«Экономическое чудо. «Германское» экономическое чудо

Результаты преображения послевоенной Германии более чем впечатляющи. Каждый этап от начала до конца - блестящий пример того, что нужно делать. В это т же период большинство демократических государств Европы в той или иной мере провели реформы по германскому образцу. Что же мешает России пойти по этому пути? Важно обратить особое внимание на то, как решался в Германии жилищный вопрос. Вопрос, который сверхактуален для нашей страны десятки лет . В 2011 году партия «Яблоко» предложила российскому обществу стратегическую программу «Земля. Дома. Дороги», с уть которой - выполнить то, что неоднократно сделано другими. Ничего невозможного нет. Обеспечить граждан России современн ым жил ём реально, н ужна только политическая воля. Реакции от руководства страны не последовало.

На сегодняшний день Германия – образцовое государство, создавшее практически всем своим жителям высокий уровень благосостояния и комфортные условия жизни. Экономика Германии самая мощная в Европе и одна из ведущих мировых.
Но так было не всегда.
Во второй мировой войне немцы потерпели сокрушительное поражение. Погибло около 7 млн человек, 2 млн было выселено, потеряно 25% территории. Огромный урон был нанесен предприятиям и жилищному сектору. Государственность была фактически разрушена.
О Германии говорили: «Это куча мусора, в которой копошатся 40 млн голодных немцев».
В 1947 г. страна была абсолютно нищей. Деньги ничего не стоили, существовал только черный рынок, где работал бартер, население рассчитывалось валютой, сигаретами, кофе. Одежда и обувь считались роскошью. Люди голодали. Ходила злая шутка: «Еды слишком много, чтобы умереть и слишком мало, чтобы жить».
промышленность практически стояла. Инициатива была подавлена. Предприятия в лучшем случае изготавливали всякий хлам. Германскую экономику, нагонявшую в начале века страх на англичан и французов, прозвали « экономикой пепельниц». По расчетам тех лет получалось, что только на разборку городских развалин потребуется 30 лет.

Казалось, у страны нет никаких перспектив на ближайшие годы и десятилетия.
Однако случилось чудо. В течении 10-15 лет Германия стремительно преобразовалась, реализовав лозунг «Благосостояние для всех граждан».

Иногда, чем тяжелее время, тем более значительных людей оно выдвигает. Одним из творцов возрождения Германии стал Людвиг Эрхард, ученый-экономист, автор одной из самых эффективных экономических реформ, известной как «немецкое экономическое чудо».

Э кономическое чудо.

Трудно представить себе двух более разных людей, чем отцы-основатели послевоенной Германии.
Один – тощий, другой полный, один суровый аскет, всецело отдающий себя работе, другой – благодушный и открытый, любивший и обильную еду, и хорошую сигару, и бокал вина – не отказывающийся от излишней роскоши, когда она становилась ему доступна. Один считал людей по определению злыми, если не будет доказано обратное, а другой – добрыми, если они не проявят себя иначе. Нередко они критически отзывались друг о друге, но в истории они навсегда остались вместе: первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр и его министр экономики – Людвиг Эрхард.

После краха фашизма немецкое общество нуждалось в новой идеологии. Сопредседатель и один из основателей христианско-демократической партии, будущий канцлер Конрад Адэнауэр в своем первом публичном послевоенном выступлении в марте 1946 фактически определил цели Германии и каждого немца. Среди них важное место занимали отказ государства от господства над индивидом, предоставление шанса для инициативы каждому в любой области жизни и христианская этика как основа общественного устройства.

Адэнауэр привлекает Л.Эрхарда к сотрудничеству – он принимает участие в разработке предвыборной программы ХДС/ХСС. Выступая на съезде в августе 1948 года, он сказал «Не свободная рыночная экономика, связанная с либеральным ограблением прошлой эры, а экономика, берущая на себя социальные обязательства…, оценивающая личность человека выше всего, предоставляющая прибыль тому, кто ее по своей работе заслужил».

Эрхард предполагал поднять страну, опираясь на свободную частную инициативу и рыночную конкуренцию в сочетании с активной деятельностью государства, которое должно было стать регулирующей, конституирующей и управляющей силой, способной сформировать новое общество.

В детали функционирования рыночного хозяйства Аденауэр не вникал. Он опирался на глобальный экономический опыт, особенно американский, сделавший страну богатой и благополучной. В политических схватках с оппонентами, требовавшими введения планового хозяйства, он защищал взгляды Эрхарда.
В основу его идеологии легли идеи эффективной рыночной экономики, приоритета частной собственности, экономической свободы и философии социальной ответственности, получившей название «социального рыночного хозяйства». Его основой Эрхард считал стремление каждого человека к собственному благополучию и благополучию своей семьи: «Чем выше уровень населения – тем лучше условия для развития, экономическая работа должна иметь ясные цели. Экономика – это не бездушный механизм. Она держится живыми людьми с их сугубо индивидуальными интересами, поэтому конечной целью всякого хозяйствования может быть только потребление.»
Министр понимал, что для успеха реформ и доверия населения необходимо достичь реальных результатов в разумные сроки, проводя открытую и понятную политику. Необходимо было: осуществить денежную реформу, освободить экономику от избыточного регламентирования и регулирования цен, стимулировать частное предпринимательство.

Денежная реформа.

