Страхование грузоперевозок. Право или обязанность

Страхование груза - один из наиболее эффективных способов снижения рисков при перевозках. Однако многие предприятия, стремясь сэкономить, отказываются от страхования грузов, надеясь, что "все обойдется". Практика показывает, что такая экономия рискованна, так как при повреждении или гибели груза убытки могут составить весьма существенную сумму.

Давайте разберемся, от каких рисков следует застраховать перевозимый груз и какие нюансы при этом нужно учесть.

В процессе грузоперевозок применяют два вида страхования:

Кроме того, эти два вида страхования имеют еще много существенных различий. К примеру, если об обязательном страховании ответственности за перевозимый груз, как части гарантий качества оказания транспортных услуг, говорить можно, то об обязательном страховании груза, конечно же, не может быть и речи.

Государство не имеет права указывать собственнику, как ему защищать свое имущество и защищать ли вообще, поскольку здесь отсутствуют общественные интересы или социальные риски. Как вариант может быть рассмотрено обязательное страхование ответственности перевозчика или даже грузовладельца, но не за перевозимый груз, а за возможный вред, который может быть причинен перевозимым грузом. Если взять, к примеру, перевозку опасных грузов, то здесь государство может выступить в качестве защитника интересов случайно пострадавших третьих лиц или окружающей среды.

Самому перевозчику нет надобности страховать груз, ему достаточно застраховать свою ответственность. Однако есть две причины, по которым в России это все-таки происходит. Первая связана с ситуацией, когда грузовладелец доверяет застраховать свой груз перевозчику. В этом случае перевозчик выступает в роли посредника между грузовладельцем и страховой компанией, при этом, как и любой другой посредник, он может получать за это комиссию. Помимо этого он является страхователем по полису страхования грузов, благодаря чему он может быть частично освобожден страховщиком от случаев суброгации в результате повреждения или гибели груза, что позволяет ему экономить на страховании своей ответственности.

На первый взгляд, грузовладелец в этом варианте тоже выигрывает, так как он экономит время на общении со страховщиком и, возможно, экономит часть средств, получая льготные ставки за счет большого грузооборота перевозчика. Однако этот вариант таит в себе и риски, которые могут перекрыть возможную выгоду. Получается, что грузовладелец доверяется перевозчику дважды - отдавая ему груз для перевозки и поручая страхование этого груза. В случае если перевозчик выполнит свою работу недобросовестно, есть вероятность, что полис страхования груза может не сработать, например, из-за нарушения страхователем (то есть перевозчиком) условий договора страхования или его прямой вины в повреждении, гибели или утрате груза.

Вторая причина, побуждающая перевозчика выступать в роли страхователя по полису страхования грузов, - это юридические сложности страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов в нашей стране. Написано об этом достаточно много. Недобросовестные страховщики берут неадекватные деньги за страхование ответственности, и, пользуясь пробелами в законодательстве, признают свои договоры ничтожными и отказывают в выплате. Это вынуждает некоторые транспортные компании защищать свои интересы не соответствующими их статусу договорами страхования грузов.

В свою очередь, грузовладелец, решивший застраховать свой груз, может пойти двумя путями: обратиться в страховую компанию перевозчика или к другому страховщику. О выгодах и рисках первого варианта было сказано выше. Во втором случае, у грузовладельца есть шансы получить или возмещение от страховщика по договору страхования грузов или от перевозчика непосредственно (или от его страховой компании). После оплаты убытков по полису страхования грузов страховщик может обратиться за суброгацией к перевозчику или его страховой компании. Если страховщик получит суброгацию, он не будет увеличивать ставку страховой премии для грузовладельца на следующий страховой период.

Для упорядочивания работы на рынке страхования грузоперевозок сначала необходимо уточнить и ограничить ответственность автоперевозчика за перевозимый груз разумными лимитами (на сегодняшний день эта ответственность не ограничена по сумме). Таким образом, перевозчик будет страховать свою ответственность на определенную сумму, грузовладелец в этом случае не будет надеяться на перевозчика или на полис страхования его ответственности, поэтому вынужден будет страховать свой груз на полную сумму по договору страхования грузов.

Следующим шагом должно стать признание на законодательном уровне страхования ответственности транспортных операторов, при чем это страхование не должно смешиваться со страхованием договорной ответственности.

Страхование грузов - древнейший вид страхования, зародившийся в XIV в. в Италии вместе с морским страхованием. В настоящее время он является одним из важнейших видов страхования, регулируемых международными правилами, поскольку перевозки часто осуществляются из страны-экспортера в страну-импортера, пересекая как минимум одну границу.

Страхование грузов предоставляет защиту от рисков на всех этапах перевозки грузов любыми видами транспорта от места хранения до места назначения, включая погрузку, выгрузку, перемещение с одного вида транспорта на другой (например, с железнодорожного состава на морское судно).

Страхование грузов представляет собой вид имущественного страхования, в котором объектом страхования являются имущественные (в том числе финансовые) интересы, связанные с владением, пользованием, распоряжением грузом с момента его отгрузки до момента выгрузки, предусматривающие обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного повреждением или уничтожением (пропажей) груза (товаров, багажа или иных грузов), независимо от способа его транспортировки.

Существует множество документов, регулирующих международные правила страхования грузов. Это и первый закон о морском страховании, изданный в Англии в 1906 г., Брюссельская конвенция о коносаменте 1968 г. (устанавливает лимит ответственности в отношении утраты или повреждения груза), Гамбургские правила 1978 г., Варшавская конвенция об унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г., Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1957 г., Соглашения, касающиеся международного грузового сообщения по железным дорогам, 1966 г. и др. Общепризнанным мировым центром по разработкам правил морского страхования и перевозок до сих пор является Лондонский институт страхования.

История вопроса

По мнению исследователей, страхование грузов является одним из старейших видов страхования - прообразы договоров страхования грузов заключались в Вавилоне еще в 3000 г. до н.э. Первый из известных на сегодняшний день страховых полисов был выдан в 1347 г. для покрытия рисков грузоперевозки из Генуи до Майорки на судне "Santa Clara". Страховая премия по этому договору рассматривалась как ссуда страховщику, которая не возвращалась в случае успешной доставки груза и возвращалась в двойном размере в случае гибели груза. Первый страховой полис в современном понимании был выпущен в 1584 г. и относится к страхованию перевозки из Марселя до Триполи, а окончательно страхование грузов вошло в деловую практику к концу XVI в., когда сэр Роджер Бэкон лично подписал в Лондоне парламентский акт № 1601 "Акт относительно вопросов страхования среди торговцев".

В России страхование грузов производится с середины XIX в. для товаров, перевозимых по волжско-каспийским путям, а также поставляемых на экспорт. Если до 1917 г. отечественное страховое законодательство было основано на положениях германского и французского права, то начиная с 1920 г. страхование грузов производится по правилам Ингосстраха. Эти правила были составлены с учетом международных правил страхования грузов и ориентированы на внешнеторговые операции.

