекта" .

Регулирующая функция получила более полное научное обоснование на III этапе развития налоговой системы в работах ученых маржиналистской, немецкой, американской школ. К началу XX в. финансовая наука пришла к признанию регулирующей функции налогов как одной из важнейших: "Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов".

В середине XX в. были разработаны научные методы регулирования экономики с помощью налогов. Главная задача здесь принадлежит уже неоднократно упоминавшемуся ранее английскому экономисту Джону Мейнарду Кейнсу. В соответствии с его теорией именно налоги являются главным рычагом государственного регулирования рыночной экономики. Теория Дж. М. Кейнса выдвигает необходимость создания эффективного спроса в виде условий для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия государства. Кредитно-денежная и бюджетная политика страны должна содействовать притоку инвестиций, в том числе через соответствующую систему налогов и сборов. Одно из важнейших положений теории Кейнса – зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство. Необходимо изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций.

Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости". Налоги должны быть высокими и прогрессивными. Тогда они действуют как "встроенный стабилизатор". Во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а во время кризиса налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Так достигается относительная социальная стабильность в обществе. Таким образом, налоговые поступления зависят не только от величины ставок налога, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале. Колебания величин происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.

Распределительная (социальная) функция налогов – следующая важнейшая функция, тесно связанная с фискальной и регулирующей функциями. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производительной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных целевых программ, имеющих общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку. Распределительная функция проявляется, в первую очередь, через сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов с целью создания достаточно устойчивого уровня налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Особо важным с точки зрения реализации распределительной функции налогов является направление финансовых ресурсов в инвестиции в капиталоемкие секторы экономики с длительными сроками окупаемости затрат, т.е. переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на поддержку малообеспеченных его слоев. Именно за счет такого перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. Не случайно распределительную функцию часто называют социальной, поскольку она выражается в перераспределении доходов в масштабах всего общества.

Уже на I и II этапах развития налоговой системы мы находим примеры отдельных попыток реализации этой функции.

В Древнем Риме при императоре Августе в 6 г. н.э. был введен налог на наследство по ставке 5%. Налог уплачивали все граждане Рима и все доходы от него направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров. В Средние века также делались попытки решать через налоги социальные проблемы. Так в XVI в. в Англии был введен налог на бедных. Целью данного налога был сбор общиной средств на содержание неимущих. Этот налог было бы правильнее назвать налогом для бедных, поскольку уплачивали налог состоятельные члены общества в интересах бедных людей. Во Франции правительство Кольбера, как уже говорилось, ввело в XVII в. налог на роскошь, который затем взимался и в ряде других стран.

В финансовой науке эта функция была теоретически обоснована в конце XIX в. в работах ученых новой исторической школы, в первую очередь, А. Вагнера, Э. Селигмена и другие. Были обоснованы способы практической реализации этой функции, в первую очередь, через введение подоходного налога, использование прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление различных льгот. Все развитые страны мира сегодня в своей налоговой политике учитывают и используют распределительную функцию. К сожалению, в современной России роль этой функции существенно снижена (к этой теме мы вернемся после того, как будут рассмотрены все функции налогов).

Контрольная функция налогов тесно связана с фискальной и распределительной функциями. Эта функция проявилась по мере развития практики налогообложения, создания соответствующего аппарата сбора налогов. Контрольная функция проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, а с другой – в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.

Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет. Одновременно эффективная реализация контрольной функции препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Нехватка финансовых средств в бюджете сигнализирует государству о неполадках в налоговой системе и необходимости внесения изменений в налоговую систему, социальную политику, бюджетную сферу. Информация о сборе налогов наиболее достоверно говорит о состоянии экономики государства и уровне доходов населения. Эффективная реализация контрольной функции налогов позволяет принимать обоснованные управленческие решения в экономической, социальной и политической сферах.

Некоторые проявления этой функции мы видим уже в I периоде, однако только в III периоде развитие налогового администрирования, финансовой статистики, информационных технологий позволило реализовать данную функцию в развитых странах в полном объеме.

Внешнеэкономическая функция налогов связана с проведением внешней политики государства. Речь идет об особых режимах налогообложения для предприятий отдельных стран, а также во внешней торговле. Этим целям обычно служит таможенная система, но не только она. Вспомним начало становления нашей страны. В 884 г. князь Олег, победив днепровских северян, потребовал с них легкую дань. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели: северяне, ранее платившие дань хазарам, не стали оказывать сильного сопротивления дружине Олега. Об этом узнали соседи радимичи, жившие на берегах реки Сожи. Они без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар, причем размер дани уменьшился в два раза.