Денежная реформа была наиболее ответственной мерой. 21 июня 1948 года объявили о вводе новой валюты – немецкой марки. Установили курс марки к доллару. Через три дня была провозглашена реформа цен – они освобождались, однако это не было шоковой терапией – был принят закон против их произвольного повышения. Периодически публиковались «каталоги уместных цен», разработанные предпринимателями и профсоюзами, которые учитывали состояние покупательной способности большинства жителей.

Долго сохранялись дотации и твердые цены на уголь, чугун, удобрения, газ, сталь и электроэнергию. Страна получила твердую валюту.

Успех и последствия денежной реформы точно описали французские экономисты Ж.Юзэфф и А. Пьетр: «Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа заполнились товарами, фабричные трубы задымили, на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок…Нация с надеждой смотрела в будущее.»

Аденауэр, как человек, обладающий властью, неизбежно становился объектом критики, подчас весьма резкой, со стороны независимой прессы. Внимательно изучал все, что появлялось о нем в СМИ. Нападки оппозиции не раздражали Аденауэра. Он считал их нормальным явлением, заявляя, что оппозиция является государственной необходимостью, что он выполняет политический долг, утверждая демократический образ мышления.

Аденауэру и Эрхарду было непросто. Приходилось продвигать свои реформы в тяжелой политической борьбе. В июне 1948 года за законы, предложенные ХДС, проголосовали 50 из 86 депутатов. Приходилось убеждать даже своих однопартийцев. Реформам сопротивлялся бюрократический аппарат и социал-демократы. На заседаниях Бундерсшага им устраивали жесточайшие обструкции, буквально не давая говорить, и обвиняли в том, что они «пляшут под американскую дудку».

Но уже к началу 1949 года в Западной Германии обозначились рост экономики и производительности труда, повышение зарплат, понижение цен.
Предприниматели активизировали производство, доход, получаемый бизнесом, шел не на потребление, а на капиталовложения. За 2 года инвестиции удвоились.
Итог денежной реформы был очень важен – к 1956 году Германия расплатилась с долгами и сама становится кредитором.

С 1953 года начался бурный рост промышленного производства товаров народного потребления, жилищного строительства. По выражению Эрхарда, это был «год потребителя». Германия вступает в полосу непрерывного экономического роста. Стремительно снижается безработица. Страна обретает почти полную занятость, ощущается нехватка рабочей силы. Уровень инфляции – самый низкий в Европе.
Активно развивается сельское хозяйство. После проведенной земельной реформы 1947-1949 гг. большая часть угодий крупных хозяйств переходит в руки средних и мелких собственников.

Жилищное строительство

Одним из важнейших этапов реформирования и двигателей роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной в 1949-53 гг. национальным приоритетом.
Помимо разрушенного войной жилищного хозяйства, проблему осложнял приток беженцев. Власти решили ее в крайне сжатые сроки. Специально созданное министерство жилищного строительства отказалось от временных дешевых построек. Упор был сделан на строительство бесплатного социального жилья, предназначенного для малоимущих семей. Дома подразделялись на три категории. Первую группу, для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры площадью не более 65 кв.м.
Вторую – жилье до 80 кв.м. Третья группа представляла коммерческие помещения. Частные инвесторы, возводившие здания первой и второй группы, получали государственные субсидии и налоговые льготы.
Банки были обязаны выдавать не менее 50% от общего объема кредитов на финансирование строительства по ставке не более 4,5% годовых.
Поощрялось переселение в дома с приусадебными участками.
Начали решаться такие проблемы, как отделение жилых районов от деловых, производственных и трудовых, создание поселков с необходимой инфраструктурой и сетью транспортных коммуникаций. Гос. Субсидирование, в зависимости от числа детей, составляло до 30%, выдавались беспроцентные кредиты.
К началу 60-х годов Германия по объему строительства жилья на душу населения выходит на 11 место в мире. В строительной отрасли занято до 10% от общего числа рабочих и служащих. В 1963 году на 100 жителей ФРГ приходилось 30 квартир. В это время рядовой немец становится владельцем квартиры или дома, легкового автомобиля, телевизора, холодильника, раз в год позволяет себе отдых на Майорке или в Анталии.


Авто.
Значительную роль в становлении экономики сыграл подъем автомобильной промышленности. Уже в 1950 г. завод «Фольцваген» начинает производить знаменитые «жуки», через год выпускается по 1500 этих авто ежедневно. Они становятся всенародными и доступными. Вместе с этим строятся качественные дороги, известные всему миру как автобаны. Немцы становятся «нацией автомобильных туристов».

Участие в производстве.
В 1951 году был принят закон, закреплявший участие всех сотрудников в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Вырабатывалась система поощрений рабочих и служащих за счет прибылей, они охотно покупали акции предприятий. Законодательно обеспечивалось увеличение фонда заработной платы и взносов в пенсионный фонд по мере развития производства.


Пенсии

Доходы населения увеличиваются в среднем на 5% в год. В 1957 принимается закон о пенсионной реформе, в результате выплаты рабочим выросли на 65%, служащим – на 72%. Пенсионная политика охватывала не только лиц наемного труда (рабочих, служащих, чиновников), но и людей свободных профессий, особенно научных работников. «Страна и ее народ только тогда пойдут по пути прогресса, – указывал Аденауэр, – когда будут достойно обеспечены деятели культуры и искусства, ученые, изобретатели.

