Значение промышленного переворота. Промышленный переворот и его сущность

Промышленная революция представляет собой одно из самых важных явлений в истории человечества, позволивших ряду стран вступить в полосу стремительного развития производительных сил и навсегда покончить с

экономической отсталостью.

Промышленная революция знаменовала переход от преобладания аграрного хозяйства с его постоянной угрозой неурожаев и голода к новому этапу в развитии экономики и новому материальному уровню бытия.

Промышленный переворот представляет собой совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, ознаменовавших превращение машин в основе средство производства.

Превращение ведущих стран Европы в гигантские фабрики вызвало крупные сдвиги в размещении населения, в его составе. Возникали большие города, появлялись новые классы и социальные группы. Последовали серьезные изменения в политическом устройстве, а затем и в духовной жизни общества.

Критерием, который помогает определить начало промышленного переворота в той или иной стране, принято считать начало формирования фабричной системы, что связано с появлением значительного числа настоящих фабрик.

В Англии, ставшей на этот путь раньше других, фабрики стали возникать повсюду в 80-х годах ХVIII в. в конце столетия к ней присоединилась Франция, а уже в ХIХ в. их примеру последовали и другие европейские страны.

Несмотря на особенности промышленного переворота в каждой стране,

все же можно проследить его определенную логическую последовательность. Сначала машинное производство осваивает текстильная промышленность. Затем освоенные методы переносят на другие отрасли и в

новые районы.

Изготовление машин, до сих пор кустарное, выделяется в особую отрасль производства.

На завершающем этапе массовое применение машин приводит к

окончательной победе над ремеслом. Машины производятся с помощью машин,

и страны, вступающие на путь индустриального развития позже лидеров,

имеют возможность быстрее пройти начальные этапы переворота, используя уже накопленный опыт.

Промышленный переворот в Англии завершился к началу 60-х годов

ХIХ в., во Франции и США – к началу 70-х годов, в Германии и Австро-

Венгрии – к концу 80-х годов, в странах Северной Европы – в 90-е годы. В

целом индустриальное общество сложилось в Европе к началу ХХ в.

Изменения, обусловленные промышленной революцией трудно переоценить. Принципиально изменилась не только техника, но и технология производства. Появились новые отрасли индустрии: нефтяная, химическая,

цветных металлов, автомобильная, станкостроительная, авиационная.

Началось широкое использование электроэнергии, а в качестве энергоносителей – нефти и газа.

Созданная техническая база позволила активизировать научный поиск

и обеспечила быстрое внедрение научных открытий.

Рост тяжелой промышленности вел к вытеснению сравнительно мелких предприятий.

Централизация и концентрация производства привели к выделению в

ряде отраслей предприятий-лидеров и обнаружили тенденцию к соглашениям по вопросам производства и сбыта между крупнейшими фирмами.

В ХХ в монополии превратились в неотъемлемую черту западного индустриального общества.

ХVIII век - век трансформации западного общества, последнее столетие переходной эпохи новой истории. Позднефеодальная цивилизация пришла к своему логическому концу: возможности дальнейшего развития были исчерпаны. Назрела объективная необходимость в технологическом перевороте, в переходе к широкой модернизации общественной системы стран Запада. Начало этому процессу положила промышленная революция, открывшая эпоху новой индустриальной цивилизации.

Промышленная революция - это процесс перехода производства на механизированную основу. Он содержал в себе коренные преобразования, направленные на создание индустриального общества и утверждение буржуазных отношений. Это знаковое событие неизменно вызывало повышенный интерес у каждого поколения исследователей. Известнейший историк современности Ф. Бродель подчеркивает глубинный и глобальный характер данного события: «... промышленная революция, что перевернет Англию, а затем весь мир, ни в какой момент своего пути не была четко ограниченным сюжетом, пучком заданных проблем в заданном пространстве и времени». Это утверждает и Э. Хобсбаум: «... однажды в 1780-х гг. впервые в человеческой истории были сорваны оковы с производительных сил общества, которые с этого момента получили возможность постоянно, быстро и беспредельно увеличивать объем рабочей силы, товаров и услуг... По любому расчету это явилось наиболее важным событием мировой истории, по крайней мере, со времен появления сельскохозяйственного производства и городов». Промышленная революция представляет собой сложный процесс, имеющий две стороны: технико-экономическую и социальную. Главным итогом первой составляющей был переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, второй - формирование классовой социальной структуры общества с преобладанием промышленных классов - фабричной буржуазии и пролетариата.

Промышленный переворот представлял собой раннюю фазу индустриализации. Он зародился и впервые развернулся в Англии, наиболее подготовленной к обозначенным переменам. Эта страна и стала первопроходцем индустриализации и первой моделью индустриального общества. Э. Хобсбаум пишет: «Очевидно, это произошло не случайно. Если бы должно было произойти состязание для достижения первенства в промышленной революции в XVIII в., в нем на самом деле могло участвовать лишь одно государство... Некоторые малые государства и регионы были довольно развиты в промышленном отношении, например Саксония и Льежская епархия, хотя их промышленные комплексы были слишком малы и обособлены друг от друга, чтобы оказывать революционное воздействие, сравнимое с британским».

