Бюджетные механизмы. Бюджетный механизм и характеристика его звеньев Бюджетный механизм понятие структура назначение

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики . Бюджетный механизм позволяет на практике использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Это возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем, средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Основными параметрами бюджетной политики в настоящее время являются:

· внедрение принципов среднесрочного планирования;

· оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов;

· обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на основе разграничения доходных полномочий и упорядочения расходных обязательств на долгосрочной основе;

· формирование стабилизационного фонда, повышающего устойчивость бюджетной системы в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

4. Основные направления бюджетной политики на перспективу.

На протяжении всего периода реформ, цели, которые ставились перед бюджетной политикой, значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Но для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:


реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;

ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;

увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;

усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

В последующие годы должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.

Требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта.

При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться со снижением уровня пенсионного обеспечения.

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.

В целях создания условий для развития научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрения результатов такой деятельности необходимо усовершенствовать порядок амортизации нематериальных активов.

Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.
В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.

6.Бюджетная политика в ходе экономического цикла

Фундаментальная цель бюджетной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада проводится стимулирующая бюджетная политика. Она включает в себя увеличение государственных расходов, или снижение налогов, или и то и другое. Т.е. если в начале мы имеем сбалансированный бюджет, то бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных расходов, или увеличение налогов, или и то и другое. Бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного профицита, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

При наличии бюджетного дефицита его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Существуют два основных метода: займы у населения или выпуск новых денег. Рассмотрим первый метод: если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, то оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос приводит к росту уровня процентной ставки. Таким образом, правительство будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. Второй же метод позволяет избежать выталкивания частных инвестиций. И, следовательно, считается, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицита.
При наличии бюджетного профицита его дефляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться. Возможно погашение задолженности государства, но, выкупая свои долговые обязательства, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя инвестиции и потребление. С другой стороны, правительство может просто изъять избыточные суммы. Это означает, что правительство приостанавливает любое их дальнейшее использование. И таким образом, эти средства уже не окажут никакого инфляционного воздействия. Именно поэтому считается, что полное изъятие дефицитного бюджетного излишка более сдерживающая мера, нежели использование этих средств для погашения государственного долга.

14.2. Бюджетный механизм в социальной ориентации национальной экономики

Бюджетный механизм представляется основой финансового механизма. В него включаются механизмы государственного и местного бюджетов, бюджеты государственных внебюджетных фондов, юридических и неюридических лиц. Под бюджетным механизмом, как субъективной части бюджетных отношений, нужно понимать систему экономических инструментов, позволяющих формировать и реализовывать финансовые ресурсы в целях обеспечения устойчивого экономического развития. Тогда как сущность бюджета, представляющая объективную основу, выражают экономические отношения формирования и реализации финансовых ресурсов в воспроизводстве национальной экономики и общества. К институциональной стороне бюджетного механизма относится юридический закон о бюджете страны и те постановления и подзаконные акты, которые принимаются уполномоченными органами различных уровней управления государственной власти и субъектов хозяйствования.

Бюджет имеет следующие основные виды: государственный и местный бюджет, бюджет государственных внебюджетных фондов, юридических и неюридических лиц.

Определение государственного бюджета выражает форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования органов государства и местного самоуправления в создании условий развития национальной и территориальной экономики, и общества. Далее под бюджетным устройствомнужно понимать структуру и принципы построения системы бюджета.

Бюджетная система странысостоит из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая правовыми документами. Если государство унитарное, то бюджет данного государства является двухуровневым: I уровень - государственный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; II уровень - местные бюджеты. В федеральных государственных образованиях бюджеты бывают трехуровневыми: I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; II уровень - бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; III уровень - местные бюджеты . Так же существует еще консолидированный бюджет, представляющий свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Бюджетная система строится на следующих принципах:

1. Принцип единства бюджетной системы. Он выражается в обеспечении единства бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов, бюджетной политики и так далее.

2. Самостоятельность бюджетов всех уровней. Данный принцип вытекает из наличия у каждого бюджета своих источников доходов, утверждения каждого бюджета соответствующими представительными органами, исполнения каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти.

3. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы страны.

4. Принцип сбалансированности бюджета. Он означает, что объем расходов и доходов должны быть равными. Бюджеты всех уровней утверждаются без превышения доходов бюджета над расходами - профицита бюджета.

5. Принцип достоверности бюджета. Это означает адекватность отражения показателей бюджетов существующему экономическому положению.

6. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов. Онвыражает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Этот принцип означает, что бюджетные средства выделяются конкретным получателям с обозначением цели их использования.

9. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

10. Принцип гласности. Содержание данного принципа предполагает открытость законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в публичной печати.

Межбюджетные отношения регулируются на основе распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемых с учетом государственных социальных стандартов. Этот процесс представляется как бюджетное регулирование. Оно обеспечивается оказанием прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему звену посредством следующих методов: дотации; субвенции;субсидии;кредитовании .

Дотация выдается из вышестоящего бюджета нижестоящему звену единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субвенция означает фиксированный объем государственных средств, как долевое участие вышестоящего бюджета, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов нижестоящих бюджетов.

Субсидия - это предоставление бюджетных средств бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предусматривает предоставление финансовых средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда - это средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Бюджетный процесс представляет, регламентируемая нормами права, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также контроль за их исполнением. В структуру органов с бюджетными полномочиями входят: финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования (Центральный банк); органы государственного (муниципального) контроля.

Участники бюджетного процесса:

Президент страны, Парламент, Правительство;

Органы законодательной (представительной) власти;

Органы исполнительной власти;

Органы денежно-кредитного регулирования;

Органы государственного и муниципального финансового контроля;

Органы государственных внебюджетных фондов;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

Представительная власть рассматривает, утверждает, контролирует исполнение бюджета. Исполнительная власть составляет и исполняет бюджеты, представляет отчеты об их исполнении.

Центральный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по регулированию государственными ценными бумагами.

Органы государственного контроля следят за исполнением бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

Традиционно составлением проекта бюджета занимается министерство финансов, однако бывают и исключения, например, как в США, где специально над этим работает бюджетное бюро при президенте страны.

Анализ итогов экономического развития за прошедший год предшествует подготовке проекта бюджета, затем следует составление прогноза основных социально-экономических показателей, планирование результатов с учетом институциональных изменений. Составление проекта бюджета осуществ-ляется на основе обоснования и прогноза экономических процессов, предполагаемых их проявления в стране на планируемый год. Здесь нужно отметить, что реальность прогнозов и экономических обоснований зависит не только от прикладного экономического анализа, адекватности государственной статистики реальному положению экономики, но и от организации конкуренции между государственными и независимыми институтами, разрабатывающими различные варианты развития национальной экономики и соответствующей территории. Отсутствие конкуренции приводит к искажению и снижению эффективности бюджета, так как в таком случае бюджет будет соответствовать ограниченным интересам правительства.

К основным показателям прогноза социальной ориентации экономического развития относятся: инфляция, ВВП, инвестиции, экспорт, импорт, доходы населения, расходы и доходы бюджета и другие.

При составлении бюджета используются различные методы: автоматический; мажораций и минораций; непосредственной оценки; (ППБ) планирование–прогнозирование–разработка бюджета; постатейного распределения бюджетных средств; программно-целевого (или ориентированного на результат) бюджетирования; планово-программное бюджетирование; управление по целям; нулевого бюджетирования.

Автоматический метод предполагает перенос за прошлый год итогов бюджета на новый период. Данный метод преимущественно применяется к отдельным разделам и статьям.

Метод мажораций и минораций исходит из определения тренда за ряд лет (10–15) и по нему осуществляется коррекция некоторых статей бюджета. При этом мажорация представляет тенденцию роста, а минорация - к уменьшению.

Метод непосредственной оценки представляет изучение предполагаемой коньюнктуры близкой к реальному состоянию и на основе чего определение поступления доходов и изменения расходов бюджета.