Антимонопольная система

Постепенно была разработана антимонопольная система.
Эрхард публично выступал против монополий, постоянно апеллировал к принципам нравственности, категорически возражал против экономического эгоизма, чьих-то узких интересов.
С 1958 года начал действовать анти-картельный закон. Законодательство не запрещало крупные объединения, но карало за ограничение конкуренции. Попытки единоличного овладения рынком, необоснованного завышения цен, карались суровыми штрафами и рядом других экономических мер. Важнейшей силой и основой рынка стал средний и мелкий бизнес.
Начинается внешнеторговая экспансия немецких товаров, в силу высокого качества, отличного сервиса и приемлемых цен они пользуются спросом по всему миру. Германия выходит на 2 место в мире по объему экспорта.

Уже в первые годы канцлерства Аденауэра Германия мало чем напоминала тот хаос, разброд и голод, в которых оказалась после войны. Повышался жизненный уровень населения. Правовая система ориентировалась на фактическую, реальную демократию, на обеспечение свобод граждан. Четко действовала система управления, от муниципальных органов до центра. Конкурентная многопартийная система во время выборов, а также четкая схема сдержек и противовесов в условиях соблюдения принципа разделения властей позволяли держать исполнительную власть под эффективным контролем.

Авторитет Аденауэра был безусловным – он делал карьеру благодаря способностям, трудолюбию и целеустремленности. Единовластие не рождало у Аденауэра упоения и желания демонстрировать свои безграничные возможности, хотя де-факто он и являлся сильнейшим политиком страны. Канцлер был уверенным и подчеркнуто корректным, он умел достойно держать удар со стороны средств массовой информации. Несмотря на суммарно 22 тыс. карикатур, и еще больше критических статей, Адэнауэр не позволял себе ограничить свободу слова, считал ее неотъемлемым правом человека и основой экономического развития.

Аденауэр постоянно выступал перед людьми в больших и малых городах, поселках, объясняя свою политическую программу.

Заключение.

С начала реформ Германии потребовалось 12 лет, чтобы пройти путь от полной разрухи до лидерства в мировой экономике.
Исторические аналогии напрашиваются сами собой. В России практически безраздельно правит другой тандем - Путин и Медведев, при беспрекословной поддержке «партии» бюрократов – «ЕР». Стартовые условия нашего тандема были, при всех трудностях, не сопоставимы с теми, которые достались Эрхарду и Аденауэру.
Переходный потенциал России не имеет себе равных, стоимость природных ресурсов страны на душу населения примерно в 10 раз выше, чем в США. Все предыдущее десятилетие «золотой дождь» нефтедолларов безостановочно лился на нашу страну. Все, что необходимо для экономического рывка, было. Не было одного - политической воли.
В Германии в нужном месте и в нужное время оказался талантливый экономист и управленец Эрхард, благодаря которому в разрушенной стране состоялось «экономическое чудо». Только ведь Эрхард не с неба свалился - его привел во власть и отстоял дальновидный канцлер К.Аденауэр, который формировал правительство не из «своих», как Путин, а из талантливых и компетентных людей. И получил ошеломительный результат.
Все, что нужно – дать людям раскрыть свой потенциал. Но для этого необходим намного более свободный и демократический рынок и правовое государство. Национальная элита должна понять, что если дать экономике работать с меньшими издержками, начать стимулировать развитие малого предпринимательства, регионов, Россия получит мощный импульс к развитию, от которого выиграют все.


У нас есть огромная, стратегически не освоенная территория, начав строить на ней дороги, дома, обживать землю, селить на ней граждан, развивать сельское хозяйство, мы создадим колоссальный спрос для промышленности и экономики, обретем долгожданный динамизм, явив наконец миру Русское Экономическое Чудо.

Мария Волынская

Воплощение в ФРГ неолиберальной модели развития можно объяснить реакцией на диктат государства в экономике фашистской Германии. Но известный экономист Людвиг Эрхард выступал за идеи социально-рыночной экономики. Как министр экономики он руководил национализацией.

Несмотря на официально заявленный курс экономического развития но неолиберальной модели, благодаря профессору Л. Эрхарду впервые в послевоенные годы в стране проводились социально направленные реформы. Именно реформы Л. Эрхарда стали теоретической и практической основой "чуда" экономического возрождения Германии. В зарубежной и отечественной литературе Эрхарда считают приверженцем и последователем теории хозяйственного порядка. Основы ее были заложены Вальтером Ойкеном, известным в мире экономистом, видным представителем идеологии ордолиберализма. Деятельность Эрхарда и была проверкой на практике идей ордолиберализации т. в. хозяйственного порядка в стране.

Л. Эрхард стал архитектором "экономического чуда", умело определил роль государства в подъеме экономики, просчитал возможности социальной направленности экономической политики. В его концепции остались в неприкосновенности основные ценности капиталистического хозяйствования: частная собственность и рыночные механизмы. Они превратились в механизмы германского "экономического чуда".

Промышленное производство в 1946 г. составляло лишь 1/3 от довоенных показателей. Требовалось привести в порядок финансовую систему, победить инфляцию. Но начальное реформирование напоминало не модернизацию, а трансформацию, отходом от централи зова иного администрирования времени фашизма к рыночной системе. В этом схожи процессы в реформировании Германии, Италии и Японии. Разница заключалась в развитии Италии и Японии по неоэтатистской модели.