В настоящее время на страховом рынке РФ страхование грузов является одним из наиболее распространенных видов по следующим причинам:

  • - рост объемов грузоперевозок, а следовательно, спроса на страхование;
  • - наличие большого объема статистической информации, что дает возможность страховым компаниям с высокой точностью рассчитывать страховые тарифы;
  • - стандартизация транспортных услуг, которая позволяет создавать типовые страховые продукты, требующие минимальной проработки документов при заключении договора страхования;
  • - цикличность процесса грузоперевозок, что позволяет применять генеральные договоры страхования ("генеральные полисы").

Морское страхование в России регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ 1999 г., в котором содержится глава "Договор морского страхования".

Классификация грузов имеет четкую структуру, сформировавшуюся в результате многовековой практики международных перевозок (рис. 8.2).

Рис. 8.2.

Особенности страхования грузов определяются видами перевозимых грузов, способами, характером и периодичностью транспортировки, нахождением грузов в пути (табл. 8.10).

Генеральные грузы (генгрузы) по международной терминологии - грузы, упакованные в стандартную, общепринятую в международной практике тару, перевозка которых не требует особых условий.

Под "специе" понимаются драгоценные металлы, монеты, банкноты и т.п.

Под комбинированными перевозками понимается перевозка груза несколькими видами транспорта (со склада железнодорожным транспортом до морского порта, выгрузка - загрузка на борт морского судна, далее - морская перевозка).

К особой категории относятся негабаритные грузы, имеющие нестандартные размеры (например, крекер-колонны), грузы, особо подверженные бою и лому, а также имеющие специфические физико-химические свойства (взрывчатые вещества).

Таблица 8.10. Классификация грузов для целей страхования

Виды грузов

  • 1. Генеральные грузы (генгрузы) - грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующие особых условий перевозки (готовая продукция; машины и оборудование; электротехнические товары; автомашины; продовольствие). В этой группе можно выделить грузы, имеющие особенности перевозки:
    • а) негабаритные установки;
    • б) грузы, подверженные бою и лому;
    • в) грузы со специфическими физико-химическими свойствами (например, взрывчатые вещества)
  • 2. Наливные
  • 3. Насыпные
  • 4. Навальные
  • 5. Сельскохозяйственные и другие животные

Специальные виды грузов, имеющие значительные особенности страхования

  • 1. Ценные грузы - драгоценные металлы, банковские банкноты, монеты (так называемые грузы "species" - "специе")
  • 2. Выставочные грузы (делятся на собственно экспонаты и культурные ценности как грузы, перевозимые для последующего экспонирования)

Способ транспортировки (вид транспорта)

  • 1. Наземный (автомобильный и железнодорожный)
  • 2. Воздушный
  • 3. Внутренний водный
  • 4. Морской
  • 5. Смешанные перевозки (с использованием нескольких видов транспорта)
  • 6. Почтовые отправления

Характер транспортировки по отношению к территории страны

  • 1. Экспортная
  • 2. Импортная
  • 3. Транзитная
  • 4. Внутренняя

Периодичность

транспортировки

  • 1. Разовая
  • 2. Многократная (цикличная)

Нахождение в пути

  • 1. Перевозка
  • 2. Хранение (перед отправкой груза, в промежуточном пункте, после прибытия; обычно на срок до 30-60 дней)

При составлении договора страхования страхователь и страховщик прежде всего определяют страховой интерес, каковой в сохранности груза могут иметь следующие стороны: собственник груза (грузоотправитель, грузополучатель); экспедитор; перевозчик.

Эти субъекты могут иметь законный интерес в сохранности одного и того же груза на различных моментах его транспортировки. Страхователем по договору страхования грузов является лицо, которое уплачивает страховую премию.

В страховании грузов объектами страхования являются стоимость груза, плата за перевозку и ожидаемая прибыль от продажи товара. Объектом страхования является плата за проезд (в морском страховании она называется фрахтом), сборы транспортных и других организаций за выполнение определенных работ (например, погрузочно-разгрузочных).

Ожидаемая прибыль от реализации груза в пункте назначения рассчитывается на основе взаимной договоренности сторон - страхователя и страховщика. Величина ожидаемой прибыли прибавляется к стоимости груза.

Договор страхования заключается на основании информации, предоставленной страхователем в заявлении на страхование: вид груза, количество мест (единиц упаковки), цена за единицу груза, вес, особенности упаковки, ее состояние, товарораспорядительный документ; характеристики транспортного средства; маршрут (в том числе пункты отправления, назначения, перегрузки, хранения); предполагаемый период действия страховой защиты и др.

Договор страхования заключается на срок перевозки, исключением является генеральный договор страхования грузов (генеральный полис), который заключается на один год с автоматической пролонгацией, если его не расторгает ни одна из сторон.

Согласно сложившейся практике действие страхового покрытия начинается с момента окончания погрузки груза на определенное в договоре страхования транспортное средство в пункте отправления груза, но не ранее момента получения страховщиком страховой премии по договору или ее первой части. Прекращение действия страхового покрытия наступает, когда первым реализуется одно из следующих событий:

  • а) прибытие транспортного средства с грузом на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения груза, указанном в договоре страхования;
  • б) доставка груза на любой другой склад или любое другое место складирования, предшествующее либо находящееся в оговоренном при этом пункте назначения, которое страхователь изберет в целях: использования в качестве склада, не включенного в маршрут транспортировки; размещения или распределения груза;
  • в) истечение 30 дней после окончания выгрузки груза с борта судна в конечном порту разгрузки;
  • г) наступление 24 часов дня, указанного в договоре страхования как день окончания перевозки.

Договором страхования могут быть предусмотрены иные условия начала и прекращения действия страхового покрытия.

Страховой полис по договору страхования грузов может быть оформлен в пользу выгодоприобретателя без указания имени или наименования выгодоприобретателя (страхование "за счет кого следует"), таким образом достигается непрерывная страховая защита.

Страхование грузов – один из основных видов имущественного страхования. Повреждение и гибель, кража и недопоставка – эти риски сопровождают перевозку грузов с незапамятных времен. В современных условиях страхование грузов непосредственно связано с рядом других не менее сложных видов коммерческой деятельности и, в первую очередь, с мировой транспортной системой. Поэтому при страховании грузов необходимо прежде всего иметь общее представление о транспортной системе и принципах ее функционирования.

Основными участниками транспортной перевозки являются: грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик и экспедитор. Для страхования грузов используются, в основном, два вида страховых полисов. Первый применяется для страхования грузов (карго). Термин “карго” обозначает, что на страхование грузы принимаются без указания их точного наименования.

Страхователь может перевозить собственные грузы самостоятельно или доставлять чужие в соответствии с законом и договором перевозки, выступая, таким образом, в качестве перевозчика. Следовательно, второй вид полиса применяется при страховании ответственности перевозчика.