Предпосылки промышленной революции включают в себя ряд взаимопереплетающихся факторов: аграрный переворот, технический и научный прогресс, развитие мануфактурного производства, финансовой сферы, торговли, демографических процессов, изменения в социальной структуре, ускорение социальной мобильности, политические преобразования. Во всех отмеченных сферах происходила подлинная революция. Уже в первой половине ХVIII в. наблюдался экономический подъем, рост производства, о чем свидетельствовал демографический взрыв середины ХVIII в. Соответственно данным показателям увеличивалась емкость рынка, что в свою очередь стимулировало дальнейший рост производства и, прежде всего, сельскохозяйственного.

Ключевым событием в создании условий для промышленного переворота была аграрная революция - процесс утверждения рыночных отношений в сельской сфере (внедрение аренды, наемного труда, организация фермерского хозяйства), перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования. Ф. Бродель отводит сельскому хозяйству определяющую роль в развитии промышленного переворота. Именно здесь, по его мнению, зарождаются основные стимулы для начала индустриализации. В результате аграрной революции улучшилось предложение сельскохозяйственного сырья для промышленности и продуктов питания в городах, повысилось благосостояние сельского населения и соответственно его платежеспособность. Наконец, аграрная революция содействовала накоплению капиталов, часть которых инвестировалась в промышленность. Первой страной, успешно завершившей во второй половине XVIII в. аграрную революцию, была та же Англия, где в течение XVI-ХVIII вв. происходили «огораживания», ориентированные на утверждение рыночных отношений в деревне. По примеру Англии новые методы ведения сельского хозяйства постепенно стали распространяться и на континенте. Однако этот процесс здесь начался позже и происходил гораздо медленнее, поскольку европейские страны не пережили столь глубокой перестройки в аграрной сфере.

В основе промышленной революции в странах Запада лежали «три кита» - хлопчатобумажный текстиль, железо и каменный уголь. Начавшись в Англии, она в первые десятилетия XIX в. охватила континентальную Европу и США. На континенте в первую очередь промышленный переворот развернулся и завершился в Бельгии - новом государстве, образованном на большей части бывших Южных Нидерландов, затем получил развитие во Франции, других странах Европы и в США. В каждой стране промышленный переворот проходил со своей спецификой, и лишь в Англии он имел последовательный и самоподдерживающий характер. В других же странах на пути модернизации стояли серьезные препятствия, зачастую политического характера, поэтому и промышленная революция развернулась там позднее и проходила неравномерно. В этой связи не случайно промышленный переворот зачастую ассоциируется с Англией и обозначается некоторыми исследователями как «британская революция». Впрочем, в этом можно убедиться, обратившись к изучению данного явления.

Промышленный переворот в производственной сфере начался в хлопчатобумажной отрасли, сравнительно молодой и высокодоходной. Э. Хобсбаум отмечает: «Хлопчатобумажная промышленность была первой отраслью промышленности, пережившей революцию, и трудно найти какую-либо другую, которая смогла бы продвинуть частное предпринимательство к революционным переменам». Начало машинному веку положили английские изобретения, ускорявшие темп прядения. Первыми среди них были механическая прялка ткача Дж. Харгривса «Дженни» (1765 г.), простые модели которой были доступны семейной мастерской, и гидравлическая (использовавшая водную энергию) прядильная машина Т. Хайса (1769 г.), патент на изобретение которой удалось получить предпринимателю Р. Аркрайту. Если прялка «Дженни» производила тонкую, но непрочную нить, то станок Аркрайта - прочную, но грубую. Недостатки обоих изобретений были устранены С. Кромптоном, создавшим новую более совершенную прялку - мюль-машину (1779 г.), выпускавшую тонкую и прочную нить. Вскоре появилась необходимость в механизации ткачества, и в 1785 г. сельский священник Э. Картрайт изобрел механический ткацкий станок с ножным приводом. А в 1793 г. последовало еще одно важное изобретение в этой отрасли: американский промышленник Э. Уитни создал хлопкоочистительную машину «Джин», что дало мощный толчок развитию производства хлопка в США.

Механизация хлопчатобумажной промышленности подготовила почву для технической реконструкции других отраслей текстильного производства - шелковой, льняной, шерстяной. В начале XIX в. появились важнейшие французские изобретения: в 1808 г. ткач Ж. Жаккар создал механизм для узорчатого ткачества (Жаккардова машина), а в 1810 г. изобретатель Ф. Жирар сконструировал первую льнопрядильную машину. При содействии русского правительства Ф. Жирар в конце 1820-х гг. под Варшавой основал льнопрядильную фабрику.