Интересно отметить, что даже среду видных представителей ХДС (Христианско-демократическая партия) были сторонники социализации - национализации и планирования. Общество ФРГ одобрило новую модель Людвига Эрхарда.

Внешне условия благоприятствовали для реформ: 1) в мире бурно развивался НТП (научно-технический прогресс); 2) Германия ориентировалась на экспорт своей продукции; 3) несколько позднее положительно сказалась интеграция в ЕС, Германия в ее рамках стала признанным "тяжеловесом", такая роль сохраняется в Европе до сих пор.

Благоприятно сказывались на экономику и внутренние условия: 1) промышленность восстанавливалась на новой технической и технологической основе (в отличие от России, которая по репарациям использовала германское оборудование 1920- 1930 гг.); 2) использовалась помощь США; 3) учитывался зарубежный и отечественный научно-технический опыт; 4) в стране сохранились квалифицированная рабочая сила и инициативные предприниматели; 5) нельзя забывать о психологическом факторе - страна хотела "подняться с колен" и реабилитировать себя в глазах мирового сообщества; 6) важнейшей чертой менталитета страны является стремление к порядку; 7) большую роль сыграла политическая воля К. Аденауэра, который был канцлером ФРГ в 1946-1948 гг., и Л. Эрхарда, работавшего во время его правления, позже самостоятельно; 8) существовал запрет на военное производство в этой стране и больше, соответственно, средств направлялось на экономику и социальные нужды; 9) действовал "мозговой центр" при Экономическом управлении, в него входили крупнейшие экономисты: В. Ойкен, Бем, Мюллер-Армак. По мнению В. Гутника, этот орган временно выполнял функции правительства и парламента.

При их поддержке и была осуществлена известная денежная реформа. Одновременно вводилось свободное ценообразование почти на все товары и услуги и снижение ставок налогообложения.

20 июня 1948 г. - в оккупационной зоне Западной Германии была введена немецкая марка. Она совсем не напоминала рейхмарку, обесцененную денежной эмиссией еще в 30-е довоенные годы. Накануне еще осуществлялся повсеместно широкий бартерный обмен, функционировал "черный рынок". Но нужно было удовлетворить спрос потребителей. А в разоренной стране мерой стоимости и средством платежа служили американские сигареты! Чтобы не умереть с голоду, повсюду выращивали картофель и свеклу, как в России в 1941 -1945 гг. "Агитаторами" новой немецкой валюты стали прилавки магазинов, где появились товары потребительского спроса.

Реализация денежной реформы и активизация внутреннего товарооборота привели в конце 1948 г. к росту на 43% промышленного производства. Выросла и зарплата.

Необычным выглядело повсеместное удешевление товаров, которое проводилось под лозунгом "товары для каждого". С этой целью существовала специальная программа производства удешевленных потребительских товаров.

Денежная и налоговая реформы и отход от тоталитаризма привели: 1) к стимулированию предпринимательства; 2) стабилизации покупательной силы валюты.

Устойчивость "дойче марки" продолжалась до 1990-х гг. и способствовала объединению Германии. Реализация реформ в Германии стала почти классикой для других стран.

После отхода Л. Эрхарда от власти в конце 1960-х гг. созданная при нем модель экономического развития претерпела изменения.

Вторая модификация модели социального рыночного хозяйства началась после 1982 г. с приходом к власти Г. Коля на условиях коалиции ХДС / ХСС и СвДП. Наблюдался своеобразный возврат к ордолиберализму Эрхарда. А в 1998 г. пришел к власти глава СДПГ Г. Шредер, который использовал идеи Эрхарда и его окружения для обновления политики социал-демократов.

Можно сделать такой вывод: с отдельными модификациями идеи архитектора "экономического чуда" в Германии Л. Эрхарда реализуются до настоящего времени. Это позволило Германии относиться до сего времени к числу высокоразвитых стран мира. Активно развиваются внешнеэкономические связи между Россией и Германией.

Людвиг Эрхард родился в Баварии 4 февраля 1897 года. Еще во время учебы в университете он начал обсуждать с ведущими экономистами того времени свои идеи. Вскоре Эрхард познакомился с Францем Оппенгеймером, который стал первым научным наставником будущего министра экономики ФРГ.

Людвиг Эрхард

Закончив университет, Эрхард долгое время работал ассистентом в Нюрнбергском институте экономических исследований, а затем основал собственный исследовательский центр. Этот институт по запросу крупных промышленников не только анализировал экономическое положение Третьего рейха, но и разрабатывал план действий на случай разгрома Гитлера. Кстати, Эрхард не вступал в нацистскую партию, и это очень помогло ему в дальнейшем.


Во второй половине 1940-х в ФРГ по статистике на одного немца только каждые пять лет выпускалась одна тарелка, лишь каждый пятый ребенок мог лечь в свою кровать, и каждый третий немец имел возможность лечь в собственный гроб. Государственный долг составил 415 млрд марок. Каждый второй трудоспособный был безработным. Реформирование экономики было критически необходимо.