Метод ППБ основан на учете стратегических программ правительства, где прогнозируются требуемые ресурсы для решения поставленных задач и предполагаемые результаты.

Постатейное бюджетирование является традиционным методом. Он предполагает детальное обоснование статьи расходов в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства. При этом основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Недостатком данного метода бюджетирования - отсутствие анализа эффективности финансирования того или иного ведомства в целом. Метод программно-целевого (или ориентированного на результат) бюджетирования предполагает при бюджетном планировании увязывание расходов с отдачей от них, то есть социально-экономической эффективностью того или иного бюджетополучателя. Этот метод появился в конце сороковых годов двадцатого века в США. Следствием его развития были планово-программное бюджетирование, управление по целям, нулевое бюджетирование.

Планово-программное бюджетирование предполагает формулирование стратегических целей своей деятельности каждому министерству или ведомству, согласованных с общегосударственной политикой. Этот метод требует предоставления нескольких вариантов достижения поставленных целей и различных подходов финансирования.

Следующим шагом в развитии программно-целевого бюджетирования является метод управления по целям. Основное преимущество заключается в оценке социальных результатов деятельности бюджетополучателей. К недостатку данного метода можно отнести сложность разработки системы показателей определения социально-экономической эффективности государственных расходов.

Метод нулевого бюджетирования предполагает составление проектов бюджета с «чистого листа» без учета плановых и фактических показателей прошлых лет. Министерства и ведомства должны планировать расходы и составлять бюджетные заявки на основе определения цели при разных уровнях расходов. Для каждой цели они должны были предлагать различные программы, причем затраты должны быть альтернативными.

Метод программно-целевого бюджетирования длительное время используется в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. Он обладает преимуществом по сравнению с традиционным способом постатейной калькуляции затрат. Этот метод позволяет учесть последствия принимаемых решений, сравнивать разные подходы достижения целей, выбирать оптимальные решения.

В странах СНГ, и в частности, Казахстане и России бюджеты составляются на основе метода постатейного распределения финансовых средств. Однако в перспективе этот подход приведет к финансированию избыточных структур, предоставлению услуг, которые не отвечают реальным потребностям общества и к снижению эффективности расходов. Это предопределяет существования дефицита средств и сокращения финансирования производства товаров и услуг, необходимых обществу.

Нами предлагается метод ориентира на определение объективно предельных величин (общественно необходимых затрат труда) и условий расширенного воспроизводства. Это позволит конкретно знать сумму денежных средств необходимых отраслям для сбалансированного развития национальной экономики и в обеспечении объективно необходимых финансовых средств в поддержании на соответствующем уровне социальные потребности. Данный метод не представляется сложным в использовании, но является более эффективным по всем параметрам в сравнении с другими.

Структура государственного бюджета состоит из доходной и расходной частей. Это можно изобразить в таблице 14.

Таблица 14

Примерная структура бюджета по доходам и расходам

Удельный вес, %

Удельный вес, %

– налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и другие

– поступления от государственной собственности и хозяйственной деятельности

– отчисления в фонды целевого назначения: социального страхования, медицинского страхования, страхования от безработицы, пенсионный фонд

– прочие доходы

– на развитие национальной экономики

– социальные расходы (здравоохранение, образование, субсидии местным органам)

– на оборону

– на материальное обеспечение внешней политики

– платежи по государственному долгу

– прочие расходы

Данная структура бюджета свойственна странам с развивающей рыночной экономикой. Здесь нужно отметить, что профицит не планируется, а дефицит может иметь место в бюджетном документе. Под профицитом понимается превышение дохода над расходами на конец текущего бюджетного года, а содержание дефицита выражает превышение расходов над доходами. Обычно бюджетный дефицит не должен превышать 5 % от ВВП по международным стандартам.