Страхование грузов в Республике Беларусь в последнее время развивается быстрыми темпами. Условия страхования различаются в зависимости от того, каким способом осуществляется доставка груза: автомобильным, железнодорожным, морским, речным, воздушным транспортом или по почте. Однако принимаемые на страхование риски схожи с рисками, которые покрываются Условиями морского страхования Института лондонских андеррайтеров.

Условия А – это наиболее полное страховое покрытие убытков, так называемое страхование “от всех рисков”. Однако покрытие полиса страхования “от всех рисков” не означает “все риски” в буквальном смысле слова, но действительно охватывает большое их количество. Данный вариант предусматривает оплату убытков от повреждения или полной гибели груза, произошедших по любой причине (включая кражу, грабеж, недопоставку груза), а также убытков по общей аварии и расходов по спасению груза.

При аварии общей подлежат страхованию убытки, понесенные вследствие произведенных намерений и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, перевозимого на нем груза и фрахта, в частности, убытки, вызванные выбрасываем за борт груза, тушением пожара, преднамеренной посадки судна на мель, повреждением машины и котлов при их форсировании, повреждением или гибелью груза, топлива или другого имущества в связи с их перемещением на судне, выгрузкой и т.д.

Суть договора страхования состоит в том, чтобы гарантировать страхователю защиту от наступления случайных непредвиденных обстоятельств. Поэтому из всех условий страхования исключаются убытки от гибели и повреждения грузов, вызванные нарушениями условий транспортировки, упаковки, складирования вследствие соответствующих действий грузоотправителя или его представителей. Исключаются из страхового покрытия традиционные форс-мажорные обстоятельства (непреодолимая сила, чрезвычайное событие, наносящее катастрофический ущерб, например, землетрясение, наводнение, шторм и другие стихийные бедствия), освобождающие, как правило, от имущественной ответственности за неисполнение обязательств по договору или за причинение вреда, а также приостанавливающие течение срока исковой давности. Эти виды исключений, как правило, относят к безусловным, которые страховщик не может взять на свою ответственность даже за дополнительную плату (премию).



Перечень рисков, убытки от которых возмещаются страховщиком или, наоборот, которые исключаются из покрытия по договору страхования, чрезвычайно широк. Он обычно определяется по взаимной договоренности сторон.

Условия B – страхование “с ответственностью за частную аварию”.

При страховании рисков по условию авария частная компесируются убытки, которые несут исключительно владельцы судна, потерпевшего аварию во время шторма, или владельцы груза, которому был нанесен ущерб. Убытки по частной аварии несет тот, кто их потерпел, или тот, на кого падает ответственность за их причинение

При страховании на условиях B страховому покрытию подлежат риски, перечень которых значительно ограничен, по сравнению с условиями A. В свою очередь, условия B также не покрывают убытки по рискам, указанным в оговорках.

Условия C – страхование “без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения” представляют ограниченную страховую защиту. По этому варианту страховщик обязан возместить убытки только от полной гибели всего или части груза, происшедшие вследствие стихийных бедствий, пропажи транспортного средства без вести и аварий при погрузке, укладке и выгрузке груза и приеме топлива транспортным средством. При крушении транспортного средства ущербом считается не только полная гибель груза, но и его повреждение. Страховые организации компенсируют также убытки по общей аварии и произведенные расходы по спасению груза, уменьшению убытка и установлению его размера.

Перечисленные условия в отдельных случаях могут быть дополнены по согласованию сторон. При подготовке договора страхования грузов страхователю следует выбрать необходимый ему набор рисков (вариант страхования). При этом следует иметь в виду, что при перевозках грузов в странах СНГ, пожалуй, одним из основных рисков является риск кражи, грабежа, мошенничества с грузом. Поэтому в договоре страхования эти риски должны быть изложены достаточно четко, ясно и понятно.

Договоры страхования заключаются как на разовую перевозку, так и на перевозки в течение определенного периода (обычно до одного года). В заявлении на страхование груза страхователь указывает наименование груза, вес и стоимость, род упаковки, номера и даты перевозочных документов, вид транспорта, на котором перевозится груз, пункты отправления, назначения, перевозки груза, дату и способ его отправки (навалом, насыпью, в контейнерах и т.д.), наличие охраны или сопровождения груза, а также условия (варианты) страхования. В частности, заявленная страхователем страховая сумма не должна быть выше стоимости груза, указанной в перевозочных документах, сопровождающих груз. Страховая сумма может устанавливаться как в национальной, так и в иностранной валюте.

Страховая премия по договору добровольного страхования грузов определяется страховщиком исходя из страховой суммы, страхового тарифа и срока страхования.

Страховой тариф устанавливается в процентах от страховой суммы и дифференцирован в зависимости от вида транспортировки, географической зоны, вида страхуемого груза с учетом скидок и надбавок к страховому тарифу.

Договор страхования может быть заключен с применением франшизы (условной и безусловной), ограниченной в размере до 30 процентов. При установлении страховой суммы в иностранной валюте и уплате страховой премии в рублях, страховая премия увеличивается на 30 процентов.

После сбора необходимой информации, ее анализа, определения и оценки риска, согласования существенных условий страхователь и страховщик заключают договор страхования в письменной форме путем выдачи страховщиком страхового полиса страхователю. Страховой полис – это документ, подтверждающий факт страхования груза, и к его оформлению обычно предъявляют достаточно жесткие требования. Еще более жесткие требования предъявляют к полисам при страховании внешнеторговых перевозок, так как в практике внешнеторговых расчетов страховой полис – один из основных документов, по которым банк производит расчеты. Поэтому в полисе необходимо идентифицировать каждую отправку груза, указав номер товарно-транспортной накладной, или номер инвойса (счета), или номер накладной на отпуск товара со склада.

В последнее время страховые организации республики при страховании грузов часто используют так называемый генеральный полис. Он представляет собой соглашение долгосрочного характера и применяется для систематического страхования разных партий однородного груза. По нему застрахованными считаются все указанные в договоре страхования грузы, отправленные в течение срока действия генерального полиса. В полисе, кроме характеристик принимаемых на страхование грузов, указываются примерный оборот и график поставок, страховая сумма по одному транспортному средству, особенности уплаты страховой премии и т.д. Во время действия генерального полиса страховщик выполняет обязательства только за своевременно заявленные перевозки грузов. Поэтому по каждой отправке, подпадающей под действие генерального полиса, страхователь обязан представлять в страховую организацию предусмотренные договором сведения. В свою очередь, по требованию страхователя страховщик обязан выдавать отдельные страховые полисы по конкретным партиям груза, на которые распространяется действие генерального полиса. При несоответствии содержания отдельного страхового полиса генеральному предпочтение отдается первому. Но в любом случае, как при страховании единичной перевозки, так и по генеральному полису, обязанность страховой организации по возмещению убытков обычно начинается с момента передачи груза для перевозки, продолжается в течение всей перевозки по установленному маршруту (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на складах в пунктах перегрузки и перевалки) и оканчивается в момент доставки груза на склад грузополучателя или другой, указанный в договоре склад в пункт назначения.

