Расчет по страховым взносам: контрольные соотношения. Пояснение в налоговую по страховым взносам

В основном контрольные соотношения, опубликованные в письме ФНС , сохранились в том же виде, что и в предыдущей версии (письмо ФНС ). Но есть и изменения. Например, в соотношении о равенстве «Общая сумма исчисленных СВ на ОПС за каждый месяц с базы, не превышающей предельной величины, в целом по плательщику ≠ сумме исчисленных СВ на ОПС за соответствующий месяц с базы, не превышающей предельной величины, по каждому физлицу» теперь допускается погрешность, но не более чем на значение в 0,5 копейки, умноженное на количество застрахованных лиц.

В контрольном соотношении для графы 2 строки 050 приложения 7 появилось условие, что оно должно выполняться только для годового расчета: при условии «код отчетного периода» = 34 гр. 2 ст. 050 прил. 7 р. 1 СВ ≥ 70.

Отменено контрольное соотношение о равенстве значения строки 240 в каждом месяце произведению базы на тариф (ст. 220 × тариф = ст. 240), которое в I квартале доставило много хлопот бухгалтерам, потому что они производят расчет взносов не с базы за месяц, а нарастающим итогом с начала года с учетом ранее уплаченных сумм (в соответствии с п. 1 ст. НК РФ). А также теперь не будет сверяться значение ст. 030 подраздела 1.2 (выплаты для расчета взносов на ОМС) с суммой по графам 210 раздела 3 (расхождения возникали при осуществлении выплат временно пребывающим иностранцам).

Зато появились новые проверки для количества застрахованных лиц. Теперь налоговые органы будут сверять в расчете значения, указанные в графе 2 строк 010 подразделов 1.1, 1.2 и приложения 2, с количеством «1» (признак застрахованного лица в системе), указанных в строках 160 (ОПС), 170 (ОМС), 180 (ОСС) подразделов 3.1.

Изменения коснулись и междокументных проверок. Так, для сверки с 6-НДФЛ теперь в расчете будет задействована не строка 030 подраздела 1.1, а строка 050 (база для исчисления страховых взносов). Кроме того, налоговые органы будут сверять данные по строке 080 приложения 2 (возмещено ФСС расходов на выплату страхового обеспечения) с информацией, предоставленной в ФНС из ФСС.

Остальные показатели, касающиеся расходов по обязательному социальному страхованию (приложения 3, 4), будут проверять территориальные органы ФСС с применением контрольных соотношений, опубликованных в письме .

Ответы на часто задаваемые вопросы

Особенности заполнения уточненного расчета

Вопрос. Отправила расчет по страховым взносам в ИФНС. В ответ пришло уведомление, что расчет принят, но требуется уточнение, так как обнаружено несоответствие ФИО-СНИЛС по одному сотруднику. Как правильно заполнить уточненный расчет?

Ответ. В уточненный расчет надо включить раздел 1 с теми же данными, что были в первичном расчете, а раздел 3 на указанного сотрудника должен быть включен дважды:

  1. С номером корректировки 1 с теми же ФИО-СНИЛС, что были в первичном расчете и без сумм в подразделе 3.2.
  2. С номером корректировки 0 с правильными ФИО-СНИЛС и с суммами в подразделе 3.2.

Не допустимо дублирование СНИЛС

Вопрос. Наша организация сдает расчет по страховым взносам централизованно за все подразделения. Сформировали единый расчет, отправили в налоговую по месту учета ГО и получили уведомление, что расчет считается непредставленным из-за «невыполнения условия равенства значения суммы страховых взносов по плательщику совокупной сумме страховых взносов по застрахованным лицам». Но у нас сходятся суммы между строкой 061 и графами 240. В чем причина отказа?