Широкое использование текстильных машин потребовало более мощный и независимый источник энергии, чем водяной двигатель. В 1784 г. английский механик Дж. Уатт запатентовал универсальный паровой двигатель двойного действия. В 1785 г. он был впервые применен на прядильной фабрике и вскоре получил широкое распространение на производстве. Промышленные предприятия, оснащенные паровыми двигателями, располагались вблизи источников топлива, в связи с этим районы добычи каменного угля становились местами высокой концентрации крупной машинной индустрии. Паровой двигатель Уатта сыграл ключевую роль в техническом перевооружении производства.

Дальнейший прогресс в промышленном развитии невозможен был без усовершенствования металлургической и горной отраслей: создание машин вызвало потребность в прочных конструкционных материалах, в более высоком качестве металла. В этой связи последовали важные открытия в металлургии: в 1784 г. английский инженер Г. Корт изобрел прокатный стан, увеличивший производительность в 15 раз, и новую технологию производства железа - пудлингование (получение ковкого железа). По словам Ф. Броделя: «... пудлингование было решающим прогрессом в английской металлургии, революцией одновременно в качестве и в количестве, которая единым махом вывела на первое место в мире, и притом на целое столетие, английскую продукцию, до того относившуюся к числу самых заурядных в смысле качества и даже количества». В конце XVIII в. основным конструкционным материалом в Англии уже становится железо, что дало мощный толчок развитию металлургии.

Новые технологии плавки были эффективны только при использовании каменного угля (кокса). Так, «революция железа» повлекла за собой массовый переход производства на минеральное топливо и соответственно рост добычи каменного угля, который в XIX в. стал не только главным источником энергии в промышленности, но и основным домашним топливом. Отмеченные перемены содействовали в целом бурному росту горнодобывающей промышленности.

Несмотря на механизацию производства сами машины в первой трети XIX в. создавались еще на основе ручного труда. Благодаря достижениям в металлургии стало возможным формирование машиностроительной отрасли, что выражалось в создании различных типов металлообрабатывающих станков. Революционным прорывом здесь было изобретение в 1797 г. английским механиком Г. Модсли токарно-винторезного станка с суппортом, механизировавшим производство винтов и гаек. Его дальнейшее усовершенствование привело к появлению в первые десятилетия XIX в. новых видов металлообрабатывающих станков - фрезерного, строгального, сверлильного, шлифовального. Однако лишь по мере совершенствования самих машин и увеличения спроса на них, к середине XIX в. произошло окончательное формирование машиностроения (машины уже производятся машинами). Это явление и знаменует окончание промышленной революции.

Отмеченные изобретения дали толчок развитию науки, в частности химии (было открыто отбеливание и крашение тканей). Механизация производства привела к возникновению нового типа промышленного предприятия - фабрики и завода. Фабрично-заводскую систему отличало широкое применение машин, относительно высокая концентрация производства и рабочей силы, а также капитало- и энергоемкость производства.

Важнейшей составляющей промышленного переворота была механизация транспортной системы. В конце ХVIII в. главным видом транспорта в странах Запада являлось морское судоходство (приходилась основная доля грузовых перевозок), осуществляемое парусными судами. Большое значение также имело речное судоходство на внутренних водных путях. Оно совершенствовалось на протяжении второй половины ХVIII - первой половины XIX в. путем строительства каналов, водохранилищ, шлюзов и т. д. В пассажирских перевозках ведущее значение имел гужевой транспорт. Его быстроходность заметно возросла благодаря замене с середины XVIII в. грунтовых дорог шоссейными. Однако формирующаяся индустриальная экономика нуждалась в создании более стабильных и мобильных транспортных коммуникаций. Начало промышленной революции на транспорте связано с попыткой использования паровой машины на речных судах. Она впервые была предпринята в США в начале XIX в.: в 1807 г. изобретателем Р. Фултоном был построен первый пароход «Клермонт». В дальнейшем паровые двигатели начали устанавливать и на морских судах, а в 1820-х гг. появились первые суда из цельнометаллического корпуса. Так началось бурное развитие парового судоходства на морях и внутренних водных путях. В 1819 г. американским пароходом была предпринята первая попытка пересечь Атлантический океан, а в 1838 г. английский пароход впервые без помощи парусов совершил океанский рейс Ливерпуль - Нью-Йорк. Однако паровое судоходство вплоть до начала XX в. оставалось дорогостоящим видом транспорта и использовалось в меньшей степени, чем парусное.