Германия после Второй мировой войны

Рассматривалось несколько вариантов, по какому пути должна развиваться немецкая экономика. Эрхард был сторонником либерализации нового типа, он предложил воплотить в жизнь концепцию «социального рыночного хозяйства». Монополизация была отменена, госконтроль над ценами снят, свободная конкуренция поощрялась. Это позволило запустить рыночные механизмы. Была проведена и денежная реформа, задача которой была избавить экономику страны от скопившейся денежной массы. Вместо рейхсмарки вводилась новая немецкая марка. Граждане ФРГ имели право обменять рейхсмарки на новые по курсу 10:1 или 100:6,5. В результате объем денежной массы в стране сократился более чем на 93%. Обязательства государства, выраженные в рейхсмарках, аннулировались. Монопольное право по выпуску банкнот стало принадлежать Банку немецких земель. Результатом реформ стал рост экономики ФРГ на уровне около 8% в год. Этот показатель сохранялся в течение нескольких лет и был наивысшим в Европе.


Старые рейхсмарки

Эрхарду, который имел самый высокий рейтинг среди всех немецких политиков, в 1963 году было предложено стать вторым после Конрада Аденауэра канцлером ФРГ. Он согласился. Однако прямолинейность и отсутствие политических амбиций привели к тому, что вскоре он был вынужден уйти в отставку. Однако в истории он всё же остался «отцом немецкого экономического чуда».

История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века Бонвеч Бернд

«Экономическое чудо»

«Экономическое чудо»

Канцлер Конрад Аденауэр был главой федерального правительства более 14 лет - с сентября 1949 г. по октябрь 1963 г., и олицетворяет собой целую эпоху в истории Западной Германии. В годы его правления, благодаря развитию гражданского общества и парламентской демократии, произошло становление экономической, социальной и партийной систем, внутренней и внешней политики Боннской республики.

Первый федеральный канцлер родился 5 января 1876 г. в Кёльне и получил юридическое образование в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Бонна. В 1917-1933 гг. он избирался председателем прусского Государственного совета, в 1920-1933 гг. был обер-бургомистром Кёльна. Будучи членом партии Центра, Аденауэр находился в оппозиции к Гитлеру и поэтому в 1933 г. был отправлен в отставку. После покушения на Гитлера 20 июля 1944 г. он был на короткое время помещен в концлагерь. В 1945 г., после вступления войск западных держав в Германию, освобожденный из заключения Аденауэр вновь занял пост обер-бургомистра Кёльна. Активно участвуя в создании ХДС, он стал в 1946 г. его председателем в британской зоне оккупации. В 1948-1949 гг. Аденауэр являлся президентом Парламентского совета и активно участвовал в создании Основного закона ФРГ.

Социальное рыночное хозяйство

В основу экономической политики кабинетов Аденауэра легла концепция «социального рыночного хозяйства». Это понятие было предложено экономистом Альфредом Мюллером-Армаком. Речь шла о либеральной модели экономики, которая ориентировалась преимущественно на законы рынка и была противоположностью социалистического планового хозяйства. Тем не менее она предусматривала вмешательство государства, и поэтому отличалась от традиционного экономического либерализма. Вмешательство государства в экономику осуществлялось созданием рамочных условий для предпринимательства, косвенным регулированием и контролем. Государство заботилось о свободной конкуренции, пытаясь предотвратить образование картелей. На основе эффективного рыночного хозяйства создавалась многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты. Все это должно было сгладить социальные противоречия и обеспечить, по выражению министра хозяйства Л. Эрхарда, «благосостояние для всех».

Создание социального рыночного хозяйства началось в очень сложных условиях (см. предыдущую главу). Но спустя несколько лет ФРГ уверенно вошла в число наиболее развитых стран мира, решив многие социальные проблемы. Это дало основание говорить о западногерманском «экономическом чуде» - самом длинном в истории страны периоде подъема (до спада в 1966 гг.), когда средние годовые темпы роста промышленного производства составляли около 10 %, а в некоторые годы до 15 %.

Принято считать, что старт «экономическому чуду» дала валютная реформа 1948 г. Введение твердой денежной единицы, либерализация цен и устранение административной системы распределения ресурсов обеспечили благоприятные условия для развития свободного рынка. Денежная реформа оказала заметное влияние на снижение темпов инфляции. С наступлением финансовой стабилизации стало возможным регулировать экономику. Чтобы стимулировать инвестиции, Эрхард отдавал предпочтение свободе цен перед ростом заработной платы. Его политика способствовала росту социальной напряженности, и количество забастовок увеличилось. Уменьшить социальную напряженность помогла американская помощь по «плану Маршалла». Ее объем за 1948-1952 гг. составил 1,5 млрд долларов, из них 42 % для закупок продовольствия и развития сельского хозяйства, 50 % - для развития промышленности и ремесел, 8 % - для оплаты транспортных расходов.

«План Маршалла» создавал благоприятный экономический и политический климат, что обусловливало экономический рост. Он тесно увязал реконструкцию западногерманской экономики с западноевропейским экономическим возрождением. Одним из факторов «экономического чуда ФРГ» было отсутствие до середины 1950-х гг. военных расходов. Серьезную роль сыграла система социального партнерства между предпринимателями и рабочими, когда трудовые конфликты решались без забастовок.

Прорыв к экономическому росту 1950-х гг. был следствием беспрецедентного расширения внешней торговли, что было вызвано «корейским бумом». Конфликт в Корее (1950-1953) привел к расширенному спросу на военные товары, которые в основном производились в США, Великобритании и Франции. Западная Германия, которой было запрещено производить вооружение, теперь переключилась на восстановление мирной промышленности и вновь возвращалась на потерянные рынки. Кроме того, после начала корейской войны ограничения для тяжелой промышленности, установленные союзниками, были сняты в интересах «защиты свободного мира». Отрасли тяжелой промышленности, которые отставали в развитии, теперь вступили в период роста. «Корейский бум» был, таким образом, одним из внешних факторов «экономического чуда».