Современным примером внешнеэкономической функции налогов может служить вступившее в силу с 1 января 2005 г. правительственное Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взимании косвенных налогов на добавленную стоимость и акцизов – по принципу "страны назначения".

Таким образом, в процессе развития практики налогообложения и финансовой науки были выделены пять важнейших функций налогов:

  • 1) фискальная;
  • 2) регулирующая (стимулирующая и дестимулирующая);
  • 3) распределительная (социальная);
  • 4) контрольная;
  • 5) внешнеэкономическая.

Вернемся к обещанию проанализировать коротко состояние социальных процессов в нашем обществе. Мы уже говорили о том, что экономическая реформа 1990-х гг. ухудшила условия жизни большинства населения вследствие того, что очень узкий круг лиц стал обладателем основной массы государственной собственности. Реформа привела к масштабному расслоению населения по уровню доходов, причем этот процесс продолжается.

Рассмотрим динамику распределения денежных доходов по пяти 20%-м группам населения . Первая группа с наименьшими доходами получила в 2000 г. 5,8% доходов, в 2010 г. – 5,2%. Пятая группа с наибольшими доходами получила соответственно 45,8 и 47,7% доходов. Ситуация выглядит еще хуже, если учесть не 20%-е, а 10%-е группы населения.

Процессу расслоения общества способствовало резкое сокращение общественных фондов потребления. Были ликвидированы пионерские лагеря, многие детские сады, насаждается платная медицина, платное образование и т.д.

Сокращение социального неравенства может быть достигнуто целенаправленным комплексом мероприятий, среди которых определенное место занимают и налоговые механизмы. С нашей точки зрения необходимо отменить не оправдавшие себя страховые взносы и вернуть в налоговую систему социальный налог, вновь передав его администрирование ФНС России.

Для реформирования налога на доходы физических лиц необходимо ввести Закон о соответствии крупных расходов доходам и продолжить политику расширения социальных налоговых льгот по этому налогу. Нужно модернизировать налог на имущество физических лиц так, чтобы он выполнял функции налога на роскошь. Это также относится к земельному и транспортному налогам в отношении физических лиц.

Следует вновь ввести отмененный в разгар реформ налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

Необходимо упростить и снизить налогообложение малого бизнеса. Что касается основных налогов на крупный и средний бизнес, то их реформирование должно быть направлено на усиление регулирующей функции. Речь идет о том, чтобы налоги на прибыль организаций и на добавленную стоимость стимулировали развитие реального сектора экономики на инновационной основе, создание новых рабочих мест, что прямо и косвенно будет влиять на социальный климат в стране.

В области налогового администрирования необходимо сочетание ужесточения налогового контроля по отношению к недобросовестным налогоплательщикам с установлением партнерских отношений между основной массой налогоплательщиков и налоговыми органами.

Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.

В чем заключается суть налогов

Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

Непосредственно сами налоги - это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

Как выглядит налоговая система РФ

Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:

Принципы формирования системы

Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:

  • Налоги разделяются по уровням изъятия.
  • Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
  • Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.

  • Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
  • Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
  • В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
  • Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.

Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.

Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.

Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).

Социальная функция налогов

В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.

Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель - поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.

Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:

  • Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
  • Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
  • Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход - выше налог.
  • Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
  • Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.

Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.

Фискальная функция налогов

Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.

Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.

Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.

Регулирующее влияние

В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.

Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.

Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.

Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.

Контрольная функция

Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.

Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.

Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.

Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.

Виды налогов по субъекту и принципу целевого использования

Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.

Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:

  • Федеральные налоги. Их устанавливает правительство. Зачисление происходит непосредственно в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги, находящиеся в компетенции субъектов федерации.
  • Местные. Они устанавливаются и собираются местными органами власти.

Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств. При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены. В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.

Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.

Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:

  • прогрессивные (при росте дохода увеличивается и доля налога);
  • пропорциональные (в этом случае изменение налоговой доли не происходит, даже если наблюдается рост дохода);
  • регрессивные (налоговая ставка снижается при падении уровня прибыли).

Ключевые виды

Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.

В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.

Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.

Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).

Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.

При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми. В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов. Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.

В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.

Выводы

Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.