Подлинная же революция на транспорте началась с созданием нового вида передвижения - железнодорожного. Еще в ХVII в. были изобретены деревянные рельсовые дороги. В 60-х гг. XVIII в. они были заменены чугунными. А в 1814 г. английский механик Дж. Стефенсон построил первую практически пригодную модель паровоза - самоходную паросиловую установку. В 1825 г. под его руководством в Англии была построена первая в мире современная железная дорога Стоктон - Дарлингтон - линия от наземной угольной разработки до побережья. Таким образом, изобретение и строительство железной дороги было вызвано потребностями угольной промышленности. На этот факт обращает внимание Э. Хобсбаум: «Технологически железная дорога является порождением горного производства и особенно угольных шахт на севере Англии». В 1829 г. по инициативе Дж. Стефенсона была сооружена железная дорога более широкого хозяйственного значения Манчестер - Ливерпуль. Для нее изобретатель сконструировал знаменитый паровоз «Ракета». Это событие ознаменовало начало «железнодорожной революции». Уже в 1827 г. первая железная дорога была построена в США, в 1828 г. - во Франции, в 1835 г. - в Бельгии и Германии, в 1837 г. - в России. Мировая протяженность железных дорог с 1836 г. по 1850 г. увеличилась соответственно с 3000 км.до 40 000 тыс. км. Железнодорожное строительство играло важнейшую роль в промышленном перевороте, оно дало мощный толчок развитию всего хозяйственного комплекса, способствовало формированию единого национального рынка, вытеснению ручного труда, подъему крупной машинной индустрии.

Рост фабрично-заводской системы заметно увеличил потребность в инвестициях, что стимулировало развитие финансовой сферы. В ХVIII в. источником развития большинства промышленных предприятий было самофинансирование, заключавшееся в экономии на второстепенных расходах, использовании сбережений семьи. На заре промышленной революции многие предприниматели продолжали придерживаться этой традиции. Однако в условиях развернувшегося промышленного переворота промышленники уже нуждались в займах. Это стимулировало развитие финансово-кредитной системы, банковской сферы, а также создание акционерных обществ. Последние имели серьезное преимущество: большие возможности мобилизации частных капиталов и сбережений. Акционерные общества начали появляться уже в первой половине XIX в. и широкое распространение получили с 1860-х гг.

Промышленный переворот вызвал и рост торговли. Значительную роль еще играло развитие внутреннего рынка. Однако все большее значение получала внешняя торговля, при этом важным источником увеличения экспорта для развитых стран были рынки стран Востока и Юга. Мировой капиталистический рынок быстро расширялся, в него втягивались новые огромные территории на разных континентах. Сбыт английских хлопчатобумажных тканей в Индии, Африке и Латинской Америке в 1840-х гг. уже намного превышал их сбыт в Европе. Торговля в таких масштабах стала возможна благодаря расширению судостроения и строительству железных дорог.

Промышленная революция была теснейшим образом связана с развитием аграрной сферы, так как состояние последней определяло стартовые условия начала индустриального процесса. Более того, вплоть до середины XIX в. сельское хозяйство еще не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нем была занята еще значительная часть населения (исключением была Англия). При этом следует иметь в виду, что аграрная революция, предшествовавшая промышленному перевороту, совершалась на основе ручного труда. В аграрном секторе еще долгое время сохранялась техническая отсталость и мелкое производство. Вместе с тем и сельскохозяйственную сферу не обошел модернизационный процесс. Она ответила на вызов промышленной революции совершенствованием агрикультуры, т. е. переходом на более эффективные методы обработки почвы (ликвидация пара, введение многопольного севооборота), широким использование удобрений, внедрением системы селекции семян и пород скота. Применение севооборота заметно повысило эффективность земледелия и сельского хозяйства в целом, поскольку пахотная земля стала использоваться более интенсивно. Но главное - были расширены площади посевов под технические и кормовые культуры. В результате возросла производительность труда и урожайность сельскохозяйственных культур, была решена проблема кормов, получило развитие мясомолочное животноводство. А с середины XIX в. начали уже использоваться химические удобрения и применяться сельскохозяйственные машины.

Индустриализация уже в период промышленного переворота принесла с собой и такое новое явление как циклические кризисы перепроизводства, с 20-х гг. XIX в. систематически поражавшие капиталистическое хозяйство. В истории мировой экономики впервые подобный кризис, затронувший всю промышленность, торговлю и финансовую сферу, разразился в 1825 г. в Англии. Циклические экономические кризисы приводили к разрушению части производительных сил, однако они были в большей степени механизмом развития, а не разрушения, так как, в конечном счете, уравновешивали все сферы производства и сбалансировали весь хозяйственный комплекс.

БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II


1 | | |

Промышленный переворот – это переход от ручного производства к машинному, сопровождаемый изменениями во всех сферах жизни общества. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII векаи продолжался в течениеXIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждениекапитализмав качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Причины и предпосылки промышленного переворота.

В различных странах промышленный переворот имеет немало особенностей, однако промышленный переворот в Англии во многом задаёт ту последовательность событий, которую мы видим впоследствии и в других странах.