Ответ. Проверьте не дублируется ли СНИЛС в разделе 3. Такое возникает, когда работник в течение отчетного периода перемещается по подразделениям, а по окончании периода единый расчет формируется из xml-файлов, полученных от подразделений. При обработке расчета в ФНС, суммы по графе 240 по двойным СНИЛС исключаются из расчета для проверки, так как не могут быть идентифицированы однозначно, и поэтому возникает расхождение со строкой 061. На одно физлицо должен быть только один раздел 3, а суммы, начисленные в разных подразделениях, надо объединить. Проверку на дублирование СНИЛС можно сделать в Контур.Экстерне.

Сверка ФИО-СНИЛС

Вопрос. Когда сдавали РСВ в ПФР можно было через Контур. Экстерн запросить у Фонда сверку по ФИО/СНИЛС. Как сделать такой запрос в ФНС?

Ответ. Такую сверку ФИО-СНИЛС можно сделать только в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. А в системе Контур.Экстерн при заполнении расчета по страховым взносам в разделе 3 можно сформировать файл xml для загрузки в личном кабинете, чтобы не вводить там анкетные данные вручную. Такая возможность появилась в системе Контур.Экстерн в начале июля.

Приложение N 2

Утвержден

приказом ФНС России

от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАСЧЕТА ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

  • IV. Порядок заполнения листа "Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем" расчета
  • V. Порядок заполнения раздела 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов" расчета
  • VI. Порядок заполнения приложения N 1 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование" к разделу 1 расчета
  • VII. Порядок заполнения подраздела 1.1 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"
  • VIII. Порядок заполнения подраздела 1.2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование"
  • IX. Порядок заполнения подраздела 1.3 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в статье 428 Налогового кодекса Российской Федерации"
  • XI. Порядок заполнения приложения N 2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" к разделу 1 расчета
  • XII. Порядок заполнения приложения N 3 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации" к разделу 1 расчета
  • XIII. Порядок заполнения приложения N 4 "Выплаты, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета" к разделу 1 расчета
  • XIV. Порядок заполнения приложения N 5 "Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 3 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации" к разделу 1 расчета
  • XV. Порядок заполнения приложения N 6 "Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации" к разделу 1 расчета
  • XVI. Порядок заполнения приложения N 7 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 7 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации" к разделу 1 расчета
  • XVII. Порядок заполнения приложения N 8 "Сведения, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 9 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации" к разделу 1 расчета
  • XVIII. Порядок заполнения приложения N 9 "Сведения, необходимые для применения тарифа страховых взносов, установленного пунктом 2 статьи 425 (абзацем вторым подпункта 2 статьи 426) Налогового кодекса Российской Федерации" к разделу 1 расчета
  • XIX. Порядок заполнения приложения N 10 "Сведения, необходимые для применения положений подпункта 1 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации организациями, осуществляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг" к разделу 1 расчета
  • XX. Порядок заполнения раздела 2 "Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов - глав крестьянских (фермерских) хозяйств" расчета

Который с начала 2017 г. подается в налоговые органы, а не в фонды. Если в ходе проверки инспекторы выявят несоответствия между полученными сведениями и информацией, которой они располагают, а также в других случаях, они потребуют предоставить пояснения по Расчету страховых взносов в налоговую. О том, что может послужить причиной для затребования пояснений, как их составить и предоставить в ИФНС, расскажем далее.

Как предоставить пояснение в налоговую по страховым взносам

Предоставить пояснения в ИФНС нужно в течение 5 рабочих дней после получения требования. Отвечать на требование налоговиков о пояснении нужно обязательно, ведь за свое «молчание» налогоплательщику придется заплатить штраф в размере 5000 руб., а при повторном игнорировании в течение того же года, уже 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Какой-либо официальный образец пояснения в налоговую по страховым взносам отсутствует, ответ на требование ИФНС составляется в произвольной форме. Далее мы рассмотрим, как можно оформить пояснения для налоговой в некоторых ситуациях.

