Территориальная программа обязательного медицинского страхования. Территориальная программа омс страхования

    Приложение. План мероприятий по устранению замечаний по результатам мониторинга формирования, экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Соглашение от 10 июля 2017 г.
Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Правительства Московской области о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, Московской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Министерство) в лице Министра здравоохранения Российской Федерации Скворцовой Вероники Игоревны, действующего на основании Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 , Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) в лице председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Стадченко Натальи Николаевны, действующего на основании устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 , и Правительство Московской области (далее - высший орган исполнительной власти), в лице первого заместителя Председателя Правительства Московской области Забраловой Ольги Сергеевны, действующего на основании распоряжения Правительства Московской области от 30 июня 2017 N 357-РП, именуемые в дальнейшем "Стороны", в соответствии со статьей 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" , заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

I. Предмет Соглашения

Предметом настоящего Соглашения являются условия реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальная программа), в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, Московской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

II. Права и обязательства Сторон по реализации территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования

1. Министерство:

1.1. Обеспечивает организационное и методическое руководство, представление необходимых разъяснений по вопросам реализации территориальной программы.

1.2. Осуществляет оценку реализации территориальной программы на очередной финансовый год и на плановый период, в том числе в части исполнения плана мероприятий по устранению замечаний, содержащихся в заключении Министерства о результатах мониторинга формирования и экономического обоснования территориальной программы (далее - заключение), согласно приложению к настоящему Соглашению.

1.3. Информирует высший орган исполнительной власти о случаях несоблюдения условий настоящего Соглашения, а также при наличии плана мероприятий по устранению замечаний, содержащихся в заключении, - о неисполнении указанных мероприятий.

2.1. Обеспечивает предоставление необходимых разъяснений по вопросам реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

2.2. Осуществляет оценку реализации территориальной программы на очередной финансовый год и на плановый период, в том числе в части исполнения плана мероприятий по устранению замечаний, содержащихся в заключении.

2.3. Информирует Министерство о случаях несоблюдения условий настоящего Соглашения, а также при наличии плана мероприятий по устранению замечаний, содержащихся в заключении, - о неисполнении указанных мероприятий.

2.4. Предоставляет субвенции бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области в порядке и на условиях, установленных статьей 27 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) .

3. Высший орган исполнительный власти:

3.1. Реализует территориальную программу в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья и Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и на плановый период (далее - Программа), утвержденной Правительством Российской Федерации .

3.2. Реализует план мероприятий по устранению замечаний, содержащихся в заключении.

3.3. Вносит изменения в территориальную программу в соответствии с заключением и представляет ее в Министерство и Фонд.

3.4. Устанавливает в территориальной программе значения нормативов объема медицинской помощи, в том числе скорректированные с учетом заключения:

количество случаев госпитализации: за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области - 0,005 случая госпитализации на 1 жителя; в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,17233 на 1 застрахованное лицо; за счет средств бюджета Московской области, передаваемых межбюджетным трансфертом в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области, - 0,009 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо;

количество случаев лечения в условиях дневных стационаров: в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,06 случая лечения на 1 застрахованное лицо; за счет средств бюджета Московской области, передаваемых межбюджетным трансфертом в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области, - 0,001 на 1 застрахованное лицо;

количество посещений по неотложной медицинской помощи - 0,56 посещения на 1 застрахованное лицо в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;

количество койко-дней по медицинской реабилитации в стационарных условиях - 0,039 койко-дня на 1 застрахованное лицо в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

3.5. Осуществляет финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.6. Осуществляет финансовое обеспечение дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования , в сумме 6 852 177,0 тыс. рублей путем перечисления платежей из бюджета Московской области в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области ежемесячно в январе - апреле в размере 2 284 059,0 тыс. рублей, а в мае - декабре 4 568 118,0 тыс. рублей с указанием в территориальной программе перечня направлений использования средств обязательного медицинского страхования.

3.7. Осуществляет финансовое обеспечение перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования в сумме 9 425 448,0 тыс. рублей путем перечисления платежей из бюджета Московской области в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области ежемесячно в размере в январе - апреле в размере 3147083,2 тыс. рублей, а в мае - декабре 6 278 364,8 тыс. рублей при соблюдении следующих условий:

выполнение требований, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования ;

указание в территориальной программе перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования; значений нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо; значений нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо не ниже утвержденных Программой; значения норматива финансового обеспечения в расчете на 1 застрахованное лицо; способов оплаты медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам; структуры тарифа на оплату медицинской помощи; реестра медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; условий оказания медицинской помощи в таких медицинских организациях.

3.8. Устанавливает в рамках деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования дифференцированные объемы предоставления медицинской помощи и их стоимость для медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству , оказывающих медицинскую помощь жителям закрытых административно-территориальных образований , в соответствии со средними нормативами, утвержденными Программой, пропорционально численности прикрепленного населения с учетом мощности коечного фонда по профилям , врачебных специальностей, профилей оказываемой медицинской помощи.