Необходимость организовать массовое производство возникала в тех сферах, где был самый сильный спрос: в текстильной промышленности, в металлургии, в изготовлении тканей из хлопка. Этот спрос, прежде всего, создавала деревня: в течение XVI-XVII вв. увеличение населения вызывало рост цен на продовольствие. Аграрная революция позволила увеличить объём продукции сельского хозяйства. В деревню пошли деньги, которые всё чаще стали использоваться не традиционными способами (для покупки земли, аноблирования, на личное потребление, накопления и т.д.), а для перестройки домов и для приобретение промышленных изделий: одежды, орудий труда, домашней утвари и предметов обстановки. Это и создавало растущий спрос на продукцию промышленности.

Одновременно происходило высвобождение рук в сельском хозяйстве, благодаря лишению крестьян земли. В XVII в. «огораживания» ещё сравнительно редки, в основном землевладельцы оперируют тем взносом, который крестьяне должны были уплатить за продление срока держания (т.е. «вступной платёж» или «файн»). Увеличивая файн в десятки раз и нарушая тем самым традицию, землевладельцы вынуждали крестьян отказываться от держаний и уходить с земли. Впоследствии стремительно вырастает и число огораживаний, в XVIII в. они нередко производятся не добровольно, а насильно, по парламентским актам. Это создавало большой резерв рабочей силы.

К середине XVIII в. стало понятно, что сельское хозяйство уже не приносит былых доходов, тогда как производить промышленные товары, напротив, стало очень выгодно, поскольку спрос не успевал за предложением. Так землевладельцы стали вкладывать деньги в строительство фабрик.

Нередко можно встретить утверждение о том, что деньги на промышленный переворот поступали в основном из английской внешней торговли, однако исследованиями последних десятилетий это не подтверждается.

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

В период XVII векаАнглия начала обгонять мирового лидераГолландиюпо темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К серединеXVIII векаАнглия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

Cоциальные последствия

Урбанизация и перемены в социальной структуре

Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленникистановились наемными рабочими. Но главным источником пополнения армии наемных рабочих стали обнищавшие крестьяне, которые переселялись в города. Только с 1880 по 1914 год 60 млн европейцев переселились из деревень в города. Быстрый рост го­родского населения и внутренняя миграция в XIX веке стали практически повсеместно массовым явлением в Европе. Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относитель­но небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обра­батывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше. Мигрировавшим в города крестьянам приходилось с трудом приспосабливаться к непривычным условиям городского быта. Как заметилФ. Бродель, «жить в городе, лишиться традиционной поддержки огорода, молока, яиц, пти­цы, работать в огромных помещениях, терпеть малоприятный надзор мастеров, повиноваться, не быть более свободным в своих передвижениях, принять твер­до установленные часы работы - все это в ближайшем будущем станет тяжким испытанием».

На протяжении XIX - начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиениче­ским требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, сни­мавшими квартиры. В Лондоневстречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что вЛиверпуле«от 35 до 40 тысяч насе­ления живет ниже уровня почвы - в погребах, не имеющих вовсе стока…».

До изобретения газового освещенияпродолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с появлением газо­вых горелок фабрики получили возможность работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 1840-х годах установили рабочий день в пределах 13,5-15 часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. На английских фабриках в 1820-1840-х годах рабочий день за вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) длился 12-13 часов. Распространенной становилась работа по вос­кресным дням.

В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифициро­ванными механиками, а женщины обслуживали прядильные и ткацкие стан­ки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволяло использовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому по­всеместным явлением также стал дешевый детский труд. В 1839 году 46 % фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Официально признавалось: «Быва­ют случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках».

Социальные протесты, про­снувшееся чувство «социального стыда» за бедствия трудящихся, стремле­ние уменьшить политическую нестабильность заставляли политиков выступать в поддержку разработки социальных программ для неимущих, государственного регулирования отношений между трудом и капиталом/

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживанияпривело к значительному роступродолжительности жизнии падениюсмертности. Произошелдемографический взрыв. За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек.

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию».

Образование

Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция, отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.

Другим способом распространения знаний были философские общества и кружки, члены которых, в частности, изучали «натуральную философию», как тогда называлиестественные наукии ее практические приложения. Некоторые общества публиковали отчеты о своей деятельности, на основе которых позже возниклинаучные журналыи прочие периодические издания, в том числеэнциклопедии.

Средневековые университетыв ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

Промышленный переворот в Англии

Промышленный переворот начался в Англии в последней трети XVIII в. В течение нескольких десятилетий в хлопчатобумажной промышленности одно изобретение следовало за другим, и весь процесс производства в этой отрасли был перестроен на основе внедрения машин. Постепенно переворот распространился на другие отрасли легкой, а затем и тяжелой промышленности, начался повсеместный переход от мануфактуры к крупному машинному производству.

Громадное значение имело распространение универсального двигателя - паровой машины. Для производства новых средств производства требовалось большое количество металла. Производство железа и стали, добыча каменного угля возрастали быстрыми темпами. С переходом к крупному машинному производству была создана соответствующая потребностям капиталистического способа производства материально-техническая база. Крупная промышленность заняла господствующее положение в народном хозяйстве Англии.