Профицит показывает слабую работу органов экономического блока правительства, поскольку не использование финансовых ресурсов, намеченных на бюджетный год, сокращает потенциальную возможность национальной экономики и общества. Такие случаи из казахстанской практики, где суммы профицита в год превышают 60–70 млрд. тенге, представляются просто преступлением против государства и собственного народа. Эти суммы равняются годичному доходу почти целого региона. Данные факты говорят о том, что происходит умышленное занижение для подстраховки и оправдания недоимки доходной части бюджета, или настолько велики параметры действия теневой экономики. Такие проявления профицита должны насторожить парламент и руководство государства, поскольку это путь к искусственному торможению экономического роста и социального прогресса. Для дальнейшего искоренения этого явления в дальнейшем необходимо установить причины его происхождения и наказание государственных лиц, ответственных за допущенные грубые ошибки.

Другой бедой является дефицит государственного бюджета, превышающий общепринятые нормы. Причиной этому служат некомпетентность руководства экономического блока правительства, завышенная планка и необоснованность программы государственной социально-экономической политики, и отсутствие полноценной, научной системы экономических, организационных и технологических механизмов.

Также большое значение имеет бюджетное отношение между центром и регионами. От их сбалансированности будет зависеть общая эффективность национальной экономики. Расширение масштабов и социальная ориентация региональной экономики, и усложнения производства, межрегиональных связей, требует увеличение удельного веса региональных, местных бюджетов. В экономической литературе отмечается, что в унитарных государствах на долю местных бюджетов приходится не более 30 %, а в федеративных - от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов. С внедрением и развитием самоуправления регионов доля местного бюджета должна увеличиться. Здесь все будет зависеть от определения объективных параметров соотношения межбюджетных соотношений между центром и регионом, общего вклада в повышение эффективности рыночной экономики, социальной её ориентации и прогрессивного развития общества.

Итак, бюджетный механизм регулирует соотношение между доходом и расходом, тем самым воздействует на формирование баланса в межотраслевом развитии и пропорционального соотношения между материальным производством, нематериальным и духовным производством, согласование повышения эффективности рыночной экономики и социального прогресса.

Понятия и термины

Бюджетный механизм; государственный бюджет; местный бюджет; государственные внебюджетные фонды; профицит бюджета; дефицит бюджета; дотация; субвенция; субсидия; бюджетирование.

Рассматриваемые вопросы

1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета.

2. Механизм функционирования государственного бюджета в

социализации экономики.

3. Субъекты функционирования государственного бюджета.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Принципы бюджетной системы.

2. Структура государственного бюджета.

3. Механизм бюджетирования в формировании социальной ориентации экономики.

Упражнения

Ответьте на поставленные вопросы и определите вид проблемы (научная или учебная), обоснуйте свою точку зрения, выявите систему проблем по теме.

1. Какие проблемы обнаруживаются в формировании государственного бюджета?

2. В чем различие между дефицитом и профицитом бюджета?

3. Почему не планируется профицитный бюджет?

Темы для рефератов

1. Диалектика формирования государственного бюджета.

2. Межбюджетные отношения в повышении эффективности национальной экономики.

3. Механизм функционирования бюджетных отношений.

Литература

1. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит/Уч. пос.-Таганрог, 2003. ().

2. Экономическая теория. Учебник/Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой.- М., 2005.

3. http: // www.budgetrf.ru/Publications/Glossary070.htm

4. Айнабек К.С. Теория рыночной экономики/Уч. пос.-Алматы, 2004.

5. Экономическая теория. Учебник/Под ред. А.И Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб, 1999: ил.

6. Общая экономическая теория. Учебник/Под ред. У.К. Шеденова.- Актобе, 2004.

Предыдущая

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля .

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования, и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

1) механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

2) механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны.

Бюджетный контроль - составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса .

Цель бюджетного контроля - обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюджетных средств.

При бюджетном контроле проверяется соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и других платежей в бюджет, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании бюджетных средств.

Объектами бюджетного контроля являются не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы предприятий и организаций, финансируемых из бюджета.

Бюджетный контроль осуществляется соответствующими федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления и их контрольно-счетными органами, органами Федерального Казначейства РФ, региональными и муниципальными казначействами. налоговыми и таможенными органами, органами финансово-балансовой системы, ведомственного контроля.