Но и после окончания «корейского бума» экспортные поставки имели решающее значение для экономического роста. Их рост (более 12 % в год) превосходил рост других факторов спроса в ФРГ. В 1960 г. Западная Германия заняла второе место с 10,2 % в мировом экспорте (без стран с нерыночной экономикой). Конкурентоспособности немецких товаров на внешних рынках способствовал заниженный курс марки в отношении американского доллара. Важным фактором «экономического чуда» стала начавшаяся в 1950-е гг. экономическая интеграция в Западной Европе.

Под руководством Эрхарда проводилась эффективная налоговая политика. Благодаря налоговым льготам, предприятия также образовывали собственный капитал и осуществляли инвестиции. К другим факторам беспрецедентного экономического подъема ФРГ относят огромный резерв квалифицированных рабочих рук перемещенных лиц (в западногерманской статистике - «изгнанных с родины») и беженцев с Востока, низкий уровень зарплаты.

Благодаря постоянному притоку беженцев из ГДР, улучшались возрастная структура и квалификация населения. Доля изгнанных и беженцев из ГДР в трудовой занятости ФРГ в 1960 г. составила 30,7 %. С установлением Берлинской стены в августе 1961 г. этот источник экономического роста иссяк, и увеличилось значение иностранных рабочих рук. Если в 1960 г. гастарбайтеров (иностранных рабочих) было 279 тыс., то к 1966 г. их число достигло 1244 тыс. (около 5 % всех занятых).

Особенности промышленного развития

Быстрый рост экономики Западной Германии базировался на развитии промышленности. К 1960 г. объем промышленного производства увеличился в три раза по сравнению с 1949 г. К концу 1950-х гг. ФРГ заняла второе место среди западных держав по объему промышленного производства, уступая только США. Индикатором экономического подъема являлся и быстрый рост автомобилестроения. Символом эпохи стал легендарный автомобиль «жук» концерна «Фольксваген».

Структурная перестройка в промышленности определялась правительственной политикой декартелизации производства. Под влиянием антимонопольной политики произошла трансформация крупных банков («Дойче банк», «Дрезднер банк», «Коммерц банк») в региональные банки, меньшие по размерам. Этот же процесс коснулся и крупных промышленных предприятий «Крупп», «Клокнер», «Флик» и др. Так, «Ферайнигте Штальверке», который ранее обеспечивал около 40 % германского производства стали, был разделен на 13 металлургических и 9 горно-промышленных компаний. Число картелей резко сократилось (с 3 тыс. в 1930 г. до 58 в 1959 г.), однако «Закон о картелях» 1957 г. допускал многочисленные исключения и не препятствовал процессу концентрации производства. Правительство также ставило себе целью поддерживать малые и средние по размерам фирмы и отстаивать позиции держателей мелких пакетов акций.

«Благосостояние для всех»

Несмотря на экономический рост, сохранялась заметная социальная дифференциация. В то время как у рабочих реальные ежемесячные доходы повысились в 4,5 раза (в среднем до 1290 марок), то у самостоятельного населения - более чем в 6 раз (в среднем до 2772 марок). К лицам с низкими доходами принадлежали 19 из 27 млн работающих, а также получатели социальных пособий. Но быстрый рост экономики ФРГ создавал предпосылки для решения задач социальной политики. С 1950 по 1970 гг. валовый национальный продукт вырос приблизительно в 2,8 раза.

В начале 1950-х гг. были введены пособия для бывших военнопленных и демобилизованных военнослужащих. В 1951 г. 400 тыс. «изгнанных» получали социальные пособия, еще 500 тыс. - пособия по безработице. Законом 1952 г. вводилась выплата компенсаций «изгнанным» за причиненный войной ущерб. До 1978 г. было выплачено около 110 млрд марок, половину из которых составили дотации федерации и земель. Остальные средства поступали от крупнейшего в истории ФРГ имущественного налога. Имущество, стоимость которого превышала 5 тыс. марок на момент денежной реформы 1948 г., облагалось 50-процентным налогом в течение 30 лет. Этот налог на первый взгляд являлся чрезмерным бременем для частных собственников. Но фактически его отрицательное воздействие на экономическое развитие было приемлемым, так как стоимость домов и земельных участков устанавливалась не по рыночной стоимости, а по более низкой фиксированной ставке. Закон являлся одним из условий интеграции изгнанных и внес вклад в ликвидацию последствий войны.

Аденауэр, подобно Бисмарку, стремился достичь более тесной привязки граждан к еще молодой республике и способствовал становлению социального государства. Только в первое десятилетие ФРГ было принято более 50 законов по расширению социальной защиты. Особое место среди них занимала пенсионная реформа 1957 г. Ее сущность сводилась к составлению своеобразного «договора солидарности» между поколениями. Иными словами, предлагалось узаконить перераспределение доходов в пользу стариков («послетрудового поколения») и детей («предтрудового поколения») посредством отчислений работников и предпринимателей. Размеры пенсий рассчитывались индивидуально с учетом как сделанных взносов, так и текущей зарплаты, а вместо автоматической индексации пенсий в соответствии с инфляцией предусматривалось их повышение в зависимости от общеэкономического развития и роста заработной платы. Отныне пенсия гарантировала прожиточный минимум в старости. Пенсионная реформа привела к увеличению среднего размера пенсий более чем в полтора раза и означала значительный шаг в укреплении основ «государства благосостояния».