Важнейшим последствием промышленного переворота было образование класса промышленного пролетариата. Резко усилилась эксплуатация рабочих, антагонистический характер отношений между основными классами капиталистического общества - буржуазией и рабочим классом - выступил с невиданной ранее ясностью. Для буржуазии новые производительные силы стали источником громадного обогащения, положение же рабочих резко ухудшилось.

В период промышленного переворота в Англии сложилось новое размещение производительных сил, увеличилось городское население за счет сельского, возникли крупные фабричные города. Концентрация рабочих в городах окончательно порвала их связь с землей, на крупных фабричных предприятиях не осталось и следа от патриархальных отношений между хозяином и рабочим. Мануфактура требовала от рабочего высокой квалификации, на фабриках в широких масштабах начал применяться труд необученных рабочих, женщин и детей. Непосредственным последствием распространения машин были удлинение рабочего дня, повышение интенсивности труда, понижение заработной платы. Массовый характер приобрела безработица.

В 1793 г. началась длительная война Англии с Францией. В связи с войной правительство неоднократно увеличивало налоги, систематически прибегало к займам для покрытия бюджетного дефицита. В 1797 г. Английский банк прекратил размен своих банкнот на золото, начались инфляция и быстрый рост цен. Это еще более ухудшило положение народных масс.

Чтобы после войны сохранить высокие цены на хлеб, правительство ограничило ввоз иностранного хлеба. Принятый в 1815 г. закон разрешал ввоз пшеницы только в том случае, когда цена на нее достигала высокого уровня - восемьдесят шиллингов за квартер. Хлебные законы были очень выгодны землевладельцам, но для трудящихся масс они означали новые лишения. Противником хлебных законов была и промышленная буржуазия, так как высокие цены на хлеб затрудняли снижение заработной платы. Несмотря на то, что противоположность между буржуазией и пролетариатом в эпоху промышленного переворота была уже ясно выражена, буржуазия еще не видела в пролетариате силы, угрожающей ее господству. Недовольство народных масс последствиями промышленного переворота буржуазия стремилась использовать для достижения своих целей в борьбе с лендлордами. Соотношение сил между классом землевладельцев и классом капиталистов изменилось в пользу последнего. Компромисс 1689 г., в соответствии с которым политическая власть оставалась в руках аристократии, не устраивал больше промышленную буржуазию, которая выдвинулась на первое место, оттеснив на второй план торговую и банковскую буржуазию.

Раскрыв антагонистический характер отношений между рабочим классом и буржуазией, промышленный переворот одновременно обнажил и противоречия между интересами класса землевладельцев и буржуазии. Гораздо четче, чем раньше, выступили, разноречивые интересы промышленной, торговой и финансовой буржуазии.

Выступая против пережитков феодализма, буржуазия преследовала свои корыстные интересы, но так как остатки феодализма тормозили развитие производительных сил, борьба буржуазии носила прогрессивный характер. Важнейшим идейным оружием буржуазии в этой борьбе была экономическая теориям Рикардо.

Во Франции

Промышленный переворот начался во Франции в последние годы XVIII в. Его ускорила Великая французская революция. Была уничтожена цеховая система, получили признание принципы свободной торговли. Падение феодального режима облегчило миграцию крестьян. Возник рынок труда. В начале XIX в. улучшилось экономическое положение крестьянства. Сбыт промышленных товаров в деревне возрос. Наполеоновские походы расширили экспорт французских готовых изделий. Английская конкуренция вынудила ускорить механизацию производства. Использование английской техники облегчало переход к фабричной системе.

Во Франции были сделаны серьезные изобретения, в том числе в области химических технологий. Филиппом Жераром была изобретена льнопрядильная машина (1810), появился станок Жаккара для изготовления узорчатых шелковых тканей (1805).

Наиболее интенсивно промышленный переворот шел в 20-60 годы XIX в. Развивались фабричное текстильное производство, тяжелая промышленность, возрастала добыча каменного угля, производство чугуна, стали. В 40-50 годы XIX в. быстро увеличилось количество паровых машин. Важную роль в развитии экономики Франции сыграли железные дороги, первая из которых была построена в 1832 г.

До середины XIX в. по уровню экономического развития Франция относилась к числу самых крупных промышленных стран и стояла на втором месте после Англии. В период империи Наполеона III (1852-1870) во Франции возникали десятки акционерных обществ, учреждались различные банки, создавались компании по постройке железных дорог, доков, фабрик, заводов и других предприятий. Быстро развивалась горная и металлургическая промышленность, была построена широкая сеть железных дорог, протяженность которой в 1870 г. составила 17 924 км против 3685 км в 1851 г. Проходил процесс концентрации производства, особенно в металлургической промышленности. Более чем в 10 раз увеличилось число применяемых в промышленности паровых двигателей. За период с 1851 по 1871 г. сельское население уменьшилось на 1,7 млн человек, а городское население увеличилось на 2,1 млн человек.