Генеральный полис имеет ряд преимуществ перед обычным: сокращаются административные расходы на ведение дел, упрощаются расчеты по уплате страховой премии. Но его подписание возможно только при условии, что страхователь нуждается в постоянной страховой защите, имеет большое количество отгрузок и твердые заказы, установившийся оборот и номенклатуру грузов и может представить график поставок или примерный месячный оборот.

При наступлении страхового случая (т.е. при повреждении, уничтожении или утрате груза) страхователь обязан:

Сообщить страховщику и компетентным органам (пожарным, милиции, ГАИ и т.д.) о случившемся, как только ему стало об этом известно;

Оформить это сообщение письменным заявлением в установленный договором срок с указанием обстоятельств наступления страхового случая;

Представить страховщику страховой полис, другие документы, доказывающие его право на застрахованных груз (коносаменты, счета-фактуры и другие перевозочные документы) и наличие страхового случая (выписки из судового журнала, протокол о дорожно-транспортном происшествии, коммерческий акт, накладную с отметкой об убытке и т.д.). Для определения размера ущерба используются акты осмотра груза, экспертизы, оценки и другие документы, а также счета на произведенные расходы;

Принять необходимые меры к спасению груза и уменьшению возможного ущерба, следую указаниям страховщика;

Предъявить страховщику для осмотра поврежденный груз в том виде, в котором он оказался после страхового случая;

Обеспечить передачу права требования к виновной стороне, т.е. страхователь обязан передать страховщику все необходимые документы для подготовки искового заявления в суд.

Страховщик не позднее пяти дней со дня получения письменного сообщения о факте повреждения, уничтожения груза составляет акт об уничтожении (повреждении, похищении) груза, а после получения всех необходимых документов – акт о страховом случае, который является основанием для выплаты страхового возмещения.

Страховое возмещение выплачивается в течение 20 дней с момента составления акта о страховом случае в размер фактического ущерба за вычетом франшизы, но не выше страховой суммы, установленной по договору страхования. Если груз застрахован в размере его действительной стоимости, ущербом считается:

а) в случае уничтожения или хищения части груза – часть страховой суммы, соответствующая стоимости уничтоженной или похищенной части груза в ценах на момент заключения договора страхования, а при полном уничтожении или хищении всего груза – страховая сумма, указанная в договоре страхования;

б) при повреждении всего груза – разница между действительной стоимостью груза (страховой суммой) на день заключения договора страхования и стоимостью поврежденного груза с учетом обесценения (потери качества) в результате страхового случая;

в) при повреждении части груза – разница между стоимостью поврежденного груза на день заключения договора страхования и его стоимостью с учетом обесценения в результате страхового случая.

Если груз застрахован в размере ниже его действительной стоимости на день заключения договора страхования, то при наступлении страхового случая размер страхового возмещения исчисляется в таком проценте от суммы ущерба, в каком груз был застрахован исходя из его действительной стоимости.

Страховщик возмещает также расходы, понесенные страхователем в целях уменьшения ущерба, подлежащие возмещению, если такие расходы были необходимы или были произведены по указанию страховщика. Такие расходы возмещаются на основании подлинных документов пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости независимо от того, что вместе с возмещением другого ущерба они могут превысить страховую сумму. Страховщик не возмещает косвенные убытки.

Выплата страхового возмещения производится в валюте уплаты страховой премии.

Если страхователю был возвращен похищенный груз, то он обязан вернуть страховщику в месячный срок страховое возмещение за вычетом расходов на ремонт (приведение в порядок) груза. Если страхователь получил страховое возмещение за ущерб от третьих лиц, страховщик оплачивает только разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям договора страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.

Все спорные вопросы, возникающие между страховщиком и страхователем по заключенному договору страхования, разрешаются в судебном порядке.

В процессе следования от поставщика к потребителю, а также между промежуточными звеньями торговой цепи грузы подвержены самым различным рисковым ситуациям, осуществление которых способно привести к их повреждению или даже безвозвратной утрате.

Хотя сегодня все усилия перевозчиков и направлены на обеспечение безопасности транспортируемых объектов, полностью исключать вероятность наступления неблагоприятных событий нельзя. Хорошим подспорьем в защите имущественных интересов в этом случае служит страхование грузов.

Что же собой представляет страхование груза?

Под страхованием грузов понимают разновидность имущественного страхования, основная цель которого - обезопасить интересы владельца перемещаемого объекта от возможных транспортных рисков во время его следования по маршруту от отправителя к получателю. Здесь речь идёт о различных перевозках, в том числе как внутренних, так и международных. Следует обозначить четыре основных их вида, образующие подотрасли транспортного страхования:

  • Автомобильные.
  • Железнодорожные.
  • Воздушные.
  • Водные.

Стоит отметить, что обязательное страхование грузов на сегодняшний день в нашей стране законодательно не предусмотрено. Оно осуществляется сугубо на добровольной основе.

Риски при страховании грузов находятся в полной зависимости от вида транспортного средства, его технического состояния, погодных и общих климатических условий региона, в котором оно будет эксплуатироваться. Несмотря на изобилие возможных неприятных ситуаций, зачастую встречающихся в пути, не все из них могут быть застрахованы. Страховыми могут стать только те риски, вероятность наступления и будущий ущерб от которых могут быть измерены в денежном эквиваленте.

Основные моменты заключения договоров

Лицо, решившее застраховать свой груз, должно обратиться с этой проблемой в соответствующую компанию до момента его отправки в пункт назначения. Договор страхования грузов - основной документ, инициирующий правовые отношения между сторонами и описывающий порядок их взаимодействия. Он также должен содержать в себе определяющие условия, отсутствие которых в содержании отменяет признание его договором имущественного страхования, а именно:

  • Соглашение сторон об определении конкретного имущества или материальных интересов в качестве объекта страхования.
  • Перечень страховых случаев.
  • Величина страховой суммы.
  • Оговоренные сроки действия.

Важным нюансом страхования имущества при транспортировке является установка величины франшизы, которая представляет собой некоторый максимальный уровень материального ущерба. Наличие таковой отменяет обязательства страховщика по договору. Иными словами, если общая стоимость убытков меньше согласованного сторонами показателя, возмещение не выплачивается. Франшиза может быть зафиксирована в виде конкретной суммы денежных средств или в форме процента от общей стоимости страховки. Она также может быть:

  • Условной. Предусматривает возмещение при наличии ущерба выше стоимости франшизы.
  • Безусловной. При наступлении страхового случая выплаты производятся за вычетом её стоимости.