Пояснение в налоговую: пониженный тариф страховых взносов

О том, что фирма или ИП рассчитывают страхвзносы по пониженным тарифам, инспекторы узнают из Расчета по страховым взносам, поэтому в требовании они запросят документы, подтверждающие право страхователя на применение льготных ставок. Перечень документов зависит от применяемой системы налогообложения и вида деятельности. Это может быть копия КУДиР , расчетно-платежные документы, копия свидетельства о резидентстве в особой экономической зоне, документы, подтверждающие право на ведение определенной деятельности и т.п.

Документы могут запросить как в «бумажной» (в виде заверенных копий), так и в электронной форме. Пояснения должны содержать ссылку на статью НК РФ, на основании которой применяются пониженные тарифы, вид деятельности фирмы или ИП и другие сведения, которые интересуют налоговиков. Подтверждающие документы нужно оформить как приложение к пояснениям.

Образец пояснения в налоговую по страховым взносам.

Руководителю ИФНС № 43 по г. Москве

от ООО «Астра»

ИНН7701234561, КПП 7700001001

ОГРН 1234567891234

Адрес: 125111г. Москва, ул. Парковая, 43, оф. 67

Исх. № 123 от 02.11.2017 г.

ПОЯСНЕНИЯ

В ответ на ваше требование № 111/222-33 от 25.10.2017 г. о праве применения пониженных тарифов страховых взносов, сообщаем:

ООО «Астра» занимается техобслуживанием и ремонтом автотранспортных средств и применяет упрощенную систему налогообложения. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 427 и пп. 3 п. 2 НК РФ, к данной деятельности допускается применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20%. Доход ООО «Астра» за отчетный период 9 месяцев 2017 г. составил 54,5 млн руб., что не превышает допустимый лимит для применения пониженных тарифов по страховым взносам.

Указанную информацию подтверждаем копиями документов, прилагаемыми к настоящим пояснениям.

Приложение:

  1. Копия КУДиР за 9 месяцев 2017 г.
  2. Копия выписки Росстата с кодами ОКВЭД.

Генеральный директор ООО «Астра» Семенов Семенов А.П.

Пояснение о необлагаемых суммах

В своем требовании инспекция может запросить детализацию сумм, не облагаемых страхвзносами: больничных, детских пособий, суточных и т.п.

В пояснении достаточно разбить общую необлагаемую сумму на категории, то есть указать общую сумму, и сколько из нее составляют больничные пособия, суточные, матпомощь, пособие по уходу за ребенком и т.д. Указывать необлагаемые суммы в привязке к конкретным физлицам в данном случае не требуется.

Пояснения в налоговую по неуплате страховых взносов

Отсутствие в расчете начислений и уплаты страховых взносов – тоже повод для запроса пояснений.

Расчет по страховым взносам сдается всеми страхователями, независимо от того, велась ими деятельность в отчетном периоде или нет. Если данные о начислении и уплате взносов отсутствуют, то причину этого нужно пояснить. Например, указать, что в отчетном периоде ООО или ИП деятельность не вели, в связи с чем не осуществляли и выплату зарплаты сотрудникам, либо, что в компании работников нет, а числится только руководитель, являющийся также ее единственным учредителем.

Чтобы предупредить вопросы, такие пояснения в налоговую по уплате страховых взносов лучше подать сразу, приложив их к «нулевому» Расчету.

Для подачи уточненки РСВ 2017 или пояснений по Расчету в Налоговую у компании есть 5 рабочих дней.

Камеральные проверки по новому отчету РСВ 2017 налоговики проводят согласно требованиям статьи 88 НК РФ. Если в ходе такой проверки контролеры обнаружили неточности в представленных расчетах и потребовали разъяснений, не стоит игнорировать налоговиков. С 1 января 2017 года при непредставлении запрошенных пояснений или не подаче уточненки, организация может быть оштрафована на 5 тысяч рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ), а за повторное нарушение в течение налогового периода - уже на 20 тысяч рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). Расскажем об основных правилах подачи уточненок и пояснений в Налоговую в ходе и после камеральной проверки РСВ 2017.