III. Срок действия Соглашения

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания и действует до 31 декабря 2017 года.

IV. Заключительные положения

4.1. Стороны имеют право вносить изменения в настоящее Соглашен или прекращать его действие в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4.2. Все споры, вытекающие из настоящего Соглашения или возникающие по поводу настоящего Соглашения, Стороны разрешают путем переговоров.

4.3. Взаимоотношения Сторон, не урегулированные настоящим Соглашением, регламентируются законодательством Российской Федерации.

V. Реквизиты Сторон

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Правительство Московской области

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Адрес: Рахмановский пер., д. 3, Москва, 127994

Адрес: Бульвар Строителей д.1, Красногорск, Московская область, 143407

Адрес: ул. Новослободская, д. 37, Москва, 101481

В чем разница между Базовой и Территориальной программами ОМС?

Для застрахованных граждан законодательно определено право на получение медицинской помощи бесплатно на всей территории РФ только в объеме Базовой программы ОМС, а на территории субъекта РФ, где выдан полис ОМС - в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования. В чем заключаются отличия?

Базовая программа обязательного медицинского страхования в настоящее время утверждается постановлением Правительства России в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. В ней перечислены виды и объемы медицинской помощи, которые каждый застрахованный имеет право получить бесплатно на всей территории страны.

В субъектах (регионах) России на основе Базовой программы ОМС разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы по предоставляемым видам и объемам медицинской помощи не могут быть меньше, чем Базовая программа ОМС, утвержденная Правительством России. Но могут быть больше - за счет дополнительных объемов и видов медицинской помощи, предоставляемых жителям данного конкретного региона бесплатно. Таким образом, в своем регионе застрахованный по ОМС может получить медицинскую помощь в расширенном объеме (если это предусмотрено территориальной программой ОМС), а в другом регионе РФ, где он оказался по каким-либо причинам и заболел, в объеме, предусмотренном Базовой программой обязательного медицинского страхования.

Если стало «плохо» на улице и полиса с собой нет?

Экстренная медицинская помощь оказывается вне зависимости от наличия или отсутствия у Вас полиса ОМС.

Экстренную помощь должны будут оказать в той больнице, которая оказалась ближе всего и где есть для этого возможность.

В поликлинике, сказали, что мне надо сделать компьютерную томографию, но она не входит в ОМС и не делается бесплатно. Это законно?

Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 г. , утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 782, определено, что гражданам бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная помощь, скорая, в т.ч. санитарно-авиационная, медицинская помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Каких либо ограничений на бесплатное предоставление такого исследования как компьютерная томография, программа государственных гарантий не содержит. Следовательно, оплачиваться это исследование должно из средств ОМС.

При этом необходимо сказать, что условия оказания медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, устанавливаются территориальной программой государственных гарантий, которая утверждается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Так, в Московской областной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 г. указано, что в амбулаторно-поликлинических учреждениях возможна очередность приема плановых больных, проведения назначенных диагностических исследований и лечебных мероприятий. Вместе с тем, по экстренным показаниям медицинская помощь в амбулаторно-поликлиническом учреждении оказывается с момента обращения гражданина.

Рекомендую во всех случаях, когда у Вас возникают вопросы о платности или бесплатности необходимой Вам медицинской помощи, обращаться в страховую компанию, которая обязана защищать Ваши права на получение бесплатной медицинской помощи.

Все время говорили, что в больнице лекарства дают бесплатно, но недавно соседке в больнице пришлось покупать лекарства. Правильно ли это?

Согласно части 1 статьи 41 Конституции РФ «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Кроме того, согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включают в том числе расходы на приобретение лекарственных средств. Таким образом, стоимость медикаментозного лечения в больнице, оказывающей медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, должна оплачиваться за счет средств ОМС.

Вместе с тем, в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 г. указано, что территориальная программа государственных гарантий должна включать «перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи, а также скорой и неотложной медицинской помощи (в случае создания службы неотложной медицинской помощи)». Эти перечни содержат существенно меньше наименований лекарственных препаратов, чем число лекарственных препаратов, разрешенных к применению в Российской Федерации. Может возникнуть ситуация, когда больному, находящемуся на стационарном лечении, назначат лекарство, которое не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и предложат его купить. В таком случае рекомендуем обратиться за разъяснением в свою страховую медицинскую компанию, а в случае, если вы уже приобрели лекарство за собственный счет, сохранить рецепт и кассовый чек. Это позволит решить вопрос о компенсации неправомерно понесенных Вами расходов.