Договор на страхование грузов может предусматривать наличие у страховщика права суброгации - возможности предъявить материальные претензии третьим лицам, в том числе виновным в причинении ущерба. Такое право может быть реализовано им только после осуществления всех причитающихся выплат страхователю. Примером может являться доказанное повреждение или утрата транспортируемого имущества или его части по вине перевозчика.

В период действия договора могут произойти какие-либо существенные события, обеспечивающие изменение степени риска. В таком случае возможен пересмотр его условий. По этой причине страхователь, узнав о произошедшем, обязан в кратчайшие сроки поставить в известность и страховщика.

Общепринятые виды рисков

За все время применения практики страховой защиты перевозимого имущества в мире разработаны и активно используются виды страхования, по каждому из которых может быть заключен соответствующий договор. Это условия, предусматривающие ответственность страховщика за:

  • Все возможные риски. В такой ситуации полис гарантирует защиту имущественных интересов в общей аварии. Она предполагает нанесение ущерба или утрату всего груза или его части по любой причине, кроме случаев присутствия в действиях страхователя злого умысла или небрежности по отношению к перевозимому объекту, наличия у последнего особых характеристик, а также наступления военных рисков и воздействия радиации. Перечень исключений по конкретному договору определяется страховщиком.
  • Частную аварию. Здесь работает обратный принцип: договор описывает рисковые ситуации, наступление которых подлежит страховой защите. Выплаты должны производиться при причинении ущерба или гибели всего имущества или его части в результате наступления оговоренных обстоятельств.
  • Отсутствие ответственности за повреждение, за исключением случаев крушения. Принцип заключения такого договора аналогичен предыдущему варианту. Однако в этом случае полис страхования грузов предполагает возмещение убытков лишь в ситуации абсолютной утраты перевозимого имущества или его части. Обычно таким образом страхуется электронное оборудование, бывшеее в употреблении, поскольку такой подход снимает ответственность страховщика за уже имеющиеся на момент отправки неполадки.

Два последних вида страхования, построенные на перечислении конкретных рисков, менее обширны, чем дорогостоящий первый. В подавляющем большинстве случаев заключение договора осуществляется именно на условиях охвата всех возможных рисков.

Страхование единовременных и периодических перевозок

Сроки действия договоров могут быть различными. В зависимости от этих условий различают разовое и периодическое страхование грузов. Единовременные перевозки - стандартный случай, где договор с периодом действия 30-60 дней с момента зачисления средств на счёт страховщика предусматривает страхование одной конкретной транспортировки.

При страховании периодических поставок один договор (обычно годовой) обеспечивает защиту однородных партий груза. Страхователь в этом случае обязан информировать страховщика об очередной перевозке, а тот, в свою очередь, выдавать индивидуальный страховой полис. Применение такого вида защиты предусматривает наличие особого приложения к договору - бордеро. Оно представляет собой описание всего ряда перевозок с указанием объёмов и особых условий каждой. Страховые премии могут начисляться как в конкретном случае, так и периодически, на протяжении действия договора.

Порядок заключения договора

Определив необходимый перечень рисковых ситуаций, клиенту следует обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг страховой защиты грузов. Вместе с требованиями, которые касаются условий страхования и предполагаемой страховой суммы, ему необходимо подготовить полную информацию о транспортируемом объекте:

  • Полное наименование.
  • Сведения об упаковке, габаритных размерах и весе.
  • Ключевые атрибуты перевозочных документов: номера и даты.
  • Вид используемого транспортного средства и способ отправки груза.
  • Сведения о количестве партий груза.
  • Наименование пунктов отправления, назначения.
  • Планируемая дата отправления.
  • Иные сведения, имеющие значение при исчислении степени риска.

Справочную информацию и свои предложения страхователю следует предоставить страховщику вместе с заявлением на оказание услуг. Принимающая сторона рассматривает его, в соответствии с предоставленными данными анализирует риски, выставляет свои условия страхования грузов. Подлежащее страхованию имущество также может быть осмотрено и описано, если, по мнению страховщика, это необходимо. Результат процесса - двустороннее подписание договора.

Правила страхования - основа договора

Правила страхования грузов - издаваемый страховщиком документ, служащий базой для заключения любого страхового договора. Он регламентирует общие условия и порядок взаимодействия сторон, может содержать дополнительные моменты страхования. Они будут обязательны для исполнения страхователем в том случае, если такая необходимость прописана в договоре. Содержание «правил» может являться основной частью документа или приложением. Второй вариант предполагает вручение копии бумаги страхователю непосредственно при подписании договора и внесение в него соответствующей записи.

В нашей стране каждая страховая организация разрабатывает собственный вариант этого документа. Правила страхования грузов могут иметь отличия в нюансах, но должны включать обязательные для всех разделы. По этой причине они подлежат обязательному лицензированию в уполномоченном органе - Федеральной службе по финансовым рынкам.

Страхование груза при перевозке: подотрасли

  • Страхование авиаперевозок. Перемещение грузов по воздуху - самый молодой и перспективный из всех способов. Таким образом обычно перевозят грузы небольших размеров. С целью транспортировки более крупных объектов возможно использование чартерных рейсов специализированных бортов. Страховой риск здесь обычно невысокий, поскольку этот вид транспорта считается наиболее безопасным. Превышение максимально допустимой массы груза в данном случае недопустимо, поскольку угрожает безопасности полёта. По этой же причине возможность порчи или утраты груза, перевозимого таким образом, минимальна. Для некоторых видов товаров (например, одежды, компьютерной и иной электронной техники) высок риск хищения, особенно в промежуточных пунктах пребывания во время следования к месту назначения.
  • Страхование морских грузов. Такой вид перевозки связан со множеством рисков, например, повреждением при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке, неблагоприятными погодными условиями. Несмотря на высокую степень риска, в некоторых случаях отправка груза водным транспортом - единственный способ доставки его к месту назначения. Морские перевозки допускают использование полного и частичного страхования транспортируемого имущества. Второй вариант предполагает страховую защиту груза лишь на отдельном участке пути. Размер премии по договору здесь зависит от условий перевозки, длины маршрута, количества промежуточных пунктов и прочего.
  • Страхование железнодорожных перевозок. Повреждение имущества в случае схода вагонов с рельсов или смещения в результате манёвров, а также его порча при нарушении герметичности, хищение - вот основные рисковые ситуации, связанные с перемещением груза таким образом. Точный их набор для конкретного случая страхования определяется с учётом характера груза и транспортного средства.
  • Страхование автомобильных грузов. Этот способ перевозки считается самым высокорисковым. Такое положение дел обосновано наличием большого количества дорожных аварий и противоправных действий со стороны третьих лиц. Размер страховой премии здесь зависит от особенностей маршрута перевозки, типа грузового автотранспортного средства.

Страхование международных перевозок

Глобализация экономических отношений обуславливает рост интенсивности грузоперевозок между различными государствами. Такой вид транспортировки имеет свои опасности, в том числе возможность повреждения и утраты имущества, которая может возникнуть в связи с возникшим недопониманием между представителями разных стран и, как следствие, разбирательствами, спорами и задержками времени доставки. По этой причине во всём мире активно используется международное страхование грузов.