Отправить в налоговую электронно быстро и безопасно нужные сведения: и первичный, и уточненный РСВ 2017 поможет система «Бухсофт онлайн» - электронная отчетность через интернет.

Ошибка в расчете по страховым взносам - как поступить?

Разберем самые распространенные ошибки и порядок действий при их обнаружении:

  • Если при заполнении расчета по страховым взносам 2017 компания допустила ошибку в персональных данных сотрудника или указала неверные суммы страховых взносов, и расчет по этой причине не был принят, нужно подать корректировочный отчет с номером 0.
  • Если ошибок в персональных данных нет, но есть иные неточности, которые привели к занижению сумм страховых взносов, то подается уточненка с последовательными номерами корректировки (1, 2 и т.д.). В уточняющем Расчете нужно заполнить общие обязательные разделы и Раздел 3 на сотрудника, по которому выявлены ошибки, приведшие к занижению сумм взносов.
  • Если в РСВ 2017 имеют место ошибки, которые не повлияли на взносы или ошибка стала причиной их завышения при уплате, то в Налоговую достаточно подать просто пояснение.

Соблюдайте сроки подачи пояснений и уточненных Расчетов

Для подачи уточненки РСВ 2017 или пояснений по Расчету у компании есть 5 рабочих дней.

Отсрочек не предусмотрено. Однако в Налоговом кодексе РФ есть допущение, разрешающее продлить срок представления документов (п. 3 ст. 93 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ, приказ ФНС России от 25.01.17 № ММВ-7-2/34@). Кроме того, любая организация имеет возможность на законных основаниях продлить срок подготовки пояснений. Квитанция о получении требования от налоговиков должна быть отправлена им в течение 6 рабочих дней. При этом срок подачи уточненки либо пояснений отсчитывается от даты отправки квитанции. Если требование есть возможность прочитать, как говорится, не отходя от кассы, то отправить квитанцию можно на шестой день после получения. Таким образом, у компании будет пять дополнительных дней, чтобы подготовить пояснения или сформировать уточняющий Расчет.

Какие документы требуется представить в ИФНС по взносам?

В ходе камеральной проверки налоговики могут потребовать документы, в которых будут обоснованы отраженные в Расчете суммы, не облагаемые страховыми взносами (п. 8.6 ст. 88 НК РФ). Стоит отметить, что подобных выплат, перечисленных в Налоговом кодексе РФ, довольно много и не для всех из них предусмотрена детализация в РСВ 2017.

От вида начисленных необлагаемых взносами сумм зависит перечень требуемых документов, и знать заранее какие именно истребуют контролеры невозможно.

Тем не менее, каждым запрошенным документом обязан быть подтвержден факт начисления таких сумм, основание для их начисления и размер начисления каждому работнику.

Потому по требованию контролеров рекомендуем представить наиболее полный комплект документов, которыми компания сможет подтвердить, что конкретные выплаты не являются облагаемыми взносами. Если пропустить какой-либо документ, налоговики могут сделать вывод, что выплаты не являются необлагаемыми и произвести доначисление взносов.

Если из требования налоговиков непонятно, какие именно бумаги им необходимо направить, отправьте уведомление о невозможности представить документы. Форма такого уведомления приведена в приложении к приказу ФНС РФ от 25.01.17 № ММВ-7-2/34@. В уведомлении укажите, что запрошенными бумагами вы не располагаете и попросите более точно указать, какие именно документы требуются налоговыми инспекторам.

Три причины запроса контролерами пояснений

Стоит отметить, что уже имеют место рассылаемые налоговыми инспекторами требования по камеральным проверкам РСВ 2017 за первый квартал. Среди прочих следует выделить три наиболее часто встречающиеся причины запроса контролерами пояснений и документов.

Пояснение расхождений РСВ 2017 с 6-НДФЛ

Налоговики, главным образом, сверяют новый расчет по страховым взносам с 6-НДФЛ. Для этого разработаны контрольные соотношения.