«Соучастие»

Снижению остроты социальных конфликтов служило законодательство, предусматривающее создание советов предприятий, в которых конкретизировалась идея «экономики согласия». В ФРГ эта система, получившая название «соучастие» (Mitbestimmung), оказалась наиболее развитой среди стран Западной Европы. Еще в 1947 г. оккупационные власти британской зоны, по инициативе лейбористского правительства, ввели на предприятиях сталелитейной промышленности (с числом рабочих более 1000 человек) наблюдательные советы на паритетных началах. Одну половину голосов в советах имели работодатели, другую - рабочие. В 1950 г. «соучастие» оказалось под огнем критики со стороны работодателей. Объединение немецких профсоюзов (ОНП) угрожало прибегнуть к забастовкам, чтобы защитить «соучастие». Аденауэр нуждался в поддержке профсоюзов при вступлении ФРГ в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и поэтому способствовал достижению компромисса между работодателями и профсоюзами.

В апреле 1951 г. бундестаг принял закон о праве голоса рабочих в наблюдательных советах и правлениях предприятий металлургической и горнодобывающей промышленности. Он предусматривал паритетное представительство работодателей и рабочих в наблюдательных советах. В соответствии с законом об уставе предприятия 1952 г., в наблюдательных советах предприятий остальной промышленности рабочие получили только треть мест. В рамках системы «соучастия» рабочие и предприниматели учились сотрудничать, и разрешение социальных конфликтов имело организованный характер.

Правительство выдвинуло лозунг «Собственность для всех», с которым связывались надежды населения на лучшее перераспределение прироста благосостояния. Реформа акционерного права 1959 г. разрешила выдавать акции коллективным участникам на особо благоприятных условиях. Она предусматривала налоговые льготы в размере 312 марок, которые вносились на счет рабочего в течение пяти лет (закон «312 марок»). Демонстративным жестом был выпуск «народных акций», которые использовали при приватизации федеральной собственности (акции шахт и металлургических заводов, концерна «Фольксваген»). «Народные акции», выданные с «социальной скидкой», были проданы многими новыми акционерами, когда их биржевые курсы быстро выросли.

Успеху политики «соучастия» способствовали социальные последствия «экономического чуда». Уровень безработицы в результате экономического бума упал с 10,4 % в 1950 г. до 0,7 % в 1962 г., зато социальные расходы государства превысили 40 % всех бюджетных расходов. Стабильный рост доходов граждан способствовал превращению западногерманского общества в «общество потребления». Рост уровня жизни благодаря «экономическому чуду» медленно, но отчетливо изменял поведение западных немцев. Уже в середине 1950-х гг. миллионы рядовых граждан стали проводить свой отпуск за границей. «Экономическое чудо» затрагивало все области политики и общества, изменяло способ мышления западногерманского населения и создавало основу признания нового политического порядка.

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Чудо-мешочки Проведенные современные исследования позволили в общих чертах получить представление о содержании и назначении мешочков-«гирь» в руках прыгуна. Прежде всего, мешочки были двухслойными. Наружный слой – льняной, а внутренний – из шелкового материала. Внутри

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Чудо-юдо Мифологизированный противник героя, встречающийся в русских богатырских сказках.Обычно Чудо-юдо похоже на многоголового змея или воина-всадника. В отличие от Змея, Чудо-юдо всегда выступает не как захватчик чужой территории, а как враг всего мира людей. Именно

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Чудо Повседневность для еврея слита с вечностью с момента творения. Всякое существо, всякая жизнь, всякое действие - это естественное событие, вызванное волей Господней35, которое может быть расценено как чудо, то есть невозможное при обычном течении вещей событие. Евреи

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

«Экономическое чудо» Канцлер Конрад Аденауэр был главой федерального правительства более 14 лет - с сентября 1949 г. по октябрь 1963 г., и олицетворяет собой целую эпоху в истории Западной Германии. В годы его правления, благодаря развитию гражданского общества и

Из книги Машина и винтики. История формирования советского человека автора Геллер Михаил Яковлевич

Чудо Разве это не чудо? И. Сталин Таинственный, иррациональный характер происходившего не ускользнул от руководителей Октябрьского переворота, в первую очередь от Ленина. Революция была чудом, - не скрывал Ленин. Выступая на последнем в своей жизни съезде партии (1922),

Из книги Третий рейх автора Булавина Виктория Викторовна

«Немецкое экономическое чудо» 1930-х годов Начнем с того, что экономическая политика нацистов в значительно мере определялась одним из финансовых гениев XX века - немецким банкиром Ялмаром Шахтом. На Гитлера экономика наводила тоску, ведь он в ней слабо разбирался. Вот

Из книги Как Сталин предотвратил «перестройку» автора Краснов Павел

Часть 1. СТАЛИНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО Великий Архитектор СССР строил Общество Будущего по четким идеям, часть которых содержится в его работе-завещании «Экономические проблемы социализма в СССР», большего он оставить не успел, а его архив вместе с черновиками был