В США

Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. Изобретение Уитни в 1793 году хлопкоочистительной машины совершило революцию в переработке хлопка, обеспечило изобилие сырья.

С 30-х годов XIX века промышленный переворот распространился на другие отрасли. Все активнее применялись машины и механизмы на основе использования европейского опыта, собственных изобретений. В 1803 г. появились паровые машины (в Англии – в 1811). В 1807 году Фултоном впервые в мире сооружен пароход, а в 1830 году – первая в США железная дорога.

Все это обусловило очень высокие темпы экономического роста: с 1827 по 1860 гг. объем промышленной продукции увеличился в 8 раз; общая сумма капиталов, вложенных в промышленность, возросла с 50 миллионов долларов в 1820 году до 1 миллиардов долларов в 1860 г.

В результате индустриализации северо-восточной части США превратились в промышленно развитую капиталистическую державу. Быстро росла их доля в мировом промышленном производстве: с 6% в 1820 г. до 15% в 1860 г. По объему промышленной продукции США вышли на четвертое место в мире.

Экспансия на Запад и его быстрое хозяйственное освоение требовали укрепления транспортных связей. В первой половине XIX в. произошла «революция» на транспорте: началось активное развитие речного транспорта, строительство каналов, морского и пассажирского флота, интенсивное железнодорожное строительство. В 1860 г. общая протяженность железных дорог составляла почти половину мировой их протяженности, что послужило стимулом для развития многих отраслей промышленности.

Промышленная революция представляет собой одно из самых важных явлений в истории человечества, позволивших ряду стран вступить в полосу стремительного развития производительных сил и навсегда покончить с экономической отсталостью.

Промышленная революция знаменовала переход от преобладания аграрного хозяйства с его постоянной угрозой неурожаев и голода к новому этапу в развитии экономики и новому материальному уровню бытия.

Промышленный переворот представляет собой совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, ознаменовавших превращение машин в основе средство производства.

Превращение ведущих стран Европы в гигантские фабрики вызвало крупные сдвиги в размещении населения, в его составе. Возникали большие города, появлялись новые классы и социальные группы. Последовали серьезные изменения в политическом устройстве, а затем и в духовной жизни общества.

Критерием, который помогает определить начало промышленного переворота в той или иной стране, принято считать начало формирования фабричной системы, что связано с появлением значительного числа настоящих фабрик.

В Англии, ставшей на этот путь раньше других, фабрики стали возникать повсюду в 80-х годах ХVIII в. в конце столетия к ней присоединилась Франция, а уже в ХIХ в. их примеру последовали и другие европейские страны.

Несмотря на особенности промышленного переворота в каждой стране, все же можно проследить его определенную логическую последовательность. Сначала машинное производство осваивает текстильная промышленность. Затем освоенные методы переносят на другие отрасли и в новые районы.

Изготовление машин, до сих пор кустарное, выделяется в особую отрасль производства.

На завершающем этапе массовое применение машин приводит к окончательной победе над ремеслом. Машины производятся с помощью машин, и страны, вступающие на путь индустриального развития позже лидеров, имеют возможность быстрее пройти начальные этапы переворота, используя уже накопленный опыт.

Промышленный переворот в Англии завершился к началу 60-х годов ХIХ в., во Франции и США – к началу 70-х годов, в Германии и Австро-Венгрии – к концу 80-х годов, в странах Северной Европы – в 90-е годы. В целом индустриальное общество сложилось в Европе к началу ХХ в.

Изменения, обусловленные промышленной революцией трудно переоценить. Принципиально изменилась не только техника, но и технология производства. Появились новые отрасли индустрии: нефтяная, химическая, цветных металлов, автомобильная, станкостроительная, авиационная. Началось широкое использование электроэнергии, а в качестве энергоносителей – нефти и газа.

Созданная техническая база позволила активизировать научный поиск и обеспечила быстрое внедрение научных открытий.

Рост тяжелой промышленности вел к вытеснению сравнительно мелких предприятий.

Централизация и концентрация производства привели к выделению в ряде отраслей предприятий-лидеров и обнаружили тенденцию к соглашениям по вопросам производства и сбыта между крупнейшими фирмами.

В ХХ в монополии превратились в неотъемлемую черту западного индустриального общества.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Позициями, которые отмечены выше, объясняется мой выбор темы. Отметив ее исключительную важность, я бы хотел раскрыть в данной работе причины, предпосылки и последствия промышленного переворота и развития промышленного капитализма. 1. Промышленный переворот в трудах историков и экономистов. Основным источником, освещающим промышленный переворот в той стране, где он зародился, является труд...

Наряду с экономически развитыми государствами сохранялись отсталые аграрные. Завершение промышленного пе­реворота могло произойти и произошло только после окончатель­ного объединения Германии. 3. Особенности капиталистической индустриализации в Германии Промышленный переворот в Германии, ее индустриализация, т.е. создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особен­ности. Первая...