Организации наверняка будет выслано требование пояснений, если в Расчете доходы превышают выплаты, указанные в 6-НДФЛ. Согласно контрольным соотношениям разница строк 020 и 025 в 6-НДФЛ должна быть больше либо равна сумме выплат, указанной по строке 030 подраздела 1.1 РСВ 2017 (письмо ФНС России от 13.03.17 № БС-4-11/4371@).

Если суммы по этим строкам двух отчетов не сходятся - вовсе не значит, что допущена ошибка. Доходы в 6-НДФЛ и РСВ 2017 необязательно должны быть равны. Например, в строке 020 расчета по НДФЛ указываются доходы без сумм пособий по материнству и уходу за ребенком, при этом в строку 030 РСВ 2017 данные выплаты включаются наряду с другими доходами.

Настоящее Указание на основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 1999, № 47, ст. 5622; 2002, № 12, ст. 1093; № 18, ст. 1721; 2003, № 50, ст. 4855, ст. 4858; 2004, № 30, ст. 3085; 2005, № 10, ст. 760; № 30, ст. 3101, ст. 3115; 2007, № 22, ст. 2563; № 46, ст. 5552; № 49, ст. 6048; 2009, № 44, ст. 5172; 2010, № 17, ст. 1988; № 31, ст. 4195; № 49, ст. 6409; 2011, № 30, ст. 4584; № 49, ст. 7040; 2012, № 53, ст. 7592; 2013, № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4067; 2014, № 23, ст. 2934; № 30, ст. 4224; № 45, ст. 6154) (далее - Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации») устанавливает требования к методике расчета страховых тарифов, в том числе к ее структуре и содержанию, методам и принципам расчета страховых тарифов (базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним или предельных значений указанных коэффициентов) по видам страхования, к порядку использования статистических данных по видам страхования.

Раздел I. Требования к методике расчета страховых тарифов, в том числе к ее структуре и содержанию

1. При определении страховой премии по договору добровольного страхования страховщик обязан применять актуарно (экономически) обоснованные страховые тарифы (базовые тарифные ставки и коэффициенты к ним), которые рассчитываются в соответствии с утвержденной им методикой расчета страховых тарифов.

Методика расчета страховых тарифов разрабатывается страховщиком в соответствии с требованиями статьи 11 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», положениями настоящего Указания и утверждается страховщиком и предоставляется в орган страхового надзора в составе методики актуарных расчетов.

2. Методика расчета страховых тарифов должна содержать перечень рисков по каждому виду страхования с указанием названия и даты утверждения и направления в орган страхового надзора правил страхования, предусматривающих данный риск.

3. При расчете страховых тарифов по страхованию жизни обязательным приложением к методике расчета страховых тарифов являются таблицы смертности (инвалидности, заболеваемости), используемые при расчете тарифов, с указанием информации об источниках и способах получения указанных таблиц.

4. Для каждого вида страхования, по каждому риску (совокупности рисков), для которого рассчитывается страховой тариф, в методике расчета страховых тарифов необходимо указать следующую информацию.

4.1. Структуру страхового тарифа, с указанием доли страхового тарифа, предназначенной для обеспечения текущих страховых выплат по договорам страхования, расходов на выплату вознаграждения, выплачиваемого страховщиком страховому агенту, страховому брокеру, иных расходов на заключение договора страхования, расходов страховщика по обслуживанию договоров страхования, расходов на осуществление страховых выплат.

4.2. Наименование, источники и объем используемых статистических данных. Временной период, за который используются статистические данные при расчете страхового тарифа.

4.3. Методы определения корректировок и расчета прогнозных значений статистических данных в случае их использования.

4.4. Наличие франшизы, ее вид (условная, безусловная) и размер.

4.5. Методы расчета страхового тарифа, с указанием перечня применяемых терминов и обозначений, обоснование и методику расчета поправочных коэффициентов к базовым тарифным ставкам.