Возможность получения гражданами медицинской помощи на безвозмездной основе зависит от содержания базовой и территориальной системы обязательного медстрахования. Именно в них зафиксирован перечень конкретных видов помощи, услуг и процедур, на которые могут рассчитывать застрахованные лица. В данной статье мы рассмотрим какие различия существуют между указанными программами ОМС, в чем заключаются особенности территориальной программы, а также кем и для чего она разрабатывается.

Отличие территориальной программы от базовой

Базовый пакет ОМС содержит в себе подробный список заболеваний и недугов, относящихся к числу страховых случаев, классификацию видов и нормативы объемов предоставляемой помощи, принцип расчета тарифа, способы оплаты и т.п. Он действует на всей территории РФ. Это значит, что если, к примеру, житель Москвы во время своей поездки в Новосибирск почувствовал себя плохо и обратился в местную поликлинику, то медицинская помощь ему будет оказана именно в соответствии с базовым планом.

Территориальная программа в свою очередь распространяется только на конкретный регион и предоставляет возможность воспользоваться включенными в нее услугами только жителям этого региона. Документ содержит в себе следующие пункты:

  • Список страховых случаев и порядок оказания медицинской помощи (в него в обязательном порядке будет входить весь список из базовой программы, но могут содержаться и дополнительные положения);
  • Финансовые расчеты стоимости предоставляемых услуг в пропорции на одно застрахованное лицо;
  • Показатели доступности и качества оказываемой медицинской помощи в регионе.

Таким образом, основное различие между указанными системами медстрахования проходит по территориальному признаку и списку видов услуг медицинского характера. Тем не менее территориальная часть ОМС обязана соответствовать общим принципам и условиям базовой системы и содержать все права, гарантированные гражданам.

Базовое назначение региональных программ – формирование расширенного списка направлений помощи медицинского характера, доступных жителям конкретного субъекта РФ, а также тарифных показателей и порядка ее предоставления. Поэтому содержание региональных списков медпомощи может существенно различаться в зависимости от разных регионов.

Какие функции выполняет?

Основное предназначение территориальной программы – развитие системы здравоохранения в каком-то конкретном регионе с учетом его специфики и особенностей. Все дело в том, что РФ – очень большое государство с разным уровнем жизни, климатом, природой, количеством медицинских работников в каждом регионе. Поэтому для полноценного функционирования сферы здравоохранения страховые услуги должны быть адаптированы под особенности субъекта РФ. Например, какое-то заболевание может практически не встречаться в большей части государства, и поэтому не включено в общий полис. Однако в одном определенном регионе эпидемии заболевания постоянны, и вследствие этого соответствующий страховой случай будет включен в территориальную программу.

То же самое касается и сферы финансирования медицинского страхования – в разных регионах отличается половозрастной состав застрахованных лиц, число медицинских учреждений и тарификация оказываемых услуг. При этом если по идентичному (по сравнению с базовой программой) страховому случаю финансовое обеспечение сильно завышено, то в документе должен быть подробно расписан перечень направлений, на которые планируется выделить дополнительные средства.

Порядок разработки и утверждения территориальной программы ОМС

Возмещение лечебным учреждениям стоимости предоставленной помощи медицинского характера осуществляется по правилам и тарифам, регламентированным в территориальной части программы ОМС. Финансирование осуществляется за счет бюджетных средств Территориального фонда ОМС, который формируется следующими способами:

  • За счет взносов, уплачиваемых работодателями за сотрудников;
  • За счет взносов, которые уплачивает субъект РФ за неработающих лиц;
  • За счет субсидий из федерального и регионального бюджетов, направляемых на выравнивание условий финансирования ТФОМС различных субъектов РФ.

Проектная разработка территориальной части программы ОМС осуществляется самостоятельно в каждом субъекте РФ путем создания специальной комиссии. В ее состав в обязательном порядке входят:

  • Должностные лица властных органов региона;
  • Представители ТФОМС;
  • Должностные лица медицинских учреждений;
  • Страховые компании.

Подготовка региональной программы проводится на основании информации ежегодного мониторинга объема и качества помощи медицинского характера, который осуществляется властными органами субъектов РФ для обеспечения охраны здоровья населения. Полномочия по утверждению территориальной программы ОМС входят в компетенцию исполнительных органов региона, а ее изменение допускается в случаях необходимости внести поправки в один или несколько критериев.

1. В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством

2. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:

1) целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;

3) порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;

4) порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;

6) перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

7) объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;

8) объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования;

9) перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

10) порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме.

3. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

4. При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются:

2) особенности половозрастного состава населения;

3) уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики;

4) климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций;

5) сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно осуществляет мониторинг формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и производит оценку реализации таких программ, а совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - территориальных программ обязательного медицинского страхования.

6. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации заключают соглашения о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования, в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящей части соглашения заключаются по форме , утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.