Они в значительной мере парализовали ведущую отрасль экономики - хлопчатобумажную промышленность. Самым опустошительным был промышленный кризис 1866 г., переросший затем в длительную депрессию и положивший начало закату гегемонии Англии. В ходе промышленного переворота из пестрой массы обезземеленных крестьян, разорившихся ремесленников и мануфактурных рабочих складывался индустриальный пролета

И заставляли выполнять нелепую и ненужную работу - бить кам­ни или расплетать канаты. И бедняки уже боялись попасть в «ра­ботный дом». Экономический подъем Англии в XIX веке Итак, в результате промышленного переворота промышленность резко ускорила выпуск продукции. В середине XIX в. Англия произ­водила половину мировой промышленной продукции. Ее называли те­перь «фабрикой мира»,.потому что...

Промышленный переворот (иначе – промышленная революция) является переходом от мануфактуры к фабрике, от ручного труда – к машинному. Суть промышленного переворота сводится к самому настоящему переходу от сугубо аграрной экономики к новому индустриальному производству, т.е. трансформации аграрного общества в индустриальное.

Для начала – пару слов об истории промышленного переворота. Как известно, промышленный переворот происходил в России и Украине, Беларуси и Великобритании, Франции и Германии, Италии и Голландии, Австрии и Америке, США, Японии и пр. вовсе не одновременно. Однако в целом принято считать, что изменения начинались со II половины XVIII в. (начало промышленного переворота) и продолжались до конца XIX в. (завершение промышленного переворота). Интересно, что характерной чертой промышленного переворота является весьма стремительный рост всех производительных сил на основе большой машинной индустрии, а также утверждение в качестве господствующей общемировой системы хозяйства капитализма.

Понятие «промышленная революция» было введено в научный оборот экономистом из Франции Ж. Бланки. Промышленный переворот в Европе начался и связан не только с началом массового применения машин, но и с качественным изменением структуры социума. Он сопровождался быстрой урбанизацией, резким повышением общей производительности труда, ускорением экономического роста, очень быстрым (с исторической точки зрения) увеличением уровня жизни народонаселения. Великий промышленный переворот позволил на протяжении жизней всего-навсего 3-5 поколений совершить скачок от аграрного общества к индустриальному. Это и многое другое стало возможным именно в результате промышленного переворота.

Причины

Индустриальная революция началась в последней трети XVI в. в Великобритании. Она приняла поистине всеобъемлющий характер, охватив также прочие страны Старого и Нового Света, в I половине XIX в.

Среди причин и предпосылок промышленного переворота в Англии выделяют следующие пункты:

  • формирование рынка земли (т.е. торговля землёй отныне стала свободной и была полностью освобождена от каких-либо феодальных ограничений) в период промышленного переворота;
  • формирование ряда институтов, которые занимались защитой частной собственности и контрактных обязательств, в частности, эффективной и независимой судебной системы;
  • достаточно высокий уровень развития торговых отношений;
  • широкое использование наёмного труда вкупе с невозможностью применения принудительного труда в достаточно широких масштабах;
  • развитие финансовых рынков плюс снижение уровня ссудного процента;
  • развитость науки.

Инновации

Стоит немного рассказать о технической стороне промышленного переворота, которые также можно считать его признаками этой революции. Ведь не секрет, что промышленный переворот в Англии основан на ниже обозначенных инновациях и изобретениях, которые появились в конце XVIII в.

Текстильная индустрия – прядение нитки из хлопка с помощью прядильных машин С. Кромптона, Дж. Харгрейвза и Р. Аркрайта. Сходные технологии впоследствии применялись для прядения нити из льна и шерсти.

Паровой двигатель тоже является характерной чертой промышленного переворота. Паровую машину изобрёл Дж. Уатт. Она использовалась первоначально в шахтах с целью откачивания воды. Но уже в конце XVIII в. машине нашли применение и в других механизмах.

Последствия и итоги

Социальными последствиями промышленного переворота можно считать много новых рабочих мест благодаря развивающейся промышленности и обслуживающему сектору. Одновременно появление достаточно дешёвых товаров привело к немедленному разорению малых производителей, а обнищавшие крестьяне и разорившиеся ремесленники превращались в наёмных рабочих. В целом, в результате промышленного переворота уровень жизни народа поднялся. Улучшились качество питания, санитарные условия, качество и доступность медицинского обслуживания. А это не могло не привести к падению смертности и существенному росту продолжительности жизни.

Каковы главные итоги и значение промышленного переворота в мире?

Безусловно, индустриальная революция – одно из важнейших явлений в истории человеческой цивилизации, позволившее разным странам вступить в полосу по-настоящему стремительного и прогрессивного развития производительных сил, что привело к завершению долгого периода экономической отсталости. Промышленный переворот знаменует собой возникновение крупных городов, появление новых классов и социальных групп, серьёзные изменения в духовной жизни социума и политическом устройстве, а также массовое использование машин.