Законодательные (представительные) органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов. Законодательные органы могут создавать контрольно-счетные органы (счетные палаты), основными задачами которых являются:

а) контроль за своевременным исполнением доходов и расходов бюджетов по объему, структуре и целевому назначению;

б) регулярное представление представительным органам власти информации о ходе исполнения бюджетов;

в) анализ выявления отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение;

г) финансовая экспертиза проектов законов.

Исполнительны органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. Правительство РФ, правительство республик, входящих в состав Российской Федерации, администрации областей, краев, округов, городов, районов контролируют правильность использования предприятиями и организациями выделенных им из бюджета ассигнований.

Ведущую роль в осуществлении бюджетного контроля со стороны исполнительных органов играют Минфин России и финансовые органы в регионах и на местах. Финансовые органы систематически контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов к проекту бюджета, целесообразность выделения средств из бюджета в запланированных суммах, законность расходования бюджетных средств, состояние сметно-штатной дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности у распорядителей и получателей бюджетных средств.

Бюджетный контроль подразделяется на:

1) предварительный;

2) текущий;

Бюджетный механизм и его особенности

бюджетный финансирование

Бюджетная политика - совокупность мероприятий государства по организации и использованию бюджетных средств, для обеспечения ее экономического и социального развития. Разрабатывается бюджетная политика законодательной и исполнительной властью с привлечением специалистов. Бюджетная политика находит свое выражение в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использование их на потребности государства. Основной целью бюджетной политики является оптимальное распределение ВВП между отраслями экономики, социальными группами и территориями. Бюджетная политика зависит от внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся:

· форма собственности

· структура экономики

· социальный состав населения

· интеллектуальный уровень

· уровень благосостояния

· состояние развитие экономики

· состояние денежного оборота

· стабильность денежной единицы и т.д.

К внешним факторам относятся:

· экономические отношения с другими государствами

· экспортные возможности государства

· интеграция в мировой экономической системе

Основными направлениями бюджетной политики являются:

v способствование процессу сбалансированной макроэкономической стабилизации и преодолению инфляционных процессов

v осуществление налоговой политики в направлении стимулирования предпринимательской деятельности и уменьшения налоговой нагрузки

v проведение структурных реформ с целью экономического роста и повышению уровня экономики

v формирование взаимоотношений в бюджетной системе в направлении обеспечения самостоятельности местных бюджетов

v оптимизация уровня бюджетного дефицита, государственного долга

v поиск дополнительных источников, доходов бюджета

Бюджетная политика реализуется с помощью бюджетной стратегии и бюджетной тактики.

Бюджетный механизм и его деятельности

Для реализации бюджетной политики в государстве образовывается бюджетный механизм, который отображает конкретную направленность бюджетных отношений. Бюджетный механизм - совокупность методов, которые применяет государство, с целью организации бюджетных отношений и обеспечение необходимых условий для экономического и социального развитий. К основным методам бюджетного механизма относятся:

v бюджетное планирование и регулирование

v нормативы

v резервы

v управления бюджетными средствами

Бюджетное планирование и регулирование определяют финансовые возможности государства, относительно финансового обеспечения, развития экономики и их социальной сферы. Финансовые показатели обобщают доходы и расходы государственный долг, уровень инфляции и определяют уровень расходов бюджета на одного жителя и уровень налогов, которые уплачиваются одним работающим.

Нормативы характеризуют определенный уровень обеспеченности расходов.

Лимиты представляют собой определенное ограничение на расходы в интересах государства, субъектов хозяйствования и населения.

Резервы призваны нейтрализовать действия непредвиденных факторов, которые могут возникнуть в будущем.

К системам управления бюджетными средствами представляют собой государства в лице ее исполнительных и законодательных органов, которые устанавливают методы распределения национального дохода, формы денежных сбережений и направления использования бюджетных средств.