В экономике России природоэксплуатирующие сектора занимают одно из центральных мест (25-30% ВНП). В то же время их доля в доходах консолидированного бюджета РФ, например, в 1992 г. составляла 7-8%. Остальная рента присваивается различными элементами технологической и трансакционной цепочек, по которым распределяется продукция прежде всего минерально- сырьевого комплекса. В 1993 г. был предусмотрен ряд мер, обеспечивающих увеличение поступлений в бюджет. Тем не менее их доля не превысила 15% бюджета.
В 1994 и 1995 г, не произошло кардинального улучшения в этой области. Оценивая потенциал существующей сегодня налоговой системы, приходится констатировать, что максимально возможный уровень доли поступлений доходов от эксплуатации природных ресурсов, обеспечиваемый налоговой системой в целом (включая прямые и косвенные налоги), не может превысить 20%. Что касается прямых (специализированных) налогов на эксплуатацию природных ресурсов, то они исчисляются долями процента.
Очевидно, что доля доходов от эксплуатации природоэксплу-

атирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена. Это можно сделать только в рамках осуществления общей реформы налоговой системы.
Существующая налоговая политика имеет чисто фискальный характер и направлена только на пополнение бюджета. Система налогов в России является трехуровневой и состоит из федеральных, областных, включая республики в составе России, и городских (местных) налогов. Сегодня существует около сорока различных налогов.
Меры по совершенствованию налоговой системы с целью приведения налоговых поступлений от природоэксплуатирую- щего сектора в соответствии с его значимостью и долей в ВВП могут быть осуществлены в процессе подготовки новых налоговых законов, разрабатываемых в связи с принятием налогового кодекса.

Еще по теме ПРОБЛЕМЫ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ ВОЗМОЖНОСТИ АККУМУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ:

  1. Сокращение возможностей привлекать ресурсы по низкой цене

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержа­ние налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспреде­лительных отношений в процессе создания общественного богат­ства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:

  • только фискальная ;
  • фискаль­ная и регулирующая (присущие высокоразвитым рыночным отно­шениям);
  • многофункциональное проявление сущности налогов (кроме фискальной и регулирующей функции выделяются, по меньшей мере, контрольная и распределительная функции).

Наиболее логичным видится выделение четырех функций налога :

  1. фискальной;
  2. распределительной (социальной);
  3. контрольной;
  4. регулирующей:
  • стимулирующая;
  • дестимулирующая;
  • воспроизводст­венная.

Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой на­логовой системе. Она была единственной на ранних периодах нало­гообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социаль­ной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных историче­ских промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фис­кальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых по­средством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является са­мой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распре­делительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного само­регулирования. Средством решения этих задач, позволяющим пере­распределять общественный продукт между различными категория­ми населения с целью снижения социального неравенства и под­держания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

  • использование прогрессивной шкалы налогообложения лич­ных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы - большие налоги»;
  • повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достиже­ние большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
  • использование повышенных акцизов и на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
  • применение ориентированных льгот, необлагаемых миниму­мов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложе­ния, пониженных налоговых ставок (например, при обложе­нии личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобож­даются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
  • использование компенсационных и накопительных социаль­ных платежей (в России - ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивиду­альную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои на­селения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значи­тельным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступ­лений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким обра­зом, распределительная (социальная) функция не только обеспечи­вает регулирование фактической величины налоговой нагрузки ис­ходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государствен­ными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении го­сударственного контроля за финансово-хозяйственной деятельно­стью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого кон­троля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обя­зательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полно­ты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государ­ственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора эконо­мики. Кроме того, данная функция способствует повышению эф­фективности реализации других функций налогов, в первую оче­редь фискальной - через сопоставление налоговых доходов с фи­нансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необ­ходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприя­тий в сфере налогообложения, направленных на усиление государ­ственного вмешательства в экономические процессы (для предот­вращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объ­ема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспро­изводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воз­действовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение , и на экономическое поведе­ние граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвести­циям. Данная функция реализует не только экономические отно­шения в иерархической подчиненности (государство - налогопла­тельщик), но во многом и экономические отношения между нало­гоплательщиками.

А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три под­функции:

  • стимулирующую;
  • дестимулирующую;
  • воспроизводст­венную.

Подробнее о подфункциях

Стимулирующая подфункция заключается в формировании по­средством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельно­сти. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогооб­ложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым ка­тегориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организа­ции, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образова­ние, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие опреде­ленных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, на­пример посредством установления на них льготного порядка нало­гообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налого­вый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъ­ектов, но это лишь один из аспектов для стимулирова­ния их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработан­ного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не по­могут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Дестимулирующая подфункция , напротив, заключается в форми­ровании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют разви­тие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдель­ных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. По­вышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие произ­водства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не без­граничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посред­ством увеличения доли косвенного налогообложения можно дести­мулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных по­шлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, реко­мендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится не­достаточно обоснованным, поскольку при стимулировании разви­тия определенных производств, отраслей и территорий сдерживает­ся развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.