Существует интернациональный свод правил торговли под названием "Инкотермс", который регламентирует в том числе и страховую деятельность в этой области. В роли объекта страхового договора может выступать как экспортируемое, так и импортируемое имущество. В большинстве случаев каждая сторона торговой сделки осуществляет страхование груза при перевозке на своей части маршрута его перемещения, оно обычно происходит по принципу «ответственности за все возможные риски».

Особенности страхования опасных грузов

Страхование опасных грузов ввиду исключительных качеств и свойств перевозимых объектов характеризуется высокими рисками. На территории Российской Федерации действуют особые правила и требования, определяющие нормы безопасности перевозки такого имущества, однако обязательность его страховой защиты на сегодня законодательно не предусмотрена. В качестве объекта могут выступать опасные и особо опасные вещества и предметы.

Отличительной особенностью страхования такого рода перевозок является то, что, кроме классического охвата самого имущества, оно включает также и ответственность страхователя перед окружающей средой и третьими лицами. Объём последней исчисляется в зависимости от максимально возможной величины причинённого вреда. Транспортное страхование грузов этого типа предполагает, что договор может быть заключён на основании следующих видов рисков:

  • Гибель или повреждение грузов.
  • Нанесение вреда здоровью или жизни, а также повреждение и утрата имущества третьих лиц в результате осуществления деятельности по перевозке.
  • Загрязнение окружающей среды.

Страхование ответственности грузов может осуществляться как отдельно на каждую отдельно взятую перевозку, так и на определённое их количество в течение заранее оговоренного периода времени.

Страхование ответственности перевозчиков

В мировой практике страхование ответственности перевозчика грузов - общепризнанная обязательная норма взаимодействия между субъектами бизнеса. В нашей стране сложилась несколько иная ситуация. Такая защита интересов транспортных операторов является добровольной. Также такое решение, как страхование груза, перевозчиком может быть принято и под давлением клиентов. Всё потому, что далеко не все пожелают доверить транспортировку товара исполнителю без полиса страхования ответственности. Действительно, его наличие предоставляет некоторые преимущества для обеих сторон:

  • При наступлении страхового случая по вине перевозчика ему будет гарантировано возмещение причинённого ущерба.
  • Рост доверия к конкретному перевозчику как к реальному партнёру.
  • Услуги по оценке объёма и выяснению причин возникновения страхового случая осуществляются бесплатно для владельца груза.

Порча, пропажа, гибель транспортируемого имущества, а также убытки его владельца, связанные с задержкой или срывом поставки по вине перевозчика - основные причины, вызывающие наступление его ответственности. Также возможно страхование ответственности перевозчика грузов от причинения непреднамеренного вреда.

Наступление страхового случая и осуществление выплат

Если наступление одного или нескольких страховых случаев по ранее заключённому договору на страхование грузов всё же произошло, страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию. Такое предварительное информирование может быть произведено любым доступным способом: посредством телефонного звонка, факса или электронной почты, причем непременно с обязательным указанием места и времени произошедшего, предполагаемых причин и размера убытка.

Официальным же уведомлением служит письменное заявление о наступлении страхового случая, которое необходимо отправить в адрес страховщика заказным письмом, курьерской доставкой либо по электронной почте. Сроки его представления различны для каждой страховой компании и должны находиться в диапазоне от 24 часов до 5 рабочих дней.

Страхователь обязан приложить все усилия для обеспечения сохранности имущества, являющегося объектом договора, до его осмотра уполномоченным на то представителем страховщика. Он также может перевести пострадавший груз с места происшествия, если это требуется для поддержания должного уровня его безопасности (при условии наличия разрешения на то от другой стороны).

Страховщик вправе потребовать предоставления документов, необходимых для подтверждения факта обоснованности и определения особенностей страхового случая, а именно:

  • Сведения о страхователе (для физических лиц - паспорт или иной, подтверждающий личность документ, для юридических - свидетельство о регистрации и учредительная документация).
  • Свидетельство существования договора страхования (оригинал договора, страховой полис, извещение о начале перевозки, дубликат документа, подтверждающего факт оплаты страховой премии в полном объёме, заявление о выплате страховки).
  • Бумаги, указывающие на наличие имущественного интереса к объекту страхования (комплект договоров купли-продажи, накладные, счета, счета-фактуры и прочая накладная документация).
  • Документы, доказывающие факт перевозки (договор с транспортной компанией, заявка на перевозку, сопроводительная перевозочная документация).
  • Бумаги, удостоверяющие наступление страхового случая (основной - акт об имущественной недостаче, остальной состав зависит от вида перевозок).
  • Документы, обосновывающие размер причинённого ущерба. Это расчёт сумм страховых выплат, заключения экспертов, фотографии и т. п.
  • Документы, подтверждающие реализацию права суброгации (копии претензий к транспортной компании, ответные письма и комментарии).

Заключение

Транспортное страхование грузов предусматривает двухнедельный период со дня получения всех запрошенных документов по страховому случаю для изучения всех обстоятельств дела страховщиком и принятия решения о согласии выплатить возмещение по договору. В эти же сроки последний должен известить страхователя о признании его претензий либо предоставить письменный отказ с развёрнутым перечнем причин. Причитающиеся суммы выплат по договору должны быть перечислены в течение 10 банковских дней, а их получателю направлено извещение о переводе. День снятия средств со счёта страховой компании считается датой выплаты страхового возмещения.

Большое распространение во внешней торговле получили правила, известные как « » (). Эти правила предусматривают 3 варианта страхования, обозначенные буквами «А», «В» и «С». Эти три варианта страховой защиты груза отличаются разной степенью ответственности страховщика за возможные риски.

В практике страхования существует два основных принципа комбинирования рисков при формировании страховой защиты . Оба они используются в страховании грузов.

Первый принцип построен на методе исключения, то есть по этому принципу груз страхуется от всех рисков, за исключением некоторых. Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на условиях «С ответственностью за все риски» Правил страхования грузов, а также Оговорки «А» Института Лондонских Страховщиков Грузов. В соответствии с Правилами страхования грузов страховщик не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

  • а) всякого рода военных действий или мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;
  • б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;
  • в) умысла или грубой небрежности страхователя или выгодоприобретателя, или их представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;
  • г) влияния температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая усушку;
  • д) несоответствующей упаковки или укупорки грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии;
  • е) огня или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя, или их представителей, но без ведома Страховщика, веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания;
  • ж) недостачи груза при целости наружной упаковки;
  • з) повреждения груза червями, грызунами и насекомыми;
  • и) замедления в доставке груза и падения цен; не возмещаются также всякие другие косвенные убытки Страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии .

Второй принцип построен на методе включения, то есть груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на двух других условиях Правил страхования грузов и, соответственно, Оговорки «В» и «С» Института Лондонских Страховщиков Грузов. Второй и третий вариант транспортного страхования грузов обеспечивают меньшую защиту грузов от возможных рисков и включают 5 групп рисков:

  1. Огонь, молния, буря, вихрь и другие стихийные бедствия, крушение или столкновение судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждение судна льдом, подмочка забортной водой;
  2. Пропажа судна или самолета без вести;
  3. Несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;
  4. Все необходимые и целесообразные произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Особенностью страхования на условиях «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения» (Оговорка "С") является то, что, несмотря на идентичность рисков, предусмотренных условиями «С ответственностью за частную аварию », в этом случае возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случаях: крушения или столкновения, пожара или взрыва на судне, самолете или другом перевозочном средстве.

Специфическим при страховании грузов является страхование (при всех трех условиях) убытков, расходов и взносов от общей аварии (англ. general average ). Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза. Например, экипаж судна при возникновении пожара на борту может в целях спасания судна и груза выбросить часть груза за борт или залить его водой. В этом случае ущерб и расходы от общей аварии раскладываются на владельцев грузов, судна и фрахта пропорционально их стоимости. Производится расчет убытков, т. н. диспаша (average adjustment). У всех участников общей аварии: владельцев грузов и др. возникает либо обязанность возместить ущерб и расходы от общей аварии, либо право требовать возмещения ущерба. Причем эти права и обязанности возникают согласно Кодексу торгового мореплавания независимо от того застрахован груз или нет. Страхование в этом случае позволяет оперативно урегулировать претензии по возможному ущербу от общей аварии.

По согласованию сторон также могут быть застрахованы риски, которые обычно являются исключением. Например, по отдельному договору страхуются военные риски, волнения и другие. Регулярные грузоперевозки однотипных партий часто страхуются по генеральному полису , что позволяет сократить транзакционные издержки, упростить и ускорить процедуру страхования.

Incoterms и страхование грузов

В соответствии с Международными правилами «Incoterms-2000», составленными и рекомендованными Международной торговой палатой и применяемыми во внешней торговле , определяются два важных условия экспортно-импортной сделки - момент перехода риска потери или повреждения товара и распределения затрат между продавцом и покупателем :

Как показывает анализ «Incoterms-2000», обязательства относительно страхования грузов содержатся только при поставке грузов на условиях CIF (Cost, Insurance & Freight - стоимость, страхование и фрахт) и CIP (Cost, Insurance paid to… - перевозка и страхование оплачены до…). При поставке на этих условиях продавец обязан застраховать товар в страховой компании с хорошей репутацией. Учитывая то обстоятельство, что переход риска потери и/или повреждения груза не совпадает с распределением затрат между продавцом и покупателем получателем страхового возмещения по договору страхования (выгодоприобретателем) при поставке на условиях CIF или CIP является покупатель. Соответственно страховой полис вместе с другими документами, предусмотренными контрактом , передается покупателю. Минимальная страховая сумма должна покрывать сумму контракта (то есть стоимость товара и фрахта) плюс 10 % и должна быть установлена в валюте контракта. Международные правила требуют заключения договора страхования , если в контракте не оговорено иное, на условиях минимального покрытия рисков, что соответствует условиям «С» Оговорок Института Лондонских страховщиков (Institute of London Underwriters) по страхованию грузов. Данные условия практически соответствуют условиям «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения». При всех остальных условиях поставки по «Инкотермс-2000» не содержится требований к сторонам по обязательному страхованию грузов.

Таким образом, при заключении экспортного или импортного контракта перед продавцом или покупателем неизбежно встает вопрос об уменьшении вероятного ущерба. Выбор того или иного варианта страхования стороны решают либо выбором условий страхования в контракте (при поставке на условиях CIF или CIP), либо каждая сторона решает этот вопрос для себя самостоятельно, учитывая распределение рисков.

При поставке на условиях CIF или CIP , если в контракте не оговорено иное, продавец осуществляет страхование на условиях минимального покрытия рисков. Этого зачастую бывает достаточно при поставке товаров, которые вряд ли могут быть повреждены в процессе транспортировки, например, кокс, металл в чушках, нефть, скрап и т. п. Однако, при транспортировке, например, ценного оборудования, приборов, желательно страхование на условиях «От всех рисков». Поэтому при заключении контракта стороны должны выбрать вариант страхования, адекватный товару, способу его упаковки и транспортировки.

Напишите отзыв о статье "Страхование грузов"

Литература

Стровский Л. Е., Казанцев С.К, Неткачев А. Б. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия/ Под ред. проф. Л. Е. Стровского 4-е изд., перераб и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, с. 452-458 ISBN 5-238-00985-2