автора Катасонов Валентин Юрьевич

«Экономическое чудо» 1950-х годов на фоне стран капитализма Большую часть фактов и цифр я заимствую из статьи Г. И. Ханина «50-е годы – десятилетие триумфа советской экономики», а также из его книги «Динамика экономического развития СССР». Составленные Ханиным таблицы

Из книги Экономика Сталина автора Катасонов Валентин Юрьевич

«Экономическое чудо» 1950-х годов: финансы и цены Чутким индикатором общего состояния экономики являются ее финансы и цены. Государственный бюджет СССР в 1950-е гг. имел постоянное превышение доходов над расходами (профицит). В 1950 г. (последний год пятой пятилетки) доходы

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

«Экономическое чудо»: Италия 1960-х годов Экономическое возрождение второй половины 1940-х и 1950-х годов было впечатляющим и относительно безболезненным, но его не сравнить с тем, что произошло потом. В 1959–1962 годах экономика действительно сорвалась с места и были заложены

Из книги Большая ничья [СССР от Победы до распада] автора Попов Василий Петрович

Экономическое чудо В 1947 г. увидела свет книга советского академика, члена Политбюро ЦК партии, председателя Госплана Н.А. Вознесенского. В последней ее главе определялись основные задачи послевоенной перестройки народного хозяйства. Автор подчеркивал, что и для

Из книги Беседы автора Агеев Александр Иванович

Из книги Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации автора Миронов Борис Николаевич

1. Мучительное развитие или экономическое чудо? Мы с завистью, а нередко и с чувством неполноценности говорим о немецком, японском, южнокорейском, китайском и прочих экономических чудесах. Вот могучие, лихие народы: богатыри - не мы. Как современная, так и царская Россия

Из книги Германия в ХХ веке автора Ватлин Александр Юрьевич

Глава 6 ФРГ: «экономическое чудо» в эпоху Аденауэра «Вначале был Аденауэр» (А. Баринг), «канцлерская демократия» и даже «эра Аденауэра» (Г. – П. Шварц) – подобные характеристики преобладают в исследованиях, посвященных начальному периоду истории Федеративной республики

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Чудо с вилкой Был прекрасный летний вечер. Днем прошел дождь, где-то слышен был гром. Воздух был чист, ни одного облачка. Солнце садилось. Я сидел на балконе своей резиденции (так называется старенький одноэтажный домик, где мы живем уже семнадцать лет). Неожиданно у ворот

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Чудо-юдо «Утка крякнула, берега брязнули, море заволновалось – лезет Чудо-Юдо» (Русская сказка).Чудо-юдо славянских народных сказок – огромный, страшный, многоглавый и могущественный дракон.«Слово «чудо» в древности означало великана» (Александр Афанасьев).Имя «Юдо», по

Вторая мировая война стала крупнейшей экономической катастрофой. В тяжелом экономическом положении оказались практически все страны-участницы. На общем фоне послевоенного состояния западноевропейских стран немецкая действительность выглядела особенно удручающей.

Разрушенные города, уничтоженные бомбежками или демонтированные заводы и фабрики, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство, массовая безработица. Пустые полки магазинов, карточная система, сильнейшая спекуляция. Огромный государственный долг, масса денег в обращении, не имеющая товарного покрытия. Полный хаос царил и в организации хозяйственной жизни страны. Западные оккупационные власти вынуждены были завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления.

Для оздоровления экономики Германии явно требовались решительные меры, которые были реализованы по замыслу и под руководством Л.Эрхарда. Его концепция получила название "социального рыночного хозяйства", под которым понималось:

Приоритет в экономической политике государства делался на установление форм и правил действия хозяйствующих субъектов (рамочное регулирование);

Нацеленность создаваемых форм и правил на обеспечение свободного конкурентного порядка и открытости рынков, стимулирование хозяйственной инициативы максимального числа частных лиц;

Преодоление консервативной структуры потребления, создание условий для выравнивания платежеспособности всех слоев населения.

Л. Эрхард начал с денежной реформы, заменив рейхсмарки новыми дойчмарками и изъяв практически за день огромную массу необепеченных денег. Далее последовала реформа цен - отменялось административное распределение ресурсов и контроль над ценами, над заработной платой. Одновременно

создавались условия для восстановления производства. Центральный банк выделил инвестиционные кредиты, снизил обязательные резервы для коммерческих банков. Важную роль в возрождении промышленности, как и после Первой мировой войны, сыграла помощь, полученная Германией по плану Маршалла. Необходимо отметить, что восстановление промышленности происходило на основе новой технологической базы. Кроме денежно-кредитной политики государство использовало также и политику расходов - оно дотировало производство важнейших продуктов питания, жилищное строительство. Восстановление хозяйства происходило очень быстро - уже к 1954г. был вдвое превышен уровень производства 1936г., при этом отмечался рост благосостояния всех слоев населения. Такое стремительное возрождение экономики Германии после Второй мировой войны получило название "немецкого чуда".

Еще по теме "Немецкое экономическое чудо":

  1. 16.1. "Экономическое чудо XX века" - немецкая модель управления
  2. ГЛАВА 13 Чудо св. Пантелеймона о «русском короле Харальде»: монастырь св. Пантелеймона в Кёльне и семейство Мстислава Великого (конец XI - начало XII века)
  3. Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества - главное предназначение экономической науки