4.6. В описании методов расчета страховых тарифов по страхованию жизни необходимо также указать величину нормы доходности, порядок уплаты страховой премии (единовременно, путем внесения страховых взносов периодически, в установленные договором страхования сроки); порядок выплаты страховой суммы (единовременно, регулярно, в течение определенного договором страхования срока, в форме страховой ренты, аннуитетов, страховых пенсий); характеристику страховой суммы (постоянная, возрастающая или убывающая).

5. Методика расчета страховых тарифов должна содержать перечень случаев, когда страховые тарифы подлежат обязательному пересмотру.

Раздел II. Требования к методам и принципам расчета страховых тарифов (базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним или предельных значений указанных коэффициентов) по видам страхования

1. При определении метода расчета базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним или определении предельных значений указанных коэффициентов страховщики должны руководствоваться принципами, изложенными в федеральных стандартах актуарной деятельности, стандартах и правилах саморегулируемых организаций актуариев.

2. При расчете базовой тарифной ставки по договору страхования жизни страховая организация должна исходить из уравнения эквивалентности: равенства актуарной стоимости страховых выплат по предстоящим страховым случаям и актуарной стоимости страховых премий на начало срока действия договора страхования.

3. Доля расходов на выплату вознаграждения, выплачиваемого страховщиком страховому агенту, страховому брокеру не может превышать двадцати процентов от страховой премии.

4. Методы расчета страховых тарифов должны быть основаны на одном из следующих принципов.

4.1. Расчет страховых тарифов производится на основе статистических данных по одному или нескольким основным страховым рискам, имеющим наибольшее влияние на величину страхового тарифа по виду страхования.

4.2. Расчет страховых тарифов производится на основе статистических данных в совокупности по всем рискам, покрываемым страхованием.

Раздел III. Требования к порядку использования статистических данных по видам страхования

1. Статистические данные используются после проведения проверки, включающей в себя: сверку статистических данных страховщика с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иными документами страховщика, сопоставление данных с данными предыдущих периодов (периода), с информацией профессиональных объединений и ведомств.

Для целей расчета страховых тарифов могут быть произведены корректировки статистических данных или получены прогнозные значения по имеющимся статистическим данным.

2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

3. Страховым организациям необходимо привести методику расчета страховых тарифов в соответствие с настоящим Указанием в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу настоящего Указания.

Пояснительная записка
к проекту Указания Банка России «О требованиях к методике расчета страховых тарифов»

Банк России разработал указания «О требованиях к методике расчета страховых тарифов» (далее - проект указания) в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Указания устанавливает требования к методике расчета страховых тарифов по добровольным видам страхования, в том числе к ее структуре и содержанию, методам и принципам расчета страховых тарифов (базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним или предельных значений указанных коэффициентов) по видам страхования, к порядку использования статистических данных по видам страхования.

Вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Предложения и замечания к указания, направляемые в рамках публичного обсуждения, принимаются с 26.12.2015 по 08.01.2016.

Обзор документа

Приведен проект Указания ЦБ РФ о требованиях к методике расчета страховых тарифов.

Проектом устанавливаются требования к структуре и содержанию методики, методам и принципам расчета страховых тарифов по видам страхования, а также к порядку использования статистических данных по видам страхования.

В частности, при определении страховой премии по договору добровольного страхования страховщик обязан применять актуарно (экономически) обоснованные страховые тарифы. Они рассчитываются в соответствии с утвержденной им методикой расчета страховых тарифов. Она разрабатывается, утверждается и предоставляется страховщиком в орган страхового надзора в составе методики актуарных расчетов.

Согласно проекту при определении метода расчета базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним страховщики должны будут руководствоваться федеральными стандартами актуарной деятельности, а также стандартами и правилами саморегулируемых организаций актуариев.

Статистические данные используются после проведения проверки. Для целей расчета страховых тарифов могут быть произведены корректировки статистических данных или получены прогнозные значения по имеющимся статистическим данным.