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Страхование грузов

– Из коридора направо; там, Euer Hochgeboren, [Ваше высокородие,] найдете дежурного флигель адъютанта, – сказал ему чиновник. – Он проводит к военному министру.
Дежурный флигель адъютант, встретивший князя Андрея, попросил его подождать и пошел к военному министру. Через пять минут флигель адъютант вернулся и, особенно учтиво наклонясь и пропуская князя Андрея вперед себя, провел его через коридор в кабинет, где занимался военный министр. Флигель адъютант своею изысканною учтивостью, казалось, хотел оградить себя от попыток фамильярности русского адъютанта. Радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, когда он подходил к двери кабинета военного министра. Он почувствовал себя оскорбленным, и чувство оскорбления перешло в то же мгновенье незаметно для него самого в чувство презрения, ни на чем не основанного. Находчивый же ум в то же мгновение подсказал ему ту точку зрения, с которой он имел право презирать и адъютанта и военного министра. «Им, должно быть, очень легко покажется одерживать победы, не нюхая пороха!» подумал он. Глаза его презрительно прищурились; он особенно медленно вошел в кабинет военного министра. Чувство это еще более усилилось, когда он увидал военного министра, сидевшего над большим столом и первые две минуты не обращавшего внимания на вошедшего. Военный министр опустил свою лысую, с седыми висками, голову между двух восковых свечей и читал, отмечая карандашом, бумаги. Он дочитывал, не поднимая головы, в то время как отворилась дверь и послышались шаги.
– Возьмите это и передайте, – сказал военный министр своему адъютанту, подавая бумаги и не обращая еще внимания на курьера.
Князь Андрей почувствовал, что либо из всех дел, занимавших военного министра, действия кутузовской армии менее всего могли его интересовать, либо нужно было это дать почувствовать русскому курьеру. «Но мне это совершенно всё равно», подумал он. Военный министр сдвинул остальные бумаги, сровнял их края с краями и поднял голову. У него была умная и характерная голова. Но в то же мгновение, как он обратился к князю Андрею, умное и твердое выражение лица военного министра, видимо, привычно и сознательно изменилось: на лице его остановилась глупая, притворная, не скрывающая своего притворства, улыбка человека, принимающего одного за другим много просителей.
– От генерала фельдмаршала Кутузова? – спросил он. – Надеюсь, хорошие вести? Было столкновение с Мортье? Победа? Пора!
Он взял депешу, которая была на его имя, и стал читать ее с грустным выражением.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Шмит! – сказал он по немецки. – Какое несчастие, какое несчастие!
Пробежав депешу, он положил ее на стол и взглянул на князя Андрея, видимо, что то соображая.
– Ах, какое несчастие! Дело, вы говорите, решительное? Мортье не взят, однако. (Он подумал.) Очень рад, что вы привезли хорошие вести, хотя смерть Шмита есть дорогая плата за победу. Его величество, верно, пожелает вас видеть, но не нынче. Благодарю вас, отдохните. Завтра будьте на выходе после парада. Впрочем, я вам дам знать.
Исчезнувшая во время разговора глупая улыбка опять явилась на лице военного министра.
– До свидания, очень благодарю вас. Государь император, вероятно, пожелает вас видеть, – повторил он и наклонил голову.
Когда князь Андрей вышел из дворца, он почувствовал, что весь интерес и счастие, доставленные ему победой, оставлены им теперь и переданы в равнодушные руки военного министра и учтивого адъютанта. Весь склад мыслей его мгновенно изменился: сражение представилось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Князь Андрей остановился в Брюнне у своего знакомого, русского дипломата.Билибина.
– А, милый князь, нет приятнее гостя, – сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. – Франц, в мою спальню вещи князя! – обратился он к слуге, провожавшему Болконского. – Что, вестником победы? Прекрасно. А я сижу больной, как видите.
Князь Андрей, умывшись и одевшись, вышел в роскошный кабинет дипломата и сел за приготовленный обед. Билибин покойно уселся у камина.
Князь Андрей не только после своего путешествия, но и после всего похода, во время которого он был лишен всех удобств чистоты и изящества жизни, испытывал приятное чувство отдыха среди тех роскошных условий жизни, к которым он привык с детства. Кроме того ему было приятно после австрийского приема поговорить хоть не по русски (они говорили по французски), но с русским человеком, который, он предполагал, разделял общее русское отвращение (теперь особенно живо испытываемое) к австрийцам.
Билибин был человек лет тридцати пяти, холостой, одного общества с князем Андреем. Они были знакомы еще в Петербурге, но еще ближе познакомились в последний приезд князя Андрея в Вену вместе с Кутузовым. Как князь Андрей был молодой человек, обещающий пойти далеко на военном поприще, так, и еще более, обещал Билибин на дипломатическом. Он был еще молодой человек, но уже немолодой дипломат, так как он начал служить с шестнадцати лет, был в Париже, в Копенгагене и теперь в Вене занимал довольно значительное место. И канцлер и наш посланник в Вене знали его и дорожили им. Он был не из того большого количества дипломатов, которые обязаны иметь только отрицательные достоинства, не делать известных вещей и говорить по французски для того, чтобы быть очень хорошими дипломатами; он был один из тех дипломатов, которые любят и умеют работать, и, несмотря на свою лень, он иногда проводил ночи за письменным столом. Он работал одинаково хорошо, в чем бы ни состояла сущность работы. Его интересовал не вопрос «зачем?», а вопрос «как?». В чем состояло дипломатическое дело, ему было всё равно; но составить искусно, метко и изящно циркуляр, меморандум или донесение – в этом он находил большое удовольствие. Заслуги Билибина ценились, кроме письменных работ, еще и по его искусству обращаться и говорить в высших сферах.
Билибин любил разговор так же, как он любил работу, только тогда, когда разговор мог быть изящно остроумен. В обществе он постоянно выжидал случая сказать что нибудь замечательное и вступал в разговор не иначе, как при этих условиях. Разговор Билибина постоянно пересыпался оригинально остроумными, законченными фразами, имеющими общий интерес.
Эти фразы изготовлялись во внутренней лаборатории Билибина, как будто нарочно, портативного свойства, для того, чтобы ничтожные светские люди удобно могли запоминать их и переносить из гостиных в гостиные. И действительно, les mots de Bilibine se colportaient dans les salons de Vienne, [Отзывы Билибина расходились по венским гостиным] и часто имели влияние на так называемые важные дела.
Худое, истощенное, желтоватое лицо его было всё покрыто крупными морщинами, которые всегда казались так чистоплотно и старательно промыты, как кончики пальцев после бани. Движения этих морщин составляли главную игру его физиономии. То у него морщился лоб широкими складками, брови поднимались кверху, то брови спускались книзу, и у щек образовывались крупные морщины. Глубоко поставленные, небольшие глаза всегда смотрели прямо и весело.
– Ну, теперь расскажите нам ваши подвиги, – сказал он.
Болконский самым скромным образом, ни разу не упоминая о себе, рассказал дело и прием военного министра.
– Ils m"ont recu avec ma nouvelle, comme un chien dans un jeu de quilles, [Они приняли меня с этою вестью, как принимают собаку, когда она мешает игре в кегли,] – заключил он.
Билибин усмехнулся и распустил складки кожи.
– Cependant, mon cher, – сказал он, рассматривая издалека свой ноготь и подбирая кожу над левым глазом, – malgre la haute estime que je professe pour le православное российское воинство, j"avoue que votre victoire n"est pas des plus victorieuses. [Однако, мой милый, при всем моем уважении к православному российскому воинству, я полагаю, что победа ваша не из самых блестящих.]
Он продолжал всё так же на французском языке, произнося по русски только те слова, которые он презрительно хотел подчеркнуть.
– Как же? Вы со всею массой своею обрушились на несчастного Мортье при одной дивизии, и этот Мортье уходит у вас между рук? Где же победа?
– Однако, серьезно говоря, – отвечал князь Андрей, – всё таки мы можем сказать без хвастовства, что это немного получше Ульма…
– Отчего вы не взяли нам одного, хоть одного маршала?
– Оттого, что не всё делается, как предполагается, и не так регулярно, как на параде. Мы полагали, как я вам говорил, зайти в тыл к семи часам утра, а не пришли и к пяти вечера.
– Отчего же вы не пришли к семи часам утра? Вам надо было притти в семь часов утра, – улыбаясь сказал Билибин, – надо было притти в семь часов утра.
– Отчего вы не внушили Бонапарту дипломатическим путем, что ему лучше оставить Геную? – тем же тоном сказал князь Андрей.
– Я знаю, – перебил Билибин, – вы думаете, что очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином. Это правда, а всё таки, зачем вы его не взяли? И не удивляйтесь, что не только военный министр, но и августейший император и король Франц не будут очень осчастливлены вашей победой; да и я, несчастный секретарь русского посольства, не чувствую никакой потребности в знак радости дать моему Францу талер и отпустить его с своей Liebchen [милой] на Пратер… Правда, здесь нет Пратера.