К бюджетным методам регулирования экономических и социальных процессов относятся:

v бюджетное финансирование

v финансовая поддержка отдельных отраслей

v образования специальных фондов и резервов

Бюджетный процесс и его стадии

Реализация законодательных и нормативных бюджетных актов, происходит путем составления, рассмотрения, утверждения, выполнения, контроля за выполнением и рассмотрение отчетов о выполнении бюджетов всех составных бюджетной системы.

Бюджетный процесс - четко регламентированная последовательность действия связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением их, выполнением бюджетов и контроля за выполнением. Бюджетный процесс организовывается в соответствии с бюджетным кодексом и состоит из 2 частей:

1. бюджетного планирования

2. выполнение бюджета

Бюджетное планирование - состоит из:

· определения общего объема и источников формирования доходной части бюджета

· объединение общего объема расходов бюджета и распределение их по группам и отраслям

· сбалансирование бюджета. Сбалансирование в бюджетном планировании является самым ответственным этапом, так как оно предусматривает приведение в соответствие расходов к доходам.

Оптимальным состоянием всех бюджетов является равность доходов и расходов. Превышение расходов над доходами является бюджетным дефицитом, который требует установления источников его покрытия.

Процедура бюджетного клонирования - последовательность мероприятий по составлению и рассмотрению проекта бюджета. Эта процедура состоит из двух направлений:

1. Составление проекта бюджета

2. Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете

Составление проекта бюджета предусматривает:

1. Верховная рада направляет президенту бюджетную революцию, в которой определяются основные направления бюджетной политики на следующий год.

2. Министерство финансов на базе прогнозных макропоказателей экономического и социального развития разрабатывает прогнозный проект бюджета

3. Министерство финансов направляются в показатели прогнозного проекта бюджета министерством, ведомством, и другим органом исполнительной власти.

4. После согласования показателей министерство финансов составляет проект государственного бюджета.

5. Министерство финансов предоставляет кабинету министров на рассмотрение проект, закона о государственном бюджете, где он одобряется и в последствии предоставляется президенту Украины.

6. Президент предоставляет проект закона в верховную раду.

Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете, предусматривает:

1. Рассмотрение проекта в комиссиях и комитетах верховной рады

2. Министр финансов представляет доклад верховной раде по проекту закона и одновременно, председатель бюджетного комитета выступает с содокладом

3. Проходит обсуждение на заседаниях верховной рады и принимается соответствующие решение о принятии.

Выполнение бюджета предусматривает мобилизацию запланированных доходов и финансирование запланированных расходов. Ответственным за выполнение бюджета является кабинет министров, а оперативное руководство за выполнение бюджета возлагается на министерство финансов, государственную налоговую администрацию и государственное казначейство. Выполнение бюджета осуществляется на основании смет (роспись) доходов и расходов. Зачисление средств на счет бюджета и перечисления проводится через казначейскую систему самостоятельно

Бюджетный механизм – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм орга­низации бюджетных отношений, специфических методов мо­билизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осущест­вления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отно­шений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

Механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

Механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

Механизм межбюджетного распределения и перераспреде­ления финансовых ресурсов.

В каждом из звеньев есть такие элементы, как конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.

Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции и т.п. – это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику.

В структуре бюджетного механизма выделяются отдельные блоки. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют следующие блоки:

1) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;

2) исполнения бюджета;

3) бюджетного контроля.

Каждому из блоков свойственны специфические методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляют­ся финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходо­вание бюджетных средств на уровне Федерации, регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральный, региональные и местные бюджеты используются для оперативного управления бюджет­ными отношениями и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регио­нах, муниципальных образованиях. Через бюджетные показа­тели можно следить за экономическими и социальными про­цессами, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как сигналы для принятия оперативных пра­вительственных решений.



На построение бюджетного механизма существенное вли­яние оказывает бюджетное устройство страны. Так, в феде­ральных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования:

Федеральный бюджет;

Региональные бюджеты;

Местные бюджеты.

Бюджетный механизм является инструментом осуществ­ления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его по­мощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных на­правлениях финансовой и бюджетной политики на соответ­ствующий период времени, исходя из целей, поставленных хо­дом экономического и социального развития страны.